Окно, как источник света | Foto-kadr.ru

Окно, как источник света

Свет от окна для профессионального портрета

Многие студийные снимки можно сделать, используя всего лишь естественный свет от окна.

Окно – большой источник рассеянного света. В нашем случае свет дополнительно рассеивался глазурью на стекле, поэтому модель могла стоять близко к окну без особого риска потерять детали на белом платье. Также стена за моделью служит дополнительным источником. Свет, отражаясь от нее, подсвечивает спину модели.

Когда я работаю на выезде, дома у клиента или в офисе, я пытаюсь использовать естественный свет из окна. Он также может создавать различное настроение, как и студийные вспышки. Настроение может меняться в зависимости от времени суток. Например, от мягкого теплого романтического свечения в начале вечера до резкого, театрального эффекта в середине дня, когда в окно попадает прямой солнечный свет. Количество и качество света также зависят от формы и размеров окна.

Обычно я использую большое окно в доме, потому что, если оно даст достаточно света для ростового портрета, то о количестве света для небольших групп и портретов крупным планом можно не беспокоиться.

Если комната будет частью обстановки в кадре, убедитесь, что вы сможете расположить модель не только у окна, но и в глубине комнаты. Это даст вам большую гибкость, так как вы сможете лучше управлять контрастом и интенсивностью света, изменяя положение модели.

Вы можете смягчить свет, закрывая окно полупрозрачным материалом, таким как вуаль. Это дает качество света, похожее на софтбокс. Единственным недостатком является то, что вы не можете контролировать угол наклона солнечных лучей, так как это зависит от времени суток.

Если в окно попадают прямые солнечные лучи, свет становится жестким, но ограниченным формой окна. В яркий солнечный день можно смягчить свет, закрыв окно рассеивающей панелью.

Большое окно – маленькая модель. Окно, которое выбирается для съемки, не всегда может иметь лучшее качество света. В этом случае окно было выбрано, чтобы сыграть на контрасте размеров окна и девочки.

Если объект съемки освещается сзади, вам придется выбирать, как устанавливать экспозицию. Либо установить экспозицию по модели и получить переэкспонированный фон, либо установить экспозицию по фону и получить недоэкспонированную модель. Если вы решили замерять экспозицию по модели, используйте точечный замер или подойдите как можно ближе для настройки, иначе очень яркий свет сзади может внести погрешность в измерения. В случае использования отражателя замеряйте экспозицию с установленным в рабочее положение отражателем, иначе рискуете получить переэкспонированную модель.

Пестрый свет. В солнечный день свет, падающий в окно через листву, может давать пятна, как в этом портрете. Я усадил девочку в основном в тень, но позволил свету коснуться ее носа и руки, чтобы добавить волшебные качества естественного света в картинку.

Съемка с задней подсветкой

Одной из проблем такой съемки является риск получить недоэкспонированный объект съемки. В этой части статьи рассказывается, как сбалансировать экспозицию с помощью заполняющей вспышки.

Освещение сзади: так как большая часть света идет сзади, свет на лице получается мягкий и не хватает контрастности. Это похоже на высокий ключ в студии, когда фон слишком пересветили вспышками.

Добавление света: чтобы сбалансировать экспозицию и сделать тон кожи немного лучше, я использовал накамерную вспышку в автоматическом режиме.

Добавляем объем

Свет из окна иногда может давать плоский рисунок. Так как передвинуть окно возможности нет, остается вариант изменения положение модели.

Плоское освещение: направление лица и свет из окна находятся на одной линии, поэтому рисунок получается плоским.

Поворот головы для создания объема: если модель немного повернет лицо к камере, на дальней от окна стороне лица появится тень. Это моментально создает более объемный рисунок.

Совет:

Когда солнце находится высоко, свет из окна падает под более острым углом. Следовательно, нужно расположить модель ниже окна, например, посадить на стул или на пол, чтобы она была освещена. Также ей нужно будет немного поднять лицо вверх, к свету, чтобы избежать резких теней под глазами.

Используйте отражатель, направляя его от камеры на объект съемки, чтобы контролировать контраст освещения.

Что такое заполняющий свет в фотографии и как его правильно применять?

Здравствуйте! Вас приветствует, Тимур Мустаев. Тема взаимодействия с освещением – правила, схемы, виды и т.д. – должна быть у каждого фотографа на первых местах. Я догадываюсь, что многие из вас слышали о главном источнике света, то есть о том, который и создает сам рисунок на объекте.

Но он далеко не единственный, не зная о других, вам трудно будет создать хорошую фотографию. Тем более что условия съемок бывают разные. Итак, кто из вас слышал заполняющий свет в фотографии? Что он значит?

Начну с того, что вкратце обозначу важные световые потоки. Это четыре типа, которые можно комбинировать как угодно:

  1. Рисующий (РС) – главный и самый мощный источник света в павильоне. Солнце можно рассматривать как его аналог при уличной фотосессии. РС четко направлен на модель и создает основную игру света и тени.
  2. Заполняющий. О нем подробно ниже.
  3. Фоновой (ФС). Один или два прибора устанавливают прямо перед фоном. ФС нужен для высветления, изменения тона или цветового эффекта на заднем плане.
  4. Моделирующий. Его часто направляют на какую-либо деталь, например, волосы модели. Он выделяет их, подчеркивая золотистыми отблесками. Размер такого светового пучка можно регулировать.

Также можно отметить, так называемый, контровой свет, или контровое моделирование. В данном случае световыми линиями выделяется, допустим, в портретном фото форма головы и туловище. Модель таким образом отделяется от фоновой части.

Виды света: заполняющий

Переходим к полной характеристике заполняющего потока света (ЗС). Он считается вспомогательным и менее мощным. Используется не всегда, а тогда, когда необходимо создать равномерное освещение на объекте (модели) или на всей конкретной зоне.

На ваших фото возникает много нежелательных теней и вообще сильный контраст? ЗС — это определенно то, что нужно. Помимо смягчения перехода от света к тени, он также делает объемы более выраженными, а лицам придает реалистичную округлость. В большинстве случаев такое заполнение светом как бы выравнивает тоновые свойства объекта.

По каким особенностям можно понять, что свет (прибор) именно заполняющий?

  • Широкий угол рассеивания. Это зависит от выбранной насадки.
  • Малая сила света. Мощность на устройстве всегда можно уменьшить.
  • Мягкий свет дает тканевая поверхность ЗС.
  • Внутренняя отражающая поверхность обычно матовая.

Как получить такой свет?

Для того чтобы получить такие показатели, для ЗС используют специальные материалы. В частности, это должен быть большой софтбокс, т.е. устройство квадратной, вытянутой прямоугольной (стрит-) формы или многогранник (октобокс), и поток света проходит через ткань.

В отличие от жестких рефлекторов такой бокс имитирует естественный свет из окна. Иногда для дополнительного смягчения теней применяют рассеиватели, фотозонты или большое белое полотно.

Преимущественно мы говорили об устройстве и возможностях освещения в студийных помещениях, но разное световой оборудование можно использовать и на улице. Они легкие для перемещения и просты в обращении: поймайте луч и отразите его на мало- или неосвещенную часть предмета. Как вы представляете, они действуют с отраженным светом.

Отражатели так же создают заполняющий свет. Отражатели могут иметь белый, серебристый, золотистый или черный экран. Белый считается самым нейтральным и универсальным, а черный нужен для поглощения света.

Цветные же варианты на любителя, так серебро дает более холодный, металлический тон, а золотистый – теплый, усиливает желтые оттенки. Окна, светлые стены и потолок – все это также примеры отражателей, которые находятся у нас под рукой.

Раскладка света

И напоследок немного о схемах расположения источников света, которых великое множество, и они зависят от целей фотосъемок. Наиболее удобный порядок включения света такой: сначала рисующий, затем на фон и, если требуется, заполняющий, моделирующий.

Когда-то можно брать только один из них, например, рисующий, иногда два одинаковых – для особого драматического снимка, а, порой, и все сразу.

Последняя комбинация считается наиболее сложной, ведь нужно так выставить приборы, чтобы свет одного не перебивал другой. Особенно нужно смотреть, чтобы не было двойных теней, возникающих, порой, при наличии РС и ЗС. Заполняющий источник не должен быть виден зрителю.

Непосредственно, ЗС можно устанавливать в переднем или диагональном (под 45 градусов) положении к модели. Считается, что так он лучше всего поработает над смягчением теней и контрастов. Например, модель находится в центре комнаты, справа на нее направлен рисующий свет, слева заполняющий.

При этом фон освещен с двух сторон, а сзади человека включен моделирующий. Высота штатива прибора также регулируется. В классическую схему входят меньше источников – три, и обязательно с заполняющим, помимо РС и ФС. В этом случае ЗС можно расположить как сбоку, так и фронтально — в зависимости от локации основного источника и, получается, как бы в противовес ему.

Если у вас в распоряжении студия с хорошим светом из окна, используйте его для заполнения теневых областей. Только окна придется прикрыть тканью. И вот получается ровное мягкое освещение! Отличным вариантом является окно как рисующий источник, а дополнительная подсветка – это заполняющий. В принципе, встроенные и внешние вспышки с рассеивателем способны неплохо выполнить эту задачу.

Вы начинающий фотограф? Хотите использовать все преимущества вашего зеркального фотоаппарата? Рекомендую вам видео курс специально для новичков, с детальным объяснением всех возможностей фототехники.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого фототехника NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого фототехника CANON.

На этом у меня все. До свидания, читатели! Учитесь, практикуйтесь. И помните, свет создает фотографию!

Съёмка в фотостудии, с чего начать и как настроить свет. Как фотографировать в студии.

Я часто сталкиваюсь с тем, что начинающие фотографы не знают как настраивать фотоаппарат и студийные вспышки для съемки в фотостудии. И сразу после технических моментов возникают вопросы куда и как лучше светить. Начну я с того раздела, понять и отработать, который можно еще до того, как вы попадёте в студию. Затем мы перейдём к технической части.

Материал разбит на три статьи:

1 часть. Просто о светотеневом рисунке.

Итак, начну разговор о светотеневом рисунке с того, что в нем нет ничего сложного. Грамотное освещение в фотографии это чаще всего имитация реальной ситуации. Если сюжет предполагает, например, то что человек в подвале – просто представьте, где в подвале будут окна. Обычно в подвальном помещении они где-то вверху. И в эти окна будет скорее всего попадать не прямой солнечный свет, а рассеянный (переотраженный от других стен и пр.). Но если в подвале включить электрический свет, то это по закону жанра низкая лампочка, которая болтается на проводочке. Она как раз будет давать довольно жесткий свет (не рассеянный). Ориентируясь на то, что мы хотим показать, мы и размещаем источники света. То есть нам нужно решить, откуда они будут светить и каким светом – рассеянным или нет. А если выражаться точнее, то мы решаем, откуда и с какой яркостью будет светить источник и насколько жестким будет этот свет.

Что такое жесткость света

Между светлым и темным участком на фотографии может быть резкий переход от света к тени, а может быть постепенный. В постепенном на границе перехода тень плавно становится светлее и «вливается» в светлый участок.

Жесткость света — это то насколько эта граница четко очерчена или плавно переходит в светлый участок.

При жестком освещении граница четко видна.

При мягком освещении нельзя определённо сказать, где заканчивается освещенный участок и начинается теневой. Переход в этом случае плавный.

Пример жесткого света. Мы видим четкую границу участка, где начинается тень. Особенно хорошо это видно на шее.

Здесь свет мягче, чем на предыдущей картинке – граница света и тени не такая четкая. Мягче свет на этой фотографии за счет того, что площадь источника света значительно больше.

В теории нет чёткого математического разделения света на жесткий и мягкий. Здесь как с двумя волосинками: две на голове — это мало, а две в супе — это много. Нужно смотреть на конкретную сцену и решать нам нужно помягче или пожёстче.

Жесткий свет подчеркивает достоинства, но при этом и «вытаскивает наружу» все недостатки человека. Он более требователен к красоте пропорций модели. С мягким светом на начальном этапе работать проще.

Жесткость света зависит от двух параметров:

  1. Площадь источника света.
  2. Расстояние до источника.

Чем больше площадь источника и чем ближе источник к модели, тем мягче свет.

Солнце огромный источник света, но находится настолько далеко, что превращается в один из самых жестких источников. Но если солнце скрылось – облака выступают в роли рассеивателя и светит уже вся поверхность тучи. В пасмурную погоду мы получаем мягкий свет с которым проще снимать повседневные сюжеты. Но если мы хотим (и понимаем как) использовать светотеневой рисунок в композиции кадра создавая тенями отдельную форму (как на фото ниже), в этом случае без жесткого света не обойтись.

Пример фотографии сделанной под прямыми солнечными лучами. Жесткий свет.

ph: PoL Úbeda Hervàs

На восприятие фотографии также влияет её тональность. Няшные милые сюжеты показывают, как правило, в светлой тональности. Без темных пятен в кадре и глубоких теней. А когда фотограф хочет показать мрачное настроение, он зачастую использует темную тональность и тени в кадре становятся глубокими, тёмными. Итак, мы подошли к вопросу о том, как регулировать глубину тени. Одним источником мы будем создавать светотеневой рисунок, другим будем светить на тени, чтобы сделать их не такими тёмными.

Рисующий и заполняющий свет, что это значит

На фотографии выше на мяч светит один источник справа сбоку сверху и левая часть мяча в тени. Это тот светотеневой рисунок, которого хотел добиться фотограф, если говорить о том, где будут светлые, а где тёмные участки. Однако настолько тёмная тень не входила в планы фотографа, и он добавил еще один источник света. Второй источник света будет светить не так ярко, как первый, иначе он уберёт тень полностью. Но нам нужно, чтобы тень всё же присутствовала, но не была такой глубокой.

Источник света, которым мы подсвечиваем тени, называется заполняющим. Он заполняет тени светом.

На этой фотографии заполняющий источник света расположен сбоку слева чуть выше мяча, поэтому в самом низу мяча остался участок, который не освещает ни рисующий ни заполняющий свет. Чтобы такого не происходило, заполняющий источник чаще всего ставят возле фотографа, чтобы он освещал то же, что видит камера. Куда смотрит камера туда же светит и заполняющий источник света.

Вот еще один пример, в котором на одной из фотографий рисующий и заполняющий источники светят с одинаковой мощностью. Это приводит к тому, что мяч со всех сторон освещен одинаково.

Итак, рисующий источник определяет форму светотеневого рисунка. Или, если говорить проще, определяет, в какую сторону будет падать тень. А заполняющий источник определяет то насколько глубокой будет эта тень. В роли заполняющего источника может выступать не только второй осветительный прибор, но и отражатель. Например, если с теневой стороны находится белая стенка, от неё будет переотражаться часть света и тень будет уже не такой глубокой, как была бы, если бы с теневой стороны находилась черная стенка. В фотомагазинах продаются отражатели (обычно круглые или овальные), которыми фотографы переотражают солнце и таким образом используют их в роли заполняющего источника света.

Контраст в фотографии

В предыдущем разделе мы подошли к понимаю контраста в кадре. Контраст — это разница между яркостью светлых и тёмных участков кадра. И по сути глубиной теней и яркостью бликов мы определяем насколько контрастными будут наши кадры. В целом о контрасте, как об одном из выразительных средств фотографии, вы узнаете из раздела «композиция», который относится к отдельному курсу. Сейчас хочу лишь обозначить пару моментов.

  • Чем выше контраст, тем насыщеннее выглядят цвета в кадре.

Если тень в кадре является отдельной формой, чтобы она была четко обозначена, кадр делают контрастным и источник света жестким. Это не догма, а одна из возможностей. Просто обратите внимание на то, как это работает.

Art by Kumi Yamashita

Пример, в котором тень выступает отдельной формой.

Как я уже говорил, в формировании светотеневого рисунка нет ничего сложного. По сути все, что необходимо знать, для того, чтобы рисовать светом мы описали выше. Дальше пойдут технические детали и творческие приемы.

Итак, в процессе созидания кадра вам нужно решить:

  • Откуда будет светить основной источник света, чтобы форма теней в кадре вам нравилась.
  • Мягким или жестким будет основной источник света.
  • С какой яркостью будет светить основной источник света и какая яркость будет в теневых участках фотографии.
  • Нужны ли дополнительные источники света, чтобы сделать световой акцент на деталь, ушедшую в тень. Это может быть мелкая деталь в одежде или столь крупная как фон, или блик на волосах, который мы захотим прорисовать отдельным источником.
  • Также нужно решить, какой яркости будет каждый из световых акцентов.

Хочу обратить ваше внимание на то, что в большинстве действительно интересных кадров, свет поставлен достаточно просто. Очень часто это один источник, часть света которого отражается от окружающей обстановки. И этот, отраженный от пола, стен и предметов свет выступает в роли заполняющего.

1. В течение недели наблюдайте за светотеневым рисунком в повседневной жизни. Например, если ваш собеседник находится возле окна, обратите внимание, как распределяется светотеневой рисунок. Рассматривать можно не только людей, но и предметы. В течение недели вам нужно проанализировать не меньше тысячи сцен. В каждой сцене нужно обратить внимание на:

  • Направление света
  • Глубину тени
  • Жесткость тени

2. Найдите 100 интересных фотографий, снятых в студии, и постарайтесь понять, сколько там источников света, где они расположены и определите их жесткость.

3. После первых двух заданий придите в студию с моделью, поставьте её в нескольких шагах от фона. Снимайте погрудный портрет в фас. Мягкий рисующий источник света расположите справа сверху немного впереди модели, так чтобы он светил на модель под углом 45 градусов. Затем снимите серию портретов, в которой меняйте положение источника (справа, сбоку, сверху над головой модели, снизу и т.п.). В каждом положении источника света сделайте два кадра: один с включенным заполняющим светом, второй без заполнения. Не забывайте, что делать нужно погрудные портреты, а не ростовые и поясные. Погрудные для того, чтобы, когда вы будете рассматривать и анализировать отснятые кадры (на экране компьютера, а не в фотоаппарате), вы могли достаточно отчетливо видеть светотеневой рисунок на лице модели.

Ян Вермеер: свет в окне

31 октября исполняется 385 лет со дня рождения великого голландского живописца Яна Вермеера Делфтского. Свет в окне – главный герой и объект исследования мастера. Сюжеты почти всех его полотен разворачиваются около окна, что создает уникальную атмосферу работ мастера и определяет его творческий почерк. Подробности в материале портала ОКНА МЕДИА.

Ян Вермеер: Свет в окне как главный герой

Вермеер творил в голландском городе Делфт в 17 веке. Он прожил недолгую по сегодняшним меркам жизнь – 43 года (с 1632 по 1675 год), что, однако, было нормой для позднего Средневековья. Сегодня, наряду с Рембрандтом и ванн Хаальсом, Вермеер Делфтский – третий «великий голландец» эпохи нидерландского Золотого века в живописи. Однако при жизни, как это часто бывает с художниками, его творчество не было оценено в должной мере – слава и деньги к полотнам Йоханнеса пришли гораздо позже, в начале 19 века.

Фото: Ян Вермеер, автопортрет

В отличие в своих соратников по живописному цеху, Вермеер не был плодовит. Известно 35 его полотен и 5 картин, которые до сих пор атрибутируются кистью мастера с долей большого сомнения. Заказчики упрекали Йоханнеса за медлительность, хотя щедро платили. «Вид Делфта», согласно данным из каталога 17 века, был продан за 200 гульденов, при том что покупка средней руки недвижимости в Делфте того времени обходилась в 500 монет. Городские пейзажи – не типичный для мастера Делфта жанр. Есть всего две работы, изображающие панораму города: «Улочка» и «Вид Делфта». Часть ученых полагает, что для их прорисовки художник использовал специальные оптические приборы – камеры обскура. Именно эти технические приспособления позволили ему добиться документальной точности изображения на картинах.

Фото: Ян Вермеер «Вид Делфта»

Доподлинно об использовании обскур в творческой лаборатории Вермеера неизвестно, об этом ведут многочисленные споры искусствоведы. А вот что ясно без сомнений – Ян Вермеер виртуозно владел колористикой, мастерством передачи нюансов оттенков, возникающих в самых разных, сложных ситуациях освещения от окна. Почти каждая его работа построена на сюжете в интерьере с падающим из окна естественным светом.

Интерьер Яна Вермеера: рожденный светом в окне

Закрытое, открытое, утром, днем, вечером и с приспущенной шторой – окно, неизменный объект не просто изображения, а самой жизни. Без него не возможен сюжет ни на одном полотне Вермеера: ведь все происходящее существует в интерьере исключительно благодаря оконному свету. Убери его – и исчезнет сюжет. Глубокая философская подоплека и христианский символизм такой приверженности окну и льющимся из него лучам несомненны. Окно как источник света почти всегда расположено слева. Но его «светопропускная» способность варьируется и исследуется мастером от полотна к полотну.

Фото: Ян Вермеер «Молочница»

Вот, молочница на одноименной картине, наливающая молоко из кувшина к завтраку ранним утром. Тихий сумрачный свет начала дня скользит из высокого небольшого окна, отдавая мраморный отсвет стенам и коже, ткани и хлебу, чуть бликуя на глине. Деревянные шпросы и мутноватое стекло в окне старого голландского дома препятствуют яркому прямому освещению. Серовато-белесая дымка, неизменно покрывающая все полотна Вермеера приглушенностью тона, – не выдумка, а фиксация данности места и времени.

Фото: Ян Вермеер «Бокал вина»

«Бокал вина» полон яркими акцентами в винных тонах: серединный рубиновый фрагмент витража, светло-карминовое платье женщины, красноватая плитка на полу, терракотовые оттенки гобелена на столе как будто раскрывают причины и следствия сюжета через цветовую драму. Свет из окна падает неравномерно, пучками, преломляясь в цветном витраже, извиваясь между витражных скреп. Сцена свидания намеренно изображена в интерьере с витражным окном, которое преображает освещение и предметы через палитру нюансов, сообщает помещению романтизм и таинственность.

Великий голландец: исследования пространства окна

Вермеер окрашивает бытовой сюжет смыслами посредством возможностей света, льющегося из окна.

Фото: «Девушка, читающая письмо у открытого окна»

Знаменитое полотно «Девушка, читающая письмо у открытого окна» выдает глубокую внутреннюю напряженность и эмоциональность героини с помощью деталей окна. Девушка подходит к окну, ей мало просто быть у источника света, она распахивает оконную створку, чтобы в полной мере погрузиться в написанный на бумаге текст, не упустив ничего. Руки цепко держат послание, губы чуть приоткрыты, она полностью погружена в чьи-то важные для нее слова. В оконном отражении справа блестит силуэт — анфас ее лица. Благодаря открытому окну художник дает сразу две проекции изображения.

Фото: «Дама, стоящая у вирджиналя»

Пространство вблизи окна становится своеобразной «зоной исследования» для колориста Вермеера: исследования возможностей света и цвета в их парном движении. Так, например, известное полотно «Дама, стоящая у вирджиналя» необычно ракурсом изображения. Ян Вермеер пишет свою героиню вполоборота спиной к окну, хотя гораздо лучше ее черты были бы заметны, поменяй он ракурс на противоположный. Позади остается большое, в рост дамы, окно со светлыми рамами, дающее максимум света, она тоже стоит в тени, и основной световой поток достается Амуру на картине над головой героини. Можно только предполагать, какими скрытыми смыслами наделяет сюжет такое распределение ракурсов и освещения. И так – с каждой бесценной картиной Вермеера, намекающей в простоте быта на многое.

Искусство вечное как свет

Художник закончил свои дни в нищете, война с Францией и инфляция вынудили его брать кредиты, с которыми ему было не справиться, несмотря на то, что большую часть жизни ему посчастливилось прожить в статусе состоятельного буржуа. Его многочисленное потомство – 11 детей, и супруга, остались без средств. После смерти мастера его жена покрыла долги семьи в счет продажи наследства – фамильной таверны в центре Делфта и полотен супруга.

Фото: «Девушка с жемчужной сережкой»

После смерти Вермеера платили за них смехотворно мало. Наиболее известная сегодня работа мастера «Девушка с жемчужной сережкой» вместе с «Видом Делфта» продавались на разных аукционах в течение нескольких столетий по цене от 2 до 17 гульденов. Один из современников Йоханнес писал, что «и шесть гульденов за такие работы много». В 21 веке похищенный «Концерт» Вермеера оценивается в 100 миллионов долларов. Большинство картин Вермеера можно увидеть в собраниях Гааги, Маурицхёйса, Лондона, Дублина, Дрездена, Франции, галереях США. Признание пришло к мастеру спустя века. Но если учесть, что искусство вечно, – это не поздно.

Да будет свет: постигаем азы освещения в кино

Освещение является одной из немногих областей кинопроизводства, имеющих бесконечное количество вариантов организации. Но и здесь есть свои каноны и устоявшиеся схемы, в которых мы и попробуем разобраться

  • 14 июня 2016 40817

Популярное

Как это снято: «Девчата»

Как это снято: «Сонная Лощина»

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

«Дракула Брэма Стокера»: создание эффектов без компьютерной графики

Истории с продолжением: 10 сиквелов, ждать которых нам пришлось много лет

Основной свет (key)

Ключевой свет является основным и самым ярким источником освещения. Его следует установить первым, он будет использоваться для освещения формы предметов и актера.

  • Старайтесь не ставить ключевой свет близко к камере. Это сделает его плоским и неинтересным.
  • Если ключевой свет разместить сбоку или позади актера, это создаст таинственное или драматическое настроение, сохраняя всю картинку достаточно темной.

Заполняющий свет (Fill)

  • Поскольку основная задача заполняющего света — смягчить тени, созданные ключевым, важно, чтобы он не выделялся и не создавал собственных. Чем ближе заполняющий свет к камере — тем меньше он создает теней.
  • Заполняющий свет легко создать, даже если у вас нет дополнительного светильника: достаточно разместить отражатель в ¾ напротив ключевого света. Световой поток будет попадать на отражатель и окажется на объекте съемки.
  • Интенсивность заполняющего света выражается «соотношением заполняющего света» также известным как «соотношение ключа к заполняющему». Например, соотношение 1:2 означает, что ключевой свет вдвое ярче заполняющего.

Фоновый свет

Фоновый свет идет сзади, обычно располагаясь выше снимаемого объекта. Он часто используется для отделения актера от темного фона, придания объекту глубины и подчеркивания его формы. Фоновый свет может помочь избавиться от «двухмерности» снимаемого объекта.

  • Нерассеянный солнечный свет часто бывает слишком резким, чтобы использоваться в качестве ключевого освещения, но можно выделить объект съемки, если использовать солнечный свет в качестве фонового.
  • Используя солнце в качестве фонового света, вы можете применить специальный отражатель или пенополистирол, чтобы отбросить менее насыщенный поток к актеру.
  • Для создания силуэта установите фоновый свет, после чего выключите заполняющий и ключевой.
  • Если фоновый свет располагается прямо за актером под таким углом, что часть света попадает на лицо, то такой фоновый свет называют «кикером».

Боковой свет

Практический свет

  • Практический свет часто встречается в классических голливудских фильмах. Посмотрите на кадр из «Славных парней» — лампа является основным источником освещения в кадре, увеличивая глубину сцены.
  • Обычной практикой для такого освещения является устройство для регулирования яркости. Если это не ваш случай и на площадке нет возможности поставить диммер, вы можете отрегулировать яркость, поместив немного цветного геля вокруг колбы лампы.
  • Пока вы не снимаете на Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 как для кубриковского «Барри Линдона», яркости свечей не будет хватать, чтобы достаточно осветить сцену для практичной выдержки.

Отраженный свет

Очевидно, что отраженный — это свет, который попадает на объект от отражателя. Есть специальные инструменты для этого, вроде шелка и пенополистирола, но он может поступать также и от потолка или стен — варианты безграничны.

  • Поверхности из пенопласта обладают матовой текстурой и создают мягкий отраженный свет.
  • Отражатели с серебряным световозвращающим покрытием могут создать жесткий свет и зачастую возвращают ¾ поступающего потока, в зависимости от расстояния до источника.
  • Возвращенный свет от отражателя может быть достаточно универсальным. Вы можете создать ключевой, заполняющий, фоновый свет и даже подсветить отдельные объекты на заднем плане, используя отражатели.

Мягкий свет

Жесткий свет

  • Прямые солнечные лучи — источник жесткого света, и чаще всего их стоит рассеивать.

Для примера приведем пару кадров, наглядно демонстрирующих разницу между жестким и мягким светом. Съемочной группе пришлось ждать, пока солнце скроется за облаками, так как свет был слишком грубым.

Высокий ключ

«Высокий ключ» — это светлый, бестеневой стиль освещения с большим количеством заполняющего света. Его часто использовали в классических голливудских фильмах 30-ых и 40-ых годов, в основном для комедий и мюзиклов.

Сегодня высокий ключ часто используется в рекламе косметических средств, ситкомах и музыкальных клипах. Не забывают о нем и режиссеры современных фильмов, пример тому — кадр из «Гарри Поттера».

  • Высокий ключ — бестеневой свет.
  • Часто близок к пересвечиванию на отдельных деталях изображения.
  • Нередко получается с помощью фронтального освещения.
  • Высокий ключ имеет низкое соотношение ключевого освещения к заполняющему.

Низкий ключ

Кадр из фильма «Пленницы»

Низкий ключ, как следует из названия, характеризуется малым количеством ключевого света, что дает преимущественно темную, наполненную тенями картинку. Заполняющий свет или не используется совсем, или используется минимально. Низкий ключ применяется для превращения тени в символ, а не в качестве освещения как такового. Его часто можно встретить в фильмах ужасов и триллерах.

  • Низкий ключ проще всего сделать, используя только один источник света.
  • Низкий ключ выглядит лучше при использовании источника жесткого света.

Мотивированное освещение

Мотивированным называют освещение, имитирующее естественный источник внутри сцены. Разница между мотивированным и практическим светом в том, что мотивированное организуется специально и только имитирует практическое.

  • Установите источник мотивированного освещения пораньше, во время сборки сцены. Если вашим источником света является окно, а съемки дневной сцены затянулись до вечера, вы можете «вернуть день», применив искусственные светильники и цветные гели.
  • Убедитесь, что у вас есть гели нужного цвета для коррекции цветовой температуры.
  • Очень важно, чтобы ваш свет выглядел и вел себя точно так же, как воспроизводимый источник. Если мотивированный свет — лунный, а ваш свет — жесткий на 5600К, сделать сцену натуральной уже не выйдет.

Существующее освещение

Кадр из фильма «Лоуренс Аравийский»

Имеющийся свет — это тот, что уже есть на локации. Это может быть что угодно — от солнца пустыни Руб-эль-Хали до уличных фонарей и вывесок на улицах.

  • Если вы используете солнце в качестве источника света, потрудитесь составить тщательный план с учетом погоды и места расположения локации.
  • Ранее утро и поздний вечер — отличное время мягкого золотистого освещения
  • Следите за временем, солнце меняет интенсивность и цвет очень быстро, особенно под конец дня.

Закончив это перечисление, мы вернемся к одной очень важной мысли, которую проговорили в самом начале — схемы есть, а вот законов — нет. В подтверждение это мысли посмотрите на кадр из «Человека из стали», где излучение от компьютеров используется не только в качестве практического, но и в качестве ключевого света.

Кадр из фильма «Человек из стали»

Советы по фотосъемке при естественном освещении

Зачастую естественный свет воспринимают как неразделимое понятие. Однако существуют его разновидности. А источники света разделяют по их направлению, а также их положению касательно фотографа и объекта. Еще источники света разделяют по их состоянию.

Рассеянный свет
Такой тип освещения мы можем увидеть во время сумерек, либо в облачную погоду. А в помещениях такой свет можно наблюдать из окон с несолнечной стороны или с помощью плотных занавесок.
С таким типом света работать легче всего, так как нет проблем с настройкой экспозиции, и ее замеры легко провести по любой точке, что освещается. Рассеянный свет равномерно освещает модель или объект, сводит к минимуму утрату деталей в тенях и дает мягкие тени.

К недостаткам его можно отнести низкую контрастность, из-за чего объект на снимке может выглядеть плоско. Но все же исход работы зависит только от того, какое настроение вы хотите придать снимку, и от основной цели. Используйте такой тип освещения при съемке кадров с тщательно подобранными всеми деталями.

Делать фотографии на улице при таком освещении сложнее, так как его сложнее контролировать. Снимая у окна, можно работать как с мягким боковым светом, так и с фронтальным.
Фотографировать можно и на ISO 400, только выбрав правильное экспонирование. Еще при естественном освещении хорошо снимать в интерьере.



Жесткий солнечный свет

Жесткий солнечный свет возникает, когда солнце близко или уже находится в зените. В это время многие фотографы отказываются делать снимки. Однако, при всей сложности работы с жестким светом, так как он создает резкие тени, и теряются детали, а также совершенно не ясно как его мерить, хорошие фотографии создать все-таки можно.

У данного типа освещение есть тоже преимущества. Он помогает поделить кадр на слои и придать больший ему объем. И таким образом можно создать весьма увлекательные эффекты, к примеру, расположив объект или модель фотосъемки в одной плоскости вместе с фоном, изображение будет очень графичным. К тому же, при помощи такого освещения создаются контрастные фэшн-кадры.

Как пример работы с таким светом можно назвать студийную «бабочку», что используют при фотосъемке «гламура». Над головой модели (за камерой) располагают источник света. То же самое происходит и когда солнце в зените. Снимая портреты, резкие тени хорошо будут подчеркивать линии подбородка и скулы модели.

При работе с жестким солнечным светом замеры делайте по свету, но только не в случаях использования его как контровую подсветку. Снимайте на коротких выдержках, а так же при низком ISO и без широкой диафрагмы.

Для корректировки негативных сторон при жестком освещении попробуйте воспользоваться отражателем, чтобы подсветить тени. Более эффективно будет справляться с этим больший отражатель. Вытянуть тени на маленькой площади поможет отражатель 50-60 см в диаметре.

Фотографируя портреты, чтобы под глазами у модели не было теней, попросите ее немного поднять к источнику света голову. Этим правилом можно пользоваться как при жестком свете, так и при других видах освещения, например при рассеянном.

Мало кто из людей сможет посмотреть на солнце, чтобы не прищурится и не прослезиться. Попросите свою модель приподнять голову и закрыть глаза, а сами выберите подходящий ракурс, сфокусируйтесь и на счет «три» модель должна открыть глаза, а вы сфотографировать.

Солнечный свет на рассвете или закате
Данный тип освещения любит большая часть фотографов. Такой свет наблюдается на улице в промежутке: за час до заката солнца и через час после его восхода. Поскольку солнце находится низко над горизонтом, то его цвета весьма теплые и золотистые, а в кадре все оттенки приобретают насыщенный и яркий вид. При таком освещении тени мягкие, более длинные и хорошо ложатся. Снимки получаются объемными, теплыми и насыщенными.

Только этот свет может подходить не для всех целей. А трудности в работе с ним могут возникать при замере экспозиции, так как возможно появление пересветов. Замерять экспозицию лучше будет по теням, а далее по светам, и выбрать среднее. От желаемого вами результата, то ли это глубокие тени, то ли подборка деталей, зависит зона для замера экспозиции. ISO при таком освещении, также стоит выбирать низким, только можно немного больше расширить диафрагму.



Немного о контровом свете

Если источник света расположен либо напротив камеры, либо сзади объекта съемки, возникает контровое освещение. Получить такое освещение можно работая с источником направленного света. Это весьма любопытный тип освещения, он помогает создавать кадры «с настроением».

В работе с таким светом сложно будет подобрать экспопару, необходимо сразу определить то, какой эффект вы хотите видеть на фото.
Лучше и точнее передать настроение и сделать завораживающим снимок поможет вам естественный свет!

Новости

Окно как источник света.

Многим фотографам приходилось снимать в помещениях, в которых единственным источником света было окно — самый противоречивый источник света. Все, кто хоть раз пытался снимать рядом с окном, с удивлением для себя обнаруживал, что свет, падающий из окон имеет свои законы, которые нужно знать и их придерживаться.

Великий живописец Рембрандт любил изображать свет из окон для своих необыкновенных работ. Попробуем разобраться с этим освещением.

При съёмке в яркий солнечный день существует проблема и она заключается в том, что использование прямых солнечных лучей падающих из окна приводит к слишком значительному перепаду контраста между теневыми и освещёнными участками изображения. В результате чего получаются «выбитые» пересеченные участки изображения и глубокие тени, в которых отсутствуют детали изображения. Те фотографы, которые ранее снимали на слайдовую плёнку с этой проблемой, скорее всего, уже сталкивались.

Поэтому надо добиться того, чтобы падающий из окна свет был рассеянным, а само окно должно быть довольно большим. Бесспорно, для создания специфичного портрета вполне подойдет бьющий через окно прямой «жёсткий» солнечный свет, но для создания мягкого изображения потребуется большой хорошо рассеянный источник света. Солнце – это мощный точечный источник света, но если на небе низкая облачность, можно получить требуемое мягкое освещение. Также следует позаботиться о том, чтобы окна были чистыми. Если вы живёте в многоэтажке, специальная служба с услугой по мойке окон и фасадов сделает это за вас. Например, мойка окон в Днепропетровске, Киеве, Москве и других крупных городах уже не редкость и цены приемлемы.

Один из эффективных способов – это использование тюлей или штор белого цвета. Можно использовать белую ткань, но вешать и снимать её каждый раз – дело не благодарное. Можно также использовать отражатели или рассеиватели. Но далеко не все фотографы их имеют, так же как и ассистентов для их держания. Ещё стоит отметить, что снимать людей вплотную, у самого окна, можно только при мягком свете. Например, в пасмурный день. Но всегда полагаться на то, что будет «правильный» пасмурный день (низкая облачность без дождя) – сложно. Да и цветовая гамма снаружи окна будет ужасной.

Всем опытным фотографам известно, что худшее для съемок время – в промежутке с 11.00 до 15.00 х, когда солнце находится в зените. А если оно светит под прямым углом в окно, без занавесок не обойтись. Вывешенная снаружи помещения простыня, или кусок ткани белого света – может превратить ваше окно в роскошный софтбокс – источник мягкого света. Окна так же можно открыть, изменяя угол прохождения света, что так же отразится на фотографии. Рекомендуем перед съёмкой хорошо потренироваться, тогда можно надеяться на хороший положительный результат.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]