Обзор камеры Olympus PEN-F | Foto-kadr.ru

Обзор камеры Olympus PEN-F

Хорошо забытое старое. Обзор фотоаппарата Olympus PEN-F

Olympus не первый год вдохновляется своими же старыми камерами. Я бы даже сказал, что все беззеркальные камеры компании так или иначе отсылают нас во времена аналоговой фотографии. Сначала был PEN E-P1, вдохновленный оригинальным Olympus Pen 1959 года. Затем последовала серия Olympus OM, схожая с одноименными 35-миллиметровыми зеркалками. Ну а теперь у нас есть Olympus PEN-F, который создавался с оглядкой на полукадровые камеры F, FT и FV, выпускавшиеся с 1967 по 1972 год. В слове «полукадровые» опечатки нет – камера давала вертикальную картинку размером 18х24 мм на стандартной 35-миллиметровой пленке. Так что с одной катушки можно было получить 72 кадра вместо 36.

Новый Olympus PEN-F

То была легкая, удобная и практичная камера, которая позволяла не сильно жертвовать качеством и серьезно сэкономить на материалах. Цифровая техника полностью избавила нас от необходимости думать о расходных материалах. Так что сегодняшняя концепция PEN-F изменилась – теперь это просто очень красивая и функциональная камера на каждый день.

Что к чему?

Olympus PEN-F Olympus OM-D E-M10
Класс беззеркальная камера со сменной оптикой беззеркальная камера со сменной оптикой
Сенсор 20 Мп, CMOS, Micro Four Thirds (17,3х13 мм) 16 Мп, CMOS, Micro Four Thirds (17,3х13 мм)
Байонет Micro Four Thirds Micro Four Thirds
Формат фото RAW, JPEG (5184×3888 в обычном режиме, 10356х7776 в режиме высокого разрешения) RAW, JPEG (4608×3456 в обычном режиме, 9216х6912 в режиме высокого разрешения)
Формат видео MPEG-4, H.264 Full HD (1920×1080@60/50/30/25/24p) HD (1280×720@60/50/30/25/24p) MPEG-4, H.264 Full HD (1920×1080@60/50/30/25/24p) HD (1280×720@60/50/30/25/24p)
Диапазон чувствительности ISO 200–25600 (расширение до ISO 80) ISO 200–25600 (расширение до ISO 80)
Диапазон выдержек 1/16000 – 60 с 1/16000 – 60 с
Серийная съемка 10 кадров/с 10 кадров/с
Экран 3’’, 1 037 000 точек, наклонно-поворотная конструкция 3’’, 1 037 000 точек, наклонно-поворотная конструкция
Видоискатель электронный, 2,36 млн. точек, 100% покрытие поле кадра, увеличение 1,23х электронный, 2,36 млн. точек, 100% покрытие поле кадра, увеличение 1,48х
Стабилизация 5-осевая, механическая, работает с любой оптикой 5-осевая, механическая, работает с любой оптикой
Память карты SD/SDCH/SDXC карты SD/SDCH/SDXC
Встроенная вспышка нет, внешняя вспышка поставляется в комплекте нет, внешняя вспышка поставляется в комплекте
Wi-Fi встроенный модуль + NFC встроенный модуль + NFC
Аккумулятор BLN-1, 1220 мАч BLN-1, 1220 мАч
Размеры 125х72х37 мм 124х85х45 мм
Вес 427 г 469 г
Цена от 89 990 рублей за комплект без объектива от 62 990 рублей за комплект без объектива

Что снаружи?

Не скажу, что новый PEN-F так уж сильно похож на старый. Сходство можно заметить только на лицевой панели. Ну и размеры корпуса более-менее сопоставимы. В остальном у камер мало общего.

Старый PEN-F – фотоаппарат предельно лаконичный, а новый больше похож на швейцарский нож

Здорово, конечно, но некоторые вещи откровенно избыточны. Например, механический переключатель «творческих» фильтров спереди. Это едва ли не самый стильный элемент на камере, да еще и удобно расположенный, однако на него возложены самые несущественные функции. Это как если бы рычаг коробки передач в машине вместо своей главной функции менял цвет стрелки на спидометре.

Общий вид Olympus PEN-F

В оригинальном PEN-F этот элемент переключал выдержку. В новом же выдержка настраивается дисковым селектором сверху. Равно как и диафрагма. В Olympus правильно подходят управлению этими параметрами. Диапазон выдержек сегодня очень широк (особенно у камер с электронно-механическим затвором), поэтому в компании даже не пытаются уместить все значения на отдельном диске. У тех, кто пытается (Fujifilm X-Pro2, Nikon Df), обычно ничего путного не выходит.

Верхняя панель корпуса Olympus PEN-F

Очень неоднозначный момент – отсутствие рукоятки под правую руку. Передняя панель корпуса совершенно плоская, только сзади есть небольшой выступ под большой палец. Если сравнивать PEN-F с другими камерами, то и PEN E-P1, E-P2 держать было гораздо удобнее. Здесь компания оправдывается желанием сохранить преемственность.

Но стоило ли жертвовать эргономикой, ради внешнего сходства с камерой конца 60-х? Притом, что сходство и так получилось очень условным

Задняя панель корпуса Olympus PEN-F

С другой стороны, это практически все, к чему можно было бы придраться. В целом Olympus PEN-F производит исключительно приятное впечатление. Корпус выполнен из алюминия, также как и основные органы управления. У дисковых селекторов идеально выверенный ход с четким тактильным откликом. И никто – ни Fujifilm, ни Sony, ни Panasonic – до сих пор не может реализовать столь же добротные органы управления.

Органы управления на верхней панели Olympus PEN-F

Питание камеры включается исполинским дисковым селектором слева на верхней панели. Наверное, таким образом дизайнер хотел напомнить, на аналоговой камере здесь располагался бы рычажок для перемотки пленки.

Интерфейс Olympus PEN-F

Задняя панель пленочной камеры была бы занята дверцей отсека для пленки. Но на цифровом Olympus PEN-F вместо нее – экран. Тоже откидной. А вернее наклонно-поворотной конструкции. Разрешение достаточно скромное – 1 037 000 точек, на разницу с более распространенным разрешением 1,2 млн точек на трехдюймовом экране вы вряд ли заметите.

Конструкция экрана Olympus PEN-F

Есть и электронный видоискатель. Не берусь судить о том, насколько вообще этот элемент востребован, но по своим характеристикам о почти целиком повторяет аналог во флагманском Olympus OM-D E-M5 II. Это OLED-матрица с разрешением 2,36 млн точек и стопроцентным покрытием поле кадра. Разве что, увеличение в PEN-F поменьше, 1,23х, в OM-D E-M5 было 1,48х. Не скажу, что это как-то отразилось на удобстве – на мой взгляд, различие чисто маркетинговое. Отмечу, что картинка в видоискателе обновляется быстро, при дневном свете лага практически нет, но при слабом использование видоискателя становится мучительным.

Что внутри?

Тех, кто думал, что PEN-F – это имиджевая камера со всеми вытекающими, придется слегка разочаровать.

С функциональной точки зрения камера практически не уступает флагманской модели Olympus. А кое в чем даже превосходит

Например, в разрешении матрицы. Компания, наконец, сумела переступить через барьер 16 мегапикселей (именно с такими матрицами выпускались камеры последних четырех лет) и реализовала 20 мегапикселей на сенсоре Micro Four Thirds. Кроме того, новая матрица лишена низкочастотного оптического фильтра, а значит должен порадовать повышенной резкостью (и повышенным риском получения муара на некоторых сценах). Впрочем, современные методы программной обработки, даже внутри камеры, позволяют избавиться от муара без потери резкости и детализации, так что этот недостаток можно считать надуманным.

Olympus PEN-F с открытым байонетом

Одной из ключевых фишек камер Olympus по-прежнему является пятиосевая механическая стабилизация. Ни один из конкурентов по-прежнему не может ничего противопоставить. Sony активно внедряет аналогичную систему в линейке Alpha A7, но это сопряжено с некоторыми трудностями. Например, на большей матрице сложнее добиться такой же высокой эффективности. В PEN-F стабилизатор «выручает» на пять ступеней экспозиции, в случае с Sony можно рассчитывать на скорее на три ступени.

Особенности анатомии Olympus PEN-F

Побочный продукт наличия стабилизатора – возможность получения снимков со сверхвысоким разрешением. Напомню, что механическая стабилизация осуществляется за счет сдвига матрицы. В статичном положении сенсор можно сдвигать искусственно для получения серии изображений, который затем «склеиваются» в единый файл с разрешением 80 мегапикселей (10368×7776 точек). Таким образом Olympus может конкурировать и со среднеформатными системами (Leica, PhaseOne, Hasselblad). По крайней мере номинально. В общем, эта тема мне показалась настолько интересной, что я решил провести отдельное тестирование. Так что к этой теме мы с вами вернемся в отдельном материале.

А пока стоит отметить, что PEN-F так и не обзавелась гибридным автофокусом, здесь он работает только в контрастном режиме. Важно отметить, что это один из лучших контрастных автофокусов на рынке – столь же быстрый, как в камерах Panasonic. В следящем режиме он не так хорош, но если вы чаще всего снимаете в режиме AF-S, то никаких недостатков в сравнении с гибридной или фазовой фокусировкой вообще не заметите.

Olympus PEN-F с объективом 17mm F1.8

Наличие электронно-механического затвора позволило реализовать довольно широкий диапазон выдержек. Самым коротким отрабатываемым значением стала 1/16000 секунды, так что в этом плане Olympus PEN-F проявляет себя лучше беззеркалок Sony. Впрочем, некоторые камеры (та же X-Pro2 от Fujifilm) позволяют снимать с вдвое более короткой выдержкой – 1/32000 с.

Серийная съемка возможна со скоростью 10 кадров в секунду. За одну серию можно снять до 25 кадров в формате RAW, после чего скорострельность снижается примерно до одного кадра в секунду. Если снимать в JPEG, то можно сделать до 50 фотографий в одной серии.

Как снимает?

После того, как рынок насытился отменными полнокадровыми камерами (в основном это Sony, Nikon, Canon), планка качества изображения на высокой чувствительности сильно поднялась. Я бы даже сказал, что Micro Four Thirds теперь сложно воспринимать всерьез. Если вам нужен минимальный шум и возможность съемки звездного неба ночью на длинной выдержки, то вам однозначно следует смотреть в сторону полнокадровой камеры. Но если сравнивать PEN-F с беззеркалками и компактами с сопоставимой площадью сенсора, то он проявляет себя на удивление неплохо.

Ссылка на основную публикацию