Обзор камеры Olympus PEN-F
Хорошо забытое старое. Обзор фотоаппарата Olympus PEN-F
Olympus не первый год вдохновляется своими же старыми камерами. Я бы даже сказал, что все беззеркальные камеры компании так или иначе отсылают нас во времена аналоговой фотографии. Сначала был PEN E-P1, вдохновленный оригинальным Olympus Pen 1959 года. Затем последовала серия Olympus OM, схожая с одноименными 35-миллиметровыми зеркалками. Ну а теперь у нас есть Olympus PEN-F, который создавался с оглядкой на полукадровые камеры F, FT и FV, выпускавшиеся с 1967 по 1972 год. В слове «полукадровые» опечатки нет – камера давала вертикальную картинку размером 18х24 мм на стандартной 35-миллиметровой пленке. Так что с одной катушки можно было получить 72 кадра вместо 36.
Новый Olympus PEN-F
То была легкая, удобная и практичная камера, которая позволяла не сильно жертвовать качеством и серьезно сэкономить на материалах. Цифровая техника полностью избавила нас от необходимости думать о расходных материалах. Так что сегодняшняя концепция PEN-F изменилась – теперь это просто очень красивая и функциональная камера на каждый день.
Что к чему?
Olympus PEN-F | Olympus OM-D E-M10 | |
Класс | беззеркальная камера со сменной оптикой | беззеркальная камера со сменной оптикой |
Сенсор | 20 Мп, CMOS, Micro Four Thirds (17,3х13 мм) | 16 Мп, CMOS, Micro Four Thirds (17,3х13 мм) |
Байонет | Micro Four Thirds | Micro Four Thirds |
Формат фото | RAW, JPEG (5184×3888 в обычном режиме, 10356х7776 в режиме высокого разрешения) | RAW, JPEG (4608×3456 в обычном режиме, 9216х6912 в режиме высокого разрешения) |
Формат видео | MPEG-4, H.264 Full HD (1920×1080@60/50/30/25/24p) HD (1280×720@60/50/30/25/24p) | MPEG-4, H.264 Full HD (1920×1080@60/50/30/25/24p) HD (1280×720@60/50/30/25/24p) |
Диапазон чувствительности | ISO 200–25600 (расширение до ISO 80) | ISO 200–25600 (расширение до ISO 80) |
Диапазон выдержек | 1/16000 – 60 с | 1/16000 – 60 с |
Серийная съемка | 10 кадров/с | 10 кадров/с |
Экран | 3’’, 1 037 000 точек, наклонно-поворотная конструкция | 3’’, 1 037 000 точек, наклонно-поворотная конструкция |
Видоискатель | электронный, 2,36 млн. точек, 100% покрытие поле кадра, увеличение 1,23х | электронный, 2,36 млн. точек, 100% покрытие поле кадра, увеличение 1,48х |
Стабилизация | 5-осевая, механическая, работает с любой оптикой | 5-осевая, механическая, работает с любой оптикой |
Память | карты SD/SDCH/SDXC | карты SD/SDCH/SDXC |
Встроенная вспышка | нет, внешняя вспышка поставляется в комплекте | нет, внешняя вспышка поставляется в комплекте |
Wi-Fi | встроенный модуль + NFC | встроенный модуль + NFC |
Аккумулятор | BLN-1, 1220 мАч | BLN-1, 1220 мАч |
Размеры | 125х72х37 мм | 124х85х45 мм |
Вес | 427 г | 469 г |
Цена | от 89 990 рублей за комплект без объектива | от 62 990 рублей за комплект без объектива |
Что снаружи?
Не скажу, что новый PEN-F так уж сильно похож на старый. Сходство можно заметить только на лицевой панели. Ну и размеры корпуса более-менее сопоставимы. В остальном у камер мало общего.
Старый PEN-F – фотоаппарат предельно лаконичный, а новый больше похож на швейцарский нож
Здорово, конечно, но некоторые вещи откровенно избыточны. Например, механический переключатель «творческих» фильтров спереди. Это едва ли не самый стильный элемент на камере, да еще и удобно расположенный, однако на него возложены самые несущественные функции. Это как если бы рычаг коробки передач в машине вместо своей главной функции менял цвет стрелки на спидометре.
Общий вид Olympus PEN-F
В оригинальном PEN-F этот элемент переключал выдержку. В новом же выдержка настраивается дисковым селектором сверху. Равно как и диафрагма. В Olympus правильно подходят управлению этими параметрами. Диапазон выдержек сегодня очень широк (особенно у камер с электронно-механическим затвором), поэтому в компании даже не пытаются уместить все значения на отдельном диске. У тех, кто пытается (Fujifilm X-Pro2, Nikon Df), обычно ничего путного не выходит.
Верхняя панель корпуса Olympus PEN-F
Очень неоднозначный момент – отсутствие рукоятки под правую руку. Передняя панель корпуса совершенно плоская, только сзади есть небольшой выступ под большой палец. Если сравнивать PEN-F с другими камерами, то и PEN E-P1, E-P2 держать было гораздо удобнее. Здесь компания оправдывается желанием сохранить преемственность.
Но стоило ли жертвовать эргономикой, ради внешнего сходства с камерой конца 60-х? Притом, что сходство и так получилось очень условным
Задняя панель корпуса Olympus PEN-F
С другой стороны, это практически все, к чему можно было бы придраться. В целом Olympus PEN-F производит исключительно приятное впечатление. Корпус выполнен из алюминия, также как и основные органы управления. У дисковых селекторов идеально выверенный ход с четким тактильным откликом. И никто – ни Fujifilm, ни Sony, ни Panasonic – до сих пор не может реализовать столь же добротные органы управления.
Органы управления на верхней панели Olympus PEN-F
Питание камеры включается исполинским дисковым селектором слева на верхней панели. Наверное, таким образом дизайнер хотел напомнить, на аналоговой камере здесь располагался бы рычажок для перемотки пленки.
Интерфейс Olympus PEN-F
Задняя панель пленочной камеры была бы занята дверцей отсека для пленки. Но на цифровом Olympus PEN-F вместо нее – экран. Тоже откидной. А вернее наклонно-поворотной конструкции. Разрешение достаточно скромное – 1 037 000 точек, на разницу с более распространенным разрешением 1,2 млн точек на трехдюймовом экране вы вряд ли заметите.
Конструкция экрана Olympus PEN-F
Есть и электронный видоискатель. Не берусь судить о том, насколько вообще этот элемент востребован, но по своим характеристикам о почти целиком повторяет аналог во флагманском Olympus OM-D E-M5 II. Это OLED-матрица с разрешением 2,36 млн точек и стопроцентным покрытием поле кадра. Разве что, увеличение в PEN-F поменьше, 1,23х, в OM-D E-M5 было 1,48х. Не скажу, что это как-то отразилось на удобстве – на мой взгляд, различие чисто маркетинговое. Отмечу, что картинка в видоискателе обновляется быстро, при дневном свете лага практически нет, но при слабом использование видоискателя становится мучительным.
Что внутри?
Тех, кто думал, что PEN-F – это имиджевая камера со всеми вытекающими, придется слегка разочаровать.
С функциональной точки зрения камера практически не уступает флагманской модели Olympus. А кое в чем даже превосходит
Например, в разрешении матрицы. Компания, наконец, сумела переступить через барьер 16 мегапикселей (именно с такими матрицами выпускались камеры последних четырех лет) и реализовала 20 мегапикселей на сенсоре Micro Four Thirds. Кроме того, новая матрица лишена низкочастотного оптического фильтра, а значит должен порадовать повышенной резкостью (и повышенным риском получения муара на некоторых сценах). Впрочем, современные методы программной обработки, даже внутри камеры, позволяют избавиться от муара без потери резкости и детализации, так что этот недостаток можно считать надуманным.
Olympus PEN-F с открытым байонетом
Одной из ключевых фишек камер Olympus по-прежнему является пятиосевая механическая стабилизация. Ни один из конкурентов по-прежнему не может ничего противопоставить. Sony активно внедряет аналогичную систему в линейке Alpha A7, но это сопряжено с некоторыми трудностями. Например, на большей матрице сложнее добиться такой же высокой эффективности. В PEN-F стабилизатор «выручает» на пять ступеней экспозиции, в случае с Sony можно рассчитывать на скорее на три ступени.
Особенности анатомии Olympus PEN-F
Побочный продукт наличия стабилизатора – возможность получения снимков со сверхвысоким разрешением. Напомню, что механическая стабилизация осуществляется за счет сдвига матрицы. В статичном положении сенсор можно сдвигать искусственно для получения серии изображений, который затем «склеиваются» в единый файл с разрешением 80 мегапикселей (10368×7776 точек). Таким образом Olympus может конкурировать и со среднеформатными системами (Leica, PhaseOne, Hasselblad). По крайней мере номинально. В общем, эта тема мне показалась настолько интересной, что я решил провести отдельное тестирование. Так что к этой теме мы с вами вернемся в отдельном материале.
А пока стоит отметить, что PEN-F так и не обзавелась гибридным автофокусом, здесь он работает только в контрастном режиме. Важно отметить, что это один из лучших контрастных автофокусов на рынке – столь же быстрый, как в камерах Panasonic. В следящем режиме он не так хорош, но если вы чаще всего снимаете в режиме AF-S, то никаких недостатков в сравнении с гибридной или фазовой фокусировкой вообще не заметите.
Olympus PEN-F с объективом 17mm F1.8
Наличие электронно-механического затвора позволило реализовать довольно широкий диапазон выдержек. Самым коротким отрабатываемым значением стала 1/16000 секунды, так что в этом плане Olympus PEN-F проявляет себя лучше беззеркалок Sony. Впрочем, некоторые камеры (та же X-Pro2 от Fujifilm) позволяют снимать с вдвое более короткой выдержкой – 1/32000 с.
Серийная съемка возможна со скоростью 10 кадров в секунду. За одну серию можно снять до 25 кадров в формате RAW, после чего скорострельность снижается примерно до одного кадра в секунду. Если снимать в JPEG, то можно сделать до 50 фотографий в одной серии.
Как снимает?
После того, как рынок насытился отменными полнокадровыми камерами (в основном это Sony, Nikon, Canon), планка качества изображения на высокой чувствительности сильно поднялась. Я бы даже сказал, что Micro Four Thirds теперь сложно воспринимать всерьез. Если вам нужен минимальный шум и возможность съемки звездного неба ночью на длинной выдержки, то вам однозначно следует смотреть в сторону полнокадровой камеры. Но если сравнивать PEN-F с беззеркалками и компактами с сопоставимой площадью сенсора, то он проявляет себя на удивление неплохо.