Обзор фотокамеры Sony RX1 | Foto-kadr.ru

Обзор фотокамеры Sony RX1

Обзор фотокамеры Sony RX1

В последнее время намечается тенденция по увеличению физического размера сенсора при сохранении минимальных размеров фотоаппаратов. За мегапикселями уже никто не гонится. В этой области компанию Sony можно назвать лидером, так как она выпустила камеру с полнокадровым сенсором, которая относится к линейке Cyber-shot.

Камера RX1 получила сенсор со старшей модели SLT-A99. Размещение фотоаппарата в линейке Cyber-shot можно назвать условным, так как устройство не совсем компактное и по стоимости не относится к сегменту бюджетных камер. RX1 является очень серьезной камерой. Единственный существенный её недостаток заключается в несъемной оптике.

Основные характеристики Sony Cyber-shot DSC-RX1

  • Матрица: полнокадровая Exmor, физический размер 35,8 x 23,9 мм; разрешение — 24,3 Мп
  • Объектив: фокусное расстояние 35 мм; Carl Zeiss Vario Sonnar T, светосила F2,0-22; минимальная фокусировка — 14 см в режиме макро, в обычном режиме — 24 см; Цифровой зум за счет кропа полного формата матрицы. Диаметр фильтров — 49 мм
  • Стабилизатор: цифровой Steady Shot
  • Разрешение фотографий: 6000 x 4000
  • Форматы файлов фотографий: JPEG, RAW
  • Соотношение сторон: 3:2, 16:9, 4:3, 1:1
  • Панорамные фотографии: широкая (5536 x 2160/12416 x 1856) / стандартная (3872 x 2160/8192 x 1856)
  • Видеофайлы: максимальное разрешение 1920 x 1080, 50p, 28 Мбит/с; формат AVCHD, MP4; стереозвук
  • ISO: 100 — 25600 с расширением до 50; шумоподавление Multi-Frame NR
  • Дисплей: ЖК LCD Xtra Fine, диагональ 3», количество точек 1 288 000
  • Серийная съемка: до 5 кадр/сек; с покадровой фокусировкой — 2,5 кадр/сек
  • Диапазон выдержки: 30-1/4000 с
  • Коррекция экспозиции: +/-3,0 EV шаг 1/3 EV
  • Вспышка встроенная: режимы: Авто, Медленная синхронизация, По задней шторке; коррекция красных глаз; горячий башмак
  • Память: Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo/; SD/SDHC/SDXC
  • Интерфейсы: USB 2.0, HDMI, разъем для микрофона

Стоимость камеры в магазине Sony составляет 119 999 рублей.

Дизайн и конструкция

Sony не старается воплощать невероятные дизайнерские решения. Камера получилась вполне обычной формы.

Глаз не цепляется за камеру. Выглядит она как безликий черный квадрат. Это, конечно же, можно отнести и к достоинству камеры.

Корпус не очень радует своим маленьким выступом под захват рукой. Все места соприкосновения камеры с рукой фотографа прорезинены, но от этого держать камеру в руках становится не намного удобнее. Габариты устройства — 113,3 x 65,4 x 69,6 мм, а масса — 482 грамма. Фотоаппарат тяжеловат для своего размера. Не смотря на то, что RX1 считается компактом, в карман её не уместить. Виноват в этом сильно выступающий объектив.

Функциональные элементы. На передней части камеры расположился объектив, светодиод для подсветки автофокуса, переключатель режимов автофокуса. Слева расположились разъемы: microHDMI, microUSB и 3,5 мм джек для микрофона. Справа функциональных элементов нет. Там только лишь проушина для крепления ремня, которая продублирована и слева. внизу расположился отсек для батареи и карты памяти, а также резьба для штатива. Наверху можно видеть поднимающуюся вспышку, горячий башмак, переключатель режимов, элемент регулировки экспокоррекции, кнопка спуска затвора, которая совмещена с выключателем и программируемая клавиша. Кнопка спуска затвора имеет резьбу для подключения спускового тросика.

На тыльной стороне разместился 3″ экран без поворотного механизма, рычаг включения вспышки, кнопка запуска просмотра отснятого материала, колесо управления, пятипозиционный джойстик с клавишами, пригодными для программирования. Этот джойстик совмещен со вторым управляющим колесом. Также имеется кнопка начала видеозаписи.

Сборка корпуса выполнена отлично, но расстраивает легко царапающееся стекло экрана и отсутствие в комплекте поставки защиты. Также не входит в поставку и чехол. Это всё можно купить за дополнительную плату. С камерой поставляется мешочек для транспортировки камеры в сумке и платок для протирки экрана и оптики.

Интерфейс управления

Элементы управления камерой разместились удобно. Радует наличие возможности управления диафрагмой. Кольцо управления ей разместилось на объективе. Очень удобно настраивать на своё усмотрение 5 программируемых кнопок. В интерфейсе меню имеются два столбца (справа и слева) для управления. Навигация по ним осуществляется при помощи двух селекторных колец. В целом меню похоже на то, что можно увидеть в камерах Alpha-серии и на RX100. Интересно, что в камере отсутствует учебник по фотографированию, хотя Sony часто снабжает свои фотоаппараты подобными учебными материалами.

Видоискатель в RX1 отсутствует. Можно установить дополнительно купленный электронный видоискатель на горячий башмак. Это перекроет место для установки внешней вспышки. Кадрирование снимков можно делать по экрану, который не имеет поворотного механизма. На экран можно выводить несколько различных типов сетки и гистограмму.

Функциональность

Гордостью камеры Sony Cyber-shot DSC-RX1 является полнокадровый сенсор от топовой зеркальной модели Alpha SLT-A99. Его физический размер составляет 35,8 x 23,9 мм. Разрешение — 24,3 Мп. Высокое разрешение позволяет выполнять практически не заметный для глаза кроп, что приводит к возможности получения цифрового зума. Объектив фотоаппарата не поддерживает зумирование, поэтому цифровой зум — это единственный способ зумирования.

Обработкой снимков занимается процессор BIONZ. Включается камера около одной секунды. Серийная съемка позволяет делать 5 кадров в секунду при непрерывной фокусировке и 2,5 кадра при покадровой фокусировке. В серии может быть до 16 снимков в формате Jpeg и 12 — RAW.

Автофокус работает по 25 точкам. Он достаточно быстр и отлично справляется со своей задачей в умеренных условиях. При плохом освещении автофокус может промахиваться и надолго задумываться, но такое поведение вполне нормальное для подобного типа системы автофокуса. Ручная фокусировка выполняется при помощи кольца на объективе, но это кольцо электронное, поэтому иногда бывают лаги в скорости работы.

Оптической стабилизации нет. Есть электронная, но только для видео.

Камера имеет вполне стандартные режимы съемки — это P/A/S/M, iAuto+, панорама, видео, сюжетные режимы и три пользовательских режима. Доступен режим выдержки Bulb. Он активируется при настройке выдержки на максимальное значение.

Видео.

Камера RX1 может снимать FullHD видео в двух форматах. Это AVCHD и MP4 с частотой до 50fps. Доступны ручные настройки качества видео. Стереомикрофон имеет систему подавления шума ветра. При необходимости можно подключить внешний микрофон.

Качество съемки

Объектив с фиксированным фокусным расстоянием в 35 мм у камеры RX1 имеет регулируемую диафрагму в пределах от значения 2,0 до 22. Данная оптика дает очень приятное боке и достаточно резкую картинку, но при таких характеристиках часто возникают оптические и световые искажения. В большинстве случаев фильтры камеры исправляют все неточности, но иногда виньетирование остается заметным.

Фотоаппарат с такой отличной матрицей демонстрирует хорошие показатели при съемке в условиях плохой освещенности и при высоких значениях ISO.

Подавление шума работает очень хорошо, но оно делает картинку слегка замыленной. Оно убивает детали. Данную опцию можно отключить. Режим iAuto+ дает очень хорошие результаты. Экспозамер и баланс белого определяют условия съемки практически безошибочно. Можно просто включить автоматический режим и снимать в своё удовольствие.

Батарея

Батарея RX1 имеет емкость 1240 мАч. Этого хватает на 250—260 снимков. Этого очень мало для камеры такого уровня, но большинство компактов демонстрируют такой же показатель. Очень удобно о, что камеру можно заряжать прямо от сети, не используя внешнее зарядное устройство.

Профессиональный цифровой фотоаппарат RX1/RX1R с матрицей 35 мм

DSC-RX1 / DSC-RX1R

RX1 (с оптическим фильтром низких частот)

RX1R (оптический фильтр низких частот отсутствует)

Профессиональный цифровой фотоаппарат RX1/RX1R с матрицей 35 мм

Профессиональный цифровой фотоаппарат RX1/RX1R с матрицей 35 мм

Потрясающее качество фотографий

При съемке модного фото, портрета друга или чего-либо еще объектив ZEISS® и 35-мм полнокадровая матрица Exmor® CMOS на 24 МП, которыми оснащены камеры серии RX1, обеспечивают идеальную четкость каждого кадра, плавные переходы цвета и красивые эффекты «боке» для выделения объекта съемки.

35-мм полноразмерная матрица Exmor 24 МП

Другие камеры вынуждают выбирать между качеством и портативностью, а RX1 предлагает и то, и другое. Полнокадровая матрица Exmor™ CMOS на 35 мм и 24 МП аналогична матрицам, которые используются в профессиональных камерах SLT-A99.

Профессиональный объектив ZEISS®

Легендарный опыт ZEISS позволил создать превосходный объектив с фиксированным фокусом и максимальной светосилой F/2.0 для создания как непринужденных уличных снимков, так и продуманных композиций.

Мощный процессор изображений

Быстрый, мощный процессор изображений Sony BIONZ™ захватывает каждую деталь сцены даже при быстрой съемке 5 кадров/с, а преобразование в 14-битный формат RAW расширяет возможности последующей обработки снимка.

Преимущества фикс-фокального объектива

Камеры RX1 всегда сохраняют согласование между оптическими компонентами и матрицей, весь потенциал объектива используется до самого края изображения.

Полнокадровая матрица Exmor™ CMOS

Разработанная компанией Sony полнокадровая 35-мм матрица обеспечивает качество, ранее недоступное для настолько компактных фотокамер.

Быстрый процессор изображений

Sony BIONZ работает быстро и точно, позволяя вести съемку со скоростью 5 кадров/с в разрешении 24 МП и улавливать моменты спортивных состязаний, живой природы и портреты.

Три достижения, один уникальный пакет

Sony разработала несменный объектив, матрицу и процессор изображений, которые обладают точностью, недостижимой для камер со сменными объективами.

Да будет свет!

Объектив от Zeiss с технологичной, большой диафрагмой (максимум F/2.0) обладает исключительной светосилой, оставаясь при этом невероятно компактным.

Делайте снимки в темноте

Полный обзор благодаря видоискателю OLED (XGA) Tru-Finder™ и 100%-ному обзору.

Обработка на профессиональном уровне

Сверхчеткий 14-битный формат RAW дает фотографам полный контроль для точной настройки контрастности, экспозиции, насыщенности, баланса белого и многого другого без потерь.

Добавьте аксессуары. И вдохновение.

Одно крепление, много возможностей

Улучшите фотокамеру RX1 с помощью аксессуаров, которые подключаются к мультиинтерфейсному разъему — стандартному креплению, модернизированному для интеллектуальной передачи данных. Благодаря мультиинтерфейсному разъему вы можете расширить возможности обработки данных с помощью дополнительных компонентов Sony или использовать разнообразные аксессуары других производителей.

Посмотреть избранные аксессуары

Точное кольцо управления

Кольцо диафрагмы на объективе обеспечивает удобное управление.

Неизменная четкость

Стратегически расположенный диск фокусировки позволяет моментально выбрать режим.

Большой и яркий

Большой, яркий экран великолепно отображает сцену при любых условиях.

Мгновенный переход от просмотра к снимку

Пять кнопок можно настроить на активацию наиболее часто используемых функций.

Невероятное разрешение

Четкие разграничения для требовательных фотографов

Повышенная четкость и максимальное разрешение матрицы, когда стандартный оптический фильтр низких частот, встроенный в RX1, отсутствует в RX1R.

Модель RX1R обладает теми же современными функциями и технологиями, что и RX1, но не имеет сглаживающего фильтра. Это позволяет использовать максимальное разрешение и резкость, на которые рассчитана камера.

Благодаря встроенному оптическому фильтру низких частот (сглаживающему фильтру), модель RX1 обеспечивает неизменную четкость изображений, автоматически уменьшая муар и цветные артефакты.

Sony Cyber-shot DSC-RX1 — полнокадровый компакт за 120 тысяч

Сергей Вервейко

07 июня 2013

Что? 120 тысяч рублей за «цифрокомпакт»?! Устройства Sony порой отличаются не особо гуманным ценником, но в данном случае производитель, можно сказать, превзошёл сам себя. Ведь, например, за «тушку» полнокадровой камеры зеркального типа Sony SLT-A99 просят на 11 тысяч рублей меньше. Конечно, столь высокая стоимость не получена из ниоткуда. RX1 — это первый серийный цифровой компактный фотоаппарат Sony, оснащённый полнокадровым сенсором. К тому же используется качественная оптика Carl Zeiss с фиксированным фокусным расстоянием и раскрытием диафрагмы ƒ/2,0–22,0.

Компакты, оборудованные APS-C матрицей и объективом с фиксированным фокусным расстоянием, на рынке присутствуют уже довольно давно. Это представители линеек не особо распространённых Ricoh, Leica и Sigma. Эти фотоаппараты не могут похвастаться внушительным набором дополнительных функций, а некоторые даже видео записывать не умеют. RX1 — это уже совсем другого поля ягода, ведь кроме светосильной оптики и огромного сенсора тут есть масса функций, присущих продвинутым компактам, в том числе и запись Full HD-видео со скоростью 60 кадров/с и прогрессивной развёрткой. И если с младшей моделью RX100, оборудованной дюймовым сенсором, хоть как-то конкурирует Canon PowerShot G1 X, то у попавшей на тестирование камеры конкурентов фактически нет. В общем, перед потенциальным покупателем с тугим кошельком в данном случае не стоит проблема выбора, а лишь возникает вопрос — покупать или нет. Попробуем разобраться, что же такого может предоставить компакт со столь нескромной стоимостью.

⇡#Технические характеристики, заявленные производителем

Sony Cyber-shot DSC-RX1
Матрица 35-мм полнокадровая
Exmor, 35,8×23,9 мм
Пикселей (всего) 24,7 млн
Количество эффективных пикселей 24,3 млн
Формат фото RAW,
JPEG (DCF Ver.2.0, Exif Ver.2.3,)
Формат видео AVCHD Ver.2.0, MP4
Формат звука AAC-LC
Разрешение снимков 3:2: 6000×4000, 3639×2624, 2640×1760
16:9: 6000×3376, 3936×2216, 2640×1488
Панорамные снимки: 5536×2160, 12416×1856, 3872×2160, 8192×1856
Разрешение видео 1920х1080, 1440х1080, 640х480
Диапазон фокусных расстояний 35 мм
Диафрагма ƒ/ 2,0–22,0
Режимы фокусировки Прямая ручная фокусировка, ручная фокусировка, автофокусировка (AF)
Экспозамер Мультизонный, центровзвешенный, точечный
Компенсация экспозиции Можно регулировать в диапазоне от -3 до +3 EV с шагом 1/3 EV в режимах P, S, A и M
Диапазон выдержек, с 30–1/4000
Баланс белого Авто, Дневной свет, Тень, Облачно, Лампы накаливания, Люминесцентный теплый белый, Люминесцентный холодный белый, Люминесцентный дневной белый, Люминесцентный дневной, Вспышка, Цветовая температура/Фильтр, Пользовательский
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте Автоматическая (ISO 100-25600, с выбором верхнего/нижнего предела), (увеличение до ISO 50/64/80),
Шумоподавление (Multi-Frame NR)
Автоматический режим (ISO 100-25600, с выбором верхнего/нижнего предела) 100–102400
Таймер спуска, с 2, 10
Микрофон Стерео
Громкоговоритель Моно
Дисплей 3 дюйма, 1 228 800 точек
Видоискатель Нет
Встроенная флеш-память Нет
Носители данных 1 слот MS/SD
Источник питания Литий-ионный аккумулятор NP-BX1, 4,5 Вт*ч
Габариты, мм 113,3×65,4×69,6
Масса, грамм 482 г (включая аксессуары)
453 г (только корпус фотокамеры)

⇡#Комплект поставки и аксессуары

К нам на тестирование попал ознакомительный образец, комплект поставки которого включал лишь USB-зарядку, USB-кабель, аккумулятор, крепёжный ремень, а также крышку объектива и заглушку «горячего башмака». К коммерческим образцам прилагается также масса привычной «макулатуры», руководство пользователя и диск с дополнительным ПО.

Дополнительных аксессуаров довольно много, начиная от разнообразных ремней и кабелей, дополнительных аккумуляторов, чехлов, фильтров, осветителей и вспышек (включая кольцевые) и заканчивая разнообразными переходниками для «горячего башмака». Отдельно стоит отметить адаптер синхроразъёма, который позволяет подключать студийные вспышки. Упоминания достойны оптический и электронный видоискатели, а также экран высокой чёткости CLM-V55. К сожалению, бокса для подводной съёмки нет, хотя он был бы весьма кстати для камеры, способной снимать в сумерках с приемлемым уровнем шумов. С полным перечнем опций можно ознакомиться здесь.

⇡#Внешний вид и удобство использования

Внешне камера напоминает «беззеркалку». Это сходство подчёркивается массивным объективом, опоясанным тремя кольцами управления. Крайнее кольцо отвечает за фокусировку, второе — за выбор режима фокусировки (макро или обычный режим), а третье позволяет быстро указать значение раскрытия диафрагмы с шагом в треть ступени. Диаметр фильтров составляет 49 мм (точно такой же, как у большинства объективов E-mount), а это не самый популярный размер — в отечественной рознице количество предложений в среднем вдвое меньше, чем для фильтров с диаметром от 59 до 77 мм. Сам же производитель предлагает лишь поляризационный, защитный и один нейтрально-серый. Защитный же фильтр для столь недешёвой камеры с несменным объективом является чрезвычайно важной опцией из разряда must have. Причём фильтр этот должен быть надёжным, ибо в случае повреждения внешней линзы ремонт будет удовольствием не из дешёвых — зачастую в сервисных центрах меняют весь оптически блок.

Корпус собран из нескольких металлических панелей, но, когда вертишь его в руках, кажется, что он монолитный — появляется этакое чувство булыжника в руке. Продавить панель либо хоть немного изогнуть корпус невозможно, и даже при чрезвычайно больших усилиях из него не выдавишь хоть чуточку треска или скрипа. Иногда даже возникало ощущение, что это не простой, а защищённый компакт, который можно ронять. Но делать этого не стоит, потому как защита не заявлена.

С лицевой стороны находится только объектив, лампа подсветки автофокуса и круглый трехпозиционный переключатель режимов работы фокусировки.

Тыльная сторона не особо загружена, хотя от столь недешёвой камеры подсознательно ожидаешь россыпи клавиш на все случаи жизни. Над экраном установлен ползунок замка подъёмной вспышки, а также клавиша перехода в режим просмотра. Правее находится диск управления, клавиши блокировки экспозиции и вызова функционального меню, которые по совместительству служат для масштабирования снимков, а также кнопка видеозаписи. По центру правого края разместилась круглая четырехпозиционная вращающаяся клавиша навигации с кнопкой ввода по центру. А в нижнем углу установлены клавиши входа в основное меню и удаления.

Сверху находится подъёмная вспышка, «горячий башмак» и пара микрофонов, а также два диска: для выбора режимов съёмки и для введения коррекции экспозиции. Тут же пристроились программируемая клавиша (по умолчанию она отвечает за установку уровня чувствительности) и кнопка спуска затвора, дополненная рычажком питания, с разъёмом для подключения спускового тросика . Удивительно, но ИК-приёмника для управления при помощи беспроводного пульта ДУ нет. Разъём же спускового тросика в современных условиях кажется атавизмом, хотя многие пользователи оценят.

Снизу — стандартный набор функциональных элементов: разъём установки на штатив, динамик и пластиковая дверца, скрывающая слоты для аккумулятора и карт памяти. В столь дорогой камере, лишённой беспроводных средств связи, установка карты памяти под одну крышку с аккумулятором кажется как минимум странным шагом. Ведь, например, при съёмке со штатива для загрузки отснятого материала на ПК приходится скручивать штативную головку либо подсоединять ноутбук к камере при помощи USB-кабеля, что далеко не всегда удобно.

Слева, под пластиковой дверцей скрыты разъёмы подключения микрофона, а также USB- и HDMI-кабеля. Правая боковая поверхность пустует.

Обзор Sony Cyber-shot RX1, первой полноформатной компакт-камеры

Несколько лет назад Sony показала всем, как нужно делать беззеркалки. Полноформатные NEX очень быстро завоевали доверие фотографов-любителей по всему миру. Теперь японцы решили заняться камерами сильно подороже и покруче. Встречайте Sony Cyber-shot RX1 — «Лейку» цифровой эпохи, единственный в мире 24-мегапиксельный компактный фотоаппарат с полноформатным сенсором.

Если раньше росло количество мегапикселей, то сейчас растут размеры матриц. Это легко проследить на компактных камерах: сенсоры типоразмера 1/1,7″ уступили пальму первенства компактам Fujifilm c матрицами 2/3″, а позже появились также и 1-дюймовые в моделях Nikon и Sony.

Японцы в очередной раз выступили основными новаторами и представили очень компактный фотоаппарат с полноформатным сенсором. Смешно, но среди производителей «цифры» на такой шаг пока никто не осмеливался. В голову приходит лишь Leica M, но полный формат со сменной оптикой уже давно не новшество, да и стоимость этой камеры около $7000.

Технические характеристики:

  • полноформатная CMOS-матрица, 24 Мп;
  • автофокусировка: 25-точечная по контрасту, определение лиц и улыбок;
  • Carl-Zeiss Sonnar T* 35 мм, F/2,0;
  • определение лиц и улыбок;
  • чувствительность ISO 50—102 400;
  • режимы автофокусировки: режим непрерывной фокусировки, режим покадровой съемки, ручная фокусировка;
  • баланс белого: Дневной свет, Тень, Облачно, Лампы накаливания, Люминесцентное освещение, Вспышка;
  • диапазон отрабатываемых выдержек: 1/4000—30 c;
  • ведущее число встроенной вспышки (в метрах при ISO 100): 5,4;
  • 3,0-дюймовый ЖК-экран WhiteMagic с антибликовым покрытием, 1 229 000 пикселей;
  • режим серийной съемки: один снимок, непрерывная съемка (медленная и быстрая), автоспуск (10 и 2 с), брекетинг экспозиции;
  • скорость непрерывной съемки: 10 кадров/с с фиксацией фокусировки и экспозиции;
  • функция Panorama Sweep;
  • автоматическая съемка HDR-изображений;
  • запись видео: 1920×1080 50p, 28 Мбит/с;
  • поддержка карт памяти SD, SDHC, SDXC, Memory Stick PRO Duo;
  • формат записи: JPEG, RAW, RAW+JPEG;
  • шумоподавление при длительной выдержке и высоком значении ISO;
  • оптимизация динамического диапазона DRO;
  • габариты: 113×70×65 мм, вес: 482 г.

Почему камера Sony получилась такой небольшой? По нескольким причинам. Во-первых, внутри нет характерного для зеркальных фотоаппаратов зеркала. Не предусмотрен и оптический видоискатель, следовательно отпала необходимость использовать большую стеклянную пентапризму. Во-вторых, объектив несменный, поэтому часть оптики расположена внутри устройства. И все равно модель выглядит впечатляюще, компактность для полного формата удивительная.

Внешний вид

Камера не выглядит так ярко, как Fujifilm X100S, но это и к лучшему — вряд ли вы захотите ненужного внимания к фотоаппарату стоимостью $3000. Компания Sony упорно игнорирует магниевые корпусы и ретростиль.

Устройство заключено в цельнометаллический корпус черного цвета, приятно тяжелит руку и хорошо сбалансировано по весу. На левой части корпуса имеется вставка из высококачественной резины, тактильно и внешне неотличимая от кожи. Компактные габариты играют против эргономики, камеру не очень удобно держать в руке. Решить эту проблему призвана специальная накладка, которая стоит около $200. Приноровившись, с фотоаппаратом можно работать и одной рукой, но время на привыкание потребуется приличное.

Модель отличается безупречной сборкой и очень качественной лазерной гравировкой всех надписей и пиктограмм. Краска корпуса чувствительна к жирным пальцам, дисплей также моментально покрывается отпечатками.

На лицевой части корпуса находится массивный (но не по меркам полноформатных камер) светосильный объектив Carl Zeiss Sonnar 2/35. Также тут располагается лампа подсветки автофокуса и переключатель режима фокусировки (ручной, автоматический и автоматический с приоритетом последующей ручной). Рычажок очень жесткий. Впрочем, барабанчик режимов и рычаг включения тоже тугие — случайные переключения исключаются.

Объектив производства Zeiss отличается высокой контрастностью и резкостью, виньетирование минимально. Интенсивность хроматических аберраций низкая. Оптика отлично держит контровый свет. В Sony отмечают, что передняя асферическая линза изготовлена с точностью до микрона.

На объективе имеется сразу три управляющих кольца. Первое из них отвечает за ручную фокусировку. Второе переводит объектив в режим макросъемки. Третье контролирует диафрагму в пределах от F/2 до F/22. Лепестки управляются электроникой. Кольца в работе постоянно путаются, за несколько недель съемки мы так и не смогли к ним привыкнуть. Системы стабилизации в фотоаппарате нет.

Верхняя часть корпуса традиционная для дорогих беззеркалок и компактных камер: тут находится скрытая в корпусе вспышка, «горячий башмак», пара стереомикрофонов, барабанчик режимов, кнопка спуска затвора.

Sony RX1 — полнокадровый компакт

Камера нестабильно работает в автоматическом режиме, а ручное слишком запутано и не логично. Но поскольку все проблемы решаемы программным способом, есть шансы что в новой прошивке все недостатки будут исправлены.

У камеры полнокадровый 35 мм сенсор разрешением 24 Мп (6000х4000 пикселей) и несъемный объектив Carl Zeiss Sonnar 2/35. Стильный металлический корпус со стилизованными под классические камеры элементами управления (например, кнопка спуска затвора с отверстием для дистанционного тросика). Вес камеры порядка 450 грамм, а габариты позволяют носить её в кармане куртки. У камеры есть встроенная вспышка, предназначение которой, для меня осталось загадкой (лучше бы сделали встроенный оптический видоискатель) и башмак под дополнительные аксессуары (оптический и электронный видеоискатели, вспышки и т.д. — список дополнительных аксессуаров огромен).

Камера работает с картами памяти Memory Stick Duo или Secure Digital. В комплекте к камере идёт зарядное устройство с выходом Micro USB, шнурок на шею и тряпочный мешочек.

Легендарный Sonnar с классическим фокусным расстоянием 35 мм обсуждать нет смысла. Этот объектив показывает поразительную резкость во всех углах кадра на любых диафрагмах.

Ниже находится подборка разноплановых фотографий с RX1. Вся съемка в RAW, конвертация в RPP. По цветопередаче у камеры есть некоторые особенности, в частности очень много синего, но это исправляемо и скорее всего будет учтено в новой версии RPP. Во всех снимках присутствует EXIF, если кому-то будут интересны параметры съемки.

Особенностью камеры является отсутствие зеркала. Как известно, зеркало нужно не только для того, чтобы фотограф мог видеть сцену в реальном времени в видеоискателе, а еще и для того, чтобы обеспечить работу датчикам фазовой фокусировки (зеркало в зеркальных камерах полупрозрачное, часть света направляется в видоискатель, другая часть — на датчики фокусировки). Если убрать зеркало из камеры, то датчики фазовой фокусировки нужно располагать непосредственно на матрице, или же использовать контрастный метод фокусировки.

В чём различие? Фазовая фокусировка в чём-то похожа на классические видоискатели с клиньями на фототехнике прошлого века. Технически этот алгоритм фокусировки упирается только в быстродействие механики самого объектива. При фазовой фокусировке в любой момент времени процессор камеры знает на какую величину и в каком направлении сместить линзы в объективе для точного наведения на резкость.

Контрастная фокусировка основана на анализе изображения с сенсора камеры. Передвигая фокус объектива камера отслеживает максимальный контраст между двумя соседними пикселями и останавливает привод фокусировки сместившись на шаг назад. При контрастной фокусировке камеры каждый раз двигает фокус объектива в поисках нужного положения, т.к. изначально процессор камеры не знает куда и в какую сторону смещать линзы в объективе.

В результате быстродействие этого метода ограничено как скоростью работы процессора, так и механикой объектива, которой при каждой фокусировке нужно выполнять в два раза больше действий, чем в случае с фазовым методом фокусировки.

Так вот, беззеркальный RX1 по скорости фокусировки способен конкурировать с бюджетной зеркальной камерой и объективом без ультразвукового привода.

В режиме съемки видео, кстати, камера автоматически очень плавно и незаметно управляет фокусом, и самое главное эффективно. Кроме этого у камеры есть режим следящего фокуса с отслеживанием заданного предмета в кадре.

Несколько слов про съемку видео. Камера может снимать настоящие 1080p в формате AVCHD с цифровой стабилизацией изображения (фокусное расстояние в этом режиме составляет порядка 44 мм) и стереозвуком. Также есть возможность подключения внешнего микрофона с подачей питания через разъем.

Что касается управления камерой, то здесь всё неоднозначно. Сразу видно, что фотографов не спрашивали о том, что им нужно от камеры. В меню полно всяких стилей, съемки с эксповилкой, HDR, распознавание лиц и другие бесполезные опции. Любители обойдутся и без этого, а профессионалам оно просто не нужно.

В автоматическом режиме (и даже в режиме P) камера упорно держится за два параметра: диафрагма 4, выдержка 1/80. Открыть дырку или сократить выдержку она согласится только в случае, когда значение ISO достигнет предельно установленных. При этом минимальная выдержка не может быть короче, чем 1/2000, и этого может оказаться недостаточно при съемке в яркий солнечный день на открытой диафрагме.

С ручным режимом эти проблемы решаемы, можно вручную задать диафрагму (кольцом на объективе), выдержку (колёсиком на задней стороне камеры в верхней части) и ISO (диапазон от 50 до 25600, есть также возможность задать рабочий диапазон для автоматической установки чувствительности).

Но здесь возникает следующая проблема — камера не позволяет вручную откорректировать эти значения про наполовину нажатой кнопке спуска затвора!

Нужно отпускать кнопку, менять параметры и заново проводить фокусировку. Очень хочу надеяться, что это программная недоработка.

Следующее недоразумение — экран. Первая загадка с которой сталкиваются владельцы, это опция LCD Quality в меню с параметрами High и Standart. При его переключении кажется, что ничего не меняется, но это не так.

В режиме High скорость вывода картинки на экран составляет 60 кадров в секунду, что позволяет показывать очень плавное изображение при движении камеры. Этот же режим отличается повышенным энергопотреблением (заявлено, что на одном аккумуляторе можно сделать около 300 кадров). Почему нельзя было сделать, что по умолчанию картинка обновляется с частотой 30 кадров в секунду. а при нажатой на половину кнопке спуска увеличивается до 60?

Более того, экран НЕВОЗМОЖНО отключить! Есть режим Display off, но он просто выводит чёрную картинку и внизу остаётся строка с данными о выдержке, диафрагме и ISO. Полностью отключить экран можно только установив цифровой видоискатель и нажав на нём отдельную кнопку. При этом как только вы перестанете смотреть в цифровой видоискатель (там стоит фотоэлемент, фиксирующий что в него смотрят) — снова включится основной экран!

Оптический видоискатель получается совершенно бесполезным по причине того, что основной экран невозможно отключить. А именно отключение экрана позволит существенно сократить энергопотребление (кстати, экран у камеры закрыт пластиковым стеклом, но сама матрица отличается наличием пикселей четырёх цветов: красного, зеленого, синего и белого, что обеспечивает высочайшую яркость на солнце).

Отображение информации на экране тоже сделано нелепо. Существует две крайности — абсолютно все значки, какие только можно одновременно, либо только выдержка и диафрагма.

Первый режим мне не нужен, т.к. мне не актуальны настройки HDR, эксповилки и распознавание лиц. А во втором режиме отсутствует индикатор уровня заряда, и в результате вы совершенно неожиданно окажетесь в ситуации, когда аккумулятор разрядится без предупреждений. Есть еще цифровой уровень, позволяет выровнять горизонт и наклон камеры — штука хорошая, но по сути бесполезная.

Вообще с программной точки зрения камера очень «сырая». Например, если сразу же после съемки кадра нажать кнопку просмотра отснятого на экран будет выведено предупреждение, что камера занята и записывает файл. Окей, не вопрос, я готов подождать полсекунды, но нет, после вывода предупреждения камера не переключается в режим просмотра, надо повторно нажимать кнопку. А ещё в камере нельзя отдельно отключить звук имитации затвора, отключаются только все звуки сразу. Но мне, например, нужен звук подтверждения фокусировки, особенно при съемке от пояса не глядя на экран.

Мой основной режим съемки это P. При необходимости я корректирую экспопару уже после фокусировки вручную с помощью колёсика рядом с кнопкой спуска (речь про зеркалки Canon). Это основной режим съемки, больше ничего от камеры мне не нужно. RX1 это сделать не позволяет, она постоянно упирается в диафрагму 4 и выдержку 1/80, поэтому приходится в лучшем случае работать в режиме с приоритетом диафрагмы.

В итоге все недостатки камеры сводится к программной начинке, которую я надеюсь исправят в новой прошивке. А появление RX1 на рынке это революция среди беззеркальных камер. Техническая начинка камеры при доведённом до ума программном обеспечении способна составить серьезную конкуренцию профессиональным зеркальным камерам.

Тем не менее, главное преимущество RX1 — её размеры. Она весит минимум в 4 раза легче, чем профессиональная зеркальная камера со светосильным объективом. Даже несмотря на все перечисленные выше недостатки, в последнее время я так ни разу не доставал 5D Mark 2 из рюкзака.

Даже в поездку на север я брал с собой только RX1. И знаете. мне понравилось, что вся моя фототехника помещается в кармане куртки, а не занимает десятикилограммовый рюкзак.

Отсутствие сменной оптики скорее можно рассматривать как достоинство — приходится больше ходить ногами и правильнее строить кадр, чтобы в нём остались только нужные детали.

Но честно говоря я так и не понял для кого Sony позиционирует эту камеру? Любители RX1 не купят из-за высокой цены, а профессионалы будут недовольны тем, что этот инструмент не удобен для работы.

Но повторюсь — за возможность положить камеру в карман вместо отдельного фоторюкзака, ей можно простить большинство недостатков. Более того, я очень надеюсь, что их исправят в новой версии прошивки. А качество получаемых изображений даже нет смысла обсуждать — оно безупречно.

Да, ещё один плюс компакта в том, что люди вокруг совершенно не обращают на вас внимания, в отличие от ситуации, когда у вас в руках полнокадровая зеркальная камера с огромным объективом.

Обзор фотокамеры Sony RX1

Sony объявила о выпуске преемника полнокадровых камер RX1 и RX1R — Cyber-Shot RX1R II. Новая модель, как следует из названия, не является принципиально новой, а вносит некоторые обновления в характеристики. В первую очередь это сенсор и гибридная система автофокусировки, которые заимствованы у флагмана беззеркальных камер компании A7R II. Новинка также получила всплывающий электронный видоискатель, аналогичный RX100 IV.

Но обо всем по-порядку. Сравнение спецификаций новинки с предшественницей представим в виде таблицы.

Сравнение Sony Cyber-Shot RX1R и Sony Cyber-Shot RX1R II

Sony Cyber-Shot RX1R

Sony Cyber-Shot RX1R II

компактная full frame камера

компактная full frame камера

Full frame (36 х 24 мм), CMOS, 24.3 МП

Full frame (36 х 24 мм), CMOS, 42.4 МП

Carl Zeiss Sonnar T* 35 мм F2

Carl Zeiss Sonnar T* 35 мм F2

JPEG, RAW (максимальное разрешение 6000 x 4000)

JPEG, RAW (максимальное разрешение 7952 × 5304)

MPEG-4, AVCHD (1920 х 1080, 60 fps)

MPEG-4, AVCHD (1920 х 1080, 60 fps)

ISO 100 — 25.600 (с расширением до 50-104.400)

TFT LCD, диагональ — 3 дюйма, разрешение — 1.228.800 точек

TFT LCD, диагональ — 3 дюйма, разрешение — 1.228.800 точек

встроенная, ведущее число 6 м

карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/ Pro-HG Duo

карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/ Pro-HG Duo

USB/AV, HDMI, 3.5 мм jack

USB/AV, HDMI, 3.5 мм jack

Li-Ion NP-BX1, 1240 мАч

Li-Ion NP-BX1, 1240 мАч

113 x 65 x 72, 482 г

113 x 65 x 72, 510 г

Дизайн. Управление и расположение кнопок и дисков похоже на своих предшественников. Размер корпуса и стиль в значительной степени идентичны, за исключением некоторых небольших особенностей. Как и прежде, объектив 35mm F/2 имеет широкие, хорошо проработанные диски для управления фокусировкой и диафрагмой, и фирменный медный поясок. Объектив имеет 9-лепестковую диафрагму для плавного боке. Затвор фотоаппарата может синхронизироваться со вспышкой на выдержках до 1/2000 сек. На передней панели имеется небольшой прорезиненный выступ для лучшего хвата, лампа подсветки автофокуса, а также переключатель режимов фокусировки, который получил 4 положения: автофокусировка разбита теперь на два режима — S и C, как в зеркальных фотоаппаратах. RX1R II может отслеживать движущиеся объекты в режиме AF-C при максимальной частоте 5 кадров в секунду. Верхняя панель камеры содержит гнездо для вспышки и аксессуаров «горячий башмак», два отверстия микрофона, а также селектор режимов на 11 позиций, диск экспокоррекции (от -3 до +3 EV) и кнопку спуска с рычажком включения/выключения. Для управления указательным пальцем правой руки также предназначена небольшая перепрограммируемая кнопка, нажатие которой по умолчанию запускает настройку ISO. На месте вспышки, которой не нашлось места в компактном корпусе, расположен встроенный электронный видоискатель XGA OLED с разрешением 2,4 млн. точек, который всплывает и прячется простым нажатием. Это еще одна отличительная особенность новинки. Основная часть органов управления находится сзади, справа от дисплея. 3-дюймовый ЖК-экран с разрешением 1,2 миллиона точек наклоняется на 109 градусов вверх и на 41 градус вниз. Экран не сенсорный. Большинство клавиш можно перепрограммировать » под себя». Управление камерой реализовано просто, понятно и удобно. На задней панели также нашлось место для прорезиненного упора для большого пальца, на боковой грани которого утоплена кнопка быстрого старта видеозаписи. Также сзади находится маленькая незаметная кнопка, которая утоплена в корпус. Она служит для начала и остановки записи видео. Кнопка расположена прямо под большим пальцем. При этом ее трудно нажать случайно. В отличие от A7R II, с которым RX1R II разделяет один и тот же 42,4 МП датчик изображения Exmor R CMOS с задней подсветкой и диапазоном ISO от 100 до 25 600 (с расширением от 50 до 102 400), новая камера не может записывать видео 4K, и ограничивается Full HD. Также можно снимать видео в разрешении 720p на скорости 120 кадров в секунду. Отсек на левой боковине предоставляет доступ к разъемам USB, micro HDMI, а также к 3.5 мм гнезду дня внешнего микрофона. Противоположная боковина содержит лишь скобу крепления наплечного ремешка. На рукоятке расположен логотип NFC. Эта технология позволяет быстро выполнять соединение камеры со смартфоном, имеющим такую же технологию. Снизу ничего примечательного — отсек для батареи и карты памяти, системный динамик и штативное крепление. Теперь посмотрим на оснащение камеры. RX1R II имеет возможность съёмки несжатых 14-битных RAW снимков. Аналогичный функционал получит флагманская камера a7R II лишь с обновлением прошивки. Как мы уже сказали, RX1R II имеет такой же датчик изображения, как и a7R II. Это значит, что у камеры аналогичная гибридная система автофокусировки, состоящая из 399 фазовых точек, покрывающим 45% площади кадра – самый широкий охват в мире на полноразмерной матрице. Эти 399 точек работают вместе с 25 датчиками контрастного АФ и обеспечивает скорость работы примерно на 30% быстрее, чем у предшественницы. К сожалению в камере нет стабилизации изображения. Единственная система стабилизации реализована на программном уровне и доступна только при записи видео. И, пожалуй, самая интересная особенность RX1R II — камера предлагает три настройки интенсивности АА-фильтра, в том числе положение «отключено», для контроля детализации снимков. Напомним, что сенсор RX1R не имеет данного фильтра. При выключенном фильтре детализация максимальная, но при этом возможен муар на некоторых участках сцены. Включение AA-фильтра будет уменьшить этот эффект, в то же время несколько снижать общее разрешение. При установке максимальной интенсивности разрешение падает еще больше, но муар пропадает со снимков. Процессор BIONZ, как сообщает производитель, был слегка доработан для более корректной обработки изображений с новой системой. Выводы Топовый компакт семейства Cyber-shot Sony DSC-RX1R II не заменяет предшественницу RX1R, как может показаться на первый взгляд, а всего лишь расширяет модельный ряд. Камера привлекает наличием переменной плотности низкочастотного фильтра, 42 МП сенсором и гибридной системой фокусировки, за которые придется заплатить немалую сумму. Из недостатков отметим отсутствие сенсорного экрана, системы стабилизации и вспышки — наверное, они могут появится в следующей модели линейки. Видео работы АА-фильтра переменной интенсивности:

Характеристики Sony Cyber-Shot II RX1R

Sony RX1. Впечатления от съемки в реальных условиях

Как и обещал, делюсь впечатлениями от съемки на Sony RX1 в реальных условиях. Это была не тестовая съемка, я действительно брал RX1 с собой в Салехард в качестве рабочей камеры. Более того, на этот раз я специально не взял ни одной зеркалки, только два цифрокомпакта, один из них RX1. Вот что из этого получилось.

Сразу раскрою карты. Всего у меня с собой было две камеры:

— Sony DSC-RX1 с объективом Carl Zeiss T* 35 mm f/2
— Fujifilm X-Pro1 с объективом Fujion 18-55 mm F/2.8-4

На RX1, как на более компактную и с более светосильным объективом, я рассчитывал снимать в помещениях. На севере, где перепад температур на улице и внутри огромный, очень важно носить за пазухой камеру для съемки в помещениях. Это связано с тем, что камера для внешней съемки долго оттаивает. Соответственно, надо что-то носить в тепле под курткой, и это что-то должно быть как можно меньшего размера. Здесь RX1 подошел как нельзя лучше.

На X-Pro1 с универсальным объективом я рассчитывал снимать на улице, тем более к нему у меня было много запасных аккумуляторов.

В общем и целом, съемки проходили в задуманном мною режиме. Однако, учитывая, что погода была не такой уж холодной, а скорость съемки на RX1 все-таки несколько выше, эту камеру мне довелось использовать не только внутри помещений, но и на улице.

Мои впечатления после 3 дней работы с Sony RX1:

1) Компактность. Для фулфрейма просто мега-компактность, я бы сказал.

2) Тактильные ощущения. Лично для меня это важно, а RX1 лежит в руке очень приятно.

3) Скорость. И скорость фокусировки, и скорость съемки, и скорость работы буфера – оставляют хорошее впечатление. Не так, как на зеркалках, но быстрее, чем на большинстве других цифрокомпактах.

4) Хороший объектив. Светосильный, с приятным рисунком и боке.

5) Понятность интерфейса. Инструкцию я так и не читал, не было времени. Но никаких вопросов по использованию камеры у меня не возникло, все рулится интуитивно, на ходу.

6) Неплохой цвет. Честно говоря, для меня исходный цвет, который дают современные камеры, не имеет принципиального значения, потому что цвет я все равно делаю таким, какой мне нужен при конвертации и обработке. Однако, иногда исходный цвет может усложнить этот процесс. В случае RX1 ничего подобного замечено не было, а значит цвет вполне нормальный. Единственное, что бросается в глаза – камера очень любит синий – синит его по максимуму. Думаю, многим это понравится. Лично мне, как небольшому любителю холодных оттенков, пришлось несколько их утихомиривать, впрочем, это не вызывало никаких принципиальных трудностей, не более чем с другими камерами.

7) Высокое качество картинки при съемке на большое ISO. В отличие, кстати, от NEX-7, на которую мне также доводилось снимать.

1) Несменная оптика. 35 мм, конечно, классическое репортажное стекло, но все-такие одного его маловато.

2) Слабые аккумуляторы. При -20°С полностью заряженный аккумулятор умер примерно за 15 минут. Правда, в тепле полностью восстановился, но тем не менее на морозе без запасных аккумуляторов (которые надо хранить у тела) снимать не получится.

3) Отсутствие поворотного экрана. После NEX-7 это было очень ожидаемо, но увы.

Совокупное ощущение следующее. Мне кажется, что за счет компактности, скорости работы, светосильного широкоугольника и качественных высоких ISO камера RX1 может неплохо подойти для стрит-фотографии (где по классике нужно находиться внутри событий) и для жанровой съемки в тесных помещениях. Рассматривать камеру для тревел-фотографии я бы не стал, для этого не хватает универсальности (разнообразия фокусных расстояний). Меньше всего камера подойдет в качестве экспедиционной и для съемок в трудных условиях (особенно на морозе). Зато такую камеру очень удобно носить с собой в ежедневной жизни в городе.

Учитывая, что эта статья не претендует на полноценный обзор камеры, вы должны понимать, что в стороне от моего внимания осталось невероятное множество возможностей RX1. Такие как панорамная съемка, видео, HDR и т.д. Просто я использую фотоаппараты для определенных задач и все эти «фишки» мне не особо интересны. Хотя, конечно, в определенных ситуациях они могут оказаться весьма полезными. Уверен, много информации об этой камере и ее возможностях вы можете также найти в отзывах моих коллег:

Ну и напоследок несколько моих фотографий, сделанных на RX1 в Салехарде.

Покрутить Raw-файл с Sony RX-1 вы можете самостоятельно:

Ссылка на основную публикацию