О целесообразности использования внешней вспышки | Foto-kadr.ru

О целесообразности использования внешней вспышки

О целесообразности использования внешней вспышки

Опытный фотограф знает, что при определенных условиях вспышка гораздо важнее, чем камера или объектив. Даже являясь обладателем весьма светосильного объектива и камеры с высоким значением ISO, порой Вы бессильны, если условия освещения не позволяют сделать качественный кадр. И именно такой ситуации внешняя вспышка призвана помочь избежать.

В данном материале речь пойдет в основном о камерах и комплектующих производства Nicon. Однако, в общих случаях все нижеописанное справедливо и для других производителей.

Все более-менее современные фотоаппараты в наше время имеют встроенную вспышку, или, как называют ее фотографы, «лягушку». И абсолютно все камеры со сменной оптикой помимо «вспышки-лягушки» имеют еще возможность подключения внешней вспышки, иначе называемой «системой».

На верху корпуса камеры имеется специальный разъем для крепления внешней вспышки, который чаще всего для удобства и защиты от пыли и других внешних воздействий закрыт пластиковой заглушкой. Такой разъем называется «горячий башмак», реже – просто «башмак». Для устойчивого крепления вспышки к нему башмак имеет фиксаторы, обеспечивающие достаточно надежное соединение фотоаппарата и вспышки. Для синхронизации работы вспышки и камеры предназначены специальные контакты. размещенные внутри башмака.

Несмотря на то, что принцип работы внешней и встроенной вспышек схож, он отличается в некоторых деталях, внешняя вспышка дает возможность сделать снимки, которые не осилит встроенная. Про автоматический режим работы внешней вспышки, известный как TTL, стоит поговорить отдельно, потому опустим его в этой статье.

Итак, главные преимущества внешней вспышки следующие:

  1. Возможность серийной съемки, что очень важно при репортаже, когда одного кадра может быть недостаточно для получения качественного снимка. «Вспышка-лягушка», в отличии от внешней, работает в покадровом режиме, допуская сделать лишь одно фото за раз.
  2. Мощность внешней вспышки, как правило, на порядок превышает аналогичную характеристику встроенной. Так, если рассматривать камеру Nikon D5100, ведущее число ее встроенной вспышки составляет 13, против 28-ми у съемной SB-700. А чем выше это число, т.е. мощность вспышки, тем качественнее фото.
  3. Внешняя вспышка быстрее перезаряжается и имеет более высокий порог перегрева, повышая таким образом производительность камеры. В отличии от встроенной, внешняя способна сделать не 10-20 срабатываний до перехода в режим ожидания, а на десятки кадров больше.
  4. Качественная внешняя вспышка имеет зум, позволяет подстроить свет под фокусное расстояние объектива, точно дозируя его количество. зум также позволяет расширить радиус работы вспышки. Встроенная же вспышка постоянно зафиксирована на каком-то широкоугольном расстоянии, что при использовании с одноименным объективом может привести к появлению на фотографиях тени от предметов и самого объектива.
  5. С внешней вспышкой нет необходимости использовать режим против эффекта красных глаз. Встроенная вспышка в таком режиме делает несколько предварительных мини-вспышек, что не всегда удобно и достаточно быстро.
  6. Возможность поворачивать внешнюю вспышку позволяет добиться более мягкого и натурального освещения, благодаря отражению света от стен или потолка помещения.
  7. Внешняя вспышка может использоваться с дополнительными оригинальными рассеивателями света. Как правило, чаще всего это рассеивающие насадки типа «лопуха» (карточки рассеивателя), или рассеивающего колпака. В случае отсутствии карточки на вспышке, ее можно сделать самостоятельно. Встроенная же вспышка не может использоваться с оригинальными рассеивателями, это будут либо самодельные насадки, либо насадки посторонних производителей.
  8. Внешняя вспышка, в отличии от встроенной, не тратит заряд батареи камеры. используя свои источники питания (чаще всего батареи типа АА).
  9. Огромным плюсом является возможность использования внешней вспышки дистанционно. Так можно, поставив ее на удалении, подсветить снимаемый объект под любым углом, а. имея несколько вспышек, создать даже систему креативного освещения.
  10. Некоторые «продвинутые» внешние вспышки могут использоваться как «мастер-вспышка» для управления другими.

Помимо всего перечисленного, внешняя вспышка позволяет улучшить возможности и самой камеры, ведь она может:

  1. Давать подсветку фокусировки. Об этом стоит поговорить подробнее в другой стстье.
  2. Дать камере работать в режиме автозамера экспозиции, что невозможно со встроенной вспышкой.
  3. Работать в режиме быстрой синхронизации, вплоть до значений выдержки 1/8000 секунды. ни одна встроенная вспышка не способна преодолеть порога в 1/500 секунды. Это качество весьма полезно при использовании вспышки днем.
  4. Возможность применения цветных светофильтров. Это позволит отрегулировать баланс белого и получить интересный цветовой эффект на фото.
  5. Точнее регулировать заполнение кадра светом. Например, во вспышках Nikon это регулируют несколько шаблонных режимов CW, STD, EVEN, а для работы в условиях контрового освещения – режим BL.
  6. Некоторые профессиональные фотоаппараты не имеет в комплектации встроенной вспышки, а потому внешняя – необходима.
  7. Минимизировать риск появления тени от объектива при использовании широкоугольных объективов.
  8. Возможность «замораживания» объектов съемки благодаря более короткому импульсу в режиме минимальной мощности.
  9. Действительно хорошая внешняя вспышка имеет неисчислимое множество настроек, улучшающих работу. Это и режим стробоскопа, и индикация дистанции до объекта, и высокоточная регулировка работы тестирующего импульса и многое другое. Чтобы перечислить все возможности внешних вспышек, необходима отдельная статья.

К минусам внешних вспышек следует отнести:

  1. Высокую цену за действительно хорошую вспышку
  2. Большой дополнительный вес и объем, отчего устает рука фотографа и уменьшается место в корфе.
  3. Внешние вспышки тоже могул ломаться, а ремонт их деталей недешев.
  4. Некоторые вспышки могут достаточно сильно шуметь, как, к примеру, никоновская SB-900 при включении или зуммировании.

Чтобы понять разницу между использованием встроенной и внешней вспышки, необходимо поработать с обеими, приноровиться к каждой. Не стоит ожидать появления шедевральнейших снимков сразу после покупки внешней вспышки. Как минимум, нужно основательно прочитать все настройки, которые обычно подробны чуть более, чем полностью, подержать вспышку в руках, привыкнуть. опробовать все режимы. Выбор вспышки – дело довольно трудоемкое, ведь их разнообразие и функционал каждой из моделей поражает.

Однако, стоит отметить, что для любительской съвмки вполне достаточно обычной, встроенной вспышки. Внешняя вспышка, в силу своей дороговизны и специфичности, инструмент профессионала, для которого хороший и качественный свет зачастую более необходим, нежели дорогая камера и объективы.

О целесообразности использования внешней вспышки

Профессиональный фотограф предпочитает не пользоваться вспышкой, когда есть светосильный объектив и камера, позволяющая снимать с высоким значением ISO. И все же есть ситуации, не позволяющие сделать качественный кадр без вспышки. Внешняя вспышка призвана помочь Вам в этом.

Все современные зеркальные фотоаппараты Nikon имеют встроенную вспышку и имеют возможность подключения внешней вспышки, иначе называемой «системой». внешняя вспышка дает возможность сделать снимки, которые не осилит встроенная. На верху корпуса камеры имеется специальный разъем для крепления внешней вспышки, который чаще для защиты от пыли и грязи можно закрыть пластиковой заглушкой. Такой разъем называется «горячий башмак». Для устойчивого крепления вспышки к нему башмак имеет фиксаторы, обеспечивающие достаточно надежное соединение фотоаппарата и вспышки. Для синхронизации работы вспышки и камеры предназначены специальные контакты. размещенные внутри башмака.

Главные преимущества внешней вспышки следующие:

  1. Возможность серийной съемки, что очень важно при репортаже, когда одного кадра может быть недостаточно для получения качественного снимка. Встроенная вспышка, в отличии от внешней, работает в покадровом режиме. Она может сделать лишь одно фото за раз.
  2. Мощность внешней вспышки, как правило, на порядок превышает характеристику мощность встроенной. Так, у Nikon D5100 ведущее число встроенной вспышки составляет 13, против 28-ми у съемной SB-700. А чем выше это число, т.е. мощность вспышки, тем качественнее фото.
  3. Внешняя вспышка быстрее перезаряжается и имеет более высокий порог перегрева, производительность камеры таким образом не страдает. В отличии от встроенной, внешняя способна сделать не 10-20 срабатываний до перехода в режим ожидания, а на десятки кадров больше.
  4. Встроенная же вспышка постоянно зафиксирована на каком-то одном фокусном расстоянии. Это может привести к появлению на фотографиях тени от предметов и самого объектива. Внешняя вспышка имеет зум, позволяет подстроить свет под фокусное расстояние объектива, точно дозируя его количество.
  5. Внешняя вспышка может использоваться с дополнительными рассеивателями света. Как правило, чаще всего это рассеивающие насадки типа «лопуха» (карточки рассеивателя), или рассеивающего колпака. В случае отсутствии карточки на вспышке, ее можно сделать самостоятельно.
  6. С внешней вспышкой нет необходимости использовать режим против эффекта красных глаз. Встроенная вспышка в таком режиме делает несколько предварительных мини-вспышек, что не всегда удобно и достаточно быстро.
  7. Возможность поворачивать внешнюю вспышку позволяет добиться более мягкого и натурального освещения, благодаря отражению света от стен или потолка помещения.
  8. Внешняя вспышка, в отличии от встроенной, не тратит заряд батареи камеры. используя свои источники питания (батареи типа АА).
  9. Огромным плюсом является возможность использования внешней вспышки дистанционно. Так можно, поставив ее на удалении, подсветить снимаемый объект под любым углом, а. имея несколько вспышек, создать даже систему креативного освещения.
  10. Некоторые внешние вспышки (Nikon Speedlight SB-800, Nikon Speedlight SB-910) могут использоваться как «мастер-вспышка» для управления другими.
  11. Если Вы хотите научиться фотографировать, звоните 8903 288 58 25 (Алексей). Программа обучения адаптируется под конкретные цели. Основной упор делаю на практические задания. О себе: практикующий фотограф, преподаю в московских фотошколах.

Tags: обучение фотографии в Дмитрове, fotokurs Dmitrov, фотокурсы для начинающих +Дмитров, курсы фотографии, уроки фотографии, фотокурсы, фотошкола, курсы по фото, обучение фотографии Москва, фотокурсы для начинающих +Москва, курсы фотографии в Москве, онлайн обучение фотографии

Вспышки встроенные и внешние – увидеть разницу

Встроенная вспышка – все за и против.

Я думаю, все представляют себе, как выглядит встроенная вспышка для фотоаппарата и даже большинство используют ее для съемки (в основном в помещении с плохим освещением). Я крайне редко использую встроенную вспышку для съемки, и эти крайние случаи приходятся на съемку каких-то домашних посиделок, не претендующих на высокую художественность. Не смотря на мою нелюбовь к встроенной вспышке, попробуем выделить некоторые ее преимущества:

встроенная вспышка – какой-никакой, а источник освещения. Если вам позарез нужно сделать кадр в темном помещении при отсутствии светосильного объектива или дополнительных источников света, встроенная вспышка вам в руки!

— при съемке со встроенной вспышкой экспозамер осуществляется автоматически. Правда, это сомнительный плюс, потому что вспышка на автомате – это чаще всего белые лица на черном фоне.

— компактность – наверное, самый выигрышный «плюс» встроенной вспышки. Однако, небольшие размеры, позволяющие уместить и фотоаппарат и вспышку в сумке, оборачиваются серьезным недостатком с точки зрения характера освещения.

Поэтому плавно перейдем к недостаткам встроенной вспышки:

Жесткие тени, плоская картинка (нет объемов на лице) — из-за маленькой площади источника освещения свет получается жесткий. А для жесткого света характерны сильные блики и глубокие тени. Поэтому большинство фотографий, снятых со встроенной вспышкой – это лица с жирным блеском на лбу, носу, щеках, с резкими тенями возле носа и под подбородком. Нередко встроенная вспышка выбивает лицо или некоторые участки кожи в пересвет.

— невозможность изменить направление потока света приводит к классическому «пыху в лоб». В совокупности с жестким светом с близкого расстояния получается плоская картинка. Расположение вспышки прямо над объективом создает освещение подобное тому, как светит фонарик, встроенный в каску. Вспомните, как выглядят при этом лица людей.

— невозможность настроить мощность светового импульса во встроенной вспышке делает ее малоприменимой. Единственное, на что вы можете повлиять в настройках, — это на способ экспозамера и компенсацию экспозиции вспышки (этим можно лишь незначительно варьировать мощность импульса).

— маленькая мощность встроенной вспышки приводит к тому, что свет не добивает до далеко расположенных объектов и позволяет снимать только с близкого расстояния. А это, в свою очередь, приводит к «пыху в лоб» с близкого расстояния. Замкнутый круг. Как из него выбраться? Научиться снимать с использованием внешней вспышки.

Внешняя вспышка – в чем вы выигрываете, приобретая ее на смену встроенной.

Внешняя вспышка обычно крепится на фотоаппарат при помощи специального типа крепления, который называют «горячий башмак». Он есть во всех зеркальных фотоаппаратах.

Чтобы объективно сравнивать встроенную и внешнюю вспышку, давайте выделим несколько основных параметров, которые влияют на качество работы любой вспышки. Итак:

  1. Мощность вспышки, которая определяется ведущим числом. Ведущее число – это показатель в метрах, т.е. максимальное расстояние, на котором конкретная модель вспышки позволяет снимать. Чем больше ведущее число, тем дальше «добивает» вспышка.
  2. Количество степеней регулирования мощности светового импульса. Во внешних вспышках можно вручную устанавливать мощность импульса от 1/1 (максимальная мощность) до 1/64 или 1/128 (в зависимости от модели).
  3. Количество степеней регулирования направления светового импульса (вверх-вниз, влево-вправо).
  4. Угол освещения – минимальное фокусное расстояние, при котором весь кадр будет освещен вспышкой. Чем больше угол освещения (т.е. чем меньше это значение в мм), тем больше свободы для работы со вспышкой.

А теперь давайте сравним по указанным выше показателям работу со встроенной и внешней вспышкой.

Критерий сравнения

Встроенная вспышка (зеркальная камера Canon EOS)

Внешняя вспышка

(разброс в зависимости от модели) Ведущее число

До 13

От 22 до 58 Регулирование мощности импульса

Нет (за искл. режима компенсации экспозиции вспышки)

От 1/8 до 1/128 (плюс несколько промежуточных значений, в зависимости от модели) Регулирование направления импульса

До 97 ° по вертикали

До 360 ° по горизонтали Угол освещения

Порядка 27 мм

До 14 мм (со встроенным диффузором)

Если проводить сравнение на основании субъективных факторов, то внешняя вспышка нужна для того, чтобы:

— подсвечивать, но не «убивать светом» объект съемки. Для этого можно использовать небольшой по мощности импульс и направлять вспышку немного сверху и сбоку (имитируя естественный солнечный свет).

— использовать отраженный свет, который рисует мягкие тени и полутона. Самый простой способ использовать отраженный свет – направить внешнюю вспышку в потолок или в стену помещения. Только следите, чтобы стены не оказались яркого цвета, иначе на лицах людей появятся цветные блики. Такой номер не пройдет и в помещениях с темными стенами, которые только поглотят свет внешней вспышки. В идеале стены или потолок должны быть белыми.

Одна внешняя вспышка с радиосинхронизатором на штативе

— снимать с внешней вспышкой при помощи синхрокабеля или радиосинхронизатора. Звучит сложно, но на самом деле все проще некуда. Внешнюю вспышку можно снять с фотоаппарата и поставить на штатив, стойку или просто держать левой рукой, направляя свет немного сбоку. Чтобы вспышка срабатывала при спуске затвора, необходимо использовать синхронизацию. В последних моделях камер есть встроенная дистанционная синхронизация с «родными» вспышками. При использовании неродной вспышки или не такого продвинутого фотоаппарата вам понадобится дополнительное приспособление – для проводной синхронизации (кабель) или беспроводной синхронизации (инфракрасный или радио синхронизатор). Подробнее о технике съемке со вспышкой с дистанционным управлением я буду писать отдельно.

— построить любые схемы освещения из внешних вспышек, которые можно использовать и в помещении, и на выезде. Такая мобильная и компактная студия, которая незаменима для профессиональных съемок в любых условиях.

В этой статье я лишь вкратце коснулась темы использования вспышек в фотографии. Нам еще предстоит разобраться, когда и как снимать со вспышкой в помещении и на улице, как «прокачать» свою вспышку и многое-многое другое. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

О целесообразности использования внешней вспышки

Есть множество ситуаций, когда без вспышки не обойтись. Встроенная в камеру для большинства случаев подходит плохо: свет получается жестким, часто неравномерным, мощность встроенных вспышек невелика, да и влиять на положение такого источника света ты никак не можешь. Выход один – применение внешней вспышки (или вспышек). Однако и здесь существуют свои особенности и хитрости, некоторые из которых мы и попробуем раскрыть.

1 Один из самых важных показателей вспышки – это так называемое ведущее число. Оно указывает, на какое расстояние в метрах «пробьет» вспышка, включенная на максимальную мощность, при заданной чувствительности и диафрагме. Если эти
величины в показателе не указываются – то, как правило, имеется в виду чувствительность ISO 100 и диафрагма 1.0. Следует также учитывать, что нереально высокое число для компактной вспышки (например, 50) означает, что такова ее мощность при максимально выдвинутом рефлекторе, когда вспышка дает узкий пучок света. В реальных условиях это число будет значительно меньше.

2 Почти все современные вспышки оснащены автоматикой. Вспышка может общаться с TTL-системой самой камеры (для этого она должна быть «заточена» под определенную систему), а также иметь собственный «глаз» и «мозг» (в этом случае на камере устанавливаются заранее известные диафрагма и чувствительность, и автоматика вспышки самостоятельно оценивает мощность исходя из этих параметров).

3 Если требуется большая точность, можно использовать специальный прибор – флешметр. Он замеряет мощность импульса – по источнику света (вспышке), либо по освещаемому объекту, после чего показывает возможные варианты выдержки и диафрагмы. Преимущество флешметра также в том, что он способен замерить свет, полученный импульсами нескольких вспышек, независимо от того, одновременно они сделаны или с некоторым временным интервалом.

4 Если вспышка установлена на камере, то направлять ее прямо на объект имеет смысл лишь в одном случае: если не хватает мощности.
Лучше направить ее в потолок (разумеется, если он белый и не очень высокий) либо – под некоторым углом вверх, а над вспышкой укрепить любую белую рассеивающую поверхность (классический способ – лист бумаги на резинке).

5 Для того чтобы обеспечить срабатывание одной или нескольких ведомых вспышек от одной ведущей или друг от друга, используются приборы, называемые синхронизаторами (или ловушками). Бывают как свето-, так и радиосинхронизаторы. Последние – дороже, но надежнее, и особенно удобны, если работают несколько фотографов: тогда твои вспышки не будут срабатывать от их импульсов. Светосинхронизаторы (особенно младшие их модели) – дешевы, компактны, но несколько менее надежны.

6 Если ты располагаешь только старой фотовспышкой, установка ее на современную камеру связана с определенным риском – есть шанс сжечь электронику. Но есть более безопасный способ: на вспышку устанавливается светосинхронизатор, через который она «поджигается» от встроенной вспышки камеры. Последнюю при этом нужно установить на минимальную мощность, она должна лишь обеспечивать срабатывание основной вспышки, а не участвовать в
освещении объекта. Автоматика встроенной вспышки при этом должна быть отключена: иначе синхронизатор сработает во время предвспышки, сделанной для замера, до того как затвор открыт. Есть у этого способа и еще одно преимущество: внешняя вспышка никак не связана с камерой, и светить ей можно откуда угодно.

7 При использовании внешних вспышек камера ничего не будет знать об их цветовой температуре. Поэтому баланс белого необходимо выбирать из предустановок, не полагаясь на автоматику. Если нет специального режима «вспышка», можно воспользоваться предустановкой «облачно». Если же камера позволяет задавать ба-
ланс белого напрямую в кельвинах – лучше так и сделать, выяснив точную цветовую температуру вспышки (она обычно указывается вспецификации).

8 Загорание индикатора готовности на многих недорогих вспышках вовсе не означает, что вспышка зарядилась на полную мощность. Если требуется сделать максимально мощный импульс, то лучше выждать еще некоторое время после загорания индикатора (особенно если батарейки подсели).

9 С помощью правильно расположенной внешней вспышки можно создать иллюзию лучика солнца в пасмурную погоду. Разумеется, светить при этом надо не со стороны камеры, а сбоку и немного сверху, и при этом с достаточно близкого расстояния, чтобы световой поток не был чересчур рассеянным.

10 Во время установки контровых вспышек (направленных в сторону камеры) внимательно следи, чтобы все они находились за пределами кадра либо были закрыты каким-либо объектом. Иначе неизбежно возникновение «звезд». Впрочем, последнее можно использовать и специально, как художественный прием.

Использование внешней вспышки при съемке

Использование внешней вспышки может потребоваться в случае, когда не хватает мощности встроенной, либо требуется осветить объект во время съемки сверху или сбоку рассеянным или отраженным потоком света.

Чтобы подключить внешнюю вспышку к фотоаппарату предусмотрено несколько разъемов. В основном различают два типа разъемов:

  1. гнездо для подключения кабеля, который позволяет отнести вспышку от фотокамеры на необходимое расстояние;
  2. башмак – колодка особой формы, которая обеспечивает жесткость крепления вспышки на самой камере.

Оба эти типа разъемов могут быть как с одним контактом, так и многоконтактными.

Гнездо с одним контактом для подключения кабеля называется синхроконтактом. Через него можно подключить несколько внешних вспышек одновременно. Одноконтактный башмак чаще всего бывает у крупногабаритных фотокамер, так как требует большего свободного места для размещения вспышки на разъеме.

Подключаемые через одноконтактный разъем вспышки могут работать в ручном или автоматическом режимах. В режиме ручного управления фотограф может выставлять необходимые настройки диафрагмы исходя из данных:

  1. ведущего числа вспышки;
  2. чувствительности матрицы;
  3. дистанции съемки.

Разумеется, фотокамера должна иметь возможность ручного управления настройками. Помимо этого фотографу необходимо знать точную дистанцию до снимаемого объекта. Тем не менее, несмотря на простоту ручного режима от фотографа требуется предварительная подготовка к съемке, что сказывается на возможностях фотографа.

Выдержка синхронизации при использовании внешней вспышки

Использование внешней вспышки необходимо согласовывать с конструктивными особенностями затворов у некоторых моделей фотокамер. Дело в том, что не все затворы на различных выдержках полностью открывают сенсор фотокамеры.

Снимок 1. Вариант использования внешней вспышки во время съемки.

Существует такое понятие как выдержка синхронизации. Она указывается в спецификации фотокамеры. Суть в том, что существует интервал времени, во время которого затвор находится в открытом положении. Во время съемки при ручном режиме, если выдержка окажется меньше выдержки синхронизации, то часть кадра получится недодержанной, поэтому фотографу следует отслеживать этот момент при съемке.

Автоматический режим работы вспышки

В автоматическом режиме работой внешней вспышки управляет фотоэлемент. Перед съемкой фотограф должен задать на вспышке параметры выдержки и диафрагмы, выставленные на фотокамере. После чего в момент спуска затвора через синхроконтакт на вспышку будет подан импульс, который приведет к срабатыванию вспышки.

Рисунок 1. Вариант использования внешней вспышки в режиме отражения света от потолка и стен помещения.

Фотоэлемент произведет замер количества света, который будет отражен от объекта съемки и в соответствии с установленными настройками экспозиции в нужный момент выключит вспышку. Именно такой принцип заложен в работу всех автоматических режимов.

Использование внешней вспышки в TTL — режиме

Насколько бы ни была хороша автоматика, она все же делает ошибки, например, при точечном замере экспозиции или когда объект расположен не в центре кадра. Поэтому для сложных условий съемки лучшим решением будет использовать TTL – режим, при котором отключение внешней вспышки обеспечивает автоматика фотокамеры, измеряя свет, который проходит через объектив.

Чтобы осуществить такое управление вспышкой требуется многоконтактное гнездо подключения кабеля и TTL – башмак. В режиме TTL работы на внешней вспышке уже не требуется выставлять режимы экспозиции, так как управление полностью обеспечивает микропроцессор фотокамеры.

Однако существует реальная проблема стандартизации контактов, поскольку каждый производитель оборудования подходит к реализации этого по-своему.

Чем отличается:: встроенная вспышка и внешняя вспышка

Фотовспышка значительно увеличивает шанс получить хороший снимок. Поэтому почти все современные фотокамеры предполагают ее использование. Отличие состоит в том, что у одних аппаратов вспышка встроенная, а у других — внешняя. Особенности встроенной вспышки в том, что она входит в стоимость камеры, не занимает отдельного места, и ее не нужно устанавливать и регулировать самостоятельно. Но внешняя вспышка хороша тем, что обеспечивает более мощное свечение, а также помогает избежать появления ненужных бликов, теней и эффекта «красных глаз». Если вы покупаете любительскую камеру, которую не собираетесь использовать в профессиональных целях, то вам, возможно, будет проще и удобнее пользоваться встроенной вспышкой. Если же вы всерьез увлечены фотографией и даже планируете сделать это ремесло своей профессией, не задумываясь, выбирайте внешнюю вспышку.

Найти удачный кадр — это непростая задача. Однако, даже если удачное место и ракурс выбраны, снимок может оказаться далеко не идеальным. Зачастую перед фотографом встает проблема недостаточной освещенности. Из-за этого снимок может получиться темным, смазанным и невыразительным. Решить проблему со светом помогает вспышка фотокамеры. Причем бывает она как встроенной, так и внешней (съемной). У каждого вида вспышки свои преимущества и свои недостатки. В чем же отличия между ними, и что стоит выбрать? Попробуем разобраться.

Встроенная вспышка

Самое простое и распространенное устройство, которое помогает решить проблему недостаточного освещения — это встроенная вспышка. Ею оснащено большинство выпускаемых на сегодняшний день камер. При этом встроенная вспышка может быть как встроенной непосредственно в корпус фотоаппарата, так и выдвигающейся из него.

У встроенных вспышек есть ряд преимуществ. Во-первых, такую вспышку вы фактически покупаете вместе с камерой, и тратиться на нее отдельно не приходится. Кроме того, вспышка будет с вами в любой ситуации. Это удобно, когда вам нужно быстро что-то сфотографировать, не тратя времени на установку вспышки.

Для того, чтобы пользоваться встроенной вспышкой, вам не нужно знать, как с ней обращаться, как ее регулировать и устанавливать. Вы просто делаете снимок, не задумываясь, а камера сама подсвечивает затемненные области. Кроме того, вы не сможете потерять встроенную вспышку, и вам не потребуется отдельный чехол для ее переноски.

Еще одно преимущество в том, что встроенная вспышка будет работать всегда, когда аккумулятор камеры имеет достаточный заряд. Ей не требуется отдельных аккумуляторов, и вы никогда не окажетесь вовсе без вспышки из-за того, что в ней «села батарея». Однако встроенные вспышки, наряду с вышеперечисленными достоинствами, обладают также некоторыми недостатками. К примеру, они являются маломощными, поэтому польза от наличия такой вспышки оказывается порой весьма спорной.

У встроенной вспышки изменение импульса происходит исключительно благодаря увеличению длительности свечения, а не благодаря увеличению яркости. Также недостаток встроенной вспышки и в том, что вы не сможете менять направление освещения из-за того, что вспышка не отделяется от корпуса аппарата. Так что, к примеру, подсветить объект сбоку вы не сможете.

Внешняя вспышка

Внешними называют вспышки, которые можно отделить от корпуса фотокамеры. Они устанавливаются на аппарат при помощи специального крепления, которое называется «горячий башмак». Установить внешнюю вспышку можно только лишь на те модели камер, у которых это крепление есть.

При выборе фотовспышки следует обратить внимание на то, чтобы ее компания-производитель была той же, что и у вашей камеры. Дело в том, что фирмы, выпускающие фототехнику, адаптируют вспышки для работы лишь на камерах собственного производства. Так что заставить вспышку Nikon корректно и полноценно работать, скажем, на фотокамере Сanon вы вряд ли сможете, сколько ни старайтесь. Внешняя вспышка предоставляет фотографу большее удобство, чем встроенная.

Во-первых, вы можете менять направление и угол освещения. Во-вторых, у вас будет возможность использовать вспышку автономно. Это полезно, если необходимо, к примеру, осветить предмет с разных сторон.

Съемка в темном помещении со встроенной и внешней вспышкой

Съемка со встроенной вспышкой хороша, когда речь идет о чисто любительской съемке, от качества которой, в принципе, ничего не зависит. Если же речь идет о снимках, которые должны быть безупречными, то лучше воспользоваться внешней вспышкой. При съемке со встроенной вспышкой создаваемого света может все-таки не хватать для создания нужного эффекта.

Зато при съемке в темном помещении могут появиться нежелательные блики и тени. И отрегулировать это у вас не получится, потому что встроенная вспышка может исключительно «бить в лоб». Также из-за нерегулируемого положения вспышки относительно корпуса фотокамеры, вы лишитесь возможности откорректировать эффект «красных глаз».

Внешняя же вспышка, во-первых, не даст такого резкого блика, даже если вспышка будет «бить в лоб». Во-вторых, вы сможете регулировать угол наклона поворачивающейся головки, что позволит отразить свет от пола, потолка и стены. Таким образом, при помощи внешней вспышки вы можете вообще избежать появления бликов и теней.

От эффекта «красных глаз» можно избавиться, отдалив вспышку от камеры.

Встроенная и внешняя вспышка при съемке днем

Казалось бы, зачем вообще нужна вспышка, если снимать придется солнечным погожим днем? Оказывается, еще как нужна. Например, если вы снимаете портретное фото, то часть лица может оказаться освещенным, а другая часть — затемненной. В результате, даже если модель будет потрясающе красивой, фото может получиться довольно неприглядным.

Вспышка позволяет мягко подсветить детали, которые остались в тени, в результате изображение получается ровным, без резких теней. Для того, чтобы избавиться от перепадов освещения при съемке в солнечный день, подойдет как внешняя вспышка, так и встроенная, ведь задача состоит лишь в том, чтобы подсветить некоторые детали, а не отражать свет. Поэтому возможность регулировать положение вспышки решающей роли не играет.

Накамерные вспышки. Теория

Зачем фотоаппарату нужна вспышка? Когда и как ей надо пользоваться? Что значат все эти характеристики и какие из них необходимы? Зачем некоторые фотографы ставят на вспышки фильтры и софтбокы и вообще периодически носят их в руках вместо того, что бы установить на фотоаппарат? И почему многие не рекомендуют использовать встроенную вспышку на камере, а фотографии, всё-таки сделанные с её использованием обычно выглядят мягко говоря странно (если это не кадры с кошками)?

В течении двух статей я попробую ответить на эти и некоторые другие вопросы. В данной части я затрону основные характеристики и особенности конструкции внешних вспышек, важные вне зависимости от производителя и модели.

Достоинством фотовспышек по сравнению с источниками постоянного света является большая энергоэффективность, благодаря возможности кратковременной работы только при открытом затворе. Кроме того, фотовспышка позволяет получать резкие фотографии быстродвижущихся объектов за счёт очень короткого времени свечения.

Но это преимущество накладывает и свои ограничения на процесс съёмки. Вспышки дают чрезвычайно короткий импульс (1/1000 – 1/50000 секунды), намного более короткий, чем среднее время срабатывания затвора. Если обычно для изменения экспозиции кадра вы могли менять чувствительность, диафрагму или выдержку, то с добавлением вспышки изменение времени экспонирования больше не имеет значения – почти весь (или весь, если кроме вспышки нет других источников) свет приходит в очень короткий промежуток времени.

Накамерные вспышки большинства производителей имеют много общего между собой. Это и в целом похожий внешний вид, и по большему счету не сильно отличающийся функционал.

Давайте рассмотрим основные части вспышки на примере Godox V860C-II.

В самом основании находится крепеж вспышки к горячему башмаку камеры.

Чуть выше – экран и куча кнопок для настройки вспышки. Справа прячется отсек для четырёх пальчиковых батареек.

Верхняя поворотная часть вспышки с лампой – это основное отличие накамерных вспышек от встраиваемых и их главное преимущество. Поворотная голова позволяет направлять луч света не только непосредственно вперед, тем самым убивая все тени на фотографии и делая картинку плоской, но и наверх, в стороны и даже назад, позволяя свету отражаться и рассеиваться, полностью преображать получаемое изображение.

Левый снимок сделан со вспышкой в лоб. Свет на правой фотографии отражён от стены.

Вспышки других производителей будут выглядеть иначе: набор и расположение кнопок обязательно окажется другим, угол вращения поворотной головы по горизонтали будет отличаться в зависимости от класса устройства, да и интерфейс далеко не у всех получается одинаково простым и удобным. Главное то, что накамерная вспышка всегда ей и остаётся, а модель и производитель зависят от задач, вашего бюджета и вкуса.

Давайте теперь рассмотрим основные характеристики накамерных вспышек.

Пожалуй, единственная характеристика вспышки, которая будет важна независимо от того, что вы собираетесь с ней делать – это мощность максимального импульса. Её принято называть ведущем числом и измеряется оно, как ни странно, в числах. Например, у вышеупомянутой вспышки от Godox это число равно 58. Что это значит? По-хорошему эта цифра показывает расстояние в метрах, на котором мы сможем получить правильно проэкспонированный от света одной только вспышки объект при ISO 100 и диафрагме объектива равной еденице. У некоторых производителей ISO может равняться 200, но, в целом, это маркетинговые хитрости. Чем больше ведущее число вспышки – тем больше её мощность. Чаще всего значения в районе 50 более чем достаточно.

Естественно, вам далеко не всегда понадобится максимальная мощность вспышки.

Часто хватит и половины, а иногда и минимального импульса. В интерфейсах разных вспышек сила импульса показывается дробями, где 1/1 соответствует максимуму, а 1/128 – минимуму. Между этими крайними значениями полно промежуточных. Определять, какое именно нужно в данной конкретной ситуации вам нужно самим. Если, конечно ваша вспышка полностью мануальна и лишена автоматики.

Thriugh the lens – «сквозь линзу/объектив» – способ измерения экспозиции непосредственно через съёмочный объектив фотоаппарата. Замечательная технология, позволяющая вашим камерам автоматически определять необходимые параметры для получения правильно проэкспонированного кадра. Но при использовании вспышки необходимо учитывать и свет, испускаемый ей непосредственно в момент съёмки. Для этого прямо перед снимком вспышка даёт очень слабый импульс. Он позволяет камере оценить количество света от всех источников, включая вспышку и правильно подобрать настройки с её учётом.

Проще говоря, вспышка с поддержкой TTL позволяет вашей камере снимать без необходимости вручную выбирать мощность, а полностью мануальная вспышка – нет (автоматический режим камеры вам никто не заблокирует, но настройки она будет подбирать некорректные).

Основным преимуществом неавтоматических вспышек является цена. Да, конечно, возможность настройки мощности без вашего участия бывает полезной в жанрах, где все очень быстро меняется и у вас нет времени на изменение ещё одного параметра. Но это не всегда критично. Наоборот, вдумчивый подход и ручные настройки при неторопливой предметной съёмке, когда вспышка стоит не на камере, могут обеспечить лучший результат чем автоматика.

Поддержка режима высокоскоростной синхронизации.

Чёрная полоса на этом снимке взялась от того, что он был сделан со вспышкой на выдержке 1/320 секунды. Почему?

На этой гифке видно, как работает затвор большинства современных камер. Если на относительно длинных выдержках (до 1/250 секунды) есть момент, когда затвор полностью открыт, то при сокращении времени экспонирования он уже никогда не открывается полностью. Как я писал выше, импульс вспышки очень короткий. Если на длинных выдержках вспышка синхронизируется с моментом полного открытия затвора, то на коротких неизбежно остаётся неосвещённая вспышкой часть кадра – она просто выключается до того, как затвор пройдёт весь цикл.

Это ограничение можно обойти, если вспышка поддерживает высокоскоростную синхронизацию – HSS. В таком случае вместо одного импульса излучается серия менее мощных, позволяющих получить полностью экспонированный кадр на выдержках вплоть до 1/4000 – 1/8000 секунды. Эта функция позволяет снимать на открытой диафрагме при большом количестве света, а так эффективней замораживать движения.

Поддержка режимов беспроводной синхронизации.

Иногда во время съёмки у вас может возникнуть необходимость снять вспышку с камеры и добиться её срабатывания на удалении. Или просто добавить к уже установленной на фотоаппарат вспышке ещё одну где то поблизости.

Самые старые и бюджетные модели поддерживают срабатывание только в режиме световой ловушки. В этом случае датчик на вспышке улавливает световой импульс от другой вспышки. Никакой возможности дистанционно управлять мощностью да и о высокоскоростной синхронизации можно забыть, зато в этом режиме вспышки от разных производителей не конфликтуют между собой и замечательно синхронизируются.

Синхронизация по оптическому каналу в целом похожа на предыдущий пункт, но уже подразумевает дистанционное управление параметрами вспышки. Но работает этот режим уже в пределах одной системы, об универсальности можно забыть.

Большим недостатком предыдущих видов синхронизации является ограниченная дальность и необходимость нахождения устройств в пределах прямой видимости. Радио синхронизация решает эту проблему. Последнее время у многих производителей начали появляться вспышки со встроенными радиомодулями. Это заметно упрощает жизнь. Если подобрать нужное оборудование, то вспышкой можно управлять прямо с камеры, даже если последняя находится на расстоянии ста метров от вас!

На этой гифке показан экран Yongnuo 660 и его различные режимы синхронизации. TX – режим ведущей вспышки, позволяющий управлять остальными источниками света в группе; RX – ведомой с синхронизацией по радиоканалу; S1 и S2 – световая ловушка.

Вспышка, оснащённая подсветкой автофокуса будет светить специальной сеткой во время фокусировки в тёмных условиях. Наводиться на резкость с этой функцией на порядок проще и нет, вы не увидите этой сетки на кадре – она заблаговременно отключается.

Почти все вспышки имеют возможность контролировать степень рассеяность света. Если при съёмке на широкоугольный объектив вам нужен максимально рассеянный свет, что бы покрыть весь кадр, то для телеобъектива нужен сконцентрированный пучок, позволяющий осветить даже далеко находящийся объект. Этот параметр на камерах измеряется в миллиметрах и соответствует фокусным расстояниям объективов. Обычно вспышки зуммируются от 17 до 105 мм. Более продвинутые модели автоматически подстраиваются под установленный объектив, а простые требуют ручной настройки этого параметра.

Наличие призмы для съёмки на широком угле.

Часто для съёмки на широких объективах порядка 14 мм нужно вручную вытащить призму.

В этой статье я постарался расписать основные параметры накамерных вспышек, характерные для любой модели любого производителя. Надеюсь, она поможет разобраться с теорией, а уже в следующей части покажу примеры использования этих источников света. Не бойтесь экспериментировать и до новых встреч!

Ссылка на основную публикацию