Нравится эффект портретной тарелки? Попробуйте этот трюк с софтбоксом! | Foto-kadr.ru

Нравится эффект портретной тарелки? Попробуйте этот трюк с софтбоксом!

Что такое портретная тарелка и как ею пользоваться, или Всё о софтрефлекторах!

У этого модификатора света есть несколько имен: софтрефлектор, портретная тарелка или просто тарелка, англоязычные страны знают эту насадку как beauty dish (красивое блюдо, или блюдо красоты).

Различаются софтрефлекторы в основном по двум основным параметрам – диаметру и по цвету внутренней отражающей поверхности. Также этот модификатор может оснащаться дополнительным тканевым рассеивателем и сотами. А теперь подробнее…

Софтрефлектор – ближайший «родственник» стандартного рефлектора, только большего диаметра и с дополнительной деталью. Чтобы свет от осветителя отражался равномерно от всей поверхности тарелки, в середине стоит дефлектор (рассекатель), который призван распределять лучи, идущие от вспышки прямо, – по всей площади софтрефлектора. Углубленная форма тарелки позволяет сделать эти лучи направленными, а специальная каемка по краю данного модификатора предназначена для установки сот, за счет которых свет распределяется более точно.

Портретные тарелки продаются трех основных диаметров – 40-41 см, 55-56 см и 68-70 см. Иногда можно найти софт-рефлектор диаметром 85 см, но это большая редкость. Стандартом считается размер 55-56 см, именно его чаще всего применяют для портретной съемки.

Для компактных фотостудий приобретают тарелки 40-41 см. Для больших студий и групповых портретов – 68-70. Тарелка 85 см уже только для профи и для специальных проектов. Например, как на картинке ниже, когда по всей видимости была необходимость осветить всю сцену и потребовался очень мощный импульсный источник.

Естественно, чем больше тарелка, тем более мягкий свет она дает, потому что каждая точка на объекте съемке освещается из нескольких точек на источнике, тени образуются не резкие, а мягкие. Это наглядно можно увидеть на рисунке, где демонстрируется, как работает свет в солнечную погоду и в облачный день. Лучи после отражения или когда проходят через облака, преломляются и начинают „свою собственную жизнь”, освещают модель со всех углов.

Исходя из этого, можно понять, что чем ближе софтрефлектор к модели, тем мягче будет свет.

Как применить теорию на практике?

Если ваша портретная съемка проходит в маленькой студии, то отодвинуть далеко тарелку не представляется возможным. Если вы не можете отодвинуться подальше от модели и нет необходимости снимать в полный рост – вы приобретёте тарелку 41 см и останетесь довольны. Логичен вопрос „насколько студия должна быть маленькой” для тарелки в 41 см?

Какой бы ни была высокой модель, ее голова все равно примерно 25-30 см высотой, вместе с плечами и грудью – не более метра. Для съемки портрета такого размера с учетом дистанции, необходимой фотографу с 50 мм объективом, студия будет 2-3 метра длиной и 1,5-2 метра шириной.

Конечно, это очень маленькая студия! Да, у некоторых, даже очень хороших фотографов, не так много денег, они снимают дома, но тем не менее, хотят фотографировать хорошими инструментами, к которым, конечно же, относится и портретная тарелка.

Но даже для небольших домашних студий фотографы часто используют тарелки стандартного размера.

Для средней студии – от 3 метров шириной и 5 длиной уже стоит приобрести софтрефлектор стандартного размера – 56 см. И, конечно же, большая студия, где можно без проблем снимать моделей в полный рост, с гордостью сможет предложить своим пользователям большой софтрефлектор.

Чаще всего софтрефлектор применяется для фэшн-фотографии молодых девушек с красивой чистой кожей. В 99% случаев его используют как рисующий свет, обычно для схемы «бабочка».

Цвет отражающей поверхности

В большинстве случаев внутренняя поверхность у софтрефлекторов серебристая, это улучшает ее отражательные способности. Но некоторые уважаемые производители еще выпускают их с белой отражающей поверхностью. О том, в чем разница у разных отражающих поверхностей, можно прочитать в статье про отражатели Как и когда надо использовать различные цвета отражателя света?

Соты для софтрефлектора

Если перед фотографом стоит задача сузить пучок света, идущего от софтрефлектора, применяются соты.

Они создают эффект прожектора, чем нередко пользуются фотографы, когда хотят воспроизвести впечатление от освещения прожектором на сцене.

Соты – дорогой аксессуар для софтрефлектора, но достаточно важный, поэтому рекомендуется приобретать их в комплекте. Софтрефлектор с сотами обойдется дешевле и наверняка все детали будут совместимы, что сделает его более надежным в применении.

Белый рассеиватель

Если на софтрефлектор надеть белый рассеиватель, получится круглый софтбокс.

Очень часто такой рассеиватель идет в комплекте к софтрефлектору. Достаточно спорная вещь в своей необходимости для профессионального фотографа, потому что может пригодиться в редких случаях. Этот рассеиватель (в англоговорящих странах „sock–носок”) убивает саму идею софтрефлектора, как направленного источника света.

Но даже если к вашей портретной тарелке не шел в наборе этот самый «носок», но вы хотите его сделать – сшейте насадку из жаропрочной ткани, так как она может подвергаться серьезному температурному воздействию.

Байонеты

С байонетом все просто! Софтрефлектор устанавливается в тот байонет, который есть на приборе. Есть софтрефлекторы со сменным байонетом (например, FALCON EYES), где задняя часть рефлектора установлена на винтах и ее можно относительно быстро поменять, заменив один адаптер другим.

Лучше всего при покупке проконсультироваться со специалистами магазина Фотогора , менеджер поможет разобраться и подберет именно то, что нужно вам!

Пример плашки для байонета Bowens.

Гели

На софтрефлектор часто устанавливают фолиевые цветные фильтры. Их крепят на рефлектор с помощью студийного тейпа, чтобы при нагревании тарелки они не отклеивались.

Нюанс применения с портретными тарелками один – фильтр должен по ширине быть чуть шире, чем сама тарелка.

Будьте внимательны, иногда встречаются гелевые фильтры шириной 50 см, в то время как ширина вашей тарелки может быть 55-56 см.

Григорий Васильев, фотограф, специалист направления «Студийное оборудование»

Видеоканал Фотогора

Нравится эффект портретной тарелки? Попробуйте этот трюк с софтбоксом!

Если вам интересно продвижение в портретной фотосъемке с помощью портретной тарелки, но вы не уверенны, стоит ли в нее инвестировать, то я покажу вам, как за десять минут и несколько долларов попробовать стиль освещения с портретной тарелкой.

Все, что вам понадобится, это обычный старый 60-и сантиметровый софтбокс, входящий как в наборы с одним светом, так и наборы стробиста. Быстро и легко это поможет вам определиться, является ли инвестиция в $100-200 оправданной для вас. В дополнение к софтбоксу вам понадобятся три палочки от мороженного (или садовые прутья, тонкие дюбели и пр.), алюминиевая фольга и лист черного ватмана размером с ваш софтбокс.

Как работает портретная тарелка

Портретная тарелка – это большая тарелка с отверстием, в котором крепится вспышка. Она почти параболическая с наличием фокусной точки, которая обычно находится внутри тарелки. В этой фокусной точке есть отражатель, который предотвращает попадание прямых лучей света на объект съемки, и вместо этого перенаправляет его от внутренней поверхности тарелки. Этот рефлектор имеет тенденцию образовывать два участка света на поверхности тарелки; один находится непосредственно вокруг рефлектора, а другой на ободке тарелки.

Моя настоящая портретная тарелка, которую я буду использовать для сравнения.

Таким образом можно увидеть, что главный механизм портретной тарелки сосредоточен во внутренней отражающей пластине, и характерные блики исходят из нее и округлости тарелки. Эти две особенности довольно легко повторить. Именно это я и хочу вам сегодня показать.

Подготовьте софтбокс

Так как портретная тарелка не должна иметь сверху рассеивающую панель («носок»), мы снимаем рассеиватель, который обычно используется на софтбоксе. Перегородки тоже, если они имеются. Предпочтительно сделать софтбокс круглым, но это не так уж просто, если у вас на восьмиугольник, как, например, Westcott Rapid Box (26″) или Rapid Box Mini (20″).

Если все же у вас не восьмиугольник, не беспокойтесь, так как мы устраним эту проблему в следующем шаге.

Вырежьте гобо

Чтобы софтбокс был круглым, мы сделаем простое круглое гобо («идти между,» светоформирующий шаблон) и прикрепим его перед софтбоксом. Это достаточно просто. Обрежьте ваш ватман по размеру софтбокса; по желанию можете оставить около дюйма с каждой стороны, чтобы устранить прохождение света, и отметьте центр, проведя диагонали от углов.

Центр отмечен – я оставил бумагу прямоугольной, что потом будет очень полезным.

В центральной точке прикрепите булавку, привяжите к ней нитку, чтобы она свободно вращалась, и отмерьте 11 дюймов. На этой отметке прикрепите к нитке карандаш. Теперь вы можете легко обвести круг, как при помощи циркуля.

Быстро и просто рисуем круг. Ну, подобие круга.

Вырежьте круг и прикрепите бумагу к софтбоксу удобным вам способом. Я использовал изоленту.

Дополнительная длина дала мне возможность поместить бумагу внутрь софта. Это сделано для большей плотности.

Внутренний рефлектор

Теперь нам нужно сделать внутренний отражатель. Для этого возьмите алюминиевую фольгу, моя была размером 12×8″, загните ее со всех сторон, чтобы получить квадрат размером с кольцо-адаптер. Затем загните углы, чтобы получился восьмиугольник, а потом загните образовавшиеся углы, и у вас получится круг.

Теперь настало время прикрепить его в кольцу-адаптеру софтбокса с помощью палочек, которые вы приготовили. Я использую две палочки от мороженного, смотанные изолентой, и прикрепляю их к обратной стороне рефлектора так, чтобы кончик был свободен.

Прикрепите рефлектор к кольцу-адаптеру блестящей стороной вовнутрь и получите отличную портретную тарелку! Вы можете добавить еще одну палочку внизу, чтобы предотвратить опрокидывание, а сложенные края помогут избежать провисания и изгиба.

Закрепите палочки сверху и снизу. Обратите внимание на круги, которые остаются видимыми, и это дешевый софтбокс.

Время снимать!

Как видно выше, светоотдача соответствует портретной тарелке довольно хорошо (несмотря на зеркальные различия между белой и серебристой внутренней стороной), так что теперь мы можем начать снимать!

Вот несколько фотографий для сравнения, которые я сделал ненасыщенными, чтобы лучше оценить освещение; я думаю, это отличная работа по имитации портретной тарелки за гроши:

Использована портретная тарелка.

Использован софтбокс в его первоначальном виде.

Использована имитированная портретная тарелка. Неплохо! Результат не может быть идентичным, но он удивительно близок к оригиналу. (Видимо, я снимал выше скорости синхронизации на этих кадрах?)

Узнайте, готовы ли вы к покупке

Если вы сомневаетесь в покупке портретной тарелки, этот быстрый трюк должен вам помочь. Если вы готовы пожертвовать софтбоксом на некоторое время, то можете использовать эту конструкцию до тех пор, пока портретная тарелка не станет для вас доступной или оправданной. Вы можете также использовать маленький неглубокий восьмиугольник, чтобы сделать прочный внутренний отражатель из металла или пластика, и использовать его в качестве системы «два в одном» вместо того, чтобы тащить с собой еще и портретную тарелку!

Фотоблог 365

20 мая 2017 г.

Модификаторы света. Какой подойдет вам?

Одним из самых серьезных вызовов, с которым сталкиваются фотографы, это развитие собственного стиля, который не только становится узнаваемым, но и находит отклик целевой аудитории. Многие начинают свои поиски исключительно как фотографы естественного освещения. Некоторые предпочитают остаться на этом этапе на неопределенно долгое время, и это прекрасно. Конечно, есть масса способов манипулировать естественным освещением, однако, это все равно является ограничивающим фактором как в профессиональном росте, так и в финансовом отношении. Довольно распространенным путем развития фотографа становится переход от естественного освещения к использованию искусственных источников света. Бриттани Смит рассказала в своей статье на сайте SLR Lounge о четырех модификаторах освещения для портретной съемки.

Первая покупка внешней вспышки или студийного моноблока волнует любого фотографа. Каждый выбирает сам стоит ли ему вкладываться в оборудование более высокого уровня или начинать с чего-то простого. Как только эта техника будет распакована и собрана начинается самое интересное.

Слева вверху — параболический, справа вверху — октобокс, слева внизу — портретная тарелка, справа внизу — портретный софтбокс

Способ, который фотограф выбирает для использования света из всех остальных возможностей, определяет его художественный стиль. Хорошей точкой отсчета может стать определение предпочтений более контрастных изображений или более мягких, с большим количеством тонов и градиентных переходов. Решите предпочитаете ли вы получить источник, который имеет большой и постепенный переход от тени к свету, или же вам нравится резкое изменение между яркой и темной областью с резким переходом. Попробуйте поснимать с разными модификаторами, чтобы увидеть какой вариант вам нравится больше и с каким вам удобнее работать, а затем сделайте решительный выбор.

Ниже будет представлено четыре различных модификатора для студийного света. Источник и модель во всех случаях находились на своих местах, на одинаковом расстоянии.

Параболический серебристый зонт на отражение

Параболические отражающие зонты являются самыми дорогим и часто оказываются наиболее гибкими в работе. У этих зонтов бывает белая или серебристая отражающая поверхность, которая создает более контрастные снимки. У таких зонтов больше сторон и спиц, по сравнению со стандартными зонтиками, размеры варьируются от 90 см до более чем двух метров. Степень контрастности в таких зонтах варьируется в зависимости от места размещения источника света.

В этом примере свет находился в позиции, которая давала плавный переход от яркого к темному, как бы заворачиваясь вокруг модели. Из-за диаметра и глубины этого параболического зонта он не может наклоняться так же сильно, как другие модификаторы. Однако, чтобы получить еще больше контраста, то его можно просто поднять выше или отодвинуть дальше на полтора-два метра.

Многогранность и разнообразие параболических зонтов поражает. Они могут выдавать и очень большое заполнение для довольного «плоских» изображений, и создавать великолепные тональные переходы и контраст, которые можно найти в модных журналах, где используются простой рассеянный свет или соты.

Это достойная инвестиция для серьезного фэшн-фотографа или портретиста. Не все параболические зонты одинаковы, и поэтому цена может значительно варьироваться: от $100 до более чем $4000.

Октобокс

Октобокс фактически является софтбоксом с восемью сторонами. Обычно диаметр у него меньше и поэтому изображение становится более контрастным, при этом свет все равно «обволакивает» модель. Октобокс создает красивый свет с плавной градацией между яркими бликами и тенями в областях с более высоким контрастом.

По цене они варьируются от $70 до более чем $300 и считаются относительно недорогими по отношению к другим модификаторам. Еще они очень легкие и удобные для хранения. В дополнение к белому зонту на просвету, это еще один модификатор, который рекомендован для портретных фотографов, и легко понять почему.

Портретная тарелка

Портретные тарелки являются основным инструментом среди много фэшн-фотографов и некоторых классических портретистов. Как и параболические зонты они бывают с белой или серебристой отделкой, и серебристый вариант дает намного больше контраста. Большинство портретных тарелок имеет диаметр примерно 50-60 см, но есть такие производители как Mola, которые предлагают больше различных вариаций.

Портретная тарелка дает четкий вид с резким контрастом, который можно смягчить белым рассеивателем. Еще свет можно сделать более направленным добавив соты. Особенность тарелки это резкая граница света, при этом в фокусе свет обволакивает модель. Общим заблуждением является использование портретной тарелки только для освещения лица модели. При правильном угле ею можно осветить тело целиком.

Портретные тарелки выполнены из металла, и их цена варьируется от $70 до более $500. Такие модификаторы важны как для «бьюти»-съемки, так и для фэшн-фотографов. Портретная тарелка не так проста в использовании как софтбокс, поэтому хорошая кожа модели является обязательным условием. Для классических портретов такой модификатор вряд ли будет идеальным решением.

Портретный софтбокс

Складная портретная тарелка от Broncolor не выглядит достаточно хорошо, но внешность может быть обманчива. Этот модификатор оснащается съемным двусторонним отражателем белого и золотистого цвета, а также съемным полупрозрачным белым отражателем. Без дополнительных рассеивателей, получаемый свет подобен обычной портретной тарелке с большими сотами. При добавлении белого или золотистого отражателя он напоминает обычную портретную тарелку. Если же добавить полупрозрачный отражатель, то свет будет похож на результат работы октобокса.

В этому примере модификатор использовался без дополнительных аксессуаров. Модификатор дает более контрастный рисунок по сравнению с другими модификаторами. Получается резкий контраст между яркими зонами и тенями с небольшими переходами.

Этот портретный софтбокс стоит примерно столько же, сколько и обычные портретные тарелки, то есть около $235. Как и другие портретные тарелки он подходит идеально для моделей с хорошей кожей. Из-за своей универсальности и цены, портретный софтбокс является отличными модификатором для портретных фотографов, которые действительно любят драматические портреты с большим контрастом.

Некоторые намного менее дорогие модификаторы дают невероятные результаты и поэтому не следует их недооценивать. Любой представленных модификаторов был бы достойным дополнением к студийному комплекту оборудования. Как и в остальных областях фотографии, выбор варианта освещения моделей является личным решением для каждого фотографа.

Портретная тарелка за 1 фунт

Мне особо не нужна портретная тарелка, так как я редко снимаю в студии или даже со вспышкой. Мне понравилась идея самого света, но как-то жалко расставаться с 80 фунтами просто ради эксперимента. Таким образом, я сделала свою самодельную тарелку и была довольна результатом. Если у вас есть внешняя вспышка, вы любите снимать людей с мягким светом и красивыми бликами в глазах, то эта статья для вас. Идея крутилась у меня в голове целую неделю, честно говоря, я не знала, получится что-то из этого или нет. Но, получилось!

Только хочу сразу предупредить, чтобы вы не использовали эту конструкцию на серьезных съемках, если не хотите нелепо выглядеть в глазах клиентов или окружающих людей с торчащими зубочистками из вспышки. Пользуйтесь исключительно для экспериментов в узком кругу.

Необходимые материалы:

  • 2 одноразовых тарелки
  • 2 зубочистки или палочки для коктейля
  • Небольшой кусочек фольги
  • Двусторонний скотч
  • Канцелярский нож
  • Ножницы

Обведите карандашом головку вспышки на задней стороне одной из тарелок. Затем вырежьте отверстие ножом. Полистироловая тарелка режется очень легко.

Добейтесь того, чтобы головка вспышки туго входила в отверстие

Теперь возьмите вторую тарелку и вырежьте кружок из ее дна

Вот так это должно выглядеть

Далее оклейте этот кружок с одной стороны двусторонним скотчем. Нужно оклеивать более вогнутую поверхность.

Затем приклейте фольгу, притирая ее, чтобы обеспечить хорошую адгезию к поверхности.

Далее, обрежьте края фольги

Переверните кружок и вставьте зубочистки по краям, друг напротив друга. За счет некоторой упругости полистирола палочки фиксируются достаточно плотно.

Затем установите эту конструкцию на вторую тарелку, отцентровав ее. Точно также слегка проткните тарелку палочками. Оставьте зазор примерно 2 см между головкой вспышки и кружком (теперь это будет отражатель)

Теперь, поздравьте себя с успешным сооружением этой нищебродской, нелепо выглядящей тарелки:)

Но не смейтесь слишком громко. Эта конструкция вполне сносно работает. Я испытала ее на своем муже, который, правда, воспринял эту идею без особого энтузиазма. Вы уж его простите)

Я использовала диафрагму f/5.6 и вспышку на 1/8 мощности. Как видите, тени получились довольно мягкие, правда блик в очках не очень красивый из-за антибликового покрытия.

Теперь снимок без очков. Для фантастической своей дешевизны тарелочка работает вполне неплохо. Мне нравится, что освещение равномерное и нет теней за объектом. Как правило, такого эффекта достигают съемкой в отраженном свете от потолка или стены.

Здесь я экспериментировала, подвинув кружок-отражатель ближе к головке вспышки. Заметьте, что лицо муженька стало темнее, а рука светлее. Не очень хорошо, но ведь это всего лишь эксперимент по выяснению возможностей.

И, наконец, я хлопнула муженьку вспышкой прямо в лоб. Тут уже все совсем плохо. Как видите. с тарелкой все было значительно лучше.

Чтобы доказать, что моя нищебродская тарелочка все же дает замечательный свет, я сфотографировала свою Belle La Belle. Посмотрите, какие интересные блики получаются в глазах.

Конечно, размер самодельной тарелки несколько меньше, чем стандартной тарелки для накамерной вспышки. Но все-таки имеет смысл сначала поиграть с самоделкой, чтобы оценить, какой размер вы хотите, нравится ли вам результат, чтобы не тратить деньги зря.

Что такое портретная тарелка или как создать красивый портрет

Здравствуйте! Речь в сегодняшней статье пойдет о beauty съемке. Портрет в этом стиле зачастую востребован у мэйк ап мастеров, мэйк ап школ, стилистов по прическам и у косметологочиских компаний. Основным объектом съемки чаще всего является лицо модели крупным планом (реже план расширяется до поясного) и элементы его украшающие. Казалось бы, что все очень просто — можно взять большой софт бокс и освещение готово, но этот подход не всегда сможет обеспечить правильный объем на лице. Голова модели, как правило небольшая :), а чем меньше объект съемки, тем сложнее добиться на нем красивого сочетания бликов и теней, а проще говоря контраста. Поэтому я хочу рассказать вам о немного ином подходе к съемке, который использовался мной при создании этого снимка, он чуть более осознанный и аккуратный.

Фотограф Павел Молчанов

Я очень люблю работать с контрастным освещением, ведь только оно может позволить мне отдельно контролировать тени и рефлексы на объекте. По этому в качестве рисующего света, в данном случае, я остановился на белой 22″ BEAUTY DISH HENSEL.

22″ BEAUTY DISH HENSEL

Очень важным моментом является то, что только эта портретная тарелка имеет ступенчатый дефлектор (поверхность в центре, от которой отражается прямой свет вспышки), что позволяет избежать прямого жесткого освещения по углам насадки, которое, в свою очередь может сильно повлиять на общий световой рисунок в кадре. Как я писал в одной из предыдущих статей, на контраст сильно влияет расстояние от источника света до объекта, по этому, чтобы добиться необходимого контраста, я расположил портретную тарелку очень близко к голове модели (примерно в 0,5 м, чуть правее и выше). Это позволило мне получить очень темную левую сторону модели, проработать мышцы на шее и отделить тенью подбородок от шеи.

После установки рисующего света, зачастую, я перехожу к освещению на фоне- так мне проще понять интенсивность необходимого заполняющего света и рефлексов (в случае необходимости). Для освещения фона я использовал 12″- REFLECTOR с GRID NO. 3 FOR 12″ REFLECTORS что позволило мне ограничить световой поток на фоне и добиться легкого эффекта виньетирования, а так же разделить фон на две разные части по освещению (слева на фоне темнее, чем справа), что придало снимку глубины.

Следующим этапом было выставление света для создания рефлекса на шее и лице модели, чтоб лучше показать его форму и связать модель с ярко освещенным фоном. Для этих целей я использовал STRIPBOX 30 X 180, который расположил слева от модели, практически на одной линии с ней, и так же очень близко (около 0,3 м).

STRIPBOX 30 X 180

Это позволило мне избежать освещения на плече и ухе, а только лишь частично подсветить лицо, волосы и шею. Важным дополнением будет то, что прибор стоял достаточно низко, чтоб попасть на нижнюю часть лица модели.

Финальным штрихом в выставлении схемы стал заполняющий свет, который, по классике был расположен за моей спиной. В качестве насадки я использовал SOFTBOX 100 X 100.

SOFTBOX 100 X 100

Он позволил получить мягкий равномерный свет от камеры и слегка вытянуть тени, но не сравнять их со светлыми участками, что убило бы весь объем.

В beauty съемке стоит быть очень внимательным к деталям и всегда помнить, что разным лицам будет подходить разный свет, а неверно выставленное освещение может сильно исказить лицо модели.

И напоследок хочу дать несколько рекомендаций по съемке beauty портретов:

  • Большим источником света очень сложно добиться управляемого контраста. Попробуйте использовать портретные тарелки, либо наденьте на насадку соты.
  • При работе со светлым или окрашенным фоном контролируйте расстояние от модели до фона, ведь он, отражая свет, может дать нежелательные рефлексы или окрас на главном объекте. Если вы хотите это избежать, то отодвигайте модель метра на 3 от фона.
  • При использовании портретных тарелок с обычным дефлектором следите за прямым светом от вспышки — он не должен вам мешать. Так же может помочь использование дополнительного дифузора.
  • Использование двух софтбоксов в качестве рисующего света на большом расстояние от модели скорее всего приведут к плоской и невыразительной картинке.

Автор статьи — амбассадор Hensel, рекламный фотограф Павел Молчанов
Гильдия рекламных фотографов

Студийный свет: софтбокс, зонтик или портретная тарелка

Все эти светоформирующие аксессуары отличаются, как по цене, так и по характеру получаемого изображения. Правильно сделав выбор, вы получите те результаты, на которые рассчитываете, без неприятных сюрпризов.

Что купить сначала, софтбокс или зонтик?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте в начале попробуем разобраться, какие плюсы и минусы есть у каждой светоформирующей насадки, а также рассмотрим основные особенности.

Фотозонт

Фотозонт — это самое простое и доступное по цене решение для начинающих фотографов, очень прост в работе. У многих знакомство с фотозонтами происходит со времени покупки первой накамерной вспышки, когда возникает необходимость расширить возможности освещения. Такие аксессуары для фотографии стоят недорого и требуют минимального вложения средств.

Все, что вам понадобится — это базовый комплект, который включает: фотозонт, держатель вспышки и зонта, студийная стойка и желательно радиосинхронизатор. Обычно первой покупкой становиться фотозонт на просвет, такие модели устанавливается перед вспышкой и позволяет получить мягкий, рассеянный свет с широким углом освещения. Используя пару осветительных приборов и два подобных зонта, уже можно построить базовую схему освещения для получения хороших результатов.

Понятно, что возможности по управлению светом в такой схеме сильно ограничены, но установив на одной из вспышек большую мощность, а на второй меньшую — вы сможете получить качественное объемное изображение, как в портретной, так и предметной фотографии.

Для расширения возможностей подобного студийного комплекта, можно купить фотозонт на отражение с серебристым или белым покрытием. Серебряный фотозонт на отражение имеет самую высокую эффективность светоотдачи, и наиболее направленный, жесткий и контрастный светотеневой рисунок.

Белый зонт на отражение, в отличии от серебряного, дает мягкий свет и в отличии от зонта на просвет, имеет лучшую направленность. Комбинируя различные зонты для фотосъемки, можно добиться очень хороших результатов, которые наверняка порадуют начинающих пользователей на этом этапе творческой фотографии.

Например, серебряный фотозонт хорошо использовать в качестве основного рисующего типа освещения, белый в качестве моделирующего, а на просвет использовать как заполняющий. Дополнительное преимущество — это конечно легкий вес и компактные размеры, большинство из них, помещаются в чехол для студийной стойки и таким образом мы получаем хороший комплект для выездной съемки на природе. Хорошо в таком случае использовать фотозонты 2 в 1, которые хоть и стоят немного дороже, но позволяют сэкономить место и получить возможность использовать двух различных эффектов в зависимости от условий съемки. Подробнее о фотозонтах в нашей статье: Как выбрать фотозонт?

Софтбокс

Софтбоксы — это самый популярный светоформирующий аксессуар в студийной фотографии, позволяют получить наиболее мягкий свет, максимально похожий на естественное дневное освещение. За счет своей конструкции, обеспечивают минимальное рассеивание света по сторонам.

В отличии от зонта, купить софтбокс можно различной формы: выпускаются прямоугольные, квадратные, узкие и округлые.

С какими сложностями могут встретиться начинающие фотографы, выбирая софтбокс? Для начала — это стоимость, цена гораздо выше, чем у зонтов и часто не вписывается в условия ограниченного бюджета. Софтбокс более требователен к мощности вспышки, это обусловлено наличием двух диффузоров и большой внутренней площади рассеивания, например, даже мощные накамерные вспышки могут эффективно использоваться только с небольшими по размеру софтбоксами.

Для полноценной работы, особенно для больших по размеру, вам потребуется купить студийные вспышки с большой мощностью. Сборка и разборка занимает гораздо больше времени, чем подготовка зонта к работе, а при сборке больших по размеру моделей, часто может понадобиться помощь другого человека. В собранном виде занимает гораздо больше места — это не проблема для большой фотостудии, но подойдет ли вам такое решение в условиях компактной или домашней фотостудии?

Несмотря на ряд описанных выше особенностей, многие фотографы предпочитают софтбоксы. Почему? Ответ прост — это качество, характеристики света и универсальность. Используя зонты, очень сложно, а зачастую невозможно создавать сложные профессиональные схемы, основная проблема в слишком широком угле освещения и неравномерности светового потока. Софтбокс лишен этих недостатков. На него можно установить соты и получить дополнительный контроль светового потока.

Компромиссным решением может стать зонт-софтбокс, например, Falcon FEA-U60 диаметром 154см. Он сочетает преимущество простоты сборки зонта и формат софтбокса, также допускает установку соты, а из недостатков можно отметить наличие только одного диффузора и возможность использования со осветительными приборами небольшого размера.

Так что же выбрать? Начинающим фотографам рекомендуем для своей работы выбирать фотозонты, их функциональности будет вполне достаточно для того, чтобы научиться основам, освоить простые схемы использования света и понять базовые принципы работы студийной съемки. Кроме того, компактная или домашняя фотостудия с использованием зонтов — это доступное для многих по цене решение. Если у вас уже есть базовый опыт работы и бюджет не имеет жестких ограничений — выбирайте софтбоксы, с их помощью можно построить гораздо интересные и сложные схемы, но сразу стоит позаботиться о покупке и использовать соответствующие по мощности студийные вспышки или источники постоянного света.

Подробнее тема оборудования для домашней фотостудии освещена в статье: Оборудование для домашней фотостудии

Софтбокс или портретная тарелка?

Если с софтбоксами все более-менее ясно, то что такое портретная тарелка? Вряд ли вы будете рассматривать возможность купить портретную тарелку, имея только базовый опыт работы с студийным оборудованием. Скорее всего этот вопрос возникнет, когда вы уже освоите базовое использование зонтов и софтбоксов.

Портретная тарелка или Beauty Dish (англ.) — это специализированный рефлектор для вспышки, имеет близкую к параболической форму, в котором свет, отражаясь от небольшого диска дефлектора, расположенного в центре напротив вспышки, равномерно распределяется по поверхности рефлектора. Такие модели рефлекторов обладают характерным светотеневым рисунком, сочетая достаточный уровень контраста и мягкости получаемого изображения. Основная сфера применения рефлектора понятна из названия — это конечно же портретная фотография, однако с успехом может применяться и в других жанрах фотографии.

В отличии от софтбокса, благодаря своей форме, позволяет получить идеально круглый блик в глазах модели или на глянцевой или отражающей поверхности предмета. Еще одна особенность в работе — требуется определенное расстояние до объекта съемки в отличии от софтбокса, который дает одинаковый тип освещения с любой дистанции. Не стоит забывать и габаритах: если софтбокс вы всегда можете сложить для хранения и транспортировки, то металлический рефлектор всегда имеет постоянный размер и объем.

Также данный рефлектор может иметь разный тип отражающего покрытия — серебро и белый, которые влияют на характер света.

Серебряная портретная тарелка имеет жесткий световой рисунок и меньший угол освещения, белая обладает большим углом освещения и мягким световым рисунком. За счет более эффективной светоотдачи, рефлекторы Beauty Dish с серебряным покрытием подходят для работы с вспышками небольшой мощности. Данный рефлектор безусловно позволяет получить интересные результаты в работе, но софтбоксы — это универсальное насадки, которые можно использовать для любого типа съемки, а портретный рефлектор имеет более узкую специализацию.

БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА

Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике

Портретная тарелка

Описание устройства и метода работы портретной тарелки

Самый известный и широко употребляемый сферический рефлектор — это портретная тарелка (beauty dish).

Нет никакой гарантии, что лампа в вашей конкретной портретной тарелке находится в фокусе. Сколько производителей — столько форм, размеров и положений ламп портретных тарелок. Вы сами сможете оценить имеющуюся у вас зная принцип.

портретная тарелка с сотами и тканевым рассеивателем

портретная тарелка сбоку — сферическая форма

портретная тарелка без сот — видно дефлектор в центре

Соты. в данном случае это соты для стандартного рефлектора, но соты для портретной тарелки такие же, отличаются лишь принципом крепления

Портретная тарелка отличается от других рефлекторов во-первых, довольно большим размером, а во-вторых, наличием дефлектора (отдельного маленького рефлектора в центре), который переотражает часть света в центре тарелки на основной отражатель, тем самым выравнивая освещенность светового пятна.

портретная тарелка без сот

портретная тарелка с сотами

портретная тарелка с сотами и тканевым рассеивателем

характер освещения портретной тарелкой

Область применения

Портретная съемка, в основном молодых людей. Портретная тарелка с сотами даёт замечательный в меру контрастный свет. Не слишком мягкий, как софтбокс и не слишком жесткий, как эллиптические рефлекторы. Но рамок никаких на самом деле нет. Можно использовать и для подсветки волос при нехватке эллиптических рефлекторов и в других случаях, когда вам нужно большое ровное пятно света. Рекомендую использовать портретную тарелку с сотами, иначе пятно слишком рассеивается. Тканевый рассеиватель на мой взгляд даёт слишком мягкий свет. Можно использовать при отсутствии софтбокса. Один из огромных плюсов портретной тарелки — её мобильность. Вы можете положить её в багажник и ехать на съемку. По приезду просто достать её и надеть на вспышку. Нет потери времени на сборку софтбокса, а снимки получаются весьма контрастные и интересные.

Портретная тарелка может иметь разный материал поверхности: серебристый или матово-белый. Серебристый даёт немного более жесткий и контрастный свет. Поверхность этого материала, как правило, шагреневая (т.е. не гладкая) для того, чтобы поток света выходил более равномерный.

Примеры снимков с использованием портретной тарелки

портрет с использованием портретной тарелки

использование портретной тарелки с сотами в студии

Портретная тарелка даёт характерный блик в глазах модели.

блик в глазах от портретной тарелки

Форма портретной тарелки в зависимости от производителя

Наиболее именитые производители фотооборудования, такие как Broncolor и Profoto производят портретные тарелки параболической формы. Они сложнее в производстве, дороже, но призваны точнее фокусировать световое пятно. Выглядят подобные тарелки подобным образом.

Портретная тарелка Broncolor

У Broncolor портретная тарелка существует в двух вариантах: матово-белой поверхностью под названием Softlight reflector P-Soft и с серебристой шагреневой поверхностью под названием Beauty Dish reflector.

Читайте также:

Похожих статей не найдено

Добавить комментарий Отменить ответ

3 thoughts on “ Портретная тарелка ”

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Сер/бел или чер/бел поверхность дефлектора лучше применить в матово-белой портретной тарелке для точной передачи света, как температуры так и рисунка, ведь и так понятно, что покрашенная в белый цвет тарелка наиболее точно передаёт температуру цвета, лучше смягчит отражённый свет, чем серебристая тарелка, но и отражённого света будет несколько меньше, чем от серебристой поверхности. P.S. У меня черно-белый дефлектор на белой портретной тарелке и в бликах виден как тёмная точка по центру светлого круга, размер модификатора 55 см в диаметре (имеются соты для направления света и диффузор белый sock), применяю как мобильный вариант с выездом на природу, вспышка Yongnuo YN600EX-RT, фотоаппарат Canon 5D MarkII с передатчиком Yongnuo YN-E3-RT, объектив Canon 135mm f/2L и стойка-журавль для beauty dish.

Наружная поверхность дефлектора не важна т.к. она свет не излучает. Внутренняя поверхность дефлектора обычно серебристая, чтобы с большей эффективностью передать свет на внутреннюю поверхность портретной тарелки, которая даёт основной эффект рассеяния.

Белый цвет дефлектора с внутренней стороны (его же) передаст заметно меньше света на внутреннюю сторону тарелки и свет будет более рассеянным (мягким), но обычно его таким не делают т.к. КПД получается низкий, требуется большая мощность вспышки.

Если увеличить блик, то в глазах модели обычно видно два световых круга с темным кругом между ними и черной точкой в центре. Это следствие неравномерного освещения тарелки.

Но это видно только если вы подойдете к модели слишком близко. Старайтесь ближе двух метров не подходить и тарелку ближе не ставить. Вот если снимать вплотную, то можно получить большую черную дыру в глазу.

Итого: дефлектор на стороне, обращенной к тарелке должен быть серебристым. Расстояние до модели не менее 2м для вашей тарелки. Чем вы дальше — тем блик более сплошной.

Спасибо вам большое за ответ. У меня внутренняя часть дефлектора окрашена в белый цвет для точной передачи температуры цвета, не в серебристый цвет. Рисунок почти схожий с вашими примерами (мой кроп пример с игрушкой пандой прилагаю, расстояние до объекта от тарелки+соты и фотоаппарата 1.5 метра, включен TTL). Пробовал белый дефлектор с внешней лицевой стороны, почти никакого эффекта, но улучшения есть, оставил себе полностью белый со всех сторон, серебристый внутренний не нашёл пока, поэтому не знаю как получится с результатом.

Ссылка на основную публикацию