Натюрморт в фотографии: с чего начать | Foto-kadr.ru

Натюрморт в фотографии: с чего начать

Натюрморт в фотографии: с чего начать

При съемке натюрморта вы создаете образ, а не фиксируете момент. Вы составляете фотографию: от фона до предмета и света. Работа с неодушевленными предметами позволяет уделить время усовершенствованию схемы освещения и экспериментам с композицией. Это очень приятный способ фотографировать, к тому же вам не понадобится какое-то сверхъестественное оснащение. Это также отличный способ изучить освещение и композицию, ключевые элементы любого стиля фотографии.

Вот несколько рекомендаций для начала работы с натюрмортом в фотографии:

Предмет для съемки натюрморта

Предмет на самом деле не имеет значения. В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Но по существу, если предмет недвижим, то это натюрморт.

Если предмет недвижим, то технически это натюрморт. Это кусочек сушеных водорослей на ситце.

Вы можете собрать несколько вещиц просто потому, что они вам нравятся или выглядят приятно, или взять связанные по смыслу предметы и рассказать историю. Изображение в начале этой статьи рассказывает историю о моем завтраке.

Или вы можете найти уже существующие натюрморты, их истории и настроение уже созданы для вас.

Семейные реликвии на прикроватной тумбочке друга — это уже готовый натюрморт.

Вы можете использовать вещи, которые просто приятны на вид, или являются чем-то личным. Если вы застряли в поисках предмета для натюрморта, то я предлагаю поискать вещи, которые являются важными и личными для вас, чтобы придать фотографии значение. К тому же, потом у вас будет фотография важных для вас вещей. Бонус!

Фоны для съемки натюрморта

Хороший фон в самом деле может сделать натюрморт. Ткань, картон или бумага, или существующая стена – все это легко доступные фоны. Для изображения моего завтрака я использовала старый мешок из-под картофеля. Только убедитесь, что ваш фон не отвлекает от главного предмета. Пусть он будет простым. Если вы используете ткань, то сначала обязательно прогладьте ее. Сложно найти что-то более отвлекающее, чем мятый фон.

Мне нравится называть это фото Натюрморт со слегка сморщенным фоном.

Яркий цвет или назойливость фона могут привлекать слишком много внимания в отличие от главного предмета. Простой фон нейтрального цвета будет хорошей отправной точкой для экспериментов. Вы можете быть удивлены, какой фон в конце концов сделает ваше изображение действительно крутым.

Попробовав разноцветные, простые фоны для этого изображения, я поэкспериментировала с отражающим картоном, что сработало гораздо лучше.

Вы также можете экспериментировать с фокусом и глубиной резкости, сделав все изображение резким или только определенные элементы, как, например, задний план в мягком фокусе. Размытый фон может выручить, если под рукой нет утюга, чтобы избавиться от складок на ткани.

Освещение

Ничего особого для освещения натюрморта вам не понадобится. Природное освещение из окна прекрасно справится. Лампа, рисование светом с помощью фонарика или импровизированный софтбокс будут отличной основой для экспериментов.

Натюрмортная фотография хорошо получается на длинных экспозициях, позволяя использовать действительно очень слабый источник света, как, например, одна свеча. Вам понадобится штатив или же просто установите камеру на твердую коробку или стопку книг. Вы буквально можете разрисовывать ваш натюрморт, используя технику рисования светом, и все что вам понадобится, это маленький фонарик.

Разные виды освещения. Слева на право: естественный свет из близлежащего окна, рисование светом с помощью фонарика, освещение одним софтбоксом.

Ваш предмет является натюрмортом и никуда от вас не убежит, поэтому не торопитесь и поиграйте со светом.

Попробуйте разную интенсивность света, используя штору для освещения из окна, или перемещая ваш источник света ближе и дальше. Вы также можете сочетать разные источники света, как например, подсветить темные участки фонариком при съемке в естественном освещении, или, возможно, используйте лампу и свечу. (Но помните, что производимый свет может быть разного цвета).

Угол наклона тоже важен. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Если вы используете естественный свет, то, очевидно, что вам придется перемещать свой предмет, чтобы изменить угол наклона; это гораздо проще, чем перестроить окно! Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. Обратите внимание, куда падают тени, также, как и на то, что происходит с отражающими поверхностями. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры.

Композиция

Навыки хорошей композиции в натюрморте требуют пройти долгий путь и важны также, как и хорошее освещение. Знание таких понятий, как правило третей, может быть очень полезным, если даже в последствии вы не воспользуетесь ими.

В натюрмортной фотографии изменяя расположение элементов вашей композиции, вы обязательно найдете идеальную. Просто не зацикливайтесь на первом варианте. Следите, чтобы не было чрезмерно пустых участков или слишком загроможденных. Расположение предметов под углом будет работать, как направляющая линия, поэтому обратите внимание, куда она ведет – из кадра или незаметно подводит к другому элементу? Небольшая корректировка угла, под которым расположен ваш предмет, может сыграть важную роль.

Также пробуйте фотографировать под разными углами. Даже если вам нужно сфотографировать предмет непосредственно спереди, попробуйте приподнять или опустить камеру на нескольких снимках, затем приблизьтесь или отдалитесь, и посмотрите, что происходит. Возможно, это сработает, а возможно нет, вы не узнаете этого, пока не попробуете.

Редактирование

На стадии редактирования есть множество прекрасных возможностей. Различные процессы могут полностью изменить ваш натюрморт. В этом жанре очень популярен процесс превращения в HDR, и это может быть весьма эффективно. Или вы можете поиграть с масками слоев с различной экспозицией, и рисовать на разных участках изображения. Мне нравится добавлять текстуру, чтобы придать изображению вид нарисованного полотна.

Добавление текстуры на этапе редактирования может создать эффект полотна.

Экспериментируйте и получайте удовольствие

В отличие от большинства форм фотографии, создавая натюрморт, вы действительно можете не спешить и наслаждаться процессом. Не ограничивайте себя традиционным натюрмортом, экспериментируйте с предметами, освещением и способом редактирования. Наслаждайтесь фотоигрой!

Композиция из статуэтки обезьян возле почтовой открытки была сделана для интересного натюрморта.

Натюрморт — как составить композицию и фотографировать

Представляем серию натюрмортов от фотографа Карины Сосновской из горда Минск. Карина снимает в жанрах архитектурная фотография и натюрморт. Ее стаж съёмки уже 8 лет. Другие работы Карины вы можете посмотреть по ссылке.

Карина комментирует свои съемки:

НАТЮРМОРТ — как составить композицию и фотографировать

Сюжеты, которые мы видим на фотографиях, стали средством нашего самовыражения. И когда этим делом занимаешься много лет, то уже можно сказать: что вы фотографируете, то вы и получаете.

В фотографии, которой занимаюсь более восьми лет, для себя открыла все известные жанры. Например, пейзаж: да, очень даже замечательно оказаться в каком-нибудь экзотическом месте южных широт и тогда впечатления от увиденного через объектив фотоаппарта будут измеряться многими гигабайтами памяти.

Красочная жизнь растений, удивительный мир детей, способность выдержать тяжёлую фотосессию питомцев — всё это увлекательно в мире фотографии и было очень активно в моей жизни; помогала хорошей знакомой для её книги фотографировать множество растений — теперь очень спокойно смотрю на розы, ромашки и многие другие цветы и растения.

Но отдельно для себя выделяю жанр — натюрморт. Тут вы и только вы решаете, каким будет сюжет, какие предметы участвуют в съёмке, чего не скажешь о съёмке пейзажа — настраиваешься на одну погоду, а ветер и дождь могут поменять твои желания.

Про виноград

Определяем главный предмет — в данном примере это корзинка. Гроздья винограда и клубок лозы раскладываем так, чтобы тёмная гроздь оказалась в центре, а клубок и светлый виноград по краям; так они не сливаются в один цвет.
Ещё у нас есть высушенный «хвост» клубка — перекидываем его через всю композицию и тем самым он повторяет ручку нашей корзинки.

Всё — композиция составлена. Теперь можем приступать с настройкам съёмки.
Очень важная вещь в предметной съёмке — это штатив. Обязательно трипод, с возможностью вращения в трёх плоскостях, с выходом центральной штанги и высотой съёмки от 40 см до 180 см.

Подойдёт штатив из семейства Slik.

Canon EOS 600D | f 22 | 30сек | ISO 100
Фото делаем в затемнённом месте. Затвор ставим на таймер, чтобы никаких дрожаний не передалось на фото. Зажимаем диафрагму на значении 22 — чем меньше диафрагма, тем больше резких деталей будет на снимке. Выдержку ставим 30 сек: почему так много — потому, что мы даём «выстреливающий свет» отдельной вспышкой на пару секунд, и таким образом достигаем лёгкого освещения композиции.

Но ещё, как вы заметили, фото имеет лёгкую размытость — здесь использовался диффузионный фильтр на объективе. Очень хорошо, когда фотоаппарат при съёмке подключён к компьютеру — сразу виден результат, и если что-то не получилось, можно, не нарушая всех установок штатива, фотоаппарата и композиции, переделать работу.
Иногда фотографирую первые кадры в монохроме: так лучше можно увидеть, как построены предметы, а потом уже в цветном формате видеть полный результат съёмки.

Уходящее время

Очень долго подбирала предметы для этой композиции. Песочные часы в моей семье ещё с времён царя Гороха, а вот сфотографировать их в композиции никак не получалось.

Но помог, как всегда, случай. Ездила в гончарную мастерскую и под заказ попросила сделать кувшинчик, нарисовала, какой хочу, и мастер мне его сделал. Глина настоящая, высшего качества, обожжённая и без глазури, исключительно для сухих растений: если налить в него любую жидкость, кувшин превратится в комок глины.

Canon EOS 600D | f 19 | 30сек | ISO 100
Поэтому бережно храню его в льняном мешке. Вот уже к часикам был первый предмет готов. Но чего-то не хватало ещё — что только я сюда не подбирала: корзинки, тарелки, фигурки, ткани — ничего не шло. Но помогла подруга — привезла из Индии сувенирные плетения для дизайна: сделаны без швов и клея.

Так и появился плетёный «глаз» в этой композиции: понравилась его прозрачность и форма. Но хотелось сделать вертикальное фото, поэтому в кувшин поставила высокий сухоцвет двух вариантов: крупные и простые пружинки. Сфотографировала и вижу, что опять чего-то не хватает — ведь натюрморт уже имел своё будущее название «уходящее время».

Но, как у каждого фотографа, который делает предметную съёмку, есть большой реквизит сухих растений — так и появились высушенные цветы гипсофилы.

Всё составлено — можно фотографировать. Основной свет направлялся на нижнюю часть композиции и очень хотелось, чтобы кувшин тоже «получил» освещение. Схема была такая: поставила таймер на 30 сек, диафрагма 5 сек в темноте, потом 5-6 сек свет, потом снова темно 5-6 сек, потом свет на кувшин на 2 сек и темно до конца таймера.
Несколько было сделано кадров — этот получился таким, как я его задумывала.

С орехами

Сложная по элементам композиция. Есть стекло, керамика, текстиль, растения.

Отдельно по каждому предмету поговорим. Начнём со стекла. Обязательно до начала съёмки надо привести в порядок внешний вид стеклянных предметов — хорошо вымыть и просушить, потому что, поверьте, обязательно заляпанность будет видна и на фото, какое бы оно не получилось правильное, это будет очень заметно для зрителя.
Поэтому — моем стекло перед съёмкой обязательно!

Кувшин этот из той же гончарной мастерской, куда я приезжаю за такими предметами.
Плетёная тарелка попала ко мне в виде подарка от одной знакомой.

Растения — здесь есть ветка лаванды, спиральки индийские, сушёные лепестки тюльпанов и заготовленные ранее колосья. Хорошо их собирать в августе месяце — просто выезжаете за город и бережно с края поля (с секатором в руках) можно собрать хороший фотоматериал.

Canon EOS 600D | f 16 | 20сек | ISO 100
Собирать их нужно с большим количеством зерен, потому что за время сушки некоторая часть всегда осыпается. Я обычно собирают очень много. Свежие колосья надо поставить в стеклянный сосуд, но не на прямое солнце; и за месяц они очень хорошо высыхают.

Потом их складываем в 10-15 веток и обматываем льняной ниткой нижнюю часть — в таком виде они могут дальше вам прослужить не один сезон в фотосъёмке.

Джентльменский набор фотографа-натюрмортиста

Фон композиции. Берём готовую раскрашенную ткань и с обоих краёв к ней фиксируем планки, тем самым она может ровно без складок держать ЗП (задний план).

Переходим к составлению предметов

Предметов много, и правильно их ставить надо не в одну линию, а на разном уровне. Кувшин ставим первый, ваза/стекло немного ближе к краю и тарелка за вазой позволяет её видеть. Тарелка держится на маленькой подставке для посуды. Теперь ткань раскладываем через всю композицию, не закрывая предметы, а края ткани выводим на боковые стороны.

В вазу насыпаем сухие цветы тюльпанов — наполнение на 1/2 позволяет и вазу выделить, и сухоцвет показать. Теперь уже можно орехи разложить: кладем их так, чтобы не мешали обзору предметов, но и не прятались за композицию.
Теперь можно фотографировать.

Хотелось выделить колосья светом и не затемнить всю композицию. Настроено было 2 боковых света: на колосья и на всю композицию. Фотографировала по схеме предыдущего фото: свет — темнота — свет.

В фоторедакторе photoshop сделала слой с непрозрачностью 15% и только третью часть слоя взяла для лёгкого рассеивая в зоне орехов.

Форум Клуба Позитив

Вернуться в Клуб Позитив

#1 2012-03-24 09:42:19

Как снять натюрморт. Советы начинающему. Часть 1.

Советы начинающему — «как снять натюрморт». Часть 1.

В фотографии что главное?
Конечно свет.
Определимся с источником света для начала.
Варианты у нас:

искуственное освещение помещения

естественный солнечный свет из окна

постоянные источники света (лампы)

импульсный свет (вспышки)

С первым вариантом мы хорошую кашу точно не сварим.
Все остальное имеет право на жизнь, для примера остановимся на последнем — световая кисть, которое хотя и требует навыков, но не боги горшки обжигают.
Вариант с постоянным светом и импульсным возможно станет темой другой статьи, исли будет интерес.
Итак, световая кисть:
В качестве световой кисти подойдет светодиодный фонарик, желательно чтобы на него можно было поставить самодельный тубус, желательно чтобы он имел возможность регулировки светового пятна. Но если нет, то нет. Я использую вот такой:

Натюрморт обычно стоит на чем то. А не висит в воздухе. Нам нужен стол.
Стол тоже где то стоит. Комната должна быть достаточно просторной — чем дальше будет фотоаппарат от натюрморта, тем более длиннофокусные объективы можно применить, тем меньше потом придется править перспективные искажения.
Хотя пространство и необходимо, это всё таки не студийный портрет, можно обойтись довольно маленьким пространством, не вынося из квартиры шкафы и кровати.
Я использую кухню:

Стол здесь слегка отодвинут от стены, чтобы увеличить размытие фона.
Естественно требуется фотоаппарат. И штатив. Без этого никуда.

Для удобства работы неплохо иметь тросик — пульт дистанционного управления. У меня беспроводной (та блямба в гнезде вспышки — приемник). Вот передатчик:

Проводной тоже подойдёт. Можно обойтись и без него, но с пультом значительно удобнее работать.
В начале я обычно ставлю на аппарат зум. В данном случае это Минольта 28-105. Иногда он там и остается, иногда я его потом заменяю на подходящий фикс.
Главное что нам от него надо — резкость. Светосила значения не имеет — нам всё равно придется закрывать диафрагму. Причем сильно (а как известно «все стекла на диафрагме 8 одинаковы»).
Фактура плоскости стола меня не устроила, положил тонкие дощечки имитирующие грубый стол.

Обои тоже мне не подходят — клеим на стену на скотч картонку или ткань. Конечно, удобнее, если сразу будут голые бетонные обшарпанные стены, но боюсь, домашние Вас не поймут. Поэтому клеим:

Окно зашторить, на улице уже стемнело, что нам и надо — никаких лишних источников света. Дверь в другие помещения закрыть чтоб не отсвечивало потом.
Что в натюрморте главное?
Конечно композиция.
С композицией и набором предметов лучше определиться заранее, еще до съёмки решить что мы будем снимать, какие предметы используем, какой должен быть характер у фона и у поверхности стола.
Посмотрите чужие работы, картины художников. Определитесь с набором предметов, для начинающего лучше ограничиться тремя-пятью предметами, не больше.
Композиция — отдельная тема для отдельной статьи. Вкус и умеренность — не ставьте лишнего, предметы должны гармонировать между собой, не должно быть ощущения нарочитости — пусть будет псевдоестественный хаос. Псевдоестественный — значит что просто разбросать как что упадет тоже не метод. Предметы должны перекрывать друг друга, а не стоять порозь, компонуя общую композицию.В совокупности предметы должны иметь некую геометрию общей формы. В нижеприведенном примере это треугольник.
Начинаем выставлять предметы. Настраиваем фокус, делаем тестовые снимки, проверяем глубину резкости.

Ручная фокусировка. Автомат Вам не поможет. В темноте Вам не почему будет фокусироваться. Сделайте это сейчас, пока есть свет. Я предупреждал что работать придется в темноте?
Автоматическое ISO — выключить. Ставим ISO в диапазоне 100-200. Желательно основное ISO для Вашей матрицы. Обычно для CMOS это 200, для CCD это 100.
Для теста при свете ставим приоритет диафрагмы (режим A). Определяем глубину резкости, меняем диафрагму. Запоминаем выбранное значение. Оно будет у Вас в диапазоне 8-11 скорее всего. После того как мы «уйдемв темноту» режим съемки необходимо будет сменить на M (полностью ручной). Диафрагма — та которую мы выбрали, а выдержка будет зависеть от мощности Вашего фонарика и от того как Вы будете им освещать соой натюрморт. Выдержка будет измеряться секундами. Например пара будет — диафрагма 8, выдержка 30 секунд. Возможно использование режима BULP, но за временем Вам тогда придется следить самостоятельно, отсчитывая секунды.
Баланс белого. Если Вы снимаете в RAW, можете не париться с ним, поправите в конвертере. А вот если в JPG, то Вам одназначно придется взять белый лист бумаги, выключить свет и выставить баланс белого по этому листу, освещая его Вашим фонариком. Сохраните настройку баланса белого в соответсвии с инструкцией к Вашему фотоаппарату.

Редактировался liapin (2012-03-24 09:47:40)

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • бабочки (42)
  • города и страны (274)
  • где я побывала (64)
  • Дальний Восток (170)
  • моя область (60)
  • день за днем (644)
  • что я читаю (19)
  • дети (789)
  • детсад (221)
  • английский язык (2)
  • школа (123)
  • для блога (811)
  • оформление дневника (223)
  • уроки (269)
  • домоводство (307)
  • растения дома (76)
  • животные (317)
  • жизнь духа. непознанное (316)
  • здоровье (206)
  • искусство (2076)
  • fantasy (299)
  • кино, театр (65)
  • живопись (834)
  • музыка (305)
  • искусство фотографии (465)
  • уроки фотографии (80)
  • история (854)
  • история вещей (267)
  • история любви и дружбы (169)
  • календарь. даты. праздники (569)
  • весна (113)
  • зима (124)
  • лето (37)
  • осень (93)
  • камни (132)
  • Книга Книг (42)
  • космос (54)
  • красота, мода (363)
  • сам себе косметолог (86)
  • кулинария (505)
  • литература (388)
  • классика (36)
  • классика (101)
  • мифология (43)
  • мои работы (109)
  • мои публикации (30)
  • мой город (184)
  • мы все такие разные (173)
  • открытки (166)
  • природа (73)
  • просто Книга (203)
  • разное (516)
  • развлечения (60)
  • уроки начинающему автору (53)
  • работа. заработок в интернете (52)
  • психология (44)
  • рукоделье (1336)
  • вязание (324)
  • поделки из бумаги (297)
  • русский язык (77)
  • сады (41)
  • сказка на ночь (144)
  • стихи (423)
  • творчество земляков (124)
  • уроки рисования (990)
  • мои рисунки, коллажи (295)
  • живописное (112)
  • графика. первые шаги (105)
  • зазеркальная школа (101)
  • инструменты (44)
  • фотошоп (782)
  • мои работы (72)
  • для фотошопа (43)
  • уроки ФШ (243)
  • цветы, растения (117)
  • юмор (490)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

фотографируем натюрморт

Среда, 08 Мая 2013 г. 11:03 + в цитатник

Фотосъемка натюрмортов считается одним из самых сложных направлений в фотографии. Здесь, в отличие от пейзажной или портерной съемки, фотографу потребуется больше творческой фантазии, т.к. ему, как истинному художнику, придется создавать будущий сюжет фотографии на чистом полотне, опираясь на своевоображение, чувство композиции и чувство света. Идеальное сочетание этих трех главных компонентов дает фотохудожнику безупречный натюрморт.

С чего начинается натюрморт?

Натюрморт начинается с идеи. Посмотрите, какие предметы в вашем доме могли бы подойти для натюрморта. Это могут быть книги, цветы, вазы, фрукты, овощи, настольные лампы, скатерти, салфетки, свечи, открытки, часы, чайный сервис и т.п. Все что угодно. Главное, чтобы эти предметы хорошо сочетались между собой и не противоречили бы друг другу по цвету.

Начните с самого простого – натюрморт с цветами в вазе. Возможно, это самый распространенный и обычный сюжет для натюрморта, но в то же время и самый прекрасный, ведь ничто не может быть роскошней хорошо оформленного букета цветов! Подумайте о том, какие повседневные предметы могут сочетаться с букетом цветов в вазе. Но при этом не забывайте о том, что ваш будущий натюрморт должен рассказывать зрителю какую-либо историю, например, такую: букет цветов в вазе, чашка кофе и книга — начало хорошего дня.

Место для фотосъемки натюрморта

В качестве предметного столика для фотосъемки натюрморта можно использовать любой журнальный столик, старую деревянную тумбу, полку в стенном шкафу и подоконник. Главное, чтобы такой предметный столик” был прочным и имел бы достаточную площадь для вашей творческой фантазии. Так же предметы для будущего фотонатюрморта можно разместить на полу с деревянной или какой-либо необычной текстурой. В любом случае, неприглядную поверхность стола можно будет скрыть под изящной скатертью или любой тканью, которая подходит для сюжета натюрморта и заднего фона.

Кстати, цвет фона в съемке натюрморта тоже очень важен, так как именно он задает настроение будущей фотографии. Темно-коричный, черный и бардовый фон придает фотографии ауру драматичности и в некоторой степени мрачности. Светлый фон, наоборот, добавит натюрморту нежности и чувственности. Что касается материала заднего фона, то он может быть изготовлен из плотной ткани или фанеры, выкрашенной в нужный цвет.

Создаем композицию натюрморта

Самое сложное в фотосъемке натюрмортов – создание композиции. Казалось бы, что тут сложного – расставил предметы на столе и готово. Но начинающие фотографы, которые прежде думали именно так, сталкиваются с проблемой непропорциональности и не гармоничности фотографии. Оказывается, грамотно расставить предметы и, тем самым, создать идеальный натюрморт довольно сложно.

Итак, как создать идеальную композицию натюрморта? Для начала определите центр интереса, т.е. главный объект съемки. Допустим, это будет ваза с цветами. Она не должна находиться в центре композиции, поэтому рекомендуется ее сдвинуть в сторону. Можно добавить к вазе с цветами еще какой-либо предмет или оставить ее стоять в гордом одиночестве. Как говориться, истинная красота – в простоте. Но все же лучше разложить возле вазы какие-либо предметы, связанные между собой и главным объектом съемки определенным смыслом, формой или цветом. Это могут быть красные яблоки в том случае, если в вазе стоят красные розы или маки, коробка конфет, на которой изображены точно такие же цветы, или одинокий цветок, выбившийся из вазы. Такие предметы только дополнят композицию натюрморта и оживят его.

Ставим свет для съемки натюрмортов в домашних условиях

В домашних условиях съемки натюрмортов лучше всего использовать дневной свет, расположив предметный столик возле окна или напротив него. Мягкий направленный свет из окна создаст длинные тени и, тем самым, подчеркнет форму натюрморта (придаст ему объема). Контролировать направленность света и густоту теней можно с помощью отражателя и заслонок, сделанных из фанеры, картона и других подручных предметов.

В вечернее время для съемки натюрморта используйте портативную вспышку, предварительно надев на нее рассеиватель, чтобы не создавать позади натюрморта резких теней, или еще лучше источник постоянного света с софтбоксом. В качестве дополнительного источника света (например, для того, чтобы подсветить фон или выделить светом центр интереса) можно использовать настольную лампу. Но из-за того, что она дает довольно-таки резкий свет устанавливать ее следует на расстоянии 1 метра от натюрморта.

После того, как все будет готово для съемки натюрморта, установите камеру на штатив или держите ее так, что бы она ни дрожала. Во время съемки натюрморта переставляйте местами предметы, меняйте направление света и настройки камеры. Такими действиями вы сможете найти свой “золотой кадр”. Если в вашем натюрморте присутствует много белого цвета, то обязательно проверьте настройки баланса белого WВ в меню камеры, чтобы потом не тратить много времени на цветокоррекцию в Фотошопе.

Натюрморт в фотографии

Для начала разберемся что же такое натюрморт и как он видоизменялся с течением времени. Натюрморт как жанр фотографии представляет собой произведение, на котором представлены неодушевленные объекты («nature morte» c французского переводится как «мертвая природа»), такие как цветы и фрукты, а также предметы обихода и дичь. Начало этому положили Г. Гольбейн, Я. Вермеер и Караваджо, которые отводили натюрморту значительное место на своих работах. Самостоятельно данный жанр стало возможным выделить с 17 века, когда появляются произведения голландских живописцев, среди них особенно известны В. Хед и П. Клас.

С появлением фотографии в 19 веке, которая многое позаимствовала из художественных жанров, натюрморт также остался востребованным направлением, хотя и не очень популярным. Занимались фотографическим натюрмортом на заре его появления Н. Ньепс, Ж. Дагер, Г. Толбот и Ж. Шарден. Композиции продолжали основываться на приемах голландцев и зачастую являлись подражанием известных художников. Стоит присмотреться к работам Р. Фентона, У. Прайса и Д. Даймона, а также А. Брауна. Съемка в то время происходила в основном в помещениях, это видно на работах Р. Джонса, И. Байяра и Р. Робера.

В 20 веке с развитием техники фотографы стали использовать увеличение и более сложные ракурсы. В качестве объектов съемки стали использоваться различные инструменты. Это можно увидеть на работах У. Андерхила, Э. Уэстона, А. Родченко, Э. Стейхена и А. Кертеца. А. Стиглиц, Р. Меплторп, И. Пенн, Л. Дюбок-Солея в качестве объекта съемки стали использовать человеческий череп. Художником света и первопроходцем в игре с освещением можно назвать Й. Судека. С этого времени натюрморт стал широко использоваться при разработке рекламных композиций, таких работ много у И. Пена, именно его фото с натюрмортом стало обложкой известного журнала. Достойны внимания фотографические произведения Б. Смелова и Д. Уиткина.

Натюрморт как жанр призван раскрыть мир человека через его вещи, находящиеся в кадре. В настоящее время популярной является так называемая настольная фотография, на которой сняты находящиеся на столе вещи. Зачастую такой тип фотографии используют в качестве обоев для рабочего стола компьютера, а также в качестве бекграунда или “шапки” сайта. Преимуществом данного жанра является то, что процесс от замысла до воплощения зависит только от Вас как от фотографа. Это составляет и трудность жанра, ведь нужен талант художника для составления правильной композиции и создания освещения.

С неживыми объектами проще работать и в том смысле, что у Вас есть неограниченное время на составление композиции и съемки. Разнообразие видов натюрморта дает возможность поэкспериментировать и выбрать то, что больше всего подходит именно Вам. Это могут быть цветы, фрукты и овощи, предметы обихода, старинные вещи, техника и пр. Если Вы решили снять натюрморт, для начала стоит определиться с основным объектом съемки, который ляжет в основу повествования, для этого отлично подойдет какая-нибудь старинная вещь. Затем к ней стоит подобрать сопутствующие объекты, подходящие по смыслу и настроению. Композицию следует разместить на предметном столе достаточной площади, причем, наш Вам совет, основной предмет желательно не размещать в самом центре композиции. В качестве фона можно выбрать красивую матовую ткань, скатерть грубого плетения или бумагу. Стоит отметить, что фон имеет важную роль и задает общее настроение будущей фотографии: светлый больше подходит для так называемых детских и женских натюрмортов, темный — для драматических композиций. Если у Вас нет подходящей ткани или бумаги нужного цвета, можно воспользоваться красками.

При съемке используйте следующие советы. Лучше всего будет использовать мягкое естественное освещение, разместив композицию недалеко от окна. Можно поэкспериментировать с отражателями или заслонками. При применении искусственного света, более сложного для создания фотографии, следует подумать о софтбоксе. Источник света лучше ставить подальше от композиции, чтобы избежать ненужных бликов. Съемку рекомендуется производить со штатива, чтобы иметь возможность снимать с выдержкой. Не бойтесь менять композицию, свет и ракурс, настройки фотоаппарата, объективы, ведь тогда из получившихся фотографий Вы сможете выбрать самые лучшие и проанализировав их понять, как лучше снимать натюрморт.

Съемка натюрморта

Натюрморт при своей кажущейся простоте самый, пожалуй, сложный жанр фотографии. В переводе с французского натюрморт (nature morte) — мертвая природа. То есть натюрморт представляет собой совокупность неодушевленных предметов.

Освещение натюрморта

Огромную роль здесь играют различные нюансы освещения. Использование мягкого рассеянного света часто помогает достичь наилучшего эффекта, а рефлекторы (они же отражатели) выделяют форму и в то же время устраняют тени.
Для выявления формы и фактуры лучше воспользоваться направленным светом. Часто простейшая схема когда бестеневой свет в сочетании с ненамного большим по мощности направленным отлично выявит форму предметов.

Съемка натюрморта в домашних условиях

Отличный натюрморт можно снять в домашних условиях, не используя специальных осветительных приборов. Прекрасно подойдет свет от окна, его можно заклеить, закрыть или заслонить чем-нибудь (в том числе и шторами) и регулировать количество падающего света. Превратить окно в специальный источник света тоже достаточно просто. Надо повесить на окно жалюзи, или прорезать отверстия разной формы и размера в листе белой или черной бумаги.

Также в качестве источников света можно использовать различные небольшие фонари, главное не забывать про сочетаемость и баланс цветовых температур света. Для достижения особых цвето-световых композиций можно использовать все в комбинации, главное экспериментировать с направлением света и силой света.

Процесс съемки натюрморта

Прежде чем начать съемку, после подготовки сюжета, обойдите несколько раз вокруг всей композиции. Это позволит выявить наилучшее положение объектов съемки относительно света.Добиться разных свето-теневых эффектов можно, используя в как отражатели или источники света совсем, на первый взгляд, не подходящие для этого предметы. Отражателем может служить маленькое зеркало, фольга для выпечки, целлофан, металлические листы и другие отражающие поверхности. Свет можно пропустить через полупрозрачные предметы, сквозь бутылку, вазу, пакеты и пр. В местах где стекло толще, будет проходить меньше света, а значит, натюрморт будет высвечен пятнистым светом.

Постановка света в определенном направлении играет важнейшую роль в натюрморте, больше чем в остальных видах съемки. Боковой свет подчеркивает объемность, но при нем часто появляются паразитные тени, которые могут серьезно нарушить композицию. Рассеянный свет со стороны камеры сделает изображение плоским и двухмерным, в частных случаях этот эффект может выглядеть оригинально, в большей степени это исключение. Фотография двухмерна, а пространство передается постановкой света (что кстати относится ко всем жанрам фотосъемки)

При съемке натюрморта можно использовать различное количество источников света и насадок на них. Но чаще всего, чем меньше источников света, тем лучше. Безусловно, для выявления форм и фактур некоторых объектов съемки часто требуется множество источников. В этом случае даже маленький отражатель является источником света. Но не забывайте что все зависит от замысла, объекта, располагаемых технических и временных ресурсов.

О фоне для натюрморта

Важнейшую роль в съемке натюрморта играет фон. Да, объект можно снять на гладком фоне, чистота которого даст возможность сосредоточиться на самом предмете или композиции из нескольких предметов. Но чаще всего фон дополняет и несет определенную смысловую нагрузку, поддерживая композицию. Фон можно сочетать с объектами съемки. Это этническая принадлежность предметов, их возраст (эпоха), форма, цвет, контраст и др.

При съемке натюрмортов фотограф не ограничен во времени. Готовить натюрморты следует тщательно и терпеливо, а иногда нужное сочетание обнаруживается сразу. Некоторые предметы, стоящие дома на полке или в шкафу, композиционно уже представляют собой готовый натюрморт. Их только нужно переставить на стол, создать необходимый свет и нажать кнопку спуска затвора.

Пример одного объекта снятого на разных фонах.

Поиск сюжета

Создание натюрмортов — процесс творческий, для них можно подбирать предметы, которыми пользуешься ежедневно, но не обращаешь внимания на их форму и фактуру. Чтобы натюрморт обрел смысл, следует четко представлять себе, какова его тема. На подборку компонентов натюрморта могут уходить дни и даже недели, и лишь потом находится предмет, который послужит основой композиции. Если приходится делать другую работу или создание натюрморта «не идет», то он может и подождать. Вернитесь к натюрморту через несколько дней или даже недель, могут возникнуть новые идеи.

Построение композиции натюрморта

Натюрморт следует строить постепенно, по частям и последовательно. Особенно если требуется участия множества объектов в композиции. Постепенная компоновка объектов в кадре лучше всего подходит для поиска наилучшей композиции. Важно просматривать построение композиции, именно, через видоискатель. И не пропускать мелочей, на которых часто и держится она. Желательно что бы во время построения сюжета натюрморта на съемочном месте был у же выставлен свет. При этом штатив будет практически необходим, даже в случае работы на коротких выдержках. Он позволит тщательно проработать композицию и меньше отвлекаться на постановку точки съемки.

Самое сложное при построении натюрморта — вовремя остановиться. Перегруженная композиция, наличие лишних деталей, даже одной, разрушат ваш тщательно выстроенный натюрморт.

Большое количество замыслов снимка умерло из-за недостаточного внимания к деталям. На натюрморте это видно сразу. Предметы натюрморта и освещение должны подбираться так, чтобы дополнять друг друга.

Строить натюрморт надо так, чтобы его можно было хорошо осветить со всех сторон. Сначала источник света должен быть один, тогда не появятся лишние тени. Затем, если необходима определенная подсветка, можно добавить еще источники света.
Часть натюрмортов возникает от какой-то конкретной идеи. В основном такие композиции снимаются на заказ. В таких натюрмортах замысел определяет результат.

При съемке натюрморта следует следить за общей тональностью изображения. Достаточно интересными получаются монохромные или просто черно-белые композиции. Такие натюрморты снимать гораздо тяжелее, чем цветные, но за счет своей однотонности снимок получается более выразительным и лаконичным. Наиболее эффектно смотрятся натюрморты с минимальным количеством предметов.

Чаще всего натюрморты это постановочные композиции и их снимают в студии.
Но натюрморты на натуре тоже не редкость, составленные не фотографом, и ему остается только снять такой натюрморт, дождавшись нужного света. Как правило режиссура таких натюрмортов минимальна.

Камеры для натюрморта

Для натюрморт подойдет любая камера, но множество,особенно профессиональных фотографов, до сих пор отдают предпочтение крупноформатным камерам: 4
х5″(9х12 см.), 5х7″(9х12 см.) и даже 8х10″(18х24 см). Это объясняется целым рядом обстоятельств. Размер видоискателя (матовое стекло, равное размеру фотоматериала) упрощает композиционное построение кадра. Перемещение камеры, расположенной на рельсе, наличие уклонов и сдвига не только облегчает техническую часть (регулировка глубины резкости, изменение масштаба без перемещения штатива), но и облегчает построение композиции. Но главной особенность заключается в передаче фактуры предметов и глубины теней.

Натюрморт

В принципе натюрморт – это съемка предметов. Он может решать чисто практические задачи, например рекламные, а может выполнять эстетические функции и быть высокохудожественной фотографией. Натюрморты снимают и в студии, и дома, и вне помещения.

В некоторых случаях, собираясь снимать натюрморт, нужно хорошо все продумать: и построение композиции, и установку освещения – на это уходят часы. Иногда натюрморт неожиданно находят в реальной обстановке и снимают все как есть, без каких-либо изменений.

Тщательно выбирайте фон для вашего натюрморта. Здесь фактура дерева гармонирует по цвету со специями.

Темп съемки натюрморта может быть более спокойный, чем при съемке моды или портретов. Это означает, что вы можете отрабатывать детали и освещение сразу правильно, сосредотачиваясь на качестве изображения. Хотя компактная камера прекрасна теоретически, вы обнаружите, что снимать натюрморт зеркальной камерой гораздо легче, а объективы позволяют наводить на резкость с достаточно близкого расстояния. Устойчивый штатив также необходим. Вы обнаружите, что при длительных выдержках полезны и дистанционные спусковые устройства.

К композиции в натюрмортах предъявляются те же требования, что и в других жанрах фотографии. Правило третей может быть мощным творческим инструментом, а свободное пространство также может использоваться очень эффектно. Общая художественная характеристика натюрмортов – простота. Это тот жанр фотографии, где чем меньше, тем лучше. Когда вы снимаете, например цветок, попытайтесь выразить его красоту, не отвлекая внимание ни на что другое.

Фон и среда

Домашнюю студию для съемки натюрморта создать намного легче, чем вам это кажется. Для съемки художественного натюрморта можно использовать свет из окна, а рабочие поверхности у окна в кухне или подсобном помещении хороши для любых проектов. Стены и рабочие поверхности могут выступать в качестве фонов для фотографий. Если вы хотите, чтоб фон был абсолютно ровным и бесшовным, то попробуйте сделать его из согнутого листа белой бумаги. Такой фон из листа бумаги, аккуратно согнутого под углом 90°, широко применяется и в портретной живописи. Для натюрморта нужно, чтобы часть листа лежала на столе, а другая часть была бы закреплена на стене. При отсутствии видимого сгиба между передним и задним планами фон получается бесшовным. Такой прием широко используется при съемке продуктов, а также в художественном натюрморте.

Иногда включение источника света в композицию может усилить выразительность, как, например, свет свечи в этой ностальгической композиции.

При съемке натюрморта очень важна глубина резкости, которую бывает трудно обеспечить при съемке с близкого расстояния. Если вам не удается достичь резкости на всю глубину сюжета, попробуйте альтернативный подход – применив более открытую диафрагму, ограничьте внимание к одному участку при малой глубине резкости.

Освещение

Обычно освещение натюрмортов делают мягким и бестеневым, хотя некоторая направленность помогает избежать монотонности. Если у вас есть внешняя вспышка, то она может дать хороший эффект, однако надо смягчить ее свет. Попробуйте для этого направить свет вспышки на большой лист белой бумаги или примените один из многочисленных светорассеивающих аксессуаров, таких как зонтик или софтбокс.

Объекты каждодневного обихода могут оказаться хорошим натюрмортом, особенно если они значимы для фотографа, как это старое седло в углу.

Дневной свет также неплохой вариант, хотя характер освещения в этом случае будет меняться по мере движения солнца относительно окна. Отражатели могут помочь подсветить тени, а полупрозрачная бумага или кухонный пергамент, сложенный вдвое, работает как эффективный рассеиватель. Имеющиеся в продаже занавесы позволяют сформировать мягкое освещение от вспышки, окна или даже от домашней настольной лампы. Не забудьте при этом проверить правильность цветовой температуры с помощью баланса белого вашей камеры.

Репортажный натюрморт

По самой своей природе натюрморт, специально поставленный для того, чтобы его сфотографировать, как правило, оказывается очень надуманным. Многим нравится искать натюрморты в реальной жизни, находить уже существующие композиции и снимать их. Это может быть, например, ваза с фруктами, мимо которой вы проходите каждый день, или нечто абстрактное, вроде узоров, получающихся на поверхности воды в ванне, когда на нее капает капля из крана. Другие «охотничьи угодья» для поисков естественных натюрмортов могут оказаться в сарае или гараже, например, изящный рисунок паутины может стать ностальгическим кадром. Кроме того, интерес представляют антикварные магазины и магазины подержанных товаров, где вы можете попросить разрешения побродить с камерой и поснимать.

Фотографии в жанре репортажного натюрморта являются хорошей темой для конкурсов фотографов-любителей. Каждый в заданный интервал времени должен найти объекты съемки и сфотографировать их, а победитель определяется компетентным общим знакомым.

Вы можете придумать правила для усложнения задачи, например, разрешать или нет перемещать объекты внутри комнаты.

Съемка товаров

Не все натюрморты снимают ради искусства. Миллионы снимков делаются каждый год для каталогов и объявлений, которые предлагают нам товары и услуги. Эти снимки должны быть визуально привлекательными, но их основное назначение ознакомить нас с чем-то до того, как мы это приобретем, что требует более функционального подхода к натюрморту.

Плоское освещение выявляет детали в фотографиях товаров и широко применяется в рекламе.

Драматическое освещение и изощренный светотеневой рисунок в этом случае неуместны и заменяются плоским освещением, которое позволяет выявлять каждую деталь фотографируемого объекта. Некоторые рекламные снимки показывают продукт в естественной среде, но в большинстве снимков для каталогов продукт располагают на ровном белом или черном фоне, чтобы фон не отвлекал внимание.

Если вы когда-либо продавали что-нибудь на сайтах онлайн-аукционов – таких как eBay, вам должен нравиться более взвешенный подход к фотографии товаров. Установлено, что чем выше качество фотографий в списке eBay, тем больше людей претендуют на покупку, что в свою очередь увеличивает число предложений и цену. Организовать домашнюю студию для съемки товаров несложно.

Бесшовный фон можно сделать из большого листа белой бумаги. Надо прикрепить бумагу к спинке стула так, чтобы она спускалась на сиденье под углом 90°. Для более крупных объектов поверните стул и водрузите его на стол, расположив оставшуюся бумагу на столе.

Большинство фотографий товаров выполняется на белом фоне, но если объект съемки сам белый, то другой цвет фона более уместен.

Осветить фон достаточно просто, но в идеале вам следует применить что-нибудь в качестве рассеивателя на источник света. Это может быть отраженный свет от потолка, стены или куска картона или даже самодельный вариант софтбокса. Вы также можете использовать свет от окна, но при этом должны удостовериться, что выставляете правильную экспозицию, чтобы фон был белый, а не серый. Снимите сначала отдельно фон, проверьте гистограмму и зафиксируйте диафрагму и выдержку в ручном режиме. Если вам приходится делать много подобных снимков, то целесообразно купить световой куб. Такое приспособление состоит из куба из рассеивающего свет материала, который работает как диффузор, смягчая любой приходящий свет, и позволяет использовать любой домашний источник света, например настольную лампу. Надо лишь уточнить правильный баланс белого.

Съемка продуктов питания

Профессиональная фотография продуктов питания сильно изменилась за последние годы. Исчезли те жесткие, формальные образы 1980-х годов, в которых холодное картофельное пюре выглядело, как мороженое, а недоваренные макароны сияли как лакированные. Фотографии пищи стали более правдивы и привлекательны.

Светлый фон и прямой угол съемки подчеркивают цвет, форму и рисунок этих конфет.

В стилистике фотографии продуктов питания стало гораздо больше искусства. Обратите внимание на уравновешенность и цвет пищи на тарелке, посмотрите, как это представляют профессионалы в поваренных книгах, это даст вам новые идеи. Запаситесь небольшим количеством масла, оно поможет придать глянец, когда будете снимать теплую пищу, от которой поднимается пар.

В противоположность другим видам съемки натюрмортов, съемка пищи требует оперативности. Приготовленные блюда не всегда долго сохраняют хороший внешний вид, поэтому тщательно планируйте свои действия. Пока вы приготовитесь снимать, блюдо может изменить свой вид, запах и цвет. Попробуйте, используя пустую тарелку со всеми необходимыми реквизитами, подготовить свет, а потом в последнюю минуту подставить реальный объект съемки.

При съемке продуктов питания важна посуда, столовые приборы и мебель. Расставляйте все тщательно, даже если планируется снимать эти детали нерезкими.

Ссылка на основную публикацию