Настройка параметра ISO в цифровой фотографии | Foto-kadr.ru

Настройка параметра ISO в цифровой фотографии

Настройка параметра ISO в цифровой фотографии

Что встречаю вопрос: «Посоветуйте, пожалуйста, какая величина ISO необходима для достижения наилучшего результата съемки. Всегда ли следует выбирать минимальный показатель ISO?»

Интересный вопрос. Но прежде, чем я постараюсь ответить на него, позвольте мне вкратце рассказать о параметре ISO.

Что такое ISO?

В традиционной (плёночной) фотографии параметр ISO(или ASA) являлся показателем чувствительности плёнки к свету. Он измерялся в числах (вы, вероятно, видели на фотопленках числовые обозначения — 100, 200, 400, 800 и т.д.). Чем меньше числовое значение, тем меньше чувствительность пленки, а значит, вашим фотоснимкам будет присуща более мелкая зернистость.

В цифровой фотографии параметр ISO отражает чувствительность датчика изображения. К нему применимы те же самые принципы, что и в плёночной фотографии, – чем ниже значение ISO, тем меньше чувствительность вашей фотокамеры к свету и меньше зернистость снимков. Установка более высоких значений ISO применяется в условиях слабой освещенности и при малой выдержке (например, во время съемки спортивных соревнований в помещении, когда требуется заснять движущийся объект («заморозить») при недостаточной освещенности). Однако снимок при этом получается с большим количеством шумов. Далее я привел увеличенные изображения двух только что полученных мною снимков. Здесь вы можете подробно рассмотреть увеличенные в размерах изображения обоих снимков при 100 ISO и при 3200 ISO)

Снимок слева сделан при 100 ISO, а справа — при 3200 ISO (кликните мышкой на изображения, чтобы увеличить их и рассмотреть подробнее).

Параметр 100 ISO является общепринятой нормой, установив его, вы получите прекрасные яркие снимки (с минимумом шума/зернистости).

У большинства людей в цифровых фотокамерах задействован автоматический режим — «Аuto Mode», при котором фотокамера сама выбирает и устанавливает параметр ISO (по возможности, наиболее низкий) в зависимости от условий съемки. Однако во многих моделях фотокамер есть возможность задать параметр ISO самостоятельно.

После того, как вы настроите фотокамеру, задав свое значение ISO, сразу же будет заметно, насколько оно повлияло на диафрагму и выдержку, от которых напрямую зависит хорошая экспозиция снимка. Например, если вы увеличите ISO со 100 до 400, то заметите, что снимки теперь производятся с меньшей выдержкой и/или с меньшей величиной диафрагмы.

Выбирая значение ISO, я всегда задаю себе следующие четыре вопроса:

1. Свет — Хорошо ли освещен объект съемки?
2. Зернистость — Нужен ли мне зернистый снимок или снимок без шумов?
3. Штатив — Использую ли я штатив?
4. Движение объекта — Объект съемки находится в движении или неподвижен?

Если освещенность объекта достаточная, требуется получить снимок с минимальной зернистостью, съемка ведется со штатива, а объект съемки неподвижен, тогда я выбираю наименьшее значение ISO.

Однако, если съемка производится в темноте, допускается зернистость снимка, штатив не используется и/или объект съемки движется, имеет смысл выбрать более высокий показатель ISO, позволяющий снимать с наименьшей выдержкой и с хорошей экспозицией снимка. Однако увеличение чувствительности датчика изображения приведет к появлению шумов на снимках.

Вот те ситуации, когда вам могут пригодиться высокие значения ISO:

* Спортивные соревнования в помещении – в этом случае объекты съемки быстро движутся, и отсутствует достаточная освещенность.
* Концерты – отсутствует достаточная освещенность, а также зачастую имеется запрет на съемку со вспышкой.
* Картинные галереи, Соборы и т.п. – в большинстве случаев здесь также действует запрет на использование вспышки, имеет место недостаточная освещенность помещений.
* Вечеринки по случаю дня рождения – во время торжественного момента задувания свечей в темной комнате может получиться неплохой снимок, если только его красоту не разрушит яркая вспышка. Увеличение значения ISO помогает спасти ситуацию.

ISO – это важный аспект в цифровой фотографии, который необходимо принимать во внимание во время настройки вашей фотокамеры. Поэкспериментируйте сегодня с различными параметрами настройки и узнайте, как они влияют на получение снимков.

Настройка параметра ISO в цифровой фотографии

Какое значение ISO подходит для получения наилучшего снимка? Всегда ли стоит устанавливать наименьшее значение ISO?

Эти вопросы очень интересны, но прежде чем на них ответить, нужно разобраться в том, что же такое ISO.

Что такое ISO?

В плёночной фотографии параметром ISO, или как его еще называют ASA, определяется показатель светочувствительности пленки. Его измеряют целыми числами (80, 100, . 1200, 1600 . ). Малая светочувствительность говорит о том, что на пленке будет отображено меньшее количество деталей, а следовательно снимки получатся более мягкими.

В цифровой фотографии ISO является отражением светочувствительности датчика изображения. Результат применения различных параметров ISO аналогичен тому, который получается в пленочных камерах: чем меньше значение ISO, тем меньше светочувствительность, тем меньше зернистость снимка. Более высокие значения ISO применяются в условиях недостаточной освещенности или при очень коротких выдержках, к примеру, при съемках спортивных соревнований. Большое значение параметра ISO добавляет на снимок большое количество шумов. На примере можно рассмотреть различие снимков сделанных при значениях ISO равным 100 (слева) и 3200 (справа).

Рассмотрите подробно эти снимки. Заметьте зернистость снимка, что расположен справа.

Общепринятым параметром ISO является значение 100. При этом значении снимки получаются мягкими и яркими. Большинство фотокамер имеет автоматический режим выбора значения ISO. В таком случае камера оценивает уровень освещенности и устанавливает наименьшее значение, при котором получится хороший снимок. Многие камеры позволяют вручную устанавливать этот параметр. Изменив в ручном режиме значение ISO, вы сразу заметите различие в снимках. Диафрагма и выдержка будут работать в несколько другом режиме, а от них напрямую зависит экспозиция. Увеличив величину со значения 100 до 400, присмотритесь, камера будет снимать с меньшей выдержкой или диафрагмой.

Перед выбором значения ISO всегда стоит задавать себе несколько вопросов:

  1. Свет — насколько хорошо освещается объект съемки?
  2. Зернистость — какой снимок нужно получить, мягкий или зернистый?
  3. Штатив — будет ли использован штатив?
  4. Движение объекта — снимаемый объект статичен или находится в движении?

Если съемка ведется при нормальном, достаточном освещении, снимок должен быть максимально мягким, при фотографировании используется штатив и объект статичен, тогда нужно устанавливать самое маленькое значение ISO.

Если же съемка ведется в темноте, вы допускаете зернистость фотографии, использование штатива не предусматривается или объект съемки находится в движении, стоит использовать более высокие значения ISO. Это позволит делать снимки с короткой выдержкой и нормальной экспозицией. Но будьте бдительны. Увеличив чувствительность датчика, не удивляйтесь появившимся шумам на изображении.

Вот несколько ситуаций, при которых целесообразно использование высокого значения ISO:

  • Съемка соревнований в помещении – в этой ситуации мы имеем быстро движущихся спортсменов при плохом освещении.
  • Концерты – недостаточная освещенность. Также иногда присутствует запрет на использование вспышки.
  • Выставки, галереи, соборы – слабая освещенность помещений. Также часто запрещают снимать со вспышкой.
  • Вечеринки – в темной комнате во время торжественного момента или всеобщего ликования может получиться отличный кадр, но вспышка может всё испортить. Увеличенное ISO сможет помочь в такой ситуации.

ISO – является одним из важнейших параметров современных цифровых камер. Поэкспериментировав с различными вариантами настроек, разберитесь в том, на что и как они влияют. Делайте больше снимков и изучайте процесс их создания.

Эффективное использование настроек iso в фотоаппарате

Любой начинающий фотолюбитель знает, что правильная установка выдержки, диафрагмы и светочувствительности являются главными условиями для получения хороших фотографий. Прочитав в руководстве, как осуществляется настройка ISO в фотоаппарате, какую выдержку необходимо выбрать, какую при этом установить экспозицию, иной новичок решает, что это сложно и не нужно, так как современные камеры неплохо снимают в автоматическом режиме.

Однако если фотограф хочет получать действительно хорошие, достойные внимания снимки, он должен научиться разбираться, что означает каждый из этих параметров и как, к примеру, при выборе необходимой величины iso на фотоаппарате изменится итоговый кадр. Это достаточно просто.

Что это такое – iso?

Светочувствительность – один из важнейших параметров цифровой фототехники, характеризующий чувствительность матрицы фотоаппарата к попадающему на нее свету. Чем выше этот показатель в фотокамере, тем более чувствительный сенсор и тем меньше нужно освещения для получения хороших фотографий.

Световая чувствительность измеряется в единицах международного стандарта ISO. Поэтому обычно просто говорят о выбранном значении исо в фотоаппарате. Шкала светочувствительности обычно начинается со значения 100 единиц. Каждое следующее значение больше предыдущего в 2 раза: 200, 400, 800 и т.д., хотя есть модели, предусматривающие выбор промежуточных величин.

Экспозиция – наше все

Прежде чем говорить о настройке и использовании исо при фотографировании, необходимо вспомнить об экспозиции, правильная установка которой является главным условием получения ярких, качественных снимков. Этот параметр, характеризующий количество попадающего на матрицу света, достигается установкой необходимых значений выдержки, диафрагмы и ИСО. Выдержка – промежуток времени, в течение которого свет попадает на матрицу.

Диафрагма – изменяющее величину отверстие в объективе, пропускающее свет. Во времена пленочных аппаратов кадр экспонировали, устанавливая необходимые показатели выдержки и диафрагмы. Использование iso для изменения экспозиции практиковалось мало. Для этого требовалось бы каждый раз заправлять в аппарат фотопленку необходимой чувствительности, что неудобно с практической точки зрения.

Цифровая эра

Все изменилось с приходом эры цифровых аппаратов. Они позволяют проводить экспонирование, меняя светочувствительность фотоаппарата, не заботясь о том, какая установлена выдержка или каково значение диафрагмы. При уменьшении чувствительности уменьшается экспозиция, и изображение темнеет. И, наоборот, с ростом этого параметра экспозиция увеличивается, изображение делается более светлым. При этом увеличение светового потока, попадающего на сенсор, не происходит.

Изменения параметра осуществляется на программном уровне, благодаря использованию специальных алгоритмов обработки изображения. Это открывает новые возможности при фотографировании, особенно в условиях недостаточной освещенности. Но и рождает ряд проблем.

Немного теории

Каждая цифровая камера имеет кнопку (переключатель), активизирующий режим изменения светочувствительности. Чтобы лучше понять, как его использовать, нужно еще раз обратиться к пленочным фотоаппаратам. Фотопленки маркировались цифрами, которые соответствовали чувствительности к свету: 100, 200, 400, 800 единиц и т.д. С физической точки зрения минимальной величине 100 соответствовала максимальная плотность кристаллов солей серебра в фотоэмульсионном слое пленки.

Это позволяло получить гладкое, ровное изображение минимальной зернистости. При больших показателях светочувствительности пленки кристаллы имели более крупный размер, плотность их в эмульсионном слое была мала и, соответственно, получаемое изображение страдало излишней жесткостью и крупным «зерном».

В цифровых камерах действует такое же правило: при низком исо изображение гладкое и четкое, при большом приобретает зернистость и различные цветовые артефакты. Как говорят, возрастает уровень цифрового шума. Что это такое? Каждый пиксель матрицы вырабатывает электрический ток при попадании на него света. Даже в полной темноте из-за различных физических процессов на выходе пикселя ток (очень слабый) всегда обнаруживается. Это и есть цифровой шум, который может повлиять на итоговый кадр.

При выборе низкой чувствительности и хорошем освещении шум отсекается специальными фильтрами и получаемое изображение четкое и ровное, без искажений и дефектов.

При больших величинах светочувствительности и недостатке света расширяется диапазон пропускаемого фильтром сигнала, и на снимке становятся видны дефекты изображения, вызванные шумом. В дорогих камерах, благодаря использованию полноразмерных матриц и различных дополнительных настроек, шум значительно ниже, чем в бюджетных моделях. Но полностью от шума избавиться невозможно.

Использование iso

ВАЖНО! Каждый раз перед началом съемки необходимо, прежде всего, установить на фотоаппарате минимальный уровень чувствительности. Это поможет всегда получать качественные снимки.

Профессиональные фотографы советуют выбирать минимальную чувствительность (100-200 единиц), как можно реже его менять, а изображение экспонировать при помощи диафрагмы и выдержки. Следует, однако, учитывать, что многие фотомастера учились и достигли первых успехов, используя пленочные фотокамеры. Как уже отмечалось, каждый раз менять пленку при изменении условий освещения было проблематично, да и не было в продаже большого разнообразия пленок. Поэтому старые учебники фотодела подробно описывали, как установить правильную экспозицию, выбирая необходимые значения диафрагмы и выдержки с учетом освещенности объекта съемки.

Для современного фотографа-любителя возможность, нажав пару раз на кнопку ISO, получить качественные фотографии в полумраке, не заботясь об установке нужной выдержки при определенной диафрагме, очень ценна. И важна простота процесса фотографирования: не сложней, чем сделать селфи на камеру телефона. Поэтому большинство фотолюбителей широко используют эту функцию при фотографировании.

В помощь им можно порекомендовать несколько простых правил, выполняя можно получить фотографии хорошего качества:

  • Использовать минимальные возможные показатели (100-200 единиц) при дневном либо ярком искусственном освещении.
  • Для съемки при недостаточном освещении без штатива для фотоаппарата, лучше установить значение 200-400 единиц. В помещении — в диапазоне от 400 до 800 единиц.
  • Показатели от 800 до 1600 единиц предпочтительно использовать при фотографировании в вечернее время различных мероприятий с большим количеством людей. В таких случаях необходимо для получения четких снимков выставлять высокое значение светочувствительности.
  • Уровень 1600 единиц и выше дает возможность фотографировать, находясь в зрительном зале. Более высокие значения светочувствительности предназначены для очень низкой освещенности, но использовать их зачастую нецелесообразно из-за появления на снимках сильных шумов.

РЕКОМЕНДАЦИЯ: Если планируется постановочная съемка ночью лучше всего использовать штатив и выставлять низкое значение iso. Это поможет получить выразительные кадры с низкой зернистостью.

Выбор камеры по ISO: рекомендации

Разобравшись, что значит iso в фотоаппарате, можно назвать основные критерии выбора камеры для покупки с учетом данного параметра.

Диапазон светочувствительности

Он есть у каждого цифрового фотоаппарата. У камер бюджетного сегмента минимальное значение составляет обычно 100 единиц, максимальное 1600. Дорогие модели имеют верхние границы чувствительности 3200 единиц и даже еще больше. На самом деле это часто маркетинговая уловка: показать потенциальному покупателю, что такое iso в камере есть, и с его помощью можно фотографировать практически в темноте. Однако высокие показатели светочувствительности не гарантируют возможность снимать в условиях недостаточного освещения.

При фотографировании на максимальных значениях значительная часть изображение состоит из шума, поэтому ни о каком художественном качестве таких фотографий говорить не приходится. Существуют модели фотокамер с уровнем светочувствительности несколько сот тысяч единиц и даже 3 280 000 единиц! Но такое iso в фотоаппарате – это лишь демонстратор результатов технологии и технического уровня фирмы-производителя. Фотографировать в таком режиме можно и почти при нулевом уровне освещенности, но изображение из-за обилия шума будет лишь угадываться.

На практике показатели светочувствительности больше 800 единиц применяются редко даже при фотографировании на профессиональные камеры.
Вывод: модель фотокамеры с диапазоном чувствительности от 100 единиц до 1600 наиболее оптимален для покупки.

Матрица фотоаппарата

Важнейшая часть цифрового аппарата. Отвечает за качество фотографии, ее яркость, цветопередачу и четкость. Представляет собой сенсорный датчик, преобразующий световые лучи, попадающие на него через объектив, в электрический сигнал. Именно матрица отвечает за чувствительность iso фотокамеры. Уровень светочувствительности матрицы зависит от двух составляющих: физического размера и технологии изготовления. Размер определяет уровень шума, так как матрицы, имеющие больший размер, меньше греются и меньше «шумят».

Чем больше матрица, тем больше размер ее пикселей. Поглощают свет такие пиксели лучше, светочувствительность у них выше. Наибольшей чувствительностью обладают полноразмерные (имеющие размер кадра фотопленки) матрицы. Они же имеют наименьший уровень шума. Но они очень дороги и используются в профессиональных камерах.

В аппаратах начального уровня (не мыльницах) и полупрофессиональных моделях применяются кроп-матрицы (урезанные), размерами в 1,6-2 раза меньше полнокадровых.

Чувствительность у них меньше, шумят больше, но в большинстве случаев их возможностей достаточно для получения хороших снимков в разных условиях.

Выделяют 2 вида технологий, применяемых в производстве матриц:

  • CCD — отличается высокой чувствительность и низким уровнем шумов, что положительно влияет на качество фотографии, Имеет относительно высокое энергопотребление.
  • CMOS – обеспечивает более эффективное энергопотребление и высокую скорость работы. Имеют больший уровень шума и худшую чувствительность. Фототехника с данным типом матрицы наиболее распространена.

Вывод: CCD – матрица обладает большей светочувствительностью, но скорее всего придется покупать камеру с CMOS – матрицей, так как подавляющее большинство производителей перешли на производство фотоаппаратов с ней.

Настройки ISO в цифровой фотографии

Grant (читатель сайта DPS) спрашивает: «Я запутался по поводу светочувствительности(ISO). Какое значение лучше выбрать? Лучше выбрать самое низкое?»

Спасибо за вопрос, Grant. Прежде чем я попытаюсь дать ответ на этот вопрос, позвольте мне дать небольшое определение ISO.

Что же такое ISO?

В традиционной (плёночной) фотографии ISO (или ASA) показывает насколько чувствительна плёнка к свету. Она измеряется в числах (вы наверняка видели их на коробочках с плёнками — 100, 200, 400, 800 и др.) Чем меньше число, тем менее плёнка восприимчива к свету и тем меньше будет зернистость в получаемых фотографиях.

В цифровой фотографии ISO измеряет чувствительность матрицы фотоаппарата. Здесь применимы те же принципы, что и в плёночной фотографии — чем меньше число, тем менее плёнка восприимчива к свету и тем меньше будет зернистость. Высокие значения светочувствительности используют в основном в ситуациях при недостаточном освещением, когда необходимо использовать короткую выдержку (например, если вы снимаете спортивные мероприятия в помещении и хотите «заморозить» движение) — тем не менее за это придётся расплачиваться шумами. Я проиллюстрирую это ниже двумя фрагментами фотографий — левая снята со значением светочувствительности 100, правая — 3200

(Вы можете посмотреть более крупные версии каждой из фотографий: ISO 100 и ISO 3200)

ISO 100 считается ‘нормальным’ значением и сделает ваши фотографии чёткими (уменьшит шум/зерно).
Большинство людей продолжают снимать в автоматическом режиме, где камера сама выбирает значение светочувствительности, в зависимости от обстановки в которой вы снимаете (камера попытается сделать его как можно ниже), однако, большинство камер предоставляет вам возможность самим выбрать значение светочувствительности.
Если вы не согласны с настройками, предлагаемыми автоматикой, и сами выставляете значение светочувствительности, вы увидите как это влияет на значения диафрагмы и выдержки. Например, если вы увеличиваете ISO со 100 до 400, то заметите, что уменьшатся выдержка и/или щель диафрагмы.

При выборе светочувствительности, я, обычно, задаю себе следующие четыре вопроса:

1. Свет — Достаточно ли освещён объект?
2. Зерно — Нужно ли мне зерно или мне нужен снимок без шумов?
3. Штатив — Использую ли я штатив?
4. Движение объекта — Двигается ли мой объект или покоится на месте.

Если вокруг достаточно света, мне хочется получить немного зернистости, я использую штатив и объект съёмки не двигается, то я обычно использую довольно низкое значение светочувствительности.

Если же вокруг темно, я намеренно хочу получить зерно, я снимаю без штатива и/или мой объект движется, я рассмотрю увеличение значения светочувствительности, что позволит мне использовать меньшие выдержки и вместе с тем получать неплохие снимки.

Конечно, взамен мы получаем больше шума на снимке.

Ниже приведены ситуации, в которых может понадобиться увеличение значения светочувствительности:

Спортивные мероприятия в помещении — где ваш объект быстро двигается, а также имеется недостаток света.

Концерты — где также мало света и часто там нельзя использовать вспышку.

Галереи, церкви и др. — во многих галереях против использования вспышек и, конечно, имеется недостаток света в помещении.

Дни рождения — момент задувания свеч может подарить вам снимок с приятным настроением, который будет испорчен вспышкой. Увеличение ISO поможет вам поймать момент.

Светочувствительность является важным аспектом в цифровой фотографии, обязательный к пониманию если вы хотите получить больший контроль над своей камерой. Поэтому экспериментируйте с настройками и тем как они влияют на ваши фотографии!

Как понять ISO за 4 шага

Зачем нужно знать и что такое ISO в фотографии

Светочувствительность ISO, наряду с выдержкой и диафрагмой, является одним из трех параметров самой существенной настройки вашего фотоаппарата – экспозиции. Если вы хотите получать снимки действительно высокого качества, вам следует подробно ознакомиться с каждым из этих параметров и понять, как они влияют на экспозицию и на прочие свойства изображения. Этот урок по фотографии рекомендуется всем, кто жаждет узнать и понять, что же такое ISO и всем, кто желает получать качественные и профессиональные снимки.

1 Шаг: Что же это такое — ISO в фотографии?

ISO — это параметр, который позволяет управлять светочувствительностью матрицы камеры. То есть числовые значения ISO характеризуют способности сенсора той или иной фотокамеры воспринимать поток света. Стандартная шкала ISO начинается с числового значения 100 и каждое последующее значение в два раза больше предыдущего: 100, 200, 400, 800, 1600… Каждая камера имеет свои границы этого диапазона, при этом следует заметить, что почти все современные фотокамеры имеют кроме основных значений также и промежуточные единицы ISO.

Название ISO является аббревиатурой от International Standards Organization — Организация Международной Стандартизации, которая отвечает за многие распространенные стандарты ISO в самых разных областях. В случае с фотографией, здесь был принят именно стандарт светочувствительности ISO.

2 Шаг: Как ISO влияет на экспозицию?

Светочувствительность ISO, наряду с выдержкой и диафрагмой, является одним из трех параметров, которые влияют на самую основную настройку вашей камеры – экспозицию. Диафрагма и выдержка определяются соответственно объективом и скоростью затвора, а ISO — свойствами светочувствительного элемента камеры (сенсор или пленка). То есть, ISO определяет, насколько хорошо экспонированным будет кадр при изменении светочувствительности.

Числовые значения шкалы ISO очень похожи на значения выдержки, имеется в виду, что при изменении ISO в два раза, показания экспозиции поменяются на одну ступень, то есть их значения являются пропорциональными друг другу. При снижении ISO уменьшается экспозиция, так как уменьшается воздействие светового потока на сенсор камеры, а при повышении значений ISO, воздействие света на матрицу будет увеличиваться, и, следовательно, экспозиция тоже увеличивается.

Чтобы было легче разобраться в этом вопросе, советую внимательно ознакомиться со снимками, представленными ниже. На всех 6 фотографиях выдержка и диафрагма остаются постоянными, а меняются только значения ISO в фотоаппарате: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200. Данные фото дают прекрасное представление о том, как этот параметр влияет на конечный результат. На 4 снимке показана идеальная экспозиция со светочувствительностью 800 единиц ISO.

Как вы, заметили, каждый параметр по-своему влияет на экспозицию и применение различных значений ISO фотоаппарата имеет свои определенные последствия.

3 Шаг: Как ISO влияет на качество фотографии?

Запомните основное правило: чем ниже число ISO, тем лучше качество снимка.
Повышая светочувствительность ISO, вы, фактически, удваиваете экспозицию, и при этом значительно увеличиваются цифровые шумы. Эти шумы снижают детализацию фото, и изображение становится зернистым и неровным.

Ниже число ISO = меньшая чувствительность матрицы = более высокое качество снимков

Чтобы лучше продемонстрировать, как ISO может влиять на качество фотографии, представляю вашему вниманию еще несколько снимков, которые размещены ниже. В ходе этого эксперимента я менял уже не только ISO, но и выдержку, и диафрагму, а экспозиция при этом оставалась постоянной. Фото показаны в следующем порядке значений ISO: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200.

На снимках хорошо видно, что при увеличении числа ISO, вначале малозаметные шумы становятся более выраженными. Для их удаления применяют специальные шумоподавляющие программы. И хотя они действительно прекрасно справляются со свое задачей, но при этом имеют и некоторые недостатки: снижается детализация, мелкие детали на снимке сглаживаются (в качестве примера рассмотрите фото ниже). Естественно, применять такие шумоподавляющие программы стоит очень умеренно и с учетом того, для какой цели будет использоваться этот снимок.

Чем больше размер сенсора фотоаппарата, тем лучше она справляется с шумами, так как на ее матрицу попадает больше света. Но благодаря развитию современных технологий, эта разница между размерами сенсоров и шумами значительно сократилась.

Каждая камера — уникальна, а шумы являются своеобразными «отпечатками пальцев» вашей камеры. Советую поэкспериментировать со съемкой в условиях плохой освещенности, дабы узнать, какое максимальное число ISO является наиболее подходящим для вашей камеры. Во время постобработки завышенная экспозиция дает такой же эффект, как и слишком высокое ISO, — увеличиваются шумы, поэтому при съемке лишний раз убедитесь, что правильно установили экспозицию. Это поможет вам избежать появления нежелательных шумов при постобработке.

4 Шаг: Когда и какие ISO параметры использовать?

ISO 100-200: При этих показаниях ISO ваши снимки сохранят больше всего деталей и при этом будут иметь наилучшее качество. Прекрасно подходят для съемки при естественном дневном освещении, для которого более высокие значения ISO просто не нужны. Например, съемка в яркий солнечный день при ISO 1600 обернется пустой тратой времени, так как снимки получатся зернистыми и шумными:

ISO 200 – 400: Эти показания подходят для съемки в условиях достаточного, но не очень яркого освещения, например, в тени или внутри хорошо освещенного помещения:

ISO 400 – 800: Я предпочитаю использовать этот диапазон ISO, когда я снимаю в здании и работаю со вспышкой, так здесь можно настроить постоянную экспозицию и хорошо проработать задний план:

ISO 800-1600: Этим диапазоном чаще всего пользуются репортажные фотографы, так как им часто приходится работать в условиях низкой освещенности, там где запрещено или нет возможности воспользоваться вспышкой. И у них просто нет иного выбора, как повышать ISO до таких показателей:

ISO 1600-3200: Опять же, этот диапазон в основном используют репортажные фотографы, снимая концерты на открытом воздухе, часто в условиях очень плохого освещения и когда нет возможности установить штатив. Крайняя точка этого диапазона является самым высоким числом ISO в моей фотокамере, но я крайне редко пользуюсь им, так как не являюсь поклонником цифровых шумов или зернистости:

ISO 3200+: Этим диапазоном пользуются только в условиях невероятно низкой освещенности или же для создания каких-то необычных эффектов. Но независимо от того, какой камерой вы снимаете, избежать шумов и зернистости при таких высоких показателях светочувствительности ISO вам вряд ли удастся:

Автор урока Josh Dunlop. Перевод текста Валентина Педченко.

Съёмка с Авто-ISO

Почти в каждом современном компактном фотоаппарате и во всех зеркальных камерах есть одна полезная функция, на которую не все обращают внимание. Речь идёт об автоматической настройке светочувствительности — Авто-ISO. При её активации автоматика подбирает нужное значение ISO для правильной экспозиции кадра.

Зачем нужно Авто-ISO?

Давайте сначала разберёмся в терминах.

Экспопара — это сочетание двух переменных величин (выдержки и диафрагмы), определяющее экспозицию для конкретных условий съёмки. Экспозиция — количество света, попавшее на матрицу фотоаппарата. А с помощью диафрагмы фотограф регулирует глубину резкости и ограничивает поток света, проходящего через объектив, чтобы снимать на длинной выдержке. Регулируя выдержку, можно по-разному передавать движение в кадре.

Параметр светочувствительности при этом играет вспомогательную, техническую роль. Его повышают, когда недостаточно света для комфортной съёмки с рук. Так почему бы не отдать ISO под управление автоматики?

Иногда даже профессионалы забывают изменить ISO при смене условий освещения. Классический пример: фотограф снимает репортаж в помещении, выбирает высокое ISO, потом вслед за своими героями бежит снимать на улице при дневном свете и забывает понизить светочувствительность. Итоговые кадры получаются пересвеченными, с цифровым шумом.

Другой пример. Фотограф снимает на улице в режиме М и жёстко настраивает выдержку, диафрагму и светочувствительность. Но он не учитывает того, что освещение меняется, и получает кадры разной яркости: слишком тёмные и пересвеченные.

Во время съёмки фотограф может сильно увлечься процессом, сюжетом, работой с моделью и забыть про ISO. Авто-ISO помогает получать качественные кадры всегда.

Как это работает?

В разных режимах Авто-ISO работает по-разному.

В режиме М фотограф жёстко настраивает выдержку и диафрагму, контролируя глубину резкости и страхуя себя от смазов. ISO отдаётся под управление автоматики. Камера подбирает нужное значение светочувствительности на основании данных экспозамера. Поэтому тут важно научиться правильно настраивать параметры замера экспозиции и пользоваться экспокоррекцией. Да-да, при выборе Авто-ISO в режиме М будет работать экспокоррекция! В «старших» моделях фотоаппаратов Nikon (например, Nikon D7200, D750, D810) она вносится привычной кнопкой +/-, а в моделях попроще (Nikon D3400, Nikon D5500) — через быстрое меню, вызываемое кнопкой i:

На практике режим М с включённым Авто-ISO очень помогает, когда нужно контролировать выдержку и диафрагму и нет времени на постоянный ручной контроль экспозиции: во время тревел-съёмок, съёмки репортажа или при сложных условиях освещения.

Съёмка динамичных сюжетов, в которых важно контролировать и диафрагму, и выдержку, — хороший повод использовать режим М с Авто-ISO. Оно позволит избежать ошибок экспозиции.

В режиме А мы контролируем диафрагму. В этом режиме начинающие фотографы часто получают «шевелёнку» — смаз изображения из-за слишком длинной выдержки. Логика фотографа проста: раз выдержка определяется автоматически, то и следить за ней не надо, поэтому выбираем низкое значение ISO, жёстко настраиваем диафрагму и идём снимать. Автоматика при таком сценарии подстраивается под выбранные параметры и выставляет слишком длинную выдержку. Итог — смазанные снимки. Однако при включённом Авто-ISO автоматика рассчитает светочувствительность так, чтобы выдержка осталась короткой и кадры получились чёткими.

Все зеркальные фотоаппараты Nikon имеют одинаково гибкую настройку параметров Авто-ISO. Мы можем задать максимально доступные для автоматики значения светочувствительности и выдержки.

Как определить безопасную выдержку и застраховать себя от смаза изображения? Этому в нашем журнале посвящена отдельная статья. Если вкратце, выдержку определяют исходя из сюжета. Чем быстрее движение, тем короче должна быть выдержка, чтобы «заморозить» на фото движущийся объект. Так, для спокойно стоящего человека потребуется выдержка в районе 1/60–1/125 с, а для бегуна 1/250–1/500 с или короче. Безопасная выдержка зависит и от фокусного расстояния объектива. Чем оно длиннее (чем больше зум), тем короче нужна выдержка, чтобы изображение не смазалось от дрожания фотоаппарата в руках. Например, при фокусном расстоянии 50 мм целесообразно использовать выдержку короче 1/100 с, а для 200 мм — короче 1/400 с.

Интерфейс Nikon D3400. Включена функция Авто-ISO: над значением светочувствительности появилась надпись ISO-А (ISO-Auto).

Верхний информационный дисплей Nikon D610. Функция Авто-ISO отключена.

В режиме S настраивается выдержка. Часто фотографы выбирают короткую выдержку и забывают настроить светочувствительность в соответствии с условиями освещения. Результат — кадры с проваленными тенями. На помощь придёт Авто-ISO, которое подстроит светочувствительность под конкретные съёмочные условия.

В режиме Р ISO становится единственным параметром экспозиции, которым управляет фотограф. Отдав его под управление автоматики, мы получаем, по сути, авторежим. Может, тогда стоит сразу перевести камеру в автоматический режим и не думать о параметрах съёмки.

В каких ситуациях Авто-ISO не используют?

Помимо сомнительности использования Авто-ISO в режиме Р, есть некоторые ситуации, в которых автоматическая настройка светочувствительности скорее навредит, чем принесёт пользу.

Съёмка в студии с импульсным освещением. Когда мы снимаем со студийными вспышками, автоматика фотоаппарата не может корректно настроить экспозицию. При включённом Авто-ISO светочувствительность будет завышена, и на выходе получатся пересвеченные шумные кадры. В студии лучше выставлять все параметры экспозиции вручную.

Съёмка со штатива на длинных выдержках. При работе с длинными выдержками используйте минимальное значение светочувствительности для получения максимально качественных снимков. При съёмке со штатива есть время на настройку всех параметров экспозиции, так что Авто-ISO здесь ни к чему.

Авто-ISO — очень практичная функция. Она упрощает процесс съёмки и позволяет получать более стабильный результат.

Принцип работы ISO в цифровой фотографии.

Недавно, при содействии Центрального Фотопроката, мне удалось провести очень занятное сравнение самых свежих цифровых зеркальных камер — Nikon D4, Nikon D800, с моим новым Canon 5D Mark III. Но, перед тем, как перейти непосредственно к тесту, я понял, что должен написать отдельную статью про чувствительность ISO. Чтобы было понимание, как оно работает и с чем его едят.


Ночной Морэйн Лэйк. Канада. Скоро я буду там 🙂

Я надеюсь, что эта информация позволит не только более подробно разобраться в тестах, но, и, самое главное, пригодится с практической точки зрения. Хочу сразу условиться, что я всегда подразумеваю съёмку в RAW формате, так как другими не пользуюсь никогда.

Почему я вообще начал про это писать? Я давно заметил, что по «интернетам» бродит множество всевозможных популярных тестов фотоаппаратов. Многие пытаются протестировать чувствительность камеры, но, на удивление, большинство «тестеров», не могут даже выставить экспозицию мануально.

Казалось бы, ну что может быть проще? Если уж проводишь тест, то делай это в ручном режиме, чтобы зафиксировать максимум параметров и выявить реальную разницу в камерах. Но нет! В результате, экспозамер камеры произвольно выставляет разные значения выдержки или диафрагмы для разных камер, а они потом всё это пытаются как-то сравнивать и даже делать какие-то выводы.)))

Проблема заключается в непонимании основ работы ISO. Не надо ставить целью тестировать «шумы на определённой ISO». Мне часто пишут – «смотри, почти нет шумов на ISO over 9000», и дают ссылку на какой-то файл. Но в этом нет никакого смысла!

Уверен, что все сталкивались с ситуацией, когда на высоком ISO может вообще почти не быть шумов. А могут быть дикие шумы на уже на низких чувствительностях. На одной и той же камере! От чего это зависит? Очень просто — от количества света! Это и есть наш основной параметр — отношение количества света, которое попало на матрицу, к уровню шума. Самый банальный сигнал/шум. Что может быть проще?

Разберём самый упрощённый алгоритм съёмки — вы должны выставить определённую выдержку и диафрагму. Но если яркости (света) не хватает, снимок получается тёмным, и приходится усиливать сигнал так, чтобы картинка стала достаточно яркой. Делаете вы это либо с помощью камеры, выставляя чувствительность ISO, либо в конвертере, ползунками «яркость», «экспозиция» (да, это и есть самое обычное цифровое усиление сигнала).


D800 ISO от 400 до 6400 Выдержка и диафрагма одинаковые.
Даже ISO 100 и 200 примерно похожи на остальные, но мне уже ползунков конвертера не хватает,
чтобы так сильно тянуть. Они просто упираются до предела, и приходится тянуть другими методами.

Посмотрите на фотографии выше. Яркость кадра, снятого на ISO 6400 была усилена «честно», с помощью параметра ISO на камере. Остальные снимки усиливались чисто цифровым методом в конвертере с помощью ползунков яркость и экспозиция. D800, в этом плане, как и его предшественник D3x — уникальная камера.

Об этом уже давно говорили тесты DXO, которые очень точно описали ситуацию, но теперь я смог убедиться во всём на своём личном опыте. Уникальность D800 и D3x заключается в том, что у неё почти нет аппаратного усиления. А из-за этого, отличить, делалось усиление перед съёмкой, помощью параметра iso, или уже после съёмки, в конвертере, почти невозможно. Что и показывают эти снимки. Подробнее об этом в завтрашнем посте.

Другие камеры, такие, как D4, и почти все камеры Canon, на низких чувствительностях усиливают сигнал во время съёмки лучше, чем это делает конвертер после съёмки. Они делают это на железном уровне. Посмотрите на снимок ниже (только не стоит сравнивать его по шумам с D800). Условия теста такие-же, как и у D800, однако разница между разными ISO бросается в глаза.


D4 Одинаковая выдержка и диафрагма. Разные только ISO — от 100 до 3200.
Самый шумный кадр — без аппаратного усиления (ISO100), самый «чистый» — 3200.
6400 и более высокие ISO почти не отличаются от 3200.

Но, аппаратное усиление работает лишь до определённой границы ISO. Потом потенциал исчерпывается, и камера начинает наращивать ISO цифровым методом, уже ничем не отличаясь от RAW конвертора (ISO 3200-6400-12800-246000 почти невозможно отличить, т.к. там цифровое усиление сигнала, схожее с алгоритмами конвертеров). На всех камерах Canon, которыми я снимал, для итоговой картинки совершенно не важно, какая стояла чувствительность — 1600, 3200, 6400, 12800 или 256000. При этом, ставя ISO 6400 вместо 1600 (при одинаковой выдержке и диафрагме), вы теряете информацию в светах, ничего не приобретая в замен.

Какой практический вывод из всего этого можно сделать? Если у Вас D800 или D3x, и Вы боитесь потерять света (т.е. пересветить кадр) — смело снижайте чувствительность ISO на один, а может и два стопа (вместо 1600 смело используйте 800 или 400). Яркость вы легко наверстаете даже после съёмки, в конвертере, при этом надёжно сберегая информацию в светах.

Если у Вас камера типа D4 или Canon, то можно действовать тем же методом, но только до чувствительности

800-1600. Всё, что выше — фиктивные ISO, которые легко можно повторить уже после съёмки, с помощью конвертера. Вы можете самостоятельно провести подобный тест, жёстко выставив выдержку и диафрагму и использовав различные значения ISO.

Вот так, быть может, несколько сумбурно, я постарался описать, то, что знаю про работу с ISO в цифровой фотографии. Не претендую ни на какое открытие, информация уже очень старая, ещё со времён 20д. Но, я решил, озвучить всё это, в преддверии теста камер, чтобы избежать лишних вопросов.
Подобная статья от pavel_kosenko : http://pavel-kosenko.livejournal.com/292549.html
Аналогичный тест для D700 от foxbat http://dmitrydreamer.livejournal.com/97 63.html
Кажется, очень толковая статья на эту тему (спасибо roman_samokhin ): http://www.rawdigger.ru/howtouse/pixel-capacity-and-amplifier-gain

Буду рад, если удалось помочь.

Ссылка на основную публикацию