Мысли о цветовом пространстве sRGB | Foto-kadr.ru

Мысли о цветовом пространстве sRGB

Цветовые пространства sRGB и Adobe RGB. Что, как, к чему?

Наверное, многие из нас, ковыряясь в меню настроек фотокамеры, обращали внимание на пункт, который называется “Цветовое пространство“. Обычно на выбор пользователю предлагается два варианта данной настройки – sRGB и Adobe RGB. Что это, и с чем его едят? Давайте смотреть под катом.

Начнём с общего, что есть в обоих форматах – приставки RGB. На самом деле, это аббревиатура трёх основных цветов, видимых человеческому глазу – красного, зелёного и синего (red, green, blue). Все остальные цвета, которые мы видим, формируются на нашей сетчатке путём смешивания данных трёх цветов.

А что же такое цветовое пространство? Простыми словами, это то множество цветов, которые мы можем видеть. Ещё проще – это цифровая модель описания цветов. Для удобства восприятия этого термина в 1931 г. была составлена диаграмма, наглядно демонстрирующая нам пространство RGB:

Математическая диаграмма CIE 1931, описывающая RGB

Каждый цвет на этой диаграмме имеет собственную точку на системе координат. Каждая из этих точек отвечает за компонент цвета в разложении на красный, зелёный и синий цвета.

С возникновением и выходом в широкие массы цифрового фото и видео вопрос отображения цвета стал особенно остро. Ведь матрицы современных устройств видят цветовую палитру более широко, нежели человеческий глаз. И каким образом передать изображение на экран для последующего просмотра и обработки пришлось подумать.

Подумали и решили, что нужен отдельный профиль, который будут использовать устройства вывода информации. Такой профиль был описан в 1990-е годы и получил название sRGB. На диаграмме CIE 1931 цветовое пространство sRGB выглядит следующим образом:

Как видим, треугольник sRGB охватывает лишь небольшую часть спектральной палитры, видимой нашему глазу. Но не стоит забывать, что и возможности техники в 90-е годы прошлого века не позволяли более широко охватить цвет. Профиль sRGB был создан специально для того, чтобы корректно отображать изображения на недорогих мониторах.

С тех пор он и является основным. Под данное цветовое пространство заточены большинство современных мониторов, браузеров, да что там говорить – цветовое пространство sRGB является основным для системы Windows и для фоторедактора Photoshop.

Профиль Adobe RGB был разработан в 1998 г. Изначально его делали специально под HDTV (телевидение высокой чёткости). Он охватывает большую спектральную палитру:

Но больше – не всегда лучше. Помните, что большинство современной техники и программ поддерживает цветовой профиль sRGB? Поэтому не удивляйтесь, если ваше фото раскритикуют за непонятные повылазившие оттенки или при его печати цвета получатся искажёнными. Данный профиль заточен в первую очередь под профессионалов, которые занимаются серьёзным постпродакшном снимков. Они имеют в своём арсенале профессиональные мониторы и принтеры, поддерживающие профиль Adobe RGB. Просто так работать в данном цветовом пространстве можно, но стоит ли, если ваш снимок большинство людей не увидят таким, каким вы его хотели показать, из-за проблем со совместимостью.

Так что фотолюбителям выгоден именно первый вариант выбора цветового пространства. Почему? Причин несколько.

Во-первых, если вы собираетесь публиковать свои фотографии во Всемирной паутине, следует учесть, что большинство современных браузеров работают именно в sRGB. И для того чтобы не получилась бяка с повылазившими невесть от куда оттенками более широкого профиля Adobe RGB, снимайте в sRGB.

Во-вторых, копи-центры и фотолаборатории по умолчанию настраивают свою аппаратуру под данный профиль. Подавляющее большинство приносит фото именно в таком цветовом профиле.

В-третьих, использование Adobe RGB на непрофессиональных мониторах искажает цветопередачу снимков, может делать их более блеклыми и скучными. Т.е. совершенно не раскрывает их потенциал.

Поэтому смело выставляйте в настройках своей фотокамеры “Цветовой профиль – sRGB” и снимайте в своё удовольствие. И да, помните самое главное: цветовое пространство в фотокамере задаётся только для файлов формата JPEG. Если вы снимаете в RAW, цветовое пространство будет назначаться в процессе конвертирования RAW-файлов непосредственно при их обработке.

Про Фото

Обзоры и тесты, просто о сложном

Цветовое пространство sRGB. Зачем нужно sRGB.

Многие наверняка задаются вопросом, что такое sRGB в настройках камеры, зачем это нужно и что лучше, sRGB или Adobe RGB?

RGB – это аббревиатура от названий основных цветов (Red, Green, Blue). Почему они основные? Потому что у человека, в отличие от некоторых других видов, трихроматическое зрение. То есть, в глазу есть рецепторы, восприимчивые к этим трём цветам. Огромный вклад в восприятие цвета делает наш мозг, поэтому задача правильного отображения цвета нетривиальна и требует значительных ухищрений.

Цветовое пространство – это множество цветов которые мы можем наблюдать или отображать. Существует много способов графически отображать цветовые пространства, но хитрые математики придумали один очень элегантный способ, который вы постоянно встречаете на просторах Интернет.

Концепцию цвета можно представить следующим образом: цвет состоит из двух составляющих – яркость и тональность. То есть, серый от белого отличается только яркостью, тональность у них одинаковая. В результате экспериментов в начале 20 века удалось выяснить диапазон цветов, которые воспринимаются человеком. С помощью математических преобразований, всё множество тональностей удалось отобразить на плоскости, и назвали эту диаграмму CIE 1931 (1931 – год, когда диаграмма была представлена). Таким образом, стало возможным описать цвет координатами x,y на графике, плюс яркость.

На диаграмме цвета указаны условно для наглядности, это вовсе не те цвета, которые вы видите в повседневной жизни.

С регистрацией цвета проблем особых никогда не было, у любой цифровой камеры цветовой охват, который видит сенсор, гораздо шире того, что может видеть человек. Отчасти поэтому применяются инфракрасные и ультрафиолетовые фильтры внутри камеры, чтобы упростить последующую обработку сигнала.

Проблемы возникли с отображением цвета, особенно на экране монитора. Возможности дисплеев сильно ограничены в силу физических причин, и получить полный набор цветов, которые различает человеческий мозг, было практически нереализуемым. Было много попыток создать цветной дисплей, отображающий большинство оттенков, но компромисса между цветопередачей и ценой устройства удалось достичь в 50ые на ЭЛТ-дисплеях.

Чтобы обуздать разнообразие цветных дисплеев и профессиональную обработку изображений на компьютере сделать более прогнозируемой, в 90ые был разработан стандарт sRGB. Он появился в следствие анализа возможностей наиболее распространённых на тот момент CRT(ЭЛТ)-мониторов. О ЖК-дисплеях тогда никто даже не мечтал, к тому же по характеристикам и цене ЖК сильно отставали от ЭЛТ и базой для стандарта быть не могли.

Принцип работы CRT-экранов простой – при смешивании трёх основных цветов (красный, зелёный, синий) получались разнообразные оттенки. Проблемы две:

  1. число доступных оттенков зависит от чистоты основных цветов, а чистых цветов очень сложно добиться
  2. только смешиванием трёх основных цветов все видимые цвета не получить

Стандарт sRGB описывает, какой именно чистоты должны быть основные цвета и какие именно оттенки достижимы при их смешивании. Так же определяется, где находится точка белого. На CIE-диаграмме стандарт sRGB выглядит как треугольник с координатами основных цветов в вершинах:

Легко видеть, насколько скромны возможности техники по сравнению с тем, чем наделила нас природа.

Даже если получить основные цвета исключительной чистоты, как это достигается на лазерных дисплеях, вы не получите полного цветового охвата, который мы наблюдаем в окружающем нас мире. Всё, на что способен такой дисплей, ограничивается треугольником:

К слову сказать, при печати нет таких жёстких ограничений в количестве источников первичных цветов и поэтому за вполне разумные деньги на крутых фотопринтерах применяется, например, 8-цветная печать. Цветовой охват при этом расширяется не очень высокой ценой и выглядит на диаграмме как многоугольник. Вот как выглядит цветовой охват не очень крутого принтера по сравнению с sRGB:

Но у принтеров при этом куча других проблем, в частности, зависимость цветопередачи от качества бумаги и прочее.

Adobe RGB – это другой, но очень похожий стандарт, он немного шире и охватывает больше цветов:

Вы наверняка захотите тут же побежать и переключить sRGB в вашей камере на Adobe RGB, но не спешите это делать.

Adobe RGB нужен только тем, кто профессионально занимается печатью и точно знает, что он делает (таким людям наши статьи читать не надо). Преобладающее большинство экранов и программ работает в стандарте sRGB и об Adobe RGB ничего не знает, так исторически сложилось. Более того, при попытке на sRGB экране отобразить Adobe RGB цвета, могут возникнуть проблемы с цветопередачей. sRGB гарантирует, что по крайней мере большинство людей увидят примерно те же цвета, что и вы.

Из-за ограниченного диапазона sRGB вы наверняка замечали, что сфотографировав красную розу, вы потом на фото не можете различить лепестки. Просто возможностей экрана недостаточно, чтобы изобразить все детали в оттенках красного, к примеру.

Конечно, тут много зависит от настроек монитора, поэтому фотографы предпочитают иметь дело с мониторами на IPS-матрицах и ищут модели, которые откалиброваны ещё на заводе, такие как LG IPS236V. Все производители стараются соответствовать стандарту sRGB, у кого-то получается лучше, у кого-то хуже.

В последнее время технологии сильно продвинулись вперёд и ЖК-мониторы порой демонстрируют цветовой охват даже шире, чем ЭЛТ-мониторы, хотя до недавнего времени это было невозможно, вот почему старые громоздкие экраны долго не удавалось вытеснить из дизайнерских отделов. Вот какой цветовой охват у профессионального ЖК-монитора:

Наши внимательные читатели наверняка уже измучили себя вопросом, что это за диаграмма в заголовке статьи, от какого она монитора? Это не монитор, а телефон Samsung Galaxy Note. Фокус в том, что в современных смартфонах используется новая технология дисплеев – AMOLED (органические светодиоды). Пока полноценные большие AMOLED-мониторы выходят очень дорогими, но я верю, что будущее именно за ними.

AMOLED позволяет достичь более чистых основных цветов и как следствие – более широкий цветовой охват. На практике это означает, что на Samsung Galaxy Note картинка будет более сочной и контрастной, чем на экранах предыдущих поколений.

Спасибо за внимание.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект «Про Фото», это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.

Мысли о цветовом пространстве sRGB

Все, кто хоть как-то связан с фотографией, встречали такие понятия как цветовое пространство sRGB и Adobe RGB. На что они влияют? Что обозначают? С этим не сложно разобраться, нужно только вникнуть в суть вопроса.

RGB – это обозначение трех цветов (Red, Green, Blue). Из них можно сформировать все остальные цвета. Не только матрица фотоаппарата и различные дисплеи формируют цветное изображение, опираясь на эти три цвета. Даже глаз человека восприимчив к этим трем цветам. Из них он формирует всю палитру красок, которая находится вокруг нас.

Цветовое пространство — это количество цветов, которые человек может воспринимать или воспроизводить при помощи различной техники (на бумаге или на мониторах).

Две основные составляющие цвета — это яркость и тональность. К примеру, серый цвет от белого отличается лишь яркостью, и они лежат в одной и той же тональности. Эксперименты, проводимые в первой половине XX века, установили диапазон цветов, которые воспринимает человеческий глаз. В 1931 году все цвета математически разместили на диаграмме и назвали её CIE 1931. Это позволило описывать цвета математически.

На самой диаграмме изображены не все цвета. Они расположены лишь для наглядности. На самом деле палитра шире и многограннее.

Цифровая камера видит гораздо больше цвета, чем человек, поэтому в фотоаппаратах применяются инфракрасные и ультрафиолетовые фильтры. Они упрощают обработку фотографии, делая её более привычной на вид для человека. Для примера необычного видения окружающего мира можно посмотреть инфракрасные фотографии. Они сделаны фотоаппаратами без ИК фильтра. но и они впоследствии обрабатываются, чтобы придать им более привычный вид. На таких снимках мир выглядит иначе, не так, как видит его человеческий глаз.

Долгие годы не удавалось создать дисплеи, которые отображали бы весь спектр цветов, которые видит человеческий глаз. Лишь в 50-х годах с созданием ЭЛТ (электронно-лучевая трубка) мониторов получилось сделать доступный по цене дисплей, который бы в достаточной степени хорошо отображал бы цвета.

Различные производители разрабатывали свои технологии отображения изображений, и это влекло за собой несовместимость форматов. Банально один и тот же снимок на различных мониторах мог выглядеть совершенно по-разному. Тогда было решено создать единый формат вывода изображения. Новый стандарт назвали sRGB. Он появился только в 90-х годах. Этот формат был разработан на базе возможностей популярных на тот момент ЭЛТ мониторов.

ЭЛТ монитор работает по принципу смешивания трех основных цветов (красный, зелёный, синий). Это позволяет получить разнообразные оттенки, но ничто не идеально:

  1. Количество получаемых оттенков зависит от чистоты основных цветов. Эту самую чистоту получить не просто.
  2. Одно лишь смешивание основных цветов не даст полный спектр.

Стандарт sRGB дает описание чистоты основных цветов и оттенков, получаемых путем смешивания красного, зеленого и синего. Этот стандарт также описывает расположение точки белого цвета. CIE-диаграмма отображает пространство sRGB в виде треугольника с основными цветами в вершинах.

Тут видно, что монитор может отобразить намного меньше цветов, чем человек может увидеть в природе. Существующие лазерные дисплеи позволяли получать очень хорошую чистоту основных цветов, но даже в этом случае получившийся треугольник не давал полный охват цветов, которые видит человек.

если рассматривать принтеры, то тут дела обстоят немного иначе. Цвет может формироваться не из трех, а из шести или восьми цветов. Это позволяет в некоторых моментах расширить охват цветов. Но во всем есть как плюсы, так и минусы.

Качество печати принтера очень сильно зависит от типа бумаги, Исходной чистоты цвета чернил и т.д. Adobe RGB – это более продвинутый стандарт по сравнению с sRGB. Его цветовой охват намного шире.

Не стоит тут же перестраивать камеру на съемку в Adobe RGB. Это ни к чему. Данный стандарт разработан для профессионалов. Он предназначен в основном для профессиональной печати. Многие экраны и программное обеспечение не умеют работать с этим цветовым пространством, поэтому тут может появиться больше проблем. Современная техника в большинстве случаев поддерживает этот стандарт, но не стоит думать, что он вам необходим, если вы только наверняка не знаете, что он может вам принести. При попытке отобразить Adobe RGB на обычном мониторе с поддержкой sRGB, цвета могут исказиться.

В качестве примера ограниченности диапазона sRGB можно привести снимок розы. в живую вы четко видите каждый лепесток, хотя они очень похожего цвета. На экране эти лепестки сливаются в одно большое красное пятно. Это связано с тем, что дисплей не в состоянии отобразить различные детали в красном спектре и он их все показывает одним цветом (это упрощенно, на самом деле цветов много, но они все подобны друг другу и слабо различимы).

В деле отображения цвета не малую роль играет качество монитора и его настройка. Профессиональные фотографы отдают предпочтение мониторам с IPS-матрицей и заводской калибровкой.

В последние годы технологии сделали большой шаг вперед и теперь ЖК-мониторы могут похвастаться гораздо лучшей цветопередачей, чем ЭЛТ, хотя до недавнего времени электронно лучевые трубки были очень востребованы в различных дизайнерских отделах. Современный профессиональный ЖК-дисплей может демонстрировать лучшую цветопередачу, чем предусмотрено стандартом sRGB.

На сегодняшний день самой лучшей цветопередачей обладают AMOLED дисплеи, которые работают на органических светодиодах. Такие дисплеи очень дороге в производстве, поэтому больших мониторов с такой технологией пока не существует, но, скорее всего, это дело времени.

Что лучше? Чем отличаются sRGB, AdobeRGB, CMYK цветовые пространства?

Автор: mozin · Май 4, 2016

Что такое цветовое пространство? Простыми словами, это то множество цветов, которые мы можем видеть.

Для удобства восприятия этого термина в 1931 г. была составлена диаграмма, наглядно демонстрирующая нам цветовое пространство.

Каждый цвет на этой диаграмме имеет собственную точку на системе координат. Каждая из этих точек отвечает за компонент цвета в разложении на красный, зелёный и синий цвета.

Сейчас самые распространенные цветовые пространства sRGB, Adobe RGB , ProPhoto RGB и CMYK.

Посмотрите на рисунки. Вы увидите какие цвета может отображать каждое из пространств. Еще их называют цветовыми профилями.

Какое выбрать? Какие различия?

RGB:
английских слов Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий) — аддитивная цветовая модель, описывающая способ синтеза цвета. В российской традиции иногда обозначается как КЗС.

т.е RGB это название общей модели.

sRGB — небольшое цветовое пространство, которого, впрочем, вполне достаточно для работы портретного фотографа. Цвета, выходящие за рамки насыщенности sRGB, обычно не встречаются в сюжетах, где в кадре присутствуют люди.

sRGB (буква «s» здесь означает «стандартизованное») — самое маленькое.

Преимущество пространства sRGB в том, что все остальные программы по обработке фотографий настроены на это меньшее пространство и не очень велика потеря качества при конвертации.

Большинство современных недорогих мониторов не в состоянии отобразить все цвета пространства sRGB.

Adobe RGB — пространство расширенного цветового охвата, превосходящее по площади sRGB, которое разработано с целью включения в него интенсивных зеленых и голубых цветов.

Необходимость в этом возникла из-за того, что цветовой охват некоторых видов печати в голубых участках превышает охват большинства мониторов, а следовательно и пространства sRGB. Именно возможность задать большее количество цветов, а также покрытие охвата печати на высококачественной бумаге и является основным преимуществом Adobe RGB перед sRGB.

Однако, это преимущество будет совершенно незаметно, если Вы не работаете с насыщенными голубыми оттенками, которые практически не встречаются в естественных сценах. Такие цвета, чаще всего используются в упаковке и рекламе через их способность привлекать внимание потребителей.

Может быть установлено в качестве цветового пространства по умолчанию в настройках фотокамеры при фотосъемке в JPG. Включает в себя яркие и насыщенные цвета.

Чтобы увидеть цвета Adobe RGB, необходим монитор с соответствующим цветовым охватом.

Итак если вы хотите получить высококачественные фотографии с различными зелёными и голубыми оттенками, то лучше всего использовать AdobeRGB .В этом случае обработка снимков только в фотошопе, т. е. в настройках фотошопа также должно стоять это цветовое пространство.

Adobe RGB (1998). Рабочее цветовое пространство Adobe RGB (1998) достаточно велико, чтобы отобразить на высококачественном мониторе большинство произведений графического искусства или отсканированных изображений. Пространство Adobe RGB (1998) хорошо приспособлено для преобразования в цвета CMYK для качественной печати, при этом потери цветов оказываются минимальными.

Работать в Adobe RGB имеет смысл, если Вы снимаете природу или рекламу и хотите получить качественные отпечатки своих фотографий. В Adobe RGB содержится множество цветов живой природы, которые отсутствуют в sRGB (например, насыщенный зеленый в тенях).

Для обеспечения максимально качественного результата при работе в Adobe RGB рекомендуется работать в 16-битном режиме с 16-битным же исходником

Мне понравился ответ на форуме на вопрос «sRGB и AdobeRGB какое из них лучше всего использовать?»

Если по простому. sRGB — для работы без гемороя.
AdobeRGB — для лучших результатов обработки в фотошопе. (только не забывайте готовую картину переводить в sRGB, перед тем, как выставить в инет или отдать на печать в минилаб)

Есть определяющий момент, который необходимо уяснить в самом начале работы с цветовыми профилями и пространствами.

Запомните: важно не то, в каком цветовом пространстве находится исходное изображение и происходит работа, самое важное:

1) в конце работы сконвертировать изображение в цветовое пространство, соответствующее цветовому профилю, который будет использоваться при просмотре, печати или дальнейшей работе над изображением,

2) включить этот профиль в файл при сохранении

3) Всегда используйте sRGB, когда выкладываете фотографию в Интернет, и, в частности, в социальные сети. Использование цветового пространства, отличного от sRGB, при размещении фото в Сети — основная причина неожиданного возникновения «пожухлых» и «землистых» цветов.

ProPhoto RGB в полном объеме невозможно отобразить ни на мониторе, ни на печати за редким и частичным исключением области «суперпрофессиональной»

ProPhoto RGB — это цветовое пространство, разработанное компанией Kodak для фотографического вывода, которое предлагает особенно большой цветовой охват. Он содержит 91,2% всех цветов, которые различает человек.

Один из недостатков этого цветового пространства является то, что 12,8% всех представленных в нем цветов — мнимые цвета, которые не существуют. Это означает, что потенциальная точность цветопередачи теряется из-за резервирования этих нереальных цветов.

Аналогичное ProPhoto RGB по цветовому охвату пространство Melissa RGB используется внутри Adobe Lightroom при работе с RAW. Это одна из причин, по которой все ползунки там работают так нежно.

Работать в ProPhoto RGB имеет смысл только при работе в 16-битном режиме, и только в случае, если вы знаете, что делаете.

При работе в ProPhoto RGB или Adobe RGB: в случае последующего помещения фотографии в Интернет обязательно конвертировать итоговое изображение в sRGB, а в случае последующей печати — в то цветовое пространство, которое соответствует ее способу и типу.

CMYK:
Четырёхцветная автотипия (CMYK: Cyan, Magenta, Yellow, Key colour) — субтрактивная схема формирования цвета, используемая прежде всего в полиграфии для стандартной триадной печати. Схема CMYK, как правило, обладает сравнительно небольшим цветовым охватом.

По-русски эти цвета часто называют так: голубой, пурпурный, жёлтый; но профессионалы подразумевают циан, маджента и жёлтый (о значении K см. далее) . Печать четырьмя красками, соответствующим CMYK также называют печатью триадными красками.

Ясно, что цвет в CMYK зависит не только от спектральных характеристик красителей и от способа их нанесения, но и их количества, характеристик бумаги и других факторов. Фактически, цифры CMYK являются лишь набором аппаратных данных для фотонаборного автомата или CTP и не определяют цвет однозначно.

Если будете печатать потом изображение в CMYK, редактируйте в нем.

Для получения наиболее удачного сочетания

  • sRGB и 8 бит — для легкой ретуши и максимальной скорости и простоты работы;
  • sRGB и 16 бит — для качественной ретуши и максимальной простоты работы, в случае, если вы сомневаетесь стоит ли использовать более широкие цветовые пространства и как в них работать;
  • Adobe RGB и 8 или 16 бит — в случае, если ваш монитор обладает расширенным цветовым охватом: для максимально комфортной работы, высокого качества результата или при необходимости работы или печати цветов, выходящих за рамки sRGB.
  • ProPhoto RGB и 16 бит — для получения максимально качественного результата и наиболее комфортной работы или при необходимости работы или печати цветов, выходящих за рамки sRGB и Adobe RGB.

Различные устройства, а соответственно их цветовые профили имеют разные цветовые охваты. Если необходимо воспроизвести цветовое ощущение на двух устройствах, и этот цвет лежит в середине цветового охвата обоих устройств, проблем не возникает: система управления цветом согласно схемы своей работы проведёт расчёты, и позволит добиться идентичности цветовых ощущений.

Проблема возникнет, когда появится необходимость воссоздать цвет, лежащий вне охвата целевого устройства. Процесс «сжатия» цветов из большего цветового охвата в меньшее называется gamut mapping (дословно, отображения цветового охвата).

Это сложный процесс, который является одной из основных задач системы управления цветом, об особенностях которого речь будет идти дальше. Результат работы такого процесса проиллюстрировано на рисунке, который показывает воспроизведения изображения полиграфическим способом (правая часть):

Слева исходное изображение. Справа Изображение, сжатое в цветовой охват печати на матовой бумаге.

Заметная существенная разница в насыщенности большинства цветов изображений, иллюстрирует меньший цветовой охват отпечатка (правая часть) чем исходного изображения.

Оптимизация цветового охвата

К сожалению, исключительно расширение цветового охвата не помогает захватить все цвета, воспроизводимые устройствами с субтрактивным синтезом (или, проще говоря, CMYK-устройствами).

Основной целью было и есть – достижение максимально полного соответствия цветов на мониторе и на отпечатке. Простой пример, приведенный на рисунке демонстрирует, что если цветовой охват одного монитора (черная линия) больше, чем у другого (красная линия) это отнюдь не означает, что он будет лучше воспроизводить цвета печатных устройств (белая линия).

Кроме этого, нужно четко понимать разницу между размером цветового охвата, то есть положением крайних точек на графике, и качеством цветового охвата – реальным соответствием цветов на мониторе печатному устройству.

Это означает, что монитор с меньшим, но оптимизированным цветовым охватом может оказаться более подходящим выбором для цветокоррекции или удаленной цветопробы, чем решение с номинально большим охватом, но условно пригодной цветопередачей.

Adobe RGB vs sRGB – какое цветовое пространство выбрать и почему

Как часто вы заходили в настройки камеры для переключения между цветовыми пространствами Adobe RGB и sRGB? Вы даже знаете, что означают эти термины или что такое цветовое пространство? Еще несколько лет назад я не знал об этих технических терминах, но быстро осознал их важность.

Что такое цветовое пространство?

Цветовое пространство является частью цветовой гаммы, которая представляет собой вселенную цветовых тонов. Таким образом, вы можете предположить, что разные цветовые пространства являются планетами разных размеров. Из многих планет Adobe RGB и sRGB являются двумя наиболее часто используемыми цветовыми пространствами в фотографии.

В зависимости от ваших предпочтений вы можете выбрать желаемое цветовое пространство и получить наилучший результат.

Что такое цветовые пространства Adobe RGB и sRGB?

Adobe RGB — это большее цветовое пространство, чем sRGB, поскольку оно состоит из множества вариантов цветовых тонов. Это одна из причин того, что мониторы Adobe RGB широко используются фотографами — они могут отображать больше цветов по сравнению с монитором sRGB.

Мониторы и принтеры

Мониторы Adobe RGB используются большинством современных операторов принтеров потому, что они способны отобразить то, что может воспроизвести цветовой профиль CMYK (голубой, пурпурный, желтый и черный) принтера. Это помогает оператору принтера убедиться, что цвета, отображаемые на мониторе Adobe RGB, должны быть очень близки к печати, которая выводится из цветного принтера CMYK (используется для журналов и публикаций).

Поэтому, будучи фотографом, имеет смысл использовать монитор Adobe RGB, чтобы вы могли редактировать свои фотографии и видеть фактические цвета, которые будут отображаться в отпечатках.

Так, если вы уверены, что в ближайшем будущем вы не будете печатать свои фотографии, то нет смысла использовать монитор Adobe RGB. Если вы делаете фотографии только для себя или загружаете их в Интернет, тогда монитор sRGB идеально подходит для ваших целей.

Цветовое пространство камеры

Но для того, чтобы просмотреть фактические цвета цветового пространства Adobe RGB или sRGB на вашем мониторе, вам необходимо сначала сделать фотографию в этом конкретном цветовом пространстве.

Если вы не сделаете фотографию в требуемом цветовом пространстве, будь то Adobe RGB или sRGB, вы не сможете использовать эту фотографию в полном объеме. Съемка фотографий в более крупном цветовом пространстве Adobe RGB позволяет захватывать больше цветовых тонов, помогая вам видеть точные цвета на мониторах Adobe RGB и в печатных фотографиях. В то время, как съемка в цветовом пространстве sRGB позволяет загружать изображения в Интернет без каких-либо изменений цветов.

Во время съемки в одном из этих двух цветовых пространств у каждого есть свои преимущества, есть и несколько недостатков.

Настройка цветового пространства вашей камеры.

Преимущества и недостатки съемки в Adobe RGB

Преимущества:

  • вы можете снимать более широкий диапазон цветовых тонов.
  • это цветовое пространство позволяет отображать цветовые тона, входящие в спектр принтера CMYK, таким образом, это идеальное цветовое пространство, если вы печатаете свои фотографии.

Недостатки:

  • Когда вы загружаете фотографию, записанную в цветовом пространстве Adobe RGB в Интернет, цвета становятся ненасыщенными (и могут выглядеть блекло).
  • Мониторы Adobe RGB дорогостоящие, поэтому для редактирования цветового пространства Adobe RGB вам нужно много инвестировать в монитор.

Примечание: Вы можете преобразовать изображение из цветового пространства Adobe RGB в цветовое пространство sRGB с помощью программного обеспечения, такого как Photoshop и Lightroom.

Слева: при экспорте фотографий в Lightroom вы можете выбрать цветовое пространство. Справа: в Photoshop вы можете перейти к настройкам цвета и выбрать необходимый параметр в качестве рабочего пространства.

Преимущества и недостатки съемки в sRGB

Преимущества:

  • Когда вы загружаете фотоснимки в цветовом пространстве sRGB, цвета остаются теми же и не становятся ненасыщенными, в отличие от изображений в Adobe RGB.
  • Большинство мониторов в мире используют цветовое пространство sRGB и не так дороги, в отличие от мониторов Adobe RGB. Это гарантирует, что цвета, которые вы видите на мониторе, будут практически одинаковыми на любом другом мониторе sRGB.

Недостатки:

  • Поскольку цветовые тона в sRGB меньше по сравнению с Adobe RGB, вы не получаете точных цветов в своих отпечатках.
  • Если вы отправляете свои фотографии для фотоконкурсов, есть вероятность, что эти фотографии будут просмотрены на мониторе Adobe RGB. Это может снизить ваши шансы на победу, поскольку фотография, снятая и отредактированная в Adobe RGB, будет выглядеть более приятной для судей.

Заключение

Adobe RGB или sRGB, какое цветовое пространство выбрать во время съемки?

Если вы фотограф, который часто печатает фотографии, и хотите, чтобы цвета были точными, вы должны снимать в цветовом пространстве Adobe RGB. Съемка фотографий в цветовом пространстве sRGB может дать вам различные цвета, которые вы видите на мониторе и на печатных снимках. Также, если вы участвуете в конкурсах онлайн-фотосъемки, можно безопасно снимать и редактировать фотографии в цветовом пространстве Adobe RGB.

Но если вы снимаете фотографии для загрузки их в Интернет, то выбор цветового пространства sRGB является идеальным для вас. Если вы загружаете фотографии цветового пространства Adobe RGB в Интернет, вы заметите, что цвета становятся ненасыщенными.

Слева: таким образом, ваша фотография становится ненасыщенной, когда вы загружаете ее из цветового пространства Adobe RGB в Интернет. Справа: Когда вы загружаете фотографии цветового пространства sRGB, вы получаете правильные цвета, как показано здесь.

Тем не менее, чтобы быть в безопасности, вы можете снимать фотографии в цветовом пространстве Adobe RGB. При необходимости вы всегда можете использовать файл для печати, и если вы хотите загрузить его в Интернет, вы можете просто преобразовать цветовое пространство с помощью Adobe Photoshop или Lightroom.

SRGB или Adobe RGB. Чем отличается Adobe RGB от SRGB

Adobe RGB — это цветовое пространство, созданное для того, чтобы лучше отображать цвета в процессе печати. В этой статье вы можете узнать несколько интересных вещей о цвете и цветовых пространствах, а для ленивых в конце статьи имеется краткое резюме.

Что такое цветовое пространство?

Цветовое пространство, вообще, это диапазон цветов, который может быть отображен на мониторе компьютера, при печати или ином процесс отображения. Пространства цветов часто отличаются своим масштабом (спектром) — иными словами, количеством указанных в них цветов.

Это можно проиллюстрировать на примере перехода между зеленым и голубым цветом, то есть там, где чаще всего возникают различия между отдельными цветовыми пространствами.

Меньшее цветовое пространство пытается воспроизвести все цвета в своей области — это зеленый и синий цвет, но зеленый является менее четким и интенсивным, чем в более широком цветовом пространстве. Существует целая гамма оттенков зеленого и синего, которых вообще нет в малом цветовом пространстве.

Что такое RGB, SRGB и Adobe RGB?

Основой является обычный RGB, то есть все возможные цвета, которые способен отобразить ваш монитор или телевизор. Пространство RGB является наиболее простым из этих трех. В его состав входят все комбинации цветов, которые можно отобразить на профессиональных мониторах. Одно и то же изображение в формате RGB на разных устройствах будет несколько отличаться друг от друга, но большинство людей не замечают этого.

Пространство SRGB описывает общий диапазон цветов между компьютерными мониторами и принтерами, работает также как цветовое пространство RGB, которое является одинаковым для всех мониторов, поэтому является лучшим выбором для фотографий и графических изображений, опубликованных в интернете. Формат SRGB был создан при совместном сотрудничестве Microsoft с Hewlett-Packard за два года до релиза Adobe. Формат SRGB описывает меньший цветовой диапазон, чем Adobe RGB.

Adobe RGB — это одно из трех цветовых пространств, которые на слуху у каждого фотографа. Цветовое пространство Adobe RGB было разработано создателями Photoshop, для того чтобы иметь возможность воспроизвести на мониторе компьютера цветовую гамму близкую к той, которая выводится при печати изображения на принтер. Результат печати создается в цветовом пространстве CMYK (голубой, пурпурный, желтый, черный). Adobe RGB описывает более широкий диапазон цветов, чем SRGB и RGB.

Сравнение Adobe RGB с SRGB

Диаграмма выше описывает восприятие цвета человеческим глазом. Закрашенная область – это те цвета, которые мы можем видеть, а отмеченные треугольники — это диапазон цветов, который можно воспроизвести с помощью цветовых форматов SRGB и Adobe RGB. В закрашенной области пропорции основных цветов не равны, потому что человеческий глаз имеет минимум рецепторов чувствительных к синему цвету, и максимум рецепторов реагирующих на зеленый цвет. График представляет собой цветовую модель CIE 1931 при яркости 50%.

Пространство Adobe RGB дает наибольшее преимущество в светлых тонах, где (чего не видно на двухмерной графике), кроме зеленого и циано (сине-зеленый) есть дополнения оттенками желтого и красного, например, давая больший диапазон цветов на фотографиях с рассветом. При более темных тонах преобладают практически уже только оттенки зеленого. Синий цвет остается без изменений по отношению к SRGB при любой яркости. В среднем пространство SRGB отражает около 35% цветов, которые видит человеческий глаз, у Adobe RGB этот показатель составляет около 50%.

Отличия SRGB и Adobe RGB

  • Цветовое пространство Adobe RGB, содержит большее количество цветов, в том числе часть тех цветов, которые невозможно отобразить в SRGB.
  • Самое большое преимущество пространства Adobe RGB проявляется в области зеленого цвета, способствуя воспроизведению более глубоких цветов.
  • Отличия в цвете между Adobe RGB и SRGB отображаются при печати фотографий. Примечание: в приложениях без управления цветовыми профилями, например, предварительный просмотр фотографий в Windows XP, Internet Explorer версии 7 и старше или Firefox версии 3.0 и старше будут проблемы с отображением цвета изображений.
  • Пространство SRGB является общим стандартом, и практически все дисплеи и приложения покажут сохраненные фотографии в правильном виде (однако это не означает, что не откалиброванный монитор вдруг начнет правильно представлять цвета – чудес не бывает ). Фотографии сохранены в Adobe RGB менее адаптированы, и их следует избегать, особенно при публикациях материалов в интернет.
  • RAW файл не содержат цветового пространства. Это такой формат, при котором цветовое пространство установлено в видеокамере. Поэтому при экспорте RAW файлов в JPG формат вы можете выбрать любое цветовое пространство. Это не вызовет никаких побочных эффектов.

Применение Adobe RGB

Однако, для того, чтобы получить какое-либо реальное преимущество из Adobe RGB необходимо иметь принтер, совместимый с этим цветовым пространством. Большинство недорогих принтеров, даже те которые специально разработаны для печати фотографий, не подходит для покрытия всего цветового диапазона SRGB и только очень маленькая часть покрывает пространство Adobe RGB. Принтеры в более высоком ценовом диапазоне в какой-то мере могут использовать возможности Adobe RGB, но нужно помнить об использовании оригинальных чернил, подходящей бумаги и использования профиля ICC (профиль Adobe RGB)

Конечно, если вы хотите использовать Adobe RGB для лучшей цветопередачи, то вы должны правильно откалибровать монитора компьютера, что в свою очередь может изменить цвета Adobe RGB.

Стоит ли использовать Adobe RGB?

Ответ будет коротким – нет. Конечно же, Adobe RGB может при соответствующей калибровки монитора и печати дать лучшие результаты, чем SRGB, но это практически всегда сводится лишь к теории. Очень мало фотографов, которые использует Adobe RGB, и различия между эффектами на любом цветовом пространстве несравненно менее важны, чем правильная калибровка монитора или зеркального фотоаппарата для печати. Различия в результатах при использовании таких инструментов, как ColorChecker Passport, Spyder 3 Pro или ColorMunki будут гораздо важнее, чем выбор одного или другого цветового пространства.

Что такое режим sRGB в смартфонах и зачем он нужен?

Сегодня говорим о сложных вещах простыми словами. Экраны смартфонов — загадочный элемент. В каждом смартфоне экран передает изображения по-своему. Еще большая загадочность в том, что будучи абсолютно разными, экраны умудряются при этом круто показывать конечную картинку пользователю.

Разные оттенки серого, «настоящий» черный и белые цвета, чего только не встретишь на рекламных проспектах каждого нового флагмана и в ветках обсуждений на форумах. Точность передачи изображения важный параметр для людей, которые используют смартфон не только как средство для потребления контента, но и как средство для создания этого контента. Фотографы, дизайнеры и прочие специалисты должны быть уверены в том, что изображение на экране смартфона передает им максимально «честную» картинку.

Маленький пример из реальной жизни. Я часто публикую фотографии снятые на смартфон в Instagram, предварительно обрабатывая их в специальных приложениях. По завершению обработки я вижу, что полученный результат меня устраивает и готовлюсь показать свою «работу» широкой публике. Здесь наступает важный момент: а как будет выглядеть эта же фотография на экранах смартфонов у тысячи людей? К примеру, создавая фото на iPhone, я уверен в том, что передам всем пользователям iPhone то, что хотел показать на этой фотографии. Но я точно знаю, что изображение на экране Samsung или LG будет выглядеть иначе. Порой кардинально иначе и не всегда в лучшую сторону.

Если я возьмусь за подобные задачи на Android-смартфоне, мне будет крайне трудно предугадать, как фотография снятая на Pixel’e, будет выглядеть у других. Хотелось бы иметь какой-то усредненный вариант изображения, чтобы отталкиваться от него. Такой вариант встречается в некоторых моделях — это режим изображения sRGB. В Pixel’е он включается через меню для разработчиков.

Про основы RGB

sRGB — это цветовое пространство в пределах цветового пространства RGB. В свою очередь RGB — это такое цветовое пространство, в рамках которого, любое изображение может быть построено из комбинации трех цветов Red, Green и Blue.

Дабы не засорять ваш мозг терминами о Adobe RGB, который используется в профессиональной отрасли графики, просто запомните: на экранах смартфона sRGB — это необходимый минимум. Он покажет изображения, так сказать, в более правдоподобном обличии.

Почему sRGB это лучшее, что вы можете выжать из экрана смартфона на Android?

Все дело в погрешности. Люди создающие контент, видео или фото, при правильном подходе производят все действия на профессиональном оборудовании и позже выкладывают эту информацию в сеть. Вы как потребитель можете довериться настройкам и калибровке своего экрана, но с большой долей вероятности картинка, которую вы будет наблюдать на экране не будет соответствовать действительности и задумке автора.

Да, тот же Super AMOLED у Samsung приукрашает действительность, на нем фото и видео выглядят сочно. Но бывают моменты, когда из-за особенности экрана вы получаете изображения с «заваленным» контрастом и так далее.

Для этого производители смартфонов придумывают собственные профили изображения. Не будем далеко ходить и возьмем тот же Samsung с его «адаптивным» режимом изображения. Частично этот режим оправдывает свое название. Как говорится, каждый выкручивается как может. У Samsung собственная технология, у другого производителя тоже своя собственная. А есть производители смартфонов, которые вообще не позволяют ничего настроить, откалибровали по заводу и пустили в продажу.

В Pixel и OnePlus побеспокоились об этом и добавили возможность включения режима sRGB. Проблема скрывается не в самих экранах и производителях, а в ограничениях операционной системы Android.

Почему sRGB не массовый стандарт для всех?

Экраны всех смартфонов не могут быть одинаковыми с маркетинговой точки зрения. Каждый пытается как-то выделиться и показать свое видение «красивой картинки». Сам режим sRGB трудно назвать «красивым», он нейтральный. Если вы всю жизнь смотрели на экран Samsung Galaxy, перейти на sRGB будет не просто, да и не каждому это нужно. Но основной причиной является то, что операционная система Android, включая 7-ю версию, не имеет собственного профиля управления цветами. Да, Android не умеет управлять цветами на уровне системы, поэтому производителям приходится делать все в индивидуальном порядке. Отсюда такой цветовой зоопарк и поэтому иногда режимы, предусмотренные производителем смартфона, могут работать некорректно, просто сам Android не понимает как с этим работать.

Есть ли что-то лучше sRGB?

Да, есть. К примеру профиль DCI-P3. В мобильные устройства он пришел совсем недавно. Такой профиль стоит у LG G5, iPhone 7 и 7 plus. Так же его «завезли» в iPad Pro и новые Macbook. DCI-P3 используется в цифровых кинотеатрах, это цветовое пространство охватывает большую часть цветового спектра естественного происхождения. Если ваша работа связана с графикой и изображением, рекомендуем использовать эти устройства, как говориться, чтобы не отходить от стандартов отрасли и не « замыливать » себе глаз другими «искусственными» режимами изображения.

Так ли важен sRGB у Android?

Профиль sRGB не является обязательным режимом работы экрана, просто в рамках системы Android — это единственный режим, который позволяет добиться максимально «честной» картинки. Исключением можно назвать DCI-P3 у LG G5, который полностью управляется алгоритмами LG, компания потратила уйму человеко-часов, чтобы завести этот режим в Android.

Главная трудность

Проблема в том, что с течением времени мы не привыкли смотреть на «правильную» картинку и балуем себя различными вариациями изображений, которые нам подсовывают производители. Именно поэтому не факт, что вы сможете использовать sRGB профиль в повседневной жизни, глаз так и попросит больше цветов и контрастов.

Ссылка на основную публикацию