Мир черно-белой фотографии | Foto-kadr.ru

Мир черно-белой фотографии

Мир черно-белой фотографии

Многие почему-то думают, что хорошие фотографии – это яркие фотографии, с красивыми и насыщенными цветами. Но эти люди обычно забывают, что существует и множество других, немного непривычных широкому кругу обывателей, форм фотографического искусства. Например, черно-белая, монохромная (какой-либо цвет, голубой или зеленый, к примеру, в сочетании с белым), фотография в ИК-излучении и множество других. Эти формы фотографии – нечто намного большее, нежели привычные и яркие цвета. Хочется напомнить вам, что фотография – это всего лишь запись цвета на какой либо носитель информации.

Черно-белая фотография появилась намного раньше цветной, и с того давнего времени практически по настоящее время была очень популярна. В начале фотографической эры фотокамеры просто не могли «захватывать» цвет, не могли отображать его на фотобумаге. А сейчас черно-белая фотография наоборот стала более тяжелой задачей для фотографа. Дело в том, что изображение, лишенное цвета, должно быть обыграно какими-то другими средствами. Отсутствие цвета должно быть компенсировано чем-то другим, ну например самой темой, содержанием снимка. Главное в черно-белой фотографии – это свет. Постепенно, с опытом работы, вы научитесь понимать и чувствовать свет, научитесь выбирать тему и композицию снимка. Этот процесс похож на процесс решения увлекательнейшей задачи – вам ведь приходится в своем воображении, видя перед собой полноцветную картинку, представлять ее черно-белой.

Сегодня мы не будем говорить о том, как фотографировать. Мы просто расскажем о некоторых общих техниках для того, чтобы помочь вам усовершенствовать свои знания и свой опыт в области черно-белой фотографии.

Прежде всего, вам необходимо понять направление света и сферу его действия. Нужно научиться видеть, как свет ложится на объект съемки, как он «охватывает» его, отражается от различных деталей самого объекта и окружающей обстановки, взлетает вверх, падает вниз, искривляется по выпуклым и вогнутым поверхностям.

Ну, а теперь несколько мыслей по поводу черно-белой фотографии.

Точка зрения – пожалуй, самая важная составляющая черно-белой фотографии. Прежде чем взять в руки фотоаппарат, необходимо уяснить для себя, что именно вы хотите сфотографировать, как вы хотите представить зрителю фотографируемый объект. Очень важно продумать угол, под которым вы будете фотографировать выбранный вами сюжет. Этот угол называется ракурсом.

Также важно убедиться, хватает ли у вас света для того, чтобы четко и качественно передать на фотографии все детали изображения. Помните, что для того, чтобы как-то выделить или подчеркнуть мелкие или важные в сюжете детали — у нас нет такого инструмента как цвет. Это дело за цвет должен сделать свет. Например, в реальности голубое небо выглядит очень красиво, а вот на черно-белой фотографии оно будет просто серым… Подумайте, например, над тем как с помощью оттенков серого показать зрителю всю красоту голубого неба.

В черно-белой фотографии понимание источников света очень важно. Дело тут в том, что свет от различных источников света нужно фотографировать с различными настройками фотоаппарата. Обратите внимание на то, какова природа света, при котором вы фотографируете. Естественный солнечный свет это или искусственный, например, от вспышки. А, возможно, он отражается от стены ближайшего здания или специального отражателя.

В этом плане нужно подумать о тенях и контрастах, которые мы хотим получить на снимке. Например, прямой и четко направленный на объект съемки свет создает на нем резкие и глубокие темные тени, а мягкий, рассеянный – наоборот эти тени смягчает и создает на объекте приятные мягкие и теплые оттенки и тона. Из этого следует, что для того, чтобы получить на фотографии резкие, глубокие контрастные тени нужно организовать прямое и яркое освещение на объект. А для того, чтобы показать всю гамму оттенков серого, нужно создать мягкий свет.

При работе в жанре черно-белой фотографии вам так же будет необходимо определить, какого размера детали вы намереваетесь получить на конечной фотографии. Боковой свет визуально увеличивает мелкие детали объекта. Происходит это за счет глубоких теней. Так же такой свет, падающий с переднего плана, хорошо подчеркнет текстуру и фактуру снимаемого объекта. Правильно подобранный свет, его направление, происхождение, сила помогают фотографу или сократить, или увеличить детали. Ставьте свет так, как вы считаете нужным в каждом конкретном случае. Тут нет строгих рецептов.

Напомним – в черно-белой фотографии отсутствуют, прежде всего, цвета. Поэтому вы и должны решить, каким образом вы изобразите, а, точнее, передадите на фотографии форму объекта съемки. Форма фотографируемого объекта создается на фотографии блоками светлых и темных областей.

Научитесь выстраивать тон в черно-белой фотографии. Запомните, что темные тона дают на изображении резкие тени. Они хорошо подчеркивают, например, грусть, трагедию, тяжелое настроение. А легкая, приятная, сглаженная тональность изображения наоборот передаст на снимке открытые, добрые и свободные чувства.

Хорошо выявленная текстура поможет вам на фотографии подчеркнуть реализм сюжета, его остроту и насыщенность резкими эмоциями. А вот сглаженные, размытые детали, отсутствие ярко выраженной фактуры создадут на фотографии мифические, близкие к идеалу, образы.

Линии в черно-белой фотографии хорошо использовать для привлечения внимания зрителя к какой-нибудь определенной точке изображения. Они хорошо обеспечивают центр внимания. А ещё линии прекрасно передают ритмику, скорость движения, напряжение объекта съемки.

Точно так же, как и музыка, черно-белая фотография должна быть ритмичной. Ритмичность изображению на плоскости придают повторяющиеся прямые или кривые линии или формы. Именно они придают изображению ритмический смысл.

50 чудесных черно-белых снимков от мастеров фотографии

11. Ferdinando Scianna Capizzi

12. Herbert List

14. Herbert List

15. Vivian Maier

16. Josef Koudelka

17. Dorothea Lange

18. Pedro Luis Raota

19. Bruno Bourel

20. Pentti Sammallahti

23. Piergiorgio Branzi

24. Janine Niepce

25. Siegfried Lauterwasser

26. Edouard Boubat

27. Enzo Sellerio

28. Eduardo Teixeira Pinto

29. Elliott Erwitt

30. Henri Cartier Bresson

31. Edouard Boubat

32. Christer Stromholm

33. Thomaz Farkas

38. Larry Towell

39. Leonard Freed

40. Henri Cartier Bresson

42. Shirley Baker

43. Toni Schneiders

44. Margaret Bourke

45. Henri Cartier Bresson

46. Shirley Baker

48. Leonard Freed

50. Mario Cattaneo

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Черно-белый взгляд на цветной мир

Мир полон парадоксов. В пленочную эпоху советские фотолюбители снимали, в основном, только черно-белые фотографии. Цветная фотография была дорогой и трудоемкой. С приходом минилабов в 1990-х годах, пленочных компактов и отпечатков 10х15 см ситуация изменилась. Люди распробовали цвет, и черно-белая фотография начала сдавать позиции. Хотя профессионалы продолжали настойчиво практиковать черно-белую фотографию. Однако с приходом цифровых технологий основной удар пришелся именно по черно-белой пленке. Цветная с трудом, но все-таки выдержала напор новой эпохи. Со временем ситуация стала меняться, особенно среди продвинутых фотолюбителей. Черно-белая фотография стала набирать популярность. В чем причина?

Сергей Гаврилов. «Сентябрьский вечер на острове Кижи». Республика Карелия, 2015. ILCE-7RM2, SEL-28F20

Палочка-выручалочка

Черно-белая фотография стала универсальным средством, чтобы поправить ошибки в цветном изображении. Вдруг в кадре оказалось несколько источников освещения с разной цветовой температурой, или сочетание цветов создает неприятный эффект. Если программные средства не помогают, выход один — перевести в ч/б. И так поступают многие.

О неоспоримой художественности

В представлении многих людей черно-белая фотография обладает выставочной ценностью. То есть сразу, не вникая в детали. Не будем уточнять почему, лишь обозначим этот факт. По этой причине простой перевод цветного изображения в черно-белое сразу придает фотографии «художественность». Любое черно-белое изображение зритель воспринимает как выставочную работу. У нее неожиданно появляется драматизм, философичность, второе и даже третье прочтение. В результате дать объективную оценку бывает сложно. Сколько раз я слышал рассуждения: «Это фотография что-то не впечатляет. А давайте ее переведем в ч/б. Смотрите, совсем по другому выглядит!».

Немного теории

На самом деле, не каждая цветная фотография может быть черно-белой. Если отбросить «всю философию и драматизм», то черно-белую фотографию можно в целом описать как контрастную, графичную, в ней больше делается акцент на свет. В свою очередь, обесцвеченный цвет начинает работать в соответствии с представлениями зрителя, то есть каждый человек обнаруживает в черно-белой фотографии «свои цвета» и, соответственно, «свои эмоции». Наверное, по этой причине появляется глубина, другие прочтения, философичность и драматизм. Тем не менее цветная фотография такая же глубокая и драматичная, просто с цветом гораздо сложнее работать. Цвет нужно увидеть вокруг себя, в то время как для получения черно-белой фотографии можно просто обесцветить цветной сюжет.

Сергей Шакуто. «Обратная сторона серфинга». Серфер Андрей Карр, совершив трюк, упал в воду. Бали, Индонезия, 2016. ILCE-7R

Профессиональное решение

Вообще фотограф должен изначально понимать, какую фотографию он снимает — цветную или черно-белую. Конечно, в процессе постобработки может прийти озарение, однако это уже рабочие моменты. Например, эту фотографию Влад Шутов сразу решил делать черно-белой. «Вторая половина дня. Серое небо — свет практически мертвый. Я сразу понял, что буду переводить цветное изображение в черно-белое. Именно это пасмурное освещение позволило хорошо выделить ноги, которые контрастируют с белой блузкой и черными волосами. И всю композицию обрамляет серый фон — трава». В цвете изображение было бы вялым, невыразительным. А черно-белое решение обусловливает визуальные эмоции более фактурными. Каждый зритель может дорисовать сюжет в своем цвете.

Влад Шутов. «Одиночество». Модель Мария. Московская область, 2017. ILCE-7RM2, SEL-2470GM

Против течения

Цифровые камеры получают изображение в черно-белом представлении. Чтобы сделать его цветным, перед светочувствительными элементами размещают фильтры. Компании-производители совершенствуют цветопередачу своих камер, разрабатывают новые матрицы и процессоры обработки изображения. Несмотря на это целая армия любителей и профессионалов активно использует многочисленные программные средства для перевода цветного изображения в черно-белое. Не будем давать оценку этому явлению, скажем только о факте. Вспомните выставки, сколько там черно-белых пейзажей! Объяснение просто — все зависит от восприятия фотографа.

Кстати, в ответ на запросы потребителей индустрия сделала адекватный шаг. Как правило, в современной цифровой камере имеется отдельный режим черно-белой съемки. Например, в камере Sony Alpha 7 II можно установить творческий стиль «Черно-белый».

Камера Sony Alpha NEX-C3. Режим «Черно-белое изображение».

Средства преобразования

Программных технологий для конвертации цветного изображения в черно-белое очень много. Фактически это целая область, где можно бесконечно экспериментировать. Мы же только назовем основные программные инструменты на примере Adobe Photoshop. Самый простой режим «Градации серого» (Grayscale). Правда, при его использовании информация о цвете утрачивается, и по этой причине специалисты не рекомендуют данный вариант. Аналогичный результат получается в случае применения инструмента «Обесцвечивание» (Desaturation). И его тоже не рекомендуют. Инструмент «Цветовой тон/Насыщенность» (Hue/Saturation) похож на Desaturate, но выступает в роли корректирующего слоя. Режим «Смешение каналов» (Channel Mixer) позволяет использовать данные по трем цветовым каналам: красный, зеленый и синий. Информация при этом не теряется, творческие возможности расширяются. Также в Channel Mixer можно имитировать применение цветных фильтров — оранжевого и красного. Получение хороших результатов обеспечивает инструмент «Черно-белое» (Black&White). Он чем-то похож на Channel Mixer, но имеет более тонкие настройки. Режим Calculations позволяет построить градиент на основе указанных черного и белого цветов. Особняком стоит инфракрасная фотография. К сожалению, полноценно имитировать ее чисто программными средствами невозможно. В программе Adobe Photoshop можно сделать установку «Black & White Infrared» в режиме Channel Mixer, однако результаты будут неточными. Перечисление инструментов можно продолжать, вариантов перевода цветного изображения в черно-белое очень много.

Плагины

Чтобы фотографам не тратить время на подбор установок, многие софтверные компании выпускают специальные плагины для перевода цветного изображения в черно-белое. Например, Влад Шутов при работе над этой фотографией применил плагин Color Efex pro с использованием синего фильтра. Именно благодаря этому фильтру, тон кожи модели стал темнее.

Влад Шутов. Без названия. Модель Надежда. Студия, Москва, 2017. ILCE-7RM2, SEL-90M28G

Вопрос цветного или черно-белого изображения в творчестве фотографов, наверное, будет звучать всегда. Какой вариант выбрать, будет определяться их мировосприятием. Однако ни цвет, ни ч/б никогда не дадут окончательного решения. Только мастерство фотографа. Ведь цветовое решение этого всего лишь форма. Содержание определяет человек.

5 причин попробовать черно белую фотографию

Есть различные точки зрения на счет черно-белой фотографии. Некоторые считают, что это было техническим ограничением прошлого, которое нужно преодолеть и двигаться дальше. В то время как другие видят в ней творческий выбор, который нужно изучать на больших глубинах.

Технологии конструирования камеры улучшаются с большим упором на улучшение цветовых диапазонов, так почему вы принимаете решение снимать или обрабатывать свои изображения в черно-белом? В этой статье мы рассмотрим пять причин, по которым вы можете снимать или конвертировать ваши изображения в черно-белые.

1. Черно-белые фотографии помогаю видеть иначе

Старые «мастера» фотографии снимали в черно-белом изначально, потому что у них не было выбора. Даже с появлением Kodachrome, который представил миру цветную фотографию, черно-белая все еще существовала. А все потому, что черно-белая фотография была (и для некоторых все еще есть) фотографией в ее самой чистой форме.

Когда вы удаляете цвет, акцент смещается к другим композиционным элементам изображения. Сюда входят линии, форма и текстура, контрасты и тона.

Имея это в виду, очевидно, что не все изображения хорошо преобразуются в черно-белые. Поэтому посмотрите на все элементы и выделите то, с чем еще вы должны работать, помимо цвета.

Часто черное и белое помогает развить другую перспективу того, что мы привыкли видеть, и что воспитывает наш фотографический глаз.

2. Черно-белое устраняет отвлекающие элементы

Вы привыкли видеть мир в цвете, и в этом нет ничего плохого. Иногда это способствует тому, что другие элементы и детали теряются или воспринимаются как должное. Некоторые элементы (выделенные ранее), необходимые для отличной фотографии, включают контраст, текстуру, освещение и форму.

Когда вы снимаете черно-белые фотографии, вы бросаете вызов себе, чтобы удалить отвлечение цветом. К ним относятся цветовые оттенки и различия в цветовой температуре (источники окружающего света), а также конкретные яркие элементы, которые могут находиться на заднем плане или отвлекать от вашей истории.

Монохромные снимки заставляют вас сосредоточиться на форме и текстуре при составлении композиции. Если акцент делается на совместном использовании цветов, то эти элементы иногда пропускаются. В черно-белой фотографии отвлекающие цвета переводятся в оттенки серого.

3. Черно-белая фотография предлагает творческий выбор

Поскольку ваш мир цветной, можно с уверенностью сказать, что цветная фотография изображает реальность и более реалистична. Таким образом, черно-белая фотография рассматривается как толкование реальности, или как вы интерпретируете то, что видите.

Когда вы удаляете цвет, вы не только изолируете разные элементы, но и вынуждены искать, как они соотносятся друг с другом. Это поможет вам изучить и создать различные способы рассказать свою историю.

Когда вы убираете цвет, вы удаляете то, что ваш зритель привык видеть. Теперь вам нужно найти более сильные элементы сцены и выяснить, как их использовать, чтобы передать то, что вы хотите изобразить.

4. Добавляет эмоции или настроение

Что-то в вариации тональных диапазонов, богатых черных и глубоких контрастов привлекает нас психологически. Это создает связь, которая заставляет вас остановиться и обратить внимание на то, что изображено.

Многие фотографы используют черно-белые изображения для повествования о своих путешествиях и в уличной фотографии, а также при изображении религиозных или культурных мероприятий. Монохромный в некоторых жанрах соединяет и усиливает эмоции и настроение.

5. Черно белая фотография вне времени

Несмотря на то, что это последний пункт в списке, это все же одна из наиболее распространенных причин, по которым некоторые фотографы снимают в черно-белом. Монохромная фотография воспринимается все времени.

Черно-белые фотографии, кажется, превосходят реальность и возвращают вас в прошлое время. Исторически сложившиеся цветовые схемы, которые были характерны для некоторых типов пленки, или тенденций в цифровой фотографии могут обозначить дату создания ваших изображений. Удаление цвета не дает возможности выяснить, когда изображение было сделано.

Бонус

Вам больше не нужно представлять, как будет выглядеть ваша сцена в черно-белом цвете, поскольку современные технологии камеры позволяет вам попробовать это на месте и посмотреть, работает ли она. Хотя некоторые фотографы предпочитают снимать в черно-белом сразу, другие предпочитают снимать в цвете, а затем обрабатывать или преобразовывать свои изображения в черно-белые, чтобы получить другой или лучший тональный диапазон.

Примечание. Если вы снимаете в формате RAW и задаете в настройках монохромный режим, то при предварительном просмотре на ЖК-дисплее увидите изображение в черно-белом. Но все цвета будут сохранены в данных файла и будут доступны на этапе последующей обработки. Это дает вам лучшее из обоих миров — быстрый предварительный просмотр в черно-белом и возможность конвертации позже.

Это изображение было снято черно-белым, используя монохромные настройки камеры.

Это изображение было снято в цвете, а затем преобразовано в черно-белое.

Заключение

Хотя черно-белая фотография все еще играет важную роль в фотографии, обратите внимание, что не все предметы хорошо переносятся в этот режим. Несмотря на то, что сильная композиция не зависит от цвета, иногда сила фотографии — ее цвет. Вот почему хорошо знать, когда использовать черный и белый.

Если вас интересует монохромность, найдите другие элементы композиции, такие как текстура, форма, линии и контраст. Поэкспериментируйте со съемкой и обработкой черно-белых изображений и выясните, что вам нравится больше.

Черно-белая фотография. 13 советов по монохрому.

Казалось бы, что может быть удивительнее и красивее, чем ловить миллионы оттенков, создавая сочные, насыщенные цветом фотографии? Однако есть в черно-белой фотографии нечто такое, что трудно или даже невозможно передать в цвете. В каждом монохромном кадре своя изюминка и новая реальность.

Универсальность – вот, наверное, самая отличительная черта монохромных фотографий! Черно-белыми могут быть портреты, городские пейзажи, природа, архитектура, животные.

Для черно-белой съемки необязателен яркий дневной свет. Как раз наоборот, 50 000 оттенков полумрака дают кадру особую глубину. Черно-белая фотография идеальна для тех случаев, когда необходимо подчеркнуть геометрию кадра. Когда визуально важны такие элементы как точка, линия, фигура, ритмы и симметрия. Конвертируй цвет в ЧБ, если главное в кадре это контраст, силуэт, линии, текстуры, паттерны, ритм, формы, тени объектов

Так почему же нам больше нравится ч/б, и в каких случаях лучше всего использовать именно такие фотографии?

1. Монохром как способ выделения контрастного объекта

Человеческий глаз не отвлекается на другие цвета и объекты: одежду, здания, машины. «В социальных фотографиях чаще всего используется черно-белая съемка, когда нужно выделить какой-то центральный объект (например, лицо человека) среди других», — говорит фотограф Олжас Жакенов.

2. Видеть мир в Ч/Б.

Большинство общих советов о том, как скомпоновать или структурировать хороший кадр, применяются точно также и к черно-белой фотографии. Однако, основное заметное отличие состоит в том, что Вы не должны обращать внимание на цвет.

Это означает, что Вы обязаны обучать себя смотреть на формы, тоны и текстуры, смотреть глазами, которые способны видеть только в Ч/Б.

3. Почему нам так нравятся черно-белые фотографии?

Человеческий глаз создан таким образом, чтобы анализировать две вещи: интенсивность света и цвет. Если Вы удаляете цвет, Ваши глаза становятся более чувствительными к интенсивности света. А мозг тратит меньше энергии на анализ образа. Всегда, когда наше мышление обнаруживает более эффективные пути познания мира, т.е. менее затратные энергетически, это открытие награждается высвобождением вещества счастья – эндорфиновым всплеском. Успешное и низкокаллорийное познание приносит удовольствие. И в этом смысле, восприятие черно-белого изображения является самым наглядным примером.

Мы естественно выбираем области контраста, т.е. воспринимаем реальность и предметы (их габариты, очертания) посредством сравнения областей яркостей, когда одна вещь более или менее темная, чем другая. Как фотограф, создающий картины в черно-белом пространстве, вы просто обязаны знать больше о контрасте, видеть его, чувствовать его. И с его же помощью раскрыть перед зрителем суть своих снимков, их замысел, отразить важные детали.

Всегда ищите сцены/сюжеты, которые изобилуют знаками высокого контраста, и тогда ваши черно-белые фотографии будут неотразимыми.

Лучшие черно-белые фотографии 2016 года

Жюри престижного международного фотоконкурса Monochrome Photography Awards объявило победителей. Главный приз — денежное вознаграждение в размере 3 тысяч долларов и звание «Фотограф года» — достался профессиональному французскому фотографу Мишелю Киршу за фотографию «Вертикальный горизонт», которую он сделал во время поездки в Узбекистан. «Открытием года» и лучшим молодым фотографом стал россиянин Михаил Шестаков с портретом «Чистая».

Каждый год Monochrome Photography Awards организует конкурс для профессионалов и фотографов-любителей. Целью премии является не только поиск молодых талантов и великолепных фотографов по всему миру, но и чествование черно-белого видения.

Помимо двух основных победителей, были определены призеры в 13 тематических категориях, которые, в свою очередь, разделены на подкатегории «Профессионалы» и «Любители».

«Вертикальный горизонт», победитель фотоконкурса, категория «Изобразительное искусство», «Профессионалы». Фото: Michel Kirch.

«Чистая», 1-е место в категории «Портрет», «Любители». Фото: Михаил Шестаков.

«Крещение рыбацкой лодки», 1-е место в категории «Фотожурнализм», «Профессионалы». Фото: Paulo Monteiro.

Пизанская башня, 1-е место в категории «Архитектура», «Профессионалы». Фото: Ronny Behnert.

«Офис», 1-е место в категории «Архитектура», «Любители». Фото: Noel Baldewijns.

«Пусто», 1-е место в категории «Концептуальное фото», «Любители». Фото: Eder Sanchez.

«Реинкарнация», 1-е место в категории «Концептуальное фото», «Профессионалы». Фото: Dmytro Sobokar.

1-е место в категории «Мода/Красота», «Профессионалы». Фото: Piotr Musial.

1-е место в категории «Мода/Красота», «Любители». Фото: Fierz Madeleine-Josephine.

«Скрытое», 1-е место в категории «Изобразительное искусство», «Любители». Фото: Christian Grass.

«За стеной», 1-е место в категории «Пейзажи», «Профессионалы». Фото: Grant Galbraith.

«Сияющий пик», 1-е место в категории «Пейзажи», «Любители». Фото: Julien Fumard.

1-е место в категории «Природа», «Профессионалы». Фото: Francesco De Leonardis.

«Вулкан Этна», 1-е место в категории «Природа», «Любители». Фото: Giuseppe Mario Famiani.

«Посмотри на меня», 1-е место в категории «Ню», «Профессионалы». Фото: Vassilis Pitoulis.

«Артемида», 1-е место в категории «Ню», «Любители». Фото: Andris Apsenieks.

«Девушка с витилиго», 1-е место в категории «Люди», «Любители». Фото: Михаил Шестаков.

«Кубинская школа классического балета», 1-е место в категории «Люди», «Профессионалы». Фото: Fulvio Bugani.

«Жизнь в печи», 1-е место в категории «Фотожурнализм», «Любители». Фото: Sudipta Dutta Chowdhury.

«Светлая сторона Земли», 1-е место в категории «Фотоманипуляция», «Профессионалы». Фото: Alice Zilberberg.

«К свету», 1-е место в категории «Фотоманипуляция», «Любители». Фото: Juan Jesús González Romero.

«Портрет Елены», 1-е место в категории «Портрет», «Профессионалы». Фото: Agata Serge.

«Драка», 1-е место в категории «Дикая природа», «Профессионалы». Фото: Panos Laskarakis.

«Пары», 1-е место в категории «Дикая природа», «Любители». Фото: RongXi Li.

Почему в противостоянии черно-белой и цветной фотографии нет смысла

50-е годы ХХ века профессиональные фотографы презирали цветные снимки. Теперь фото в цвете — «значение по умолчанию». Почему и как чаша весов склонилась в их сторону?

Пролог: мечте больше нет места

В 2015 году Leica выпустила красивое и нелепое рекламное видео. В нем шла речь о новом продукте бренда — цифровой камере, которая снимает только в ч/б. Видео впечатляющее и странно убедительное. На фоне гипнотизирующих монохромных орнаментов голос за кадром убеждал, что черно-белое решение чище, а гиперреализм цвета не просто чрезмерно груб — он не нужен в принципе и служит лишь помощью людям без воображения. Слоган видеоролика звучал безапелляционно: «В цветном мире нет места мечте».

Конечно, это утрированно и неверно. Ситуация обратна: цвет раскрывает то, что мы не видим в ч/б-режиме. Настаивая на черно-белом, автор зачастую выглядит претенциозно. Но видеозаявление Leica возвратило актуальность одному из самых старых противостояний в фотографии: спор о том, что лучше — ч/б или цвет. Сегодня мы понимаем, что эти дебаты бесплодны, но сама полемика и ее история очень интересны. Ларс Мензель (©Lars Mensel), фотограф и писатель из Берлина, составил небольшой экскурс, который поможет понять, как развивался этот спор.

Действие первое: цвет — глупость

Фотография стала «законной» формой искусства совсем недавно. В конце XIX века ее считали слишком буквальной и прямолинейной. Творческая аудитория говорила, что фото не развивает воображение так, как изобразительное искусство. Аргументация напоминает тезисы из того самого ролика Leica — что-то слишком реалистичное не может быть художественным.

Изначально фотография конкурировала с изобразительным искусством, требовала таких же временных затрат (на экспозицию), в ней использовалось тяжелое статичное оборудование. Наиболее популярными темами, как и в живописи, были пейзажи и портреты. Во время Первой мировой войны стали доступны портативные камеры и пленка — благословение по сравнению с ранее использовавшимися стеклянными пластинами. Прогресс позволил фотографам работать в ранее невозможных условиях, и материал стал сильнее отличаться от живописных картин.

Анри Картье-Брессон, Хелен Левитт и другие пионеры фото использовали реализм новаторским способом. Со своими неожиданными темами и моментами, пойманными на снимках, они демонстрировали, что съемка композиций и статичных объектов отличается от живописи. С появлением новой эстетики родилась уличная фотография.

photo by Henri Cartier-Bresson

Легендарные фотографы постигали свое ремесло в мире черно-белого фото. Делая снимок, они заранее знали, что он будет монохромным, и абстракция будет его естественным качеством — как, к примеру, двухмерность. Цветные фото появились лишь в середине 50-х годов ХХ века, когда были изобретены процессы, позволившие достаточно просто снимать и печатать цветное изображение. Этот технологический прорыв сопоставим с изобретением портативной камеры, а привыкшие к ч/б фотографы стали играть роль, которую раньше брали на себя адепты живописи. Они отказались принять новую технологию и признать цветные фотографии искусством.

Вместо того, чтобы наслаждаться открывшимися возможностями, фотографы-художники избегали цвета. В их представлениях серьезная, документальная, художественная фотография должна была быть исключительно черно-белой. Легендарный Анри Картье-Брессон, прославившийся монохромными снимками-шедеврами, даже заявил, что цвет — это полная ерунда и глупость.

Действие второе: монохромное видение

Почему Картье-Брессон так резко отверг цвет? Скорее всего, потому что ч/б «работает» иначе. Объекты, которые эффектно выглядят на черно-белых фото, в реальности зачастую не очень красивы — как, к примеру, яркие цветные изображения после уменьшения насыщенности.

Исторический фотоканон был разработан для одной палитры, и пионерам искусства нужно было научиться снимать предметы, которые хорошо смотрелись в ч/б-режиме. Портреты Тины Модотти, абстрактные снимки Ман Рэя, фото Эдварда Уэстона опирались на резкость контраста. Во многом они снимали, подстраиваясь под черно-белые «рамки» — подчеркивая форму, контрастность, очертания.

Картье-Брессон заявлял, что цвет отрицает все трехмерное значение фотографии. Это не так — просто в прошлом фотографы не умели им пользоваться. Принятый и привычный инструмент объясняет жесткую позицию по отношению к появившейся новинке. Говорят, что после экспериментов с полихромом Картье-Бресон был так недоволен результатом, что уничтожил все негативы. Сегодня фотограф известен только по монохромным работам.

В книге «Понять фотографию» (Understanding a Photogtaph) Джон Бергер писал, что до изобретения снимка картины были единственной визуальной демонстрацией того, как люди видели мир. Черно-белые фото тоже дают нам понять, как фотографы-первопроходцы видели мир: в красивых оттенках серого. Когда цветную съемку освоила рекламная индустрия, презрение художников только возросло. В 1959 году Уолтер Эванс констатировал: «В этом вопросе все просто — цветная фотография вульгарна».

Сегодня эта позиция кажется абсурдом. Цветная фотография давно стала стандартным способом отображения мира. Это изменение парадигмы можно считать полноценным маленьким восстанием.

Действие третье: мир в цвете

В то время, как фотохудожники задирали носы, цветная пленка спокойно покоряла мир. В послевоенные годы фотография из удела исключительно профессионалов стала превращаться в популярное хобби.

Изобретение Kodak цветной пленки Kodachrome в 1936 году и Ektachrome десятилетием позже привело к постепенному принятию цветных снимков. И почему бы и нет — ведь это позволило запечатлеть обычную жизнь во всей ее яркости.

В «черно-белые времена» фотографы должны были самостоятельно печатать снимки. Для многих профессиональных авторов обработка цветной пленки стала непосильной задачей, тогда как любители все чаще создавали домашние фотолаборатории. Не поднимая фото до произведения искусства, потребители просто стремились делать простые и реалистичные снимки — семейные и повседневные.

Обобщенный вывод Уильяма Эглтстона «мир в цвете — мы ничего с этим не поделаем» приняли все. Этот фотограф-новатор, как и Сол Лейтер, создававший из цвета слои на своих уличных снимках, Стивен Шор, Джоэль Мейеровиц и другие авторы, помог в 70-е годы перейти от ч/б к цвету, несмотря на яростное сопротивление. Восставшие фотографы хотели вырваться из монохромного мира, привычного предыдущим поколениям.

photo by Joel Meyerowitz

Джоэль Мейеровиц говорил, что цветные изображения информативнее, они гораздо больше, чем мир в оттенках серого. Эпоха сменилась, и вместе с ней изменился и предмет съемки. Фотографы начали фотографировать сцены, не связанные с логикой черно-белых, высококонтрастных настроек. Например, Уильям Эглтстон снимал торговые центры, Сол Лейтер — дождливые города, а Стивен Шор — яркие повседневные картины.

photo by Stephen Shore

В отличной книге Уильяма Эглтстона «От цвета к черно-белому» (From Color to Black and White) куратор Агнес Сир писала, что художники-новаторы смогли интересно изобразить банальные объекты, и именно использование цвета помогло решить эту творческую задачу. Переход от ч/б к полихрому был сродни переходу от героической фотожурналистики в стиле агентства «Магнум» к более поэтичному «повседневному» повествованию.

Сначала никому не были интересны подобные работы, но сегодня эти ранние пробы уже легендарны. Понадобилось время, чтобы у мира искусства открылись глаза на новое видение предмета и на цветную фотографию в целом. Казавшиеся обыденными фотографии стали популярными именно потому, что они были обыденными и знакомили широкую публику с красотой, «спрятанной» в повседневной жизни.

Эпилог: нерешенный вопрос

Цвет перестал быть противоречивой позицией, теперь это стандарт фотографии. Черно-белые снимки используются, в основном, для работы в классическом жанре, в фэшн-съемке, имитирующей модернистский стиль, или в маркетинговых кампаниях, которые хотят визуализировать размытое понятие высшего класса и изысканности. Это не означает, что противоречия разрешены и уничтожены.

Сегодня речь уже не идет о правильности и неправильности, реалистичности и снобизме, перспективности и старомодности. Противоречие сейчас заключается в том, как воспринимается воображение, как оно работает — или должно работать. Джоэл Меровиц сказал, что цвет — это не вопрос, а, скорее, ответ. Для фотографа он — одно из множества принимаемых профессиональных решений и часть видения и интерпретации мира.

photo by Alec Soth

Эта позиция уравнивает значимость ч/б и цветной съемки. Несколько лет назад фотограф Алек Сот в интервью Aperture сказал, что, глядя на фотографии, можно подумать — 80 лет назад мир был черно-белым. На самом деле, он не был похож на снимки того времени. Важно другое — то, как реальность была сфотографирована, формировало ее, как и сейчас.

Видеоканал Фотогора

Ссылка на основную публикацию