Линия горизонта в композиции пейзажной фотографии

Линия горизонта в композиции пейзажной фотографии

Художественная студия

Юлии Рожковой

Основные вопросы композиции. Роль линии горизонта

Желая изобразить что-либо, нужно всегда помнить, что расположение линии горизонта обязательно повлияет на атмосферу картины. Речь идет о таких понятиях как низкий или высокий горизонт. И не важно, пейзаж это будет, натюрморт или портрет — от линии горизонта зависит так много, что пренебрежение столь действенным средством лишит возможности выразить или показать во всю силу самое главное в произведении. Добавлю, что рисунки детей отличаются главным образом тем, что дети не умеют еще привязывать что-либо к линии горизонта.
Что бы убедиться в том, что художники всегда с большим вниманием относились к расположению линии горизонта, обратимся за примерами к миру живописи, и посмотрим, как горизонт влияет на впечатление от картин.
В пейзажах линия горизонта не всегда делит пополам картинную плоскость. Часто горизонт проходит либо выше геометрической середины картины и тогда художник как бы предлагает пристальнее взглянуть на сцену переднего и других планов, либо ниже, когда взгляд устремлен в небо и на возвышающиеся, на его фоне объекты. Если сказать проще, то при высоком горизонте самое главное изображено как бы на земле, а при низком – на небе.

«Лунная ночь над рекой» художник Каменев Л. Хочется любоваться небом, и именно небу отведено больше места (низкий горизонт).

Вульц И. «Украинская ночь» — тут наоборот, показана красота заснеженного села и горизонт смещен вверх.

Линия горизонта подсказывает зрителю, что заинтересовало художника в пейзаже.
При выборе высоты линии горизонта играет роль и несколько психологический фактор, ведь горизонт – это, как известно, уровень глаз художника. Взгляд сверху заземляет объекты: крыши кажутся плоскими, предметы мелкими, а люди незначительными. Взгляд же снизу, наоборот, отмечает летящие в небо здания, обостряет значимость предметов, а людям придает величие. Именно поэтому в портретах и в сюжетных сценах горизонт не менее важен, чем в пейзажах.

Два городских пейзажа (художник Джон Салминен) совсем по-разному воспринимаются. В первом, горизонт низкий и здания просто рвутся в небо, они видятся огромными, а во втором, при высоком горизонте, все происходящее на улице кажется в равной степени малозначительным.

Художник Бубнов А. в картине «Тарас Бульба» изобразил казаков так, что мы смотрим на них снизу, и их фигуры возвышаются над степью, они представляются бесстрашными хозяевами степи.

На танцовщиц же, наоборот, смотрим по воле художника Эдгара Дега сверху — художник любуется рисунком танца.

Маковский А. «Портрет императрицы Александры Федоровны». Несколько заниженная линия горизонта в портрете всегда возвеличивает фигуру.

Крамской И. «Портрет И. Шишкина».

Даже в натюрморте, где героями выступают предметы, взятая линия горизонта обязательно бросит акцент на тот или иной предмет.

Гаппасов Р. «Хризантемы». Линия горизонта расположена низко, и ваза тут явно акцентирована – она берет большую часть внимания на себя, «давит сверху».

Кравченко О. «Ромашки». Тут, безусловно, цветы важнее вазы и дело не столько в ее цвете, сколько в линии горизонта.

Напоследок представлю и два своих пейзажа с разным размещением линии горизонта т.к. в одном хотелось показать красоту неба, а в другом земли.

Основные правила пейзажной композиции. Расположение линии горизонта.

В предыдущих главах было много сказано о технических аспектах художественной фотосъемки. Мы начали с азов фотографии, таких как выдержка, диафрагма, экспозиция и прочих базовых понятий, затем познакомились с фокусным расстоянием и перспективой, глубиной резко изображаемого пространства, светом и тенью. Все это, безусловно очень важно, однако, есть еще одна вещь, без которой все эти знания не имеют смысла. Взгляните на эти снимки — они взяты из социальных сетей, стояли как аватары пользователей (что говорит о том, что кто-то эти фотографии считал весьма удачными). По понятным причинам, лица с фотографий убраны:

Очевидно, это фотография сделана во время путешествия по пригородам Санкт-Петербурга (выдает характерный постамент с гербом). Но где это сфотографировано, и на фоне чего этого человека фотографировали? Не понятно! Памятнику обрезали голову, здание на заднем плане валится вправо, все объекты переднего плана почему-то сгрудились в левом нижнем углу. Еще пример.

Красивая и стройная девушка, очевидно, специально готовилась к фотосессии — накрасилась, красиво оделась. А смотришь на эту фотографию и начинаешь вместо модели рассматривать плюшевого медведя, занавески, телевизор, стоящие в вазе засушенные растения, рисунок на паласе.

Вот еще изображение из чьего-то домашнего альбома — из него даже сделали «демотиватор».

Подобных примеров можно привести тысячи, но суть у них одна — «фотографы», которые делали эти фотоснимки не имеют ни малейшего понятия о такой вещи как композиция.

Композиция – это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра.

Прежде чем говорить о правилах построения композиции, следует научиться как-то классифицировать объекты в кадре по степени их значимости. Это нужно для того, чтобы при первичной компоновке кадра наиболее значимым объектам достались более выигрышные места (которые подчеркнут эту значимость).

Итак, объекты в кадре делятся на две категории:

Второстепенные объекты (элементы среды, фона)

Посмотрим несколько примеров фотографий и выясним, что же такое ключевые объекты на конкретных примерах.

На этой фотографии безо всяких комментариев ясно, что главный объект — электричка, стоящая слева от платформы. Она видна нам с «лицевой» части, то есть с наиболее выигрышного ракурса. Заметьте, что справа от платформы стоит точно такой же состав, но мы видим только его бок, поэтому он воспринимается как второстепенный объект, который всего лишь уравновешивает фотографию. Остальные объекты — платформа, столбы, пешеходный мост — это элементы среды. Если бы их не было, то это была бы просто фотография электрички. Но благодаря составлению композиции из главного и второстепенных объектов мы получили вполне гармоничную фотографию железнодорожной станции целиком.

Главных объектов может быть и несколько.

На этой вечерней деревенской фотографии присутствуют два главных объекта — дом со светящимися окнами и уличный фонарь. Обратите внимание, на то, как они расположены — практически симметрично относительно центра и направлены друг к другу. Таким образом, опять же получается сбалансированная устойчивая композиция.

Ниже приведен пример фотографии с тремя ключевыми объектами:

Легко догадаться, что объекты — колоски на переднем плане (объект может и составным!), силуэты деревьев (тоже составной объект) и солнце на заднем плане.

Фотографии с большим количеством ключевых объектов в композиции часто воспринимаются излишне перегруженными, поэтому злоупотреблять количеством не стоит.

На первом этапе ваша цель — научиться составлять гармоничные композиции, из одного, двух и трех ключевых объектов. В этом вам помогут два несложных правила.

Правило третей

Когда у нас 1 или 2 ключевых объекта, для составления композиции замечательно подходит правило третей. Оно очень простое — кадр делится на 3 равных части по горизонтали и по вертикали. Точки пересечения линий — так называемые зрительные центры. В них-то и размещаются ключевые объекты и к ним же «привязывается» линия горизонта.

Когда мы имеем дело с тремя ключевыми объектами, их следует выстроить либо по диагонали, либо по зигзагу — главное, чтобы эти линии уходили «вглубь» кадра и увлекали за собой внимание зрителя:

На приведенной выше фотографии ключевыми объектами являются два цветущих желтых куста и большое облако в правой части.

Правило трех треугольников

Еще одна композиция из трех объектов, они выстроены по уходящему вдаль зигзагу. В подобных случаях удобно применять правило трех треугольников — мыслено рисуем одну диагональ и проводим перпендикулярно ей из угла еще одну линию, как бы разбивая кадр на 3 прямоугольных треугольника. Каждый объект расположен в отдельном треугольнике.

Возможны разные варианты построения подобной схемы — кадр может делиться и по другой диагонали. Также правило 3 треугольников работает для вертикальных кадров.

При составлении более сложных композиций с большим количеством объектов основная надежда только на собственный художественный вкус и чутье, универсальных рецептов просто нет.

Как располагать горизонт — сверху, снизу или по середине?

Все зависит от того, на чем вы хотите сделать акцент. Если в пейзажной композиции первичен передний план, то горизонт следует располагать ближе к верхнему краю кадра (на уровне 1/3 сверху), если хочется сделать акцент на дальнем плане или небе, то горизонт следует располагать в нижней части кадра (примерно на уровне 2/3 сверху).

Верхний горизонт (для сюжетов с подчеркнутым передним планом)

Нижний горизонт (когда больше внимания нужно уделить заднему плану, либо когда передний план просто отсутствует)

С верхним и нижним горизонтом все достаточно просто. Осталось только научиться не заваливать его вправо и влево, чтобы горизонт был горизонтальным (равно как и масло масляное 🙂

Горизонт посередине — отступление от общепринятых правил композиции или полезный художественный прием?

Возможно, вам уже приходилось читать или слышать, что следует любыми способами избегать горизонта посередине кадра. По крайней мере, во многих учебниках серединный горизонт характеризуется как недостаток в композиции. Но, фотография — не физика и не математика! От правил можно и нужно отступать. Но, все же делать это следует с осторожностью, тщательно взвесив все за и против.

Долгое время я был противником серединного горизонта в пейзаже, однако, относительно недавно изменил свое мнение на этот счет. Основным поводом для этого стало пополнение моего арсенала сверхширокоугольным объективом с фокусным расстоянием 14 мм (подробнее о нем). За небольшой промежуток времени с этим объективом было сделано немало удачных фотографий, горизонт на которых располагался, как будто в насмешку над всеми правилами и канонами, ровно посередине кадра. Вот несколько примеров:

Гороховец, вид с Лысой горы:

Вечер в Ворсме (1):

Вечер в Ворсме (2):

Я пытался понять, почему серединный горизонт на этих фотографиях абсолютно не режет глаз, а наоборот, обеспечивает некий эффект присутствия? И, похоже, выяснил это.

Объектив 14 мм на полном кадре имеет угол поля зрения, сопоставимый с углом зрения человека (2 глазами, с учетом периферийного зрения) — 115-120 градусов. В обычном состоянии мы держим голову прямо и, совершенно очевидно, что линию горизонта мы привыкли видеть посередине! Вот и вся разгадка. Именно поэтому, на фотографиях, сделанных с таким широким углом охвата линия горизонта, делящая кадр пополам — вполне разумный композиционный ход.

Но вот вопрос — стоит ли использовать серединный горизонт с более традиционной оптикой? Попробуем взять одну из фотографий и сделать ее кроп, соответствующий, скажем, фокусному расстоянию 28 мм.

Вариант 1: горизонт посередине

И два других варианта — композиция соответствует и правилу третей и правилу 3 треугольников (с небольшой натяжкой):

Вариант 2: нижний горизонт

Вариант 3: верхний горизонт

Что мы видим? Первый вариант выглядит довольно куце и незаконченно — вроде бы и передний план есть, но он сильно обрезан, а небо при этом абсолютно пустое! Но стоит сместить кадр чуть выше или чуть ниже (2 и 3 варианты), мы получаем вполне гармоничные и законченные композиции. С увеличением фокусного расстояния все встало на свои места — снова работает правило третей!

В редких случаях серединный горизонт оправдан и на «традиционных» объективах. В основном, когда происходит съемка объектов, отражающихся в спокойной воде.

В остальных случаях горизонт посередине кадра лучше, действительно, избегать.

Контрольное задание

Попрактикуйтесь в составлении пейзажных композиций из 1,2,3 объектов по правилам «третей» и «3 треугольников». Обязательно используйте знания, полученные вами во время прочтения предыдущих глав! Выберите интересное место и подходящее время для съемок. Если все сделаете правильно, вероятность получения красивых художественных фотографий будет весьма высока. Удачных съемок!

Расширенная версия

Поделившись ссылкой на сайт в социальной сети вы поможете мне в продвижении и развитии проекта!

Обсуждение публикаций сайта и общение на фототемы в группе Вконтакте. Присоединяйтесь!

Политика сайта

Все, что написано на сайте является субъективным мнением автора. Я не вступаю в полемику относительно правильности своей точки зрения. Если вы используете мои рекомендации, вы действуете на свой страх и риск.

Материалы на сайте защищены законом РФ об авторских правах. Перепубликация материалов сайта без согласования с автором запрещена и будет преследоваться по закону!

Реклама на сайте отображается автоматически в соответствии с вашими интересами. Для определения интересов рекламными сервисами используются cookies.

Контакты

Если вы заметили на сайте неточность или хотите высказать свои пожелания – присылайте их по электронной почте: kashkanov_as@mail.ru

Если вам нужна консультация по выбору фототехники – я такую услугу более не оказываю. Вы можете задать свой вопрос в группе Вконтакте, но я не гарантирую что ответ на ваш вопрос будет оперативным.

Почему нужно заваливать горизонты правильно

Это может показаться одним из самых простых действий в фотографии: выравнивание горизонта. Большинство фотографов старается, чтобы горизонт на фотоснимках был прямым, но обычно этому уделяется не особо пристальное внимание. А почему? Ну, потому что выравнивание горизонта — очень простая задача. Не так ли? На практике, однако, выравнивание видимой границы неба с землей требует большей осторожности, чем многие думают.

Вы не можете просто полагаться на «виртуальный горизонт» своей камеры или инструмент автоматического выпрямления при постобработке. Человеческое восприятие уровня горизонта — более сложно. Давайте разберемся по порядку.

Простые случаи

Иногда выравнивание горизонта вовсе не сложно. В ситуациях, когда он полностью ровный, вокруг нет очевидных отвлекающих факторов, например, морских пейзажей или больших полей. В такой ситуации откорректировать линию действительно просто.

NIKON D800E + 24mm f/1.4 @ 24mm, ISO 100, 20 seconds, f/11.0

Однако простые случаи попадаются намного реже, чем вы думаете. Чаще всего, что-то в снимаемой сцене приведет к тому, что горизонт окажется неровным или изогнутым. В от дельных случаях, возможно, даже не видно четкого горизонта. Эти ситуации делают проблему намного сложнее.

Перцептивный горизонт

Каждая фотография имеет свой перцептивный, или визуально воспринимаемый, горизонт — угол, под которым изображение выглядит ровно.

Перцептивный горизонт не всегда согласуется с реальным горизонтом. Другими словами, — это когда вы используете пузырьковый уровень на верхней части своей камеры, и он говорит, что изображение полностью ровное, но ваши фотографии визуально воспринимаются сильно наклоненными. То же самое можно сказать и о виртуальном горизонте в камере, который уверяет фотографа не верить глазам своим и считать заваливший весь снимок на бок ровной ограничивающей линией.

Причина? Если удаленные объекты на вашей фотографии наклонены, например, как на фотографии ниже, где длинная гряда проходит посредине кадра, они должны функционировать в качестве новой горизонтальной линии. Если это не так, ваше фото не будет выглядеть ровным, независимо от того, насколько хорошо вы выравнивали камеру относительно реального горизонта в снимаемой сцене.

NIKON D800E + 105mm f/2.8 @ 105mm, ISO 100, 1/10, f/16.0

Нужно помнить, что визуально воспринимаемый горизонт не всегда соответствует «технически правильному» горизонту.

Более сложные случаи

Большинство фотографов соглашаются, что когда на фотоснимке присутствует неравномерная холмистая линия горизонта, необходимо наклонять камеру, чтобы изображение выравнивалось. Но у фотографов-пейзажистов возникают ситуации намного сложнее.

Иногда совершенно другие визуальные сигналы могут сделать фото наклонным. Например, снимок ниже красноречиво демонстрирует это, так как горизонт на фотографии ровный, но для многих людей изображение будет иметь сильный наклон.

NIKON D5100 + 18-55mm f/3.5-5.6 @ 32mm, ISO 100, 6 seconds, f/22.0

Вот эта же фотография с наложенной горизонтальной линией. Линия отмечена немного ниже горизонта, чтобы лучшим образом проиллюстрировать все вышесказанного.

Если вы видите четкий наклон в исходном изображении, о чем это говорит? В случае, который мы рассматриваем, ответ располагается на другом уровне фотографии — визуальный горизонт фиксируется по волнам, вымывающимся на берег. Из-за наклонной природы пляжа и эти линии кажутся наклонными. Таким образом получается, что каждый визуальный сигнал на фотографии говорит зрителю о том, что изображение слишком наклонено вправо вниз. Единственная линия, которая кажется плоской, — это сам горизонт, который недостаточно силен, чтобы перевесить все контрпримеры на переднем плане.

Это не единственный случай, когда сложно понять что же выступает истинным горизонтом на снимке. Человеческую визуальную систему легко обмануть, если сделать все правильно. Взгляните на рисунок ниже. Вы видите четкий наклон (верх налево, низ направо).

На самом деле это не так. Данное изображение полностью ровное, но подавляющее большинство людей увидят в нем неоспоримый наклон, так как мозг человека видит по отдельности каждый сегмент и воспринимает его наклонным, что и создает впечатление общей наклоненности.

Приведенный пример ничем не отличается от фотографий. Даже если горизонт в вашей фотографии является технически ровным, соответствующим ориентировочным линиям в программе для постобработки, это вовсе не означает, что линия горизонта и выглядит ровно.

Что можно посоветовать начинающим фотографам? Приспосабливайтесь к визуально воспринимаемому горизонту, так как это лучший способ сделать свои фото интересными для постороннего зрителя.

Какие еще возникают ситуации, влияющие на возможность выровнять горизонт?

  1. Общий неравномерный наклон в снимаемой сцене.
  2. Заметное искажение объектива.
  3. Простое отсутствие горизонта в некоторых изображениях.
  4. Другие обманчивые визуальные линии.

Что вы можете сделать в таких случаях, то есть в большинстве случаев?

Рекомендации следующие: стремиться к передаче визуальной линии горизонта, а не технической. В большинстве случаев вы хотите, чтобы ваши фотографии выглядели ровно, даже если технически ровными они не являются. Чтобы добиться подобного результата, следите внимательно за любыми линиями, которые попадают в ваш кадр. Вполне вероятно, что в вашей композиции есть дерево, которое будет казаться наклонным, или полоски на переднем плане, влияющие на кажущуюся прямолинейность изображения.

Не используйте слепо опцию «автоматического выпрямления» в своем программном обеспечении при постобработке изображения. То же самое касается пузырькового уровня или линий виртуального горизонта в камере. Даже рисование горизонтальной линии на ЖК-экране для выравнивания изображения не будет стопроцентно надежным. И хотя эти методы работают в определенных ситуациях, они определенно не всегда будут соответствовать перцептуальному горизонту.

Еще один совет, который стоит упомянуть: попробуйте зеркально отразить изображение в горизонтальной плоскости при постредактировании. Посмотрев на новую версию, вы увидите фотографию в новом свете, включая потенциальные проблемы с горизонтом, который могли и не заметить изначально.

Отразите фотографию зеркально по горизонтали

Кроме того, стоит периодически пересматривать свои старые фотографии и проверять выглядит ли на них горизонт ровным и горизонтальным. Посмотрев свежим взглядом вы сможете оценить свои усилия и получившуюся работу и понять не стали ли недостатки кочевать из работы в работу.

Достаточно ли этих советов, чтобы все ваши фотографии стали выглядеть ровненькими? По всей видимости, нет. Выравнивание своих снимков в соответствии с визуальным горизонтом, требует некоторого времени и практики для освоения. На самом деле, наверное, стоит признать, что советы не могут помочь всем безусловно. Каждый человек видит мир по-своему. (То, что выглядит абсолютно ровным для вас может показаться наклонным кому-то другому.)

Тем не менее, стоит попробовать. Заваленный горизонт во многих случаях будет свидетельствовать о непрофессионализме или спешке. Неровный горизонт иногда и только иногда выступает в роли фишки и специально задуманного нюанса. А для большинства фотографов ровная, четко горизонтальная линия соединения неба с землей — то, что нужно. Не забывайте об этом, когда собираетесь снимать, например, пейзажную фотографию.

Видеоканал Фотогора

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Что такое линия горизонта и зачем она нужна художнику?

Линия горизонта в живописи или рисунке — один из самых важных ориентиров и помощник в правильном положении объекта в пространстве. К сожалению, сейчас, особенно у начинающих художников, рисующих с фотографии даже мысли о положении линии горизонта не возникает — перерисовывай то, что видишь, и дело в шляпе.

При таком подходе ни о какой изобразительной грамоте, разумеется, и мысли нет. Рисование и срисовка — это всё-таки очень разные вещи. Осознанное рисование основывается на логике построения формы в пространстве и законах зрительского восприятия, чего не скажешь о перерисовке с фото. Правильное положение предмета относительно линии горизонта и анализ точки зрения на предмет и отдельные его части говорит об осознанном, серьёзном подходе к рисунку. Это важнейший, неотъемлемый этап начала работы над рисунком, второй по порядку после компоновки (о компоновке в листе я уже писала в статье — https://jotto8.ru/blog/komponovka-v-liste , также можно изучить сам термин — https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/komponovka ).

Линия горизонта — что это?
Это линия уровня глаз художника, ни больше, ни меньше. Да, визуально она выглядит как граница между небом и землёй или небом и водой в пейзаже, но она всегда находится на уровне глаз смотрящего. Линия горизонта строго горизонтальна и распределяется в пространстве бесконечно далеко от смотрящего (у неё нет начала и конца). Художнику определить уровень линии горизонта очень легко — стоит только приложить карандаш к переносице на уровне глаз и сравнить положение в пространстве окружающих объектов и предметов с его уровнем. Какие-то из них будут расположены выше карандаша (выше линии горизонта), какие-то ниже. Определять уровень линии горизонта художнику необходимо для точной передачи окружающей действительности и верного положения объектов друг относительно друга в пространстве рисунка или картины.

Какой бывает линия горизонта?
В изобразительном искусстве по уровню различают классическую, традиционную линию горизонта (чуть выше или чуть ниже середины картинной плоскости), высокую и низкую линию горизонта. Прямо на горизонтальной оси картины (ровно на середине) линию горизонта располагать не рекомендуется — вместе с вертикальной серединной линией и диагоналями, она является мощнейшей энергетической линией и “примагничивает” к себе объекты, блокируя движение взгляда зрителя по картине. Такого положения линии горизонта лучше избегать.
Высокая линия горизонта позволяет увидеть объекты и предметы как-будто с высоты птичьего полёта — в таких рисунках и картинах уделяется земле и воде, а неба изображено совсем чуть-чуть.
Низкая линия горизонта раскрывает перед зрителем огромное воздушное пространство над землёй. Всё основное действие картины происходит в небе, а земли показано совсем немного. Это такой взгляд художника на окружающий мир, как будто он припал к земле и наблюдает жизнь с точки зрения муравья.

Основные направляющие линии рисунка изменяются в зависимости от линии горизонта.

В рисунке вертикальные направляющие не изменяются в наклоне, они подчиняются линейной перспективе только изменением размера — чем дальше предмет, тем меньше его размер. Но горизонтальные и диагональные направляющие выглядят диагоналями, находящимися под разными углами к линии горизонта (подробнее о перспективных сокращениях можно почитать в словаре художественных терминов — https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/linejnaja-perspektiva ).

Но положение линии относительно линии горизонта имеет колоссальное значение, поэтому, прежде чем наносить линию на лист, проанализируйте, над или под линией горизонта расположена данная часть объекта, чтобы точно показать направление линий, стремящихся в точку схода на линии горизонта. Чем ближе горизонтальная или диагональная линия к линии горизонта, тем менее явно будет выражен её диагональный уклон. Линия, находящаяся на самой линии горизонта, будет выглядеть горизонтальной.
Точка зрения художника на объект, а конкретно, уровень линии горизонта по отношению к предметам и объектам и расположение точек схода дают зрителю чёткое понимание как выглядит и насколько убедительно показаны изображаемые объекты. Нарушение или неточное воспроизведение видимого художником усложняет восприятие картины зрителем и делает его путанным, а само изображение — не реалистичным.

Горизонтальные плоскости объектов и предметов в рисунке по разному раскрываются по отношению к линии горизонта, если они находятся на разной высоте относительно неё и друг друга.
Чем ближе к линии горизонта горизонтальная плоскость предмета или объекта, тем меньше её визуальная площадь и степень раскрытия. Поэтому при рисовании следует обращать внимание не только на то, в какую сторону направлены направляющие и под каким именно углом, но и как выглядят находящиеся друг под другом горизонтальные плоскости по раскрытию. Чем выше или ниже они расположены от линии горизонта, тем они выглядят крупнее и менее сокращены в перспективе.

Экстремальные ракурсы.
Иногда художники, чтобы наиболее ярко и полно выразить свою идею, изображают предметы и объекты подчёркнуто сильно выявляя ракурсные сокращения в перспективе и по отношению к линии горизонта. Например, сильно разворачивают предметную плоскость, так что кажется, будто художник, а вместе с ним и зритель, стоят у самого края стола и смотрят на предметы не сбоку и чуть сверху (в привычном ракурсе), а сильно сверху, заглядывая внутрь посуды, показывая верхние плоскости объектов, сердцевины цветов и т. д.. Или возводят архитектурно-скульптурные сооружения в рисунках и картинах так, что выглядят они огромными небоскрёбами, резко уходя вверх и сильно сокращаясь в перспективе, зритель вместе с художником, как-будто находится у самого их подножия и рассматривает объекты, задрав голову вверх.
Конечно, такие изображения производят нужный эффект и впечатляют, но и требуют тщательно продуманного логического обоснования в процессе рисования, иначе идея художника будет не явно выражена и зритель просто не поймёт почему предметы и объекты изображены так, а не иначе и точно ли они воспроизведены в рисунке или картине.

Экстремальные ракурсы в картинах художников особенно хорошо ощутимы, если автор находится очень близко к предметам или предметной плоскости (натюрморты Сарьяна, Петрова-Водкина) или изображаемый предмет или объект большого размера (Камиль Жакоб Писсарро. «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно», Андреа дель Поццо “Апофеоз Святого Игнасио”).

Такое впечатление монументальности в некоторых случаях специально создаётся или усиливается художниками для наилучшего выражения собственной творческой идеи (линия горизонта в помощь) — Александр Дейнека «Оборо́на Севасто́поля» (1942 год), фрески Сикстинской капеллы Микеланджело.

Как правильно располагать горизонт на фотографии

Линия горизонта является важным композиционным элементом фотографии. Если во время экспонирования кадра Ваша фотокамера будет наклонена, то Вы получите кадр с так называемым заваленным горизонтом, когда объекты в кадре как бы заваливаются в сторону. Это одна из наиболее распространенных ошибок начинающих любителей фотографии. Впрочем, заваленный горизонт можно всегда при необходимости выровнять в любом графическом редакторе, хоть и с некоторым ухудшением качества картинки. А вот вопрос, как правильно располагать горизонт в кадре, чтобы сделать снимок наиболее выигрышным для зрителя, кажется, куда более сложным. Неверное расположение горизонта может отвлечь внимание зрителя от наиболее важных и интересных деталей, загубив, тем самым, всю идея фото.

В теории фотографии существует несколько основополагающих правил, одно из которых касается и расположения линии горизонта. Это правило гласит, что нельзя размещать линию горизонта прямо в центре кадра, а лучше расположить ее на расстоянии примерно одной трети от границ снимка. То есть иными словами линию горизонта нужно размещать ближе к низу или верху кадра, ориентируясь по сетке.

Однако, как известно, любое правило имеет свои исключения. Что уж говорить о таком творческом занятии, как фотография. Следование этому правилу далеко не всегда является оптимальным решением. Выбор расположения линии горизонта в кадре (сверху, снизу или посередине) будет зависеть от того, что Вы хотите снять и на что хотите акцентировать основное внимание зрителя. В этой связи можно более подробно остановиться на том, какое расположение горизонта будет предпочтительным в той или иной ситуации:

— Линия горизонта ближе к нижней части кадра

Горизонт ближе к нижней части кадра

Один из наиболее часто встречающихся и распространённых вариантов расположения линии горизонта– это нижний горизонт. Благодаря размещению горизонта ближе к нижней части фотоизображения, верхняя область снимка становится доминирующей. Она то и притягивает внимание зрителя. Выбор нижнего горизонта выглядит наиболее целесообразным, если Вам требуется уделить большее внимание заднему плану или когда передний план на снимке просто отсутствует.

Линия горизонта ближе к нижней части кадра

В пейзажной фотосъемке такой прием часто используется, если фотограф хочет показать зрителю завораживающее по своей красоте небо, потрясающий закат или облака причудливой формы. Не нужно размещать линию горизонта слишком низко, если в верхней области кадра нет ничего, что может заинтересовать зрителя. Это сделает фотографию довольно скучной и не выразительной по своему содержанию. Например, далеко не всегда пустое голубое небо может смотреться интересно и привлекательно, поэтому имеет смысл несколько поднять линию горизонта.

— Линия горизонта ближе к верхней части кадра

Противоположный вариант – когда линия горизонта размещается ближе к верхней границе кадра. Это хорошее решение для тех фотографий, где Вам нужно особо подчеркнуть передний план. Ведь в данном случае доминирующей в композиции уже становится нижняя область фотоизображения. Небо или закат на заднем плане станут лишь дополнением к снимку. Высокий горизонт предпочтителен, когда на переднем плане присутствуют какие-либо интересные объекты или детали, несущие в себе определенную смысловую нагрузку.

С верхним и нижним горизонтом необходимо помнить о вертикальных линиях, размещающихся у границ снимка. Это могут быть деревья или архитектурные сооружения. Из-за размещения горизонта эти линии могут получиться вогнутыми по направлению к центру, либо, наоборот, будут выгибаться за границы кадра. Исправить эти возможные недостатки можно в процессе постобработки изображения.

— Линия горизонта посередине

Интересный вариант, который является, как мы уже выяснили, отступлением от общепринятых правил построения композиции. Основная сложность, с которой сталкивается фотограф, размещая линия горизонта по центру кадра – это несбалансированность фотографии, то есть когда одна часть кадра будет визуально «перевешивать» другую. На практике бывает довольно трудно определить правильный баланс фотографии, поэтому такое расположение горизонта следует использовать только в исключительных случаях, когда этого требует общая идея снимка. Например, наиболее выигрышно размещение горизонта посередине будет смотреться на фотографиях с отражением, где изначально гораздо легче получить сбалансированную композицию.

Линия горизонта посередине

Кроме того, в такой ситуации снимок будет смотреться еще более интересным и привлекательным, если линия горизонта будет прерываться какими-либо объектами, например, идущими от земной поверхности к небу. Это могут быть деревья, столбики, сооружения. За счет них выстроится определенная взаимосвязь между верхней и нижней областью изображения. При использовании центрального расположения следует быть предельно аккуратным: горизонт должен размещаться строго по центру кадра, а не чуть-чуть выше или ниже. В противном случае это усугубит целостное восприятие фотографии. Если Вы решили задуматься о размещении линии горизонта по центру кадра, то помните, что правила композиции вполне можно нарушать, но делать это необходимо обдуманно, взвешивая все за и против.

А можно ли снимать в пейзажной или архитектурной фотографии вообще без горизонта? Например, понятие горизонта при съемке в закрытом помещении, в принципе, само по себе бессмысленно. Разумеется, это возможно и более того во многих случаях вполне оправданно. Зачем разбивать снимок линией горизонта, если голубое небо не способно внести в композицию кадра ничего интересного, лишь визуально утяжелив фотографию. В этой ситуации рекомендуется сосредоточиться на отдельных деталях ландшафта, просто оставив линию горизонта вне кадра.

Итак, выбор размещения линии горизонта целиком зависит от того, что Вы хотите получить и на чем акцентировать основное внимание зрителя. Например, если Вы планируете обратить внимание на яркий передний план, то линию горизонта следует расположить сверху на расстоянии одной трети от границ кадра. Если же хочется сделать акцент на заднем плане, то выбирайте нижний горизонт. В некоторых случаях выгодно использовать центральное расположение, но важно, чтобы отдельные области фотоизображения оказались сбалансированными.

Касательно линии горизонта существует только одна рекомендация, адресованная любителям фотографии. Прежде чем нажать на кнопку спуска затвора, лишний раз подумайте над композицией фотографии и оцените кадр по видоискателю или ЖК-дисплею. Потратьте немного свободного времени на то, чтобы подвигать камеру вверх-вниз и вправо-влево для определения наиболее удачного ракурса и выигрышного положения линии горизонта. Это позволит избежать ошибок, способных испортить впечатление от фотографии. Проблему же заваленного горизонта поможет решить электроника. Благо во многих современных цифровых камерах существует функция электронного уровня для облегчения выравнивания аппарата.

На самом деле вопрос о том, как правильно располагать линию горизонта на снимке, во многом дискуссионный. Все зависит не только от композиционных правил, но еще и от личных предпочтений фотографа, а также от его творческой задумки. Иногда даже фотография с заваленным горизонтом, которая противоречит всем общепринятым правилам композиции, может производить невероятно сильное впечатление на зрителей.

Что такое заваленный горизонт и линия горизонта и почему этому уделяется такое внимание?

Приветствую вас, уважаемые читатели! На связи с вами, Тимур Мустаев. Часто на разнообразных форумах и группах, посвященных разборке и оценке фотографий, можно встретить конструктивную критику, относительно линии горизонта, а именно ее завале.

Что такое линия горизонта, заваленный горизонт и как он, собственно, упал, давайте разбираться?

Официально завал — это несоблюдение параллелей между линией горизонта на фото и горизонталью монитора или экрана фотоаппарата.

Данная ошибка является довольно распространенной среди начинающих фотографов и не столь критична, как, например, неверно выставленное значение выдержки и диафрагмы, которое глобально влияет на конечный результат.

Впрочем, справедливости ради, важно указать, что завал горизонта может выступать как художественный прием, для придания особой выразительности снимка.

Естественно, данный прием не имеет никакого отношения к серии фотографий «я и моя кошка».

Что делать, чтобы избежать завала горизонта?

В новейших моделях фотоаппаратов можно встретить довольно полезную примочку — электронный уровень, который, как и строительный, выполняет одну и ту же функцию.

Если ваша техника не имеет таких полезностей, приобретите в специализированном магазине первый попавшийся LED уровень, установка которого производится в стандартный башмак, на место внешней вспышки. Такой уровень на фотоаппарат можно купить на Алиэкспресс.

Также многие фотоаппараты имеют маркеры и сетки в видоискателе, которые условно накладываются на предметы/объекты съемки и никак не отображаются в фотографии.

Этот метод позволяет не только правильно сориентироваться при расположении горизонта, но и верно произвести общую компоновку кадра.

Для людей, не ищущих легких путей, одним из самых элементарных и бюджетных способов получения ровной линии горизонта, является постоянное сравнение его с одной из границ экрана камеры.

Заваленный горизонт на фото, как исправить?

Если при просмотре отснятого материала вы обнаружили наличие данной ошибки на фото, придется прибегнуть к радикальному методу — удалению всех подобных снимков! Шучу!

Эта проблема легко решается в программе Photoshop.

  • Вставьте фото в программу.
  • Нажмите на клавишу С. Это инструмент рамка.
  • Крутите-вертите снимок в нужном направлении за круглую стрелочку (обычно располагается в углах фото) до достижения нужного результата.
  • Нажмите Enter для закрепления полученного результата.
  • Произведите кадрирование.
  • Сохраните фотографию.

Кстати, уделяя внимание удобству и выработанным привычкам, хочу сказать, что категорически не приемлю способ кадрирования в фотошопе и использую обычный, всеми известный Paint: открываю фото, выделяю нужную область, нажимаю «Обрезать», сохраняю.

В Paint имеется также функция поворота на определенное количество градусов в ту или иную сторону, для выравнивания горизонталей, но, как по мне, этот способ портит качество фотографии, и я его не использую.

Иные линии, участвующие в композиции

В продолжении темы не могу не упомянуть о различных линиях, участвующих в построении кадра или мешающих этому.

Чаще всего линии добавляют в фотографию жизнь, выражают динамику, указывают направление, ведут взгляд к главному объекту, подчеркивая его значимость.

Снимок, состоящий из горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, сам по себе не может не заинтересовать зрителя.

Под линиями подразумеваются различные геометрические строения, отделка зданий, линии электропередач, железнодорожные пути, автомобильная трасса, дорожная разметка, аллеи и т.д. Даже полосатый кот, может отлично вписаться в кадр, и что-нибудь подчеркнуть.

Находить нужные линии довольно сложно, для всего нужна практика.

Фотографируя памятники или объекты архитектуры, обращайте внимание на окружающие линии. Они помогут донести сюжет фото до зрителя в лучшем свете.

В пейзажной фотографии горизонтальные линии символизируют состояние покоя: спящие люди, лес, поваленные деревья, «соприкосновение» неба и моря — слияние воедино — все это говорит о балансе, неком постоянстве и отсутствии времени.

Однако, снимок воплощающий буйство и многообразие линий может быть слишком перенасыщенным и скучным.

Поэтому, если вы снимаете береговую линию океана, соприкасающегося с небом, «затащите» в кадр какой-нибудь предмет, например, проплывающий корабль или заходящее солнце.

Важно, чтобы все гармонировало и дополняло друг друга.

При съемке пейзажей, портретов и архитектуры линию горизонта нежелательно располагать по центру. Стоит понимать, что это приведет к делению кадра на две части, а это недопустимо по правилу трети.

Теперь вы знаете, еще небольшие фишки которые знают фотографы. Перед заключением, хочу посоветовать курс — Цифровая зеркалка для новичка 2.0 (если у вас НИКОН) или Моя первая ЗЕРКАЛКА (если у вас КЭНОН). Благодаря ему вы многое что узнаете о своей зеркальной фотокамере. Как ее правильно настраивать, на какие настройки обращать внимание, что стоит учитывать и на что обращать внимание при фотографировании. Одним словом, вы перейдете со своим фотоаппаратом на «ТЫ». Советую данный видео курс, особенно новичкам.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей камеры CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей камеры NIKON.

Подписавшись на обновления блога и комментируя статьи, вы помогайте делать контент лучше! Не забывайтесь делиться материалом в социальных сетях.

Композиция и сила линии

В этом уроке по фотографии мы поговорим про линии в композиции. В фотографии линии повсюду. Сознательное использование их может добавить Вашей композиции глубины и динамики. Давайте-ка я покажу Вам, что я имею ввиду.

Посмотрите на следующие изображения:

Для простого пейзажа это хорошо. Мне нравится, но здесь нет ничего особенного. Может быть, не хватает ощущения глубины. А теперь давайте сравним с этим фото такой пейзаж:

Видите, как трехмерно он выглядит по сравнению с предыдущим? Линии в композиции создают ощущение глубины. Они сходятся ближе к центру, создавая ощущение расстояния и пространства. Я пометил линии, чтобы Вы могли отчетливо увидеть их.

Не в каждом пейзаже так легко заметить линии. В большинстве случаев эти линии куда тоньше. В этом пейзаже камни треугольной формы на переднем плане словно стрелки указывают на остров в отдалении и заходящее солнце:

В этом случае линии лишь подразумеваются, а не существуют по факту. Форма пород — это как визуальная подсказка, которая направляет взгляд вдоль невидимых линий к горизонту:

Давайте посмотрим на это изображение еще раз, но иначе. Существует сильная горизонтальная линия — собственно горизонт. Что произойдет, если обрезать изображение? Ощущение у фото будет совсем другое. Горизонтальные линии направляют взгляд в сторону и создают ощущение стабильности и мира. Подчеркнем эту линию:

Если в исходном изображении подразумеваемые линии создают ощущение движения, то композиция выходит более динамичной. Принципы здесь такие:

  • Если Вы хотите создать пейзаж со спокойным, умиротворенным настроением, используйте горизонтальные линии.
  • Если Вы хотите добиться более захватывающего, динамичного пейзажа, Вам в помощь диагональные линии.
  • В пейзажной фотографии полезные широкоугольные объективы, потому как способны довести все линии от переднего плана до самого горизонта.

Линия вне пейзажа.

Линия хороша не только в пейзажах. Вы должны натренировать свой глаз, чтобы сперва найти нужные линии, а затем использовать их для своей композиции. И при том линии не только прямые. Они могут быть изогнуты, могут быть просто подразумеваемыми. Вот фотография, на которой я взял очень сильную диагональную линию, которая создает динамичное, увлекательное ощущение:

Далее фото, в котором используется сильная вертикальная линия. Линия создается формой красного знака, который вторит линиям на деревянной стене. Красная нить создает еще одну линию, которая пересекает другие. Посмотрите, здесь вертикальная линия далеко не так динамична, как диагональная на предыдущем изображении.

Линия в портретной съемке.

В пейзажной фотографии использование линий наиболее очевидно, но так ли они полезны в портретной съемке? Я так думаю, что здесь тоже случай тонких линий. В этом примере руки женщины тонко намекают на линии, ведущие взгляд через изображение к ее лицу:

Линии подчеркнуты тональным контрастом. Светлый тон кожи рук против черного платья и темного фона:

Заключительные мысли.

На самом деле вокруг нас всегда есть линии, это очень полезный инструмент, который может Вам помочь создать фотографии со строгой композицией. Одни из способов добиться от линий максимальной отдачи — стремление к простым изображениям. Не нужно, чтобы многое отвлекало взгляд от этих линий. Упрощение содержания, напротив, сделает линии сильнее и эффектнее.

Фото: Andrew S Gibson

Как научиться фотографировать с НУЛЯ?. Научитесь «выжимать» из своей фотокамеры ВСЕ.

«Цифровая «Зеркалка» для новичка, или как делать отличные фотографии. Уровень I

Секреты креативных фотографий для новичка. Приемы и хитрости фотосъемки. Уровень II

Ссылка на основную публикацию