Кто такие фотокритики? | Foto-kadr.ru

Кто такие фотокритики?

Кто такие фотокритики?

Кто такой фотокритик? Давайте не будем вникать в дебри языкознания, не будем искать в словарях и энциклопедиях смысл этого слова. Не будем разбираться, в чем заключаются «должностные обязанности» фотокритика. Давайте поговорим сегодня о его роли, о его ипостаси. Ведь, согласитесь, профессия фотокртика – профессия многогранная, многоликая и важная.

На наш взгляд, у человека этой профессии можно смело насчитать несколько «ролей».

Роль первая. Искусствовед и культуролог

Как нам кажется, роль искусствоведа и культуролога – это самая главная роль фотокритика. Никто иной, как фотокритик, обобщает и собирает воедино все знания в сфере искусства вообще и фотоискусства в частности. Делать это он может как по своему призванию, так и в силу своего профессионального образования. Настоящий профессиональный фотокритик должен быть знатоком истории искусства, историком фотографии. Он должен, просто обязан знать, как развивалось фотографическое искусство. Это специалист, который без труда увидит уникальность хорошей фотографии, среди сотен тысяч снимков отберет самые наилучшие, заслуживающие внимания, отделит шедевры от проходных работ, отделит новое от старого. И, самое главное, объяснит это зрителям: слушателям или читателям.

Роль вторая. Лидер мнений

Эту роль фотокритика мы поясним на одном простом примере. Представьте себе, что какой-нибудь известный, титулованный и популярный критик в сфере ресторанной индустрии в модном журнале опубликовал очень хороший, доброжелательный отзыв о том или ином кафе или ресторане. Конечно же, приток клиентов в это заведение будет обеспечен со стопроцентной гарантией. Мнение специалиста обычно не подлежит недоверию. И даже если в хорошо разрекламированном кафе посетитель вдруг обнаружит пересоленный салат или не очень свежий антрекот, или останется недоволен тем, как его обслужил официант, скорее всего он спишет все это на временное явление или одноразовые просчеты в работе заведения.

Так уж устроена психология человека. Когда человеку рассказывают об этом психологическом механизме, обычно ему это не нравится. Некоторые даже возмущаться начинают. Но, тем не менее, этот механизм работает. Его формула примерно такова: чаще всего мнение о чем-то у человека складывается не из его собственного опыта, он не сам вырабатывает это мнение, а заимствует его у другого, более авторитетного, на его взгляд, человека. Между прочим, ничего плохого в этом, собственно, и нет. Таким образом человек просто-напросто экономит свою мыслительную энергию.

Вот именно поэтому фотокритика и можно назвать лидером мнений. Он работает для того, чтобы формировать у других людей правильное мнение о фотоискусстве, о том или ином фотографе или какой-нибудь одной из его работ. Фотокритик дает оценку, а другие люди к этой оценке прислушиваются, и чаще всего соглашаются с ней. Иногда, конечно, кто-то может с таким мнением и не соглашаться, но это бывает достаточно редко.

Роль третья. Маркетолог

Хочет того фотокритик, или не хочет, но именно он в основном и влияет на стоимость работ того или иного фотографа. Стоимость фотографии, как и любого другого произведения искусства или артобъекта, складывается, как правило, из нескольких факторов. Из таких, например, как уникальность произведения, его возраст, историческая или культурная ценность, личность автора работы, то, что на ней изображено (или кто…) Немаловажную роль в этом ряду играет и оценка работы критиками. Всего лишь одно веское слово авторитетного фотокритика может как резко понизить стоимость фотографии на рынке, так и взвинтить ее до заоблачных высот.

Роль четвертая. Помощник

Когда фотокритик указывает фотографу на просчеты в его работах, он ни в коем случае не должен оскорбить его, сказать ему что-то обидное. Одна из главных целей разбора той или иной фотографии – указать ее автору на то, что в этой фотографии можно усовершенствовать, изменить так, чтобы она стала лучше. Вторая, но не менее важная цель фотокритика – добро и по-дружески подсказать фотографу пути его развития как художника, направить его творчество в нужное русло.

Достаточно часто любого критика, в том числе и критика в области фотоискусства, авторы не очень-то жалуют, считают его злым, вредным и сердитым человеком. Это очень плохо, когда критик не вызывает доверия у авторов. Такого не должно быть. Как бы это не показалось странным, но с такими авторами нужно бороться. Фотографам фотокритик должен быть другом, а не врагом. И совсем не нужно его бояться.

Роль пятая. Человек искусства

Для того, чтобы уметь оценивать чьи-то эмоции, фотокритику прежде всего самому нужно научиться чувствовать эти эмоции. И причем чувствовать так же тонко, как и сам художник. Живописец свои эмоции изливает на холсте красками, композитор — звуками, архитектор воплощает свои эмоции в совершенных формах зданий… Фотограф же, то, что он чувствует, передает зрителю посредством своего искусства, то есть снимками. А вот фотокритик сродни поэту или писателю. Свои чувства и мысли он передает читателю при помощи слов. Свои мысли он должен изложить грамотно, понятно, последовательно и четко. И, плюс ко всему, хорошим литературным языком. Это очень важно для теоретика в области фотографии. Слово фотокритика должно быть действенным.

Роль шестая. Наставник

Когда фотокритик пишет или рассказывает о работе и творчестве какого-нибудь фотографа, он, хочет того или нет, затрагивает и множество других тем, других видов искусства, процессов и явлений, происходящих в культуре и искусстве в целом. Рассказывая о достоинствах и недостатках той или иной фотографии, настоящий фотокритик глубоко залезает в прошлое и смотрит порой далеко в будущее. Анализируя работу одного автора, он на его примере учит других авторов. Пытается и старается привить фотографам и вообще любителям и ценителям фотоискусства правильный и хороший вкус. Рассматривая и описывая фотографию, он учит видеть и замечать те нюансы, на которые многие другие зрители порой даже и не обращают внимание. Хоть это и звучит возвышенно и красиво, но настоящий фотокритик способен научить зрителя не просто смотреть, а скорее созерцать работу того или иного мастера фотографии. Фотокритик – это учитель вкуса. А уж если кто-то кого-то чему-то учит, то он и сам должен этим владеть в совершенстве. Вот поэтому и напрашивается вывод: фотокритик должен обладать безупречным вкусом.

О ролях и ипостасях фотокритика можно говорить долго. Сегодня мы рассказали лишь о некоторых из них. Их намного больше. Но главным девизом, законом фотокритика должно быть «Не навреди!». И вот ещё что очень важно: фотокритик не должен судить с позиции «хорощо-плохо». Искусство фотографии, как и любое другое искусство, глубоко, многогранно и тонко. Вот на этом уровне и должен работать настоящий фотокритик.

Почему в фотографии важно полюбить негативную и конструктивную критику

Радостное принятие критики, особенно негативной, противоречит общепринятым понятиям о здравом смысле. Это очевидно всем. Однако, есть несколько причин в необходимости такой критики для каждой творческой личности. Многие успешные художники и мастера фотографии скажут, что именно болезненная, резко отрицательная критика позволяет узнать о себе и своем творчестве гораздо больше, чем метафорические доброжелательные «похлопывания по спине». Показав свою работу аудитории, любой автор, кем бы он ни был, рискует услышать негативную рецензию наравне с положительными отзывами, – это неизбежно. Хитрость грамотного восприятия критики состоит в том, чтобы научиться извлекать из нее пользу.

by Dina Belenko

Почему позитивные отзывы не продуктивны

Какую информацию для анализа и самосовершенствования можно извлечь из насквозь благожелательного отзыва на работу? Очевидно, никакую ‒ это, скорее мотиватор, заставляющий двигаться дальше в погоне за положительным подкреплением. Кроме него, из позитивных отзывов ничего полезного получить нельзя. Конечно, чтобы реально представлять себе картину происходящего, изучать аудиторию и собственный выбранный путь, нужно обращать внимание на любую критику. Но слова одобрения зачастую имеют «скрытый» социальный подтекст ‒ люди хорошо отзываются о работе, просто чтобы сделать автору приятно и не задеть его чувств. Подобный подход, конечно, имеет свои достоинства, извлечь конструктив из него невозможно. Так как информации о «слабых точках» нет, то и улучшить работу с помощью положительных отзывов не получится.

by Alexandru Vilceanu

Чем ценен негативный критический анализ

Отрицательные суждения, хотя и могут быть резкими, ранящими, несут потенциально полезную информацию. Не очень важно с какой целью автору указали на его ошибки (с благой, или просто, чтобы задеть) ‒ это может быть использовано с пользой, поэтому, всякий раз, когда фотограф сталкивается с отрицательной реакцией на свое творчество, важно принять критику, запомнить (можно и записать) на что обратил внимание критик. А уже затем решать: правильно ли сделаны замечания, либо же все сказанное – придирки.

by Laurent Jobert

Когда автор размышляет, верным ли было замечание, правильно ли ему указали на недостатки, переживания должны отступать на задний план ‒ нужно сделать над собой усилие, чтобы оказаться себе одолжение и осознанно услышать сказанное в адрес своей работы.

Запомните, что столкнувшись с негативной критикой нельзя оправдываться и, тем более переходить на личности, затевая спор по принципу «сам то ты кто?». Подобные словесные баталии создают отрицательное впечатление об авторе в обществе и во многом негативно влияют на следующую оценку творчества человека.

Конструктивную критику нужно полюбить

В принципе, каждый раз, когда работу критикует человек, признанный профессиональным сообществом, как эксперт в своей области, нужно быть благодарным. Существует несколько причин для того, чтобы испытывать радость, а не обиду:

  • если эксперт потратил часть своего драгоценного времени на критический анализ и просмотр работы, это значит, что он уважает автора, как фотографа (и его труд тоже);
  • точка зрения специалиста, скорее всего более опытного, чем автор, позволит последнему стать лучше и создать более совершенные произведения в будущем. Считайте такую критику бесплатным обучением;
  • есть шанс усовершенствовать свой результат, учитывая моменты, которые раньше просто могли не приходить в голову ‒ невозможно самостоятельно изучать и запоминать абсолютно все, что касается фотоискусства.;
  • мнение значимой личности, даже негативное, распространяется в профессиональной среде быстро ‒ об авторе-«мишени» для критики смогут узнать многие люди, что станет полезным с точки зрения бизнеса и продвижения.

by Peter Kefali

Как решить, стоит ли критика внимания и работы над собой

В зависимости от того, хорошо ли автор знает сам себя, критика может быть полезной или ввести в заблуждение. Время от времени качественную, примечательную работу будут ругать те, кто попросту завидует. В чистом виде это встречается нечасто, и большинство критиков честны, поэтому даже чуть преувеличенные проблемы все-таки могут быть полезны.

by sanju Venugopal

Что стоит отметить в первую очередь?

  • Повторы замечаний. Скажем, на работу получено десять критических отзывов, и, если некоторые аспекты встречаются более чем в одном, на них стоит обратить внимание. Если несколько специалистов увидели ошибку, то, скорее всего, она очевидная, и будет замечена зрителями.
  • Необходимость поверить критику, исправить ошибку и оценить полученный результат. Большинство из замечаний действительно стоят того, чтобы учесть их в будущем. Неважно нравится автору критика или нет, ее стоит проверить на практике. Может оказаться, что эмоциональная привязанность, возникающая у фотографа в отношении работы, не дает трезво оценить замечания и тем самым закрывается возможность для изменения к лучшему. Для лучшего восприятия нужно отложить решение вопроса на несколько дней, а затем попытаться снова безэмоционально оценить отзыв. Для ослабления эмоций, как правило, требуется примерно 24 часа.
  • Нужно быть реалистичным. Вне зависимости от того, сколько опыта и профессиональных наград накопил автор, он уязвим. Лучше стараться не попадать в засаду своего эгоизма, полагая, что ты лучше всех и никакая критика не сможет тебя улучшить. Даже если автор ‒ первый фотограф в мире, всегда остается возможность для самосовершенствования. Стремиться стать лучше должен каждый.

by Mardy Suong Photography

Критические отзывы, хорошие или плохие, положительные и резко отрицательные действуют, как правило, непосредственно на личность, задевая эго человека. Чтобы извлечь из них пользу, нужно стараться сконцентрироваться на получении реальных знаний и пользы. Стоит поощрять людей честно выражать свое мнение, применять разные подходы, «выжимая» из критиков ценные крупицы информации. Не существует понятия «хорошо и этого достаточно» и нет кадра, лучше которого фотограф не смог бы сделать. Всегда есть возможности для самосовершенствования, и их необходимо реализовывать.

Видеоканал Фотогора

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Искусство фото критики

Предисловие: Вероятно эта статья адресована тем, кто часто обращается к аудитории с призывом «хочу критики,» а также к тем, кому хочется не просто прокомментировать ту или иную фото работу, а порой даже покритиковать. Но вот тут то и возникает вопрос: «А готова ли та или другая сторона к критике? » Одна сторона — принять критику. А другая сторона — критиковать созидательно, а не разрушительно. Ну, а если быть уж совсем откровенным, то по большому счету, фото критика — это удел профессионалов.
Однако , для тех, кто желает овладеть основами искусства фото критики, своими советами делится профессиональный фотограф Хай Ян Кампс ( Haje Jan Kamps), автор многих книг, посвященных фотографии.
Комментировать что-то на самом деле очень легко. Дать же полезный комментарий по теме — например, по поводу фотографии, чрезвычайно трудно. Комментирование фотографий приобретает характер критики. Критика же фотографий — это особенная, можно сказать обособленная тема. Поэтому, если говорить о фотографии, то нужно обладать именно искусством критики. Ниже представлено несколько полезных советов по овладению основами такого искусства.

Первый вопрос, на который вам придется для себя ответить: “Почему вы критикуете фотографию? ”. Прежде всего, к моменту начала критики фотографии может уже пройти несколько часов, дней и даже месяцев и лет. Возможно, фотография была снята заграницей, или же в ситуации, в которой фотограф может никогда больше не оказаться. Другими словами, важно помнить, что зачастую говоря о фото критике, речь не идет об одной фотографии, а о том, как фотограф может развить свои способности, как технические, так и художественные.

“Мне нравится, контраст просто классный” такое высказывание совершенно ничего не значит для фотографа, это значит только то, что вам нравится конкретно эта фотография и то, что вы чувствуете, что контраст – хорошая, важная деталь. А вот комментарий, звучащий следующим образом: “Мне нравится эта фотография, потому что она демонстрирует, что вы думали об освещении, а общее впечатление, от времени потраченного на освещение дополняется еще и усиленным контрастом”, например, подвигнул бы фотографа на дальнейшую работу над освещением. Фотограф находится на верном пути, а вы просто подталкиваете его. В данном случае, легко понять, какой из упомянутых комментариев является самым полезным.

Фотографии в контексте
И так, когда вы пишите фото критику, пытайтесь оторваться от одной единственной фотографии и попытайтесь предпринять более обширный подход к тому, как вы рассматриваете фотографии сделанные определенным фотографом.

Кроме того, нужно помнить, что нет правильных или неправильных фотографий. Существуют грубые технические ошибки ( например, проблемы широкой экспозиции), что и воспринимается, как универсальная ошибка. Но художественные соображения не могут быть универсальны. Лично у меня есть склонность к тщательно кадрированным черно-белым фотографиям. У меня есть друг, который любит делать цветные фотоснимки пейзажей. И мне очень трудно высказать ему некую полезную критику, так как это не мой стиль фотографии …

В конце концов, вы являетесь тем самым фотографом, работы которого подвергаются критике, не обороняйтесь. При случае, можно просто промолчать. Это очень редкая возможность, когда можно заставить людей говорить о своих фото работах, так зачем же ее терять. Пусть люди говорят ( даже если вы считаете, что они несут полную чушь), это их мнение, и это ваша целевая аудитория, которая должна быть важна для вас. Пусть разглагольствуют.


Так как же все таки критиковать правильно?

Прежде всего, внимательно рассмотрите фотографию. Пусть глаза практически про сканируют ее. Убедитесь, что вы уловили все возможные детали фотографии. Если вам бросается в глаза что-то реально хорошее или реально плохое, сделайте для себя заметки, но не высказывайте ничего.

2) Интерпретация

Теперь можно немного поговорить о фотографии. Это как раз тот аспект, который чаще всего упускается в процессе критики, но на самом деле , в этом заключается самая большая польза, которую вы можете принести фотографу. Свою интерпретацию можно начать так: “Когда я смотрю на это фото, я чувствую…”. Объясните, какую эмоциональную реакцию вызывает у вас это фото. Продолжение может быть следующим: “Я думаю это фото о…”. Можете рассказать фотографу о любом символизме, который вы для себя отмечаете. Если же вы не уверены, об этом также можно сказать .

3) Технические моменты

Следующий аспект , который необходимо учитывать — технические моменты. Все ли хорошо с фотографией в техническом плане? Заметили ли вы пыль , правильная ли экспозиция, присутствует ли какая-либо нежелательная размытость (неправильный фокус, размытость изображения, вызванная движением объекта, размытость зуммирования итд)? Все ли цвета четко отражены? Каков контраст ? Мог ли фотограф использовать другое освещение? Какая диафрагма была бы преимущественной, более крупная или поменьше?
4) Художественные моменты

Что вы думаете о кадрировании и формате? Если фотография черно-белая , то должна ли она быть цветной или наоборот? Хорошо ли соблюден баланс между фоном и передним планом? Стала ли бы фотография лучше в случае использования другого реквизита или другой модели?

5) Положительные моменты

Это, как раз тот аспект, где вы указываете, что вам нравится в данной конкретной фотографии и, почему. «Почему» — это как раз самое важное. Если вы не можете сказать, почему вам нравится X, Y, или Z, тогда даже не стоит упоминать об этом. Фраза: “ Мне нравится небо” бесполезна. “ Мне нравится цвет неба” – это уже лучше. “Мне нравится темно-синий цвет неба, потому что он хорошо контрастирует с желтым и красным цветами на фотографии» — прекрасный комментарий. Можно подкрепить его некоторыми своими размышлениями.

6) Моменты, которые стоит улучшить

Этот аспект сохранен напоследок , потому что к этому моменту вам удалось добиться от фотографа уверенности в себе по отношению к своим фотографиям. По-прежнему остается важным помнить тот факт, что уже сделанную фотографию уже невозможно изменить. Поэтому нет никакого смысла в суровой критике человека. Можно указать человеку один- два специфических момента , которые можно было бы улучшить в этой конкретной фотографии ( полезными предложениями в этом смысле могут стать: ‘устранение пыли ’ и превращение фотографии в черно-белую в фото лаборатории) и возможно предложить пару моментов, которые можно было бы изменить с вашей точки зрения, как если бы вы делали эту фотографию сами.

7) Подведение итогов

Какой же показалась вам эта фотография, в общем и целом?
Пример критики

Когда я смотрю на эту фотографию, она заставляет меня вспомнить об уличных артистах .

Я думаю, эта фотография повествует о . это люди, которые из кожи вон лезут, чтобы привнести в эту жизнь разнообразие, а также напомнить, зачем ты живешь; не только для того, чтобы преодолеть все трудности, а для того, чтобы удивляться, развлекаться и озадачиваться окружающим миром. Данная фотография иллюстрирует именно все это.

Технически. я считаю, это фото слабее , в сравнении с остальными вашими фото работами. Рука фото персонажа находится в идеальном фокусе, но вот его лицо представляет собой большую размытую туманность. Малая глубина резко изображаемого пространства играет очень важную роль в этой фотографии – иначе фон этого фотоснимка будет выглядеть беспорядочно в борьбе за привлечение вашего внимания.

Что мне нравится в этой фотографии . так это архаичный реверанс со шляпой, выполняемый джентльменом, и то самое чувство, которое он вызывает по отношению к себе, как если бы он был изгнанником в этом мире бушующем вокруг него. Совершенно очевидно, что ему наплевать на все, что делает его устрашающим.

Если бы мне предстояло что-то улучшать или изменять в этом фото, я бы. внес в него лишь небольшие изменения. Его лицо слишком затуманено, с моей точки зрения, хотя это очень субъективное мнение, и все же я считаю, что суть уличной фотографии заключается в людях — их глаза, лица – это самая главная и основополагающая характеристика уличной фотографии.
В целом же я считаю , что данное фото обладает шармом и эмоциональной глубиной. Фотоснимок сам по себе можно считать прелестным, а небольшое редактирование поможет лишь сотворить маленькое чудо, чтобы она по достоинству могла стать еще лучше.

Предложенный вариант незначительного редактирования фото.

PS: Мне лично кажется, что если покритиковать хоть пару пару фото работ здесь на Галерее , к примеру, вот в таком предложенном стиле, получились бы полноразмерные литературные сочинения. Хотя интересно, может быть кто-нибудь попробует

Кто такие фотокритики?

    • Главная
    • >
    • Фотожизнь
    • >
    • Статьи
    • >
    • Фото статьи
    • >
    • О критике, о критиках и об отношении к критике

Фото статьи

О критике, о критиках и об отношении к критике

Антон Вершовский: Всего несколько лет назад, на рубеже двух веков, стало ясно, что Всемирная Сеть впервые в истории человечества может подарить каждому зрителю возможность найти интересные фотографии, а каждому фотографу-любителю — возможность найти своего зрителя и критика, способного дать фотографии объективную оценку. И тогда возникли открытые виртуальные сообщества фотографов-любителей, или фото-сайты.

Уже из того, что один из созданных в то время фото-сайтов, ныне входящий в тройку крупнейших в стране, так и назывался — ФотоКритик, следует, что критика изначально считалась одной из важнейших составляющих виртуального фото-общения. Она, критика, не только помогала (во всяком случае, в теории) учиться на ошибках, но и (опять же, в теории) способствовала формированию оценок. Из оценок составлялись рейтинги, рейтинги определяли аудиторию фотографа, а аудитория творила кумиров.

Но с лавинообразным ростом интернет-фото-аудитории и изменением ее состава изменилось и отношение к критике. Выяснилось, что рейтинги можно формировать и без критических отзывов, то есть простым подсчетом голосов «за», а учебно-образовательная роль критики сошла на нет по причине полной ненужности.

Нет ничего удивительного и в том, что среди фото-сайтовского большинства распространено и принято единое мнение о критиках:

«Критики — это неудачники, которые ничего в жизни не добились, а потому отыгрываются на чужих фотографиях, — то есть существа не просто бесполезные, но несомненно вредные.»

Те комментаторы, которые решаются проплыть через медовые реки для того, чтобы указать на недостатки чужих фотошедевров, обычно получают от авторов стандартный штампованный ответ: «прежде, чем критиковать — покажи мне свои фотографии, а если у тебя их нет — молчи и не лезь». Или: «прежде чем умничать, разберитесь в своем альбоме».

Само собой понятно, что такие заявления являются нарушением элементарной этики: обсуждая конкретную работу, нужно обсуждать именно ее. А переводить обсуждение на личности — это самое последнее дело. А кроме того, они свидетельствуют о прискорбных изъянах в воспитании и образовании означенных авторов. Дело в том, что:

• Чтобы разбираться в фотографии — отнюдь не надо быть фотографом, так же, как не надо быть виноделом, чтобы разбираться в винах. В винах разбираются не виноделы, а гурманы и дегустаторы. Или, как говорят на востоке — для того, чтобы утверждать, что у бабуина красный зад, не требуется предъявлять свой.

• Уровень понимания хорошего критика обычно достаточно высок для того, чтобы не переоценивать свои фотографии, и, следовательно, — не стремиться их показывать. Что, кстати, вовсе не означает, что никому не известный в одном фотосообществе критик не может быть фотографом, давно признанным в другом, зачастую — гораздо более профессиональном кругу.

• Если критик все же является одновременно фотографом высокого уровня — то он обычно не выставляет свои фотографии на фото-сайтах. Дело в том, что нормальный фото-сайтовский зритель, привыкший к красивым закатам и обнимающимся с хромированными мотоциклами грудастым девушкам в крупно-сетчатых чулках, — как правило, способен воспринять снимки только своего или близкого к своему уровня, стиля и идейной насыщенности. А будучи абсолютно неподготовлен к восприятию художественной фотографии, такой зритель неизбежно сочтет ее в лучшем случае техническим браком, а в худшем — насмешкой лично над собой. И это естественно: художественная фотография — это искусство, и ее понимание, как правило, не приходит само, оно требует сознательных усилий по формированию восприятия .

Критик — это не просто состояние души, это еще и квалификация.

Для того, чтобы стать критиком — недостаточно уметь хамить коллегам и искренне, от всей души, хвалить сильных мира сего. Как минимум, начинающему критику необходимы объективность, корректность, знание основных законов компоновки и требований к технической стороне фотографии, а также осознание того, что всего этого совершенно недостаточно.

Так как же надо критиковать?! Как делать это «правильно»?!

Отвечает Photocritic.org:

С первого взгляда, кажется, что довольно легко критиковать, все мы имеем свой взгляд на те или иные вещи. НО на самом деле дать действительно полезную и объективную критику — очень трудно!

Чтобы оценить ту или иную фотографию, картину, любое произведение искусства требуется время — это может быть и день, и неделя, и месяц. Увидев объект в первый раз, невозможно оценить его полностью, восприятие будет поверхностным, и только по истечении времени глазу критика могут открыться незначительные детали, которые способны просто перевернуть все восприятие фотографии. Конечно принимая во внимание, что фотография изначально имеет некую художественную ценность.

Если вы хотите научиться критиковать «правильно» , вы должны понимать, что ваша критика не должна быть односложной. Комментарии — «мне нравится», «прекрасная идея», «мне нравится эта фотография, отменные цвета» — не скажет автору фотографии буквально ничего, кроме того, что вам понравилась фотография и у неё красивая цветовая палитра. А вот — «Мне понравилась ваша фотография, потому что вы отлично подобрали световую схему, благодаря чему нет провальных темных областей, все детали мимики лица отлично проработаны. Прекрасно выбран баланс между яркостью и контрастом, что позволило выявить фактурность лица и его черты» — тут уже другой разговор, автор видит какие моменты были замечены и выделены сторонним взглядом. Возможно по мере получения критических отзывов автор поймет , что не добился того результата и того эффекта , который должна была произвести фотография, и это заставит думать и анализировать, а значит совершенствоваться!

Но критикуя вы должно понимать, что фотография — это искусство, и как в любом продукте творческой деятельности в ней нет строгих канонов! Если технические ошибки, например, могут быть очевидны (например, недоэкспонированный кадр), то авторское видение нельзя закрыть в какие-то рамки и заставить следовать строгим правилам, эксперименты могут и должны быть!

Если вас критикуют не надо занимать оборонительную позицию! Просто помолчите и послушайте! Дайте людям возможность говорить то, что они думают о вашей работе, и воспринимайте критику, прислушивайтесь к ней. Так как порой из большого количества напыщенных слов, попадаются несколько таких — которые стоят тысячи, которые заставят вас задуматься и посмотреть на свою работу другими глазами! Глазами критика!

Желаем Вам найти полезных критиков и объективной критики!

Как правильно критиковать и оценивать фотографии

Любой новичок, отщелкав какое-то количество кадров, задается вопросом: А хороши ли фотографии, сделанные мною или нет?!

В поисках ответа чайник обращается на сайты и группы Вконтакте, с просьбой покритиковать фото и указать недостатки. Говорить про то, что наш герой свято верит в шедевральность своих творений не приходится вообще.

И когда критики обрушиваются на него, то мир нашего новичка начинает трещать по швам и расползаться на глазах.

Я состою в нескольких пабликах и являюсь достаточно злобным критиком, который регулярно раздает достаточно жесткие отзывы чужим фотографиям, отчего начинающий фотограф начинают фрустрировать и бегут жаловаться на меня местной администрации.

Однако, подобной фрустрации любой начинающий может избежать, если будет честен сам с собой и самостоятельно оценит свою фотографию, окинув ее непредвзятым взглядом. Итак, поговорим о том, как можно и нужно оценивать свои фотографии самостоятельно.

В целом же, спустя несколько лет занятий фотографией, могу заметить, что не умея самостоятельно и самокритично оценивать свои фотографии, стать хорошим фотографом не получиться в принципе.

Как оценить свои фотографии самостоятельно и подвергнуть их собственной критике?!

Как-то я уже указывал на то, что качество любой фотографии можно рассматривать в двух плоскостях: в технической и художественной.

Наиболее легко и удобно оценивать собственные фотографии в технической плоскости. Достаточно проверить фотографию на:

  • Засветы/ пересветы / блики / «зайцы»
  • Провалы в тенях
  • Экспозицию, в целом
  • Линию горизонта / горизонтали и вертикали в кадре
  • Количество цифрового шума
  • Недостаток / излишек контрастности
  • Правильное построение кадра / композиция

В художественном же плане, все гораздо сложнее. Нужно честно ответить на несколько основных вопросов:

  • Что за чувства вызывает эта фотография!?
  • Вызывает она хоть какие-то эмоции у меня?!
  • Есть ли на фотографии баланс между предметами, объектами и планами?!
  • Есть ли посторонние объекты или предметы, столь ненужные этой фотографии?!

И вот когда вы будете уверены, что в техническом плане с вашей фотографией все в порядке, как и в художественном, то можно смело выкладывать «на критику» уже в социальные сети или на специализированные сайты.

Правда, я должен сразу предупредить, комментариев много не будет, ибо с технической стороны не придраться, а с художественной это уже, возможно, ваше видение нашей суровой действительности. Количество же лайков будет сильно зависеть от популярности и проходимости конкретного паблика, что приводит к мысли о том, что их количество не может служить каким-либо определяющим фактором.

Я советую не обращать внимание на количество лайков, ибо один полноценный развернутый комментарий, неважно положительный или отрицательный, окажет гораздо большее влияние на ваше развитие в фотографии, чем куча безымянных лайков от не пойми кого, с не пойми каким вкусом.

Достаточно только прислушаться к этому комментарию и трезво оценить, что именно человек хотел вам сказать. В конечном итоге, это именно тот зритель ваших фотографий, ради которого вы и фотографировали вообще.

Да, и я знаю, что вы про это не задумывались.

Объективная критика ваших фотографий: спросите о другой точке зрения

Что произойдет, если вы попросите 150 человек взглянуть на одни и те же фотографии и выбрать лучшие? Ответ простой: будут выбраны разные фотографии. Но, как я недавно выяснил, это разнообразие может быть довольно удивительным.

В прошлом году я решил самостоятельно опубликовать фото книгу об Испании. Я хотел сделать это на протяжении нескольких лет. Когда сайт Kickstarter (Kickstarter — сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов по схеме краудфандинга (то есть добровольных пожертвований) ) объявил о том, что открывает магазин в Испании, где я живу, я воспринял это как знак, и конечно загрузил свой проект в день его открытия.

Изображение №1 по популярности среди людей, поддержавших мою книгу.

Но я хотел сделать с книгой что-то другое. И меня осенило – я мог бы сделать своих поклонников частью процесса отбора фотографий, которые попадут в книгу. Я хотел, чтобы каждый сыграл свою роль в моей книге. Поэтому я загрузил 240 изображений на личную веб страницу и дал каждому пароль и задание; оно состояло в отборе 80 лучших изображений. После того, как период голосования закончился, я подвел итоги и получил 80 лучших изображений, которые вошли в мою книгу.

Результаты меня поразили. Некоторые мои личные фавориты туда вообще не вошли, а другие фотографии, которые не считал особо сильными, в итоге стали очень популярными. Это было очень поучительно. Одна из фотографий, которая мне не особо нравится, с изображением коров, пасущихся в поле около церкви в горах северной Испании. Я даже не был уверен, нужно ли ее включать в эти 240 изображений. Но она не только попала в топ 80, но и заняла 6 место по популярности!

С другой стороны, у меня есть снимок, сделанный на пляже южной Испании, который мне очень нравится. Но он не произвел фурор – даже близко. Он занял всего лишь 223-е место. Удивительно!

Я думаю, есть ряд нюансов, которые отыгрывают здесь роль. Один из них то, что для фотографа его снимок имеет определенную ценность, а для зрителя – нет. Если изображение потребовало неоднократных попыток сделать его или получить его другим способом было трудно – возможно, поиск правильного угла занял несколько часов или имело место фантастическое везение, что зрителю невозможно оценить – тогда, естественно, фотограф вкладывает в это фото определенную ценность. Но финальное изображение должно рассматриваться по существу отдельно, что фотографу порой сложно сделать без предубеждения.

Фото заняло 133-е место в рейтинге

Например, мне особенно нравится изображение церкви в городе Саламанка. Сильные графические линии теней церкви сами по себе выглядят не только динамично из-за их косой ориентации, но также представляют некий инь-янь с туристами, часть которых находится в тени, а другие – на солнце. Но этот снимок занял лишь 208-е место, опять же, даже не близко. Но я считаю факт его непопулярности скорее интересным, чем разочаровывающим. Это изображение не было очевидным, я должен был сначала увидеть возможность, а затем тщательно составить композицию, и ждать, пока люди выйдут на свет (и зайдут в тень) в нужное время. Мне это удалось после часового ожидания. Является ли это причиной того, что мне так сильно нравится это изображение? Интересный вопрос.

Конечно, обратное тоже случается. Следующее изображение подсолнухов сделать было очень просто, и в отличие от церкви в Саламанке, «увидеть» его было гораздо легче. Говоря как фотограф, я не думаю, что это одна из моих лучших фотографий технически и творчески, но это не изменит тот факт, что пейзаж прекрасен. Люди, которые смотрят на ваши фотографии, не думают (и не должны) о том, легко или сложно его было сделать. Они им либо нравятся, либо нет. В данном случае поле с подсолнухами было очень популярным и заняло 4-место среди остальных.

Это вовсе не означает, что вам нужно делать только те фотографии, которые, на ваш взгляд, станут популярными. Но если вы хотите порадовать зрителей слайд-шоу или фото книгой, обращайте внимание на то, что людям нравиться, чтобы добиться большего успеха. Не имеет значения, насколько вам повезло или как тяжело вам пришлось потрудиться, чтобы сделать снимок. Важно попытаться посмотреть на него глазами других людей. Если вы любите делиться своими фотографиями, то важно избавиться от собственного предубеждения, и, в конце концов, это сделает вас лучшим фотографом.

Про критику

Я никогда не слушаю осуждений в свой адрес.
Ибо даже если бы я ходил по воде, будьте уверены,
кто-нибудь обязательно пожаловался бы:
«Смотрите, он даже не умеет плавать».
© Берти Фогтс

Критика фотографий – никому ненужное, вредное и постыдное занятие.

«Но как же так! — воскликнут обыватели рунета, — Ведь критика — залог развития фотографа. Без адекватной критики наступит застой самодовольства и деградация!»

«Ха-ха», — скажу я вам. Если бы критика помогала развитию, то Россия была бы впереди планеты всей во всех сферах, которые обсуждаются в интернетах!

Что такое критика, какая она обычно бывает в рунете? Это когда незнакомый тебе человек дает тебе непрошенные советы по поводу того что ты делаешь исключительно ради своего удовольствия. То есть для себя.

Ну ладно – согласится обыватель. Бывает действительно неприятная огульная критика, типа «фото отстой», которой следует избегать. Но я же обоснованно критикую! Я критикую конструктивно! И если фотограф прислушается к моей критике, он станет лучше! Если захочет, если начнет работать над собой в этом направлении.

Весьма сомневаюсь. Давайте посмотрим, как бы это выглядело не в интернете, а в обычной жизни.

Допустим, у вас есть какой-нибудь небольшой недостаток. Например, излишний вес. Но вы вполне довольный собой – большой веселый человек гуляете по улице. И тут к вам подходит незнакомец и говорит:

— А вы знаете, вам не мешало бы похудеть.

(Вы начинаете свирепеть).

— Да нет, в самом деле. Вы видели себя в зеркале?! Вам нужно поменьше жрать, и вообще спортом бы занялись что ли! Я же вам добра желаю!

Далее идет непереводимая игра слов, насыщенная колоритными национальными выражениями.

Вот вам пример конструктивной критики в самом наглядном виде. Конструктивная критика — это то же самое что придти на вечеринку и громогласно (публично) начать всех оценивать:

— Ой, милочка, да у тебя жопа толстая!

— А у тебя рожа прыщавая!

— А у тебя сисек нет. Посмотрите, плоская как доска!

Нет ничего хуже, чем конструктивная критика. За такое морду бьют. В 95% случаев публикуя под фотографией «конструктивный» критический комментарий вы публично сообщаете автору то, что он и так знал без вашего «совета».

Вы удивитесь, но никто из фотографов не публикует из своих фотографий только шедевры. Фотографы прекрасно осознают, что не все их фотографии безупречно высокого уровня. Лично я вижу недостатки в каждой своей фотографии. Как, наверное, каждая девушка (сколь красивой она бы ни была) видит недостатки в своей внешности. И как эта девушка, я вовсе не в восторге, когда в них тыкают пальцем.

На самом деле критик никогда не желает добра тому, кого он критикует. Критика — это словесная атака. Эмоциональная агрессия. Попытка самоутвердиться за чужой счет. Многие из нас живут в тревоге и напряжении. Критика в интернете — безопасный способ выплеснуть этот негатив. Естественно, после бессознательного выброса эмоций следует его облагораживание. Придумывается легенда, что это во благо автора и для его пользы.

Старый трюк. Так издревле объясняли, что бить детей полезно для них самих. Странно, но почему-то современная педагогика считает, что детей нужно хвалить, хвалить и еще раз хвалить. Даже вывели точную цифру – не менее 4-ех раз в день. Это помогает ребенку развиваться гораздо успешней, чем критика, замечания, ругань или рукоприкладство. Я считаю, что это работает и в отношении фотографов. Хвалите их работу, замечайте успех, отмечайте каждую необычную и красивую фотографию, и тогда человек с удвоенной силой начнет работать и добьется успеха.

Критиковать можно только в одном случае – если человек тебя об этом попросил. Делать это нужно весьма деликатно и не публично.

Я давно нашел рецепт обращения с критическими комментариями – я их удаляю. Надеюсь, вы понимаете, что писать критический комментарий к этой статье не имеет смысла )

Ссылка на основную публикацию