Кривые линии в фотографии | Foto-kadr.ru

Кривые линии в фотографии

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Сила линий

Мы уже говорили о золотом сечении, теперь давайте рассмотрим другие элементы композиции, которые можно использовать при фотосъемке.

Очень мощный инструмент для улучшения композиции в фотографии – это использование линий. Во-первых, они создают настроение, во-вторых, они «ведут» глаза зрителя по фотографии к главному объекту снимка. Фотограф как будто бы берет зрителя за руку и ведет по местности, указывая путь.

Линии в композиции можно разбить на следующие типы:

  • горизонтальные;
  • вертикальные;
  • диагональные;
  • все остальные — ломанные, кривые, дугообразные, “S”- образные и т.д.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Горизонтальные линии – это безмятежность и покой, равновесие и бесконечность. На снимке они дают ощущение, что время остановилось и могут быть использованы для контраста с другой более динамичной частью снимка. Линия водоёма, линия горизонта, поваленные объекты, спящие люди – это все примеры образов, что говорят о постоянстве и безвременье. Чтобы фотографии, состоящие сплошь и рядом из горизонтальных линий, не были скучными, необходимо добавить в кадр какой-нибудь предмет. Красивый камень на берегу моря, которое соприкасается с небом, одинокое дерево в поле и т.д.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Вертикальные – передают настроение мощи, силы, стабильности (небоскребы) а так же роста и жизни (деревья). Правильное использование вертикальных линий может также придавать чувство мира и спокойствия. Например, дерево в окутанном туманом лесу, старые столбы в воде, или поле, фигура на уединенном пляже рано утром. Если вертикальные линии повторяются, они задают ритм в фотографии и усиливают динамику.

ДИАГОНАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Диагональные линии говорят о движении, придают снимку динамичность. Их сила в способности удерживать внимание зрителя: его взгляд, как правило, движется вдоль диагоналей. Примеры диагоналей многочисленны: дороги, ручьи, волны, ветви деревьев и т.д. можно расположить несколько объектов по диагонали. Диагональными могут быть и цвета одного объекта. Используя диагональные линии, располагайте их чуть выше или ниже левого угла фото, поскольку наши глаза сканируют изображение слева направо. Это позволит также предотвратить визуальный раздел кадра на две части. Впереди движущегося объекта всегда оставляйте “место для шага” – это придаст ему еще больше динамики.

КРИВЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Кривые линии – изящны, чувственны, динамичны, создают иллюзию живости, разнообразия. Они могут приблизить или удалить объект или создают баланс. “С”- образные кривые линии или дуги наиболее распространенные — поскольку это и – берег моря, озера, округленный камень, скала или изогнутые стебельки травы. Если говорить об архитектуре – то это арки. Очень эффектно смотрятся несколько повторяющихся арок.

S-ОБРАЗНАЯ КРИВАЯ В КОМПОЗИЦИИ

Такие линии ещё называют линиями красоты. Это эстетическое понятие, компонент художественной композиции, волнообразная, изгибающаяся кривая линия, которая придает изображению особенное изящество. Человеческое тело – наилучший пример, от арки стопы до изгиба шеи.

«S» образной кривая – это устья рек, извивающиеся дороги, тропинки.

В кадре могут сочетаться прямые и кривые линии. Это придает композиции кадра уравновешенность, стабильность. Корпус этой акустической гитары прекрасный примером «S»-образной кривой. Обратите внимание на использование других линий в этом фото — диагональные линии гитарных струн, и горизонтальных линий — ноты на листе на заднем плане.

ЛОМАНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Ломаные линии придают снимкам тревожный, и даже агрессивный характер. Такое впечатление при просмотре фотографий с ломаными линиями возникает из-за того, что взгляду приходится часто «скакать» по линиям и изменять направление.

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Особая роль при линейных построениях в кадре отводится линиям, которые принято называть «вводящими в кадр» или «ведущими линиями». Это реальные или воображаемые линии, которые берут начало у одного из нижних углов кадра и идут в его глубину, чаще всего к смысловому центру снимка, расположенного в точке «золотого сечения». Построенные по этому принципу снимки легко «прочитываются», их содержание почти мгновенно доходит до сознания зрителя, а это одно из главных условий хорошей композиции.

Помните, что сами по себе линии не являются панацеей при составлении композиции. Если снимок не насыщен содержанием, а лишь включает отдельные элементы, совпадающие с воображаемыми линиями или кривыми (как разметка дорог, световые следы, оставленные фарами, фонари, решетки, арки домов, дуги мостов, парапеты набережных, изгибы реки и т. д.) — это еще не композиция. Линии помогают нам наметить путь взгляда зрителя, и соответственно расшифровать заключенный в снимке рассказ или историю, которую мы хотим ему донести. Они также служат для передачи глубины снимка.

Сами по себе линии в отрыве от окружающих предметов и цвето-тонального окружения ничего не означают, поэтому содержание кадра – основа успеха!

Как эффективно использовать линии в фотографии

Вот вам отличный совет: возьмите свою камеру в поле и сфотографируйте только те сцены, в которых есть линии. Это проще, чем вам может казаться. Линии можно найти практически во всем. И линии – это один из самых важных элементов дизайна в фотографии. Нельзя, конечно, сказать, что вы не сможете снять отличное фото без них, но если вы научитесь находить их и включать в свою работу, то вы поймете, что они придают визуальный вес фотографиям.

Где найти линии?

В природе полно линий: лес полон вертикальный линий, упавшее дерево – горизонтальная линия. У листочка есть отличные линии. Волны на песке создают шикарное полотно кривых линий, которые могут превратить скучный ландшафт в визуально привлекательный.

Если вы покинете мир природы и отправитесь в мир, созданный руками человека, вы найдете даже больше линий. Человек любит их создавать. Здания созданы из вертикальных и горизонтальных линий, а если вы измените перспективу, то вы обнаружите там и диагональные. Мосты, железные дороги, и даже поля содержат в себе линии, которые придают ощущение глубины и бесконечности.

Горизонтальные линии

Когда вы уходите ночью спать, вы принимаете горизонтальное положение (если только вы не лошадь, или не спите в кресле). Возможно, это одна из причин, по которой горизонтальные линии вызывают ощущение расслабленности, покоя и стабильности. Горизонт – это всегда устойчивая линия, она не перевернется, не исчезнет и не поменяется. Фотографии с сильными горизонтальными линиями придают чувство постоянства и отсутствия времени.

В фотографии горизонтальные линии должны быть параллельны рамкам фото, даже немного искривленная горизонтальная линия может быть дискомфортной для глаза.

Вертикальные линии

Вертикальные линии придают ощущение силы, особенно если субъект сам по себе выглядит впечатляюще, к примеру, высокое дерево или здание. Как и в случае с горизонтальными линиями, вертикальные выглядят гораздо лучше, если сам кадр расположен вертикально. Тогда они выглядят длиннее и мощнее.

Если вы не можете вместить в кадр весь высокий объект, попробуйте сменить перспективу и превратить вертикальные линии в диагональные. Этот метод также поможет вам придать визуальный вес фотографии.

Диагональные линии

Диагональные линии отлично привлекают взор к изображению и придают ему чувство глубины и бесконечного пространства. Также они создают ощущение действия и движения. Изображение, которое содержит в себе диагональные линии, более динамично. А если линии пересекаются, то они создают чувство напряженности и предвкушения.

Сходящиеся линии

Линии, которые сходятся – это одна из форм диагональных линий. И они тоже придают ощущение глубины и дистанции, но этот эффект получается из-за того, что линии взаимодействуют друг с другом.

Такие линии будут всегда вести взгляд зрителя туда, куда нужно. Поэтому в точке, где линии должны встретиться, можно разместить какой-то интересный объект.

Кривые линии

Кривые воплощают естественную красоту. Реки, песок, цветы, берег – все это содержит кривые линии, которые придают чувство грации. И если прямые линии притягивают взгляд прямо к определенной точке, кривые позволяют взгляду путешествовать по всему изображению. Кривые встречаются и в мире, созданном человеческими руками. Дорога, например.

S-подобная кривая – классическая техника в композиции. Такая кривая разделяет сцену на две сбалансированных части.

Предполагаемые линии

Предполагаемые линии – это те линии, которые не видны четко, но они все еще являются частью композиции. Очевидный пример – группа людей, стоящих в ряд, создают предполагаемые вертикальные линии.

Вне зависимости от типа линий, которые вы используете, практически любая композиция будет выигрывать благодаря им. Линии играют со взглядом и притягивают его.

Как работать с композиционными линиями

Продолжаем рассказывать о работе с композицией.

Дрю Хоппер — фотохудожник и пейзажный фотограф из Австралии. Стремясь увидеть и показать всем разнообразие культур, людей и мест он много путешествует, а также пишет статьи о фотоискусстве. В этой статье он на примерах своих работ рассказывает, как правильно выстраивать композицию на снимках.

«В двух словах — композиция описывает положение элементов на фотографии. Сильная композиция чаще всего имеет ведущие линии, которые направляют внимание зрителя к вашему персонажу или объекту. Эти линии могут быть горизонтальными, вертикальными или диагональными в зависимости от расположения персонажа.

Давайте взглянем на следующие снимки и посмотрим, как я построил изображения с использованием ведущих линий. Я отметил их стрелками, чтобы пояснить, как я видел и составлял каждый кадр.

На этом фото я хотел провести взгляд зрителя вглубь кадра, по длинному коридору, при этом чтобы взгляд молодого монаха шел в противоположном направлении, но по тем же диагональным линиям. Женщина с корзиной на голове на заднем плане, идущая вдоль галереи, тоже помогла создать направление. Обратите внимание на повторяющийся мотив, созданный колоннами, которые становятся все меньше и меньше. Это позволило создать глубину на снимке, при том что в фокусе — монах на переднем плане.

Это довольно простая композиция, где персонаж находится по центру. Я построил кадр так, чтобы рыболовная сеть создавала диагональные линии, которые ведут к рыбаку. Фото снималось на широкоугольный объектив, дисторсия помогла придать изображению глубину.

Фокус в этом кадре — на молодых монахах, но я хотел также запечатлеть свет и использовать лучи солнца как ведущие линии. Построив изображение так, чтобы монахи сидели под лучами, я смог направить взгляд зрителя на их книги. Вместе с тем линии, которые создаются стеной на левом крае, направляют внимание на самих детей.

Здесь я построил кадр так, чтобы молодой монах находился в левой трети изображения, а колонны справа придавали снимку глубину. Линии галереи направляют взгляд к монаху, а линии потолка ведут глаза зрителя вниз. Глаза самого монаха, идущего вперед, тоже опущены. Это очень простая, но сильная композиция, снятая на широкоугольный объектив.

Еще один кадр, где персонаж находится в центре. Здесь я использовал низкий угол для съемки и широкоугольный объектив для дисторсии — это позволило направить диагональные и горизонтальные линии к монаху. Плитки на полу также создают ведущие линии, направленные вглубь кадра, и делают композицию компактной.

Композиция на этом кадре необычна для моих работ — обычно я не люблю наклонные горизонты. Но в этом случае она сработала отлично. Я снимал с низкого угла, сидя в лодке. Когда рыбак поднял корзину, в воде появилось отражение, которое добавило дополнительную линию, ведущую в центр кадра. Линия горизонта, бегущая от левого нижнего угла в правый верхний, создает диагональную композицию.

Еще одна довольно простая композиция. Свет падал слева, поэтому я расположил молодого монаха в правой части кадра — так, чтобы он смотрел в противоположную направлению лучей сторону. Кроме того, свет, направленный на монаха, создал резкий контраст, который помог сделать фотографию сильнее».

Как успешно использовать линии в фотографии

Линии на фотографиях являются очень мощными элементами, которые при наличии небольшой практики могут добавить динамическое воздействие в изображение с точки зрения настроения, а также руководить взглядом зрителя и вести его в нужном направлении для идеального прочтения композиции. В данной статье рассмотрены четыре типа линий: горизонтальные, вертикальные, диагональные и сходящиеся. Каждый вид линий оказывает различное влияние на фотографию.

Хороший способ практики изучения линий — вернуться к старым изображениям, которые вы сняли, и заняться поиском на них линий, которые хорошо работали, и тех, которые, наоборот, смотрелись плохо.

В следующий раз, когда вы выйдете с камерой на съемку, прежде чем нажать на кнопку спуска затвора, сознательно спросите себя, какие линии сейчас перед вами и как вы можете использовать их, чтобы добавить что-то к будущему снимку, работая С НИМИ, а не против них.

Также спрашивайте себя, образуют ли линии какие-либо интересные шаблоны, которые вы могли бы подчеркнуть, чтобы добавить что-то еще интересное.

Горизонтальные линии

Горизонтальные линии в изображении передают сообщение: «стабильность» и даже «отдых». Горизонты, упавшие деревья, океаны, спящие люди — во всех этих объектах есть что-то от линий, они говорят о постоянстве, безвременье или отдыхе. Горизонты являются наиболее распространенной горизонтальной линией, которая может быть найдена на фотографиях, и они часто выступают в качестве разделительной точки на снимке. Фактически это якорь, который образует остальную часть изображения.

Если вы хотите подчеркнуть спокойствие и тишину — используйте горизонт, который будет проходить через кадр слева направо и станет самой длинной горизонтальной линией в изображении. В качестве альтернативы, если вы хотите повторно подчеркнуть горизонтальные линии, переверните камеру и снимайте вертикально.

Имейте в виду, что непрерывные горизонты часто могут привести к тому, что фотография будет казаться статичной или плоской, хорошая же стратегия — использовать дополнительно иные фигуры в пейзаже, который вы фотографируете, например, горы, деревья, здания и т.д.

Линию горизонта, как правило, не располагают посередине кадра. Более эффективно размещать ее в верхнюю или нижнюю треть изображения. Несколько горизонтальных линий могут создавать ритм и стать сами по себе точкой привлечения внимания зрителя. Также вызывают интерес горизонтальные линии, разорванные объектом или же какой-то вертикальной линией.

Следующее, над чем стоит хорошо поработать — сохранить горизонтальные линии горизонтальными и располагающимися под прямым углом к боковым сторонам кадра. Нет ничего более разочаровывающего (даже не для перфекциониста) в том, чтобы смотреть на картинку, в котором линия горизонта клонится под углом.

Вертикальные линии

Вертикальные линии имеют способность передавать разнообразные настроения на фотографии, начиная от мощи и силы (вспомним на секунду о небоскребах) до ощущения роста (например, когда мы видим деревья). Поскольку горизонтальные линии могут быть подчеркнуты съемкой в горизонтальном формате, вертикальные линии можно использовать очень эффективно, размещая камеру также вертикально. Это удлиняет вертикальный объект, который подчеркивает высоту.

Важно сохранить вертикальные линии вертикальными относительно боковых сторон кадра, насколько это возможно. Это иногда сделать сложно, например, если вы снимаете изображение глядя вверх (то есть объект будет сужаться кверху), тем не менее, постарайтесь, чтобы линии оставались как можно более прямыми.

Помните про «правило третей». Если у вас есть сильные вертикальные линии на фотографии — размещайте их в правильном месте кадра. Размещение линии непосредственно в середине снимка эффективно разрежет ваше изображение пополам. Этот эффект можно использовать с драматическим воздействием, но он также может привести к тому, что все изображение будет выглядеть сегментировано.

Диагональные линии

Диагональные линии обычно хорошо работают в случае, когда нужно провести взгляд зрителя через фотографию. Они создают точки интереса, поскольку пересекаются с другими линиями и часто придают глубину изображению при помощи перспективы.

Диагонали также могут внести ощущение происходящего действия в изображении и добавить динамичности кадру. Подумайте, как вы могли бы использовать диагональные линии, чтобы вести взгляд к основному объекту или точке интереса в вашей фотографии.

Различные исследования были проведены касательно того, как люди рассматривают картинки, и во многих из них указывается, что естественное движение глаз зрителя — это перемещение слева направо, и поэтому диагональная линия, начинающаяся слева внизу и перемещающаяся в верхнюю правую часть изображения, может быть более естественной.

Конечно, вы не захотите разделить изображение на две части жесткой линией из угла в угол — скорее ищите шаблоны и кривые между фигурами, которые могут сделать это естественным образом. Также, вместо того, чтобы расположить линию от одного угла прямо к противоположному углу, часто бывает удобно вывести их из центра и идти по любой из сторон углов.

Имейте в виду, что многочисленные диагональные линии, идущие в разных направлениях и пересекающиеся друг с другом, добавляют фотографии действия, но добавление слишком большого количества таких линий может сделать ее хаотичной и запутанной.

Как горизонтальные и вертикальные линии, диагональные, повторяющиеся в изображении, могут создавать очень эффективные шаблоны. Они сами по себе могут легко стать объектом съемки.

Недавно распаханное поле или хребты на песчаной дюне могут быть хорошими примерами, хотя технически это, вероятно, скорее «сходящиеся линии» (другой способ использования линий в изображениях).

Сходящиеся линии

Несколько линий, которые сходятся друг к другу (или просто приближаются), могут стать отличной техникой привлечения внимания зрителей к снимку. Классический пример сходящихся линий — это железнодорожные пути.

Поместите себя в середине двух рельс, и вы увидите, что они, по обе стороны от вас, кажутся ближе и ближе друг к другу, уходя вдаль.

Примечание: мы не рекомендуем делать снимки на рельсах таким образом. Безопасность прежде всего!

Сделайте такой снимок, и естественная реакция для любого зрителя будет проследовать взглядом по этим линиям дальше вглубь кадра. В некотором смысле две линии действуют как воронка, которая захватывает взгляд и уводит его в определенном направлении. Такой же эффект может быть достигнут с дорогами или тропами, сходящимися линиями ограждений, несколькими лестницами, линиями электропередач или практически любыми другими линиями, которые идут параллельно вдаль или сходятся в какой-то точке.

Вот 4 совета относительно сходящихся линий

Экспериментируйте с позиционированием. В классическом снимке с железной дорогой, описанном выше, есть множество возможностей. Одна из них — расположить пути симметрично по центру кадра.

Другим вариантом позиционирования был бы переход на одну сторону путей, позволяя при этом им бежать по диагонали через кадр из нижнего угла в противоположный верхний угол. Красота заключается в динамике такого снимка. Симметричное и вертикальное размещение линий может быть мощным, но диагональные линии хорошо передают движение.

В качестве альтернативы отступление от начала линий может дать другую перспективу — так же, как держать камеру под углом, чтобы расположить сам кадр по диагонали.

Широкоугольные объективы. Разные линзы могут полностью изменить воздействие снимка со сходящимися линиями. Широкоугольный объектив может быть особенно полезен при съемке между двумя линиями. Это поможет понять, что расстояние между линиями в начальной точке изображения шире, чем оно есть. Такое преувеличение ширины линий может оказать сильное влияние на ваш снимок.

Когда вы создаете фотографию, спросите себя: «Где самая эффективная позиция, чтобы сделать кадр?»

Позиционирование «схождения» — одна вещь, которую следует учитывать, когда у вас на фотографии есть сходящиеся линии, заключается в том, что они проводят взгляд в снимок — к точке, где сходятся. Она становится одной из самых важных частей этого изображения — фокусной точкой.

Не забывайте о работе правила третей. Располагайте точки пересечения ваших сходящихся линий в сильных частях изображения.

Помните, что если точка схождения находится за кадром, вы выбросите взгляд зрителя из своего снимка. Это может оставить фотографию несбалансированной и даже напряженной. В качестве альтернативы подобное, наоборот, может улучшить снимок и оставить ваших зрителей в раздумьях над тем местом, где линии будут сходиться.

Интерес в точке схождения. Иногда стоит усилить точку схождения при помощи какого-то объекта. Например, дождаться, пока поезд не появится вдали на путях или не появится человек наверху лестницы. В других случаях композиция снимка достаточно сильная и без добавления дополнительного объекта.

Видеоканал Фотогора

FotaVoka.org

пленка и цифра

  • Статьи
  • Роль линии в кадре

Роль линии в кадре

Четверг, Июль 03, 2014 » композиция, съемка

Владимир Лесюк

Линейное построение произведения искусства является одним из главных элементов изобразительной композиции. Наиболее яркое выражение этот принцип находит в архитектуре, в меньшей степени — в музыке. Линейные элементы можно обнаружить и в литературном произведении (сюжетная линия), и, конечно, в фотографическом.

Если составить краткий конспект подавляющего большинства пособий по фотографии, касающихся роли линий в кадре, то он может выглядеть так:

  1. Существуют, кроме видимых линий (тропинка, солнечные лучи, ветви дерева и т.д.), линии невидимые (направление взгляда или жеста человека, направление движения объекта и т.д.).
  2. Линии в кадре несут разнообразную эмоциональную нагрузку: изогнутые и горизонтальные успокаивают, ломаные раздражают, вертикальные возвеличивают, диагональные придают динамику.
  3. Линия, по которой движется взгляд зрителя, может быть не только поступательной, но и образовывать овал, треугольник, квадрат и пр. Самое сильное впечатление создается тогда, когда в кадре нечетное число привлекающих внимание объектов, а точнее — когда это число равно трем (композиционный треугольник).
  4. Велико значение линий для создания на снимке иллюзии трехмерности, особенно линий диагональных, уходящих вглубь изображаемого сюжета.
  5. Если в кадре есть линия, которая заставляет взгляд перейти от второстепенного к главному, то она способствует гармоничности композиционного построения снимка.
  6. Линии способны создавать оптические иллюзии. С этими явлениями можно с интересом и пользой для фотографа ознакомиться по учебникам физики.

Снимок построен на противопоставлении невидимых линий: общее направление взглядов персонажей снимка неожиданно прерывается взглядом девочки. Диагональное направление тропинки придает снимку пространственную глубину. Прикройте пальцем изображение тропинки, и… снимок потеряет это качество. Классический пример того, как с помощью линейной компоновки кадра передана глубина пространства и выделен главный элемент композиции — храм.

Вот простой пример, который наводит на размышления о связи между пространственными направлениями и нашими чувствами, а именно: движение вниз справа налево вызывает грусть, движение вверх слева направо — радость.

Все вышесказанное в литературе по фотографии объясняется, к сожалению, довольно поверхностно и часто остается без внимания при съемке.

Ученые объясняют эти закономерности в основном физиологическим раздражением нашего глаза и ссылаются на тонкости психологии восприятия, оставляя без внимания наследственные начала человека. Видимо, это объясняется десятилетиями гонения на сторонников учения Менделя в нашей стране. Например, известно, что в кадре предпочтительнее располагать объекты так, чтобы взгляд при их рассматривании скользил слева направо (лента реки, тропинка, ограда и т.д.), и это совершенно справедливо объясняется тем, что мы привыкли читать и писать слева направо. Но нам представляется, что это свойство приобретено человеком за многие тысячелетия. Представьте себе, что ваш пращур входит в лесную чащу и осторожно, с опаской ее осматривает. С какой стороны он начинает осмотр? Естественно, с той стороны, которая наиболее опасна для него, а именно — слева, ибо левая рука у него слабее правой.

Почему линейное построение линий ниспадающих вызывает печаль, грусть, огорчение? Веками для человека срубленное дерево, разбитый сосуд, падающая звезда — то есть движение сверху вниз — связывалось с этими чувствами.

Грусть вызывает сильная световая линия, идущая по диагонали вниз.

Почему вертикальное построение линий вызывает у людей впечатление величественности, монументальности? Почему люди строят стелы, башни, почему альпинисты не могут внятно объяснить свое опасное увлечение, почему дети любят лазать на деревья, а взрослые стремятся в космос? Наконец, почему при выражении восторга человек вздымает руки вверх? Есть только одно разумное объяснение: все в нашем мире тянется ввысь — и мы, и травы, и цветы, и деревья, все тянется к источнику нашей земной жизни, к Солнцу!

Вертикальное линейное построение. Дерево смотрится величественно и монументально.

Как объяснить то умиротворение, которое вызывает сюжет, где господствует горизонтальное линейное построение снимка? Объяснение здесь очевидно. Веками человек, глядя на бескрайние просторы полей, любуясь гладью озер, приобретал устойчивую ассоциативную связь этих мирных пейзажей с горизонтальной комбинацией линий. Если такие линии по краям не замыкаются и не пересекаются вертикальными линиями, то пространство в нем будет казаться значительно более объемным, чем в кадре с вертикалями (деревья, строения и т.д.).

Яркий пример горизонтального линейного построения. Сюжет вызывает ощущение спокойствия. Чтобы привлечь внимание зрителя к изображению цветов на лугу, их удачно расположили на фоне горизонтального дальнего плана.

Диагональное построение снимка, вследствие оптического устройства наших глаз, создает впечатление нестабильности, неустойчивости. Но и здесь дело не только в физиологии наших глаз, но и, вероятно, в том, что человек давно усвоил на собственном опыте: объект на наклонной плоскости малоустойчив и в любой момент может покатиться.

Теперь понятно, почему зигзагообразные линии вызывают у зрителя беспокойство, дискомфорт. Скачущее движение глаз неприятно человеку, нас подсознательно раздражают аритмичность, неожиданность и непредсказуемость.

На снимке два главных объекта, причем один рассматривается по диагонали (стул), другой по вертикали (женщина), то есть взгляд зрителя мечется по снимку в разных направлениях, что вызывает ощущение дискомфорта.

Думается, можно высказать гипотезу о том, что линии, способные вызвать те или иные зрительные впечатления, связаны не только с физиологией наших глаз, но и с теми наблюдениями за явлениями природы, которые накопило человечество в течение многих тысячелетий (существует объяснение с этих позиций тяги людей к водоемам и завораживающего воздействия огня в кострах и каминах).

Чтобы окончательно убедиться в огромном значении линий в кадре, нарисуйте простым карандашом, скажем, параллелепипед без цвета и заполняющего тона. Даже такой примитивный рисунок содержит информацию о форме и объеме предмета, если, конечно, перспективное изображение выполнено грамотно.

Источник:
журнал «Фотомагазин» № 5 (18) 1997 © Владимир Лесюк, 1997

Композиция фотографии. 14 Золотых Правил

Композиция является «языком» общения фотохудожника со зрителем. Рассмотрим 14 золотых правил композиции на примерах фотографий преподавателя КШФ Дмитрия Богачука.

Композиция отвечает за целостность кадра и соподчиняет элементы фотографии друг другу и идее художника.

Композиционное решение в изобразительном искусстве подчиняется творческой задаче автора. Прежде всего фотограф отвечает на вопросы «Что я вижу? Зачем эта фотография? Как передать идею зрителю?». И только затем автор решает, как использовать такие основные элементы композиции кадра как линии, фигуры, их место в пространстве, текстуры, свет, цвет и точка фокуса. Благодаря этому он может управлять настроением зрителя, обращать его внимания на важные объекты в плоскости изображения, прятать «второстепенные элементы». Язык композиции – это набор из многих правил, но мы поговорим только о самых важных.

Овладей теорией и практикой композиции на фотокурсе «Композиция в фотографии» арт-фотографа Дмитрия Богачука.

1. Правило «золотого сечения» – правило третей

Его описал математически великий Леонардо да Винчи. Об этом правиле можно было услышать ещё в школе, на уроке математики. Помнишь этот рисунок?

Золотое сечение — это деление отрезка С, при котором весь отрезок С так относиться к большей части В, как большая часть В относиться к меньшей А. Формула этого выражения такая: С:В=В:А=1,618. Это отношение равно 1,618. Это число, ещё называют «золотым числом». Лука Пачоли, современник и друг Леонардо да Винчи, называл это отношение «божественной пропорцией».

А термин «золотое сечение» ввел Мартин Ом в 1835 году. Это соотношение отрезков можно перенести и на плоскость фотографии. Эту сетку часто можно увидеть в видоискателе фотокамер.

На точках пересечения и линиях этой сетки принято располагать важные объекты или линии фотографируемого изображения. Например, совмещай линию горизонта с нижней линией сетки, если нужно сделать акцент на небо. Как на этой фотографии с одинокой сосной на вершине Демерджи…

Располагай героя своего сюжета (дерево, человека, цветок, здание) на одной из четырех активных точек сетки третей. Используя правило третей, ты сможешь сделать акцент на важных объектах в кадре.

2. Правило ФОРМАТА

Каким будет твой следующий кадр – горизонтальный или вертикальный? Решай это до того как нажать кнопку. Формат кадра определит объект съемки. Снимаешь высокое дерево или человека в полный рост – поверни камеру вертикально. Часто мы видим фотографии стандартных форматов, с соотношением сторон 4:3, например альбомный или горизонтальный формат.

Но формат фотографии может быть любым: квадратным, круглым, треугольным и даже произвольной, неправильной формы. Формат несёт информацию о границах изображения, а еще смысловую нагрузку. Гуляя среди небоскрёбов, я хочу показать зрителю их высоту. Тогда я выберу узкий, вертикальный, нестандартный формат. Формат изображения усилит восприятие сюжета.

Или, к примеру, формат квадрата. Квадрат – очень статичная форма. В квадрат очень часто заключают натюрморты. Мало того, что сюжеты натюрмортов действуют успокаивающе, так ещё и квадратный формат усиливает чувство покоя и стабильности. Всегда задумывайся на тем, какой формат подойдёт именно твоему сюжету.

3. Правило равновесия и симметрии

На фотографии следует уравновесить и пятна, и смыслы. Если в одной небольшой части фотографии сконцентрировано много смысла, нужно найти по смыслу что-то ещё и расположить в противоположную часть кадра, чтобы уравновесить сюжет.

На правиле равновесия построены симметричные сюжеты. Симметрия всегда приятна глазу. Часто композиция пейзажа и архитектуры строитсЯ на симметричных отражениях в воде.

4. ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ.

Используйте естественные линии, чтобы провести глаз зрителя по фотографии к важному объекту.

А.Л.Ярбус в книге «Роль движений глаз в процессе зрения» показал, что глаз человека прилипает к ярким пятнам, буквам, лицам, и движется по контрастным линиям. Именно эти ведущие линии, действительные или воображаемые, являются маршрутом для глаз зрителя в пейзаже. У линий в кадре будет разная чувственная нагрузка.

  • Горизонтальные – линии постоянства, покоя, безмятежности.
  • Вертикальные – линии силы, стабильности, власти.
  • Кривые – s-образная линия в композиции пейзажа добавит движения, изящества, живости.
  • Диагональные – эти линии вызывают ощущение движения, энергии и могут подчеркивать глубину кадра. Восходящие и нисходящие диагонали рассматривают как линии развития и упадка, сопротивления и легкости, ухода и возвращения.

5. ДИАГОНАЛИ. Диагональные линии – великолепный прием передать перспективу и движение на снимке.

6. ОБРАМЛЕНИЕ (framing).

Используй естественные рамы, такие как окна и двери для обрамления «героя» кадра.

7. КОНТРАСТ объекта и фона.

Любой контраст между объектом и фоном будет усиливать красоту снимка: текстурный контраст, цветовой, контраст масштабов. Найди контрастный по тону фон для героя фотографии.

8. КРУПНОСТЬ ПЛАНА.

Заполняй кадр. Подойдите ближе к объекту съемки. Крупный план – один из самых простых способов избавиться от мусора в кадре и дать понять зрителю кто герой кадра.

9. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ фигуры в композиции кадра связывают в единое целое объекты и поэтому усиливают впечатление.

Находи такой ракурс, когда глаз увидит кв кадре три базовых фигуры – квадрат, треугольник, круг и их производные – овал, эллипс, трапецию, ромб.

10. РИТМЫ, узоры, повторы, текстуры.

Повторяющиеся детали приносят эстетическое наслаждение нашему глазу. Но в идеале повторы следует разбивать контрастным объектом.

11. ПЛАНЫ. Глубина визуального поля строится выделением объектов на переднем, среднем заднем планах.

12. НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО.

Оставляй свободное пространство перед объектом для его умозрительного движения. Помни, что развитие движения происходит слева направо. Слева направо охотники в мультфильмах идут в лес, а справа налево – возвращаются домой.

13. РАКУРС. Неожиданный ракурс всегда привлечет внимание! Старайся снимать по-новому, не так как другие.

14. ПРОСТОТА приятна глазу.

Упрощай геометрию снимка, убирай все лишнее если это возможно. Фотограф, как скульптор секущий мрамор, должен убрать из кадра все, что может отвлечь внимание зрителя от главного объекта.

На это обратили внимание еще древние китайские художники и стали рисовать черной тушью очень лаконичные пейзажи.

9 правил композиции в фотографиях Стива МакКарри (Steve McCurry), всемирно известного фотожурналиста National Geographic

Видео онлайн-журнала Cooperative of Photography, рассказывается как фотограф Стив Маккарри использует правила композиции, снимая портреты или жанровую фотографию. Тут правила композиции он иллюстрирует на примере портретов. Например, он утверждает: «Центрируй доминантный глаз в портрете. Расположи доминантный глаз по центру фотографии. Этот прием придает особое выражение глазам, которые следит за тобой» .

Больше фотографий Дмитрия Богачука в статье «Шедевр пейзажа Le Plat Pays»

Смотрите программу фотокурса «Композиция в фотографии». Ждем вас в студиях КШФ!

Нарушая правила композиции…

«На множество правил съемки и композиции: правило золотого сечения, правило восьмерки, правило динамической симметрии, правило уравновешивания снимка, правило диагоналей, правило свободного пространства (воздуха) впереди объекта, правило желательного направления движения (слева направо), правило «подойди ближе» и т.д. есть огромное количество примеров, опровергающих эти правила», – утверждает Дмитрий Чернышев в книге «Как человек видит» (скачать).

«Помните! Композиция важна, но правила создаются для того, чтобы их нарушать. Самое важное это самому получить удовольствие и снимать в своем стиле», – считает Стив Маккарри.

В статье 10 мифов о правиле третей • Учим композицию и английский одновременно Тэвис Гловер рассуждает об изящном нарушении правила третей и предлагает использовать в построении композиции кадра корневые прямоугольники, т.е. более сложную опорную сетку. Этим пользуется Annie Leibovitz при создании своих гармоничных групповых портретов.

Использование линий в городской съемке для усиления композиции

Если при съемке городских пейзажей и архитектуры у вас получаются невыразительные фотографии, вероятно вы не знаете о возможностях линий в композиции. Они помогут вам структурировать изображение таким образом, чтобы их хотелось рассмотреть детально, а все элементы на фото пробуждали интерес, как главные объекты, так и их окружение.

На рисунке выше пример того, как с помощью линий можно создать визуальную карту города и его архитектуры таким образом, чтобы разные объекты заинтересовывали и с интересом рассматривались.

Чтобы помочь понять, как работают линии на таком сложном примере как этот, преобразуем изображение в черно-белый вид с высоким контрастом, чтобы более наглядно увидеть структуру изображения без отвлекающих цветных элементов.

Почему линии важны в городской фотографии

В отличии от других видов фотосъемки, где при помощи глубины резкости и размытия фона можно направить взгляд зрителя на самые главные элементы, у уличных фотографов часто нет такой возможности. При архитектурной съемке большинство элементов должны быть в фокусе.

При съемке городских сюжетов, нужно структурировать изображения так, чтобы передать перспективу и обеспечить ощущение масштаба. При правильном использовании линий, изображение делится на участки, которые содержат отдельные элементы, передающие ощущение перспективы и фокусирующие внимание зрителя.

Изображение выше — это обычный пример случайного снимка. Это здание серого цвета Национального Музея Ирландии в Дублине еще и на фоне облачного неба не пробуждает желания создать супер интересную фотографию. Это еще сойдет для документальной фотографии или что-то в этом роде.

Тем не менее, с использованием линий, можно передать ощущение перспективы, ориентацию, симметрию, тогда изображение перестает быть скучным и вызывает у зрителя интерес.

С какими линиями нужно работать чтобы улучшить изображение?

Можно распределить линии на три категории:

Разделительная линия структурирует изображение по зонам интересов. Это могут быть вертикали, горизонтали и диагонали. С их помощью можно отделить верх от низа изображения, также не забывайте разделить передний и задний план. На фотографиях природы горизонт уже можно использовать как разделительную линию.


На этом снимке, я использую основную разделительную линию, и отделяю пол от стены. Еще разделителем служит незаметная линия на стене, без которой правая часть изображения выглядела бы довольно скучно. С ее помощью разделим изображение на лево и право.

Убедитесь, что разделительные линии определены правильно. За редким исключением, они не должны проходить через центр изображения (как по горизонтали, так и по вертикали), но и не проводите их слишком близко к краям. Правило третей — это хороший помощник, во многих случаях лучше всего разделять на две трети и одну треть.

Ведущие линии являются важным элементом, обеспечивающим идею перспективы. Они направляют взгляд зрителя в композиционный центр и окружающие области фотографии. Ведущие линии часто парные, они на изображении постепенно сходятся. На самом деле можно использовать сразу несколько ведущих линий, каждая будет оказывать на зрителя определенное влияние. Им не обязательно быть прямыми, можете применять кривые и ломаные.

Главная улица на этом изображении является ведущей линией, таким образом зритель ориентируется на интересную площадь на переднем плане и рассматривает ее в контексте большого города.

Третий способ использования линий для улучшения фото — это применение симметрии. При поиске интересных перспектив в городе, попробуйте найти симметричные линии в архитектуре вокруг. Благо, архитекторы тоже знают о визуальном воздействии симметрии, поэтому используют ее для построения зданий.

Архитектуру, подобную этой, так и хочется сфотографировать. В то время как внутри офисы, с разными декорациями не являются симметричными, здание создает для них интересную рамку. Симметрия создает эффект привлекательности, тем, что подсознательно начинаешь искать различия между разными участками.

Сосредотачивайтесь на линиях

Если ваша камера поддерживает RAW, то существует легкий способ зафиксировать линии: для начала измените настройки камеры, чтобы снимать в черно-белом режиме.

При съемке в RAW, камера захватывает и сохраняет все данные с сенсора, включая информацию о цвете. Поэтому когда вы садитесь за компьютер обрабатывать изображения, то найдете массу опций и для цвета. Но во время съемки, можно будет смотреть на экран камеры в черно-белом, что позволит определить нарушения форм линий на изображении.

Дальше, в большинстве камер можно установить собственный профиль для обработки изображений: увеличивайте контраст и резкость до максимума, и на экране камеры вы получите предварительный просмотр фотографии с ровными линиями.

Дополнительные способы применения линий

Один из наиболее фотографируемых объектов в мире, здание парламента и башня с Биг Бен в Лондоне, Великобритания. На фотографии выше, я добавил светлые полосы, созданные трафиком транспорта, чтобы привнести необычный элемент. Световые полосы служат одновременно и как линия разделения других фотографов на переднем плане от архитектуры на заднем, и как ведущие линии, определяющие перспективу слева направо на изображении.

При съемке высотных зданий, как и в случае с башней в Вестминстере (фото выше), границы здания типично принимаются за ведущие линии снизу вверх (с близи вдаль). Чтобы сгенерировать что-то новенькое, я применил длинную экспозицию и создал новый набор линий по движению облаков над Биг Беном. Этот динамический элемент оживляет изображение.

Не ограничивайте себя применением только прямых линий. В отличии от всегда ровного горизонта, другие линии, особенно ведущие, также могут быть изогнуты.
Трамвайные линии на изображении выше 2 раза поворачивают — что направляет взгляд зрителя снизу к центральной части изображения (с близи вдаль).

Сложные сюжеты тоже выигрывают от применения линий

Как только вы осознаете роль линий в изображениях, сможете научиться их использовать в более сложных сюжетах.

Хотя в приведенном выше примере хорошо видны все линии, для наглядности выделим изогнутый бордюр — как ведущую линию изображения.

Если присмотреться, то можно применить еще и разделительную линию между верхней и нижней областями фото, что открывает дополнительную перспективу. И наконец, рамка из линий акцентирует внимание на силуэте человека, что добавляет представление о размерах.

Ссылка на основную публикацию