Контровое освещение при съемке портрета | Foto-kadr.ru

Контровое освещение при съемке портрета

Как фотографировать в контровом свете

Среди моих самых ценных техник фотография в контровом свете вызывает у меня и моих моделей особые чувства. Что такое контровый свет? Контровый свет – это схема, при которой наша модель или объект находится между источником света и камерой. В целом это добавляет изображению глубины, драматичности и настроение, которое обычно трудно описать словами.

Лично я использую его потому, что люблю создавать изображения, которые рассказывают историю. Я всегда хочу иметь глубокую связь со своими зрителями и аудиторией. Плюс, это способ использовать один из моих любимых советов по фотографии: оставлять сцену простой. Это не простая для освоения техника, независимо от того, насколько зрелищным является момент. Но за эти годы я вывел некоторые правила и советы, которые могут помочь вам в достижении этой цели. С достаточным количеством терпения и практики вы тоже освоите эту технику.

Почему я начал фотографировать в контровом свете

Я всегда вижу удивительные примеры таких моментов – прекрасные портреты людей с большим источником света позади них. Этот эффект, как магнит для моих глаз. Но во время моей первой попытки результат был вовсе не лестным для моей модели. Одним из основных правил, которые я изучил, было то, что не следует снимать прямо под источником света; в данном случае, солнце.

Тем не менее, я действительно хотел создать яркую историю в своих изображениях. Я хотел создать значимое, особое свечение, которое может привнести только некоторый «особый» вид света. Это означает, что, имея солнце на заднем плане, оно будет создавать обрамляющие свечение контуров модели, создавая особый и уникальный вид. Также это может создать трехмерную атмосферу, переводящую взгляд зрителя к объекту. Это создает историю и легко привлекает внимание.

Как фотографировать в контровом свете

Первое, о чем нужно подумать, это время в течение дня, когда вы будете снимать. Я советую делать это либо сразу после рассвета, либо незадолго до заката. В это время свет находится под небольшим углом. Такой свет мягкий и теплый, что позволит вам создать идеальное настроение, так как свет окутает вашу модель или объект желаемым свечением.

Затем побеспокойтесь о настройках камеры. Мои наиболее используемые настройки таковы:

  • Ручной режим, так как он позволяет использовать весь потенциал сенсора в создании вашего видения;
  • RAW-формат для лучшего контроля при постобработке. Динамический диапазон позволяет вам справиться с бликами и настроить экспозицию и баланс белого в случае необходимости;
  • Точечный замер, направленный на ваш объект. Таким образом считывание будет наиболее точным, исключая область с источником контрового света. Это также помогает получить более красивый оттенок кожи;
  • Используйте регулировку экспозиции для более креативного эффекта. Вам следует знать, что слегка переэкспонировав (2/3 шага для начала), вы затемните объект, сохраняя больше деталей. Недоэкспонирование приведет к созданию силуэта, что во многих случаях прекрасно работает.
  • колпак нужен, чтобы избежать нежелательных бликов. Это зависит от положения солнца и покрытия вашего объектива. Но можете сделать предпочтение бликам. В наши дни это очень популярная тенденция в кинематографе.
  • В некоторых ситуациях используйте технику фокусировки и перекомпоновки. Для этого нужно настроить желаемую экспозицию, затем зафиксировать ее и перекомпоновать сцену с наполовину нажатым затвором.
  • Сочетайте широкую диафрагму (от F/1.8 до F/5.6) с короткой выдержкой, чтобы получить значительно переэкспонированный снимок (если не хотите создавать силуэт) и очень четкую фигуру.
  • Придерживайтесь минимальных значений ISO (100 или 200 согласно спецификации камеры). Я обычно стараюсь использовать быстрое стекло и фокусное расстояние, которое дает мне определенное сжатие и боке. Для своей полнокадровой камеры я предпочитаю 50 мм, 85 мм, и 200 мм. Диафрагма варьируется между F/ 1.4 и F/4. На сенсор APS-C (“кроп сенсор”) не забывайте использовать увеличенные значения, чтобы получить эффективное фокусное расстояние (x6 для Canon, x 1.5 для Nikon, например).

Какие ситуации наиболее подходят для фотографий в контровом свете?

По моему опыту простой задний план и интенсивный солнечный свет под низким углом будет выглядеть прекрасно. Избегайте сложных фонов с возвышениями позади, которые будут блокировать солнечный свет. Я предпочитаю возвышенности, на которых хорошо видно солнце без каких-либо конструкций или листвы. В целом возможно создание того «вкусного» боке с небольшим количеством дымки и багровых оттенков.

Всегда выбирайте малый угол положения солнца, так как это позволит вам уменьшить контрастность между вашим объектом и задним планом. Как уже говорилось, ваш объект должен быть размещен в композиции так, чтобы блокировать большую часть солнца и таким образом предотвратить попадание большого количества света в сцену. Я знаю, что это просто, но суть в том, чтобы найти баланс между четкостью фигуры и золотым мерцанием.

Избегайте прямого попадания солнечного света в объектив. Ваш автофокус просто сойдет с ума в поисках точки фокусировки. Также это станет причиной излишней дымки. Найдите баланс между достаточным количеством света и тени.

Как всегда – пробуйте, пробуйте и еще раз пробуйте. Только с опытом вы достигните своего собственного видения и особого стиля. Ничего не приходит даром или легко, так что будьте готовы к не самым лучшим результатам во время ваших первых попыток. И не забывайте о том, чтобы получать удовольствие от процесса. Лично для меня, если удовольствия нет, то значит, что-то идет не так.

Как использовать контровой свет в фотографии

Контровым мы называем такое положение света, когда источник расположен за объектом съемки. Источник не обязательно должен находиться ровно за спиной модели, он может быть чуть сверху или сбоку, но он всегда сзади. Наверняка, вы хоть раз вы слышали от непрошеных советчиков категоричное: «Против света не снимать!». И в этом есть доля правды: при таком освещении очень легко получить непонятную тень в кадре вместо хорошего портрета. Здесь мы попробуем развеять миф и выяснить, как использовать контровой свет для получения прекрасных фотографий.

Съемка в контровом свете возможна, если уметь правильно этим светом распоряжаться. Самый простой способ – использовать вспышку, для того, чтобы лицо снимаемого (если мы, например, создаем портрет в контровом свете) по яркости не уступало фону. Если модель располагается близко к камере, то старайтесь следить за тем, чтобы вспышка не пересветила лицо. Для этого можно ввести отрицательную коррекцию вспышки, уменьшить мощность импульса. Или прикрыть вспышку рассеивателем: можно самодельным – простым листом белой бумаги или салфеткой. Свет на лице станет мягким, и у вас будет шанс избежать не только пересвета, но и неприятных бликов на коже.

Как снимать в контровом свете, когда нет под рукой вспышки, или вспышка бесполезна (если, например, снимаете пейзаж), но все равно хочется получить достойное изображение? Попробуйте правильно настроить камеру. Для съемки в контровом свете имеет смысл выбрать точечный режим экспозамера – камера в этом случае будет замерять количество света по главному объекту съемки, на который попадает точка замера. Попробуйте применить положительную экспокоррекцию – величину ее можно подобрать опытным путем: может быть, хватит ½ ступени, а может быть, придется выставлять 2 или 3. Так вы сможете проработать детали, попавшие в тень. Нужно помнить, однако, что придется пожертвовать яркостью фона: фон будет пересвеченным, объекты на нем будет плохо видно (или не видно вообще), но это при фотографировании в контровом свете это выглядит совершенно естественно.

Если источник света попадает в кадр, то на снимке могут появиться блики – часто они смотрятся эффектно, но могут стать помехой в изображении.

Если же мы хотим получить красивый силуэт, и детали переднего плана нам не важны, то можно обойтись без точечного режима замера и экспокоррекции. Фон будет хорошо виден, а главный объект съемки – сильно затенен. Чтобы такой снимок получился удачным, нужно внимательно следить за выразительностью силуэта. Например, если снимаете лицо, то лучше располагать его в профиль. Если в кадре несколько человек, старайтесь располагать их так, чтобы силуэты не сливались, не пересекались между собой, были выразительными и четкими.

Очень эффектно смотрится съемка прозрачных или полупрозрачных предметов в контровом свете – можно получить очень приятный свет в кадре, с красивыми очертаниями снимаемого предмета.

Контровый свет — особенности съемки и обработки

В некоторых ситуациях приходится фотографировать человека или какой-то объект с источником света, находящегося за ним. В этом случае легко попасть впросак и наделать ошибок, получив тень или неприятные блики в кадре. Как же использовать правильно контровый свет, чтобы получились удачные, прекрасные снимки? Об этом и пойдет речь далее.

Контровый свет

Контровое освещение в фотографии создается тогда, когда источник света, искусственный или естественный, размещается за снимаемым объектом. При этом источник может располагаться не прямо за объектом, а где-то чуть сбоку. Но в любом случае свет падает на фотографируемый объект сзади. Другими словами, фотограф и источник освещения во время съемки «смотрят» друг на друга.

Если источник света располагается прямо за спиной модели, он создает световой ореол на границах, вследствие чего человек начинает буквально «светится» по краям. Причем меняя угол «источник света – объект – камера» можно добиться разной подсветки отдельных деталей объекта в кадре. Такой свет ни в коем случае не следует путать с фоновым освещением, используемым просто для мягкой подсветки элементов заднего плана.

Можно задаться вопросом – зачем вообще использовать свет для освещения той стороны предмета или модели, которую на фотографии не видно? Тем более, что при расположении источника позади модели у фотографа неизменно возникают проблемы с выбором правильной экспозиции – снимок получается затемненным, отдельные детали теряются в жестких тенях.

На самом деле контровый свет с успехом можно применять для:

  • подчеркивания глубины фотоизображения за счет теней, которые отбрасываются объектами;
  • создания эффекта «светящегося силуэта;
  • съемки в тумане, когда контровое освещение делает снимки очень привлекательными и интересными;
  • фотографирования стекла, прозрачных и полупрозрачных объектов, блестящих поверхностей, поскольку контровый свет очень хорошо выявляет фактуру таких предметов;
  • отделения объекта съемки от фона и усиления драматичности изображения в портретной съемке;
  • подсвечивания волос модели при портретной съемке, чтобы они выглядели на снимке более пушистыми и объемными.

Особенности съемки портрета в контровом свете

Контровое освещение хорошо подходит для портретной фотографии, поскольку создает контраст. Например, контровый свет обрисовывает светлый контур по волосам модели, который контрастирует с головой и задним планом, что помогает создать ангельский или романтический образ. Но портрет в контровом свете – не простая задача для начинающего фотографа. Во-первых, здесь необходимо грамотно выстроить освещение. Расположив источник света позади модели или объекта съемки, рекомендуется использовать заполняющую вспышку, чтобы лицо человека по яркости не уступало заднему фону. Заполняющая вспышка прорисует дополнительным светом недоэкспонированные области кадра при контровом освещении. Он позволит удалить с лица модели любые тени, и Вы получите отличный портретный снимок.

Второй важный момент – правильный замер экспозиции и настройки аппарата. Автоматика камеры не любит условий, когда фотографировать приходиться против света, и нередко ошибается. Фотографируя в контровом свете, лучше всего использовать точечный замер экспозиции. Тогда камера будет замерять количество света по небольшому участку объекта съемки, по которому и будет устанавливать экспозицию кадра.

Также можно применять положительную экспокоррекцию, подбирая значение экспериментальным путем для лучшей проработки деталей, ушедших в тень. Чтобы обеспечить правильное экспонирование как модели, так и заднего плана, стоит воспользоваться брекетингом экспозиции. То есть отснять несколько кадров с различной экспозицией, а затем объединить их. Иногда приходиться жертвовать яркостью фона – он может оказаться немного пересвеченным, но это вполне нормальное и естественное явление для фотографирования при контровом освещении. .

Если Вы снимаете групповой портрет, то старайтесь сделать так, чтобы силуэты людей не сливались друг с другом. Если же Вы фотографируете модель на природе при естественном освещении, то необходимо сделать так, чтобы солнечный свет падал на него сзади под малым углом. То есть для съемки лучше подойдет ранее утро или вечерние часы, когда солнце располагается вблизи горизонта. Если стоит ветреная погода, то расположите модель таким образом, чтобы ветер дул по направлению к солнцу и красиво растрепывал волосы. При этом чтобы на волосах модели появился красивый светящийся контур, следует найти какой-то фон, который будет достаточно темным.

Серьезной проблемой при фотографировании в контровом свете на природе является яркое солнце, которое буквально ослепляет объектив. В результате, на снимке появляются неприятные блики, а само изображение становится малоконтрастным. В таких случаях желательно, чтобы модель полностью закрывала собой солнце. Вдобавок, рекомендуется иметь при себе солнцезащитную бленду. Поскольку разная оптика «держит» солнечный свет по-разному, то стоит перепробовать различные варианты, меняя угол съемки по отношению к солнцу. Большинство объективов при попадании в кадр источника яркого света, к сожалению, склонны к тому, чтобы ловить блики и паразитную засветку. Только правильное расположение модели и использование бленды может избавить Вас от этой проблемы.

Главная задача – добиться может быть и не самого контрастного изображения, но с красивым, золотистым свечением. Если же солнце размещается прямо в кадре, чуть сбоку от модели, то придется смириться с паразитными засветками. Ослепление камеры может наблюдаться и тогда, когда солнце светит сверху, через пушистые облака. В этом случае стоит использовать отрицательную экспокоррекцию, а затем уже постараться вытянуть все детали из теней при постобработке.

Контровый свет при съемке пейзажа

Контровый свет довольно часто используется и при съемке пейзажей, поскольку, например, солнечные лучи, пробивающиеся через облака, могут сделать окружающий пейзаж еще более захватывающим и драматичным. Сами облака преображаются и становятся чрезвычайно интересным объектом для съемки. Главная проблема, с которой сталкивается фотограф при контровом свете во время съемки пейзажа – это банальная нехватка динамического диапазона сенсора. Вследствие этого снимок получается либо засвеченным, либо чересчур темным. В последнем случае можно несколько исправить ситуацию средствами графического редактора, вытянув детали из теней. Помимо отрицательной экспокррекции, при съемке пейзажа в контровом освещении можно использовать режим HDR, объединяя несколько кадров в один.

Обработка фотографий

Зачастую при съемке против яркого источника освещения трудно избежать ошибок в выборе экспозиции. К тому же, динамический диапазон сенсора не всегда справляется с правильным отображением такого разброса яркостей. Обычно снимки получаются затемненными, но при последующей постобработке, как мы уже отмечали, можно исправить недостатки и вытянуть отдельные детали из теневых областей.

На примере редактора Photoshop это выглядит следующим образом:

  1. Открываем фотоснимок и делаем копию слоя.
  2. Используем меню Image – Adjustment – Shadows/Highlights, чтобы скорректировать тени. Параметры придется подбирать опытным путем. В итоге, фотоизображение должно немного осветлиться. Однако нам требуется, чтобы картинка осветлилась не вся, а только ее отдельные области, оказавшиеся слишком затемненными.
  3. Поэтому используем меню Selection – Color Range. Помечаем пипеткой темные участки, которые требуется осветлить.
  4. Далее создаем маску слоя в соответствии с выделенной областью, чтобы нужный нам эффект проявлялся избирательно.
  5. В завершении можно придать картинке большую контрастность и насыщенность красок. Для этого необходимо изменить режим наложения верхнего слоя на Осветление и скорректировать непрозрачность. Создаем копию верхнего слоя, после чего изменяем режим наложения на Мягкий свет. В результате, объект съемки или отдельные участки изображения, которые выглядели чересчур темными, не только осветлились, но и приобрели сочность красок и глубину.

Таким нехитрым способом Вы можете скорректировать полученные при съемке в контровом свете фотографии, добиваясь нужной проработки светлых и темных областей.

записки фотографа

Фотографические истории, советы по фотографии, статьи по сайтостроению

Макросъемка в контровом свете
Семь практических советов

В этой статье я расскажу как можно творчески использовать эффекты естественного освещения при съемке различных макрообъектов: цветов, листьев, насекомых. В качестве примера рассмотрим съемку этого фотоэтюда, красный осенний лист на темном фоне, снятый мною аж 15 лет назад

Статью эту решил написать, когда меня в очередной раз сурово спросили откуда мол черный фон на снимке взялся? Уж часом не фотошоп ли? Что бы не томить ничью душу, отвечу сразу-фотошопа здесь не требовалось.Снимок был сделан пленочной камерой и печатался аналоговым способом. А подобного результата достичь было не очень сложно, используя привычные эффекты естественного освещения. При этом неважно снимаете ли вы на пленку, или цифровой камерой.

Разумеется что снимая этот этюд, я ни о чем подобном не думал. В фотографии я предпочитаю не формальную логику а интуицию. И вообще лучшие кадры делаются спонтанно. Выйдя осенним днем на съемку и пробродив пару часов, я наткнулся на поляну с опавшими красными осенними листьями. Макросъемка не совсем мой жанр, и обычно такое я снимаю очень редко.
Но… поднятый мною лист просто светился в контровом свете, причудливый рисунок его прожилок завораживал. Словно просился «ну сними же меня».

Впереди была стена невысоких кустарников. Осеннее солнышко освещало только их верхушки. Внизу же, в метре над землей была густая тень. Очень кстати мне подвернулся пень, в расщелину которого и был водружен черенок листика. В видоискателе выглядело заманчиво: светящийся листик на темном фоне.

Экспозицию определил по одной точке, что дало проработку фактуры, а фон попал в зону недосветки, т. е. стал еще темней чем был на самом деле. Открытая диафрагма размыла задний план. Словом, экспромт, импровизация. Распечатав потом контрольку в минилабе был удивлен неожиданным результатом и совершенно черным фоном.Проанализировав все это, я потом стал иногда использовать этот прием с большим или меньшим успехом. Надеюсь что сможете им воспользоваться и вы. Итак, подведем итог. Для того что бы сфотографировать объект на темном фоне в контровом свете нужно выполнить следующие условия:

1.Снимать нужно утром или вечером, при невысоком положении солнца. Солнце должно быть прямым, не закрытым облаками;

2.Выбрать место для съемки с какой либо преградой для солнечных лучей, будушим фоном нашего снимка. Это может быть кустарник как у меня, невысокая стена, ствол дерева, забор и т.д.Солнце должно находится над этой преградой ;
3.Расстояние от объекта съемки до фона должно быть максимально большим. Иначе фон не будет размытым;

4.Съемку ведем в режиме приоритета диафрагмы. Открываем ее полностью. Если снимаем зум-объективом, то выдвигаем его в длиннофокусное положение;

5.Замер экспозиции выполним по одной точке, то есть по яркости нашего объекта съемки;

6.Обязательно задаем отрицательную экспокоррекцию величиной -0,7 -1.Это позволит понизить яркость фона, сделать его темней. Хорошо бы конечно снимать этот сюжет в формате RAW;
7. При съемке в контровом свете обязательно используем глубокую бленду. Очень важно защитить переднюю линзу объектива от прямых солнечных лучей Даже небольшой блик может свести все наши старания на «нет».

Кстати нужную тень за макрообъектом можно создать самому каким либо экраном, ну хотя бы зонтиком. Черный фон скорее всего от этого не получится, но отделить светлый объект от фона очень даже возможно.

Я не понял, вы еще здесь? Бегом снимать! Ух каких вы теперь листиков наснимаете!

Портреты с контровым светом

Портреты, снятые на закате, освещены красивым золотистым светом. Но если свет от солнца еще и контровой – фотография получится более художественной и нежной.

Что же такое контровой свет? Это свет, который освещает модель сзади и находится почти под 180 градусов относительно объектива камеры. Меняя угол «солнце-модель-камера» можно добиться разной подсветки деталей объекта на фотографии.

Большая доля привлекательности снимка с контровым светом ложится на контурный свет вокруг модели. Края начинают светится теплым потоком солнечного света и создают волшебный ореол. Обычно волосы, трава меняют свой цвет и становятся менее резкими. Это объясняется тем, что все видимые тонкие объекты в большом потоке света становятся еще более тонкими (незаметными) для нашего глаза и для объектива фотокамеры. Если камера будет находится точно напротив солнца, а модель между солнцем и камерой — можно получить идеальное и уравновешенное свечение по краям объекта.

Используя широкую диафрагму можно создать «волшебный» эффект. Контровой свет и широкая диафрагма усилит так называемый СОФТ-эффект (размытость), что очень позитивно скажется именно на портретной съемке.

Как и в любой композиции, сочетание переднего, среднего и дальнего планов крайне желательно, а при контровом свете передний план становится еще красивее.

Большой проблемой для фотографа является то, что яркое солнце перед объективом «заслепляет» его. Картинка становится неконтрастной, появляются нежелательные блики, в общем, фото портится. В этом случае хорошим ходом будет сделать так, чтобы модель закрывала собой солнце, так же нужно обязательно использовать бленды (чем большего размера – тем лучше) и менять угол съемки по отношению к солнцу. Разные объективы «держат» контровой свет по-разному и картинка получается так же разная, поэтому стоит попробовать все возможны варианты с оптикой.
Хороший портрет с контровым светом может получится и в студии. Нужен качественный объектив и аренда фотостудии — методом проб и ошибок вы поймете, на что способны вспышки и ваш объектив.

Главное – добиться, пусть и не очень контрастной картинки, но с красивым золотистым свечением и оттенком. Зайчики (блики от солнца) так же не повредят, есть даже способ добавление зайчиков в фотошопе.

Интересные картинки получаются если снимать лишь силуэты фигур, это выглядит оригинально в серии с портретами, где видно все детали.

Большой проблемой при съёмке против солнца есть правильный выбор экспозиции. Автоматика камер не любит таких условий и может значительно ошибаться. Частенько нужно переключится в ручной режим настройки экспозиции, но перед этим сделать несколько снимков положившись на автоматику камеры. Так можно определить приблизительную экспозицию снимков в данное время и данной точке.

Схемы освещения при фотосъемке портрета.

Интересно рассмотреть такой вопрос, как фотосъемка портрета и используемое при этом освещение портрета.

При фотосъемке портрета в помещении, в частности в студии, фотографы используют различные схемы размещения осветительных приборов. Виды освещения : основной свет, заполняющий свет, контровой свет и подсветка фона мы уже рассмотрели.

Схемы освещения, как изобразительное средство при фотосъемке портрета.

Ясно, что на практике расположение осветительных приборов, участвующих в создании тех или иных эффектов освещения может быть различным. А вот какой эффект освещения создать фотограф решает исходя из своей художественной задачи, при этом он учитывает характер снимаемой модели, расположение ее относительно фотоаппарата ( поворот, направление взгляда и т. д.).

Рассмотрим наиболее популярные, «модные» виды освещения используемые при фотосъемке портрета.

  1. Рембрандтовское освещение портрета (Rembrandt Light).

Является выгодным, когда производится фотосъемка портрета мужчин. Оно создает эффектный светотеневой рисунок. Получило свое название от приемов освещения, которые использовали художники прошлого. В студии Рембрандта сверху, в потолке было встроено специальное окошко, ченрез которое падал свет на модель, с которой художник писал портрет.

Отсюда основной чертой данного вида освещения является то, что основной рисующий свет направляется на портретируемого сверху, сбоку. При этом портретируемый сидит повернувшись в пол-оборота от фоткамеры, а основной свет освещает лицо с противоположной от фотоаппарата стороны. Таким образом, ближняя к фотоаппарату строна лица оказывается частично затененной. Под глазом, находящимся ближе к фотографу, образуется затененная треугольная область. Нужно тщательно выбирать высоту основного осветителя и угол направления освещения для того, чтобы эта затененная область не получилась слишком большой.

Заполняющее освещение можно не использовать, если желательно получить контрастный светотеневой рисунок. Если тени получаются излишне глубокими, то можно их смягчить заполняющим светом. При этом источник заполняющего освещения располагается рядои с фотоаппаратом.

Источник контрового освещения располагают с противоположной от основного стороны и направляют на волосы таким образом, чтобы этот свет не падал на лицо, т. к. могут возникнуть пересветы в отдельных местах.

Можно подсветить фон также с противоположной от основного осветителя стороны. Тогда теневая часть лица будет более рельефно выделена относительно фона.

Все вопросы относительно того какой свет использовать, какой нет фотограф решает сам, как ему нравится. Догм в данном вопросе нет. Но при любой схеме освещение портрета должно быть таким, чтобы не возникало двойных теней. Если Вас, конечно, интересует реалистичная фотосъемка портрета. Для этого сила света от используемых источников должна быть сбалансированной, т. е. Основной свет по яркости должен существенно превосходить свет от других источников, играющих вспомогательную роль. Достаточно при этом основной источник освещения расположить ближе к объекту съемки, памятуя, что освещенность от одинаковых источников падает в зависимости от квадрата расстояния.

2. Узкое или короткое освещение портрета ( Split Light ). Также, как и при Рембрандтовском освещении основной источник света освещает часть лица с противоположной от фотоаппарата стороны, с той стороны куда повернута голова портретируемого. Но в отличие от Рембрандтовского освещения, свет напрвляется не сверху, а сбоку (источник основного света приближен к фону и освещает фигуру сбоку) на уровне глаз портретируемого.

Источник заполняющего освещения также находится возле фотоаппарата.

3. Широкое освещение портрета (Broad Light ) противоположно короткому. Основной источник света освещает ближнюю к фотоаппарату сторону лица, повернутого от фотоаппарата. Ближняя к фотоаппарату сторона лица получается освещенной, а дальняя затененной.

4. Освещение портрета «бабочка» (Butterfly Light ) – очень модное освещение, используемое для получения гламурных фотографий.

Основной источник освещения устанавливается возле фотоаппарата напротив лица и освещает модель несколько сверху. При этом под носом создается треугольная тень. Нужно следить за высотой расположения основного источника света, чтобы тень под носом не получилась слишком большой, вплоть до рта.

Этот вид освещения создает мягкий рисунок изображения, сглаживает мелкие недостатки на лице, и поэтому столь популярен. Нужно только учесть, что при этом подчеркивается рисунок ушей, поэтому этот вид освещения может быть неприемлем в тех случаях, когда уши выделять нежелательно. В частности он не годится при фотографировании модели, если у нее волосы стянуты в пучок сзади и открыты уши.

5. Освещение портрета “петля” (Loop Light ) – Основной свет, как и при освещении “бабочка” направлен сверху, но не прямо на модель, а несколько сбоку. При этом модель смотрит прямо в объектив.

Фотосъемка портрета — процесс творческий, требующий индивидуального подхода с учетом особенностей модели и решения художественной задачи.

Описанные схемы освещения, применяемые при съемке портрета наглядно показаны на следующем видео:

10 способов получить отличный портрет с помощью накамерной вспышки

Один из самых пожалуй распространенных жанров в фотографии — это портретная съемка. Портрет может быть постановочный, свадебный, студийный, какой угодно. Главное, чтобы люди, которых вы фотографируете, нравились себе на фотографиях и получались естественными. Следующие 10 советов помогут вам поднять на новый уровень качество ваших работ

1. Используйте объективы с большим фокусным расстоянием (телевики)

Большинство фотографов, увлекающихся портретной съемкой, считают, что портреты лучше всего получаются на полтинник — объектив с фокусным расстоянием 50мм. Его преимущества очевидны – относительно небольшая стоимость и хорошая светосила. Но есть и свои недостатки – это угол обзора, который совпадает с тем, как мы привыкли видеть окружающий мир своими глазами, поэтому фотографии получаются слишком обычные и привычные для нашего взгляда. Большинство красивых портретов (есть и исключения конечно, это не правило, а совет) снимается на объективы с фокусным расстоянием от 80 до 200мм. Такие объективы создают красивое и непривычное для глаза сжатие пропорций, великолепное боке и более сильное размытие заднего фона, которое недоступно 50мм объективу.


2. Найдите новые и непривычные углы съемки

У каждого из фотографов, наверное, есть большое количество фотографий, сделанных с привычных ракурсов. Поэкспериментируйте, найдите интересные ракурсы, (например, это может быть съемка сверху) чтобы привнести новую перспективу в фотографии. Эту технику можно использовать, чтобы скрыть недостатки и показать достоинства людей разного роста и комплекции. На фотографии ниже невесту попросили сесть на землю, чтобы сделать акцент на ее лице и украшение в волосах, в то время как остальные части тела оказались размыты. Это сделало фотографию более интересной, чем типичный свадебный портрет.

3. Создавайте объемный свет накамерной вспышкой

В течение свадьбы, ваши вспышки не должны находиться на камерах, даже во время банкета. Избегайте вспышки в лоб – это создает плоский свет, который некому не нравится. Старайтесь создавать объемный свет с помощью вашей вспышки — используйте отраженный свет или боковое освещение, для этого вам может понадобиться ассистент. Иногда вспышка помогает подсветить задний фон, проявляя важные детали, делая вашу фотографию более выразительной.

4. При съемке с ярким солнцем подсвечивайте модель вспышкой

Съемка в полдень, в ярком солнечном свете, задача не из легких даже для профессионалов (из-за резких провальных теней и пересветов), но несколько вспышек могут упростить задачу, создав акцент на моделях. Лучше всего этот прием подойдет, если вы фотографируете людей на фоне красивого пейзажа. Используйте накамерные вспышки, чтобы перебить солнце, (вам понадобится 2-3 вспышки) это поможет проработать и небо, и объекты съемки, и пейзаж. Для этого необходимо снимать на закрытой диафрагме и маленькой выдержке. Кадр без света от вспышек должен быть недоэкспонированным.

5. Используйте контровый свет

Умение найти и применить в любой ситуации контровый свет требует долгой практики. Если вы научитесь эффективно использовать контровый свет, то сможете создавать великолепные портреты, ведь освещение – один из главных инструментов фотографа. Неважно, используете ли вы свет солнца, окна или лампочки – это поможет создать красивую заднюю подсветку волос или контура (для этого источник света должен находиться позади объекта съемки), отделить модель от фона и сконцентрировать внимание зрителя на ней.

6. Используйте силуэтную съемку и отражения

Научитесь брать в кадр отражающие поверхности, которые визуально увеличат ваше изображение, а силуэтная съемка придаст ему глубину. Чтобы сделать силуэтную съемку необходимо найти мощный источник света и поместить его за объектом съемки – это может быть окно, фонарь или луч света на стене. Сделайте ваш подход к процессу фотографирования творческим – иногда отражения можно найти в самых неожиданных местах: это могут быть лужи, стеклянные поверхности или даже пол.

7. Фотографируйте через объекты

Когда в видоискатель вы видите объекты, находящиеся на переднем плане и не имеющие отношения к модели, вы можете использовать их, чтобы создать фон и улучшить композицию ваших снимков. Учитесь находить просветы между деревьями, абстрактные предметы или даже предметы быта, они могут сделать ваше изображение более привлекательным, добавляя в фотографию интересные и красочные элементы композиции, которые выгодно подчеркнут объект съемки. Используйте длиннофокусные объективы, чтобы более сильно размыть предметы на переднем плане.

8. Используйте солнце как источник света

Раньше мы рассматривали солнечный свет в качестве контровой подсветки, но иногда прямые солнечные лучи можно использовать как основной источник освещения. При такой съемке экспонирование (замер освещенности) следует делать по объектам съемки, в результате чего у вас получится высококонтрастный кадр с плохо освещенным фоном (как на фотографиях ниже) и все внимание зрителя сосредоточится на главном – ваших моделях.

9. Используйте видеосвет для ночных портретов

Видеосвет может быть полезен, когда необходимо подсветить объект съемки в темное время суток или в помещениях с плохой освещённостью. Положительным моментом видео света является возможность увидеть, как будет лежать свет на модели. Видеосвет является хорошей альтернативой накамерной вспышке в условиях низкой освещенности и позволяет добиться впечатляющих результатов за короткий промежуток времени.

10. Используйте цветные гели для накамерной вспышки

Используя гель для накамерной вспышки, вы можете получить насыщенный голубой цвет неба в пасмурную погоду, правильно выставив баланс белого на фотоаппарате. Оранжевый гель (обозначается СТО) можно использовать для имитации солнечного света.

Ссылка на основную публикацию