Композиция в фотографии. Используем вертикальные линии | Foto-kadr.ru

Композиция в фотографии. Используем вертикальные линии

Вертикальные линии в композиции кадра при съемке

При съёмке различных сюжетов, опытные фотографы делают акцент на факторы, которые влияют на эмоциональное восприятие фотографии. Это может быть цвет, форма или линия. Последняя особенно важна при чёрно-белой фотосъёмке, поскольку там отсутствует цвет. В этом случае также доминирует и форма. Горизонтальные и вертикальные линии в композиции кадра считаются более важными, чем диагонали и криволинейные фигуры. В статье рассматриваются вопросы построения кадра по оси «Y» или по вертикали.

Вертикальные линии на фотографии

По отношению к наблюдателю или фотографу все линии можно разделить на несколько видов:

  • Вертикальные;
  • Горизонтальные;
  • Диагональные;
  • Извилистые;
  • Ломаные.

Под вертикалью подразумевается такая прямая, которая располагается параллельно боковой стороне фотографии. На снимке их может быть несколько, но все они должны быть параллельны между собой. Принято считать, что вертикальные линии в кадре создают впечатление напора и энергии. Отчасти такое суждение справедливо. Очень эффектно выглядит старт космического корабля. Здесь сочетаются диагонали в виде отошедших ферм обслуживания и вертикаль корпуса ракеты. На правильно скомпонованном кадре больше ничего нет. Для того чтобы подчеркнуть выразительность кадра фотограф может повернуть фотоаппарат вертикально. Тогда композиция фотографии пойдёт по длинной стороне кадра. Такое же сильное впечатление производят композиции, где снят любой предмет сильно вытянутый по вертикали. Это может быть Останкинская башня на фоне неба, заводские трубы или одинокое дерево на пустыре.

Очень нетривиально выглядят композиции фотографии, где много вертикальных линий. Они придают снимку больше динамики. Длинный ряд столбов, уходящий за горизонт, создаёт впечатление бесконечности пространства. Снимать такие фотографии лучше в чёрно-белом формате. Некоторые модели фотоаппаратов позволяют отключать цвет непосредственно в процессе съёмки. Такие кадры выглядят очень органично за счёт повторяющихся предметов и поэтому цвет здесь не нужен. В композиции доминируют только вертикальные линии, а цвет будет рассеивать внимание.

Композиция с вертикальными линиями

Строгие вертикальные линии в архитектурных композициях создают ощущение надёжности и устойчивости, тогда как малейший наклон в любую сторону создаёт впечатление воздействия посторонних сил. Как будто на вертикаль оказывается сильное давление, и она уже немного отклонилась, и будет отклоняться ещё больше, пока сооружение не рухнет. Таким образом, если снимать фотографию немного наклонив фотоаппарат, то все вертикали будут немного «завалены». Это создаёт впечатление надвигающегося катаклизма. Доказано, что отклонение всего на два градуса придаст снимку тревожный настрой. И наоборот строгие вертикальные линии говорят о надёжности и устойчивости композиции. Таким образом, от стабильности до хаоса всего один шаг или небольшой наклон фотоаппарата.

Человеческий мозг устроен так, что он сканирует любую картинку слева направо, поэтому основной или доминирующий объект должен располагаться в правой части фотографии. При этом создаётся впечатление, что взгляд и главный предмет кадра движутся навстречу друг другу. Имеется несколько правил, на которые следует опираться при построении композиции:

  • Принцип контраста;
  • Правильное размещение предметов;
  • Контроль пропорций;
  • Использование «золотого сечения»;
  • Соблюдение формата фотографии.

Принцип контраста позволяет максимально концентрировать взгляд на основном объекте. Для этого тёмный предмет должен располагаться на светлом фоне, а светлый – на более тёмном. Так заводская труба, снятая на фоне неба, будет выглядеть более эффектно, чем она же на фоне стены. Чтобы подчеркнуть вертикальную линию в композиции, её следует снимать на контрастном фоне. Только в этом случае автор снимка сможет добиться максимального эмоционального воздействия. Будущая фотография не должна быть переполнена элементами, особенно если они не несут никакой смысловой нагрузки и не влияют на суть фотографии. Лишние объекты «забивают» поле кадра, отчего взгляд рассеивается и зритель теряет главное, что хотел показать фотограф. Большое количество предметов с вертикальными линиями нужно пробовать снимать с разных точек. Улица, которая застроена небоскрёбами с обеих сторон, может стать центром композиции, то есть она располагается в центре кадра и «уходит» от зрителя немного вверх. Для этого снимать нужно, держа фотоаппарат вертикально и с очень низкой точки. Также можно попробовать снять улицу диагонально. Она будет пересекать поле кадра по диагонали и чтобы высокие здания не заслоняли друг друга нужно снимать с высокой точки. Большое значение, при съёмке объектов с акцентированными вертикалями, придаётся правильному выбору объектива. Поскольку кадр представляет собой прямоугольник с соотношением сторон 3 : 2, то снимать объекты с вертикальными линиями следует так, чтобы боковая сторона фотоаппарата была расположена параллельно земле.

Объекты с вертикалями нужно снимать, используя принцип «золотого сечения». В фотографии используется не классическая, а упрощённая схема, когда кадр условно делится на девять частей двумя вертикалями и двумя горизонтальными линиями. Самый значимый объект должен располагаться на расстоянии 1/3 от какой-либо стороны кадра. В справедливости этого правила легко убедится, два раза сфотографировав одиноко стоящее дерево. На одной фотографии оно должно располагаться в центре снимка, а на другой – по правилу золотого сечения. Первая фотография, где дерево в центре кадра, выглядит совершенно безлико и неинтересно. Другая фотография сразу привлекает к себе внимание.

Для того чтобы композиция получилась удачной нужно следовать данным рекомендациям. Если в кадре будут несколько объектов с выраженными вертикальными линиями, но расположенные на разных планах, нужно обязательно «поймать» правильные пропорции, иначе снимок будет неудачным. Следует помнить, что «золотая пропорция» не догма, и не всегда её нужно использовать. Но это касается только опытных фотографов. Начинающим фотолюбителям нужно больше экспериментировать с композицией, фотографируя «как надо» и совсем наоборот. Только тогда придёт опыт настоящего мастера.

Линии в композиции – Как влияют линии на композицию кадра

Наверняка Вы наблюдали на различных фотографиях, как фотографы используют линии для усовершенствования композиции снимка. На самом деле линии в композиции нужны для трех основных целей. Во-первых, они направляют взгляд зрителя к горизонту или к композиционному центру; во-вторых, создают ощущении глубины, объемности, трехмерности снимка и, в-третьих, отчетливо разделяют картину на участки и помогают сконцентрировать внимание на самом главном. Четкие значимые для композиции снимка линии бывают как природного происхождения, так и рукотворными. Сюда можно отнести дороги, стены, различные изгороди, реки и даже небольшие тропинки.

Какие объективы лучше использовать для работы с линиями в композиции

Для работы с линиями отлично подходят широкоугольные объективы. Особенно повезло владельцам зеркальных фотокамер, так как у них есть возможность установить практически любой объектив для подчеркивания композиционного центра снимка. Например, если использовать широкоугольный объектив и сфотографировать дорогу, которая уходит к линии горизонта, то снимок получится очень выразительным. Взгляд наблюдателя от переднего плана будет потихоньку скользить вдоль дороги, и уходить вдаль к горизонту, где дорога сходится. Это очень популярный у большинства фотографов сюжет, и такие фотографии очень выразительные.

С другой стороны, если использовать телеобъектив, то можно подчеркнуть линии , которые будут теряться при рассмотрении под широким углом. Например, мощные вертикальные линии стволов деревьев или, к примеру, прутьев различных оград или решеток.

Типы линий и их значение в кадре

Кто это имеет в виду, что различные типы линий могут создавать различные ощущения у зрителей. Смотреть на горизонтальные линии довольно просто – взгляд по ним скользит слева направо, как обычно люди пишут и читают. С другой стороны, вертикальные линии являются более мощными, ибо их устремленность ввысь ассоциируется у людей с прорывом, с ростом, с развитием.

Диагональные линии на снимке занимают больше пространства и уводят от переднего плана глаза зрителя через всю картину. Но сходящиеся вдали линии являются самыми мощными, так как именно они создают впечатляющее ощущение объемности снимка.

И наконец, могут быть воображаемые линии , которые работают точно также как и реальные. Например, линии человеческого взгляда привлекают к себе столько же внимания, как дорога, которая пересекает пейзаж. Сюда можно отнести линии, которые образуются различными природными объектами, например, кустами или деревьями, растущими в аллее, которые образуют линию, которая уходит далеко вглубь кадра.

И напоследок домашнее задание…

Самая основная задача фотографа – выбрать точку съемки, которая наиболее четко подчеркнет основную идею, композицию кадра. Здесь, конечно, от фотографа требуются определенные навыки и основные знания о композиции снимка. К этим моментам мы еще возвратимся в следующих статьях, а сейчас небольшое домашнее задание.

Когда Вы пойдете в следующий раз на прогулку, обязательно посмотрите, какие объекты, встречающиеся Вам на пути, создают те или иные линии, и постарайтесь, используя знания из этой статьи, сделать серию снимков из различных точек, чтобы эти линии попадали в кадр и усиливали восприятие Ваших снимков. Подойдите к этому вопросу творчески, а потом покажите эти фотографии своим друзьям, знакомым и спросите их мнение о том, что им больше всего понравилось, что больше всего привлекло их взгляд на этих изображениях. Покажите эти снимки не менее чем десяти людям и обязательно получите обратную связь.

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Ссылка на основную публикацию