Композиция в фотографии. Используем горизонтальные линии | Foto-kadr.ru

Композиция в фотографии. Используем горизонтальные линии

Композиция в фотографии

Язык композиции разнообразен. Композиция — расположение объектов в кадре, которые выражают идею автора. Основы композиции лучше знать человеку, который занят в искусстве.

Основы композиции в фотографии

  • целостность;
  • контрастность;
  • равновесие;
  • правило третей;
  • глубина фокуса;
  • рамка;
  • линии и треугольники;
  • паттерны;
  • нечетность;
  • минимализм;
  • сочетание цветов.

Целостность композиции

Создавая изображение искусства, автор должен стремиться к гармонии. Единый и не рушимый образ в сознании зрителя, где всё логично и понятно. Мозг человека видит больше, чем человек осмысливает и зачастую изображение не нравится по причине отсутствия целостности в кадре. Очень часто мешает целостности кадра лишний декор или не нужные вещи. Следите, за тем, что расположено в кадре и убирайте не нужные элементы.

Контраст в композиции

Контраст организует композицию, делает работу запоминающейся. В первую очередь зритель замечает то, что само бросается в глаза. Мозг так устроен, что автоматически все сравниваем. Использование контраста сделает работу интереснее, дает мозгу анализировать картинку. При отсутствии контраста объект становится маловыразительной. Контраст отвечает за яркость, активность, мощь композиции. Поэтому контраст используют тогда, когда нет времени для рассматривания либо время ограничено: в рекламе, на плакатах. Задача контраста — привлечь внимание, удержать взгляд, заинтересовать.

Равновесие в композиции

Композиция подразумевает под собой соединение элементов в кадре в единое целое. При расположении объектов в кадре какие-то из них большего размера, какие-то меньшего. Какие-то расположены слева, какие-то справа. Вот это самое распределение предметов в композиции и может создавать ощущение движения, смещения, равновесия.

Уравновесить элементы композиции можно разными способами по:

По тону равновесие композиции зависит от количества в кадре тёмных и светлых пятен. Мозг ассоциирует тёмные тона с тяжестью, а светлые — воздушностью.

Правило третей

Правилом третей – это известное многим правило золотого сечения. Образование шести частей, или трех третей, на которые мысленно делится фото. Выглядит оно так: две вертикальные и две горизонтальные линии проходят через равные промежутки по кадру и пересекаются, в четырех точках – самых активных областях любой фотографии.

Это правило можно легко понять, посмотрев на пример. Используя это правило, Вы эффективно направляете взгляд зрителя, привлекаете его к рассмотрению важных элементов на снимке. Это упорядочивает композицию. Фотография становится эстетически приятнее взгляду человека.

Глубина фокуса

Управление глубиной резкости хорошим способом менять настроение фотографии. Делая объект резким или наоборот, уводя в зону не резкости, вы создаете ощущение объёма и концентрируете взгляд зрителя на главном. Изменение диафрагмы способ для управления глубиной резкости, без изменения композиции кадра. В разных фотографиях нужна разная глубина резкости. В рекламной съемке еды часто используется полная резкость, чтобы хорошо было видно продукт продажи. При художественной съемки продуктов (сладостей, тортов), часто объект съемки расположен не в полной резкости, чтобы придать более художественный вид фотографии.

Рамка

Одним из способов заполнить пространство в кадре и добавить глубину изображению служит композиционный прием – рамка. Использование природной рамы позволяет создавать новую форму внутри изображения. Это добавляет разнообразие кадру и часто дает возможность замаскировать не нужные моменты в кадре. Для создания рамы в кадре потребуется немного наблюдательности. Это может быть съемка через рамы окон или стоящих на столе бокалов, возможно съемка между листьев или крон деревьев.

Линии и треугольники

В композиции часто используются простые геометрические фигуры. Это простые формы, такие как квадрат, треугольник, круг, прямые и кривые линии. Использование линий бывает весьма эффективным. Можно использовать параллельные и сходящиеся линии не только для фоновых элементов, но и для направления взгляда зрителя. Наиболее частая в природе форма – это треугольник. Несколько треугольников в кадре ассоциируются с позитивным движением. В положении «вершиной вниз» – шаткое равновесие, балансировка. В отличие от прямоугольника, стороны не противостоят друг другу, а меняют направление развития. Это может быть использовано для создания конкретных образов. Треугольник естественным образом вносит в композицию ощущение глубины пространства.

Паттерны в композиции

Паттерн — это простые повторяющиеся формы, цвета или объекты. Часто использование этого приема в фотографии создает прекрасную и стильную композицию, которая привлекает взгляд. Фотограф может найти их в окружающей среде и использовать как свое преимущество. Паттерны, или узоры, окружают повсюду, предоставляя возможность делать эффектные и привлекательные фотографии. Одними из самых удачных паттеров являются строгие структуры из повторяющихся форм, линий и цветов. Заполнение кадра чёткими и последовательно повторяющимися линиями или последовательно повторяющимися геометрическими формами ведёт к сильной, драматичной композиции кадра. Именно закономерность придаёт силу узору. Природа предлагает огромное количество возможных паттернов, которые нужно найти и удачно запечатлеть. Простые скальные образования, линии деревьев, прожилки листьев.

Нечетные объекты в композиции

Данное композиционное правило означает, что изображение визуально привлекательно, если в кадре присутствует нечетное число предметов. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз. Данное правило часто соблюдают рекламные фотографы, создавая композиции. Уделяя внимание расположению реквизита, количеству в кадре. При съемке людей, данное правило работает редко.

Минимализм

Минимализм заключается в использовании минимального числа компонентов — цветов, форм, линий и текстур в кадре. В мире искусства это считается чрезвычайно субъективной концепцией. Основой минимализма является стремление к простоте. Но это не значит, что работа должна быть неинтересной и скучной. Объект это основной элемент снимка, даже если он не занимает основную часть кадра. Главным ключом к получению идеального минималистического снимка является сильный композиционный элемент – главный герой. Цвет в минималистической фотографии полезный инструмент для создания простого, но притягивающего взгляд снимка. Яркий фон часто применяют в концепции фото. Как и многое в искусстве минимализма, снимок базируется на текстуре и цвете, но может привлекать взгляд даже без ярко выраженного объекта. Чтобы добиться этого, нам нужна интересная поверхность.

Сочетание цветов

Цвет сильно влияет на восприятие изображения. Являясь инструментом композиции, создания баланса и контраста. Мозг реагируем на цвет быстрее, чем на объем. Цвета обладают силой вызвать у зрителя различные эмоции. В психологическом плане цвет разделяется на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, тяжелые и легкие, теплые и холодные. На белом фоне цвета кажутся гуще, а на черном – ярче. Подробнее о влияние цвета на восприятие можно почитать в статье Управления цветом в фудфото.

сочетание цветов в композиции

Композиция в фотографии. Простые правила композиции.

1-е Правило композиции. Правило нечетного числа

Данное правило гласит, что снимок визуально становится привлекательнее, если на нем изображено нечетное число предметов. Вы как бы обрамляете один предмет с помощью двух других. А обрамление придает фотографии своеобразие. В фотографии ниже, девушку окружают два ее брата. Наш взгляд автоматически смотрит в центр.

А теперь посмотрим на идентичную фотографию, где изображено только двое. Она смотрится скучно и предсказуемо. Когда на фотографии изображено четное число объектов, наши глаза автоматически ищут середину между ними, и данный процесс занимает больше времени, чем в случае с нечетным числом объектов.

Причина проста – когда на фотографии нечетное число объектов, найти среди них средний предельно просто. Смотреть на такую фотографию нам заведомо комфортнее. А значит – это дополнительное преимущество, которое дает нам простое правило композиции! Понятно, если мы фотографируем влюбленную пару (и у них еще нет детей), то их только двое. Однако, где это возможно, используйте правило «нечетное количество объектов, вместо четного».

2-е Правило композиции. Правило трети
Данное правило гласит, что мы должны разделить наш снимок на три части по горизонтали, и на три части по вертикали. То есть, провести 4 воображаемые линии, вот так:

Звезды на рисунке означают те места, где выгодно располагать ваш объект на снимке. При этом объект может занимать сразу несколько звезд, либо располагаться вдоль центральных линий, в любом случае он окажется в фокусе внимания.
Рассмотрим несколько примеров. Например, линия горизонта. Она никогда не делит наш снимок пополам. Она располагается в нижней трети снимка, добавляя нашему снимку глубины и красоты.

Наши глаза автоматически фокусируются на линиях, делящих снимок на три равных части. Поэтому расположение объекта съемки вдоль таких линий — заранее выигрышный кадр.

И еще один интересный момент. Помните, мы ведь читаем слева направо? А это значит, что если человек на фотографии расположен левее – наши глаза воспринимают снимок еще быстрее и легче.

Вы можете намеренно нарушить правило, говорящее о расположении объекта левее центра снимка. Расположите его правее, и снимок будет дольше держать на себе внимание, несмотря на то, что разница в мельчайших долях секунд.

3-е Правило композиции. Правило пространства
Правило пространства – это иллюзионное правило, оно придает снимку больше движения, действия. И на самом деле это правило не имеет ничего общего с тем, чтобы оставить на вашей фотографии больше пустого места (это скорее относится к «правилу трети», которое рассмотрено выше).
Правило пространства на фотографии дает следующий эффект: кажется, что мы видим лишь часть снимка, а на самом деле там запечатлено нечто большее.

Например, мы фотографируем кого-то с большой дистанции. То есть между вами и объектом съемки – большое пространство, но кроме этого, сам человек на вашей фотографии смотрит «куда-то вдаль». То есть, на фотографии видно только часть композиции, а то, куда же смотрит человек на фото, остается втайне.

Если вы фотографируете ребенка, особенно на улице, оставьте пространство как перед объективом, так и в какой-либо стороне от него, чтобы создать эффект того, что ребенок целенаправленно куда-то двигается, а вот куда – этот вопрос остается за кадром. При взгляде на такой снимок, глаза автоматически ожидают следующего движения ребенка, ждут, что раскроется еще одна картинка, которая изначально оставалась за кадром. Все это придает нашему снимку динамики, движения, пространства.
По сути Правило Пространства показывает на фотографии, где мы были и куда направляемся.


В статье используются фотографии зарубежного фотографа – Даны Саггс, с ее согласия.

СТАТЬЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА ФОТОСТУДИЕЙ FOTIME
МОСКВА

Методическая разработка занятия «Композиция кадра»

Цель занятия: Знакомство с понятием «композиция кадра». Обучение основным законам композиции.

Задачи:

— познакомить с понятием «композиция кадра»;

— обучить разным способам создания гармоничной композиции;

— развить интерес к фотоискусству;

— способствовать формированию навыка гармоничного сочетания объектов в кадре;

— формировать потребность применять полученные знания на практике;

— воспитать умение работать с партнером;

Скачать:

Вложение Размер
kompozitsiya_kadra.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Композиция кадра»

Цель: Знакомство с понятием «композиция кадра». Обучение основным законам композиции.

— познакомить с понятием «композиция кадра»;

— обучить разным способам создания гармоничной композиции;

— развить интерес к фотоискусству;

— способствовать формированию навыка гармоничного сочетания объектов в кадре;

— формировать потребность применять полученные знания на практике;

— воспитать умение работать с партнером;

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, видеокамера, штатив.

Дидактическое оснащение: презентация «Правила композиции в фотографии».

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Урок рассчитан на два академических часа.

  1. Организационная часть. (5 мин.)
  2. Знакомство с новым материалом. (40 мин.)
  3. Практическая работа. (35 мин.)
  4. Подведение итогов занятия. (10 мин.)

Здравствуйте ребята! На предыдущем занятии мы с вами изучали особенности портретной съемки. Я дала вам домашнее задание: принести фотографии портретных съемок ваших друзей или родственников. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему одни фотографии притягивают взгляд зрителя, а другие оставляют его равнодушным? Почему одни фотографы становятся победителями конкурсов, а другие так никогда и не обретут известность?

Одной из причин, по которой некоторые снимки выделяются на фоне других – мастерское владение искусством фото композиции кадра. Сегодня мы подробно остановимся на этом понятии и узнаем разные способы создания гармоничной композиции.

  1. Знакомство с новым материалом.

Композиция – гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра. С латыни «compositio» переводится как «соединение» или приведение в порядок.

«Композиция – закономерно устроенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея, свойственная природе замысла, дает пластическую основу композиции». Евгений Кибрик

Когда соблюдены все условия построения композиции, кадр кажется гармоничным и завершенным, в то время как в противном случае взгляду что-то «мешает», хоть мы можем и не всегда это осознавать. Чтобы избегать таких сложностей, достаточно знать и использовать основные правила.

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием «Золотого сечения».

Принято считать, что правило золотого сечения вывел Пифагор, он даже создал тайную школу, где изучалась мистическая суть этого явления. Не потерял своей актуальности этот прием и сегодня. Золотое сечение применяется в самых разных видах искусства: архитектуре, живописи, и конечно, в фотографии, позволяя сделать кадры выразительными, притягивающими взгляд. Говоря о фотографии, мы все же будем обращаться к произведениям великих художников.

Доказано, что внимание человека обращено в первую очередь на точки, показанные на рисунке. Они располагаются на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев картины (кадра), независимо от ее формы и размеров.

Правило третей. Одно из простейших правил композиции, которое стало очень распространенным инструментом для любителей и профессиональных фотографов. Метод состоит в разделении кадра на трети, вертикально и горизонтально (так что фактически это девятые части), и в использовании этих линий для эффективного разделения вашего изображения и отделения областей изображения. Точки, в которых линии пересекаются, рассматриваются как ключевые области для главных объектов в кадре.

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе.

При съемке людей не правильно размещать их в центре кадра. Человек, находящийся на пересечении горизонтальных и вертикальных линий, смотрится гораздо гармоничнее, чем в центре. Правильным решением станет оставленное пространство по направлению взгляда человека. Если это пространство оставить позади, то получится, что объект смотрит в край фотографии.

7 слайд. Диагональное золотое сечение.

Правило диагонального золотого сечения

Когда речь идет о классическом спокойном пейзаже, соблюдать правило третей или золотого сечения не трудно – в кадре присутствуют горизонтальные и вертикальные линии. Для более сложных случаев было разработано правило диагонального золотого сечения. В этом случае ключевые объекты располагаются таким образом, чтобы основные элементы находились в двух главных четырехугольниках.

Еще одно применение правила «золотого сечения». Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

9 слайд. Правило диагоналей

Аналогично правилу третей, есть и упрощенный вариант диагонального сечения – правило диагоналей. В этом случае линейные объекты располагаются на диагоналях, придавая снимку динамику. При этом диагональная линия, направленная слева направо снизу вверх подчеркивает движение и делает снимок более энергичным. А линия, проведенная слева направо сверху вниз, используется в более спокойных сюжетах. Связано это со сложившейся в нашей культуре традицией читать слева направо.

Диагональное расположение объектов намного эффектнее смотрится в кадре чем горизонтальное.

Во-первых, диагонали дают возможность оценить пространство благодаря уходящим вдаль линиям. Если же в кадре преобладают горизонтальные линии, то он будет плоским.

Во-вторых, диагонали придают фотографии настроение. Так линии, направленные из нижнего левого угла в правый верхний формирует у зрителя спокойное настроение, а линии направленные из правого нижнего в левый верхний угол добавляют кадру динамики.

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Ниже, ниже, не ленись,

Наклонись и улыбнись.

Перемена 10 мин.

Закрепить полученные знания, как обычно, поможет выполнение практической работы.

Предлагаю распределиться по желанию на творческие мини-группы по 2-3 человека.

Каждая группа за указанное время выполняет два задания.

1 задание. (20 мин.)

Определите, какое правило композиции использовано в этих фотографиях.

2 задание. (10 мин.)

Снимите фотографии людей, предметов, пейзажа, обстановки кабинета, используя правила композиции.

Подведение итогов занятия.

«Я сегодня узнал(а)…»

«Правило третей заключается в том, что…»

«Правила композиции важно знать, потому что…»

Идеальная композиция: как легко использовать правило третей в дизайне

Наш мозг запрограммирован везде выискивать узоры. И нам нравится симметрия. Дизайнеры ежедневно используют базовые принципы дизайна для создания…

Наш мозг запрограммирован везде выискивать узоры. И нам нравится симметрия. Дизайнеры ежедневно используют базовые принципы дизайна для создания визуальной гармонии. Для того, чтобы улучшить свои навыки, вам не обязательно погружаться в чтение пространных статей о золотом сечении или изучать кривую Фибоначчи. Вы уже сейчас можете создавать хорошо сбалансированные, красивые изображения с помощью одного простого правила — правила третей.

Правило третей гласит, что в качестве ориентира в дизайне ваших проектов можно использовать сетку — эта сетка разбивает ваше полотно на три равные горизонтальные и вертикальные секции. Такую сетку можно использовать и в фотоаппарате — чтобы делать более удачные композиции, и в Photoshop — в качестве ориентира в дизайне изображений.

Эта сетка 3×3 является универсальной схемой, которая подсказывает вам, где поставить акценты, и как расположить объекты. Помните, что при работе над дизайном сетку нужно наносить в соответствии с размером вашего полотна, исключая поля, чтобы избежать непропорционального расположения ключевых элементов.

Правило третей в дизайне

Правило третей создает на полотне пересечения линий. В местах пересечения должны размещаться основные акценты. Чем ближе к этим пересечениям вы поместите свои центральные элементы, тем больше они будут выделяться. Объекты, которые находятся дальше от пересечений, будут получать меньше внимания.

Это не значит, что для достижения идеальной симметрии вам нужно всегда располагать объекты вдоль линий пересечения. Вся прелесть правила третей в том, что оно служит ориентиром для создания большей визуальной симметрии, в том числе и асимметрии.

Как мы уже говорили, наш мозг устроен так, что везде выискивает узоры. Когда для асимметрии объекты размещены на двух точках пересечения, мозг отмечает необычность расположения. Именно поэтому такие композиции, по сути, оказываются более интересными и цепляющими. Так что правило третей полезно тем, что, дает вам возможность экспериментировать с чем-то за пределами идеальной симметрии, сохраняя при этом баланс композиции.

Что с этим фото не так?

В этой композиции есть нечто, сбивающее с толку. Тут нет четкого баланса между элементами, и вы, скорее всего, даже не задумаетесь, нажимать на кнопку или нет. Если продолжите чтение, то узнаете, как с помощью правила третей мы превратили эту композицию во что-то немного более привлекательное.

Пусть это фото и несимметричное — идеальная симметрия далеко не обязательный элемент хорошего дизайна. Таким необходимым элементом является баланс, и вот его-то в композиции как раз и не хватает. Используя правило третей в качестве ориентира, вы настраиваетесь на создание более сбалансированных и визуально привлекательные композиции. Сегодня мы предлагаем вам узнать, как применить эти знания на практике:

Баланс в расположении

Вот пример созданной нами промо картинки. Моментально чувствуется, что эта композиция хорошо сбалансирована, но почему?

Если наложить сетку на изображения, все сразу становится ясно. Мы видим, что в качестве ориентира в создании асимметричного дизайна использована сетка правила третей. Значимые визуальные элементы расположены в правой и в левой части сетки. Правая сторона изображения сбалансирована всеми элементами левой части. А самая важная информация находится в точках пересечения.

А вот еще пример хорошо сбалансированной графики. В нем использован другой вид баланса — для поддержания гармоничного равновесия между текстом и картинкой.

Баланс между текстом и графикой

И снова, если мы нанесем на наше полотно сетку, то сразу увидим, что для создания этой обложки презентации было использовано правило третей. Нижняя часть фотографии занимает ровно ⅓ полотна, при этом для большей выразительности текст расположен на точках пересечения сетки. Если бы текст разместили выше первой горизонтальной ориентировочной линии, композиция утратила бы весь баланс.

Это упрощенное изображение демонстрирует нам, как правило третей может помочь вам создать сбалансированную композицию, поскольку сетка соразмерна полотну.

Правило работает и в квадратном формате

Все значимые элементы расположены вдоль основных линий, на их пересечениях. Это образец идеальной симметрии: если композицию сложить пополам, видно, что отдельные элементы четко сбалансированы. И снова для акцентов используются точки пересечения.

Работая над дизайном более сложных композиций, вы можете использовать сетку для создания визуального баланса между текстом и изображениями. Здесь мы видим, что симметрия достигается путем размещения важных элементов в каждом квадранте сетки.

Как применить свои знания к более сложному дизайну

Самая важная информация, на которой должен быть сделан акцент, размещена на точках пересечения сетки. Остальная информация распределена по степени важности — в верхней и в нижней частях сетки.

Сетку удобно использовать в Photoshop: она поможет принимать обдуманные решения при дизайне листовок, презентаций, баннеров и других проектов, особенно когда время ограничено и нужно быстро создать визуально привлекательное изображение.

Пропорция является одним из самых важных принципов дизайна. С ее помощью вы сможете создавать удачные композиционные решения и, в итоге, более эффектные работы.

Похожие статьи

Фотоколлекции

Фотоколлекция: идеальная обложка для книги

«Не судите книгу по обложке», говорит английская пословица. Но давайте смотреть правде в глаза — мы все знаем, что чаще…

Дизайн

6 способов использовать текстуры в графическом дизайне: ресурсы, советы и примеры

Текстуры в графическом дизайне используются для создания иллюзий, полностью меняющих внешний вид и восприятие изображения или дизайнерской работы.…

Дизайн

Простота в дизайне: почему ее так сложно достичь

Леонардо да Винчи говорил, что простота — это крайняя степень изощренности. Шекспир заявлял, что краткость — душа остроумия,…

Фотоколлекции

Тематическая коллекция: идеальная симметрия

Почему нас так привлекает симметрия? Человеческий мозг привык видеть паттерны, а значит симметрия автоматически балансирует эстетически приятную композицию.…

Бизнес и маркетинг

Видео-маркетинг 2017: зачем маркетологам использовать видео-формат? [Инфографика]

Пока вы решаете, стоит ли вам тратить бюджет на производство видео, ваши конкуренты уже запустят три обучающих ролика,…

Бизнес и маркетинг

7 форматов видео, которые стоит использовать в маркетинговой стратегии

Специалисты говорят, что в этом году 74% всего интернет-трафика будет приходиться на видеоконтент. Даже самые консервативно настроенные маркетологи готовы признать победу видео и начать использовать этот формат в своих кампаниях.

Подписывайтесь на наш блог

Получайте лучшие статьи по фотографии и бонусы доступные только подписчикам.

Композиция в фотографии. Часть 1: правило третей

Итак, представим, что вы уже разобрались с такими основными понятиями как глубина резкости, экспозиция, выдержка, но эти знания почему-то не делают ваши фотографии выразительными и запоминающимися. Дело в том, что для создания красивой фотографии недостаточно только зафиксировать изображение, необходимо создать гармоничную композицию в кадре. Этого можно добиться либо разместив объекты в кадре определенным образом, либо выбрав правильный угол для съемки или же путем последующей обрезки (кропа) фотографии при обработке. Существует несколько традиционных правил построения композиции в фотографии: правило третей, золотое сечение, правило диагоналей и правило диагонального золотого сечения. Начнем с правила третей.

Что такое правило третей

Мысленно разделите изображение на три части по вертикали и горизонтали, таким образом, чтобы у вас получилось 9 одинаковых по размеру квадратов.Правило третей заключается в том, чтобы расположить основные объекты на фотографии (смысловые или композиционные центры) в точках пересечения третей или вдоль линий. Наше восприятие устроено так, что мы не можем удерживать во внимании сразу все части фотографии одновременно. Поэтому для лучшего восприятия всей фотографии необходимо указать места, на которых должен задержаться взгляд зрителя. Располагая самые важные объекты вдоль линий или в точках их пересечения, вы тем самым фокусируете внимание зрителя на главных объектах в кадре. Примеры нарушения и соблюдения правила третей

В данном случае правило третей нарушено как по горизонтали, так и по вертикали. Если следовать правилу третей, то горизонт не должен проходить строго посередине кадра, равно как и фигура человека не должна делить фотографию пополам вертикально. На фотографии ниже и линия горизонта и фигура человека расположены вдоль линий третей, что делает композицию более гармоничной.

Как использовать правило третей: советы. Задайте себе пару вопросов прежде чем фотографировать:

  • Что является основными, важными объектами съемки для данной фотографии?
  • Где я хочу их разместить: на точках пересечения или вдоль линий?

2. Запомните, что в пейзаже горизонт лучше располагать на верхней или нижней линии третей, а не по центру, а одинокое дерево или фигуру человека лучше сдвинуть на одну из вертикальных линий. 3. В случае одиночных портретов глаза объекта располагайте вдоль верхней линейки третей линии. На групповых портретах лица располагаются по линиям третей.

Проверьте себя

Обратите внимание на фотографии ниже. Оцените их с точки зрения соблюдения правила третей. Композиция каких фотографий гармонична, а какие фотографии можно было бы улучшить и как? Пишите свои ответы в комментариях.

Фотография и композиция

Композиция в фотографии играет важную роль, и для получения хорошего снимка не достаточно просто взять и сфотографировать. Неосмысленное нажатие кнопки спуска не прибавит фотографии выразительности, не сделает её интереснее, и врятле такой снимок будет притягивать внимание зрителя. Другое дело если вы подойдёте к фотографии со знанием дела и попытаетесь с помощью правил композиции грамотно разместить объекты на снимке, наполняя его смыслом. Есть много способов и правил, которые помогут вам гармонично построить композицию. Порой нужно всего лишь разместить объекты съёмки в правильных местах. Большое значение имеет точка съёмки, ведь любое смещение камеры влияет на композицию. Зная правила построения композиции, вы сможете применять их на практике.

Следите за линиями как не странно привлечь внимание можно не только яркими красками, необычным обрамлением, но и линиями. Дайте возможность зрителю самому проследить и понять задумку вашей фотографии. Линии могут быть горизонтальными, вертикальными и диагональными. Старайтесь фотографировать под углом 90°, 45° или 15° выдерживая правильные пропорции так ваши фотографии, будут выглядеть аккуратнее, значения 7° или 13° только испортят снимок. Например, если зритель (фотограф любитель) увидит фотографию, где горизонт будет иметь угол наклона 7,° он не скажет, но подумает, что вы завалили горизонт. В сложных композициях, где линии нагромождаются, друг на друга постарайтесь найти баланс. В простых фотографиях, где присутствует одна линия и пятно не стоит забывать про третий элемент «фон», ищите равновесие между ними. Фотографируя портрет, обратите внимание на задний план, ведь может получиться, так что на снимке из головы у модели будет торчать столб или горизонт, такие линии только портят кадр. Так же постарайтесь, что бы линия горизонта не делила фотографию пополам, она должна проходить или выше или ниже центра.

Обратите внимание, чтобы фотографируемый вами объект не сливался с фоном, избегайте тёмных теней или текстур, которые близки по тону с объектом съёмки. Лучше тёмное пятно фотографировать на светлом или наоборот, помните, что контраст сделает привлекательнее вашу фотографию.

Учитесь мысленно рисовать сетку, перед тем как сделать кадр, используйте правило золотого сечения, объект съёмки расположенный в точках пересечения линий сетки делает фотографию приятнее и понятнее зрителю.

Задача фотографа сделать снимок так чтобы удержать и привлечь внимание зрителя, это можно сделать не только правильной композицией, но и интересным сюжетом, эмоциями наполнить ту или иную сцену кадра. Упростите снимок, важно, чтобы он был понятен, удалите все лишние детали, но не переборщите. Скучная и пустая фотография никому не интересна, постарайтесь заполнить пустоту, найдите золотую середину.

Не стоит делать кадр симметричным, фотография скучна без ритма и движения. Исключением может быть ритмичный рисунок или если симметрия является главной идеей снимка.

Чтобы зритель не искал объект съёмки, сделайте его как можно больше, заполните им весь кадр.

Когда вы начинаете фотографировать, можно руководствоваться одним лишь правилом, чем предмет ближе, тем он кажется больше, чем дальше от фотоаппарата, тем объект съемки, кажется меньше.

С помощью воздушной перспективы, дымки, тумана, идущего снега или дождя можно показать зрителю предмет, находящийся на переднем плане, отделив его от предметов находящихся на заднем плане. Таким образом, фотограф может показать и передать глубину пространства на фотографии зрителю.

Так же стоит обратить внимание на цвета снимаемых объектов, если на переднем плане будут располагаться тёплые тона, а на заднем холодные то такая фотография будет выглядеть более гармонично. Этому есть простое объяснение, человек привык видеть тёплые тона цветы, деревья, землю, кожу других людей, стены зданий на переднем плане, а синее небо на заднем. Так можно описать пример тональной перспективы.

С помощью композиции фотограф может управлять вниманием зрителя, создавая линейные дорожки, которые привлекают глаз и указывают направление, это может быть уходящий в даль забор или линия дороги. А если сочетать несколько правил, не перегружая при этом композицию фотографии можно получить интересный привлекающий внимание зрителя снимок.

20 композиционных техник, благодаря которым ваши фото будут выглядеть лучше. Часть 1

Композиция в фотографии — это именно то, что видит художник, беря в руки камеру. А если он так видит, то значит так тому и быть! Никаких жёстких рамок, правил и законов здесь нет! Kometa.Red подготовила несколько рекомендаций по улучшению композиции ваших фото, соблюдение которых, кстати, вовсе не обязательно.

С нас — 20 видов техник с примерами. С вас — желание вникать в текст.

Прежде, давайте разберёмся, что же подразумевается под словосочетанием «композиция в фотографии». Внимание: композиционные решения связаны с расположением различных элементов в кадре.

Ещё раз отметим: это не жесткие правила, а только лишь принципы, которые помогут вам в работе. Многие из них используются в искусстве на протяжении тысяч лет и действительно позволяют добиться более привлекательных композиций.

#1 Правило третей

Что же это? Мы сами только что объявили, что не будет никаких «жёстких правил», и первое, что пишем, — «правило» третей. В свою защиту скажем: не мы придумывали название.

В правиле третей нет ничего сложного. Нужно лишь зрительно поделить кадр на 9 равных прямоугольников. Скорее всего, ваша камера может сделать это за вас. Зайдите в настройки фотоаппарата и включите данную функцию.

Смысл в том, чтобы поместить фотографируемый объект вдоль одной или нескольких линий или там, где они пересекаются. У нас есть шаблонное представление о том, что главный объект композиции должен всегда находиться в центре. Но размещение его вне центра, используя правило третей, приведёт к наиболее интересным результатам и привлекательным фотографиям.

На этой фотографии горизонт размещен вдоль нижней трети, а наиболее крупные и близкие деревья — вдоль линии справа. Помести мы крупные деревья в центр кадра, фотография не имела бы того эффекта.

Староместская площадь в Праге

Горизонт расположен вдоль верхней трети кадра, большинство зданий — в средней трети, а сама площадь занимает нижнюю треть кадра. Шпили церкви расположены вблизи горизонтальной линии справа от кадра.

#2 Центральная композиция в фотографии и симметрия

Мы запрещали помещать главный объект в центр композиции, а теперь сделаем всё наоборот! Иногда объект в центре кадра работает на руку фотографу. Симметричные сцены отлично подходят для центрированных композиций. Они выглядят также хорошо и в квадратных рамках.

Это фото моста Полпенни в Дублине — очевидный кандидат для центрированной композиции. Постройки и дороги часто являются объектами центральных композиций.

Кадры с отражением — чем не повод задействовать симметрию в вашей композиции. На этом снимке одновременно используются правила третей и симметрии. Дерево расположено в правой части кадра, но отражение в озере обеспечивает симметрию. Часто рекомендуется сочетать два и более принципов композиции в одной фотографии.

#3 Передний план и глубина

Водопад в Нидерландах. Камни в реке — на переднем плане

Техника, которая помогает добавить ощущение глубины. Фотография — это 2 D- изображение. Но акцентируя внимание на переднем плане, вы сможете добиться небольшого 3 D- эффекта. Как видите, композиция в фотографии — вещь решающая.

#4 Кадр в кадре

«Кадр в кадре» — ещё один эффективный способ отображения глубины.

Фотография выше сделана на площади Сан-Марко в Венеции, здесь использована арка в кадре. Через арку вы видите Базилику св. Марка и Кампанилью в дальнем конце площади. Использование декораций и вида через арки было общей чертой ренессансной живописи как способ изображения глубины. Фото сделано в 5 утра, и, как вы можете видеть, площадь совершенно пуста. Ранним утром снимки получаются действительно чарующими.

Создать кадр внутри кадра могут не только арки или окна. Эта фотография была сделана в графстве Килдэр в Ирландии. Здесь фотограф использовал ствол дерева справа и нависающие ветви, чтобы создать «рамку» вокруг кадра с мостом и домом. Даже несмотря на то, что эта «рамка» на самом деле не полностью заключает в себя этот кадр, она по-прежнему добавляет ощущение глубины.

#5 Ведущие линии

Ведущие линии помогают вести зрителя через изображение и сосредоточить его внимание на важных элементах. Всё, начиная от дорожек, стен и кончая узорами, может быть использовано в качестве ведущих линий.

На этом снимке в качестве ведущих линий использованы узоры на плитке. Линии на земле приводят зрителя к Эйфелевой башне. Вы также можете заметить, что здесь использована центральная композиция. Симметрия позволила двум этим техникам дать прекрасный эффект.

Ведущие линии не обязательно должны быть прямыми, как показано на рисунке выше. На самом деле, изогнутые линии могут быть очень привлекательным композиционным решением. При создании снимка также было использовано правило третей.

Ссылка на основную публикацию