Ключи к пейзажной фотосъемке | Foto-kadr.ru

Ключи к пейзажной фотосъемке

Ключи к пейзажной фотосъемке

Природа восхищает людей. Кто-то любит её на расстоянии, а другие не могут без погружения в зелёный мир. Вода рек и ставков, дикие леса и парковые посадки, поля и луга — всё это находит отклик в душе человека. Вполне логичным решением становится фотосъёмка всего этого великолепия. Но снимок не позволяет погрузиться полностью в ту атмосферу, в которой находится фотограф. Поэтому виды, запечатлённые на фотографиях должны поражать своей красотой, чтобы изображение «зацепило» и унесло зрителя в тот дивный мир.

План, замысел и сборы

Для получения действительно качественных фотографий съёмку нужно спланировать. Следует учесть удалённость места съёмки и погоду. Если вы уже бывали в тех местах, где собираетесь снимать, постарайтесь составить какой-то план маршрута. Если место незнакомое, то стоит навести о нём справки в интернете или расспросить тех, кто там уже был о нюансах.

Расширьте свои паны попав непосредственно на место съёмки. Выходите из зоны комфорта. Если вы идёте по тропе и снимаете всё, что происходит вокруг, попробуйте сойти в сторону и посмотрите на дикий мир, где нога человека не протоптала маршруты. Не заблудитесь. Используйте навигатор или компас, если местность вам незнакома и находится на большом удалении от людей. Поднимитесь в гору и взгляните на лес с высоты. Если вы планировали снимать только природу, но вышли к посёлку, не спешите поворачивать обратно. Сфотографируйте домики на фоне леса. Просто запечатлите местную жизнь.

Игра с естественным освещением

Фотографировать лучше в облачную погоду. Солнечный свет становится рассеянным и не равномерно освещает землю, что создаёт ощущение объём и добавляет новых оттенков однородной зелёной глади полей и частоколу деревьев. Меняйте ракурс. Смотрите на картину с разных сторон и выбирайте наилучшую позицию. Фотографируйте с боковым и контровым светом.

На природе очень удобно снимать со штатива. Это позволит более детально оценивать текущий вид, исключать возможность появления шевелёнки и открывает некоторый простор для творчества, о котором пойдёт речь дальше.

Диафрагма, выдержка и фотофильтры

Резкость в пейзажной фотографии очень важна. Чем больше мы закрываем диафрагму, тем резкость больше, но стоит знать возможности своего объектива. На максимальных значениях оптика часто начинает грешить артефактами. Открытая диафрагма больше подходит для съёмки определённых объектов, когда нужно сконцентрировать внимание зрителя на одной области, а остальное можно немного размыть. Это больше подходит для макро.

Небо и земля очень сильно контрастируют друг с другом. Часто, получая детализацию в одной области, мы теряем её в другой. Исправить положение можно при помощи функций по расширению динамического диапазона в фотоаппаратах или делая серию кадров с брекетингом выдержки. Вы получите отдельные снимки с детализацией в тёмных, светлых и средних тонах. На компьютере такие снимки объединяются в HDR.

Ещё один фокус — это использование нейтрально-серого фильтра. Он позволит увеличить выдержку, но не получить пересвет. В таком режиме создаются фотографии текущей воды или бегущих облаков, которые выглядят как парное молоко.

Природа может порадовать вас потрясающим закатом, грозой на горизонте и радугой после летнего дождя. Всё это потрясающе выглядит на снимках.

Десять приемов и хитростей, которые помогут сделать пейзажные фотографии лучше

Есть нечто удивительное в том, насколько неповторима природа, и какое сильное желание «поймать» эту неповторимость она вызывает. Пейзажная фотография – шанс зафиксировать в вечности ускользающий миг. Это один из наиболее популярных жанров, и авторы, работающие с ландшафтами, стараются сделать снимки уникальными и захватывающими. Мы собрали в статье несколько приемов, которые помогут фотографам улучшить свои результаты, чтобы делиться исключительной красотой природы с аудиторией.

Правило «золотого часа» и съемки в режимное время

Красота пейзажной фотографии зачастую определяет один ключевой фактор – освещение. От того, в котором часу вы снимаете, зависит настроение и качество кадра. Мягкий свет второй половины дня или яркие рассветы, захватывающие краски заката – это лучшее время для работы на природе.

Не всегда возможно захватить особое «свечение» неба и земли, золотистое или вечерне-сумеречное, но если у вас получится, результат практически никогда не разочаровывает. Если томительное ожидание рассвета не вписывается в ваше представление о выходном, не расстраивайтесь – есть много способов сделать красивые пейзажные фото в течение дня.

Используйте самый лучший штатив, какой можете себе позволитьПри съемке в «золотые часы» или в режимное послезакатное время (не менее эффектный «голубой час» в сумерках, когда яркости небосвода еще достаточно для получения удовлетворительной экспозиции) вам наверняка понадобится штатив. Добиться оптимальной резкости и стабильности кадра, работая на природе, без него практически невозможно. Используют штативы при съемке на длинной выдержке, создании панорам и видео, неверно экономить на нем, вложив лишь приличную сумму в хорошую камеру. Есть большое количество моделей триподов, достаточно прочных, устойчивых и доступных, а шаткие дешевые штативы неизбежно сведут на нет все усилия.

Если штатива нет вообще, стоит позаботиться хотя бы о его подобии. Используйте плоскую опору, на которой можно установить камеру неподвижно. Однако, лучше приобрести полноценный штатив: например, для новичков подойдет модель Slik PRO 330DX, опытным пользователям следует обратить внимание на штатив Cullmann с головой CONCEPT ONE 628 OH4.5V tripod, а профессиональным фотографам понравится работать с карбоновым штативом Manfrotto MT057C3-G.

Композиция

Композиция – ключ к хорошему результату в пейзажной съемке. Если вы не знаете, с чего начать, отталкивайтесь от фундаментального «правила третей». Нужно хорошо продумать передний план и фон. Постарайтесь создать гармонию между ними, которая всегда привлекает и удерживает внимание зрителя.

Правильное место и хороший широкоугольный объектив

При съемке пейзажей очень важно предварительно разведать обстановку. Выясните, где именно поднимается утром солнце, как тени перемещаются в различное время суток. Установите, как дневное светило соотносится с особенностями ландшафта и располагайте камеру так, чтобы грамотно включить все элементы в композицию. Учтите, что рано утром и поздно вечером тени эффектно удлиняются – будет интересно обыграть это на снимке.

Широкоугольным объективом можно захватить больше пространства, включить в сцену разнообразные детали. Он создает уникальную перспективу, которая приближает зрителя к месту съемки, делает фото более реалистичным.

Если вы работаете профессионально и готовы к тратам, обратите внимание на проверенную продукцию Nikon или Canon. Для новичков отличным выбором станет Tokina 11-16 мм F/2.8 (модели этого бренда стоят в три-четыре раза дешевле и достаточно качественны даже для тех, кто давно и помногу фотографирует).

Снимайте в формате RAW

Результат всегда будет лучше, если использовать в пейзажной фотографии режим RAW. Настроив камеру, можно получать кадры, содержащие гораздо больше информации, чем стандартный JPEG. RAW-файлы проще обрабатывать, увеличивая или уменьшая экспозицию, изменять цвета с помощью программного обеспечения (например, Adobe Camera Raw) без ущерба для качества и многое другое, что недоступно для файлов, изначально сохраненных в JPEG.

Всегда представляйте себе то, что хотите получить в результате

Перед тем, как устанавливать камеру на «месте событий», мысленно представьте себе результат. Сделайте пристрелочные снимки с рук, чтобы четче визуализировать картинку, подвигайтесь, опуститесь на колени, чтобы понять, как выглядит сцена с разных точек. Это, к тому же, поможет правильно и точно выставить настройки камеры.

Снимайте до тех пор, пока окончательно не убедитесь, что в композиции хорошо сбалансированы передний и задний планы и выбраны оптимальные параметры фотоаппарата. После этого можно установить штатив – например, чтобы работать на длинной выдержке.

Проверка баланса белого и WB-Auto

Перед работой убедитесь, что настройки камеры выставлены верно, а если сомневаетесь в себе – используйте авторежим. Также стоит помнить, что при съемке в RAW-формате можно выставить баланс белого во время постобработки фотографий.

Съемка на минимальной диафрагме – возможность увеличить глубину сцены

Чтобы пейзажные снимки получились красивыми, четкими – убедитесь, что вся сцена находится в фокусе. Этого можно достичь, если выставить значение диафрагмы F/8 или F/16. Глубина резкости при этом будет максимальной. Сосредоточьтесь на одной трети сцены, чтобы обеспечить эффектный и четкий переход от переднего плана к горизонту.

Снимайте при минимальных ISO

Прелесть ландшафтной съемки, помимо прочего, состоит в том, что вы можете планировать «декорации» и выставлять настройки не спеша. Фиксирование ISO на минимальных значениях – способ добиться большей чистоты изображения, свободы от цифровых шумов. Также на низком ISO можно расширять диапазон выдержки.

Использование фильтров

У большинства фотографов-пейзажистов в рюкзаке с аппаратурой найдется несколько фильтров. Популярны среди них ND-разновидности, CD и так далее. Иногда их выбор определяет результат даже больше, чем сами линзы.

Существует много способов использования фильтров, но в ландшафтной фотографии важны две основные характеристики:

  • способность убирать отражения и неприятное бликование, увеличивать интенсивность цветов, насыщенность и контрастность – эффект хорошо заметен, например, при съемке чистого голубого неба;
  • возможность для фотографа использовать длинные выдержки: нейтральные фильтры уменьшают количество света, попадающего на объектив, а значит, способствуют увеличению времени выдержки – в результате вы получите сюрреалистические облака, воду, похожую на молоко и прочие эффектные детали.

Помните об этом!

Видеоканал Фотогора

11 беспроигрышных советов по пейзажной фотосъемке

1. Увеличивайте глубину резкости. Можно экспериментировать с маленькой глубиной резкости, но, как правило, при съемке пейзажей нужно делать снимок так, чтобы в фокусе была максимально большая часть кадра. Добиться этого можно, уменьшив значение диафрагмы. Чем меньше будет диафрагма, тем больше будет глубина резкости. Но имейте в виду, что при меньшей диафрагме в камеру будет попадать меньше света, компенсировать это можно, увеличив ISO или увеличив выдержку (или и то и другое вместе).

2. Используйте штатив. Увеличивая время выдержки для компенсации прикрытой диафрагмы нужно обеспечить камере максимальную неподвижность во время съемки. Но даже с маленькой выдержкой лучше использовать штатив, это поможет улучшить качество снимков. Также можно использовать пульт дистанционного управления либо тросик или же таймер спуска затвора, это порой очень помогает, т.к. при нажатии на кнопку спуск камера все равно немного сместится.

3. Ищите «точки интереса». Как и в любой фотографии в пейзажных снимках также должны быть точки интереса, иначе фотография будет пустой, взгляду зрителя не на чем будет остановиться. Точки интереса могут быть совершенно разными – здания, строения, выделяющееся дерево, валуны, скалы, силуэты и т.д. Выбирая точку интереса, обращайте внимание на то, где в кадре она расположена, не забывайте о правиле третей.

4. Тщательно выбирайте передний план. Если вы хотите получить великолепные фотографии, не похожие на другие – продумывайте передний план. Он будет много значить для удачной фотографии, и будет создавать чувство глубины в кадре.

5. Не забывайте про небо. Во многих пейзажный снимках доминирует либо небо, либо передний план. Нужно научиться совмещать их в кадре. Если небо скучное и не выразительное, разместите его в верхней трети снимка (главное чтобы передний фон в этом случае был красивым и интересным), если же наоборот небо наполнено драмой, с волнующими облаками или цветами – позвольте ему преобразить снимок, и разместите линию горизонта ниже. Также небо можно улучшить в процессе постобработки или используя различные фильтры, к примеру, поляризационный.

6. Линии. Делая пейзажный снимок можно направлять взгляд зрителя, делать это можно с помощью линий. Линии придают снимку глубину, масштаб и добавляют интерес. Еще много интересного про линии можно узнать из этого урока

7. Ловите движение. Думая о пейзаже многие представляют спокойную безмятежную и пассивную обстановку. Но зачастую пейзажи не бывают неподвижными. И если вы передадите движение, вы наполните снимок драмой, настроением и интересом. К примеру – ветер, раскачивающий деревья, волны на пляже, вода, падающая с водопада, летающие птицы, движущиеся облака.

8. Работайте с погодой. Пейзаж может меняться кардинально в зависимости от погоды. Поэтому очень важно правильно выбрать время снимка. Многие начинающие фотографы думают, что солнечная погода идеальна для пейзажных снимков, на самом деле пасмурная погода перед дождем также предоставляет массу возможностей для хорошего снимка, передающего настроение и множество цветовых тонов. Шторм, ветер, туман, драматические облака, проблески солнца сквозь тучи, радуги, закаты, рассветы – работайте с разной погодой и снимки будут намного разнообразнее, чем в солнечную погоду.

9. Работайте в «золотые» часы. Золотые часы хороши для пейзажной фотосъемки по многим причинам, главное преимущество это «золотой» свет, а также угол под которым он падает, создавая интересные формы, пространства и текстуры. Золотое время, это промежуток времени около часа сразу после восхода и до заката, когда солнце у горизонта.

10. Не забывайте про горизонт. Думая о горизонте нужно задать себе два вопроса:

  • Горизонтальный ли он? – можно выправить его в процессе постобработки, но от этого вы можете потерять в качестве и лучше позаботиться о том, что он прямой при фотосъемке.
  • Как он расположен в композиционном плане? – лучше будет смотреться, если горизонт будет расположен по правилу третей, чем посередине кадра.

11. Экспериментируйте с разными углами съемки. Представьте, что вы едете на машине, видите красивый пейзаж, останавливаетесь, выходите из машины и зачастую делаете снимок с одной и той же позиции каждый раз, когда видите красивую картину. Снимки будут однотипными и не особо оригинальными. Потратьте немного времени, чтобы представить с какого ракурса пейзаж будет смотреться наиболее выигрышно, и сможете сделать уникальный кадр.

. Перед перепечатыванием статей с этого сайта прочтите пожалуйста правила >>Правила

Предметная съёмка в высоком ключе. Как снимать стекло на светлом фоне

Эта статья продолжает цикл уроков по студийной предметной съёмке. Мы уже разбирали особенности работы с матовыми и глянцевыми объектами, а сегодня рассмотрим специфику съёмки стеклянных объектов на светлом фоне.

Основная задача рекламной фотографии — показать предмет с лучшей стороны: максимально привлекательно и ярко. При съёмке флакона с духами, бутылки с напитком, фужера с вином или любого другого стеклянного предмета требуется точно передать цвет содержимого (при его наличии), а также подчеркнуть форму и объём ёмкости.

Чтобы содержимое флакона «заиграло», его нужно снимать на просвет. Поэтому я всегда начинаю съёмку стеклянных объектов на светлом фоне с постановки контрового света. Для этого можно поставить снимаемый объект на стол, а позади него расположить источник света с софтбоксом в качестве фона. Регулировать степень просветки стекла и содержимого флакона можно за счёт изменения расстояния между источником света и объектом, мощности освещения.

Важно помнить, что стекло и содержимое флаконов часто обладают разной плотностью и цветом. Поэтому следует подбирать оптимальную степень освещённости под ваш объект. Например, для просвета бутылки из тёмного цветного стекла с плотной жидкостью понадобится большая мощность источника света, чем для бутылки из прозрачного стекла со светлой жидкостью.

Пример №1. Фон освещён недостаточно: содержимое бутылки выглядит тёмным и непривлекательным.
Пример №2. Стекло и содержимое бутылки оптимально освещены.
Пример №3. Фон освещён слишком сильно: пропадают границы предмета, содержимое бутылки выглядит ярче, чем в реальности.

Здесь мы пока не обращаем внимания на этикетку, крышку бутылки и другие не пропускающие свет поверхности. Для них мы позже поставим дополнительный передний или боковой свет. На этом этапе нам нужно подобрать оптимальное освещение для просвета стекла и содержимого бутылки.

Если границы стеклянного объекта выглядят блёкло, вы можете поставить по краям чёрные флаги (листы чёрного картона). Это добавит контуру контраста.

Когда вы добились нужной степени освещённости, можно приступать к внешней проработке объёмов и формы предмета. Для этого поставьте дополнительные источники света спереди и/или по бокам от объекта. Здесь мы будем руководствоваться теми же принципами, что и при съёмке глянцевых объектов.

Для создания красивых бликов на стеклянных объектах я обычно использую стрипбоксы или фрост-фильтры (Frost), которые натягиваются на специальные прямоугольные рамы, крепящиеся к стойкам, или растягиваются между двумя стойками. Эта конструкция размещается между источником света и снимаемым объектом.

Схема №1: два стрипбокса по бокам от снимаемого объекта позволяют создать чёткие блики с двух сторон.
Схема №2: два рефлектора, светящие через фрост-фильтры, позволяют создать мягкие растушёванные блики с двух сторон.
Схема №3: стрипбокс создаёт чёткий блик с одной стороны, а рефлектор, светящий через фрост-фильтр, даёт мягкий растушёванный блик с другой стороны.
Схема №4: стрипбокс создаёт чёткий блик с одной стороны, а отражатель слегка подсвечивает объект с другой стороны.

Вы можете использовать одну из этих схем для съёмки стекла. Выбор зависит от формы и цвета объекта, плотности его содержимого, наличия на лицевой стороне этикетки и дополнительных элементов из других материалов, а также общей эстетики снимаемой картинки.

Ниже для наглядности я приведу примеры готовых фото с используемыми вариантами освещения.

Световая схема №3

Сначала при съёмке бутылок с напитком (Пример №1) я использовала первую схему освещения с двумя стрипбоксами по краям. Но второй чёткий блик с правой стороны показался мне слишком навязчивым, и я решила попробовать третью схему освещения (Пример №2), заменив стрипбокс с правой стороны на рефлектор с фрост-фильтром. Это позволило сделать блик более мягким и растушёванным.

Световая схема №3

При съёмке коктейля использовалась третья схема освещения. Но так как в стакане находился лёд, он быстро запотевал. В итоге блик слева от софтбокса выглядит не очень чётким.

В примере №1 во время съёмки не сработал задний софтбокс, из-за чего стекло и содержимое стакана выглядят тускло и невзрачно. Даже если сделать обтравку этого фото и поставить его на белый фон, будет заметно, что стакан снят на сером фоне. Вариант №2 с включённым задним софтбоксом на фоне стал итоговой фотографией, взятой для ретуши.

При съёмке рекламных фотографий необходимо использовать качественную аппаратуру и оптику. Предметные фото я снимаю на камеру Nikon D800, объективы Nikon AF-S NIKKOR 24-120mm F/4G ED VR и Nikon 105mm F/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor. Они хорошо держат контровой свет и не дают засветок при ярком фоне, что очень важно при съёмке стекла на просвет. Nikon D800 нравится мне из-за высокой детализации: никогда не возникает вопросов по техническому качеству снимков со стороны заказчика. Кроме того, хороший запас динамического диапазона матрицы Nikon D800 даёт большую свободу при постобработке.

Эффект светового пятна

Снимая рекламные композиции со стеклом на светлом фоне, я часто использую ещё один приём для освещения фона — эффект светового пятна. Его довольно легко повторить.

Для этого вам необходимо поставить за объектом лист белого пластика и разместить за ним рефлектор. Чем больше расстояние от рефлектора до листа пластика, тем более растушёванным будет выглядеть световое пятно.

Пример готового фото со световым пятном на фоне:

Canon EOS 50D / EF24-70mm f/2.8L USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/250 с

Итак, из этого фотоурока вы узнали об основных приёмах съёмки стекла на светлом фоне. В съёмке стекла на тёмном фоне также есть свои особенности и трудности. О них я расскажу в следующей статье.

Вот почему свет является ключом к пейзажной фотографии

Снова и снова люди задают мне вопрос: «Что является самым важным в пейзажной фотографии?». Конечно, на этот вопрос нельзя ответить однозначно из-за множества составляющих, но нет сомнений, что свет является одним из основы многих хороших кадров.

Свет определяет наш технический подход и создаёт основное настроение. Он определяет интенсивность, моделирует предметы и часто является основным мотивом сам по себе.

Я сделал четыре фотографии одного и того же айсберга примерно в конце мая 2013 года в четырех разных условиях освещения в течение нескольких дней (всего было даже 5 вариантов, но 4 лучше расположить на одной фотографии).

Только дома я обнаружил, что на снимках виден практически одинаковый участок айсберга в различных условиях освещения. Я заметил настолько разнообразным было влияние положения солнца и погоды, а также вращения и положения медленно дрейфующего айсберга по отношению к солнцу.

Здесь вы можете увидеть дневную подсветку с кусочками льда янтарного цвета на поверхности воды.

Далее идёт типичный ртутный свет Арктики, когда небо пасмурное.

Здесь солнце прячется за облачным небом.

Далее виден невероятный свет полуночного солнца, сияющего под плотным облачным покровом, который заставляет лед сиять, как золото, когда небо темное.

Между прочим, это не первый раз, когда со мной случается такое. Такие серии фотографий говорят, что мой внутренний компас эстетики заставляет в разных ситуациях освещения неосознанно выбирать одну и ту же сцену.

С одной стороны, это звучит хорошо для меня, поскольку я могу предположить, что мои композиции не являются случайными. С другой стороны, это заставляет меня задаться вопросом: не копирую ли я сам себя, как предсказуемый фото-робот.

В конце концов, я удовлетворен результатом, поскольку кадры выглядят эстетично в каждом типе освещения, при этом они четко демонстрируют различные эффекты света.

Об авторе: Stephan Fürnrohr — фотограф, родившийся и живущий в Баварии, Германия. Мнения, высказанные в этой статье, принадлежат исключительно автору. Вы можете найти больше работ Фюрнрора на его сайте, в Facebook и Twitter.

Следите за новостями: Facebook, Вконтакте и Telegram

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 3

Настало время поговорить о том, какая техника необходима для пейзажной съемки? Начнем, пожалуй, с фотоаппарата. Если применить творческий подход к съемочному процессу, то снять пейзаж можно практически любой камерой. Разумеется, чем лучше у вас фотокамера, тем качественнее будет результат. В идеале, несмотря на бурное развитие цифровой техники, наиболее подходящими для пейзажной съемки до сих пор считаются пленочные широкоформатные камеры. А как же цифровые зеркальные камеры — неужели не подходят?

Текст: Александр КИЦЕНКО

Дмитрий Богачук. Киево-Печерская лавра,

Nikon D80, Nikkor 18–200 mm f/3.5–5.6, f/9,5, ISO 100, панорама.

Мягкий свет скрасил и без того красивейшее место, придав снимку нужное настроение. Высокая точка съемки позволила эффектно показать масштабность и грандиозность открывающегося вида.

Выбор фототехники

Если вы посещали фотовыставки именитых мастеров, то наверняка отметили, что снимков, сделанных мобильными телефонами, там почему-то нет, и что снимок, распечатанный размером метр и более по длинной стороне, смотрится намного эффектнее, нежели классический 10×15 см…

Профессионально отсканированный широкий слайд дает невероятный запас разрешения для печати на больших форматах, а особый шарм фотографии придают «пленочный» цвет и контраст.

Но применение такой техники требует досконального владения процессами съемки (пленка, тем более слайдовая, не дает права на ошибку, особенно если учесть соотношение количества взятых с собой катушек и душевных порывов нажать на кнопку) и множества денежных знаков (учитывая стоимость пленки, сканирования и др.).

Следующий, наиболее распространенный в настоящее время вариант, — применение цифровой зеркальной камеры. Не буду подробно останавливаться на типах и марках, вкратце скажу так: современные цифровые зеркальные камеры все без исключения позволяют заниматься пейзажной съемкой на вполне достойном уровне, и в неудачных фотографиях может быть виноват только сам фотограф.

Если вопрос о подборе камеры не столь принципиален, то выбор оптики — наиболее трудное и дорогостоящее занятие. Требования к оптике, применяемой в пейзажной съемке, очень высоки, и далеко не каждый объектив может показать нужный результат.

Для фотографов-любителей наиболее подходят зум-объективы средней и высшей ценовых категорий. Самые высокие результаты показывают профессиональные фиксы.

Если обобщить вышесказанное, то лучше приобрести недорогой фотоаппарат и дорогую оптику, нежели наоборот. Ведь рисует свет именно объектив, а не матрица или пленка.

Диапазон фокусных расстояний, применяемый в пейзажной съемке, всеобъемлющ.

Какие объективы и в каких случаях применяются при съемке пейзажей.

Объективы

Предназначение, особенности

Практическое применение

Сверхширокоугольные и широкоугольные

обладают широким углом зрения, великолепно подчеркивают перспективу в кадре, за счет малой величины МДФ до мельчайших деталей прорабатывают передний план, отличаются высоким уровнем перспективных искажений

— когда сюжетно важные элементы находятся вблизи от точки съемки (буквально на расстоянии нескольких метров);

— если необходимо подчеркнуть перспективу (пространство) и усилить эффект объема;

— для создания визуального эффекта большой глубины резкости (подчеркиваю — только эффекта, на самом деле ГРИП не зависит от величины фокусного расстояния)

сохраняют геометрические пропорции близкими к тем, что видит глаз человека

снимаемые объекты (местность) сохраняют привычные формы и масштаб, при этом перспектива передается менее выраженной, чем при использовании широкоугольной оптики, угол обзора в кадре уменьшается (часто применяются в качестве «кадрирующих», т. е. обрезающих ненужные детали)

«приближают» объекты съемки, сжимают перспективу, создают эффект малой ГРИП, геометрические искажения минимальны

позволяют буквально «вырезать» объекты съемки из общих планов, эффектно отделять их от фона, снимать какие-либо объекты или природные явления, не приближаясь на опасные расстояния (к примеру, вулканы, наводнения, женщины…)

Следующие немаловажные инструменты для создания качественной пейзажной фотографии — это штатив и штативные головы.

Большинство сложных сюжетов снять без штатива просто невозможно, так как все они требуют или длинной выдержки, или нескольких дублей одного и того же кадра с разной экспозицией. Без хорошей штативной головки бывает очень затруднительно снять панорамные виды (для сведения одиночных кадров в соответствующих программах). Отличным дополнением к штативу будут спусковые тросики и пульты дистанционного управления камерой.

Еще один незаменимый инструмент — светофильтры. Широкое применение в пейзажной фотографии нашли следующие светофильтры:

— поляризационные — убирают блики с неметаллических поверхностей (актуально при съемке мокрой листвы, травы, морского побережья и т. д.), усиливают контраст и частично насыщенность снимков, незаменимы при съемке сюжетов, включающих в себя большую часть неба;

— нейтральные серые — уменьшают количество света, попадающего на светоприемник (пленку или матрицу), позволяют выставить длительные выдержки при съемке, например, морских пейзажей и движущейся воды (для создания эффекта «молока»), в городских пейзажах — для устранения «посторонних» движущихся объектов (машин, людей);

— градиентные — позволяют снимать сюжеты с большим перепадом яркости в кадре: рассветы, закаты и т. д.;

— цветные — предназначены для художественного тонирования фотографии на стадии съемки.

Серьезным фактором успеха является выбор одежды фотографа, ведь от возможности долго находиться в тех или иных условиях напрямую зависит количество сделанных снимков. Я на личном опыте убедился в справедливости сказанного, когда, бегая в летних туфлях по щиколотку в мокром снегу, очень быстро утратил вдохновение и способность творчески мыслить. Аналогичным должен быть подход и к подбору снаряжения.

Технические аспекты пейзажной съемки

Далее предлагаю рассмотреть некоторые приемы съемки, актуальные для пейзажного жанра. Начнем с параметров съемки. Факторами, определяющими параметры снимка, будут величины диафрагмы, выдержки и чувствительности в различных комбинациях.

Диафрагма определяется исходя из сюжета снимка и параметров объектива. В большинстве случаев пейзажная фотография требует применения большой глубины резкости, поэтому диафрагма должна быть прикрытой для достижения большей ГРИП. Если ставится цель выделить снимаемый объект, целесообразно использовать малые величины диафрагмы для размытия фона. Помните, что наиболее качественная картинка получается при средних значениях.

Выдержка зависит от множества факторов, и каждый раз необходимо тщательно оценивать ситуацию перед съемкой. При съемке «стандартного» ландшафта со штатива в безветренную погоду выдержка не играет особой роли, определяющим параметром будет являться диафрагма.

А при ветреной погоде, для «заморозки» колышущейся травы и листьев, следует применять короткие выдержки. В каждом случае величина определяется экспериментально или на глаз, исходя из опыта.

Аналогично устанавливается выдержка при съемке летящего снега или падающей воды: практически никогда не получается с одной величиной выдержки угадать, насколько красивым и эффектным получится снег или водопад.

При съемке без штатива следует помнить простую формулу, что безопасная выдержка для съемки с рук приблизительно равняется 1/F, где F — фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте. При наличии стабилизации величина безопасной выдержки может увеличиться.

Чувствительность. Изменением чувствительности мы можем частично решать вопросы правильной выдержки. При съемке на пленочную аппаратуру изменение чувствительности — тема довольно болезненная, так как пока не доснимешь всю пленку, чувствительность не поменять.

В цифровых фотокамерах эта проблема решена, но есть определенные ограничения, ведь, как мы знаем, одним из подводных камней в фототехнике остается существенное понижение качества снимков при увеличении чувствительности — цифровой шум.

В идеале, чем ниже чувствительность, тем меньше будет проявляться шум и тем более высокое качество снимка можно получить. Конечно, это утверждение не касается тех работ, где шум является неотъемлемой частью снимка.

Пейзажи с нашей планеты

Михаил Вершинин, Синяя тайга, (Красноярские Столбы, Россия)

Canon EOS 1Ds Mark II, 40 мм, f/13, 1/4 c, ISO 200.

В рождественские морозы, сразу после захода солнца, над Енисеем простирался туман. Наличие переднего плана позволило реалистично передать пространство в кадре, а изгибы склонов добавили снимку изящества.

Вадим Балакин. Оазис, (Долина Смерти, штат Калифорния, США)

Canon EOS 5D, Canon EF 100–400 mm f/4.5–5.6L IS USM.

Ритмичные волны песка, как время, омывают одинокий островок жизни. Огромное значение в кадре сыграл низкий свет, позволив автору сильнее подчеркнуть волнообразную фактуру песка и придать изображению объем.

Вадим Балакин. Когда зажигают звезды (Индиан Бич, штат Орегон, США)
Canon EOS 5D Mark II, 20 мм, f/11, 25 с, ISO 100, X-PRO Cokin filters: ND4 + Gradual ND8.

Неземной красоты берег живописно дополнен морскими обитателями. Четкое разделение на планы, наличие перспективы в кадре, мягкие теплые тона делают снимок классикой пейзажа.

Лучший Способ Научиться Пейзажной Фотографии

Russian (Pусский) translation by Andrey Rybin (you can also view the original English article)

Как один из самых доступных видов фотографии, пейзажи побуждают многих, взять камеру и начать снимать. Фотографы, желающие снять уникальные виды, все время стремятся сделать красивые фотографии мест, которые их окружают. Поэтому, многие ищут способы улучшить свои навыки в области пейзажной фотографии, и сегодня мы поговорим о том, как можно начать осваивать направление пейзажной фотографии.

Найдите для Себя Интерес

В любой сфере фотографии, первый шаг — найти что-то интересное для съемки. После того, как я набрал несколько журналов National Geographic (работы в которых, на мой взгляд, являются лучшими в мире пейзажной фотографии и фотографии дикой природы) во время моего первого семестра в колледже, я начал интересоваться пейзажной съемкой. Я был в восторге от того, как великие фотографы могли снимать виды и заставлять их казаться такими живыми.

Для меня, мой путь в освоении пейзажной фотографии был достаточно разочаровывающим. Хотя я мог любоваться великолепными пейзажными фотографиями, у меня часто оставалось чувство, что я теряю время, пытаясь «схватить» неуловимую красоту природы и никак не продвигался дальше. В самом деле, никакая фотография не может полностью передать всю красоту пейзажа, но камера дает нам возможность сделать «портрет» и поделиться с другими захватывающими образами, которые нас окружают в нашей жизни.

Со временем я понял, что, хотя я не стремлюсь быть известным ландшафтным фотографом, съемка пейзажей являются важной частью моего личного развития в области фотографии. Документирование того, что меня окружает и сохранение воспоминаний о том как выглядит мир вокруг меня в настоящее время, — это то, что я считаю важным для моей личной коллекции фотографий.

Я никогда не буду профессиональным фотографом-пейзажистом, но создание пейзажных фотографий помогает мне развивать мое мастерство и личное портфолио. А что вас привлекает в занятиях пейзажной фотографией?

Подготовьте Оборудование

Хотя инструмент хорош лишь на столько, на сколько хорош плотник, это безусловно помогает — иметь под рукой подходящий инструмент. В пейзажной фотографии необходим ряд вещей для получения хорошего результата. И это не те вещи, которые сразу приходят на ум.

Если говорить о камере, то это пожалуй самая последняя по важности переменная в уравнении. Подойдет любая цифровая или пленочная Зеркалка. Любая камера последнего поколения прекрасно подойдет для съемки пейзажной фотографии. Лучше сэкономить деньги для объективов или другого оборудования.

Если говорить об объективах, то тут у вас несколько вариантов. Многие фотографы стараются использовать широкоугольные объективы. Если вы снимаете на камеры с кроп фактором, то объективы с фокусным расстоянием в диапазоне 10-24мм, будут отличным выбором, чтобы запечатлеть всю сцену. Такие широкоугольные объективы позволят вам захватить среднюю часть сцены, а так же показать зрителям, что ее окружает.

Другие фотографы предпочитают объективы среднего диапазона 35 или 50мм, а другие, вообще, предпочитают снимать на телеобъективы, чтобы запечатлеть далеко простирающиеся пейзажи, такие как горы, например. Опять же, если вы попробуете разные варианты перспективы, вы лучше поймете, что вам подходит больше всего по стилю. Мой совет, начать с «широкого угла» и начать расти с этой позиции. Дополнительные элементы, такие как поляризационные фильтры, позволят вам улучшить контраст и избавиться от отражений на поверхности воды.

Наконец, очень важно выбрать хороший трипод. Это ключ к стабильным, резким фотографиям и он всегда прикреплен к сумке почти всех великих фотографов-пейзажистов. Когда дело доходит до выбора штатива, не экономьте!

Будет огромной ошибкой поместить вашу зеркалку за несколько тысяч долларов и объектив на 25 долларовый пластиковый штатив. Выбор хорошего устойчивого штатива с хорошей съемной головкой — один из важнейших шагов, которые вы можете сделать на пути улучшения вашей пейзажной съемки.

Штатив позволит вам использовать маленькую диафрагму, и при этом получать резкие снимки на больших выдержках. Кроме того, я заметил, что использование штатива, уменьшает мою «суету» во время съемки и помогает мне больше сосредоточиться на процессе. Если говорить о преимуществах использования штатива, то от него будет только польза для ваших снимков.

Наряду с этим, не забудьте приобрести аксессуары, которые защитят и сохранят ваше ценное оборудование. Фильтры защитят ваши дорогостоящие объективы, являясь барьером перед вашей оптикой. Не пренебрегайте выбором хорошей сумки, которую будет удобно носить и в которую поместится все необходимое оборудование. А так же запаситесь достаточным количеством аккумуляторов и флешкард, для ваших вылазок на природу.

Отправляйтесь в путешествие!

Пейзажная фотография — это не портретная фотография. Вы не можете просто сделать снимок, поставив белый бесшовный фон. Гораздо важнее различных объективов и фильтров — оказаться в таком месте, которое вам захочется снимать. Поездка в прекрасные живописные места, а также исследование нехоженых троп — очень необходимы для снимков, которые будут делать вашу работу особенной.

Иногда бывает трудно оценить красоту тех мест, в которых вы живете. Друг, который меня посетил из другого штата, изумился красоте в горах Аппалачей, в которых я вырос. Всегда живя там где я жил, я не понимал, что не каждому фотографу выпадет такая удача, как мне, жить среди этих удивительных горных троп, водопадов и живописных видов. Признательность к тому, что вас окружает, а также к тому, что лежит за пределами вашего окружения — отличный способ расширить горизонты вашей пейзажной фотографии.

Терпение — это добродетель

Когда я думаю о пейзажной фотографии, я думаю о настойчивости фотографов National Geographic, о которых я читал. Это такие люди, которые будут жить в походных условиях по несколько дней, чтобы заснять животных, или могут ждать подходящих погодных условий, чтобы снять пейзаж, который, на их взгляд, должен хорошо получиться.

Это самоотверженность, которой мне не хватает, и это, безусловно, отличает любителей, подобных мне, от великих мастеров.

Мы все знаем, что ключ к любой великолепной фотографии — это отличный свет. Опять же, пейзажная фотография этим и отличается, что поймать свет в каньоне, на водопаде, это далеко не тоже самое, что настроить его с помощью софтбокса для портрета. Ландшафтный фотограф находится во власти условий природы, хотя отточенная техника и глаз умеющий выбрать правильную сцену — это ключ к тому, чтобы подчинить природу своей воле.

Если вы любитель походов и готовы оставаться в таких условиях на всю ночь, вы значительно увеличите свои шансы сделать фотографии при отличном свете. «Золотые часы» — часы рассвета или заката — дали истории фотографии большое количество лучших пейзажных снимков. Отправиться в путешествие и заставить себя заниматься фотографией в эти часы — это, пожалуй, лучший способ получить хорошие пейзажные фотографии.

Процитируем здесь Анселя Адамса: «Нет никаких правил для хороших фотографий, есть только хорошие фотографии». Трудно, точно определить, что такое хороший свет. Нет никаких уравнений для совершенного света, но мы знаем, что есть освещение, которое выглядит лучше, чем другое. Я думаю, мы все можем узнать хорошую фотографию, когда увидим ее, и правильный свет — ключ к успеху, ищите лучшего света, и вы добьетесь успеха.

Используйте Ретушь

В эру цифровых фотографий, постобработка — важная часть фотонабора, почти каждого фотографа. Хотя в пейзажной фотографии не нужно заниматься ретушью кожи, есть ряд техник, которые позволяют улучшить вид пейзажной фотографии.

Многие пейзажные фотографы используют бреккетинг во время съемки. Это означает, что они снимают с разными настройками экспозиции и затем, комбинируют эти снимки в процессе последующей обработки. Это один из способов создания так называемого HDR, или фотографии с высоким динамическим диапазоном. В таких фотографиях используются снимки с разной экспозицией, чтобы увеличить диапазон данных, которые используются в фотографии.

Даже при использовании передовых техник, важно освежить базовые навыки постобработки. Понимание эффектов и управление контрастом, яркостью, экспозицией и такими функциями как резкость, повышают на выходе качество любой фотографии. Пейзажные снимки здесь не исключение.

Многие фотографы считают, что ретуширование пейзажей в определенной степени является хитростью или нечестным способом улучшить фотографию. Тем не менее, даже такие классики, как Ансель Адамс, будут проводить часы в темной комнате, возясь с отпечатками, чтобы получить те снимки, которые ему понравятся.

Известно, что Адамс во многом повлиял на возникновение HDR фотографий, комбинируя светлые и темные экспозиции, чтобы увеличить световой диапазон камеры.

Заключение

Пейзажная фотография интересна многим и многие фотографы отправляются в путешествие в поисках лучших видов. Если вас интересует пейзажная фотография, вышеупомянутые шаги и советы — должны подкрепить ваш интерес и могут помочь улучшить результаты.

Съемка пейзажей — захватывающий процесс, но даже если вы не можете снять сцену так, как вам бы хотелось ее передать, помните, что главное в фотографии сохранять память и разделять ее с другими.

Ссылка на основную публикацию
Видеокурс, необходимый каждому начинающему фотографу!