Камера-обскура | Foto-kadr.ru

Камера-обскура

Что такое Камера-обскура

Значение камеры-обскуры

Камера-обскура (от лат. camera obscūra — «тёмная комната») — это простое оптическое приспособление с очень маленьким отверстием в одной стенке, которое показывает изображения предметов (находящихся снаружи и напротив отверстия) на противоположной стенке внутри камеры; может быть коробкой или комнатой.

Изображения камеры-обскуры

Фотографии с использованием камеры-обскуры:

Как сделать камеру-обскуру своими руками

На этом видео «Камера Обскура. Фото-чудо своими руками» от канала OlO вы сможете увидеть и то, как её сделать из картонной коробки из под обуви, и то, как её использовать.

История фотографии

Официально лишь в 1826 году французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс сделал первую в истории фотографию, с помощью камеры-обскуры. Для этого он использовал технику, которая называется гелиография. Эта фотография называется «Вид из окна в Ле Гра».

Однако, многие утверждают, что это его второй снимок, а первым был «Накрытый стол», который он сделал ещё в 1822 году. Другие утверждают, что этот снимок был вторым, и был сделан аж в 1829 году.

В 1839 году французский художник Луи Дагер (1787–1851), при поддержке Жозефа Ньепса, представил новый процесс получения изображения при экспозиции в 30 минут. Этот способ называется в честь Дагера — дагеротипия.

Почти одновременно с французами добился успеха в 1839 году и английский изобретатель Уильям Генри Фокс Тальбот. Он разработал свой способ снятия негативного изображения, который сначала назвали калотипия, а потом переименовали в тальботипию. Он изобрёл новый способ обработки чувствительной бумаги.

В 1850 году Луи Дезире Бланкар-Эврар изобретает альбуминовую фотобумагу. Он же начинает выпускать готовую к употреблению фотобумагу в индустриальном количестве. Эту фотобумагу использовали аж до конца века.

В 1851 году французский фотограф запатентовал Гюстав ле Грей восковые бумажные негативы. Он значительно улучшил версию негативной бумаги Тальбота.

Дагеротипия была популярна до самых 1840-50 годов. Позднее ей на смену пришли более дешёвые: амбротипия (изобретённая фотографом Фредериком Скоттом Арчером) и ферротипия (изобретённая фотографом Адольфом Мартином).

В 1861 году британский физик Джеймс Клерк Максвелл впервые в истории произвёл цветной снимок. Это были три снимка ленточки из шотландки с использованием фильтров разных цветов.

В 1880 году предприниматель и изобретатель Джордж Истмен открывает в Америке компанию, которая становится в 1888 компанией KODAK. В том же году они выпускают свой первый фотоаппарат.

Смотрите также значения Классицизма и Искусства.

Камера-обскура — это что такое? «Прадедушка» фотоаппарата

Камера-обскура — это прототип современного фотоаппарата. Именно это незамысловатое устройство помогало нашим предкам запечатлеть яркие моменты жизни.

Определение

Камера-обскура — это простейшее оптическое устройство, позволяющее воспроизводить изображение объектов. С латыни переводится как «темная комната», что наиболее наглядно отображает устройство прибора. Он представляет собой ящик с отверстием, а также матовым стеклянным или бумажным экраном. Проникая через импровизированный объектив, свет переносит контуры объекта на поверхность.

Исторические сведения

История фотографии насчитывает не одно столетие. Естественно, она неразрывно связана с таким прибором, как камера-обскура. Первые упоминания о ней датированы еще V веком до нашей эры. Китайский философ Мао-Цзы описал в своих работах интересное явление: на стене темной комнаты появилось изображение. Также подобные ситуации описывал Аристотель.

Следующим этапом можно считать Х век. Ибн Альхазен (арабский ученый), изучая Солнце, мастерил специальные наблюдательные палатки. Именно он, параллельно с созданием новой теории распространения света, пояснил принцип действия камеры-обскуры.

История фотографии неразрывно связана с развитием астрономии. Так, изначально камера-обскура нашла свое применение в наблюдениях за солнечным затмением (XIII век). А вот Леонардо да Винчи применял данное устройство в своих занятиях живописью, о чем подробно написал в своих работах. С тех пор многие художники использовали камеру-обскуру в своем творчестве.

Идея оснастить камеру линзой впервые появилась в 1550 году у итальянского физика Ж. Кардано. Он пришел к выводу, что такое новшество позволит значительно улучшить качество изображения. А через несколько лет еще один итальянец — Д. Барбаро — предложил дополнительно диафрагмировать линзу.

Хитрости художников

Несмотря на то что камера-обскура — это инструмент древних астрономов и оптиков, именно труд художников простимулировал ученых к созданию фотографий. Стремясь облегчить свою работу, деятели искусства активно использовали данный прибор. Так, при помощи обскуры художники проецировали изображение на бумагу или штукатурку, после чего обводили его углем, карандашом, краской или другими материалами. Именно это действие натолкнуло физиков на мысль о том, что камера должна не просто проецировать, но также фиксировать изображение.

Таким образом, реалистичность работ большинства художников — это заслуга не только их личного мастерства, но также камеры-обскуры. Доказано, что роскошные портреты Кармонтеля и живописные городские пейзажи Белотто — это результат использования данного устройства. И даже в XIX веке, когда обскура стала переносить изображение на бумагу, художники использовали это свойство, слегка подкрашивая литографии акварелью.

Принцип работы

Довольно примитивным, но в то же время сложным устройством является камера-обскура. Принцип работы заключается в том, что, проходя через отверстие на лицевой стороне прибора, солнечные лучи создают изображение на экране. При этом оно получится перевернутым.

Стоит отметить, что изображения невысокой четкости помогает сделать камера-обскура. Фотографии получаются довольно размытыми. Резкость можно увеличить лишь путем уменьшения отверстия «объектива», что позволяет минимизировать воздействие посторонних лучей на экран. Тем не менее только отверстие большого размера может сделать изображение ярким.

Прототип современного фотоаппарата

Первая камера-обскура была достаточно примитивной. К тому же на выходе она давала перевернутое изображение, что не очень удобно. Но уже к 1686 году Йоганесс Цан модернизировал устройство, в результате чего получилась первая портативная камера. Он оснастил устройство зеркалами, расположив их под углом 45 градусов. Они проецировали изображение на горизонтальную платину.

На этом развитие фотоискусства не остановилось. Ученые постоянно совершенствовали прибор, оснащая его линзами, которые не только расширяли угол обзора, но и делали изображения четче. В результате им удалось получить небольшую мобильную камеру, которая на выходе давала достаточно четкие фотографии.

Модификации

Зная, как работает камера-обскура, некоторые находчивые люди устраивали настоящие домашние кинотеатры. Так, просверлив небольшое отверстие в наружной стене, можно было наблюдать на противоположной плоскости за тем, что происходит на улице. В условиях отсутствия телевидения это было вполне интересным развлечением. Но это, конечно же, примитивное использование принципа обскуры.

Более прогрессивным изобретением стал так называемый «стеноп». Это своего рода фотоаппарат, в котором вместо объектива предусмотрено небольшое отверстие. Снимки, сделанные при помощи данного прибора, получаются мягкими, но довольно глубокими. При этом отмечается практически идеальная линия перспективы. Это устройство популярно даже у современных фотографов.

В 1807 году Волластон изобрел камеру-люциду. Она представляла собой призму с четырьмя гранями. Разместив ее под определенным углом, можно было перенести изображение на бумагу. Таким образом, люцида полюбилась художникам, которые делали с ее помощью весьма точные эскизы и зарисовки.

Как сделать камеру самостоятельно

Делая обзор фототехники, мало кто задумывается о том, какими были первые камеры. Конечно, можно найти информацию в интернете или в энциклопедиях, но намного интереснее и познавательнее будет смастерить камеру самостоятельно. Для этого вам понадобится обычный спичечный коробок. На его лицевой стороне нужно проделать небольшое отверстие (не более полумиллиметра, иначе камера не сработает). На дно коробки нужно положить фотобумагу или пленку. Теперь разместите импровизированную камеру так, чтобы ее «объектив» был направлен на улицу. Через 4-5 часов, когда вы откроете спичечную коробку, вы увидите, что на бумаге (пленке) отобразились контуры объекта.

Для профессионалов

Камера-обскура — это простое, но достаточно интересное приспособление, которое занимает современные умы. Конечно, можно сделать примитивное устройство из спичечного коробка, обувного ящика или банки из-под чая, но если вы всерьез увлекаетесь фотографией, то можно сделать камеру, приближенную к оригинальной. Таким образом, совмещая современную технику и вековые знания, вы сможете создавать довольно оригинальные снимки.

  • крышка от корпуса камеры;
  • квадратный кусок алюминия (можно вырезать из банки от пива или газированных напитков);
  • иголка;
  • изолента черного цвета;
  • наждачная бумага;
  • ножницы;
  • дрель.

В крышке корпуса камеры нужно просверлить отверстие диаметром 5 мм. Тщательно зашлифуйте все неровности мелкой наждачной бумагой, чтобы фрагменты пластика не попали в камеру.

Далее отверстие нужно проделать в кусочке алюминия. Сделать это можно при помощи иголки, проколов материал 7 раз. Этот фрагмент также нужно тщательно отполировать, после чего присоединить его к крышке при помощи изоленты. Важно, чтобы центр обоих отверстий совпадал.

Теперь остается лишь прикрепить крышку к объективу и приступить к съемке. Учитывая, что диафрагма будет небольшой, специалисты рекомендуют использовать штатив. Чтобы снимки получились более четкими, для дополнительного освещения используют вспышку.

Заключение

Еще в древние времена мудрецы знали, как работает камера-обскура. Из сферы науки данное приспособление постепенно перекочевало в область искусства. Как оказалось, поразительная реалистичность и документальная точность работ многих художников — это результат использования обскуры. Тем не менее наибольшее распространение прибор получил в области фотографии. Именно благодаря примитивным черным коробкам наши предки смогли запечатлеть наиболее важные моменты, которые являются бесценными для истории.

История, применение и принцип действия камеры-обскуры

Леонардо Да Винчи

Геометрическая оптика основывается на представлении о прямолинейном распространении света, и едва ли не главную роль в ней играет феномен светового луча. Когда свет отражается от полированной плоской поверхности, то угол падения обязательно должен быть равен углу отражения, поэтому, глядя в зеркало, можно увидеть не только собственное лицо, но и источник света. На этом принципе и построено великое изобретение геометрической и световой оптики — камера обскура (от лат. сamera — «комната» и obscura — «темная»).

Древнее изобретение

Первые упоминания о камере-обскуре встречаются еще в V веке до н. э. Именно тогда китайский философ Ми Ти поведал миру о возникновении изображения на стене затемненной комнаты. Принцип камеры обскура первым подробно описал и проанализировал Аристотель. Вслед за ним арабский физик и математик X века ибн Аль-Хайтам (Альхазен) сделал вывод о линейности распространения света. В Средние века камера-обскура была вновь «открыта» английским философом и естествоиспытателем Роджером Бэконом (1217–1294), а в 1279-м архиепископ Кентерберийский Джон Пенхам высказал мысль, что с помощью камеры-обскуры можно наблюдать за движением Солнца.

Первый прообраз фотографии

Первая камера обскура, использованная для написания художественных полотен, была создана Леонардо да Винчи. «Титан Возрождения» подробно описал ее в своем «Трактате о живописи». «…Когда изображения освещенных объектов проходят через маленькое круглое отверстие в очень темную комнату, вы будете видеть на бумаге все те объекты в их естественных формах и цветах…», — писал великий живописец, наблюдая, как лучи света, отражаясь на матовом стекле, создавали перевернутое цветное изображение.

Конечно, по такой технологии нельзя запечатлеть что-то динамичное, так что если вас интересует спортивная съемка, читайте о ней отдельный материал. Съемка в сумерках также будет проблематичной. Но с камерой-обскурой можно было написать идеальный натюрморт, чем Леонардо и пользовался.

«Темную комнату?» — спросите вы. Да, в Средние века и в сменившую их эпоху Возрождения камера-обскура была стационарной — большой темной комнатой с отверстием в одной из стен. Художник находился внутри нее, зарисовывая на противоположной стене происходящее снаружи. Для больших по размеру полотен это было весьма удобно. Леонардо да Винчи принадлежит и проект инструмента для измерения интенсивности света, и фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века спустя. Неудивительно, что в числе изобретений великого художника почетное место занимала камера-обскура — прообраз будущего фотоаппарата.

И все же камера-обскура великого Леонардо имела существенное неудобство. Как ученый-оптик Леонардо да Винчи знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде, поэтому не удивлялся тому, что в камере-обскуре все отображалось вверх ногами. Но художникам, пытавшимся вслед за Леонардо соединять живопись и достижения прикладной оптики, было очень неудобно каждый раз ставить все с головы на ноги. Это учел Йоганнес Цан, который в 1686 году, опираясь на чертежи и расчеты великого Леонардо, спроектировал портативную камеру-обскуру, значительно ее усовершенствовав. Он снабдил камеру зеркалом, расположенным под углом 45 градусов и проецирующим изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволяло художникам легко переносить пейзажи на бумагу уже не в перевернутом виде.

Камера–обскура — прадедушка фотоаппарата

В современном мире фотография и является очень распространенным видом творчества. А использовать фотоаппарат может каждый, кто умеет жать на кнопки. Но, может быть, не каждый знает, что проецировать изображение окружающего мира на плоскость, племена Северной Африки, могли уже тысячи лет назад.

На латыни «camera» — комната, а «obscurа» — тёмная, вместе — «тёмная комната». Камера обскура представляет собой темную комнату, с маленьким отверстием в стене. Изображение, проходя через отверстие, отображается на противоположной стене, в перевернутом виде.

Принцип камеры обскуры очень наглядно описан Аристотелем, на примере того, как изображение солнца, образованное световыми лучами, проходящими через небольшое квадратное отверстие, имело круглую форму. Кто первым открыл принцип камеры обскуры, и кто первым его использовал, точно неизвестно. Но первое полное описание ее принадлежит перу самого Леонардо Да Винчи. Он же дал такое название этому устройству, и использовал камеру обскуру для зарисовок пейзажей.

То есть он срисовывал уменьшенное цветное изображение, которое отображалось на стене, покрытой белой бумагой, противоположной стене с отверстием.

Способ зарисовки с помощью камеры обскуры стали очень популярны среди профессиональных художников.

Но, как-то не очень удобно: все вверх ногами, к тому же, камера стационарная — особо в сюжетах не разгуляешься! И тогда, в 1686 году, Йоганнес Цан спроектировал портативную камеру оснащённую зеркалом, расположенным под углом 45°. Теперь не приходилось стоять вниз головой, чтобы получить желаемый объект на бумаге.

Далее камера-обскура все более совершенствовалась: в нее добавлялись линзы, сначала для увеличения угла обозрения, затем для улучшения четкости изображения, из стационарной, она стала мобильной и меньших размеров.

В средневековье, многие, знакомые с эффектом камеры-обскуры делали в своих стенах отверстия, и наблюдали на противоположной стене, как на экране, происходящее на улице. А что — телевидения и интернета еще не было, а зрелища людям всегда были нужны, ну помимо хлеба, конечно!

Кстати, в природе, эффект камеры обскуры можно наблюдать во время частичного солнечного затмения — тогда на земле появляются серповидные тени, повторяющие форму Солнца, закрытого Луной.

Стеноп или пинхол — производные от камеры обскуры

Стеноп — «глазок» (от греч.), это устройство для проекции изображения, с помощью отверстия (а не объектива, как у фотоаппарата). Делают их обычно из старых зеркальных фотокамер, например из «Зенита» (хотя можно смастерить и из «цифры»). Также это направление имеет второе название «пинхол».

И, надо сказать, в наше время очень много любителей этого направления, они образуют нечто вроде кружка, секты, где очень трепетно и почтительно относятся к своим коробочкам с отверстием вместо объектива, и черными внутренними стенками.

В «интернетах» есть множество сайтов и сообществ любителей и профессионалов пинхола, где каждый может найти информацию, и смастерить свой прибор, ну хоть из коробки из под чая!

Периодически проходят выставки пинхол-фотографий, различные тематические мастер-классы. И для кого-то пинхол становится инетерсным, живым хобби, а для кого вполне серьезным страстным увлечением. Чем же так привлекает фотографов и любителей этот способ получения изображения?

Дело в том, что пинхол воспроизводит совершенно правильную перспективу, охватывает угол до 130°, имеет очень хорошую глубину резкости, но, правда, дает очень мягкие изображения, похожие на снимки, выполненные специальной мягкорисующей оптикой. Можно сказать, что пинхол передает изображение практически так, как его видит человеческий глаз!

Нужно отметить, что при «фотографирования» пинхолом, выдержка составляет от нескольких минут до нескольких часов. Определяется эта величина в зависимости светочувствительности фотобумаги (пленки), освещения, диаметра отверстия…

1839 год был запоминающимся, поскольку именно в этом году были изобретены светочувствительные материалы, и с их помощью камеры обскуры стали фотоаппаратами!

Но, несмотря на развитие фотографии, камера-обскура оставалась излюбленным развлечением почтенной публики, в парках появлялись аттракционы с камерами обскурами, их даже производили в качестве игрушек для детей.

В наше время камеры обскуры можно встретить не только в музеях: до сир пор строят новые камеры, так как интерес к ним не иссяк. А самая большая камера обскура находится в штате Минессота в США.

Ящик познания: знакомство с камерой-обскурой

Изобретение кинематографа открыло новую эпоху в современной культуре. Однако успех братьев Огюста и Луи Люмьер, которых традиционно — и неправильно — считают изобретателями кино, не был связан с открытием по-настоящему революционной технологии. Братья Льюмьер лишь довели до коммерческого использования множество идей, витавших в воздухе и опробованных на тех или иных устройствах в различных странах. По большому счету, люди познакомились и начали экспериментировать с оптическими иллюзиями в очень давние времена. Вместе с киноведом Гором Мелконом мы начинаем цикл публикаций об истории и теории кинематографа, уделяя особое внимание техническому, технологическому и физиологическому аспектам. Наш первый материал посвящен простейшему оптическому прибору — камере-обскуре.

Так выглядит перевернутое изображение объекта, излучающего свет, на задней стенке камеры-обскуры

Камера-обскура (буквально с латинского — «темная комната») — простейшее приспособление для получения оптических изображений; в хрестоматийной вариации представляет собой затемненную коробку со сквозным отверстием, через которое внутрь проникает свет, отображая на задней стенке идентичную (по цвету и форме), но инвертированную (по вертикали и горизонтали) фигуру излучающего или отражающего его объекта. Так же работают наши глаза, однако встроенный в мозг графический редактор повторно переворачивает картинку.

Говоря о камере-обскуре, мы, как правило, подразумеваем примитивный рукотворный аппарат, однако важно разграничить «искусственные условия» от «естественного явления», допускающего адаптацию пространства (комнаты, портшеза, палатки, коробки), но не предполагающего ее.

Эффект камеры-обскуры возникает и в природе, — например, если во время частного солнечного затмения свет проходит через узкие зазоры между листьями деревьев, на земле образовываются серповидные тени, над которыми размышлял Аристотель (или его последователь) в 15-й книге «Проблем».

Тени во время солнечного затмения

Абелярдо Морелл (1994)

На рубеже V и IV веков до нашей эры моисты составили трактат «Мо-цзы», названный в честь одноименного философа — родоначальника их доктрины, изложением которой и является упомянутый труд. В нем, помимо прочего, содержится рассказ о возникновении перевернутого изображения на стене затемненного помещения — с краткой, общей, но верной интерпретацией:

Из трактата «Мо-цзы»

Свет падает на человека — стрелами.
Свет от человека попадает в отверстие, формируя его картину.
Свет от головы человека — в нижней части картины.
Свет от ног человека — в верхней части картины.
Все потому, что свет переворачивается в отверстии.

Книга 10, глава «Разъяснение канона», часть вторая

Это древнейшее (из дошедших до нас) описание камеры-обскуры, которую сами моисты нарекли сокровищницей. Есть, однако, предположение, что такое обозначение обусловлено иероглифической ошибкой копииста, в оригинале же якобы подразумевался экран. Гипотеза недоказуемая, но небезосновательная: трактат частично утрачен и местами невнятен во многом из-за неполных и неточных переписок.

До X века, то есть еще полторы тысячи лет после моистов, косвенно, но явственно писавших как о прямолинейном и независимом распространении света, так и об излучающих и отражающих его объектах, в ученом мире преобладало мнение, что это наши глаза испускают энергию, как бы сканируя предметы.

Иоганн Кеплер, рассматривая камеру-обскуру как модель человеческого глаза, установил, что визуальный образ, вопреки тогдашним представлениям, формируется не в стекловидном теле, а на сетчатке. Он же в «Дополнениях к Вителлию» (1604) впервые употребил ныне общепринятое название устройства.

В англоязычной литературе, кстати, дифференцируют понятия “camera obscura” (оснащена фокусирующей оптикой) и “pinhole camera” (лишена факультативных элементов); последнее, в свою очередь, ошибочно отождествляют со стенопом — фотоаппаратом с отверстием вместо объектива.

Следует подчеркнуть, что камера-обскура и пинхол-камера являются не вариациями, а формациями — функционально они взаимозаменяемы, но качественно не равносильны: оптика делает изображение резче и ярче.

Сейчас камера-обскура воспринимается как незатейливый фокус — сложно поверить, что когда-то она была универсальным инструментом для научного постижения и художественного переосмысления действительности: с ее помощью физики изучали лучевые и волновые свойства света; астрономы наблюдали небесные тела и явления; художники делали наброски с натуры — так, кстати, начался Ренессанс.

Ранее в этом блоге

Первый спецэффект в кино

Параллельный монтаж: кино становится искусством

Монтажная склейка: первые опыты

Камера-обскура: начало эволюции

Разрушая мифы: камера-обскура в Древней Греции

Камера-обскура в эпоху неолита

Домашний кинотеатр позднего палеолита

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также

Оставшееся целым полушарие мозга обросло прочными функциональными связями

В Эквадоре нашли захоронения детей в «шлемах» из черепов

Физики определили предельно тяжелые изотопы неона и фтора

Спасибо за рыбу!

Так ли дельфины дружелюбны, как привыкли считать

Новости

Астрономы впервые зафиксировали излучение сверхвысоких энергий от гамма-всплесков

Приложения под Android оказались способны пользоваться камерой смартфона без разрешения

Слепоту невнимания ограничили полуторами секундами

Физики предложили «невозможный» кристалл в непрерывном времени

Археологи нашли погребальную лодку в погребальной лодке

В Денисовой пещере нашли древнейшую фигурку пещерного льва

Физики определили предельно тяжелые изотопы неона и фтора

Физики предложили «невозможный» кристалл в непрерывном времени

Белый шум и оптогенетика улучшили слух

Физики наделили фотоны массой и магнитным моментом

Неон обвинили в аномальном остывании белых карликов

Новый термоэлектрик оказался в два раза эффективнее предшественников

Астрономы впервые зафиксировали излучение сверхвысоких энергий от гамма-всплесков

Современные обезьяны обогнали австралопитеков по скорости притока крови к мозгу

Электромагнитной вспышке разрешили сопровождать слияние черных дыр

Физики определили предельно тяжелые изотопы неона и фтора

Астрономы обнаружили уникальный орбитальный резонанс спутников Нептуна

Самое сложное

© 2019 N+1 Интернет-издание Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67614

Использование всех текстовых материалов без изменений в некоммерческих целях разрешается со ссылкой на N+1. Все аудиовизуальные произведения являются собственностью своих авторов и правообладателей и используются только в образовательных и информационных целях. Если вы являетесь собственником того или иного произведения и не согласны с его размещением на нашем сайте, пожалуйста, напишите на kirill@nplus1.ru

Материалы, опубликованные в разделе «Блоги», отражают позиции их авторов, которые могут не совпадать с мнением редакции.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

Камера-обскура: это что такое?

Содержание статьи

  • Камера-обскура: это что такое?
  • Как сделать прибор по физике
  • Как сделать камеру

Создание камеры-обскуры

Камера-обскура — это оптическое устройство. Оно состоит из светонепроницаемого ящика, на одной из сторон которого находится отверстие для попадания внутрь лучей света, и экрана на противоположной стороне. В роли экрана могут выступать белый лист бумаги или стекло матовое. Лучи проходят через отверстие и формируют на экране перевернутое изображение.

Первые обскуры были стационарными и большим шагом вперед стало создание переносных устройств. Стационарные камеры представляли из себя небольшие затемненные комнаты с отверстием в стене и белым экраном на противоположной стороне. Переносные камеры позволяли работать с ними более продуктивно. Сначала это были темные палатки, которые могли вращаться, чтобы ученые могли наблюдать за звездным небом, солнцем. Чуть позже появились разборные камеры. Они были очень громоздкими, но появилась возможность расширить область их применения.

Первые упоминания о явлении, которое лежит в основе работы камеры-обскуры, датируется V веком до нашей эры. Китайский философ Мао-Цзы описывал в своих трудах, как ему приходилось наблюдать что-то интересное и загадочное. На стене темного помещения появляется изображение, если в окно проникает световой луч. Об этом также писал Аристотель.

В Х веке арабский ученый Ибн Альхазен объяснил это явление и создал наблюдательную палатку в виде камеры-обскуры. Такое приспособление нужно было для наблюдения за звездным небом и солнечными затмениями. Сначала его использовали только астрономы, но несколько веков спустя Леонардо да Винчи нашел применение камере в живописи. В 1950 году итальянский физик оснастил камеру линзой, а немного позже ученые предложили дефрагментировать линзу.

Несмотря на то, что изначально камера-обскура была исключительно инструментом астрономов, художники начали использовать ее активно. Они применяли ее для создания портретов, пейзажных картин, получая нужное изображение на стене и обводя контуры углем, красками и другими материалами, а затем дорисовывая детали. Это существенно облегчало их работу. Уже доказано, что многие гениальные картины великих художников, поражающие обилием деталей, были написаны с применением обскуры.

В какой-то момент физики задумались о том, как можно зафиксировать изображение на экране. Так на основе старинного приспособления был создан первый фотоаппарат.

Принцип действия камеры-обскуры

Принцип действия устройства достаточно прост. Лучи, попадающие в отверстие, достигают экрана или бумажного щита и «рисуют» на нем перевернутое изображение того объекта, который находится перед лицевой стороной прибора. Чем больше расстояние между отверстием и экраном, тем больший размер имеет полученная картина.

Качество изображения на экране или бумаге зависит от диаметра отверстия. Чем оно меньше, тем более резкой получается картинка, но при этом она темнее. Сделать изображение ярче можно путем увеличения диаметра окошка, но в этом случае в камеру будут попадать посторонние лучи и изображение окажется размытым.

Темная комната в отверстием в стене является стационарной камерой-обскурой. По такому же принципу устроены глаза человека. Видеть более резко и четко людям помогает усиление оптической схемы хрусталиком и глазным яблоком.

Усовершенствованные и современные камеры-обскуры

С момента создания камеры-обскуры устройство постоянно совершенствовалось и продолжает совершенствоваться в настоящее время. Все современные фотоаппараты можно назвать улучшенной модификацией камеры-обскуры. Они работают по такому же принципу.

В 1550 году итальянские ученые предложили вставлять в устройство линзу. Это позволяло получать более резкое изображение и управлять резкостью. Заднюю стенку обскуры сделали передвижной.

В 1686 году Йоганесс Цан модернизировал устройство, создав портативную камеру. Изображение на ее экране уже не было перевернутым. Этого удалось добиться путем использования зеркал. Ученый расположил их внутри камеры под углом. Применять обскуру стало гораздо удобнее.

Обскура, сконструированная французским физиком, представляла собой пирамиду четырехгранную. Она состояла из четырех реек. в верхней части рейки соединялись муфтами. В качестве экрана ученый предложил использовать белый фон, на который впоследствии начали наносить специальные закрепляющие реактивы.

Использование камеры в жизни

Зная принцип действия камеры-обскуры, можно использовать это явление для создания примитивных фотоаппаратов и даже домашних кинотеатров. В давние времена люди просверливали небольшое отверстие в стенах, выходящих на улицу, и имели возможность наблюдать на стене противоположной то, что происходит за окном. Когда в домах не было телевизоров, это было вполне интересным развлечением.

В настоящее время это потеряло актуальность, но многие начинающие художники используют такой прием. Чтобы расписать стены, изобразить на них красивый пейзаж, можно создать импровизированную камеру, завесив шторы и сделав в плотном материале небольшое отверстие. Используя крупные линзы, можно перевернуть изображение и сделать наброски, а затем доработать картину.

Современные фотографы для создания интересных работ используют стеноп. Он является современной модификацией камеры-обскуры. Внешне он выглядит как обычный фотоаппарат, но объектив закрыт крышкой, в котором просверлено небольшое отверстие. Фотографии получаются необычными, с четко выраженной линией перспективы.

В настоящее время примитивные камеры-обскуры используют для:

  • науки и образования;
  • получения необычных фотографий;
  • демонстрации.

В некоторых городах камеры установлены в музеях или даже на открытых площадках, чтобы люди могли своими глазами увидеть то, чем пользовались их предки, а также понять, как работает данное изобретение.

Как сделать камеру-обскуру самостоятельно

Поэкспериментировать со светом и изображением могут даже люди, не имеющие отношения к фотографии и живописи. Для создания примитивной камеры-обскуры нужно взять спичечный коробок, проделать в нем небольшое отверстие, а на противоположную боковую внутреннюю часть прикрепить фотобумагу. Коробок нужно поставить на подоконник или на открытую площадку на 4-6 часов, после чего его можно будет открыть и оценить результат. На фотобумаге проявится изображение. По такому же принципу камеру-обскуру можно сделать из жестяной банки из под чая, из обувной коробки.

В данном опыте можно использовать также фотопленку, но только не засвеченную. Диаметр отверстия в коробке должен быть совсем небольшим. Если сделать его более крупным, эксперимент не удастся из-за засвечивания пленки.

Фотолюбители могут сделать более сложную модель камеры. Для этого потребуются:

  • крышка от корпуса камеры;
  • кусок алюминия квадратный (можно вырезать из пивной банки);
  • иголка;
  • бумага наждачная;
  • изолента черного цвета.

В крышке корпуса камеры необходимо просверлить отверстие. Диаметр отверстия — 5 мм. Все неровности следует зашлифовать бумагой наждачной.

В кусочке алюминия также нужно проделать отверстие. Далее нужно соединить алюминиевый квадрат с корпусом. Сделать это удобно при помощи изоленты. Важно, чтобы отверстия совпадали. Далее нужно прикрепить крышку к объективу и приступить к съемке.Так как диафрагма в данном случае будет максимально закрытой, рекомендуется использовать штатив. Так снимки получатся более четкими.

Камера-обскура: обыкновенное фоточудо

Однажды солнечным днем Абелардо Морелл превратил классную комнату в камеру-обскуру – и стена напротив ожила, подобно киноэкрану.

Преподаватель вводного курса фотографии по имени Абелардо Морелл закрыл окна черной полиэтиленовой пленкой (в классе стало темно, как в пещере), проделал в занавеси дырочку размером с монетку – и стена напротив ожила, подобно киноэкрану. На ней появились расплывчатые очертания людей и машин на Хантингтон-авеню. Изображение было перевернутым: небо лежало у пола, мостовая оказалась под потолком. Что произошло?

Морелл превратил классную комнату в камеру-обскуру (в переводе с латыни – «темная комната»). По всей видимости, это самый древний из известных человеку инструментов получения изображений – и далекий предок фотокамеры.

Яркое, словно сон, и очень резкое изображение Бруклинского моста и Нижнего Манхэттена материализуется над святыми простынями. Чтобы получить яркое и резкое изображение Бруклинского моста и Нижнего Манхэттена, Морелл установил свою фотокамеру в комнату-обскуру и оставил затвор открытым на пять часов. Вдобавок он использовал призму, чтобы перевернуть изображение.

Самое сложное в камере-обскуре – это оптический принцип, на котором основано ее действие. Изображения попадают в камеру так же, как в человеческий глаз: через небольшое отверстие и в перевернутом виде. Свет проникает в отверстие под углом, и лучи, отраженные от верхних частей объектов, направляются вниз, а те, что отражаются от объектов, находящихся у самой земли, устремляются вверх. В темном пространстве камеры лучи пересекаются – и вид переворачивается. Если изображение, которое попадает к нам в глаз, корректирует мозг, то картинку в обычной фотокамере переворачивает зеркало.

Портативная камера-обскура – ящик с дырочкой, снабженный линзой, – обрела популярность в XVII веке. Художникам она служила вспомогательным инструментом; ученые стали использовать её для наблюдения за солнечными затмениями. В начале XIX века придумали, как поймать спроецированное изображение: к задней стенке камеры-обскуры приставляли обработанные химическими веществами листы бумаги или металлические пластинки. Так родилась фотография.

Для Абелардо Морелла, профессора фотографии, тот опыт в классной комнате стал настоящим откровением. Увидев восхищенные глаза учеников – молодых людей, отлично подкованных в науке и технике, – он понял: в этом явлении есть нечто необычайно привлекательное.

Первый проект Морелла, задуманный как наглядное пособие для учеников, заключался в том, чтобы сфотографировать принцип работы камеры. В результате в 1991 году появилась работа «Лампочка».

Затем Морелл попытался заснять призрачный образ, который появляется в комнате, превращенной в камеру-обскуру. Насколько ему было известно, такого никто еще не делал. Несколько месяцев ушло на техническую подготовку: надо было рассчитать размер отверстия для света, чтобы обеспечить одновременно и яркость, и резкость, а также определить правильное время выдержки.

Оставалось найти комнату с хорошим видом из окна. Выбор пал на дом фотографа в Квинси, пригороде Бостона. Морелл установил широкоформатную фотокамеру на штатив в спальне сына, куда проникал лишь тоненький лучик света, и открыл затвор. Затем он вышел из комнаты и стал ждать. Восемь часов. Результат оказался завораживающим. На проявленной фотографии над детскими игрушками нависали перевернутые деревья и дома – словно в волшебной сказке. «Я чувствовал себя так, словно сам изобрел фотографию», – вспоминает Морелл.

Впоследствии Абелардо запечатлел самые разные виды: от панорам Нью-Йорка до итальянских пейзажей, а также перешел от черно-белых снимков к цветным и начал переворачивать изображения с помощью призмы. Сменив пленку на цифровой сенсор, он сократил время выдержки с нескольких часов до минут, что позволило улавливать тени, облака и другие мимолетные атмосферные явления.

Самому Мореллу больше всего нравятся работы, сделанные с помощью палатки без пола – переносной камеры-обскуры, с которой он поднимался на крыши домов. А еще такую «камеру» Морелл устанавливална улицах и в парках, чтобы создавать изображения прямо на земле.

В работах Абелардо Морелла смешивается реальное и фантастическое. Они позволяют взглянуть на мир в новом свете.

Открыточный вид Бруклинского моста становится более «шершавым», когда Морелл проецирует изображение на покрытую толем крышу. Экспериментируя с настроением и текстурой, фотограф превратил в камеру-обскуру палатку без пола. Свет, проникающий в похожее на перископ отверстие, рисует на земле изображение «с оттенком старины», как говорит Морелл.

Ссылка на основную публикацию