Какие светофильтры выбрать | Foto-kadr.ru

Какие светофильтры выбрать

Какие светофильтры выбрать

Во времена плёночных фотоаппаратов светофильтры были чем-то вроде спецэффектов. Сейчас для этих целей есть Фотошоп и, казалось бы, в светофильтрах нет никакой необходимости, но на самом деле это не так. Истинное предназначение светофильтров — это коррекция цвета и ослабление светового потока. Каждый, кто хоть сколько-нибудь занимается фотографией должен иметь базовый набор фильтров, так как они повсеместно находят применение. Самая качественная обработка выполняется ещё до того, как световой поток попадёт на матрицу фотоаппарата.

Форма светофильтра

Фильтры могут быть круглыми и прямоугольными. Круглая форма светофильтра более традиционна. Они накручиваются по резьбе на объектив. Прямоугольные фильтры устанавливаются в специальные держатели, которые предварительно крепятся на объективе. Каждый тип фильтров имеет свои преимущества и недостатки.

Круглые светофильтры дешевле прямоугольных. Ультрафиолетовый круглый фильтр можно использовать в качестве защиты передней линзы. Проблема таких фильтров заключается в различии диаметров для разных объективов. Существуют переходники, которые позволяют уменьшать диаметр резьбы объектива. К примеру, если на объектив с диаметром 77мм вкрутить специальное кольцо, то на него можно будет установить фильтр 72мм. Кроме того, замера круглого фильтра занимает много времени, а резьба может быть сорвана и это создаст дополнительные трудности с накручиванием или снятием фильтра.

Квадратные фильтры более удобны в использовании в плане возможностей настройки положения. Менять прямоугольные фильтры очень быстро. Градиентные фильтры можно поворачивать боком и менять положение границы перехода. Фотографу достаточно одного набора фильтров и крепления для всех типов объективов, которые есть у него в арсенале.

В целом, качество фильтров определяется их ценой. Часто, покупая дешёвые круглые фильтры, можно получить стекло низкого качества и резьбу из мягкого металла, которая легко повреждается даже при накручивании. Дешёвые прямоугольные фильтры часто делают из пластмассы, которая легко царапается.

Ультрафиолетовый фильтр

также имеет названия UV и Skylight. Во времена плёночных фотоаппаратов он использовался для уменьшения воздействия ультрафиолетового излучения на плёнку. Во время цифровых технологий данный тип фильтров чаще всего используется для защиты передней линзы объектива от механических повреждений. Стекло фильтра задерживает некоторое количество света, так что картинка немного искажается по сравнению с той, которая будет получена без фильтра, но данный недостаток незначителен, особенно если вы снимаете для себя и не страдаете маниакальной придирчивостью к мелочам.

Поляризационный фильтр.

Это единственный фильтр, работу которого невозможно имитировать в графическом редакторе. Поляризаторы используются для снижения количества бликов и отсветов. Благодаря поглощению бликов поляризатор позволяет увидеть поверхность. Например, днём трудно увидеть что-то, что находится ниже уровня поверхности воды, так как свет создаёт отражение и мы видим в воде облака и яркие пятна, которые на снимках станут пересветами. Поляризатор «съедает» блики и пропускает изображение водной поверхности и того, что находится под ней (если вода достаточно прозрачная).

Поляризатор круглой формы имеет два кольца. Одно по резьбе крепится к объективу, а второе позволяет вращать стекло. Вращением настраивается выравнивание положения, в котором будет поглощаться лишнее свечение. Также такой фильтр может использоваться для затемнения неба и, как следствие, выравнивания экспозиции по площади кадра.

Нейтрально-серый фильтр

(ND). Данный фильтр невозможно на 100% качественно имитировать в Фотошопе, так как он позволяет увеличивать выдержку и не создавать при этом пересветов. Данный тип фильтров можно применять в солнечную погоду при съёмке портрета, когда выдержка нормальной экспозиции настолько короткая, что настроить синхронизацию вспышки невозможно. Установив фильтр, можно увеличивать выдержку и спокойно использовать вспышку.

Также ND-фильтр применяется в съёмке пейзажей, когда нужно передать движение воды или облаков. ND-фильтры имеют различие по степени затемнения. К примеру, ND2 способен ослабить световой поток в 2 раза. Выражаясь терминологией фотографов, количество света уменьшается на один стоп. ND4 через себя пропускает 25% света. Данное значение соответствует двум стопам.

Градиентные фильтры намного удобнее использовать в прямоугольном формате. Градиентный фильтр является тем же ND-фильтром, только затемнение происходит не по всей поверхности, а имеет переход от затемнения к полностью прозрачному участку. Также встречаются и цветные градиентные фильтры.

Чаще всего такие фильтры используются в пейзажной фотографии для уменьшения яркости в определённых участках кадра для выравнивания экспозиции.

Также существуют фильтры, которые помогают сделать цвета снимка теплее или холоднее. Особенно эффектно работают лучевые и инфракрасные фильтры. Большинство фильтров легко имитируется в графических редакторах. Каждый фотограф сам для себя формирует набор фильтров, но поляризационные и ND есть, скорее всего, у всех, кто активно использует светофильтры.

Светофильтры, какой Brend самый лучший?

Зарегистрируйтесь! Зарегистрированным пользователям баннерная реклама не показывается!
Вы сможете:
  • добавлять новые темы в форумах
  • участвовать в их обсуждении
  • вступать в сообщества
только если Вы зарегистрированы

Сообщество –

Как создать сообщество?

Как вступить в сообщество?

Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».
Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.

Поиск:
Найдено: 11 сообщений Показаны: с 1 по 11
Если подобная тема уже была сильно не пинайте, поиском не нашел(

Вопрос такой, светофильтры какой марки по Вашему мнению лучше.
Понимаю что для КИТ объектива все равно но есть ли разница?
Почему по Вашему мнению Rodenstock будет лучше HAMA или Kenko?
Стоит ли переплачивать за имя покупая светофильтр для дорогой оптики типа L. Или все они примерно одинаковые.

Какие марки принадлежат одному концерну ну и тд.

В общем все о светофильтрах разных производителей.

MARUMI Optical Co.,Ltd. — японская компания, являющаяся одним из ведущих мировых производителей аксессуаров для фототехники. Штаб-квартира находится в Токио. Компания занимается производством светофильтров, телеконвертеров и других фотоаксессуаров для OEM-заказчиков и розничных покупателей.

Долгое время компания была малоизвестна розничным покупателям: на заводах компании производилась продукция для Soligor, Hama, Schneider Kreuznach, B+W, Kaiser и Unomat. В последнее время компания активно продвигает на рынок продукцию и под собственной торговой маркой

Hama GmbH & Co. KG — немецкая компания, занимающаяся производством аксессуаров для аудио-, видео-, фото- и компьютерной техники. В 2008 году Hama отметила 85-летний юбилей.

* В 1923 году в городе Дрезден (Германия) немецкий фотограф Мартин Ханке создаёт фирму Hamaphot, которая выпускает оборудование для лабораторий и фото-принадлежности. Основателю корпорации тогда было всего 18 лет.
* В 1945 во время бомбёжек Дрездена фабрика Hamaphot была разрушена, и производство переносят в город Монхайм. С тех пор компания специализируется на фото-аксессуарах.
* В 1950-х годах выпускаются известные в Европе фотоаппараты Hamaphot (модели Hexi и Moni). Производство этих фотоаппаратов доходит до 1 миллиона штук в год.
* В 1975 году запускается линия по производству оснастки для слайдов Hamafix.
* С 1980-х годов начинается выпуск аксессуаров для аудио-, видеотехники.
* В 1993 году меняется название с Hamaphot на Hama GmbH & Co KG. Теперь Hama производит компоненты для компьютерного и телекоммуникациооного оборудования, контейнеры для хранения CD.
* В 1994 году Hama заключает договор с фирмой Samsonite на дистрибьюцию фото-видео сумок этой всемирно известной марки.
* В 1998 году в чешском местечке Сыровице открывается филиал по производству фоторамок. В этом же году фирма отмечает своё 75-летие.
* В 1999 году начинаются продажи товаров под марками SanDisk и Plantronics.
* В 2000 году в фирме работает 1600 человек по всему миру, из них 980 в головном подразделении в Монхайме. Открывается филиал в Польше, компания выходит на рынки Восточной Европы. С приходом цифровых технологий Hama начинает выпуск принадлежностей для цифровых фотоаппаратов.
* С 2001 года Hama распространяет товары под маркой Chiemsee.
* В 2006 году Hama открывает в Монхейме крупный логистический центр на 27500 палетомест, откуда поставляются товары во все уголки Европы, в Америку и на Ближний Восток.
* Сейчас в фирме Hama работает около 2400 человек, в том числе 1440 в Монхайме.

Hama производит около 18000 наименований аксессуаров для всех видов multimedia-техники.

В Россию поставляются следующие виды товаров под маркой Hama:

* кабели и переходники для теле-, видео-, аудио-, компьютерной техники, и средства для очистки этой техники;
* наушники и внешние акустические системы;
* зарядные устройства и аккумуляторы, стабилизаторы напряжения, сетевые адаптеры;
* устройства радио-няня и видео-няня;
* универсальные цифровые устройства, bluetooth-адаптеры, карт-ридеры;
* сумки для фото-, видео- и компьютерной техники, и аксессуары для этой техники;
* полки, стойки, футляры и сумки для хранения CD/DVD;
* альбомы и рамки для фотографий (в т. числе цифровые);
* светофильтры для объективов;
* устройства громкой связи и гарнитуры для мобильных телефонов («handsfree»)

Tokina Co. Ltd. — японский производитель фотообъективов и комплектующих для систем CCTV-видеонаблюдения.

Компания была основана группой сотрудников корпорации Nikon, решивших сосредоточиться на производстве качественных зум-объективов. Первоначально компания выступала исключительно как OEM-производитель, но с 1970-х начала выпускать товары под своей торговой маркой.

Среди продукции компании — фотообъективы для камер различных производителей (Canon, Nikon и т. д.), светофильтры под брендом HOYA.
Похоже что к этому концерну относится также Kenko и Slik

Hoya Corporation — японская компания работающая на рынке оптических систем. Ассортимент продуктов от контактных линз до лазерного оборудования. Компания является одним из мировых лидеров по производству фотографических фильтров и цифрозеркальных камер под торговой маркой Pentax.

Hoya Corporation была основана в 1941 году, став в Японии первой компанией по производству оптического стекла.

С 31 марта 2008 года компания Pentax Corporation вошла в состав Hoya Corporation, сохранив торговую марку и продолжив выпуск камер Pentax.

Schneider Kreuznach принадлежит B+W, Praktica и тд.

Schneider Kreuznach — германская компания, производитель оптического оборудования и фототоваров.

В 1985 году после приобретения производителя поляризационных фильтров B&W Filterfabrik, Joh. Weber KG компания Schneider Kreuznach начала выпуск поляризационных фильтров и плёнок.

Продукция Schneider Kreuznach использовалась NASA в миссиях Лунар орбитер, в программах Аполлон, и с 1990 года в полётах Спейс шаттл.

Группа компаний Schneider состоит из 5 компаний и 60 представительств в различных странах мира.

* Jos. Schneider Optische Werke GmbH (Германия)
* Schneider Optics, Inc. (Нью-Йорк и Лос-Анджелес)
* B+W Filterfabrik Johannes Weber GmbH & Co. (Германия)
* Pentacon GmbH (Дрезден, Германия)
* Praktica (UK) Ltd. (Великобритания)

Rodenstock GmbH — германская компания, производитель оптического оборудования.

Компания была основана в 1877 году Джозефом Роденсток (Josef Rodenstok) в городе Вюрцбург, Бавария. Компания производила барометры, линейки, очки, оправы для очков и другие приборы. В 1882 году Роденсток экспортировал свою продукцию в Австрию, Швейцарию, Нидерланды, Данию, Италию и Россию. В 1883 году компания переехала в Мюнхен.

В 1905 году управление компанией перешло сыну Джозефа Роденстока — Александру. В 1920-е годы компания производила объективы для фотоаппаратов по заказам производителей фотоаппаратов. Объективы Rodenstock пользовались хорошей репутацией, и по просьбам потребителей компания начала выпуск собственных фотоаппаратов. Во время Второй мировой войны компания продолжала производство очков, и выпускала комплектующие для танковых оптических приборов. В 1953 году управление компанией перешло Рольфу Роденсток — сыну Александра.

Компания продолжала выпускать объективы для фотоаппаратов, очки и оправы для очков. В конце 1990-х годов компания начала выпуск объективов для цифровых фотоаппаратов.

В конце 1980-х годов Рольф Роденсток приобрёл в собственность компанию Rodenstock. В 2002 году компания сменила форму собственности на GmbH. С 2004 года компанией владеет частная инвестиционная компания Permira. В 2000 году подразделение по производству объективов было выведено в компанию Linos AG.

Как выбрать светофильтр? Защитные, поляризационные и градиентные фильтры

Светофильтры в цифровую эпоху

Светофильтр на объектив — это, пожалуй, самый непонятный для новичка в фотографии аксессуар. С одной стороны, все фотографы прошлого так или иначе их использовали. Да и консультант в магазине, скорее всего, настойчиво посоветует вам приобрести светофильтр. С другой стороны, за последние годы многое поменялось в технической стороне фотографии: некоторые типы фильтров стали просто не нужны.

Тем не менее ряд сюжетов без правильно подобранного фильтра снять точно не удастся. Да и самую банальную задачу — защиту передней линзы объектива от механических повреждений — никто не отменял. В этой статье поговорим о том, какие фильтры действительно нужны для фотографии сегодня и как выбрать лучший светофильтр.

Какие фильтры не нужны для цифровых камер?

С начала XXI века многие фотографы перешли с пленочных фотоаппаратов на цифровые. Безусловно, это упростило процесс съемки и обработки снимков. Точно так же переход на цифровые технологии сказался на работе со светофильтрами. Например, все современные цифровые фотоаппараты сами умеют подбирать баланс белого, адаптируясь к условиям освещения — лампам накаливания, солнечному свету и другим источникам. А ведь совсем недавно для обеспечения правильной цветопередачи использовались не предустановки баланса белого, а стеклянные фильтры разных оттенков и плотности, их еще называли конверсионными. Итак, об этом типе светофильтров можно забыть, если вы снимаете на цифровую камеру.

Установка баланса белого в современных цифровых камерах позволила отказаться от конверсионных светофильтров даже при съемке с искусственным освещением

Кроме конверсионных также широко применялись просто цветные фильтры: красные, желтые, синие, зеленые. Их использовали для черно-белой фотографии. Благодаря таким фильтрам до пленки беспрепятственно доходили лишь лучи определенного цвета, а остальные цвета ослаблялись. Например, красный фильтр позволял получить на черно-белой пленке почти черное, очень драматичное и красивое небо. Сегодня такой же эффект легко получить как при цифровой обработке, так и непосредственно в камере.

Настройка Picture Control «Монохром с красным фильтром»

Потеряли былую актуальность софт-фильтры, снижающие резкость кадра для получения определенного художественного эффекта — сглаживания текстуры и неровностей кожи в портретной съемке, свечения контрастных границ в других сюжетах. Им на смену пришла цифровая ретушь. Впрочем, здесь не все так однозначно. Некоторые фирменные софт-фильтры дают уникальный эффект, подобно тому как каждый объектив обладает неповторимым характером размытия фона. Так что полностью отказываться от софт-фильтров не стоит.

Но есть еще несколько типов фильтров, без которых по-прежнему не обойтись. Их нельзя заменить никакими цифровыми технологиями. О них — на следующей странице.

Выбираем светофильтр

Среди фотографов распространено выражение «купи хороший объектив, а на сдачу возьми фотоаппарат», несомненно, так и есть. Стоимость качественной профессиональной оптики в разы превышает цены на многие зеркальные фотоаппараты. Фотографы работают в режиме постоянного движения, подбирают ракурс, взбираются на возвышенности ради удачного снимка. Иногда случается непоправимое – фотоаппарат выскальзывает из рук, падает на камни или асфальт и порой недостаточно прочного корпуса для сохранности оптики. На этот случай следует обзавестись защитным фильтром, который защитит от брызг у моря, от дождя или пыльного ветра. Помимо защитной функции производители предлагают светофильтры со специальными эффектами. Но не всегда приобретение светофильтра дает ожидаемый результат. Чтобы избежать проблем после покупки фильтра рекомендуем внимательно ознакомиться со всеми нюансами по его выбору.

Влияние светофильтра на качество фотографии

Применять светофильтры нужно с умом и по необходимости, так как любое дополнительное звено в оптической схеме может как улучшить картинку, так и свести на нет качество фотографии. Покупка дешевого аналога именитого бренда, зарекомендовавшего себя на рынке, вероятнее всего приведет к снижению детализации, появлению нежелательных бликов, засветов, артефактов и многому другому. Выбирать светофильтр следует так же тщательно, как и объектив. Иначе, имея топовый объектив и китайский бюджетный светофильтр, вы сведете на нет весь потенциал оптики.

Частой проблемой при неправильном выборе светофильтра является искажение картинки, то есть стекло обладает диоптриями, что приведет к проблемам с фокусировкой. Как правило, подделки и бюджетные модели фильтров имеют толстую рамку, из-за этого широкоугольные объективы выдают картинку с затемненными краями, все поправимо в графических редакторах, но трудозатратно. Это лишь небольшой перечень проблем, которые можно обрести с покупкой светофильтра, если подходить к выбору безответственно.

Виды и возможности светофильтров

Огромное разнообразие фотофильтров представлено на рынке продаж, но популярность получили отнюдь не все.

Широко распространены в цифровой фотографии:

Поляризационные фильтры. Маркируются PL (C-PL), наиболее значимые фильтры для пейзажной и ландшафтной съемки. Снижают количество отраженного света, попадающего на сенсор камеры. Делают картинку насыщенной, незаменимы в солнечный день, уменьшают яркость бликов, сглаживают контраст между небом и ландшафтом.

Постобработка даже в RAW формате не позволит добиться сочной и контрастной картинки в солнечный день, как это сделает поляризационный фильтр.

Поляризационные фильтры делятся на несколько видов: линейные и круговые.

Линейные фильтры — бюджетный вариант, не желательно применять с камерами TTL (сквозной метод экспозамера и автофокуса). Следует отметить, что большинство цифровых камер использует именно TTL.

Круговые поляризационные фильтры – отличный выбор, системы экспозамера и автофокуса намного реже дают сбои, снимки получаются с правильной экспозицией, без промахов по фокусу.

Поляризационный фильтр влияет на экспозицию и светосилу объектива, уменьшая ее на 1-2 шага, из-за этого съемка в автоматическом режиме не всегда позволяет добиться желаемого результата.

Работа с поляризационным фильтром подразумевает настройку угла от 0 до 90 градусов, максимальный эффект достигается при большем повороте угла. Для удаления бликов и отражений достаточно 30-40 градусов. Ввиду того, что светофильтр вращается при настройке, применять его со штатными китовыми объективами крайне сложно или вовсе невозможно. На этот случай следует выбирать модель с подвижной оправой.

Защитные фильтры. В первую очередь предназначены для защиты передней линзы объектива от брызг, царапин и пыли. Но на этом их возможности не ограничиваются, помимо защиты от механических воздействий существуют фильтры с защитой от ультрафиолетовых лучей, так называемые UV-фильтры. И фильтры Skylight, для идеального цветового баланса.

От ультрафиолетового фильтра не стоит ожидать многого, он не уберет блики, не сделает изображение ярче и насыщенней, все же основной его задачей является предохранение передней линзы объектива от внешних воздействий. Дополнительным бонусом к защите оптики будет устранение дымки и едва заметное увеличение контрастности снимка.

Светло-розовые фильтры Skylight не многим отличаются от UV-фильтров, а именно дают более теплый тон, устраняют голубую дымку при ландшафтной съемке (особенно в горах). Они все так же несут защитную функцию от механических повреждений и ультрафиолета.

Защитные фильтры не влияют на экспозицию, автофокусировку и не искажают картинку.

Нейтральные фильтры. Маркируются надписью ND. Позволяют применить длинную выдержку в условиях высокой освещенности. Нейтральные фильтры понижают количество света, попадающего в объектив. Не влияют на блики и контрастность, но снижают освещенность на несколько ступеней, в зависимости от плотности фильтра.

Встречаются модели с понижением освещенности от 1 до 9 шагов. Нейтральные фильтры позволяют добиться эффекта размытости на воде, передачи движения в кадре, уменьшения глубины резкости при яркой освещенности. Данные фильтры следует применять только в определенных случаях для достижения художественного эффекта, но не для съемки на постоянной основе.

Менее популярны, но все так же полезны и другие виды фильтров, которые вносят ощутимый эффект в снимок. Из многообразия всевозможных вариаций художественных фильтров следует выделить несколько наиболее полезных:

Градиентные фильтры. Могут быть цветными или с незначительным затемнением. Зачастую применяются в пейзажной съемке для коррекции освещенности различных областей (яркого неба в ясный день, усиления эффекта заката).

Софт-фильтры. Применяются в портретной, свадебной и детской фотографии для достижения романтической/нежной атмосферы. Софт-фильтр позволит скрыть недостатки кожи без помощи постобработки.

При выборе фильтра определитесь, какого эффекта необходимо достичь, как часто и в каких целях будет использоваться светофильтр.

Фотографам любителям с китовым объективом можно в качестве пробы взять фильтр «бытового» уровня, который будет соответствовать всем требованиям неискушенного покупателя. [url=»https://www.dns-shop.ru/catalog/17a89e7416404e77/svetofiltry/?p=1&f=250-1500]Бюджетные модели не испортят снимки для семейного архива.

Профессиональный фотограф, который занимается коммерцией, просто обязан выбирать фильтр тщательно, не скупиться на [url=»https://www.dns-shop.ru/catalog/17a89e7416404e77/svetofiltry/?p=1&i=1&f=1500-18999]дорогую модель, так как именно у дорогостоящих моделей лучшее качество по всем параметрам.

Подбирайте фотофильтр не только по свойствам стекла, но и по диаметру резьбы. Диаметр указан на объективе или с обратной стороны защитной крышки.

В первую очередь проверьте фильтр на искажение картинки, это можно сделать и в магазине. Поднесите фильтр к карандашу и присмотритесь, не увеличились или уменьшились грани, нет ли искаженных линий. Качественный фильтр изготовлен исключительно из стекла, как правило, с различными многослойными покрытиями. Оправу лучше подбирать из металла, с минимальным контуром по краю. Так же производители выпускают модели фотофильтров, с возможностью вынуть стекло из оправы, для более тщательной чистки или замены.

Как выбрать светофильтр? Защитные, поляризационные и градиентные фильтры

Как выбрать качественный светофильтр?

Переход от пленки к цифровым технологиям не только позволил отказаться от некоторых типов светофильтров, но и повысил требования к тем светофильтрам, которые по-прежнему актуальны. Что уж говорить, в целом техническое качество снимков выросло во много раз за последние два десятка лет. Совсем недавно фотографы довольствовались разрешением матрицы в 6 мегапикселей. Сейчас снимки с полнокадровых зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов могут состоять из 40–50 миллионов точек, обеспечивая высочайшую детализацию. Впрочем, оговоримся: раскрыть потенциал таких камер возможно лишь при использовании качественной и порой дорогостоящей оптики. Светофильтр также является звеном оптической схемы, и его неправильный выбор способен свести на нет пользу от покупки топового объектива.

Светофильтр B+W XS-PRO DIGITAL 007 MRC NANO 72ММ CLEAR

Если вы думаете, что это касается лишь профессиональной фототехники, то глубоко ошибаетесь. Плотность пикселей на матрице любительской камеры с 24-мегапиксельной APS-C матрицей (а это все современные любительские зеркалки и беззеркалки) немного выше, чем у 50-мегапиксельного полнокадрового фотоаппарата! Это значит, что требования к качеству оптики у таких камер столь же высокие.

Чем может навредить светофильтр?

Каждый светофильтр — это еще один элемент оптической схемы. Он может вызывать снижение детализации, появление нежелательных бликов, засветок и просто падение контраста. Поэтому важно, чтобы по своему оптическому качеству он соответствовал вашему объективу или превосходил его. Наличие многослойного просветления и именитый производитель — это минимальные требования к качеству. Если же речь заходит о съемке сюжетов со сложным светом, то порой справиться с подобными условиями и не привнести искажений в кадр способны только светофильтры верхнего ценового сегмента. Как ни странно, в вопросе выбора светофильтра цена почти всегда пропорциональна качеству.

Фильтр средней ценовой группы с мультипросветлением. В этом сюжете он понизил контраст и способствовал образованию бликов

Качественный фильтр B+W XS-PRO MRC nano

Если вы используете широкоугольную или сверхширокоугольную оптику, также нужно обратить внимание на оправу светофильтра. Толстая оправа часто может создавать затемнение по углам кадра. Здесь опять та же закономерность: более дорогие профессиональные фильтры часто имеют тонкую оправу, а бюджетные модели могут запросто «залезать» в кадр из-за того, что они более массивные.

Сравним на практике?

Чтобы не быть голословным, я провел небольшой тест. В нем участвовали два защитных фильтра B+W, а также один защитный фильтр средней ценовой категории, производителя которого мы решили не называть. Ведь обладая вполне солидной ценой и многослойным просветлением, он наловил самое большое количество бликов и засветок. Получилась очень наглядная демонстрация того, что иногда лучше вовсе отказаться от использования светофильтра, чем применять первый попавшийся или порекомендованный продавцом вариант.

Фото без светофильтра

Фильтр B+W XS-PRO DIGITAL 007 MRC NANO 72ММ CLEAR позволил свести блики к минимуму

Снимок с фильтром B+W F-PRO 010 MRC 72ММ UV-HAZE

Более дешевый фильтр другого производителя

При этом обе модели B+W в тех же условиях обеспечили приемлемое качество изображения, не увеличив уровень бликов и засветок в кадре. Более того, на снимках с ними блик объектива проявляется не столь заметно. Общий контраст снимка также не пострадал. Все три участника сравнения позволили сохранить высокую детализацию при использовании 42-мегапиксельной камеры.

Выводы

В век цифровой фотографии не потеряли актуальность сразу несколько типов светофильтров. Это защитные (к ним мы относим классические UV-фильтры), градиентные, нейтрально-серые и поляризационные. Современные технологии в буквальном смысле наделили их новыми свойствами. Например, фирменное нанопокрытие MRC nano от B+W способно препятствовать образованию загрязнений на поверхности стекла, делая любой такой фильтр по-настоящему защитным. Грязь с них буквально скатывается! Новые циркулярные поляризационные фильтры B+W KSM HTC POL-CIRC пропускают на ⅔ ступени больше света, чем обычные «полярики», позволяя снимать с рук на более коротких выдержках или более низких ISO.

Безусловно, подобные светофильтры стоят недешево, особенно по сравнению с некоторыми бюджетными объективами. Однако если вы используете топовую оптику, то стоит выбирать светофильтр, соответствующий ей по классу. Наш небольшой тест показал, что в сложных световых условиях разница в цене светофильтров прямо пропорциональна разнице в уровне бликов и засветок на фото.

Статья подготовлена в сотрудничестве с компанией «А.Фото»

Как выбрать и купить светофильтр, чтобы не потерять качество фотографий?

Светофильтры: как избежать диверсии?

Как известно, главная беда нашего общепита — майонез. Повар берет перепелиные яйца, дальневосточные крабы, деликатесную рыбу, свежайшие овощи и прованские травы. И заливает все это роскошество дешевым майонезом. Экономия на одном блюде — несколько рублей. Но есть это уже нельзя. Блюдо испорчено.

В фотографии роль майонеза играют светофильтры. А происходит это так. Человек приходит в фотомагазин Не обязательно в какую-нибудь лавку безымянную — это может быть известный, респектабельный, брендовый магазин. Покупает полноразмерную камеру за несколько тысяч евро. Покупает качественный объектив — за ту же примерно сумму. Кофр — подороже, понадежнее, помягче, чтобы все это хозяйство не промокло, не разбилось. Флешка у него, допустим, уже есть. Осталось выбрать фильтр. Хотя бы один фильтр необходим — защитный. Мало ли чего.

И тут продавец вкрадчиво говорит:
— А для чего вам переплачивать? Ведь фильтр-то нужен вам всего лишь для защиты объектива, а не для каких-то дополнительных красот. Зачем платить за него тысячу или же две? Возьмите вот этот, за триста. Он ничуть не хуже. Видите — марка известная.

Покупатель только что расстался с очень даже ощутимой суммой денег. Ему их немножко жалко. Хочется на чем-то сэкономить. Предложение продавца ложится, скажем так, на подготовленную почву.

И в результате покупается дешевый светофильтр. С названием известной фирмы на ободке. И — крибли, крабли, бумс! — фальшивый. Потому что дорогие фильтры, как и дорогие коньяки — подделывают. И продавец, кстати, вообще может не знать о той подделке. Заботясь о его спокойной совести, ему об этом могут просто не сказать. Поскольку меньше знаешь — лучше спишь, а продавец должен быть бодрым, энергичным, выспавшимся.

Кстати, в некоторых случаях цены на подделку ничем не отличаются от цен на подлинные фильтры. Что, в общем, понятно — и у покупателя нет никаких сомнений в качестве, и магазину прибыль. Какая? Вот какая. Фильтр покупается за 20 рублей, а продается за 2000. Торговая наценка — девяностократная. Иначе говоря, составляющая 9000 процентов.

Итак, наш крабовый салат испорчен. Можно, конечно, возразить, что аналогия с салатом не совсем корректна. Фарш невозможно провернуть назад, а неудачно купленный защитный фильтр можно скрутить и вышвырнуть.

Так, да не так. Увы, фотографические форумы огромнейшим числом отчаяннейших воплей — дескать, не могу скрутить защитный фильтр, что делать, хелп! Вот вам и хэлп. Скупой платит дважды.

Чем же чреват порочный фильтр? Какие беды он способен принести?

Во-первых, чисто механические. Дорогущий объектив придется нести в сервис просто из-за того, что светофильтр не желает его отпускать. И совершенно не понятно, сколько будет стоить эта хирургия — случай, как вы понимаете, отнюдь не гарантийный.

Во-вторых, фальшивый фильтр может обладать определенными диоптриями — а значит, изменять оптическую схему вашего фотоаппарата. Вряд ли ему нужны подобные очки. А приведет это к тому, что вы не сможете полноценно использовать возможности фокусировки — в ГРИП будет попадать совсем не то, что следует. То есть, то, что должно быть резким, обязательно размоется.

Часто бывает так, что к нам приходят покупатели и жалуются — дескать, мне рекомендовали этот объектив как очень резкий, а он оказался совершенно не резким. Мы в первую очередь советуем снять фильтр и поснимать без него. Как правило, это решает проблему.

В-третьих, изображение может банально ухудшаться — на нем появятся волны, воронки и прочие нежелательные артефакты.

В-четвертых, в оптической системе могут возникнуть блики, а на фотографии — так называемые «зайцы».

Словом, продавец, который предлагает покупателю поддельный фильтр, совершает настоящую диверсию. Впрочем, хватит о грустном. Лучше поговорим о том, как избежать подобных подарков судьбы.

И снова по пунктам.

Во-первых, покупать фильтры нужно не в подземных переходах, а в хороших магазинах. Как мы уже говорили, это не может служить стопроцентной гарантией. Но риск нарваться на подделку снижается ощутимо.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на цену. Если фильтр значительно дешевле большинства его аналогов — жди беды. Дешевый сыр бывает ясно где.

В-третьих, следует тщательно осмотреть сам фильтр. Надписи на ободке настоящего фильтра, как правило, рельефны — буквы и цифры либо слегка продавлены, либо, напротив, выпуклы. На подделке — обычная краска.

Шрифты на настоящем фильтре — фирменные, абсолютно одинаковые во всех надписях. На подделках могут различаться. Например, название фирмы написано одним шрифтом, а его характеристики другим. Так быть не должно.

Сам фильтр должен быть аккуратным, его должно быть приятно держать в руках. Любая, даже малейшая небрежность — повод отказаться от покупки.

Стекло должно быть не приклеено к корпусу, а механически в нем зафиксировано. Настоящий фильтр имеет внутреннюю резьбу, его при желании можно раскрутить и вынуть стекло. Вряд ли вам позволят ставить в магазине эти опыты. Но визуально оценить конструкцию вы сможете.

Ерунда, казалось бы? Но лишь на первый взгляд. Во время съемки на сильной жаре вклеенное стекло может просто вывалиться из корпуса. Ведь при нагревании металл, из которого он сделан, расширяется гораздо сильнее, чем стекло.

И, разумеется, если вы посмотрите на окружающий мир сквозь настоящий, фирменный фильтр, то увидите ровно то же, что и без него. Никаких артефактов. Должно быть ощущение такое, будто в фильтре вовсе нет стекла.

В-четвертых, следует проверить фильтр на оптическую силу. Она, как мы уже говорили, должна быть нулевой. Положите на стол карандаш и поднесите к его части фильтр. Если вы увидите, что карандаш под фильтром стал уже или шире — значит, вам пытаются продать подделку. Повращайте фильтр в горизонтальной поверхности — он может быть астигматическим, то есть, в по одной оси изменять изображение, а по другой нет.

И в-пятых, нужно посмотреть, как на поверхности фильтра отражаются источники света — люстры, настольные лампы, карманные фонарики — да что угодно. В случае хорошего просветления (а светофильтры ведущих фирм, за редким исключением его имеют) они должны ощутимо менять цвет. Именно так, как это ни парадоксально. Изменение цвета говорит о том, что на поверхность стекла нанесены специальные полимеры, его просветляющие. А если просветления нет вообще, то цвет отраженных источников света не меняется вовсе. Разумеется, чем лучше просветление — тем меньше «зайцев». А с непросветленным фильтром они могут возникнуть даже от капли росы на траве.

Мы, сотрудники магазина «Фотодром» оказываем услуги по очистке матрицы. Соответственно, через наши руки проходит огромное количество зеркальных камер. Вынуждены признать: масштабы бедствия катастрофические. Процент фальшивых фильтров, встреченных нами на объективах наших клиентов, невообразимо велик. Около восьмидесяти. И это по самым щадящим подсчетам.

Мы остановили свой выбор на японской фирме MARUMI. Она входит в число ведущих фирм-производителей светофильтров и, по большому счету, нельзя сказать, что чем-то выделяется из них в лучшую или худшую сторону. Но у MARUMI есть одно серьезное преимущество. Ее продукцию практически не подделывают. Дело в том, что линейки фильтров этой компании обновляются каждые несколько месяцев, и пираты (назовем их так, хотя напрашиваются более резкие слова) просто физически не успевают отслеживать этот процесс. Пока они наладят производство фильтров одной серии, она уже снимается с производства, и на смену ей приходит другая, более совершенная. Например, появляется чернение внутренних краев оправы фильтра, которая, опять таки, снижает вероятность появления бликов.

3 помощника фотографа — UV, поляризационный и нейтрально серый светофильтры..

Сегодня речь пойдет о светофильтрах. Это маленькие помощники фотографа, которые цепляются на объектив. Конечно, в наш цифровой век пост обработка творит чудеса, но в некоторых случаях фильтры будут незаменимыми помощниками. До прихода цифры, было великое множество разных фильтров, они помогали делать то, что сейчас делают программы и сейчас необходимость в большей части фильтров отпала. Но тем не менее, есть 3 распространенных фильтра, которые до сих пор актуальны:

  • Защитный фильтр — UV или ультрафиолетовый фильтр
  • Поляризационный фильтр
  • Нейтрально серый фильтр

Рассмотрим эти три типа чуть более подробно. Для того чтобы понять что есть что и зачем.

Защитные фильтры — UV и компания.

Вообще с этой категорией есть путаница. Технически в этой группе можно выделить 4 разных фильтра. Нейтральный бесцветный (Neutral), ультрафиолетовый (UV), фильтры SkyLight и фильтр против дымки Haze. Цель этой группы фильтров одна — защита объектива от механических повреждений, ультрафиолетового света (матрицы и пленка гораздо более чувствительны к нему чем наш глаз) и от «дымки» при съемке на больших расстояниях. Наиболее распространенные это UV и Skylight.

Skylight стоит обычно дороже, и продавцы любят его преподносить как «лучший», но на самом деле, его розоватое стекло, было призвано добавлять «теплоты» в кадр сделанный на пленку. В цифре этот эффект практически сводится к нулю наличием такой вещи как баланс белого, поэтому смысл переплачивать за Skylight для цифрового фотоаппарата я лично не вижу.

Чтобы не писали производители и не говорили продавцы в магазинах, основное назначение защитных фильтров — сугубо механическая защита объектива. UV фильтр позволяет

  • Защитить объектив от пыли и песка
  • Защитить переднюю линзу от царапин, отпечатков пальцев, ударов и т.п.
  • Защитить «бровку» на конце объектива (для накручивания фильтров) от загиба при случайном ударе по объективу
  • Защитить переднюю линзу от атмосферных осадков, брызг соленой воды на море и т.п.

Защитные фильтры наиболее недорогие, и можно купить фильтр на каждый объектив, но не стоит забывать о том, что любой фильтр это препятствие на пути света. Поэтому не стоит гоняться за дешевизной и стоит купить защитный фильтр хорошего производителя, изготовленный из качественного стекла с большим светопропусканием. Кстати по той же причине, при использовании например поляризационного фильтра, защитный лучше сразу снять, а не устраивать пирамиду из фильтров на конце объектива.

Поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр (polarizing filter), он же «полярик» вещь в высшей степени полезная, фактически must have для любого уважающего себя фотографа. Что он делает? В общем случае он удаляет блики и отражения с поверхностей за исключением металлических. В солнечный день он так же может «притемнить» небо, делая его более фактурным, хотя на самом деле он просто удаляет отражение света с маленьких капелек воды и влаги, присутствующих в атмосфере.

Если вы снимаете воду, поляризационный фильтр даст вам возможность убрать паразитные отражения с поверхности, сделав воду более прозрачной, если вы снимаете например озеро, стоя на берегу.

Кроме того, поляризационный фильтр «ворует» свет. Он может украсть у вас от 1 до 2 стопов, в зависимости от качества самого фильтра. Соответственно, при использовании полярика возможно потребуется ввести экспокоррекцию, а при слабом освещении будет просто необходим штатив.

Кроме всего перечисленного,поляризационный фильтр может значительно улучшить цвета на фотографии, сделав их сразу такими, какими вы зачастую их делаете потом в Фотошопе или другом графическом редакторе. Причина в том же, удаление отражений с каких то объектов. Под отражением в данном случае понимается не то что мы видим в зеркале, а любой «отсвет».

Некоторые примеры из серии без фильтра и с фильтром

Ссылка на основную публикацию