Как творчески нарушить правила композиции в фотографии | Foto-kadr.ru

Как творчески нарушить правила композиции в фотографии

Как правильно нарушать правила композиции

С этим утверждением сложно не согласиться, так как приводятся очень весомые аргументы в пользу такого непочтительного обращения с устоявшимися и проверенными временем принципами. Не верите? Посмотрите видео, которое любезно подготовил фотограф для подтверждения своей теории о том, что правила в фотографии можно нарушать и порой это идет на пользу. Однако, давайте разберемся действительно ли нововведения стоят того, чтобы стать исключением?

Правило 1: баланс темного и светлого

Очень важно найти баланс между темными и светлыми частями на изображении, даже если это идет в разрез с традиционным пониманием правила третей в композиции.

James Allen Stewart утверждает, что темные части в фотографии, которые являются композиционно «тяжелыми» следует облегчать за счет светлый участков в изображении. Если правильно использовать эту связь, вы получите баланс, который приведет к нужному результату, т.е. взгляд зрителя будет фокусироваться именно в том месте фотографии, которая является композиционным центром.

Пример ниже демонстрирует наглядно, как это работает.

И, если уравновесить снимок с помощью светлых и темных зон

Композиционный центр фотографии – глаз модели. Но, если руководствоваться правилом третей при кадрировании, композиция будет неуравновешенной для взгляда зрителя из-за темного пятна в закрученных волосах. Стоит сдвинуть всю композицию вправо, чтобы с левой стороны появился еще один темный участок, тогда не останется никаких сомнений в том, к чему будут прикованы глаза зрителя.

Правило 2: читай фото слева направо

Так как мы читаем книги слева направо, фотограф утверждает, что точно также должно происходить и с фотографиями. Они должны быть «написаны» именно таким образом, чтобы история снимка прочитывалась взглядом, следующим слева направо. Ваша история должна быть занимательной и иметь продолжение. Проследите насколько быстро взгляд зрителя придет к финальному итогу и увидите, будет динамичным снимок или нет. Вы поймете, если ли интрига в изображении, есть ли в нем кульминационная точка.

Посмотрите на пример ниже. Первоначально образ был маловыразительным за счет того, что лицо модели находилось у левого края и мгновенно приковывало к себе взгляд зрителя, лишая, таким образом, фотографию истории.

В принципе, все выглядело неплохо, но когда фотограф отзеркалил изображение, история заиграла новыми красками.

Джеймс Стюарт считает, что его новые «правила» – всего лишь возможность посмотреть на привычные вещи свежим взглядом. Предложенный подход к композиции – работа интуитивная и во многом зависит от практики. Именно поэтому рекомендует попробовать посмотреть на свои снимки «другими глазами» в первую очередь тем фотографам, кто хочет воплотить в своем творчестве свежие идеи и неординарные задумки.

Видеоканал Фотогора

Как творчески нарушить правила композиции в фотографии

Я уверен, что большинство из вас слышали о правилах композиции в фотографии. Вы наверняка знаете, что нужно держать горизонт и следовать правилу третей. Но, вопрос, который я иногда слышу, звучит так: «Что произойдет, если мой главный объект не получается разместить по правилу третей» Короткий ответ – ничего не произойдет! Чтобы быть по-настоящему креативным, вы должны знать, как и когда нарушать правила. В этом уроке по композиции в фотографии я хочу дать вам несколько идей для создания креативных снимков, в которых мы будем нарушать правила композиции.

Миф № 1: Всегда размещайте ваш объект на пересечении линий третей, или вдоль одной из линий

Теория, лежащая в корне этого правила, основана на идее, что ваше изображение будет более сбалансированным, если вы поместите свой главный объект на одну из точек пересечения линий третей, которую мысленно наложили на кадр. Однако, если вы хотите добавить некоторое не комфортное напряжение вашему снимку, попробуйте расположить объект у края рамки. Поскольку ваш объект находится не в типичном месте, он заставит зрителя остановиться и посмотреть еще раз.

На этом изображении не только горизонт очень низко, но также я поместил главные объекты в нижний правый угол фотографии, как будто они собираются покинуть кадр. Это придало снимку некое напряжение и тревогу.

X-T3 + XF50-140 ммF2,8 R LM OIS WR ФР 50 мм, ISO 160, 1/300, f / 16,0

В этом снимке я решил разместить горизонт ближе к верхнему краю кадра. Такая компоновка подчеркнула узоры на песке, а не небе. Поскольку линия горизонта очень высоко, это заставляет зрителя спросить: «Погоди, что я здесь пытаюсь найти?»

NIKON D800 + 24-70 мм f / 2,8 ФР 24 мм, ISO 100, 1/100, f / 16,0

К сожалению, в современном мире социальных сетей просмотр изображений с молниеносной скоростью является нормой. Любой шанс замедлить взгляд зрителя — это победа.

Миф № 2: Никогда не ампутируйте конечности вашего объекта съемки!

Когда вы компонуете кадр с людьми, вы никогда не должны обрезать их по суставам, например, по запястью, по коленям или по шее. Да, в большинстве случаев это хорошая идея. Однако, есть случаи, когда ваши объекты переживут агрессивную обрезку и не будут кровоточить по всей вашей фотографии! Когда вы отсекаете часть тела, это заставляет зрителя задуматься над тем, чего не хватает. Зрители должны завершить историю в своем воображении.

Вот три кадра, где я отрезал конечности объектов съемки. За один снимок я даже обезглавил человека! Я могу подтвердить, что все эти люди пережили мой творческий выбор подобной ампутации. Принимая это творческое решение, я считаю, что я добавил немного загадки к изображениям, которых не было бы там, если бы весь объект был в кадре.

X-T2 + XF18-55mmF2,8-4 R LM OIS ФР 42,5 мм, ISO 1600, 1/250, f / 7,1

X-T2 + XF23mmF2 R WR ФР 23 мм, ISO 200, 1/4700, f / 2,0

X-T2 + XF50mmF2 R WR ФР 50 мм, ISO 1250, 1/7500, f / 2,8

Миф № 3: Убедитесь, что ваш горизонт не завален

Иногда прикольно наблюдать как океан стекает из наклоненного края фотографии. Поскольку наш мозг настроен на то, чтобы знать, что линия горизонта всегда прямая, фотографии, на которых горизонт немного завален, выглядят не совсем правильно. Тем не менее, преднамеренное изменение линии горизонта может стать еще одним эффективным способом повышения напряженности на изображении. С дико скошенным горизонтом он дает фотографиям ощущение волнения и удивления.

Просто убедитесь, что если вы собираетесь создать изображение с неровным горизонтом, то вы делаете это от души и с удовольствием. Вы должны дать понять своему зрителю, что ваш выбор был преднамеренным, а не случайностью!

X-T2 + XF10-24mmF4 R OIS ФР 10 мм, ISO 1600, 1/220, f / 10,0

X100F ФР 23 мм, ISO 200, 1/1700, f / 7.1

Миф № 4: Заполните кадр главным объектом

Вам не нужно заполнять весь кадр главным объектом. Использование больших площадей пустого или как его еще называют негативного пространства создает поразительные образы. Такой тип подхода подчеркивает важность вашего объекта и создает ощущение масштаба.

X-T2 + XF16-55mmF2,8 R LM WR ФР 32,1 мм, ISO 200, 1/220, f / 9,0

NIKON D7000 + 200-400 мм f / 4 ФР 280 мм, ISO 1600, 1/3000, f / 8,0

Миф № 5: Простота

Много деталей и объектов в кадре не обязательно плохо. Хорошие изображения ”рассказывающие историю” часто имеют более одного сюжета на котором должен сфокусироваться зритель. Рассмотрим эти два изображения ниже. Поскольку нет основной темы, ваш взгляд будет бродить по кадрам. При этом зритель находит несколько событий на каждом изображении. Эти события объединяются, чтобы рассказать историю о сцене.

X-T2 + XF16-55mmF2,8 R LM WR ФР 16,5 мм, ISO 200, 1/450, f / 5,6

X-T2 + XF56mmF1.2 R ФР 56 мм, ISO 200, 1/3200, f / 4,0

Часто успех этих типов снимков зависит от хорошего планирования и небольшого количества везения. В такой сложной сцене убедитесь, что ваш фон не загроможден, чтобы он не конкурировал с элементами которые рассказывают историю. А вы, как фотограф, будьте готовы быстро отреагировать и сделать кадр, когда ваша история начинает разворачиваться.

Миф № 6: Убедитесь, что вы правильно проэкспонировали свою фотографию.

Этот миф может немного выходить за рамки правил «композиции», но тем не менее, я чувствую, что это важный момент, когда мы говорим о фототворчестве. Я часто слышу, как эксперты говорят: «Удостоверьтесь, что у вас нет провалов в светах и тенях». Благодаря современной передовой технологии матрицы камер становятся все лучше и лучше и захватывают больший динамический диапазон. Тем не менее, не бойтесь слишком темных теней и пересвеченных бликов. Я часто делаю экспокоррекцию в минус, чтобы углубить тени. Это создает чувство тайны и напряжения. Мне нравится заставлять своего зрителя, спрашивать «что скрывается в темноте?»

Вот три изображения, где большая часть кадра черная. Чтобы создавать подобные изображения, ищите области, где свет и тень играют вместе. Недоэкспонируйте свою фотографию, чтобы получились провалы в тенях, но света, чтобы были проэкспонированы нормально.

X100F ФР 23 мм, ISO 200, 1/350, f / 8,0

X-T3 + XF50mmF2 R WR ФР 50 мм, ISO 160, 1/1250, f / 2,8

X100F ФР 23 мм, ISO 200, 1/550, f / 8,0

На этом изображении я настроил свою камеру на получение высококонтрастного черно-белого изображения. При пост обработке я еще больше подчеркнул этот контраст. В результате получается фотография с мощными графическими элементами.

X-T2 + XF50mmF2 R WR ФР 50 мм, ISO 200, 1/850, f / 8,0

Миф № 7. Убедитесь, что ваш главный объект резкий

Цитата Анри Картье-Брессона, «резкость — это буржуазная концепция», отвергает резкость как критическую характеристику хорошей фотографии. Я не мог не согласиться! Небольшое размытие создает “воздушное” ощущение изображения. Если это размытие в движении, то оно также может обеспечить ощущение движения и потока. Не всегда зацикливайтесь на создании четких изображений.

NIKON D500 + 17-55 мм f / 2,8 ФР 30 мм, ISO 200, 1/25, f / 4,5

X100F ФР 23 мм, ISO 5000, 1/15, f / 5,6

X-T2 + XF18-55mmF2,8-4 R LM OIS ФР 24,3 мм, ISO 200, 1/5, f / 8,0

Заключение

Лучший способ стать фотографом — это часто снимать и практиковаться. И при этом не увязните в «правилах» композиции, четко им следуя. Вместо этого используйте их в качестве руководства, которое можно интерпретировать по-своему. Поэкспериментируйте со своей фотографией и дайте себе свободу иногда нарушать эти «правила». Если вы сделаете это, вы неизбежно научитесь видеть более творчески.

Как нарушить правило композиции и выиграть

Как утверждают многие опытные мастера фотографии и теоретики фотоискусства, правила и законы композиции можно нарушать. Но делать это нужно умеючи, проще говоря, зная как. Даже поговорка такая бытует в фотографической среде: правила композиции существуют для того, чтобы нарушать их. Вот и решили мы в сегодняшней небольшой статье разобраться с этим делом. Можно ли законы композиции нарушать, и, если можно, то как именно это делать.

Первое правило. Баланс светлого и темного

Найти правильный баланс между светлыми и темными участками изображения – задача для фотографа, пожалуй, одна из самых важнейших. Причем, даже если это конфликтует со всем знакомым правилом третей. Темные участки всякого изображения на плоскости (будь то живопись, фотография или какой-то другой вид изобразительного искусства), при любой ситуации являются «тяжелыми», нарушают его равновесие. Поэтому их необходимо немного «облегчить». Как же это сделать? Не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для этого нужно всего лишь добавить несколько светлых пятен на темные участки картинки. Фотографу нужно научиться правильно пользоваться этим принципом, правильно использовать связь темного и светлого. Это позволит вам получить хороший баланс светов и теней, и заставит зрителя сфокусировать свое внимание именно на том участке картинки, которая является важнейшей, которую вы хотите выделить, подчеркнуть.

Посмотрите вот на эту фотографию. Она является прекрасным примером только что сказанного нами.

Главный композиционный и смысловой центр этого снимка – глаза девушки. Но если при кадрировании взять за основу правило третей, то композиция в этом случае потеряет равновесие, в восприятии ее зрителем возникнет дисбаланс. И виной этому станет темное пятно на волосах модели. А теперь давайте попробуем немного сдвинуть всю композицию вправо. Видите, с левой стороны снимка появился еще один темный участок. Теперь стало четко видно и понятно, на чем будет акцентировано внимание зрителя, рассматривающего этот снимок.

Второе правило. Картинку следует «читать» слева направо

В нашем привычном человеческом понимании любой текст нужно читать слева направо. Точно так же наше сознание «читает» и картинку, и фотографию в том числе. Любое изображение на плоскости, любое произведение изобразительного искусства человек подсознательно читает именно так – слева направо. Значит автору изображения «писать» его нужно именно так. История, рассказанная фотографом на его фотографии, должна читаться зрителем слева направо. Причем, эта история должна быть интригующей, и давать намек на некое ее продолжение. Попробуйте проследить, как быстро сознание зрителя продвигается от начала этой истории к ее финалу, и вы сразу увидите, динамичной будет ваша фотография или нет. Вам станет понятно, существует ли эта интрига в вашей картинке вообще, есть ли в ней, как и в любой истории, завязка, кульминация и развязка.

Давайте разберем это на конкретном примере. Посмотрите вот на этот снимок. Лицо девушки на фотографии находится с левой ее стороны. И, в первую очередь, естественно, притягивает к себе внимание зрителя. Это-то как раз и разрушает историю, рассказанную на снимке. Снимок лишается динамики, развития. Хотя, впрочем, картинка эта достаточно интересна.

А теперь посмотрите на ее зеркальный вариант. Лицо модели находится справа. Обратите внимание на то как преобразилось изображение! Оно стало совершенно другим! Взгляд зрителя, скользя по картинке слева направо, постепенно, а не сразу, выводит его внимание на главное в кадре – лицо модели.

Этот своего рода непривычный, нестандартный взгляд на давно знакомые всем фотографам правила, изложенный нами в сегодняшней коротенькой статье, как нам кажется, даст вам возможность свежим взглядом посмотреть на привычные вещи. Но, напомним, многое тут зависит от интуиции, от опыта, от наработанной временем практики фотографа. Вот поэтому и советуем вам посмотреть на некоторые свои снимки другими глазами. Не бойтесь свежих идей! Свежий ветер – это всегда здорово!

Основные правила композиции в фотографии

Съемка – это, по большей части, творческий процесс, в котором фотограф отражает свою задумку. Профессионалы, не задумываясь, могут выставить правильную композицию кадра при фотосъемке, после чего остается лишь добиться желаемого художественного эффекта. Но новичку с хорошим фотоаппаратом и гениальной идеей для съемки получить хорошее фото может быть тяжело, даже если он понимает, как добиться нужной задумки. Чтобы правильно скомпонованные кадры мог получить даже не самый опытный фотограф, существуют основные правила композиции в фотографии.

Почему важно знать правила композиции

Зачастую фотосъемка направлена на получение конкретного результата. Делать фото можно как на заказ, так и ради творчества.

В первом случае знания основных правил композиции действительно очень важны. Ведь при выполнении фотосъемки для другого человека, важно сделать все, чтобы фотографии понравились именно ему. Часто фотосессии заказывают люди, которым важно получить не интересную задумку фотографа, а изображение, на котором они будут выглядеть хорошо. Здесь-то и пригодятся знания правил композиции для создания хорошей фотографии. Все эти принципы тем или иным способом делают изображение более приятным для человеческого глаза. Ведь от правильного расположения объекта на кадре и в пространстве зависит привлекательность простых фотографий.

Если же рассматривать фотосъемку, когда главной задачей является реализация творческого замысла фотографа, то знать правила композиции тоже не будет лишним. Человек, имеющий четкое представление изображения, которое должно получиться в итоге съемки, может без проблем отойти от инструкций и получить великолепный снимок. Создать фотографию, нарушающую все предписания, которая при этом действительно выглядит хорошо, может только очень опытный человек. Поэтому новичкам следует изучить правила композиции, чтобы применить их в тех случаях, когда задуманное фото получается не таким, как хотелось бы. Это поможет поправить не совсем удачную фотографию и хорошо натренироваться.

Главные правила композиции

Художественные фотографии, опирающиеся на одну лишь задумку, могут получиться очень красивыми и интересными. Но иногда простые ошибки могут кардинально испортить результат съемки, несмотря на отличный фотоаппарат и огромный энтузиазм. Чтобы этого не произошло, важно изучить основные правила композиции. Это поможет не только лучше воплощать свои идеи на снимке, но и поднимет уровень мастера.

Золотое сечение или правило третей

Золотое сечение подразумевает деление кадра при съемке на части, которые несимметричны друг другу. Происходить это должно следующим образом: часть фотографии большего размера должна относиться к целому кадру так, как часть меньшего размера относится к большей. Мысленно построить спираль золотого сечения при фотосъемке крайне сложно, поэтому можно использовать более простой вариант. Для этого нужно разделить кадр при фотосъемке на три части по вертикали и горизонтали, с отношением к общему объему кадра 3:8, 2:8 и 3:8. Проще говоря, центральная часть кадра должна быть немного меньше остальных, после чего нужно провести диагонали. Получившиеся пересечения линий называются зрительными центрами. На пересечении этих линий и следует располагать объект при съемке, ведь именно туда приходится большее внимание зрителя. Использование этого принципа поможет сделать фотографии более гармоничными.

Также есть упрощенная версия этого принципа, которая называется принципом третей. В этом случае фотография делится на 9 уже равных частей линиями, пересечения которых являются зрительными центрами. Такой подход на фотосъемке является гораздо более легким, ведь мысленно расчертить кадр на равные сегменты проще, а также в большинстве фотоаппаратов присутствует возможность съемки с такой сеткой на экране.

Правило диагоналей

Из названия можно понять, что это правило композиции подразумевает расположение при фотосъемке элементов фотографии по диагонали. Достаточно просто мысленно провести при съемке линию от одного края экрана фотоаппарата к другому, после чего расположить объекты по направляющей. Повторять диагональ может что угодно, например, склон горы или дорога, также можно поставить несколько предметов от большего к меньшему, что также создаст нужный эффект при фотосъемке. Благодаря этому правилу композиции можно добавить динамики в любую фотографию.

В зависимости от направления диагонали на снимке могут создаваться различные эффекты. При фотосъемке можно создать впечатление, что объект движется вверх или вниз, быстро или медленно. Также диагональные линии можно использовать как направляющие к основному объекту.

Правило направления

На динамичных снимках, где присутствует движущийся объект, его направление играет немаловажную роль. От этого замысел фотографии может кардинально измениться. В большинстве стран мира принята система слева-направо, которая отражается в чтении, письме и других вещах именно в этом направлении. Таким образом, объект, который направлен направо, будет создавать ощущение начала, движения вперед. А если направление идет в обратную сторону, то будет создаваться ощущение движения назад, завершения. Так верное направление объекта при съемке поможет правильно выразить задумку.

Также этот принцип применимо и к фотографиям, где нет динамики. Роль может играть направление взгляда, рук и других объектов кадра. Важно следить за этим при фотосъемке, если фотография должна иметь определенное настроение. Главное запомнить, что направление вправо вызывает положительные эмоции, а налево – отрицательные.

Правило фона

Фон играет очень важную роль при фотосъемке. Будь это портрет модели или любой другой объект, важно следить, чтобы расположение предметов на заднем плане не нарушал композицию. Если объект съемки является единственно важным на фотографии, другие вещи на фоне могут не просто отвлекать внимание, но и полностью испортить кадр. Так, например, при съемке портрета на природе, ветви дерева на заднем плане могут нелепо высовываться из-за спины модели. Для портретных съемок лучше выбирать однотонный фон. Также можно создать глубокий эффект боке с помощью фотоаппарата, так на заднем плане не будет четких очертаний.

Помимо посторонних предметов, снимок может испортить неравномерный фон. Если на нем присутствуют какие-либо прямые, проходящие через весь кадр, они могут разделить снимок на части. Это плохо скажется на композиции кадра. Такие мелочи всегда важно подмечать, ведь, если вы никак не обыгрываете посторонние предметы при фотосъемке, это может привнести неверный смысл в фотографию.

Правило пространственных границ

Независимо от того, снимаете вы один главный объект или пейзаж, важно оставить достаточное пространство для зрителя. При съемке портретной фотографии не следует заполнять моделью весь снимок, оставив лишь немного пространства по краям. Это нарушает композицию и будет смотреться громоздко, при этом рассматривать модель будет крайне сложно. Очень важно соблюдать это правило композиции при фотосъемке и оставлять достаточное количество пространства вокруг объекта, чтобы дать зрителю взглянуть на него привычным образом.

При фотосъемке, к примеру, пейзажа, наоборот, не нужно стремиться захватить как можно больше пространства вокруг основной картины. Таким образом, часть кадра, которую хотел снять фотограф, потеряется. Наоборот постарайтесь не расширять задуманный кадр. При этом не стоит бездумно его резать, постарайтесь найти рамки, созданные самой природой. Это могут быть деревья, удачно наклонившиеся в виде арки и другие окружающие предметы.

Всегда ли нужно пользоваться правилами композиции в фотосъемке

Когда основные правила композиции известны, может появиться вопрос: всегда ли необходимо их использовать? Пользоваться всеми принципами при каждой съемке совсем не обязательно, все зависит от уровня мастерства фотографа и задумки. Новичкам в этом деле лучше делать фотографии, используя эти знания, как можно чаще. Так со временем их соблюдение при фотосъемке войдет в привычку и будет помогать развиваться. Мастера своего дела могут пренебрегать ими, но при этом их видение уже четко сформировано и они часто применяют правила композиции, даже не анализируя изображение на экране фотоаппарата.

Также их использование зависит от художественного замысла фотографа. Если вы знаете, что именно хотите получить на снимке и представляете, как это сделать, можно пренебречь основами. Но лучше делать это только в том случае, когда они действительно помешают воплощению задумки на фотосъемке.

Применение основных правил композиции – это хорошо, но и фантазию ограничивать не стоит. Основные принципы фотографии помогут улучшить снимок практически всегда, помогут поднять уровень мастерства фотографа. Главное – понять как это работает и больше тренироваться.

Исключения из правил композиции: нарушаем постулаты

О правилах композиции сказано и написано очень много, и они действительно помогают создавать достойные снимки. Но в этой статье мы поговорим о том, что не входит в список постулатов композиции — правиле исключения из правил. Не слышали о таком? Читайте, вам будет интересно!

Грамотное построение кадра по правилам композиции, бесспорно, помогает передать настроение и идею снимка. Но не секрет, что из каждого правила есть исключения. В некоторых случаях именно нарушение композиционных постулатов позволяет максимально точно показать суть, привлечь к снимку внимание и отразить красоту отображаемого объекта.

Исключение первое: нарушаем правило третей

Суть правила третей состоит в том, что нужно мысленно «расчертить» кадр тремя линиями по вертикали и горизонтали, чтобы получились равные части, а затем располагать главные элементы снимка на пересечении этих линий. Все верно, симметрично, красиво и … не всегда уместно.

Иногда нарушение равновесия — изменение угла наклона и перемещение главного объекта снимка из центра ближе к краю — позволяет усилить динамичность, выразить психологическую напряженность. В подобных случаях правило третей не только можно, но и нужно нарушать.

Горизонт не всегда должен быть горизонтальным, а между предметами в кадре не всегда должна быть связь. Не бойтесь создавать свои правила тогда, когда в этом действительно есть необходимость!

Исключение второе: допускаем слияние объекта с фоном

Одно из основных правил композиции гласит: главный объект снимка не должен сливаться с фоном. Если он контрастирует с окружением, он становится заметнее, выразительнее, бросается в глаза. Но ведь это нужно далеко не всегда. Когда стоит цель подчеркнуть глубину черного, показать белизну белого, сделать акцент на конкретную деталь, бывает уместно убрать явные контрасты.

Исключение третье: снимаем не на уровне глаз

Нормальная точка съемки — это съемка на уровне глаз человека. Именно такую точку выбирают фотографы, создающие классические портреты, архитектурные и природные пейзажи. Однако смещение точки съемки часто позволяет получить искомый эффект, ускользающий при работе по правилам.

Нижняя точка съемки уместна, когда стоит цель подчеркнуть величественность предмета, по-новому отразить динамические сцены. Ее выбор оправдан при съемке зданий, а также танцев, прыжков, скачек.

Верхняя точка съемки позволяет передать воздух и глубину пространства при съемке пейзажей, создать статичные портреты, пронизанные спокойствием, выделить глаза.

Исключение четвертое: обрезаем части тела

В классическом портрете при построении кадра важно не отрезать человеку макушку, кисти рук и ступни. Лучше всего фотографировать в полный рост, по плечи или по пояс. Следить чтобы не мешали элементы фона: ветви деревьев и фонарные столбы не «росли» из головы фотографируемого и т.п. И снова «но», в некоторых случаях «покромсать» фотографируемого и добавить изысков извне бывает уместно.

Исключение пятое: добавляем пустоту

Правила композиции рекомендуют избегать излишних пустот, переключать взгляд на предметы переднего плана. Однако суть некоторых снимков как раз состоит в том, чтобы передать пустоту, выразить посредством нее одиночество, безысходность, масштабность, бесконечность… Уместно также оставлять пустое пространство при съемке движущегося объекта по направлению его движения, это подчеркивает динамику.

Экспериментируйте и создавайте шедевры в стиле правила исключения из правил, и пусть эти творения радуют вас и окружающих!

Композиционные приемы в фотографии – негативное пространство

Процесс создания фотографии – это не только работа самой камеры, но и правильный ракурс, законы композиции и правила цветовых сочетаний. Если учесть все составляющие и добавить туда изюминку от себя, то может получиться настоящий шедевр. С настройками камеры дело обстоит проще, чем с художественной составляющей. Выставил параметры по количеству света, отдаленности от объекта съемок, настроил фокус и можно приступать к съемкам. А вот художественная сторона вопроса требует не только опыта и подготовки, но и вкуса, тонкого чутья и фотографического видения. Нужно понимать, как каждый участок и объект из окружающего нас трехмерного мира будет выглядеть на двухмерном пространстве фотографии.

Видеть кадры в окружающем мире – это и есть главная задача фотографа. Для этого изучаются и основы колористики — цветовых сочетаний, и законы композиции. Существуют правила построения кадра, передний и задний план снимка, объект съемок или центр фотографии, естественные обрамления. Кроме того в фотоиндустрии существуют понятия «Позитивное и негативное пространство». Многие известные снимки построены именно на правильно подобранном сочетании цветов.

Что такое «негативное пространство»? Это все, кроме объекта съемок: фон, контрастные детали, обрамления, передний и задний план и прочее. Вместе с центром кадра они должен составлять гармоничную картину и в плане цвета, и в плане форм и очертаний. Некоторые фотографии получаются только за счета разницы между центром и фоном. Негативное пространство дает возможность подчеркнуть все детали снимка и объекта съемок, позволяет создать историю и придать картине объем и смысл.

Основные правила композиции

Художественная составляющая снимка – основополагающий фактор, влияющий на восприятии картинки зрителем. И глаз человека и фотокамера улавливает свет и его отражения от предметов, проецируя изображение из трехмерного в двухмерное. Это предполагает использование размеров предмета и его положение на участке кадра для обозначения его в пространстве относительно другие объектов.

Но четкую симметрию глаз воспринимает с трудом, поэтому имеются несколько важных правил: закон золотого сечения, а в фотографии – закон третей, где все пространство снимка делят на 9 равных квадратов и располагают важные элементы на пересечениях линий.

Исходя из этого, выделяют несколько простых советов для начинающих фотографов:

  • Снимок не должен быть разделен ровно пополам любой горизонтальной или вертикальной линией. Сместите камеру так, чтобы и линий передвинулась в любую из сторон ближе к краю кадра.

  • Главный объем не должен находиться ровно в центре фотографии, но и сильно к краю его смещать не стоит. Угол снимка тоже не подходит для таких целей.
  • При составлении кадра учитывайте, откуда люди обычно смотрят на предметы. Естественное положение объектов, линии горизонта и масштабы буду приятны глазу и привлекательны для зрителей.

Негативное пространство в портретной фотографии

В работе с людьми контраст и разница между лицом человека и фоном должна быть максимально яркая и четкая. Нужно подбирать такой вариант, чтобы подчеркнуть линии, мельчайшие детали и добавить всей картине необходимое настроение. Это достигается за счет правильно подобранного светового сопровождения, а также фоном. Для портретной съемки большинство фотографов предпочитают чистый серый, белый или черные цвета, реже используются оранжевый, желтый, зеленый. Практически не применяется синие и голубые оттенки, красные и розовые, потому что они делают кожу неестественной.

Неоднородный цвет фона для портрета также следует подбирать осторожно, множество деталей и ярких цветов отвлекут зрителя от лица и сделают снимок непрофессиональным. Если негативное пространство будет занимать места больше 2/3 кадра или оттягивать на себя внимание, то портрет не получится.

Советы для фотографа во время работы с моделью:

  • старайтесь строить кадр, чтобы лицо и тело модели не находились строго посередине, сдвиньте камеру немного вправо ил влево;

  • модель должна занимать в кадре не менее половины пространства, тогда негативное пространство не будет доминировать;
  • выставляйте свет по объекту, если источник один, он можно даже оставить не в фокусе;
  • яркий и цветной фон уберите из фокуса, можно даже применить технику размытия, чтобы лицо модели было центром фотографии;

  • черно-белые портреты требуют особого отношения к негативному пространству – оно должно максимально подчеркивать линии, поэтому выбирайте однотонный фон.

Существует специальная техника съемок – рисование негативным пространством, когда объект является только затемненным участком, а все внимание привлекается к контурам и форме. Тут важно понимать, как поставить модель, с какой стороны выбрать ракурс и как правильно подсветить сцену для работы. В таком жанре можно даже снимать лав стори и сюжетные линии.

Предметная съемка и негативное пространство

Игра на контрасте негативного и позитивного пространств – основа предметной фотографии. На белом фоне снимают товары для интернет магазинов или рекламы, чтобы показать предмет максимально детально. Чтобы создать настроение и сделать снимок привлекательным, в кадр добавляют цвет и различные фактуры и элементы. Food-фотография является разновидностью предметной и набирает все большую популярность среди пользователей социальных сетей. Часто такие снимки заказывают рестораны и кафе для визуализации меню, рекламы или оформления залов. В таком случае негативное пространство заполняется деталями: цветочками, ленточками, столовыми приборами, книгами и другими подходящими предметами. Фон уже выбирается в гармонии с общей картинкой, добавляется фактура и цвет. Это может быть деревянная, бумажная, стеклянная или тканевая подложка, часто используют фактурную штукатурку.

Негативное пространство в фотографии небольших предметов, еды или натюрмортов имеет художественный эффект и влияет на восприятие картинки в целом, только если занимает около половины площади снимка и больше.

Пейзажи и архитектура

Негативное пространство на улице является камнем преткновения многих жанров съемки. Убрать заборчик от здания или зарисовать граффити на стене для одного кадра практически невозможно. Нужно находить такой ракурс и такие варианты, чтобы минимизировать «паразитическое» действие фонов и негативного пространства при работе с пейзажами или зданиями. Используйте правило третей, когда весь снимок можно условно поделить на трети и заполнить их деталями для гармоничного сочетания.

С помощью правильного оформления можно создать не только настроение, но и рассказать историю, сюжет. Архитектурные формы наиболее подходящие объекты для съемок в контрасте негативного и позитивного пространства. Линии окон, лестницы, двери, однотонные стены – все это создает удивительную атмосферу если правильно составить композицию элементов.

Негативное пространство – основа для абстракционизма

Абстракционизм и сюрреализм невозможны без контрастов, именно с помощью неожиданных и дерзких сочетаний достигается эффект этого жанра. Фотографы обычно приходят к такому стилю съемок, пройдя все остальные этапы: пейзажи, портреты, свадебные и студийные съемки.

Набив руку, некоторые ищут чего-то принципиально нового в фотографии и искусстве. Это высший пилотаж и для создания сюрреалистических фоток одной фантазии мало. Необходимо на интуитивном уровне знать сочетания цветов, художественные эффекты, правила подбора освещения и настройки своей камеры.

Нужно отснять не одну тысячу хороших и несколько тысяч посредственных кадров, чтобы перейти на буйство фантазии и неожиданные взаимодействия фона и объектов съемок. Именно негативное пространство и его сочетание с центром кадра, дополненные причудливой игрой света и теней, деталями и нереальными художественными эффектами, являются основой для создания высококачественных профессиональных снимков в стиле абстракционизма.

Иллюзия и негативное пространство

Множество картинок из детства с перевернутыми вазами и лицами, черно-белые изображения, на которых сразу не определишь сюжет и даже объекты – иллюзия в фотографии. Как ни странно, именно негативное пространство и его правильное сочетание с объектом съемок, приправленные изрядной долей ретуши и манипуляций в графическом редакторе дают удивительные картинки. Тут мало профессионализма и опыта, иллюзия и ее выполнение на бумаге требуют от мастера еще и бурной фантазии, огромного кругозора и изрядной доли иронии.

Сначала может показаться, что абстракция бессмысленна и является хаотичным набором элементов и деталей. Но в качественной фотографии этого жанра всегда есть глубокий смысл и главная задача фотографа – правильно подать его зрителю.

Подводим итог: что же такое негативное пространство?

Чтобы обобщить всю информацию, вспомним, что такое снимок. Это двухмерное изображение или проекция предметов и объектов вокруг нас. У снимка есть 3 составляющие: позитивное пространство (объект съемок), негативное пространство (все, что вокруг предмета съемок) и границы кадра, или его рамка. Изменяя соотношения первого и второго можно получать абсолютно разные истории, но и границы играют огромную роль в восприятии снимка. Стена крупным планом и здание целиком – всего лишь расширение и сужение границ снимка.

Таком образом, изменение только одного параметра в композиции снимка может кардинально изменить всю картину. При этом негативное пространство может быть как «фоном» основного изображения, так и смысловой частью всей фотографии. Этот эффект часто используется при создании небольших картинок для логотипов и рекламы.

И главная идея всего материала – правила созданы для того, чтобы их нарушать, если того требует зов искусства или идея для снимка. Но знать эти законы обязан каждый фотограф. Опыт и большой объем работы поставит все на свои места в восприятии мира через объектив и фотографии. И позволит правильно смотреть на окружающие предметы, предполагая удачный кадр практически в любых условиях. Развивайте свое фотографическое видение и добавляйте в каждый снимок немного от себя.

Как построить кадр, или Основы композиции в фотографии

Обсудив в предыдущих публикациях важные технические особенности получения качественных фотографий, сегодня мы перейдем к творческой составляющей — композиционному построению кадра. Под композицией в фотографии принято понимать такое взаимное расположение предметов, объектов в кадре, которое приятно глазу и вызывает у зрителя ощущение гармонии.


Под композицией в фотографии понимается такое взаимное расположение объектов в кадре, которое приятно глазу и вызывает ощущение гармонии

Конечно, вкусы у всех разные, но существуют некие общие закономерности, учитывая которые, можно делать снимки, симпатичные большинству людей. Но и здесь, как в любом правиле, возможны исключения, когда нарушение главных композиционных приемов не мешает, а наоборот — помогает создать необычные, запоминающиеся фотографии.


Начинающие фотографы нередко размещают основной сюжетный центр в середине кадра

Основные фотографические приемы для создания гармоничного снимка основываются на понятии золотого сечения, существующего в искусстве. Применительно к фотографии, в упрощенном виде оно сводится к так называемому «правилу третей»: кадр зрительно делится прямыми линиями по вертикали и по горизонтали на три равных части.

При построении композиции, для лучшего восприятия снимка основной сюжетный центр обычно рекомендуют размещать не в центре кадра, как это нередко делают начинающие фотографы, а со сдвигом, помещая его в одну из четырех точек пересечения этих линий.

Это не догма, но в большинстве случаев правило третей действительно работает. На дисплеях или фокусировочных экранах разных камер часто специально отображаются вертикальные и горизонтальные линии сетки для более удобной компоновки кадра. Существуют и более сложные схемы композиционных построений, к примеру, на основе сетки динамической симметрии, но это уже темы для профессионалов.


Правило третей позволяет правильно выстроить композицию кадра

Безусловно, каждый волен фотографировать, как ему хочется, но поверьте, снимок будет выглядеть куда менее динамичным и привлекательным, если главный объект, например садовая скульптура или цветочная клумба, окажется расположенным прямо по центру кадра. Аналогичная ситуация складывается, когда снимок делится линией горизонта или какой-нибудь другой линией или полосой в кадре ровно пополам. Чаще всего какая-то часть снимка, верхняя или нижняя, бывает более интересной, и именно ей стоит уделять больше внимания при заполнении кадра.

Спешка — враг фотографа. Прежде чем нажать на кнопку спуска затвора камеры, возьмите за правило сделать небольшую паузу. Постарайтесь представить, что вы хотите увидеть на сделанном снимке. Будет ли понятна его основная идея, удачно ли передано настроение, верно ли построен кадр с точки зрения композиции, где находится его сюжетный центр, достаточно ли контрастен снимок. Хотите сделать фотографию более выразительной — используйте прием вводящих линий, которые направляют внимание зрителя от краев снимка к его сюжетно важной части. Эту роль может сыграть садовая дорожка, ведущая к красивой беседке, или травинка, расположенная на переднем плане и указывающая на яркий цветок, размещенный в «точке золотого сечения».


Вводящая линия (в нашем случае — ветка) помогает сфокусировать внимание на распускающейся почке

При построении композиции в кадре хорошо работают правила перспективы, которая, как известно, может быть линейная и тональная. Линейная перспектива помогает передать ощущение объемности снимка с помощью сходящихся на горизонте линий: аллейных посадок, контуров строений, протяженных миксбордеров.


Линейная перспектива помогает передать ощущение объемности

Тональная перспектива подчеркивает глубину кадра в тех случаях, когда его задний план оказывается светлый, имеет холод- новатые оттенки, а передний, напротив, более темный.

Нередко хорошему восприятию фотографии мешает пестрый и яркий задний план, на котором теряется основной объект, например, цветок на фоне переплетения ветвей.


Нередко хорошему восприятию фотографии мешает пестрый и яркий задний план

Умелое управление глубиной резкости объектива, главным образом с помощью варьирования значения диафрагмы, позволяет при необходимости размывать задний план, сохраняя на его фоне объект съемки максимально резким.


Грамотное управление глубиной резкости позволяет размыть задний план снимка и выделить сюжет

И еще — постарайтесь, чтобы на снимке было несколько планов, захватите листву ближайшего кустарника или траву, чтобы с их помощью создать подобие рамки внутри кадра.


Рамку для кадра можно «сочинить» по ходу съемки из «подручного материала»

Учитывая все это при формировании пейзажной композиции, вы получите привлекательные и интересные снимки.

Ссылка на основную публикацию