Как снимать отличные портреты с одним источником света и отражателем | Foto-kadr.ru

Как снимать отличные портреты с одним источником света и отражателем

Урок фотографии. Съемка портрета с одним источником света.

Многие начинающие фотографы говорят о том, что хотели бы попробовать делать портреты. Но у них пока нет серьезного оборудования, нет собственной студии с соответствующим освещением, нет даже внешней накамерной вспышки. И потому они вынуждены отказываться от работы с портретами. Такое решение принимать нельзя, так как хорошие портреты можно делать и без суперсовременного оборудования: существуют другие способы освещения.

К примеру, вы располагаете фотокамерой и накамерной вспышкой. Желательно, чтобы головка вспышки была поворотной. Это позволит использовать Through The Lens (или TTL), а также отраженный ею свет.

Для работы головку вспышки поворачивают таким образом, чтобы свет от нее падал на поверхность, обладающую отражающим эффектом. Попав на поверхность, свет отразится от нее, рассеется по пространству и осветит модель. Это отражение позволит смягчить падающий свет, сделать его более привлекательным. При этом возможность получения некрасивых снимков сводится к минимуму (вспомните, какие снимки получаются в том случае, если вспышка направлена на лицо или лоб модели).

Отраженный свет расширяет возможности фотографа. Дело в том, что отражателем может выступать все, что угодно. Хорошей отражающей способностью обладает обычная стена, потолок, различные материалы (к примеру, белый пенопласт). Но использовать их отражающие способности можно лишь тогда, если они окрашены в белый или светло-серые тона.

На этой фотографии свет от вспышки падает на отражатель, установленный с левой стороны от фотографа и камеры. Отражателем служит стена, окрашенная в нейтральный оттенок. Свет от вспышки падает на отражатель, отражается от него и освещает модель. Частично освещается задняя стена, которая тоже отражает падающий на нее свет. Его немного, но достаточно, чтобы слегка подсветить модель. Света от вспышки хватает также на то, чтобы подсветить волосы модели — на них падает свет, отразившийся от потолка.

С помощью одного источника света можно создать иллюзию работы нескольких осветительных приборов. Для этого модель должна расположиться в углу съемочной площадки. Источник света (вспышку) направляют на одну из боковых стен или под углом — в потолок. Угол должен быть таким, чтобы отразившийся от потолка свет падал прямо на волосы модели. Тот же свет, отразившийся от стен, станет своеобразной подсветкой.

Используя такое освещение, следует особое внимание уделить положению лица: свет и тени должны хорошо сочетаться и создавать на лице красивый рисунок.

На этом снимке луч света направлен в потолок, а отражатель установлен на уровне талии модели. Отражатель заполняет тени, создавая освещение, характерное для снимков, выполненных в стиле гламур. Но это только иллюзия, так как в данном случае один и тот же свет отражается дважды: и от потолка, и от отражателя.

Софтбокс установлен с левой стороны. Он мягко освещает лицо модели. Сама девушка сидит в тени деревьев. Это сделано специально, для того, чтобы основным источником света служила вспышка. Для освещения фона использован дневной свет.

Купить их можно в любом специализированном магазине, попросив версии для накамерной вспышки. При создании портретов используют софтбоксы. Они являются отличным вариантом не только потому, что дают мягкий свет, но и из-за возможности направлять его в нужную сторону или точку. Можно использовать зонты. Они также обеспечивают мягкое освещение площадки, но сложность заключается в контролировании направления света. Отметим также то, что увеличение источника света напрямую связано с мягкостью получаемого освещения: чем крупнее источник, тем, соответственно, мягче освещение. Используя, к примеру, крупный софтбокс, получают столько мягкого света, которого достаточно для полного обволакивания объекта.Новый этап работы — снимки, сделанные с использованием вынесенной внешней вспышки. Тут проблем нет, так как современные производители поставляют на рынок такие зеркальные фотокамеры, которые могут работать со вспышкой по беспроводной связи. При этом специалисты не рекомендуют применять свет только от вспышки, так как такое освещение является довольно жестким. Смягчают его с помощью различных модификаторов.

Планируя применять для съемки софтбоксы, нужно поэкспериментировать и найти такое место, которое позволит создать красивый светотеневой рисунок. Неудачно падающие тени испортят портрет и даже очень красивое лицо покажется непривлекательным. Специалисты считают, что для получения идеального снимка софтбокс должен располагаться в стороне и немного выше модели.

Для создания подобного эффекта (имитация двух источников света) софтбокс устанавливают позади модели, а отражатель — прямо перед ней.

Являясь основным источником света, софтбокс может подсвечивать волосы либо выступать в качестве моделирующего света. Какой бы вариант освещения вы не выбрали, установите его таким образом, чтобы после отражения свет освещал лицо портретируемого. Если съемки ведутся на открытом воздухе, то разные источники света можно комбинировать. К примеру, можно сочетать свет от вспышки с дневным освещением. Он же может осветить фон. Место для съемки должно находиться в тени, а в качестве искусственного освещения используют софтбокс. Дневной свет направляют на фон либо на волосы модели. Если съемки проводятся в помещении, то сильного освещения один софтбокс не даст. Зато можно использовать отражатель, который выступит своеобразным «дублем» источника света.

Во время съемки этого портрета для освещения модели использовались бытовые лампы накаливания мощностью в 75 Вт. Свет падал не прямо на лицо модели, а через ткань, обеспечивавшую его смягчение. Отметим, что при использовании ламп накаливания баланс белого требует тщательной настройки. Дело в том, что лампы различаются не только мощностью, но и цветовой температурой.

Организовывая пространство для создания портрета, обязательно нужно посмотреть, как свет падает на модель. Если что-то не так, передвигают лампу или меняют позу модели таким образом, чтобы падающий свет подчеркивал ее красоту. Если вам не нравится такое освещение, абажур нужно снять и пропустить свет через белую ткань — освещение станет намного мягче.Делают портреты даже в том случае, если вспышки нет вообще. Источником света тогда становится любое освещение. Сегодня это возможно, так как современные зеркальные фотокамеры работают на высоких ISO, существенно расширяющих возможности фотографов. Для освещения портретируемого они позволяют использовать даже обычные лампы.

При создании этого снимка использовался один софтбокс размером в 120 см. Он обеспечил мягкое и в то же врем довольно драматичное освещение.

Сказанное выше должно привести вас к выводу о том, что хорошие снимки получаются не у тех, кто располагает суперсовременным и сверхмощными осветительными приборами, а у тех, кто мыслит, учится видеть свет, экспериментирует и постоянно работает над собой.

Свет в фотостудии. Один источник

Сразу же стоит сказать, что КПД это схемы — самый высокий среди всех других схем. С помощью одного источника можно получить, пожалуй, самые художественно выразительные портреты. Конечно, такие схемы не универсальны и не покрывают весь спектр потребностей фотографа в студии, например, им достаточно трудно управлять при съемке групповых композиций или особенностей некоторых портретируемых людей. Однако при всей своей экономичности и достаточно простой управляемости при съемке одной модели, схема с одним источником освещения остается одной из самых популярных и востребованных. Для начала давайте посмотрим, как можно располагать источник относительно модели.

Вот так будет выглядеть светотеневой рисунок при разных вариантах освещения:

Фронтальное и передне-диагональное освещение ( рисующий свет слева)

Боковое освещение ( рисующий свет слева) и задне-диагональное освещение ( моделирующий свет)

Контровое освещение ( контровой свет)

Источник света ставится немного выше головы модели. Если поставить его слишком высоко, то тени будут ползти вниз, вы получите тени под глазами и длинную тень от носа. Если слишком низко — тени поползут вверх и лицо будет вылядеть широким и жутковатым.
Вот варианты верхнего и нижнего света, как пример распределения теней.

Верхний свет и нижний свет

Теперь давайте на конкретных примерах посмотрим, как работает схема с одним источником освещения. Немалую роль здесь играют насадки и отражатели. Используя рефлектор, стрип или тарелку ( и соты к ним), софтбоксы, отражатели, экраны ( непрозрачные поверхности) , мы может добиться большого разнообразия светотеневого рисунка.

Для этой фотографии был использован один источник света — портретная тарелка с сотами. Располагается источник над моделью сверху с помощью журавля или подвесной системы крепления, чтобы не мешали стойки. Тарелка направлена вниз под углом около 60 градусов. Моноблок с насадкой расположен в полуметре от лица модели. Обратите внимание, что свет на лице модели и световое пятно на фоне — от одного источника, поэтому стоит поиграть и сделать несколько дублей, что бы найти свой светотеневой рисунок.

Конечно, все световые схемы с одним источником освещения, дающие различные нюансы при создании фотопортрета, мы рассмотреть не можем. Да, если честно, это и незачем, — слишком разные варианты имеющегося оборудования у фотостудий, в которых вы будете снимать; их площадь и высота потолков; физиогномических особенностей моделей и другие аспекты. Но один секрет рассматриваемой сегодня схемы мы все же раскроем: один источник освещения идеален для съемке портрета мужчины в возрасте. Именно резкий боковой свет особенно выгодно подчеркивает лепку мужского лица, морщины и его брутальность…

… но это не значит, с его помощью нельзя передать и фактуру женской кожи.

Фотоблог 365

28 марта 2017 г.

Как снимать отличные портреты используя только один источник света

Джон Алдред познакомил читателей DIY Photography с приемами съемки обычных бытовых портретов, о которых рассказал известный фотограф Джо Эдельман.

Задолго до того как я начал снимать портреты, люди меня просили их сфотографировать. Друзья, семья, их друзья и друзья друзей. В то время мне не было интересно фотографировать людей, и у меня не было идеи делать хорошие портреты. Обычно я старался как-нибудь отказаться от этого или предлагал сниматься у фотографов, которые знают как это делать. Но это ценное умение, которым стоит овладеть.

В этом видео фотограф Джо Эдельман показывает как сделать отличные бытовые портреты с помощью минимального набора оборудования. С помощью всего одного модификатора и одной вспышки Джо показывает, как можно создавать фантастические портреты. Мне жаль, что я не увидел этого 15 лет назад.


Оригинальный ролик на английском языке.

Как и Джо, я стараюсь получать более естественные портреты на любой съемке. Моделям обычно вполне удобно, но и с друзьями, и при съемке за деньги, людям не очень привычно, что камера направлена на них. Конечно, они не привыкли к тому, что надо «позировать».

Бытовые портреты, подобные этим, помогают вам работать над общим настроением и выражением вашей модели. Независимо от того, проходит ли съемка в студии или где-то на выезде, это помогает портретируемому расслабиться и быть более спокойным рядом с камерой.

Предварительная подготовка

Основа начинается с обычное одежды. Вы, вероятно, не будете выглядеть обычно, если наденете смокинг или бальное платье. Вы могли бы просто надеть джинсы и что-то белое к ним, или сделать это в более «коммерческом» стиле. Вы даже можете добавить гламура в естественном стиле.

Но какой бы вариант вы ни выбрали, важно заранее спланировать какую одежду вы наденете. Для таких снимков не подходят яркие цветные рубашки и платья. Возможно это бы помогло чувствовать моделям себя более непринужденно, но обычно это не слишком подходит для хорошей фотографии.

Пусть ваша модель предварительно сделает несколько свои снимков в помощью зеркала и покажет одежду, которую планирует надеть на съемку. Таким образом, для вас не будет сюрпризов, и вы оба точно будете знать, что окажется на фото. Убедитесь, что напомнили о том, что одежда должна быть чистой, отглаженной и на вешалке, чтобы не пришлось беспокоиться о мятой ткани.

Постановка

Снимая в студии Джо использует нейтрально-серые стены. Вместо того, чтобы просто поставить модель перед фоном, Джо выбирает вариант сбоку от стены. А затем снимает вдоль нее, и стена «уходит» от камеры, а не находится параллельно плоскости кадра. Такой подход помогает сделать снимок более похожим на тот, который был бы сделан в обычной комнате, а не в студии.

Для такого типа снимков Джо использует большой октобокс, но вы можете взять любой источник, который вам нравится. Более крупные и мягкие источники, как правило, позволяют получить более приятные и естественные снимки. Но если вам захочется, то нет ничего плохого в том, чтобы использовать голую лампу. Как говорит Джо, жесткий свет делает изображение более драматичным.

Мягкий свет создает очень приятное изображение, и здесь можно легко получить разные варианты меняя расположение источника.

Советы для съемки

Поскольку всё посвящено модели, желательно убрать как можно больше отвлекающих элементов. Вот почему так важно заранее подобрать одежду. Но также довольно часто случается, что нужно убрать и украшения. Яркие сверкающие ожерелья, серьги и другие украшения будут сильно отвлекать.

Макияж позволяет подчеркнуть черты лица и показать его с выгодной стороны. Еще это означает, что будет меньше обработки после съемки. Стоимость работы визажиста может оказаться меньше, чем потери от потраченного времени на обработку фотографии в Photoshop.

Позирование

Как говорит Джо: «ключом к созданию этих снимков является работа над позой или ее отсутствие». Вам не нужно, чтобы поза выглядела постановочной. Она должна казаться удобной и расслабленной. Но если вы не хотите, чтобы это выглядело как постановка, вы все же не можете просто попросить модель прислониться к стене. То есть, конечно, можете, но, скорее всего, не получите того, чего ожидаете. Поэтому вам нужно обратить внимание на это внимание, и найти компромисс между комфортом и эстетикой.

Проблема просто в человеческой природе. Джо считает, что одна из самых распространенных проблем заключается в том, что когда модель опирается на стену, одно ее плечо может оказаться намного выше другого. Выглядит это не слишком хорошо. Руки — еще один важный элемент в кадре, на который нужно обратить внимание. Но не стоит постоянно беспокоится о руках, иначе вы просто превратите свою модель в параноика, и она начнет прилагать усилия, чтобы выглядеть расслабленно, что даст противоположный эффект. Пусть модель сама положит руки как ее удобно.

Дополнительные элементы

Вам не нужны большое студийные моноблоки, можно обойтись обычными вспышками. Конечно, у вас могут быть ограничения по размерам модификатора, который вы можете использовать. Независимо от типа используемого света, если у вас есть несколько источников, вы можете добавить один для фонового света. Использование цветного геля для подсветки фона добавит некоторый цветовой контраст в снимок, который еще сильнее выделит основной объект.

А третий свет может использоваться для подсветки сзади, чтобы создать контур, который еще больше отделит объект от фона. На самом деле, вы ограничены только своим воображением.

И модели вовсе не обязательно стоять. Ее можно посадить рядом с фотоном, чтобы это выглядело примерно так:

Съемка с помощью одного источника света

Способов и видов освещения в студии крайне много. Начиная от освещения одним источником, заканчивая использованием нескольких источников вместе с рассеивающими зонтиками и экранами. Хотелось бы начать с основ, именно поэтому в этой статье мы будем говорить об освещении одним источником света.

Хотя этот способ освещения в студийной съемке мало используется фотографами, мы постарались подобрать иллюстрации, как можно более полно отражающие данные световые схемы, даже если при их создании фотографами использовался более чем один источник света.

Теоретически лучшим источником света является естественное освещение, так как само солнце — одиночный источник. Но освещение от одного источника в студии никогда не получаются таким, как при прямом солнечном свете, поскольку в студии лампы расположены всегда очень близко к объекту.

Главный секрет работы с одиночным источником заключается в выделении границы между светом и тенью, которая подчеркивала бы контуры. Ведь если изменить угол падения света всего на несколько градусов, можно изменить ширину лица.

В каждом конкретном случае фотограф может выбирать между жестким и мягким освещением, используя зонтики и рассеиватели. Основное отличие жесткого света от мягкого заключается в градиенте перехода между световыми и теневыми участками. На фотографии с жестким светом тень получилась ярко выраженная, с резкими границами, тогда как на фотографии с мягким светом тень более размытая и переход от светлого участка к темному намного мягче, почти не заметен. Считается, что студийные портреты гораздо лучше получаются при мягком освещении.

При освещении объекта съемки одним источником полезно помнить о законе обратных квадратов: любое изменение расстояния от источника света до объекта съемки приводит к изменению освещенности обратно пропорционально квадрату этого расстояния. Уменьшите расстояние в два раза — освещенность увеличится в четыре раза, увеличите расстояние втрое — освещенность упадет в девять раз. Это справедливо для освещения только точечным источником. При использовании рассеивателя указанная закономерность нарушается, и степень отклонения от нее будет определяться размерами экрана по сравнению с расстоянием от экрана до объекта съемки.

Прямое фронтальное освещение

Когда источник света расположен непосредственно над фотоаппаратом, точно над оптической осью объектива, то возникают довольно резкие тени под подбородком и на заднем плане под волосами. Глаза, однако, освещены хорошо. Заметьте, прямое освещение придает особый блеск волосам. Но есть и большое «но», в этом случае свет не моделирует форму лица, и оно получается довольно широким, с мелкими чертами.

Освещение под углом в 45 градусов

Первостепенная задача такого света осветить самые главные элементы, подчеркнуть объем и формы снимаемого объекта или модели. Самостоятельно подобный свет употребляется редко, так как он дает контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей из-за большого интервала яркостей.

Освещение под углом 90 градусов

Чисто боковое освещение резко делит лицо на освещенную и затененную половины. В результате лицо кажется значительно более узким, но теневая сторона выглядит шире, чем освещенная. Этого можно избежать, если задний план сделать очень темным.
Имейте в виду, при таком освещении глаза освещены слабо, а нос удлиняется. Волосы отбрасывают тень на лоб. Начинает все более выделиться структура кожи по направлению к границе раздела света и тени на освещенной стороне.

При подсветке сверху источник находится прямо над головой и чуть впереди модели. Нос отбрасывает четкую тень вертикально вниз на губу, глаза оттеняются бровями и лбом, на который в свою очередь падает тень от волос. Четко выявляются скулы. Такая схема может дать хорошие результаты с некоторыми типами лица.

Прямое освещение снизу

При подсветке снизу от источника, расположенного перед моделью на уровне пола, картина производит драматическое и призрачное впечатление. Этот тип освещения никогда не является естественным, если только снимающийся не лежит. Театральное освещение с нижних точек обеспечивает такой же эффект.

При подсветке сзади, а именно при расположении источника света точно позади модели и скрытого за ее головой, создается силуэтное изображение. Поток света образует светящийся нимб или ореол на волосах и плечах. Форма позволяет безошибочно узнать портрет, но на лице не будет проработано ни одной детали.

Контровой свет называют еще контурным и акцентирующим. Он выявляет форму всего объекта фотосъемки или какой-либо его части, а также «отрывает» объект от фона. Чтобы получить линию светового контура, источник контрового освещения располагается сзади объекта на близком расстоянии от него. Регулировать толщину линии светового контура на фотографии можно, увеличивая или уменьшая интенсивность контрового освещения.

Освещение под углом 45 градусов с использованием рассеивающего зонтика

Смягченное освещение под углом 45 градусов обычно считается наилучшим для обычной съемки портретов. Чтобы создать такой свет, используют софт-боксы и светоотражающие панели, лайт-панели, лайт-диски.

Боковое освещение профиля

Перпендикулярное по отношению к фотоаппарату освещение используется для съемки в полный профиль; при этом освещение может быть прямым или рассеянным. Это определяет резкость лепки контура лица. Глаза получаются полностью освещенными. Чтобы избежать легкой тени со стороны носа, источник света должен быть расположен немного ближе к модели, чем камера. Можно добавить заполняющий свет или освещение волос, чтобы ослабить тень позади головы.

Какие можно использовать способы смягчения света?

Рассеивание. Просвечивающий предмет, а именно зонт, софтбокс, октабокс или рассеиватель необходимо поместить между объектом съемки и источником света.

Отражение. Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок. Необходимо учитывать, что при смягчении света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется, и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком незаметней.
Конечно же, освещение несколькими источниками производит куда более интересное впечатление, но об этом мы поговорим в одной из следующих тем. Поэтому, если вы хотите следить за нашими публикациями, то не забывайте подписаться на наш ЖЖ.

При подготовке статьи использовались материалы книги Девида Килпатрика «Свет и освещение». Благодарим за предоставленные иллюстрации Юрия Тимофеева, Павла Рыженкова, Романа Глосса, Анну Куприянову, Анну Матвееву, Геннадия Иванова-Куна, Anna Shakina, Дмитрия Кузнецова, Артёма Янковского.

Фото-Любитель

Пусть снимки будут всё лучше!

Руководство по портретной фотографии. Шаг 4: Как снимать отличные портреты при естественном освещении

> Главная :: Фотосъемка :: Портрет :: Руководство по портретной фотографии. Шаг 4: Как снимать отличные портреты при естественном освещении

Снимайте портреты при «ласковом» свете ранним утром или поздним вечером. Снимайте портреты в облачные, пасмурные дни, поскольку, благодаря уменьшенному диапазону яркостей, на фотографиях будет больше деталей. Раннее утро, поздний вечер, пасмурный день дают вам также преимущество съемки в более направленном свете. Всем хорош этот совет, но он — для любителей; профессиональный фотограф не всегда может выбирать, в какое время ему снимать. Событийный фотограф (Я собираюсь написать отдельную статью о событийной фотосъемке), к примеру, снимает события, когда они происходят, и неважно, утром, вечером или в полдень. Профессионалы учатся работать со светом так, чтобы отличные снимки выходили, независимо от времени дня, когда нажата кнопка спуска. Ключевое слово здесь — «день»; о ночной съемке я расскажу в другой статье.

Бывают случаи, когда я использую большие белые пластины в качестве отражателей, создающих заполняющий свет. Бывают случаи, когда я пользуюсь «гобо», чтобы блокировать блики света. Гобо управляют светом, блокируя, окрашивая или рассеивая некоторую часть пучка, прежде чем он достигнет объектива. Они бывают различной формы. Некоторые разработаны для работы с источниками света [чаще, для создания различных театральных эффектов. — прим. перев.], другие — просто огромные пластиковые диски, чтобы заслонять естественный свет. Последние обычно устанавливаются на стойки, аналогичные осветительным. Я пользуюсь отражателями и гобо от случая к случаю; как правило, есть только я, моя камера и объект съемки. Во многих случая приходится быстро двигаться, чтобы получить нужные кадры, и времени для установки отражателей/гобо попросту нет.

Мой метод съемки портретов на открытом воздухе — не единственно правильный; он просто лучше всего работает для тех фотографий, которыми я занимаюсь. Многие пользуются вспышками, создающими заполняющий свет или световые акценты, и это замечательно, если вы снимаете преимущественно постановочные портреты (о них мы поговорим в будущих статьях), но мои фотографии преимущественно документальные, а не постановочные. Такие портреты показывают истинный характер, индивидуальность, жизнерадостность вашего персонажа. Документальные портреты воистину живые.

[В оригинале использован термин «candid portraits, не имеющий устоявшегося перевода на русский язык. Дословно — «честный, откровенный, такой как есть». Съемка естественного поведения человека, когда он не обращает внимания на фотографа.]

Ваша «студия» на открытом воздухе должна соответствовать объекту. Некоторые люди предпочитают снимать все свои портреты в парке. Некоторые — на пляже. Но чтобы сделать действительно отличный портрет, «студия» должна отвечать характеру персонажа. Возьмите исключительно женственную даму, отправьте ее с рюкзаком на суровый горный маршрут — и потерпите фиаско, поскольку всё будет выражать её дискомфорт. Куда лучше будет снять ее за столиком уличного кафе, потягивающей гляссе. Разумеется, размещение объекта в значительной мере связано также с освещением. Как я уже говорил, при съемке вне студии мне нравится использовать естественное освещение всегда, когда только возможно.

В пасмурный день наилучший, яркий свет будет непосредственно сверху, потому предпочтительно расположить вашего персонажа на открытом месте. В такой день требуется некоторый заполняющий свет, и я стараюсь найти какой-нибудь естественный предмет, способный его создать, а не таскать повсюду с собой отражающие панели. Светлая стена отлично выполняет роль рефлектора.

Я люблю снимать в ясные солнечные дни. Можно делать отличные портреты на ярком свету. Солнце добавляет блики в глазах, делающие их, при правильном использовании, живыми. Съемка на ярком солнце имеет и преимущества, и недостатки, но мне доставляют удовольствие создаваемые им проблемы. Они вполне преодолимы. Первая проблема связана с самой камерой. Динамический диапазон матрицы цифровой камеры меньше, чем у негативной пленки, так что вам придется закрыть глаза на неполное воспроизведение диапазона яркостей. Некоторые камеры в этом отношении лучше, некоторые хуже; есть профессиональные камеры, динамический диапазон которых приближается к диапазону пленки. но всё же не достигает его. Итак, всё возвращается к знанию своего оборудования; вы должны понимать, что ваша камера может, а чего не может.

Теперь пришло время переключиться из автоматического в ручной режим. Чтобы получить правильную экспозицию, необходимо учесть фон. Измерьте вручную яркость объекта и яркость фона. Используйте режим точечного замера. Если различие между какой-либо частью фона и моделью превышает 3 стопа, нужно изменить ее положение. Будьте осторожны также с «выжженными» пятнами из-за концентрации света на тех или иных частях вашего объекта.

Поищите «световую стену». Вы можете убрать свою модель от прямых лучей солнца, но если она находится под открытым небом, достаточно будет света, отраженного от стены. Найдите какие-нибудь природные отражатели, чтобы создать заполняющее освещение. Кирпичная стена сделает оттенки фотографии более теплыми. Свет, отраженный от белого тротуара может добавить гламура и «кошачьего блеска» в глазах модели. Отлично работают и желтые стены. Освещение от большой плоскости, подобное свету, отраженному автостоянкой, также может создавать интересные портреты.

Хорошо. Вот вам боевое задание, вы должны его выполнить: хватайте вашу камеру и отправляйтесь в погожий день на улицу; снимайте при естественном освещении портреты вашей подруги, жены, сестры, брата, лучшего друга или еще кого-то, кого хотите. Мы все здесь учимся и получаем от этого удовольствие, так что давайте позабавимся с нашими камерами.

Женский портрет в студии: как работать со светом

Начинающие фотографы, как правило, боятся студий как огня. Одним кажется, что сложно работать со студийным оборудованием; другие утверждают, что снимать в студии скучно. Это — два самых распространённых заблуждения.

Сейчас практически в каждом городе можно арендовать студию для фотосъёмок. Большинство из них интерьерные, что позволяет решать многие задачи. Но начинать учиться рисунку светом я рекомендую в той студии, где нет иных декораций, кроме чёрного и белого фона. Таким образом, вы будете сосредоточены исключительно на модели и сможете увидеть, как расположение ламп вокруг нее создаёт тот или иной светотеневой рисунок.

Техника и настройки

Я снимаю на камеру Nikon D800, чередуя два объектива: зум Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor и фикс Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Зум объектив подойдёт тому, кто впервые снимает в студии: с ним возможно быстро менять планы. Фикс объектив устроит любого фотографа: он недорогой, но при этом даёт очень резкую картинку, особенно на прикрытой диафрагме. А открытой диафрагмой в студии пользуются очень редко.

Для съёмки в студии не обязательно иметь дорогое фотооборудование. Подойдёт камера любого уровня, от любительской до профессиональной. К примеру, Nikon D7200 и Nikon D5500 отлично справятся со студийной съёмкой. Главное условие для работы со светом — наличие разъёма для установки синхронизатора, или, как его ещё называют, «горячего башмака». Также необходима возможность управления ISO, выдержкой и диафрагмой вручную. Пусть вас это не пугает, потому что по факту выдержка не влияет на количество света, попадающего в объектив фотоаппарата. Для студийной съёмки она должна быть 1/125–1/200, при этом равной выдержке синхронизации, обычно лежащей в пределах 1/160–1/200, в зависимости от модели камеры. Если же выдержка окажется короче значений синхронизации, то на снимках появятся чёрные полосы от шторок затвора. Значение ISO в студии всегда ставят на минимум: ISO 100 или ISO 200, что определяется возможностями вашего фотоаппарата. То есть, единственным вашим корректором при съёмке будет диафрагма.

В самом начале съёмки сделайте несколько пробных кадров и отрегулируйте все необходимые показатели. При выборе оптики помните, что неудобно работать с длиннофокусным объективом (выше 85 мм), так как в студии может просто не хватить места, чтобы снимать модель в полный рост.

Световые схемы

Сегодня я покажу вам несколько несложных схем света, которыми вы сможете пользоваться для гарантированного получения результата.

Принято считать, что женский портрет требует более мягкого света, чем мужской. Резкие тени украшают лица мужчин и делают грубее женские.

При работе с источниками света используйте синхронизатор. Прикрепите его на разъём внешней вспышки на камере, чтобы управлять источниками света с помощью приёмника синхронизатора, который подключён к одной из ламп. Следите, чтобы эта лампа была у вас включена при съёмке, тогда синхронизация будет срабатывать. Делая снимки для этой статьи, я использовала насадки для осветителей: октобокс, софтбоксы, рефлектор и стрипбокс. Также был использован светоотражатель.

Насадки и их применение

Софтбоксы бывают двух видов: прямоугольные, квадратные и восьмиугольные (октобоксы). Они нужны для создания мягкого света. Для фотографии во весь рост используют большой прямоугольный софт; для портретов, как правило,— небольшой квадратный.

Октобокс имеет форму восьмиугольника. Чаще всего его используют на журавле, так как насадка сама по себе достаточно массивная и позволяет осветить большую площадь. Один октобокс запросто подойдёт для съёмки группового портрета. Его свет мягкий, напоминает дневной свет из окна.

Стрипбокс — это узкий прямоугольник. Используются в основном для контрового света, чтобы создать красивые объёмные блики на модели.

Рефлектор даёт жёсткий свет. Подходит для контрового света, для освещения фона, для создания портретов с резкими тенями. Зачастую используется не один, а со «шторками», или сотами, для регулировки света. Во время творческих экспериментов можно использовать для него цветные фильтры.

Светоотражатель — аксессуар фотографа, который помогает отзеркалить падающий яркий свет и, таким образом, подсветить теневую сторону модели или объекта. Благодаря этому снижается контраст между ярко освещённой стороной и теневой. Формы светоотражателя могут быть различными, цвета поверхности — нескольких оттенков: белого, серебра, золота. Каждый оттенок используется для получения определённого света. Золото делает отражённый свет более теплым, серебро — холодным, а белый — нейтральным. Очень полезный и недорогой аксессуар, который пригодится фотографу не только в студии, но и на пленэре: например, поможет смягчить тени в солнечную погоду.

Схема 1: Светлый фон

Начнём с самого простого: с использования одного источника света при съёмке на светлом фоне. Расположите его от модели примерно на 45 градусов и попросите модель повернуться к источнику лицом.

Таким образом, у нас получается вот такая картинка:

Источник с насадкой софтбокс даёт мягкие свет и тени. Насадка располагалась слева, тени образовались справа.

Схема 2: Светлый фон

Теперь можно добавить такой же источник справа, чуть сзади модели. Практически софтбоксы должны стоять по диагонали друг к другу.

Получается вот такая картинка:

Обратите внимание: справа появились блики на лице, плече и руке, что придало фотографии больше объёма.

Контровой свет нужен для того, чтобы отделить модель от фона и создать вокруг неё светлый ореол, а также получить освещённый контур фигуры благодаря бликам. Источник контрового света всегда расположен позади модели и направлен на неё. По мощности он всегда слабее того источника, что находится перед моделью.

Схема 3: Тёмный фон

Теперь можно посмотреть, как один источник будет рисовать в условиях тёмного фона.

Располагаем источник чуть сбоку и чуть выше модели.

Как видите, наша модель слилась с чёрным фоном. Чтобы отделить её, нам понадобится ещё один источник с насадкой «рефлектор». Направьте его только на фон. Мощность этого источника должна быть слабее мощности того, что направлен на модель.

Теперь ясно видно, что модель не в чёрной дыре; за ней есть пространство.

Схема 4: Тёмный фон

Ещё одна несложная схема выглядит так: с одной стороны от модели вы ставите софтбокс, а по диагонали, чуть за моделью — стрипбокс с сотами. Соты — это насадки в виде крупной решётки для получения строго направленного светового потока. Благодаря сотам свет не расходится в стороны, но остаётся таким же мягким как всегда, когда льётся из софтбокса.

В этой схеме есть один недостаток: сильные тени упадут в область шеи. Чтобы этого избежать, я добавляю светоотражатель снизу.

Примеры ниже: до добавления светоотражателя и после.

Добавим света на фон, чтобы отделить его от модели.

Схема 5: Белый фон

При съёмке на белом фоне можно использовать следующую схему. Расположите два источника (в данном случае — софтбоксы) позади модели, направив их на фон и один — перед моделью, осветив её саму. Источник должен быть чуть выше, чем камера (я использовала журавль с октобоксом).

Схема 6: Экспериментальная

Сейчас я приведу пример экспериментальной съёмки. Ведь студия просто создана, чтобы экспериментировать! Мой опыт — это попытка поиграть с тенями. Возьмите один источник с рефлектором и передвигайте его, меняя положение под разными углами относительно модели. Делайте кадры и наблюдайте, какие тени у вас получаются. Такая простейшая схема поможет создать интересный снимок!

Схема 7: Бьюти

Для тех, кто любит журнальные бьюти портреты, подойдёт такая несложная, но дающая красивый результат схема. Установите октобокс на журавле чуть выше модели и перед ней. Стрипбокс открепите от стойки и положите на пол, направив на модель снизу (я подложила рефлектор). На выходе получается нежная картинка!

Не бойтесь пробовать! Студия помогает по-новому взглянуть на фотографию и открыть в ней неизведанные горизонты!

Домашний портрет с одним источником света. Часть 1

Многие из тех, кто читал мои статьи, могут вспомнить, что я, когда начинал свой фотобизнес, делал фактически домашние портреты для национальной фотографической компании. Работа на одну из подобных фирм была и остается хорошим способом набраться опыта в съемке портретов. Возвращаясь в те дни, всё что требовалось, это зеркальная камера, несколько объективов, штатив и умение делать хорошие портреты. Иметь портативный комплект света, несколько скримов, переносный фон было полезно, но компания была готова продать вам эти дополнения за разумную цену, если их не было. Это было хорошим способом начать, поскольку компания занималась продажами, готовила съемку, а вам нужно было только вовремя появиться, установить оборудование и сделать снимки. Потом пленка передавалась фирме для обработки. Мир стал цифровым, но эти компании будут оставаться хорошим тренингом для талантливых любителей, начинающих портретный бизнес.

Джордж Истман однажды сказал: «Свет делает фотографию. Восхищайтесь светом. Любуйтесь им. Любите его. Но прежде всего, знайте свет. Знайте все, что способны с ним сделать, и вы будете знать ключ к фотографии.» Это одна из важнейших вещей, которые я изучил, занимаясь домашними портретами. Я освоил использование студийных осветителей. Я научился управлять и манипулировать ими.

Первое, что я делал, прибыв в дом клиента, это выяснял, как же он хочет выглядеть на законченном портрете. Будет ли портрет рисовать человека в мягком романтическом свете? Или он хочет предстать твердым и серьезным? Некоторые пожилые люди хотят, чтобы их сфотографировали как строгих патриархов семьи. Ответ на такие вопросы определяет, как установить свет, какие модификаторы будут использованы и каким образом. Прежде чем идти дальше, я советую вам перечитать первые шесть частей этой серии статей. Хорошая мысль периодически повторять то, что уже изучили, поскольку в этом руководстве каждая часть строится на других.

Теперь, когда мы знаем желаемый результат съемки, нужно решить, как расположить источники света, чтобы получить этот эффект. Цель этого урока — научить делать отличные портреты, используя только один источник, но то, что вы изучите, применимо и для схем с несколькими источниками.

Положение источника света

Угол основного света относительно объекта съемки определяет характер светового эффекта. Размер источника относительно объекта определяет мягкость или жесткость. Чем ближе мы придвинем источник к объекту, тем больше станет его относительный размер, и мягче освещение. Чем дальше отодвинем, тем меньше будет относительный размер и жестче свет. Мы можем также использовать модификаторы для дальнейшего изменения эффекта.

Заполнение теней и создание заполняющего света

Имея один источник, мы можем направить на объект свет только с одного направления. Правильно?— Нет! Это общая ошибка мышления большинства начинающих фотографов-портретистов. В дни, когда только начинал снимать домашние портреты, я учился использовать светлые стены, чтобы создавать отраженный заполняющий свет. Я узнавал, как управлять яркостью заполняющего света, перемещая модель ближе или дальше от стены. У меня было тогда мало денег, и мне пришлось научиться делать отражатели из обычных бытовых предметов, вроде картонок и алюминиевой фольги, чтобы сэкономить немного долларов. Я расскажу об этом в отдельной статье, но всё же рекомендую, если позволяет ваш бюджет, купить несколько готовых отражателей. Вы будете выглядеть более профессионально.

Освещение фона

Фон может быть освещен за счет размещения скрима между осветителем и моделью. Как вы помните, скрим — полупрозрачная панель, рассеивающая свет, прежде чем он достигнет объекта съемки. Дополнительный эффект его применения — ослабление света, падающего на модель, следовательно она будет темнее. Скомпенсировав это увеличением экспозиции, мы получим осветленный фон.

Настройки камеры и баланс белого

Я упоминал в статье о балансе белого и цветовой температуре, что нужно отключать автоматический выбор баланса белого. Камера в режиме AWB (Automatic White Balance = автоматический ББ) делает много забавных вещей под светом студийных вспышек. В результате вы можете получить причудливую расцветку снимков. И вот почему. В студийные импульсные осветители встроены «моделирующие лампы», используемые фотографом при расстановке света, чтобы избежать ненужных теней, бликов и т.д. В качестве моделирующих используются лампы накаливания, имеющие гораздо более низкую цветовую температуру, чем импульсные, воспроизводящие спектр дневного света. С включенным AWB камера выставит баланс по теплому моделирующему свету, в результате снимок будет иметь сильный сине-голубой оттенок. Подобное происходило в былые времена, если мы пытались снимать без корректирующего фильтра при дневном свете камерой, в которую заряжена пленка для съемки в помещении. Итак, нам нужно вместо AWB вручную включить баланс белого для вспышки («Flash»).

Источник: Джерри Уолч (Jerry Walch), Руководство по портретной фотографии

Ссылка на основную публикацию