Как сделать портрет в «Рембрандтовском» стиле с помощью Lightroom
Игорь Сахаров: снимаем в стиле Рембрандта. Мастер-класс
Сегодня мы будем снимать классический портрет с имитацией стиля старых мастеров-живописцев. Причем мы не будем использовать дорогое оборудование, которое есть у нас в студии в избытке.
Воспользуемся обыкновенной 200-ваттной лампочкой, которую мы размещаем в нашем случае за молочным пластиком, но можно использовать, например, кальку. А пятно света на лице формируем, просто поднимая-опуская и/или пододвигая-отодвигая лампу от пластика.
В нашей съемке световое пятно располагается выше и сбоку уровня лица модели, т.е. получаем классическое освещение как рембрандтовском портрете. Правая сторона лица модели высвечена полностью, а противоположная – частично: подсвечен классический треугольник под глазом, а тень от носа падает на носогубную складку.
В качестве фона мы используем черный фон, у нас он бархатный и, значит, полностью поглощает свет. Другим черным экраном мы прикрыли объектив камеры от потока света лампы, чтобы не наловить бликов.
В настройках камеры выставляем заведомо большое значение ISO – аж 51200 – чтобы проявились шумы, но в нашем случае это шумы художественные, имитирующие структуру старой живописи. Ставим диафрагму F11. Выдержка при нашем значении ISO получается 1/200 с. Баланс белого сознательно сбиваем до теплого.
Правая сторона лица модели у нас высвечена, а левая – в провале. Берем простой отражатель из фольги (от рыбной нарезки) и крепим его на стойке слева от лица, чтобы сформировать объем, слегка подсвечивая голову сверху и сбоку.
Снимать можно как серьезной камерой, так и, например, смартфоном.
Цель, которую мы хотели донести этой съемкой – не бойтесь экспериментировать в студии. Для хорошего и неординарного результата необязательно профессиональное и серьезное оборудование. Разумеется, с ним намного удобнее и комфортнее работать, но можно начать и малого, взять мощную лампочку, тонкий пластик/кальку/ткань, черную ткань и вы вполне готовы к съемке классического и даже изысканного портрета.
Как сделать портрет в «Рембрандтовском» стиле с помощью Lightroom
Голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн известен своими темными и унылыми портретами, характеризуемыми одним источником света, который проходит через объект, расположенный перед темным фоном. Это интересный, запоминающийся стиль, который достаточно легко воспроизвести в современной фотографии.
Есть два шага для создания портрета в стиле Рембрандта. Первый шаг подразумевает правильное освещение и композицию. Второй – использование Lightroom с целью подчеркнуть ощущение унылости, созданное освещением.
Освещения в стиле Рембрандта легко достичь с помощью естественного света. Важно, чтобы свет был направленным. Взгляните на эти портреты, чтобы понять, как это работает.
Портрет №1
Этот портрет был сделан с моделью, стоящей под аркой, которая является частью здания. Мы сделали фотографию в пасмурный день, поэтому свет был достаточно мягкий и ровный, идеальный для портрета.
Свет исходил слева от модели, через арку, отбрасывая тень на его лице. Правая часть его лица темная, так как с той стороны нет света. Фон также темный, так как на него падает меньше света.
Фотография выглядит так, будто сделана в студии, но свет сформирован аркой, а не софтбоксом.
Портрет №2
Я сделал этот портрет в лесу. Свет проходил сквозь деревья сверху. День был пасмурным, но узкие промежутки между деревьями сделали свет направленным. Я попросил свою модель повернуть лицо вверх к свету, чтобы не создавать тени под глазами.
Я выбрал эти портреты, потому что они интересны с точки зрения постобработки. Один из них легко обработать, а для другого предстоит больше работы. Сможете угадать, какой из них какой?
Обработка портрета №1
Первый портрет был самый простой в обработке. Вот этот файл в формате Raw прямо из камеры.
Практически вся работа над этим портретом была сделана в модуле Коррекции в Lightroom. Вот основные настройки:
- Экспозиция +0.20. Небольшое движение слайдера, чтобы осветлить фотографию.
- Тени -27. Это усиливает темные оттенки фотографии без воздействия на светлые.
- Четкость + 41. Это общая настройка для улучшения текстуры и деталей, а также добавления грубоватости мужскому портрету (для женского портрета нужны более деликатные настройки).
Вы заметите, что я не использовал слайдер Контрастность, чтобы затемнить фон. Причина в том, что Контрастность влияет как на темные тона, так и на светлые. Поэтому лучше использовать Света и Тени, чтобы по отдельности контролировать эти участки.
Контроль над темными участками с помощью слайдера Тени дает вам возможность выбора, когда речь идет о тональных значениях изображения. Вы также можете перемещать слайдер Черные влево, хотя таким образом можно заблокировать некоторые затемненные участки.
Помните, что вашей целью является создать портрет в стиле Рембрандта, поэтому от вас зависит, насколько темными будут тени. Вот сравнение, где вы можете увидеть, что произошло с портретом, когда я задал Тени -100 и Черные -22.
Локальные настройки
Передвигая Тени и Света влево, вы также можете затемнить участки, которые хотели бы оставить как они есть. В этом портрете волосы модели стали слишком темными, поэтому я использовал Кисть коррекции, чтобы осветлить их. На этом скриншоте показана красная маска, созданная Кистью коррекции. Я установил Тени +71, чтобы сделать волосы светлее.
Обработка портрета №2
Следующему портрету понадобилось больше работы в Lightroom. Вы увидите почему, когда взглянете на исходное изображение, приведенное ниже.
Хотя свет исходил сверху, он не был таким направленным, как в обработанном варианте. Такое изображение требует немного больше работы в Lightroom, чтобы достичь темного фона, который свойственен стилю Рембрандта.
Я произвел легкие настройки со следующими значениями:
- Экспозиция до -1.10
- Тени до -70
- Света +65
- Четкость до +23
Перемещение слайдеров Тени и Экспозиция влево сделает изображение в целом темнее, а фон выглядит уже ближе к тому, чего я хочу. Перемещаем Света до +65, чтобы сделать светлые участки (другими словами, кожу модели) светлее. Еще раз повторюсь, это увеличило контрастность, но более контролируемым способом, чем использование слайдера Контрастность.
А вот и результат.
Локальные настройки
Как только вы сделаете все возможное с помощью общих настроек, следует переходить к локальным настройкам. Lightroom имеет три инструмента локальных настроек – Градиентный фильтр, Радиальный фильтр и Кисть коррекции. Какой из этих инструментов (или комбинацию) выбрать, зависит от вас и ваших задач.
Для этого портрета я применил пять Градиентных фильтров и переместил слайдер Экспозиции влево (для затемнения) для каждого из них. На скриншоте показано, где я применил Градиентный фильтр в этом изображении.
Лучше всего производить локальные корректировки на глаз. Не бойтесь экспериментировать с настройками и параметрами, пока не получите ту фотографию, которую хотели.
Это сравнение показывает разницу в том, как Градиентные фильтры повлияли на изображение.
Заключение
Ключ к воссозданию стиля Рембрандта в Lightroom лежит в анализе типа освещения, который использован при создании портрета, и размышлений о том, как можно повторить его с помощью инструментов Lightroom. Имейте ввиду, что свет так же важен, как и техники Lightroom. Получите правильное освещение, и остальное последует легко.
Рембрандтовский свет в фотосъемке
Автопортрет Рембрандта, иллюстрирующий стиль освещения, названный в честь него самого.
По мере того как вы узнавали все больше о работе со студийным светом и его расстановке, вам наверняка приходилось слышать о рембрандтовском свете или, как его еще называют, треугольнике Рембрандта.
Это одна из самых широко используемых схем освещения наравне с коротким, длинным и раздельным светом, светом «бабочка», «петля» и «ракушка». Если вы только начинаете работать с портретной студийной съемкой (или даже просто используете контролируемый естественный свет, например, большие окна), уже поискав эти термины в сети, вы начнете лучше понимать схемы освещения и способы их создания.
Что такое рембрандтовский свет?
Рембрандт Харменс ван Рейн – один из величайших художников всех времен. Его работы изображают множество различных субъектов и стилей начиная от портретов и автопортретов, заканчивая пейзажами, миниатюрами, аллегоричными, библейскими, мифологическими и историчными сценами, а также исследованиями животных. В дополнение к профильным работам, Рембрандт также известен в кругах фотографов благодаря очень характерному стилю освещения.
Рембрандтовский квадрат стал популярным задолго до появления фотокамер. Рембрандт не изобрел этот стиль освещения, так как его уже использовали другие. Однако, художник эффективно и успешно смог применить схему при рисовании портретов, за что она и была названа в честь него. Некоторые источники утверждают, что Рембрандт рисовал большинство портретов в одной комнате со специфически расположенным окном и сажал своих моделей в одинаковом месте, создавая постоянный и выраженный стиль освещения.
Как распознать рембрандтовский свет?
Эта схема освещения обычно определяется наличием небольшого треугольника света на щеке, расположенной дальше от источника света. Он получается благодаря тени от носа и самой щеки. Технически, треугольный островок света не должен быть шире глаза и длиннее носа. Именно его наличие отличает рембрандтовский свет от обычного короткого.
Однако, одним треугольником все не заканчивается. При применении этого стиля примерно половина лица модели находится в тени, а другая практически полностью освещена. При этом вышеупомянутый треугольник появляется как раз на теневой стороне. Такая схема освещения делает портреты драматичнее. Сравните ее с чем-то легким и светлым вроде освещения «ракушка» и поймете разницу.
Треугольник играет важную роль, так как он позволяет фотографу создать эффект драматичного короткого света и при этом все равно осветить глаз на теневой стороне. Эта характеристика делает его не настолько темным и зловещим, как раздельный свет, оставляющий половину лица в тени. Таким образом, вы можете выразить конкретный желаемый эффект.
Внесение небольших вариаций в схему освещения играет важную роль для передачи настроения или личности. Скажем, вы фотографируете портреты для обложки фильма. Главный злодей должен быть показан в раздельном свете (когда одна сторона лица полностью в тени), а другого персонажа, кажущегося сначала плохим, но затем ставшего позитивным героем, можно показать в рембрандтовском свете, намекнув на наличие хороших черт в его личности. Всего этого можно добиться, просто меняя положение света. Более частым примером может быть съемка выпускного альбома. Если выпускник хочет драматичный портрет, раздельный свет будет слишком устрашающим или даже зловещим. Однако, рембрандтовский треугольник отлично подойдет благодаря разумному сочетанию тени и света.
Хоть это и не так очевидно можно заметить небольшой треугольник под правым глазом модели. Такой стиль освещения очень хорошо работает при съемке корпоративных портретов.
Почему рембрандтовский свет популярен
Его легко создать. На схеме ниже видно, что не нужно много оборудования. На практике, если найти правильное место (например, возле окна), идеальный рембрандтовский треугольник можно получить, имея из оборудования только камеру. Если выбирать искусственный свет, понадобится всего одна вспышка. Можно видоизменять расстановку, чтобы получить желаемый вид, но по своей сути рембрандтовский свет – очень базовая схема с одним источником. Проще простого.
Еще одно преимущество помимо минимального набора оборудования – простота установки. Как вы увидите на фотографии ниже, при внимательном подходе очень трудно испортить расстановку.
Его также легко определить. Во многом из-за того, что используется всего один источник света. Таким образом, если вы пытаетесь получить рембрандтовский треугольник, будет понятно, получился он или нет. Треугольник на щеке и свет вокруг глаза на теневой стороне лица – характерные и понятные черты. Можно отрегулировать положение света и модели, чтобы немного отойти от каноничного вида и получить более подходящий в конкретном случае вариант.
Он отлично выглядит! Некоторые схемы освещения значительно отличают профессиональный портретный снимок от любительского. Рембрандтовский свет – один из них. Несмотря на простоту, эта схема освещения выглядит очень профессионально. Клиенты оценят вашу способность создавать привлекательный результат, а зрители увидят, что фотография была сделана с определенной задумкой и целью. Но также этот стиль выглядит естественно. Его создатель использовал только свет из окна, поэтому при правильном подходе вы получаете ощущение, будто при съемке использовать только естественное освещение. По моему мнению, эта схема является уникальным сочетанием профессиональности и целенаправленности, но при этом выглядит естественно.
И также такой стиль в большинстве случаев очень удачно показывает модель. Благодаря тени, падающей на сторону лица и нижнюю часть подбородка, лицо выглядит худее, а линия челюсти выгодно подчеркивается. Это особенно полезно для скрытия небольшого двойного подбородка. Некоторые модели могут захотеть привлечь внимание к одной стороне лица или спрятать прыщик на другой. Эта схема позволяет запечатлеть детали лица, скрывая некоторые участки, если нужно. При правильном подходе почти любой человек выглядит привлекательно в рембрандтовском свете.
Как создать рембрандтовский свет
В самом простом случае эта схема освещения достигается при помощи одного источника света, включая даже просто окно, как это делал сам Рембрандт.
Базовая схема состоит из источника света, повернутого под углом 45 градусов относительно камеры, направленного на субъект и поднятого выше уровня глаз, чтобы свет падал сверху вниз. Есть несколько причин делать именно так. Во-первых, источник света затеняет одну половину лица и освещает другую. Если не поднять его выше уровня глаз, между половинами лица будет резкая черта. Чем больше угол поворота относительно модели, тем гуще тень и резче переход. Важно не уйти слишком далеко в сторону иначе глаз на теневой стороне лица потеряет блеск. Это сделает его темным и безжизненным, приблизив схему к раздельному или короткому свету.
Поворот на 45 градусов – хорошая стартовая точка для традиционного рембрандтовского света.
Высота источника света играет большую роль, так как именно благодаря ей получается знаменитый треугольник на щеке. Если поднять лампу над уровнем глаз, часть света пройдет над носом и осветит кусочек щеки на другой стороне лица. Именно это и формирует стиль, отличающийся от более простого короткого света.
Если у вас есть постоянный или модельный свет, его будет намного проще расположить для получения треугольника в правильном месте. В противном случае метод проб и ошибок еще никто не отменял.
Можно начать, подняв свет на 0,3-0,6 м над уровнем глаз и направив его вниз.
Если вы выполняете коммерческий заказ, лучше попросить кого-то побыть временной моделью (или сделать это самостоятельно), чтобы откорректировать положение света до прибытия клиента. Конечно, у него может быть другой рост или потребуется немного откорректировать схему, но преждевременная подготовка может сэкономить много времени и создать ощущение профессионализма.
А также неплохой идеей будет поставить рефлектор с теневой стороны, чтобы смягчить переход света к тени. Рефлектор (или даже заполняющий свет на минимальной мощности) поможет осветить некоторые тени и добавить детальности. Некоторые говорят, что использование рефлектора – это не «настоящий» рембрандтовский свет. Мой ответ – никому нет дела до того, что они говорят. Делайте то, что выглядит лучше всего. В фотографии нет жестких границ, а все так называемые «правила» созданы, чтобы их нарушать.
Если вместо вспышки вы используете естественный свет из окна, нужно обратить внимание на другие вещи. В пасмурный день или при солнечном свете, отражающемся от здания напротив, модель нужно посадить ближе к окну. Если солнце светит прямо в окно, стоит поставить модель подальше во избежание резких теней. Конечно, как я упоминал выше, правила созданы, чтобы их нарушать, поэтому для получения более драматичного перехода от тени к свету можете сделать наоборот. Нет правильных или неправильных действий. Важно не то что вы делаете, а то, почему вы делаете именно это и с какой целью.
Когда нужно использовать рембрандтовский свет
Ранее мы уже вкратце упоминали, что рембрандтовский свет – очень разносторонний метод освещения. Я часто использую именно его в качестве основы при съемке корпоративных портретов. Затем я могу добавить дополнительные компоненты, например, рефлектор или заполняющий свет. Такая схема работает практически для любой фотографии, начиная со съемки по пояс и заканчивая такими портретами, как на примере выше.
Гибкость рембрандтовского света позволяет использовать его для более серьезных поз и даже для портретов с улыбкой. Это одна из причин, по которой его можно использовать с таким большим количеством типов съемки. Вы можете попробовать разные выражения лица или позы, сохраняя при этом постоянное освещение. Затем можно добавить что-то без внесения изменений в положение основного света. Благодаря этому рембрандтовский свет отлично подходит, если нужно сделать все быстро. Для примера выше мне понадобилось 25 минут на всю съемку, включая время расстановки оборудования.
В общем, рембрандтовский свет – техника, которой должен уметь пользоваться каждый фотограф. Это моя рабочая схема освещения для большинства индивидуальных портретов. Будь у вас внешняя вспышка или просто свет из окна, попробуйте ее, затем измените и добавьте собственный стиль.
Я буду рад услышать о вашем опыте и узнать, в каких ситуациях вы применяете этот вид освещения. Не стесняйтесь делиться мнением или вопросами в комментариях!
Студийная съемка с одним источником
В предыдущей статье мы с вами разобрались с оборудованием в студии и предназначении источников в световой схеме. Прежде чем строить сложные световые схемы я рекомендую начать с простого — со схем, где только один источник света. Такие схемы мы и рассмотрим в этой статье.
Как показывает практика, одного источника зачастую хватает для выполнения многих задач при съемке людей. Имея в своем арсенале даже один источник и несколько флагов, можно сделать более 20 разных световых схем. Но для начала давайте разберем, как можно разместить источник света относительно модели.
Фронтальный свет
Источник света направлен прямо в лицо модели со стороны фотографа. Самый простой пример такого света — когда модель стоит лицом к окну, фотограф же стоит спиной к свету и снимает модель фронтально. Работать с таким светом легко: свет скрывает мелкие недостатки кожи (морщины, неровности и т.д.). К тому же модель может двигаться достаточно свободно. Однако такой свет довольно «плоский».
Передне-диагональный свет
Пожалуй, самое популярное положение источника света среди фотографов. Свет ставится спереди и сбоку от модели под определенным углом. В данном случае мы получаем компромисс между мягкостью фронтального света и объемной текстурностью бокового света.
Говоря о такой постановке света, нельзя не упомянуть о Рембрандтовском свете. Именно ее часто использовал великий художник в своих картинах. Узнать отличительную особенность такой постановки света легко по заметному треугольнику света на темной стороне лица. Технически, треугольный островок света не должен быть шире глаза и длиннее носа. Именно его наличие отличает рембрандтовский свет от обычного. Треугольник играет важную роль, так как он позволяет фотографу создать эффект драматичного короткого света и при этом все равно осветить глаз на теневой стороне.
Такая постановка света, однако, требует осторожности при позировании. Так как один небольшой поворот головы и значительная часть лица уйдет в тень. Также нужно следить, чтобы блики от источника света были в обоих зрачках.
Боковой свет
В данной схеме свет расположен строго сбоку от модели. Такую схему ещё называют split, так как она делит лицо пополам. Одна часть в тени, другая на свету. При отсутствии заполняющего цвета та часть лица, что находится в тени, может полностью уходить в черный. Эта схема часто используется для мужских фотосессий. Однако стоит обратить внимание, что такой свет подчеркивает всю текстуру кожи.
Задне-диагональный свет
Такой свет реже используется в качестве основного источника. Чаще он используется для дополнительной подсветки волос/одежды в качестве моделирующего источника. Зачастую он используется для создания силуэтных снимков. Используется в кино, т.к. он подходит для создания атмосферы загадочности. Однако и с помощью такого света можно сделать по-настоящему интересные кадры, воспользовавшись обычным отражателем.
Контровой свет
Чаще всего контровой свет используют для подсветки волос модели, а также силуэтных снимков. Если использовать большой софт, можно сделать кадры в светлом ключе.
Световые схемы
Помимо рассмотренных выше, хочу предложить вам к ознакомлению еще несколько простых схем, которые можно использовать при съемке:
Как вы уже поняли, даже один источник света в студии дает огромное поле для деятельности. Снимайте, экспериментируйте! И напоследок, вот еще статья от фотошколы White, где они с помощью одного источника и 3-х флагов сделали 21 световую схему.