Как решить 5 трудностей в композиции, с которыми сталкиваются пейзажные фотографы | Foto-kadr.ru

Как решить 5 трудностей в композиции, с которыми сталкиваются пейзажные фотографы

Практические советы для фотографов-пейзажистов

Летом у многих любителей фотографии просыпается все больший интерес к пейзажной съемке. Пейзаж – хорошая практика для любого фотографа, поскольку этот жанр фотографии учит правильному построению композиции, освоению техники, пониманию экспозиции и терпению. В этой статье мы собрали общие практические советы фотографам, которые хотят научиться получать красивые и яркие пейзажные снимки.

Как фотографировать пейзаж

Правильно выбирайте время и погоду

Одно из основополагающих правил в пейзажной фотографии состоит в том, что одна и та же сцена может приобретать различный вид в зависимости от положения солнца и погоды. Многие начинающие любители фотографии стремятся снимать пейзажи в полдень, когда стоит хорошая погода и на небе ярко светит солнце. Прогулка на природе в такую погоду действительно прекрасна, но вот получению фотографических шедевров она явно не способствует. Жесткий солнечный свет приводит к тому, что снимки получаются плоскими, с бледными или наоборот чересчур контрастными цветами.

Пейзажные фотографии могут заиграть совершенно другими красками, если Вы сфотографируете ту же самую сцену на рассвете или закате. Особенно хороши пейзажные снимки, сделанные в утренние часы. Конечно, далеко не каждому любителю фотографии захочется вставать за час до рассвета и выбираться из теплого спального места на улицу, однако результат того стоит. Золотое время для фотографа-пейзажиста – сумерки или на рассвете. Ведь фотографии, снятые днем, буквально навевают скуку.

Старайтесь также следить за прогнозом погоды. Снимать в безоблачную, ясную погоду со скучным, голубым небом – далеко не самая лучшая идея. Гораздо более интересные и яркие фотографии можно получить, если фотографировать в более сложных погодных условиях, когда Вы сталкиваетесь с какими-либо погодными явлениями. Это может быть сильный ветер, туман, дождь, драматические облака, радуги – все это и многое другое позволяет создавать действительно уникальные пейзажные кадры. Если Вы серьезно относитесь к пейзажной фотографии, то обязательно выбирайте наиболее подходящую погоду и время для съемки.

Не зацикливайтесь на оборудовании

Важно понять, что само по себе фотографическое оборудование, каким бы современным и мощным оно не было, не гарантирует Вам оптимального результата и лучших фотографий. Камера и объектив – это всего лишь средство для выражения Вашего творческого замысла. Сначала найдите то, что стоит сфотографировать, правильно выстроите композицию, продумайте передний план. А для самой съемки можно использовать все, что угодно, вплоть до компактной «мыльницы».

В пейзажной фотографии на самом деле нет никаких весомых правил, касающихся использования того или иного оборудования. Конечно, хороший зеркальный фотоаппарат имеет свои преимущества в плане размеров матрицы, разрешения и возможности использования сменной оптики. Однако это не значит, что для съемки пейзажа обязательно нужна камера среднего или самого высокого уровня.

Учтите, что в пейзажной фотографии большую значимость приобретает объектив, а не сама камера. Если Вы планируете заниматься пейзажной съемкой, то, в первую очередь, стоит стремиться к покупке хорошей оптики. Для пейзажа более всего востребованы широкоугольные объективы и телевики. Широкоугольная оптика используется чаще всего, она позволяет захватить в кадре передний план и подчеркнуть перспективу. Также широкоугольник незаменим при съемке в условиях ограниченного пространства, когда фотографируемые объекты располагаются на небольшом удалении от Вас. Кроме того, широкоугольные объективы зачастую имеют свой собственный, характерный рисунок, способный придать индивидуальность пейзажным снимкам. Телевики же хорошо подходят для тех ситуаций, когда Вам требуется «оторвать» от фона объект съемки и грамотно его выделить. Плюс к этому, с помощью такой оптики Вы можете снять удаленные объекты, к которым тяжело подобраться.

Научитесь справляться с излишним контрастом

Одна из главных трудностей, с которой сталкивается фотограф при пейзажной съемке, заключается в том, что камера порой просто не может захватить весь динамический диапазон сцены. То есть запечатлеть в кадре яркости самого светлого и самого темного участка сцены. В результате, на фотографиях начинают проявляться неприятные пересветы или недосветы. Слишком большой контраст, например, между небом и землей, характерен для съемки закатов и рассветов. Наиболее простой способ избежать подобных проблем – это съемка с использованием градиентного фильтра. В случае с контрастом света и тени в кадре можно использовать технику HDR-съемки, которая подразумевает объединение нескольких по-разному экспонированных фотографий. Порой это действительно эффективный способ улучшить пейзажный снимок из-за широкого динамического диапазона.

Используйте максимальную глубину резкости

На пейзажной фотографии все объекты и детали должны быть резкими. Это в полной мере касается и переднего плана, и объектов на заднем плане. Одним словом, практически все фотоизображение должно находиться в фокусе. Чтобы обеспечить максимальную глубину резкости, рекомендуется задействовать большие значения числа диафрагмы (например, от f/8 до f/16). Ведь, как известно, чем больше число диафрагмы, доступное для Вашей камеры, тем больше и глубина резкости. Однако необходимо учитывать, что на слишком больших значениях диафрагмы резкость кадра может снизиться вследствие дифракции.

Снимайте со штатива

Пейзажная съемка требуется использования штатива. Это правило, которое нужно соблюдать постоянно, если Вы хотите получать действительно качественные фотографии. Только штатив способен превратить самую обычную камеру в достаточно мощный творческий инструмент, с помощью которого Вы сможете делать удачные, интересные кадры практически в любых условиях. Штатив позволит Вам задействовать длительные выдержки, снизить светочувствительность ISO и поможет уменьшить вероятность проявления шумов на фотоизображении. Желательно, чтобы штатив позволял Вам устанавливать фотоаппарат на любой высоте. Для дополнительной стабилизации камеры во время съемки вкупе со штативом можно использовать и пульт дистанционного управления для спуска затвора.

Избегайте завалов горизонта

Распространенная ошибка новичков – завал горизонта на снимке. Линия горизонта в подавляющем числе случаев должна размещаться горизонтально. Некоторые фотографы не слишком обращают внимание на этот аспект во время съемки, предпочитая исправлять допущенные мелкие ошибки уже в процессе постобработки изображений. Однако выравнивание горизонта программными средствами хоть и является весьма удобным приемом, однако приводит к некоторому ухудшению качества фотографии.

Для того, чтобы обеспечить правильное расположение линии горизонта на снимке, ориентируйтесь по уровням в фотоаппарате, либо активируйте опцию сетки на экране в режиме LiveView. Линия горизонта не должна делить кадр пополам, она не должна быть наклонена или вообще отсутствовать полностью на фотографии. Безусловно, любые правила существуют для того, чтобы их нарушать. Тем не менее, в случае с горизонтом все же лучше соблюдать классические принципы пейзажной фотографии.

Правильно выстраивайте композицию снимка

Любой пейзажный снимок должен иметь визуальный центр композиции или главную смысловую точку, чтобы взгляду зрителя было за что зацепиться. Таким центром может стать, что угодно – начиная от какого-либо сооружения и заканчивая величественной горной вершиной или деревом. Важно только правильно расположить этот объект в кадре. Например, с помощью общепринятого правила третей, которого еще никто не отменял. В композицию пейзажного снимка также можно включить активные линии, посредством которых взгляд зрителя будет перенаправляться с одной точки кадра на другую. Активные линии могут сделать фотоизображение более динамичным и объемным. Чтобы правильно передать глубину пейзажной фотографии, тщательно прорабатывайте передний план. Также не забывайте включать в снимок небо, особенно если оно полно каких-либо драматических оттенков.

Меняйте ракурс съемки

Старайтесь почаще менять ракурс и точку съемки. Одна и та же сцена может выглядеть совершенно по-другому, если Вы просто поменяете угол или немного повернете объектив камеры в ту, либо в другую сторону. Не спешите нажимать на кнопку спуска затвора, внимательно изучите местность и попробуйте отыскать более интересные ракурсы. Потратьте свое время на то, чтобы прогуляться вдоль речки или взобраться на склон. Сделайте несколько тестовых фотографий. Вы сможете выбрать наиболее удачные точки съемки. Если Вы нашли какой-либо интересный объект на переднем плане, то попробуйте опустить камеру пониже и запечатлеть пейзаж с низкого ракурса. Это может сделать фотографию более выразительной. Выбирая точку съемки таким образом, чтобы в кадр попали как ближние, так и дальние объекты, Вы можете получить более объемное, интересное изображение. Объем также может быть усилен за счет бокового или контрового освещения сцены.

Делайте пейзаж динамичным

Когда речь заходит о пейзажной съемке, то большинство любителей фотографии почему-то представляют себе статичное и довольно пассивное изображение. В действительности и в пейзажной съемке можно использовать динамичные элементы. Например, передав на снимке движение воды, что создаст определенное настроение снимка. Динамичность какого-либо природного явления позволит сделать пейзажную фотографию куда более интересной и привлекательной. Помимо движения воды, в кадре можно попытаться поймать дуновение ветра, плывущие облака над головой или летящих птиц.

Напоследок, стоит дать еще один совет фотографам-пейзажистам — будьте терпеливы. Порой для того, чтобы получить один единственный удачный кадр придется потратить несколько часов на ожидание того самого света, который способен буквально преобразить изображение и наполнить его потрясающими красками. Запаситесь терпением и, возможно, Вам выпадет шанс сделать уникальный пейзажный снимок, который Вы будете впоследствии с гордостью показывать своим друзьям и знакомым.

Как решить 5 трудностей в композиции, с которыми сталкиваются пейзажные фотографы

Вы когда-нибудь разочаровывались, просматривая свои пейзажные снимки? Вы делаете, как вам кажется, удачную фотографию, а потом возвращаетесь к компьютеру и видите, что она выглядит далеко не идеально. Иногда мое разочарование кажется бесконечным после съемки пейзажей. Существует так много вопросов о том, как снимать и компоновать захватывающие пейзажи.

Пейзажная съемка одновременно одна из самых легких и самых сложных жанров в фотографии. Легкая, потому что пейзажи окружают нас повсюду, они не двигаются, а, следовательно, не требуют дорогого технического оборудования. Часто новички принимают эту доступность за легкость съемки. Пейзажи трудно хорошо сфотографировать потому, что, как и во всем остальном, суть кроется в деталях. А деталей, требующих внимания в ландшафтной фотографии, существует множество.

Эти детали и создают трудности для фотографов, особенно, когда дело доходит до композиции снимка.

Когда я провожу занятия по фотографии, студенты, как правило, имеют несколько дилемм, которые хотят решить. Так что в этой статье мы изучим эти композиционные трудности и попробуем найти решения.

Как выбрать центр внимания?

Большинство руководств по фотографии утверждают, что хорошее изображение должно иметь сильный центр внимания. В обширной перспективе часто трудно выбрать только одну точку. На самом деле, зачастую кажется, что вся сцена и есть центром внимания. Но попробуйте рассуждать о сцене таким путем – почему вас привлекла эта сцена? Что именно делает ее такой ошеломляющей?

Это может быть свет на рассвете или закате, или слияние потоков, или узор из полевых цветов. Найдите минуту, чтобы подумать, почему вы решили сфотографировать этот пейзаж. Через несколько мгновений в вашем воображении начнет развиваться целая история.

Если ваша история о свете, то где в сцене этот свет особенно завораживающий? В облаках? В отражении водной глади? В освещении горных вершин? Вскоре вы найдете ответы и решите головоломку №1. Теперь у вас есть определенный центр внимания.

Все дороги ведут в Рим. А в фотографии в центр внимания. Симметрия сцены показана, как в отражении, так и в композиции.

Что следует включать, а что не включать в кадр?

Это большая трудность в композиции для многих фотографов. Иногда вы хотите создать обрамление для вашей сцены с помощью окружающей среды – ветви деревьев являются распространенным способом обрамления. Но будут ли они отвлекать? Не помешают ли они взгляду зрителя достичь того самого центра внимания, который вы так тщательно выбирали? Иногда сцена сама по себе уже содержит обрамляющие элементы. Нужно ли это использовать?

Если вы решите задействовать этот инструмент композиции, то где его поместить – справа? Слева? Сверху или с трех сторон?

ДО: Половина дерева слева ничем не помогает привлечь внимание зрителя. Давайте его удалим.

ПОСЛЕ: Использование техники обрамления ПОСЛЕ удаления отвлекающих элементов.

В действительности есть только два решения по поводу того, что находится по краям вашего видоискателя.

Во-первых, убедитесь, что ваши ведущие линии не нарушены объектом. Так, если с левой стороны вашей композиции есть большое красивое дерево, то станьте так, чтобы дерево направляло зрителя к центру внимания. Если это большой темный силуэт с левой стороны вашей сцены, то не следует включать его, он может разрушить изображение. Большие вертикальные объекты слева или в центре кадра имеют свойство сковывать взгляд зрителя и делают композицию слабой.

Во-вторых, если вы собираетесь использовать объекты по краям в качестве техники обрамления, то будьте смелее и делайте это с определенной целью. У зрителя не должно сложиться впечатление, что это сделано по ошибке или вы что-то не заметили. Даже небольшое количество ветвей или облаков, натыканных в кадр, будут казаться больше незваными гостями, чем активными участниками в вашем изображении. Немного переместитесь и убедитесь, что в кадре не окажется ненужных элементов, или же удалите их при постобработке.

Будьте смелее – включайте элементы, если считаете это нужным, но делайте это с целью. Это дерево включено в кадр не случайно – его ветви обращают внимание на лучи солнца, которые ведут вас прямо к центру внимания – светящихся слоев ландшафта, обрамленных темными кустарниками на переднем плане.

Если вы используете широкоугольный объектив, вы знаете, что нужно включать много переднего плана, чтобы привлечь зрителя в кадр. Но часто студенты спрашивают меня, что делает передний план хорошим? Они ходят немного вокруг, выбирают различные предметы и спрашивают, «Этот подойдет? А как на счет этого? Или этого?».

Так как широкоугольник преувеличивает перспективу, то вы должны воспользоваться этим преимуществом и выбрать на переднем плане объект, который создаст ведущие линии в кадре. Если у вас в сцене есть большой валун, как он будет выглядеть крупным планом при съемке на широкоугольный объектив? Создаст ли он точку отсчета или установит линии, которые приведут к главному центру внимания? Это будет хороший передний план.

Если предмет, которые ближе всех находится к камере, содержит в основном горизонтальные линии, расположенные слева направо, то он вряд ли будет хорошим передним планом, если конечно вы не переместитесь так, чтобы эти линии стали направляющими. Вам нужно походить вокруг сцены и посмотреть на нее со всех точек обзора. Если нет, то выберите другой передний план, а если ничего не сработает, то вы всегда можете взять другой объектив – 50 мм зачастую прекрасно подходит для пейзажной фотографии.

Это приводит нас к следующей головоломке – фокусное расстояние, ваш объектив.

Какое фокусное расстояние лучше подходит для пейзажей?

Мне кажется, это всегда один из первых вопросов, который я получаю при съемке пейзажей с группой, «Какой объектив вы используете?».

Но на самом деле вопрос в том, какой художественный замысел вашего изображения? Если вы хотите получить чувство благоговения и вдохновения во время просмотра фотографии, то почему бы не использовать 50 мм. Этот объектив на полнокадровом сенсоре приблизительно передает тот угол обзора, что и человеческий глаз. Так что это может быть лучший выбор, если вы хотите передать ту красоту, которую видите своими глазами. В последнее время я использую 50 мм объектив (полный кадр) для пейзажей почти все время.

Большая фотография, широкоугольный объектив, и 50 мм работает тоже хорошо.

Помните, что чем больше фокусное расстояние, тем больше сжимается изображение, и тем ближе становится передний план. Вопрос не в том, что какие-то предметы станут ближе, или в кадр поместится больше из сцены – общий вид изображения будет отличаться в зависимости от объектива. Определенно, это трудность, с которой сталкиваются ландшафтные фотографы, потому что выбор обычно очень субъективен. Если, как сказано выше, у вас нет ничего подходящего для переднего плана, попробуйте 50 мм, чтобы получить общую картину, но без чрезмерного захвата широкоугольника. Если вы хотите получить более близкий снимок местности, то более длинный объектив будет лучшим выбором.

Более близкий взгляд на узоры, текстуры и формы с 200 мм объективом.

Таким образом, выбор объектива зависит от нескольких факторов, но определившись с вашими намерениями и осмотрев местность, вы сможете решить этот вопрос.

Какую ориентацию выбрать – вертикальную или горизонтальную?

Это еще одна распространенная трудность в ландшафтной фотографии, и одна из тех, с которыми я сталкиваюсь. К счастью, решить ее очень просто. Мой способ решения – съемка в обоих вариантах, а вернувшись к компьютеру, я делаю свой выбор. Но учитывая традиционный стиль ландшафтной фотографии, наиболее часто горизонтальная или (что интересно!), как ее называют «пейзажная» ориентация подойдет наиболее.

Тем не менее, некоторые сцены более подходят для вертикальной (портретной) ориентации: сцены с отражением в озере, сцены с драматическими облаками, где небо играет доминирующую роль, сцены, содержащие луну или драматическое послеобеденное солнце с некоторыми бликами, проходящими сквозь деревья или объекты, и сцены, которые включают людей возле больших объектов или памятников, чтобы передать ощущение масштаба.

Когда сомневаетесь, фотографируйте в двух вариантах. Это проще, чем идти в это место и фотографировать заново, даже если это возможно. Итак, трудность №4 решена!

Горизонтальная или пейзажная ориентация – сцена имеет определенное настроение и историю.

Это изображение рассказывает другую историю и имеет другое настроение.

Вертикальный снимок с телеобъективом. Глубина сжата и задний план гораздо ближе в кадре.

Является ли сцена стоящей?

Как не жаль, но ничего не поделаешь, не всякий прекрасный пейзаж подходит для прекрасного снимка. Бывает, что свет не подходящий, или глазу не за что зацепится, или ваше местоположение не обеспечивает наилучший обзор. Может быть очень много отвлекающих внимание элементов, которые неизбежно попадают в кадр и их слишком сложно убрать при постобработке. Есть целый ряд причин, по которым невозможно сделать хорошую пейзажную фотографию. Но считайте это вызовом – снимайте так или иначе и посмотрите, что вы можете с этим сделать. Пробуйте разные объективы, ориентацию камеры, походите вокруг, ложитесь на землю и посмотрите, даст ли это какую-то интересную точку обзора.

Используйте каждую возможность, и знайте, что трудности случаются в каждом пейзаже, но теперь, я надеюсь, у вас есть решение!

Красивая сцена, но фотография не такая уж великолепная. Не каждый пейзаж послужит созданию непревзойденного шедевра. А вы знаете, случится это или нет?

Приходилось ли вам бороться с трудностями? Какие самые большие трудности встречались вам в пейзажной фотографии? Вы их решили? Каким образом?

Пейзаж в кадре

За те несколько лет, которые я занимаюсь проведением мастер-классов, мне довелось обсудить со своими студентами огромное количество фотографий. При этом самые распространенные трудности, с которыми сталкиваются люди, относятся к композиции. Сегодня я хочу поделиться несколькими схемами, которые довольно часто встречаются в природе, и отталкиваясь от которых, можно выстраивать композицию видового снимка.

Я намеренно не называю эти схемы правилами, потому что это слово подразумевает какие-то строгие и незыблемы истины. По моему же мнению, в композиции нет аксиом и догматов. Моя цель – обратить ваше внимание на какие-то самые очевидные вещи, которые часто дают хороший результат в видовой пейзажной фотографии, и относиться к ним стоит только лишь как к рекомендациям, не обязательным для обязательного им следования.

“Главный герой”

Первый прием – самый простой. На любой локации, на любой видовой точке, очень часто обнаруживаются какие-то вещи, которые привлекают взгляд, выглядят необычно и интересно. Почему бы не выстроить композицию таким образом, чтобы такой объект был максимально крупным и заполнял собой весь передний план. Такой прием часто делает фотографию более интересной, потому что вы не просто снимаете какой-то красивый вид, а дополнительно рассказываете историю о чем-то интересном, существующем внутри мира, показанного внутри вашего кадра. Разница здесь, как между документальной зарисовкой с банальной чередой меняющихся красивых планов и, например, фильмом, в котором рассказывается о жизни семьи медведей в каком-то красивом месте. Во втором случае вы сразу увлекаетесь сюжетом и хотите досмотреть фильм до конца, тогда как красивые виды в первом – вам быстро наскучат. Старайтесь в любой своей фотографии найти своего “главного героя”.

Треугольник

Выбирая передний план для своей видовой фотографии, ищите под ногами группы объектов которые складываются в треугольник. Это могут быть, например, несколько камней, изгиб озера или реки, узоры из трещин, все что угодно. Постарайтесь смотреть на любые окружающие вас объекты абстрагированно, забыв о том, что они есть на самом деле. Ищите линии и формы, треугольник может быть очень условным. Причем острие треугольника может быть направлено как вверх, уходя в глубину кадра, так и вниз.

Изгиб

Еще одним неплохим вариантом может стать поиск воображаемой или реальной линии, которая будет выводить взгляд зрителя с переднего плана на средний или дальний план, в перспективу. Это может быть, например, береговая линия, линия реки, любая группа объектов, визуально выстроенных в изгибающуюся линию. Подход здесь такой же, как и в случае с треугольником: смотрите на пейзаж отстраненно, как на набор геометрических линий и фигур.

Слоеный пирог

Снимая видовой пейзаж телеобъективом отличной идеей будет поиск тех мест, в которых пересекаются сразу несколько разных планов, образуя какое-то подобие слоеного пирога. Удачными условиями для таких кадров могут быть любые явления, которые создают тональную перспективу: туман, низкие облака, дымка, смог. Отыскав в пейзаже область, в районе которой встречаются несколько планов, используйте ее, как центральный объект вашей композиции.

Сходящиеся линии

И, наконец, последняя схема, которая чем-то похожа на вариант “изгиб”, но подразумевает использование двух сходящихся линий, стремящихся в глубину фотографии. Такой способ построения кадра дает динамичную и выразительную перспективу, создавая прекрасный эффект глубины и пространства. В качестве линий в этой схеме можно использовать берега рек и водопадов, заборы, дороги, трещины на скалах и во льду, линии на песке. Все, что выглядит как линия, четко читается и имеет четкую геометрию.

В конце мне еще раз хотелось бы отметить, что данные схемы – это всего лишь рекомендации, им не нужно следовать слепо. Они лишь могут помочь вам увидеть схожие вещи в тех местах, где ищете свои кадры вы сами, и, возможно, дадут вам точку опоры, для того, чтобы выстроить свой снимок. Композиция – это всего лишь один элемент языка фотографии. И как знание правил русской грамматики не позволит вам написать вдохновенный текст, так и знание каких-то базовых композиционных принципов не сможет вдохнуть жизнь в любую фотографию. Поэтому относитесь к данным схемам с вниманием, но без всякого пиетета.

И напоследок, два быстрых вопроса.

1. Какой вариант стал открытием и вы попробуете его на ближайшей съемке?
2. Какой схемой вы пользуетесь, но не увидели ее в этой статье?

Делитесь в комментариях!

Об авторе

Евгений Тимашёв

Пейзажный и природный фотограф. Автор книг, статей, ведущий блога о фотографии и создатель проекта «Пейзаж в кадре».

5 советов по ландшафтной съемке

Серьезно занимаясь пейзажной фотографией на протяжении трёх лет, я пришел к тому моменту, когда решил написать свою статью о том, как выйти на новый уровень. За эти годы я прочитал все лайфхаки для улучшения навыков. Время от времени я пользовался некоторыми, становясь лишь немного умелее. Однажды я решил копнуть глубже, ведь хотел найти новые способы улучшить свои навыки. В тот момент я начал новое путешествие, о котором я даже не осознавал. Это была дорога в глубины познаний о пейзажной съемке, о том, как не останавливаться на основах и поднять себя на новый уровень.

В этой статье вместо композиции и экспозиции я буду говорить об изменении своего отношения и понимания пейзажной съемки. Эти советы сложно выполнить, но они станут значительным шагом вперед. Некоторым будет очень трудно.

Без трудностей не бывает побед.

1. Выкиньте все объективы, кроме одного

Ладно, любители железок. Это ваша главная проблема. Раньше я думал, что оборудование решает все. Я был на этом зациклен. Но, когда у меня начали получаться отличные результаты с минимумом оборудования, я выучил некоторые очень важные уроки.

  1. С помощью одних лишь железок далеко не уйдешь. Новый объектив или тушка не спасут вас от плохих фотографий. Можно привести в пример кучу неудачных снимков, сделанных с более дорогим оборудованием, чем у меня.
  2. Оборудование не может купить успех, это могут сделать только хорошие фотографии.
  3. Когда оборудование уже не сможет удовлетворять вашим нуждам, обновление позволит улучшить фотографии и раскрыть потенциал навыков.

Вне мира фотосъемки такое ограничение себя называется осознанной практикой. Понятие осознанной практики возвращается к той фразе, в которой говорилось «чтобы стать профессионалом в чем-либо, нужно заниматься этим 10,000 часов». Кстати, сама фраза является неправильной цитатой научного исследования. 10,000 часов не сделают вас умельцем в какой-то сфере, если это не будет осознанный, значительный труд, который заставляет выйти за пределы зоны комфорта. Хороший способ начать чем-то серьезно заниматься – разбить это дело на основные шаги и постепенно работать над каждым.

На язык фотографии я перевожу это как, например, отказ от возможностей фокусного диапазона и фокусировку только на самых широких возможных углах.

Единственный настоящий способ сделать это – использовать самые широкоугольные объективы, которые у вас есть. Отложите все остальные на дальнюю полку и ходите только с одним. Это может принести много трудностей пока вы не привыкните, но со временем вы научитесь ценить этот объектив и полюбите его. Однако, если он плохой, смысла привыкать нет.

После нескольких месяцев попробуйте что-то совершенно другое. Время от времени берите телеобъектив, потом используйте остальные пока не почувствуете, что овладели всеми. Я надеюсь, что по мере знакомства с теми объективами вы увидите их в новом свете. Это откроет мир огромного потенциала вместо сравнения одного только фокусного расстояния.

2. Три месяца отслеживайте погоду ежедневно

Mark Metternich в подкасте Tripod однажды сказал, что профессиональные пейзажные фотографы должны знать метеорологию. Об этом также говорил Nick Page, Jim Harmer и каждый профессиональный фотограф. Я мог бы просто сказать о важности метеоситуации, но большинство из нас не уделяет ей должного внимания.

Как это сделать?

Скачайте погодное приложение на телефон или компьютер и каждый день на протяжении трех месяцев следите за погодой.

Когда прогноз обещает облачность, выйдите из дома и проверьте. Солнечно – проверьте. Когда он говорит, что будет гроза, выйдите и проверьте. Посмотрите на то, как облака перемещаются над окружающей местностью. Есть ли у них тенденция собираться в определенных участках? В моем регионе облака появляются почти каждый день (начиная с мая или первых дней июня), но к вечеру, когда солнце садится, они растворяются. Это происходит из-за того, что днем земля нагревается и влага поднимается, а вечером из-за холода она опять опадает на землю.

Чем такая информация может мне пригодиться? Я знаю, нет смысла выходить и снимать потрясающий закат, если погодное приложение не показывает, что весь вечер будет облачно. Большинство подобных сайтов имеют очень удобный почасовой прогноз. Доверьтесь им.

Отметьте для себя:

  • когда появляются облака;
  • когда они исчезают;
  • что происходит с температурой.

После того как вы выполнили это упражнение, оно должно стать привычкой. Даже будучи в другом месте вы должны понять поведение погоды за день и использовать это себе на пользу.

Поскольку я говорил о погодных приложениях, мой личный выбор — Weather Channel. Мне нравится его оформление, функция радара, а также отличный почасовой прогноз погоды.

3. Посетите место. Потом снова. И снова. И снова

Отличные снимки редко получаются с первого раза, только если они были очень хорошо спланированы. Я огромное количество раз возвращался, пытаясь получить лучший снимок, так как прошлый меня не устраивал. Еще один метод посещения места – выполнить разведывательную миссию. Для этого достаточно пройтись туда и осмотреться. Отметьте GPS-точку и отслеживайте погоду, выбрав подходящее время, чтобы вернуться.

Для этого пункта я хочу, чтобы вы подумали о своих любимых местах для съемки и возвращались туда сколько нужно раз. Старайтесь до тех пор, пока не достигните результата или ваша камера не упадет со скалы и не разобьет объектив пополам, как было у меня… Я, наверное, не буду туда ходить какое-то время.

Мне понадобилось прийти в одно и то же место шесть раз перед тем, как я получил нужный снимок.

4. Скачайте The Photographer’s Ephemeris (TPE) и приложение для визуализации

Примечание: Я не пропагандирую конкретно этот продукт, если вы используете Photopills, продолжайте работать с ним. Мой смартфон работает под управлением Android, поэтому я не мог скачать Photopills пока он не появился в магазине приложений.

Приложение для съемки – лучшее, что я когда-либо делал для улучшения работы в полевых условиях. Это также лучшее решение для планирования фотографий. На сегодняшний день подобные приложения очень продвинулись в плане функций. Они предсказывают восход и закат солнца и луны, фазы луны, а также движение астрономических тел. Все это невероятно важно при планировании путешествия. Позвольте мне объяснить, как я их использовал и как спланировал один из снимков.

Поскольку я занимаюсь пейзажной фотографией, я постоянно проверяю TPE. Он построен на основе Google Earth, поэтому можно планировать снимки и схемы где бы вы ни находились. Однажды я захотел получить потрясающее фото природного моста в национальном парке Брайс-Каньон. Я достал телефон и открыл приложение, затем установил точку местоположения прямо перед аркой и начал пролистывать дни, чтобы увидеть, когда встанет солнце и как оно будет двигаться над горизонтом. Проследив за этим, я понял, что в нужное время солнцу помешают горы, находящиеся севернее арки, и мне придется ждать 3 месяца, чтобы оно было в оптимальном месте.

Я поставил напоминание в календаре, затем просто ждал. Я знал, что под нужным углом солнце взойдет в 7:03 определенного дня. Когда наступил долгожданный день, я посмотрел погоду. Во время первой попытки небо было совершенно чистым. Приложение с прогнозом именно это и передавало, но я запланировал съемку еще в куче других мест, поэтому все равно нужно было идти. Поскольку я живу недалеко от Брайс-Каньон, я открыл фотоприложение и начал планировать.

Я проследил за движением солнца, поняв, что у меня еще есть одна неделя. Затем я открыл прогноз погоды, посмотрел, когда будет переменная облачность и ДА – был еще один день с нужным положением солнца. Тогда мне пришлось проснуться в 4 утра, затем ехать еще 2 часа, чтобы промерзнуть при температуре +5, но все-таки получить снимок, который вы видите внизу.

Это было бы невозможно без отслеживания движения солнца. Если вы еще не обзавелись подобным инструментом, но хотите стать серьезным пейзажным фотографом, вы упускаете возможность.

Испытание для этого шага – планировать каждый возможный снимок на протяжении следующих трех месяцев.

Эта привычка приучит мозг думать о свете, его направлении и времени года.

5. Практика приводит к совершенству

Несколько месяцев назад меня уволили с поста специалиста по дикой природе. Я знал, что точно получу работу весной, но нужно было ждать целых три месяца. Зная это, моя жена вернулась к работе, а я – к занятию пейзажной съемкой на полный день. У меня резко появилось свободное время, чтобы путешествовать, посещать интересные места, исследовать и, что главное, снимать каждый день. Благодаря этому я научился многим вещам касательно пейзажной съемке, а также ее деловой стороне. Помимо прочего, улучшил свои навыки, даже те, о недостатке которых не подозревал.

Из-за того, что у меня была возможность фотографировать от трех до пяти раз за неделю, я быстро осознал свои ошибки и сильные стороны. А также у меня появилось время на изучение продвинутых техник обработки фотографий, которые раньше казались ненужными. Я даже узнал о новых особенностях своих объективов, их способности фокусироваться и вещах, которые действительно важны.

Активное времяпровождение со своим оборудованием открывает новые двери. Вы начнете понимать, как видит ваш объектив и все реже будете попадать в ситуацию, когда приходится угадывать поле зрения камеры. Вы научитесь идеально фокусировать. Это сыграет невероятно важную роль для ваших навыков и карьеры.

Это мое последнее задание.

Снимайте 3 раза в неделю на протяжении трех месяцев.

Активно занимайтесь три месяца и можете быть уверены, что ваши навыки вырастут до невиданных ранее высот. Эта миссия покажется ужасной для тех, кто живет в мегаполисе, однако, никто не мешает совершенствовать навыки, посещая парки или снимая городские пейзажи. Вместе с этим финальным пунктом вы сможете применить все предыдущие.

Композиция пейзажа и как ее выбрать

Композиция пейзажа играет огромную роль при съемке. Даже простое смещение фотокамеры на один-два метра в сторону может сильно улучшить снимок, а может безнадежно его испортить.

Неудачно подобранная композиция пейзажа сразу бросается в глаза, хотя не сразу понятно, что именно в ней не нравится. Хорошую композицию зритель воспринимает как должное, и лишь задумывается, почему ему доставляет удовольствие смотреть на снимок.

Зритель обращает внимание на то, как построен кадр, т. е. как расположены на снимке отдельные предметы, старается выделить между ними связи, как чередуются тени и свет, словом, пытается понять причину того, почему возникает эстетическое удовольствие при рассматривании снимка.

Существует несколько точек зрения на построение композиции пейзажа. С одной стороны, композиция неразрывно связана с художественной стороной фотографии, а значит, строгих правил здесь быть не должно.

И действительно, композиция ближе к области эстетики, и нельзя отрицать, что глаз художника совместно с чувством пропорций является главенствующим. Наряду с этим есть определенные правила композиции, и их нужно изучать наравне с технической частью фотографии. Освоив эти правила и научившись их применять, фотограф способен делать снимки очень хорошего качества.

Стоит также понимать, что они сами по себе не дают ни каких гарантий успеха. Вполне естественно, что соблюдение композиционных законов позволяет очень удачно построить кадр. Но стоит добавить к этому немного выдумки и художественного вкуса, как результат будет в разы лучше.

Однако, любое правило композиции можно и нарушить, и случается так, что снимок от этого только выигрывает! Мы не призываем становиться нарушителями композиционных правил, а только указываем, что в некоторых случаях полезны исключения в разумных пределах.

Таким образом, подходить к применению законов построения кадра следует творчески, в каждом отдельно взятом случае следует четко представлять себе как повлияет на снимок отступление от того или иного правила композиции пейзажа в фотографии.

Видоискатель и композиция пейзажа

Каждый начинающий фотограф сталкивался с таким явлением, что полученный пейзажный снимок оказывался отдаленно похожим на сюжет съемки. Объекты, которые в видоискателе выглядели вполне нормальных размеров и казалось бы гармонично вписывались в рамки, на снимке превращались в маленькие пятна, одиноко раскиданные на фоне больших пространств пейзажа.

Пугаться такого явления не стоит. Это означает только одно – вы еще не умеете правильно смотреть на окружающий мир через видоискатель.

Для исправления ситуации поможет следующее упражнение: рассмотрите какой-либо предмет, который выделяется на фоне того сюжета, который вы хотите сфотографировать.

Вы его четко увидите, так как наше сознание имеет особенность выборочной концентрации. Теперь не отводя взгляда от этого предмета, постарайтесь расширить свое видение и рассмотрите другие предметы в поле зрения.

Вы, с большой долей вероятности, увидите еще большее число объектов, чем первоначально!

Аналогичное явление происходит когда начинающий фотограф смотрит в видоискатель. Он концентрирует свое внимание на основном объекте и не замечает остальных, но стоит только более внимательно присмотреться, как становиться ясно, что в кадре присутствуют второстепенные объекты, которые занимают большую его часть, доминируя над «основным» объектом.

Таким образом, прежде чем спускать затвор, нужно постараться увидеть все то, что находится в рамках видоискателя. Если не получается сразу охватить все поле кадра, то не спешите, спокойно обойдите взглядом по углам кадра не меняя положение фотокамеры.

Конечно, начинающему фотографу на первых порах будет сложно представить, как будет выглядеть на снимке тот или иной пейзаж. Поэтому рекомендуется уделять больше времени на компоновку кадра перед съемкой и внимательно рассматривать его поле, стараясь мысленно увидеть будущий снимок, а затем сравнивать то, что снято с тем, что удалось увидеть.

Есть второй способ – использовать особую картонную рамку, о котором я уже рассказывал раньше. Рекомендую с ним тоже ознакомиться. Возможно, он покажется проще в использовании.

Этим, конечно же, информация о композиции пейзажа не исчерпывается. В следующих статьях поговорим о других правилах и законах, зная и применяя которые фотограф будет делать потрясающие воображение снимки.

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 1

Что же такое пейзаж? В свое время в поисках ответа на этот вопрос я перелистал множество фотолитературы и страничек Интернета, но однозначного ответа так и не нашел. Оказалось, что даже определений для термина «пейзаж» можно найти великое множество. Несмотря на обилие определений, в целом пейзаж означает нечто гораздо большее, нежели приведенная ниже классификация… Настоящая пейзажная фотография, помимо изображения природы в том или ином виде, должна еще уметь передавать настроение, чувства, нести с собой некую идею или мысль, которой автор хочет поделиться со зрителями. Сейчас я начинаю понимать, что для меня пейзаж стал одним из состояний души.

Текст: Александр КИЦЕНКО

Александр Нестеровский. Пристань в молоке (Симеиз, Крым, Украина)
Canon EOS 450D, 17 мм, f/6,3, 110 с, ISO 100, нейтральный фильтр ND 1000.

Применение длинной выдержки превратило морские волны в «молоко», а камни и старую пристань — в загадочных посланцев времени. Лаконичная композиция и квадратный формат снимка великолепно сочетаются друг с другом.

Какой портрет? Я — про пейзаж.

Приведу несколько примеров определения пейзажа, взятых из различных источников:

— вид на какую-то местность;

— художественное изображение природы;

— изображение естественной или преобразованной человеком природы, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников и т. п.;

— часть окружающей местности. Помимо таких естественных элементов, как горы и деревья, поля и живые изгороди, пейзаж может включать в себя воду (реки, озеро, водопад), а также характерные для сельской местности сюжеты — такие, как деревенская церковь, коттеджи, гостиницы, фермы; сюда же относятся различные сельскохозяйственные работы: пахота, уборка урожая и т. д.

Кажущаяся простота и доступность этого жанра обманчивы: пейзаж является самым сложным и одновременно самым красивым жанром фотографии. Для получения хорошего снимка, помимо знания теории и владения практическими навыками съемки, необходимо благоприятное стечение целого ряда обстоятельств: погоды, времени съемки, освещения, соответствующего настроения и зачастую — элементарной удачи.

Виды пейзажа

Пейзаж как жанр фотографии можно подразделять на множество видов и по содержанию изображения, и по характеру изображенного на ней ландшафта. Детально останавливаться на этом не стоит, для примера выделим лишь несколько наиболее популярных ветвей:

— архитектурный (архитектурные ансамбли, вписанные в окружающий ландшафт);

— индустриальный (общие виды промышленности во всех ее проявлениях);

— городской (городские виды);

— сельский (сельские виды);

— морской (фотографии моря, океана, побережья и т. д.);

— горный (виды гор);

— одушевленный (содержащий в себе изображения человека или животных, гармонично вписывающихся в пейзажный вид, но при этом не являющиеся главными действующими лицами);

— непосредственно ландшафтный (поля-леса-реки и т. д.) и множество других.

Также можно сделать условную классификацию пейзажных снимков по предназначению:

— документальный пейзаж (с полной и достоверной (узнаваемой) фиксацией местности и состояния природы);

— пейзаж на память (миллиарды снимков, заполняющих свободное место в памяти компьютеров и сетевых серверов);

— художественный пейзаж (взгляд на пейзажную фотографию с точки зрения живописи).

Бесконечное разделение пейзажа на виды и подвиды можем продолжить временем съемки (ночные, закатные и т. д.), сезонами, погодой и… Здесь самое время поставить многоточие и перейти к следующему разделу, но хочу добавить небольшой комментарий: иногда точно классифицировать пейзажный (да и не только) снимок практически невозможно.

Основы построения композиции пейзажного снимка

Основы композиционного построения изображения уже неоднократно освещались в журнале, поэтому коснусь лишь основных вопросов, наиболее часто встречающихся в пейзажной съемке. Восприятие человеком изображения во многом зависит от расположения элементов в кадре (по отношению как друг к другу, так и к границам кадра).

Глядя на понравившуюся фотографию с отлаженной композицией, неискушенный зритель вряд ли будет задумываться над тем, как построен кадр, ведь его основное внимание будет направлено на созерцание сюжета снимка, цвета и нюансов освещения (закат, восход, лучи солнца и т. д.), т. е. на «оболочку» фотографии, ее внешний вид.

А композиция — это «каркас» снимка, и правильно оценить ее сможет далеко не каждый (разве что критик-профессионал с рентгеновским взглядом). Предположим, что вам на рассмотрение попадает красивая фотография с неправильным «каркасом», т. е. имеющая какие-либо композиционные изъяны.

В этом случае в голове непроизвольно рождаются мысли: «эх, красиво, вот если бы еще…» или «ммм… чего-то не хватает». Можно провести прямую параллель с восприятием человеческой красоты: красивое лицо, но вот носик чуть-чуть…, или: красивая фигурка, но вот ножки… и т. д. В итоге мы приходим к выводу, что в фотографии важна не только внешняя оболочка, но и та геометрическая основа, на которой строится снимок.

Приведу несколько наиболее часто применяемых в пейзаже композиционных решений:

1. Использование правила золотого сечения.

2. Соблюдение правила третей (старайтесь не делить кадр пополам, если, конечно, это не является вашей задумкой — к примеру, для снимков, основанных на симметрии объекта и его отражения).

3. Включение в кадр линий: диагональных — для создания динамики в кадре (диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, композиция, построенная от левого верхнего угла к правому нижнему, более динамичная), вертикальных — для передачи высоты, горизонтальных — для создания более спокойного настроения, изогнутых — для подчеркивания более изящных и плавных композиций).

4. Линии, входящие в кадр, как правило, не должны его покидать (за исключением линии горизонта в морских пейзажах и т. п.).

5. Место в кадре, оставленное для создания воображаемой динамики объектов (к примеру, тянущиеся ветви деревьев, наклоненный ствол, покосившееся строение).

6. Создание уравновешенной композиции (когда края снимка не «перевешивают» друг друга).

7. Центр кадра по возможности должен быть светлее, нежели его края.

8. Выделение главных композиционных элементов (когда второстепенным отводится роль фона).

9. Обрамление границ кадра (к примеру, нависшие сверху ветви, листья).

10. Выбор геометрии кадра (вертикальный, горизонтальный, квадратный форматы кадра или произвольное кадрирование фотографии в процессе обработки).

11. Включение в кадр нечетного числа одинаковых композиционных элементов (объектов).

12. Композиционные элементы по возможности не должны быть расположены хаотично (старайтесь выстроить их в одну из простых геометрических фигур: треугольник, круг, овал и т. д.).

13. Выбор правильного или интересного ракурса съемки (фотографировать можно не только от уровня глаз — довольно интересные снимки могут получиться, если, к примеру, забраться на дерево или по пояс зайти в ледяную воду).

14. Сюжетно важный элемент лучше располагать в правой части снимка.

15. Создание такого расположения объектов, линий, планов, чтобы при рассмотрении фотографии взгляд зрителя не выходил за границы кадра.

Если вы всерьез хотите заниматься пейзажной фотографией, знание и понимание законов композиции — обязательное условие для профессионального роста. Здесь сделаю небольшое отступление: никто не запрещает вам нарушать эти так называемые законы, но делать это нужно осознанно, с достаточным знанием теории.

Впоследствии лучшим помощником в определении правильной композиции скорее всего станет ваше собственное восприятие изображения, так называемое внутреннее чувство композиции (гармонии).

По своей сути приведенные композиционные приемы не являются догмой, все они получены эмпирическим путем. И если свести все законы композиции в один, то звучать он будет приблизительно так: «чтобы смотрелось».

Пейзажи с нашей планеты

Юрий Голуб. Дорога (заповедник Аскания-Нова, Украина)

Nikon D50, Nikkor AF-S 18–70 mm f/3.5–4.5G ED, f/13, градиентный и нейтральный (ND×8) фильтры.

Дорога, уводящая к горизонту, одинокое дерево и взлетающее небо прямо затягивают зрителя вглубь кадра, а применение черно-белой технологии убирает лишнюю информацию, оставляя нас наедине с украинской степью.

Михаил Рейфман, Сага исландской ночи, (побережье Рейнисфжара (Reynisfjara beach), о-ва Рейнисдрангар (Seastacks Reynisdrangar), Исландия).

Nikon D3x, 17 мм, f/13, 1,3 c, ISO 200.

Умело подобранная выдержка создает эффект движущейся воды, которая оживляет раскиданные камни, ползущие к скале-прародителю. По исландской легенде, Рейнисдрангар — не кто иные, как застывшие под первыми лучами солнца тролли, не успевшие под покровом темноты спрятать свой трехмачтовый корабль.

Михаил Рейфман, Брайс-Каньон после снегопада, (штат Юта, США)

Nikon D3x, f/14, 1/125 c, ISO 100.

Удивительное сочетание уникального места и не менее уникальной погоды: снег, мороз –25 градусов, туман и теплый яркий цвет скал — разве не об этом мечтает любой фотограф? Панорамный формат кадра подчеркивает величие каньона, а каждая из скал напоминает сказочного персонажа (явно просматривается женский силуэт и фигура, прячущая руки в меховые рукава).

7 полезных советов по фотографированию пейзажей в горах

Я переехал из Флориды (прибрежного штата, плоского, как блин) в Айдахо (окруженный горами, с массой красивых мест) несколько месяцев назад. И сразу же я столкнулся с серьезными препятствиями в плане фотографии, которых я не ожидал.
И я решил написать небольшое пособие по некоторым из этих проблем, с которыми фотографы сталкиваются при съемке в горах, дабы помочь всем, кто может встретиться с ними.

Вот пример проблемы: когда я попытался обрезать фото сверху, убрав сосны, кадр стал выглядеть неполноценным.

Совет № 1: Не ждите «золотого часа».

В большинстве локаций «золотой час» (временной интервал непосредственно перед закатом или сразу после рассвета) является одним из лучших периодов для съемки пейзажей. Теплый свет, заливающий пейзаж, выглядит очень красиво и делает любую локацию просто фантастической. Однако при съемке рядом с высокими горами «золотой час» порою полностью отсутствует как таковой или, по крайней мере, длится очень недолго.

В прошлые выходные при съемке озера Гоут в горах Соутуз в Айдахо я настроил штатив, фотоаппарат и объектив для съемки одной заснеженной горы и стал дожидаться «золотого часа». Я был очень удивлен, когда вместо вожделенного «золотого часа» мой кадр стал заливать сумеречный свет «синего часа»! Проблема была в том, что свет «золотого часа» был полностью закрыт горной грядой позади меня. Мой кадр не удался!

Совет № 2: Преодолевайте контрасты с помощью градиентного нейтрального фильтра.

Как правило, свет с неба освещает пейзаж равномерно. Тем не менее, в горах, горный хребет может полностью находиться в тени, а прямо над ним будет светлое небо. В контексте фотографии это означает, что либо небо будет «пересвечено», либо мы потеряем детали плохо освещенных гор, потому что на большинстве цифровых камер динамический диапазон слишком низок.

Вот почему градиентный нейтральный фильтр является абсолютно необходимым для пейзажной съемки в горах. Наличие такового во время последней поездки позволило мне затемнить небо, сохраняя визуализацию деталей в горной гряде под ним.

Я обещал вам фотографии из моего приключения в национальном парке Гранд Тетон две недели назад, но так и не опубликовал их. Так вот один кадр из этой поездки. Он иллюстрирует эффект градиентного нейтрального фильтра при съемке гор и неба.

Совет № 3: Берегитесь нежелательных теней.

Поскольку горы, возвышающиеся передо мной, будут в тени, если солнце не светит мне в спину, то я часто располагаюсь боком к солнцу. Проблема в том, что все сосны вокруг меня отбрасывают отвлекающие тени на землю, которая попадает в кадр. С этими тенями очень трудно бороться, поэтому я обычно становлюсь прямо на краю ручья или озера, чтобы уменьшить количество нежелательных теней в моем кадре.

Восход. Мне пришлось фотошопить этот кадр, чтобы избавиться от нежелательных теней, падающих из-за света, проходящего сквозь деревья.

Совет № 4: Нести фототехнику на себе – это больно.

Думаю, самое время прикупить походный штатив. Мне очень по душе устойчивость полновесного штатива для ночной съемки, так что я решил примириться с весом и взять свой трипод Induro-А413 в поход. Он весит 11 фунтов (почти 5 кг), и у него массивная металлическая шариковая головка. Больше я такого никогда не сделаю! Подъем был невероятно крутым, скалистым и затяжным. Все эти 3 мили я был готов отдать все, лишь бы сбросить этот тяжелый штатив с моей спины! Думаю, каждому из вас следует продумать перечень того оборудования, которое целесообразно брать на природу.

Совет № 5: Искаженная перспектива не всегда красиво смотрится на фото.

Порою на тропе деревья отступают, открывая огромную перспективу, на которую можно смотреть вечно. Вид сосен и горных вершин вдалеке захватывает дух, однако фотографии получаются совершенно непримечательными. Причина в том, что кадр не сбалансирован и в нем отсутствует сюжетный фокус. То, что это выглядит красиво, не означает, что так же будет на фотографии.

Еще одна распространенная проблема, с которой мы сталкиваемся при съемке видовых пейзажей в горах, заключается в том, что атмосфера часто обуславливает голубую дымку, скрывающую дальние горы. Частично ее можно уменьшить при помощи поляризационного или желтого фильтров, однако полностью удалить ее не получится.

Пример проблемы: практически невозможно обработать этот кадр таким образом, чтобы он казался завершенным. Тут нужна более структурированная композиция.

Совет № 6: Старательно подбирайте хороший объект для переднего плана.

Одной из основных проблем, с которыми я столкнулся при фотографировании в горах на прошлой неделе, было то, что я не мог найти подходящего предмета для переднего плана, который фиксировал бы внимание зрителя и придавал кадру глубину. Я писал о переднем плане в пейзажной фотографии раньше, поэтому я знаю, насколько важно подобрать хорошую композицию.

Загвоздка тут в том, что виды в горах сильно перегружены. Тут есть деревья, кусты, камни, корни, грунт и потоки куда ни глянь, поэтому он может быть очень трудно подобрать такой ракурс, чтобы один объект был в центре внимания на переднем плане.

Совет № 7: Вам придется расширять обзор, чтобы захватить весь кадр.

Хорошая пейзажная фотография имеет композицию, которая заставляет зрителя почувствовать, что он видит все. Если зритель чувствует, что в кадре что-то отсутствует, это будет отвлекать его от созерцания фото.

Это может стать серьезной проблемой для пейзажной съемки в горах, потому что сосны невероятно высокие. Часто я сталкивался с тем, что, обрезав несколько сосен, я придавал кадру ощущение незавершенности, и первоначальная композиция переставала работать. Для многих из моих снимков это означало, что у меня нет другого выбора, кроме как снимать в вертикальной ориентации.

Этот кадр представляет собой панораму из 10 вертикальных снимков, сделанных на фокусном расстоянии в 15 мм. Это просто иллюстрация того, как трудно порою бывает охватить весь кадр.

Ссылка на основную публикацию