Как приручить боке | Foto-kadr.ru

Как приручить боке

Как приручить боке

Обычно то, что находится в фокусе на фотографии, привлекает наибольшее внимание. Но присмотритесь к областям вне фокуса. Они не менее прекрасны. Они могут быть по-мягкому размыты или быть как ослепляющие искры.

Боке́ — термин, появившийся в русском языке в конце 1990-х годов и описывающий субъективные художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии [1] . На многих изображениях фон размывается фотографом намеренно, для визуального выделения главного объекта съёмки (Википедия)

В данной статье мы рассмотрим несколько различных методов улучшения боке. Стоит иметь в виду, что лучший результат даёт сочетание методов.

Подходите ближе к объекту съёмки

Чем ближе вы находитесь к объекту съёмки, тем больше фон получится не в фокусе. Проблема в том, что объектив имеет минимальное расстояние фокусировки (точка, где объектив больше сфокусироваться не сможет). Ищите то оптимальное расстояние, при котором модель будет чётко выделена, а фон размыт.

Увеличьте расстояние между моделью и фоном

Первый порыв – это поставить объект съёмки прямо перед фоном. Это прекрасно, но боке получится плохо или модель не будет выделяться. Степень размытости будет выше, если фон будет достаточно удалён. Чем больше расстояние – тем больше размытости.

Фотографируйте при длинном фокусном расстоянии

Объективы с большим фокусным расстоянием дают более чёткое разделение. Это помогает подчеркнуть эффект боке. Итак, при использовании зум-объектива 18-55 мм, более удачное фокусное расстояние, увеличивающее боке, 55 мм.

Фотографируйте при максимально раскрытой диафрагме

Чем больше апертура (малые показатели F), тем меньше будет глубина резкости. Хотя, это обманчиво. Фотографирование с показателем F 1,4 не всегда гарантирует боке. Например, если вы снимаете очень далёкий объект (гору), то при любой диафрагме эффект не получится. Потому что объект настолько далеко находится, что объектив фокусируется на бесконечности и всё в кадре будет в фокусе.

Некоторые линзы не имеют больших показателей диафрагмы. Например, объектив 18-55 мм может иметь f/3.5 – f/5.6. Это означает, что когда фокусное расстояние 18 мм, наибольшая диафрагма f/3.5, но по мере увеличения до 55 мм максимальная диафрагма становится f/5.6. В данной ситуации, чтобы получить лучший эффект боке, фотографировать следует на 55 мм с f/5.6.

Захватите в кадр игру света и тени

Боке выглядит лучше, когда смешиваются блики и тени. Например, солнечные лучи, пробивающиеся сквозь листву. Выделяются боке, которые кажутся блестящими. Наличие теней помогает бликам выделиться. Вы можете сами поэкспериментировать с созданием боке, применяя ёлочную гирлянду. Блики на воде или солнечные лучи, проглядывающие сквозь листву тоже хороши.

Интересные текстуры можно найти и на земле. Быстро создать фон в любом месте – полезное умение для портретной съёмки. Свет через траву, камни, песок во время заката сделают хорошее боке.

Не забывайте о чувстве меры

И боке бывает слишком много. Подумайте о том, какие фотографии украсит этот эффект, а какие испортит. Не отвлекайтесь от объекта съёмки. Не забывайте, что это лишь вспомогательный эффект

Рекомендуемые объективы

Создать эффект боке можно с любым объективом, но светосильные будут тут преимуществом. Это чаще всего объективы с фиксированным фокусным расстоянием, без зума. Общая рекомендация – использовать показатели 50 мм f/1.8

Использование 50-миллиметрового объектива на полнокадровой камере покажет вам, что это универсальный инструмент, применимый в любой фотографии. Для камер с датчиками APS-C размер 50 мм подходит как нельзя лучше, особенно для портретов. Для общих же планов он может показаться не подходящим, слишком приближая кадр. Попробуйте для этих целей 35 мм.

Как создать боке на переднем плане с помощью воды на стекле

Автор этого туториала — британский фотограф Джейк Хикс, который занимается редакционной и коммерческой съемкой.

“Мы, фотографы, любим боке, но я не могу сказать, почему именно”, — пишет Хикс. — “Может быть, потому, что это возможность запечатлеть что-то, чего не видят наши глаза. И в этом есть свое удовольствие — поскорее рассмотреть получившийся кадр, ожидая, что камера покажет нам то, чего не покажет зрение”.

Собственно, боке — это артефакты, которые появляются на фотографии, когда камера запечатлевает очень размытые, не в фокусе, пятна света. Как “приручить” эти таинственные круги при студийной съемке и как создать что-то большее, чем очередной эффект “света сквозь листья”?

Вам понадобятся:

  • 1 лист стекла/качественного плексигласа,
  • 2-4 источника света (в целом для создания этой схемы достаточно всего двух),
  • 1 портретная тарелка/небольшой софтбокс,
  • 2 модификатора света — снут (тубус), грид (соты) или створки,
  • 1 маленький софтбокс в качестве модификатора заполняющего света (можно заменить отражателем),
  • желатиновые фильтры (по желанию),
  • смесь воды и глицерина,
  • распылитель,
  • 1 темный фон (что угодно, от черного листа или ткани до профессионального фона),
  • 1 объектив, в идеале f/2.8 или меньше,
  • 1 терпеливая модель.

При установке желатинового фильтра на фоновый свет вы получите боке того же цвета, что и фильтр

Как это сделано

Основная суть идеи — капли воды на стекле. Именно они будут отражать свет и создавать боке на переднем плане портрета. Стекло с каплями надо установить перед моделью, затем выставить очень маленькую глубину резкости и можно начинать съемку.

Чтобы претворить ее в жизнь, вам понадобится лист стекла или, еще лучше, качественного, полностью прозрачного плексигласа, потому что стекло — слишком хрупкий материал. Хикс использовал квадратное стекло (60х60см), вынутое из картинной рамы, то есть вам не требуется чего-то огромного. Для первых проб можно взять стекло или плексиглас меньших размеров.

Затем нужно сделать “воду”. Для этого достаточно смешать простую воду и глицерин в обычном разбрызгивателе-пульверизаторе. Это делается для того, чтобы загустить капли — в отличие от обычной воды, они не будут быстро сбегать по поверхности стекла. Этим трюком часто пользуются фуд-стилисты — для создания образа красивых, свежих томатов, покрытых каплями воды.

Речь идет о вот таких каплях на стекле. Они замечательно отражают свет и создают очень красивое боке

Глицерин и воду надо смешать в соотношении 1:3, но есть смысл провести несколько проб еще до съемки, чтобы выяснить, какие пропорции смотрятся и держатся на стекле лучше всего. Можно для начала сделать смесь 1:1, а потом постепенно подливать воду.

Создаем капли воды с помощью глицерина
Смешайте 3 части воды с 1 частью глицерина, залейте в ручной разбрызгиватель. Для более “прочных” капель возьмите 1 часть глицерина на 1 часть воды

Теперь можно собирать всю схему. Во-первых, как-то закрепить стекло, чтобы оно стояло вертикально между вами и моделью.

Затем установить свет. Свои снимки Хикс делал с четырьмя источниками света, однако в принципе хватит и двух. Для начала установите два источника фонового света позади модели, над ее головой, под углом в направлении камеры. По желанию на них можно установить желатиновые фильтры. На источниках света должны быть модификаторы — снут (тубус), грид (соты) или створки, чтобы управлять им.

После этого установите рисующий свет. В своих примерах Хикс использовал 22-дюймовую портретную тарелку, но ее можно заменить небольшим софтбоксом. Установите тарелку (софтбокс) с той же стороны стекла, что и камера. Она должна быть выше камеры, под углом в направлении модели.

Четвертый источник — это маленький софтбокс на полу, который дает заполняющий свет. Он должен находиться ниже модели, так, чтобы не попадать в кадр. Его можно заменить отражателем, если у вас нет четвертого источника света.

Это схема с четырьмя источниками света. Два из них, снабженные сотами и желатиновыми фильтрами, установлены за моделью, в направлении камеры. Портретная тарелка расположена совсем рядом с моделью. Маленький софтбокс на полу выполняет роль источника заполняющего света. Если у вас есть всего два источника света, то можно обойтись только рисующим светом и одним фоновым. Если источников три, добавьте еще один к фоновому, а источник заполняющего света замените рефлектором.

Теперь пора ставить модель за стеклом и покрывать его каплями. Хикс рекомендует положить под стеклом ткань или бумагу, потому что часть жидкости все равно стечет на пол. Нет разницы, с какой стороны обрызгивать стекло — со стороны модели или камеры; второй вариант просто удобнее для фотографа.

И, наконец, можно переходить непосредственно к съемке. Выставьте диафрагму в районе f/2.8 или еще меньше. Сделайте кадр и посмотрите, как надо подкорректировать источники света. Большая мощность рисующего и фонового света дадут более выраженный эффект боке, меньшая сделает его мягче, незаметнее.

Почему отблески света/боке не видны на самой модели? Дело в правильно установленных источниках фонового света — благодаря им ее силуэт отбрасывает на стекло тень. Этой тени не видно, но именно она не позволяет каплям отражать свет и создавать боке в этом месте.

Вот так и выглядит вся схема для создания боке на переднем плане. Может показаться, что для ее создания требуется много аппаратуры и приготовлений, но на самом деле все не так сложно, да и вместо четырех источников света можно взять только два.

Другие работы и обучающие материалы Джейка Хикса можно найти на его сайте, а также на страницах в Facebook, 500px, Instagram, Twitter и Flickr.

Создаем искусственное боке, не выходя из дома

Боке относится к зоне фотографии, которая осталась вне фокуса. Обычно оно создается источником света и с помощью цвета позади фотографируемого объекта. Эти краткие советы покажут вам пошаговый процесс создания красивого искусственного боке с помощью рождественской гирлянды.

Они будут особенно полезны, если вы хотите создать эффект боке на заднем плане, и так случилось, что вы находитесь в помещении с ограниченным количеством света, подходящим для боке. Добавление искусственного боке может привнести очень интересный и визуально приятный эффект в ваши фотографии.

Что такое боке?

По существу, боке – это размытие. Многие люди относят боке к области фотографии, которая оказалась вне фокуса и усиливается источником света или цвета позади объекта съемки.

Я огромный любитель боке в фотографии. И в связи с напряженным графиком работы, я вынуждена снимать большинство своих фотографий в позднее время у себя дома. Я обнаружила, что съемки в этом пространстве весьма ограничены, и это заставило меня использовать другие ресурсы, которые обычно не используются в фотографии в дневное время или на улице.

Эти рекомендации покажут вам пошагово процесс создания искусственного боке из рождественской гирлянды внутри помещения. Этот эффект особенно применим для фотографирования маленьких предметов, а также людей и животных.

Что вам понадобится

Правильный объектив: чтобы получить боке наилучшего качества, рекомендуется использовать объектив с очень широкой диафрагмой, такой как f/1.8 или f/1.4. Для этого урока я буду использовать Nikkor 50 мм f/1.8. Другие объективы, которые могут быть использованы, это Nikkor 50 мм f/1.4, или Canon 50 мм f/1.8 или f/1.4. Если ваш объектив имеет f/2 или меньше, вы все же сможете создать боке, но его размер и качество пострадают.

Рождественская гирлянда (любой цвет подойдет)

Штатив (необязательно)

Вспышка + оборудование для вспышки (необязательно)

Шаг 1

Установите камеру так, как вы обычно это делаете для съемки в помещении, но диафрагму настройте на самое широкое значение, предпочтительно f/1.8 или f/1.4 (в зависимости от возможностей вашего объектива).

Для этого урока я использую Nikkor 50 мм f/1.8.

Шаг 2 (необязательно)

Если освещения в помещении достаточно, то вам не придется использовать вспышку. Попробуйте установить вашу вспышку не на камеру, направив ее на предмет. Если зона, в которой вы планируете разместить гирлянду имеет отражающую поверхность, вы можете также направить источник света на этот фон, чтобы огоньки отражались от этой поверхности и также создавали боке.

Если у вас нет вспышки и источник света очень слабый, тогда вам следует использовать штатив и установить более длинную выдержку в камере.

Для этого урока я буду использовать Nikon SB-600 справа от камеры с рассеивателем.

Шаг 3

Установите рождественскую гирлянду. Постарайтесь распределить лампочки по всему фону, который вы планируете задействовать, или же на свой вкус. Если вы не можете найти способ приспособить гирлянду, вы можете использовать для этих целей книжную полку и использовать прищепки, чтобы закрепить ее на полках.

Рождественская гирлянда, которую я использовала в этом уроке, автоматически меняет цвет, который переходит от белого до голубого.

Шаг 4

Установите свой предмет съемки. Я обнаружила, что боке получается лучше, если разместить предмет на расстоянии хотя бы четыре или пять шагов от гирлянды. Чем больше будет расстояние, тем лучше.

На первом изображении боке сделано на расстоянии 4-5 шагов, а на втором – 1-2 шага.

Конечно, если вы хотите, чтобы боке было меньше, то делайте на свое усмотрение. Это все лишь мои личные предпочтения.

Шаг 5

Если вы не используете фикс объектив, то воспользуйтесь зумом. Этот снимок был сделан с помощью Nikon 55-200 мм на 95 мм (это максимальное расстояние, на которое я смогла приблизится в помещении). Хотя диафрагма была установлена на f/4.5, я смогла создать боке лучшего качества, чем не используя зум вообще.

Шаг 6

Сфокусируйтесь на своем предмете. Старайтесь оставаться близко к нему, потому что, если вы сильно отдалитесь, боке получится очень маленьким. Этот снимок был сделан с тем же объективом 50 мм, который использовался в окончательном варианте. Но он был сделан подальше от предмета, в результате боке получилось меньше.

Шаг 7

Нажмите на спуск затвора камеры и вуаля! Вы сделали фотографию с искусственным боке с помощью обычной рождественской гирлянды.

Секреты красивого боке. Часть 01

О каком художественном приеме начинающие фотографы узнают в первую очередь?

Ради чего фотографы покупают новые дорогие объективы?

Что (пока еще) принципиально отличает фотографии с профессиональной фотокамеры от фотографий с телефона.
Правильно, боке!

О нем, родимом, и буду вещать в этом цикле статей для фотографов и фотолюбителей.

Итак, всеми любимый художественный прием “боке”.
Боке ( «размытость», «нечёткость») — это обозначение для той части изображения, которая находится не зоне нерезкости, расфокуса.
Как правило, про “боке” говорят, когда оно на изображении очень заметно. Тот самый “размытый, не резкий фон”. Еще несколько лет назад фотографы сталкивались с клиентами, которые возмущались: «А чего это вы (фотограф) фон в фотошопе размыли? Верните обратно, чтобы все резко было!» Сейчас такие комические случаи — это большая редкость. И фотографы и не-фотографы отлично понимают, что размытый фон на фотографии — это не фотошоп, и что это красиво и функционально ( отделяет объект от фона, улучшает восприятие сюжета).

Интересная особенность боке — это один из немногих художественных приемов, который можно купить за деньги.
И в этом один из секретов его безумной популярности. То есть, собираем деньги, покупаем светосильный объектив — и вот оно, вожделенное боке! Со всеми вопросами было бы так просто…

А просто ли? Как бы ни так.

У такого, казалось бы, простого и очевидного художественного приема, как боке, есть масса нюансов, тонкостей и хитростей. Смотрите, я даже на целый цикл статей про него замахнулась!

Итак, тема этой статьи — сюрпризы ночного боке.

Покажите мне такого человека, которому не нравились бы вот такие, к примеру, фотографии, где яркие цвета, глубокий выразительный контраст и замечательные круглые бокешечки на фоне:

Так вот, я вас сейчас удивлю: найти в ночном городе место, где получается именно такой красивый «бокешечный» фон не так уж просто. Попробуйте сами!
Лично мне пришлось провести немало тестовых съемок, чтобы найти те самые места, куда поставь человека, подсвети его грамотно — и вот он, шедевр!

Очень часто получается, что на фоне слишком много света, нет эффекта ночи, либо бокешки сливаются в сплошное пятно пересвета, либо они складываются в некрасивые геометрические формы. Либо их просто мало. Очень часто «подводят» официальные достопримечательности — часто именно на их фоне и получаются некрасивые невыразительные ночные фотоснимки.

Зато самые неприглядные места ночью могут приятно удивить и подарить прекрасный «задник» для ночного портрета.
Не верите?
А загляните-ка в эту статью моего бога — там я даю прекрасный пример как раз такого случая:

Убедились?
Едем дальше.

Вот вам ценный лайфхак. Чтобы «протестировать» качество боке в любом месте, сделайте снимок местности с расфокусированным объективом. Как это сделать? Достаточно просто. Любой современный объектив имеет переключатель «автофокус-мануальный режим». Если вы переключаетесь в мануальный или ручной режим, вы можете сделать снимок боке.

Именно таким способом и получают снимки, вроде этого:

На самом деле на этом фотоснимке фонарный столб, и я максимально расфокусировала изображение. Вот как он выглядит, если делать снимок с фокусом на столбе:

Надеюсь, методику вы поняли.

Итак, в целях эксперимента и в поисках красивого боке я прошлась по моему району.

Вот это место, в центре района, со множеством гирлянд, внушало мне много надежд.

Именно здесь я сделала летом эти портреты:

Однако тест на боке показал достаточно скучный результат:

Хотя красивая модель может исправить ситуацию, как видно из предыдущих снимков. Но в целом место меня разочаровало. Я ожидала от него большего.

Идем дальше. Симпатичная улица в сочетании с красивым закатом дали мне неплохие результаты:

Я остановилась возле фасада магазина. Мне было интересно, каким же окажется боке в этом месте. Здесь у нас и окна, и красные гирлянды, и яркая вывеска, и подсветка курсов валют.

Боке оказалось очень нарядным, все элементы превратились в разные по форме объекты. Такое боке может здорово украсить портрет. Хотя кто бы подумал — просто гастроном. Будешь фотографировать кого-то на его фоне — прохожие засмеют и точно решат, что вы говнофотограф).

Одно из самых симпатичных в плане антуража и подсветки кафе на этой улице. Тест на боке показал средний результат. Гастроном по факту «сработал» гораздо круче.

А сейчас я покажу вам три «волшебный» пейзажа, которые дали на мой вкус самое интересное, контрастное и художественное боке.

Вы удивитесь!
Итак, первый пейзаж, как в классике «Ночь, улица, фонарь, аптека». Только плюс еще пустырь.

Второй пейзаж, темная улочка. Конечно, очень сильно красоты добавил выезжающий автомобиль. Так что локация нестабильная, нужно ловить блики от фар.

И третий номер, самое крутое на мой вкус боке, которое я «добыла» на моей ночной прогулке:
Обратите внимание, какую чудную фактуру дает отражение фар машины от обычного шиферного забора. Получается просто-таки волшебная фактура! Мечтаю поснимать возле этого забора симпатичную модель. Думаю, получится очень круто!

Итак, вы убедились на примерах, что красивый фон в ночной съемке может получиться в совершенно некрасивом будничном месте. На то мы, фотографы, и профессионалы, чтобы видеть не то, что есть сейчас, а то, что скрыто в потенциале. И практика съемки ночных портретов прекрасно помогает раскрыть и потенциал места, и ваш потенциал, как людей искусства.

Кстати, приглашаю вас на мои мастер-классы по ночной съемке, где мы и места находим, и светить учим, и с моделями работаем. Подробно о мастер-классе:

Актуальные даты мастер-класса можете уточнять в личной переписке.

Читайте все полезные советы для фотографов здесь: полезные советы для фотографов.

P. S.: Автор фотографий и статьи — Катерина Упит (то есть я). Перепечатывать текст в электронных и печатных издательствах можно только с согласования с автором. Материалы сайта защищаются законом об авторских и смежных правах. По вопросам сотрудничества пишите сюда.

Как приручить боке

Боже мой. Девочки, вы просто Титаны теории фото )) Наталия, большое спасибо. Я раньше даже и слова-то такого не знала — боке )) Ну, теперь держите меня семеро! Вперёд, к экспериментам.

А ведь красивую дырочку можно и дыроколом сделать. Вот здорово!

Хорошо, если есть дьірокол с красивьіми вьірезами! Находка! 😉 А некоторьім пришлось карандашем рисовать и маникюрньіми ножницами ковьіряться в картоне :-))))

Пожалуйста 🙂 Фигурка, сделанная дыроколом может не подойти по размеру, ведь для разных объективов и ситуаций он может быть разным. Но если подойдет, прекрасно! Картон при вырезании имеет тенденцию «лохматиться» по краям, лучше использовать плотную бумагу.

Черная бумага для пастели отлично подойдет, она хорошей плотности, и не лохматится после вырезания фигурки в трафарете — хоть ножичком, хоть маникюрными ножницами ковыряйся :))

Большое спасибо! Обязательно попробую!

Спасибо огромное за сказочный урок!

Ну вот! А я то думала что эта красота какой-то спецтехникой делается или в крайнем случае фотошопом из обычных бокешек дорисовывается:))) а оказывается всё гениальное просто:))) Пошла пробовать!

Да, на самом деле можем создавать такое волшебство сами, без фотошопа 🙂 К тому же, очень увлекателен сам процесс!

какая красота!
Спасибо девочки, за волшебный чудо урок!
обязательно испробую!

Очень интересно! нужно попробовать!
Спасибо!

Очень познавательная статья,а фотографировать в боке интересно и захватывает.

Друзья, будем рады, если статья пригодится для ваших творческих экспериментов.
Благодарю за внимание!

Добрый день! Очень интересная статья, и так кажется все просто, но столкнулось с тем, что у меня не получилось боке( Объектив китовый 18-55, прорезь сделала сердечко не более 10мм, снимала игрушку на елке с включенной гирляндой. Подскажите в чем моя ошибка и где все таки лучше снимать, чтобы было по максимуму подсветка? Спасибо заранее

Добрый день, Наталья!
Огоньки должны быть как можно дальше от вас, в то время, как игрушка, наоборот, как можно ближе. При этом между игрушкой и ёлочной гирляндой должно быть расстояние в несколько метров.
Нужно снять игрушку с ёлки или использовать другой предмет (чем меньше его размер, тем лучше), на котором вы будете фокусироваться, отойти подальше от ёлки с горящими огоньками, разместить игрушку на журнальном столике или другой поверхности, подсветить ее при помощи настольной лампы или фонарика, отключить автофокусировку и яркий свет в помещении, максимально открыть диафрагму (f/3.5 — f/4), сфокусироваться на игрушке. При этом задний фон с огоньками начнет размываться и сформируется боке. Выдержка должна быть длительной, желательно использовать штатив или же другую подходящую опору. Картинка получится с эффектом виньетирования (затемнение по краям), что характерно для китовых объективов, устранить можно при помощи кадрирования (обрезки) фотоснимка в редакторе (например, здесь http://im-a-photographer.blogspot.com/p/blog-page_10.html)

Из личного опыта, у меня тоже китовый объектив. Пробуйте, Наталья, не сдавайтесь, оно того стоит 🙂
Если возникнут еще вопросы, обращайтесь, будем вместе разбираться.

Спасибо за подробный ответ) У меня возник еще такой вопросик, а большой ли должен быть размер рисунка, например, 1,6см это будет много или все же нужно сделать чуть меньше?
Пыталась аккуратно вырезать на картоне — не получилось, край лохматит, аккуратно с первых разов никак не вышло, сегодня купила пастельную бумагу, буду экспериментировать

Пастельная бумага — отличный выбор, с ней проблем «лохматости» быть не должно.
Размер фигурки определяется методом подбора, хотя есть способы просчитать поточнее. Один из них описан в статье. Разделите 55 мм (ваше фокусное расстояние при съемке) на число обозначающее открытие диафрагмы в данном конкретном случае (к примеру 4), получите диаметр кружочка, в котором нужно рисовать фигурку.
55 : 4 = 13.75
То есть, получается 13-14 мм.

У меня объектив 18-105 мм, снимала с показателями 105 мм и f/5.6.
105 : 5.6 = 18.75, так что рисовала по центру кружок где-то 18 мм и в нем уже фигурку..

Всегда рады Вашим отзывам!
Если не знаете, как опубликовать свой комментарий:
— выберите — комментировать как: — имя/url.
— напишите имя и текст отзыва (url необязательно, может быть адрес страницы соцсети)
Если есть почта на Gmail, можно использовать свой профиль.
Спасибо!

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Создание великолепного боке в домашних условиях

Не могу не поделится, этим мимими очаровательным уроком от Marie Sturges. Бокешечка — это наше всё, да и сколько можно снимать ветчоки под домом объективами по питсот баксов. Надеюсь урок поможет вам сделать ваше хобби разнообразнее и ярче.

Важное примечание: пост добавлен планировщиком автоматически, в связи с опасными глюками работы текущей версии ЖЖ, кат не поставлен и ставится не будет до обновления версии ЖЖ.

Боке — это рисунок объектива вне зоны фокусировки, который может быть создан искусственно из источников света и цветовых пятен. В этом уроке мы шаг за шагом научимся создавать искусственное боке используя новогодние гирлянды.

Этот метод крайне полезен, если вы хотите добиться красивого боке на вашей фотографии!

Боке — это зона нерезкости, в, которой можно используя игру света, бликов, цветовых пятен, добиться создания красивого фона для главного объекта на вашей фотографии.

Я большой поклонник творческих боке, но из-за плотного графика мне часто приходится снимать дома и делать это ночью. Дом это малое пространство для творчества, что побуждает импровизировать и использовать вещи, которые обычно не используются в фотографии при съемке на улице.

Мой метод особенно полезен для съёмки небольших предметов, животных и людей в помещении.

Что вам понадобится

Правильный объектив: для получения классного боке лучше использовать светосильный объектив. Для этого урока я буду использовать Nikkor 50mm f/1.8. Если ваш объектив F / 2 или меньше, вы все равно можете создавать прекрасное боке, но его размер и качество будет несколько меньше.
Новогодние огни любого цвета
Штатив(опционально)
Вспышка, радиосинхрон, зонт(опционально)

Шаг 1
Максимально откройте диафрагму вашего объектива, настройте экспозицию для съемки в помещении. Не забываете о том, что ISO лучше не поднимать больше 100 или того, которое является рабочим для вашей камеры.

Шаг 2 (опционально)

Если область, в которой вы планируете поместить новогоднюю гирлянду, имеет отражающие поверхности, то вспышка помимо освещения главного объекта может создавать дополнительные интересные моменты из бликов в зоне боке.

Если освещение вашего помещения достаточно вы можете не использовать вспышку.

Если у вас нет вспышки , то вам необходимо использовать штатив и большие выдержки.

Для этого урока я буду использовать Nikon SB-600. Она будет создавать рассеянный свет (тут наверняка прячется софтбокс — прим. Cdyu) направленный на объект съёмки справа от камеры.

Установите гирлянду. Вы можете расставить огни равномерно по всему фону либо организовать их в рисунок на свой вкус. Гирлянду можно, к примеру, закрепить на книжной полке при помощи канцелярских прищепок, которые, кстати, и сами будут создавать блики.

Гирлянда, использованная в этом уроке, автоматически меняет цвета, они меняются от белого к синему цвету.

Разместите снимаемый предмет. Я считаю, что лучшее боке получается, если расстояние от предмета до фона не менее полутора метров. Чем дальше фон от предмета, тем лучше.
На первом изображении фон находится на расстоянии а на втором около

Шаг 5
Если у вас нет светосильного фикса, вы можете попробовать использовать «телевик». Этот снимок сделан с помощью объектива с ФР (55-200мм) на фокусном расстоянии 95 мм. Хотя диафрагма была установлена f/4.5, всё равно получилось добиться интересного боке, если бы размер помещения позволял бы использовать большее ФР, результат мог бы получится ещё лучше.

Шаг 6
Сфокусируйтесь на объекте съёмки. Постарайтесь держаться ближе к нему, потому, что чем дальше вы отойдете, тем меньшим будет ваше боке.

Снимаем и вуаля! Вы сделали фото с прекрасным искусственным боке полученном при помощи простой гирлянды!

Боке — великая сила художественной фотографии!

Артем Кашканов, 2014

Слово боке появилось относительно недавно — в конце 1990-х годов. Слово пришло из японского языка, на котором оно означает «нечеткость», «размытость». Боке — это своеобразный рисунок, который формируется из объектов, находящихся вне зоны резкости. Человек не может своими глазами увидеть эффекта боке, так уж устроен наш глаз, что все видит резко (при нормальном зрении). Вся прелесть боке заключается в том, что при грамотном его использовании можно снимать очень необычные фотографии чуть ли не на ровном месте. Конечно, для этого крайне желательно наличие хотя бы одного «красиво размывающего» объектива. Известно, что производители фототехники при разработке нового объектива изо всех сил стараются дать ему максимум разрешающей способности и снизить искажения, вызванные аберрациями разных видов — наносят на линзы многослойное просветление, вводят низкодисперсные и асферические элементы, совершенствуют оптическую схему и так далее. Это, впрочем, почти всегда удается — объектив каждой следующей модификации действительно дает более высокую детализацию, чем предшественник, и «прорисовывает» пропорционально растущие мегапиксели. Но, обратите внимания — среди профессиональной оптики встречаются «нетипичные» объективы, которые намеренно смягчают картинку. Например, Canon EF 135mm 1:2.8 Soft Focus, Canon EF 50mm 1:1.2L и т.п. Если посмотреть лабораторные тесты, то разрешающая способность у них невысока (особенно по краям кадра). Зачем тогда люди платят бешеные деньги, покупая такую оптику? Они покупают боке!


Боке объектива Canon 50mm f/0.95. Автор фотографии — Moaan

Стоимость объективов, имеющих такое боке, иногда с легкостью переваливаливает за 100 тысяч рублей. Сумма, так скажем, подъемная далеко не для всех. Может есть какие-то варианты подешевле? Да, безусловно. Но впервую очередь нужно разобраться, в каких случаях боке «играет и выигрывает», а в каких «висит бесполезным балластом». Так, глядишь, и обойдемся тем, что имеем!

Обязательно ли иметь дорогую оптику, чтобы получать красивое боке?

Оказывается, нет! За поиском истины для начала обратимся к старой советской «мануальной» оптике, которая стоит копейки по сравнению с «настоящими» Цейссами и Лейками (зачастую, являясь их копиями). Посмотрите это фото (на нем так называемое «крученое» боке):

Не буду приводить большое количество примеров, вы их можете найти в группе М39-М42 Клуб. Гелиос 40 — там много замечательных фотографий, сделанных Гелиосами, Юпитерами, Индустарами, Таирами, и т.д. — советскими объективами, которые сейчас стоят весьма скромно по сравнению с оригинальной оптикой Canon, Nikon, Pentax и т.д. Что касается оригинальной оптики — любительские недорогие фиксы в некоторых ситуациях тоже проявляют себя очень неплохо, хотя у них картинка может быть и не такой интересной. Например, эта фотография сделана любительским «полтинником» Canon EF 50mm 1:1.8 II:

Эта фотография интересна тем, что фактура боке перекликается с фактурой на переднем плане — круглые листочки, круглые «бокешки». В виду того, что на фотографии преобладают светлые тона, это добавляет ей легкости и воздушности. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что более-менее приемлемое боке у «полтинника 1.8» только на открытой диафрагме, но при этом детализация в зоне резкости не высока. Конечно, то боке, которое дает недорогая оптика может быть и не столь утонченно-изящное, как у топовых «творческих» объективов но учитывая 20-, 30-, иногда даже 100-кратную разницу в цене, недорогим объективам можно многое простить и рассматривать их как отправную точку в развитии нового виденья старых сюжетов.

Можно ли достичь хорошего боке на зум-объективе?

К сожалению, большинство зумов не может похвастаться хоть сколько нибудь оригинальным или, хотя бы, узнаваемым боке. Китовые объективы 18-55mm со светосилой f/5.6 на длинном конце размывают фон «для галочки», чтобы удовлетворить потребности тех, кто теоретически знает, что на портрете фон должен быть размытым. Вот максимум, что можно выжать из китового объектива:

Фотография была сделана аппаратом Canon EOS 400D с объективом 18-55 мм на длинном конце с максимально открытой диафрагмой (5.6). Дистанция фокусировки — минимально возможная — около 30 сантиметров. Рисунок боке по сравнению с теми же «Гелиосами» получился весьма унылый и безликий — сразу видно, что проектировщики объектива о боке задумывались в последнюю очередь. По пятнышкам размытия будто прошлись инструментом «размытие по Гауссу». С китовыми объективами все понятно, но что если взять оптику посерьезнее? Ниже приведено несколько примеров фотографий, сделанных на Canon EOS 5D с объективом Canon EF 24-105mm 1:4L.

Заметно, что боке уже более интересное, чем у китового объектива — вместо размытых пятнышек на заднем плане аккуратные «кругляши» (т.н. диски нерезкости). Однако, при съемке с очень близкой дистанции на длинном конце и максимально открытой диафрагме, диски нерезкости уже начинают отвлекать от перед переднего плана, а это уже не очень хорошо:

Так или иначе нужно найти некую золотую середину, при которой боке дополняет основной мотив, но не пытается его затмить. Следующая фотография сделана с фокусным расстоянием 105 мм и диафрагмой 7.1:

Вывод — интересное боке можно получить и с зум-объективом. Главное, чтобы максимальное фокусное расстояние было более-менее приличным (от 70 мм) и светосила на длинном конце была бы от 1:4 и больше. Но все равно, большинство зумов выглядит компромиссным решением по сравнению со светосильными фиксами.

Количество лепестков диафрагмы — для чего оно указывается в характеристиках объектива?

В характеристиках объектива всегда указывается такая вещь как количество лепестков диафрагмы. На что это количество влияет, знают не все. Тут принцип такой — чем больше лепестков у диафрагмы, тем ближе форма дисков нерезкости к кругу, если диафрагма прикрыта (на открытой диафрагме количество лепестков не оказывает на форму дискков никакоговлияния). Считается, что чем больше лепестков, тем более «правильное» получается размытие, так как диски нерезкости склонны принимать форму диафрагменного отверстия.

5-лепестковая диафрагма

7-лепестковая диафрагма

Некоторые объективы в виду своих конструктивных особенностей имеют очень необычный рисунок боке! Например, у объектива Зенитар МЕ1 диафрагма имеет форму ромба!

Соответственно, рисунок размытия у этого объектива очень своеобразный:

Подробнее об этом объективе можно почитать на сайте www.deep-life.ru, собственно, оттуда и были взяты две последние фотографии. Еще интереснее боке у зеркально-линзовых телеобъективов, например, MC 3M-5CA 8/500 — оно уже в виде бубликов:


Источник

Как оценить боке объектива?

Возможно, после просмотра приведенных в статье фотографий, вы уже задумываетесь о покупке нового стекла, чтобы заняться подобными экспериментами. Как выбрать? Расскажу историю из своего опыта. Когда-то давно при покупке портретного объектива, продавец продемонстрировал мне примеры портретных фотографий с настолько сильно размытым фоном, что складывалось впечатление, будто фотографировали на фоне покрывала. Что-то вроде этого:

Продавец с восхищением говорил: «Посмотрите, как он круто размывает задний план!» На самом же деле, задний план не просто размыт, он убит. Проблема здесь уже не в объективе, а в построении кадра. Если дистанция от объекта до заднего плана велика, задний план будет размыт «в ноль» и фотография легко может потерять объем — фигура портретируемого будет выглядеть будто наклеенной на задний план (хотя, некоторые это преподносят как достоинство). Лично я считаю, чтобы сохранить объем, лучше обеспечть плавный уход заднего плана в размытие. Проще всего это сделать, если между передним и задним планам будут располагаться какие-то промежуточные объекты (желательно, однотипные), которые будут размываться по-разному — чем дальше, тем сильнее.

Если вы смотрели подборки художественных портретных фотографий, наверняка обратили внимание, что уходящие вдаль аллеи, по краям которых растут кусты и деревья — чуть ли не излюбленное место для фотографов-портретистов. Возвращаясь к теме оценки боке (желательно, до покупки объектива), ищите в интернете примеры именно художественных фотографий — портретов, макро, просто крупных планов, сделанных именно на пестром фоне — только в таких условиях можно увидеть реальное боке объектива. И поменьше слушать продавцов! Почти всегда у них иные критерии оценки объективов, нежели у творческих личностей, вроде нас с вами 🙂

Ну и напоследок, еще одна тема, которая волнует многих.

Можно ли создать боке в Фотошопе?

Есть несколько программных способов смоделировать боке. Один из них — инструмент «Размытие при малой глубине резкости» (Lens blur) в Adobe Photoshop.

Давайте попробуем сравнить результат программного и оптического размытия. В качестве объекта съемки выберем конструкцию из светодиодных гирлянд:

Сначала, давайте сделаем размытие в Фотошопе. Используем инструмент «размытие при малой глубине резкости», выбираем имитацию объектива с 8-лепестковой диафрагмой. Вот что получилось:

Мне одному кажется, что это очень похоже на боке китового объектива 18-55 мм? А вот так размыл картинку объектив Гелиос 44М (58 мм, 1:2):

Я думаю, и без объяснений видно, что второй вариант гораздо красивее и интереснее. Программное размытие получилось монотонным и скучным. Размытие оптическое имеет определенную фактуру, форму (у разных объективов она разная). Диски нерезкости имеют четкие края. Таким образом, боке, полученное при помощи подобного объектива способно превратить заурядный и банальный мотив в оригинальную художественную фотографию!


p.s. На заднем плане — такая же гирлянда, что и на переднем, но воспринимается она совсем иначе.

Ссылка на основную публикацию