Как максимально использовать композицию в фотографии | Foto-kadr.ru

Как максимально использовать композицию в фотографии

Как максимально использовать композицию в фотографии

На языке фотографии композиция может сделать изображение просто хорошим, а может – фантастическим. Да, вам понадобятся и другие компоненты; свет должен быть драматичным, объект – привлекательным, а цвета – яркими. Все это повлияет на конечный результат. Если у вас все это есть, но композиция не сильна, то изображение не удастся.

У Джея Майзеля есть цитата: «Как фотограф вы несете ответственность за каждый дюйм своего кадра». Так и есть, и одна из прочих мантр Джея заключается в том, что он предпочитает говорить о кадрировании, а не обрезке. По его мнению, кадрирование выполняется во время съемки. Обрезка совершается позже в процессе постобработки. Он утверждает, что обрезка меняет первоначальный замысел изображения. Если вы создаете определенное изображение, а затем обрезаете его, то получается уже другое изображение.

Кадрируйте сцену непосредственно в камере

Я думаю, что Джей имел ввиду не то, что обрезать нельзя, а скорее то, что вы должны составлять композицию с умыслом и целью, а не просто надеяться на лучшее и пытаться «исправить» изображение позже путем обрезки. Хорошая композиция действительно имеет большое влияние на фотографию в целом. Изменение композиции ничего не стоит. Вам не нужно особое оборудование или объективы. Нет необходимости ждать особого света. Вы можете фотографировать в любое время суток. Композиция – это единственный элемент фотографии, который легко исправить, но многие упускают это.

Существует множество статей о композиции и лучших техниках для ее усовершенствования, так что я не буду пытаться снова изобрести колесо. О чем я хочу здесь поговорить, так это визуальное восприятие. Это больше касается визуального путешествия, в которое вы приглашаете зрителя, а не точки назначения. В этой статье мы не будем обсуждать правило третей, но поговорим о кадрировании, удалении отвлекающих элементов и о том, как свет, форма и текстура делает свой вклад в композицию.

Мы поговорим о том, как чей-то взгляд будет «путешествовать» по изображению. Вы же хотите, что зрители смотрели на ваши снимки как можно дольше, находили их интересными, были очарованы и вдохновлены тем, что они видят.

Кадрирование без обрезки

Как фотограф вы несете ответственность за все, что находится в кадре. Это означает, что только вы решаете, что будет в кадре и, что более важно, не будет там находиться. Очевидно, что основной объект должен быть помещен в кадр, но что еще там должно быть? Спросите себя, все ли элементы дополняют историю, которую вы хотите рассказать. Если нет, то избавьтесь от них.

В данном случае меньше – это определенно больше (и обычно лучше). Помните о визуальном беспорядке в кадре, предметах, которые отвлекают внимание зрителя от основного объекта. Это на самом деле очень сложно понять, такой навык потребует времени и практики. Но как только вы научитесь этому и будете упорно трудиться над решением этой проблемы, то станет намного проще.

Фокус на ваш объект.

Устранение отвлекающих элементов

Это звучит очевидно, но не всегда так просто. Есть множество вещей, которые могут заставить зрителя отвлекаться, когда он смотрит на изображение. Любые слова на фотографии будут автоматически привлекать внимание. Указатели, граффити, уличные знаки … все, что содержит слова или буквы, заставит зрителя смотреть на ту часть фотографии. Если слова не имеют значения для изображения, то постарайтесь удалить их из кадра.

Цвет может заставить взгляд блуждать. Если в вашей сцене много цветов, это хорошо, но если она в значительной степени монохромна и в кадре только один цвет, то он станет точкой фокусировки. Теплые цвета, как желтый или красный, очень быстро привлекут к себе внимание, так что осознанно выбирайте цвета.

Человеческая фигура также привлечет внимание. Опять же, если человек является ключевой частью изображения, это отлично, оставьте его там. Но если нет, то дождитесь, пока он выйдет из сцены или перекадрируйте сцену без него. Будучи людьми, мы склонны очень быстро находить человеческую фигуру в изображении, и это станет основным фокусом.

Будьте внимательны к отвлекающим элементам, словам, линиям электропередач и пр.

Использование света, формы и текстуры

Эти три элемента (их больше) помогут вам в визуальном восприятии.

Свет является ключом к созданию любого изображения. Без света мы не можем сделать фотографию. Свет также о многом говорит. Вы можете использовать боковой свет, чтобы подчеркнуть текстуру. Можете использовать фронтальный свет для создания силуэта, который подчеркнет форму. Эти три элемента являются важными инструментами в том, чтобы заставить людей обратить внимание на ваш снимок.

Формы добавляют в изображение динамику. Подойдите ближе и подчеркните форму объекта. Если в нем есть изгибы, то сделайте так, чтобы они заполнили кадр. Формы также могут быть отличным объектом. Они повсюду, вы только начните искать.

Текстура является прекрасным способом подчеркнуть объект. Чтобы получить хорошую текстуру на фото, свет должен исходить сбоку. Он усиливает текстуру и делает каждую деталь видимой, если свет правильный. Благодаря текстуре ваше изображение будет выглядеть трехмерным. Ее использование – прекрасный способ сообщить больше информации о вашем объекте.

Используйте боковой свет, чтобы подчеркнуть текстуру.

Подойдите ближе

Чтобы убедиться, что вы получаете максимальную отдачу от сцены, нужно сделать несколько вещей. Во-первых, подойдите ближе и заполните кадр вашим объектом. Это особенно полезно, когда вы создаете абстрактные или креативные изображения. Если вы не собираетесь заполнять кадр объектом, то решите, где именно он будет размещен. Да, вы можете использовать правило третей (это я выбрал бы в последнюю очередь), но вы также можете применить спираль Фибоначчи (Золотое сечение) или любую другую композиционную технику.

Самая важная часть эффективной композиции – убедиться, что ваш зритель знает, на что он должен смотреть. Если объект непонятен, то изображение не будет иметь большого влияния. Вы, вероятно, встречали такое. Вы показываете кому-то свои фотографии из последнего путешествия, и они просто мимоходом пролистывают их. Затем что-то внезапно приковывает их внимание и заставляет рассмотреть сцену повнимательнее. Теперь вы знаете, что изображение попало в цель.

Как я уже говорил, все элементы должны объединиться, чтобы получить хорошее изображение. Но если у вас есть хороший свет, хорошая экспозиция и плохая композиция, то скорее всего люди просто перевернут эту фотографию.

Заполните видоискатель вашим объектом.

Заключение

Итак, что еще может улучшить композицию? Это обманчиво просто, но легко упускается из виду. Это получение вдохновения у лучших фотографов в том жанре, в котором я собираюсь снимать. Если это стрит фотография, то я смотрю работы Генри Картье-Брессона, Джея Майзеля, Эрнста Хааса, и других. Если это пейзажная фотография, то я смотрю Анселя Адамся, Чарли Вайта и Коос ван дер Ленде. Я смотрю фотографов, которые вдохновляют меня. Я также стараюсь посещать галереи, когда это возможно.

Фотография как жанр искусства существует менее 200 лет. Большинство техник, которые мы используем, заимствованы у великих художников прошлого. Проведите время, изучая композиции мастеров. Посмотрите, как они размещали объект в сцене. Посмотрите, как работает свет в их картинах, это жесткий свет или мягкий? Потратьте время на то, чтобы изучить, как они использовали цвет и формы. А затем идите и применяйте эти знания в своих фотографиях. Со временем вы заметите, что ваш глаз и ваши снимки станут лучше.

Усердно работайте над тем, чтобы натренировать свой глаз на хорошую композицию.

Композиция в фотографии: как сделать гармоничный кадр?

В этой статье мы познакомимся с азами композиции и построения кадра. Несколько простых приемов сделают наши фотографии красивее и понятнее. Все кадры приведенные тут сняты на камерофон Nokia Lumia 1020.

Даже в обычном портрете очень важны такие моменты как компоновка кадра, его ориентация и кадрирование, наличие различных элементов окружения и фон. С чего начать и как сориентироваться?! !

Формат кадра

Форматом кадра называют соотношение его сторон, кроме того различают вертикальную или горизонтальную ориентацию кадра. Выбрать подходящий вам формат можно в настройках, прямо во время съемки, или после, во время кадрирования.

Некоторые из распространенных форматов кадра:

1:1 Квадрат или “один к одному”

3:2 Классический формат кадра 35мм пленки или “три к двум”

2:3 Вертикальная ориентация того же формата

4:5 Классический, более основательный формат “четыре к пяти” — в таком формате делали стеклянные фото-пластины, форматные и некоторые средне-форматные камеры

16:9 Молодой и динамичный широкоэкранный формат, известный нам по кино и видео, а теперь встречающийся и в фотографии

Это далеко не все существующие форматы, но основные из них. Кстати, зачастую разумно кадрировать работы не в произвольном формате, а в одном из выше описанных — людям привычны эти соотношения сторон, да и серии фотографий смотрятся гораздо лучше, если размеры кадров не скачут от фото к фото.

Какой формат выбрать для конкретного кадра или всей съемки?

Квадрат хорош для спокойных, завершенных, гармоничных сюжетов. В том числе для натюрмортов или портретов людей в соответствующем настроении:

А вот для сравнения исходный, полный кадр из которого квадрат был кадрирован:

Вертикальные кадры хорошо передают неустойчивое равновесие, некое намеренье или возможность падения, движения, перемен:

Если вам надо снять высокое здание или канатаходца, который балансирует на веревке — вертикальный кадр лучшее решение. А вот пример, когда опасная и истерическая личность образа так и просит вертикального, неустойчивого кадра.

Более традиционный и винтажный формат 4:5 отлично подходит для классического портрета, намекая на исторические аналоговые корни фотографии. Приведу в пример кадры с камерофона Nokia Lumia 1020, стилизованные под аналоговую съемку и печать в программе Snapseed:

Горизонтальные форматы хороши для пейзажей, сцен с большим числом героев. Когда есть что показать на фоне — будь то интерьер, виды города или природы.

Отлично подходят они и для явного движения, динамики в портрете. Даже широкоэкранный формат 16:9 смотрится оправданно в такой ситуации.

Не бойтесь экспериментировать с форматами и ориентацией кадра — перемена окна может сделать мир за ним новее и интереснее 🙂

Модель и фон

Отношения модели и фона — вопрос непростой и очень важный. Самое первое что нужно освоить — отделение модели от фона. На плоской поверхности картинки мир немного не такой как в реальности — торчащий из головы модели или “приклеенный” к ней сбоку заметный предмет (линия, горизонт, яркое пятно на фоне) может испортить верное ощущение пространства и отобрать удовольствие у зрителя.

Хорошо когда модель заметно светлее или темнее фона — это называется “тональное разделение”

Если быть кратким — внимательно следите за фоном — он должен обрамлять модель, крутиться вокруг нее, но не конфликтовать с ней.

Не оставляйте во время съемки без внимания заметных объектов и линий на фоне, которые уж точно бросятся в глаза вашим зрителям в результате, а используйте их в свою пользу — создавая композицию, баланс, концентрируя внимание на модели и ее состоянии.

Точка зрения

Пробуйте необычные ракурсы, положения камеры и точки зрения — они сделают ваши снимки интереснее и покажут зрителю привычные вещи с новой стороны.

Снимайте не только сверху и снизу но и через какие либо препятствия — создавая ощущение подглядывания, объема. На телефон можно снимать даже через подзорную трубу или бинокль:

Ну что-же. Напоследок — еще несколько примеров интересных кадров, снятых под разным углом вверх или вниз, а нам останется только пожелать вам хорошего настроения и творческих идей!

Осваиваем искусство композиции в фотографии

Одно из первых правил фотографии, которые мы учим, это правило третей. Но когда Вы понимаете эту концепцию, встает вопрос: что еще можно сделать, чтобы улучшить композицию кадра? Правило третей помогает начать работу, но нужно знать еще много вещей, кроме того, как правильно располагать объект в кадре.

Сегодня мы рассмотрим еще несколько аспектов композиции, чтобы Вы были подготовлены еще лучше к съемке!

Мне никогда не нравилось выражение «правило третей». «Принцип третей» звучит намного лучше, но не так выразительно. Почему лучше использовать здесь слово «принцип»? Потому что иногда в самой эффектной композиции нужно расположить предмет по центру. Ил у самого края кадра. Постоянно думая о правилах, можно зациклиться на формулах. Начинается работа только головой, не сердцем (идеально, когда и голова, и сердце работают вместе).

На фотографии выше я поместил скалу именно по центру и около края кадра, потому что она органически связана с облаками и отражением в воде. Композиция как бы балансирует между белыми облаками и темной скалой. Учитывая принцип третей, невозможно было бы составить композицию кадра таким эффектным образом.

Рекомендации

Здесь Вы найдете семь руководящих принципов, которые помогут Вам улучшить мастерство фотографа. Однако Вы всегда можете попробовать свои силы самостоятельно.

Вызов самому себе

Поставим задачу: примените все рекомендации из этого урока на практике! Попробуйте сделать несколько фотографий! Информация усвоится намного лучше, а Ваши фотографии получатся более профессиональными.

Линии

Линии направляют глаз зрителя от одной точки к другой в пределах кадра. Наблюдайте за ними и вовлекайте в работу с объектом. Помните, что линии могут быть как прямыми, так и изогнутыми.

Линии, созданные настилом для лодок, ведут от края кадра к его центру. Глаза зрителя проследят за линией прохождения лодки от земли к воде.

Сходящиеся линии — очень мощный прием, ведущий взгляд от переднего плана к горизонту. Это очень динамичная композиция. Диагональные линии придают ощущение движения, помогают сделать фотографию, воздействующую на зрителя.

Интерес ближнего плана

Не пренебрегайте передним планом в своих фотографиях. Заставьте его работать на Вас! Как это сделать? Прежде всего необходимо, чтобы на переднем плане находилось что-то интересное. Сложность заключается в том, чтобы интересное содержимое переднего плана не отвлекало от объекта съемки и не разрушало бы цельности работы.

Объект — это визуальный центр фотографии (он может быть не расположен в физическом центре кадра, но это самая важная его часть). Все, что окружает объект, например, ближний план, должно выполнять поддерживающую роль.

Фотография, которую Вы видите выше, является прекрасным примером: я выбрал в качестве переднего плана железнодорожную платформу, так как мне понравилась ее текстура, но она поддерживает главный объект.

Не получается найти нечто интересное для переднего плана? В таком случае оставьте попытки; посмотрите на фотографию выше: интересными в пейзаже было небо, горы, церковь, а передний план был скучным, поэтому я не стал его задействовать.

Есть и другой способ: расположите собственно объект на переднем плане. На фотографии главным является кратер вулкана, а пар, горы и небо выполняют поддерживающую функцию.

Выбор объектива

Какой объектив выбрать? Существуют три основных вида линз: широкоугольные, стандартные и телеобъективы. Каждый из видов имеет свои уникальные характеристики.

Работать с широкоугольными объективами очень весело: можно с близкого расстояния сфотографировать объект и одновременно включить в кадр довольно много содержимого фона. Этот объектив пригодится Вам в работе, так как необходимо будет близко подбираться к объекту съёмки.

Так сделал и я, когда фотографировал боливийского мальчика. Он находился очень близко ко мне, но широкоугольный объектив позволил включить в кадр и окружавших его детей.

Телеобъектив позволяет противопоставить объект и фон. Для этого можно выбрать широкую апертуру и создать малую глубину резкости кадра. Вы сможете изолировать объект от фона, как в случае с фотографией двух боливийских девочек. Их фотография очень отличается от фотографии мальчишек, и главная причина в том, что я пользовался телеобъективом.

Если у Вас нет такого оборудования, можно использовать противоположные концы зум-объктивов (например, 18 мм и 55 мм на объективе 18-55 мм). Этого фокусного расстояния достаточно для начала.

Негативное пространство

Негативное пространство — это пространство вокруг Вашего объекта. Если эта область пустая, ее называют негативным пространством, так как в ней мало или совсем нет содержимого. Негативное пространство позволяет объектам дышать. Оно также передает смысл окружения предмета.

Фотографы часто повторяют фразу Роберта Капа: «Если фотографии недостаточно хороши, значит, Вы недостаточно близко». Многие статьи призывают нас подходить ближе, и это хорошо, так как даже сформировавшиеся фотографы часто об этом забывают. Но иногда хорошую фотографию можно получить, только отойдя на расстояние и включая в кадр довольно много негативного пространства.

Форма и орнамент

Ищите интересные формы и их сочетания, узоры. Это могут быть природные орнаменты, а могут быть причудливые очертания зданий, противопоставленные чистому небу. Как только Вам попадется нечто интересное, сконцентрируйтесь и снимайте.

Эта фотография кувшинок состоит из серии круглых линий. Я подобрался как можно ближе и применил поляризационный фильтр для устранения бликов на воде. Фотография хорошо смотрелась и цветной, но в черно-белом варианте она лучше, так как цвет не отвлекает от узора, повторяющихся форм и линий.

Контраст

Контраст — важный элемент композиции. Все вокруг нас состоит из контрастов. Как только Вы почувствуете, как эффектно влияет контраст на Ваши фотографии, Вы начнете намеренно искать его. Вот некоторые виды контраста, которые хорошо работают в фотографии: старое и новое, темное и светлое, грубое и гладкое, четкое и размытое, холодное и теплое.

Эти цветы — хороший пример цветового контраста. Темно-красные цветы подчеркиваются зеленым фоном, так как зеленый и красный — дополнительные (дополняющие друг друга) цвета. Некоторые цвета конфликтуют, например, красный и синий, но это тоже пример контраста, который можно использовать.

Здесь мы видим противопоставление ветхого сарайчика и прекрасного природного пейзажа. Фотография сделана в отдаленно части Южного Чили, где люди живут в домах, сделанных из дерева и жести, поэтому не удивлюсь, если это даже не сарайчик, а домик, в котором живут люди. Население здесь бедное, но проживает в соседстве с суровой красотой чилийских Анд.

В этой фотографии сразу два вида контраста. Первый — между светлой водой и темной пещерой, тоновой контраст. Тоновой контраст необходим для черно-белых фотографий, а также очень полезен для цветных. Второй контраст — между водой и камнем: вода мягкая, нечеткая, камень твердый и острый. Я поставил свою камеру на штатив и воспользовался медленной скоростью затвора, чтобы размыть движение воды.

Сохраняйте простоту

Сейчас пришло время соединить все рекомендации вместе. Но есть один общий главенствующий принцип — не усложняйте композицию, сохраняйте ее простоту. Решайте сразу, какие элементы кадра важнее всего для Вас, исключайте все, что не соответствует замыслу. Каждая деталь должна быть на своем месте. Таким образом, Ваши композиции станут проще, смелее, эффектнее. Фотографии будут иметь большее воздействие на зрителя, а мысль станет читаться проще.

Я сделал эту фотографию, когда находился в Боливии. Мы путешествовали по отдаленным деревням, где жители носят вот такую обувь из шинной резины. Я захотел сделать фотографию обуви и выбрал телеобъектив, чтобы максимально приблизиться к объекту. Фотография повествует только об обуви и ноге, и ничего лишнего.

Эта фотография стоящего камня — еще один хороший пример простоты фотографии. Мне хотелось запечатлеть его необыкновенную форму. Также здесь есть тоновой контраст между светлым камнем и темной средой. Также можно увидеть контраст между камнем, воздвигнутым человеком, и природным окружением.

Заключение

В заключение остается сказать, что композиция значит намного больше, чем просто сетка третей. Оценка факторов, влияющих на смысловое качество фотографий, очень важна, и она послужит Вам бесчисленное количество раз. Если у Вас имеются собственные композиционные приемы, делитесь ими в комментариях!

Поделитесь публикацией

Правовая информация

В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».

Лучшие композиционные приемы в фотографии

Композиция в фотографии – вещь абсолютно относительная и индивидуальная. Некоторые люди ее легко чувствуют и создают шедевры, а у некоторых уходят годы на изучение и все равно не получается. Часто у таких людей опускаются руки, и они останавливаются на половине пути. Эта статья именно для тех, кто хочет обучиться правилам композиции, а потом знать, как их нарушать.

1. Правило третей

Это самый простой и понятный способ понять азы композиционной техники. Почему? Вы мысленно делите кадр на 9 равных частей (три по горизонтали и три по вертикали) и располагаете композиционно важные элементы на пересечении этих линий.

2. Центральное кадрирование

Это правило диаметрально противоположно правилу третей. Есть такие вещи, которым очень к лицу центральное кадрирование, особенно если вы хотите подчеркнуть симметрию объекта съемки.

В этом случае фотограф подчеркнул симметрию моста

А в некоторых случаях можно использовать оба этих приема: в этом случае центр кадра делится линией горизонта по середине, а дерево расположено в одной из третей.

3. Передний план и глубина снимка

Фотография сама по себе 2D объект, поэтому каждый фотограф пытается добавить что-то на передний план, чтобы получить глубину в снимке. Это могут быть как и очевидные вещи, которые уже есть в кадре, так и специально всунутая веточка или цветок перед объективом.

Камни на переднем плане подводят к объекту съемки – водопад

4. Создание рамок без рамок

Это прием больше подходит для пейзажной и городской съемки. Благодаря нахождению таких рамок вы также создаете глубину в снимке.

5. Ведущие линии

Ведущие или активные линии помогают направить взгляд зрителя к объекту съемки и скорее его показать. Трубы, перила или линии тротуарной плитки, все что угодно поможет вам создать эти линии.

6. Динамика в кадре

Хороший снимок – тот, на котором взгляд задерживается больше 30 секунд, поэтому важно придать снимку динамику и заставить взгляд зрителя бегать из угла в угол, вертикально и горизонтально.

7. Паттерны и текстуры

На сайте уже была информация об этом приеме. Он достаточно легок и прост, и вы можете потратить пару минут на чтение этой статьи.

8. Правило нечетности

Это достаточно спорное правило, которое требует располагать нечетное количество композиционно важных элементов. Именно поэтому его не всегда удается применить.

9. Заполнить рамку кадра

Заполнить кадр полностью объектом съемки, оставляя очень мало места, либо не оставляя его вообще, может быть эффективным приемом в некоторых ситуациях. Например, это поможет вам сфокусировать зрителя на объекте и позволит рассмотреть черты лица и архитектурные элементы максимально близко.

10. Оставлять негативное пространство

Еще одно правило-антоним. Необязательно, чтобы объект занимал всю область снимка, наоборот можно оставить много негативного пространства, чтобы подчеркнуть размеры объекта.

11. Измените угол зрения

Человек привык смотреть на предметы с высоты своего роста, редко поднимает голову и опускает ее. Плюс вы всегда можете показать типичные предметы с нетипичного угла зрения!

Интересно, а какими правилами пользуетесь вы?

Основные правила композиции, без которых получить красивую фотографию невозможно

Здравствуйте, дорогие мои читатели. С вами на связи, Тимур Мустаев. На повестке дня важные вопросы: задумываетесь ли вы при фотографировании, как внутри кадра расположены элементы, не захвачено ли что-то лишнее? А главный объект достаточно заметен для стороннего зрителя? Что вы хотели сказать своим фото?

Для фотографа понимать, где, как и зачем в фотографии он использует определенный прием, просто необходимо. Если вы можете сами для себя ответить на эти и подобные вопросы, значит вы освоили основные правила композиции в фотографии. Их мы и обсудим в данной статье.

Немного отступлю от темы. Сегодня решил сам поменять масло на своей машине. Подумал, а что сложного, вроде все понятно, да и необходимые инструменты имеются и руки вроде растут из нужного места. Для первого раза замены масла самостоятельно, вроде все прошло на ура. Никаких проблем по замене не возникло.

До этого, прочитал кучу информации, какое масло лучше. Одни хвалят одно масло, другие – другое. Остановился я на Shell Helix Ultra Extra 5W-30, синтетическое масло. Очень надеюсь, что не ошибся! А вы какое масло заливаете? Может что-то подскажите?

И так, продолжим, по теме.

Понятие фотокомпозиции

Прежде чем говорить обо всех нюансах фотокомпозиции, следует определить, что же такое сама композиция? Композиция с латинского языка переводится как “сочинение”. Она, как и многие фотографические приемы, пришли к нам из живописи.

Итак, композиция в широком смысле – это расположение и соотношение частей определенного творения, реализованной автором задумки.

Применительно к фотографии это, соответственно, взаимоотношение ее элементов, то есть предметов в натюрморте, объектов пейзажа, людей и необходимых деталей в портрете и т.д. Целью любой фотокомпозиции является передача смысла изображения, донесение до зрителя сюжета.

Помните, оказать эстетическое воздействие на смотрящего – дело важное, но вторичное по значимости. Если ваше фото понято читателями, оценено ими и, более того, заинтересовало, то только тогда оно приобретет свою ценность. Снимать для себя и родных тоже можно, но вот получение отклика от незнакомых людей возводит фотографа до уровня профессионала.

В любой композиции есть визуальные признаки или детали, составляющие ее структуру. Зная их, проще выбрать отличный вид или создать его.

  • Цвет и тон снимка.
  • Разнообразие форм.
  • Линии: прямые, волнистые и зигзаги.
  • Объем, фактура объектов.
  • Свет и тень, создаваемый ими рисунок.
  • Перспектива – ощущение глубины.
  • Точка съемки – то, откуда вы обычно снимаете (на уровне глаз человека, с высоты птичьего полета и т.д.)
  • Формат и тип кадра: горизонтальный или вертикальный, стандартный прямоугольный или квадратный.

Таким образом, требования к фотографии могут быть как объективными, например, техническая сторона, использование выразительных средств, так и субъективными – его смысл, художественность, эстетика и т.д. И все это нужно гармонично учитывать в вашем снимке.

Принципы фотокомпозиции

Несмотря на то, что в восприятии одного изображения, мнения людей могут не совпасть, все же есть некие правила. Их соблюдение не гарантирует вам получение шедевра, но может значительно приблизить к его созданию.

Фотография – это не только творчество, но и ремесло, где есть конкретные общие принципы, и их знание необходимо. Итак, каковы же нормы при создании композиции в фотографии? Всего можно выделить 12 основных моментов. Только не совмещайте это все в одном снимке!

По факту, вы учтете правила, а на самом деле внесете в фото хаос. Расставляйте конкретные акценты и отбирайте подходящие способы изображения и выражения идеи.

  1. Золотое сечение – главное правило правильной композиции. Иначе его называют правилом третей. Оно представляет собой мысленное проведение нескольких горизонтальных и вертикальных линий, которые создают сетку. Прямые пересекаются в определенных местах – самых активных точках фотографии. Достаточно заполнить 2-3 главные точки, чтобы картинка стала более привлекательной. Например, в них можно разместить человека, важный участок пейзажа и прочее.
  2. Формат фотографии. Бывает он вертикальный и горизонтальный. Первый выбирают в случае съемки предмета, вытянутого вверх (дерево, бутылка, стоящий человек), а второй, если сюжет протяжен в пространстве влево или вправо (большинство пейзажных снимков). Также чаще горизонтально кадрируют движущиеся объекты, то есть едущие машины, велосипеды, идущих людей, летящих птиц и насекомых.
  3. Линейный строй. В кадре почти всегда присутствуют некоторые линии в разном виде – дорога, забор, например. Они прекрасно уравновешивают композицию, а также направляют взгляд зрителя в нужную часть кадра. Это весьма эффективный способ, который позволяет управлять восприятием снимка. Полезно использовать диагонали, именно они придают кадру большую динамичность и активность.
  4. Перспектива. Она может появиться благодаря линейному строю, уходящему вдаль или даже за пределы снимка, ритмике повторяющихся предметов на фотографии, наличию нескольких планов.
  5. Равновесие. Фотографии бывают уравновешенными или нет. Первый вариант смотрится более гармонично, нежели второй, но неуравновешенные композиции тоже могут существовать в определенных случаях. Суть равновесия в таком расположении элементов на картинке, что ни одна из сторон не является более “тяжелой” и перегруженной, чем другая.
  6. Свободное пространство. При съемке движения спереди объектов принято оставлять определенное, ничем и никем не занятое место. Сзади же этого места должно быть меньше, так как объект идет вперед, тем самым показывая свой путь. Растет динамика в таком изображении. Данное правило работает и в портрете: в ту сторону, куда направлен взгляд человека, там и будет уместно сделать пустое пространство.
  7. Обрамление. Ветки, окна и арки, искусственное боке прекрасно выделяют объект, особенно если он сам не слишком ярок или необычен.
  8. Симметрия. Она часто в кадре выигрышно смотрится, потому что олицетворяет покой. Чтобы ее создать, нужно расположить объект в кадре по центру. При этом не все объекты подойдут для такой съемки, лишь те, что имеют одинаковый верх и низ или правую и левую части.
  9. Выделение главного объекта контрастом. Обычно контраст используется в цветах снимка, когда вы берете противоположные оттенки типа синего и желтого, белого и черного. Но иногда контраст касается и сюжета. Уж поверьте, вы точно привлечете внимание зрителя, если поместите свой объект в неподходящие ему условия. Есть достойные примеры: ребенок, играющий посреди развалин, и т.д.
  10. Ракурс точки съемки. Выбирайте завышенную или заниженную точку фотографирования – выше или ниже привычного уровня глаз – для необычных композиций.
  11. Ритм предметов – простой прием, делающий снимок более интересным. Он способен создавать порядок и при этом необязательно смотреться статично и скучно.
  12. Линия горизонта – последнее, но одно из важнейших правил. Суть в том, чтобы оставлять больше места там, где находится крупный и значимый объект, где большая активность. Особенно это значимо для пейзажа: когда вы снимаете красивое закатное небо или необычные облака, логичным будет оставить пространство именно вверху кадра; если что-то интересное находится на земле или воде, то этому участку должно быть отдано около 2/3 кадра. Дополнительно стоит обращать внимание на саму линию горизонта – она должна быть ровной. Заваленная линия в какую-либо сторону даже глазу непрофессионала будет заметна, и это может испортить впечатление от снимка.

Перечисленные нормы возникли не просто так. Все исключительно для того, чтобы улучшить снимок, создать красивую картинку. И основано на особенностях зрительного воздействия, поэтому соблюдения этих правил, крайне желательно.

Начните фотографировать, применяя вышеперечисленные правила, и вы сами увидите, как ваши фотографии наполняются глубиной и смыслом.

Если вас интересует более детальная информация по данному вопросу. Вы хотите разобраться как получить интересные фотографии такие, которые делают профессионалы, ответ мой будет прост, ознакомьтесь с видео курсом « Цифровая зеркалка для новичка 2.0 » или « Моя первая ЗЕРКАЛКА ». В них собраны все интересующие вас вопросы по фотографированию и настройки фотоаппарата. Шикарные курсы, которые получили большое признание среди фотографов.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для любителей фотокамеры зеркальной NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для любителей фотокамеры зеркальной CANON.

На этой ноте, я буду заканчивать свою статью. Очень надеюсь, что она вам очень пригодилась, и узнали что-то новое. До скорой встречи, читатели, не прощаюсь! Буду рад видеть вас и ваших друзей у меня на блоге. Обязательно посещайте мой блог и для удобства подписывайтесь на него.

Мой блог есть и социальных сетях, вступайте в группу. Делитесь статьей.

20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами)

На этой фотографии Староместской площади в Праге, фотограф поместил горизонт вдоль верхней трети кадра. Большинство зданий находятся в средней трети, а сама площадь занимает нижнюю треть кадра. Шпили церкви расположены вблизи горизонтальной линии справа от центра кадра.

Можно использовать симметрию, можно асимметрию. В любом случае это очень сильный инструмент для построения композиции. Важно помнить одну вещь – в вашем кадре должны быть изюминка, то, что привлечет внимание зрителя.

Кадры с отражением — отличная возможность использовать симметрию в вашей композиции. На этой фотографии, мы использовали оба правила — правило третей и симметрии. Дерево расположено справа от центра, а отражение в воде обеспечивает симметрию. Можно и нужно комбинировать несколько принципов композиции в одной фотографии!

7. ПАТТЕРНЫ И ТЕКСТУРА
Что такое паттерн? Если говорить о фотографии – это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Внимательно посмотрите по сторонам и вы увидите, что вокруг нас очень много паттернов – особенно в городском ландшафте. Вспомните об этом приеме, когда в следующий раз пойдете на прогулку с фотоаппаратом.

Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры – ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.

8. ПРАВИЛО НЕЧЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ
Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов. По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях. Что делать, если у вас четверо детей? Как решить, кому из них выйти из кадра? Если серьезно, то конечно, это правило нужно нарушать!

На фото пример использования правила нечетных объектов. Тут три арки, и автор фото убежден, что две арки «не сработали бы» так хорошо. Кроме того, в кадре три человека. Эта композиция также использует правило «фрейминга».

13. ИЗМЕНИТЕ ТОЧКУ СЪЕМКИ
Ракурс — основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.

Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Такой ракурс идеален, когда важно передать объект с его естественными пропорциями. Большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки, это общее правило. Но не всегда «нормальный» ракурс может передать вашу творческую задумку. Нередко для реализации творческого замысла помогают использование верхних и нижних точек съемки.

14. ИЩИТЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ
Об использовании цвета как о композиционном инструменте часто забывают. Теорию цвета отлично знают графические дизайнеры, модельеры и дизайнеры интерьеров. Определенные комбинации цветов дополняют друг друга, а могут визуально сильно резать глаз. Взаимное расположение цветов и оттенков реализовано на основе законов колористики (теории цвета), и с их помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания. Посмотрите на цветовой круг. Вы можете видеть, что цвета расположены в сегментах круга. Цвета, которые находятся напротив друг друга, называются комплиментарными. Фотограф должен искать кадры, где эти сочетания цвета создают привлекательные и яркие композиции.

Комплементарные цвета — контрастные цвета, которые расположены на противоположных концах цветового круга, напротив друг друга. Очень удачно использовать контрастные сочетания можно для выделения деталей, но не рекомендуется применять такую схему для текста или при составлении гардероба.

17. БАЛАНС
Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций, которые расскажут вам все раз и навсегда. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.

Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалаянсу, если оставить своего рода «пустоты» в остальном кадре.
Чтобы преодолеть это, вы можете сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.

Посмотрите на фото фонарного столба на мосту Александра III в Париже. Сам фонарный столб заполняет левую сторону кадра. А Эйфелева башня на приличном расстоянии уравновешивает это с другой стороны.

19. ТРЕУГОЛЬНИКИ
Это похоже на правило третей, но вместо сетки прямоугольников, мы делим кадр диагональными линиями, идущими от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов. Две меньшие линии встречают большую линию под прямым углом, как это показано ниже. Это делит кадр на ряд треугольников. Как вы можете видеть, этот способ помогает внести «динамическое напряжение», о котором мы узнали из правила № 6. Как с правилом третей, мы используем линии (треугольники в данном случае), чтобы помочь расположить различные элементы в кадре. На фото ниже, диагонали иллюстрируют правило треугольников.

(Кстати, тут отличный материал о «треугольниках в построении фото-композиций» http://journal.foto.ua/likbez/theory/postroenie-kompozicii-treugolniki.html).

20. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
Золотое сечение было известно ещё в древней Греции, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения применительно к фотосъемке такое: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

Это одно из базовых понятий композиции, метод разделения отрезка в отношении а/с = Ь/а. Численно это выражается отношением 5 к 8, или более точно 8/13 или 13/21. Если отношение между сторонами прямоугольника именно таково, то такой прямоугольник называется «золотым». Более простой вариант золотого сечения — правило третей. Напомним еще раз: исходя из правила третей прямоугольник разбивается не в пропорциях золотого сечения, а его стороны делятся на три равные части. Согласно с правилом третей гармоничная композиция создается помещением главных сюжетных элементов в точки пересечения линий, разделяющих кадр на 9 прямоугольников. В большинстве живописных пейзажей эпохи Возрождения линия горизонта делит плоскость картины в соответствии с принципом золотого сечения.

Если говорить проще, золотое сечение — это две величины в золотой пропорции, их соотношение — такое же, как отношение их суммы к большей из двух величин.

Вместо обычной сетки (правило третей), кадр делится на ряд квадратов, как показано на фото. Затем вы можете использовать квадраты, чтобы мысленно нарисовать спираль, которая выглядит как панцирь улитки. Это Спираль Фибоначчи. Квадраты помогают позиционировать элементы в кадре, а спираль дает нам представление о том, как кадр должен выглядеть с точки зрения динамики. Это как бы невидимая направляющая линия.

Автор настоящего текста признает, что осознанно он никогда не применял правило золотого сечения, а только интуитивно. Когда он посмотрел на свои фотографии, то заметил, что невольно использовал его много раз.

Надеемся , что вы нашли этот текст полезным и он поможет вам перейти на следующий уровень фото-мастерства. Правила же можно запомнить и довести их использование до автоматизма. Но не забывайте главное правило хорошего фотографа — не следовать никаким правилам!

Композиция в портретной фотографии

О композиции в фотографии слышал каждый, даже начинающий фотограф. И если о том, как применить правило третей, или правило золотого сечения в пейзажной или репортажной съемке, имеет представление большинство мастеров, то о том, как использовать законы композиции в портретной съемке знает не каждый. Композиция в портретной фотографии является основной темой сегодняшней статьи, тут говорится о правилах и приемах, использование которых поможет в создании красивых фотографий.

Автор фото: Jessica Drossin

Композиция в портретной фотографии. Как и где разместить объект съемки?

Традиционно, портретные фотографии принято фотографировать в вертикальном положении фотоаппарата. Вертикальный формат кадрирования позволяет правильно передать пропорции человека и сконцентрировать внимание зрителей на личности фотографируемого, без лишних отвлечений на фон и задний план. Кроме того, такое размещение позволяет сохранить место в кадре для шеи и волос модели.

Тем ни менее, эксперименты с ракурсом и положением фотоаппарата не запрещены. Придерживаясь собственного стиля или снимая необычные снимки, фотограф может попробовать поснимать в горизонтальном положении фотоаппарата. Главное, что бы это было внутренне оправдано самим мастером. Снимая таким образом, важно не обрезать голову модели и сделать красивое кадрирование. Если разрешение фотокамеры позволяет, ту лучше снимать с запасом пространства, что бы выполнить кадрирование во время пост обработки кадра.

Используйте домашнюю фотостудию

Создать собственную небольшую фотостудию не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для этого важно заранее определится с фоном и предусмотреть освещение. Простым решением для фона могут быть обычные шторы, в небольшой рисунок или однотонные. В качестве источника света лучше всего выступает вольфрамовая лампа или мощная дополнительная внешняя вспышка. Лучший вариант – это использование сразу двух ламп, которые освещали бы лицо модели равномерно с обеих сторон. Не лишним оказался бы и отражатель, который компенсирует тени на лице.

В таких, контролируемых условиях, фотограф может полностью управлять композиционными механизмами, рекомендуя модели разные позы, наклоны головы и положение рук.

Композиционные линии в портретной фотографии

Направление линий в портретной фотографии помогает точно сконцентрировать внимание человека на нужном объекте и выделить важные аспекты кадра. Игра линий в портерной фотографии также важна, как и в пейзажной съемке. Поворот головы, положение рук и направление взгляда, эти и другие моменты позволяют точно расставить акценты и сделать интересный портретный кадр. Важен также и зрительный контакт между участниками съемки. То есть, если вы фотографируете несколько человек, желательно, что бы во время съемки участники смотрели не только в кадр, но и на друг друга. Линии, образуемые взглядами в кадре, создают точку интереса фотографии, делая её осмысленной и сильной.

Автор фото: Елена Шумилова

Можете изучить несколько понравившихся фотографий, своих, или других мастеров, что бы понять приемы, используемые при фотографировании. Взгляните на работы фотожурналиста Картье-Брессона, и обратите внимание на то, как тонко он использует композиционные линии в своих фотографиях. Он умело превращает повседневные сцены в сюрреалистичные и совершенно поглощающие изображения.

Хорошие фотографии, и портреты в том числе, должны обладать гипнотизирующей силой, а для этого важно создать мощную композицию в кадре. Учитесь, экспериментируйте и меняйте виденье людей на самые обычные вещи, окружающие всех нас.

Композиция в портретной фотографии. Люди и предметы

Простая ситуация, когда перед фотографом стоит задача сфотографировать человека с каким-то предметом в руках, может стать настоящей проблемой, так как не каждый фотограф может придумать интересную композицию, которая сделала бы такой кадр запоминающимся и броским.

На примере выше изображена девочка с печеньем. Автор снимка предпочел сфотографировать её немного сверху вниз, выдвигая на передний план тарелку с печеньями, тем самым обращая внимание именно на объект в руках. Таким образом, то что она держит становится смысловым центром кадра.

Внимание зрителя обращают на то, что у девочки получилось сделать красивые печенья. Нам не показывают то, что её окружает, не отягощая и забивая кадр лишней информацией. Как признается автор, изначально было сложно правильно выставить девочку и верно поместить тарелку с вкусностями, но при изучении готовых снимков, с разными композиционными вариантами, решение стало очевидным.

Композиция в портретной фотографии. Верные решения для фона

В случае когда фон, все-таки, важен, необходимо найти правильное размещение для объекта съемки и выбрать самый не отвлекающий, но сильный фон. Для этого важно не торопиться и внимательно осмотреться вокруг себя.

Часто бывает, что заметив интересный сюжет, фотограф на автомате снимает его, не замечая, что в целом, происходит вокруг. Задача хорошего фотографа видеть не только буквальные очевидные вещи, а смотреть за пределы обыденности.

Автор фото: Стюарт Д. Гальперин

Сначала нужно посмотреть на сам объект или сюжет, а потом на фон. Возможно, у вас будут какие-то предпочтения относительно угла съемки, освещения и прочего, но если фон не подходящий, то съемка станет пустой тратой времени. В зависимости от мастерства фотографа, его опыта и сообразительности может понадобиться больше или меньше времени, что бы найти верную позицию для съемки.

Хорошо было бы, если бы при съемке портрета, фон сзади был чуть-чуть размыт. Степень размытия фона можно контролировать несколькими способами, о которых можно прочитать тут. Если фон слишком не привлекательный, то установите параметры, которые помогут его максимально размыть.

Композиция в портретной фотографии. Небо в качестве фона

Если окружающее пространство вокруг выглядит не очень привлекательным, а съемка происходит на улице, то используйте в качестве фона небо. Для этого фотографировать необходимо снизу вверх. Важно помнить, что этот ракурс будет удачен не для всех моделей, и если человек, которого вы фотографируете, полный, то не используйте этот прием.

Небо на фоне портретной фотографии делает снимок более внушительным. Если снимаете в яркий солнечный день, то следите за тем, что бы небо не было засвеченным, или наоборот, что бы человек не выходил слишком темным. Для создания сбалансированного кадра можно использовать режим HDR. В пасмурную погоду это проблема может не возникнуть, но все равно, важно следить за сбалансированностью освещения переднего и заднего плана.

При такой съемке, желательно, что бы человек смотрел не на фотографа, а куда-то вдаль, иначе возникнет ощущение, что он интересуется, почему мастер лежит на полу. Кроме того, у фотографируемого таким образом может получиться двойной подбородок.

Композиция в портретной фотографии. Контраст

Порой, черно-белые портреты выглядят боле выразительно и сильно, чем цветные. Такие кадры, будто обесцвечивают все лишнее, оставляя во внимании зрителя только контрастные акценты. Это значит, что перед фотографом постает задача, обнаружить и запечатлеть эти контрасты. Искать такие моменты можно в разности форм и цветовых решений. Портреты удачно смотрятся, если съемка проходила в более темном помещении, а на лицо направлен источник света.

Автор фото: Юсуф Карш

Само слово фотография, означает рисовать светом, а значит, в распоряжении фотографа, есть свет, которым он должен пользоваться как живописец красками. Мастер должен искать не только лучший ракурс, но и привлекательное освещение, регулируя с помощью настроек фотоаппарата его интенсивность. Следите, что бы на снимке не было слишком темных, или светлых областей. Это важно как в цветной, так и в черно-белой фотографии. Если такие области есть, то на снимке образуются мертвые зоны, не имеющие цвета и текстуры.

Классические черно-белые портреты делал знаменитый Юсуф Карш, который, кстати говоря, использовал прием с темным фоном и ярким светом на лице модели. Его фотографии контрастны, а люди на снимках выразительные.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]