Как использовать выдержку творчески | Foto-kadr.ru

Как использовать выдержку творчески

Короткая выдержка: что это и когда использовать?

Многие из нас знают, когда и для чего нужно использовать длинную выдержку, а вот использование…

Многие из нас знают, когда и для чего нужно использовать длинную выдержку, а вот использование коротких выдержек остаётся загадкой. Фотографы нечасто работают с выдержками порядка 1/1000 секунды. Разумеется, короткая выдержка является необходимостью лишь в определённых обстоятельствах. Каких именно? И как эффективно использовать короткую выдержку? Давайте разберёмся.

Что такое выдержка?

Для правильной экспозиции мы должны использовать все три элемента треугольника экспозиции. ISO, диафрагма и выдержка взаимосвязаны.

Чувствительность ISO влияет на качество изображения и чувствительность плёнки или сенсора камеры к падающему на них свету.

Значение диафрагмы отвечает за то, сколько света — больше или меньше — проходит в отверстие между лепестками диафрагмы. Что, в свою очередь, влияет на глубину резкости снимка, позволяя большей или меньшей части сцены попадать в фокальную плоскость.

Выдержка — это период времени, в течение которого свет падает на плёнку или сенсор камеры. Другими словами, это период времени, в течение которого происходит экспонирования кадра.

Длинная (в сравнении с обычной) выдержка позволяет объективу камеры пропускать больше света в течение более длительного периода времени. Короткая же выдержка фиксирует доступный свет за доли секунды.

Выдержка обозначается в долях секунды. 1/250 означает, что затвор вашей камеры будет открыт в течение отрезка времени, равного одной двести пятидесятой секунды.

Вот более доступное объяснение. Если вы разделите одну секунду на 250 равных частей, то при выдержке в 1/250 секунды, свет на сенсор вашей камеры (или на плёнку) будет попадать только в течение одной из этих 250 частей.

То есть при выдержке в 1/30 секунды сенсор камеры запишет больше света, чем при выдержке 1/500 секунды.

В моей статье «Выдержка: какую использовать для разных видов фотографии» вы можете узнать о том, какая выдержка лучше всего подходит для той или иной фотографии.

Что такое короткая выдержка?

Короткой называется любая выдержка, короче 1/500 секунды. Этот диапазон будет включать в себя, например, выдержку в 1/1000, 1/2000 и 1/4000 секунды. Насколько короткая выдержка доступна вашей камере вы можете узнать из руководства пользователя к ней. Для камер начального уровня минимально доступная выдержка обычно составляет 1/2000 или 1/4000 секунды.

Например, Sony А9 при использовании механического затвора способна обеспечить выдержку до 1/8000 сек.

Используя электронный затвор можно получить выдержки до 1/32000 сек.

Когда использовать короткую выдержку

Длинная выдержка позволяет фиксировать движение. Она — именно тот инструмент, который вы бы использовали, чтобы превратить бушующую или текущую воду в мистическую гладь синего цвета.

Короткая выдержка делает всё наоборот. Она выхватывает мгновение движения, фиксирует его, делая статичным. Короткая выдержка «замораживает» движущийся объект, так словно вы нажимаете на паузу при просмотре записи спортивной программы. Чем быстрее движется объект съёмки, тем короче нужна выдержка для его «заморозки».

Длина выдержки также зависит и от того, насколько вы близки к объекту съёмки. Движущийся объект ускоряется по мере вашего приближения к нему. То есть, чем ближе вы к движущемуся объекту, тем короче выдержку вам нужно использовать для «заморозки» его движения.

Спортивная фотография — один из самых подходящих жанров для использования короткой выдержки. В спортивной фотографии короткая выдержка позволяет захватывать спортсменов в движении. Футболисты, спринтеры, лыжники, а также гоночные автомобили, мотоциклы и велосипеды, замирают на фотографиях, сделанных с использованием короткой выдержки.

Фотосъёмка животных и дикой природы — ещё один жанр, где можно использовать короткую выдержку. Например, чтобы запечатлеть птицу в полёте, или бегущего гепарда, фотограф должен использовать короткую выдержку. Так можно сфокусировать внимание зрителя именно на снимаемом животном или птице.

Короткие выдержки могут пригодиться и в уличной фотографии, поскольку они дают возможность быстро снимать какие-то сцены, без необходимости останавливаться и не теряя при этом резкость изображений.

Некоторые фотографы используют короткую выдержку для съёмки капель воды, а также других природных явлений, например, снега, дождя или молний.

Если вам доводилось делать фотографии в условиях низкой освещённости, то вы, наверное, замечали, что в таких условиях на качество фотографии может оказать влияние дрожание камеры. Этот негативный фактор может быть легко устранён путём сокращения выдержки. Но имейте в виду, что сокращение выдержки уменьшит и количество света, попадающего на сенсор вашей камеры. Поэтому для правильного экспонирования снимаемой сцены вам потребуется изменить (увеличить) значение ISO или диафрагмы.

Для получения контроля над значением выдержки, рекомендую вам использовать ручной (мануальный) режим или режим приоритета выдержки. Если первый режим даёт вам контроль над всеми параметрами треугольника экспозиции, то во втором вы можете задать выдержку и чувствительность ISO, а камера автоматически с учётом заданных вами параметров подберёт наилучшую диафрагму.

В одной из следующих статей я обязательно рассмотрю вопрос о креативном использовании выдержки. Следите за обновлениями!

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!

Для меня фотография — страсть всей моей жизни. Я всегда в поиске самых интересных тем, новостей и направлений в фотографии, и стремлюсь поделиться ими с вами, наши читатели. Буду рад видеть вас в моём Instagram: @spp_alex_spp

Выбор выдержки. Советы для начинающих

Я всегда считал, что фотографы должны стараться не погрязнуть в технической стороне этого хобби, а концентрировать свое внимание на развитии творческого потенциала. Однако существуют определенные технические элементы, которые просто необходимы для получения хороших снимков, выдержка как раз является одним из них

Изменение скорости затвора (выдержки) это замечательный инструмент, позволяющий добиться совершенного экспонирования, контролировать размытие и создавать интересные эффекты.

Скорость затвора является одним из трех элементов (наряду с диафрагмой и ISO), определяющих экспозицию. Выдержка также влияет на резкость снимка и позволяет использовать разнообразные интересные художественные эффекты. Рассмотрим, что же представляет собой скорость затвора, почему она важна, и как ее использовать.

Выдержка является важным инструментом в фотографии, поэтому важно научиться пользоваться им. Автор фотографии Майкл

Что такое выдержка?

Внутри камеры, непосредственно перед матрицей находится небольшой кусочек материи, который называется затвором. Когда вы делаете снимок, он открывается и закрывается, таким образом, свет и попадает на чувствительную матрицу. Значение выдержки обозначает, насколько быстро происходит открытие и закрытие затвора.

«Высокая скорость затвора» (короткая выдержка) означает, что он открыт лишь на короткое мгновение, «низкая скорость затвора» (длинная выдержка) означает, что затвор открыт в течение более длительного отрезка времени.

Как измеряется выдержка?

Выдержка измеряется в секундах или долях секунды. К примеру, выдержка 1/100 означает одну сотую секунды или 0,01 секунды. Поэтому выдержку также называют временем экспонирования — именно этот отрезок времени матрица подвергается воздействию света.

Большинство камер предоставляют широкий выбор возможных значений выдержки, начиная с нескольких тысячных долей секунды до нескольких секунд. Зеркальные камеры, как правило, имеют режим «Bulb», позволяющий держать затвор открытым сколько необходимо.

Выбор наилучшей выдержки

В автоматическом режиме ваша камера сама пытается угадать, какая выдержка подходит наилучшим образом для того, чтобы запечатлеть сцену. К сожалению, она не всегда делает это правильно, и ваши фотографии могут оказаться плохо экспонированными и размытыми.

Лучшим выбором станет перевод камеры в ручной (manual) режим, для того чтобы взять под контроль выдержку. В таком случае, вам стоит помнить о следующих факторах:

Дрожание камеры

Когда мы держим камеру в руках, проявляется дрожание. Не важно, насколько устойчивыми вы себе кажетесь, абсолютно статично стоять вы все равно не сможете, и мельчайшие движения проявятся на снимках в виде размытости и отсутствия резкости.

Дрожание камеры возникает из-за того, что ее держат в руках, и проявляется в виде размытия статичных объектов. Автор фотографии Дин Айрес

Для того чтобы избежать дрожания камеры, вы можете использовать короткую выдержку. Это особенно важно при применении длиннофокусных объективов, потому что, чем больше фокусное расстояние объектива, тем сильнее нужно укорачивать выдержку для устранения дрожания.

Как правило, минимально возможной выдержкой будет равная 1/(фокусное расстояние объектива) секунды. Например, для объектива 200 mm используйте, как минимум выдержку 1/200. При произведении расчета необходимо использовать эффективное фокусное расстояние — произведения фокусного расстояния объектива на кроп-фактор вашей камеры.

Размытие движения

Когда вы фотографируете движущиеся объекты, например бегущего человека, они размываются. Если вы используете длинную выдержку, бегущий человек продолжает движение на протяжении всего времени, пока открыт затвор, и в результате на фотографии бегун получится в виде размытой полосы.

Используйте короткие выдержки для предохранения движущихся объектов от размытия или используйте этот эффект в творческих целях для передачи движения, скорости. Автор фотографии Ондра Соукуп

Вы можете избежать эффекта размытия, используя более короткие выдержки. Это происходит благодаря тому, что затвор открывается на меньший отрезок времени, пока объект продолжает двигаться, в результате снижается эффект размытия. При достаточно короткой выдержке эффект размытия становится незаметным, а объект – статичным.

Однако прежде чем сделать выдержку максимально короткой, подумайте, действительно ли вы хотите избавиться от размытия. Этот эффект – отличный способ передать скорость и сделать сцену динамичной. Так же вы можете использовать проводку (слежение за движущимся объектом) для того, чтобы сделать снимок с резким объектом на размытом фоне.

Экспозиция

Также вы должны убедиться, что ваша фотография получится правильно экспонированной. Долгие выдержки пропускают больше света, а короткие, напротив, делают кадр темнее. Вам необходимо выбрать такую выдержку, которая даст правильное освещение, обеспечивающее хороший уровень детализации в наиболее важных областях. При неправильном выборе выдержки получаются пересвеченные или недоэкспонированные фотографии.

Выбор правильной выдержки играет важную роль в процессе получения превосходно экспонированных снимков, с хорошей детализацией в тенях и светах. Автор фотографии Джефф Смоллвуд

Помните, что экспозиция зависит не только от скорости затвора, на нее также влияют диафрагма и ISO. Можно использовать хорошую технику: выберите выдержку, которая дает необходимое размытие (если необходимо), затем подстройте диафрагму и ISO для получения правильной экспозиции.

Творческие эффекты

С помощью очень короткой или очень длинной выдержки можно добиваться интересных творческих эффектов.

Во время съемки на длинной выдержке затвор остается открытым дольше, чем обычно: от нескольких секунд до нескольких минут. Это идеальный выбор для создания фотографий размытой толпы, воды, похожей на туман, и съемки световых линий, например, от автомобилей и звезд.

Очень длинная выдержка может быть использована для создания абстрактных эффектов, например для получения воды, похожей на гладкий туман. Автор фотографии Джим

С другой стороны, используя очень короткие выдержки, вы сможете «заморозить» движение, например, полет птицы, действия спортсмена или всплеск воды. Получение подобных снимков, как правило, невозможно без проб и ошибок, однако, если удастся, результат окажется поистине впечатляющим.

Используйте особенно короткие выдержки, чтобы «заморозить» движение. Автор фотографии Диего Диас

Нет предела разнообразию эффектов, которые можно создавать, изменяя выдержку. Не бойтесь экспериментировать, используйте такие сочетания настроек, которые для вас не характерны, потому что никогда не угадаешь, какое из сочетаний сделает привычный предмет чем-то особенным.

Лучший способ научиться использовать выдержку – это переключить камеру в ручной режим (manual) или режим приоритета выдержки (S или Tv) и просто снимать. Обращайте внимание, как влияет выдержка на экспозицию, размытие, старайтесь понять, как использовать эти знания для того, чтобы привнести творческую составляющую в ваши снимки.

4 шага к пониманию выдержки

Почему важно знать, что делает выдержка?

Выдержка является наиболее понятным и очевидным из трех факторов, влияющих на экспозицию и способна создавать наиболее заметные эффекты. Если вы плохо знаете, что такое выдержка, в конечном итоге вы можете получить размытые или смазанные фотографии. Этот урок научит вас выбирать правильную выдержку для разных ситуаций, а также использовать ее для создания творческих эффектов.

Шаг 1 – Что такое выдержка в фотографии?

Не вдаваясь в ненужные подробности о том, как работает затвор, можно сказать, что выдержка – это время, на которое открывается затвор. Если вы будете использовать выдержку длиннее определенной, то получите размытые снимки в большинстве случаев. Выдержка управляет «стопами» экспозиции также как диафрагма, только намного проще. так как зависимость в этом случае прямо пропорциональная. К примеру, чтобы уменьшить экспозицию наполовину, нужно укоротить выдержку вдвое, допустим, с 1/200 до 1/400 секунды.

Шаг 2 – Размытие в движении и заморозка.

При условии, что вы не делаете размытые фотографии для творческого эффекта, вам нужно будет выбрать достаточно короткую выдержку (высокую скорость затвора), чтобы предотвратить размытость изображения. Смазывание также зависит от фокусного расстояния объектива. Для телеобъектива требуется более короткая выдержка, поскольку даже малейшее движение камеры будет усилено объективом. Широкоугольный объектив может работать с более длинными выдержками.

Как правило, средний человек может сделать резкий, без смазывания, снимок, если установить выдержку, обратную фокусному расстоянию. Например, чтобы сделать снимок на фокусном расстоянии 30 мм, нужно установить выдержку не длиннее 1/30 сек. Если она будет длиннее. то вероятность получить размытое или смазанное изображение значительно возрастет. Однако, стоит отметить, что это относится к полнокадровой камере. если сенсор камеры меньше, то выдержку следует укоротить на коэффициент кроп-фактора. Например, для кроп-фактора 1,5 выдержка будет 1/45 с.

Есть и исключения из правил, например, если объектив имеет систему стабилизации изображения, которая позволяет использовать гораздо более длинные выдержки. Когда вы научитесь обращаться со своей камерой, будете постепенно улучшать свои навыки, такие как умение правильно держать камеру в разных ситуациях, то сможете делать резкие снимки и на более длинных выдержках.

Вот пример творческого размытия в движении

Замораживание

Замораживание гораздо проще сделать при съемке. Это происходит, когда снимают на очень короткой выдержке (1/500 сек и короче). Такая выдержка замораживает любое движение, и фотография получается четкой, без малейшего размытия. Лично я не люблю снимать на таких коротких выдержках, так как фотография получатся плоской. Вместо этого, при съемке быстро движущихся объектов я стараюсь включить немного движения, иначе объект выглядит неестественно застывшим на месте. Это показано на нижнем снимке, объект как будто завис в воздухе.

Шаг 3 – Правильная выдержка для различных ситуаций

Короткая выдержка для телефото

Так как фото ниже было сделано телеобъективом, то важно было использовать короткую выдержку (1/500). Если бы был штатив, можно использовать любую выдержку и спусковой тросик, чтобы предотвратить вибрацию камеры. Штатив позволяет зафиксировать камеру неподвижно.

Съемка движущихся объектов в условиях низкой освещенности.

Когда вы снимаете объект в условиях низкой освещенности, например, концерт, артисты, скорее всего, будут передвигаться по сцене. В этом случае возникает противоречие между использованием короткой выдержки и низкой освещенностью. В этом случае нужно использовать максимально открытую диафрагму и высокие ISO, что позволяет снимать без шевеленки.

Шаг 4. Творческое использование выдержки

Творческое размытие.

С помощью удаленного управления спуском затвора и штатива, чтобы удерживать камеру неподвижно, вы можете поиграть со скоростью затвора и создать интересные образы с размытием, нестандартные фотографии.

Творческое размытие с помощью вспышки

Добавление вспышки на фото с размытием позволяет заморозить некоторые предметы, а это означает, что вы можете перемещать камеру для достижения художественного эффекта.

Панорамирование

Панорамированием называется техника, когда вы перемещаете камеру вслед за движущимся объектом, в результате фон получается размытым, а объект резким. Этот снимок был сделан из движущегося автомобиля, который ехал с той же скоростью, что и поезд.

Рисование светом

Для рисования светом вам нужна долгая выдержка и источник света. Эта фотография была сделана на выдержке 30 секунд, во время которой я двигался и светил вспышкой на пляжные домики. Этот способ превосходен для съемки ночью и позволяет добавить свет туда. куда вы хотите.

Световое граффити

Длинная выдержка в сочетании с движением небольшого источника постоянного света позволяет добавлять на изображение эффект граффити

Длинные выдержки при слабом освещении

Поскольку эта фотография сделана ночью, я использовал длинную выдержку и штатив, чтобы получить нормальную экспозицию. Можно также установить камеру на ровную неподвижную поверхность.

Эта фотография потребовала длинной выдержки, но по другой причине. Мне пришлось ждать попутную машину, чтобы она попала в кадр, это заняло достаточное количество времени. У меня ушло около получаса на поиск наилучшего положения камеры и ракурса съемки, прежде чем я получил окончательное изображение.

Творческое упражнение с длинной выдержкой

Использование медленной скорости затвора может во многих случаях сделать обычное изображение великолепным. Увеличивая время экспозиции, ваша камера может создавать ощущение движения на изображении. Этот метод обычно используется при фотографировании морских пейзажей, рек и водопадов, но медленная выдержка может быть полезна в большем количестве сценариев. На самом деле, это может быть одним из ваших самых креативных инструментов.

В этой статье рассказывается об одном творческом упражнении, которое вы можете использовать, чтобы узнать, как работает медленная скорость затвора, и, в конечном итоге, создать красивый и художественный образ.

Мы рассмотрим только один сценарий, в котором можно использовать эту технику, но не думайте, что на этом всё ограничивается. Длинная выдержка открывает множество способов съёмки, а ограничение присутствует только в вашем творческом видении. Существует очень много сцен, в которых медленная выдержка может улучшить изображение, а в некоторых случаях это даже то, что позволит создать не скучный снимок.

Оборудование, которое вам понадобится

Прежде чем мы перейдем к техническим деталям этого упражнения, давайте быстро рассмотрим оборудование, которое вам понадобится:

  • Камера с возможностью ручной установки скорости затвора и основных настроек
  • Штатив. Снимать можно и без него, но результаты не будут такими хорошими
  • Фильтр нейтральной плотности или круговой поляризатор, чтобы позволить использовать более длинную выдержку в дневное время

Важно, чтобы у вас была камера, которая позволяет вам вручную регулировать скорость затвора. В наше время большинство камер (как зеркальные, так и смартфоны) имеют такую ​​возможность. Установите для камеры значение «Приоритет выдержки» (это позволяет регулировать выдержку, а камера регулирует оставшиеся настройки самостоятельно), если у вас нет большого опыта фотографирования в ручном режиме.

Хотя штатив не является обязательным элементом, он позволит получить снимки лучшего качества. Поскольку мы работаем с медленной скоростью затвора, трудно избежать дрожания камеры при съемке с рук. Даже при том, что мы собираемся делать снимок в движении, нужно чтобы это движение контролировалось.

Нужно ли вам использовать фильтр, зависит от яркости освещения. Если свет слабый или вы фотографируете вечером, есть вероятность, что фильтр будет не нужен, но если вы снимаете при ярком дневном свете, вам придется использовать фильтр для достижения более длительной экспозиции .Фильтры ND представляют собой затемненное стекло, которое вы помещаете перед объективом, позволяя меньшему количеству света достигать датчика и, в конечном итоге, позволяя вам использовать более медленную скорость затвора.

Добавление движения к изображению

Теперь, когда вы знаете, какое оборудование вы должны использовать для этой техники, давайте сразу перейдем к техническим деталям и начнем создавать абстрактные и креативные изображения.

Как уже упоминалось, это упражнение отходит от классического принципа работы с длинной выдержкой, кода снимают водопады и облака. Сцена не имеет решающего значения, когда вы изучаете эту технику. Для начала вы даже можете установить штатив в своей комнате и начать снимать там. Как только вы поймете технику и будете готовы идти с ней на улицу, желательно поискать сцену с приличным контрастом, например лес. Для лучшего результата заполните весь кадр объектом съёмки и избегайте попадания неба или переднего плана в кадр.

Установив камеру на штатив, выберите выдержку приблизительно 0,5 секунды. Это значение, с которого можно начать эксперименты. Позже его нужно будет увеличивать.

Техника выполнения

Когда камера установлена ​​на штатив, а в настройках задано значение выдержки 0,5 секунды, вы почти готовы к работе. Остался всего один шаг до нажатия кнопки спуска затвора.

Последний шаг противоречит технике работы с фотоаппаратом: ослабьте ручку наклона головки штатива. Убедитесь, что вы держите камеру, так как она может наклониться вперед, как только вы ослабите винт.

Как правило, камера должна быть жёстко закреплена на штативе, чтобы снимок получился чётким. Штатив должен устранять все вибрации. Однако для этой техники мы добавим движение, чтобы создать абстрактный и творческий образ.

Теперь, когда все готово, пришло время, наконец, нажать кнопку спуска затвора. При нажатии на кнопку затвора быстро наклоните камеру вперед. При этом убедитесь, что вы делаете это быстро, поскольку выдержка составляет всего 0,5 секунды!

Наклонив камеру вперед, когда вы делаете снимок, вы увидите, что вы добавили несколько красивых линий и создали много движения на изображении. Обычно требуется несколько попыток, пока вы не получите изображение с «идеальными линиями», поэтому продолжайте повторять этот процесс, пока не получите удовлетворительный результат.

Вы также можете спросить, какой смысл использовать штатив, когда мы все равно будем двигать камеру. Если мы не используем штатив, очень трудно получить прямые линии. Существует большая вероятность, что линии будут более зигзагообразными, и это редко выглядит хорошо, хотя со временем вы захотите попробовать делать подобные снимки с рук и они тоже могут получаться интересными.

Примечание. Вместо того чтобы наклонять головку штатива, вы можете попробовать наклонить сам штатив; иногда это работает лучше!

Игра с выдержкой

Эта техника достаточно проста. Самая большая проблема — найти сцены, в которых эффект может выглядеть интересно. Это могут быть деревья, леса, кусты, цветы, поля, трава и т. д. Желательно заполнять кадр одним сюжетом или текстурой, чтобы лишние объекты не портили сцену.

Как только вы освоите основы этой техники, самое время поэкспериментировать с выдержкой, чтобы вы лучше поняли, как она влияет на конечное изображение. Вы будете получать другой снимок, изменяя параметры. Скорее всего, изображение будет становиться намного мягче и потеряет много текстур, которые у вас были при выдержке 0,5 секунды. Это хороший способ увидеть, как скорость затвора влияет на изображение, в то же время получая в результате интересное изображение! Попробуйте закрывать диафрагму, изменять ISO и использовать различную оптику и фильтры.

Выдержка

Выдержка или, как её ещё называют, скорость затвора напрямую связана с передачей движения на снимках. При съёмке неподвижных объектов неподвижной камерой выдержка не имеет значения и определяется только необходимой экспозицией. Но когда либо камера, либо объект съёмки приходят в движение, выбор соответствующей скорости затвора становится не только технической, но и художественной задачей.

Не запутайтесь: чем выше скорость затвора, тем короче выдержка, чем скорость затвора ниже, тем выдержка длиннее.

Шевелёнка или смаз

Начнём с движения камеры. Как правило, это не то, что вы хотите запечатлеть на снимке. Не всегда есть возможность снимать с устойчивого штатива, и как только вы берёте камеру в руки, их дрожь становится причиной нерезких снимков, сделанных на малых скоростях затвора. Что значит малая скорость? Существует старое правило, согласно которому максимально длинная выдержка, которая позволяет снимать с рук без очевидной «шевелёнки», обратна фокусному расстоянию объектива. Например, если ФР моего объектива 50 мм, то выдержка должна быть не длиннее 1/50 с. Если вы используете камеру с кроп-фактором, то максимальная выдержка должна быть обратна эквивалентному фокусному расстоянию. Подробности можно найти в статье «Безопасная выдержка при съёмке с рук».

Это правило весьма условно. Все люди разные: у кого-то руки дрожат больше, а у кого-то меньше. На тремор рук влияет усталость, состояние здоровья, навыки обращения с камерой, общий уровень физической подготовки и многое другое. Именно тогда, когда вы, наконец, увидели потрясающую сцену и собрались её сфотографировать, ваши руки могут самым предательским образом задрожать от волнения, хотя именно сейчас вам необходима железная хватка.

Вы должны опытным путём определить для себя безопасные значения выдержки при различных условиях и в дальнейшем избегать слишком малых скоростей.

Одно неоспоримо – выдержка всегда будет находиться в обратной зависимости от фокусного расстояния. Телеобъективы увеличивают изображение, но точно также они увеличивают и влияние вибрации на качество снимка. То же касается и разрешения. Чем выше разрешение камеры, тем заметнее будет смаз на длинных выдержках.

Оптический стабилизатор изображения – полезнейшее изобретение. Он может быть встроен в объектив (Nikon VR, Canon IS) или же в корпус камеры (Sony SSS, Pentax SR, Olympus IS). Та пара ступеней экспозиции, которую стабилизатор помогает отвоевать у шевелёнки, никогда не будет лишней.

Проводка

Редкий случай, когда движение камеры при малой скорости затвора может быть полезным – это съёмка с проводкой (панорамирование). Суть данной методики в том, что камера в момент экспозиции движется синхронно с объектом съёмки. В результате движение камеры компенсирует движение объекта, и последний получается на фотографии сравнительно резким, в то время как фон смазывается, подчёркивая скорость и придавая снимку динамику. Для съёмки с проводкой хороша выдержка в 1/30 с. Чтобы усилить эффект движения можно попробовать 1/15 с, но это требует большего опыта. Если объект движется очень быстро, что характерно для механического транспорта, бегущих людей и летящих птиц, то уместной будет более короткая выдержка.

Велосипедист снят с проводкой при выдержке в 1/15 с.

Как поймать мгновение?

Выдержка в 1/1000 с останавливает практически любое движение. Более высокие чем 1/2000 с скорости затвора нужны в основном не фотографам, а производителям фототехники для того, чтобы эффективнее продавать новые камеры падкому до технических новинок потребителю. 1/500 с достаточно для съёмки велосипедиста; чтобы остановить бегущего человека, вам хватит 1/250 с, а человека, идущего быстрым шагом, – 1/125.

Трепещущие на ветру листья деревьев могут испортить снимок, сделанный со скоростью менее 1/60 с.

При съёмке малоподвижных животных вам в большинстве случаев понадобится выдержка 1/125-1/250 с. Чтобы поймать наиболее быстрые и стремительные движения может потребоваться 1/500 с. Животное, сидящее неподвижно можно снять и с 1/30 с. Гораздо сложнее подобраться к нему достаточно близко. Обычно, минимальная скорость затвора будет ограничена не только движением животного, но и фокусным расстоянием вашего объектива, а объектив может понадобиться длинный.

Обратите внимание на то, что птицы и рептилии движутся рывками. Их движения как бы разделены микропаузами. Старайтесь использовать эти моменты, чтобы получить чёткое изображение.

Вид текущей воды на фотографии поразительным образом меняется в зависимости от скорости затвора. При выдержке в 1/500 с вода полностью замерзает, и становится видна каждая повисшая в воздухе сверкающая капля. Поверхность воды кажется такой же твёрдой, как и камни, о которые она разбивается. Наиболее естественные изображения воды получаются при выдержке в 1/30 с. Струи воды слегка смазаны, что придаёт ей мягкость и позволяет отделить её от неподвижных элементов пейзажа. 1/8 с придаёт воде особую текучесть, подчёркивая движение отдельных струй, огибающих препятствия. 1 с смазывает все детали потока, контрастирующего с неподвижными камнями и корягами, которые кажутся теперь особенно резкими. Длинные выдержки, вплоть до нескольких минут превращают воду в туман, порождая фантастические, невиданные пейзажи.

Остановить движение или же подчеркнуть его?

Решайте сами. Современная фотография ориентирована, прежде всего, на остановку движения, на моментальные выдержки, замораживающие сцену и позволяющие рассмотреть подробности неразличимые в реальной жизни. Однако, как мы видим из примера с водой, длинные выдержки, будучи использованы с умом, обладают не меньшим изобразительным потенциалом, позволяя эффектно отделять подвижные объекты от неподвижных.

Фотографируя опушку леса, вы можете терпеливо ждать, пока не стихнет ветер, чтобы не допустить смазывания ветвей деревьев, а можете, напротив, проэкспонировать этот же пейзаж в течение нескольких секунд и превратить раскачиваемые ветром деревья в армию призраков.

Спасибо за внимание!

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Режимы съемки. Творческие режимы.

Привет! В прошлой статье я уже рассказывал о режимах съемки, но в ней мы говорили о сюжетных программах, сегодня же речь пойдет о более функциональных творческих режимах.

Программный режим

На камерах обозначается буковкой «Р». Этот режим съемки позволяет вносить в выбранные аппаратурой параметры свои коррективы.

Он дает возможность изменять баланс белого (WB), светочувствительность (ISO), выбирать точку автофокусировки, менять соотношение выдержки и диафрагмы, сдвигая настройку в нужную сторону (это еще называется «программный сдвиг»). Еще вам дозволено управлять вспышкой.

Плюсы: разумеется, этот творческий режим стократ лучше по сравнению с «Авто», потому что изменение параметров съемки позволяет вам влиять на конечный результат.

Минусы: плох тем, что вы не имеете возможности задать отдельно фиксированные параметры — это выдержка и диафрагма. Вы вынуждены соглашаться с тем, что предложит фотокамера — в условиях меняющейся освещенности это достаточно сильно ухудшает результат.

Фактически каждую «сюжетку» можно повторить при использовании соответствующих параметров выдержки и диафрагмы. А вот наоборот — нельзя. Если вы знаете какую выдержку надо устанавливать в каком-либо конкретном случае, то можете смело плюнуть на сюжетные программы и связанные с ними проблемы качества снимка. Создатели камер придумали их для удобства рядовых пользователей — для «чайников».

Приоритеты выдержки и диафрагмы — одни из самых удобных режимов съемки. Они помогают пользователю максимально точно установить необходимые ему параметры.

Режим приоритета выдержки

Этот творческий режим пригодится, если вы захотите «уловить» движение. Например, вам необходимо снять несущейся по трассе спортивный болид. Установите короткую выдержку (1/400 или 1/900), а аппаратура подберет подходящее значение диафрагмы (так как она в приведенном примере отходит на второй план). В итоге вы гарантированно получаете хороший снимок.

Или наоборот, чтобы придать любой движущейся воде на фотографии особый эффект, следует увеличить выдержку.

Приоритет выдержки также отлично себя показывает при фотографировании активных детей и подвижных животных — с ними всегда нелегко при фотосъемке. Просто выставляете короткую выдержку, тем самым исключая «смазы» на снимке.

Режим приоритета диафрагмы

Пригодится при съемке в условиях изменчивого освещения — например, в туннеле или на вечеринке. Или предположим, что вы снимаете какой-то экспонат в музее. Экспонаты разные и частенько освещены по-разному.

Какие-то находятся в тени, а над другими горит яркая лампочка. Вам же нужно, чтобы объекты вышли на кадре одинаково резкими и были четко видны? То же самое правило действует в день с переменной облачностью, когда солнышко то появляется, то заходит за тучи.

Подбор выдержки и диафрагмы для каждого экспоната займет некоторое время и кучу сил, а также уничтожит пару тысяч нервных клеток (особенно клеток новичков).

Поэтому сделайте вот что — на своей аппаратуре установите определенное значение диафрагмы, при которой ГРИП (глубина резкости) вас полностью устраивает (к примеру, f5.6), а далее фотоаппарат самостоятельно выставит выдержку в зависимости от установленных вами параметров. Ну и, конечно же, здесь есть свои неотъемлемые плюсы и минусы — куда без этого.

Плюсы: дают возможность не трогать колесики, а также не подбирать к каждому снимку отдельные параметры. Съемка идет быстрее и оперативнее — очень актуально, когда времечко поджимает, а хочется наснимать еще кучу всего. Режимы приоритета очень полезны и функциональны при репортажной съемке. В основном они выдают прекрасный результат, что очень важно для фотографа.

Минусы: аппаратура может ошибаться при измерении освещенности. Как результат — некачественный кадр.

Ручной режим съемки (мануальный)

Обозначается буковкой «М». Обитель всех профессиональных фотографов. Самый точный творческий режим, дающий полный и непосредственный контроль над процессом съемки и экспозицией. Тут вы настраиваете сами и диафрагму, и выдержку, а еще светочувствительность, ну и тип экспозамера. При помощи всего этого вы сможете добиться того снимка, который вас полностью устроит.

Однако сам процесс может занять у вас кучу времени, если вы только начали с ним знакомиться. Далее будет легче. Но, как и упоминалось выше, результат будет на высоте.

Плюсы: данный режим съемки очень удобен в фотостудии, когда вы сами можете составлять схемы освещения, менять фон и так далее, в итоге фотограф получит гарантированно нужный результат.

Еще стоит отметить, что бывают очень сложные съемочные условия — в таких случаях аппаратура просто не справляется, и вы получаете ужасный результат. Чтобы этого избежать, следует корректировать настройки под каждую схему освещения.

Часто профессионалы предпочитают ручной режим при фотографировании сооружений, произведений искусства, пейзажа. Аппаратура сделает все как надо. Этот творческий режим также актуален при съемке панорам.

В первый раз снимок может выйти не так, как вы хотели. Но всегда можно отснять несколько кадров, сравнивая результаты и с каждым разом приближаясь к совершенству. В конце концов на то и существует цифровая фотография, чтобы ставить свои эксперименты, не жалея «пленки». Ведь в наше время 10 пробных снимков — это уже далеко не роскошь. А самое главное заключается в том, что результат вы видите сразу и можете оценить на месте — по гистограмме, по изображению на мониторе фотоаппарата или компьютере.

Недостатки: не очень удобно снимать репортажку, когда нужна высокая скорость и оперативность. Однако научившись снимать с ручными настройками, уже не хочется возвращаться к программным — пусть даже с ними проще. Когда наберетесь опыта, будете всегда снимать в творческих режимах и вполне укладываться по времени — тут все зависит от навыков.

Нужный момент уловить непросто. В этом случае будет полезно включить серийную съемку — фотоаппарат сделает несколько кадров и уж какой-то из них точно будет подходящим. Напоследок банальный, но действенный совет. Снимайте как можно больше. Чем чаще фотографируете, тем опытнее вы становитесь. Любую теорию, как говорится, нужно закреплять!

И не забудьте подписаться на обновления блога, если не хотите пропустить новые статьи. Для этого просто введите ваш e-mail.

Основы работы с полуавтоматическими режимами

Это первая статья в серии статей посвященных работе с камерами EOS по книге Andrew S Gibson: Руководство для начинающих по использованию камер Canon EOS.

Диск режимов вашей камеры является основным способом управления режимами и экспозицией. Являясь основным способом работы с экспозицией, диск режимов, является ключом к творческой съемке и прекрасным фотографиям, таким, как изображено выше.

Если вы хотите создавать красивые изображения, то вам необходимо знать, как управлять настройками камеры. Все начинается с выбора режима камеры (не все камеры имеют Mode Dial, но большинство из них все-таки оснащены диском выбора режимов). Ниже представлен пример диска выбора режимов камеры EOS 650D. Такой вид диска стандартен для большинства зеркальных камер:

Как вы видите, на диске есть вариантов выбора режимов. Это может привести к путанице, особенно если вы новичок в фотографии. Если вы новичок в использовании зеркальных камер, то как вы узнаете какой из режимов использовать?

Автоматические режимы

Давайте начнем с режима «Full Auto», или «Полностью автоматический». Он изображен в виде зеленого значка А+ на диске установки режимов в EOS 650D (точный термин для полностью автоматического режима — Интеллектуальный режим). На камерах других производителей этот режим так же изображен в виде буквы А, и выделен цветом, правда цвет может отличаться, в зависимости от фирмы (Nikon использует зеленый, Pentax и Sony синий).
Полностью автоматический режим создан для тех, фотографов, которые не знают, как использовать свою камеру с наибольшей пользой, и не силен в управлении фотоаппаратом. Если вы держите зеркалку первый раз, то этот режим создан именно для вас. На первых порах этот режим будет для вас хорошей альтернативой, но работая только с ним, вы не раскроете весь потенциал своего фотоаппарата.

Есть и несколько других полностью автоматических режимов на диске установки режимов камеры EOS 650D (см. выше). Не все камеры обладают такими режимами (они отсутствуют на многих моделях камер, рассчитанных на полупрофессионалов или профессиональных фотографов). Такие режимы называются — Портрет, Пейзаж, Макро и т.д.
Эти режимы так же придутся по вкусу многим любителям фотосъемки, которые или не знают, как использовать более творческие режимы, или снимают в спешке и н хотят углубляться в тонкости настройки фотоаппарата. Например, вы снимаете портрет друга, проще всего будет прокрутить диск и установить его на режим «Портрет». Для такой съемки вам не нужно знать все о камере или, о том, как она работает.
Полностью автоматические режимы, при которых камера самостоятельно устанавливает все настройки, хорошо подходят для новичков, но они слишком ограничивают ваши возможности в создании творческих фотографий. Так, используя автоматические режимы в Canon EOS, например, вы не можете изменить баланс белого, режим автофокуса или работать в RAW-режиме. Кроме того, вы не сможете изменить значение диафрагменного числа камеры, скорость затвора и настройки ISO. Вы не сможете использовать даже компенсацию экспозиции. Вы ограничены теми настройками, которые установил фотоаппарат, и не можете изменить их. В полностью автоматическом режиме на камерах других производителей все происходит точно так же.

Творческие, полуавтоматические режимы

Творческие режимы гораздо интереснее автоматических! Это такие режимы как — Простой программный режим (P), Режим приоритета диафрагмы (Av на камерах Canon EOS), Приоритет выдержки (Tv на камерах Canon EOS) и Ручной режим(M).
И сейчас мы более подробно поговорим о каждом из них, так как использование именно программных режимов позволяет расширить границы своего творчества для каждого фотографа.
Если вы новичок в фотографии, ваша задача как творческого фотографа отойти от обычных автоматических режимов и начать использовать программные режимы, режим приоритета диафрагмы или приоритета выдержки.
Как только вы почувствуете себя комфортно, используя данные режимы, вы можете рассмотреть и постараться поработать в ручном режиме. Для этого есть ряд веских причин.
Давайте кратко рассмотрим преимущества программных (творческих) режимов, режим приоритета диафрагмы и приоритета выдержки:

Простой программный режим (P)

Многие фотолюбители часто забывают, об обычном программном режиме и его пользе. В чем именно заключается смысл работы данного режима? Работая в данном режиме, вы можете установить чувствительность ISO, а камера самостоятельно установить выдержку и диафрагму в соответствии с информацией из экспонометра.
Многие камеры теперь устанавливают на своих камерах режим Auto ISO. В режиме Auto ISO, камера также определяет и чувствительность ISO. В данном случае вы можете установить верхнюю (а иногда и нижнюю) границу диапазона ISO.
На первый взгляд, программный режим кажется почти таким же, как и Автоматический режим Full Auto. На самом деле, между ними есть решающее отличие. Вы сохраняете полный контроль над параметрами, такими как качество изображения (например, выбор RAW или JPEG), баланса белого и Picture Style. Вы можете использовать компенсацию экспозиции, чтобы переопределить настройки камеры по данному параметру. Кроме того, если значение диафрагменного числа или выдержки вам не подходят, вы можете использовать режим Shift (название этого режима соответствует только камерам Canon, проверьте руководство, если у вас есть фотоаппарата другой фирмы), чтобы изменить соотношение настроек для одного, или другого параметра.

Другими словами, в то время как камера находится в автоматическом режиме, вы сохраняете управление над её настройками. Это очень важно для творческой фотографии.
Это съемка, во время которой, вы можете частично управлять своим фотоаппаратом, не имея полного контроля над диафрагмой или выдержкой.

Работа в следующих двух режимах, о которых мы поговорим, позволить вам делать еще более оригинальные и художественные фотографии.

Приоритет диафрагмы (Av)

Я уверен, что многие читатели уже знают о важности и влиянии диафрагмы на фото. Для тех из вас, кто еще не убедился в этом, несколько слов о том как это работает. Есть три подхода к использованию диафрагмы:

1. Вы можете использовать широкую апертуру, для того, чтобы сделать снимок с малой глубиной резкости. Вы наверняка видели эти прекрасные портретные фотографии с красивым размытым фотоном, не так ли? Такого фона можно добиться благодаря широкой апертуре. Некоторые фотографы покупают новые объективы (которые обладают большей максимальной апертурой), предпочитая их ультразумам только для того, чтобы снимать фотографии с размытым фоном. Портрет, представленный выше, был создан с объективом 85-мм, с диафрагмой f1.8.

2. Вы можете использовать небольшую диафрагму, чтобы все изображение находилось в фокусе, было четким и резким по всей поверхности кадра. Это другой, совершенно противоположный подход, который часто используется ландшафтными фотографами, которые хотят, что бы весь пейзаж был четким. Изображение пейзажа, которое вы видите, было создано при значении диафрагмы равном f16.

3. Вы можете использовать среднее значение диафрагменного числа, которое находится между максимальным и минимальным значением диапазона. Использовать среднее значение, рекомендовано в большинстве съемочных ситуаций. В данном случае часть фона может быть не в фокусе. Такой подход оправдан в ситуациях, когда вы хотите, чтобы фон изображения просматривался и был узнаваем, но при этом, не был таким же четким, как и главный объект съемки. Фотография, показанная выше, является хорошим примером такой съемки, создана она была с апертурой F5.6.
Режим приоритета диафрагмы работает очень просто. Вы можете установить ISO и диафрагму, а камера устанавливает выдержку, необходимую для правильного определения экспозиции.

Приоритет выдержки (Tv)

Вы можете использовать приоритет выдержки тогда, когда хотите установить определенную скорость затвора. Это необходимо при съемке, когда важно правильно изобразить движение в кадре. Опять же, существует три подхода:

1. Установите высокую скорость затвора, чтобы заморозить движение. Так делают спортивные фотографы в своей работе. Им необходимо заморозить движение спортсменов во время прыжка, бега или езды. Для изображения, показанного в качестве примера, использовалась выдержка 1/2000 секунды.

2. Установите низкую скорость для затвора, чтобы размыть любое движение в пределах кадра. Для такой съемки, необходимо установить камеру на штатив, чтобы поддержать ее и сделать устойчивой. Сделав это, можете смело использовать творческие подходы в съемке с низкой скоростью, фотографируя, например морскую пену, или водопад. Держа камеру в руках, вы рискуете тем, что изображение будет полностью размытым. Для фотографии, которую вы видите, использовалась выдержка в 30 секунд, девушка стояла неподвижно, в то время как вокруг нее кипела жизнь.

3. Установить средний уровень выдержки, и тогда вы сможете работать при оптимальных условиях освещения, держа камеру в руках, не боясь, что снимок будет размытым. Это обычный подход, который применяют многие фотографы большую часть времени съемки. Съемка при разных значениях выдержки, это всегда весело и познавательно, так вы сможете создавать очень оригинальные фотоработы.
Приоритет выдержки работает очень просто. Вы можете установить ISO и скорость затвора, а камера установит диафрагму, необходимую для получения правильной экспозиции.

Заключение

Используя только творческие полуавтоматические режимы, вы можете рассчитывать на получение интересных творческих фотографий, это режимы: Программный режим, Режим приоритета диафрагмы и Режим приоритета выдержки (некоторые другие, такие как Ручной режим, будут полезны, тогда, когда вы полностью освоитесь со своей камерой). Об автоматических режимах лучше вообще забыть, они сдерживают ваш творческий потенциал, и не дают раскрыть все возможности вашего фотоаппарата.

Для лучшего понимания работы с камерами EOS вы можете изучить книгу Andrew S Gibson — Руководство для начинающих по использованию камер Canon EOS. Использование различных режимов, является одной из тем, углубленно обсуждаемых в данной книге.

Ссылка на основную публикацию