Как фотографировать зимние пейзажи | Foto-kadr.ru

Как фотографировать зимние пейзажи

Пять советов по созданию зимних пейзажей

Холодными зимними вечерами многие мечтают о поездке в теплые страны. Однако стоит только выехать из города и перед Вами предстанет невероятная красота зимней природы, когда все вокруг покрыто пушистым белым снегом. Так и хочется взять с собой фотоаппарат и запечатлеть на память зимнюю сказку. Зима действительно дает прекрасные возможности для творчества и создания удивительных пейзажных снимков. Однако среди работ фотолюбителей и профессионалов встречается не так много хороших зимних пейзажей. Все дело в том, что при съемке пейзажа в суровые январские дни Вы неизбежно столкнетесь с определенными трудностями. Снимать пейзажи технически сложнее, чем в любое другое время года, вдобавок зимним съемкам не способствует короткий световой день и сильный мороз.

Говоря о специфике и особенностях зимнего пейзажа, правильнее будет дать несколько основных советов начинающим фотографам по созданию качественных и запоминающихся пейзажных снимков:

На первый план при съемке пейзажа зимой выходит грамотный контроль экспозиции. В зимний период все окружающее пространство покрыто снегом, который образует множество отражающих свет поверхностей. К тому же, сам снег, который для человеческого глаза выглядит белым, на самом деле может принимать на себя любой из нескольких оттенков в зависимости от условий освещения и окружающей среды. В результате этого встроенный экспонометр цифровой камеры начинает давать сбои. Поэтому съемка зимних пейзажей – это не место для использования автоматических настроек камеры или режима приоритета диафрагмы. Начинающие фотографы часто сталкиваются с различными проблемами при съемке снежного пейзажа. А все потому, что при фотографировании снежных сцен в работу встроенного экспонометра необходимо вносить коррективы, а не доверять определение настроек экспозиции автоматике.

Автоматические настройки экспозиции

Цифровой фотоаппарат воспринимает снег как объект со средне-серым цветов. В этой связи если Вы снимаете пейзаж, в котором снежные поверхности занимают большую часть кадра, то введите положительную компенсацию экспозиции в 1 – 2 ступени, что уменьшит световой поток. В свою очередь, отрицательную компенсацию экспозиции на 0,5 – 1 ступень стоит устанавливать в тех случаях, когда снега в кадре не так много. В любом случае всегда проверяйте результат по гистограмме, контролируя, чтобы не было провалов по теням и свету.

Ручная коррекция экспозиции

Учтите, что именно белизна снега придает чистоту и свежесть зимнему пейзажу, поэтому не стоит лениться экспериментировать с настройками экспозиции. Чтобы снег выглядел в кадре ярко белым, можно выставить экспозицию чуть больше, чем это обычно полагается «по правилам». Удлините выдержку или сильнее откройте диафрагму, чтобы на светочувствительную поверхность матрицы фотоаппарата пришло больше света, и, таким образом, зимний пейзаж получился бы более ярким и интересным.

— Помните о балансе белого

При фотографировании зимнего пейзажа у Вас могут возникнуть трудности, связанные с тем, что снимки почему-то приобретают желтоватый оттенок, причем белый, пушистый снег на фото кажется грязным. Такие фотоизображения, безусловно, не могут передать чувство морозной свежести, которое Вас посещает во время прогулки по зимнему лесу или городскому парку. Чтобы запечатлеть это прекрасное ощущение, необходимо сделать фотографию визуально холоднее, то есть компенсировать теплые оттенки на снимке и придать холодной синевы заснеженному пейзажу.

Для этого нужно обратиться к настройке баланс белого, которая в этом случае должна соответствовать более теплому свету, чем тот, с которым Вы осуществляете съемку. В частности, при съемке в облачную январскую погоду лучше установить баланс белого в положение «Дневной свет» (Daylight, около 5200К) вместо «Облачно» (Cloudy, примерно 6000К). Снимая ранним утром или во время заката, Вы можете установить баланс белого на «Лампы накаливания» (Tungsten), чтобы еще сильнее усилить синеву и холод зимнего пейзажа. Впрочем, если Вы фотографируете в формате RAW или NEF, то можно скорректировать цветовую температуру кадра и изменить баланс белого уже в процессе постобработки в графическом редакторе.

— Правильно используйте освещение

Важная задача при съемке зимнего пейзажа – правильное воспроизведение на снимке фактуры снежных поверхностей. Достигается это не только грамотным подбором настроек экспозиции, но и выгодным использованием характеристик естественного освещения сцены. Помните, что передний свет делает фотографию более плоской, причем текстура снежной поверхности в этом случае теряется. В то же время яркие лучи света будут отражаться на снеге, создавая более приятный взгляду, теплый сюжет.

Расположившись немного в стороне от оси, по которой на небосклоне движется солнце, Вы сможете таким образом добавить снимку глубины. Классический рассеянный свет обычно сопутствует пасмурной погоде. Если при этом солнце плотно закрыто тучами на небе, то это не самое подходящее время для съемки зимнего пейзажа. Он получится просто серым и унылым из-за отсутствия светотени. Но если в такую погоду, где-то проглянет солнце, то пейзаж может окраситься в более приятные, мягкие оттенки.

Съемка в лучах заходящего солнца

Для того, чтобы фактура снега была оптимально передана на фотографии, лучше всего использовать боковой свет. При таком освещении сцены благодаря низкому положению солнца от каждой неровности на снежной поверхности будет создаваться длинные косые тени, что и способствует выявлению текстуры снега. А вот при фронтальном свете текстура снега практически не выявляется.

Не секрет, что лучшее время для съемок пейзажа в зимнее время – это рассветы и закаты, когда солнечный свет приобретает разнообразные оттенки. После восхода солнца на снежной поверхности могут отражаться оранжевые или сине-фиолетовые оттенки солнечного света. В часы рассвета и заката преобладают интересные цвета и длинные тени от объектов, что способствует созданию красочных зимних пейзажей. Впрочем, стоит попробовать свои силы и в ночной съемке пейзажа – иногда результаты оказываются совершенно неожиданными.

Съемка в сумеречное или ночное время является прекрасным способом создать угрожающие зимние сцены. Ведь снег на зимних пейзажах обычно изображается как дружественный и простой. Ночная же съемка позволит Вам создать у зрителя, смотрящего на пейзажную фотографию, темное и угрожающее чувство благодаря контрасту между белым снегом и темнотой сцены. Ветви деревьев на таких пейзажных фотографиях могут превратиться в настоящие щупальца или искореженные пальцы.

— Включайте в кадр небо

Старайтесь включать в кадр зимнее небо, с насыщенными цветами, и глубиной, которую создают облака. Кучные облака, плывущие над заснеженными полями, или перистые облака, зависшие над вершинами гор, придают любому зимнему пейзажу новые краски. В кадре можно использовать даже ясное, безоблачное небо любых цветовых оттенков и насыщенности. Единственное исключение – облачная или пасмурная погода, когда небо затягивается сплошной, непроглядной пеленой серых облаков. Но и в такие дни судьба может преподнести Вам подарок в виде неожиданного лучика света, пробившего брешь сквозь эту пелену. Он может стать композиционным центром всего снимка, поэтому старайтесь всегда держать камеру наготове в поисках таких неожиданных подарков природы.

Зимний пейзаж – самая подходящая возможность для использования разнообразных светофильтров. Правильный выбор светофильтра может обеспечить оптимальное соотношение света и тени на снегу, за счет чего сам снег будет смотреться на снимке более естественно. В частности, в зимние дни из-за малой запыленности воздуха влияние всех цветных светофильтров становится куда более ощутимым. Если зимой стоит хорошая погода с голубым, безоблачным небом, то лучше всего применять светлые желтые или желто-зеленые светофильтры. Если Вы хотите подчеркнуть белизну и густоту инея на ветвях деревьев, то для этой цели подойдут оранжевый или красный светофильтр.

Правда, учитывайте, что подобные светофильтры несколько повышают контраст светотени на снегу. Когда Вы снимаете зимние пейзажи с ледяными поверхностями, в которых отражаются солнечные лучи, имеет смысл использовать поляризационный светофильтр, с помощью которого можно будет пригасить неприятные блики. Ко всему прочему, такой фильтр может добавить глубины и насыщенности краскам на фотографии.

В снегопад можно применять «небесный» (skylight) светофильтр. Во-первых, он защитит линзу объектива, а во-вторых, отфильтрует голубую часть диапазона, который преобладает в сценах с заснеженными поверхностями. В свою очередь, применяя во время съемки пейзажа «звездный» фильтр можно получить прекрасный лучистый ореол вокруг любого точечного источника света. При съемке сцен с высоким контрастом в яркую солнечную погоду Вам помогут градиентные нейтральные фильтры.

Кто бы что ни говорил, но зима является благоприятным временем для съемки пейзажа. Все что Вам нужно для создания прекрасной пейзажной фотографии – это вносить корректные изменения в настройки экспозиции кадра, внимательно оценивать композицию будущего снимка и искать интересные, оригинальные детали.

Что нужно помнить при съемке пейзажей зимой

У многих ландшафтных фотографов снимки снежных пейзажей занимают очень маленькую часть портфолио. В определенной местности может вообще не быть снега или он делает подходящие для съемки места труднодоступными. Если есть возможность, не упустите её – выберитесь из дома с камерой в руках и запечатлейте природу, покрытую снегом. Однако, зимняя съемка имеет несколько проблем, которых нет у других времен года.

Вот несколько вещей, о которых нужно помнить при съемке пейзажей в зимнее время. Некоторые из них были получены мной из личного опыта недавней экскурсии.

Скользкая дорога

Когда дело доходит до зимней съемки, есть два вида неудобств: перемещение на машине к нужной точке и прогулка пешком по прибытию.

Для тех, кто не знаком с ездой по снегу – сбавьте обороты и не спешите, добираясь к месту съёмки. Даже с полноприводным автосцеплением с дорогой будет отличаться от езды по сухой местности. Езжайте медленно, будьте осторожны на поворотах и постарайтесь не останавливаться на снежных склонах (потом может быть проблематичным снова заставить машину двигаться). Если сомневаетесь и неуверены, где машина может застрять, лучше остановиться возле главной дороги и проделать оставшийся путь пешком.

Говоря о пешем перемещении, убедитесь, что ваша обувь подходящая. Для глубокого, рыхлого снега могут пригодиться снегоступы – они распределят вес и не дадут ногам провалиться. Для плотного снега или льда пригодятся шипы на подошвах или ледоходы, прикрепляемые к обуви. Они позволят добраться в места, недоступные обычным ботинкам. Не забывайте о погодных условиях, решая какие аксессуары брать с собой. Для свежевыпавшего снега отличный вариант – снегоступы. Если же снег покрыт слоем льда, стоит подумать о ледоходах или шипах. Они особенно полезны на склонах.

Зимние склоны полностью отличаются от летних. Холм, которому в сухую, теплую погоду достаточно походных ботинок, зимой требует лучшего сцепления. Если вы спускаетесь по холму, не идите слишком далеко, не подстраховавшись на несколько шагов, чтобы иметь возможность вернуться на тропу. Треккинговые палки, которые распределяют вес и предоставляют две дополнительные точки контакта со снегом или льдом, могут стать полезным дополнением к походному набору.

Если сомневаетесь, пакуйте больше, чем нужно. Я недавно путешествовал на короткие дистанции по двум популярным маршрутам, ведущим к водопадам и чуть не забыл треккинговые палки в машине. На обоих маршрутах именно они позволили мне дойти до нужной точки и сделать снимок.

Знайте, как добраться к месту

При съемке заснеженных пейзажей, знание местности может сделать путешествие более безопасным и успешным. Во время моего недавнего похода для съемки зимних водопадов, я планировал пройти по двум очень коротким и популярным маршрутам. Летом эти пути хорошо утоптаны, поэтому маркеры и указатели не нужны. Зимой, когда дорогу покрывает снег, пути не так легко заметить. Например, потоки, которые летом проходят через лес, зимой выглядят как туристические дороги. На одном из маршрутов мне пришлось угадывать в каком направлении идти пока я не услышал звуки водопада и с уверенностью пошел в его сторону.

Это не значит, что нужно сначала изучить местность летом, а затем отправиться туда зимой. Поговорите с местными, посмотрите туристические карты или посмотрите фото и видео в интернете. Это поможет узнать о заметных достопримечательностях, по которым можно ориентироваться.

Композиция может быть ограниченной

Я обычно стараюсь избегать очевидных кадров, снятых с популярного места. Поэтому я закатываю штаны и перехожу реку или забираюсь на камни, чтобы запечатлеть субъект с уникального ракурса. Однако, когда всё покрыто снегом, передвигаться сложнее, чем летом. Реки, которые летом можно легко перейти вплавь, зимой представляют опасность обморожения. Такая же ситуация с камнями – зимой они могут быть полностью скрыты под слоем снега.

В течении моего недавнего похода к популярному водопаду я понял, что не могу отойти от очевидной композиции, так как я был один и не мог определить, где закончились камни, на которые можно залезть, и начались пропасти. Летом неверный шаг может грозить промокшим оборудованием и необходимостью применять навыки скалолазания, чтобы вернуться на тропу. Однако, зимой очень легко попасть в западню и под потоками холодной воды превратиться в лед с начинкой фотографа. Также стоит учитывать, что снег обычно сдвигается немного дальше от того участка, который может выдержать ваш вес, формируя хрупкий «карниз».

Обратите внимание на текстуру снега

Снимок: © KEVIN D. JORDAN PHOTOGRAPHY

Снег работает как большой софтбокс, одновременно отражая свет, сглаживая грубые тени и смягчая пейзаж. Резкие обрывы между камнями могут превратиться в гладкие впадины, поэтому нужно понаблюдать, чтобы найти интересный кадр. Если освещение достаточно яркое и подчеркивает текстуру свежевыпавшего снега, съемка с близкого расстояния может стать хорошим вариантом. Также разумно будет оценить, как свет взаимодействует с поверхностью снега. Небольшие насыпи пудры при правильном освещении могут создать тени, которые отлично работают в качестве направляющих для основного субъекта.

Сохранить объектив сухим может быть нелегко

Если вы планируете фотографировать пейзаж, пока снег еще идет, будет сложно сохранять стекло сухим. Капли дождя достаточно тяжелые, чтобы можно было предсказать их направление и прикрыть камеру собой или чем-то другим. А траектория снежинок не так предсказуема, будучи зависимой от температуры и ветра. При более низкой температуре идет более мелкий снег, который легче поддается потокам ветра, а при температуре около нуля снежинки становятся крупнее и их падение легче предсказать. Однако, в то же время, большие снежные хлопья оставляют больше воды на стекле объектива.

Чтобы избежать попадания снега в объектив, снимайте с достаточно широко открытой диафрагмой, направив камеру немного вниз. Если это невозможно, используйте бленду, зонт, свою руку или любой подходящий предмет. При этом лучше иметь с собой набор микрофибровых салфеток. Во время своей последней вылазки я понял, что даже из-за одной маленькой снежинки приходится протирать стекло. Если закончились сухие салфетки, нужно либо менять объектив, либо отправляться домой.

Определитесь, как должен выглядеть падающий снег

Если во время съемки идет снег, подумайте, как можно использовать его в свою пользу. С долгой выдержкой и крупными снежинками получатся белые полосы, в то время как короткая выдержка захватит каждую снежинку отдельно. Обе техники немного отвлекут от основного субъекта, но благодаря им получится особый вид и ощущение для снимка. Выдержка, необходимая для каждого из эффектов будет отличаться в зависимости от освещения и фокусного расстояния, поэтому нужно поиграться, увидев, как условия и настройки повлияют на фотографию. Снимок ниже был сделан с выдержкой 1/320 секунды при f/10.

Падающий снег в Бостоне (© KEVIN D. JORDAN PHOTOGRAPHY)

Ваши руки замерзнут

За два года поисков я пришел к выводу, что нет перчаток, которые одновременно сохраняют руки в тепле и позволяют удобно работать с камерой. У меня есть пара популярных перчаток для фотографов Vallerret, которые не покрывают большой и указательный пальцы. Однако, при очень морозной погоде через эти щели проходит холодный воздух. Сами перчатки, даже будучи добротными, недостаточно плотные, чтобы защитить руки в минусовую температуру.

Поскольку лишь пары перчаток недостаточно, чтобы не дать рукам замерзнуть в течении всей съемки, умным решением может стать многоразовая грелка для рук в кармане. Методом проб и ошибок я пришел к выводу, что одноразовые грелки остаются горячими только в условиях, которые достаточно теплые, чтобы сама грелка стала бесполезной. Лучше потратить немного больше, но купить полезную вещь. Такие компании, как Zippo выпускают недорогие грелки, которым нужно совсем немного топлива, а более дорогие модели можно дозаправлять. Не важно, какую модель вы выберете, все они помогут сохранять руки в тепле в течении долгого дня.

Обращайте внимание на цветные элементы в кадре

При съемке снежных ландшафтов цвет – очень важный композиционный элемент. В пейзаже со свежевыпавшим снегом местность, которую вы фотографируете, может быть в большинстве своем монохромной, кроме случайного камня, вечнозеленого дерева, строения или другого цветного элемента. Размещение такого цветного элемента в кадре может либо создать отличный снимок, либо разрушить его. Рассмотрим снимок ниже в качестве примера. Я не заметил этого при съемке, но каменный выступ справа – единственный цветной элемент в кадре. В результате он обращает на себя взгляд, отвлекая от направляющих линий снега и водопада, который должен быть основной фокусной точной фотографии.

Снежный пейзаж с отвлекающим цветным камнем справа. (© KEVIN D. JORDAN PHOTOGRAPHY)

После того, как я сделал снимок черно-белым, композиция выглядит намного лучше.

© KEVIN D. JORDAN PHOTOGRAPHY

Используйте брекетинг экспозиции

Если фотографировать участок, который не полностью заснежен, из-за почти белого цвета свежего снега создастся высокий динамический диапазон, поэтому снимок сложно правильно экспонировать. Попробуйте использовать брекетинг, убедившись, что сможете сохранить как текстуру снега, так и тени от камей или деревьев. Помните, что, если недостаточно экспонировать снимок, велика вероятность испортить белизну снега, из-за чего он станет грязного серого цвета. Всегда делайте достаточно яркие снимки, чтобы сохранить насыщенность белого на случай, если не сможете восстановить её во время постобработки.

Приходите пораньше и работайте задом наперед

В снежный день, если по прогнозу погоды передают не особо солнечную погоду, трудно выбраться из кровати пораньше. Однако, стоит помнить, что кто-то может оставить следы на снегу в местах, которые вы хотите сфотографировать, разрушив пейзаж. Также важно помнить, что этим «кем-то» можете быть вы сами, поэтому начинайте снимать с самой дальней точки, постепенно подходя, чтобы не испортить снежный покров.

Во время моего недавнего похода я потратил час, медленно продвигаясь вперед и пробуя каждый возможный ракурс, чтобы случайно не испортить хороший кадр. Я не буду использовать большинство из этих снимков, но для меня лучше перестраховаться. Если вы, как и я не знаете, какая композиция работает лучше, пока не посмотрите снимки на большом экране, лучше начать снимать как можно дальше.

Остерегайтесь хроматических аберраций

В зависимости от качества объектива, который вы будете использовать, снежные пейзажи могут создать условия для появления хроматических аберраций (пурпурная обводка, появляющаяся на высококонтрастных участках, например, где яркий снег встречается с темным камнем). Хотя эту обводку легко исправить на этапе постобработки, сократив насыщенность её цвета, очень сильные аберрации могут оставить после себя серые кольца вокруг проблемных участков. Если вы знаете, что у вашего объектива могут возникнуть проблемы с хроматическими аберрациями, немного диафрагмируйте его, чтобы потом не пришлось прибегать к коррекции во время постобработки.

Выводы

Как и многие, кто обычно откладывает камеру на зимние месяцы, пользуется старыми запасами снимков и просто восстанавливается, я обычно избегаю съемки заснеженных пейзажей. Однако, в течении темных месяцев, когда поездки куда-то можно пересчитать по пальцам, неожиданное путешествие по заснеженным холмам станет отличным опытом. Если вас заинтересовала съемка в зимнее время, убедитесь, что собрали все необходимое и отправляйтесь!

Снимаем зимний пейзаж

Зимой в России обычно холодно и хмуро. Многие фотографы на этот период «впадают в спячку» и почти не фотографируют. А зря, в это время года можно и нужно снимать! В этой статье мы дадим практические советы по съёмке пейзажей зимой.

Что взять с собой на зимнюю съёмку

Что пригодится при фотографировании зимней природы? Если в городских условиях мы не всегда носим фотокамеру в специализированной фотосумке с мягкими прокладками, то при съёмке зимних пейзажей она всё-таки необходима. Во-первых, фотосумка застрахует камеру от физических воздействий, а во-вторых — послужит в качестве термоизоляции, препятствующей появлению конденсата, когда вы с холода входите в тёплое помещение.

Важным аксессуаром будет и штатив. Он позволит снимать на длительных выдержках, использовать закрытые диафрагмы для получения большей глубины резкости, работать на минимальном ISO. Но при этом ножки штатива могут проваливаться в глубокий снег; учитывайте это при выборе высоты треноги. Отчасти избежать проваливания штатива позволит установка его ножек под большим углом.

Важный плюс продвинутых фотоаппаратов Nikon — защита от пыли и влаги. Можно не бояться намочить фотоаппарат, снимая во время снегопада или дождя. Защиту от влаги имеют фотоаппараты, начиная с 7xxx-й серии и выше. Актуальные модели — Nikon D7500, D500, D610, D750, D850, D5 и новейшие беззеркалки Nikon Z 6 и Nikon Z 7.

Важно взять на съёмку дополнительные батареи для фотокамеры. Ведь на холоде они будут разряжаться быстрее.

Набор объективов всецело зависит от вашего стиля съёмки и задач. Я всегда беру с собой два. Прежде всего, это широкоугольный объектив. Он позволит захватить в кадр побольше пространства, поиграть с перспективой, показать впечатляющие панорамы. Так что в сумке у меня всегда есть Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor — компактный, лёгкий, недорогой, защищённый от влаги широкоугольник. Среди современных широкоугольников для «кроп»-камер можно выделить доступный NIKKOR AF-P DX 10-20mm f/4.5-5.6G VR.

Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED

Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR

Ещё я часто беру с собой телеобъектив. Он позволит захватывать крупные планы, снимать отдалённые сюжеты. Если хочется снять, к примеру, птицу на ветке или отдалённые скалы, то это — работа для телеобъектива. Я использую лёгкий, компактный и тоже сравнительно доступный Nikon AF-P NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR. Кстати, у этого телевика есть «брат-близнец», рассчитанный на «кроп». Он заметно доступнее и легче полнокадрового собрата.

Nikon AF-P NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR

AF-P DX NIKKOR 70-300mm f/4.5-6.3G ED VR

Кроме фототехники, стоит подумать и о личном снаряжении. Важно тепло одеться — это вопрос не только вашего комфорта и безопасности, но и эффективности съёмки. Если вы от холода не будете чувствовать своих пальцев на руках и ногах, то многие хорошие кадры окажутся не снятыми. Чем мне нравится Nikon D850, так это тем, что с ним можно работать, не снимая тонких флисовых перчаток. Почти все его кнопки и переключатели достаточно крупные для этого. Если совсем холодно, к тонким перчаткам я добавляю толстые рукавицы, в которых грею руки, пока не фотографирую.

Удобно использовать лёгкую пуховую (или с современными синтетическими утеплителями) одежду, не стесняющую движений. Тёплая обувь — тоже важнейший элемент снаряжения фотографа. В случае зимней съёмки лучше отдавать приоритет не элегантности, а удобству.

Не забудьте взять с собой фонарик. Темнеет зимой рано. И если вы собираетесь фотографировать на закате, то домой вам придётся возвращаться затемно. Удобно пользоваться налобным фонарём, ведь он не занимает руки.

Забота о фототехнике при съёмке на морозе

Как снимать в мороз, чтобы не повредить фотокамеру? Прежде всего, надо помнить, что техника боится влаги и конденсата. Конденсат возникает при смене температур и может не только появиться на объективе, сделав невозможной съёмку, но и оказаться на электронной начинке внутри камеры и вывести её из строя

Если фотосъёмка велась при температурах ниже нуля, то, прежде чем доставать камеру в тёплом помещении, дайте ей полежать пару часов в полностью закрытой фотосумке и медленно согреться — так вы застрахуете аппарат от появления на нём испарины. Под куртку при минусовой температуре фотокамеру тоже лучше не прятать, так как и там аппарат может покрыться конденсатом. А вот аккумуляторы и другие источники питания можно вынуть из аппарата, когда он не используется, и держать их в тепле, к примеру, в кармане брюк. Ведь батареи на морозе разряжаются гораздо быстрее.

Я всегда с собой беру небольшое полотенце из мягкой микрофибры. Оно отлично впитывает влагу, им я могу легко убрать снег и воду с корпуса фотоаппарата и осторожно протереть переднюю линзу объектива. Для этих задач подойдёт и крупная салфетка для чистки оптики.

В случае сильного снегопада или дождя камеру лучше убрать в специальный защитный чехол. Но он есть не у всех, а вот обычный прозрачный полиэтиленовый пакет или одноразовая шапочка для душа найдётся у каждого. Достаточно укутать аппарат в пакет, оставив снаружи только переднюю линзу объектива — так камера будет защищена от влаги. На объектив же стоит установить бленду. Конечно, она не всегда защитит от попадания на переднюю линзу капель или снежинок, но заметно сократит их количество. А ведь они если и не навредят технике, то будут появляться на ваших снимках в виде пятен.

Экспокоррекция и съёмка на фоне снега

При съёмке в автоматических режимах или полуавтоматических P, A или S, экспозамер фотоаппарата ставит такие настройки яркости, чтобы на фото в основном преобладали средне-серые оттенки. В условиях съёмки объекта или человека на фоне снега это приведёт к темноватым снимкам. Тут поможет внесение положительной экспокоррекции около +1 EV — точное значение придётся найти экспериментально.

Но будьте осторожны: если темноватый кадр можно спасти при обработке, то пересвеченный снег на вашем фото навсегда останется белым пятном. Чтобы не потерять детали, включите индикацию пересвеченных зон. Они будут мигать на сделанном снимке, что позволит их быстро обнаружить и сделать ещё один снимок с правильной экспозицией.

Погода и режимное время

Зимой мало красок; если нет солнца, то всё серое и скучное. Это проблема художественной зимней съёмки. Как сделать выразительные кадры в таких условиях?

Прежде всего, следите за прогнозом погоды. Свежевыпавший снег отлично выглядит на фото. Мягкие сугробы и заснеженные деревья — это, пожалуй, самая живописная картина зимой. Поэтому на съёмку стоит отправляться после снегопада.

Как победить общую серость и малую контрастность зимней картинки? Выход простой — снимать в режимное время. Так фотографы называют временной отрезок на рассвете и закате. Низкое солнце заливает яркими красками весь пейзаж. Белый снег — прекрасный отражатель. Он окрасится в цвет желтых и красных солнечных лучей, неба. К тому же, при пологом свете солнца отлично подчеркивается фактура и объём снега. Конечно, нужно заранее проверить прогноз погоды: если небо будет затянуто тучами, эффектного освещения ждать не стоит.

Непосредственно в снегопад снимать сложнее, но тоже возможно. Ведь на фотографиях всегда хорошо смотрятся яркие природные явления. Падающие снежинки особенно будут заметны при вечерней съёмке, в лучах заходящего солнца, луны или городских огней. Или же их можно подсветить вспышкой — о таком приёме у нас есть отдельный урок.

Если солнце давно не появлялось на небе — не беда, когда речь идёт о зимнем городском пейзаже. Наполнить кадр красками здесь поможет городская иллюминация. Попробуйте снимать в сумерках, когда ещё не совсем темно и можно застать мягкий дневной свет в сочетании со светом городских огней. В этот период даже пасмурный день заиграет красками!

Nikon Z 7 с объективом Nikkor Z 24-70mm f/2.8 S

Конечно, в условиях ночного города для получения качественных кадров приходится ставить камеру на штатив. Но в ряде ситуаций обойтись без этого поможет оптическая стабилизация в объективе. А в новейших беззеркалках Nikon Z 6 и Nikon Z 7, кроме того, есть оптическая стабилизация прямо в камере. С ней можно брать с рук выдержки вплоть до нескольких секунд! Это отличный вариант для вечерних городских фотопрогулок налегке, без штатива.

Зимой можно и нужно фотографировать! Не бойтесь слякоти, серости и холодов. Всё это можно побороть и получить красивые и необычные кадры. Дело лишь за вашим желанием!

Практические советы при съемке зимнего пейзажа

Продолжая разговор о специфике съемки пейзажа зимой, правильней всего будет рассказать вам о том, какие нюансы нужно учитывать непосредственно в процессе съемки, на какой свет и погоду лучше ориентироваться, какое время суток благоприятствует хорошим результатам и т.д.


(сс) Dan Logan

1. Правильный замер экспозиции.

Из-за того, что зимой почти все окружающее пространство покрыто снегом, в работу встроенного экспонометра нужно вносить коррективы. Если вы привыкли снимать в режиме «приоритет диафрагмы» или, не дай боже, в «авто» — коррекция экспозиции в плюс один-два стопа позволит избежать недоэкспонированных кадров.


(cc) Randi Hausken

Почему так происходит? Снег образует множество светлых поверхностей, которые к тому же неплохо отражают свет, и экспонометр практически в любом режиме будет производить замер по светлому объекту. Лучше всего в таких условиях снимать в ручном режиме и сверяться с показаниями гистограммы, не допуская провалов как по «светам», так и по «теням».

2. Баланс белого.

Если вы фотографируете не со вчерашнего дня, то скорее всего вы пользуетесь при съемке RAW-форматом. В этом случае проблемы с правильным балансом белого не должно возникнуть — даже если автоматика ошиблась в его определении, это можно исправить без потери качества в RAW-конвертере.

А вот у тех новичков, которые пользуются форматом Jpeg, могут возникнуть проблемы с корректным отображением цветов: на зимних фотографиях часто снег получается синеватым — из-за ошибок автоматики происходит завал в холодные тона.


(cc) Per Ola Wiberg

Выходом из положения может быть установка ББ по специальной серой карте. Также подойдет газетный лист, белый лист (мелованная супер-белая бумага не подойдет). Если ничего вышеперечисленного под рукой не окажется, выйти из положения все же можно — балансируясь по чистому снегу, правда, точность попадания в баланс белого может немного «подгулять».

3. Время суток

Бесспорно, лучшее время для съемки пейзажа в зимнее время — это «классические» рассветы и закаты, актуальные для всех времен года — когда солнце, находясь у линии горизонта, окрашивает небо в теплые тона и создает интересный рисунок окружения: объемный, с насыщенными свето-теневыми переходами.


(сс) Raymond Larose

Но это не значит, что днем фотографу нечего делать на локации — ведь даже в полдень зимнее солнце находится достаточно близко к линии горизонта.
Что касается ночной съемки пейзажа в эту пору — поверьте, это также стоит того, чтобы попробовать.


(cc) flik

Благодаря снежному покрову и ясной погоде даже лунного света может быть вполне достаточно для съемки совершенно невероятных, непривычных природных красот.

4. Небо

Несомненным козырем любой пейзажной фотографии будет наличие в кадре красиво выглядящего неба. Например, облака в небе — это красиво. Кучные облака, плывущие над равнинами или перистые облака над вершинами гор, само присутствие облаков на небе — уже подарок фотографу. И даже ясное, безоблачное небо, любых оттенков и насыщенности — хорошо для пейзажа. Немного иначе обстоит дело в облачную и пасмурную погоду, когда небо затягивает сплошной и непроглядной серой пеленой. Но даже в этом случае удача иногда улыбается особо терпеливым: бывает так, что в этой мрачной толще туч появляется брешь и лучик солнца, радостно пробиваясь сквозь нее, может очень удачно поставить акцент в кадре и стать композиционным центром снимка.


(cc) Christos Tsoumplekas

Главное — успеть среагировать, ведь длятся такие «подарки природы» обычно совсем недолго.
А в пасмурную погоду, при рассеянном, мягком освещении попробуйте сосредоточить внимание на форме и объеме: всевозможные неровности, изгибы рельефа и многоплановость сюжета будут вашими сюжетными вдохновителями.

5. Погодные явления

Пожалуй, порядка 90% пейзажных фотографий делается в хорошую, ясную погоду, в любой сезон. Объясняется это просто: когда воздух прозрачен и чист — есть хорошая видимость до самой линии горизонта, детализация изображения по всей площади кадра будет максимально высокой.

Однако, это совсем не означает, что надо отказывать себе в удовольствии запечатлевать окружающую красоту во время проявлений разнообразных погодных явлений. На мой взгляд, весьма эффектно выглядит туман, снег или метель.


(сс) Xabier Artola-Zubillaga

Ну что же, тему зимней пейзажной фотографии для начинающих я считаю раскрытой. Теперь вы знаете достаточно, чтобы не отсиживаться дома, а планировать вылазку на природу.

Конечно, процесс фотографирования зимнего пейзажа вовсе не прост, как в любом из направлений, здесь есть масса нюансов, о которых я обязательно расскажу в отдельном материале. Зато сопряжен процесс не только с трудностями, еще это весьма интересно.

В какой бы стране вы не сделали свой первый шаг в этом направлении, на каком бы континенте не находились — я уверен, что у вас получится сделать много интересных фотографий с видами нашей прекрасной планеты. Желаю удачи!

Автор: Кривенко Юрий, специально для funPhoto.ua

Предлагаем вашему вниманию следующие статьи из цикла статей о фотосъемке в зимний период:

Особенности съемки зимних пейзажей

Съемка зимних пейзажей имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при съемке. По традиции рассмотрим весь процесс на примере готового снимка, представленного ниже.

Снимок 1. Зимний пейзаж

Построение кадра в этом снимке особенное: на первом плане фотограф запечатлел выразительные и своей форме снежные заносы, которые образовали складки, в результате недавно прошедшей метели.

Вероятно, фотограф какое-то время искал подобный сюжет и подходящее время съемки. Посмотрите, как сияет снег под лучами зимнего солнца!

В этом пейзажном снимке удачно переданы те ощущения зимы, мороза, которые возникают у человека при непосредственном участии. Это было достигнуто за счет правильного применения возможностей композиции в фотографии.

Как видно на снимке фотограф специально приблизил точку съемки к главному объекту, благодаря этому из кадра ушло все лишнее. Из всего окружающего пространства рамка кадра выделила ту его часть, которая создает полное представление о целом и максимально полно раскрывает тему зимы.

Освещение при съемке зимних пейзажей

Снимая зимний пейзаж, фотограф грамотно использовал возможности освещения. Именно оно позволило более выразительно передать основные характеристики пейзажа. Лучи задне-бокового света скользя по поверхности снега, позволяют прорисовать не только рельеф, но и выявить фактуру снега.

Стоит помнить при съемке зимних пейзажей о том, что снег является мощнейшим отражателем, создает хорошую подсветку, благодаря которой тени на снегу, в нашем случае, получились такими мягкими.

Если повторить это съемку зимнего пейзажа в пасмурный день или при фронтальном освещении, то от живости снимка и зимнего морозного дня ни чего не останется.

Вы можете возразить, что зимой много пасмурных дней и морозно. Однако, передать состояние мороза и блеск снега при пасмурном освещении с помощью фотографии очень проблематично.

Решение композиционных задач в пейзажной съемке

Мы уже выяснили, что смысловой отбор элементов картины прочно связан с общим композиционным решением, с определенным расположением материала в кадре. Решить при съемке зимних пейзаже одну из важнейших задач композиции – выделение в кадре главного очень непросто.

Отобрать нужный материал и найти верное соотношение различных частей в кадре в этом жанре фотографии гораздо труднее, чем, например, при съемке натюрморта. В натюрморте мы можем легко убрать из кадра мешающий объект или ненужные детали в композиции.

В натюрморте, используя искусственное освещение можно легко получить нужные световые эффекты. При съемке зимних пейзажей весь объект съемки залит равномерным потоком солнечного света, с одинаковой интенсивностью освещая все элементы пейзажа.

Тем не менее, средства фотографии позволяют и при съемке пейзажей выделять главное в кадре, получить нужные акценты. К примеру, на снимке ниже использована нижняя точка съемки, которая позволила получить важный по сюжету элемент изображения – гнезда грачей на дереве на спокойном фоне неба, а не на фоне других деревьев.

Снимок 2. Грачи прилетели

С помощью этого приема удалось четко выделить главный объект изображения: зритель акцентирует свое внимание именно на главном в кадре. В самом снимке отсутствуют лишние элементы. Как и в первом снимке, кадр вырезает из окружающего пространства маленький кусочек, с наиболее важными элементами:

  1. дерево с голыми ветвями;
  2. кружащиеся над гнездами птицы;
  3. легкие весенние облака, плывущие по небу.

Для оценки высоты дерева фотограф ввел в кадр необходимую деталь – крышу дома.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Как фотографировать зимой — пейзаж и не только

Фотосъемка в зимнее – самое холодное время года, сопряжена с рядом трудностей, но открывает и некоторые возможности! И так, как же на самом деле правильно фотографировать – зимой? Какие аспекты зимней фотосъемки необходимо учесть, чтобы добиться желаемого результата при зимней фотосессии? Нижеприведенные рекомендации помогут Вам найти ответы на эти и другие вопросы!

Правильная экспозиция
Одна из трудностей при зимней съемке – выбор экспозиции. При обычной экспозиции, предлагаемой фотоаппаратом, кадры получаются излишне темными, поэтому рекомендуется вводить коррекцию экспозиции (как это делается на Вашем фотоаппарате — посмотрите в его инструкции по эксплуатации), или воспользоваться ручными настройками экспозиции. В зависимости от погоды и количества снега в кадре – экспокоррекцию может варьироваться в широких пределах, в итоге – подбирается она методом проб и ошибок. Рекомендую начать эксперименты с экспокоррекцией – со значения +1ev. Также экспокоррекцию можно проводить в Фотошопе, но желательно все сделать еще при съемке, ибо не любой кадр можно качественно «вытянуть» из тьмы.

Снимайте после снегопада
Самые красивые зимние пейзажи получаются – если фотографировать после снегопада. Особенно – если погода после него прояснится. Почему так? Все потому что снег, задержавшийся на некоторое время на ветвях деревьев – через некоторое время спадает с ветвей, а белоснежные покровы – чрезмерно покрываются следами людей, и зимний лес или парк – становятся уже не такими блестящими, сверкающими и даже «волшебными» – как непосредственно после снегопада.

Снимайте ночью
Если с погодой Вам не везет – можно попрактиковать зимнюю ночную съемку. Съемка поздним вечером в зимнем саду – после того как зажглись фонари – может оказаться даже более успешной, чем съемка днем. На природе, и особенно – в горной местности, можно получить замечательные кадры – фотографируя при лунном свете. Снег при этом обычно приобретает особый голубой оттенок. Впрочем, оттенок этот Вы в любом случае сможете подправить с помощью Фотошопа.

Добавьте цвета в зимний кадр !
Черный и белый цвета – превалируют в зимних пейзажах. И это нормально. Но если Вы желаете получить яркий, необычный кадр, стоит включить в кадр – например – голубоватые ели, или яркие пятна палаток, фотомодель в яркой зимней одежде, даже солнечный диск – сияющий на небе – может здорово украсить зимний пейзаж! Даже зимой можно найти — теплые цвета, используйте их в своих фотографиях!

Зимние птицы
На зиму, как известно – многие птицы улетают на юг, и если Вы живете на этом самом юге – можно этим воспользоваться! Правда, и жителям средней полосы России повезло – если в Ваши края прилетают снегири – можно фотографировать их, летом такой возможности не представится!

Найдите «моржей»
Некоторые люди – не боятся зимнего холода, и могут некоторое время ходить босиком даже по снегу – на жгучем морозе! Или – купаться в проруби, любителей зимнего купания часто называют «моржами». Эти люди – одни из лучших фотомоделей для самых впечатляющих кадров, дружите с ними!

Найдите лето — зимой
Или о том, как сфотографировать зимой — лето! Даже зимой можно найти признаки, следы теплого времени года — запорошенные снегом велосипеды, лодки, пляжные принадлежности. Они могут послужить хорошим объектом для фотосъемки не только летом, но и зимой! Летние мотивы на фотографиях, сделанных зимой — обязательно привлекут внимание зрителя.

Работа с фотомоделью
Как фотографировать фотомодель — зимой? В общем и целом также — как и летом, но. Берегите фотомодель от холода, по возможности – давайте ей регулярные передышки в ближайших теплых помещениях (например – кафе), возьмите с собой термос с горячим чаем – даже если сами пить не собираетесь, ведь фотомодель обычно одета менее тепло, чем фотограф!

Как фотографировать зимой – со вспышкой
Многие фотографы неодобрительно относятся к применению вспышки при зимней фотосъемке, но в пасмурную погоду – на которую например на большей территории России приходится чуть ли не 90% дней – применение вспышки часто оправдано, особенно если Вы фотографируете не пейзаж, а, например, портрет на улице. Однако – если между моделью и фотоаппаратом будут пролетать снежинки – вспышку использовать не следует, т.к. ближайшие к вспышке снежинки будут подсвечены сверх всякой меры – и в кадре появится некоторое количество не слишком красивых белых пятен, поэтому остерегайтесь использовать вспышку при съемке в снегопад.

Снег – белый и не очень. Как фотографировать снег .
Снег на фотографии может получиться как белым, так и, например – голубоватым или серым. С одной стороны – это зависит от настройки баланса белого в фотоаппарате. С другой стороны – от погоды. В солнечную погоду – снег будет белым или чуть голубоватым – особенно в тенях, чаще всего это не требует какой либо коррекции, ведь голубоватый оттенок цвета – лишь результат того, что в нем отражается цвет неба! Серый цвет снега – обычно обусловлен пасмурной погодой и неверно выбранной экспозицией. Дабы снег в кадре выглядел максимально белым и блестящим – рекомендуется фотографировать в солнечную погоду – в идеале – ближе к закату или рассвету.

Как фотографировать снег – продолжение .
Уделяйте внимание настройкам баланса белого – дабы снег не получился слишком голубым или желтоватым. Ровная снежная поверхность – не слишком-то фотогенична, более симпатичный кадр можно получить – если на снегу будет протоптана тропинка, или будут видны следы животных или человека – уходящие в даль – цепочкой. Хотя и «затоптанный» снег без единого «живого места» — красивым назвать никак нельзя. Плюс к этому – смотрите следующий по списку пункт.

Фотографируйте при разном освещении
Некоторые пейзажи лучше всего снимать утром, некоторые – днем или вечером – в зависимости от того – как и когда освещена фотографируемая Вами местность, необходимо выбирать самое выигрышное освещение. Попробуйте прогуляться, например, по зимнему парку – утром и вечером (до заката) и сравните – когда парк покажется Вам более красивым. Для выявления фактуры снега – лучше всего использовать контровое или полуконтровое, боковое освещение. Низкое положение Солнца – способствует появлению длинных теней – которые также помогают передать фактуру снегов.

Зимние закаты и рассветы, не забудьте их сфотографировать
Если Вы не можете назвать себя ни «жаворонком», ни «совой», и летом Вам было проблематично не уснуть до заката или проснуться до рассвета, то зима – Ваше время года! Ведь зимний день короток, и не нет необходимости делать особые усилия – чтобы, например, дождаться заката! Идиллию может испортить то обстоятельство, что во многих регионах нашей планеты (особенно – России) погода бывает пасмурной в большую часть зимы, так что нужно будет ловить — погожие деньки!

Зимняя фотосъемка в пасмурную погоду
И в пасмурную погоду можно фотографировать весьма успешно, если есть желание и немного упорства в достижении цели – красивого кадра. В пасмурную погоду – лучше всего получаются чёрно-белые кадры, впрочем, сделать кадр чёрно-белым можно и в Photoshop. Главное – композиция. Необходимо найти максимально контрастные объекты для съемки, при этом желательно – чтобы в кадре было не очень много деталей. После съемки с помощью Photoshop или другого графического редактора – изображение можно обесцветить и добавить контраста, изменить яркость.

Используйте бленды
Бленда объектива – может оказаться особенно полезной – при фотографировании в солнечный зимний день. В таких условиях – вокруг оказывается множество бликующих поверхностей (снежные, ледяные), которые могут давать блики, паразитная засветка снижает контраст снимка. Так что применение бленды становиться чуть ли не обязательным условием. Бленда для объектива фотоаппарата. Полезный аксессуар для фотосъемки зимой.

Берегите фотоаппарат!
Не допускайте его падения в снег, попадания снега в корпус фотоаппарата, не меняйте объектив

Как фотографировать зимние пейзажи

Снимать зимой также интересно, как и время года. зимние фото могут передать особое состояние природы, подчеркнуть Чтобы получить увлекательное фото, нужно придерживаться ряда технических особенностей фотосъемки время года.

Экспозиция. Выбрать правильную экспозицию время достаточно сложно. Лучше пользоваться коррекцией экспозиции устанавливать вручную. Если брать особенности погоды, отражающие качества снега, то экспокоррекция подбирается исключительно практическим методом, ошибок. Лучше попробовать значения +1ev. Многие подумают, что проще «довести» фото редакторе, помнить, что далеко кадры можно удачно восстановить по экспозиции.

• Фотографируйте после снегопада. Очень интересные фото можно получить, если снимать после хорошего снегопада. Лежащие снежные шапки земля добавит фотографии сказочности волшебства.

• Снимайте время. условия днем фотографировать, то можно сделать это вечером. Прекрасный вариант – вечерний парк или сквер, подсвечиваемый фонарями. Горные пейзажи прекрасно будут смотреться полной луны приятный голубой оттенок.

• Добавьте красок Зимние пейзажи обычно представлены преимущественно цветах. Чтобы освежить кадр, можно сделать акцент – ввести модель образе, заснять пейзаж найти заснеженное осеннее дерево с листьями, запечатлеть пейзаж заката.

• Как фотографировать фотомодель зимой. Также, как Только забывать, что модель обычно одета тепло, как фотограф, поэтому нужно делать перерывы между чаем кафешке или

Как фотографировать зимой Снимать можно нужно случае, если портрет погоду. при съемке модели лучше отказаться – снежинки будут слишком сильно отражать свет, и кадр будет пестрить белыми точками неожиданных местах.

• Как фотографировать снег. На фотографии снег может быть белым, но золотистым. Это зависит белого и условий. солнце снег приобретет бело-голубоватый оттенок, а зоне – голубоватый. погоду снег будет скорее серо-голубоватым. Чтобы снег выглядел естественно лучше снимать погоду рано утром или Очень живо смотрится кадр уходящей вдаль дорожкой, следами человека, птицы или животного.

• Экспериментируйте при разном освещении. Каждому виду пейзажа свойственно свое время, когда выглядеть особенно выразительно Поэтому, сначала лучше просто прогулять по выбранному для съемки месту время суток, чтобы определиться. Чтобы подчеркнуть фактуру снега лучше прибегнуть или полуконтровому освещению. солнце тени более длинные также помогает подчеркнуть снежную фактуру.

• Зимняя фотосъемка погоду. погоду лучше всего снимать в ч/б, делать кадра. Хороший вариант – играть контрасте объектов избегая при этом большого количества мелких деталей. Плюс, некоторые объекты можно сделать при помощи графического редактора.

• Пользуйтесь блендой. Бленда будет незаменима, если нужно снимать день. могут находиться объекты отражаемостью, поэтому могут появиться блики. Блики понижают контрастность снимка, появляются засвеченные области.

Ссылка на основную публикацию