Как фотографировать в контровом свете | Foto-kadr.ru

Как фотографировать в контровом свете

Как фотографировать в контровом свете

Каждому фотографу, независимо от его опыта и техники, хочется получить красивый кадр. Это касается не только студийной съемки или детского праздника, но и пейзажей.

© Public Domain / pixabay.com

Многие фотографы, особенно новички, боятся снимать под таким ракурсом, когда солнце светит прямо в глаза. В этом нет ничего удивительного, ведь довольно часто объект может получиться на снимке слишком темным или светлым пятном. А кадры, на которых присутствуют засвеченные или затемненные участки, назвать красивыми и качественными можно с большим трудом.

Поговорим о теории

Ситуация, когда источник освещения расположен за объектом, называется контровым. При этом совсем не обязательно располагать источник света прямо по центру фотографии. Он может находиться немного в стороне, но его свет обязательно виден в кадре.

© Public Domain / pixabay.com

Для того чтобы получать красивые пейзажные фотографии с контровым светом, нужно учитывать несколько моментов:

  • правильно выбирать время съемки;
  • обязательно использовать бленду;
  • устанавливать фотоаппарат на штатив.

Далекому от искусства фотографии человеку сложно объяснить, чем так хорош этот вид света, а вот грамотный фотограф с легкостью назовет вам все его преимущества. Снимая пейзажи с контровым освещением, можно получить объемные фотографии с хорошей глубиной резкости. Кроме того, оно позволяет придать снимку таинственность или волшебное сияние.

© Public Domain / pixabay.com

Еще одним преимуществом контрового освещения можно считать то, что оно позволяет снимать предметы, которые практически не видны в обычных условиях. К примеру, если убрать из кадра солнце, оставив только свет от него в виде контрового и сделать снимок мелких мошек или паутины, то они будут четко видны. При обычном освещении заметить их на фото практически невозможно. Используя контровый свет можно создавать снимки, на которых главный объект немного затемнен, и вокруг него образуется светящийся ореол.

Основные трудности съемки при контровом свете

Чаще всего фотографы сталкиваются с тем, что камера «слепнет». Так бывает, когда не хватает динамического диапазона. Это случается, если солнце светит непосредственно в объектив или возникает слишком много бликов.

© Public Domain / pixabay.com

Исправить ситуацию можно с помощью нескольких приемов:

  • убрать источник света за границы кадра;
  • пользоваться блендой;
  • снимать сквозь предметы (деревья, кустарники и прочее).

При выносе источника света за кадр можно добиться снимка с мягкими полутенями и красивыми объемными деталями. Использование бленды поможет избежать цветных точек на фото, которые возникают из-за бликов на объективе. Важно понимать, что если солнечный свет попадает непосредственно в объектив камеры, то бленда не спасет.

© Public Domain / pixabay.com

Еще одна сложная ситуация – это когда солнечный свет пробивается сквозь облака. Мало того, что его лучи слепят камеру, так еще и сами облака работают как отражатели. Чтобы справиться с этими трудностями, нужно сделать кадры с настройкой минусовой экспокоррекции, а после в фоторедакторе работать с тенями.

Чтобы кадры получались красивыми, можно попробовать уменьшить интенсивность света. С этим хорошо справляется съемка через предмет, например, сквозь крону дерева.

© Public Domain / pixabay.com

Основной ошибкой многих новичков является то, что они хотят получить идеальный снимок с первого кадра. Это практически неосуществимо. Для того чтобы получить стоящий кадр, нужно подобрать подходящее время и место. Некоторые опытные фотографы ждут и целую неделю, пока не появится идеальное освещение. Не стоит ожидать, что, освоив навыки съемки пейзажа при контровом свете, вы будете штамповать шедевральные фото одно за другим.

© Public Domain / pixabay.com

Если вы планируете снимать пейзажи в поездке или путешествии, то стоит тщательно ознакомиться с местностью. Имеет смысл прогуляться по ней в разное время суток и посмотреть, как это место освещается лучами восходящего солнца или заревом заката. Кроме того, можно поискать фото этой местности в интернете и внимательно их рассмотреть. В данном случае совершенно не важно, кто и на что их снимал. Вам нужно общее представление о том, что там имеется.

Проделав эти несложные манипуляции, вы сможете создать снимки, которые полностью передадут атмосферу и настроение местности, а также всю ее красоту.

© Public Domain / pixabay.com

Для того чтобы кадры с контровым светом вызывали восхищение, нужно время и практика. Новичкам сложно справляться с такой трудной задачей. Те же, кто не оставил попыток и научился снимать при контровом свете пейзажи, приобрел надежного товарища в виде солнечных лучей.

© Public Domain / pixabay.com

Помните о том, что все самые прекрасные вещи создает сама природа. Никакие лампы не смогут дать такой же потрясающий эффект, как Солнце. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что и с помощью искусственного контрового освещения можно создавать очень красивые снимки.

Как фотографировать в контровом свете

Среди моих самых ценных техник фотография в контровом свете вызывает у меня и моих моделей особые чувства. Что такое контровый свет? Контровый свет – это схема, при которой наша модель или объект находится между источником света и камерой. В целом это добавляет изображению глубины, драматичности и настроение, которое обычно трудно описать словами.

Лично я использую его потому, что люблю создавать изображения, которые рассказывают историю. Я всегда хочу иметь глубокую связь со своими зрителями и аудиторией. Плюс, это способ использовать один из моих любимых советов по фотографии: оставлять сцену простой. Это не простая для освоения техника, независимо от того, насколько зрелищным является момент. Но за эти годы я вывел некоторые правила и советы, которые могут помочь вам в достижении этой цели. С достаточным количеством терпения и практики вы тоже освоите эту технику.

Почему я начал фотографировать в контровом свете

Я всегда вижу удивительные примеры таких моментов – прекрасные портреты людей с большим источником света позади них. Этот эффект, как магнит для моих глаз. Но во время моей первой попытки результат был вовсе не лестным для моей модели. Одним из основных правил, которые я изучил, было то, что не следует снимать прямо под источником света; в данном случае, солнце.

Тем не менее, я действительно хотел создать яркую историю в своих изображениях. Я хотел создать значимое, особое свечение, которое может привнести только некоторый «особый» вид света. Это означает, что, имея солнце на заднем плане, оно будет создавать обрамляющие свечение контуров модели, создавая особый и уникальный вид. Также это может создать трехмерную атмосферу, переводящую взгляд зрителя к объекту. Это создает историю и легко привлекает внимание.

Как фотографировать в контровом свете

Первое, о чем нужно подумать, это время в течение дня, когда вы будете снимать. Я советую делать это либо сразу после рассвета, либо незадолго до заката. В это время свет находится под небольшим углом. Такой свет мягкий и теплый, что позволит вам создать идеальное настроение, так как свет окутает вашу модель или объект желаемым свечением.

Затем побеспокойтесь о настройках камеры. Мои наиболее используемые настройки таковы:

  • Ручной режим, так как он позволяет использовать весь потенциал сенсора в создании вашего видения;
  • RAW-формат для лучшего контроля при постобработке. Динамический диапазон позволяет вам справиться с бликами и настроить экспозицию и баланс белого в случае необходимости;
  • Точечный замер, направленный на ваш объект. Таким образом считывание будет наиболее точным, исключая область с источником контрового света. Это также помогает получить более красивый оттенок кожи;
  • Используйте регулировку экспозиции для более креативного эффекта. Вам следует знать, что слегка переэкспонировав (2/3 шага для начала), вы затемните объект, сохраняя больше деталей. Недоэкспонирование приведет к созданию силуэта, что во многих случаях прекрасно работает.
  • колпак нужен, чтобы избежать нежелательных бликов. Это зависит от положения солнца и покрытия вашего объектива. Но можете сделать предпочтение бликам. В наши дни это очень популярная тенденция в кинематографе.
  • В некоторых ситуациях используйте технику фокусировки и перекомпоновки. Для этого нужно настроить желаемую экспозицию, затем зафиксировать ее и перекомпоновать сцену с наполовину нажатым затвором.
  • Сочетайте широкую диафрагму (от F/1.8 до F/5.6) с короткой выдержкой, чтобы получить значительно переэкспонированный снимок (если не хотите создавать силуэт) и очень четкую фигуру.
  • Придерживайтесь минимальных значений ISO (100 или 200 согласно спецификации камеры). Я обычно стараюсь использовать быстрое стекло и фокусное расстояние, которое дает мне определенное сжатие и боке. Для своей полнокадровой камеры я предпочитаю 50 мм, 85 мм, и 200 мм. Диафрагма варьируется между F/ 1.4 и F/4. На сенсор APS-C (“кроп сенсор”) не забывайте использовать увеличенные значения, чтобы получить эффективное фокусное расстояние (x6 для Canon, x 1.5 для Nikon, например).

Какие ситуации наиболее подходят для фотографий в контровом свете?

По моему опыту простой задний план и интенсивный солнечный свет под низким углом будет выглядеть прекрасно. Избегайте сложных фонов с возвышениями позади, которые будут блокировать солнечный свет. Я предпочитаю возвышенности, на которых хорошо видно солнце без каких-либо конструкций или листвы. В целом возможно создание того «вкусного» боке с небольшим количеством дымки и багровых оттенков.

Всегда выбирайте малый угол положения солнца, так как это позволит вам уменьшить контрастность между вашим объектом и задним планом. Как уже говорилось, ваш объект должен быть размещен в композиции так, чтобы блокировать большую часть солнца и таким образом предотвратить попадание большого количества света в сцену. Я знаю, что это просто, но суть в том, чтобы найти баланс между четкостью фигуры и золотым мерцанием.

Избегайте прямого попадания солнечного света в объектив. Ваш автофокус просто сойдет с ума в поисках точки фокусировки. Также это станет причиной излишней дымки. Найдите баланс между достаточным количеством света и тени.

Как всегда – пробуйте, пробуйте и еще раз пробуйте. Только с опытом вы достигните своего собственного видения и особого стиля. Ничего не приходит даром или легко, так что будьте готовы к не самым лучшим результатам во время ваших первых попыток. И не забывайте о том, чтобы получать удовольствие от процесса. Лично для меня, если удовольствия нет, то значит, что-то идет не так.

Что собой представляет контровый свет в фотографии и чем он отличается от других?

Здравствуйте! С вами на связи, Тимур Мустаев. Дорогие фотографы, вы знаете, что фотография означает светопись, и это, действительно, рисунок с помощью света. Освещение имеет невероятное значение. Умеете ли вы с ним работать? Знаете, какие варианты бывают? Если нет – моя статья вам пригодится.

Обо всем возможном освещении, конечно, рассказывать я сразу не буду – меня интересует контровой свет в фотографии. Скажем, этот вид не настолько популярен, но также используется и может быть очень выразительным. Он специфичен, сложен и используется далеко не всегда. Выделен такой свет в особую категорию неслучайно, в фото он имеет свое предназначение.

Схема света

Будет логичнее немного рассказать вообще о типах освещения, а затем раскрыть термин “контровой свет”. Конечно, мы не затронем такие общие условия съемки, как на улице и в помещении (и соответствующий свет). Но будем помнить о том, что световые лучи можно найти при любых обстоятельствах и будут они различны. Свет может располагаться под особым углом к объекту (или фотографу), в силу чего выделяют:

  1. Фронтальный, который стоит перед объектом и светит прямо на него.
  2. Боковой – соответственно, точно сбоку от объекта. Считается, одним из самых выигрышных. Пограничными являются скользящий вариант и диагональный (под углом в 45 градусов).
  3. Контровой. Располагается сзади модели и будто очерчивает ее контур. Подробнее о нем ниже.

Перечисленными видами все богатство световых решений не исчерпывается. Есть также рисующий, заполняющий, моделирующий, фоновой и некоторые другие. Но это уже совсем другая история, а точнее – классификация, и относится по большому счету к “науке” различного плана схем света.

Правильные и вообще возможные комбинации источников особенно нужно знать тем, кто работает в закрытом помещении с несколькими приборами. Обычно это специальные фотостудии. В них вы сами автор и творец, но в то же время вся ответственность тоже на вас, в отличие от более ограниченных условий освещения на улице в конкретный момент.

Контровой свет: понятие, принцип и условия работы

Медленно, но верно мы приближаемся к пониманию, что такое контражур. Тип света весьма противоречивый, таит в себе немало опасностей. Чаще всего он достаточно сильный, отчего возникает вероятность бликов, пересветов и чрезмерного затемнения главного объекта.

Хотя если вам важно подчеркнуть лишь форму или силуэт, то предмет или человек вполне может остаться в тени. Более того, начинающим фотографам советуют избегать ситуации, когда солнце или осветитель находится прямо перед вами и направлен в камеру (т.е. фактически контровой свет).

Ведь данный фактор может испортить объектив, не говоря о самом изображении. Но я не зря упомянул именно новичков, опытный фотолюбитель сможет любые условия обернуть в свою пользу и, к примеру, использовать дополнительный искусственный свет, набор отражателей для управления световым потоком.

Контровое освещение считается оптимальным вариантом, чтобы выделить в портретной съемке профиль человека, линии его фигуры, создать некий ангельский или же, наоборот, драматичный образ, то есть фото в контровом свете.

Но оно может быть не единственным источником. В так называемом контровом моделировании свет сзади также присутствует, но не является доминирующим. Он всего лишь направлен на какую-либо часть, допустим, на волосы человека, придавая прядям золотистый блеск и привлекая к ним внимание.

Конечно, такие непростые схемы удобнее разбирать в студии. Там вы можете поэкспериментировать и разместить контровик точно позади человека, чуть сбоку или сверху. Помните, что при приближении его к модели, световой пучок уменьшается в размерах, становясь одновременно интенсивнее.

Съемка в контровом свете

Пейзажисты любят использовать контражур. Даже нередко включают солнце в свои работы – смело и эффектно. Что стоит учесть при такой задумке?

  • Во-первых, солнце выигрышно смотрится, располагаясь по правилу золотого сечения.
  • Во-вторых, яркий источник можно прикрыть другим объектом (деревом, зданием и пр.) и расставить акцент на исходящих от него лучах.
  • В-третьих, чтобы справить с таким динамическим диапазоном, можно приобрести серые, поляризационные фильтры.
  • В-четвертых, съемка в raw поможет вам. Такой формат не только позволит вытянуть слишком темные объекты и разобраться с массой бликов, но и создать высококлассные hdr фотографии.
  • В-пятых, внимательно работайте с экспозамером. В зависимости от того, на чем вы сфокусируетесь – светлых, средних по тону элементах и тех, что ближе к черному, такие параметры и будут определять результат.

Подумайте, с каким снимком будет работать впоследствии легче: с тем, где многие части недоэкспонированы, зато хорошо различим свет, или же наоборот? А может быть выбрать тот, что приведен к некой норме по свету и тени?

Хочу в конце сделать абзац, который обобщит вышесказанное. Исходя из понятия контрового света, его уместно использовать не во всех случаях. Это могут быть следующие обстоятельства, например:

  1. Необходимо сделать объемное изображение со светотеневым рисунком. Естественно, заднее освещение никак не поможет в этом, так как вы получите, можно сказать, прямо противоположное фото: плоский объект и отсутствие деталей.
  2. С контровиком появляются выраженные границы форм, высокий контраст. Если хочется сделать нежный, мягкий снимок, то выберите иное освещение для фотосессии.
  3. Неяркий источник света. Здесь также я бы не советовал делать снимок, по крайней мере с целью выделения силуэта, потому что получиться может что-то невнятное, возникнет ощущение недоделанности: ни объема, ни контура.
  4. Высокое качество фото. Контровой свет дает такую интенсивность, что переэкспонирование возникнет практически 100 процентно. С этим можно бороться в фоторедакторах, но возможности не безграничны. В большинстве коммерческих съемок, где важно представить товар выгодно и отчетливо, лучше придерживаться классики фотографии.

Вот и все, что я хотел вам рассказать. Надеюсь у вас сложились общие представления о контровом свете? Прежде чем попрощаться с вами, хочу посоветовать вам курс — Цифровая зеркалка для новичка 2.0 (у кого НИКОН) или Моя первая ЗЕРКАЛКА (КЭНОН). Очень понятный и простой в понимании видео курс. Завоевал доверие многих начинающих фотографов. Курс детально объяснит, что собой представляет зеркальный фотоаппарат и каковы его возможности.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для тех, у кого CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для тех, у кого NIKON.

До свидания, до скорых встреч! Статьи на актуальные темы появляются регулярно, и если вы подписаны на новости, то вам проще будет о них узнавать. Заходите на блог почаще и приглашайте друзей!

Съемка против света — cоветы профессионалов

Дорогие друзья, на днях в нашем сообществе Nikon Россия «ВКонтакте» проходил конкурс, в котором любители по совету фотографа осваивали съемку портрета против источника света, а профессионалы боролись за призы благодаря своему опыту и знаниям. И сегодня мы рады представить вам советы от профессионалов и лучшие фотоработы наших подписчиков.


Автор: Светлана Мазурина

Весьма сильным и удивительно доступным является солнечный свет. Этот источник света позволяет сделать ваши фотографии очень интересными. Но фотографирующего на улице могут подстерегать не только прекрасные возможности, но и ловушки, не позволяющие фотографии заблистать во всей своей красоте и достоинстве. Если использовать солнечный свет как фронтальный источник света, на лице могут появиться тени, в глазных впадинах под бровями, на лице под носом и на шее от подбородка. На снимке подобные тени выглядят не очень красиво, к тому же фронтальный свет делает снимок плоским и невыразительным.

Какие же возможности нам может дать контровый солнечный свет? Во-первых, это выразительный контур человека. Но сам человек может получиться темным. И тут на помощь приходит смекалка! Солнечный свет способен отражаться от поверхностей и подсвечивать своим отражением любые предметы. В качестве отражателя можно использовать что угодно, подойдет и лобовое стекло автомобиля, и ладошка руки, и белая шляпа с широкими полями, и белый лист бумаги, и даже любая светлая стена, отражающая свет в нужном нам направлении. Задача фотографа — оглядеться вокруг и суметь заметить все эти возможности. А в качестве примера контрового солнечного света и удачного использование его отражения, чтобы подсветить лицо модели, я предлагаю ознакомиться вот с этой фотографией:


Автор: Дмитрий Андрианов

Помочь в данной съёмке может качественный светофильтр, например, поляризационный или ND. В любом случае, следует применять фильтр с высокотехнологичным просветлением — это уменьшит количество нежелательных и некрасивых бликов. Как бонус вы получите чуть меньшее количество света на матрице (плёнке), что позволит немного приоткрыть диафрагму без переэкспонирования снимка, и в большей степени «выразить» объект съёмки, чётче отделив его от фона, если этого требует ваш замысел. Предпочтение следует отдавать не супер-бюджетным моделям за 100 — 300 рублей, а ведущим производителям: Nikon, B+W, Kenko. Иначе вы рискуете наоборот увеличить количество переотражений и бликов от солнца, и не достигнуть должного художественного эффекта.

Снимайте в RAW (NEF). Немного улучшить результат проявки снимка из NEF позволит максимальное использование возможностей вашей камеры. А именно:

1. Выставите глубину цвета не 12, а 14 бит (если камера позволяет).

2. Выставите не «обычное сжатие», а «сжатие без потерь» или «без сжатия».

3. Выставляйте минимальное ISO, которое позволяет текущая композиция по условиям освещения. Минимальное до предела, где вы еще сможете не «смазать» снимок дрожанием рук, если съёмка ведётся без опоры, а света уже или ещё пока мало.

Эти параметры не смогут сделать за вас отличный снимок, но дадут шансы исправить мелкие погрешности параметров, выставленных при съёмке. Вы спросите, почему все фотографы тут говорят про ISO, причём минимальное? Все просто: выше описанные пункты и вообще преимущества от NEF формата могут быть ничтожно малы, если вы задерёте ISO. При повышении ISO в снимке будет меньше градаций цветов, переходов, полутонов со всеми вытекающими последствиями. Это сильно ограничит вас при «проявке» снимка в плане изменений выводимых «уровней», контраста, экспозиции (если забыли это при съёмке), параметра D-Lightning, и т.п.

Что же касается солнца, не рекомендуется смотреть в оптический видоискатель на яркое солнце и очень яркие источники света. Это может повредить зрению. Старайтесь или пользоваться режимом LiveView или снимать следующим способом:

Пример. Солнце ближе к правому углу кадра, для донастройки камеры, глядя в видоискатель, например, и перемещения точки фокусировки влево на лицо, переместите голову чуть правее, чтобы не видеть правый край кадра и долго не светить опасным источником света в глаз.


Автор: Антон Привалов
Снято на Nikon D600, AF Nikkor 85mm f/1.4D


Автор: Berg Master
Снято на Nikon D5100
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
Выдержка: 1/160 сек
Диафрагма: f/2 ISO: 100

Когда мы делаем портрет против солнца, мы рискуем получить недоэкспонированный снимок модели и переэкспонированный задний план. Чтобы этого избежать лучше использовать центрально-взвешенный экспозамер, если модель занимает большую часть кадра, или точечный. Хорошим подспорьем будет использование отражателя (лайт диск), чтобы дополнительно подсветить лицо. При использовании отражателя в контровом свете лучше отдать предпочтение белому, т.к. серебристый или золотистый будут отражать слишком много света, слепить модель. И для того, чтобы фотографировать на более открытой диафрагме, может потребоваться нейтрально-серый фильтр, при его отсутствии можно попробовать перейти на пониженные ISO (L 0.3-0.7).


Автор: Артем Калугин
Снято на Nikon D300s, NIKKOR AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED


Автор: Ольга Шульдинер
f4, ISO 200, 1/400sec

Другие советы из моего опыта: при использовании полуавтоматического режима и замеров экспозиции автоматика может дать не то, что нужно. Я делаю так: ручной режим, снимаю с небольшой недоэкпозицией (недосвет), чтобы при обработке вытянуть тени, т.к. в пересветах у меня сохраняется меньше информации, чем в тенях. При такой съемке можно получить хорошо видное солнышко на фоне и нормально проэкпонированный передний план, на котором располагается модель. По поводу ISO многие рекомендуют не ставить значения (L 0.3-0.7), т.к. они зачастую являются программными, а не реальными, хотя я эту разницу не заметил, но в последнее время снимаю на ISO 100, вместо ISO 50. Плюс, думаю, не стоит рассказывать, что лучше снимать ближе к закату/рассвету, когда свет не такой жесткий, как днем.


Автор: Артем Якушев

1. Контровый свет — солнце. Можно убрать его из кадра или поместить за спиной модели. Если оставим, в кадре будет большое белое пятно и блики. Если это композиционно оправдано, оставляем. Я частично оставил, но в противовес сделал противоположный участок кадра более тёмным.

2. Заполняющий свет — небо над головой, небо вокруг! Его можно оставить, но можно и убрать, снимая, например, в арке «на просвет», или под каким-либо навесом. Учитываем, что голубое небо холоднее по температуре, чем оранжевое солнце. Утром, кстати, солнце будет розовым, а вечером — оранжевым.

3. Рисующий свет. Нужен для придания объёма объекту съёмки. Его можно создать отражателем, либо сделав тень (выставив флаг) с той или другой стороны, в данном случае, тень от здания слева в кадре. Соответственно, поворачиваем модель лицом к свету, он же добавит бликов в глазах. 4. Фон. Делаем его выбором локации для съёмки и компоновкой кадра. Если хотим тёмный фон, соответственно, кадрируем так, чтобы за моделью было что-то темнее неба. P.S. Ну, и не забываем о грамотном кадрировании и сюжетной составляющей фотографии. Всем удачи!


Автор: Антон Роук

Контровой свет всегда выигрышно смотрится на снимке. Добавляет сказочности при съемки Love Story. Этот свет не требует поиска и колоссальных затрат при съемке. Стоит всего лишь дождаться заката. И солнце своим контровым светом дополнит ваш снимок, позволит отделить главный объект от фона, тем самым, сделав фотографию объемной и атмосферной. Контровой свет – это свет, создающий световой акцент на силуэте модели.


Автор: Станислав Пилькевич
Снято на Nikon D600
AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Выдержка — 1/2000
Диафрагма — 1.8


Автор: Евгений Еремеев


Автор: Ульяна Веселова
Снято на Nikon D800


Автор: Phil Mazur
Снято на Nikon D300s
Srilanka

Ждем ваших примеров и советов в комментариях. И не забывайте добавлять нас в друзья!

Как использовать контровой свет в фотографии

Контровым мы называем такое положение света, когда источник расположен за объектом съемки. Источник не обязательно должен находиться ровно за спиной модели, он может быть чуть сверху или сбоку, но он всегда сзади. Наверняка, вы хоть раз вы слышали от непрошеных советчиков категоричное: «Против света не снимать!». И в этом есть доля правды: при таком освещении очень легко получить непонятную тень в кадре вместо хорошего портрета. Здесь мы попробуем развеять миф и выяснить, как использовать контровой свет для получения прекрасных фотографий.

Съемка в контровом свете возможна, если уметь правильно этим светом распоряжаться. Самый простой способ – использовать вспышку, для того, чтобы лицо снимаемого (если мы, например, создаем портрет в контровом свете) по яркости не уступало фону. Если модель располагается близко к камере, то старайтесь следить за тем, чтобы вспышка не пересветила лицо. Для этого можно ввести отрицательную коррекцию вспышки, уменьшить мощность импульса. Или прикрыть вспышку рассеивателем: можно самодельным – простым листом белой бумаги или салфеткой. Свет на лице станет мягким, и у вас будет шанс избежать не только пересвета, но и неприятных бликов на коже.

Как снимать в контровом свете, когда нет под рукой вспышки, или вспышка бесполезна (если, например, снимаете пейзаж), но все равно хочется получить достойное изображение? Попробуйте правильно настроить камеру. Для съемки в контровом свете имеет смысл выбрать точечный режим экспозамера – камера в этом случае будет замерять количество света по главному объекту съемки, на который попадает точка замера. Попробуйте применить положительную экспокоррекцию – величину ее можно подобрать опытным путем: может быть, хватит ½ ступени, а может быть, придется выставлять 2 или 3. Так вы сможете проработать детали, попавшие в тень. Нужно помнить, однако, что придется пожертвовать яркостью фона: фон будет пересвеченным, объекты на нем будет плохо видно (или не видно вообще), но это при фотографировании в контровом свете это выглядит совершенно естественно.

Если источник света попадает в кадр, то на снимке могут появиться блики – часто они смотрятся эффектно, но могут стать помехой в изображении.

Если же мы хотим получить красивый силуэт, и детали переднего плана нам не важны, то можно обойтись без точечного режима замера и экспокоррекции. Фон будет хорошо виден, а главный объект съемки – сильно затенен. Чтобы такой снимок получился удачным, нужно внимательно следить за выразительностью силуэта. Например, если снимаете лицо, то лучше располагать его в профиль. Если в кадре несколько человек, старайтесь располагать их так, чтобы силуэты не сливались, не пересекались между собой, были выразительными и четкими.

Очень эффектно смотрится съемка прозрачных или полупрозрачных предметов в контровом свете – можно получить очень приятный свет в кадре, с красивыми очертаниями снимаемого предмета.

Ссылка на основную публикацию