Изогнутые линии в композиции | Foto-kadr.ru

Изогнутые линии в композиции

Изогнутые линии в композиции

Вы хотите сделать свои фотографии более динамичными и эстетически привлекательными? Поищите вокруг вас изогнутые линии, когда фотографируете!

Достаточно просто начать и вы увидите их повсюду.

Изогнутые линии упрощают восприятие картинки, поскольку они ведут взгляд по кадру. Это как если бы фотограф взял зрителя за руку, подвел к пейзажу и указал на что смотреть. Глаза просто инстинктивно следуют вдоль линии.

Изогнутые линии вносят в изображение красоту, динамичность, ритм и пронизывают их энергией. Они могут разделять или соединять элементы, либо балансировать их.

Изогнутые линии в виде буквы «С»

Линии в виде буквы «С», вероятно, наиболее часто распространенные, поскольку под это определение подходит почти любая сколько-нибудь изогнутая линия – берег моря, берег озера, скругленный камень или стебельки травы, изгибаемые порывом ветра.

Гуляя по плантации «Бун-холл» в штате Южная Каролина, мною сразу же была замечена аллея из старых дубов, ветви которых образуют над головой некое подобие навеса.

Хлопковая плантация «Бун-Холл» неподалеку от г. Чарлстона, шт. Южная Каролина, США

Арки

Арки – еще один пример изогнутых линий. В естественном виде их можно найти в скалах на правой части земного шара. Если же мы говорим об арках, созданных руками человека, то это архитектура. Я обожаю фотографировать несколько повторяющихся арок.

Арки в парке Бальбоа, г. Сан Диего, шт. Калифорния, США

«S» — образные кривые

«S» — образные кривые оказывают завораживающий эффект на зрителя. Они также создают глубину картинки, поскольку глаза зрителя движутся с переднего плана к заднему.

«S» — образной формой обычно обладают устья рек, извивающиеся дороги, тропинки.

Река Колорадо, шт. Аризона, США

Круги

Форму круга имеет рябь на озере, пруду или другом водоеме, а также многие искусственные, сделанные человеком, объекты.

Очень часто в архитектуре можно обнаружить композиции, сочетающие в себе множество кривых линий, придающих глубину и разнообразие фотографии.

Ротонда в законодательном органе г. Виктория ,провинция Британская Колумбия, Канада

Неявные изогнутые линии

Возможно, наиболее эффективное и более изысканное, чем в предыдущих примерах, использование изогнутых линий – это использование неявных изогнутых линий.

Они получаются, когда объекты в кадре сами образуют какую-нибудь форму. В таких изображениях нет готовых линий, как, например, устье реки. Вместо этого фотографу необходимо потрудиться, чтобы составить такую композицию, в которой объекты образуют определенную форму.

Я уже была готова снять эту композицию на озере Моно, шт. Калифорния, с низкой точки, когда поняла, что если я встану и сделаю кадр на уровне моих глаз, то россыпь камней на озере образует кривую в форме латинской буквы «S».

Я наблюдала за стадом зубров в Национальном парке Кастер, шт. Южная Дакота, как вдруг мама-зубр обернулась к своему теленку, образовав тем самым букву «S».

Советы

  • Всегда помните, что вы управляете взглядом зрителя. Поэтому тщательно продумайте с какой, по-вашему, части зритель должен начать знакомство с фотографией и какой закончить.
  • Используйте другие приемы композиции. Например, можно сделать композицию симметричной, или воспользоваться правилом третей и совместить это с какой-нибудь изогнутой формой.
  • Убедитесь что кадр хорошо сбалансирован и кривые не находятся слишком близко к краям кадра.

Задайтесь целью отыскать как можно больше кривых во время следующей фотосъемки. Это сделает ваши композиции более интересными и красивыми.

Лучшие курсы по фотографии для новичка.

«Цифровая «Зеркалка» для новичка, или как делать отличные фотографии. Уровень I

Секреты креативных фотографий для новичка. Приемы и хитрости фотосъемки. Уровень II

14 принципов построения композиции

Понимание композиции – это вещь, на которую каждый фотограф должен потратить время. Без необходимости инвестирования в дорогое оборудование, понимание элементов хорошей композиции, несомненно, улучшит вашу фотографическую работу. Развитие фотографического видения к кому-то приходит само собой, но другим необходимо потратить время и приложить усилия для оттачивания своих визуальных навыков и способностей. Здесь представлена выборка подсказок и советов, которые помогут вам в оценке и построении композиции ваших работ.

Если у вас есть время, найдите повод сконцентрироваться и попрактиковаться в этих навыках, и, безусловно, постарайтесь помнить о них в следующий раз, когда вы делаете кадр, это может помочь вам почувствовать разницу между съемкой хорошего кадра и великолепного кадра.

Шаг 1 – Не пытайтесь быть совершенным

Важно понимать, что не существует такой вещи как «совершенная» композиция. Так как это субъективная форма искусства, вы никогда не достигнете точки, в которой вы получите идеальный кадр, но вполне возможно иметь кадры с плохой и хорошей композицией. Существует множество элементов композиции фотографии, которые я детально рассмотрю в этой статье. Каждый из разделов является лишь простой рекомендацией, которая поможет вам получить более сильные и привлекательные изображения.

Шаг 2 — Простота

Одна из основных вещей, на которую стоит обратить внимание, это расположение элементов в кадре относительно друг друга. Исходя из этого, вам нужно будет решить, что вы включите в кадр, а что уберете из него. Часто возникает искушение заполнить кадр как можно большим количеством интересных объектов, но когда речь идет о композиции, лучше быть избирательным относительно того, что вы включаете в кадр и подходить к выбору осознанно. Некоторые из наиболее ярких фотографий имеют очень простую, но эффективную композицию, взгляд без помех следует по изображению, и зритель оказывается вовлеченным в ясный и эффектный кадр.

Шаг 3 – Правило третей

Одно из простейших правил композиции – это правило третей, которое стало очень распространенным инструментом для любителей и профессиональных фотографов. Метод состоит в разделении кадра на трети, вертикально и горизонтально (так что фактически это девятые части), и в использовании этих линий для эффективного разделения вашего изображения и отделения областей изображения. Точки, в которых линии пересекаются, рассматриваются как ключевые области для главных объектов в кадре.

Это правило, хоть и очень простое, работает действительно хорошо при правильном применении. Например, в пейзажных фотографиях, горизонт может проходить через кадр по нижней горизонтальной линии, а вершина горного хребта пересекать верхнюю горизонтальную линию. Аналогично, с портретными кадрами, глаза могут быть размещены в точках, в которых верхняя горизонтальная линия пересекает две вертикальные линии.

Шаг 4 – Композиция в пейзаже

Чрезвычайно важно эффективно использовать композицию при работе с пейзажами. Драматическая составляющая великолепного пейзажного кадра базируется на композиции и структуре. Спросите себя, о чем будет ваш кадр. О воде, о горах в отдалении, о горизонте, закате или камнях на переднем плане? Какие элементы вы хотите выделить в кадре? Используя правило третей, постарайтесь убедиться, что в кадре есть разные уровни, убедитесь, что у вас есть интересный объект на переднем плане, чтобы добавить ощущение глубины и масштаба в изображение, и что главная точка фокуса в кадре четко расставляет приоритеты.

Шаг 5 — Линии

Линии в изображении – один из наиболее эффективных способов сделать ваш кадр более ярким. Горизонтальные и вертикальные линии делают изображение четко структурированным, в то время как изогнутые линии воспринимаются более спокойно. Рассмотрите, где каждая линия в кадре начинается и куда ведет. Это очень эффективно – иметь в кадре линию, ведущую взгляд, например, от нижнего угла через изображение к противоположному углу. Тропинки, реки, железнодорожные пути и дороги могут послужить этой цели при правильном использовании.

Когда вы работаете с горизонтальными и вертикальными линиями в кадре, убедитесь, что снимок выглядит четко, что линии прямые. Вы не поверите, как много фотографий, из тех, что я видел, были испорчены немного наклоненной линией, например, горизонта. Конечно, возможно впоследствии обработать кадр, чтобы исправить эти ошибки, но гораздо лучше хорошенько попрактиковаться и корректно выравнивать его уже во время съемки.

Шаг 6 — Формы

Когда вы поймете роль, которую играют линии в композиции изображения, вы сможете оценить влияние форм. Попробуйте дистанцироваться от того, что вы смотрите через видоискатель на конкретный предмет и обратитесь к форме каждого элемента в кадре. Важно понимать, как формы взаимодействуют друг с другом. Сильные формы, такие как треугольники и квадраты, гораздо проще разместить в кадре, чем более мягкие округлые формы, но при помощи оценки того, как каждый элемент сформирован, вы сможете оказывать очень сильное воздействие через представление форм и их взаимодействия как основной темы снимка.

Шаг 7 – Контраст

Когда речь идет о вашем основном объекте съемки, рассмотрите его в контексте и отношении к его окружению. Как цвета, формы, текстуры и оттенки основной точки фокуса соответствуют окружающему пространству? Если между ними существует сильная связь, вы сможете обыграть это и выделить в изображении при помощи композиции, объединив объект с окружением. Если объект и окружение сильно отличаются, постарайтесь использовать техники композиции для усиления этих различий.

Шаг 8 – Формирование кадра

Эффективное формирование кадра – основа сильной композиции. Естественное желание — поместить главную точку фокуса точно по центру, но это чаще всего выглядит странно и оторвано от окружения. Попробуйте расположить ее ближе к одной из сторон или к углу, чтобы посмотреть, сможете ли вы создать контекст и взаимосвязи. Стоит заметить, правда, что часто портреты выглядят наиболее ярко, когда объект расположен по центру. Так что вам стоит поэкспериментировать, не принимайте одно единственное решение о компоновке кадра и не останавливайтесь на нем, исследуйте все ваши возможности.

Шаг 9 – Негативное пространство

Важно принимать во внимание негативное пространство в изображении. Когда вы работаете с небольшими объектами, тенденция состоит в том, чтобы попытаться поместить всю точку фокуса в кадр. На самом деле, композиция при съемке макро объекта становится гораздо более яркой, если вы либо заполните кадр объектом, разместив его вплотную, либо используете негативное пространство вокруг, чтобы позволить объекту «дышать» и гармонично разместиться в окружении.

Попробуйте поэкспериментировать с чем-нибудь простым, как, например, морская ракушка, или посмотрите, как вы можете изменить композицию, если вы не просто сделаете кадр обычным способом, а попробуете приблизиться, или, напротив, отдалиться.

Шаг 10 – Угол

Когда вы работаете с вашим объектом, рассмотрите угол, с которого вы снимаете. Чаще всего самый простой способ – снять объект под углом, под которым вы его видите, но пока вы работаете над кадром, исследуйте различные углы и подходы. Вы можете найти более интересный способ для выражения главной темы снимка.

Шаг 11 — Слои

Так же, как в случае работы со слоями в пейзажных кадрах, не забудьте включить некоторые элементы глубины в ваши изображения. Помещение интересного объекта на передний план – самый простой способ это сделать, но даже использование зигзагообразно расположенного объекта добавит ощущение глубины и поведет взгляд вглубь изображения.

Шаг 12 – Симметрия и узоры

Эффективная эксплуатация симметрии и узоров может способствовать созданию действительно мощного кадра, особенно когда вы работаете с такими объектами как архитектура. Потратьте время на исследование объекта и распознавание узоров и закономерностей (обращая внимание на формы и линии). Найдите среднюю точку и расположите камеру точно перпендикулярно к объекту. Избегайте отвлекающих внимание деталей, которые нарушат симметрию или узор, постарайтесь максимизировать желаемый эффект.

Шаг 13 — Кадрирование

В наш век пост-обработки, если вы вдруг придете домой и обнаружите, что скомпоновали кадр не так, как вам того хочется, еще ничего не потеряно. Почти все утилиты для обработки изображений сейчас имеют инструмент кадрирования, при помощи которого вы можете обрезать лишние части фотографии. Вы можете сделать это с закрепленным соотношением сторон (большинство фотографий сегодня имеют соотношение 3:2), или же свободно обрезать кадр до формы, которую вы хотите получить, например, до квадрата, или создать панорамный пейзажный кадр, отсекая нижний и верхний уровни.

Шаг 14 – Практика, практика и еще раз практика

Итак, мы изучили ряд композиционных принципов, которые могут действительно помочь вам на вашем пути создания более сильных и увлекательных изображений. Как только у вас появится возможность, попрактикуйтесь в использовании этих предложений. Что бы вы ни снимали: пейзажи, портреты, макро, — всегда есть пространство для экспериментов по совершенствованию вашей композиции, шанс сделать ваш кадр хоть немного, но более ярким.

Только, пожалуйста, запомните, что не бывает простых и быстрых решений для создания великолепных кадров. Вышеперечисленные техники могут помочь вам, но переступать через них также не воспрещается. Когда вы решите, что поняли, как эффективно применять эти принципы на практике, не стесняйтесь начинать нарушать правила и снимать ваши объекты тем творческим способом, который вы считаете для себя оптимальным.

Автор статьи — SimonBray

neshitoff

Фотография, путешествия, автомобили и что-то еще.

Фотографировать хорошо, а хорошо фотографировать еще лучше

Урок 3. Просто о фотографии. Геометрия в композиции.

В предыдущих уроках мы уже рассмотрели основные подходы к фотосъемке, поговорили о ракурсе, выборе фона и кадрировании. Мы изучили Правило третей – широко используемый принцип, помогающий нам решить, в какое место кадра поместить снимаемый объект. В этом уроке мы поговорим о геометрических составляющих снимка и о том, как их использовать для достижения гармоничной композиции. Также этот урок может быть полезен в выборе объекта съемки, поскольку в начале съемки мы далеко не всегда знаем, что будем снимать, а скорее наоборот берем камеру и устремляемся в поисках того, что можно запечатлеть.

Сами по себе геометрические элементы, как правило, не интересны и скорее носят вспомогательную функцию, играя роль хорошей основы для объекта. Геометрические объекты можно условно разделить на три группы: направляющие линии, разделители пространства и обрамление.

Направляющие линии выполняют роль путеводителя взгляда человека по снимку. Известно, что физиологически глаз человека осматривает фотографию по диагонали с левого верхнего угла в направлении правого нижнего угла. Грамотно используя направляющие линии, можно создать так называемые ловушки для взгляда и буквально заставить зрителя направить взор в ту точку кадра, где расположен главный объект.


Пример направляющих линий. Обратите внимание как перила моста уводят взгляд в сторону здания на заднем плане.

Разделители пространства делят снимок на отдельные зоны, несущие свою смысловую нагрузку, но работающие вместе для создания единой композиции. Примером, простейшего разделителя пространства может послужить линия горизонта, отделяющая небо от поверхности моря. Очень хорошо смотрятся в качестве разделителя пространства треугольники, но и такие элементы, как диагонали и незамкнутые линии, тоже уверенно можно использовать.

Обрамления носят функцию притяжения взгляда зрителя и его фокусировку на основном объекте. В качестве обрамляющих элементов отлично работают дверные проемы, арки, окна. Кроме того, великолепно с этой функцией справляются и естественные элементы, например, ветви деревьев. Важно чтобы обрамление присутствовало, как минимум, с двух сторон снимка и было выполнено в спокойной тональности, желательно более темной, чем главный объект, чтобы не отвлекать зрителя.


Пример обрамления. Более темный тон обрамления фокусирует внимание на главном объекте.

Геометрические объекты могут иметь различную форму, но наиболее сильно работают простые узнаваемые формы, такие как треугольники, квадраты, круги, дуги, прямые или изогнутые линии. Но не все геометрические объекты работают одинаково. Так, например, квадраты и круги – фигуры статичные, а потому не слишком интересные. Наиболее сильными для восприятия являются треугольники, дуги и линии.

Треугольники. Все мы знаем, что треугольники делятся на равнобедренные и неравнобедренные. При построении композиции следует избегать равнобедренных треугольников. Они слишком статичны и могут привести к такой же статичной и скучной композиции. Исключением может стать ваше осознанное желание передать атмосферу спокойствия в кадре. Неравнобедренный, неуравновешенный треугольник содержит в себе динамику и напряжение, что привлечет внимание зрителя.


Пример треугольника как разделителя пространства. В данном случае перевернутый треугольник создает ощущение напряжения в кадре.

Дуги. Очень удобный элемент, одинаково хорошо выполняющий роль и направляющей линии, и разделителя пространства, и обрамления.


Пример дуги. На снимке дуга играет роль одновременно разделителя пространства и обрамления.

Линии. Пожалуй, наиболее распространенный и наиболее разносторонний геометрический инструмент. На линиях следует остановиться подробнее. Линии могут быть прямыми: горизонтальными, вертикальными, наклонными. Также линии могут быть изогнутыми.

Горизонтальные линии придают снимку статичность и равновесие. Самой важной горизонтальной линией является линия горизонта, особенно на снимках с морскими пейзажами. С ней нужно быть очень аккуратными и постараться не допустить «завала» горизонта, если, конечно, вы сознательно используете завал в качестве художественного приема. Схожую роль в композиции играют вертикальные линии, например фонарные столбы или углы зданий.

Наличие наклонных линий или «диагоналей» в кадре вносит в композицию элемент динамики. Кроме того, с помощью диагоналей можно придать снимку объем, перспективу и даже настроение. Диагональ, проведенная от левого нижнего угла в правый верхний угол придаст кадру положительную динамику, а вот диагональ, направленная из левого верхнего угла в правый нижний внесет нотки грусти и ностальгии. Конечно, в зависимости от сюжета и зрителя, этот прием далеко всегда вызывает в сознании одинаковый отклик. Важно то, что ощущение динамики и пространства с использованием диагоналей весьма существенны.

Изогнутые линии с мягкими изгибами воспринимаются нами как наиболее красивые элементы композиции. Принято считать, что такого восприятия в основе лежит ассоциация с изгибами человеческого тела. Идеальной изогнутой линией считается S-линия или как ее еще называют «линия красоты». S-линия имеет неоспоримое преимущество перед всеми другими геометрическими элементами, является залогом красивой картины и, в отличие от других линий, может выступать как главный элемент композиции.


Пример «линии красоты» в пейзаже. Фотограф Станислав Савин ( sav_in ).

Если вам удалось разглядеть такую линию, смело приступайте к съемке. Возможно, вы на пороге создания шедевра!

Особенности восприятия основных видов линий и выстраивание по ним композиционных схем

Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например, зрения и осязания.

Связь различных ощущений при восприятии конкретной формы приводит к тому, что мы наделяем эту форму такими качествами и свойствами, которые, по сути, ей не принадлежат.

Например, острые и тупые углы. Угол — зрительная характеристика пространства. Острый или тупой — качества, привнесенные ассоциативно, на основе осязательных ощущений. Острыми или тупыми могут быть режущие предметы. Острый угол — это эмоциональная, образно-ассоциативная характеристика пространства.

Восприятие линии как простейшей, образующей любую форму, также ассоциативно. Различные линии вызывают у нас различные эмоциональные ощущения. Рассмотрим это конкретнее.

Вертикальная линия вызывает ощущение активного стремления вверх. (Ассоциации: полет ракеты, струя фонтана, стоящее дерево, башенный кран и т. д.).

Горизонталь по сравнению с вертикалью производит впечатление слабого, пассивного движения, а то и вовсе покоя (линия горизонта, движение поезда параллельно картинной плоскости и т. д.).

Говоря об ощущении движения, вызванном прямой линией, следует подчеркнуть, что характер этого движения равномерный. Объясняется это просто: глаз человека, не встречая препятствий, без труда скользит по прямой линии.

Диагональ производит своеобразное впечатление. Она не настолько активна, как вертикаль, и пассивна, как горизонталь. Находясь между ними и постоянно поднимаясь над горизонталью, диагональ вызывает ощущение борьбы, преодоления пассивности. Это тем отчетливее выражено, чем больше диагональ приближается к вертикали.

Различаются два типа диагонали: правая (из левого нижнего угла в верхний правый угол) и левая. Правая диагональ создает впечатление более стремительного движения и в силу этого более эмоциональна, чем левая. Объясняется это нашей привычкой читать слева направо. Прослеживая, изучая правую диагональ, мы невольно поднимаем глаза вверх. При рассмотрении левой диагонали мы ощущаем «сползание» и, наконец, остановку движения у основания диагонали. Разница в восприятии левой и правой диагонали обусловила и их эмоциональные характеристики: диагональ подъема и диагональ падения.

Диагональ, как и всякая прямая линия, производит впечатление равномерного движения.

Кривая изогнутая линия вызывает более сложные ощущения. Здесь в отличие от прямой линии мы встречаемся с неравномерным движением. Плавные участки глаз воспринимает спокойно и быстро. Резкие округления требуют остановки глаза и тем самым вызывают ощущение замедления движения.

Особо следует выделить кривую изогнутую линию, соответствующую диагонали подъема. Линия, в целом поднимающаяся вверх, выгнута вниз. Это производит впечатление борьбы двух сил: силы тяжести и силы подъема. Прогибаясь, кривая как бы преодолевает силу тяжести, высвобождается из-под нее и, устремляясь вверх, олицетворяет неиссякаемую силу и движение.

Ломаная линия вызывает представление о сложном, неравномерном, ступенчатом движении. Объединяя в себе вертикали, горизонтали, диагонали подъема и падения различной протяженности, ломаная линия передает самые различные ощущения — стремительный порыв, спокойствие и т. д.

Восприятие плоскостных фигур определяется характером восприятия составляющих эти фигуры линий. Рассмотрим их внимательнее.

Особым случаем кривой замкнутой линии является круг. Окружность не имеет начала и конца, все ее точки равноудалены от центра. Внимание зрителя не в состоянии сосредоточиться на окружности, останавливается на ее центре, то есть на точке. По этой причине произведение, представляющее по форме круг, воспринимается как нечто спокойное, замкнутое, уравновешенное.

Овал образован кривой замкнутой линией. Эта фигура напоминает круг, однако восприятие ее отличается от восприятия круга. Овал образован несколькими дугами различной величины. Восприятию плавной большой дуги сопутствует ощущение динамики, интенсивного движения. Перенос внимания на дугу меньшего радиуса изменяет характер восприятия. Ощущение быстрого движения сменяется ощущением замедленного движения и, наконец, статики. Овал, таким образом, воспринимается как нечто беспокойное, дышащее, неуравновешенное, в целом — динамичное.

Квадрат образован равными сторонами и равными прямыми углами. Он воспринимается как нечто идеальное, прямое, четкое, устойчивое, спокойное, торжественное.

Прямоугольник — фигура более динамичная по сравнению с квадратом. В зависимости от пропорций и положения по отношению к горизонтали прямоугольник может вызывать ощущение стремления вверх (стоит на горизонтали) либо спокойствия и статики (лежит на горизонтали).

Треугольник — фигура, воспринимаемая как нечто резкое, острое. Но в зависимости от положения по отношению к горизонтали он может быть воспринят как нечто прочное, статичное (стоит на основании) или предельно динамичное, напряженное (стоит на вершине).

Простейшие элементы (линии, геометрические фигуры) рассматривались нами отвлеченно, формально, с целью выявить их главные ассоциативно-эмоциональные характеристики.

В архитектуре, скульптуре художники в поисках эмоционального образного воплощения темы всегда опираются на глубокий психологический анализ формы художественного произведения. Подчиняя форму содержанию и выражая его посредством формы, художник всегда — интуитивно либо сознательно — учитывает эмоциональность структурных элементов произведения.

В реальном пространстве в «чистом» виде линии и геометрические фигуры практически не встречаются. Однако мы можем проследить ту или иную конфигурацию этих линий или фигур в контуре любого предмета либо в его конструкционной основе.

Восприятие пространственной формы также всегда ассоциативно. Характер, эмоции, чувства, образа, вызываемого предметом, реальной пространственной формой, во многом зависит от образного, эмоционального строя составляющих его элементов. Здесь немаловажно сделать существенную корректировку в сложном комплексе ассоциаций и ощущений, рождающих образно-эмоциональное или художественное начало. Анализ формальных характеристик отдельных структурных элементов формы и самой формы в целом вызван соображениями сугубо методического плана.

Рассмотрение отвлеченных формальных характеристик вполне оправдывает себя и, более того, необходимо, так как облегчает понимание и поиск наиболее эффективного их соответствия.

Урок 2: зентангл узоры — изогнутые и волнистые линии

Как известно вся зенарт-композиция собирается из отдельных узоров и танглов. В этой статье собрано несколько зентангл уроков и простых упражнений, которые пошагово обучают рисовать такие зентангл-узоры.

Некоторые рекомендуют начинать вырисовывать элементарные узоры по клеточкам – это порой напоминает обучение первоклашек письму в прописи. Кстати, у кого есть возможность, — не грех и заглянуть в эти самые прописи: тут среди всех этих крючков и петелек можно почерпнуть массу идей для зентангла и тренировок.

А кто-то считает, что лучше сразу начинать рисовать на нелинованной бумаге. Можно пробовать и так, и эдак, тем более, что зенарт не выставляет никаких рамок и на этот счёт. Для начала отлично подойдут элементарные узоры зентангла, прорисовка простейших элементов поможет натренировать руку.

Изогнутые и волнистые линии

В статье «Урок 1: зентангл узоры» уже было рассказано о том, как можно потренироваться порисовать прямые линии и точки, из которых потом вполне можно сложить геометрическую композицию. Теперь речь пойдёт о кривых, изогнутых линиях. Пожалуй, именно такие линии-узоры используются в зенарте чаще всего.

Потренируемся:

  • Нарисуйте одинаковые изогнутые линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Затем попробуйте делать расстояние разное: больше и меньше. На начальном этапе проще выводить дуги и волны между двумя горизонтальными линиями.

  • Практикуйтесь чертить волны и дуги в разных направлениях: слева на право, сверху вниз и в обратном направлении, по диагонали.

  • Теперь нарисуйте волнистые параллельные линии, прибавляя ширину шага между ними (можно нарисовать 5-7-10 полос с увеличением шага – полюбуйтесь, какой эффект);

  • Рисуем линию с глубоким изгибом, далее – параллельно ей рисуем ещё одну, но в области дуги, где искривление, проводим другую чуть ближе к предыдущей. Также рисуем ещё несколько – получается искривлённое пространство;

  • А можно просто тренироваться выполнять параллельные кривые – это не так-то просто, как кажется.

Кривые линии-узоры тоже могут быть разной толщины, здесь можно поиграть с утолщением, что приведёт к интересным оптическим эффектам. Эти приёмы зенарт позаимствовал у оп-арта – направления в изоискусстве, где в рисунке создаются различные оптические эффекты.

Из изогнутых линий-узоров могут получаться волны, петельки, завитушки – потренируйтесь.

Друзья, надеемся вам понравится этот урок, пишите ваши комментарии ниши, делитесь, ставьте лайки. Творческих вам успехов 🙂

6 элементов композиции выразительных фотографий

Благодаря чему получаются эффектные фотографии? Часто мы видим в них обычные вещи, скомпонованные самым обычным образом, но их должна объединять общая идея или тема, а ненужные детали сводятся к минимуму. Эффектные фотографии просты, правдивы и искренни.

Сегодня мы рассмотрим основные элементы композиции: линию, форму, текстуру, цвет и прочее, благодаря которым самый обычный сюжет становится удивительной фотографией.

Удачные фотографии в основе своей содержат ритм, а основные элементы, которые создают ритм в композиции — это именно линия, форма, текстура, орнамент, цвет. Любая фотография, намеренно или нет, содержит один или несколько таких элементов.

Все составляющие композиции имеют огромное влияние на фотографию, особенно линия, текстура и цвет. Обычно мы распознаём и используем их бессознательно. Это зависит от индивидуальной чувствительности к визуальным компонентам, а также от жизненного опыта и воспоминаний каждого человека.

Линия

Из шести элементов дизайна линия является самым сильным, важным и мощным. Без линии не было бы силуэта. Без силуэта не было бы формы, а без формы — текстуры. Линия — мощный инструмент для управления взглядом зрителя и приведения его к смысловому центру фотографии. Она изменяет общее настроение и ощущение от фотографии.

Линии могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и изогнутыми. Линия бывает длинной, короткой, толстой или тонкой. Они уводят взгляд зрителя в сторону или в центр фотографии. Нельзя недооценивать эмоциональное влияние линии на фотографию: она может быть умиротворяющей, спокойной, жёсткой, активной, направляющей или угрожающей.

Тонкая линия воспринимается нами как нестабильная, уязвимая. Толстая линия ощущается как несгибаемая, доминирующая, грозная. Изогнутая линия даёт ощущение легкости, а зубчатая — резкости, хаотичности.

Вертикальная линия, как правило, передаёт в фотографии разные настроения, начиная от властности и силы и заканчивая увеличением, ростом. Вертикали — это линии прядей волос, столбов, деревьев, зданий и множества других объектов.

Горизонтальная линия придаёт фотографии чувство покоя, постоянства, стабильности. Если Вы хотите подчеркнуть спокойное чувство такой линии, расположите кадр горизонтально.

Несколько горизонтальных линий подряд создают ритм и движение, могут стать смысловым центром композиции сами по себе.

Горизонталь — это линия для горизонта, водных пространств, сторон улицы и прочего.

Диагональные линии направляют внимание зрителя к основным моментам наших работ. Диагональ придает движение, определяет фотографию как динамичную и интересную. Такая линия служит для обозначения путей, линий деревьев, интересных оград, рек и других компонентов.

Силуэт

Второй важный элемент формы — это силуэт, так как он является основным для идентификации предметов. Лучше всего силуэт определяется, когда предмет освещен спереди или сзади. Чтобы определить силуэт, предмет должен быть помещён в контрастные отношения со средой, выделяться из неё.

Силуэт можно запечатлеть, например, за несколько минут до захода солнца и через несколько минут после.

Форма

Форма — это в основном трехмерная фигура, которая отлично подчеркивается боковым освещением, поскольку оно дает мягкие тени, выявляет объём, усиливает понимание значения и смысла работ для зрителя.

Текстура

Ни один элемент дизайна не способен вызвать более глубокие чувства, чем текстура. Увидеть и запечатлеть текстуру можно только благодаря правильному освещению. Она подчёркивается боковым солнечным светом рано утром или ближе к вечеру, верхним светом в полдень, когда солнце высоко и солнечный свет падает вертикально.

Когда солнце высоко в небе, неровности стен и зданий, текстуры древесины, вообще любая текстура вертикальной поверхности хорошо выявляется благодаря появляющимся маленьким теневым участкам. Само по себе это явление может быть незначительным, но добавляет дополнительную глубину, интерес, реальность фотографиям.

Стоит отметить, что текстура в качестве фона создаёт захватывающую и наполненную чувством композицию. Добейтесь правильного использования текстур — и Ваши работы станут более живыми и объемными.

В окружающей нас среде ритмов можно заметить очень много. Без структурированных частей наша жизнь пришла бы в состояние полнейшего хаоса. Но мы проходим мимо большинства узоров, ритмов и орнаментов, не замечая их, и в этом виновата наша загруженная, рутинная повседневность.

Для работы с ритмами существуют два способа: подчеркнуть его или нарушить. Подчёркнутый ритм усугубляет чувство размера и расширения. Смысл в том, чтобы увеличить ритм и заполнить им кадр. Он может включать в себя лица людей в толпе, линии однородных растений, кирпичи стены и прочее.

Нарушить ритм можно, найдя объект, который ломает непрерывную повторяемость форм и линий ритма. Такой объект находится обычно в резко контрастных отношениях с остальными предметами кадра, например, по форме, цвету или текстуре. Фотографировать нарушенный ритм нужно с осторожностью; здесь пригодится правило третей.

Например, нарушающий ритм объект можно расположить в одной из частей кадра или на линии пересечения частей. Поиграйте также с глубиной резкости: пусть нужный объект будет резким, а остальные очертания размываются вне фокуса. Иногда ритм разрушается естественным образом без нашего участия.

Цвет характеризуется такими свойствами, как значение, тон и насыщенность. Цвет и способ его организации может поддержать и разрушить композицию кадра. Различными цветами можно посылать разные сообщения зрителю; цвет оказывает важное влияние на общий строй композиции. Яркие цвета придают ей энергичность, активность, интерес. Таковыми являются красные и жёлтые. Синие и зелёные, напротив, успокаивают.

Возможность получения креативных работ напрямую зависит от понимания цвета, его влияния на композицию, а также осведомлённость об окружающих нас цветах.

Мы видим цвет везде. Макрофотографии мельчайших насекомых содержат огромное количество цветов. Природа, города, люди и их одежда, дома, улицы, небо, пляжи — всё окружающее нас имеет свой цвет. Нельзя забывать об этом; тренируйте своё видение цвета.

Стоит упомянуть, что существуют два вида цвета: субтрактивные и дополнительные. Каждый вид имеет свой набор цветов, дополнительные и основные. Живопись, фотография и печать используют субтрактивные цвета.

Красные, синие и жёлтые цвета называются первичными субтрактивными, а вторичными субтрактивными — фиолетовые, оранжевые, зеленые. Смешивание синего и красного даёт фиолетовый цвет, смешивание жёлтого и красного — оранжевый, а смешивание жёлтого и синего — зелёный. Смешанные между собой равные части синего, красного и жёлтого дают чёрный цвет.

Пары цветов, которые стоят друг напротив друга в цветовом круге, называются дополнительными, комплементарными. Они дополняют и выгодно подчёркивают друг друга. Изучение цветового круга помогает пониманию, как цвета влияют друг на друга; зная круг, Вы лучше сможете применять правильные цвета и придавать фотографиям нужный смысл.

Жёлтый, красный и оранжевый считаются тёплыми цветами. Они ассоциируются с солнцем и огнём. Голубой, фиолетовый, зеленый — холодные цвета, и ассоциируются со снегом, водой, тенями.

Заключение

Элементы дизайна являются самыми основными визуальными компонентами любой композиции. Понимая их, зная их влияние друг на друга, значение, которое они придают работам, Вы продвинетесь в своём мастерстве фотографии, сможете создавать потрясающие работы, которые будут трогать сердца зрителей.

Сегодня мы познакомили Вас с основами построения собственного стиля работы. Вы должны знать, как совместить элементы дизайна, когда и как использовать их. Элементы дизайна окружают нас везде, нужно лишь тренировать свой взгляд и замечать их.

Так фотографии приобретают больше реального ощущения и смысла, движения и выразительности.

Урок по рисунку. «Живая» линия

В черно-белой графике существует минимум средств передачи изображения — это точка, пятно и линия. Сегодня мы попробуем узнать о свойствах и выразительных особенностях простой линии – следа, который оставляет карандаш, когда мы касаемся им бумаги.

Линию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая. Художники ею не пользуются из-за её однообразия. Линия на рисунках художников необычная, она «живая», то есть динамичная, меняющаяся, ускользающая. Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта.

(А. Матисс «Девушка с распущенными волосами»)

Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. Линия несет в себе информацию об изображении: художник не может обойтись без неё в своем творчестве. Ею пользуются скульптуры, архитекторы, живописцы и конструкторы.

Посмотрите на работы известного художника Ван Гога. Как он с помощью различных линий (коротких и длинных, тонких и толстых, грубых и изящных) передает пространство и настроение в пейзаже.

Чтобы лучше освоить возможности линии, выполним упражнение на виды линий.

  • 2 листа плотной бумаги для графики формата А-4 или А-3;
  • простые карандаши разной мягкости (НВ, В, В2, В4);
  • ластик;
  • строгалка или макетный нож, чтобы точить карандаши.
  1. Проведите на листе несколько прямых линий, сделайте это разными по мягкости карандашами, чтобы линии не были одинаковыми. В рисунке горизонтальные линии создают впечатление покоя, уравновешенности, тишины.

  1. Рядом нарисуйте прямые вертикальные линии и диагональные. Вертикальные линии создают ощущение высоты, силы, энергии, стройности. Диагональные – восходящие, активные линии. Они придают рисункам устремленность, динамичность. Параллельные – строгость, стройность, слаженность.

С помощью диагональных линий можно отлично изобразить дождь и хмурое небо

  1. А теперь нарисуйте ломаные линии. Изогнутые, надломленные линии используют для передачи определенных эмоций, предметов с острыми и колючими формами.
  1. Рядом изобразите несколько видов волнистых линий, при этом старайтесь по-разному нажимать на карандаш, чтобы линии получились разнообразными по толщине. С помощью таких спокойных и мягких линий можно изображать облака, воду, метель, цветы и листья.

  1. На втором листе нарисуйте свой сказочный мир растений, цветов и насекомых, используя только линию. Но не простые у вас должны быть линии, а прямые и волнистые, тонкие и толстые, легкие и воздушные, одним словом — «ЖИВЫЕ».
Ссылка на основную публикацию