Использование ручного режима фотоаппарата | Foto-kadr.ru

Использование ручного режима фотоаппарата

Использование ручного режима фотоаппарата

Использование зеркальной камеры в ручном режиме даёт самые лучшие впечатления, ощущения, опыт и результаты, если «угадать» экспозицию.

К большому сожалению, большинство начинающих фотографов никогда не выходят за пределы полуавтоматического или автоматического режимов. А зря. Ведь в действительности, ручной режим не так страшен, как его малюют. А в инструкции к камере всё настолько чётко и по делу рассказано, что. в общем, RTFM, как говорят айтишники.

Данная статья является кратким обзором того самого RTFMа. Но её прочтение не отменяет знакомства с мануалом!

По существу ручной режим является единственной модальностью, используя которую мы целиком и полностью можем контролировать фото-результат. Есть полуавтоматичекие режимы: приоритет диафрагмы, при котором камера подбирает выдержку, и приоритет выдержки — с автоматическим подбором диафрагмы. Автоматическая часть срабатывает в зависимости от показаний автоматического экспозамера внутрикамерным экспонометром, который может ошибаться.

При ручном режиме фотограф самостоятельно выбирает и выдержку, и диафрагму. Диафрагма+выдерка = экспопара. Для того, чтобы подобрать правильно экспопару, фотограф должен (1) решить, какой эффект он хочет запечатлеть на фото и (2) оценить показания экспозамера.

Где смотреть показания экспозамера и как их интерпретировать?

Показания экспозамера видны в видоискателе. Например, на рисунке вверху схематично показан видоискатель из мануала к Canon EOS 5D Mark II. При этом показания экспозамера необходимо отслеживать на линейке, которая на рисунке вверху обведена синим карандашом. Под линейкой вы увидите мигающий курсор. Если курсор находится по центру линейки (под ноликом), то, значит, экспозиция правильная: снимок не переэкспонирован и не недоэкспонирован. Если курсор левее нолика, то света не хватает и, следовательно, снимок будет недоэкспонирован. Соответственно, если курсор правее нолика, то снимок переэкспонирован.

Если экспозиция неправильная, то можете подкорректировать показания выдержки и/или диафрагмы, которые видны тут же, в видоискателе. На рисунке показания выдержки 1/t обозначены красной буквой t (кстати, значение 1/t в видоискателе показывается лишь как t), а диафрагма — красной буквой f.

Какие значения для экспопары выбирать?

  • Если вы хотите избежать недоэкспонированного снимка (курсор левее нолика), то откройте диафрагму и/или увеличьте выдержку.
  • Если вы хотите избежать переэкспонированного снимка (курсор правее нолика), то прикройте диафрагму и/или уменьшите выдержку.
  • При открытии диафрагмы уменьшается ГРИ П , а при закрытии — ГРИП увеличивается.
  • При укорачивании выдержки объект замораживается, а при закрытии — размазывается (если снимается движущийся объект).
  • Если вы хотите изменить диафрагму или выдержку, но сохранить экспозицию (количество света), то необходимо изменить и второй параметр, соответственно выдержку или диафрагму. Например,
    • При f/22 вам нужно выставить выдержку в четверть секунды, чтобы карточка была проэкспонирована правильно (левый снимок внизу). При этом мы имеем большую ГРИП (аж весь фон отлично просматривается), и большой риск смазать движущиеся объекты (пара молодых людей на первом плане).
    • Если мы уменьшим выдержку на 9 стопов до 1/30 секунды для большей «фиксации» объекта, то, чтобы получить ту же экспозицию, диафрагма должна быть раскрыта на 9 стопов до f/8. При этом ГРИП уменьшится.
    • Наконец, если мы хотим получить идеальное отделение объекта от фона, то есть уменьшить ГРИП так, чтобы фон был красиво заблюрен, необходимо открыть диафрагму до, например, f/2.8, то есть ещё на 9 стопов. Для сохранения той же освещённости картины, как и ранее, выдержка должна быть укорочена на 9 стопов тоже, то есть до f/250. Такая выдержка позволяет получить эффект «замороженного» движения, то есть объект не будет размазан.

Источник изображения PhotonH ead

Внимание! Не всегда встроенный экспонометр срабатывает правильно. В частности, ошибки бывают при съёмке контрастных сцен или при очень ярком освещении. В последнем случае экспонометр может недоэкспонировать сцену. Поэтому рекомендуется ориентироваться на курсорчик чуть правее нолика.

Режимы экспозамера

В зависимости от режима экспозамера, экспонометр оценивает освещённость картины по-разному.

Как фотографировать в ручном режиме в зеркальном фотоаппарате – главные азы

Зеркальные фотоаппараты, в отличие от недорогих «мыльниц», обладают большими техническими возможностями для получения качественных снимков. Работа с таким камерами без автоматики требует от фотографа определённых знаний и опыта. Знать, как фотографировать в ручном режиме на зеркальный фотоаппарат необходимо любому фотолюбителю и тем более профессионалу. Статья может быть полезна как новичку, начинающему фотографировать, так и более опытному фотографу.

Режимы съемки в цифровых фотокамерах

Современный фотоаппарат представляет собой сложную конструкцию. Такой техникой пользуются любители, профессиональные фотографы и фоторепортёры. Для получения фотографий высокого уровня в зеркальном фотоаппарате предусмотрено несколько режимов съемки:

В автоматическом режиме работы зеркального фотоаппарата фотограф не принимает никакого участия в процессе выбора параметров съёмки. Достаточно включить фотокамеру и установить режим «автомат». Дальше достаточно только наводить фотоаппарат на выбранные объекты и нажимать кнопку затвора. Всё остальное сделает процессор, по установленным алгоритмам. Так можно фотографировать любые сюжеты, хотя полученный результат не всегда совпадает с творческим замыслом фотографа.

При полуавтоматическом съемке в зеркальной фотокамере выставляется один или несколько параметров фотографирования. Например автоматически выставляется выдержка, а диафрагма выбирается вручную.

Опытный фотолюбитель, который знает назначение всех настроек фотокамеры, предпочитает работать в ручном режиме, при этом вся электроника отключается. Используя самостоятельную установку параметров можно получить уникальные фотографии. Выбор ручного режима (М) осуществляется поворотом диска управления фотоаппаратом. На нём нанесены условные обозначения режимов съемки и пиктограммы сюжетов.

Преимущества ручного режима в цифровом фотоаппарате

Основное достоинство ручного режима в зеркальных фотокамерах это полный контроль над всеми настройками фотоаппарата, а главное постоянный уровень экспозиции. Это очень важно при съёмке фотографий, где освещение может меняться. Ручной режим работы фотоаппарата необходим, когда творческий замысел фотографа противоречит правильному алгоритму автоматической съемки. Иногда нужно чтобы фотография была темнее или светлее нормального уровня. Это хорошо заметно при ночной съёмке. Ночную фотографию очень оживляют «звёздочки» вокруг светильников. Для получения этого эффекта нужно закрыть диафрагму до минимума. С учётом низкой освещённости автоматика этого не допустит, поэтому только ручной режим позволит получить выразительную фотографию ночной улицы.

Так же на автоматике нельзя камерой сделать снимок в помещении, без вспышки, с хорошей резкостью и без смазанности изображения. В ручном режиме фиксируется выдержка 1/30 секунды и диафрагма 4-5,6. Для снижения уровня шумов выбирается среднее значение ISO. При автоматическом и полуавтоматическом съемке такое соотношение настроек получить не удастся, но это можно сделать в режиме (М). В результате экспозиция на фотографии будет недостаточной, но это легко устранимо в любом фоторедакторе.

Ручная настройка режимов незаменима при студийной съёмке, когда синхронизация импульсных фотовспышек допустима только при определённой выдержке. Ручная установка параметров съёмки применяется в художественной фотографии, когда нужно сделать резким предмет, который находится ближе к фотографу, а всё остальное должно быть размыто. Для этого нужно сделать максимальную диафрагму и соответствующую выдержку. В режиме «Автомат» это невозможно. При такой диафрагме электроника фотоаппарата увеличит выдержку и прибавит светочувствительность. В результате получится фотография резкая по всей глубине пространства. Часто авторежим слишком увеличивает ISO, что чревато появлением цифрового шума по всему полю изображения. В ручном режиме можно максимально уменьшить ISO и компенсировать снижение чувствительности увеличением выдержки.

При всех достоинствах самостоятельной настройки параметров съемки в зеркальных фотоаппаратах у него имеются и недостатки. Он намного снижает оперативность съёмки, поэтому профессиональные фотоаппараты имеют возможность сохранения пользовательских настроек. Это режимы свободного программирования С1, С2 и С3.

Необходимые настройки в ручном режиме фотоаппарата

Для того чтобы активно пользоваться ручным режимом нужно знать все доступные фотографу настройки фотоаппарата. Их не очень много:

  • Выдержка
  • Диафрагма
  • Чувствительность
  • Баланс белого

Выдержка – это интервал срабатывания затвора, который откроется на заданную величину, а затем закроется. Например: 2с, 1с, 1/15с, 1/30с, или 1/250с. Самая короткая выдержка у профессиональных зеркальных фотокамер соответствует 1/8000с. Такое время экспозиции необходимо при сьёмке очень быстро движущихся объектов. У любительских фотокамер это время в два раза больше – 1/4000с. Существует единый стандарт диапазона выдержек, где каждая последующая выдержка отличается от предыдущей в два раза. Выдержки от 1/250 с используются для съёмки быстро перемещающихся предметов, причём на выдержках 1/500 и более коротких получается эффект остановки. Чтобы подчеркнуть динамику движения на фотокамере устанавливают более длительный интервал, тогда перемещающийся предмет получается на фотографии слегка смазанным.

Диафрагма обозначается буквой (f). По принятому стандарту соседние значения диафрагмы отличаются в √2 раз. В результате на кольце объектива или дисплее фотоаппарата могут указываться следующие величины: f/2, f/2,8, f/4, f/5,6. При f/2 объектив полностью открыт, а при f/22 отверстие объектива представляет собой небольшую точку. От диафрагмы зависит резкость предметов, удалённых на разные расстояния от фотокамеры. Так при диафрагме f/16 чётким будет всё изображение, а при f/2,8 только передний план фотографии.

Чувствительность (ISO) определяет чувствительность матрицы к свету. Значение этого параметра хорошо понятно тем, кто работал с плёночными фотокамерами. Там используются фотоплёнки разной чувствительности: 32 единицы, 65, 90, 120 и так далее. На диске управления этим параметром, на корпусе фотоаппарата, может быть указан ряд значений от 80 до 6 400. Максимальное значение ISO может достигать 6 400 единиц. Чем выше чувствительность, тем меньшая выдержка требуется для нормальной экспозиции. Не следует увлекаться увеличением чувствительности, так как это повышает цифровой шум.

Настройка баланса белого определяет соотношение всей цветовой палитры к нейтральному цвету. Для ручной установки в фотоаппарате предусмотрено несколько значений: «Солнце», «Облачно», «Тень», «Искусственный свет». Это не самая важная установка, поэтому при фотосъёмке обычно включают автонастройку этого параметра.

Выдержка, диафрагма и чувствительность взаимосвязаны между собой. При фотографировании сюжетов в динамике рекомендуется сначала выбрать нужную выдержку, чтобы получить стоп-кадр или эффект движения. Для выбора нужной диафрагмы нужно перебирать все её значения пока экспозиметр не встанет на ноль. При съёмке статических объектов сначала устанавливается диафрагма. Её величина определяет резкость всех планов. Затем, по нулю экспозиметра, выбирается выдержка. ISO рекомендуется сначала установить на минимум. Это значение учтётся при выставлении выдержки и диафрагмы.

Фотосъемка в ручном режиме

Съемка в ручном режиме (M) позволяет вам полностью контролировать настройки своего фотоаппарата. В этой статье мы постараемся коротко рассказать о том, как взять на себя полное управление съемочным процессом и в каких случаях стоит воспользоваться ручным режимом.

Когда использовать ручной режим съемки

Для многих начинающих любителей фотографии буква «M» на селекторном диске фотоаппарата представляет собой своего рода «Terra Incognita». Но не стоит пугаться ручного режима съемки, ведь здесь вы имеете дело с привычными параметрами – диафрагмой, выдержкой и чувствительностью ISO – только подбираете вы их самостоятельно.

Хорошая новость состоит в том, что если вы уже научились пользоваться режимами приоритета диафрагмы (Av) или приоритета выдержки (Tv), то существенных трудностей с освоением ручного режима у вас не возникнет. В этих полуавтоматических режимах вы вручную устанавливаете значение диафрагмы (в Av) или скорости работы затвора (в Tv). После чего камера автоматически определяет остальные параметры для создания хорошо экспонированного снимка.

Автоматические и полуавтоматические режимы прекрасно справляются со своей работой в большинстве ситуаций, так зачем же переключаться в режим ручной съемки? Потому что «большинство ситуаций» отнюдь не означает, что каждый раз вы будете получать качественные, хорошо экспонированные кадры. Экстремальные или необычные условия освещенности бросают серьезный вызов автоматике камеры.

Очень яркие сцены, например, заснеженный пейзаж, могут «одурачить» автоматику камеры, вследствие чего кадры окажутся недоэкспонированными, и снег на фотографиях будет выглядеть не белым, а серым. То же самое верно и для тех случаев, когда вы фотографируете очень темные сцены. Автоматика камеры может переэкспонировать кадр, сделав фотоизображение размытым и малоконтрастным.

Конечно, в таких ситуациях вы можете использовать экспокоррекцию для решения проблемы, но съемка в ручном режиме предоставляет определенные преимущества. Здесь вы можете зафиксировать настройки экспозиции по своему усмотрению, то есть они не будут меняться в зависимости от ракурса съемки и положения камеры. Это спасает от необходимости проверять гистограмму после каждого отдельного кадра, и вы можете полностью сконцентрироваться на том, чтобы правильно скомпоновать кадр.

Это также удобно, когда вы фотографируете какой-либо объект, движущийся вдоль меняющегося фона, например, птицу, летящую напротив темных ветвей деревьев, а затем поднимающуюся в яркое небо. Полуавтоматические режимы в этом случае попытаются скорректировать экспозицию из-за меняющегося заднего фона, в результате чего птица на фотоизображении получится либо слишком светлой, либо слишком темной. Фотографируя же в ручном режиме, вы можете быть уверены, что выбранные настройки экспозиции останутся неизменными.

По той же причине используйте ручной режим съемки, когда фотографируете изображения, которые вы планируете в дальнейшем соединить вместе для получения панорамного снимка. Если вы будете использовать полуавтоматические режимы, то экспозиция может поменяться от кадра к кадру, что осложнит создание качественного панорамного фото. Зафиксировав же настройки экспозиции вручную, будет гораздо легче соединить отдельные кадры. Условия низкой освещенности, съемка концертов и фотографирование с использованием вспышки – также те области фотографии, где Вам стоит задействовать ручной режим (M).

Как пользоваться ручным режимом съемки

Переключаясь в ручной режим, вы должны расставить приоритеты для конкретной сцены. Если в первую очередь вас интересует глубина резкости (какие объекты или детали должны получиться на фото максимально резкими и четкими), то тогда сначала нужно установить подходящее значение диафрагмы. Если же вы снимаете какое-то действие, будь то спортивные соревнования или просто съемка движущегося объекта, то следует сначала настроить вручную значение выдержки. Следующий этап – это нахождение оптимального соотношения между значениями выдержки и диафрагмы.

Как узнать, какие настройки будут наиболее подходящими? Для этого используйте индикатор уровня экспозиции на специальной шкале в оптическом видоискателе или на ЖК-экране. Тут обычно вы можете увидеть выбранные вами значения выдержки и диафрагмы, ISO. Рядом же, на шкале экспозиции, можно проверить, насколько установленные параметры экспозиции являются оптимальными для конкретной сцены.

Индикатор уровня экспозиции

В частности, если индикатор уровня экспозиции на шкале смещен влево от центра, это свидетельствует о том, что света не хватает для хорошо экспонированного снимка. Если индикатор смещен вправо от центра, это показывает, наоборот, переизбыток света. Таким образом, ваша задача состоит в том, чтобы индикатор располагался в центре шкалы, что должно обеспечить создание не слишком темной и не чересчур светлой картинки. Правда, в некоторых случаях все же приходится немного отклоняться от шкалы в ту или иную сторону. Но в большинстве съемочных ситуаций индикатор, расположенный по центру шкалы, действительно свидетельствует о правильности ручного выбора настроек экспозиции.

Разберем на примере. Если индикатор уровня экспозиции смещен влево от центра, значит при выбранных Вами настройках света в кадре все же недостает. Это может случиться хотя бы при съемке праздника дня рождения днем в закрытом помещении. Ориентируясь на индикатор, вы понимаете, что нужно что-то сделать для того, чтобы обеспечить корректную экспозицию. Как вариант – поднять немного значение чувствительности.

Кроме того, при дефиците света можно открыть диафрагму пошире. Это, кстати, позволит вам выделить объект съемки и красиво размыть задний фон. Одним словом, ориентируясь по шкале экспозиции на видоискателе своей камеры и грамотно оперируя ручными настройками, вы можете добиться получения хорошо экспонированного кадра. Регулируя диафрагму, выдержку и ISO (либо все три параметра сразу), можно значительно улучшить экспозицию.

Как установить экспозицию в ручном режиме съемки (M). Пошаговая рекомендация для начинающих фотографов:

  1. Начните с программного режима (P)

Для начала проэкспонируйте кадр в программном режиме, слегка нажав на кнопку спуска затвора. Запомните для себя настройки экспозиции, которые выбрала электроника камеры для данной сцены.

  1. Переключитесь в ручной режим (M)

Переключитесь в ручной режим с помощью селекторного диска или соответствующих органов управления на своей камере. Далее выставите вручную значения выдержки и диафрагмы, которые были рекомендованы автоматикой фотоаппарата.

  1. Проверьте индикатор уровня экспозиции

Чтобы удостовериться в том, что установленные настройки являются наиболее корректными для данной сцены, посмотрите на шкалу экспозиции в видоискателе. Индикатор должен располагаться строго по центру шкалы.

  1. Внесите соответствующие изменения в настройки экспозиции

Если индикатор смещен вправо или влево от центра, то подкорректируйте диафрагму, выдержку или ISO по своему усмотрению. Оперируя настройками вручную, вы можете добиться того, чтобы индикатор экспозиции передвинулся в центр шкалы. Либо вы можете сознательно сделать фотоизображение более ярким или более темным, если того требует ситуация. Чтобы отслеживать изменения, используйте все ту же шкалу экспозиции в видоискателе или режим Live View.

Преимущества ручного режима фотоаппарата перед автоматическим

Фотографировать в ручном режиме не так сложно, как может показаться. Нужно знать некоторые нюансы, но зато плюсы использования ручного режима компенсируют усилия, потраченные на его освоение. В этой статье описаны преимущества использования режима «M».

Среди профессиональных фотографов бытует мнение, будто самый приемлемый режим съемки – это ручной режим, обозначающийся латинской буквой «M». Почему именно ручной режим предпочитает абсолютное большинство фотографов, так ли он хорош, как принято считать? Действительно ли использование других режимов съемки снижает качество фотографий, или просто ими брезгуют из боязни навредить своей репутации профессионала? Попробуем дать ответы на эти вопросы.

Главное достоинство ручного режима – абсолютная предсказуемость, обусловленная абсолютным контролем над настройками аппарата. Например, вы снимаете портрет возле окна. Если вы делаете это в автоматическом режиме – экспозиция будет постоянно меняться. Если в настройках камеры выбран экспозамер по одной точке, находящейся в центре кадра (центровзвешенный экспозамер), то экспозиция будет зависеть от того, на что в данный момент нацелена эта точка. Направили точку фокусировки на глаз модели – экспозиция вроде бы нормальная. Скомпоновали кадр. Сделали снимок – все черное. А все потому, что точка фокусировки перекочевала на новое место, на окно, например. А там совершенно другая экспозиция, вот автомат все «уладил».

А если экспозамер не по одной точке – тогда вообще на индикатор экспозиции можно не смотреть, одни переживания. При минимуме свободного времени на настройки автоматическим режимом можно воспользоваться, но никогда нельзя точно сказать, каким получится результат такой фотосессии.

Все будет совершенно иначе, если ту же съемку производить в режиме «M». Нужно один раз настроить экспозицию, возможно, сделать несколько пробных кадров, и дальше думать уже о построении кадра и других творческих моментах, не обращая внимания на поведение индикатора экспозиции.

Еще один минус использования «автомата» в том, что вы уже не контролируете значение диафрагмы и выдержки, а значит, не сможете использовать эти параметры для осуществления творческих замыслов. Вот, например, красивый цветок, сделать бы так, чтобы он был на фотографии резким, а фон размыт…

Но камера решает иначе. Вместо того, чтобы открыть пошире диафрагму и компенсировать ее выдержкой, электроника решает удлинить выдержку и светочувствительность матрицы, и мы получаем резкость по всему кадру. А иногда автоматический режим может сделать вам еще одну неприятность: увеличить ISO там, где можно было бы обойтись апертурой. А это приведет к появлению шумов на снимке.

Совсем другое дело – полуавтоматические режимы. В режиме приоритета диафрагмы вы можете контролировать как степень размытия фона, так и значение ISO, оставляя на усмотрение камеры только длину выдержки. Так же и в режиме приоритета выдержки вы предоставляете электронике решать только, какое сделать значение диафрагмы. Это может быть очень удобным, и результат остается предсказуемым и контролируемым.

Зачем фотографировать в ручном режиме?

Наверное каждый фотолюбитель, слышал или читал о некой магии под названием «полностью ручной режим». Фотограф, который использует только ручной режим с точки зрения рядового фотолюбителя выглядит неким просветленным гуру, который достиг таких высот в фотографии, на которых даже орлам становится дурно! 🙂

Шутки шутками, но лично мне рекомендации новичкам «снимайте только в ручном режиме», «авторежим отупляет мозг» кажутся по меньшей мере глупыми, отдающие нездоровым пафосом, в очередной раз помогающим «фото-сенсею» самоутвердиться перед трепещущими учениками.

Цель данной статьи — раскрыть истинные возможности «полностью ручного режима» и проанализировать, когда его действительно нужно использовать, а когда можно (и нужно) пользоваться полуавтоматическими режимами, например, приоритетом диафрагмы (AV) или программной экспозицией (P) или, даже, авторежимом.

Что плохого в Авторежиме?

Авторежим (или «зеленая зона») — наверное, вторая вещь в рейтинге презрения «интернет-фотографов» после китового объектива. Его считают «уделом чайников», клеймом, которое превращает сделанные фотоснимки в безвкусицу и при покупке фотоаппарата первым делом переводят диск режима из «зеленой зоны» в какой-либо другой режим.

Действительно, если смотреть с точки зрения художественной фотосъемки, авторежим имеет большое количество ограничений. Самое главное ограничение — отсутствие RAW (у Canon). Также в авторежиме нельзя контролировать глубину резкости, часто нет возможности сделать поправку экспозиции. Словом, авторежим делает бесполезными все кнопки и «крутилки» камеры, кроме кнопки спуска.

Тем не менее, знакомство с фотографией я рекомендую начинать именно с зеленой зоны. Потому что, прежде чем лезть в настройки камеры, нужно изучить такую вещь как композиция. И здесь авторежим будет как нельзя кстати!

У фотолюбителя, использующего авторежим, есть возможность сосредоточиться на таких важных вещах, как выбор точки съемки и ракурса, правиле третей и симметрии, искать и использовать диагонали, ритм, перспективу. И при этом он полностью освобожден от технических заморочек! Обо всем позаботились разработчики камеры — какую выставить выдержку и чувствительность ISO, чтобы не было шевеленки, куда сфокусироваться, использовать вспышку или не использовать. И автоматика в 90% случаев успешно справляется с поставленной задачей.

А еще авторежим очень полезен в бытовой фотографии, когда нужно что-то быстро сфотографировать. Представьте себе ситуацию — ваш любимый кот залез на новогоднюю елку, глаза квадратные (потому что иголки лапы колют) и вот-вот готов спрыгнуть. Неужели вы будете судорожно настраивать зеркалку на съемку в довольно непростых условиях? В этом случае вы просто рискуете упустить сюжет. Наверное, все же более правильно быстро включить авторежим и сделать пару-тройку фотографий, пока кот не спрыгнул (или не повалил-таки проклятое дерево) 🙂

Таким образом, кто бы что не говорил — авторежим не отупляет мозг, а является первой ступенькой в освоении фотомастерства, с которой намного легче шагнуть на следующие, нежели пытаться скакать через 2-3 ступени.

Мифы про ручной режим

Я ввел запрос «как фотографировать в ручном режиме» в Гугл и «прошелся» по первой десятке сайтов, чтобы выяснить, что об этом думают авторы сайтов о фотографии (как правило, опытные фотографы). Особенно мне «понравилось» такое объяснение:

В той или иной интепретации это утверждение присутствует в большинстве других статей про ручной режим. Если честно, оно напоминает некогда популярную рекламу, в которой важный продавец в колбасном отделе спрашивал у покупателя — «Сколько вешать в граммах?» и покупатель в ответ сказал что-то вроде «347 грамм». По аналогии с этим описаны достоинства ручного режима. И в чем вообще измеряется это «количество света», автор, увы, не указал.

В то же время, для определения «количества света» в любом фотоаппарате есть встроенный прибор, котрый называется экспонометр. Результатом его работы является установка экспопары — выдержки и диафрагмы. Эти параметры задают уровень экспозиции. При нормальном уровне экспозиции снимок не имеет не пересвеченных, ни недосвеченных участков. Есть также понятия — недоэкспозиция и переэкспозиция. Подробнее обо всем этом можно почитать в фотоучебнике. Так вот, экспонометр за доли секунды определяет, какую выдержку и диафрагму нужно задать, чтобы получить нормально проэкспонированный снимок в данных условиях. От него эта информация передается системе управления затвором (выдержка) и объективом (диафрагма).

Почему-то распространено мнение, что если человек на глазок научится определять экспонометрию будущего снимка (то есть, выставить выдержку/диафрагму правильно с первого раза), то он постиг великое искусство фотографии. Неужели вы в это верите? Да, в фотографии важен уровень технического исполнения, но позвольте, какая разница для зрителя, в каком режиме был получен данный фотоснимок? Все-таки оценивается в первую очередь идея и техническое исполнение, а способ получения этого снимка мало кого волнует.

Ручной режим помогает лучше реализовать авторскую задумку — тоже очень распространенный миф. Но почти всегда есть способы гораздо более простые.

  • Если нужно получить снимок с большой или малой ГРИП, мы переходим в режим приоритета диафрагмы (AV) и принудительно задаем фиксированное значение диафрагмы. При этом система экспозамера рассчитывает только нужную выдержку, чтобы опять же получить нормально проэкспонированный снимок.
  • Если нужно получить снимок со строго заданной выдержкой, переходим в режим приоритета выдержки и устанавливаем требуемое значение (например, чтобы «заморозить» быстро движущийся объект, выдержка должна быть порядка 1/1000 секунды). По аналогии с предыдущим пунктом, автомат подберет нужное значение диафрагмы.
  • Если нужно сделать снимок в «высоком» или «низком» ключ (недосвет или пересвет является частью авторской задумки) — для этого есть функция экспокоррекции. Покрутите колесико на несколько делений в ту или другую сторону и получите нужный результат. Функция экспокоррекции работает в режимах P, TV (S), AV (A).
  • Нужно сфотографировать человека без вспышки на фоне светлого окна так, чтобы было видно лицо, а не темный только силуэт. Для этого, опять, же можно воспользоваться либо экспокоррекцией, либо переключить экспонометр в режим точечного или частичного замера и делать замер экспозиции по темному объекту.

Можно бесконечно приводить примеры задач, которые, по мнению многих, могут быть решены только в ручном режиме, но почти всегда их можно решить гораздо проще и быстрее в полуавтоматических.

Так для чего же он нужен?

Ручной режим реально нужен лишь в тех случаях, когда авторская задумка фотографа категорически противоречит логике работы автоматики, причем, когда это происходит в сложных условиях. И то, почти всегда можно обойтись полуавтоматом.

Пример 1 — ночная съемка.

Особенность в том, что для получения «звездочек» вокруг фонарей нужно максимально закрыть диафрагму. Учитывая низкий уровень освещенности, автоматика ни за какие коврижки вам это не сделает! В принципе, вместо ручного режима можно использовать приоритет диафрагмы (AV) и экспокоррекцию (сделать чуть потемнее, чтобы ярко освещенное здание на заднем плане не было выбито в белизну) — получится точно такой же результат.

Пример 2 — съемка дома без вспышки при слабом освещении, чтобы была большая ГРИП и не было шевеленки

Фиксируем выдержку 1/40 секунды («безопасная» для объектива 40 мм), прикрываем диафрагму до 4-5.6 (чтобы оба лица попали в ГРИП), выставляем умеренное ISO (чтобы было меньше шумов) и снимаем с недоэкспозицией в RAW

В Lightroom делаем положительную экспокоррекцию и настраиваем шумоподавление (Lightroom давит шумы более качественно, чем встроенное ПО фотоаппарата)

Вот такую задачу в полуавтоматическом режиме решить уже невозможно! Если фотографировать в режиме AV, скорее всего получим шевеленку из-за длинной выдержки даже на открытой диафрагме. Если в TV — фотоаппарат откроет диафрагму до 2.8 и одно из лиц будет нерезким. Но, согласитесь, задача крайне специфичная — довольно редко приходится сталкиваться с такими. Либо придется сильно задрать ISO — лично на моем фотоаппарате такой возможности нет, так как максимум, что из него можно выжать — ISO3200. Таким образом, ручной режим и обработка в Lightroom позволили невозможное сделать возможным!

Еще ручной режим пригодится в студийной съемке, в которой импульсное осветительное оборудование синхронизируется строго при определенной выдержке, и чтобы менять уровень экспозиции нам приходится управлять только диафрагмой. К сожалению я не могу привести примеры таких съемок, поскольку в студии не работаю.

К ручному режиму также придется прибегнуть в тех случаях, когда возможности регулировки тех или иных настроек недостсточны (например, максимальная экспокоррекция +-2EV, а вам этого мало и нужно выставить коррекуцию -3EV). Редко, но бывает.

Ручной режим активно применяется при съемке панорам, где нужно жестко зафиксировать выдержку и диафрагму, чтобы получать снимки с фиксированным уровнем экспозиции и одинаковой ГРИП (чтобы потом не было «ступенек» при склейке панорамы).

Ручной режим иногда используется для создания HDR-изображений, если функция брекетинга автоэкспозиции отсутствует, либо ее возможностей недостаточно для воплощения идеи автора.

Еще ручной режим нужен при использовании оптики, которая не умеет передавать тушке значение диафрагмы. Это «мануальные» объективы, например, Samyang 14mm 1:2.8. У тушек Canon при закрытой диафрагме экспонометр работает некорректно и пытается выставить слишком длинную выдержку и пересвечивает снимки. Установка выдержки в ручном режиме помогает этого избежать.

Если напрячься, то можно придумать еще какие-то ситуации, в которых спасет только ручной режим, но уверен, это будут настолько нетипичные и изощренные задачи, что с уверенностью могу сказать, что в повседневной жизни они никогда не возникнут.

Вывод — ручной режим реально ценен лишь в том случае, когда вам нужен полный контроль и над выдержкой и над диафрагмой. В остальных случаях вполне можно использовать полуавтоматические режимы — AV и TV. Это проще и быстрее. В подавляющем большинстве случаев их возможностей хватит вам за глаза.

Как фотографировать в ручном режиме?

На самом деле, фотографировать в ручном режиме несложно. Переключите камеру в режим M. Если посмотреть на табло в видоискателе зеркального фотоаппарата, в нем выводится шкала экспонометра, на которой показан уровень экспозиции снимка при текущих настройках выдержки, диафрагмы и чувствительности ISO. В общем случае ваша задача — вывести стрелку экспонометра «на ноль». О том, какие кнопки нажимать и какие колесики надо крутить, чтобы поменять выдержку, диафрагму и ISO — читайте в инструкции к вашей камере.

При этом помним следующие вещи:

  • Чем длиннее выдержка, тем выше вероятность смаза картинки из-за шевеленки
  • Чем больше диафрагменное число, тем больше глубина резкости
  • Чем выше чувствительность ISO, тем сильнее шумы

ИСТОЧНИК

Ссылка на основную публикацию