Использование повторений и узоров в фотографии | Foto-kadr.ru

Использование повторений и узоров в фотографии

Использование узоров в фотографии

Узоры, окружающие нас, как естественного, так и рукотворного формата, предлагают фотографам большие возможности для создания ярких и привлекательных кадров. Но как лучше всего использовать их в нашей работе? Сегодня мы рассмотрим несколько разных примеров, чтобы лучше понять роль узоров в фотографической композиции.

Шаг 1. Что такое узор?

Узоры представляют собой просто повторяющиеся формы, цвета или объекты, упорядоченные в виде регулярных или нерегулярных структур. Для фотографа использование узоров – ключ к хорошей композиции, и при правильном подходе они могут трансформировать в ином случае безликое изображение в нечто яркое и завораживающее. Узоры представлены вокруг – как в естественной, так и в искусственной форме. Суть для фотографов состоит в том, чтобы, во-первых, найти их, а во-вторых, использовать их максимально эффективно.

Шаг 2. Почему узор полезен?

Узоры – это некая неопределенная сущность, нельзя сказать, что такое хороший или плохой узор, так что их преимущества исключительно субъективны. Например, узор может представлять собой сильную структуру, четко определенную тему, притягивающее внимание повторение или же цвет, вдыхающий жизнь в картинку.

Если вы оцените узоры по достоинству, это улучшит вашу фотографическую работу по всем направлениям. Это поможет вам развить ваше фотографическое видение и углубит понимание взаимосвязи между формами, цветами и линиями во всех аспектах фотографии. Вам не требуется никакое специальное оборудование для усиления узора в вашей работе, только наметанный глаз и способность выбрать выигрышную позицию, которая позволит вам максимально раскрыть потенциал узора.

Шаг 3. Где найти узор?

Очень сложно определить, где найти узор, поскольку он может быть везде и всюду! Суть состоит в том, чтобы держать глаза открытыми в вашей повседневной жизни и всегда иметь при себе камеру, на всякий случай! Попробуйте исследовать ближайший город, и я практически могу гарантировать вам, что вы найдете несколько прекрасных примеров узоров.

Что важно, так это выигрышная позиция для съемки. Если масштаб мелкий, убедитесь, что подобрались поближе, дабы зафиксировать детали узора. Зачастую, однако, узоры могут быть крупномасштабными, и на такие лучше смотреть сверху, поднимитесь на высоту птичьего полета, и кто знает, что вы найдете!

Шаг 4. Регулярные узоры

Одни из наиболее ценных для съемки – узоры, состоящие из форм, линий или цветов, повторяющихся в строгой последовательности. Наполнение кадра четкими линиями или жесткой геометрической структурой само по себе ведет к созданию сильной, драматичной фотографии. Повторяемость, регулярность расположения объектов придает ей такую силу.

Повторяющийся узор зачастую существует еще до вмешательства фотографа – речь идет не о создании узора в изображении, а о поиске уже существующего узора и использовании ракурса съемки и линий для формирования фотографии.

Шаг 5. Нерегулярные узоры

Часто предполагается, что узор должен состоять из прямых линий, чтобы создать нечто идентифицируемое как узор, но это не так. В особенности в природе узоры могут быть обнаружены в виде нерегулярных образований, в противовес регулярным структурам, фотограф может создавать узор посредством самостоятельного выбора объектов.

Я не имею в виду, что объекты нужно двигать, чтобы сформировать определенный узор, просто следует использовать свои глаза и различные ракурсы для распознавания потенциальных узоров в рамках доступного материала. Данный творческий аспект в нерегулярных узорах гораздо сложнее, чем съемка регулярных, но он же предоставляет фотографу куда большую свободу творчества на базе того, что он видит.

Шаг 6. Мир природы

Природа предлагает бесконечный спектр всевозможных узоров, которые можно найти и эффективно использовать. Простые скальные образования, линии деревьев или прожилки в листе, — все это легко отыскать и сфотографировать. Убедитесь, что ведете поиск как в мелком, так и в крупном масштабе. Часто детали природных объектов могут содержать очаровательные узоры, но также и что-то вроде крупного образования из песчаника с множеством слоев и оттенков отложений будет прекрасным объектом для съемки.

Шаг 7. Рукотворные узоры

Те же самые принципы применимы для съемки рукотворных узоров – приближенные детали типа кирпичной кладки или булыжника могут обеспечить прекрасные возможности для «узорчатых» кадров, но также можно отыскать узоры, глядя с небоскребов вниз на огромный город.

Здания и сооружения зачастую являются отличной отправной точкой, и в значительной доле архитектурной фотографии используются узоры, поскольку на большинстве зданий имеются структурные образования и паттерны из окон. Машины и даже люди также подойдут для кадров с узорами – особенно когда выстроены в ряд или сгруппированы вместе.

Однако мои любимые кадры с рукотворными узорами сняты с высоты птичьего полета, например, вниз с кафе или крыши, так что если можете, забирайтесь повыше!

Шаг 8. Композиционные принципы

Когда вы используете узоры в своей работе, важно максимизировать их влияние посредством тщательного продумывания композиции. Первая вещь, достойная рассмотрения, это заполнение всего кадра узором, что усилит эффект и придаст драматичность снимку, поскольку это значит, что ничто не будет отвлекать взгляд зрителя от главной темы снимка.

Вам также нужно экспериментировать с ракурсом, с которого вы снимаете выбранный узор. Некоторые формы и линии сами по себе предполагают съемку «в лоб», с их жесткой квадратной структурой, в то время как другие узоры лучше будет снять с более изобретательной точки. Поиграйте с различными углами, чтобы увидеть, что работает лучше всего.

Финальный аспект для рассмотрения – это комбинация узора и пространства в кадре, с учетом возможности подчеркнуть узор контрастом с областями равномерного цвета или естественного пространства.

Шаг 9. Нарушение узора

Когда вы освоите регулярные и нерегулярные узоры, попробуйте рассмотреть способы нарушения узора. Под этим я понимаю такое же использование узора, но внедрение в него аномалии в качестве точки интереса, например, снимок ряда красных цветных карандашей с одним синим где-нибудь в этом ряду.

Это может быть просто сделать в ситуациях, поддающихся манипулированию, но очень трудно отыскать в естественной обстановке. Если вы используете данный аспект эффективно, вы можете снять чрезвычайно драматичный кадр, особенно если будет вовлечен человеческий фактор, так что если вы найдете нечто подобное во время прогулки, щелкайте!

Шаг 10. Эксперимент!

Как всегда, попробуйте освоить базовые принципы и далее переходите к творчеству. Вы не можете знать, когда или где вы наткнетесь на узоры, так что попробуйте и возьмите камеру с собой – будь вы в городе или на природе – и смотрите внимательно! Не забудьте проработать ракурсы, освещение, различные варианты композиции, и если вам хочется приключений, попробуйте скомбинировать разные узоры в одном снимке…

5 Приемов композиции, которые сделают ваши фотографии лучше

Представьте себе, что вы попали в живописнейшую Долину Йосемити, в которой любил фотографировать знаменитый Ансель Адамс. Ваша задача как можно мощнее и выразительнее передать все величие этой местности всего в одном кадре. Как это сделать? В этом могут помочь композиционные приемы, о которых сегодня пойдет речь в данной статье.

Фото: Elia Locardi

Каждый раз, перед созданием фотографии вспоминайте слова великого мастера пейзажной фотографии, Анселя Адамса: “Вы не принимаете фотографию, вы создаете её”. Эти простые, но глубокие слова отражают идею того, что фотограф сам несет ответственность за то, что увидят его зрители. Процесс создания фотографии включает в себя как технические, так и художественные аспекты. Съемка требует от фотографа специальных навыков и знаний, которые помогут изобразить то, что находится перед вами в лучшем виде!

О таком параметре как композиция, многие фотографы часто забывают, в результате чего, их снимки получаются техничными и качественными, но неинтересными и бессмысленными.

Приемы композиции: Правило Третей

Это очень простой, но мощный метод композиции в фотографии. Представьте себе, 3 равноудаленные горизонтальные и вертикальные линии, нарисованные на изображении. В итоге получается сетка, выглядящая примерно так:

В центре есть 4 точки пересечения. Задача фотографа размещать предмет интереса в одной из этих точек. Такие кадры выглядят динамичными и запоминающимися. Идея заключается в том, чтобы объект располагался не в центре кадра, так как центральный предмет всегда выглядит статическим.

Правило третей работает и в случае работы с горизонтом. Горизонт в фотографии нельзя размещать строго по центру, он должен быть на уровне нижней, или верхней полосы. Если фотографу верхняя часть кажется более интересной, чем нижняя, то горизонт должен быть на уровне нижней трети, в противном случае – все наоборот.

Приемы композиции: Ведущие линии

Ведущие линии – это еще один простой, но естественный метод композиции в фотографии. Глядя на какие-то объекты, взгляд человека часто устремляется по направлению линий. Не стоит забывать об этом и при фотографировании. Ищите ведущие линии и используйте их для придания кадру динамичности.

Линии окружают нас повсюду, главное уметь правильно их разглядеть. По лучше присмотритесь к дорогам, рельсам, коридорам, туннелям, мостам, ручьям, и прочим искусственным и естественным объектам.

Фото: Peter Stewart

Идея ведущих линий заключается в том, чтобы привести зрителя из одной точки (обычно на переднем плане) к другой (на фоне). Таким образом, зритель визуально путешествует через всю фотографию, уделяя ей гораздо больше времени. Это также помогает создать визуальную глубину. Разное направление и характер линий может добавлять в фото то, или иное настроение. Так, например:

  • Горизонтальные линии придают кадру спокойствие;
  • Вертикальные линии визуально делают кадр более устойчивым;
  • Диагональные линии изображает движение;
  • Плавно изогнутые линии успокаивают;
  • Жесткие изогнутые линии придают снимку напряженности.

Приемы композиции: Симметрия

Использование симметрии в фотографии также придает изображению ощущение сбалансированности и гармонии. Поиск и фиксирование симметричных сюжетов в фотографии делают изображения запоминающимися и выразительными.

Снимая симметрию, стоит быть осторожным, так как из-за своей статичности, такие сюжеты часто могут стать скучными для зрителя, и он быстро потеряет к ним свой интерес. В кадре должны присутствовать сильные акценты, которые могли бы сделать его более привлекательным.

Приемы композиции: Структура

Под структурой кадра подразумеваются текстуры и всевозможные повторения в узоре кадра. Такие ритмичные и организованные повторения могут сделать фотографию более мощной и запоминающейся. Присмотревшись к окружающему миру повнимательнее, вы обнаружите, что повторяющиеся текстурированные элементы повсюду:

  • Деревья, фонарные столбы, здания;
  • Луга, цветники, тюльпаны, сады;
  • Спирали в листьях, волны, трещины.

С помощью этих моделей можно составить визуально привлекательные образы, которые заинтересовали бы зрителя.

Повторяющиеся узоры также могут наскучить, поэтому нарушение этой гармонии или ритма, часто производит более мощное впечатление и смотрится в кадре гораздо лучше.

Приемы композиции: Обрамление

Обрамление может быть мощным средством композиции, если его использовать должным образом. Идея состоит в том, чтобы обыграть основную тему интереса используя второстепенные элементы снимка. Естественная «рамка» вокруг объекта съемки помогает сосредоточить внимание зрителя на главном предмете интереса!

Следует проявлять осторожность, кадрируя фотографию, любое обрамление не будет смотреться красиво, если оно будет неестественным. Если говорить о примерах, то привлекательно будет выглядеть фотография луга, обрамленная деревьями и кустами переднего плана. Естественная рамка фотографии должна дополнять изображение, делая его более убедительным!

Заключение

Пять композиционных приемов, представленных в статье, являются всего лишь рекомендациями, о которых стоит помнить во время работы. С их помощью вы сможете сделать изображения более сильными. Фотографическое искусство требует времени и практики, поэтому пробовать свои силы в обучении этим 5 основным методам стоит столько, сколько вы можете. Практикуясь, вы заметите, как совершенствуется ваше умение и становятся лучше ваши фотографии.

Прием фотографии — эффект зуммирования на длинной выдержке

На первый взгляд, эффект зуммирования объектива на длинной выдержке кажется лишь забавным развлечением и интересным способом создания абстрактных изображений.

Но если подойти к делу вдумчиво, с помощью этого приема фотографии можно сделать интересный портрет, показать движение в кадре, придать снимку динамику, глубину и перспективу.

Чтобы добиться такого эффекта, вам понадобится камера с зумм-объективом (объектив, у которого можно менять фокусное расстояние). Штатный объектив, которым комплектуются зеркальные камеры, вполне подойдет.

Для нетерпеливых очень краткая инструкция:

  1. Выставляете выдержку в несколько секунд.
  2. Фокусируетесь на объекте съемки и нажимаете кнопку спуска затвора.
  3. За время экспозиции плавно вращаете кольцо зуммирования объектива, меняя значение фокусного расстояния от меньшего к большему (или наоборот).
  4. Любуетесь полученным результатом.

Эффект зуммирования на длинных выдержках дает особенно красочные результаты при съемке ночных сцен с множеством источников света. Съемка в ночное время позволяет установить действительно длинные выдержки. Рождественские и новогодние праздники замечательное время для того, чтобы опробовать этот прием. На практике может потребоваться несколько попыток, прежде чем получится интересный снимок.

Вот несколько советов, которые, надеюсь, помогут вам сделать более интересные снимки с эффектом зумм-взрыва:

1. Используйте штатив

Использование штатива поможет получить более красивый результат с ровными направляющими линиями и четким центром внимания.

Но вы можете снимать и с рук! Если, конечно, любите всякие яркие закорючки и загогулины и просто абстрактные изображения. Полная свобода действий!

2. Переключите камеру в режим ручной фокусировки

Установите значение фокусного расстояния объектива на минимум (у китового объектива это 18мм). Используйте предварительную фокусировку на объекте съемки, после чего переключите объектив в режим ручной фокусировки.

Можно снимать и с автофокусом, но режиме ручной фокусировки делать это будет не в пример проще!

3. Установите выдержку более двух секунд

Я хотел сказать, начните с выдержки в две секунды. Вы ведь должны поначалу успевать повернуть кольцо зуммирования объектива. Проще выставлять нужную выдержку в режиме приоритета выдержки (камера автоматически подберет нужную экспозицию), а лучше — в ручном режиме (в этом случае, для решения вашего творческого замысла придется подобрать и значение диафрагмы).

4. Вращайте объектив нежно

После нажатия кнопки спуска затвора, плавно вращайте кольцо зуммирования объектива. Опять же, же если вы не любите ровные линии и ненавидите резкость, можете делать это как хотите… и без штатива.

5. Экспериментируйте с разными выдержками и скоростью зуммирования

После того как освоитесь с выдержкой в две секунды, попробуйте другие варианты. Чем выдержка длиннее, тем больше будет абстракции на снимке (отлично подходит для огней ночного города), чем короче — тем больше конкретики (можете даже попробовать снимать портрет).

Попробуйте использовать разные скорости и способы зуммирования. К примеру: при общей выдержке в 5 секунд, задержитесь на 3 секунды в начале, а оставшиеся две секунды вращайте кольцо. Можете не слушать этот совет и сделать наоборот: две секунды вращаете кольцо, на три секунды задерживаетесь в конце.

6. Проверяйте экспозицию

Если на улице слишком светло, чтобы использовать выдержку более 2 секунд, убедитесь, что выставили минимальное значение ISO, а ваша диафрагма максимально закрыта (f/22 или f/32).

Если света по прежнему слишком много, используйте нейтральный серый фильтр, чтобы ограничить количество света, проходящего через ваш объектив.

Примеры фотографий для вдохновения

Часто эффект масштабирования на длинной выдержке можно прекрасно сочетать сэффектом боке:

Вот еще несколько примеров фотографий с сайта Flickr, сделанных с помощью зуммирования объектива на длинной выдержке:

Как использовать ритм и паттерн в композиции

В фотографии есть некоторые композиционные приемы, которые делают ваши снимки лучше: правило третей (в основном для пейзажной съемки), магические точки пересечения золотого сечения (подойдет для портретов и пейзажей) и использование ритма или паттерна в снимках.

Для начала разберемся, что такое ритм. Ритм в фотографии – это когда один предмет может повторяться несколько раз, либо предметы похожи по форме. Паттерн – примерно тоже самое, но представляет собой более мелкие детали (например, снимок черепичной кровли сверху).

Хороший пример использования ритма в снимке: он создается столовыми приборами, но монета явно выбивается из ряда и сразу обращает на себя внимание. Очень хорошо.

А теперь рассмотрим, как работает ритм в композиции, как блуждает взгляд по фотографии, и какой тогда будет главный предмет съемки.

Ритм в этом снимке происходит за счет движения глаз от первой башни ко второй и наконец к статуе. Эти три точки объединены между собой цветом и формой. Комбинация этих двух свойств и создает природный ритм.

Что интересно, для нас этот снимок кажется необычайно гармоничным.Скорей всего, это из-за того, что мы читаем слева направо. Интересно, люди, которые читают справа налево, также видят красоту в этом снимке? Так что стоит обращать внимание и на такие мелочи как аудитория, на которую рассчитан ваш снимок.

Еще одна разновидность ритма – это паттерн. Это фото старой крыши – яркий пример использования ритма, паттерна и текстуры. Повторяющиеся формы и линии черепицы создают паттерн, а ритм создается восходящей диагональю, по которой двигается взгляд.

Совет: эффект ритма больше передается монохромными снимками с высокой контрастностью, так как наличие цветов может отвлекать внимание.

Чтобы усилить композицию за счет ритма нужно: обнаружить паттерн или повторяющиеся элементы на улице или где угодно и затем правильно скадрировать, либо увидеть, как кропнуть фото в процессе пост-обработки.

Простота и легкость кадра

Как мы видим, этот снимок условно разделен на одну меньшую треть и одну большую. На фото изображено три предмета – камни на переднем плане, белая стена и три кувшина, которые создают ритм за счет похожей формы. Магия числа 3. Усиливает эффект от фотографии конвертация его в ч/б цвета.

Сила числа три

Три призрака Рождества в произведении Чарльза Дикенса, три ведьмы в Шекспировской пьесе “Макбет”. В общем, три – это мощная цифра не только в искусстве фотографии, но и во всей мировой культуре. Конечно не обязательно использовать только три предмета в композиции, но лучше это будет нечетное количество предметов. А чтобы запомнить это правило, взгляните на этот снимок:

С одной стороны, это очень простые снимки, которые может найти и сделать любой новичок в фотографии, а с другой стороны, может вы снимете свою версию “99 центов”?

Использование повторений и узоров в фотографии

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др). Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт(мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре .

Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и т.д.

Композиция в репортажной фотографии

Репортажный фотограф разбирает композицию на нескольких своих работах.

«На мой взгляд, в фотографии есть три основных элемента: свет, композиция и момент», — говорит Пол Роджерс, фотожурналист из британского Хартфордшира. С 1998 года он работает фотографом в газете The Times, а также снимает свадьбы. В этой статье он на примере двух своих работ разбирает один из этих основных элементов — композицию.

«Отличная фотография может иметь все три эти компонента, но бывает и так, что запечатленный момент настолько эмоционален, что затмевает и плохую композицию, и плохой свет. Но сейчас я хочу остановиться именно на композиции и показать, как фотограф подсознательно учитывает целый ряд композиционных элементов — во время съемки и при постобработке.

Снимок № 1

На фотографии — Лиза и Массимо после свадебной церемонии в церкви Чертоза-ди-Сан-Мартино во Флоренции. Мы только закончили семейную фотосессию, и я делал портреты, пока расходились члены семьи. Когда молодая пара шла обратно в храм, Массимо, как истинный джентльмен, подхватил шлейф Лизы. Легкая улыбка и поворот головы невесты добавили силу «моменту» этой фотографии. Свет довольно тусклый — было пасмурно, и это придало сцене приглушенный тон, как раз то, что было нужно.

Разбор

Давайте рассмотрим композиционные элементы на этой фотографии.

1. Квадраты и прямоугольники создают сильные геометрические формы; то, что они повторяются по всему кадру, придает ему стабильность и структуру. На этом снимке при постобработке необходимо исправить слегка расходящиеся параллельные линии.

2. Повторение форм и узоров на снимке может создавать приятный взгляду ряд. Здесь эту функцию выполняют повторяющиеся арки.

3. Правильно выбранный момент съемки помог создать хорошую композицию. Если бы супруги стояли по центру других арок, композиция была не такой сильной — они бы частично закрывали собой дверь или окно, нарушая геометрию предметов. К тому же относительное расстояние между Лизой и Массимо практически совпадает с расстоянием между тремя арками за ними.

4. Правило третей — простой и часто применяемый принцип. Обычно я всегда оставляю персонажам пространство, куда они «идут». Расположение по центру дает хороший результат во многих случаях, особенно при использовании симметрии, но, на мой взгляд, для данной фотографии это бы не подошло. Можно было снять Лизу и Массимо вблизи, чтобы в кадр вошли только они на фоне арок, но мне нравится ощущение пространства, которое дает более широкая композиция.

Можно с уверенностью сказать, что это сбалансированный снимок. Как по тону (небо на несколько тонов светлее, но это не портит впечатления), так и по элементам (гости на заднем плане и ваза с цветами у дверей создают баланс на фотографии). Представьте, если бы гостей и вазы на фото не было — правая половина кадра казалась бы слишком тяжелой. К тому же они заставляют зрителя пройтись взглядом по всей композиции. Я хотел, чтобы человек в первую очередь видел Лизу, потом ее взаимодействие с Массимо, потом гостей на заднем плане и, наконец, величие зданий.

Снимок № 2

На этом снимке использовались несколько иные методы. На фотографии Кейт и ее сестра идут от ратуши Хакни, где проходила церемония бракосочетания, к ресторану My Fair Lady, где будет проходить банкет. Гости должны были пройти по улице Бродвей-маркет, чтобы добраться до нужного места, и это дало мне возможность сделать немало отличных снимков на фоне красивого района Лондона.

Разбор

1. На мой взгляд, треугольники и диагонали играют важную роль в общей атмосфере этого снимка. Треугольники в композиции могут дать более интересные и привлекательные снимки, нежели квадраты и прямоугольники. Здесь они повторяются в нескольких местах — от треугольников, которые рисуют тени на стене здания, до форм, которые создаются локтем Кейт и ногами девушек.

2. Опять же кадр сделан в нужный момент. Поза в движении придает еще больше элегантности Кейт и ее роскошному платью. Эту особенность я использовал при съемке моделей на показах мод. Каждый их шаг сопровождается щелканьем затворов, чтобы запечатлеть движение. Мне повезло, что на этом фото проходящая девушка тоже сделала шаг как раз в тот момент, когда я делал снимок.

3. Ведущие линии очень важны — они направляют взгляд зрителя по кадру. Здесь самые сильные ведущие линии — это тени на здании, но параллельные прямые велосипедной дорожки также служат в качестве ведущих линий, которые рассекают тени пополам.

4. Для этого кадра также использовалось правило третей — я оставил много места перед девушками, куда они могут «идти». Для большинства фотографов эта техника — вторая натура, такая же естественная, как дыхание. Вы видите подобную сцену и сразу начинаете продумывать фокус, еще до того, как подняли камеру. Кстати, линия, которую образуют взгляды Кейт и ее сестры, а также лица проходящей на заднем плане пары, тоже служит диагональю, рассекающей сильные линии тени.

Это сбалансированный снимок, как и первый. Интересные точки, которые притягивают взгляд, расположены равномерно по всему кадру, а черно-белые цвета усиливают эффект теней. При съемке я опустился на корточки, чтобы камера была примерно на уровне пояса, и именно эта заниженная точка обзора позволила свести все диагонали.

Кроме того, в этом снимке есть собственный глубокий смысл. Здание, мимо которого идут сестры, — многоквартирный дом, где Кейт и ее муж впервые начали жить вместе. Они оба из Новой Зеландии, но их отношения на протяжении последних десяти лет развивались именно в Лондоне. Я разговаривал с этой парой до фотосессии, запомнил этот факт и смог привнести немного истории в композицию этого снимка.

Вывод

Конечно, почти ничего из этого я четко не продумывал в голове во время съемки. Это скорее подсознательные действия, сложенные из 20 лет опыта работы фотографом. Ты просто интуитивно чувствуешь, когда нужно сдвинуться чуть-чуть вправо, чтобы очистить задний план, или опустить точку обзора, чтобы сделать акцент на том или ином элементе.

Композиция в фотографии – основы и значение

В любой удачной фотографии есть три главных составляющих: композиция, освещение и, конечно же, уникальный момент, который удается выхватить автору из повседневности. Посмотрите на любой известный репортажный снимок – вы найдете все три компонента.

Дрю Хоппер (Drew Hopper), опытный фотограф-документалист из Австралии, путешественник, ценитель природы и разнообразия культур, полагает, что композиционная структура в фотоснимке определяет настроение и эмоциональность сцены. Хорошо скомпонованный кадр всегда эффектен, в нем обычная бытовая ситуация превращается в нечто экстраординарное. Именно поэтому композиция имеет первостепенное значение для передачи уникальности момента. Дрю Хоппер предлагает несколько своих наработок тем, кто хочет совершенствовать собственное мастерство. Если использовать советы мастера, можно значительно улучшить результаты своей работы. Итак, слово профессионалу.

Основы

«Давайте посмотрим правде в глаза: люди не станут рассматривать фотографию, на которой нет ничего такого, что могло бы заинтересовать и вызвать внимание. Чтобы понять, чем привлечь зрителя, нужно знать, как работает человеческий мозг. Композиционная работа, как правило, и относится к размещению элементов относительно друг друга для оптимального восприятия. Качественное фото сразу «наталкивает» взгляд зрителя на центральную точку изображения, или на несколько – в строго определенном порядке. Существует целый ряд факторов, влияющих на то, как люди воспринимают снимок. Обрамление, позиционирование, перспектива, фокусное расстояние – станут инструментами, которые помогут их учесть.

Можно физически переставлять предметы, изменять расположение элементов сцены, или визуализировать возможный результат, предвидя момент – такой подход подойдет для уличной фотографии. Репортажники должны действовать, а главное, думать быстро, чтобы за долю секунды до нужного события быть готовым нажать на кнопку затвора. Умение поймать «миг» – навык, необходимый для работы в уличной среде.

Вспомнить о живописи

У фотографии и изобразительного искусства много общего. Снимки, как и картины, представляют реальность, преломленную через воображение и взгляд творца, который заранее представляет себе, как должен выглядеть результат. Разница заключается в том, что художник может начать с чистого холста и добавить или убрать что угодно. Фотографы же действуют в обратном порядке, начиная с заполненной элементами сцены, и избирательно устраняют из нее ненужные элементы. Так же, как в картинах, плохо скомпонованный кадр нередко бывает неправдивым, вводит в заблуждение, хуже передавая смысл сцены. В любом случае требуется внимательный глаз, умение замечать детали и композиционная чувствительность.

Визуальное напряжение

Чтобы понять, что такое визуальное напряжение и как его можно использовать в снимках, нужно понимать, как человеческий мозг воспринимает визуальную информацию. Подумайте о мозге, как о своеобразном архиве, обрабатывающем данные и рисующем в голове собственную картину мировосприятия. Когда мы смотрим на изображение впервые, мозг, инстинктивно считывая информацию, показывает широкую панораму, но глаза захватывают, в первую очередь то, что мозг уже хорошо знает и воспринимает. Проще говоря, мы замечаем то, что нам знакомо.

Человек живет в трехмерном мире, а фото – двухмерно, и мозг, «переводя» его, обрабатывает данные, автоматически выхватывая главное и передает сигналы нашему восприятию. Также он отвечает за то, что мы чувствуем, рассматривая снимок, за привлекательность и эмоциональный отклик на фото. Мы ограничены в количестве информации, которую можем воспринять за один раз, и насыщать кадр тонкими деталями нужно до определенного предела, чтобы не отвлекать зрителя от основных моментов.

Изобразить целое представление и придать мелочам смысл фотограф может лишь косвенными намеками, но отвлекая внимание зрителей от основной части, можно быстро потерять заинтересованность тех, кто рассматривает фотографию. Они просто пройдут мимо снимка, в котором не увидят выделенного главного послания.

Добавить напряженность в фото стоит, чтобы мозг зрителя подсказал, что нужно потратить больше времени на изучение изображения, там есть что-то, что может быть интересным. Главное – найти баланс детализированности».

В серии фотографий Дрю Хоппер демонстрирует, сколько ему пришлось работать, чтобы сделать удачный снимок строителей во вьетнамской рыбацкой деревушке неподалеку от Хойане. Ощущение напряженности фотограф создал с помощью слоев и текстур – кирпичной кладки, людей, исчезающих за ней, листвы на заднем плане. Фотограф снимал, кстати, на Fuji X100S с фиксированным объективом 35 мм, контрастность и насыщенность регулировал в Adobe Lightroom.

Исключите лишнее

Хопер советует не усложнять реальность. Попрактиковавшись, можно натренировать глаза, чтобы идентифицировать ключевые принципы и компоненты композиции и элементы, которые будут работать на съемку. Создать мощные, значимые образы можно, если отсечь лишние детали. Нужно быть избирательным, понимать, чем наполнить кадр.

Безусловно, «месседж» снимка зависит от того, что мы выбрали в качестве его точки силы, но есть базовые правила, которые нужно учитывать всегда. Устраните некоторые части сцены – пусть зритель попытается самостоятельно восполнить пробелы. Можно кадрировать внутри другого кадра, так будет проще привлечь внимание к основной части снимка.

На сильном фото, как правило, есть некие смысловые вехи, направляющие глаз зрителя, который следит за ними, естественно перемещаясь через сцену. Если в кадре есть только необходимое, зрителю будет проще проследить за фотоповествованием автора.

Относительное расстояние

Термин, если речь идет о композиции, относится к расстоянию между ключевым объектом и остальными деталями, и его действие схоже с добавлением напряжения. Основное правило то же – не усложнять послание. Например, если два человека идут в противоположных направлениях, это выглядит привлекательнее, чем их пересечение в одной точке. Следить за относительными расстояниями на переднем плане и фоне – важно для хорошей компоновки кадра. Нужно, чтобы темообразующие элементы не перекрывали друг друга, а присутствующие на заднем плане акценты не перетягивали взгляд с основного фокуса. Хороший прием – сделать «пристрелочный» кадр фона, а затем подождать, когда передний план будет подходящим. Это может занять много времени, но окупается результатом.

Грамотное заполнение кадра

Известный фотограф Роберт Капа как-то сказал: «Если ваша фотография недостаточно хороша, значит, вы не подошли достаточно близко». Однако, автор не должен вооружаться телевиком и масштабировать изо всех сил. Нужно физически перемещаться, стать ближе к объекту, погрузиться в обстановку сцены. Подобный подход поможет одновременно отсечь лишние детали, сфокусироваться на главном элементе и его обрамлении. Правильное заполнение кадра поможет донести фотопослание до аудитории, усилить динамику кадра, сделать его драматичным. Например, портрет крупным планом гораздо интимнее и значимее, чем во весь рост, так как на нем модель сразу смотрит в глаза зрителю. В уличной съемке прием тоже работает.

Нужно подарить аудитории ощущение присутствия в кадре, найти верный контраст между объектом и фоном, чтобы изображение воздействовало на нее сильнее. Если перестараться и отрезать нужные элементы сцены, заполнить кадр не получится. Нужно постоянно двигаться, делать много снимков, смотреть, что в них работает на усиление эффекта. Избегайте использования зум-объективов, не ленитесь, полагайтесь лучше на свои ноги. Хороший, быстрый фикс и собственные ноги – лучшие друзья фотографа.

Старайтесь не обрезать кадр

Может быть, это мнение Дрю Хоппера субъективно, но он старается избегать кадрирования. Гораздо интереснее совершенствовать композицию, работая непосредственно камерой. Это не только экономит время на компьютерную постобработку, но и делает фотографа наблюдательнее. Конечно, все зависит от ситуации, но практиковать совершенствование композиции – полезное занятие в любом случае.

Ритмичные паттерны и повторы

Орнаменты, которые линии образуют в кадре, эстетичны, но лучше, если их бесконечность будет прервана, а рисунок – изломан. С точки зрения композиции, прием усилит воздействие изображения на зрителя. Когда орнамент на фото ритмично повторяется, это структурирует базу гармонии снимка. Если же мы начинаем экспериментировать с линиями, образы на фотоснимках оживают и становятся динамичными.

Есть два способа использования повторов – паттерны можно либо подчеркнуть, либо разбить. Заполнение рамки кадра ритмичными орнаментами привлекает внимание зрителя к изображению. Это позволяет сосредоточиться на главной детали, добавит изображению глубину, сложность. Повторение, например, хорошо воспроизводить с помощью кирпичной стены, как это делал Дрю Хоппер. Когда же паттерн начинает ломаться, в кадре усиливается напряжение.

Прекрасный прием, с помощью которого можно сконцентрировать внимание на основном объекте сцены. Например, прямая линия, которая резко меняет направление, приводит глаза зрителя к центру композиции. Соединение основного объекта и притягивающего внимание паттерна помогает усилить внимание аудитории и заставляет приглядываться к изображению тщательнее.

Если ко всем рекомендациям профессиональных фотографов относиться вдумчиво и осознанно, то можно найти свои собственные выразительные приемы, которые помогут вывести собственные фотографии на новый уровень мастерства.

Видеоканал Фотогора

Ссылка на основную публикацию