Использование направляющих линий или композиция в фотографии | Foto-kadr.ru

Использование направляющих линий или композиция в фотографии

Использование направляющих линий или композиция в фотографии

Наиболее важным решением, которое принимает фотограф, это определение композиционных направляющих линий при создании изображения. В этой короткой статье я расскажу, как различные элементы могут стать направляющими линиями и добавить визуального движения в ваши снимки. И вы увидите какой громадный вклад вносит правильная композиция в фотографию.

NIKON 1 V2 + 6.7-13.0 мм f/3.5-5.6 @ ISO 160, 1/60, f/5.6

Направляющие линии часто проходят от угла в нижнем левом или правом углу изображения или через его нижнюю часть. Хорошая направляющая линия дает ощущение потока и баланса, тем самым приковывая внимание зрителя, как магнит.

NIKON 1 V2 + 6.7-13.0 мм f/3.5-5.6 @ ISO 400, 1/400, f/5.6

Направляющими линиями могут служить как природные элементы, так и созданные человеком. Брусчатка на фотографии выше создает очень сильные направляющие линии, делая ее глубже. Обратите внимание, что смежные камни размещены перпендикулярно, что вносит в изображение некоторое «противостояние». Это акцентирует внимание на направляющих линиях.

NIKON 1 V2 + 6.7-13.0 мм f/3.5-5.6 @ ISO 160, 1/160, f/5.6

Иногда вы можете разместить направляющие линии от верхнего угла, как на изображении выше. Сильный контраст между спицами зонта и светлой тканью помогает создать очень сильные направляющие линии, хотя его физическая ширина довольно узкая.

NIKON D800 + 24.0-85.0 мм f/3.5-4.5 @ ISO 1600, 1/40, f/8.0

Даже в тех изображениях, которые содержат множество деталей, все же можно создать направляющую линию, как, например, эта покрытая мхом ветка, проходящая через изображение из верхнего правого угла. Иногда главный объект фотографии и направляющая линия едины.

NIKON D800 + 24.0-85.0 мм f/3.5-4.5 @ ISO 800, 1/3200, f/8.0

Порой вы находите такой узор в природе, где сходится ряд линий, и он служит как совершенно другой вид направляющих линий, чтобы привлечь внимание зрителя.

NIKON D800 + 24.0-85.0 мм f/3.5-4.5 @ ISO 100, 1/30, f/8.0

Техногенные конструкции, улицы и прилегающие к ним тротуары зачастую обеспечивают сильные направляющие линии.

NIKON D800 @ ISO 100, 10/4000, f/8.0

Направляющие линии могут изгибаться и формировать более мягкую точку входа в изображение. Наш взгляд часто привлекают группы из трех объектов. Обратите внимание, как три красных предмета в центре представленной выше композиции помогают сосредоточить внимание зрителя.

NIKON 1 V2 + 1 NIKKOR VR 10-30 мм f/3.5-5.6 @ ISO 160, 10/1000, f/5.0

Разница в текстурах или узор естественным образом привлекает наше внимание и может формировать направляющие линии, даже если они не входят в изображение из угла, как на фотографиях выше. Размещение ярких красных предметов помогает подчеркнуть ведущую линию, состоящую из декоративных напольных плиток.

NIKON D800 + 16.0-35.0 мм f/4.0 @ ISO 800, 1/160, f/8.0

Некоторые направляющие линии, как дорожка на изображении выше, могут начинаться в широкой перспективе, а затем резко сужаться. Это действует как визуальная воронка, чтобы привлечь внимание зрителя. Вы также видите обрезанную часть ствола дерева по правую руку, которая служит в качестве якоря, от которого отталкивается взгляд.

NIKON 1 V2 + 10.0 мм f/2.8 @ ISO 6400, 1/40, f/2.8

Здания часто дают нам возможность компоновать снимки с направляющими линиями, идущими как из верхних, так и нижних углов, как показано выше.

KODAK DX6490 ZOOM DIGITAL CAMERA @ ISO 80, 1/350, f/2.8

Бывают моменты, когда сцена с очень драматическим освещением может быть усилена направляющими линиями. На изображении выше направляющая линия, простирающаяся от нижнего левого угла, помогает удерживать основной объект в кадре, не давая небу пересилить его.

NIKON 1 V2 + 6.7-13.0 мм f/3.5-5.6 @ ISO 160, 1/125, f/5.6

Наш взгляд привлекает контраст, и он также может формировать направляющую линию, как, например, темно-серые камни на фотографии выше.

NIKON D600 + 16.0-35.0 мм f/4.0 @ ISO 800, 1/250, f/13.0

Мы можем обнаружить возможность объединять природные и искусственные элементы для создания направляющих линий. На изображении выше вы видите, как треугольная форма пляжного зонта, белая подставка на пляже и естественный изгиб линии пляжа соединяются для создания направляющей линии, чтобы привести взгляд зрителя к домику на другой стороне снимка.

NIKON 1 V2 + 6.7-13.0 мм f/3.5-5.6 @ ISO 400, 1/1000, f/5.6

Цвет, узор, контраст могут быть скомбинированы в линию, как подушка кресла и подлокотник на изображении выше. Сочетание выраженных горизонтальных линий, а также резкое вертикальное разделение цветов в остальной части изображения создает некоторое противостояние и помогает подчеркнуть короткую направляющую линию в нижнем левом углу.

Важно помнить, что существует целый ряд композиционных приемов, которые могут вступить в игру при создании изображения, и не каждый снимок будет иметь или нуждаться в направляющей линии. Но когда мы можем ее задействовать, это добавляет интереса нашей фотографии и помогает создать движение в кадре.

Композиционные приемы, которые должен знать фотограф

Вы можете изучить целую библиотеку технического материала о фотографии, начиная от выбора значения диафрагмы и заканчивая построением схем освещения, однако композиция – это то, что трудно взять на вооружение непосредственно из книги или семинара по фотографии. Когда Вы поднимаете камеру к своим глазам и решаете нажать на кнопку спуска затвора, Вы остаетесь наедине с самим собой и берете полную ответственность за допущенные ошибки в композиции. Правильное выстраивание композиции кадра – это то, что приходит с опытом, если Вы проявите настойчивость и будете упорно работать над своими ошибками. Тем не менее, существует несколько классических композиционных приемов, которые позволят сделать Ваши фотографии более выразительными и интересными практически в любой съемочной ситуации.

Умением правильно располагать объекты в кадре должен овладеть любой фотограф. Композиция играет огромную роль в фотографии, она позволяет привлечь внимание зрителя к конкретному объекту, в котором заложен смысл фотоизображения, или сделать кадр более динамичным и интересным. Одни фотоработы при аналогичном техническом качестве способны вызвать у зрителя положительные эмоции, а другие – нет. Все зависит от того, насколько фотограф в процессе создания снимка подошел ближе к гармоничному расположению объектов в кадре. Для того, чтобы обеспечить эту гармонию, которая носит, конечно, относительный характер, ведь для каждого зрителя она своя, стоит помнить о нескольких традиционных приемах построения композиции.

Правило третей

Часто встречающаяся ошибка у начинающих фотографов – расположение главного объекта в центре кадра. Восприятие человека таково, что он не способен удерживать внимание сразу на всех частях изображения. К тому же, зрителю не очень нравится сравнивать между собой одинаковые по размеру объекты. В случае с фотографией – это равные половины снимка. Но если расположить объект в кадре таким образом, чтобы он поделил фотографию на три части (либо на две неравных в соотношении 1 к 2), то снимок будет смотреться куда более интересным. В этом и состоит правило третей.

При съемке мысленно разделите кадр на три части или активируйте удобную сетку в видоискателе своего фотоаппарата. Расположите объект съемки рядом с точками пересечения третей или на их линиях, и Вы получите выигрышную, выразительную композицию. Все это кажется излишне математическим, но суть в том, что просто нужно размещать объекты съемки ближе к этим точкам и линиям, нежели строго посередине кадра.

Правило третей позволяет расположить композиционно важные объекты в удобных для восприятия областях снимка. В результате, внимание зрителя будет дольше удерживаться на фотографии. Это правило позволяет, в частности, упорядочить композицию при достаточно хаотическом нагромождении объектов в кадре. Правило третей универсальное и подходит практически для всех жанров. Например, в пейзаже согласно этому правилу, горизонт лучше располагать на верхней или нижней линии третей, а одиноко стоящий объект стоит передвинуть на одну из вертикальных линий.

Направляющие линии в композиции

При построении композиции фотографу важно научиться пользоваться направляющими линиями. Вы просто используете визуальные линии или формы, которые куда-то уводят взгляд зрителя. То есть именно по этим линиям взгляд человека передвигается при просмотре фотоизображения. Это характерный прием для пейзажной фотографии. В качестве таких линий или форм на пейзажной фотографии могут выступать дороги, заборы, горные тропы, русла рек, пирс на берегу и многое другое. Они могут представлять собой четкие линии, либо быть не столь явными и четкими на фотографии. Можно использовать диагональные или сходящиеся линии, которые будут уводить взгляд зрителя вглубь фотоизображения.

Направляющие линии позволят Вам привлечь взгляд зрителя к точке фокуса, сделать фотографию более загадочной или выразительной. Использование направляющих линий очень востребовано не только в пейзажной съемке, но и при фотографировании архитектурных сооружений и зданий. Чтобы научиться замечать такие линии на практике и грамотно использовать их в кадре, необходима хорошая практика съемки.

Композиционные акценты на переднем плане

Вообразите, что Вы снимаете красивый вид на море с залитым солнцем, песчаным пляжем. Однако само по себе наличие в кадре море, пляжа и голубого неба отнюдь не гарантирует, что фотография получится интересной и запоминающейся. В конце концов, подобных пейзажных фотографий можно найти в Интернете огромное количество. Поэтому снимая даже очень красивые виды побережья, профессиональные фотографы неизменно включают в кадр какой-либо объект на переднем плане. Это может быть обычный валун, потрепанный ветрами кустарник или какой-либо другой объект. Однако именно добавление этих небольших объектов на передний план позволяет придать фотографии ощущение глубины и масштаба. Маленькая фигура человека на фоне бесконечной глади океана или величественных горных вершин позволяет зрителю оценить истинные масштабы мира, наполнить изображение внутренней силой.

Кроме того, использование объектов переднего плана в сочетании с направляющими линиями позволяет сделать фотографию более выразительной, направить взгляд зрителя к основному образу. В качестве акцента на переднем плане можно использовать все что угодно – от рыбацкой лодки до интересного растения или животного. Воспользуйтесь широкоугольным объективом для того, чтобы охватить в кадре как можно больший участок переднего плана. Широкоугольник позволяет подойти очень близко к объекту съемки, при этом последний не будет выглядеть на фотографии слишком крупным и подчеркнет перспективу между передним и задним планом.

Для того, чтобы сделать акцент на переднем плане, необходимо грамотно выбрать точку и ракурс съемки. В частности, фотографирование издалека, вряд ли, позволит Вам сделать ощутимой разницу между объектом на переднем плане и задним фоном. Для того, чтобы сделать объекты переднего плана более значимыми на фото, можно попробовать поснимать с нижнего ракурса.

Оставляйте свободное пространство в кадре

Нагромождение различных объектов и заполнение ими кадра не способствует гармоничной композиции, и, как следствие, положительному восприятию фотоизображения зрителем. Вы всегда должны оставлять свободное пространство вокруг снимаемого объекта, позволяя кадру «дышать». Оставление некоторого пустого пространства вокруг предмета позволяет выделить его на фотографии. Например, очень плотно скомпонованный портрет может казаться тесным и неуравновешенным. При съемке портрета также важно оставлять пространство для взгляда модели, чтобы он не упирался прямо в границы кадра. В противном случае это создаст у зрителя ощущение дискомфорта. То же самое применительно и к съемке движущихся объектов – необходимо оставлять пространство по направлению движения.

Спирали в фотокомпозиции

В фотографии существует множество теорий об использовании так называемого Золотого сечения и чисел Фибоначчи. Не вдаваясь глубоко в математику, можно сказать, что фото, которые соответствуют золотому сечению, наиболее удобны для восприятия человеком. В частности, согласно правилу золотого сечения, главное внимание зрителя притягивают части фотографии, располагающиеся на расстоянии 3/8 и 5/8 от края кадра. Именно в этих областях и стоит располагать наиболее значимые объекты.

Впрочем, все эти правила вроде золотого сечения или правила третей говорят нам лишь об одном – нужно грамотно использовать линии или располагать объекты вдоль линий так, чтобы привести взгляд зрителя к главному смысловому центру фотографии. Если Вы посмотрите на фото винтовой лестницы, то легко заметите, как она буквально ведет Вас в центр изображения по этим самым линиям. Не стесняйтесь использовать подобный спиральный эффект в своих фото. В этом случае главные объекты в кадре должны будут располагаться по спирали, либо взаимодействовать с ней для наилучшего восприятия. Размещая объекты в кадре таким образом, Вы получите очень выигрышную композицию.

Нарушайте правила для лучшей композиции

Используйте описанные выше приемы построения композиции в качестве набора инструментов, а не свода фундаментальных правил. Иногда, ориентируясь по ситуации, для достижения наилучшей композиции стоит отойти от некоторых правил и закономерностей. Ведь, как известно, законы созданы для того, чтобы их нарушать.

Композиция в фотографии

Композиция в фотографии — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. wikipedia.

При правильном использовании композиции в своих фотографиях, можно контролировать внимание зрителя. При правильном формировании объектов в кадре, при правильном кадрировании фотографии, вы сами показываете смотрящему — на что обратить внимание сначала, а на что потом. С помощью композиции вы показываете ключевой объект и уводите внимание от второстепенных. Успех снимка на 80% зависит от удачной композиции.

Те кто заинтересовался фотографией и композицией в фотографии, скорее всего уже слышали про понятие — «Золотого сечения». Простое сечение делит кадр по горизонтали и вертикали на три части.

Золотое сечение выглядит так:

Если объект в кадре находится на одном из пересечений этих линий — вы можете быть уверены, что внимание зрителя упадет на этот объект в первую очередь. Располагая объекты вдоль воображаемых линий, вы сделаете фотографию более сбалансированной, а нужный объект сразу привлечет к себе внимание.

Композиция в фотографии

Люди видят картину мира в объеме. Фотоаппарат же передает плоское изображение. Для передачи объема предметов и глубины пространства на фотографии мы можем использовать приемы перспективы. Перспектива помогает показать расположение объектов в пространстве, а значит объем на фотографии.

Перспектива. Виды.

Линейная перспектива.

Сходящиеся линии. Свойство человеческого восприятия таково, что большие объекты — нам кажутся ближе, а маленькие — дальше. Далекие объекты — меньше, а ближние — крупнее. Расположите точку схождения линий на одной из точек пересечения, и кадр будет смотреться более выигрышно.

Воздушная перспектива.

Дым, дождь, туман, горячий воздух… Все эти явления делают воздух плотнее. За счет чего, дальние объекты выглядят менее контрастными.

Фото сделано мной на побережье Индийского океана

Это еще один из способов, передать глубину пространства и объяснить смотрящему на фотографию — что находится ближе, а что дальше.

Тональная перспектива.

Восприятие цветов у всех людей приблизительно одинаковое. Теплые оттенки воспринимаются нами ближе, чем холодные. Это правило можно применять в фотографии, располагая объекты теплых цветов на переднем плане, а объекты холодных оттенков (серый, голубой, синий) на заднем. Так фотография будет смотреться гораздо гармоничнее.

Направляющие линии.

Один из способов управления вниманием зрителя — это направляющие линии на фото. Точнее объекты, дающие зрителю возможность передвигаться по ним взглядом.

Статика и динамика.

Композиция в фотографии может передавать настроение и ощущения. Вертикальные снимки нам кажутся более динамичными, а горизонтальные более спокойными и статичными. Поэтому придать дополнительную динамику кадру можно придать, сделав его вертикальным.

Диагонали.

Диагонали так же придают динамику снимку и задают настроение. Например восходящие диагонали создают впечатление роста и стремления, а так же задают небольшое напряжение.

Пространство.

Не забывайте оставлять пространство для взгляда. Оставляйте воздух на фотографии. Не заполняйте объектом весь кадр. Если вы фотографируете портрет, то оставьте свободное место в той части кадра — куда направлен взгляд модели.

Симметрия и асимметрия.

В основном симметрия делает кадр очень статичным. Вспомните большое количество фотографий заката с солнышком прямо по центру кадра. Для зрителя не понятно, что важнее в кадре, море или небо. Расположите горизонт на одной из линий третей, и фотография будет смотреться гораздо интересней. А солнышко же можно расположить на пересечении этих прямых. Таким образом на фотографии появится ключевой объект.

Ну и не заваливайте горизонт 🙂 Снимок с неровной линией горизонта выглядит не доделанным и неопрятным. Оправдывающим фактором может служить то, что из горизонта, вы строите стильную диагональ.

При использовании в одном кадре несколько этих правил — композиция усилит эффект от просмотра. И позволит зрителю взглядом путешествовать в пространстве фотографии.

Следите за обновлениями, подписывайтесь. Пишите комментарии.

Если статья показалась вам полезной, расскажите пожалуйста о ней друзьям, нажав на одну из кнопочек «Поделиться». Буду благодарна 🙂

Веб-дизайнер. В прошлом профессиональный фотограф-ретушер. Связаться со мной по вопросам сотрудничества можно через страницу Контакты

Использование ведущих и направляющих линий для получения более выдающихся фотоснимков – 6 советов

Наверное, нет более важной составляющей композиции фотоснимка, чем ведущие и направляющие линии. Наши глаза практически всегда следуют вдоль фактических (реальных) или подразумеваемых линий на изображении. Из-за этой тенденции, многие линии называются ведущими линиями. Это реальные или подразумеваемые линии, которые контролируют и направляют взгляд зрителя на фотоснимке.

Некоторые ведущие линии проводят взгляд зрителя через все изображение. Другие линии сами же являются предметом фотосъемки. Но наиболее интересные, это те ведущие линии, которые направляют взгляд зрителя вглубь картины. Они добавляют изображению глубину. Поэтому сегодня мы поговорим именно о таких ведущих линиях, с конкретными примерами и идеями по их созданию.

1. Создайте план возможных фотоснимков

Линии, которые вы можете использовать, чтобы направить взгляд зрителя вглубь кадра есть везде, но вы должны научиться видеть их. Хорошей идеей может стать предварительное планирование будущих фотоснимков, тогда во время съемки вам легче будет решить, что использовать в качестве таких направляющих линий. Полагаясь на волю случая, при очередной фотосессии, вы можете оставить ведущие линии без внимания, сосредоточившись на других предметах съемки.

При планировании будущих фотоснимков с применением ведущих в кадр линий, подумайте об узких тропинках и широких дорогах и путях, которые работают в этом качестве очень здорово. Кроме того, они встречаются везде, так что вам почти никогда не придется долго искать их. Края любой дороги сходятся на расстоянии, тем самым уводя и затягивая взгляд зрителя к центру кадра. Железнодорожные пути тоже работают не плохо, хотя, конечно, не так эффективно, как дороги. Наконец, не забывайте использовать тени, для создания линий по направлению к центру изображения.

2. Поиск и использование направляющих в городских условиях

В городской среде, кроме дорог, вы можете использовать здания и другие конструкционные сооружения. Прекрасно работают здания, расположенные в ряд. Перспектива делает здания кажущимися меньше, по мере их отдаления, в результате вы получаете направляющие линии, указывающие на центр изображения. Еще одним хорошим выбором являются различные ограды и заборы.

Не упускайте из вида и расположенные в ряд уличные фонари, которые мы часто не замечаем, но которые могут отлично работать в качестве направляющих линий. Кроме того, не забудьте присмотреться к тому, как естественная сходимость зданий к центру кадра (из-за искажения объектива фотокамеры), может отлично работать в этом контексте, и создавать линии, которые указывают на центр снимаемого сюжета.

3. Естественные (природные) направляющие линии

Находясь на природе, присмотритесь к ведущим линиям, которые здесь тоже представлены в больших количествах. Структуры (узоры) на земле, будь они из камней, песка или травы, часто создают направляющие линии, ведущие к центру кадра. Кроме того, аналогично сходимости зданий, упомянутых выше, высокие деревья, если смотреть на них снизу, создаст тот же самый эффект.

Поиск ведущих линий на земле, нетренированным глазом, может быть достаточно трудной задачей. Вам придется длительное время ходить по открытой местности с видоискателем у глаз (или глядя на LCD дисплей фотокамеры в режиме Live View), пока вы не научитесь находить такие линии. Движущаяся вода также может создавать линии по направлению к центру кадра. Такие линии тоже не просто заметить с первого раза. Часто, только детальное рассматривание полученного фотоснимка с длительной выдержкой позволяет реально увидеть эти линии. Всегда делайте пробные снимки, когда это возможно.

4. Создание собственных направляющих линии

Иногда невозможно найти ведущие линии, подходящие для использования. В таких случаях вам придется сделать линии собственного производства. Существует много способов как это сделать. Одним из них может быть добавление полос света, попадающих в кадр. Применение длительной экспозиции, во время съемки движущейся воды, также приведет к созданию направляющих линий.

5. Выделение направляющих на фотоснимке

Как только вы определитесь с ведущими линиями, которые будут направлять взгляд зрителя в кадре, вы должны сделать фотоснимок таким образом, чтобы они максимально выделялись на нем. Мы уже упоминали о скорости затвора (длительной экспозиции), что особенно важно, когда вы позволяете свету или воде «протекать» через ваш кадр, создавая ведущие линии. Но вы также должны держать под контролем и значение установленной на фотокамере диафрагмы. На большей части фотоснимков вы будете показывать ведущие линии (вместе с главным объектом, к которому вы направляете взгляд зрителя) резкими и четкими. В таком случае вам необходимо использовать небольшое отверстие диафрагмы, для создания большой глубины резкости конечного фотоснимка. Однако в некоторых случаях вы захотите размыть задний фон, используя большое отверстие диафрагмы. В любом случае, главное, иметь четкий план, для акцентирования внимания на ведущих линиях в финальном фотоснимке.

6. Выделение ведущих линий при пост-обработке фотографий

Поиск и использование ведущих линий, направляющих взгляд зрителя в центр картины, не заканчивается со спуском затвора. Дополнительно вы можете подчеркнуть и выделить их при пост-обработке фотоснимков. Основным способом является выборочное осветление и затемнение. Возможно, вы захотите сделать ведущие линии более яркими, чтобы привлечь к ним внимание зрителей. По той же причине иногда можно затемнить другие части снятого сюжета. Вы также можете увеличить контрастность самих линий, и их окружения, так как контраст тоже притягивает к себе взгляд зрительской аудитории.

Лучший способ достижения этого – селективное осветление и затемнение через корректировку слоя Кривых в любой программе для пост-обработки изображений. Просто создайте корректирующий слой Кривых: Слой – Новый корректирующий слой – Кривые (Layer – New Adjustment Layer – Curves). После этого увеличьте яркость изображения, потянув за середину кривой немного вверх. Используйте любой удобный для вас инструмент, чтобы замаскировать (уменьшить) яркость в ненужных местах (которые будут находиться почти по всему изображению, за исключением ведущих линий). Чтобы затемнить некоторые участки фотоснимка, сделайте то же самое на новом корректирующем слое, но на этот раз тяните кривую вниз. После этого снова замаскируйте полученный эффект в нежелательных местах (которые на этот раз будут находиться дальше от ведущих линий).

Заключение

Использование ведущих линий для направления взгляда зрителя к центру кадра – отличный способ, чтобы добавить глубину вашим фотоснимкам. Вместо того, чтобы смотреть на картину, зритель смотрит в картину. Но это не всегда легко сделать. Для этого требуется думать до, во время, и после спуска затвора. Однако при правильном предварительном планировании, определенном внимании во время съемки, и небольшой акцентуации во время пост-обработки, вы сможете придать вашим фотоснимкам совершенно новый образ, который будет выгодно выделять их среди множества других.

Линейная перспектива в фотографии, ее построение и использование в примерах

Следующим, наиболее полезным и интересным для начинающих правилом композиции, которое следует сразу же за правилом третей, является линейная перспектива.

Чтобы не углубляться в физику этого замечательного композиционного правила, вам нужно будет запомнить всего два его основополагающих вывода:

  • Параллельные линии, уходящие вдаль и вглубь от наблюдателя, зрительно сходятся с друг другом, образуя точку схода.
  • То, что расположено ближе к зрителю, воспринимается им, как более крупный объект.

Как мы можем использовать все эти выводы для построения линейной перспективы кадре? Очень просто. Все, что нам нужно, это найти линии, что уходят от нас вдаль и вглубь кадра. Посмотрите на следующую фотографию:

В реальности, эти линии параллельны друг другу и не сходятся. Но, из-за особенностей нашего зрения нам кажется, что эти линии стремятся где-то сойтись в одну точку. Обратите внимание, как уходящие вглубь кадра направляющие линии, создают и подчеркивают перспективу и глубину объема всего снимка. В этом-то и заключается магия линейной перспективы.

Достаточно любых параллельных линий, чтобы легко и просто получить объемный и композиционно интересный кадр. Но, при всей своей объемности, линейная перспектива обладает одним существенным недостатком. Она не является особо динамичной композицией, если только на ней не размещены объекты, что двигаются явным образом такие, как автомобили или люди.

Как же получить динамичность и движение в линейной перспективе? О, это очень просто.

Диагональная композиция в линейной композиции

Достаточно наклонить ваш фотоаппарат при фотосъемке, добавив, таким образом, диагональное построение кадра. Да, мы просто берем и поворачиваем нашу линейную перспективу, приводя ее к диагоналям кадра. Обратите внимание, как я выполнил это композиционное построение в следующем примере линейной перспективы:

Благодаря простому наклону линейная композиция сразу оживает, приобретая динамику и движение. Можно долго спорить об оправданности этого наклона, с точки зрения его правдивости, но, никто не сможет сказать, что этот наклон испортил снимок. Снимок стал выглядеть гораздо интереснее. К слову сказать, подобная диагональная композиция кадра замечательно работает во многих случаях. И определенно, есть смысл поворачивать фотоаппарат при съемке для проверки диагонального построения.

Динамичность и точка схода

Легко и просто придать динамичность линейной композиции можно и без наклона снимка. Достаточно поместить точку схода с левой или правой стороны от центра кадра. В первом случае работает уход взгляда за кадр, что воспринимается как движение в кадре, во втором случае происходит возврат движения к зрителю. Это достаточно сложно объяснить, это нужно почувствовать.

Приведенная фотография не отражает полностью всей сути смещения точки схода перспективы, но, идея построения, думаю, ясна.

Открытая композиция

Казалось бы, ничего общего с линейной перспективой, но, если вспомнить про точку схода, в которую стремятся сойтись линии в кадре, то ваш мозг услужливо ее дорисует за пределами этого снимка. Где-то там, далеко. Иначе говоря, подобное композиционное построение не ограничивается рамками самого кадра, а выходит за них. Благодаря этому явлению и получило это композиционное построение название открытой композиции.

На этой фотографии открытая композиция дополнительно поддерживается ритмичностью элементов в кадре, что и создает общее наполнение и сюжет этой фотографии. Открытое же построение кадра обеспечивает динамичность и движение.

Вы должны знать, открытая композиция не ограничивается только направляющими линиями, а прекрасно работает и в любом другом жанре фотографии, к примеру, в портретной. К этому моменту я еще вернусь в последующих уроках фотографии для начинающих.

Линейная перспектива, как основа композиционного построения кадра

У линейной перспективы есть еще один большой плюс, который заключается в том, что она легко может быть использована в качестве основы для других композиционных решений. То есть, линейную перспективу можно легко дополнить правилом третей, симметрией, центральным размещением или тональной перспективой.

Тональная перспектива замечательно усиливает глубину и объем линейной перспективы. И если у вас имеется хоть малейшая возможность их совмещения в одном кадре, то никогда не пренебрегайте этим шансом. Вы получите просто невероятный снимок, разумеется, при условии его художественного наполнения.

Связь линейной перспективы и фокусного расстояния объектива

Я не буду вдаваться в математическое описание фокусного расстояния и того, как оно работает. Вам нужно запомнить следующее: Чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше сжимается перспектива.

Иначе говоря, чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше задний план снимка будет прижат к переднему, что приведет к какой-то потери объемности снимка и глубины восприятия, что будет противоречить самой сути линейной перспективы. И, стало быть, для лучшей передачи линейной перспективы стоит использовать широкоугольные объективы или использовать съемку на открытых диафрагмах для большего размытия заднего фона, и отделения его от переднего плана.

Пожалуй, это все, что я хотел бы рассказать вам про линейную перспективу в рамках этой ознакомительной статьи.

Основы композиции. Направляющие линии в кадре

Направляющие линии также играют важную роль в композиции кадра. Показанная на фотографии скульптура отличается изящностью линий, но доминирующий фон закрывает их. Давайте переместим точку съемки к основанию данной скульптуры. Теперь контуры скульптуры уходят в чистое голубое небо. Снимок справа стал более динамичным ввиду наличия четко выраженных диагональных линий.

Представьте себе этот снимок без диагональных солнечных лучей и вы согласитесь с тем, что диагональные линии придают снимку динамичность.

Диагонально расположенные линии можно использовать как направляющие для глаз зрителя. Следуя этим линиям, зритель самым естественным образом воспринимает сюжетно важные детали снимка.

Многократно повторяющиеся линии как бы притягивают взгляд зрителя к сюжетно важной детали фотографии.

Чаще всего в композиции используется зигзаг или S-линия. Эта кривая очень выразительна. Взгляните на снимок слева.

Слева использована направляющая S- линия, расположенная по диагонали кадра. На этом снимке удачно расположен сюжетно важный объект (фигура человека), в результате чего фотография хорошо смотрится.

Это еще один пример удачно скомпонованного снимка. Объект снят крупным планом на достаточно простом фоне. Может быть, было бы лучше, если бы шея фламинго не была столь прямой?

Вот теперь, именно то, что надо. Фламинго расслабился и его шея изогнута по букве S, да и фон более удачен. Итак, S-образная линия шеи фламинго лучше подходит для снимка. Фотография смотрится интереснее.

Для выбора композиции можно использовать и другие формы линий. Видите ли вы треугольник, в вершинах которого располагаются три монахини? Этот треугольник усиливает зрительное впечатление от этой фотографии.

Обратите внимание на то, сколько треугольников образует эта пара вместе со своим отражением в воде. Вы сможете развить свой художественный вкус, изучая фотографии и отыскивая сюжетно важные линии, геометрические формы и оценивая композиционный баланс кадра.

Фотоблог 365

9 ноября 2016 г.

Композиция в фотографии: Изучить правила, чтобы отказаться от них

Искусство — это то, как мир выглядит без правил, где личный взгляд, убеждения и ощущения главенствуют. Поэтому получается, что правила для таких вещей как фотография, это то же самое, что назвать какой-то цвет лучшим — это сложно, и это невозможно измерить. Но есть некоторые вещи, которые помогают сделать снимки лучше, и изучение принципов композиции одна из таких вещей. Барри Кэррол собрал вместе несколько схем, чтобы нам помочь.

Правила третей

Разделите кадр на 9 одинаковых прямоугольников по три в ряд. Идея в том, чтобы размещать важные элементы нужно вдоль одной или нескольких линий. Или там, где линии пересекаются, а не просто в центре кадра.

Обратите внимание на то, как на снимке проходит линия горизонта, а церковь размещается между верхней и нижней линией, при этом касаясь одной вертикальной.

Центральная композиция

Поскольку камера делает прямоугольные(или квадратные) снимки, размещать что-то прямо в центре можно, если фотография симметрична относительно вертикали или горизонтали. Ниже представлено сочетания правила третей и симметрии.

Интерес и глубина

Фотография — по природе плоская, но глубина может быть создана при наличии более чем одного объекта, который привлекает внимание, разместив их на фоне и на переднем плане.

В приведенных примерах (фото выше и ниже), оба снимка имеют элементы переднего плана (камни и цепь), которые отделены от фона (водопад и здания).

Рамка в кадре

Это еще один классический пример. Или, можно сказать, основополагающий принцип, которые впервые разработали художники ренессанса. Они создавали глубину за счет изпользования какого-то обрамления в пределах картины. Обратите внимание на фото, расположенное ниже, в нем на переднем плане присутствует элемент (дерево), который не только обрамляет кадр, но и создает пространство между передним и задним планом, создавая глубину.

Направляющие линии

Как следует из названия, направляющая линия это любой тип видимой линии, которая ведет зрителя через фотографию. И если это сделано правильно, то линия ведет к объекту, который является идеей фотографии. И, как показано на одном из примеров, линия не обязательно должна быть прямой.

Диагонали и треугольники

Чтобы понять треугольники, нужно сначала понять, что такое «динамическое напряжение», пусть это и звучит несколько заумно. Хотя это немного сложновато объяснить на словах, но суть в том, что есть углы, которые создают подсознательное напряжение. Это получается на фотографии, где линии пересекаются диагонально и превращаются в треугольники, которые не являются статичными фигурами как квадраты.

Правило нечетности

Это правило предполагает, что если на изображении четное количество объектов, то глазу трудно выбрать какой-то из них, на который нужно обратить внимание. На фото ниже можно увидеть три арки и три человека, теория предполагает, что таким образом легко получается динамичная сцена.

Теория цвета

Теория цвета, то с чем очень хорошо знакомы дизайнеры, и то, что неплохо узнать фотографам. Это еще один инструмент, который можно использовать для построения кадра.

Хорошее понимания цвета и цветового круга, очень вам поможет. Как говорит наш редактор: «Теория цвета это крыша, под которой живут оттенок, яркость и насыщенность. Это понимание как цвета взаимодействуют и смешиваются». Обратите внимание как цвета располагаются в круге. Одни цвета находятся напротив других, в таком случае они называется комплементарными. Например синий и оранжевые, как показано на снимке ниже.

На самом деле, синий и оранжевый является одним из классических сочетаний в киноиндустрии. Можете посмотреть примеры здесь.

Золотой треугольник

Обратите внимание, как два больших треугольника (в примере: верхний и нижний) соединены по диагонали, идущей через центр кадра. Кроме того, обратите внимание, что каждый треугольник является частью этой диагонали и их стороны расходятся к углам. Вместо разделения кадра на три одинаковые части, можно делить его на одинаковые треугольники. Получается два больших основных треугольника и два маленьких.

Золотое сечение

В математике золотое сечение — это соотношение двух чисел, когда сумма этих двух чисел, деленная на большее число равно результату деления большего на меньшее: (a+b)/a = a/b. Это число обозначается греческой буквой φ («фи»). И что это значит?

То о чем говорит математическая формула показано на рисунке ниже. Кадр делится такой сеткой. Есть теория, что всё соответствующее этому соотношению чисел будет выглядеть привлекательно.

Ссылка на основную публикацию