Использование диагональных линий в фотографии | Foto-kadr.ru

Использование диагональных линий в фотографии

Ритм и правило диагоналей в фотографии

Композиция в художественной фотографии, как впрочем в изобразительном искусстве в целом, призвана передать основной замысел фотографа, идею фотографии наиболее ясно и убедительно. Создание художественного образа является главным в композиции кадра. Мы уже познакомились с правилом третей , планом , ракурсом , точкой съёмки . Сегодня мы поговорим о ритме, как об одном из приёмов композиции и учитывая, что передача ритма в фотографии зачастую сопровождается построением композиции по правилу диагоналей, расскажем и об этом правиле.

Итак, что такое ритм? В различных словарях и энциклопедиях существует достаточно много определений этого понятия, относящихся к той или иной области деятельности человека. Суммируя все определения, можно универсально охарактеризовать понятие ритм как равномерное чередование каких-либо элементов в определённой последовательности. Чередование времён года — ритм, биение сердца — ритм, движения поездов по расписанию — ритм.
В изобразительном искусстве ритм является одним из важнейших выразительных средств композиции не только формируя изображение в целом, но и нередко придавая содержанию определённую эмоциональность.
В художественной фотографии ритм может быть задан линиями (фигуры людей, сооружения, конструкции), пятнами света и тени (тёмное-светлое), пятнами цвета (жёлтое-красное), контрастом объёма (плоское-объёмное). При использовании линий формирование ритма происходит за счёт чередования одинаковых по содержанию элементов композиции (солдаты в строю, вагоны железнодорожного состава и т.п), во всех остальных случаях чередуются противоположные по содержанию элементы (тёмное-светлое, жёлтое-красное, плоское-объёмное).

Ритм является незаменимым инструментом передачи движения на плоскости. Связано это, в первую очередь, с особенностями нашего зрения. Взгляд человека, переходя по изображению от одного элемента к другому, ему подобному, формирует в сознании иллюзию движения. Самый простой пример — фотография поверхности моря: если взгляд переводить от одной волны к другой, создаётся иллюзия движения волн.

Наряду с ритмом, передать движение в фотографии помогут следующие правила:
— для передачи движения лучше выбирать тот его момент, который наиболее ярко отражает характер движения и является его кульминацией;

— свободное пространство ПЕРЕД движущимся объектом создаёт иллюзию движения;

— иллюзию движения можно создать при использовании размытого фона или нечётких контуров объектов на заднем плане;

— если на фотографии использовать одну или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;

— нагромождение вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение,

а изменение направления движения может его ускорить или замедлить.

«Быстрая» диагональ «Медленная» диагональ

Последние два правила в совокупности формируют так называемое «правило диагоналей». Основная тонкость этого правила заключается опять же в особенности нашего зрения: воспринимая текст слева направо, движение в фотографии легче воспринимается в том же направлении, при этом слева направо движение кажется быстрее, а справа налево — медленнее.

Правила передачи покоя в композиции фотографии довольно просты и практически являются противоположностью правилам передачи движения:
— отсутствие в фотографии диагональных направлений создаёт иллюзию покоя;

Динамичная композиция

Статичная композиция

— композиция статична, если перед движущимся объектом нет свободного пространства;

— если на фотографии объекты изображены в спокойных (статичных) позах и нет кульминации действия — изображение спокойное;

— иллюзию покоя можно передать, сделав композицию симметричной, уравновешенной или если композиция образует простые геометрические схемы: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник.

Даже если в фотографии будут присутствовать диагональные направления, но при этом геометрический и композиционный центры фотографии будут совпадать, композиция будет уравновешенной и свободное пространство перед движущимся объектом будет отсутствовать — такое изображение будет находится в состоянии покоя.

Основные термины:
Симметричная композиция — зеркальное (или почти зеркальное) расположение объектов по отношению к центральной оси фотографии;

Уравновешенная композиция — гармоничное размещение как объектов в кадре по массе (объёму), тону и цвету, так и пространств между объектами для более комфортного восприятия изображения;

Геометрические схемы — наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются на фотографии не хаотично, а образовывая простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т. д.);

Геометрический центр — центр фотоснимка;

Композиционный центр (смысловой центр, зрительный центр) — место расположения на фотографии главного (основного) объекта композиции, которому подчиняются второстепенные объекты. Композиционный центр выделяется на фотографии светом, цветом, контрастом, крупностью плана и другими средствами.

Статьи по теме:

Как успешно использовать линии в фотографии

Линии на фотографиях являются очень мощными элементами, которые при наличии небольшой практики могут добавить динамическое воздействие в изображение с точки зрения настроения, а также руководить взглядом зрителя и вести его в нужном направлении для идеального прочтения композиции. В данной статье рассмотрены четыре типа линий: горизонтальные, вертикальные, диагональные и сходящиеся. Каждый вид линий оказывает различное влияние на фотографию.

Хороший способ практики изучения линий — вернуться к старым изображениям, которые вы сняли, и заняться поиском на них линий, которые хорошо работали, и тех, которые, наоборот, смотрелись плохо.

В следующий раз, когда вы выйдете с камерой на съемку, прежде чем нажать на кнопку спуска затвора, сознательно спросите себя, какие линии сейчас перед вами и как вы можете использовать их, чтобы добавить что-то к будущему снимку, работая С НИМИ, а не против них.

Также спрашивайте себя, образуют ли линии какие-либо интересные шаблоны, которые вы могли бы подчеркнуть, чтобы добавить что-то еще интересное.

Горизонтальные линии

Горизонтальные линии в изображении передают сообщение: «стабильность» и даже «отдых». Горизонты, упавшие деревья, океаны, спящие люди — во всех этих объектах есть что-то от линий, они говорят о постоянстве, безвременье или отдыхе. Горизонты являются наиболее распространенной горизонтальной линией, которая может быть найдена на фотографиях, и они часто выступают в качестве разделительной точки на снимке. Фактически это якорь, который образует остальную часть изображения.

Если вы хотите подчеркнуть спокойствие и тишину — используйте горизонт, который будет проходить через кадр слева направо и станет самой длинной горизонтальной линией в изображении. В качестве альтернативы, если вы хотите повторно подчеркнуть горизонтальные линии, переверните камеру и снимайте вертикально.

Имейте в виду, что непрерывные горизонты часто могут привести к тому, что фотография будет казаться статичной или плоской, хорошая же стратегия — использовать дополнительно иные фигуры в пейзаже, который вы фотографируете, например, горы, деревья, здания и т.д.

Линию горизонта, как правило, не располагают посередине кадра. Более эффективно размещать ее в верхнюю или нижнюю треть изображения. Несколько горизонтальных линий могут создавать ритм и стать сами по себе точкой привлечения внимания зрителя. Также вызывают интерес горизонтальные линии, разорванные объектом или же какой-то вертикальной линией.

Следующее, над чем стоит хорошо поработать — сохранить горизонтальные линии горизонтальными и располагающимися под прямым углом к боковым сторонам кадра. Нет ничего более разочаровывающего (даже не для перфекциониста) в том, чтобы смотреть на картинку, в котором линия горизонта клонится под углом.

Вертикальные линии

Вертикальные линии имеют способность передавать разнообразные настроения на фотографии, начиная от мощи и силы (вспомним на секунду о небоскребах) до ощущения роста (например, когда мы видим деревья). Поскольку горизонтальные линии могут быть подчеркнуты съемкой в горизонтальном формате, вертикальные линии можно использовать очень эффективно, размещая камеру также вертикально. Это удлиняет вертикальный объект, который подчеркивает высоту.

Важно сохранить вертикальные линии вертикальными относительно боковых сторон кадра, насколько это возможно. Это иногда сделать сложно, например, если вы снимаете изображение глядя вверх (то есть объект будет сужаться кверху), тем не менее, постарайтесь, чтобы линии оставались как можно более прямыми.

Помните про «правило третей». Если у вас есть сильные вертикальные линии на фотографии — размещайте их в правильном месте кадра. Размещение линии непосредственно в середине снимка эффективно разрежет ваше изображение пополам. Этот эффект можно использовать с драматическим воздействием, но он также может привести к тому, что все изображение будет выглядеть сегментировано.

Диагональные линии

Диагональные линии обычно хорошо работают в случае, когда нужно провести взгляд зрителя через фотографию. Они создают точки интереса, поскольку пересекаются с другими линиями и часто придают глубину изображению при помощи перспективы.

Диагонали также могут внести ощущение происходящего действия в изображении и добавить динамичности кадру. Подумайте, как вы могли бы использовать диагональные линии, чтобы вести взгляд к основному объекту или точке интереса в вашей фотографии.

Различные исследования были проведены касательно того, как люди рассматривают картинки, и во многих из них указывается, что естественное движение глаз зрителя — это перемещение слева направо, и поэтому диагональная линия, начинающаяся слева внизу и перемещающаяся в верхнюю правую часть изображения, может быть более естественной.

Конечно, вы не захотите разделить изображение на две части жесткой линией из угла в угол — скорее ищите шаблоны и кривые между фигурами, которые могут сделать это естественным образом. Также, вместо того, чтобы расположить линию от одного угла прямо к противоположному углу, часто бывает удобно вывести их из центра и идти по любой из сторон углов.

Имейте в виду, что многочисленные диагональные линии, идущие в разных направлениях и пересекающиеся друг с другом, добавляют фотографии действия, но добавление слишком большого количества таких линий может сделать ее хаотичной и запутанной.

Как горизонтальные и вертикальные линии, диагональные, повторяющиеся в изображении, могут создавать очень эффективные шаблоны. Они сами по себе могут легко стать объектом съемки.

Недавно распаханное поле или хребты на песчаной дюне могут быть хорошими примерами, хотя технически это, вероятно, скорее «сходящиеся линии» (другой способ использования линий в изображениях).

Сходящиеся линии

Несколько линий, которые сходятся друг к другу (или просто приближаются), могут стать отличной техникой привлечения внимания зрителей к снимку. Классический пример сходящихся линий — это железнодорожные пути.

Поместите себя в середине двух рельс, и вы увидите, что они, по обе стороны от вас, кажутся ближе и ближе друг к другу, уходя вдаль.

Примечание: мы не рекомендуем делать снимки на рельсах таким образом. Безопасность прежде всего!

Сделайте такой снимок, и естественная реакция для любого зрителя будет проследовать взглядом по этим линиям дальше вглубь кадра. В некотором смысле две линии действуют как воронка, которая захватывает взгляд и уводит его в определенном направлении. Такой же эффект может быть достигнут с дорогами или тропами, сходящимися линиями ограждений, несколькими лестницами, линиями электропередач или практически любыми другими линиями, которые идут параллельно вдаль или сходятся в какой-то точке.

Вот 4 совета относительно сходящихся линий

Экспериментируйте с позиционированием. В классическом снимке с железной дорогой, описанном выше, есть множество возможностей. Одна из них — расположить пути симметрично по центру кадра.

Другим вариантом позиционирования был бы переход на одну сторону путей, позволяя при этом им бежать по диагонали через кадр из нижнего угла в противоположный верхний угол. Красота заключается в динамике такого снимка. Симметричное и вертикальное размещение линий может быть мощным, но диагональные линии хорошо передают движение.

В качестве альтернативы отступление от начала линий может дать другую перспективу — так же, как держать камеру под углом, чтобы расположить сам кадр по диагонали.

Широкоугольные объективы. Разные линзы могут полностью изменить воздействие снимка со сходящимися линиями. Широкоугольный объектив может быть особенно полезен при съемке между двумя линиями. Это поможет понять, что расстояние между линиями в начальной точке изображения шире, чем оно есть. Такое преувеличение ширины линий может оказать сильное влияние на ваш снимок.

Когда вы создаете фотографию, спросите себя: «Где самая эффективная позиция, чтобы сделать кадр?»

Позиционирование «схождения» — одна вещь, которую следует учитывать, когда у вас на фотографии есть сходящиеся линии, заключается в том, что они проводят взгляд в снимок — к точке, где сходятся. Она становится одной из самых важных частей этого изображения — фокусной точкой.

Не забывайте о работе правила третей. Располагайте точки пересечения ваших сходящихся линий в сильных частях изображения.

Помните, что если точка схождения находится за кадром, вы выбросите взгляд зрителя из своего снимка. Это может оставить фотографию несбалансированной и даже напряженной. В качестве альтернативы подобное, наоборот, может улучшить снимок и оставить ваших зрителей в раздумьях над тем местом, где линии будут сходиться.

Интерес в точке схождения. Иногда стоит усилить точку схождения при помощи какого-то объекта. Например, дождаться, пока поезд не появится вдали на путях или не появится человек наверху лестницы. В других случаях композиция снимка достаточно сильная и без добавления дополнительного объекта.

Видеоканал Фотогора

Использование диагональных линий в фотографии

Войти

Фото-школа. Урок №9: Основы композиции — Диагонали.

Добрый день, дорогие коллеги!
Сегодня мы продолжаем нашу с Оксаной фото-школу 🙂 Присылайте нам работы по темам, мы всегда рады их рассмотреть и дать совет. Кроме того, если у вас есть идеи, на какие темы вы бы хотели увидеть урок — пишите! И мы постараемся сделать все возможное!

Диагонали.

Этот композиционный прием – один из моих любимых. Именно его можно чаще всего увидеть на моих фотографиях, и не зря! Ничто так не оживит композицию и не добавит ей динамики и выразительности, как введение в кадр диагональных линий. И кроме того, диагонали — это простой, но при этом мощный и эффектный композиционный прием.

Способы образования диагоналей

Диогональ в кaдре может быть образована разными способами.

1.Один предмет и его расположение

Кажется самый очевидный способ – это положить под углом к краю кадра какой-либо предмет. В применении к фуд-фотографии это в певую очередь столовые приборы. А может быть вы украсили свою сервировку свежим цветком, травами или лентами?
Практически любой предмет, имеющий прямые края, может стать диагональю. По диагонали к краю кадра мы можем расположить край тарелки, салфетки, формы для запекания или даже стола.

Диагональ может задавать не только сам предмет, но и линии внутри предмета. Полоски на скатерти или салфетках, расписанные тарелки, даже следы от гриля на мясе или тосте могут стать не самыми явными, но красивыми диагоналями, оживляющими фотографию.

3. Ряд предметов

Для образования диагонали не обязательно иметь предмет с прямой стороной или полосатым рисунком. Диагональ легко можно образовать даже с помощью яблока! Вернее нескольких 🙂 Просто расположите их в ряд и выберите подходящий ракурс. Посмотрите вот на этот пример с суши, я очень люблю такой композиционный прием. Образуется не только приятная глазу диагональ, еще ритм и глубина, которую можно дополнительно обыграть, поэкспериментировав с глубиной резкости – получится чудесная фотография!

Разные углы наклона и количество диагоналей.

Диагонали принято делить по расположению — на диагонали ухода и прихода, и они придают кадру определенное ощущение. Диагональ прихода имеет наивысшую точку в левой части кадра, и постепенно спускается, такая диагональ ведет взгляд зрителя внутрь кадра. Диагональ ухода, наоборот, имеет наивысшую точку в правой части изображения и уводит взгляд за рамку кадра.
Используя тот или иной вид диагонали, фотографии можно придавать особое значение (как вводимого предмета в кадр, так вскоре уходящего предмета), или просто располагать диагональ в соответствии с общей композицией снимка и ощущением автора.

Диагонали приходи и ухода на одном снимке.

Еще один аспект в использовании диагоналей может оказать существенное влияние на итоговое изображение. Это угол, под которым диагональ располагается по отношению к краям кадра.

Принято считать, что наибольший эффект имеет диагональ под углом 45 градусов. Больший или меньший угол снижают динамический эффект. Но это совсем не значит, что диагональ нужно строго располагать только под 45 градусов. Совсем наоборот! Ведь с помощью разных углов мы можем добиться совершенно разного эффекта. Я довольно часто перекладываю предметы под разными углами по нескольку раз, чтобы выбрать тот, который наиболее подходит к снимку и моей задумке.

Если вы используете в кадре несколько диагоналей, они так же могут располагаться под одним углом, то есть параллельно друг другу, или же под разными углами.

Все диагонали под разными углами.

Принято считать, что наибольшую динамику придатут диагонали расположенные под разными углами. Так и есть! Такие диагонали создадут определенное напряжение в кадре, что не может не сказаться на эмоциях зрителя. Они заставят раз за разом проходить взглядом по созданным диагоналям, рассматривая фотографию. Разноугловые и разнонаправленные диагонали помогут направить взгляд зрителя на несколько разных точек изображения, заставят уделить внимания тем деталям, на которые он, возможно, не обратил бы внимания. Конечно, при этом не стоит забывать о замысле фотографии и о главном предмете вашей композиции.

Вот несколько вариантов взаимного расположения непараллельных диагоналей:

1) дианоганли образуют косой крест

2) диагонали образуют «веер»

3) диагонали образуют стрелку

4) диагонали образуют треугольник

С другой стороны параллельные диагонали зададут определенный ритм и также сделают фотографию интересной для более длительного разглядывания. А при внимательном использовании, когда параллельные диагонали будут создавать ощущение ухода вдаль, при подобранной глубине резкости – создадут невероятное ощущение пространства в кадре, глубину. Также стоит сделать выбор в сторону параллельных диагоналей, если в снимке не хватает устойчивости. Возможно, в вашем кадре и так достаточно динамики, или по какой-то причине одна часть фотографии перевешивает, тогда параллельные диагонали исправят положение и придадут статичности, при этом не уменьшая эмоциональной нагрузки.

Параллельные диагонали.

Куда указывает диагональ?

Я уже обмолвилась, что диагонали могут служить для того, чтобы направлять взгляд зрителя. Конечно, невозможно не проследить за таким мощным визуальным элементом. Поэтому нам необходимо обращать внимание, куда указывает диагональ, и куда она ведет взгляд.

Несомненный плюс – если диагональ или указывает, или неявно привлекает взгляд к главному предмету в кадре. Представьте блюдо и вилку опирающуюся кончиком о край тарелки, или ложка, которая лежит в супе.

Все диагонали указывают на горячий шоколад.

Другой вариант очень удачного направления – это углы, то есть диагональ указывающая в один из углов снимка. Такие диагонали становятся логичным началом рассматривания фотографии или его завершением, в зависимости от того, в какой угол диагональ смотрит. По поводу того, в какой последовательности мы рассматриваем изображение есть различные теории, но обобщить их можно общей направленностью слева на право.

Диагональ от угла.

Нужно сказать, что для того, чтобы диагональ указывала куда-либо, совсем не обязательно чтобы линия прямо упиралась в нужный предмет. Предмет, создающий диагональ, вообще может находиться в удалении от смыслового центра изображения — угол и направление заданные диагональю сыграют свою роль, и мы автоматически продолжим линию у себя в голове.

Если же мы используем диагональ не как один из значимых элементов в кадре, например, пара столовых приборов на заднем плане, обращайте внимание, чтобы такой яркий визуальный элемент не уводил взгляд зрителя в сторону от главного предмета в кадре. Использование менее ярких цветов и размытия от небольшой глубины резкости смогут смягчить эффект.

А как часто вы используете прием диагонали в своих фотографиях? Какие предметы чаще всего выступают у вас в качестве диагоналей? Вы используете одну или множество диагоналей? Задумывались ли вы о том, какой эффект используемые вами диагонали оказывают на снимок и на зрителя?

Конечно же фотографируем диагонали! Я предлагаю вам поэкспериментировать вдоволь: снимайте диагонали образованные разными способами и предметами, диагонали с разными углами, параллельные и не очень, приходящие и уходящие! Обязательно попробуйте направлять взгляд зрителя.

Во время работы не забываем про другие композиционные приемы, расположение предмета в кадре, равновесие, разные углы съемки и выбор объектива. Обязательно помните, что вы снимаете, что главное в кадре.

Разместите фото комментарием первого уровня к этому уроку.

Линии в фотографии

В теории композиции линии в фотографии могут быть реальными или представляемыми. Из линий состоят очертания всех объектов на снимке. Линии могут объединять различные элементы композиции или разделять их.

Человеческий мозг стремится к упрощению всего, что мы видим. К примеру, увидев гору камней сознание прежде всего оценит её как гору. То, что она состоит из множества элементов различной формы и размера упускается сознанием. Прежде всего воспринимаются основные линии, которые являются описанием характеристики объекта в целом.

Линия горизонта как одна из самых важных линий в фотографии

На море горизонт выглядит как прямая линия. С ним нужно быть аккуратным. Нельзя допускать завал. Если переход от неба не будет горизонтальным, это создаст ощущение напряженности. Такой подход хорош только в тех ситуациях, когда такое решение является частью задумки автора. В остальных случаях горизонт не должен быть заваленным.

Часто объекты на фотографии, будь то различные здания, особенности местности, к примеру, скалистые горы вдали мешают понять истинную линию горизонта. В таких случаях можно использовать штатив с пузырьком или устанавливать специальный уровень с пузырьком на камеру.

На некоторых снимках нельзя избежать появления в кадре лишних объектов. Линии электропередач или след от самолета в небе могут испортить кадр или наоборот украсить его. Всё зависит от построения композиции и правильного использования линий.

Свойства и формы линий

Вертикальные и горизонтальные линии в фотографии сами по себе не вызывают напряжения или каких либо резких эмоций. Каждый понимает, что это естественные направления, которые в основном передают статичность объектов. Силы, действующие на эти линии, равновелики во всех направлениях или отсутствуют вовсе.

При виде изогнутой линии создается впечатление, что на неё действуют какие-то силы. Линии с маленьким изгибом воспринимаются как устойчивые.

Линии, которые сильно отклоняются от горизонтали или вертикали выглядят неустойчивыми. Самые неустойчивые линии — это те, которые проходят под углом 45 градусов.

Извилистая линия в форме буквы S может считаться как устойчивыми, так и неустойчивыми. Всё зависит от степени изгиба. Вертикальная линия с небольшим изгибом может быть устойчивой. Она воспринимается как пружина и передает некоторое напряжение. Существуют и горизонтальные извилистые линии. К примеру, линия гор на горизонте, изгибы рек или тела человека.

Диагональные линии

Диагональ — это линия, которая идет от одного края изображения к другому. Диагональ можно сделать даже из горизонта. Просто нужно повернуть камеру под определенным углом.

Европейцы привыкли изучать всё слева направо. Поэтому движение взгляда по диагонали слева направо будет восприниматься немного не так, как справа налево. Диагональ часто привносит в кадр динамику, но есть снимки, где диагонали выглядят мирно.

Изгибы, «линии красоты»

Легкие изгибы воспринимаются как линии красоты. Подсознание ассоциирует их с изгибами тела.

S образная линия имеет преимущество над прямыми горизонтальными, вертикальными, параллельными и диагональными линиями. Изгибы присущи всем живым существам, поэтому такие линии привносят в фотографию жизнь и красоту.

Активные линии изображения

Важность ведущих линий очень сильна в фотографии. Известно, что взгляд человека не стоит на месте, рассматривая снимки. Он движется от одной активной точки к другой. Движение осуществляется по линиям. Глаз цепляется за самые контрастные участки изображения или за самые необычные изгибы и пересечения линий.

Взгляд человека может руководствоваться не только реальными линиями. Он также улавливает контуры объектов, построенные на основании контрастов, цветов и контуров объектов. Как уже говорилось, груда объектов в виде камней создает контур горы.

В портрете активными точками изображения становятся глаза, губы и нос. Между ними проходят линии связи, по которым движется взгляд.

Как использовать на практике активные линии?

На практике, зная, как зритель будет рассматривать снимок, можно наиболее выгодно построить композицию. К примеру, если на снимке изображены два человека, которые смотрят друг на друга, то активными точками будут их глаза, а воображаемая линия будет соединять два взгляда. Если на фоне не будет более ярких активных точек, то зритель на него не обратит внимание.

Использование линий в городской съемке для усиления композиции

Если при съемке городских пейзажей и архитектуры у вас получаются невыразительные фотографии, вероятно вы не знаете о возможностях линий в композиции. Они помогут вам структурировать изображение таким образом, чтобы их хотелось рассмотреть детально, а все элементы на фото пробуждали интерес, как главные объекты, так и их окружение.

На рисунке выше пример того, как с помощью линий можно создать визуальную карту города и его архитектуры таким образом, чтобы разные объекты заинтересовывали и с интересом рассматривались.

Чтобы помочь понять, как работают линии на таком сложном примере как этот, преобразуем изображение в черно-белый вид с высоким контрастом, чтобы более наглядно увидеть структуру изображения без отвлекающих цветных элементов.

Почему линии важны в городской фотографии

В отличии от других видов фотосъемки, где при помощи глубины резкости и размытия фона можно направить взгляд зрителя на самые главные элементы, у уличных фотографов часто нет такой возможности. При архитектурной съемке большинство элементов должны быть в фокусе.

При съемке городских сюжетов, нужно структурировать изображения так, чтобы передать перспективу и обеспечить ощущение масштаба. При правильном использовании линий, изображение делится на участки, которые содержат отдельные элементы, передающие ощущение перспективы и фокусирующие внимание зрителя.

Изображение выше — это обычный пример случайного снимка. Это здание серого цвета Национального Музея Ирландии в Дублине еще и на фоне облачного неба не пробуждает желания создать супер интересную фотографию. Это еще сойдет для документальной фотографии или что-то в этом роде.

Тем не менее, с использованием линий, можно передать ощущение перспективы, ориентацию, симметрию, тогда изображение перестает быть скучным и вызывает у зрителя интерес.

С какими линиями нужно работать чтобы улучшить изображение?

Можно распределить линии на три категории:

Разделительная линия структурирует изображение по зонам интересов. Это могут быть вертикали, горизонтали и диагонали. С их помощью можно отделить верх от низа изображения, также не забывайте разделить передний и задний план. На фотографиях природы горизонт уже можно использовать как разделительную линию.


На этом снимке, я использую основную разделительную линию, и отделяю пол от стены. Еще разделителем служит незаметная линия на стене, без которой правая часть изображения выглядела бы довольно скучно. С ее помощью разделим изображение на лево и право.

Убедитесь, что разделительные линии определены правильно. За редким исключением, они не должны проходить через центр изображения (как по горизонтали, так и по вертикали), но и не проводите их слишком близко к краям. Правило третей — это хороший помощник, во многих случаях лучше всего разделять на две трети и одну треть.

Ведущие линии являются важным элементом, обеспечивающим идею перспективы. Они направляют взгляд зрителя в композиционный центр и окружающие области фотографии. Ведущие линии часто парные, они на изображении постепенно сходятся. На самом деле можно использовать сразу несколько ведущих линий, каждая будет оказывать на зрителя определенное влияние. Им не обязательно быть прямыми, можете применять кривые и ломаные.

Главная улица на этом изображении является ведущей линией, таким образом зритель ориентируется на интересную площадь на переднем плане и рассматривает ее в контексте большого города.

Третий способ использования линий для улучшения фото — это применение симметрии. При поиске интересных перспектив в городе, попробуйте найти симметричные линии в архитектуре вокруг. Благо, архитекторы тоже знают о визуальном воздействии симметрии, поэтому используют ее для построения зданий.

Архитектуру, подобную этой, так и хочется сфотографировать. В то время как внутри офисы, с разными декорациями не являются симметричными, здание создает для них интересную рамку. Симметрия создает эффект привлекательности, тем, что подсознательно начинаешь искать различия между разными участками.

Сосредотачивайтесь на линиях

Если ваша камера поддерживает RAW, то существует легкий способ зафиксировать линии: для начала измените настройки камеры, чтобы снимать в черно-белом режиме.

При съемке в RAW, камера захватывает и сохраняет все данные с сенсора, включая информацию о цвете. Поэтому когда вы садитесь за компьютер обрабатывать изображения, то найдете массу опций и для цвета. Но во время съемки, можно будет смотреть на экран камеры в черно-белом, что позволит определить нарушения форм линий на изображении.

Дальше, в большинстве камер можно установить собственный профиль для обработки изображений: увеличивайте контраст и резкость до максимума, и на экране камеры вы получите предварительный просмотр фотографии с ровными линиями.

Дополнительные способы применения линий

Один из наиболее фотографируемых объектов в мире, здание парламента и башня с Биг Бен в Лондоне, Великобритания. На фотографии выше, я добавил светлые полосы, созданные трафиком транспорта, чтобы привнести необычный элемент. Световые полосы служат одновременно и как линия разделения других фотографов на переднем плане от архитектуры на заднем, и как ведущие линии, определяющие перспективу слева направо на изображении.

При съемке высотных зданий, как и в случае с башней в Вестминстере (фото выше), границы здания типично принимаются за ведущие линии снизу вверх (с близи вдаль). Чтобы сгенерировать что-то новенькое, я применил длинную экспозицию и создал новый набор линий по движению облаков над Биг Беном. Этот динамический элемент оживляет изображение.

Не ограничивайте себя применением только прямых линий. В отличии от всегда ровного горизонта, другие линии, особенно ведущие, также могут быть изогнуты.
Трамвайные линии на изображении выше 2 раза поворачивают — что направляет взгляд зрителя снизу к центральной части изображения (с близи вдаль).

Сложные сюжеты тоже выигрывают от применения линий

Как только вы осознаете роль линий в изображениях, сможете научиться их использовать в более сложных сюжетах.

Хотя в приведенном выше примере хорошо видны все линии, для наглядности выделим изогнутый бордюр — как ведущую линию изображения.

Если присмотреться, то можно применить еще и разделительную линию между верхней и нижней областями фото, что открывает дополнительную перспективу. И наконец, рамка из линий акцентирует внимание на силуэте человека, что добавляет представление о размерах.

FotaVoka.org

пленка и цифра

  • Статьи
  • Роль линии в кадре

Роль линии в кадре

Четверг, Июль 03, 2014 » композиция, съемка

Владимир Лесюк

Линейное построение произведения искусства является одним из главных элементов изобразительной композиции. Наиболее яркое выражение этот принцип находит в архитектуре, в меньшей степени — в музыке. Линейные элементы можно обнаружить и в литературном произведении (сюжетная линия), и, конечно, в фотографическом.

Если составить краткий конспект подавляющего большинства пособий по фотографии, касающихся роли линий в кадре, то он может выглядеть так:

  1. Существуют, кроме видимых линий (тропинка, солнечные лучи, ветви дерева и т.д.), линии невидимые (направление взгляда или жеста человека, направление движения объекта и т.д.).
  2. Линии в кадре несут разнообразную эмоциональную нагрузку: изогнутые и горизонтальные успокаивают, ломаные раздражают, вертикальные возвеличивают, диагональные придают динамику.
  3. Линия, по которой движется взгляд зрителя, может быть не только поступательной, но и образовывать овал, треугольник, квадрат и пр. Самое сильное впечатление создается тогда, когда в кадре нечетное число привлекающих внимание объектов, а точнее — когда это число равно трем (композиционный треугольник).
  4. Велико значение линий для создания на снимке иллюзии трехмерности, особенно линий диагональных, уходящих вглубь изображаемого сюжета.
  5. Если в кадре есть линия, которая заставляет взгляд перейти от второстепенного к главному, то она способствует гармоничности композиционного построения снимка.
  6. Линии способны создавать оптические иллюзии. С этими явлениями можно с интересом и пользой для фотографа ознакомиться по учебникам физики.

Снимок построен на противопоставлении невидимых линий: общее направление взглядов персонажей снимка неожиданно прерывается взглядом девочки. Диагональное направление тропинки придает снимку пространственную глубину. Прикройте пальцем изображение тропинки, и… снимок потеряет это качество. Классический пример того, как с помощью линейной компоновки кадра передана глубина пространства и выделен главный элемент композиции — храм.

Вот простой пример, который наводит на размышления о связи между пространственными направлениями и нашими чувствами, а именно: движение вниз справа налево вызывает грусть, движение вверх слева направо — радость.

Все вышесказанное в литературе по фотографии объясняется, к сожалению, довольно поверхностно и часто остается без внимания при съемке.

Ученые объясняют эти закономерности в основном физиологическим раздражением нашего глаза и ссылаются на тонкости психологии восприятия, оставляя без внимания наследственные начала человека. Видимо, это объясняется десятилетиями гонения на сторонников учения Менделя в нашей стране. Например, известно, что в кадре предпочтительнее располагать объекты так, чтобы взгляд при их рассматривании скользил слева направо (лента реки, тропинка, ограда и т.д.), и это совершенно справедливо объясняется тем, что мы привыкли читать и писать слева направо. Но нам представляется, что это свойство приобретено человеком за многие тысячелетия. Представьте себе, что ваш пращур входит в лесную чащу и осторожно, с опаской ее осматривает. С какой стороны он начинает осмотр? Естественно, с той стороны, которая наиболее опасна для него, а именно — слева, ибо левая рука у него слабее правой.

Почему линейное построение линий ниспадающих вызывает печаль, грусть, огорчение? Веками для человека срубленное дерево, разбитый сосуд, падающая звезда — то есть движение сверху вниз — связывалось с этими чувствами.

Грусть вызывает сильная световая линия, идущая по диагонали вниз.

Почему вертикальное построение линий вызывает у людей впечатление величественности, монументальности? Почему люди строят стелы, башни, почему альпинисты не могут внятно объяснить свое опасное увлечение, почему дети любят лазать на деревья, а взрослые стремятся в космос? Наконец, почему при выражении восторга человек вздымает руки вверх? Есть только одно разумное объяснение: все в нашем мире тянется ввысь — и мы, и травы, и цветы, и деревья, все тянется к источнику нашей земной жизни, к Солнцу!

Вертикальное линейное построение. Дерево смотрится величественно и монументально.

Как объяснить то умиротворение, которое вызывает сюжет, где господствует горизонтальное линейное построение снимка? Объяснение здесь очевидно. Веками человек, глядя на бескрайние просторы полей, любуясь гладью озер, приобретал устойчивую ассоциативную связь этих мирных пейзажей с горизонтальной комбинацией линий. Если такие линии по краям не замыкаются и не пересекаются вертикальными линиями, то пространство в нем будет казаться значительно более объемным, чем в кадре с вертикалями (деревья, строения и т.д.).

Яркий пример горизонтального линейного построения. Сюжет вызывает ощущение спокойствия. Чтобы привлечь внимание зрителя к изображению цветов на лугу, их удачно расположили на фоне горизонтального дальнего плана.

Диагональное построение снимка, вследствие оптического устройства наших глаз, создает впечатление нестабильности, неустойчивости. Но и здесь дело не только в физиологии наших глаз, но и, вероятно, в том, что человек давно усвоил на собственном опыте: объект на наклонной плоскости малоустойчив и в любой момент может покатиться.

Теперь понятно, почему зигзагообразные линии вызывают у зрителя беспокойство, дискомфорт. Скачущее движение глаз неприятно человеку, нас подсознательно раздражают аритмичность, неожиданность и непредсказуемость.

На снимке два главных объекта, причем один рассматривается по диагонали (стул), другой по вертикали (женщина), то есть взгляд зрителя мечется по снимку в разных направлениях, что вызывает ощущение дискомфорта.

Думается, можно высказать гипотезу о том, что линии, способные вызвать те или иные зрительные впечатления, связаны не только с физиологией наших глаз, но и с теми наблюдениями за явлениями природы, которые накопило человечество в течение многих тысячелетий (существует объяснение с этих позиций тяги людей к водоемам и завораживающего воздействия огня в кострах и каминах).

Чтобы окончательно убедиться в огромном значении линий в кадре, нарисуйте простым карандашом, скажем, параллелепипед без цвета и заполняющего тона. Даже такой примитивный рисунок содержит информацию о форме и объеме предмета, если, конечно, перспективное изображение выполнено грамотно.

Источник:
журнал «Фотомагазин» № 5 (18) 1997 © Владимир Лесюк, 1997

Направляющие линии в фотографии

Увидев линию, мы хотим ее продолжить, чтобы узнать, куда она ведет, поскольку от природы мы очень любопытны. Это означает, что линии являются очень важной составляющей композиции. Глядя на отдельные линии, трудно определить их направление, но на фотографии мы можем ориентировать­ся на края кадра. Учет взаимодействия линий с форматом кадра позволяет использовать их очень эффективно.

Использование линий в композиции, их положение и направление играют огромную роль в том, как мы восприни­маем образ.

Линии, которые пересекают кадр по горизонтали, обычно осмысляются как пассивные. Мы так привыкли видеть линию горизонта в повседневной жиз­ни, что горизонтальные линии в кадре вызывают у нас чувство стабильности и покоя. Рассматривание изображения слева направо (или справа налево) наиболее естественно и привычно, и горизонтали этому способствуют.

Линии, пересекающие изображение по вертикали и придающие ему больше динамики, чем горизонтали. Поскольку вертикали прерывают спокойные гори­зонтальные линии, они могут сделать снимок менее комфортным для глаз и более загадочным. Использование вертикальных линий заставляет зрителя рассматривать композицию снизу вверх, что менее комфортно, чем изучать работу вдоль горизонтальной оси

Линии, пересекающие изображение по диагонали, имеют более сложное воз­действие. Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому со­общают изображению энергию и ощу­щение глубины.

Две или более сходящиеся линии придают вашей работе ощущение зна­чительной глубины. Это классический способ наделить двухмерное изобра­жение перспективой, поскольку нам знаком эффект уменьшения предметов на расстоянии.

Использование направляющих линий

Классическая композиционная техника подразумевает использование диаго­налей или сходящихся линий, позво­ляющих увлечь взгляд зрителя в глубь изображения. Чаще всего используются линии, которые являются результатом человеческой деятельности, поскольку по сравнению с элементами природно­го окружения они более ровные. Такие объекты, как дороги, заборы, тропы и стены, представляют в пейзаже четкие линии, а естественные объекты, вроде рек и скальных образований, — не столь четкая их альтернатива. Направляющие линии можно использовать для привле­чения взгляда зрителя к точке фокуса; их же можно использовать самостоя­тельно, чтобы создать более загадоч­ную или графическую композицию.

Ссылка на основную публикацию