Градиентные фильтры в пейзажной фотографии | Foto-kadr.ru

Градиентные фильтры в пейзажной фотографии

Градиентные фильтры в пейзажной фотографии

Золотой час в фотографии — быстротечное время и не оставляет возможности долго раздумывать, выставлять композицию, ловить удачный кадр. Зато снимки, сделанные в этот период, станут гордостью любого фотографа. Бывают и такие случаи, когда ждать подходящего освещения просто нет возможности.

При очень ярком солнце фотографии получаются плоскими и блёклыми или же появляются резкие тени и контрасты. Матрица не способна передать всё то, что мы видим. В этой ситуации могут выручить градиентные фильтры. Фотограф из Ванкувера Барри Дж. Брэйди (©Barry J Brady) подготовил для любителей пейзажной съёмки статью о нейтральных фильтрах.

ND-фильтры уменьшают количество света, попадающего на матрицу. При этом появляется возможность шире раскрыть диафрагму и уменьшить глубину резкости, сильнее отделяя объект от фона и сохраняя деталировку.

Сейчас в мире фотографов всё больше разгораются дискуссии о целесообразности использования ND-фильтров. Современные технологии позволяют сделать постобработку, например, Photoshop, “смешав” несколько кадров или создать HDR. Спорить тут, конечно, можно бесконечно поскольку данный вопрос относится к личным предпочтениям и профессионализму. Брэйди, например, для съёмки в “золотые часы” применяет фильтр чтобы показать все краски неба и игру света, а при фотографировании звёздного неба предпочитает делать несколько кадров и потом их совмещать, поскольку при максимальном ISO легко передержать сцену. В случае же когда вы хотите добиться шелковистой гладкой поверхности воды на фотографии, без ND-фильтра вообще не обойтись.

По своей сути светофильтр — это кусок градиентно окрашенного в серый цвет стекла или пластика. Он не придаёт фотографии какой-либо оттенок, поэтому и носит название нейтрального.

Часто при пейзажной съёмке возникает сложность в экспонировании. Если выставлять настройки по небу — передний план оказывается тёмным, если же ориентироваться на ближние объекты, то небо передерживается, теряя краски. Проблему можно устранить с помощью последующей обработки Photoshop, но можно и воспользоваться градиентными фильтрами. Этим вы сэкономите время и не потеряете ни одной детали сцены. Градиентные фильтры помогают грамотно выставить свет, не передержать более яркую часть фотографии.

Чаще всего ND-фильтр применяется во время “золотого часа”. Днём же они незаменимы в случаях, когда необходимо снизить время срабатывания затвора, сделав движущийся объект размытым. С помощью градиентного фильтра вы добьётесь динамичной дневной сцены с хорошо выделенными деталями. Также нейтральный фильтр будет полезен для уменьшения разницы между небом и передним планом. Если небо получается слишком ярким, а передний план — тёмный, то уместно воспользоваться ND Grad.

Чтобы фильтры отработали своё предназначение, и не оставили разочарования учитывайте при выборе их характеристики. Первое — жёсткий или мягкий переход. В первом случае вы получаете резкую границу между тёмной и светлой частями фильтра. Это пригодится при съёмке пейзажа с чёткой линией горизонта. Во втором же варианте переход плавный. Такой фильтр может применяться, например, в лесу или при создании городского пейзажа. Фильтры подразделяются и по степени насыщенности для компенсации освещения различной интенсивности. Более тёмное или светлое покрытие выбирается в зависимости от динамического диапазона.

ND Grad подразделяются на такие виды:

  • 0,3, или f-stop (по диафрагме);
  • 0,45, или диафрагма 1,5;
  • 0,6 – диафрагма 2;
  • 0,75 – диафрагма 2,5;
  • 0,9 – диафрагма 3.

Грамотно рассчитывайте все параметры для создания качественного пейзажа с передачей всех деталей и неба, и переднего плана. При желании фильтры можно совмещать.

Использовать ND-фильтры несложно, освоив несколько технических деталей.

Выделяются следующие этапы:

  1. камера фиксируется на штативе. Настройки выставляются по переднему плану;
  2. считываются показатели при наведении камеры на небо;
  3. разница в параметрах уменьшается при помощи светофильтра так, чтобы между частями сцены было не более одного стопа. Например, если небо на три уровня ярче переднего плана, то используется ND Grad 0.6, блокирующий две ступени диафрагмы;
  4. настраивается лучшее положение градиента, подбор жёсткого или мягкого края;
  5. определяется экспозиция для переднего края и создаётся снимок;
  6. при необходимости вносятся коррективы

Для того чтобы добиться результата нужна практика.

Доведёт снимки до совершенства постобработка с применением программ Lightroom или Photoshop. Сам Брэйди, как правило, работает со слоями над небом и передним планом, настраивая их по отдельности. Вообще обработка зависит лишь от поставленных задач и умений фотографа.

Для начинающих фотографов подойдут фильтры Cokin, для взыскательных профессионалов — ND Grand ручной работы и премиальные бренды.

Но что бы вы не выбрали определяющим будет вкус, хороший глаз и отточенная техника фотографа.

Как использовать ND градиентный фильтр в пейзажной фотографии

С тех пор, как была изобретена камера, мы пытались скопировать одно из величайших чудес нашего тела; человеческий глаз. К сожалению, несмотря на то, что прошло уже более ста лет с тех пор, как мы впервые поймали свет, мы все еще очень далеки от того, чтобы превзойти Мать-природу.

Почему? Потому что видимый спектр, который видит глаз, гораздо лучше, чем у камеры.

Динамический диапазон

Параметр, описывающий эту способность, называется Динамический диапазон. В основном, это разница между минимальным и максимальным значением яркости, которую устройство (как ваш глаз или сенсор камеры) способен фиксировать. В реальности динамический диапазон определяет способность камеры видеть детали в очень темных и очень светлых (ярких) участках сцены.

Если вам интересно, насколько больше видит ваш глаз, то ответ ошеломляющий. Ваши глаза имеют диапазон примерно в двое больше.

Проблема

Вот почему, когда вы смотрите на чудесный закат своими глазами, то можете увидеть все детали сцены (как в небе, так и на земле). Но когда вы захотите сфотографировать его, то получите переэкспонированное небо или недоэкспонированную землю. Динамический диапазон вашей камеры способен передать детали только в одной из этих областей, поэтому нужно выбирать.

Но что, если динамический диапазон даже самых лучших камер составляет лишь половину того, что видит человеческий глаз. Так как мы можем надеяться на то, чтобы передать красоту заката или рассвета во всех их удивительных деталях?

Существуют разные способы решения этой проблемы, но я предпочитаю использовать градиентный фильтр нейтральной плотности.

Что такое градиентный фильтр нейтральной плотности?

Градиентный фильтр нейтральной плотности состоит из двух отдельных частей; совершенно прозрачная часть и затемненная. Установив темную часть фильтра так, чтобы она совпадала с самой яркой частью сцены, вы можете уменьшить разницу в экспозиции (динамический диапазон) в кадре.

Уменьшение разницы в экспозиции означает уменьшение динамического диапазона в сцене, и таким образом, это позволяет вашей камере одновременно фиксировать детали как в ярких, так и темных участках. В принципе, если провести аналогию, фильтр работает как солнечные очки для вашей камеры.

Типы градиентных фильтров нейтральной плотности

Градиентные фильтры нейтральной плотности, как правило, отличаются по типу перехода между прозрачной и затемненной областью фильтра. По этой причине мы можем выделить три группы фильтров:

  1. Фильтрысжесткимкраем, которые характеризуются четкой границей (очевидно, где заканчивается один и начинается другой) между прозрачным и затемненным участком. Поэтому они используются в тех случаях, когда разделение между яркой и темной областью сцены очень четкое, например, горизонт в море.
  2. Фильтрысмягкимкраем характеризуются мягким переходом (они изменяются от темного к светлому более постепенно), и поэтому используются, когда переход между светлым и темным участками не четкий. Классический пример – снимок в горной местности.
  3. Реверсныефильтры,которые являются ничем иным, как фильтрами с жестким краем с темной областью, которая угасает по мере удаления от линии разделения до верхней границы фильтра (это означает, что он темнее в центре, чем на краях). В основном, они были разработаны для того, чтобы лучше справляться с восходами и закатами, где свет более интенсивен на линии горизонта (середина). Если вы любите морские пейзажи, как и я, то этот фильтр станет вашим лучшим другом навсегда!

Какой ND градиентный фильтр купить?

Другим отличием между фильтрами является материал конструкции. Фильтры высшего качества сделаны из оптического стекла. Но устанавливать дешевый фильтр на объектив, который стоит сотни (тысячи) долларов, не такая уж хорошая идея.

Наконец, фильтры отличаются градацией, или их способностью блокировать свет в самом темном участке. По сути, насколько сильно они затемнены. Обычно в пейзажной фотографии эта разница состоит между одним и четырьмя шагами во время заката или рассвета в зависимости от погодных условий. Вот почему эти градации на рынке почти эксклюзивны.

Как использовать градиентный фильтр нейтральной плотности во время съемки

Использование градиентного фильтра нейтральной плотности во время съемки очень простое; попробуйте получить данные экспозиции в самых темных и самый ярких участках сцены (обычно это небо). Разница в экспозиции определит, какой интенсивности фильтр нужно использовать. Давайте предположим, что данные для неба 1/250, а для камней на переднем плане 1/30. Разница между этими показаниями составляет три шага (250 > 125 > 60 > 30), поэтому, чтобы сбалансировать экспозицию, вам нужно использовать фильтр 0.9 (3-шаговый).

Теперь просто закрепите фильтр темной стороной на светлом участке сцены. Вот почему накручивающиеся фильтры не имеют смысла. У вас не будет возможность выровнять темную часть фильтра в соответствии со сценой, как это сделает насадочный фильтр.

Чтобы избежать необходимости держать фильтр руками (это может быть проблемой, если вы собираетесь использовать его в сочетании с другими фильтрами), вы можете купить специальный держатель, который устанавливается на переднюю часть объектива и делает эту работу за вас. На рынке представлено множество решений, но лучшее (на мой взгляд) – это V5 Pro Holder by NiSi filters. Это единственное крепление, позволяющее установить сразу три разных фильтра и поляризатор без появления виньетирования (по ширине 16 мм на полноформатную камеру).

Теперь ограниченный динамический диапазон в ваших изображениях будет лишь плохим воспоминанием!

Пейзаж в кадре

Пожалуй, все, кто читает заметки на этом сайте, знают, что такое градиентный фильтр. Для тех, кто в танке, поясню: градиентный фильтр – это плоская прозрачная пластина, часть которой затемнена. Когда необходимо, при съёмке пейзажа градиентный фильтр устанавливают перед объективом так, чтобы затемнить слишком яркую часть кадра, применить цветовой переход или спецэффект.

В наши дни, когда качество изображения с цифровых сенсоров превзошло плёночное, невольно возникает вопрос: а зачем нам вообще нужен фильтр в своём материальном воплощении, если мы можем легко “натянуть” виртуальный градиентный фильтр в Лайтруме? Так то оно так, да не всегда. Дело в том, что при постобработке мы имеем дело с информацией, уже записанной в файл при съёмке, и её может не хватить, чтобы восстановить детали в светлой части композиции. В реальной жизни “виртуальный” градиентный фильтр в Lightroom позволяет восстановить детали с участков, пересвеченных приблизительно на одну ступень (один стоп). Две ступени, а уж тем более три и больше – слишком серьёзная потеря информации.

Хорошо, с динамическим диапазоном понятно, но я же могу отснять исходники для HDR? Верно, если условия позволят. Когда мы фотографируем в “режимное время”, сцена при этом очень динамична, как в ветреную погоду или на берегу моря в шторм, ±EV-кадры будут сильно различаться по положению подвижных объектов. Ещё одна ситуация, когда HDR не спасёт – съёмка в вечернее или утреннее время на очень долгой выдержке. Освещение кардинально изменяется к моменту съёмки следующего кадра в эксповилке. И ещё, HDR работает для одного кадра, а если хочется снять видеоклип с панорамированием вдоль линии горизонта, то почти наверняка понадобится градиентный фильтр, чтобы сбалансировать яркость в кадре.

Но вообще-то я не собирался убеждать вас, для чего нужен градиентник, а хотел рассказать, как выбрать хороший. Градиентные фильтры выпускаются в виде прямоугольной пластины из стекла или оптического пластика, или же в резьбовой оправе. Сразу отметаем последний вариант, потому что у него расположение перехода между прозрачной и затемнённой частью зафиксировано – это нам не интересно. Пластинчатые фильтры крепятся на объектив с помощью специальной системы, у которой обычно две части. На внешнюю резьбу объектива, куда прикручивают светофильтры, устанавливается переходное кольцо, а уже на него – держатель фильтра. Можно, конечно, фильтр и руками держать, или резинкой к бленде прицепить, но рано или поздно фильтр поцарапается или упадёт, и дауншифт-подход обернётся покупкой фильтра взамен испорченного, и на этот раз вместе с нормальным держателем. Может показаться, что использование градиентного фильтра снизит вашу мобильность, однако любое решение, которое позволяет освободить руки и голову фотографа, следует приветствовать. Это как штатив: кадров, возможно, будет меньше, но они почти наверняка будут лучше. В отличие от резьбовых фильтров, пластинчатые можно свободно передвигать вдоль паза держателя, и подстраивать положение градиентного перехода так, как нам нужно.

Пластинчатые фильтры бывают нейтрально-серые и цветные. Цветные тоже оставим как-нибудь на потом: как фотограф искажает и приукрашивает цвета при съёмке – это его сугубо личное дело. Мы сосредоточимся на нейтрально-серых градиентных фильтрах – чисто техническом аксессуаре пейзажного фотографа. Нейтрально-серые градиентные фильтры могут быть с мягким (soft edge) или резким (hard edge) переходом между прозрачной и затемнённой частями пластины. Фильтры с резким переходом обычно применяют только на телеобъективах, а для использования с широкоугольным объективом годится фильтр с мягким переходом, резкий градиент на широкоугольнике будет давать на фотографии неестественно чёткую линию перехода.

Второй параметр, по которому различаются нейтрально-серые градиентники – степень затемнения. Обычно это двукратное (50%, 2×, или 1 стоп), четырёхкратное (75%, 4×, или 2 стопа) или восьмикратное (87.5%, 8×, или 3 стопа) затемнение, т.е. ослабление светового потока. Иногда эти фильтры маркируют соответственно 0.3, 0.6, или 0.9. У некоторых производителей ещё есть фильтры с затемнением на 1.5 и целых 4 стопа, но они нужны довольно редко.

Какой из нейтрально-серых градиентных фильтров наиболее практично иметь в кофре? На мой взгляд, оптимальный вариант – градиентник на 2 стопа с мягким переходом. Почему? Смотрите, один стоп яркости вполне можно вытянуть “виртуальным” градиентным фильтром в Lightroom. Результат использования фильтра в три стопа можно получить, наложив в Lightroom градиент в 1 стоп поверх исходника, снятого с четырёхкратным фильтром (2 стопа, он же 0.6). Таким образом одним нейтрально-серым градиентным фильтром в два стопа можно закрыть почти все потребности пейзажного фотографа, работающего с цифровой техникой.

Фотоблог 365

14 февраля 2017 г.

Необходимое оснащение для пейзажного фотографа

Если вы любите съемку пейзажей, то можете упустить что-то интересное, если будете использовать только камеру и ничего больше.

Правильные аксессуары делают получение качественных кадров более простой задачей. Кроме того, они могут уберечь от распространенных ошибок, которые ухудшают качество изображения.

Даже несмотря на то, что они добавят веса вашей сумке с камерой, польза, которая будет получена от правильных аксессуаров, безусловно, этого стоит.

Альфонсо С. решил рассказать о наиболее распространенных аксессуарах серьезных пейзажных фотографов, которые они берут с собой.

Надежный и удобный штатив

Пейзажная фотография этот тот вид съемки, который охватывает широкие пространства. Это так же означает, что обычно используется очень сильно зажатая диафрагма, что значительно сокращает количество попадающего в камеру света.

Такой подход оставлять фотографу только два варианта — высокий уровень ISO или штатив.

При сокращенном освещении во время съемки закатов и рассветов, штатив является обязательным условием. Также, это отличное приспособление чтобы снимать пейзажи в пасмурные дни.

Однако, не все штативы одинаковы.

Если вы снимаете часто, то быстро поймете, каким разочарованием может быть дешевый штатив. Это становится еще более очевидным в холодную погоду.

Обязательно протестируйте объектив перед покупкой, если это возможно. Убедитесь, что все замки легко закрываются, а секции плавно выдвигаются. Чем большую силу нужно прикладывать, чтобы сложить и разложить штатив, тем труднее будет, когда ваши руки онемеют от холода.

Не забудьте проверить, как штатив справляется с ситуацией, когда требуется получить изображение вертикального формата. Многие недорогие штативы превращают съемку в вертикальном положении в настоящий кошмар. Лучше потратить немного больше денег на штатив, чтобы вертикальные снимки было делать так же легко, как и горизонтальные.

Фильтры нейтральной плотности (ND)

Воды и облака выглядят по-настоящему завораживающе, когда размываются с использованием длинной выдержки. Однако при съемке в условиях яркого освещения, даже с самой маленькой диафрагмой и низким уровнем чувствительности, такое может не получится. Это та причина, по которой ND-фильтры важны.

ND-фильтр ограничивает камеру от попадания лишнего света, что позволяет достичь длинных значений выдержки. В зависимости от типа фильтра можно заблокировать очень много света, либо совсем чуть-чуть.

Есть ND-фильтры, с которыми снимок нужно делать с выдержкой 1/4 секунды, а бывают варианты, когда потребуется 30 секунд или минута, возможно даже с повышением ISO. Такие фильтры позволяют легко размыть качающуюся траву, облака или движущиеся объекты даже в солнечный день.

Градиентные ND-фильтры

Если вы ненавидите HDR и хотите получать весь динамический диапазон сцены за один кадр, то вам обязательно придется воспользоваться градиентным нейтральным фильтром.

Такие фильтры работают как обычные ND-фильтры, но только для части кадра. Они прекрасно подходят для съемки восходов и закатов, если вам нужно оставить больше света на переднем плане и меньше над горизонтом, где находится солнце.

Это является наиболее распространенным использованием градиентных ND-фильтров. Но есть и другие способы их творческого использования, например для сцен, где есть сочетание тени и прямых солнечных лучей. Такое встречается как на улице, так и при съемке внутри помещений.

Поляризационный фильтр

Эти фильтры блокируют свет, который отражается от неметаллических поверхностей. Например от поверхности воды, стекла или неба.

Определенное количество света поляризационный фильтр блокирует и для неба, оно становится более темным. Все дело в том, что отсекается свет с поляризацией, которая не совпадает с поляризацией фильтра. Для этого, большинство таких фильтров могут вращаться.

Такие фильтры позволяют:

  • Сделать контраст между небом и передним планом более сильным
  • Уменьшить отражение от озера, океана или реки, сделав поверхность более темно-синей
  • Минимизировать отражения от травы

Гораздо труднее будет удалить лишние отражения при пост-обработке, чем сразу при съемке, поэтому я рекомендую всегда иметь с собой поляризационный фильтр, особенно когда вы собираетесь проводить съемку рядом с водоемом.

Я знаю несколько фотографов, которые вообще не снимают поляризационный фильтр с объектива. Хотя, конечно, это личное предпочтение каждого. Поляризационные фильтры сокращают количество света, попадающего в камеру, поэтому при их использовании может понадобится изменение в настройках экспозиции.

Пульт управления для длинной выдержки

При съемке с длинной выдержкой малейшее дрожание камеры может вызвать потерю резкости. Это может произойти и при нажатии кнопки спуска затвора.

Можно избежать этого с помощью выносного пульта, который позволяет делать снимок без прикосновения к камере.

Есть несколько вариантов таких устройств:

  • Проводной пульт, подключаемый к цифровой камере
  • Беспроводной пульт (если камера поддерживает такую функцию)
  • Гибрид проводной и беспроводной технологии
  • Задержка перед съемкой (большинство камер позволяет сделать задержку между нажатием на кнопку спуска и экспонированием кадра)
  • Смартфон или планшет, который управляет камерой по Wi-Fi (все больше камер выпускаются с поддержкой управления по Wi-Fi)

Лично я предпочитаю проводной пульт, поскольку он не требует батареек и возни с телефоном.

Я просто подключаю его и снимаю.

Однако иногда бывает, что я забываю свой пульт. Когда это случается, я использую задержку на камере в 2 секунды. Это раздражает, но лучше использовать такой способ, вместо того, чтобы снимать как обычно и получать размытые кадры.

Быстрый поиск в инструкции позволит вам определить, есть ли у вас в фотоаппарате режим, при котором камера делает паузу между нажатием на кнопку спуска и съемкой кадра. Будете ли вы этим пользоваться или нет, не так важно, но зато вы точно будете знать, что такая возможность есть, когда ваш выносной пульт перестанет работать или не окажется под рукой в нужный момент.

Небольшой комплект для чистки оптики

Если вы собираетесь делать правильные природные пейзажи, то планируете вернуться домой в грязной обуви. И как гласит закон Мерфи, если что-то может случиться, то оно случится обязательно.

Дождь, грязь, камера скользит в руках и можно случайно прикоснуться к объективу, независимо от того, насколько вы внимательны.

Комплект для чистки оптики позволит почистить объектив и вернуться к работе. Нет ничего хуже, чем начать снимать и, обнаружив грязь на передней линзе, идти домой из-за того, что у вас нет набора для чистки.

Самые важные вещи для пейзажной съемки

Хотя есть несколько других вещей, которые можно брать с собой на съемку, есть несколько предметов «первой необходимости», которые я беру с собой на пейзажную съемку:

  • Штатив
  • Фильтр нейтральной плотности (если это не ночная съемка)
  • Пульт дистанционного управления
  • Коплект для чистки оптики
  • Поляризационный фильтр

Мне очень нравится идея градиентных ND-фильтров, я лично просто предпочитаю сделать несколько кадров с разной экспозицией и совместить их в фоторедакторе, вместо того, чтобы возиться с фильтром. Это быстрее, когда скорость имеет решающее значение, когда она мне больше всего нужна во время съемки восхода или заката.

Если видите, что в представленном списке чего-то не хватает для вашей пейзажной съемки, то, конечно, не стесняйтесь добавлять их в список «первой необходимости».

Я всегда говорю, что фотография является очень персонализированным хобби, поэтому используйте всё, что вам нужно и адаптируйте к своим потребностям.

Светофильтр градиентный, нейтральный (GND) спасает фотографа пейзажиста

Градиентные светофильтры – какие бывают и зачем нужны. В этой статье: рекомендации и примеры использования.

Как упоминалось в статье, посвященной нейтрально серым светофильтрам, цифровая эра в фотографии просто взяла и отменила целые группы этих фото-принадлежностей, оставив о них только упоминая в статьях об истории фотографии. Однако, есть еще некоторые группы светофильтров, которые могут позволить нам достичь эффектов «прямо из коробки», т.е. просто применив светофильтр непосредственно во время съемки.

Наиболее часто светофильтры используются в таком жанре фотографии как пейзаж.

Более того, есть светофильтры, которые используются только в пейзажной фотографии. Во всяком случае мне не известны случаи использования нейтральных градиентных светофильтров в других жанрах. Вот об этих самых градиентных нейтральных светофильтрах (GND) мы и поговорим.

Для начала давайте разберемся какими бывают градиентные светофильтры

Прежде всего обращаем ваше внимание на то, что далее пойдет речь именно о светофильтрах нейтральной плотности, т.е. о тех, которые не влияют на цвет, а лишь уменьшают световой поток.

Первый способ классификации этих светофильтров – это по типу оправы. Они бывают в круглых резьбовых оправах, которые навинчиваются на объектив, как и другие виды фильтров, и бывают в виде прямоугольных пластин, не имеющих собственной оправы.

Так вот, опираясь на эту систему классификации, настоятельно не рекомендуем приобретать градиентные светофильтры в классической круглой оправе. Дело в том, что они будут обязывать фотографа размещать линию горизонта всегда строго по центру кадра, а это, как мы все видим, не является лучшей компоновкой при съемке пейзажа. Поэтому весь рассказ об этой группе градиентных фильтров на этом и закончим.

Перейдем к рассмотрению «настоящих» градиентных фильтров, успешно применяемых в пейзажной фотографии. Это стеклянные или полимерные пластины прямоугольной формы. Часть фильтра затемнена, а вторая половина совершенно прозрачна.

Чем отличаются градиентные светофильтры?

Во-первых, это материал, из которого они изготовлены. С этих позиций фильтры можно разделить на две основные группы. Как уже указывалось, они могут быть стеклянными и полимерными. При этом у каждой из этих групп есть свои преимущества, если стеклянные гораздо более долговечны и оптически лучше, то полимерные, за то, намного легче, что часто бывает немаловажным при формировании пейзажного набора аксессуаров фотографами.

Далее, градиентные светофильтры бывают двух основных типов исходя из формирования самого перехода градиента от темного к светлому. Переход бывает мягким (soft-step), когда граница перехода от темного к светлому достаточно размыта и сравнительно широкая и вторая группа – когда граница перехода узкая и переход от темного к светлому происходит достаточно контрастно (hard-step). Первая группа применяется тогда, когда линия горизонта имеет не идеально ровный профиль. Например, на горизонте находятся небольшие горы, или лес. Вторая группа используется чаще при съемке морских, или пустынных закатов/рассветов. В этом случае линия горизонта представляет собой ровную прямую, а сам переход между светлым закатно-рассветным небом и темным, например, морем, очень резкий и контрастный. В последнем случае используется градиентный светофильтр с жесткой границей перехода.

Следующий важный параметр градиентных светофильтров – это степень затемнения. С этих позиций градиентные светофильтры очень похожи на нейтрально-серые. Степень затемнения обычно обозначена на самих фильтрах и чаще всего выглядит следующим образом: ND2, ND4, ND8. Цифра после букв указывает на степень затемнения и, соответственно, на уменьшение экспозиции в затемненной части. ND2 – одна ступень, ND4 – две ступени, ND8 – затемнение на три экспозиционных ступени. Сразу скажем, что использование самых слабых нейтральных градиентных фильтров мало сказывается на конечном результате, поэтому приобретать такие фильтры целесообразно только для коллекции. Реальное влияние фильтра на конечном изображении можно наблюдать при использовании плотностей от ND4 и выше.

Среди производителей качественных прямоугольных нейтральных фильтров следует упомянуть такие компании как Lee Filters, Cokin, Singh-Ray и другие.

Сегодня мы хотим познакомить вас еще с одной, не широко известной компанией, но несмотря на это, выпускающей очень качественные светофильтры для фотографии, это компания NiSi.

А в связи с этим, также познакомить и с еще одним типом нейтральных градиентных фильтров – так называемые обратные нейтральные градиентные фильтры.

Этот тип градиентных фильтров отличается от других тем, что край темной части фильтра имеет некоторое снижение плотности по сравнению с остальной затемненной частью (см. фото).

Этот тип фильтров предназначен для съемки закатов и рассветов в ситуациях, когда выше находящегося над самым горизонтом солнца, имеются облака, которые, как правило хорошо им освещены, но при использовании обычных градиентных фильтров они получаются избыточно затемненными. Это делает картинку не такой красивой, как мы наблюдали вживую при съемке. Задачей же обратного градиентного фильтра является не только затемнить яркую часть кадра ближе к горизонту, но и оставить незатронутыми облака, которые находятся значительно выше линии горизонта. Таким образом яркость этого участка кадра будет гораздо больше соответствовать той картинке, которую мы наблюдали глазами, снимая утренний/вечерний пейзаж.

О самих фильтрах можно сказать только хорошее. Изготовлены они из качественного оптического стекла, граница градиента ровная, область затемнения равномерная и не имеет цветовых оттенков. Фильтр имеет двустороннее просветляющее покрытие и поставляется в хорошем чехле, который позволяет не только удобно носить его в кофре, но и предохраняет хрупкое изделие от случайных ударов. Одним словом – очень качественный фото-аксессуар.

Ниже приведены два снимка сделанные с целым «бутербродом» светофильтров. В частности, использован нейтрально серый светофильтр для увеличения выдержки, что привело к более гладкой поверхности воды на реке и убрало небольшую рябь на лужах на переднем плане. Использован поляризационный светофильтр для того, чтобы убрать блик с этих самых луж. Также использован обратный градиентный светофильтр, размещенный слегка по диагонали снимка, для выравнивания яркости неба и берега реки, при этом самые верхние облака на снимке (верхний правый угол) выглядят достаточно яркими, именно потому, что был использован обратный градиентный фильтр.

Разница между снимками объясняется разным положением поляризационного светофильтра.

Но, уважаемый читатель, необходимо помнить, что любое стекло, размещенное перед объективом нашей камеры, приводит к деградации изображения. Поэтому используйте светофильтры аккуратно, только в тех случаях, когда получаемый художественный эффект от использования фильтра значительно превосходит тот негатив, который мы получаем из-за некоторой деградации изображения, вызываемой этим же фильтром.

Более подробно о применении светофильтров в практике фотографа мы анализируем на курсе Travel-фотографии.

Желаю всем красивого света! С вами был Игорь Червоненко

Выбор „правильного“ градиентного фильтра для пейзажной фотографии
Эксклюзив: тест спектральных характеристик нейтрально-серых градиентных фильтров Cokin, Singh-Ray, Lee и Formatt-Hitech HD

Пожалуй, все, кто читает заметки на этом сайте, знают, что такое градиентный фильтр. Для тех, кто в танке, поясню: градиентный фильтр – это плоская прозрачная пластина, часть которой затемнена. Когда необходимо, при съёмке пейзажа градиентный фильтр устанавливают перед объективом так, чтобы затемнить слишком яркую часть кадра, применить цветовой переход или спецэффект.


Вечер на Полигональном озере. Горы Хибины за Полярным кругом, Кольский полуостров, Россия.
EF 17–40mm f/4 L USM, поляризационный фильтр Marumi Super DHG, градиентный фильтр Formatt HD ND Soft Edge .6 4×4.5″, , ƒ/14 ISO, 100 , 5″ . st o ck 223008196 .

В наши дни, когда качество изображения с цифровых сенсоров превзошло плёночное, невольно возникает вопрос: а зачем нам вообще нужен фильтр в своём материальном воплощении, если мы можем легко „натянуть“ виртуальный градиентный фильтр в Лайтруме?
Так то оно так, да не всегда. Дело в том, что при постобработке мы имеем дело с информацией, уже записанной в файл при съёмке, и её может не хватить, чтобы восстановить детали в светлой части композиции, особенно если вы экспонируете кадр по принципу ETTR. В реальной жизни „виртуальный“ градиентный фильтр в Lightroom позволяет восстановить детали с участков, пересвеченных приблизительно на одну ступень (один стоп). Две ступени, а уж тем более три и больше – слишком серьёзная потеря информации.
Ок, с динамическим диапазоном понятно, но я же могу отснять исходники для HDR?
Верно, если условия позволят. Когда мы фотографируем в „режимное время“, сцена при этом очень динамична, как в ветреную погоду или на берегу моря в шторм, ±EV-кадры будут сильно различаться по положению подвижных объектов. Ещё одна ситуация, когда HDR „не спасёт“ – съёмка в вечернее или утреннее время на очень долгой выдержке. Освещение кардинально изменяется к моменту съёмки следующего кадра в эксповилке. И ещё, HDR работает для одного кадра, а если хочется снять видеоклип с панорамированием вдоль линии горизонта, то почти наверняка понадобится градиентный фильтр, чтобы сбалансировать яркость в кадре.


Рассвет над заливом Лехмалахти, шхеры северо-запада Ладоги.
EF 17–40mm f/4 L USM, градиентный фильтр Formatt HD ND Soft Edge .6 4×4.5″, , ƒ/9 ISO, 100 , 1/2″ . st o ck 246718198 .

Но вообще-то я не собирался убеждать вас, для чего нужен градиентник, а хотел рассказать, как выбрать хороший.
Градиентные фильтры выпускаются в виде прямоугольной пластины из стекла или оптического пластика, или же в резьбовой оправе. Сразу отметаем последний вариант, потому что у него расположение перехода между прозрачной и затемнённой частью зафиксировано – это нам не интересно. Пластинчатые фильтры крепятся на объектив с помощью специальной системы, у которой обычно две части. На внешнюю резьбу объектива, куда прикручивают светофильтры, устанавливается переходное кольцо, а уже на него – держатель фильтра. Можно, конечно, фильтр и руками держать, или резинкой к бленде прицепить, но рано или поздно фильтр поцарапается или упадёт, и дауншифт-подход обернётся покупкой фильтра взамен испорченного, и на этот раз вместе с нормальным держателем. Может показаться, что использование градиентного фильтра снизит вашу мобильность, однако любое решение, которое позволяет освободить руки и голову фотографа, следует приветствовать. Это как штатив: кадров, возможно, будет меньше, но они почти наверняка будут лучше.
В отличие от резьбовых фильтров, пластинчатые можно свободно передвигать вдоль паза держателя, и подстраивать положение градиентного перехода так, как нам нужно.

Пластинчатые фильтры бывают нейтрально-серые и цветные. Цветные тоже оставим как-нибудь „на потом“: как фотограф искажает и приукрашивает цвета при съёмке – это его сугубо личное дело. Мы сосредоточимся на нейтрально-серых градиентных фильтрах – чисто техническом аксессуаре пейзажного фотографа.


△ Осень в зеркале Северных гор. Хибины, Кольский полуостров, Россия. ▷ Съёмка панорамы с градиентным фильтром.
EF 17–40mm f/4 L USM, поляризационный фильтр Marumi Super DHG, градиентный фильтр Formatt HD ND Soft Edge .6 4×4.5″, , ƒ/8 ISO, 200 , 1/10″ . st o ck 224161546 .

Нейтрально-серые градиентные фильтры могут быть с мягким (soft edge) или резким (hard edge) переходом между прозрачной и затемнённой частями пластины. Фильтры с резким переходом обычно применяют только на телеобъективах, а для использования с широкоугольным объективом годится фильтр с мягким переходом, резкий градиент на широкоугольнике будет давать на фотографии неестественно чёткую линию перехода.
Второй параметр, по которому различаются нейтрально-серые градиентники – степень затемнения. Обычно это двукратное (50%, 2×, или 1 стоп), четырёхкратное (75%, 4×, или 2 стопа) или восьмикратное (87.5%, 8×, или 3 стопа) затемнение, т.е. ослабление светового потока. Иногда эти фильтры маркируют соответственно 0.3, 0.6, или 0.9. У некоторых производителей ещё есть фильтры с затемнением на 1.5 и целых 4 стопа, но они нужны довольно редко.
Какой из нейтрально-серых градиентных фильтров наиболее практично иметь в кофре? На мой взгляд, оптимальный вариант – градиентник на 2 стопа с мягким переходом. Почему? Смотрите, один стоп яркости вполне можно вытянуть „виртуальным“ градиентным фильтром в Lightroom. Результат использования фильтра в три стопа можно получить, наложив в Lightroom градиент в 1 стоп поверх исходника, снятого с четырёхкратным фильтром (2 стопа, он же 0.6). Таким образом одним нейтрально-серым градиентным фильтром в два стопа можно закрыть почти все потребности пейзажного фотографа, работающего с цифровой техникой.


Нейтрально-серый градиентный фильтр Formatt HD ND Soft Edge .6 4×4.5″, его комплектный чехол и сторублёвая купюра для масштаба.

Даже на российском рынке представлены несколько разных производителей градиентных фильтров. Какую марку выбрать?
У многих фотографов знакомство с градиентными фильтрами начинается с французской фирмы Cokin, потому что эти фильтры самые дешёвые, и у Cokin есть совсем недорогие фильтры формата M (серия P), которые годятся для любительских объективов с резьбой до 82 мм. Кроме них, вы могли встретить марки Lee Filters, Singh-Ray. Но все ли йогурты одинаково полезны? 🙂
Сразу стоит предостеречь от использования фильтров Cokin. На широкоугольных и сверхширокоугольных объективах они дают лиловый или красноватый оттенок на небе по краям той части кадра, что была закрыта затемнённой стороной фильтра. От этого цветного виньетирования довольно неприятно избавляться в постобработке. Откуда берётся это цветное затемнение? Очевидно, это следствие оптических характеристик фильтра, которые реально имеют значение для фотографии. Покупая градиентный фильтр, хотелось бы видеть его спектральные характеристики, но. производители их не публикуют, да и вообще в интернете их невозможно найти!


Нейтрально-серый градиентный фильтр Cokin P121M даёт паразитный лиловый оттенок на затемнённой части кадра. Обратите внимание на линию перехода, пересекающую струйки воды в левой части кадра.
EF-S 10–22mm f/3.5–4.5 USM, Cokin P121M, ISO 125 f/7.1 150″ .

Спектры пропускания нейтрально-серых градиентных фильтров плотностью 2 стопа под марками Cokin, Lee, Singh-Ray и Formatt Hitech (какие были под рукой и какие смог достать) я исследовал самостоятельно при помощи спектрофотометра X-Rite Colormunki Photo и специального софта. Спектрофотометр – это прибор, который регистрирует зависимость интенсивности излучения (прошедшего через фильтр) от длины волны, делая серию измерений – в отличие от матрицы фотокамеры, которая выдаёт для пиксела только 3 значения яркости в синей, зелёной, и красной частях видимого спектра. В результате получается спектр пропускания фильтра, который показывает, как пластина будет работать со светом в реальной жизни:

Необходимые светофильтры для пейзажной фотографии

После многих лет увлечения фотографией, я пришел к выводу, что некоторые светофильтры просто необходимы для получения хороших результатов при фотографировании пейзажей. В то время как многие фотографы считают, что некоторые из встроенных инструментов в Lightroom и Photoshop могут имитировать поведение светофильтра, делая их не нужными в эпоху цифровых технологий

Поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр является обязательным инструментом для пейзажной фотографии. Как правило, начинающие фотографы покупают его в первую очередь, чтобы мгновенно улучшить свои снимки и добавить яркости и контраста к ним. Поляризатор может уменьшить отражения от объектов, таких как вода и стекло, и может использоваться, чтобы затемнить небо, выделить облака или даже уменьшить атмосферную дымку, делая сцену более яркой. Для всех обычных объективов с резьбой для светофильтра спереди вы можете использовать циркулярный поляризационный фильтр. Он очень прост в использовании, и как только вы прикрутите его к передней части объектива, все, что вам нужно сделать, это повернуть его по часовой стрелке или против, чтобы получить различную выраженность поляризации. Поляризационные фильтры работают, блокируя некоторые световые волны от проникновения в объектив. Вращение поляризатора позволяет пропускать некоторые типы световых волн, блокируя другие диапазоны световых волн. Таким образом, вы можете получить небо от светло-голубого до очень синего или увеличить | уменьшить отражения простым вращением фильтра.

Эффект поляризации не может быть воспроизведен или смоделирован при постобработке, особенно в отношении естественных отражений. Взгляните на изображение ниже:

Переместите мышь, чтобы видеть изображения с поляризатором и без него. Обратите внимание на то, как разные изображения — у одного без поляризационного фильтра есть отражения и более светлые цвета, а у одного с поляризационным фильтром более насыщенные цвета и отсутствие отражений. Это всего лишь один пример того, что может сделать поляризационный фильтр.

Фильтр нейтральной плотности

Вы, наверное, уже видели изображения текущей речной воды или водопадов, которые выглядят очень гладкими и туманными. Эти кадры можно получить только тогда, когда ваша камера установлена ​​на штативе, а выдержки длительные. В условиях дневного света уменьшение ISO и увеличение диафрагмы обычно не приводит к длинным выдержкам. Единственное решение в данных ситуациях — уменьшить количество света, попадающего в объектив, и в этом случае помогают светофильтры нейтральный плотности. Фильтры нейтральной плотности уменьшают количество света, попадающего в объектив фотокамеры, и таким образом удлиняют выдержку затвора и увеличивают время экспозиции. Подобно поляризационному фильтру, эффект фильтра нейтральной плотности не может быть воспроизведен при постобработке. Вот пример фотографии водопада, сделанной с фильтром нейтральной плотности:

Существует множество различных типов фильтров с нейтральной плотностью. Некоторые передают меньше света, чем другие, определенные в F-стопах. Существуют так же nd фильтры переменной плотности, позволяющие работать более эффективно, потому что вы можете изменить количество света, проходящего через объектив, вращением светофильтра. Однако это не дешевый фильтр.

Градиентные фильтры нейтральной плотности

Градуированные фильтры с нейтральной плотностью необходимы в тех ситуациях, где небо намного ярче, чем передний план или фон. Поскольку размер неба по сравнению с объектом съемки может меняться в зависимости от композиции, большинство градиентных фильтров с нейтральной плотностью изготавливаются прямоугольной формы. Поэтому эти фильтры должны использоваться либо с системой держателей фильтров, либо должны удерживаться вручную перед объективом. Преимущество использования держателя фильтра заключается в том, что вы можете использовать несколько фильтров, и вам не нужно беспокоиться о проблемах выравнивания. Недостатком использования держателя фильтра является то, что он может добавить виньетирование, поэтому вам нужно быть осторожным при использовании широкоугольных объективов с фокусным расстоянием меньше 35 мм. Вот изображение, снятое с GND-фильтром (0,6), используемым чтобы затемнить небо:

NIKON D7000 + 40 мм f / 2.8 @ 40 мм, ISO 100, 1/200, f / 8.0

На рынке существует множество различных типов держателей фильтров, предназначенных как для полнокадровых, так и для кроп матриц. Системы держателей фильтров NiSi намного лучше других, потому что их легче использовать с поляризационным фильтром.

Говоря о фильтрах, существует множество вариантов прямоугольных фильтров, доступных для использования с держателем фильтра, например, с фильтром нейтральной плотности с мягким краем, с градуированным нейтральным фильтром с нейтральной плотностью и с обратным градиентным фильтром нейтральной плотности с различной интенсивностью от разных производителей.

Теперь возникает большой вопрос: можно ли воспроизвести эффект градиентного фильтра нейтральной плотности в постобработке. И, да и нет, в зависимости от интенсивности света используете какие-либо методы HDR. В ситуациях, когда небо не полностью структурировано и вы снимаете в RAW, вы можете использовать фильтр нейтральной плотности в Lightroom и восстановить множество деталей — в большинстве случаев можно восстановить детали до двух полных стопов. Но как насчет ситуаций, когда небо полностью высвечено? Многие люди утверждают, что градиентны фильтры с нейтральной плотностью не нужны даже в таких ситуациях, поскольку они могут скопировать их снимки и получить очень хорошие результаты с помощью HDR и методов обработки raw. Это правда, но HDR не всегда хорошо работают, особенно в ветреных условиях. И я лично стараюсь держаться подальше от HDR, потому что сложно получить результаты, которые выглядят реалистично. Поэтому предпочтительно использовать фильтры, а не тратить время на постобработку, чтобы попытаться восстановить утраченные детали.

Ссылка на основную публикацию