Глубина в фотографии | Foto-kadr.ru

Глубина в фотографии

Усиливаем глубину и перспективу на фото

Как и многие любознательные дети, я, будучи ребенком, часто изводил родителей и друзей вопросами, пытаясь познать мир. В большинстве случаев на мои вопросы находились простые и удовлетворительные ответы, но, как-то раз, я был озадачен темой перспективы. Я понимал, что предметы выглядят меньше, когда они находятся дальше, но не понимал, почему.

«Они по-прежнему того же размера», думал я, но если они своего фактического размера, независимо от того, откуда я на них смотрю, то объекты вблизи должны быть просто огромными! Со временем мне стало понятно, что это связано с тем, как наши глаза воспринимают окружающий мир в зависимости от угла обзора и свойств перспективы. Сейчас я не собираюсь начинать объяснять что-либо в научных деталях, но для этой статьи необходимо продемонстрировать, что для меня как для фотографа, перспектива и глубина играют значительную роль в работе.

Несмотря на то, что мы работаем с двумерным носителем, ощущение глубины в кадре жизненно важно для нашей интерпретации сцены на снимке, так что здесь я приведу несколько советов и техник, которые позволят вам понять выгоды перспективы в фотографии и способы ее усиления в вашей собственной работе.

1. Все дело в глазах

Существует множество способов включения и усиления эффекта перспективы в нашей работе. Есть ряд базовых визуальных и композиционных техник, которые, как я надеюсь, несложно будет освоить и понять.

Чтобы действительно проработать эту тему, вам нужно сфокусироваться на развитии вашего фотографического видения, помня о перспективе и глубине во время съемки. Необходимо, чтобы вы понимали основные принципы и приемы, чтобы суметь полностью осознать важность этих составляющих. Чтобы усилить их влияние, вам нужно усвоить их и включить в свое фотографическое понимание, так чтобы в следующий раз во время съемки ваши глаза автоматически улавливали возможности использования перспективы в кадре.

Учитесь эффективно использовать ваши глаза, воспринимать пространство, расположенные в нем детали и нюансы, и замечать то, что происходит вокруг.

2. Эффект уменьшения объектов

Это один из самых простых и лучших способов использовать глубину в кадре. Найдите локацию с повторяющимися объектами, например, ряд деревьев, фонарных столбов или же уходящую вдаль стену, и снимите эти повторения.

Чтобы наилучшим образом обыграть этот сценарий, подойдите вплотную к первому объекту в линии, чтобы в кадре он выглядел очень большим. Это создаст впечатление существенного уменьшения размеров повторяющихся объектов, так что последний объект будет казаться незначительным по сравнению с первым.

3. Линейная перспектива

Эта техника, как и предполагает название, состоит в использовании линий в изображении для создания ощущения глубины. Лучший способ применить ее – найти две сходящиеся вдали линии, например, железнодорожные пути (хотя я бы не рекомендовал проводить много времени на путях), и сфотографировать эти линии.

Они будут выглядеть так, будто они постепенно приближаются друг к другу в кадре, как будто дистанция между ними становится меньше, что не только добавит ощущение глубины, но также будет вести взгляд по изображению. Чтобы максимизировать этот эффект, попробуйте сделать кадр с низкой точки, чтобы казалось, будто вначале линии находятся очень далеко друг от друга, а потом сходятся в исчезающую точку. В таком случае вы действительно получите максимальный эффект сходящихся линий.

4. Размер имеет значение

Один из лучших способов сформировать перспективу в кадре — определение масштаба через сравнение размеров объектов в изображении. Как фотографы мы можем убедиться, что в кадре есть узнаваемые объекты, которые помогут зрителю в оценке масштабов в кадре.

Например, все люди примерно одинакового размера, плюс-минус несколько сантиметров, и, следовательно, если вы включите человека в кадр с изображением горного пейзажа, зритель будет способен сопоставить два объекта и оценить величину горы. Аналогичным образом вы можете использовать деревья, животных, машины или любой другой объект, имеющий приблизительно стандартный и общеизвестный размер.

5. Слои

Можно использовать меньше от техники и больше от наблюдательности. Когда вы работаете на месте, глубина воспринимается глазом через расстояние, что не является опцией двумерной фотографии, но вы можете использовать слои в сцене, чтобы передать глубину, выделяя то, что один объект ближе к камере, чем другие.

Вы также заметите, что различные слои в кадре будут отличаться оттенками, что опять же усилит ощущение глубины. Это особенно важно в случае с пейзажной фотографией. Вы хотите передать потрясающую красоту сцены перед вами, и при этом сделать так, чтобы она не выглядела плоской и безжизненной. Путем включения в кадр слоев и интересного объекта на передний план, вы сможете запечатлеть сцену правильно и передать ее волшебство!

6. Разница в стекле

Наряду со всеми композиционными техниками, которые помогут вам максимизировать влияние перспективы и глубины в ваших кадрах, вы также можете улучшить свою работу при помощи выбора определенного оборудования. Использование специальных объективов значительно повлияет на восприятие глубины в изображении.

Широкоугольные объективы усилят восприятие глубины, выделяя предметы, и поэтому создастся впечатление, что они находятся на переднем плане. Телеобъектив, который работает на приближение, сформирует обратное впечатление, сжимая перспективу, сокращая ощущение глубины, делая объекты в изображении более плоскими. Так что разумно выбирайте инструмент в зависимости от типа работы, которую вы выполняете.

7. Глубина резкости

Изменение глубины резкости через вариацию апертуры – это великолепный способ выделить один аспект изображения, чтобы продемонстрировать его участие в развивающейся последовательности и показать его глубину в кадре. Попробуйте открыть диафрагму до f/2.8 или f/4 и сфокусируйтесь только на определенном объекте. Таким образом, соседние и дальние области кадра будут размыты, что придаст глубину точке фокуса.

В качестве альтернативного варианта, если вы уверены, что композиция фотографии сама по себе обеспечит глубину, установите значение диафрагмы на f/16 или f/22, чтобы убедиться, что весь кадр в фокусе, что позволит продемонстрировать протяженность и глубину в изображении.

8. Измените угол

Удивительно, как много фотографов снимают с уровня глаз, или на максимальной высоте их штатива. Если это о вас, вы многое теряете!

Попробуйте что-то немного изменить. Опуститесь вниз, снимите сверху, снимите с уровня пояса и, что важнее всего, используйте ноги! Перспектива сцены перед вами может очень сильно поменяться, если вы подвинете точку съемки на пару шагов вправо или влево, поэтому на локации не стоит просто выбирать одно определенное место и придерживаться его, исследуйте окружающее пространство и попробуйте найти лучшую точку обзора для вашего кадра.

9. Работайте в плоскости

Альтернативный вариант всех этих техник и советов для усиления глубины и перспективы, — это эксперимент с полным удалением из кадра ощущения глубины или масштаба, чуть ли не до такой степени, что зритель не сможет расшифровать масштаб изображения. Вы можете попытаться создать практически абстрактные изображения, которые не связаны какими-либо сходящимися или направляющими линиями, которые имеют мало слоев и не включают аспект уменьшения объектов. Таким образом, ваше изображение будет выглядеть очень плоским, но это еще не значит, что оно не будет увлекательным или захватывающим, вам просто нужно подходить к вопросу творчески.

10. Попробуйте сами!

Теперь пришло ваше время сделать шаг. Убедитесь, что вы усвоили эти советы и техники, когда в следующий раз отправитесь на прогулку с вашей камерой, так что вы сможете поэкспериментировать с усилением перспективы и глубины в ваших кадрах. Эффективное использование этих советов действительно поможет создать яркие изображения, и помните, что практика – путь к мастерству. Оттачивайте свою технику, и когда вы окажетесь в новом месте, вы будете способны применить эти правила на практике более эффективно.

Глубина в фотографии

Для того, чтобы добавить снимкам глубину и ощущение пространства, нужно пользоваться специальными приёмами. Речь пойдет о перспективе, использовании глубины резкости и различных вариантах кадрирования.

По мере удаления объекты становятся визуально меньше по размеру. Параллельные прямые при удалении тоже не выглядят параллельными. Они сходятся в одну точку. При этом мозг воспринимает и размер зданий таким, какие они есть на самом деле, и линии остаются для сознания параллельными, несмотря на визуальное несоответствие. Такое явление называется «шкала постоянства». Это связано с тем, что человек воспринимает окружающий мир таким, каким он его знает. Сознание исправляет визуальные искажения.

Фотография — это передача трехмерного пространства на плоскости при помощи визуализации. Чтобы реалистичность снимка сохранялась, следует подчеркивать глубину и объем. Управлять этим можно при помощи различных типов перспективы и глубины резкости.

Перспектива позволяет оценить на плоскости объемные фигуры, она отображает удаленность объектов друг от друга и от камеры.

Для увеличения глубины кадра следует использовать перечисленные ниже приёмы перспективы:

Линейная перспектива

Этот тип перспективы характеризуется сходящимися линиями. Чаще всего эти линии параллельны, но, уходя вдаль, они сходятся в одной точке. Ощущение глубины возникает за счет того, что взгляд зрителя уходит к горизонту вслед за линиями.

При использовании широкоугольных объективов, пространство расширяется за чет того, что визуально расстояние между объектами на переднем и заднем плане увеличивается. Телеобъективы имеют особенность сокращать это расстояние, и при их применении объем ощутим не так сильно.

следующий снимок выполнен широкоугольным объективом с фокусным расстоянием 18 мм. Сцена имеет большой охват и глубину кадра.

При съемке с высокого и низкого ракурса эффект перспективы будет проявляться по-разному.

Уменьшение перспективы

Эта перспектива связана с линейной. Её суть заключается в том, что чем объект находится дальше от камеры, тем меньше он кажется. К примеру, если на снимке имеется линия электропередач, которая уходит к горизонту вдоль дороги, то первый столб, который находится на переднем плане, будет выглядеть самым большим. По мере удаления столбы визуально будут уменьшаться.

Ощущение перспективы будит наиболее сильным, если все объекты будут одинакового размера. Если зритель будет об этом знать, он сможет оценить по изменению визуального размера удаленность объектов.

Следующий снимок как нельзя лучше демонстрирует пример обеих перспектив.

Отличный пример этой перспективы — это фотография винтовой лестницы. Если представить, что по центру кадра проходит ось, то спускаясь по ней, каждый виток лестницы будет становиться всё меньше, пока не превратится в точку.

Воздушная перспектива

Атмосферная или воздушная перспектива распространена в пейзажной фотографии. В тумане или дымке подчеркивается форма объекта. Это добавляет глубину сцене. Самые близкие объекты имеют насыщенный цвет. По мере удаления они становятся всё бледнее.

Рассматривая такую фотографию, создается впечатление, что сцена построена из слоев, которые накладывались друг на друга.

Достаточно просто ощущается глубина на следующих снимках. Сначала взгляд обращает внимание на то, что находится на переднем плане, а потом скользит вдаль в пространстве. Подобные сцены чаще всего состоят из одного цвета, но из-за контраста и не равномерного освещения создается объем.

Воздушная перспектива очень популярна в живописи. Всё чаще её применяют и фотографы. погодные условия позволяют по новому взглянуть на знакомые пейзажи.

В случае с воздушной перспективой лучше использовать телеобъективы, чем широкоугольные. Дело в том, что для того, чтобы получить хорошую разность в контрасте переднего и заднего плана, нужно чтобы близкие объекты были максимально резкими. Достичь этого позволяет именно телеобъектив.

Для такой съемки лучше всего подходят пасмурные дни и зимний туман. В летние дни отлично создают глубину низкие облака. Для получения нужного кадра нужно правильно откорректировать экспозамер. Фотоаппарат может посчитать, что сцена ярче, чем в действительности.

Тональная перспектива

Эта перспектива выполняет описание того, как в пределах кадра расположены объекты. Это описание выполняется, основываясь на изменении тональности по мере продвижения в кадре. Как пример, это может быть белый объект на черном фоне. Черный фон как бы выдвигает объект вперед, что в свою очередь добавляет изображению глубину.

Очень важен цвет в фотографии. К примеру, теплые цвета, такие как красный, оранжевый и желтый имеют особенность визуально приближать объект. Холодные цвета наоборот, отдаляют объекты. Это синий, фиолетовый и зеленый. Основываясь на этом можно сказать, что разместив красный объект на синем фоне или желтый на зеленом можно увеличить глубину снимка.

Глубина резкости

Этот приём фотографирования оказывает влияние на размытие переднего или заднего плана. При этом основной объект съемки остается в резкости. Человеческий мозг так устроен, что он воспринимает четкие предметы как более близкие. Размытые предметы воспринимаются отдаленными. Расстояние увеличивается в зависимости от степени размытия.

Для понимания механизма работы этого принципа нужно просто представить человека стоящего перед кирпичной стеной. При фокусировке на лице и при открытой диафрагме лицо бывает резким, а стена размытой. Если человек сделает несколько шагов вперед, при тех же условиях фокусировки и диафрагмы стена станет еще более размытой.

Таким образом, по степени размытия заднего плана можно судить о расстоянии между объектами.

Кадр в кадре

Достаточно интересные фотографии получаются при фотографировании через арки или дверные, оконные проёмы. Это создает как глубину, так и добавляет эффект присутствия.

Заключение

Зная принципы передачи объема, и применяя их на практике можно сделать фотографии более привлекательными. Различные методы можно комбинировать. Когда вы научитесь правильно пользоваться этими знаниями на практике, результат будет просто ошеломительный.

Что такое глубина резко изображенного пространства

В прошлый раз мы рассматривали назначение диафрагмы объектива. Сегодня подошла очередь поговорить об одном очень интересном свойстве, которое многие фотографы профессионалы активно используют для придания выразительности своим снимкам.

Речь пойдет о глубине резко изображаемого пространства (глубина резкости объектива). В специальной литературе можно встретить сокращение этого термина как ГРИП.

Глубина резкости изображения

Глубина резко изображаемого пространства (глубина резкости объектива или ГРИП) – это некоторая зона, в которой фотографируемые объекты в кадре будут выглядеть максимально резкими.

Это один из ценнейших инструментов фотографа. Умение пользоваться им позволяет делать поистине шикарные фотографии и акцентировать внимание зрителей на определенном объекте или группе объектов, стоит только их переместить в область глубины резко изображаемого пространства.

Факторы, влияющие на глубину резко изображенного пространства

Прежде чем приступить к экспериментам с ГРИП стоит подробнейшим образом разобраться, от чего зависит глубина резкости объектива. Здесь присутствует несколько факторов:

  1. Диафрагма. Чем больше значение диафрагмы объектива (меньше отверстие), тем больше глубина резко изображаемого пространства.
  2. Фокусное расстояние объектива. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резко изображаемого пространства.
  3. Расстояние до объекта съемки. Чем ближе находится объект съемки, тем меньше глубина резко изображаемого пространства.
  4. Размер матрицы фотоаппарата. Чем меньше размеры матрицы, тем больше глубина резко изображаемого пространства и чем больше количество пикселей при сравнительно одинаковой площади матрицы, тем меньше глубина резкости. Это очень хорошо заметно на снимках, сделанных цифровым компактным фотоаппаратом. Практически у всех компактов размер матрицы меньше размера пленочного кадра, а соответственно для ее освещения требуется меньшее отверстие диафрагмы. Побочным явлением этого, как мы уже выяснили, будет большая глубина резко изображаемого пространства, даже при малых диафрагменных числах.

Также следует помнить о том, что при съемке надо стараться не использовать крайние значения диафрагмы объектива, так как большинство объективов дают максимально хорошие показатели резкости в диапазоне от f/8 до f/16. За пределами этого диапазона возможно ухудшение резкости и появление хроматических аберраций.

Рекомендации по использованию глубины резко изображенного пространства при съемке

Итак, на основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие рекомендации:

При съемке портрета надо стараться выбирать меньшее значение ГРИП, но такое, чтобы диафрагменное число не оказалось в крайнем положении. Фокусировку следует проводить по глазам человека, так как глаза – это первое на что обращает внимание зритель при просмотре. Если глаза окажутся не в фокусе, то весь снимок можно смело отправлять в корзину для мусора.

При съемке пейзажей важно показать все от малого кустика до облаков на небе, поэтому следует максимально увеличить значение глубины резко изображенного пространства путем уменьшения диаметра отверстия диафрагмы (не забываем про крайнее значение диафрагменного числа). В следующий раз поговорим о светочувствительности по ISO и балансе белого в цифровой фотографии.

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Объем и глубина фотографии

Здравствуйте, дорогие друзья, меня зовут Олег Кругляк, и в этот раз я хочу затронуть тему объема и глубины в фотографии, а именно в пейзаже. Есть множество способов, как добиться объема и глубины, я расскажу, как это делаю я.
Часть своих приёмов я почерпнул у более опытных коллег, часть придумал сам и теперь хочу рассказать вам о том, что знаю. Попытаюсь сделать это простым языком, чтобы было понятно даже тем, кто впервые взял в руки камеру.

Иногда бывает так, что, просматривая различные фотографии, внезапно останавливаешь свой взгляд на каком-то конкретном снимке и погружаешься в него. Создается такое впечатление, что можно войти в фото, представляешь, как ты идешь по извилистой сельской дорожке или входишь в море, а камни
на берегу будто вот-вот выпадут из экрана монитора.

В этой статье я хотел бы поделиться с вами приемами, которые я использую для передачи глубины и объема в фотографии. Условно их можно разделить на три вида:
1) Приемы при построении композиции
2) Приемы при выполнении обработки фотографии в графических редакторах
3) Приемы при оформлении готового фото.

1
Задать глубину в фотографии вы можете непосредственно во время съемки, для этого существует множество различных приемов композиции. Например: направляющие линии, дорожка, уходящая вдаль, заборчик, ведущий в центр кадра, или же следы на снегу подарят вам глубину. Любая линия, будь то череда деревьев, столбов и прочего, преобразит вашу композицию и покажет ее в выигрышном свете. Также стоит учесть, что светлые объекты визуально кажутся дальше, чем темные, а более насыщенные и контрастные элементы кажутся ближе. Допустим, туман вдалеке отлично рисует перспективу, осветляя задний план. Например, хотел бы привести свою фотографию, где задействованы тональная и линейная перспективы одновременно (рис 1):

Деревья уводят вдаль своим ритмом, туман добавляет глубины, а желтые листья делают насыщенным передний план.

Колоритные объекты на ближнем плане, особенно, снятые на широкоугольный объектив, изумительно передают перспективу. Иногда я использую следующий прием: снимая на широкоугольник, подхожу максимально близко к объекту переднего плана и немного наклоняю камеру. Создается так называемый эффект разлета — объект переднего плана визуально буквально вылезает из кадра, в то же время уходя далеко в глубину. Пара примеров:


Две этих фотографии (рис 2 и рис 3) сняты на широкоугольник, первая с наклоном камеры вверх, вторая с наклоном вниз. На верхнем снимке фактурным объектом переднего плана выступают корни, на нижнем — цветы. Вообще, хотелось бы посоветовать вам при построении кадра в первую очередь искать интересный передний план.

Светлые же объекты визуально кажутся дальше, чем темные, поэтому я стараюсь размещать такие объекты на уровне горизонта, чтобы увеличить
ощущение глубины. Эту особенность я использую и во время обработки, намеренно осветляя горизонт. Кстати, пару слов про обработку…

2
Про способы обработки фотографии можно писать много и посвятить им отдельную статью, я хочу коснуться лишь тех приемов, которые я использую для передачи глубины. Для обработки фотографий я использую программу Adobe Photoshop.
Во‑первых, я повышаю контраст и микроконтраст на переднем плане. Делаю это, аккуратно прорисовывая нужные участки кисточкой с малым нажимом. В этом мне помогают режим наложения слоев «Мягкий свет»: наложив слои друг на друга, мы получим смешанный слой с повышенным микроконтрастом, останется лишь уменьшить непрозрачность верхнего слоя, скрыть его под маску и аккуратно залить градиентом передний план. Еще один чудесный инструмент для повышения контраста — фильтр из набора Color Effects pro — Tonal Contrast, который локально меняет контраст в тенях, средних полутонах и и светлых участках изображения. Слой с фильтром Tonal Contrast я накладываю поверх слоя с фото, скрываю его под маску и аккуратно прорисовываю кисточкой объекты на переднем плане.

А вот так после (рис 5).

3
Если вы подбираете паспорту или рамку для вашего фото, или же просто на каком-нибудь фотосайте, куда вы размещаете снимок, есть возможность выбрать фон для фотографии, то это замечательно. Рамка дает возможность кардинально изменить восприятие фотографии. Если фон вокруг фото будет белый, то фактурные объекты переднего плана будут казаться объемнее и как бы вырываться из экрана монитора. Например, при съемке и обработке этого фото я сделал акцент на камнях, находящихся сзади, и чтобы усилить полученный эффект, я предпочитаю размещать его на белом фоне (рис 6)

Чтобы усилить глубину фотографии, предпочитаю размещать ее на черном фоне (рис 7)

На первой фотографии в белой рамке акцентируется внимание на передней части мостика, снимок становится объемным.
Получается эффект того, что перила как бы вырываются из фото (рис 8).

Если же поместить ее в черную рамку, то акцент уходит на заднюю часть мостика, и взгляд устремляется в глубину (Рис 9).
Такими простыми способами можно управлять сюжетом фотографии. Надеюсь, эти нехитрые приемы будут вам полезны.

ГРИП – глубина резкости в фотографии.

Понятие глубина резкости в фотографии или более точное определение глубина резко изображаемого пространства ГРИП вытекает из свойств оптических устройств – линз.

Физическая сущность понятия ГРИП.

Любой фотообъектив состоит из оптических линз. Из школьного курса физики, раздела “Оптика” известно свойство простой линзы собирать падающие на нее лучи света параллельные главной оптической оси в одну точку, находящуюся на оси позади линзы и называемую фокусом. Расстояние от линзы до фокуса называется фокусным расстоянием.

Если перед линзой поместить светящуюся плоскость, то с известными допусками, можно сказать, что лучи света параллельно исходящие из разных точек плоскости будут собираться в точки на плоскости, проходящей через фокус линзы. Эта плоскость носит название фокальной плоскости. Некоторое отличие фокусных расстояний для точек, не лежащих на главной оптической оси, мы пока не рассматриваем, это отличие компенсируется устройством фотообъектива, специально рассчитанной системой линз.

У любого фотообъектива, сколь бы сложным не было его устройство, имеется один фокус, одно фокусное расстояние ( обычно обозначается на объективе F). Речь идет об объективах с фиксированным фокусным расстоянием. Сейчас все большее распространение получают фотоаппараты с переменным фокусным расстоянием (его называют Zoom). У них, благодаря сложной конструкции, внутри объектива перемещается группа линз, тем самым изменяя оптическую схему объектива и его фокусное расстояние.

Рассмотрим процесс построения изображения с помощью линзы. Строго говоря, лучи света исходящие из какой-либо точки объекта, находящегося перед линзой, будут собираться в точку за линзой на определенном расстоянии от нее. Это расстояние связано с фокусным расстоянием. Лучи света, исходящие из точек, расположенных на других расстояниях от линзы, будут собираться в точки за линзой, расположенные от линзы на других расстояниях. Т.е. точки объекта, расположенные на разных расстояниях от линзы будут отображаться точками на разных расстояниях за линзой, т.е. эти изображения не расположены на одной плоскости. Как же тогда получается резкое изображение объекта съемки на плоскости кадра?

Точки объекта, расположенные на определенном расстоянии от объектива (как говорят на плоскости наводки на резкость), изображаются на плоскости кадра точками, а точки объекта расположенные на других расстояниях – не точками, а кружками, которые характеризуют расфокусированность изображения. К счастью, человеческий глаз воспринимает как точку кружок до определенного критического диаметра. Диаметр этот определяется размером изображения, получаемого на плоскости расположения фотопленки или матрицы цифрового фотоаппарата, а также другими факторами, среди которых – необходимость увеличения изображения при печати фотоснимка или при рассмотрении его на экране монитора.

Так для фотопленки шириной 36 мм, при увеличении фотоснимка до размеров 10 х 15см и при рассмотрении его с расстояния наилучшего видения 24 см, считается нормальным диаметр кружка расфокусировки на пленке 0,03 – 0,05 мм.

Исходя из этого и определяются условия для глубины резкости в фотографии (для ГРИП).

От чего зависит глубина резкости изображаемого пространства?

Снимок сделан с малой глубиной резкости.

Точки объекта съемки, расположенные на расстояниях от объектива больших или меньших, чем те на которых их изображение попадает в пределы нормальной фокусировки, оказываются вне поля сфокусированного изображения. Интервал расстояний от объектива до фотографируемого объекта, на которых изображение точек нормально сфокусированы (т.е. диаметры кружков их изображений попадают в требуемые пределы) и есть глубина резкости в фотографии или ГРИП.

Интервал расстояний до плоскостей, на которых находятся точки, изображаемые приемлемыми по диаметру кружками, распределяется относительно плоскости наводки резкости неодинаково. 2/3 его приходится на расстояния большие, чем расстояние до плоскости наводки резкости, а 1/3 на расстояния, ближние к объективу.

Вот как это объясняется на следующем видео:

Такой важный параметр съемки, как ГРИП связан и с техническими характеристиками объектива, в частности с фокусным расстоянием объектива и диафрагмой, и с условиями съемки, с расстоянием до плоскости фокусировки, а также для цифровой фотографии и с размерами светочувствительной матрицы фотоаппарата.

Понимание глубины резкости в фотографии

Глубина резкости – одно из самых естественных для нас понятий, хотя большинство из нас о нем даже не слышало – а между тем, наш глаз меняет эту глубину ежесекундно, обеспечивая нам потрясающую по спектру и ширине картину мира. Когда говорят о глубине резкости, речь идет о фокусировки линзы, будь-то глаз человека или специальные устройства фотоаппарата, таким образом, чтобы он собирал вместе пучки света, огибающие конкретный объект.

А поскольку этот объект находиться на каком-то расстоянии, то на деле именно к расстоянию и привязывается данный параметр. Таким образом на практике выделяется один объект или группа объектов, на которые направляется объектив, скажем, дерево на переднем плане, тогда как весь лес за ним останется несколько нечетким и размытым, “не в фокусе”.

Для конкретного фотоаппарата глубина резкости зависит от ряда специфических технических факторов, таких как светосила объектива, а также от расстояния до снимаемого объекта и от фокусного расстояния. Светосила изменяется по формуле f/“некое число”. Чем меньшее это число, тем выше светосила, и резкость – также. Чем большее отдаление от объектива для предмета, тем сильнее проявляется рекость при съемке.

У глубины резкости особенности хорошо проявляются на примере “мыльницы”, когда на нее выставляют “макро”-режим, а затем фотографируют какой-то предмет с расстояния в пару сантиметров. В результате того, что площадь у матрицы такого фотоустройства минимальная, выйдет очень сильно смытый фон. Соответственно, увеличение расстояния фокуса уменьшает глубину резкости. Если угол для съемки берется широкий (это означает укорачивание фокусного расстояния), то глубина для резкости станет очень большой, а когда увеличивается фокусное расстояние (если выбирается небольшой угол), то и глубина резкости окажется минимальной.

Для удобства фотографов есть даже специальные калькуляторы, которые используются для расчетов глубин резкости. Чтобы получилась отлична портретная съемка, нужна незначительнаая глубина резкости, что позволяет выделить саму модель и отодвинуть на фотографии все другие объекты в фон. Также важным моментом является так называемое гиперфокальное расстояние, которое применяется в съемке пейзажей, для того, чтобы захватить всю их глубину. С помощью глубины резкости можно создавать многочисленные интересные эффекты художественной съемки.

Например, можно несколько размывать за счет фокусного расстояния как раз ближние, а не дальние объекты и выделять интересный объект вдали, создавая таким образом эффект человеческого заинтересованного взгляда. Так можно делать с необычными зданиями, деревьями или с людьми, которые снимаются на большом расстоянии от фотографа.

Часто подобное делают при съемка памятников зодчества древности. Глубина резкости позволяет также фокусироваться на деталях снимаемого объекта. Это, как правило, достигается уже ручными манипуляциями с фокальным расстоянием и другими параметрами, но дает замечательный эффект, подобный выделению капли росы на лепестке цветка, или выражения глаз животного, снимаемого портретной съемкой, «в упор».

Глубина резкости фото. Простыми словами о сложных вещах

Все мы любим рассматривать красивые фотографии. А замечали ли вы когда-нибудь, что на портретных фотографиях размытый задний фон? Если нет, то посмотрите лучшие фотографии детей и стариков и эта, казалось бы, незначительная деталь сразу бросится в глаза. Макро фотография здесь, кстати, тоже не исключение, на ней глубина резкости еще меньше, чем в портретных снимках.

В пейзажной фотографии все наоборот. Для примера посмотрите сногсшибательные кадры лучей солнца, радуги, инфракрасные пейзажи или фотографии минимализма, практически во всех этих примерах глубина резкости фото одинакова по всему полю кадра.

Надеюсь, вы успели насладиться примерами и решили дальше повышать свое мастерство, читая теорию.

Начнем как обычно – с определения.

Глубина резкости объектива (часто употребляют сокращение ГРИП – глубина резко изображенного пространства) – простыми словами – это диапазон пространства, который будет выглядеть резко на фотографии, то есть все объекты будут выглядеть четко и контуры у них будут хорошо прорисованы.

От чего зависит ГРИП?

В первую очередь от диафрагмы и расстояния до объекта съемки, на котором мы желаем сфокусироваться. Есть еще один параметр, от которого зависит глубина резкости фото – формат кадра, то есть размер фото сенсора вашей камеры. Но этот параметр не изменить без замены камеры, поэтому предлагаю сейчас даже и не задумываться.

Как вы думаете, поддается ли глубина резкости фото расчету при помощи математических формул?

Да, конечно. Для этого даже созданы специальные программы, калькуляторы и таблицы, а на некоторых объективах есть даже шкала глубины резкости.

Вы когда-нибудь видели, чтобы фотограф во время съемки пользовался программой расчета глубины резкости или хотя бы таблицей?

Думаю нет. А было бы забавно увидеть такую картину: фотограф создавая портрет ребенка говорит ему: “Посиди минуточку, сейчас я тут немножко посчитаю и вернусь к тебе”.

На деле же глубина резкости фото подбирается опытным путем и зависит от задумки автора.

Как говорит пословица “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”

Глубина резкости фото

Для иллюстрации ГРИП сделано несколько кадров с разными значениями диафрагмы.

Параметры съемки: ISO 250, внешняя вспышка Nikon SB-600, Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor.

Для того, чтобы эффект был более заметным – использовались следующие значения диафрагмы:

первый кадр – F/22, второй – F/1.8.

Расстояние до объекта съемки (точка фокуса на фигурке чебурашки) не менялось.

В “боевых” условиях лучше не использовать “крайние” значения диафрагмы, ибо при максимально открытой диафрагме (для данного объектива F/1.8) вы рискуете получить такой дефект, как хроматические аберрации, а при максимально закрытой появляется другой дефект – дифракция, в результате чего мелкие детали изображения потеряются.

Разница, как говориться “на лицо”.

Вот мы говорим все о какой-то диафрагме, а что это такое? как выглядит и обозначается?

Выглядит она, как обычное отверстие с изменяемым диаметром.

Обозначается она, как отношение фокусного расстояния объектива к величине отверстия диафрагмы.

Например: фокусное расстояние объектива 80 мм, отверстие диафрагмы – 10 мм, в результате получим диафрагменное число F/8.

Итак, что мы имеем?

При одинаковых расстояниях до объекта (одинаковом фокусном расстоянии) и одном и том же размере фото сенсора камеры, глубина резкости будет увеличиваться если:

  • Уменьшить отверстие диафрагмы (F/22, например).
  • Увеличить расстояние до объекта съемки.

Глубина резкости фото будет уменьшаться если

  • Увеличить отверстие диафрагмы (значение F/1.8 в нашем случае)
  • Уменьшим расстояние до объекта съемки (вспомните пример макро фотографии, приведенный в начале статьи, там глубина резкости очень маленькая).

Зачем нужна малая глубина резкости, если можно делать все фотографии четкими?

“Закон” композиции гласит: фон не должен отвлекать зрителя от главного объекта съемки и желательно, чтобы он был однотонным.

Малая глубина резкости помогает этого добиться, кроме того она помогает передать объем.

Используется это обычно в портретной съемке и макрофотографии.

Для пейзажной фотографии, репортажной съемки (и для микростоков тоже) имеет смысл добиваться максимальной глубины резкости на фото.

Помните, что через максимально закрытую диафрагму проходит мало света, и как следствие для правильной экспозиции нужно увеличивать выдержку, что может привести к шевеленке (если вы снимаете без штатива), либо можно повысить ISO, а это уже хочешь – не хочешь, а отразится на количестве цифрового шума на вашем изображении, именно поэтому нужно подходить вдумчиво к выбору настроек камеры.

Бывают случаи, когда малую глубину резкости нужно имитировать в фотошопе, прочитайте статью “Реалистичная глубина резкости в фотошопе” и вы узнаете, как это сделать.

Для редактирования своих фотографий удобно использовать связку Adobe Lightroom и Adobe Photoshop. Импортируете фотографии в Лайтрум, поиграйте с настройками цвета, убираете мелкие дефекты, добавляете ключевые слова для облегчения поиска в дальнейшем и сохраняете свои работы, для ускорения работы в лайтруме используйте пресеты и быстрые клавиши. Если нужна более сложная коррекция фотографий, то из Lightroom можно вызвать фотошоп и подкорректировать ее там. Такие дефекты фотографии, как завал горизонта, хроматические аберрации, виньетирование и дисторсия одинаково удобно убираются как лайтруме так и в фотошопе.

Сделай свои фотографии красивыми — зарегистрируйся на онлайн курс “Adobe Lightroom — это просто, как 1,2,3”

Зарегистрируйся на тренинг и стань успешным “Трамплин к успеху“

Ссылка на основную публикацию