Глубина Резкости в фотографии | Foto-kadr.ru

Глубина Резкости в фотографии

Глубина Резкости в фотографии

“ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости) в фотографическом деле — расстояние между ближней и дальней границами пространства, измеренное вдоль оптической оси, при нахождении в пределах которого объекты находятся в фокусе” — Wikipedia . Эта статья расскажет Вам, как правильно использовать ГРИП в Вашей собственной фотографии.

Маленькая глубина резкости становится полезной, когда Вам нужно отделить объект от фона, например во время съемки портретов или макро. Большая глубина резкости является великолепным средством для создания фотографий с большим количеством деталей.

Контролируйте глубину резкости.

Есть три аспекта, от которых зависит достигаемый эффект ГРИПа, это размер Апертуры, расстояние до объекта и тип линзы. (Есть еще четвертый аспект, связанный с датчиком, но мы его не будем затрагивать).

Как вы можете видеть на картинке сверху, наименьшее значение f эквивалентно наименьшей глубине резкости. Большее число f позволит захватить более длинные дистанции в фокус (если Вам дано мало времени на корректировку фокуса, будет хорошим вариантом увеличить ГРИП, изменяя апертуру).

Расстояние между Вами и Вашим объектом так же очень важно. Чем ближе Вы к объекту, тем меньше глубина резкости. Если Вы снимаете человека, и при этом хотите получить высокое число F , у вас все равно останется возможность получить маленький ГРИП, держа расстояние между Вами и человеком на минимуме.

Последняя деталь, которую можно затронуть для изменения ГРИПа – сменить линзу. Широкоугольный объектив обладает большими возможностями для управления глубиной резкости, в отличие от телеобъектива.

Важно учитывать, что глубина резкости наиболее заметна за объектом, нежели перед ним. Если вы собираетесь снять, к примеру, двадцать детей, вставших в одну линию, и вам хочется, чтобы как можно больше из них попало в фокус, но при этом у Вас нет возможности пользоваться маленькой апертурой, сфокусируйтесь на 6-ом или 7-ом ребенком в линии, чтобы тем самым сбалансировать область фокуса вправо (зависит от дистанции) . Если Вы сосредоточитесь на 10-м ребенке, который стоит в центре, дети, стоящие в начале, окажутся в меньшем фокусе, нежели те, которые находятся в конце.

В отличие от других моментов съемки, ГРИП работает на Вас практически всегда. Если Вы хотите снять пейзаж, то обычно используете широкоугольный объектив, чтобы снять объект, находящийся далеко от Вас и чтобы воспользоваться маленьким значением F . Все это вместе дает Вашим снимкам глубину бесконечности. Когда Вы фотографируете макро, приходится держаться очень близко к объекту, обычно в таких случаях пользуются телеобъективами или другими линзами с малым значением f – все эти составляющие позволяют получить очень маленькую глубину резкости, выделяя Ваш объект и размывая фон.

Боке

Слово Боке произошло от Японского слово Boke , которое означает «пятно» или «нечеткость». Отсутствие фокуса на некоторых частях фотографии может выглядеть совершенно по-разному, как в зависимости от глубины резкости, так и в зависимости от используемой линзы. Размер апертуры – одна из основных составляющих вместе с качеством оптики, когда дело доходит до размытия некоторых частей изображения.

Фотография выше показывает пример боке. Объектив, используемый в фотографии, Canon 50mm f/1.8, который на самом деле не является хорошим вариантом для боке.

Глубина резкости в фотографии

Сегодня поговорим о том, зачем необходимо знать что такое глубина резкости в фотографии. Уверен, многие начинающие фотографы любители абсолютно неправильно понимают этот термин. Или вообще про него не слышали.

Зачем нужна глубина резкости и как ею грамотно пользоваться? Давайте разберемся в этом вопросе. Глубина резкости бывает большая и малая.

Большую глубину резкости используют для съемок пейзажей или архитектуры. Это необходимо чтобы показать как можно больше деталей. Маленькая глубина резкости дает возможность размыть фон и отделить от него главный объект. Таким образом, сделать акцент внимания на главном объекте съемки.

Малая глубина резкости также позволяет добавить глубину и объем к фотографии. Чаще всего этот прием используют в портретном жанре фотосъемки.

Ранее мы писали про диафрагму в фотокамере. Советуем к прочтению, будет интересно.

Что такое глубина резкости в фотографии

Глубина резкости в фотографии — это расстояние между двумя точками пространства, которое окажется в фокусе. То есть будет резким на снимке.

Глубина резкости может быть различной. Здесь все зависит от нескольких параметров:

  • Отверстие диафрагмы (апертуры)
  • Фокусное расстояние объектива
  • Дистанция от фотографа до объекта съемки

Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов немного подробнее и разберемся как именно эти параметры влияют на глубину резкости.

Чем больше отверстие диафрагмы, тем меньший отрезок в фокусе мы получим. И наоборот, чем меньше диаметр отверстия, тем больше глубина резкости. Как вы могли заметить, здесь присутствует обратнопропорциональная зависимость.

При малом цифровом значении диафрагма будет открыта больше. При большом значении отверстие открывается меньше. Этот фактор необходимо сразу запомнить и учитывать его при съемке, поскольку он напрямую влияет на экспозицию.

Умение контролировать глубину резкости очень важный навык для фотографа. У любого светосильного объектива апертура f 1.4 или f2.8 дает малую глубину резкости. При значении f16 отрезок в фокусе будет на порядок больше.

При любой диафрагме, промежуток в резкости будет тем меньше, чем больше фокусное расстояние объектива. Например широкоугольник при открытии диафрагмы до f16 дает фокус с двух метров до бесконечности.

Объектив с фокусным расстоянием 50 мм, при той же диафрагме, даст гораздо меньшую глубину резкости. Телеобъектив с фокусным расстоянием 300 мм даст резкий промежуток всего в несколько метров с каждой стороны от точки фокуса.

Это правило одинаково работает для всех объективов и при любом открытии диафрагмы. Если вы сфокусировались на объекте, который от вас на расстоянии полметра, то резкий отрезок будет меньше, чем при дистанции десять метров с тем же объективом и такими же настройками.

На самом деле, понять что такое глубина резкости в фотографии не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Вначале всегда возникают трудности в понимании основ, на которых строится техническая часть фотосъемки. Это нормально.

Как только вы поймете работу затвора и диафрагмы в связке с ISO, все сразу станет на свои места. Для этого нужно не так много. Всего лишь практика и еще раз практика. Фотографируйте чаще, больше и тогда глубина резкости в фотографии у вас всегда будет под контролем.

Про фото PRO

Глубина резкости фото. Простыми словами о сложных вещах

Все мы любим рассматривать красивые фотографии. А замечали ли вы когда-нибудь, что на портретных фотографиях размытый задний фон? Макро фотография здесь, кстати, тоже не исключение, на ней глубина резкости еще меньше, чем в портретных снимках.

В пейзажной фотографии все наоборот. Для примера посмотрите сногсшибательные кадры лучей солнца, радуги, инфракрасные пейзажи или фотографии минимализма, практически во всех этих примерах глубина резкости фото одинакова по всему полю кадра.

Надеюсь, вы успели насладиться примерами и решили дальше повышать свое мастерство, читая теорию.

Начнем как обычно — с определения.

Глубина резкости объектива (часто употребляют сокращение ГРИП — глубина резко изображенного пространства) — простыми словами — это диапазон пространства, который будет выглядеть резко на фотографии, то есть все объекты будут выглядеть четко и контуры у них будут хорошо прорисованы.

От чего зависит ГРИП?

В первую очередь от диафрагмы и расстояния до объекта съемки, на котором мы желаем сфокусироваться. Есть еще один параметр, от которого зависит глубина резкости фото — формат кадра, то есть размер фото сенсора вашей камеры. Но этот параметр не изменить без замены камеры, поэтому предлагаю сейчас даже и не задумываться.

Как вы думаете, поддается ли глубина резкости фото расчету при помощи математических формул?

Да, конечно. Для этого даже созданы специальные программы, калькуляторы и таблицы, а на некоторых объективах есть даже шкала глубины резкости.

Вы когда-нибудь видели, чтобы фотограф во время съемки пользовался программой расчета глубины резкости или хотя бы таблицей?

Думаю нет. А было бы забавно увидеть такую картину: фотограф создавая портрет ребенка говорит ему: «Посиди минуточку, сейчас я тут немножко посчитаю и вернусь к тебе».

На деле же глубина резкости фото подбирается опытным путем и зависит от задумки автора.

Как говорит пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Глубина резкости фото

Для иллюстрации ГРИП сделано несколько кадров с разными значениями диафрагмы.

Параметры съемки: ISO 250, внешняя вспышка Nikon SB-600, Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor.

Для того, чтобы эффект был более заметным — использовались следующие значения диафрагмы:

первый кадр — F/22, второй — F/1.8.

Расстояние до объекта съемки (точка фокуса на фигурке чебурашки) не менялось.

В «боевых» условиях лучше не использовать «крайние» значения диафрагмы, ибо при максимально открытой диафрагме (для данного объектива F/1.8) вы рискуете получить такой дефект, как хроматические аберрации, а при максимально закрытой появляется другой дефект — дифракция, в результате чего мелкие детали изображения потеряются.

Разница, как говориться «на лицо».

Вот мы говорим все о какой-то диафрагме, а что это такое? как выглядит и обозначается?

Выглядит она, как обычное отверстие с изменяемым диаметром.

Обозначается она, как отношение фокусного расстояния объектива к величине отверстия диафрагмы.

Например: фокусное расстояние объектива 80 мм, отверстие диафрагмы — 10 мм, в результате получим диафрагменное число F/8.

Итак, что мы имеем?

При одинаковых расстояниях до объекта (одинаковом фокусном расстоянии) и одном и том же размере фото сенсора камеры, глубина резкости будет увеличиваться если:

  • Уменьшить отверстие диафрагмы (F/22, например).
  • Увеличить расстояние до объекта съемки.

Глубина резкости фото будет уменьшаться если

  • Увеличить отверстие диафрагмы (значение F/1.8 в нашем случае)
  • Уменьшим расстояние до объекта съемки (вспомните пример макро фотографии, приведенный в начале статьи, там глубина резкости очень маленькая).

Зачем нужна малая глубина резкости, если можно делать все фотографии четкими?

«Закон» композиции гласит: фон не должен отвлекать зрителя от главного объекта съемки и желательно, чтобы он был однотонным.

Малая глубина резкости помогает этого добиться, кроме того она помогает передать объем.

Используется это обычно в портретной съемке и макрофотографии.

Для пейзажной фотографии, репортажной съемки (и для микростоков тоже) имеет смысл добиваться максимальной глубины резкости на фото.

Помните, что через максимально закрытую диафрагму проходит мало света, и как следствие для правильной экспозиции нужно увеличивать выдержку, что может привести к шевеленке (если вы снимаете без штатива), либо можно повысить ISO, а это уже хочешь — не хочешь, а отразится на количестве цифрового шума на вашем изображении, именно поэтому нужно подходить вдумчиво к выбору настроек камеры.

Бывают случаи, когда малую глубину резкости нужно имитировать в фотошопе.

Для редактирования своих фотографий удобно использовать связку Adobe Lightroom и Adobe Photoshop. Импортируете фотографии в Лайтрум, поиграйте с настройками цвета, убираете мелкие дефекты, добавляете ключевые слова для облегчения поиска в дальнейшем и сохраняете свои работы, для ускорения работы в лайтруме используйте пресеты и быстрые клавиши. Если нужна более сложная коррекция фотографий, то из Lightroom можно вызвать фотошоп и подкорректировать ее там.

Что такое глубина резкости и как ей управлять

Наверно вы обращали внимание, что на одних фотографиях и передний план и фон одинаково резкие, а на других — наоборот, что-то оказывается размытым. Когда заходит речь о резкости и размытии в фотографии нельзя не упомянуть о таком термине как глубина резко изображаемого пространства (ГРИП).

Говоря простым языком, ГРИП — это область пространства в которой объекты съемки получаются четкими. Эта область расположена «вокруг» плоскости фокусировки (плюс-минус какое-то расстояние).

Мне слушатели иногда задают вопрос — для чего вообще нужно размывать задний план, ведь хорошо, когда на фотографии все четко! Да, в чем-то они правы, но лишь частично. Вместо того, чтобы пускаться в длительные рассуждения, я приведу два примера фотографий. Фотографии могут показаться совсем разными, но на обоих снимках задачей фотографа было сконцентрировать внимание зрителя на объекте переднего плана. Возьмем для начала простые примеры из «бытовой» фотографии — любимая всеми макросъемка.

Предположим, стоит задача — сфотографировать цветущее комнатное растение, стоящее на окне.

Внимание, вопрос. Какой объект привлекает ваше внимание больше всего? По-моему — старый грузовик на заднем плане! Но никак не красные цветочки. Из-за огромной глубины резкости одинаково четко получился и цветок на окне и пейзаж за окном, который притягивает на себя лишнее внимание зрителя. Чтобы сконцентрировать внимание на чем-то одном, оно должно быть единственным объектом в фокусе. Такое достижимо только с малой глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).

Как управлять глубиной резко изображаемого пространства?

Не буду утомлять рассуждениями, а просто перечислю три вещи, от которых зависит ГРИП.

Дистанция до объекта съемки

Диафрагменное число

Как уже говорилось ранее, диафрагма — это «зрачок» объектива. Чем шире он открыт, тем меньше глубина резкости.

Как задать значение диафрагмы?

В старых фотоаппаратах значение диафрагмы менялось вращением специального кольца на объективе. На современных автофокусных объективах этого кольца нет (за очень редкими исключениями) и диафрагму можно установить, переведя фотоаппарат в режим AV или A (от английского слова Aperture, которое соответствует русскому слову диафрагма), не путать с Auto!

Переводим диск выбора режима в положение A (AV). Отныне это будет для нас основной режим съемки!

Нетрудно заметить, что при повороте управляющего колесика на дисплее мелькают числа с приставкой «F»: 2, 2.8, 3.5, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22. Это и есть значения диафрагмы, или диафрагменные числа.

Как связано диафрагменное число с диаметром отверстия?

Открытая диафрагма Закрытая диафрагма Диафрагма 2 , ГРИП минимальна Диафрагма 22 , ГРИП максимальна

Правила простые:

Чем сильнее зажата диафрагма (большое диафрагменное число), тем больше глубина резко изображаемого пространства;

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резко изображаемого пространства;

Чем меньше дистанция до объекта съемки, тем меньше глубина резко изображаемого пространства.

Посмотрим, как действуют эти правила, рассмотрев несколько примеров в следующем разделе.

Как использовать ГРИП?

Научиться управлять глубиной резкости — это полдела. Самое важное — знать, когда глубина резкости нужна большая, а когда маленькая. В одних видах фотосъемки глубина резкости должна составлять считанные сантиметры, в других — наоборот, быть как можно больше.

Когда нужна большая глубина резкости?

В первую очередь тогда, когда объекты съемки расположены на разном удалении от фотографа и нужно обеспечить, чтобы на фотографии они были четкими. Чаще всего это — пейзажная фотография. Посмотрите на этот пример:

Заметно, что на этой фотографии резко все — от травы под ногами до листвы деревьев на заднем плане. Чтобы понять, как это сделать, посмотрим, при каких условиях была сделан этот фотоснимок.

Фокусное расстояние — 24 мм

Фокусировка производилась на второй столбик изгороди.

Как мы знаем, сочетание небольшого фокусного расстояния и прикрытой диафрагмы способствуют увеличению ГРИП, что и видно из данного примера.

Второй, не менее распространенный пример, когда нужна большая глубина резкости — это съемка на фоне чего-то. Такие фотографии обычно делаются во время туристических поездок, когда мы фотографируемся на фоне достопримечательностей. Это направление фотографии часто называют «тревел-фото».

Принцип тот же самый — уменьшаем фокусное расстояние, прикрываем диафрагму. При уменьшении фокусного расстояния сразу убиваем двух зайцев — получаем большой угол обзора (то есть, возможность уместить в кадр крупные объекты — дворцы, соборы, памятники, не отходя от них на расстояние пушечного выстрела) и увеличиваем глубину резкости (таким образом в зоне ГРИП получается и передний и задний планы).

Когда нужна малая глубина резкости?

Разумеется, основной жанр фотографии, в котором используется малая ГРИП — это портрет. Характерная особенность одиночного портрета — всего один объект съемки, на котором должно быть сконцентрировано все внимание. Логично, что глубина резкости при портретной съемке должна вмещать лицо человека, а все то что находится на заднем плане — размыть, и чем сильнее, тем лучше, чтобы не мешало и не отвлекало внимания зрителей. Смотрим пример портретной фотографии (фото из семейного альбома, да простят меня читатели — я больше пейзажист, поэтому с портретами в моей коллекции негусто).

Фокусное расстояние — 58 мм

Фокусировка на глаза

Данная фотография иллюстрирует, что такое размытие заднего плана и благодаря чему оно достигается — увеличенное фокусное расстояние и открытая диафрагма. В данном случае использовался объектив Гелиос-44М, имеющий фокусное расстояние 58 мм (то есть это что-то между «нормальным» объективом и «портретником») и светосилу f/2. При максимально открытой диафрагме ГРИП составила всего несколько сантиметров.

Однако, не стоит бездумно «щелкать» все портреты с полностью открытой диафрагмой. Во-первых, возможен вариант, когда ГРИП будет слишком мала, чтобы полностью вместить в себя все что нужно. Вот пример неудачной фотографии:

Несмотря на забавный сюжет, у фотографии есть серьезный недостаток. Обратите внимание, что морда кота находится вне зоны резкости, что вызывает некий визуальный дискомфорт, в итоге изначально интересный сюжет загублен неграмотным исполнением. Но и это не самое страшное!

Действительно страшное начинается, когда мы фотографируем групповой портрет, где люди стоят в несколько рядов, и пытаемся сделать это на открытой диафрагме. Результат предсказуем — один ряд получается резким, а остальные размытыми. Ниже приведен пример неудачной с точки зрения ГРИП групповой фотографии. Благодарю Светлану Чепурную за предоставленный пример.

Разумеется, чтобы на глазок выставить фокусное расстояние и диафрагму для обеспечения нужной ГРИП нужна практика. Возможно, для этого потребуются месяцы тренировок чтобы научиться чувствовать «золотую середину» — в этом одна из сложностей портретного жанра. А пока предлагаю попрактиковаться на своеобразном «тренажере». По ссылке ниже находится Flash-приложение, которое рассчитывает глубину резко изображаемого пространства в зависимости от дистанции фокусировки, фокусного расстояния и значения диафрагмы.

Программа расчета глубины резко изображаемого пространства (ГРИП)

Для любительских зеркалок с матрицей APS-C выбирайте размер сенсора 22.5 * 17 мм (чтобы задать этот параметр нажмите «знак вопроса» в верхнем правом углу).

Программа расчета ГРИП позаимствована с сайта www.rwpbb.ru (по ссылке — ее подробное описание).

Вопросы для самоконтроля

1. Попробуйте сфотографировать кого-нибудь или что-нибудь с одинаковым масштабом, но разными фокусными расстояниями (зафиксировав при этом диафрагму). Для этого вам придется менять и точку съемки. Как при этом меняется ГРИП?

2. Повторите эксперимент, зафиксировав фокусное расстояние и меняя лишь диафрагму. Проследите за глубиной резкости. Как при этом меняется ГРИП?

3. Вопрос повышенной сложности. Зеркалка и мыльница при одинаковом угле охвата объектива имеют разную глубину резкости при одинаковой диафрагме — у зеркалки ГРИП меньше, у мыльницы — больше. Попробуйте объяснить, почему? Подсказка — используйте программу для расчета ГРИП и попытайтесь «сфотографировать» девушку в одинаковом масштабе с матрицей 6.2*4.5 мм (мыльница) и 36*24 мм (полнокадровая зеркалка). Если вопрос вызывает затруднения, воспользуйтесь Гуглом 🙂

Глубина резкости

Глубина резкости в фотографии – это расстояние между передней и задней границами резко изображенного пространства (в пространстве оптических изображений), измеряемое вдоль оптической оси, в пределах которого объекты съемки на снимке выглядят резко (рис. 1).

Рис. 1 — Глубина резкости

Существует также понятие «глубина резко изображаемого пространства» (ГРИП), которое часто путают с понятием «глубина резкости».

ГРИП — это тоже расстояние вдоль оптической оси объектива, но лежит оно в пространстве предметов и в пределах которого предметы будут изображены резко. (рис. 2, 3).

Глубина резкости является результатом подобранного фотографом ГРИП, который виден непосредственно на фотографии, т. е. в плоскости оптических изображений за объективом. ГРИП же находиться в плоскости изображаемых предметов. В этом и заключается основное различие.

Рис. 2 — Глубина резко изображаемого пространства и глубина резкости Рис. 3 — Глубина резко изображаемого пространства

На ГРИП влияет:

  • диафрагменное число;
  • расстояние до объекта съёмки;
  • фокусное расстояние объектива;
  • величина кружка нерезкости объектива.

28 mm f5.6
Дистанция: 0,2 м

28 mm f11
Дистанция: 0,2 м

135 mm f5.6
Дистанция: 0,7 м

135 mm f11
Дистанция: 0,7 м

200 mm f2.8
Дистанция: 2 м

200 mm f5.6
Дистанция: 2 м

Рис. 4 — Изменение глубины резкости при разных фокусных расстояниях и значениях диафрагмы

Максимальная глубина резкости

При создании некоторых снимков, например, пейзажей, необходимо получить большую глубину резкости, при которой резко изображается максимальная часть сцены.

Для этого необходимо:

  • встать так, чтоб предметы переднего плана находились как можно дальше от объектива, отойти на максимально возможную дистанцию;
  • закрыть диафрагму до необходимого значения (f11 – f22), проверяя глубину резкости репетиром диафрагмы;
  • по-возможности использовать широкоугольный объектив.

В некоторых фотокамерах предусмотрен режим автоматического замера экспозиции с контролем глубины резкости – DEP. В этом случае нужно указать две точки, которые должны отображаться резко и произвести съемку. Значения выдержки и диафрагмы определятся автоматически. Метод работает при автоматической фокусировке объектива.

Гиперфокальное расстояние

Для достижения бесконечной (до горизонта) глубины резкости используют гиперфокальное расстояние – расстояние, начиная с которого и до бесконечности предметы выглядят резко при сфокусированном на бесконечность объективе (рис. 5). При ГРИП начинается с 1/2 расстояния до точки фокусировки и до бесконечности (рис. 6).

Значения гиперфокального расстояния при заданных параметрах (фокусном расстоянии объектива, диафрагменном числе, дистанции и величине кружка нерезкости объектива) рассчитываются с помощью специальных программ или таблиц, например, такой как таблица 1.

Таблица 1 — Расчет значений ГРИП и гиперфокального расстояния

Рис. 5 — Фокус на бесконечности Рис. 6 — Гиперфокальное расстояние Рис. 7 — Пример изображения снятого с гиперфокального расстояния

Минимальная глубина резкости

Задача сведения глубины резкости к минимуму намного сложнее, чем сделать ее максимальной. Во многих камерах (в основном компактных) такое вообще практически невозможно из-за маленького размера матрицы, короткофокусного объектива по умолчанию и фокусировки путем поиска гиперфокального расстояния. Именно это и является один из самых сильных аргументов в пользу цифрового зеркального фотоаппарата – возможность сделать резкой ту часть сцены, которая необходима фотографу.

Размытие фона или каких-то элементов переднего плана позволяет сфокусировать внимание зрителя на основном объекте съемки, выделить его, является одним из ключевых творческих моментов и причиной явления боке (рис. 8, 8).

Рис. 8 — Размытый передний план Рис. 9 — Размытие заднего плана

Для достижения минимальной глубины резкости можно:

  • использовать максимально открытую диафрагму (f1.2 — f1.8, f2.8) в зависимости от объектива;
  • использовать длиннофокусные телеобъективы. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости на изображении;
  • подобраться как можно ближе к объекту съемки;
  • по возможности, увеличить расстояние между фоном и объектом съемки.

Степень отсутствия резкости

Величина размытия изображения плавно изменяется вдоль глубины резкости. Абсолютно резким предмет изображается только в плоскости фокуса, все остальные точки начинают постепенно размываться по мере отдаления от этой плоскости.

Рис. 10 — Очень маленькая глубина резкости

Для достижения такой глубины резкости был использован макрообъектив с максимально открытой диафрагмой. Съемка проводилась со штатива максимально близко к объекту — монетке «5 копійок».

Трудности, связанные с глубиной резкости

Часто при использовании длиннофокусных или макрообъективов (большие расстояния или макросъемки) возникает ситуация, когда невозможно обеспечить такую глубину резкости, чтоб все значимые элементы были резкими, так как глубина резкости равна нескольким миллиметрам. Также это может быть связано с проблемой плохого освещения, так как при этом необходимо использовать открытые диафрагмы, чтоб обеспечить необходимую экспозицию.

Для решения таких проблем можно:

  • выбрать такой угол обзора, чтобы изменение глубины резкости было минимально (рис. 11);
  • снимать с упора (штатив, монопод);
  • при съемке людей фокусироваться на глазах, так как на них мы привыкли обращать внимание в первую очередь;
  • в макросъемке делается серия кадров со смещением непосредственно камеры (без изменения фокуса), которые потом совмещаются в одно.

Рис. 11 — Изменение угла обзора

Регулировка глубины резкости во время съемки происходит в основном изменением значения диафрагмы и дистанцией до объекта съемки.

В пейзажной съемке используют максимальную глубину резкости, которую достигают фокусировкой на гиперфокальное расстояние, которое рассчитывают с помощью специальных таблиц или калькуляторов.

В портретной съемке ограничивают глубину резкости до такой, которая позволяет выделить необходимые элементы. Фокусироваться лучше всего на глаза. Исключением может быть документальная съемка, когда нужно показать человека в его среде, которая должна хорошо узнаваться (быть резкой).

При макросъемке, спортивной съемке, съемке дикой природы с длиннофокусными объективами фотографы могут сталкиваются с недостаточной глубиной резкости. Для этого закрывают диафрагму до возможных значений (f4-8) в пределах необходимой экспозиции.

Глубина резкости: простое понимание диафрагмы

Простое определение фотографии – это рисование светом.

Когда вы рисуете светом, вы создаете историю в доле секунды. Вот о чем все фотографии. Технически ваша камера измеряет количество света в сцене, и вы указываете ей сколько этого света вы хотите использовать, чтобы создать изображение с правильной экспозицией. Это становится вашей историей.

Существует три основные настройки для контроля света; выдержка, ISO и, мое любимое, диафрагма. Каждая из этих установок имеет свой индивидуальный способ измерения количества света. Когда все три правильно сбалансированы, вы создаете правильную экспозицию.

Хотя каждая из этих настроек измеряет количество света, они также имеют отличительные характеристики, которые вносят художественные черты в ваши снимки. Понимая их, вы контролируете всю историю, о которой хотите рассказать.

Выдержка захватывает движение или «замораживает» его. ISO помогает контролировать насколько чувствительна ваша камера к имеющемуся в сцене свету. И, наконец, диафрагма создает глубину резкости. Вот где появляется история; это с помощью диафрагмы вы контролируете, что будет в фокусе, а что нет.

Как фотограф, как вы решаете, на чем вашему зрителю сфокусировать внимание? Как вы создаете свою историю? Вот что такое диафрагма и вот почему я ее люблю.

Где она и что она делает?

Диафрагма находится в вашем объективе, не в корпусе фотокамеры. Отверстие объектива открывается и закрывается, чтобы контролировать количество света. Выбрав определенное значение диафрагмы, вы говорите объективу какое количество света должно попасть на матрицу.

Это очень похоже на то, как устроен человеческий глаз. Ваши зрачки расширяются и сужаются в соответствии с тем, сколько света присутствует в сцене. Например, когда вы входите в темный зал кинотеатра. Сначала вы ничего не видите, но затем ваши глаза настраиваются. Зрачки расширяются, позволяя вам увидеть столько света, сколько возможно в темной комнате.

Опять же, когда вы находитесь на улице в солнечный день, сначала свет слишком яркий. Ваши зрачки сужаются, впуская меньше света. Диафрагма объектива работает по тому же принципу. Изменение значение диафрагмы – это сужение или расширение зрачка.

Размер диафрагмы объектива измеряется в так называемых f-ступенях (диафрагменное число). Как и остальные настройки камеры, она имеет общий диапазон.

Запоминать числа необязательно. Важно видеть диапазон в настройках. Здесь есть хитрость; чем меньше диафрагменное число (например, f/1.8), тем больше открывается диафрагма. Это означает, что большее количество света попадет в отверстие объектива, и наоборот. Чем больше диафрагменное число (например, f/22), тем меньше откроется диафрагма, и меньше света попадет в объектив.

Принимайте диафрагменное число за дробь. Просто замените F с номером один. 1/4 пирога – это гораздо больше, чем 1/16 пирога.

Небольшое примечание: не все объективы устроены одинаково. Разные объективы имеют разную диафрагму. Некоторые имеют диапазон шире, некоторые – меньше. Стандартные объективы имеют диапазон f/3.5–f/22. Специальные же могут опускаться до числа f/1.2 и ниже.

Видение глубины резкости.

Вот где начинается удовольствие. При измерении количества света, когда отверстие объектива расширяется и сужается, также измеряется глубина резкости. Опять-таки, ваши глаза делают то же самое!

Когда вы смотрите на монитор и читаете эту статью, все слова в основном в фокусе для ваших глаз. Периферическим зрением вы можете также видеть другие предметы, но они будут не в фокусе.

Заметьте, ваши руки на клавиатуре, они на переднем плане, и возможно книжная полка на заднем плане. Вы можете их видеть, но они не в фокусе. Вы видите глубину резкости.

Хорошая фотография делает именно это. Она захватывает передний план, середину и задний план. Задавая диафрагму, вы контролируете, какая из этих областей будет в фокусе. Все это зависит от вашего намерения, от вашей истории.

Определение глубины резкости.

С помощью точки фокусировки (тот маленький квадратик в середине видоискателя) вы фокусируетесь на определенной части сцены. Эта точка будет самой четкой на вашем изображении. Участок перед этой точкой фокусировки и позади нее будет тоже в фокусе. Расстояние между крайней передней и крайней задней точкой, которые находятся в фокусе, считается глубиной резкости. Вы сами решаете, какой она будет, выбрав определенный размер диафрагмы.

Это история об обезьяне на скале. Кусты на переднем плане и храм на скале на заднем плане не вошли в область фокусировки. Они вне глубины резкости. Это привлечет ваше внимание к точке фокусировки — обезьянке в середине.

Помните, меньше диафрагменное число, больше открытие, больше света попадает в объектив. Это означает, что меньшая область вашей сцены будет в фокусе и у вас получится малая глубина резкости. Также верно обратное. Большее диафрагменное число, меньшее открытие, меньше света попадает в объектив. В этом случае практически вся сцена будет в фокусе, и вы получите большую глубину резкости.

Проще говоря, чем больше диафрагменное число, тем большая область будет в фокусе. Чем меньше диафрагменное число, тем меньшая область в фокусе.

Глубина резкости более подробно.

Когда вы устанавливаете точку фокусировки на определенном участке, это место создает фокальную плоскость. Все, что находится на том же расстоянии от объектива, находится в той же фокальной плоскости и будет в фокусе.

При малой глубине резкости (малое число) фокальная плоскость очень малая. Если глубина резкости больше (большое число), то фокальная плоскость становится больше.

Здесь одна и та же сцена, сфотографированная с разными установками диафрагмы. Обратите внимание, что глубина резкости влияет на то, насколько большой участок изображения остается в фокусе.

При f/2.2 только солнцезащитные очки находятся в фокусе. При f/5.6 шляпа тоже в фокусе. Используя f/8.0 вы можете разглядеть деревья на заднем плане. И, наконец, при f/22 все изображение находится в фокусе.

Какое из них расскажет лучшую историю? Вам как фотографу решать.

Практические советы и хитрости.

Теперь, когда вы имеете понятие об основах, самое время развлечься! Вот несколько советов, чтобы начать практиковаться.

Установите вашу камеру в режим Приоритет диафрагмы. У вас будет полный контроль над диафрагмой, при этом не волнуясь о правильной экспозиции. Таким образом вы можете просто сосредоточится на глубине резкости. Это отличный способ понять, что делает ваш объектив, когда вы изменяете установки диафрагмы.

Выберите предмет или сцену. Сфотографируйте ее с разных углов. Выбирайте разные участки для фокусировки, используя при этом весь диапазон установок диафрагмы.

Воспользуйтесь этими советами, как использовать глубину резкости в разных сценариях:

-когда вы фотографируете один объект, например, портрет ребенка, лучше всего использовать меньшее диафрагменное число, например, f/1.2-f/2.8. Создание малой глубины резкости привлекает внимание на лицо, которое в портрете всегда важнее всего;

-когда снимаете небольшую группу людей (2-5 человек), установите f/4-f/8. Эта глубина резкости немного больше, и это гарантирует, что все люди попадут в область фокусировки;

-каждый раз, когда у вас открытая сцена, как, например, пейзаж, и вы хотите все показать в фокусе, выбирайте число выше f/10.

Это всего лишь советы. Фотография – это вид искусства. Будьте креативны и помните, что все это для того, чтобы рассказать историю.

Глубина резкости объектива

Глубина резкости фотографии — это понятие, а может даже целая наука, в которой любой начинающий фотограф должен разбираться, как своих пяти пальцах. Всем нам нравится смотреть и пересматривать красивые и завораживающие фотографии. Двери Но «рядовой» наблюдатель не способен понять, почему же его так сильно цепляют определенные снимки.

Видя перед собой правильно скомпонованный портрет, заметит ли он размытый фон позади модели? А если даже обнаружит, придаст ли этому значение? Абсолютно то же самое происходит и с пейзажной фотографией. Обратит ли внимание наблюдатель на то, что по всей площади фотографии, фокус одинаково четок от близстоящего элемента и до самого горизонта?

Все эти и еще многие мелочи обходят глаз обычного человека. Но по скольку сейчас вы читаете эту статью, вам необходимо разобраться в этой небольшой науке, где главную роль играет глубина резкости объектива. Давайте начнем с самого начала — с определения этого термина.

Если объяснять простыми словами, то глубина резкости объектива — это диапазон пространства на фотографии, находящийся в зоне резкости, то есть в этой зоне абсолютно все элементы снимка, даже самые мельчайшие, будут иметь четкие и прорисованные контуры. «Старики» фотографического дела также называют это ГРИП — глубина резко изображенного пространства.

От чего зависит глубина резкости фото?

Глубина резкости фотографии напрямую зависит от диафрагмы вашего объектива. Чем шире вы откроете лепестки диафрагмы, тем больше будет размыт ваш задний фон и переднее пространство перед снимаемым объектом. Представленный выше кадр был снят с показателем диафрагмы f3.2.

Для самых новеньких — чем ближе показатель «f» (диафрагма) к нулю — тем меньше глубина резкости и наоборот.

Но не все объективы одинаково точно способны раскрывать лепестки диафрагмы. К большинству оптики работает одно неформальное правило: «Хотите, чтобы ваш объектив имел хорошую светосилу, а соответственно максимально уменьшал глубину резкости? Плати дороже.»

При уменьшении расстояния от объектива до снимаемого объекта, значительно уменьшается глубина резкости, самый яркий пример — макро фотосъемка.

Также существует еще один параметр, от которого прямо пропорционально зависит максимальная глубина резкости фото — это размер фото-сенсора (матрицы) вашей камеры. Но это последнее на что следует обращать внимание, так как покупка нового девайса из-за повышения возможностей глубины резкости — это глупо и нерационально. Адекватно «размазать» задний план портрета можно и на любительской фотокамере.

Глубина резкости объектива

Для вашего наилучшего понимания, я нашел в интернете несколько снимков, сделанных с одного и того же ракурса, с одинаковыми настройками. Меняться будет только диафрагма.

Параметры фотокамеры: ISO 250, выдержка 1/100, объектив Nikon 50mm f1.8, при съемке использовалось искусственное освещение, а именно: внешняя вспышка Nikon SB-600.

Первый кадр был произведен с показателем f22, а последующий с f1.8.

Но я настоятельно не рекомендую использовать «крайние» значения диафрагмы в обычных условиях. Ибо если очень широко открыть лепестки диафрагмы, вы рискуете получить дефект хроматических аберраций, а при максимальном закрытии — дифракцию, что с языка фотографа звучит, как потеря мелких деталей изображения.

Подведем итоги

Кто нибудь обязательно задаст вопрос: «Ну а зачем же вообще нужна малая глубина резкости, если можно все снимки делать четкими?»

И на это есть свой логический ответ. Основное правило композиции гласит, что фон ни в коем случае не должен отвлекать глаз наблюдателя от главного объекта фотосъемки, и желательно чтобы фон был однотонным — это максимально перемещает вес внимания на главный объект.

Особенно сильно это имеет значение в портретной и макро фотосъемках. Именно там малая глубина резкости позволяет акцентировать все внимание на нужном, и кроме того она позволяет передать объем кадра.

Для пейзажной фотосъемки совсем иные правила — в идеале снимок должен производиться с показателем f22. Четкая передача даже самых дальних элементов вашей фотографии обеспечена.

Главное запомните, что через максимально закрытую диафрагму проходит очень мало света, соответственно для хорошей экспозиции необходимо увеличивать выдержку, что может привести к шевеленке (чтобы этого избежать обязательно используйте штатив), или же можно увеличить показатель ISO, а это, хочешь — не хочешь, цифровой шум на вашей фотографии. С особой серьезностью подойдите к выбору настроек фотокамеры.

Ссылка на основную публикацию

Музыка дождя