Глубина Резкости в фотографии
Глубина Резкости в фотографии
“ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости) в фотографическом деле — расстояние между ближней и дальней границами пространства, измеренное вдоль оптической оси, при нахождении в пределах которого объекты находятся в фокусе” — Wikipedia . Эта статья расскажет Вам, как правильно использовать ГРИП в Вашей собственной фотографии.
Маленькая глубина резкости становится полезной, когда Вам нужно отделить объект от фона, например во время съемки портретов или макро. Большая глубина резкости является великолепным средством для создания фотографий с большим количеством деталей.
Контролируйте глубину резкости.
Есть три аспекта, от которых зависит достигаемый эффект ГРИПа, это размер Апертуры, расстояние до объекта и тип линзы. (Есть еще четвертый аспект, связанный с датчиком, но мы его не будем затрагивать).
Как вы можете видеть на картинке сверху, наименьшее значение f эквивалентно наименьшей глубине резкости. Большее число f позволит захватить более длинные дистанции в фокус (если Вам дано мало времени на корректировку фокуса, будет хорошим вариантом увеличить ГРИП, изменяя апертуру).
Расстояние между Вами и Вашим объектом так же очень важно. Чем ближе Вы к объекту, тем меньше глубина резкости. Если Вы снимаете человека, и при этом хотите получить высокое число F , у вас все равно останется возможность получить маленький ГРИП, держа расстояние между Вами и человеком на минимуме.
Последняя деталь, которую можно затронуть для изменения ГРИПа – сменить линзу. Широкоугольный объектив обладает большими возможностями для управления глубиной резкости, в отличие от телеобъектива.
Важно учитывать, что глубина резкости наиболее заметна за объектом, нежели перед ним. Если вы собираетесь снять, к примеру, двадцать детей, вставших в одну линию, и вам хочется, чтобы как можно больше из них попало в фокус, но при этом у Вас нет возможности пользоваться маленькой апертурой, сфокусируйтесь на 6-ом или 7-ом ребенком в линии, чтобы тем самым сбалансировать область фокуса вправо (зависит от дистанции) . Если Вы сосредоточитесь на 10-м ребенке, который стоит в центре, дети, стоящие в начале, окажутся в меньшем фокусе, нежели те, которые находятся в конце.
В отличие от других моментов съемки, ГРИП работает на Вас практически всегда. Если Вы хотите снять пейзаж, то обычно используете широкоугольный объектив, чтобы снять объект, находящийся далеко от Вас и чтобы воспользоваться маленьким значением F . Все это вместе дает Вашим снимкам глубину бесконечности. Когда Вы фотографируете макро, приходится держаться очень близко к объекту, обычно в таких случаях пользуются телеобъективами или другими линзами с малым значением f – все эти составляющие позволяют получить очень маленькую глубину резкости, выделяя Ваш объект и размывая фон.
Боке
Слово Боке произошло от Японского слово Boke , которое означает «пятно» или «нечеткость». Отсутствие фокуса на некоторых частях фотографии может выглядеть совершенно по-разному, как в зависимости от глубины резкости, так и в зависимости от используемой линзы. Размер апертуры – одна из основных составляющих вместе с качеством оптики, когда дело доходит до размытия некоторых частей изображения.
Фотография выше показывает пример боке. Объектив, используемый в фотографии, Canon 50mm f/1.8, который на самом деле не является хорошим вариантом для боке.
Глубина резкости в фотографии
Сегодня поговорим о том, зачем необходимо знать что такое глубина резкости в фотографии. Уверен, многие начинающие фотографы любители абсолютно неправильно понимают этот термин. Или вообще про него не слышали.
Зачем нужна глубина резкости и как ею грамотно пользоваться? Давайте разберемся в этом вопросе. Глубина резкости бывает большая и малая.
Большую глубину резкости используют для съемок пейзажей или архитектуры. Это необходимо чтобы показать как можно больше деталей. Маленькая глубина резкости дает возможность размыть фон и отделить от него главный объект. Таким образом, сделать акцент внимания на главном объекте съемки.
Малая глубина резкости также позволяет добавить глубину и объем к фотографии. Чаще всего этот прием используют в портретном жанре фотосъемки.
Ранее мы писали про диафрагму в фотокамере. Советуем к прочтению, будет интересно.
Что такое глубина резкости в фотографии
Глубина резкости в фотографии — это расстояние между двумя точками пространства, которое окажется в фокусе. То есть будет резким на снимке.
Глубина резкости может быть различной. Здесь все зависит от нескольких параметров:
- Отверстие диафрагмы (апертуры)
- Фокусное расстояние объектива
- Дистанция от фотографа до объекта съемки
Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов немного подробнее и разберемся как именно эти параметры влияют на глубину резкости.
Чем больше отверстие диафрагмы, тем меньший отрезок в фокусе мы получим. И наоборот, чем меньше диаметр отверстия, тем больше глубина резкости. Как вы могли заметить, здесь присутствует обратнопропорциональная зависимость.
При малом цифровом значении диафрагма будет открыта больше. При большом значении отверстие открывается меньше. Этот фактор необходимо сразу запомнить и учитывать его при съемке, поскольку он напрямую влияет на экспозицию.
Умение контролировать глубину резкости очень важный навык для фотографа. У любого светосильного объектива апертура f 1.4 или f2.8 дает малую глубину резкости. При значении f16 отрезок в фокусе будет на порядок больше.
При любой диафрагме, промежуток в резкости будет тем меньше, чем больше фокусное расстояние объектива. Например широкоугольник при открытии диафрагмы до f16 дает фокус с двух метров до бесконечности.
Объектив с фокусным расстоянием 50 мм, при той же диафрагме, даст гораздо меньшую глубину резкости. Телеобъектив с фокусным расстоянием 300 мм даст резкий промежуток всего в несколько метров с каждой стороны от точки фокуса.
Это правило одинаково работает для всех объективов и при любом открытии диафрагмы. Если вы сфокусировались на объекте, который от вас на расстоянии полметра, то резкий отрезок будет меньше, чем при дистанции десять метров с тем же объективом и такими же настройками.
На самом деле, понять что такое глубина резкости в фотографии не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Вначале всегда возникают трудности в понимании основ, на которых строится техническая часть фотосъемки. Это нормально.
Как только вы поймете работу затвора и диафрагмы в связке с ISO, все сразу станет на свои места. Для этого нужно не так много. Всего лишь практика и еще раз практика. Фотографируйте чаще, больше и тогда глубина резкости в фотографии у вас всегда будет под контролем.
Про фото PRO
Глубина резкости фото. Простыми словами о сложных вещах
Все мы любим рассматривать красивые фотографии. А замечали ли вы когда-нибудь, что на портретных фотографиях размытый задний фон? Макро фотография здесь, кстати, тоже не исключение, на ней глубина резкости еще меньше, чем в портретных снимках.
В пейзажной фотографии все наоборот. Для примера посмотрите сногсшибательные кадры лучей солнца, радуги, инфракрасные пейзажи или фотографии минимализма, практически во всех этих примерах глубина резкости фото одинакова по всему полю кадра.
Надеюсь, вы успели насладиться примерами и решили дальше повышать свое мастерство, читая теорию.
Начнем как обычно — с определения.
Глубина резкости объектива (часто употребляют сокращение ГРИП — глубина резко изображенного пространства) — простыми словами — это диапазон пространства, который будет выглядеть резко на фотографии, то есть все объекты будут выглядеть четко и контуры у них будут хорошо прорисованы.
От чего зависит ГРИП?
В первую очередь от диафрагмы и расстояния до объекта съемки, на котором мы желаем сфокусироваться. Есть еще один параметр, от которого зависит глубина резкости фото — формат кадра, то есть размер фото сенсора вашей камеры. Но этот параметр не изменить без замены камеры, поэтому предлагаю сейчас даже и не задумываться.
Как вы думаете, поддается ли глубина резкости фото расчету при помощи математических формул?
Да, конечно. Для этого даже созданы специальные программы, калькуляторы и таблицы, а на некоторых объективах есть даже шкала глубины резкости.
Вы когда-нибудь видели, чтобы фотограф во время съемки пользовался программой расчета глубины резкости или хотя бы таблицей?
Думаю нет. А было бы забавно увидеть такую картину: фотограф создавая портрет ребенка говорит ему: «Посиди минуточку, сейчас я тут немножко посчитаю и вернусь к тебе».
На деле же глубина резкости фото подбирается опытным путем и зависит от задумки автора.
Как говорит пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Глубина резкости фото
Для иллюстрации ГРИП сделано несколько кадров с разными значениями диафрагмы.
Параметры съемки: ISO 250, внешняя вспышка Nikon SB-600, Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor.
Для того, чтобы эффект был более заметным — использовались следующие значения диафрагмы:
первый кадр — F/22, второй — F/1.8.
Расстояние до объекта съемки (точка фокуса на фигурке чебурашки) не менялось.
В «боевых» условиях лучше не использовать «крайние» значения диафрагмы, ибо при максимально открытой диафрагме (для данного объектива F/1.8) вы рискуете получить такой дефект, как хроматические аберрации, а при максимально закрытой появляется другой дефект — дифракция, в результате чего мелкие детали изображения потеряются.
Разница, как говориться «на лицо».
Вот мы говорим все о какой-то диафрагме, а что это такое? как выглядит и обозначается?
Выглядит она, как обычное отверстие с изменяемым диаметром.
Обозначается она, как отношение фокусного расстояния объектива к величине отверстия диафрагмы.
Например: фокусное расстояние объектива 80 мм, отверстие диафрагмы — 10 мм, в результате получим диафрагменное число F/8.
Итак, что мы имеем?
При одинаковых расстояниях до объекта (одинаковом фокусном расстоянии) и одном и том же размере фото сенсора камеры, глубина резкости будет увеличиваться если:
- Уменьшить отверстие диафрагмы (F/22, например).
- Увеличить расстояние до объекта съемки.
Глубина резкости фото будет уменьшаться если
- Увеличить отверстие диафрагмы (значение F/1.8 в нашем случае)
- Уменьшим расстояние до объекта съемки (вспомните пример макро фотографии, приведенный в начале статьи, там глубина резкости очень маленькая).
Зачем нужна малая глубина резкости, если можно делать все фотографии четкими?
«Закон» композиции гласит: фон не должен отвлекать зрителя от главного объекта съемки и желательно, чтобы он был однотонным.
Малая глубина резкости помогает этого добиться, кроме того она помогает передать объем.
Используется это обычно в портретной съемке и макрофотографии.
Для пейзажной фотографии, репортажной съемки (и для микростоков тоже) имеет смысл добиваться максимальной глубины резкости на фото.
Помните, что через максимально закрытую диафрагму проходит мало света, и как следствие для правильной экспозиции нужно увеличивать выдержку, что может привести к шевеленке (если вы снимаете без штатива), либо можно повысить ISO, а это уже хочешь — не хочешь, а отразится на количестве цифрового шума на вашем изображении, именно поэтому нужно подходить вдумчиво к выбору настроек камеры.
Бывают случаи, когда малую глубину резкости нужно имитировать в фотошопе.
Для редактирования своих фотографий удобно использовать связку Adobe Lightroom и Adobe Photoshop. Импортируете фотографии в Лайтрум, поиграйте с настройками цвета, убираете мелкие дефекты, добавляете ключевые слова для облегчения поиска в дальнейшем и сохраняете свои работы, для ускорения работы в лайтруме используйте пресеты и быстрые клавиши. Если нужна более сложная коррекция фотографий, то из Lightroom можно вызвать фотошоп и подкорректировать ее там.
Что такое глубина резкости и как ей управлять
Наверно вы обращали внимание, что на одних фотографиях и передний план и фон одинаково резкие, а на других — наоборот, что-то оказывается размытым. Когда заходит речь о резкости и размытии в фотографии нельзя не упомянуть о таком термине как глубина резко изображаемого пространства (ГРИП).
Говоря простым языком, ГРИП — это область пространства в которой объекты съемки получаются четкими. Эта область расположена «вокруг» плоскости фокусировки (плюс-минус какое-то расстояние).
Мне слушатели иногда задают вопрос — для чего вообще нужно размывать задний план, ведь хорошо, когда на фотографии все четко! Да, в чем-то они правы, но лишь частично. Вместо того, чтобы пускаться в длительные рассуждения, я приведу два примера фотографий. Фотографии могут показаться совсем разными, но на обоих снимках задачей фотографа было сконцентрировать внимание зрителя на объекте переднего плана. Возьмем для начала простые примеры из «бытовой» фотографии — любимая всеми макросъемка.
Предположим, стоит задача — сфотографировать цветущее комнатное растение, стоящее на окне.
Внимание, вопрос. Какой объект привлекает ваше внимание больше всего? По-моему — старый грузовик на заднем плане! Но никак не красные цветочки. Из-за огромной глубины резкости одинаково четко получился и цветок на окне и пейзаж за окном, который притягивает на себя лишнее внимание зрителя. Чтобы сконцентрировать внимание на чем-то одном, оно должно быть единственным объектом в фокусе. Такое достижимо только с малой глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).
Как управлять глубиной резко изображаемого пространства?
Не буду утомлять рассуждениями, а просто перечислю три вещи, от которых зависит ГРИП.
Дистанция до объекта съемки
Диафрагменное число
Как уже говорилось ранее, диафрагма — это «зрачок» объектива. Чем шире он открыт, тем меньше глубина резкости.
Как задать значение диафрагмы?
В старых фотоаппаратах значение диафрагмы менялось вращением специального кольца на объективе. На современных автофокусных объективах этого кольца нет (за очень редкими исключениями) и диафрагму можно установить, переведя фотоаппарат в режим AV или A (от английского слова Aperture, которое соответствует русскому слову диафрагма), не путать с Auto!
Переводим диск выбора режима в положение A (AV). Отныне это будет для нас основной режим съемки!
Нетрудно заметить, что при повороте управляющего колесика на дисплее мелькают числа с приставкой «F»: 2, 2.8, 3.5, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22. Это и есть значения диафрагмы, или диафрагменные числа.
Как связано диафрагменное число с диаметром отверстия?
Правила простые:
Чем сильнее зажата диафрагма (большое диафрагменное число), тем больше глубина резко изображаемого пространства;
Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резко изображаемого пространства;
Чем меньше дистанция до объекта съемки, тем меньше глубина резко изображаемого пространства.
Посмотрим, как действуют эти правила, рассмотрев несколько примеров в следующем разделе.
Как использовать ГРИП?
Научиться управлять глубиной резкости — это полдела. Самое важное — знать, когда глубина резкости нужна большая, а когда маленькая. В одних видах фотосъемки глубина резкости должна составлять считанные сантиметры, в других — наоборот, быть как можно больше.
Когда нужна большая глубина резкости?
В первую очередь тогда, когда объекты съемки расположены на разном удалении от фотографа и нужно обеспечить, чтобы на фотографии они были четкими. Чаще всего это — пейзажная фотография. Посмотрите на этот пример:
Заметно, что на этой фотографии резко все — от травы под ногами до листвы деревьев на заднем плане. Чтобы понять, как это сделать, посмотрим, при каких условиях была сделан этот фотоснимок.
Фокусное расстояние — 24 мм
Фокусировка производилась на второй столбик изгороди.
Как мы знаем, сочетание небольшого фокусного расстояния и прикрытой диафрагмы способствуют увеличению ГРИП, что и видно из данного примера.
Второй, не менее распространенный пример, когда нужна большая глубина резкости — это съемка на фоне чего-то. Такие фотографии обычно делаются во время туристических поездок, когда мы фотографируемся на фоне достопримечательностей. Это направление фотографии часто называют «тревел-фото».
Принцип тот же самый — уменьшаем фокусное расстояние, прикрываем диафрагму. При уменьшении фокусного расстояния сразу убиваем двух зайцев — получаем большой угол обзора (то есть, возможность уместить в кадр крупные объекты — дворцы, соборы, памятники, не отходя от них на расстояние пушечного выстрела) и увеличиваем глубину резкости (таким образом в зоне ГРИП получается и передний и задний планы).
Когда нужна малая глубина резкости?
Разумеется, основной жанр фотографии, в котором используется малая ГРИП — это портрет. Характерная особенность одиночного портрета — всего один объект съемки, на котором должно быть сконцентрировано все внимание. Логично, что глубина резкости при портретной съемке должна вмещать лицо человека, а все то что находится на заднем плане — размыть, и чем сильнее, тем лучше, чтобы не мешало и не отвлекало внимания зрителей. Смотрим пример портретной фотографии (фото из семейного альбома, да простят меня читатели — я больше пейзажист, поэтому с портретами в моей коллекции негусто).
Фокусное расстояние — 58 мм
Фокусировка на глаза
Данная фотография иллюстрирует, что такое размытие заднего плана и благодаря чему оно достигается — увеличенное фокусное расстояние и открытая диафрагма. В данном случае использовался объектив Гелиос-44М, имеющий фокусное расстояние 58 мм (то есть это что-то между «нормальным» объективом и «портретником») и светосилу f/2. При максимально открытой диафрагме ГРИП составила всего несколько сантиметров.
Однако, не стоит бездумно «щелкать» все портреты с полностью открытой диафрагмой. Во-первых, возможен вариант, когда ГРИП будет слишком мала, чтобы полностью вместить в себя все что нужно. Вот пример неудачной фотографии:
Несмотря на забавный сюжет, у фотографии есть серьезный недостаток. Обратите внимание, что морда кота находится вне зоны резкости, что вызывает некий визуальный дискомфорт, в итоге изначально интересный сюжет загублен неграмотным исполнением. Но и это не самое страшное!
Действительно страшное начинается, когда мы фотографируем групповой портрет, где люди стоят в несколько рядов, и пытаемся сделать это на открытой диафрагме. Результат предсказуем — один ряд получается резким, а остальные размытыми. Ниже приведен пример неудачной с точки зрения ГРИП групповой фотографии. Благодарю Светлану Чепурную за предоставленный пример.
Разумеется, чтобы на глазок выставить фокусное расстояние и диафрагму для обеспечения нужной ГРИП нужна практика. Возможно, для этого потребуются месяцы тренировок чтобы научиться чувствовать «золотую середину» — в этом одна из сложностей портретного жанра. А пока предлагаю попрактиковаться на своеобразном «тренажере». По ссылке ниже находится Flash-приложение, которое рассчитывает глубину резко изображаемого пространства в зависимости от дистанции фокусировки, фокусного расстояния и значения диафрагмы.
Программа расчета глубины резко изображаемого пространства (ГРИП)
Для любительских зеркалок с матрицей APS-C выбирайте размер сенсора 22.5 * 17 мм (чтобы задать этот параметр нажмите «знак вопроса» в верхнем правом углу).
Программа расчета ГРИП позаимствована с сайта www.rwpbb.ru (по ссылке — ее подробное описание).
Вопросы для самоконтроля
1. Попробуйте сфотографировать кого-нибудь или что-нибудь с одинаковым масштабом, но разными фокусными расстояниями (зафиксировав при этом диафрагму). Для этого вам придется менять и точку съемки. Как при этом меняется ГРИП?
2. Повторите эксперимент, зафиксировав фокусное расстояние и меняя лишь диафрагму. Проследите за глубиной резкости. Как при этом меняется ГРИП?
3. Вопрос повышенной сложности. Зеркалка и мыльница при одинаковом угле охвата объектива имеют разную глубину резкости при одинаковой диафрагме — у зеркалки ГРИП меньше, у мыльницы — больше. Попробуйте объяснить, почему? Подсказка — используйте программу для расчета ГРИП и попытайтесь «сфотографировать» девушку в одинаковом масштабе с матрицей 6.2*4.5 мм (мыльница) и 36*24 мм (полнокадровая зеркалка). Если вопрос вызывает затруднения, воспользуйтесь Гуглом 🙂
Глубина резкости
Глубина резкости в фотографии – это расстояние между передней и задней границами резко изображенного пространства (в пространстве оптических изображений), измеряемое вдоль оптической оси, в пределах которого объекты съемки на снимке выглядят резко (рис. 1).
Рис. 1 — Глубина резкости
Существует также понятие «глубина резко изображаемого пространства» (ГРИП), которое часто путают с понятием «глубина резкости».
ГРИП — это тоже расстояние вдоль оптической оси объектива, но лежит оно в пространстве предметов и в пределах которого предметы будут изображены резко. (рис. 2, 3).
Глубина резкости является результатом подобранного фотографом ГРИП, который виден непосредственно на фотографии, т. е. в плоскости оптических изображений за объективом. ГРИП же находиться в плоскости изображаемых предметов. В этом и заключается основное различие.
Рис. 2 — Глубина резко изображаемого пространства и глубина резкости Рис. 3 — Глубина резко изображаемого пространства
На ГРИП влияет:
- диафрагменное число;
- расстояние до объекта съёмки;
- фокусное расстояние объектива;
- величина кружка нерезкости объектива.
Музыка дождя |