Глубина резкости: творческий подход | Foto-kadr.ru

Глубина резкости: творческий подход

Урок фотографии. Творческий подход к использованию ГРИП

Мы много говорили о глубине резкости. Я пишу эту статью, исходя из предположения, что все мы понимаем, что, грубо говоря, «глубина резкости» — это часть изображения в зоне фокуса. Для иллюстрации: в пейзажной фотографии, в основном, вы стараетесь получить очень большую глубину резкости. Вы хотите, чтобы ВСЁ в кадре было в фокусе.

В случае с портретами, фотографы стараются получить меньшую глубину резкости, фокусируясь на объекте, и размыть фон. Как, по-вашему, зачем? Очевидно, чтобы привлечь внимание к рассказываемой истории. Что, если вы хотите рассказать другую историю, или ту же историю, но другим способом? Давайте поговорим сегодня о глубине резкости и некоторых способах использования переднего плана для управления восприятием истории, которую вы пытаетесь поведать.

Ниже приведено три способа создания «изображений, рассказывающих историю» с использованием переднего плана для реализации творческого подхода к вопросу глубины резкости.

1. Ввод переднего плана в кадр

Я хотела найти наиболее точную иллюстрацию для пояснения данного пункта. Этот снимок (ниже) – с недавней выпускной портретной фотосессии. Я старалась привлечь внимание к выпускнику, в частности, мне хотелось, чтобы он казался сильным и способным: готовым покорять мир.

Обрамление из листвы направляет внимание прямо к нему…сосредотачивает зрителя на истории в изображении. Я признаю, что передний план, используемый подобным образом, может отвлекать, и это изображение уже балансирует на грани, я признаю это. Вам нужно учитывать это и постараться сделать так, чтобы передний план работал на вас, а не против вас.

Как сделать похожий снимок: я фотографировала при помощи объектива 50мм. Я подошла вплотную к листве, разделяющей Мелвина и меня. Поначалу я попробовала использовать автоматическую фокусировку, но из-за моей близости к листьям была вынуждена отключить ее и фокусироваться вручную.

2. Не бойтесь вывести объект из зоны фокуса

Когда вы создаете портреты, вы обычно стараетесь передать определенное настроение: счастье, торжественность, влюбленность, сексуальность…В общем случае, настроение формируется при помощи позы и т.д. На следующих кадрах я позволила переднему плану поведать немного разные любовные истории.

В марте я снимала на Острове Балбоа в Калифорнии. На этой пристани мы фотографировали типичные, забавные, счастливые, «не можем дождаться, когда же мы поженимся» кадры, и я начала скучать. Я попросила их снять обувь и опустить ноги в воду. Лучше, но по-прежнему довольно банально.

Тогда я побрела в воду, обмотала юбку вокруг пояса, чуть не уронила камеру в океан, и создала эти кадры. Сначала я сфокусировалась на паре и вывела воду из зоны фокуса. Неплохой кадр. Выглядит так, будто они сидят на причале и любуются закатом. Мило.

Затем я сфокусировалась на воде, выводя моих моделей из зоны фокуса. Немного сексуальнее, а? Как будто мы незаметно подкрадываемся к какой-то любовной сцене… На самом деле, оба изображения хороши, хотя ни одно из них не ожидает наград в ближайшем будущем, все равно, это два хороших кадра. Просто второй повествует несколько об ином, рассказывает их сексуальную любовную историю немного более очевидно.

Вот еще один кадр, в котором я решила НЕ фокусироваться на моем объекте, опять же, чтобы лучше рассказать историю. Возвращаемся к выпускной съемке Мелвина. Здесь он шествует навстречу своему будущему. Я хотела показать, куда он идет, но также проиллюстрировать, что он еще на пути туда, движется из точки, где он был раньше… Мне кажется, это сильный кадр, он передает надежду на будущее и привязку к прошлому.

Не бойтесь выводить объект из зоны фокуса!

3. Одинаковые кадры + разный фокус = разные истории

Следующая серия – моя любимая. По существу, это один и тот же кадр, но из-за разного фокуса история получается разной. Оба кадра были сделаны с разницей в секунды. Но показывают они историю любви разных людей. Первый – любви отца к своей дочери, второй – любви девочки к своему папе. Поставленные бок о бок…аххх. Мне становится тепло и уютно, когда я просто думаю о них.

Концепция глубины резкости проста, но способы ее применения для создания сильных изображений бесконечны. Взгляните по-новому на глубину резкости! Не стесняйтесь показывать нам! Мы будем счастливы услышать/увидеть, что у вас получилось!

Комментарии:

Человек учит себя сам. Педагог (педа — дядька, гог — вести) только указывает путь и подсказывает, например, что взять в дорогу. Конечно, это даже на пост не похоже и видно, что автор не владеет предметом. Текст вы преподносите как урок фотографии, намерение понятно, а где учебный материал, дидактика? Где сам урок? ГРИП — это инструмент, но его существо не раскрыто. ГРИП неоднородна, какие её зоны вы предлагаете использовать для творчества? А что за ГРИП? Вы показали, какие участки там и как нарастает размытие? Как сужать, расширять ГРИП на одном объективе, на разных объективах?

Фото для иллюстрации выбраны неудачно: свет просто вызывает возмущение, фокусировка никакая… Если вы считаете, что для съёмки выбраны решающие моменты, то вы глубоко заблуждаетесь. Небо проваленно, куча других ошибок. Выбрано неудачно потому, что эти фото никак не иллюстрируют ваш текст в части творческого подхода. Это «выкручивание» лодыря студента перед преподавателем на зачёте: слышал звон, но не имеет понятия о чём он.

Отсюда бурная, негативная реакция на публикацию. Сайт, это публичное место, здесь есть и начинающие «камероносцы», но большая часть публики это фотолюбители с большим или меньшим опытом. Выбранный вами уровень (тезаурус) изложения настолько банален, что 98% посетителей сайта, разбуди их среди ночи сами расскажут больше чем вашем эссе.

Посмотрел ваши другие публикации, похоже, что вы этим способом самообразовываетесь. Моя подсказка: пишите побольше «в стол», при накоплении критической массы вы сами увидите, что можно публиковать. К тому времени удастся отточить способность коротко и точно выражаться. Чтобы учить кого то нужно глубоко и свободно владеть предметом, смежными областями, знать дидактику, в нашем случае раздел «обучение взрослых и переподготовка специалистов».

Глубина резкости в фотографии: творческий подход

Наверное, каждый знает, что такое «глубина резкости». Это доля снимка в фокусной зоне. Делая пейзажные снимки, фотографы всегда хотят получить весьма большую глубину резкости, так как желательно, чтобы все, что в кадре, было и в фокусе.
А при съемке портретов все наоборот. Желательно чтобы глубина резкости была меньшей, фокусировка на объекте или модели, а фон размыт. Это делается, чтобы внимание зрителя привлекала история. Но, бывают моменты, когда хочется показать эту же историю иначе, совершенно с другой стороны. И есть несколько способов, как это сделать, используя передний план и творческий подход к глубине резкости.

1. Ввод в кадр переднего плана
Конечно, передний план может и отвлечь внимание зрителя от объекта. И это необходимо учитывать, чтобы построить снимок таким образом, чтобы передний план не портил все, а работал на вас. Примером такой работы может послужить вот этот снимок:

Обрамляющая это фото листва сосредотачивает все внимание на модели.
Фото было сделано с помощью объектива 50 мм, фотограф подошел к листве вплотную и использовал ручную фокусировку.

2. Не бойтесь выводить объект из фокусной зоны
При создании портретов все стараются передать настроение модели, будь то счастье, или влюбленность, или торжественность. А настроение в кадре можно сформировать при помощи одежды, цветов, позы и т.д.
Такой пример можно увидеть на этих фото:

В съемке принимала участие счастливая молодая пара. На первой фотографии видно, что фотограф сфокусировался именно на паре, а вода осталась вне фокуса. Кадр получился неплохой. На втором же снимке фотограф фокусируется именно на воде, а молодую пару выводит из фокусной зоны. Так снимок приобретает немного другую историю и становится сексуальнее. Хотя, конечно, оба снимка получились хорошо и каждый прекрасен по-своему.

3. Разные истории в одинаковом кадре, но с разным фокусом

На представленных снимках практически один и тот же кадр, но с разным фокусом. Истории этих снимков получаются разными. На первом фокусировка на отце и снимок рассказывает о любви к доченьке отца, на втором фокус уже на девочке и фотография показывает любовь дочери к отцу.

На самом деле, концепция глубины резкости весьма простая, только для создания различным историй и сильных изображений есть много способов ее применения. Главное не боятся экспериментировать!

Глубина резкости: творческий подход

О глубине резко изображаемого пространства (ГРИП) на фотографиях написано уже очень много. Любой фотограф знает, что такое глубина резкости. Ну, а для тех, кто, возможно, впервые слышит это словосочетание, мы все же первым делом дадим краткое пояснение. Глубина резко изображаемого пространства — это зона фокуса, то есть то пространство на фотографии, которое изображено резко. В пейзаже, например, обычно очень большая глубина резкости. А в портретах, особенно снятых крупным планом, она совсем маленькая. Обратили внимание? Глаза модели изображены резко, а вот уже ухо, и тем более фон, совсем вне фокуса. Тут все зависит от замысла, от идеи автора. От того, что он хочет показать зрителю, какое настроение передать ему своей работой. Филигранная резкость пейзажа на всем его пространстве заставляет зрителя долго «гулять» по нему взглядом, выискивать на фотографии все новые и новые детали. А в портрете с минимальной глубиной резко изображаемого пространства фотограф с помощью размытого фона и других находящихся в зоне нерезкости деталей акцентирует внимание на глазах портретируемого человека. А глаза, как известно, есть зеркало души.

Короче, глубина резко изображаемого пространства дана нам для того, чтобы управлять вниманием зрителя. Привлекать его к нужному нам объекту на снимке, или, наоборот, отвлекать от чего-то.

Давайте и мы ещё один раз рассмотрим сегодня тему глубины резко изображаемого пространства. В этой статье мы расскажем вам о том, как управлять вниманием зрителя в его восприятии сюжета, который мы ему предлагаем на нашем фото.

Для этого давайте представим фотографию как некую историю, сюжетом которой распоряжается ее автор, создавший этот снимок фотограф. Как пример, мы приведем три способа создания таких снимков, которые способны рассказать историю. Помощниками в реализации этой идеи в этом рассказе у нас будут композиционные акценты.

Передний план: Друг? Враг?

На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Вот посмотрите на первый снимок, который мы выбрали для анализа. На нем изображен молодой человек. С помощью выразительных средств автор этого снимка привлек внимание зрителя к изображенному на нем человеку. Мы видим, что этот парень — человек сильный и уверенный в себе, он готов покорять мир. Автору удалось передать нам это.

Что же помогло тут автору? Ну, во-первых, обратите внимание на обрамление из листвы по краям кадра. Оно направляет взгляд зрителя к главному, что тут изображено – собственно к человеку. Зритель сосредотачивает свое внимание на сюжете снимка. Но все же, как нам кажется, передний план фотографии, задействованный автором именно таким образом, немного отвлекает от главного. Если можно так сказать, снимок балансирует на самой грани. Такие вещи нужно учитывать. Старайтесь выстроить композицию снимка так, чтобы передний план работал у вас как помощник, не был бы помехой в достижении поставленной вами цели.

Показанный снимок был сделан объективом с фокусным расстоянием 50 миллиметров. Фотограф находился очень близко к листьям дерева, которые разделяли его и фотографируемого молодого человека. Причем, первая фотография была снята в режиме автоматической фокусировки. Вторая — при ручной настройке резкости. В первом случае, как вы видите, автоматика фотокамеры сфокусировала объектив именно по листьям. Во втором — мы получили именно то, что мы и хотели получить.

Не бойтесь экспериментировать с зоной фокуса

Как известно, в портрете его автор хочет передать зрителю в первую очередь характер портретируемого человека, его настроение. Человек на портрете может быть грустным, или, наоборот, смеющимся. Влюбленным, сексуальным, чем-то расстроенным. Сосредоточенным и деловым… В передаче всего этого фотографу помогают поза модели, мимика портретируемого, освещение… А ещё — зона фокуса. Глубина резко изображаемого пространства.

На фотографиях, которые вы видите тут, автор с помощью игры с глубиной резкости попытался показать две разные любовные истории.

Снимки сделаны в Калифорнии на острове Балбоа. Сцена сфотографирована на пристани, во время свадебной фотосессии. Автор сначала попросил молодоженов снять обувь и присесть на край пристани, опустив ноги в воду. Первый сделанный снимок показался ему достаточно интересным. Но, в то же время и довольно банальным. Следующая фотография была сделана уже непосредственно из воды. Автор зашел в воду и сделал этот снимок. Получилось уже несколько лучше, интереснее. Фокусировка была настроена непосредственно на сидящих на пристани молодых людей. Вода на этом кадре была вне фокуса. Что-ж, это хорошо. В следующем снимке фантазия автора вообще разыгралась. Фотограф настроил резкость на воду. А вот ноги влюбленных намеренно расфокусировал. В итоге получился замечательный кадр! История стала казаться сексуальной, несколько загадочной. Как будто зритель подсматривает за молодоженами, за их нежными объятиями и поцелуями.

Короче, обе картинки получились достаточно хорошими, интересными, говорящими. Но вторая – согласитесь, намного загадочнее…

А вот на этом снимке главный объект тоже находится вне зоны резкости.

Давайте возвратимся к нашему первому примеру – портрету молодого парня. На этой фотографии изображен он же, но шагающий навстречу своему счастливому будущему. Таким сюжетом, такой композицией автор хотел показать нам то, что юноша — человек целеустремленный, что он ценит и не забывает каждый шаг, сделанный им в сторону главной цели своей жизни. Как нам кажется, снимок получился очень эффектным и запоминающимся. Он вселяет надежду на будущее, но, в то же время, не теряет и связи с прошлым.

Один момент жизни, но рассказанный в двух историях

Два снимка, которые вы видите ниже, сняты, в принципе, практически одновременно. И персонажи на них одни и те же – папа с маленькой дочуркой на руках. Но, посмотрите, как различная фокусировка полностью меняет сюжет рассказанной на снимке истории! В первом случае мы видим выражение отцовской любви к своему ребенку, а во втором – любви девочки к своему самому хорошему на свете папе. Как же здорово это удалось передать автору!

Принцип работы с глубиной резко изображаемого пространства прост, совершенно незатейлив. Способов его применения в практической работе фотографа великое множество, их просто не счесть. Ищите свои варианты! Творите! Работайте! Удачи вам!

Глубина резкости: творческий подход

Мы много говорили о глубине резкости. Я пишу эту статью, исходя из предположения, что все мы понимаем, что, грубо говоря, «глубина резкости» — это часть изображения в зоне фокуса. Для иллюстрации: в пейзажной фотографии, в основном, вы стараетесь получить очень большую глубину резкости. Вы хотите, чтобы ВСЁ в кадре было в фокусе.

В случае с портретами, фотографы стараются получить меньшую глубину резкости, фокусируясь на объекте, и размыть фон. Как, по-вашему, зачем? Очевидно, чтобы привлечь внимание к рассказываемой истории. Что, если вы хотите рассказать другую историю, или ту же историю, но другим способом? Давайте поговорим сегодня о глубине резкости и некоторых способах использования переднего плана для управления восприятием истории, которую вы пытаетесь поведать.

Ниже приведено три способа создания «изображений, рассказывающих историю» с использованием переднего плана для реализации творческого подхода к вопросу глубины резкости.

1. Ввод переднего плана в кадр

Я хотела найти наиболее точную иллюстрацию для пояснения данного пункта. Этот снимок (ниже) – с недавней выпускной портретной фотосессии. Я старалась привлечь внимание к выпускнику, в частности, мне хотелось, чтобы он казался сильным и способным: готовым покорять мир.

Обрамление из листвы направляет внимание прямо к нему…сосредотачивает зрителя на истории в изображении. Я признаю, что передний план, используемый подобным образом, может отвлекать, и это изображение уже балансирует на грани, я признаю это. Вам нужно учитывать это и постараться сделать так, чтобы передний план работал на вас, а не против вас.

Как сделать похожий снимок: я фотографировала при помощи объектива 50мм. Я подошла вплотную к листве, разделяющей Мелвина и меня. Поначалу я попробовала использовать автоматическую фокусировку, но из-за моей близости к листьям была вынуждена отключить ее и фокусироваться вручную.

2. Не бойтесь вывести объект из зоны фокуса

Когда вы создаете портреты, вы обычно стараетесь передать определенное настроение: счастье, торжественность, влюбленность, сексуальность…В общем случае, настроение формируется при помощи позы и т.д. На следующих кадрах я позволила переднему плану поведать немного разные любовные истории.

В марте я снимала на Острове Балбоа в Калифорнии. На этой пристани мы фотографировали типичные, забавные, счастливые, «не можем дождаться, когда же мы поженимся» кадры, и я начала скучать. Я попросила их снять обувь и опустить ноги в воду. Лучше, но по-прежнему довольно банально.

Тогда я побрела в воду, обмотала юбку вокруг пояса, чуть не уронила камеру в океан, и создала эти кадры. Сначала я сфокусировалась на паре и вывела воду из зоны фокуса. Неплохой кадр. Выглядит так, будто они сидят на причале и любуются закатом. Мило.

Затем я сфокусировалась на воде, выводя моих моделей из зоны фокуса. Немного сексуальнее, а? Как будто мы незаметно подкрадываемся к какой-то любовной сцене… На самом деле, оба изображения хороши, хотя ни одно из них не ожидает наград в ближайшем будущем, все равно, это два хороших кадра. Просто второй повествует несколько об ином, рассказывает их сексуальную любовную историю немного более очевидно.

Вот еще один кадр, в котором я решила НЕ фокусироваться на моем объекте, опять же, чтобы лучше рассказать историю. Возвращаемся к выпускной съемке Мелвина. Здесь он шествует навстречу своему будущему. Я хотела показать, куда он идет, но также проиллюстрировать, что он еще на пути туда, движется из точки, где он был раньше… Мне кажется, это сильный кадр, он передает надежду на будущее и привязку к прошлому.

Не бойтесь выводить объект из зоны фокуса!

3. Одинаковые кадры + разный фокус = разные истории

Следующая серия – моя любимая. По существу, это один и тот же кадр, но из-за разного фокуса история получается разной. Оба кадра были сделаны с разницей в секунды. Но показывают они историю любви разных людей. Первый – любви отца к своей дочери, второй – любви девочки к своему папе. Поставленные бок о бок…аххх. Мне становится тепло и уютно, когда я просто думаю о них.

Концепция глубины резкости проста, но способы ее применения для создания сильных изображений бесконечны. Взгляните по-новому на глубину резкости! Не стесняйтесь показывать нам! Мы будем счастливы услышать/увидеть, что у вас получилось!

Натали Нортон (Natalie Norton) – писательница, свадебный и портретный фотограф, работает по всему миру. Она проживает на северном побережье Оаху и в Гилберте, штат Аризона. Больше ее фотографий и текстов вы можете увидеть на www.natalienortonblog.com и natalienortonphoto.com. Вы также можете связаться с Натали через Twitter или Facebook.

Автор: Natalie Norton

Комментарии: 4

Elena Gorgos 23 Февраля 2013 — 14:11:43

Я — начинающий любитель)) и пытаюсь освоить камеру Canon Mark III. Помогите мне найти оптимальные параметры съемки для фотографирования маленьких животных в домашних условия))) У меня совсем не получается справится с глубиной резкости)) Резким получается только нос) а весь щенок — размыт)) вот мои фото((( помогите, пожалуйста) очень на вас надеюсь, заранее спасибо)

Kirill-sochi 16 Марта 2013 — 10:07:44

Привет.
Вопрос !!а зачем такая камера.
Учиться можно и на более простом и дешевом аппарате!! Ведь снимает человек а не аппарат ( качество снимков зависит от знаний, художественных навыков, и кривизны рук снимающего) не обижайтесь но это именно так.
А теперь про ваше фото !! Я понял, что вас не устраивает глубина резкости ваших фотографий..
Грип глубина условно резкого изображения.
Получается из комбинации диафрагма , выдержкиа, iso
Малая гл. Резкости , диафрагма открыта полностью, (минимальное числовое значение вашего объектива ) большая гл. Резкости соответственно максимальное значение диофрагмы
Попробуйте увеличить цифровое значение диофрагмы до значений 5,6 -8-11
Соответственно регулируя экспозицию путем уменьшения цифровых значений выдержки .
пользуетесь экспонометром вашей камеры, чтобы, пОлучить правильно экспонированный кадр.
Попробуйте снимать в режиме приоритета диофрагмы,
(Смотри инструкцию к аппарату) это когда вы выстовите нужную диофрагму а аппарат все остальное сделает сам.
Ну и не стесняйтесь пробовать разные настройки
И больше фотографировать, потихоньку научитесь.

Elena Gorgos 16 Марта 2013 — 10:32:22

Здравствуйте, Кирилл, спасибо большое за рекомендации, мне очень интересно)) камеру купила эту, т.к. есть материальная возможность. Все, что Вы написали, мне известно. и это все я испробовала, но все равно ничего не получалось(((а проблема оказалась банально проста((( т.к. я снимала в домашних условиях, то камере просто не хватало света и максимальная диафрагма, которую удавалось использовать это 5,6-8 и выдержка тогда получалась только 1/30, а то и больше. На приоритете диафрагмы снимать животных не получается, т.к. много хороших кадров пропадают из-за того, что животные крутятся очень быстро)) Теперь я купила комплект импульсного света)) вот теперь можно экспериментировать и творить)) Этот кадр сделан в мануальном режиме с диафрагмой 20 и выдержкой 1/200. Согласна, он далек от идеала, но вот теперь это хоть начало))) Спасибо, еще раз за внимание, с удовольствием прислушаюсь к новым рекомендациям))

nato4cka 16 Октября 2013 — 14:47:21

глубина резкости еще очень сильно зависит от фокусного расстояния и вообще от расстояния от объекта до камеры, тут на сайте есть отличная статья с примерами ка раз о ГРИП.
«секреты глубины резкости»

Как управлять глубиной резкости (ГРИП)

Если Вы хотите создать фотографию с четким главным объектом съемки и мягким, красиво размытым фоном, то обязательно прочитайте эту статью. Будет ли фон и передний план на фотографии одинаково резкими, или что-то из них, в конечном счете, окажется размытым напрямую зависит от такого важного параметра, как глубина резкости. Этим термином принято обозначать расстояние или область пространства от камеры, на котором снимаемый объект будет резким. Как регулировать глубину резкости в фотографии, и как это можно использовать на практике?

Контроль ГРИП

Когда при съемке Вы фокусируетесь на какой-либо точке пространства, то эта точка становится самой резкой, четкой областью на фотографии. Окажутся ли другие области фотоизображения размытыми или они также будут оставаться четкими – все это определяется ГРИП. Аббревиатура «ГРИП» означает — глубина резко изображаемого пространства. Любому начинающему фотографу необходимо понимать, что это значит, и научиться на практике контролировать глубину резкости. Зачем вообще нужно манипулировать глубиной резкости, размывая фон, можно же просто оставить всю фотографию резкой? Все дело в том, что когда мы контролируем глубину резкости, а так же размываем фон, то это позволяет сконцентрировать внимание зрителя на главном объекте съемки. Таким образом, объект становится композиционным центром фотографии.

Где чаще всего используется большая глубина резкости? Она широко используется в фотографировании пейзажей, когда различные объекты располагаются на разной дистанции от камеры, но требуется, чтобы они все оставались четкими на снимке. Другой вариант – когда Вы фотографируете какой-либо объект на том или ином фоне и хотите, чтобы на снимке, помимо четкого переднего плана, также оставался резким и хорошо просматриваемым фон. Этот прием часто применяется при съемке в путешествиях, когда люди фотографируются на фоне архитектурных или природных достопримечательностей.

Малая величина ГРИП. Фокусное расстояние 300 мм. Диафрагма 6.3. Расстояние до объекта меньше метра.

В свою очередь, малая глубина резкости требуется там, где нужно сделать акцент именно на центральном объекте, размывая фон. Это особенно актуально для портретной съемки, когда Вы хотите сосредоточить все внимание зрителя на портретируемом, чтобы фон не сильно отвлекал. Чем сильнее будет размыт фон в данном случае, тем будет лучше. Резким в кадре должно оставаться только лицо или тело модели. Конечно, здесь необходимо соблюдать определенную осторожность – объект съемки просто может не уместиться в области резкости, если Вы слишком сильно ограничите ГРИП.

Управление глубиной резкости

Чтобы представлять себе, как оперировать глубиной резкости во время съемки, нужно знать о трех основных факторах, оказывающих влияние на ГРИП:

Самый простой способ управления ГРИП – это изменение числа диафрагмы, то есть размера отверстия объектива. Здесь применяется закон: глубина резкости больше, если отверстие объектива меньше, соответственно, наоборот. Если Вам требуется небольшая глубина резкости для размытия фона на фотографии, то придется открыть диафрагму, а значит установить минимальное значение f в настройках.

Если же Вам необходимо сделать все объекты в кадре четкими, то нужно прикрыть диафрагму. Кажется просто, однако учтите тот факт, что при небольшом отверстии диафрагмы может быть дифракция. Это очень негативно влияет на фотографию, делая картинку настолько мягкой, что размытой может выглядеть даже точка фокусировки.

Например, дифракция на очень закрытой диафрагме, такой, как f/22 или f/32, может просто размыть все Ваше фотоизображение. Поэтому при съемке рекомендуется воздержаться от использования наименьшей диафрагмы объектива. Во многих случаях целесообразной выглядит некая золотая середина, то есть, например, использование диафрагмы f/8 в ситуации, когда необходимо оставить несколько объектов на снимке резкими, размыв при этом задний план.

Изменение диафрагменного числа позволяет по своему усмотрению манипулировать глубиной резкости. Именно поэтому многие профессионалы и любители фотографии предпочитают снимать в режиме приоритета диафрагмы, в котором можно легко вручную манипулировать настройками диафрагмы для контроля ГРИП, в то время как автоматика камеры самостоятельно подберет другие настройки для создания качественного снимка.

Второй фактор, который непосредственно влияет на глубину резкости, это фокусное расстояние. Поскольку условия освещения постоянно меняются, то ГРИП, которую Вы изменяли с помощью регулирования диафрагмы, в один момент возможно будет не правильной. Чтобы постоянно не подстраиваться под интенсивность света и условия съемки, нужно научиться управлять глубиной резкости посредством фокусного расстояния. При заданном значении диафрагмы глубина резкости будет настолько меньше, насколько большим будет фокусное расстояние объектива. Одним словом, чем больше дистанция, на которую выполняется наводка объектива, тем больше будет глубина резкости.

Фокусное расстояние 85 мм. Диафрагма F.3.5. Расстояние до объекта меньше метра.

Тут важно упомянуть о таком понятии, как гиперфокальное расстояние. Оно определяет расстояние фокусировки, чтобы определить комбинацию фокусного расстояния и диафрагменного числа, обеспечивающую наибольшую ГРИП. Если Вы осуществляете фокусировку оптики на ее гиперфокальном расстоянии, то все, что находится на дистанции половины от этого расстояния до бесконечности, будет оставаться четким в кадре.

— Расстояние до снимаемого объекта

Еще одним фактором, оказывающим серьезное влияние на ГРИП является значение расстояния до объекта съемки. Правило такое: чем больше расстояние до снимаемого объекта, тем больше глубина резкости при тех же значениях диафрагмы и фокусного расстояния. Например, при макросъемке, когда объекты находятся максимально близко перед камерой, на фотоизображении они получатся наиболее четкими, а все остальное окажется размытым. Также нужно сказать и о другой зависимости. Чем дальше от объектива фотокамеры располагаются предметы, тем меньшее влияние на ГРИП оказывают такие факторы, как число диафрагмы и фокусное расстояние.

Фокусное расстояние 300 мм. Диафрагма F6.3, расстояние до объекта 5 метров (кроп).

Как не трудно догадаться, все перечисленные параметры (число диафрагмы, фокусное расстояние, расстояние до объекта) тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому чтобы контролировать глубину резко изображаемого пространства, Вам необходимо научиться грамотно оперировать всеми этими тремя факторами. Эти параметры можно объединить для создания фотоизображения с малой или большой ГРИП в зависимости от того, что Вы хотите видеть на итоговой фотографии. Чтобы преуспеть в умении управлять ГРИП нужна только постоянная практика и эксперименты с творчеством. Постарайтесь отснять как можно больше кадров, изменяя значения апертуры, манипулируя фокусным расстоянием и дистанцией до объекта съемки, чтобы полностью уяснить для себя, как эти параметры сказываются на глубине резкости.

Необходимо отметить тот факт, что когда параметры, как фокусного расстояния, так и диафрагмы одинаковы, цифровой фотоаппарат с меньшими размерами светочувствительной матрицы позволит сделать большую глубину резкости. Практически, это означает, что у компактной «мыльницы» изначально будет длинная глубина резкости, а у камеры с полным кадром – узкая. По этой причине, например, снимая достаточно простым фотоаппаратом с сенсором формата 4/3, Вы можете получить пейзажную фотографию, на которой все объекты и задний фон будут в фокусе. В свою очередь, фотографируя на полнокадровую камеру, можно легко получить качественный портрет с резким лицом модели и красиво размытым фоном.

Научившись управлять глубиной резко изображаемого пространства, Вы сможете менять акценты при создании фотоизображений, что очень важно для творчества и получения оригинальных фотографий. Чтобы понять, как изменяется глубина резкости после Ваших различных манипуляций, не забывайте просматривать отснятые фотоизображения прямо на ЖК-дисплее камеры. Вы сможете быстро понять, что не так, и продолжить эксперименты с настройками для достижения оптимального результата.

Глубина резкости

Теперь, когда мы знаем о диафрагме и фокусных расстояниях объектива, можно разобраться в самом ключевом понятии фотографии — глубиной резкости или ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Этот ГРИП «растёт» от самого ближнего к фотокамере резко изображенного объекта до самого отдалённого. Все вы видели фотографии очень резкие по всему полю кадра, например, пейзажи, на которых четко и фактурно прорисованы и камни, лежащие в метре от фотографа, и горы, простирающиеся до самого горизонта. Такая большая и даже бесконечная глубина резкости оправдана, если мы хотим детально показать все объекты, попавшие в кадр.

Малая глубина резкости необходима для решения совершенно противоположных задач: когда мы хотим акцентировать внимание зрителя на главном в кадре, а всё остальное сделать нечетким или даже размытым до неузнаваемости. Чаще всего это требуется при съёмке портретов, особенно взрослых людей. Резкость наводится на то, что мы собираемся акцентировать. Как правило, это глаза или даже один глаз, если требуется маленькая глубина резкости. Объекты, не попавшие в глубину резкости (морщинки, прыщики) красиво размываются, прячась от внимательного зрителя. И вся эта «ретушь», заметьте, происходит моментально, за какую-то одну сотую секунды и без всякого фотошопа.

Как контролировать глубину резкости. Мы уже знаем, как изменять диафрагму и фокусное расстояние. Во многом глубина резкости зависит от соотношения этих двух параметров, а ещё от расстояния до объекта съёмки и физического размера матрицы. Всего 4 контролируемых параметра. Если мы хотим уменьшить глубину резкости при помощи только одного из них, то доступны следующие варианты:

— открыть диафрагмальное отверстие как можно шире (уменьшить числовое значение диафрагмы). На компактной фотокамере выбираем портретный режим съёмки (автоматика камеры будет открывать диафрагму, насколько это будет возможно, учитывая условия освещения);

— использовать максимальные значения фокусных расстояний. Снимать на узком угле обзора, если на фотокамере установлен зум-объектив или установить телеобъектив. Если мы фотографируем компактным фотоаппаратом, кнопкой зума максимально приближаем изображение объекта съёмки (наезжаем);

— приблизиться к объекту съёмки. Минимальная глубина резкости достигается при макросъёмке именно поэтому. Фотографируя цветок в режиме макросъёмки компактной цифровой фотокамерой, мы можем получить шикарное боке (так называется область нерезкого, размытого изображения);

— если есть из чего выбирать, используем фотокамеру с матрицей большего рамера. Физический размер матриц цифрокомпактов очень маленький, а потому размыть задний план цифровой мыльницей не всегда удаётся, кроме режима макросъёмки. А вот 35 миллиметровым фотокамерам (физический размер матрицы равен размеру кадра на плёнке — 36х24 мм) малая глубина резкости более подвластна. Большинство любительских и полупрофессиональных зеркалок имеют кропнутую матрицу (урезанную) чаще в полтора раза (кроп фактор 1,5 — размер матрицы 24х16 мм). При прочих равных настройках глубина резкости полнокадровых зеркалок (36х24 мм матрицей) будет меньше, чем у их кропнутых собратьев. На цифрокомпактах, благодаря их крохотным матрицам, малую глубину резкости получить сложновато (исключение составляет макросъёмка).

Мы можем контролировать глубину резкости, изменяя как один из четырёх вышеописанных параметров, так и два, три и все четыре сразу, если хотим усилить эффект — получить максимально большой или маленький ГРИП.

Если мы хотим увеличить глубину резкости, то делаем с точностью до наоборот:

— закрываем диафрагму, а на компактных цифровиках выбираем режим пейзажной съёмки;

— уменьшаем фокусное расстояние. Помните, мы говорили о «рыбьих глазах» — сверхширокоугольных объективах с фокусным расстоянием от 8 мм? ГРИП таких объективов просто бесконечен, резко всё;

— отходим подальше от объекта съёмки;

— выкидываем топовую зеркалку за 5 тыс. баксов, берём цифромыльницу.

Маленькая глубина резкости полезна, когда надо акцентировать внимание зрителя на главном, размыть неприглядный задний план, зрительно оторвать объект съёмки от фона (игра на контрасте: резкое-размытое), создать иллюзию объёма. Размытие за счёт малой глубины резкости — один из сильнейших и убедительных художественных приёмов. Применение его в фотосъёмке детей ограничено фотосъёмкой статичного детского портрета и сюжетов, участники которых равноудалены от фотографа, например, 2 шахматиста (вид с боку). При глубине резкости 2 см, вы вряд ли сможете сфокусироваться и удержать в фокусе какого-нибудь маленького вечнодвигателя или вечнопрыгателя.

Большая глубина резкости полезна при съёмке сюжетов с несколькими главными разноудалёнными от фотографа персонажами, особенно, когда они ещё и движутся, и при этом важно показать окружающую обстановку. Например, репортаж детского праздника, фотосъёмка детей во время подвижных игр и портреты, снятые в динамике, требуют запаса глубины резкости.

Какой ГРИП предпочтительнее для меня. Надеюсь, наступят времена, когда я смогу больше заниматься художественной фотосъёмкой детей. Пока приоритетом является коммерческая фотография. И здесь приходится исходить из интересов заказчика. Дизайнеры предпочитают большой ГРИП. Размыть что-то, если что, они и сами смогут, а вот вернуть чёткость выпавшим из глубины резкости фрагментам изображения, увы, не получится. Иногда приходится использовать детей как моделей для того, чтобы выигрышно показать одежду, игрушки, интерьеры, которые они оживляют. В этих случаях маленький ГРИП опять не годится. Заказчики-родители тоже имеют право видеть на репортажных фотографиях всех участников того или иного сюжета в зоне резкости. К тому же я всегда фотографирую детей в движении, даже когда снимаю портрет и тут маленькая глубина резкости — плохой помошник. Но если, например, ребёнок рисует, а задний план захламлён или аналогичные сюжеты, то я с удовольствием снимаю на малой глубине резкости.

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Глубина резкости: творческий подход

Глубина резкости – это часть фотографируемой сцены или объекта, которая будет резкой, неразмытой на фотографии. Понятия малая глубина резкости и большая глубина резкости определяют, будет у вас резким только сам объект (например, человек), или как объект, так и фон, на котором вы его снимаете.

Глубину резкости определяют несколько факторов:

Камера может фокусироваться только на небольшой области объекта. Если это портрет, то небольшой областью могут быть, например, глаза. Поэтому термин глубина резкости говорит, скорее, о том, какая часть изображения будет приемлемо резкой для человеческого глаза.

Выбор глубины резкости зависит от сюжета. Например, в пейзаже всегда предпочтительная большая глубина резкости, поскольку вся сцена должна быть в фокусе. В портрете, наоборот, используется малая глубина резкости, чтобы размыть фон и не отвлекать зрителя от главного объекта изображения.

Глубина резкости фотографии регулируется диафрагмой. Малая глубина резкости образуется большим отверстием диафрагмы. Большая глубина резкости образуется малым отверстием диафрагмы. Чем меньше отверстие – тем резче фон, тем больше его деталей видно на фотографии.

Большую роль при определении глубины резкости изображения играет фокусное расстояние объектива. Чем больше увеличение, тем меньше глубина резкости, даже при закрытой диафрагме.

Глубина резкости, достигаемая объективом 70-300 мм

  • 70мм – самая большая глубина резкости
  • 100мм – большая глубина резкости
  • 200мм – малая глубина резкости
  • 300мм – самая малая глубина резкости

Особенно выражен этот эффект при использовании макро-объективов, обладающих большим фокусным расстоянием. При возможности максимально приблизиться к объекту на фотографиях получается экстремально малая глубина резкости, иногда меньше сантиметра.

Кроме того, на глубину резкости сильно влияет расстояние до объекта съемки. Максимально малая глубина резкости возможна, если фотограф подойдет к объекту как можно ближе. Убедиться в этом эффекте можно при помощи простого теста на примере собственного зрения. Поставьте ладонь перед лицом на расстоянии вытянутой руки и посмотрите на нее. Несмотря на то, что ладонь находится в центре зрения, окружающие ее предметы по-прежнему хорошо видны. Постепенно приблизьте ладонь к лицу. Чем ближе ладонь – тем меньше отвлекают вас окружающие предметы.

Подобный эффект происходите при работе с объективом. Совмещая этот эффект с большим увеличением, можно добиться отлично размытого фона при макросъемке. Этим эффектом также объясняется большая глубина резкости при съемке пейзажей на объектив с небольшим увеличением (небольшим фокусным расстоянием).

Ссылка на основную публикацию