Фуд-фотография. Вступление. | Foto-kadr.ru

Фуд-фотография. Вступление.

Фуд-фотография. Вступление.

25 декабря 2018 год

Автор: Вадим Закиров

Наверное, вы уже слышали, что путь к гармоничной фуд-фотографии лежит через освоение трех базовых навыков. Это, своего рода три кита, или, если хотите, три слона, на которых зиждется красивый кадр:

  • работа с композицией
  • управление светом
  • сочетание реквизита

Я подумал — а какие самые главные элементы в рамках этих трех критериев нужно освоить в первую очередь? Так, чтобы человек, далекий от фуд-фотографии, но отчаянно желающий снимать красивые кадры, научился бы делать это, буквально за пару -тройку недель. Вот к каким выводам я пришел в итоге.

Композиция

Если мы говорим о композиции, то можно выделить 5 ключевых принципов, которые помогут вам сделать ваши фуд-фотографии красивыми:

  • Лучше меньше – да лучше
  • Не лепить
  • Каждой еде – свой ракурс
  • Замысел и история
  • Вид еды

Лучше меньше — да лучше — это значит, что вы не должны стремиться добавлять в кадр все, что у вас есть самое красивое в доме. Поместите в кадр главное блюдо на посуде, столовые приборы (если это уместно) и текстиль (нейтральное кухонное полотенце). Это — своего рода минимальный набор. А дальше уже нужно смотреть — чем еще можно дополнить кадр и как это будет выглядеть.

Не лепить — это значит не «прилеплять» объекты в кадре друг к другу, особенно к главному блюду. Фуд-фото не любит скученности предметов. Также советую оставлять в кадре по-больше «воздуха» — свободного пространства между объектами. Кроме того, не стоит «обрезать» ваше главное блюдо — оно, как правило, не должно уходить за границу кадра. Помещайте его в кадр целиком.

Каждой еде – свой ракурс — этим все сказано. Всю еду условно можно поделить на плоскую и объемную. Плоские блюда — пироги, супы в тарелке, еда на противне, еда в сковороде — лучше всего снимать с верхнего ракурса, либо с ракурсов, близких к верхнему. Снимая таким образом лучше всего можно передать вид блюда и его текстуру. Кстати, снимая на смартфон, тоже отдавайте предпочтение верхним ракурсам.

А вот объемные блюда — торты, кексы, а также еду, которая на тарелке выкладывается «горкой» можно снимать с бокового ракурса.

Замысел и история — это про то, чтобы композиция создавала в кадре повествование. Чтобы зритель мог додумать или представить образ человека, который готовил эту еду или который будет употреблять ее в пищу. Достигается это с помощью легкой небрежности и добавления разных элементов в кадр. Немного рассыпанных крошек от пирога, ложка, слегка вымазанная в креме, складки небрежно положенной льняной салфетки и даже руки — существенно оживят ваш кадр.

Любая еда, которую вы планируете фотографировать, должна выглядеть аппетитно. Кривоватый торт или пожухшие листья базилики — не наш выбор. Если не хватает навыков красивой подачи или стилизации блюда — нужно этому подучиться на кулинарных курсах.

Управление светом

Научиться управляться со светом в кадре можно, если вы будете применять следующие базовые принципы:

  • не снимайте с фронтальным светом
  • не снимайте с «жестким светом»
  • снимайте с боковым светом

Фронтальный свет — это свет, который идет от встроенной в камеру или смартфон вспышки или падает от окна, находящегося за спиной фотографа. В модельной фотографии такой свет очень распространен, поскольку позволяет сгладить огрехи кожи на лице модели. В фуд-фотографии его применяют крайне редко, так как, снимая еду, фуд-фотографы стремятся не спрятать текстуру блюда, а, напротив, подчеркнуть ее.

Кроме того, фронтальный свет «убивает» объем на блюде. Как известно, именно сочетание света и тени делает любой объект «объемным». А фронтальный свет, освещаю всю поверхность блюда, обращенную к зрителю, априори не может создать переходов от света к тени.

Не следует снимать еду с жестким светом — с прямыми солнечными лучами или с искусственным источником, без применения рассеивателей. Если вы снимаете с солнечным светом, то старайтесь, чтобы на объект съемки не падали прямые солнечные лучи. Также ненужно снимать так, чтобы часть композиции была в тени, а остальная часть — на свету.

Съемка с жестким светом используются в креативной фотографии, но, прежде чем переходить к съемке в таком стиле — нужно научиться правильно снимать с рассеянным светом.

Самая простая и эффективная световая схема — съемка с боковым светом. Будет ли это окно или осветительный прибор — неважно. Главное, чтобы свет освещал композицию сбоку — в итоге вы создадите красивый переход от света к тени, и в кадре появится объем. Иногда с теневой стороны еда или реквизит могут выглядеть темными — в этом случае тени можно подсветить с помощью серебристого или белого отражателя (в качестве которых могут выступать фольга или лист белой бумаги А4).

Сочетание реквизита

Если говорить об использовании реквизита, то основные правила работы с ним можно свести к следующим:

  • используйте нейтральные крашеные фоны (белый, светло-серый), а также деревянные фоны
  • не используйте аляпистый текстиь
  • используйте нейтральную посуду

Фоны для фуд-фотографии можно сделать и самому, потратив на это 1,5-2 часа времени. Ниже — простейший рецепт крашеного фона.

Возьмите фанеру или ДСП, желательно кусок по-больше. Скажем, метр на метр. Возьмите кафельный клей и шпатель. Нанесите клей шпателем на фанеру, растягивая его в разные стороны тонким слоем. Когда высохнет — покрасьте белой матовой (акриловой) краской. Тоже самое проделайте с обратной стороной фанеры, только добавьте в краску немного серого колера (можно взять серую гуашь). Теперь у вас два фона. Но лучше взять второй кусок фанеры и проделать с ним похожие манипуляции. Так как помимо фона-столешницы, вам понадобится и «задник».

Выше я уже упоминал, что использование текстиля (салфеток, полотенец, скатертей) оживляет фотографию. В то же время, нужно понимать, что лучше всего использовать текстильные столовые салфетки и полотенца без узоров, или с неявным узором — таким, чтобы не привлекать слишком много внимания к нему. Серый, бежевый, синий — эти цвета столовых полотенец часто используют в фуд-фотографии.

Посуду в фуд-фотографии тоже лучше всего использовать нейтральных цветов. С белой посудой работать проще всего. Однако, в зависимости от поставленной задачи и снимаемого блюда можно (и нужно) использовать посуду других цветов. Главное правило — цвет и стиль посуды должны соответствовать еде и композиции в целом.

Если вы хотите научиться красиво снимать еду, освоив все вышеуказанные правила о работе с композицией, светом и реквизитом — запишитесь на курсы по фуд-фотографии для разных уровней и целей.

Фуд-фотография. Вступление.

Вам интересно изучение фуд-фотографии? Тогда вот некоторые ознакомительные советы. Посетите любой книжный магазин, зайдите в отдел кулинарных книг, и вы удивитесь огромному количеству книг, наполненных вкусными рецептами и прекрасными фотографиями еды, о которой идет речь.

Красочные овощи, щедро политые соусом, на чистой белой тарелке со сверкающей сервировкой – вы знаете такие фотографии. Иногда фотография является настоящим центром внимания, а рецепт играет второстепенную роль.

Но как фотографировать еду и получать такие прекрасные результаты?

Относитесь к еде, которую вы фотографируете, как к любому другому предмету натюрморта и убедитесь, что она хорошо освещена. Много плохих примеров фуд-фотографии, которые попались мне во время подготовки этой статьи, можно было бы значительно улучшить с помощью соответствующего освещения. Одним из наиболее подходящих мест для фотографирования еду является окно с большим доступом естественного света. Возможна поддержка вспышки, отраженной от потолка или стены, чтобы сбалансировать свет и устранить жесткие тени. Такое дневное освещение способствует тому, что еда выглядит более натурально.

Реквизит

Уделите внимание не только тому, как расположена сама еда, но и обстановке, которую вы хотите обыграть, включая тарелки, миски и прочие столовые предметы. Не загромождайте фото полным набором столовых принадлежностей, а выберите один или два дополнительных элемента, таких, как стакан, вилка, цветок или салфетка. Эти элементы могут быть размещены, как второстепенные, на заднем или переднем плане вашей фотографии.

Торопитесь

Еда не сохраняет свой аппетитный вид долгое время, поэтому, как фотографу, вам необходимо быть полностью подготовленным и начать съемку, как только еда будет приготовлена и прежде, чем она растает, развалится, поникнет или изменит цвет. Это означает, что нужно быть готовым и знать, какого результата вы хотите достичь, прежде, чем еда поспеет. Одна из используемых стратегий – это полностью подготовить композицию до того, как еда будет приготовлена, и установить дублирующую тарелку, чтобы получить правильную экспозицию. А когда еда будет готова, просто поменяйте дублирующую тарелку на тарелку с едой, и вы готовы снимать.

Стиль

То, как вы расположите еду на тарелке, так же важно, как и то, как вы ее сфотографируете. Уделите внимание балансу еды в кадре (цвету, форме и т. д.) и делайте снимок (с помощью ведущих линий и правила третей, чтобы обратить взгляд зрителя на блюдо). Один из наилучших способов научиться этому – взять несколько кулинарных книг и посмотреть, как это делают профессионалы.

Совершенствуйте

Совет, который мне дал один фотограф, когда я сказал, что пишу эту статью, был таков: иметь под рукой растительное масло и покрывать им еду, чтобы добавить блеска на снимке.

Спуститесь ниже

Ошибка, которую допускают многие начинающие фуд-фотографы, это фотографирование блюда сверху. В некоторых случаях это может работать, но в большинстве случаев вы получите лучшие снимки на уровне тарелки (или около того).

Макро

Действительно, фокусирование лишь на одной части блюда может быть эффективным способом подчеркнуть его различные элементы.

Пар, поднимающийся над вашей едой, может дать ощущение только что приготовленной еды, которое так любят некоторые фуд-фотографы. Конечно, этого сложно достичь естественным способом. Несколько лет назад я разговаривал с фуд-стилистом, который сказал мне, что для добавления пара существует целый ряд способов, в том числе ватные диски, смоченные в кипятке и расположенные за тарелкой. Пожалуй, для большинства из нас это еще далеко впереди, но так или иначе, это интересный прием, так что я решил добавить его.

Фуд фотография, или как фотографировать еду

Съемка еды, или фуд фотография (от англ. Food – «еда») — это одна из разновидностей предметной съемки. Но еда, в отличие от других предметов, имеет определенные физические и химические свойства. Поэтому при съемке еды нужно учитывать следующие особенности:

Еда портится со временем. Причем, разные виды продуктов питания могут сохранять привлекательный вид на протяжении разного периода времени. Профессиональные фотографы, занимающиеся коммерческой съемкой еды, используют всяческие уловки, чтобы сохранить свежий вид продуктов. Для этого используются специальные смеси, лакирующие еду, а иногда вместо съедобных ингредиентов для изготовления фуд-моделей используют абсолютно не съедобные материалы.

Горячая еда остывает. Некоторые блюда принято подавать и есть горячими, и это нужно передать на фотографии. Однако уже через 5 минут свежеприготовленный суп остывает на съемочной площадке и перестает источать приятный аромат и пар, который виден на фотографии. Что же делать? Выход простой – либо постоянно подогревать тарелку с супом, либо искусственно создавать видимый пар.

Также в фуд фотографии часто используют простой прием добавления «дымкА». Для этого непосредственно перед моментом съемки зажгите спичку и погасите ее. Поднести дымящуюся спичку так, чтобы дым попадал в кадр и находился за объектом съемки.

Замороженная еда тает. Еда, которую принято подавать холодной или замороченной, быстро начинает таять и теряет необходимую консистенцию. В этом случае на помощь приходят загустители, несъедобные заменители или дополнительные порции для повторных дублей. Например, для съемки мороженого используют муляжи из специальных пластиковых или силиконовых составов.

Еда на фотографии должна выглядеть вкусно и сочно! Самая большая сложность состоит в том, что через фотографию нельзя передать запах. А ведь 90% информации о вкусности еды мы получаем именно через обоняние. Поэтому приходится изощряться.

Вкусная еда на фотографии должна быть яркого сочного цвета, который ассоциируется с цветом еды, готовой к употреблению. Например, мясо должно быть подрумяненным, фрукты – спелыми, а суп – золотистым. Также важную роль играет текстура еды: рис должен выглядеть разваренным и мягким, но не липким; помидоры должны быть сочными, с упругой кожицей, а куриные ножки – мясистыми и не усохшими.

В реальности при приготовлении вкусной пищи она выглядит не так идеально, как это нужно для фотографии. Поэтому то, что вы видите на снимках, не всегда на самом деле съедобные продукты и блюда. Например, мясо и курицу чаще всего лишь слегка подрумянивают при помощи потоков горячего воздуха до получения румяного цвета. В таком случае мясо не усушивается, а сохраняет свою форму. Чтобы румяная корочка блестела и долго сохраняла свою текстуру, мясо и курицу для съемки покрывают лаком.

Для того чтобы передать вкус еды часто используют человеческие эмоции на фотографии. При виде вкусной еды людям свойственно облизываться, а после наслаждения богатым вкусом – закрывать глаза. Именно такие приемы работают, когда еду снимают не изолированно, а во взаимодействии с моделью.

Самое вкусное – внутри! Некоторые блюда – лазанья, пироги с начинкой, слоеные тортики – содержат самые вкусные ингредиенты внутри. Чтобы полностью передать вкус и состав блюда его приходится надрезать и фотографировать срез. При этом очень важно фотографировать аккуратный, идеально отрезанный кусочек. Никого не привлечет фотография раскрошенного поломанного пирога с потекшим джемом.

То же самое относится к съемке супов. Самые вкусные и колоритные ингредиенты – золотистая морковка, зелень, лапша и др. – под действием силы тяжести оказываются на дне тарелки. В результате на фотографии суп выглядит пустым и неаппетитным. Победить силу притяжения помогают желеобразные прозрачные смеси, которые помещаются в тарелку. Сверху на них выливают бульон и аккуратно раскладывают самое интересное содержимое супа.

Как вы видите, при съемке еды так много тонкостей, которые серьезно влияют на получаемую картинку. А индустрия производства и продажи еды огромна, и постоянно требуются новые и новые изображения аппетитных блюд. Поэтому для создания композиций из еды существуют даже специально обученные профессионалы – фуд-стилисты. Именно благодаря их мастерству еда выглядит так изысканно, аппетитно и идеально.
Ничего лишнего. Еду обычно снимают на однотонном фоне. Это может быть белый или серый бумажный фон, белая скатерть или поверхность стола. Также можно использовать матовые или глянцевые поверхность с красивым отражением.

Чтобы сделать акцент на аппетитном блюде, съемку проводят с малой глубиной резкости, наводя фокус на самый аппетитный кусочек. При этом посуда, на которой сервируют еду для съемки, часто оказывается вне зоны резкости, чтобы не отвлекать внимание от вкусного содержимого. Показать только самое вкусное можно и при помощи кадрирования – включайте в кадр только отдельный самый красивый кусочек блюда.

Создаем композицию. Иногда для того, чтобы показать, что еда свежая, вкусная и приготовлена из качественных ингредиентов, фотографы или фуд-стилисты создают целые композиции из еды. Вы часто могли видеть такой подход в фотографиях для рекламы Мак-Доналдс. Рядом с гамбургером обычно раскладывают все ингредиенты, которые выглядят невероятно свежими и сочными. У зрителя не остается сомнений, что и сам гамбургер внутри такой же свежий и сочный.

Также композиции при съемке еды могут строится на ассоциациях. Например, в рекламе пива часто снимают не только само пиво, но и закуски – раков, сухарики и т.п. А, например, для съемки борща можно рядом поставить мисочку сметаны и свежей зелени. Таким образом, вы играете с устойчивыми ассоциациями, принятыми вкусовыми сочетаниями и способом подачи снимаемого блюда.

О технические тонкостях съемки еды рассказывает знаменитый фотограф Скотт Келби (Scott Kelby). Возможно, вы уже встречали его обучающие видео для фотографов. Скотт Келби признанный профессионал, выпустили несколько десятков книг по фотографии, записал сотни часов обучающего видео по съемки и обработке. Теперь вы можете посмотреть его видео по съемке еды на русском языке!

В этом ролике он рассказывает о том, как снимать еду с естественным светом от окна и использованием заполняющего источника света. Также Скотт делится хитрыми приемами, которые вы можете использовать для съемки красивых блюд прямо в ресторане.

Если вам понравилось видео и перевод, ставьте «Мне нравится!» и подписывайтесь на канал Studyfoto на YouTube! Приятного просмотра!

Все о фуд-фотографии

Общество потребления кругом и полностью помешано на фотографии, еде, путешествиях, соцсетях, интернетах, любви и сексе. Не проходит и дня как в вашей ленте новостей в фэйсбуке или инстаграм проскочит десяток другой аппетитных снимков еды, кофе, пирожных. Современный мир как реальный так и виртуальный ни дня не может прожить без еды и без фотографии. Однако, есть люди, которые совмещают два этих удовольствия «еда» и «фотография» и при этом делают это профессионально. Кто это? Фуд — фотографы. Что они делают? Фотографируют еду.

Фуд-фотография это в основном коммерческая съемка, ее задача — возбудить аппетит и продать как можно больше еды. Фотографии еды встречаются нам в меню, кулинарных книгах, пошаговых рецептах, везде, где можно продать.

Результат работы рекламного фотографа неразрывно связан с трудом людей, которые красиво и качественно делают еду пригодной для съемки — фуд-стилистов. Ни для кого не секрет, что далеко не вся еда, запечатленная на снимке, съедобна. Однако, это не значит, что каждый мастер обязательно пользуется моторным маслом или кремом для обуви для придания картинке лоска и свежести. Благодаря таким фокусам фуд-фотография всегда остается благостной почвой для бесконечных споров, в которых рождаются все новые «рецепты» вкусной и фотогеничной пищи.

Условно фуд-фотографов можно разделить на два типа: так называемые пуристы, которые снимают только естественную пищу, не прибегая к химии и их коллеги, которые не брезгают побрызгать пирожное акриловым лаком и воспользоваться другими фокусами фудмуляжа.

Пуристы стремятся передать все естество пищи при помощи света, нужного ракурса, теней, использование акрилового лака или крема для обуви им кажется слишком легкой задачей.

В нашей статье речь пойдет о том, как с минимальным набором оборудования сделать снимок максимально приближенным к не менее, чем произведению искусства. Мы не будем прибегать к хитрым химическим тюркам, но рассмотрим три основных компонента, которые станут залогом хорошей фотографии: хороший свет, хорошая композиция, хорошая еда.

Подготовка съемочного места фуд-фотографа

Поскольку еда довольно быстро теряет свою привлекательность, съемочное место должно быть подготовлено заранее. Продумайте, что будет в кадре: красивая посуда, специи, салфетки, столовые приборы, зелень, фрукты, все необходимые аксессуары должны быть под рукой. Подготовьте рабочую поверхность, организуйте все предметы так, как они будут смотреться в кадре, вместо готового блюда поставьте пустую тарелку, когда все будет готово — замените ее блюдом. Проработайте фон, продумайте световую схему. Установите камеру на штатив, подберите необходимые настройки.

Свет в фуд-фотографии

Свет — один из ключевых компонентов, с его помощью можно моделировать композицию, контролировать глубину теней и объем предмета съемки.

Натуральное освещение. Максимально используйте возможности естественного света. Натуральный свет из окна, рисующий прекрасные мягкие тени, идеально подходит для большинства случаев съемки. При этом в съемке могут быть использованы любые углы падения. Свет из окна даст прекрасный заливающий свет, если использовать при этом серебряный отражатель, чтобы смягчить тени, можно сделать прекрасный снимок.

Освещение должно быть равномерным. Старайтесь избегать теней особенно на переднем плане и прямых солнечных лучей. Обращайте внимание на блики, есть предметы с матовой поверхностью, есть с глянцевой — одни поглощают свет, другие наоборот — отражают. При необходимости, натуральный свет можно комбинировать с импульсным или постоянным источником света, главное при этом- грамотный подход. Особенно здорово смотрятся при дневном свете завтраки, чай, кофе, сладости.

Импульсный свет, то есть любые вспышки от портативных до стационарных студийных моноблоков, чаще всего используется в студии для каталожной съемки. Для того чтобы снимать еду при помощи рефлекторов, необходимо иметь определенный опыт и сноровку. Умея управлять студийным светом, вы всегда сможете получить необходимый свет в кадре. Главное при работе в студии — максимально рассеять свет.

Постоянное освещение — один из самых творческих инструментов фотографа, его преимущество в том, что в кадре вы сразу видите то, что будет на фотографии. Также можно имитировать различные эффекты и использовать разный цвет подсветки.

Композиция в фуд-фотографии

Старайтесь подходить к съемке творчески, не существует готовых шаблонов — предметы в кадре это всегда игра. Поэкспериментируйте с ракурсами. Меняйте расположение предметов в кадре, используйте их свойства, управляйте диагоналями кадра.

Съемка сверху. С осторожностью стоит снимать сверху, прямо под прямым углом композиция может показаться плоской. Съемка сверху — самый простой и распространенный вариант. Ищите разные точки съемки, которые смогут сделать ваш кадр неожиданным и интересным.

Следите за тем, чтобы в кадр не попали лишние предметы, например, крошки или мелкие детали, отвлекающие зрителя от главного объекта съемки. Обратите внимание на цвета композиции, следите за контрастом — посуда не должна сливаться с фоном. Если блюдо не слишком яркое — попробуйте оживить картинку яркими акцентами, например, зеленью или использовать оригинальную посуду.

Диагонали в кадре — простой, но эффектный композиционный прием. Если присмотреться, то если не на каждом первом, то на каждом втором снимке можно разглядеть одну или несколько диагоналей. Диагональю в кадре может служить любой предмет, имеющий прямые края, чаще всего — столовые предметы, цветы. Диагонали могут создавать не только предметы, но и линии внутри предметов, это могут быть линии на салфетках, даже след от гриля на мясе внесет определенную динамику в сюжете.

Гуру фуд-фотографии внимательно следят за тем куда ведет диагональ . Свои направлением она может как улучшить снимок, так и увести взгляд от центрального предмета в кадре.

С этим мощным визуальным эффектом можно экспериментировать располагая диагонали под разными углами, придавая картинке дополнительную пространственность и глубину.
Управление глубиной резкости. Популярный прием в фуд- фотографии — макросъемка. В фокусе находится часть блюда, все остальное уходит в размытый фон. Грамотный контроль при помощи малой глубины резкости привлекает внимание к определенной детали на фотографии.

Подбор оптики

В заключение скажем несколько слов на тему подбора оптики.

Независимо от того, что вы снимаете — несколько блюд в одном кадре или только элементы блюда/еды, в любом случае, рекомендуется использовать светосильную оптику. В случае съемки общих планов — выбирайте умеренные широкоугольные объективы. Если речь идет о полноформатной камере, то вполне достаточно будет 50 мм линзы.

В том случае, если вам предстоит детальная съемка элементов блюда или отдельно компонентов пищи, специи, ягоды, сладости — вам понадобится макро-линза. К примеру. 60 мм или 105 мм, некоторые фотографы используют тилт-шифт объективы. В принципе это будет достаточный набор, хотя, конечно, не исчерпывающий, для съемки различных сюжетов.

Для того чтобы в последствии не просиживать часы перед компьютером дорабатывая и «вытягивая» изображение в поисках идеала, внимательно и неторопливо подойдите к съемке. При макро-съемке используйте штатив и следите за тем, чтобы все необходимые вам предметы были в зоне резкости. Если вы располагаете компьютером или ноутбуком, лучше снимать сразу туда. Экран даже самого недорогого компьютера поможет лучше оценить качество изображения, нежели экран камеры.

Помните главное, что первоочередная задача фуд-фотографии — это реклама, пробудить аппетит и продать чертовски много еды, через меню в ресторанах или кулинарных книг. Однако, есть и другой аспект: порой работы фотографов заставляют взглянуть на, казалось бы, достаточно тривиальный объект съемки как на настоящий шедевр. И кто знает, где эта грань где заканчивается рекламная съемка и начинается самое настоящее произведение искусства.

Подпишитесь на E-mail рассылку

Не хотите пропускать уроки по фотографии?
Хотите сразу узнать о новых поступлениях на сайте?
Тогда подпишитесь на RSS-рассылку или
на электронный ящик, заполнив форму выше!

Мастер-класс: домашняя фуд-съемка

Красивые фотографии блюд в домашних условиях? Это вполне возможно, если подойти к делу ответственно! «Едим Дома» и «Домик в деревне» поделятся с вами несколькими секретами и хитростями, которые помогут вам постичь искусство фуд-фотографии в домашних условиях!

Шаг 1: выбираем фон для фотографии

На фуд-фотографии всегда должен быть главный акцент — само блюдо либо же его деталь, красивый разрез. А потому фон для фотографии не должен отвлекать внимание зрителя. Для фона лучше всего выбирать однотонные материалы, нейтральные либо же с мелким принтом. При этом фактура фона может быть разной, например, в нашем случае очень хорошо смотрится подкрашенная доска.

Шаг 2: освещение

Правильный свет в кадре — половина успеха красивой фуд-фотографии. Чаще всего фуд-фотографы используют боковой или контровый свет. Если есть возможность снимать фотографии при естественном освещении, всегда используйте ее.

Также для создания хороших фотографий можно использовать светоотражатель, созданный своими руками. Возьмите обыкновенную разделочную доску и оберните ее фольгой. При съемке расположите светоотражатель так, чтобы создать нужные для условия освещения. Отражатели — это самый простой способ смягчить, рассеять или перенаправить свет.

Шаг 3: детали

В последнее время фуд-фотографы снимают не просто блюда, а целую кулинарную историю! И помогают им в этом самые разные атрибуты: ингредиенты, из которых приготовлено блюдо, соусы, специи, кулинарные аксессуары, интересная посуда. Создайте композицию, но следите за тем, чтобы в ней не было хаоса, нагромождения из различных деталей, которые могли бы отвлечь внимание зрителя от главного объекта съемки. Атрибутика должна гармонично вписываться в кадр и дополнять его!

Шаг 4: ракурс

Для фуд-фотографий чаще всего используют три ракурса: строго сверху, сбоку на уровне стола и между ними — три четверти (примерно 45–60 градусов). Первым ракурсом снимают плоские блюда, суп, пиццу, открытый сладкий пирог. Объемные блюда, например сэндвичи, бургеры, оладьи, сложенные стопкой, лучше фотографировать на уровне стола, чтобы все, из чего состоит блюдо, можно было увидеть и хорошо рассмотреть. Три четверти — практически универсальный ракурс, с ним можно снимать почти все.

Если вы снимаете на телефон, композиции на столе лучше снимайте строго сверху, так как при других ракурсах будут заметны оптические искажения, характерные для широкоугольного объектива телефона.

Шаг 5: обработка

Итоговый снимок всегда можно немного доработать в специальных фоторедакторах: добавить яркости, резкости. Также можно воспользоваться фильтрами из различных приложений по обработке фото. Но увлекаться такими средствами не стоит: для красиво снятой еды требуются лишь небольшие доработки, а вот неудачное фото не спасет даже использование всего арсенала средств ретуши.

Умение снимать еду в домашних условиях приходит с постоянной практикой и опытом, поэтому запаситесь терпением, а главное — желанием! Вкусных снимков!

Вот почему нельзя доверять картинкам из меню!

За каждым профессиональным снимком еды стоят фуд-стилисты и фотографы, которые мастерски вводят зрителей в заблуждение. Мы смотрим на аппетитные блюда на картинках и даже не подозреваем, что съесть их было бы опасно для здоровья — ведь такими привлекательными их делают порой совершенно несъедобные ингредиенты. Давайте же узнаем самые интересные трюки, на которых основывается современная фуд-фотография.

Кофейные напитки

С черным кофе трудно работать из-за его жирного блеска. В латте или каппучино пена очень быстро садится и испаряется. Поэтому, подготавливая к съемке кофейный напиток с молоком, фуд-стилисты используют комбинацию из соевого соуса, воды и желатина, чтобы придать кофе приятный, гладкий вид. Получается очень забавно – просто потому, что в итоге это не имеет к кофе никакого отношения.

Некоторые фотографы по возможности используют настоящие кофейные напитки, но добавляют в них пипеткой капли мыльной воды по всему периметру, чтоб сымитировать свежую заварку. А кофейная пенка, как говорят фуд-стилисты, часто делается из обыкновенной мыльной пены.

Стручковая фасоль

Чтобы заставить зеленую стручковую фасоль выглядеть аппетитно, нужно очень хорошо постараться – особенно если ее сварить. Но и тут на помощь приходят такие секреты фотографии еды, как лак для волос и кусочек растительного масла – они помогут придать фасоли гладкий и блестящий вид.

Кстати, лак хорошо работает и с другими овощами, фруктами и ягодами, которые должны выглядеть блестяще и свежо.

Мясо с корочкой

Корочка на готовом мясе часто съеживается, что сильно портит фотографии еды, ведь птица на столе должна выглядеть совсем иначе – красиво, пышно и сочно. Поэтому ее не готовят вовсе! Фуд-стилисты просто берут птичью тушку и обрабатывают ее паяльной лампой по поверхности, придавая верхней части мяса аппетитный цвет – и зритель даже не догадывается, что внутри птица остается совершенно сырой.

Утренний завтрак с молоком

Пожалуй, именно с имитацией молока связаны самые неприятные секреты фотографии, ведь в качестве его заменителя чаще всего используется клей по типу ПВА! Именно его обильно льют в миску со злаками во всех рекламах, ведь он долго сохраняет подходящую консистенцию и цвет.

Сироп для блинчиков

Другие неприятные секреты скрывают традиционные американские блинчики с сиропом, или панкейки. Сироп выглядит на фото слишком блекло и очень быстро впитывается, поэтому фуд-фотография не обходится без хитрости: блинчики обрызгивают водоотталкивающим средством для обуви, а сверху поливают густым и насыщенным моторным маслом! Вот почитаешь такие секреты, и аппетит как рукой снимает.

Мясные котлеты

Фуд-фотография предлагает и еще один обувной трюк для еды: обувной крем! Его используют, чтоб котлетки выглядели насыщенно, а их сочность сохраняют благодаря очень короткой обжарке – буквально несколько секунд. Ну а чтобы получить такие симпатичные полосочки, будто бы от гриля, нужно приложить к котлете раскаленный шампур.

Аппетитные десерты

Фуд-фотография десертов – это вообще целое направление со множеством разнообразных секретов. Например, вот такие фотографии еды получаются на съемках тортиков: между коржами делают прокладки из плотного картона, на которые сверху полосками накладывают крем – тогда и торт получается пышным и объемным, и крем лежит хорошо, не стекая быстро с коржей.

Кубики льда

Летняя фуд-фотография не обходится без освежающих коктейлей со льдом! Однако нужно быть совсем наивным, чтобы поверить в реальность ледяных кубиков на рекламных фото. Они слишком быстро тают, поэтому почти никогда не используются. Но замену им нужно тщательно подготовить заранее, ведь создать иллюзию кусочков льда, которые не расплавятся на свету, могут только пластиковые прозрачные кубики.

А какие трюки, относящиеся непосредственно к фотосъемке, содержит фуд-фотография? Узнайте про секреты фотографии в этом видеоролике:

Интервью с фуд-фотографом: «Деньги — это не так интересно!»

Все предприниматели разные, потому что любое дело можно превратить в способ заработка. Наш сегодняшний герой — Эдуард Жуков, фуд-фотограф — то есть, фотограф, который занимается коммерческой съемкой еды. Он никогда не обучался своему делу в вузе, а первые знания получил из видеоуроков в Ютубе. Известный фуд-фотограф Екатеринбурга с радостью делится своим опытом фотографа, предпринимателя и человека творческой профессии.

Перед увлечением фуд-фото ты уже 6 лет был фотографом. Почему тебя затянула именно фотография еды?

Даже чуть больше, и это только если говорить о профессиональной съемке. В целом, я уже 12-13 лет с цифровым фотоаппаратом. За это время помимо личных съемок я снимал (в порядке очередности): портреты, свадьбы, студийные портреты, детей, бизнес-портреты, миллион репортажей, корпоративов, машины, предметку, интерьеры, виртуальные туры. На самом деле, практически все жанры. В еду попал благодаря моим друзьям из Smart-Food. Они позвали поснимать в качестве эксперимента. Получилась жуть, но желание снимать осталось. До сих пор у них одни из самых интересных съемок — не просто картинки в меню, а фотографии с идеей.

И все-таки, почему именно фуд-фотография?

Сначала это была ниша, в которой можно было найти много заказов, а теперь это ниша, в которой я занимаю какое-то место. Как говорится, сначала работаешь на свою репутацию, а потом репутация работает на тебя. И я не ограничиваю себя только фуд-фото, я еще пытаюсь вести блог и соцсети, снимать для стоков, друзей и какие-нибудь события.

Выгоднее ли ей заниматься, чем другими видами фотографии? Интуитивно кажется, что свадьбы и корпоративы приносят больше денег.

Я считаю, ради денег не стоит заниматься творческими профессиями. Я снял 25 свадеб, и это было мучительно, очень был рад найти другой способ заработать. Но и оборудования для фуд-фото нужно больше, чем для свадеб и уж тем более корпоративов. Просто деньги — это не так интересно!

Когда впервые почувствовал, что ты профессиональный фуд-фотограф?

Когда перестал снимать что-то другое. Красивые интерьеры и виртуальные туры снимать не отказываюсь, а от всего остального открестился. Подумываю вернуться в предметку и рекламную предметную съемку, разбавить съедобные объекты несъедобными.

Фуд-фотография кажется работой мечты. Ты фоткаешь красивые блюда и бесплатно ешь, потом обрабатываешь фотографии, и вот уже кладешь в карман гонорар в десятки тысяч рублей. Что в этой картинке не так?

У меня тут холодильник сгорел из-за ремонта на подстанции. За замену компрессора мастер взял 5000р./час, а за ремонт сгоревшей платы — 3000р./час. При этом у обоих оборудования на порядок меньше, чем у меня. Так что насчет работы мечты… И расскажу подробней, как проходит мой день. Я приезжаю в заведение, заношу и расставляю оборудование, настраиваю камеру и свет. Насчет еды правда процентов на семьдесят, тут отрицать не буду! Дальше я еду домой, срочно скидываю материал на три носителя и в течение суток отправляю превью фотографий заказчику. Он высылает номера нужных фото и я сажусь за обработку. Про документооборот, оплату налогов и сборов, ведение учета и своевременные подачи заявлений я промолчу, тут все в курсе.

В картинке так всё, но чтобы быть успешным, эти действия нужно повторять до трех раз в сутки. А еще отпуск — это отдельный разговор, уедешь — лишишься заказов и дашь шанс конкуренту получить опыт и картинки в портфолио. Отпускные мне никто не платит.

Расскажи, сколько времени ты тратишь на разные этапы — подготовку, съемку и обработку фотографий.

Это очень сильно зависит от вида съемки, от «белого фона» до рекламы. Больше всего практически всегда занимает выезд на съемку. Стараюсь на этапе обработки только улучшать снимки, а не «переделывать» их, то есть, важно уже при нажатии на кнопку камеры получать хороший кадр. Еще один пожиратель времени — документация! Я это дело ненавидел, пока год назад не оплатил Эльбу!

Год назад снимал месяц без выходных. И в первом квартале выходные можно было пересчитать по пальцам. В этом году уже так не хочется.

Фотографы иногда прибегают к помощи ассистента или стилиста. Ты работаешь с ними?

Я с удовольствием работаю со стилистами и дизайнерами, это залог успешной съемки! Но, например, при каталожной или технической съемке «под обтравку» (вырезание с фона) — я справляюсь сам. Хоть я и могу легко составить композицию, предпочитаю чтобы по техзаданию это делал кто-то другой.

Твой таймлапс дает представление, как выглядит фуд-фотосъемка со стороны. В нем много оборудования — оно твое? Ощущение, что ты ездишь с ним в фургоне, а не в легковой машине. И возникает вопрос, какой нужен минимальный набор оборудования для профессионального фуд-фотографа?

Это еще не все оборудование, оно все моё, я еще докупил. Вожу в обыкновенном хэтчбэке, все влазит в багажник плюс рюкзак с камерой в салоне. Насчет минимального набора фуд-фотографа — современный смартфон, с некоторыми оговорками.

Если говорить о коммерции — в фуд-фото, как и в любой другой съемке, главное — свет. Надеяться на солнышко на Урале — не мой стиль, я предпочитаю полностью искусственное импульсное освещение. Оно не дает расслабиться, но при этом реально учит пользоваться светом, а не надеяться на благосклонность погоды.

Как ты себя определяешь — фрилансер, предприниматель, бизнесмен?

Хороший вопрос! Это все тесно связано, но все-таки я больше предприниматель. Предпринимаю попытки заработать разными способами. Фрилансер — это такой беззаботный чувак, нашел халтурку — сделал — получил деньги, а бизнесмен — это тот, кто заморачивается за IPO, покупку и дробление нерентабельных компаний, что-то такое. Я же цепляюсь за идею и начинаю ее реализовывать как могу. Вот, например, пару лет назад мы с женой стали заниматься съемкой для фотостоков. Перспективное направление, но нужна постоянная студия, дома невозможно работать. А еще я начал свой канал на YouTube — заработал за полтора года 50 баксов, но познакомился с тысячами людей которым интересна тема фуд-фото, кто хочет учиться и задает вопросы. А это в свою очередь — почва для создания образовательных курсов.

Коммерческая задача фуд-фотографии — пробудить аппетит и заставить купить больше еды. Насколько тебе интересны результаты клиентов, например: «Поменяли меню — подняли продажи на 10%»?

Это очень интересно, но такие метрики отслеживают единицы, а со мной делятся и того меньше. И не в интересах заказчика хвалиться, насколько успешно работают мои фотографии, ведь это заставит меня задуматься о повышении цен. Кстати, с 2014 года не поднимал, но теперь ценю время больше, так что с 2017 у меня новое коммерческое предложение. Потихоньку всех оповещаю.

Получается, многие заказчики — твои постоянные клиенты? Причина — необходимость выдерживать общую стилистику фотографий?

Да, практически все остаются постоянниками. Причина, я надеюсь, в качестве предоставления услуги, сервисе, который я предоставляю. Но и общая стилистика тоже не последнюю роль играет!

Ты чувствуешь себя свободным человеком? Тебе нравится твой образ жизни?

Как я раньше уже отмечал — интересуюсь способами заработка без необходимости присутствовать в конкретном месте… Это моя цель на ближайшие пару лет. Хочу зарабатывать на продаже чего-то, что я произвел, а не создавать на заказ. Ведь у нас заказчики часто не знают что конкретно им нужно, а потому работа частенько походит на примерку свадебных платьев — «ой это не нравится, а давайте то, и то не то, давайте это». Всегда завидую таксистам —представляете им бы говорили: «Ой, нет, давайте не сюда, а лучше в другой район! Ой, и это что-то не то, я представлял это место по-другому…»

Но вообще я, конечно, проработал 5 месяцев на зарплате за всю жизнь. 1 месяц продавцом в отделе бензопил и 4 месяца фотографом на ювелирном производстве. И в Штатах 3 месяца фотографом на рафтинге.

Кто твои клиенты, и как ты их находишь? Как часто они сами находят тебя?

Мои клиенты — рестораны, кафе, реже производители продовольственных товаров, шефы. Очень редко сотрудничаю с журналами, о чем сожалею, но никак не могу начать двигаться в этом направлении…

По поводу поиска клиентов — я вообще не ищу, изредка предлагаю какие-то проекты любимым заведениям. Все находят меня сами, я даже телефон удалил отовсюду, надоело беспредметно разговаривать, текстом удобнее.

В каком коммерческом фотопроекте хотел бы поучаствовать? В каком фотопроекте лично для себя?

Не мыслю проектами. Хотел бы снимать для стоков и записывать видео для канала, собирать информацию для курсов по съемке и этим покрывать все расходы. И очень дорого и круто снимать единичные рекламные заказы. Проблема моей профессии и вида работы в том, что все смешалось. Мне все это настолько нравится и подходит, что нет деления «для других/для себя» — все смешалось.

Что бы ты посоветовал людям, которые скачали Lightroom, в первый раз взяли в руки профессиональный фотоаппарат и вышли на фуд-фотоохоту?

Банальщину — снимайте в удовольствие! Если нравится — не думайте о деньгах. Если хотите заработать — есть тысячи путей сделать это проще и быстрее. На мой взгляд самое главное — чтобы ты был готов делать свою работу и бесплатно, просто потому, что нравится. Не всем так везет, но к этому нужно стремиться.

Для тех, кто интересуется фуд-фотографией и хочет получить фидбэк по своим работам Эдуард создал группу Вконтакте. А если вы желаете посмотреть больше аппетитных фотографий, загляните в его Инстаграм.

Ссылка на основную публикацию