Фотосъемка в пасмурную погоду | Foto-kadr.ru

Фотосъемка в пасмурную погоду

Фотосъемка в пасмурную погоду

Вот и лето прошло. Каким же ярким, насыщенным оно было! У кого-то это отдых на берегу моря, у кого-то – путешествие в дальние и незнакомые до селе страны… Но вот лет кончилось. Началась осень. Золотая осень. Красивая и яркая. Бабье лето. Желтые и красные листья клёнов на асфальте аллей парка, пожухлая трава… Здорово когда-то написал Пушкин:

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Да, да… Не только «багрец и золото», но уже и слякоть, и дожди, и другие «отдаленные седой зимы угрозы»… Кончилось очарованье. Началось ненастье. Многим фотографам, особенно начинающим, может показаться, что не то чтобы хорошие в творческом плане, но даже элементарно качественные фотографии в таких условиях сделать практически невозможно. Тут уж не до творческого оптимизма!

Но… Ну и что, что на улице дождь! Ну и пусть небо всё в тучах! Оптимизм! Хорошее настроение! Настойчивость! И – всё будет в полном порядке! Уверяем вас! Осенью можно сделать просто замечательные снимки! Как? А вот почитайте-ка наши советы, изложенные в этой статье. Они вам наверняка будут интересны.

Гроза

От брызг держитесь подальше!

Ну, вот дайте представим, что вы решили сфотографировать неспокойный осенний пейзаж на берегу реки, озера или даже моря. Желание – это хорошо. Как мы уже сказали чуть выше – это даже просто замечательно! Но не забудьте позаботиться о своей фотоаппаратуре. В таких погодных и природных условиях ее запросто может залить водой! Вы этого хотите? Ответим за вас: конечно же нет! Для защиты фотоаппаратуры от брызг воды нужно иметь специальные чехлы. Ну, или, в крайнем случае, используйте для этого хотя бы простейшие подручные средства.

Облака какого цвета лучше получаются на фотографии

Вы не поверите, но облака осенью всегда можно держать под контролем. Ближе к полудню осеннее небо обычно бывает серым. А вот как только солнце будет все ближе и ближе подбираться к линии горизонта, то на небосклоне может такое буйство красок случится – любой живописец потом позавидует вам, если вы сумеете это передать на своей фотографии!

Какими еще способами можно защитить свою аппаратуру?

Берегите фотоаппарат от сильного ветра. Пыль, поднимаемая им с земли, гораздо страшнее для аппарата, чем вода.

Перепады яркости. Как с ними бороться?

Сложная гистограмма при осенней съемке — это прямо беда. Перепады в освещенности между темной землей и ярким небом порой просто зашкаливают. Но не спешите стучаться за помощью в дверь фотошопа! Истинные профессионалы стараются как можно больше выжать из процесса самой съемки, а не последующей обработки изображения в графических редакторах. Сюжеты с большим перепадом яркостей снимайте с нейтральным, или ND фильтром.

Что снимать?

Тут мы скажем очевидное: при любых условиях, в хорошую ли погоду, или в дождь вы не сделаете хороших снимков в принципе, если не задумаетесь над тем, что и как вы будете снимать. И не забудьте про композицию. То есть про правильное и гармоничное расположение объектов съемки в плоскости кадра.

Дождь/Снег

Правильно выбирайте баланс белого

Серая и пасмурная осенняя погода (а точнее, непогода) для фотографа опасна еще и тем, что очень сложно бывает угадать при съемке точку белого. Вот поэтому в таких условиях рациональнее будет отказаться от AWB и настраивать баланс белого вручную. Для этого можно использовать, например, серую карту.

Не забудьте включить солнышко!

Если солнышко спряталось за облака – то это отлично! Оно может там, за облаками, замечательно играть на вашей фотографии! Простое яркое небо никогда так не сможет себя вести!

К деталям – особое внимание!

В обычные дни, проходя мимо, на некоторые объекты мы порой даже и внимания не обращаем. Но когда на улице пасмурно, когда всё небо сплошь покрыто густыми облаками, когда свет становится совершенно другим – привычные объекты могут засверкать новыми, необычными и непривычными красками! Какая-нибудь незначительная, казалось бы, на первый взгляд мелочь может стать не только приятным акцентом на вашем снимке, но и центром всей композиции! Ну, например, одиноко висящий на ветке последний желтый лист, капелька дождя на стекле автомобиля, последний яркий цветок на клумбе среди пожухлой травы…

А может можно обойтись и без неба?

Попробуйте сделать пейзаж без неба. А что? Вдруг получится что-то замечательное! Тем более что небо осенью, как мы уже говорили, серое и само по себе совсем не интересное… Брызги, о которых мы сегодня уже упоминали в начале статьи, по сравнению с настоящим осенним дождем – полная ерунда. Осенний дождь – это уже намного более серьезное испытание не только для вашей фототехники, но и для вас самих.

Лужи – это вечные спутницы дождя. Это каждый знает. Но ведь только для обывателя лужа – это источник сырости в ботинках. Для сердитого и обиженного на весь мир человека. А для фотографа, для человека творческого и радостного в любую погоду и в любых условиях, лужа – это источник вдохновения! В лужах – и отражение осеннего города, и круги на воде, и детские ножки в ярких резиновых сапожках, шлепающие по этой самой луже… О, лужи — это просто великолепно! Это раздолье, простор для полета творческой мысли!

Ночь, улица, фонарь…

Огни ночного города в дождь. Ну скажите на милость, что может быть красивее! Это просто мечта художника и тем более фотографа! Фонари, разноцветье рекламных вывесок, яркие окна магазинов, фары автомобилей… И всё это переливается и преломляется в струях дождя. Неповторимое, неописуемое действие! Можно даже сказать, что шоу! Ну и как, скажите, не сфотографировать такую феерию красоты?

Радуга

Как вы думаете, за что еще можно любить дождь? За то, что он кончается! Сколь долго он бы не длился! А после дождя всегда может появиться радуга… Правда, осенью она не так часта и не так ярка, но, тем не менее, бывает…

Чуть-чуть волшебства

Вот тут стоит вспомнить и о фотошопе или о любом другом графическом редакторе изображений. Попробуйте в этих компьютерных программах поработать с изображением в полутонах. Отредактируйте уровни. При определенном опыте на фотографии можно добиться ясности даже если вы снимали в самый серый и пасмурный день.

Туман

Тот, кто думает, что туман может лежать над землей долго — глубоко ошибается. Вполне может такое случиться, что пока вы будете выбирать сюжет, настраивать аппаратуру и совершать другие приготовления к съемке – туман уже рассеется… Вот поэтому мы и рекомендуем поспешить в этой работе. Или, если есть ткая возможность, присмотреть хорошую сцену заранее.

Используйте в работе перспективу!

У фотографического изображения есть одна замечательная особенность: чем дальше от объектива фотокамеры расположен снимаемый объект, тем свете он будет казаться на изображении. Попробуйте поэкспериментировать с этой особенностью. Установите фотоаппарат на штатив и поснимайте осеннюю непогоду с длительными выдержками в разичных режимах.

Экспозиция тоже важна!

Известно, что во время фотографирования в тумане автоматика любой, даже самой дорогой и престижной фотокамеры, может работать некорректно. Проще говоря, врать. Так что, если хотите получить хорошие снимки, смело берите обязанности автоматики на себя. Переводите свою фотокамеру в режим М. Ну, или снимайте с хорошим светосильным объективом. Правда, такой объектив, к сожалению, есть не у каждого…

Горы и холмы

Вы просто счастливы, если оказались во время тумана где-нибудь около гор или любых других высоких объектов ландшафта! Смотрите на туман со стороны! Выхватите своим объективом из пелены тумана возвышающиеся над ним горы, высокие деревья, башни, небоскребы… Уверяем вас, такие сюжеты на фотографии смотрятся очень и очень эффектно!

Ну вот. Теперь вы узнали, что и как можно фотографировать в непогожие пасмурные осенние дни. Что фотографировать в эту пору не только моно, но даже нужно и очень-очень интересно! Попробуйте! Вам понравится!

Как фотографировать в пасмурную погоду

Собрались прогуляться пофотографировать, а погода не соответствует ожиданиям? Пейзажный фотограф Антон Горлин рассказывает, почему фотографии в пасмурную погоду могут получится отличными и как их создать, на что обратить внимание. Впервые эта статья была опубликована на сайте Антона antongorlin.com.

Когда вы смотрите в окно и видите пасмурную погоду, вы думаете: «Ну, может в следующий раз». Но не обманывайтесь. Такая погода может позволить создавать впечатляющие фотографии с гораздо меньшими усилиями, чем вы думаете. Вот причины:

  1. Окружающий свет
  2. Все детали хорошо видны
  3. Вы можете сосредоточиться на деталях или цветах
  4. Небо все еще может быть красивым

Давайте подробнее остановимся на последнем, на небе. Вид неба зависит от густоты облаков. Бывают, что облака слишком массивны и не пропускают свет. В этом случае небо получится довольно скучным. В другой ситуации, когда небо полностью затянуто тучами и их густота меняется, создаются фантастические светлые и цветные узоры.

Как предсказать качественный свет

Шансы понять толщину облаков, просто взглянув на небо, особенно ночью, невелики. Для этого можно использовать приложение Skippy Sky. Сайт выглядит странно, но показывает полезную информацию. Выберите свою область, а затем поиграйте с разными кнопками сверху. Для определения прозрачности облаков есть специальная кнопка, показывающая график. Этот параметр прозрачности — то, что вам нужно. Другая полезная информация отображается при выборе различных типов облаков: низкие облака, средние облака, высокие облака. Конечно, лучшие цвета и яркость создаются высокими облаками. Низкие облака идеальны для штормовой атмосферы, а также когда есть зазор чуть выше горизонта, но это заслуживает другого урока.

Туманная фотография в пасмурную погоду

Для начинающего фотографа не очевидно, насколько большой у них потенциал. Ключевые моменты:

  1. Два цвета в небе. Нижняя часть синего цвета с подсветкой. Это лучше видно на темном снимке.
  2. Пышная зелень везде
  3. Красивый оранжевый мох на скалах
  4. Контраст невелик, что позволяет видеть все детали

Со всеми этими маленькими деталями, связанными вместе, у нас есть хорошая основа для работы. Нам нужно очень тщательно поработать с контрастом и с цветами, чтобы достать все это из фотографии.

© Антон Горлин © Антон Горлин © Антон Горлин © Антон Горлин

Заключение

Не уверены, что облака слишком густые? Идите снимать. Не уверены, будет ли свет хорошим? Идите снимать. Сомневаюсь по поводу …? Идите снимать. Помимо шуток, мать-природа намного мудрее нас. Конечно, есть вероятность серой и скучной грусти, но есть шанс получить какой-нибудь эпический снимок!

Фотосъемка в пасмурную погоду

Чем ближе дело к зиме, тем меньше становится солнечных дней. В слякоть и холод не то, что фотографировать, даже на улицу выходить особо не хочется. Но съемка в пасмурную погоду хоть и имеет свои нюансы, но может быть такой же успешной, как и в солнечный день. Ниже я постаралась затронуть все основные принципы работы с экспозицией, светом и сюжетом в таких условиях.

Технические параметры съемки

Нетрудно заметить, что в пасмурный день на улице темнее, чем в солнечную погоду, поэтому камере потребуется больше света. А значит, вам нужны:

  • Более длинная выдержка (для несветосильных объективов она может достигать 1/40, но не забывайте, что, делая выдержку длиннее, вы увеличиваете риск размытия кадра);
  • Малая глубина резкости (открытая диафрагма);
  • Более высокая светочувствительность (ISO 400-500 вместо ISO 200);
  • Штатив (это желательный атрибут, но не строго обязательный).

Конечный выбор параметров будет зависеть от общей освещенности сцены. На открытом пространстве света будет больше, в тени домов – меньше.

Кроме того, светосильный объектив (с возможностью установки диафрагмы в значения f1.8-f-3.8) больше подойдет для съемки в пасмурную погоду, поскольку позволит оставить выдержку короткой, а светочувствительность – на приемлемом уровне шумов.

В пасмурную погоду можно также использовать различные светофильтры. Наиболее подходят для этой цели поляризационный и нейтральный фильтры.

В солнечный день поляризатор делает небо более ярким, а в пасмурную погоду он незаменим тем, что может сделать цвета более контрастными, придать им более теплый оттенок и выявить хоть какие-то облака на абсолютно белом небе, чего удалось добиться на фотографии ниже фотографу Питеру Уэст Кэрей (Peter West Carey).

Тем не менее, чтобы применить его, вам потребуется увеличить экспозицию на 1-3 шага.

Нейтральный светофильтр хорошо использовать для создания художественных облаков – благодаря длинной выдержке он помогает размыть их движение. Для таких фотографий вам потребуется штатив или другая опора, поскольку экспозицию также придется увеличить, иногда на 4 шага и больше, в зависимости от плотности фильтра.

Кстати, не забудьте перед выходом из дома захватить пищевую пленку или сразу обернуть ею фотоаппарат, если ожидается дождь или повышенная влажность. Отлично, если у вас уже есть защитный бокс. Если его нет — воспользуйтесь обычной пищевой пленкой — это дешево и сердито.

Свет и его свойства

В пасмурный и облачный день солнечный свет рассеивается благодаря облакам, которые становятся для солнца большим софтбоксом. Именно поэтому в пасмурную погоду свет мягкий и рассеянный, даже в полдень, когда солнце еще высоко. Такой свет лучше подходит для съемки портретов людей, в особенности, крупным планом.

Отсутствие жесткого солнечного света не освобождает фотографа от необходимости следить за тем, где по отношению к модели находится солнце. Именно от этого зависит световой рисунок на фотографии. Если вы еще не знаете о свойствах солнечного света в разное время дня, рекомендую вам, для начала, прочитать вот эту статью.

От направления и количества света также зависит выбор параметров съемки. Облака бывают густыми и не очень, свет может падать спереди, сбоку и сзади, и все это будет влиять на параметры съемки, поэтому обязательно делайте несколько кадров при разных параметрах, чтобы выбрать правильную экспозицию.

Приемы освещения

Если у вас есть возможность, используйте для подсветки лиц золотистую сторону отражателя либо вспышку с оранжевой накладкой (гелем). Как с помощью вспышки сделать свет в пасмурный день более теплым, рассказано в этой статье.

Для съемки в пасмурный полдень также хорошо использовать места, которые закрыты тенью в солнечный день. Это могут быть различные тоннели и проходы, веранды и перекрытия, куда не поступают прямые лучи солнечного света, а поступает только рассеянный свет от других предметов и поверхностей. Освещение в таких местах более мягкое и рассеянное, поскольку выступающая часть крыши закрывает моделей от падающего сверху света. Например, именно по такому принципу снят этот групповой портрет школьников под крышей библиотеки:

Сюжеты

Безусловно, по сюжетам есть некоторые ограничения. Однако, помимо крупных лицевых портретов, в пасмурный день также хорошо снимать:

  • Водопады и реки
  • Цветы (макро)
  • Тенистые леса

В городской среде не менее привлекательными остаются сюжеты с участием людей на улице, отражения в лужах, желтая листва.

Композиция и яркость цветов

В условиях «скучных» цветов и невыразительного неба всегда встает вопрос, чем их заменить или хотя бы частично компенсировать. Осенью огромное подспорье окажет желтая листва, которую можно использовать как в качестве фона, так и в качестве элемента композиции. Например, для этого макро-кадра, снятого вчера для обоев рабочего стола, я подобрала более яркий, желтый фон, что частично компенсировало мне отсутствие солнечного утреннего света.

Если листвы на деревьях уже нет, цветовую гамму фотографии могут оживить интересные цвета одежды прохожих, яркие здания и вообще все, что своим цветом повышает настроение в пасмурный день. Например, на групповом портрете мальчиков, уже приведенном выше, кадр оживили их яркие цветные футболки. Если вы хотите подробнее узнать, как добиться ярких цветов в пасмурную погоду, вы можете дополнительно прочитать очень хорошую и подробную статью на эту тему от известного фотографа-колориста Павла Косенко.

Скучное небо можно вовсе не включать в кадр. Для этого нужно либо подобрать подходящий фон, который заслонил бы его собой (здания или деревья), либо, если речь идет о съемке портрета, сильно размыть фон, чтобы небо на нем нельзя было угадать. Например, на фотографии ниже от неба в кадре удалось избавиться благодаря деревьям на заднем плане.

Наконец, когда общая атмосфера кажется вам скучной и неинтересной – снимайте детали крупным планом. Знаки, блюда, напитки, животные – темой кадра может стать все, что угодно.

В заключение хотелось бы сказать, что плохой погоде отчаиваться никогда не стоит. Фотография, в отличие от времен года, непредсказуема и способна делать подарки даже в самых неподходящих условиях.

Съемка пейзажа в различных условиях:
пасмурная погода

Природа не всегда балует нас при съемке, и повлиять на это мы никак не можем. Бытует мнение, особенно среди начинающих фотографов, что, если рассвет или закат не расцветил всеми красками небо, то съемка не задалась. О том, правда ли это, рассказывает автор колонки о пейзажной фотографии, участник Russian Photo club, Дмитрий Питенин.

Скажу прямо — можно снимать при любых условиях, только нужно поискать подходящие сюжеты. Многие фотографии — наоборот, выигрывают при съемке в пасмурную погоду. Часто среди друзей при обсуждении, выезжать на съемку или нет, приходится слышать фразу: «Света не будет, зачем туда ехать?». Долой упаднические настроения!

Помимо того что под любую погоду можно найти сюжет, так еще и сама природа зачастую непредсказуема, и в нужный момент условия могу измениться — проглянет солнце и осветит нужный объект, пойдут крупные хлопья снега, наступающий дождь даст «задник» для сюжета, от влажности поднимется туман.

Перечислять можно очень долго, но про все эти ситуации поговорим позже. Если есть возможность — всегда надо ехать. Даже если сюжет не найдется, вы все равно дали природе шанс.

Сейчас зима, часто пасмурно или идет снег, поэтому и начну с актуальных условий.

Пасмурная погода

Первое, что стоит отметить: когда нет света — есть цвет.Особенно цвет проявляется в пасмурную погоду после дождя, когда поверхности влажные, их цвет более насыщен и вариативен из-за переотражений. Для многих сюжетов отсутствие направленного света является плюсом, больше подходит свет, рассеянный через плотную облачность. Тяжелые облака часто придают драматичности сюжету. Эти же сюжеты при освещении сразу теряют свою привлекательность. Да, имейте в виду, что при съемке кадров с водой или мокрых объектов стоит попробовать поляризационный фильтр. Часто он позволит сделать кадр более выразительным.

Также, в такую погоду очень интересно снимать городской пейзаж, когда включается освещение, а облака начинают синеть. Получается классический выигрышный контраст теплого и холодного цветов.

Даже пасмурная погода с «молоком», когда на небе отсутствует фактура облаков, просто равномерное и бесформенное затянутое небо, тоже можно выигрышно выглядеть на многих сюжетах. Признаюсь, я очень люблю такие сюжеты.

Еще в пасмурную погоду хорошо снимать «закрытые» сюжеты, когда основу играет форма или цвет. В случае пасмурной погоды рисунок свет не направлен, нет теней или цвета, который данному сюжеты были противопоказаны.

Профессиональная съемка пейзажей

Что фотографировать в плохую погоду

Представьте, что на улице пасмурно, моросит дождь и вы решили полностью посвятить день редактированию фотографий с помощью Photoshop. Конечно, это не самое худшее решение, но зачем терять несколько возможностей сделать отличные фотографии?

1. Сразу после дождя, когда еще пасмурно, наступает отличный момент для съемки листвы в лесу (зеленый цвет листьев кажется более интенсивным и живым, хорошо выглядят даже листья на земле, дополнительное впечатление придают капли дождя на листьях и цветах), речек и водопадов (можно использовать большие значения выдержки, пока солнце остается за тучами).

2. Если идет гроза, то сразу после прекращения дождя тучи могут разойтись, выглянет солнце и можно сделать впечатляющий кадр. Разрыв в облаках может появиться всего на несколько минут, а потом опять пойдет дождь, или наоборот, небо полностью очистится и появится яркое солнце (настоящий враг фотографа-пейзажиста), поэтому будьте готовы к съемке. Этого момента стоит дождаться.

3. Перед тем как гроза утихнет, небо может быть окрашено в самые необычные цвета, тучи будут очень мрачными и через них будут пробиваться лучи света. Большинство людей пропускают эти моменты, поэтому будьте наготове (не фотографируйте во время дождя — нужно беречь себя и аппаратуру).

Атмосфера — это прекрасно

Кроме того, что атмосфера поддерживает жизнь на Земле, атмосферные явления (облака или туман) позволяют получить действительно интересные пейзажные фотографии (мы говорим о мягком рассеянном свете). И действительно, некоторые из моих любимых фотографий были сделаны, когда туман окутывал горы. (Конечно, чтобы зафиксировать это явление, нужно его сфотографировать сверху, с точки, которая находится выше на горе.) Я фотографировал лошадей на пляже, окутанном туманом, и добился практически голливудского эффекта. Кроме того, лучи света, пробивающиеся сквозь легкую дымку или густой туман в лесу, могут быть просто изумительными. Встаньте пораньше (или пропустите ужин), чтобы запечатлеть эти поразительные атмосферные эффекты.

Туман и высокая влажность — это одна из форм воды, а цифровым фотоаппаратам вода, как известно, строго противопоказана. Поэтому нужно гарантировать, что ваш фотоаппарат не намокнет. Лучше приобрести для фотоаппарата водонепроницаемый футляр, но при необходимости можно взять шапочку для душа из гостиничного номера и обернуть ее вокруг фотоаппарата. Выглядит не очень эстетично, зато работает надежно.

Устранение бликов в объективе вручную

Кроме двух очевидных причин надеть бейсболку (для защиты от солнечных лучей и для красоты), есть еще один повод. Кепка с козырьком позволяет устранить (или, по крайней мере, сильно уменьшить) блики в объективе. Защитные бленды объектива, конечно, помогают справиться с этой задачей, но часто их недостаточно. Вот здесь и пригодится кепка. Снимите ее с головы и держите справа или слева от объектива в зависимости от положения солнца. Затем посмотрите в видоискатель фотоаппарата, чтобы: 1) понять, где держать кепку для блокирования солнечных бликов в объективе (это проще, чем кажется); 2) проверить, не попадает ли кепка в кадр. Я сделал множество фотографий, на которых в кадре оказался край моей кепки. Вот зачем нужна программа Photoshop — чтобы удалять подобные артефакты. Вы удивитесь, насколько эффективно работает такой метод удаления бликов в объективе.

Секретное оружие фотографов-пейзажистов

Вы уже узнали о том, насколько важен поляризационный фильтр. Теперь ознакомимся с градиентным фильтром нейтральной плотности, который нельзя назвать абсолютно необходимым, но он является секретным оружием профессиональных фотографов-пейзажистов. Этот фильтр позволяет поддерживать оптимальный баланс экспозиции между изображениями земли и неба при съемке пейзажей. Без градиентного фильтра нейтральной плотности фотоаппарат не справился бы с задачей правильного выбора экспозиции (выставлял бы экспозицию либо по изображению земли, либо по изображению неба, но не по обоим). Допустим, вы фотографируете пейзаж на закате. Если выставить экспозицию по небу, то небо будет выглядеть прекрасно, однако земля окажется слишком темной. Если выставить экспозицию по земле, то небо окажется слишком светлым. Как же получить одинаково хорошие изображения и неба, и земли? С помощью градиентного фильтра нейтральной плотности. Этот фильтр темный в верхней части, но его затемнение постепенно уменьшается до полной прозрачности в нижней части. В результате изображение неба немного затемняется, а изображение земли остается без изменений. В конечном итоге мы получаем фотографию с правильной экспозицией как для неба, так и для земли.

Выставляем уровень

Нет ничего хуже, чем наклонная линия горизонта на фотографии. Это можно сравнить с неправильной передачей цвета кожи. Чтобы избежать подобных происшествий, следует воспользоваться функцией Virtual Horizon (Виртуальный горизонт) вашего фотоаппарата (если, конечно, он поддерживает ее) или двухпозиционным уровнем, который представляет собой миниатюрное устройство, вставляемое в гнездо для вспышки. Двухпозиционный уровень содержит маленький пузырек жидкости и позволяет точно определить, выровнена ли камера по линии горизонта. Устройство можно использовать при съемке как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Я бы сказал, что это устройство буквально на вес золота (кстати, весит оно всего ничего).

Съемка в пасмурный день

Многие любители пропускают подобные советы мимо ушей, полагая, что все и так понятно. Тем не менее я сотни раз наблюдал фотографов, которые игнорировали простое правило съемки в пасмурный день. А правило таково: не фотографируйте небо. Сколько раз мне доводилось это слышать: «Небо сегодня совершенно скучное. Не пойду фотографировать». Какая чепуха! Просто не делайте фотографии, на которых много неба. Это позволит без особых усилий выполнить настройку тонального диапазона в Photoshop (поясню: можно сделать небо более голубым, чем оно было в действительности в тот пасмурный день). Однажды на съемке у меня было двадцать минут голубого неба, а затем полтора часа небо было затянуто тучами. Я просто стал компоновать снимки так, чтобы небо почти не попадало в кадр (я фотографировал городские пейзажи), и на цветокоррекцию в Photoshop ушло всего несколько секунд. Последовательность действий была такой:

1. Я открыл одну из фотографий, на которой небо выглядело красивым и голубым, нажал клавишу , чтобы выбрать инструмент Eyedropper (Пипетка), и щелкнул им в области неба, чтобы задать голубой цвет в качестве основного.

2. Затем я открыл фотографию, на которой присутствовала небольшая область серого неба, нажал клавишу , чтобы выбрать инструмент Magic Wand (Волшебная палочка), и выделил на фотографии участки неба.

3. Я добавил новый слой выше слоя Background (Фоновый слой) и залил выделенную область основным (голубым) цветом. Вот и все: серое небо на фотографии стало голубым.

Какое ISO лучше ставить при съемке в помещении, на улице, ночью или в солнечную или пасмурную погоду

В начале курса по основам фотографии я упоминал, что ISO относится к фундаментальным основам и являет собой обычную светочувствительность фотоаппарата или пленки к свету.

Зависимость проста: Чем больше ISO, тем выше светочувствительность фотоаппарата и короче выдержка.

Иначе говоря, тем большее количество света зафиксирует фотоаппарат, что приведет к осветлению кадра.

Меньшее ISO приводит к уменьшению светочувствительности фотоаппарата, что притемняет кадр при прочих неизменных настройках.

Я уверен, вы уже встречали советы устанавливать низкое значение ИСО при фотосъемке, и не использовать высокие значения более ISO1600.

Этот снимок снят при низком ISO, что обеспечило отсутствие цифрового шума в тенях при съемке на дешевый фотоаппарат и объектив.

Почему нельзя использовать высокое ISO

Проблема высокого ISO кроется в увеличении количества цифрового шума.

Здесь работают две простые взаимосвязи:

  1. Чем выше значение ИСО, тем больше цветного цифрового шума на фотографии
  2. Чем хуже фотоаппарат, тем больше шума на снимке

Можно сделать вывод, что хороший фотоаппарат позволит снимать с высоким ИСО при приемлемом количестве шума. Недорогой фотоаппарат способен уничтожить кадр, погребя под большим количеством цветного шума.

Отсюда и строгая рекомендация снимать на низких значениях ИСО.

Это ухудшает светочувствительность фотоаппарата, но сохраняет кадр.

Сложно сказать, какое значение ISO лучше использовать, не зная модель фотоаппарата.

Сделайте серию тестовых фотографий, последовательно поднимая ИСО, и рассмотрите кадры в 100% масштабе.

Вы увидите, при каком значении параметра уровень шума становится неприемлемым.

В статье 5 причин появления шума на фотографиях и как избежать его появления при съемке, я более подробно рассмотрел причины появления шума и методы борьбы с ним.

Почему не всегда можно использовать низкое ISO

Понижение ИСО может сыграть плохую шутку с фотографом.

Фотоаппарат при низком ISO утрачивает способность различать детали в темных глубоких тенях кадра.

Для этого не нужно фотографировать ночью.

Фотоаппарат на низком значении ИСО может не увидеть большую часть деталей в сильной контрастной тени солнечным летним днем.

В большинстве своем, это и не требуется.

Но, в сюжете с большим количеством мелких деталей в глубокой тени, низкое значение ISO подкинет сюрприз фотографу.

ИСО это светочувствительность фотоаппарата, а также наличие или отсутствие деталей в теневых участках кадра.

Недостаточно руководствоваться понятием осветления или затемнения экспозиции кадра при подборе ИСО.

Учитывайте влияние этого параметра на количество шума в кадре и детали в тенях.

Почему нельзя использовать функцию Auto ISO

AUTO ISO это встроенная в фотоаппарат функция автоматического подбора ИСО в зависимости от освещенности.

Проблема этой функции в том, что фотоаппарат всегда стремится поднять ИСО повыше.

Это не страшно, если вы снимаете на хорошую полупрофессиональную или профессиональную камеру, поскольку нет большой разницы между 200ИСО и 800ИСО по уровню шума.

В случае съемки на недорогую модель, подобное повышение ИСО приведет к появлению большого количества шума, что уничтожит кадр.

Инженеры, создавая фотоаппарат, вкладывают задачу обеспечения четкого и правильно экспонированного снимка. Шум же вторичен.

Тот факт, что шум может убить фотографию, мало кого смущает в данном случае.

В свое время я испортил много количество кадров сильным цифровым шумом, который присутствовал на любом снимке, снятом в условиях плохого освещения.

Речь не идет о съемке в сумерках, это мог быть обычный затянутый пасмурный осенний день.

Я долго грешил на несовершенство своего Кенона, прежде чем осознал, что фотоаппарат устанавливает высокое ISO из-за функции AUTO ISO. ISO не опускалось ниже 400, чаще же стояло 800, что и обеспечивало изрядный шум.

Запомните, автоматический подбор ISO это не ваш выбор. Эта функция не нужна начинающему.

Если вы желаете получать хорошие фотографии, то учитесь самостоятельно оперировать величиной ISO.

Вспомните, какие режимы фотоаппарата используют Auto ISO?

Верно, вся «зеленая зона» и часть полуавтоматических, вроде TAv.

Какое ISO лучше ставить при съемке при разной освещенности

Разобравшись с теорией, перейду к практической стороне вопроса настройки ISO при съемке.

Очевидно, что высокое ISO приводит к появлению цифрового шума, а низкое может не обеспечить короткую выдержку.

Все очень просто.

Ключ к пониманию ISO лежит в выдержке при съемке.

Если она слишком длинная для съемки с рук, а изменять диафрагму нельзя из-за глубины резкости, то нужно поднять ISO до того значения, что обеспечит приемлимый уровень шума в кадре.

Если выдержка короткая, а ISO установлено большим, то ISO можно уменьшить ради меньшего количества цифрового шума.

Нет никакой разницы, снимаете ли вы в помещении, на улице, ночью, в солнечную погоду или пасмурную погоду.

ISO подбирается, исходя из требуемой выдержки для съемки при определенной глубине резкости.

В редких случаях, когда нужно вытащить детали из глубокой тени при съемке ночью, допустимо поднятие ISO до тех пределов, что может вам позволить уровень шумности матрицы фотоаппарата.

Простые настройки фотоаппарата для уличной фотографии

Уличная фотография — одна из тех практик, которая очень тяжела, чтобы технически все сразу получилось. Все происходит так быстро, важна координация руки-глаза, и конечно присутствует страх запечатлеть людей в их естественности, но без их одобрения. Хотя может показаться, что нужно просто подождать, когда вам повезет и появятся правильные моменты, но реальность очень далека от этого.

Однако ирония заключается в том, что, хотя технические аспекты очень сложны вначале, в конечном итоге они станут вашей второй натурой, и будут находить интересные и вдохновляющие моменты. Эти моменты случаются нечасто, но, когда случаются, вам нужно быть достаточно быстрым, чтобы увидеть их и снять. Поэтому, если вы не знаете основ, то вам будет сложно перейти к следующему шагу.

Вот как я решаю вопрос с настройками камеры, чтобы забыть о них и просто фотографировать.

Шаг первый

Первый шаг всегда подразумевает свет. Вы не сможете определиться с настройками камеры, если сперва не поймете свет. Насколько он интенсивный? Это солнечный день или облачный? Это вечер? Может вы находитесь в Нью Йорке, где высокие здания создают темные тени даже в солнечный день, или в месте с низкой архитектурой?

Возьмите за привычку смотреть на свет, когда выходите на съемку, и не прекращайте наблюдать за ним.

Несколько кратких мыслей

Чтобы заморозить движение людей, мне нравится использовать значение выдержки 1/250-й секунды в качестве точки отсчета. Это значение или выше, и у людей не будет размытия движения. При необходимости вы можете спуститься до 1/160-го или 1/125-го в сумерках или ночью, и этого должно быть достаточно, но более длинная выдержка приведет к размытию движения.

По большей части мне нравится использовать небольшую диафрагму (большую глубину резкости) между f/8 и f/16, когда это возможно. Иногда мне приходится снимать при f/2.8 из-за света, или, когда этот эффект уместен в определенных снимках, но все же предпочитаю использовать как можно меньше диафрагмы, чтобы убедиться, что сцена достаточно резкая.

В быстро двигающейся сцене вы можете пропустить фокус, а большая глубина резкости будет означать, что вы спасете снимок. К тому же, в сценах часто встречается интересный задний план (контекст может быть очень важен для уличной фотографии) или несколько объектов с разной глубиной. При небольшой диафрагме вы можете меньше беспокоится о том, чтобы все оставалось в резкости.

Чтобы иметь высокую скорость затвора и небольшую диафрагму, если свет не очень интенсивен, вам нужно поднять свой ISO. Не бойтесь этого — зерно / шум выглядит отлично, и это будет более чем компенсировано вашими фотографиями, которые в целом будут резкими. Обычно я использую ISO 400-800 при солнечном свете, 800-1600 в тени и 1600-6400 в сумерках и в ночное время.

Приоритет диафрагмы против Приоритет выдержки против Ручной режим

Следующим шагом будет выбор режима: приоритет диафрагмы, приоритет выдержки или ручного режима. Если вам комфортно и хорошо с любым из этих режимов, вы можете использовать их для любой ситуации. Но мне нравится переключать режимы в зависимости от ситуации.

Приоритет диафрагмы

Когда свет средний или сильный, я всегда использую приоритет диафрагмы. Причина этого заключается в том, что я хочу иметь возможность установить камеру и забыть о настройках. Таким образом вы можете наслаждаться процессом и сосредоточиться на содержании.

Если свет довольно ровный, вам не придется много волноваться. Но в солнечные дни, особенно в Нью-Йорке, есть огромный контраст между солнечной частью улицы и теневой. Таким образом, вам доставит хлопот менять настройки каждый раз, когда вы переходите от одного к другому.

Что я делаю, так это устанавливаю мою камеру в идеальные настройки для тенистой стороны улицы. Это означает, что я обычно задаю f/8 или f/11 (иногда f/5.6) и ISO 800 (вы можете настроить их в зависимости от того, насколько темным является теневая сторона). Это даст возможность задать выдержку по крайней мере 1/250-й секунды.

Компромисс заключается в том, что, когда вы наводите камеру на солнце, ISO 800 немного выше, чем вы обычно используете в этой ситуации. Но добавленная зернистость прекрасна, и это позволяет вам легко перемещаться между ситуациями освещения. Ваша выдержка будет чем-то безумным, вроде 1/2500 или около того. Но это будет означать, что ваши объекты будут очень резкими.

Приоритет выдержки

В пасмурные дни или в более темное время суток, как ранним утром или вечером, я ставлю свою камеру в режим Приоритет диафрагмы со значением 1/250 (иногда 1/160 или 1/125 ночью). Это гарантирует, что движение будет заморожено, в отличие от съемки в режиме приоритета диафрагмы, когда камера опускается ниже этого порога, чтобы обеспечить достаточный свет. Трудно всегда обращать на это внимание. Затем я устанавливаю ISO соответственно с 1600 до 6400 в зависимости от того, насколько темно на улице. Причина в том, чтобы сделать диафрагму как можно меньше, хотя ночью часто приходится снимать с широко открытой диафрагмой.

Причина, по которой я не снимаю в режиме Приоритет выдержки в солнечные дни, состоит в том, что при 1/250 или даже 1/500 и ISO 800 в камеру попадает столько света, что диафрагма должна быть f/32 или f/64. Мои объективы не могут закрыть диафрагму более чем до f/16, поэтому это создает проблему и заставляет меня менять настройки, когда я иду с солнечного света в тень.

Ручной режим

Если свет очень ровный, или если вы очень хорошо справляетесь с ручным режимом, вы можете, конечно, использовать его. Благодаря постоянному освещению легко выбрать настройки и забыть о них. Однако, если свет не очень слабый, я обычно предпочитаю Приоритет выдержки или Приоритет диафрагмы.

Время, когда я использую ручной режим, часто бывает ночью. Когда так темно, мне нужно выбрать минимальные настройки, чтобы заморозить сцену и сделать ее резкой, обычно это 1/125 и f/2, или иногда в помещении, где освещение обычно одинаковое. Например, в метрополитене я обычно выбираю ручной режим и снимаю при 1/250 и f/2.8. Постоянное освещение – это для ручного режима.

Заключение

Изучите вес это, выходите на съемку в разных ситуациях освещения, проверяйте различные настройки и делайте их своей второй натурой. Как только вы это сделаете, вы можете забыть о них и сосредоточиться на том, что действительно важно — фотографировать.

Ссылка на основную публикацию