Фотосъемка ночью | Foto-kadr.ru

Фотосъемка ночью

Как фотографировать ночью

Артем Кашканов, 2019

Ночная съемка — одно из направлений пейзажной (да и не только) фотографии, которая привлекает внимание многих фотолюбителей. Если днем фотоаппарат «видит» картинку примерно так же как и мы, то ночью привычные пейзажи предстают совершенно в другом виде по сравнению с тем, что мы видим своими глазами.

Главный секрет отличия восприятия реальной картинки и ее фотографии — длинная выдержка в несколько секунд. Мы не можем смотреть «с длинной выдержкой» — когда темно, мы различаем лишь силуэты объектов. Фотоаппарат же может стоять с открытым затвором 1, 2, 5, 10, 30 секунд и даже больше — за это время картинка медленно, но верно «проявляется» на снимке — яркая и цветная!

Что нужно иметь из техники, чтобы делать такие снимки?

Всего две вещи — фотоаппарат и штатив. В идеале — еще пульт дистанционного управления к фотоаппарату. Пульт нужен для того, чтобы исключить шевеленку, возникающую при нажатии на кнопку спуска на камере. Еще пульт очень полезен, когда приходится иметь дело со сверхдлинными выдержками в режиме Bulb.

Основное требование к штативу — достаточная жесткость и вес как минимум в 2 раза больший веса аппарата (чтобы камеру «не качало на ветру»).

Часто на интернет-форумах приходится слышать мнение, в т.ч. от авторитетных пользователей, что для ночной съемки нужна обязательно зеркалка с дорогущим светосильным объективом. Почему так?

Безусловно, светосильный объектив дает определенные преимущества, в частности, возможность снимать на относительно коротких выдержках и в ряде случаев обойтись без штатива (например, в легких сумерках). Еще светосильный объектив будет кстати, если композиция подразумевает наличие в кадре звездного неба — при съемке с относительно короткой выдержкой звезды будут выглядеть как точки, а не растянутся в линии. То же самое касается плывущих облаков, если вдруг надо получить их четкими, а не размытыми.

В остальных случаях вполне можно обойтись «темным» объективом, в том числе «китовым». При съемке со штатива в большинстве случаев нет большой разницы — выдержка 2 секунды или 8.

Зеркалки ночные фотографы (в основном «олдскульные») любят за то, что в их видоискателе можно хоть что-то рассмотреть, скомпоновать кадр и сфокусироваться. Желательно, чтобы видоискатель был большой и светлый — этим могут похватстаться только топовые модели. Если пытаться скомпоновать кадр и сфокусироваться по экрану (у компактных камер), то можно столкнуться с тем, что на экран полностью черный — как будто на объектив надета крышка. Но такая ситуация тоже редкость — наверняка в кадре присутствует хоть один светлый объект, который будет виден на экране. Это может быть уличный фонарь, светящееся окно, луна на небе. А уж если это есть, то сфокусироваться не составит никакого труда — у всех камер есть функция увеличения картинки в области фокусировки. Если камера при этом имеет поворотный экран, то это будет сделать намного удобнее, чем корячиться около штатива, пытаясь заглянуть в видоискатель 🙂

То есть, в принципе, зеркалка для ночной съемки не обязательна и в большинстве случаев компактная камера (системная) будет даже удобнее, особенно если у нее есть поворотные экран или видоискатель.

Весьма распространенное заблуждение — излишняя надежда на функцию стабилизации изображения. Реально стабилизатор помогает при выдержках не более 1/20 секунды при съемке с рук. При более длинных выдержках стабилизатор в лучшем случае бесполезен. При использовании штатива стабилизатор нужно принудительно отключать, так как он имеет свойство «раскачиваться» на длинных выдержках и из-за этого появляется шевеленка.

Как настроить аппарат на ночную съемку со штатива?

Устанавливаем камеру на штатив

Переводим аппарат в режим М (ручной).

Чувствительность ISO ставим минимально возможную, обычно это ISO100. Это обеспечит минимальный уровень шума.

У большинства камер есть отключаемая функция шумоподавления. При ночной съемке ее лучше включить.

Если аппарат может снимать в формате RAW, переключаемся в RAW. Это даст нам возможность при обработке вытянуть гораздо больше деталей, чем при съемке в Jpeg.

Настраиваем на фотоаппарате автоспуск (если нет пульта дистанционного управления). Это нужно для того, чтобы не прикасаться к аппарату в момент срабатывания затвора (нажимая кнопку спуска мы шевелим аппарат, что недопустимо). Во многих зеркалках на этот случай есть режим Mirror Lockup (предварительный подъем зеркала) — затвор срабатывает только через несколько секунд после поднятия зеркала, чтобы вибрация от механизма не вызвала смаз картинки. В незеркальных камерах достаточно выставить автоспуск на 2 секунды.

Переходим в режим ручной фокусировки — на автофокус в темноте надежды мало. Наводиться можно на любой светлый объект, отдаленный на нужное расстояние. Удобнее это делать по экрану (LiveView) с увеличением области фокусировки.

Компонуем кадр должным образом и фиксируем головку штатива.

Если аппарат в режиме M, выставляем выдержку и диафрагму. Выдержка как правило от 1 до 8 секунд, в зависимости от освещенности. Диафрагму зажимаем до 5.6. 8, при этом большинство объективов обеспечивают лучшую четкость картинки.

Если все правильно сделали, сначала сработает автоспуск, потом аппарат несколько секунд будет стоять с открытым затвором. В этот момент важно обеспечить неподвижность аппарата — не топать рядом ногами (вибрация передается через почву), если дует ветер — встать как можно ближе с наветренной стороны, чтобы закрыть аппарат от ветра.

Смотрим, что получилось

После того, как съемка завершена, аппарат какое-то время обрабатывает фотографию (давит шумы), на экранчике надпись BUSY («занят») или что-то подобное. Может возникнуть впечатление, что аппарат «завис». Чем длиннее была выдержка, тем дольше будет длиться обработка. Дождитесь ее окончания.

После того, как аппарат показал результат на ЖК-экране, проверьте правильность установки экспозиции по гистограмме. Экран может неправильно отображать картинку в плане яркости и контрастности. Что такое гистограмма и как ей пользоваться

Важно осознавать, что ночные фотографии должны быть в темной тональности. Не увлекайтесь слишком длинными выдержками — пересвеченные ночные снимки спасти в фотошопе будет скорее всего невозможно. Желательно снимать один и тот же сюжет как минимум три раза — обычно, чуть темнее, чуть светлее, чтобы была возможность выбрать лучший вариант.

Удачной вам ночной охоты!

Можно ли фотографировать пр слабом освещении без штатива?

Да, можно. Фотография выше — тому подтверждение. При длинной выдержке волны на реке размазались бы от движения и вода получилась бы будто матовая, на фотографии же все волны проработались. Чтобы делать подобные фотографии, нужно повышать чувствительность ISO настолько, чтобы выдержка была не длиннее 1/50 секунды. В таких случаях как раз и проявляются положительные качества фотокамер с большими матрицами и светосильными объективами. Ниже приведена для сравнения фотография, сделанная в похожих условиях, но с длинной выдержкой и штативом.

Вообще при ночной съемке может возникнуть много тонкостей и нюансов, которые невозможно описать в одной статье. Рекомендую к прочтению электронную книгу Фотосъемка в сложных условиях, в которой тема ночной фотосъемки затронута более подробно. Перейти в раздел «Книги о фотографии».

Как снимать на смартфон ночью: 5 советов опытного фотографа

В этом материале поговорим про съемку в самых сложных условиях, то есть ночью. А заодно посмотрим, на что способен смартфон Honor 20 при сильном недостатке света, и дадим несколько общих советов о том, как выжать из его камеры максимум в таких ситуациях.

1. Сконцентрируйтесь и никуда не торопитесь

Ночная фотография – во многом очень медитативный процесс. Здесь ни в коем случае не нужно никуда торопиться и, особенно, пытаться снять что-то динамичное. На это способны даже не все традиционные фотокамеры, а уж мобильные телефоны и подавно. Поэтому для начала стоит сконцентрироваться на статичных сюжетах – тех же пейзажах, например.

При этом ни в коем случае не забывайте о том самом главном правиле, про которое мы уже говорили: держим смартфон ровно и уверенно, стоя при этом на обеих ногах и ни на что не отвлекаясь. Плюс, конечно, обязательно помогаем автоматике, вручную указывая точку фокусировки. Это особенно важно, если в смартфоне нет оптической стабилизации. Впрочем, для смартфонов с оптическим «стабом» совет звучал бы аналогично.

Снято на Honor 20

Также не забывайте, что после выбора точки фокусировки даже в автоматическом режиме съемки у вас остается возможность корректировать экспозицию. Кадр слишком темный? Слегка проведите пальцем вверх, и станет светлее. И наоборот, только свайпать нужно уже вниз.

Если следовать этим очень несложным правилам, то даже при сильном недостатке освещения смартфон удивит вас отличными фотографиями.

Снято на Honor 20

2. Используйте ночной режим и искусственный интеллект камеры

В списке основных режимов камеры Honor 20 есть режим – «Ночь», и это одна из первых «фич», которую стоит освоить сразу после покупки смартфона. Работает он следующим образом. Сначала вы компонуете кадр и выбираете точку фокусировки. Затем жмете на виртуальную кнопку спуска и держите смартфон на одном месте, пока камера делает серию кадров с разной экспозицией. Затем еще пара секунд ожидания, и на экране появляется удивительный кадр без провалов в светлых и ярких участках. Например, такой, как вот эти снимки.

Снято на Honor 20

Здесь есть нюансы, которые на всякий случай стоит учитывать. Для начала вновь напомним про «пункт 1» из нашего сегодняшнего списка. Да, чем неподвижнее телефон и чем меньше у вас дрожат руки в процессе мультиэкспозиции, тем лучше будет итоговый результат. Не лишним будет опереться на что-то (скажем, фонарный столб или стену здания) или куда-то смартфон поставить и аккуратно его придерживать.

Второй нюанс заключается в том, что время мультиэкспозиции и количество создаваемых в процессе кадров автоматика определяет самостоятельно. Чем темнее кадр, тем дольше и больше соответственно. Бывает так, что оно может доходить до 15 и более секунд. Разумеется, ни один живой человек столько времени камеру ровно держать не сможет – смаз непременно появится. Но отчаиваться не стоит – просто выберите другую точку фокусировки: такую, чтобы максимально уравнять баланс между яркими и темными областями кадра. Вы же помните, что одновременно с выбором точки фокуса Honor 20 определяет и экспозицию? После этого нехитрого действия время мультиэкспозиции должно сократиться.

Снято на Honor 20

3. Не бойтесь отключать ИИ и снимать в ручном режиме

В этом пункте начнем с того, что посмотрим на два кадра, снятых на Honor 20 с одного и того же ракурса. На левом выбран режим «Ночь» и включен искусственный интеллект. Правый сделан в обычном режиме «Фото», а ИИ отключен.

Снято на Honor 20

Наверняка большинство из вас отметило, что правый кадр выглядит гораздо естественнее, и это правда. И сразу следом еще один пример, только в нем уже кадр в режиме «Ночь» и с активным ИИ (он опять слева) выглядит лучше – нет провалов в тенях, в результате чего можно рассмотреть гораздо больше деталей.

Снято на Honor 20

Все это написано к тому, что не нужно бояться отключать автоматику смартфона, если вы видите, что готовый результат вас не устраивает или вы чувствуете, что кадр можно сделать лучше. Мобильная фотография – это творчество, а смартфон – ваш инструмент, который не должен решать все за вас. Главный здесь фотограф, то есть вы, соответственно, именно вы определяете правила игры вплоть до перехода в полностью ручной режим съемки. Он в Honor 20, как вы помните, тоже есть, и ночью его использовать никто не запрещает.

Снято на Honor 20

4. Используйте зум и широкоугольный объектив только тогда, когда света много

Как вы помните, у Honor 20 есть две суперсилы: возможность снимать с двухкратным гибридным зумом и делать широкоугольные кадры с углом обзора 117 градусов. Днем обе можно использовать практически без ограничений, но ночью с ними нужно быть очень аккуратным.

Дело в том, что вспомогательный объектив, отвечающий за измерение глубины снимаемой сцены, улавливает меньше света, чем объектив основной камеры. А объектив камеры широкоугольной почти не отличается по светосиле, но под ним расположена менее крупная матрица, которая содержит большее количество пикселей. С одной стороны – это более высокое разрешение, но обратная сторона медали – меньшая светочувствительность и большее количество шумов на кадрах при недостатке света.

Кроме того, если при съемке ночью в обычном режиме просто очень важно, чтобы руки фотографа не дрожали, то при съемке ночью с двухкратным зумом это важнее примерно в те же самые два раза.

Общий совет универсален и для съемки с увеличением, и для съемки с широким углом: активируйте эти режимы только тогда, когда света достаточно много. В первом случае это могут быть ярко подсвеченные фасады зданий или фрагменты улиц, хорошо освещенных фонарями. Во втором случае – архитектурные объекты с подсветкой. При таком подходе результаты точно не разочаруют.

Снято на Honor 20

5. Специальный штатив – идеальный компаньон для смартфона

Помимо ночного режима в Honor 20 есть еще одна интересная «фича», также основанная на использовании мультиэкспозиции – дополнительный режим «Свет». В одном из алгоритмов своей работы он позволяет фиксировать следы быстро движущихся по улицам города автомобилей. Нужно просто скомпоновать кадр, зафиксировать смартфон, нажать на виртуальную кнопку спуска, и в режиме реального времени на экране телефона начнет формироваться световой рисунок. Когда вы решите, что все выглядит достаточно эффектно, то съемку нужно будет остановить. Кадры получаются очень интересные – обратите внимание, кстати, как какой-то не очень хороший водитель бодро развернулся через две сплошные в самом центре Москвы.

Но и здесь тоже есть нюанс: вот конкретно в этом режиме фотографировать с рук почти невозможно. Кадр выше появился только благодаря тому, что телефон удалось зафиксировать вплотную прислонив к стеклу моста над дорогой. Разумеется, такие удобные подручные средства есть далеко не всегда и далеко не везде. Если же снимать с рук, то на кадре неизбежно появляется «смаз», вот такой:

Учитывая это и явную склонность Honor 20 к эффектному использованию мультиэкспозиции, наш сегодняшний заключительный совет звучит так: чтобы получить ещё более качественные снимки и расширить фотовозможности аппарата, используйте специальный маленький штатив для смартфона. Это может быть полезно и в специальных режимах, и в обычной ночной фотографии статичных сюжетов. Поставив смартфон на штатив, вы, например, сможете в ручном режиме выбирать низкое значение ISO в сочетании с очень длинной выдержкой. Впрочем, почти все фотографии в этой статье сняты на Honor 20 с рук — и получилось отлично.

Как фотографировать ночной город. Правила, советы, уговоры и рекомендации

Фотограф Мэтт Пэрри показывает как превратить привычные глазу городские пейзажи в захватывающие дух изображения, гармонично работая с окружением и городскими огнями.

Комбинируйте естественный свет с искусственными источниками. Sony A7 III, 24-70 мм, 49 с при f/14, ISO 100

Естественный свет

Городские пейзажи прекрасно смотрятся в периоды «золотого часа» восхода и захода солнца из-за рассеянного, теплого света. То же относится и к «синему часу»: периоду перед восходом солнца или сразу после заката, когда солнце опускается достаточно низко за горизонт, и небо приобретает синий оттенок, который становится глубже, темнее и богаче, чем дальше солнце отступает, пока синий не становится черным.

Изучите и спланируйте съемку во время синего часа, чтобы использовать оптимальные условия освещения по максимуму. Canon EOS 5D Mark III, 16-35 мм, 13 с при f/16, ISO 100

Искусственные источники света

Во время синего часа будет заметно любое искусственное освещение. От света автомобильных фар до освещения из офисных окон и уличных фонарей город начинает приобретать иной вид, день превращается в ночь. Подсветка архитектурных сооружений заставляет их выглядеть намного более захватывающими и фотогеничными, чем при дневном свете. Точно так же в любых городах, расположенных вокруг водоемов, огни будут распространяться на воду в туманных отражениях.

В конечном счете те фотографы, которые разбираются в методах длительной экспозиции и планировании, могут использовать как естественный, так и искусственный свет в тандеме.

Планирование

Определите наилучшие углы сцены для составления композиции, а также разберитесь с возможностью доступа и любыми ограничениями, с которыми вы можете столкнуться при съемке.

Если вы фотографируете городские огни, важно быстро определить наилучшую экспозицию, поскольку динамика между искусственным и естественным освещением постоянно меняется. Тогда вы потратите меньше времени на постобработку. Некоторые используют брекетинг, в то время как другие предпочитают не сливать снимки с разными экспозициями, а улучшать отдельные при постобработке.

Треугольник экспозиции

Переведите камеру в ручной режим и выберите самый низкое стандартное значение ISO (обычно ISO 100); это даст вам самые чистые изображения. Далее настройте диафрагму. В зависимости от сценария и того, какого эффекта вы пытаетесь достичь, если вы снимаете городской пейзаж и хотите удерживать фокус сцены спереди назад, попробуйте установить узкую диафрагму между f/11 и f/16.

При этих настройках ваши ISO и диафрагма не пропускают много света в камеру. Скорость затвора будет полностью зависеть от количества света в сцене, поэтому изначально это переменная, с которой нужно работать, чтобы получить желаемый снимок.

При слабом освещении, чтобы компенсировать низкий ISO и малое значение диафрагмы, обычно требуется более длинная выдержка. Это означает, что очень важно использовать штатив, чтобы держать камеру идеально неподвижно. Любой небольшой сдвиг повлияет на изображение и испортит его — это очевидно. Основываясь на съемке стандартного городского пейзажа, такого как снимок, сделанный в Севилье, Испания (см. снимки выше), при смене освещения от заката до синего часа вам необходимо будет постоянно регулировать выдержку, чтобы компенсировать уменьшающийся естественный свет и получающийся в результате сильный искусственный.

В этом примере каждое изображение было снято с интервалом примерно 10 минут с одинаковыми значениями ISO и диафрагмы, при этом основной переменной была скорость затвора. Фильтры для объектива были необходимы для сдерживания света, чтобы получить аналогичный эффект в воде, однако меняющиеся условия освещения легко заметить. Обратите внимание на то, как естественное освещение и цвет в небе меняются с заходом солнца, в то время как искусственный свет становится сильнее, что создает больше контраста на темнеющем небе.

По мере того, как вы будете погружаться в морские сумерки, вам может понадобиться выдержка более 30 секунд, чтобы получить достаточное количество деталей в тени. Просто переключитесь в режим Bulb или немного увеличьте ISO или увеличьте диафрагму, чтобы уменьшить экспозицию.

Съемка сквозь стекло

Вы когда-нибудь оказывались в гостиничном номере с потрясающим видом на город, в котором окно не открывалось больше, чем на пару дюймов? Некоторые города наделены превосходными точками обзора с небоскребов, отелей или церковных башен. Но это часто означает, что приходится снимать через толстое стекло, что может стать настоящим испытанием для длительной выдержки в течение синего часа или ночью. Грязное или поцарапанное стекло, особенно на внешней стороне, повлияет на конечное изображение, а это усложнит постобработку.

Еще одной проблемой являются отражения, вызванные внутренним освещением. Во-первых, найдите самый чистый участок окна, который открывает вам композицию, которую вы ищете. Снимайте как можно ближе и ровнее к стеклу (но избегайте касания объектива и стекла). Поляризационный фильтр поможет уменьшить некоторые отражения, но этого часто недостаточно. Если есть возможность, выключите любое освещение в комнате или же прикройте чем-то источник, чтобы свет не попадал в окно. Используйте бленду для объектива, она также может прикрепляться к окну с помощью присосок.

Абстрактные городские пейзажи

По мере того как небо темнеет, экспериментируйте с фокусными расстояниями. Не чувствуйте необходимости включать всю сцену или небо в композицию: то, что вы пропускаете, так же важно, как и то, что вы включаете в кадр. Используйте телеобъектив или аккуратное кадрирование в постобработке.

Включить людей

Включение людей в композицию городских сцен иногда неизбежно, но это может дать снимку как масштаб, так и контекст. Смешивая архитектурную фотографию с уличной, можно создавать потрясающие снимки, которые являются более динамичными или интересными, чем фотография без людей.

Плохая погода

Съемка с длинной выдержкой в плохую погоду, несомненно, является сложной задачей, однако, если вы можете уберечь объектив от дождя в течение всего времени экспозиции, то можно получить действительно сильные снимки, поскольку мрачное небо или мокрые тротуары добавляют драматизма к снимаемой сцене.

Трассы

Автомобильные фары — идеальный объект для съемки световых трасс в синий час. При съемке в режиме Bulb откройте затвор до того, как источник света войдет в кадр, и закройте его, как только он полностью выйдет из кадра после достижения правильной экспозиции.

Звездные вспышки

Длинная выдержка с закрытой диафрагмой около f/16 должна дать вам хороший всплеск. Кроме того, чем больше лепестков диафрагмы в объективе, тем ярче и эффектнее вид.

Боке

Выйдет интересный эффект при съемке городских огней, если вывести сцену из фокуса так, чтобы огни приобрели круговой вид боке. Составьте композицию, убедитесь, что вы находитесь в режиме ручной фокусировки, а затем отрегулируйте фокус.

Дополнительное оборудование

Несмотря на то, что многие современные камеры могут делать отличные снимки при слабом освещении, для действительно четких, чистых снимков городских огней вам нужна стабильность и гибкость, которые обеспечивает крепкий штатив.

Есть обстоятельства или места, где полноразмерный штатив либо не разрешен, либо нецелесообразен. В качестве альтернативы — более прочный настольный штатив меньшего размера.

Если вы снимаете городские огни во время заката или синего часа, тогда фильтры могут быть особенно полезны. Круговой поляризатор отлично подходит для работы с отражениями, а фильтры ND и ND Grad позволяют вам манипулировать естественным светом для получения желаемых снимков.

В статье использованы фотопримеры by Matt Parry

Видеоканал Фотогора

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Основы ночной фотографии — советы и примеры

Ночная фотография интересна своими сложными аспектами. Вы должны увидеть улицу в разнообразной перспективе.


Фото: Wilson Lee

Разнообразие

Ночью всегда происходит огромное количество разнообразных вещей, сопровождаемых различным освещением. От ярких светлых огней до холодных синих оттенков. Понаблюдайте разницу в оттенках. Вы уже знаете, как важен свет в фотографии. Раньше фотографы, даже профессионалы, немало усилий затрачивали для преодоления трудностей, связанных с освещением и цветом. Настройка прибора всегда бала сложной. Но в современном цифровом мире сложности бросают вызов новым технологиям.


Фото: Rakesh J V

Подготовка

Возьмите с собой лишь несколько самых необходимых вещей. Можете воспользоваться штативом, но убедитесь, что груз не обременит вас, и вам несложно будет передвигаться. Не тратьте тремя на напрасные размышления, какой объектив использовать и как правильно скомпоновать кадр, куда фонариком посветить. Все это должно происходить ненавязчиво. К тому же, люди обладают замечательным органом зрения. Ваши глаза начнут адаптироваться даже в самых жестких условиях слабой освещенности. Немного подождав, вы сможете многое разглядеть.


Фото: James Thornbrook

Объект и композиция

Будь то день или ночь, выбор объекта для съемки очень важен. Объект характеризует вашу фотографию. И то, что войдет в кадр, может способствовать лучшей подачи вашей работы, поднять ее на более высокий уровень. Конечно, здесь возникают трудности в связи со сложными условиями ночного освещения. Но вы должны быть уверены в том, что все, что было сфотографировано днем, может быть заснято и ночью. Существует огромное количество способов освещения, которые вы можете использовать, чтобы сделать ваш объект еще более интересным.


Фото: David Olkarny

Фокусировка и диафрагма

Самая сложная задача — определить объект и правильный состав. В меню вашей камеры, должно быть, имеется роскошная функция — автофокусировка с большими возможностями, чтобы поймать объект в нужном месте, но она не спасает в этих условиях освещения. Нужно научиться ручной фокусировке, а также попробуйте проверить кадр в видоискателе, прежде чем определите окончательный вариант. Это непростой эксперимент, поскольку, когда трудно увидеть объект невооруженным глазом, то его, должно быть, еще труднее обнаружить с видоискателем. Попробуйте более высокую Международную Организацию по Стандартизации, больше портативных тестов экспозиции, идеальное центральное размещение и все должно получиться.


Фото: Siddharthan Raman

Диафрагмы

Не каждый раз можно постоянно использовать диафрагму с наибольшим значением. Конечно, всем известно, что наибольшая диафрагма дает больше света, больше выдержки, и, следовательно, меньше размытия и больше возможностей получить отличный снимок. Необходимо учесть, что при планировании времени или длительного воздействия плана ваши настройки диафрагмы выстраиваются соответственно. Некоторое понижение диафрагмы в данном случае также может быть полезным.


Фото: David

Динамический диапазон

Ночную съемку отличает большое разнообразие источников света отовсюду, в отличие от одного естественного света в дневное время. Это делает пространство похожим на театральную сцену с различными источниками света и разными огнями. Динамический диапазон — это разница между самым ярким белым и самым темным черным внутри вашей сцены. Съемка только в лунном свете не может быть в значительной степени динамичной, она слаба по сравнению с солнечным светом, и, следовательно, на длинных выдержках, это дает тонкие тени, превращая диапазон в узко динамический.


Фото: Jon Chiang

Заключение

В самом начале, скорее всего, вам это покажется сложным. Нужно научиться адаптироваться в условиях непривычного освещения. Также довольно сложно определить предмет вашей съемки и его обрамление. Люди не расслаблены, так как торопятся поскорее вернуться домой или заняты своими делами, неравномерный свет с разных сторон, разнообразный цветовой баланс с максимумами и минимумами в цветовой палитре. И все же вы начнете находить правильное решение. Постепенно проблемы превратятся в новые возможности, чтобы вы стали лучшим фотографом.


Фото: Siddharthan Raman

Сегодня вечером вы можете выйти на улицу и начать осваивать технику ночной фотосъемки. Открывайте неизведанное, совершенствуйтесь!

Как фотографировать ночью?

Ну что ж, все могут нажимать на кнопку спуска затвора в дневное время суток, у кого-то это получается лучше у кого-то хуже, но даже самый неопытный любитель может запросто фотографировать днем. А вот что делать ночью, я уверен, некоторые из Вас не догадываются… Ещё лет 10-ть назад это было довольно сложно, нужно было высчитывать экспозицию по таблицам или пользоваться экспономером. Сейчас же всё очень просто и быстро.

Nikon D40, 66mm, f/4.2, 4s, 0.00eV, ISO 200

Для начала поймите самое основное, чем больше разностороннего, разноцветного света у вас в кадре, тем получится удачнее фотография, поэтому тщательно подбирайте место съемки, композицию, а самое главное свет!

— Вам будет необходим штатив либо твёрдая поверхность, где можно пристроить вашу камеру. Лично я очень редко беру с собой штатив, в основном если я целенаправленно иду в какое-то место и наверняка знаю что мне негде будет примостить камеру. Кстати вот вам дельный совет, камеру можно поставить где угодно: на тротуаре, невысоком плоском сооружении, выступе… и т.д., но вам понадобится какой-то небольшой предмет под камеру, чтобы регулировать угол, я в данном случае использую подручные средства, зачастую это мой любимый телефон.

— Далее всё просто, либо очень просто. 1) выставляете на камере режим A (приоритета диафрагмы), устанавливаете значение диафрагмы не более f/11; 2) выставляете на камере режим P (авто экспозиция), в этом случае камера сама всё сделает за Вас.

— Устанавливаем минимальное ISO. (если у вас ISO auto – обязательно поставьте минимальное значение, иначе камера будет пытаться поднять его до максимального значения, у вас появятся ужасные шумы)

— Если у вас объектив со стабилизатором – выключаем его, он будет только мешать

— Включаем таймер на 2 сек, либо используем пульт, это нам надо, чтобы случайно не зацепить камеру/штатив во время нажатия на кнопку спуска.

— Для начала смотрим, если сильно светлый кадр, компенсируем экспозицию в минус, если темный – то в плюс. Если Вы фотографируете в режиме A при этом выдержка равна 30 сек, а фотография тёмная опускайте значение f/ до того, пока не получите хорошо освещенный кадр.

— Ну и последнее, играемся с балансом белого, начинаем с режима Авто, а далее смотрим на фотографию, изменяем если нужно. Я в 95% случаев использую автоматический режим, современные камеры на столько хороши, что почти всегда определяют правильный баланс белого.

Nikon D40, 18mm, f/4.5, 2s, -1.00 eV, ISO 200

Nikon D40, 55mm, f/4, 2.5s, 0.00 eV, ISO 200

Ну и некоторые нюансы, которые возможно Вам пригодятся.

Иногда нужно использовать вспышку, к примеру, когда нам нужно что-нибудь подсветить на переднем плане. Делаем всё по стандартной схеме, только включаем вспышку и выставляем режим вспышки slow или rear. В первом случае вспышка будет срабатывать в начале, во втором вначале и в конце съемки.

В некоторых ситуациях вам будет не хватать 30 секунд выдержки (к примеру, если Вы ночью фотографируете молнию, зачастую 30 секунд совсем мало), в этом случае Вам просто необходим пульт управления. Здесь схема очень похожа на съемку фейерверков.

— Выставляете режим M (ручной), выдержку выставляем в режим bulb.

— Настраиваем диафрагму (для начала начинаем с f/11, чем дольше у нас будет выдержка, тем больше мы молний поймаем, опять же, ориентируемся по-ситуации).

— Нажимаем кнопку спуска ждём, наслаждаемся сверканиями молний и свежим воздухом или мокнем под дождём, кому как повезло;)

— Ждём условное время, к примеру где-то минуту, нажимаем кнопку спуска затвора на пульте ещё раз, смотрим на фотографию. Если сильно темно – значит не дождались, если сильно светло – значит сильно долго наслаждались воздухом:). Делаем всё сначала, изменяя экспозицию, добиваемся нужного нам результата.

Удачных Вам фотографий!

Подпишитесь на E-mail рассылку

Не хотите пропускать уроки по фотографии?
Хотите сразу узнать о новых поступлениях на сайте?
Тогда подпишитесь на RSS-рассылку или
на электронный ящик, заполнив форму выше!

Ночная съемка. Как получить правильную экспозицию

Подобрать правильную экспозицию при ночной съемке может быть достаточно сложной задачей, и безусловно потребует некоторых проб и ошибок. В этой статье вы узнаете полезную информацию о том, как свести к минимуму свой путь обучения. Следуйте советам, изложенным ниже, и в кратчайшее время ваши ночные снимки станут гораздо лучше.

Красочные огни на мосту.

За кадром: ISO 200, диафрагма f/8, выдержка 90 секунд, Баланс белого Лампы накаливания, объектив 80-200 мм f/4.5 Nikkor.

Ночной вид на мост

За кадром: ISO 200, диафрагма f/8, выдержка 25 секунд, Баланс белого Флуоресцентные лампы, объектив 50 мм f/1.8D Nikkor.

Что вам понадобится для ночной съемки

Штатив

Если вы фотографируете в ночное время, выдержка должна быть достаточно длинная (в любом случае от 1 до 30 секунд или даже больше). Так как совершенно невозможно неподвижно удерживать камеру в течение такого времени, вам понадобится устойчивый штатив, чтобы камера совершенно не двигалась на протяжении экспонирования. Чтобы добавить устойчивости, вы можете подвесить на крюк штатива свою фото сумку (или другой тяжелый предмет). Это особенно актуально в ветреную погоду.

Длинная экспозиция растений, освещенных уличными фонарями в ночное время.

За кадром: ISO 400, диафрагма f/4, выдержка 30 секунд, Баланс белого Лампы накаливания, Объектив 50 мм f/1.8D Nikkor.

Золотистое растение, освещенное уличными фонарями в ночное время.

За кадром: ISO 400, диафрагма f/4, выдержка 30 секунд, Баланс белого Лампы накаливания, объектив 50 мм f/1.8D Nikkor.

Пульт дистанционного спуска затвора

При длительном экспонировании любое движение камеры разрушит кадр, делая его мягким или размытым. Чтобы быть уверенным в том, что вы получите четкое изображение, используйте пульт дистанционного спуска затвора (триггер). Лучше всего использовать такой тип пульта, который работает и как дистанционный таймер. Если у вас нет пульта дистанционного спуска затвора, воспользуйтесь автоспуском в камере. Единственным недостатком автоспуска является то, что вы сможете задать выдержку 30 секунд или меньше. Если у вас не так много света, то вы всегда можете увеличить диафрагму (уменьшить f-число) или увеличить ISO, чтобы сократить выдержку.

Листва, освещенная фонарями.

За кадром: ISO 200, диафрагма f/5.6, выдержка 30 секунд, Баланс белого Флуоресцентные лампы, объектив 24 мм f/2.8D Nikkor.

Красочные растения и деревья.

За кадром: ISO 200, диафрагма f/5.6, выдержка 30 секунд, Баланс белого Флуоресцентные лампы, объектив 24 мм f/2.8D Nikkor.

Настройки камеры для ночной съемки

Снимайте в RAW

Помня о качестве изображения, вы должны стремиться снимать в формате RAW. Он сохраняет больше информации о пикселях и совсем не сжимает изображение. RAW дает вам больше возможностей для постобработки, включая исправление баланса белого. Если снимок был пере- или недоэкспонирован, вы можете легко исправить это, если был выбран формат RAW.

ISO

При съемке с небольшим количеством доступного света, лучше использовать низкое значение ISO (400 и ниже) и большее время экспонирования. Это важно, так как вы не получите слишком много шума (зернистость) в изображении. Также убедитесь, что используете функцию уменьшения шума при длинной выдержке в настройках вашей камеры.

Пожелтевшие листья и плывущие облака в ночное время.

За кадром: ISO 200, диафрагма f/5.6, выдержка 30 секунд, Баланс белого Лампы накаливания, объектив 50 мм f/1.8D Nikkor.

Дерево на ветру в ночное время.

За кадром: ISO 400, диафрагма f/2.8, выдержка 30 секунд, Баланс белого Лампы накаливания, объектив 50 мм f/1.8D Nikkor.

Используйте ручной режим

При съемке в условиях низкой освещенности, ваша камера может не прочитать сцену достаточно хорошо. Поэтому лучше всего использовать ручной режим, где вы контролируете как диафрагму, так и выдержку. Чтобы найти основу для правильной экспозиции, вы можете использовать следующий прием:

  • Установите ISO на 6400
  • Установите желаемую диафрагму
  • Установите выдержку на 1 секунду

Сделайте тестовый снимок с этими настройками, чтобы получить представление о том, какой получается снимок. Учтите, что эти настройки почти эквивалентны 1-минутной экспозиции при ISO 100, 30-секундной экспозиции при ISO 200, 15-секундной экспозиции при ISO 400 и т. д. Если сцена слишком яркая с этими настройками, то посмотрите, что получается при полусекундной экспозиции и 6400. Это будет эквивалентно 30-секундной экспозиции при ISO 100, 15-секундной при ISO 200 и 8-секундной при ISO 400. Это очень хорошее руководство, с помощью которого вы можете легко определить, какую выдержку использовать.

Осенние листья в движении.

За кадром: ISO 400, диафрагма f13, выдержка 30 секунд, Баланс белого Флуоресцентные лампы, объектив 24 мм f/2.8D Nikkor.

Деревья и облака в движении в ночное время.

За кадром: ISO 400, диафрагма f/5.6, выдержка 30 секунд, Баланс белого Лампы накаливания, объектив 50 мм f/1.8 ручной режим Nikkor.

Если вы используете вышеизложенную хитрость, то не будете бесполезно тратить время на пробные длинные экспозиции. Съемка в ночное время и так занимает достаточно много времени. Убедитесь, что снова переключили ISO на 400 или ниже прежде, чем начать фотографировать.

В сценах, где есть достаточное количество света (например, места с большим количеством уличных фонарей), вы можете использовать режим Приоритет диафрагмы вместо Ручного.

В заключение

Съемка в ночное время может быть достаточно сложной и требует много практики. Со временем у вас появится ощущение количества света в ночной сцене, и вы сможете относительно легко ориентироваться в необходимых настройках. Hадеюсь, что информация, изложенная в этой статье, поможет вам сделать прекрасные фотографии с длинной экспозицией, которым не понадобится много постобработки.

Как фотографировать на смартфон ночью

В этом материале мы изучаем одну из сложнейших тем – как фотографировать ночью, используя смартфон. На качество ночных фото способны повлиять даже едва заметные мелочи. От фотографа потребуются хорошая выдержка и некоторые навыки, чтобы сделать хороший снимок. Ознакомьтесь с нашими рекомендациями и научитесь делать отличные ночные фотографии.

Для начала нужно уяснить одну простую вещь – вам потребуется смартфон с действительно хорошей камерой. Например, вы можете выбрать одну из топовых моделей от Honor или Xiaomi, iPhone 7 и выше, либо топовые Самсунги. Со смартфоном за 5-6 тыс. рублей фотограф обречён на провал – здесь используются дешёвые матрицы и слабый софт, из-за чего фотографии получаются смазанными и шумными даже при свете. Также необходимо удостовериться, что аппарат дополнен ручными настройками.

Не спешите

При изучении фотодела спешка недопустима. Для начала необходимо определиться с объектом фотосъёмки, найти удачный ракурс, поиграться с настройками смартфона. Обязательное требование к съёмке ночью – наличие штатива. Он зафиксирует телефон и сделает снимок более чётким. Штативов в продаже полно, они встречаются как в обычных магазинах, так и в интернет-магазинах. Купите подходящую модель и делайте качественные фото.

Сам штатив устанавливается на ровную поверхность, причём в момент фотографирования телефон должен оставаться абсолютно неподвижным. Лучше всего вообще исключить контакт с устройством – для этого необходимо подключить к нему гарнитуру и настроить спуск затвора на кнопки гарнитуры. Благодаря этому аппарат останется неподвижным. Сделайте несколько снимков с различными настройками и добейтесь оптимального результата – это чёткие фото с минимальным количеством шумов и отчётливо видимым объектом фотографирования.

Используйте весь доступный свет

Фотографировать тёмные объекты очень сложно, поэтому объект съёмки должен быть освещён – хотя бы минимально. Если это человек, пусть он выйдет под ближайший фонарь. Если объектом является здание, сфотографируйте его в другое время дня или подсветите его мощным фонарём. Прочие рекомендации:

  • Снимайте без вспышки – она освещает не то, что нужно, портя ночные кадры.
  • Не пользуйтесь приближением – зум вызовет увеличение количества шумов.
  • Уменьшите расстояние до объекта фотосъёмки.

Наличие света позволит телефону сфокусироваться на объекте съёмки, сделает кадр более контрастным и информативным.

Хороший эффект в ночной съёмке дают фонарики, которыми освещаются фотографируемые объекты.

Отрегулируйте настройки экспозиции на камере

Чтобы сделать действительно качественный снимок в темноте, необходимо отрегулировать уровень экспозиции. Этот параметр указывает на количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата. Увеличивая экспозицию, вы делаете объект более видимым, но при этом увеличивается количество шумов, фотография будет изобиловать засветками и прочими артефактами. К тому же на ней могут появиться объекты, которые в кадре окажутся лишними. Вместе с экспозицией необходимо поиграться с параметром ISO, обозначающим чувствительность матрицы. Но нужно помнить, что с ростом ISO растёт и количество шумов, особенно заметных на дешёвых матрицах.

Отключите цифровой зум

Цифровой зум – это первый враг ночного фотографа. Все без исключения матрицы шумят, особенно вечером и ночью. И если оптический зум приводит к потере контрастности и делает цвета менее сочными, то цифровой зум в разы увеличивает количество шумов – вплоть до появления цветных пятен. Лучше подойти к фотографируемому объекту поближе, чем использовать увеличение.

Фотографируйте в ручном режиме

Чтобы сделать действительно качественное фото ночью, необходимо снимать с ручными настройками. Нужно сделать выдержку на телефоне более продолжительной, чтобы матрица успела захватить требуемое количество света. Полагаться на автоматические настройки не стоит – используйте ручные. Но помните, что при длительной выдержке содержимое кадра должно оставаться совершенно неподвижным. Хотя проезжающие в кадре автомобили создают фарами и бортовыми огнями довольно интересные эффекты в виде цветных полос.

В отдельных моделях смартфонов присутствует так называемый ночной режим. Он повышает ISO, увеличивает выдержку и экспозицию, чтобы сделать кадр более светлым и контрастным. Начинающий фотограф может положиться на ночной режим, но лучше поработать с настройками самостоятельно. Причём специалисты не советуют поднимать ISO выше 800, даже при наличии такой возможности.

Неплохие результаты даёт съёмка в режиме HDR – камера сделает несколько снимков в различных режимах, после чего скомпонует их в один файл. На выходе получается фото с хорошо проработанными светлыми и тёмными участками.

Выбор настроек зависит от типа фотографии. Если в кадре есть люди, необходимо увеличить ISO, уменьшив выдержку – это уменьшит смазанность движущихся объектов. В пейзажной съёмке ISO можно уменьшить, увеличив выдержку – объекты в кадре статичные, поэтому высокий ISO с шумами не нужен, можно обойтись длительной выдержкой. Есть хороший совет по этому поводу – сделайте несколько десятков фотографий в различных режимах, проанализируйте их дома на компьютере и выберите подходящий вариант.

Используйте формат RAW

Камеры в дорогих смартфонах могут сохранять фотографии в формате RAW. Рассмотрим основные преимущества RAW перед JPEG:

  • Отсутствие сжатия, что делает снимки более качественными.
  • Возможность поиграться с настройками после съёмки, а не во время неё (в том числе с балансом белого).
  • Возможность в любой момент вернуться к другим настройкам без ухудшения качества.

Считается, что RAW – это своеобразный негатив в области цифровой фотографии. В файле сохранена не сама фотография, а информация, необходимая для её создания. Благодаря этому фотограф может поиграть с экспозицией, выдержкой, балансом белого, диафрагмой и прочими параметрами точно так же, как он делает это в момент съёмки. В любой момент в файл можно внести изменения, сохранить их, а потом вернуться обратно – в случае с JPEG такой гибкости нет.

Приобретите аксессуары

Для съёмки ночью понадобятся следующие аксессуары:

  • Мощные светодиодные фонари – не дешёвые фонарики за 100 рублей, а действительно мощные фонари и осветительные приборы, построенные на основе мощных светодиодов (лучше с несколькими градациями яркости).
  • Штативы или моноподы – штативы обеспечивают полную неподвижность, с моноподами придётся повозиться. Поэтому лучше выбрать именно штатив, который будет стоить всего несколько сотен рублей.
  • Проводная гарнитура – для спуска затвора без прикосновения к телефону.

Этого вполне достаточно для создания качественных фото.

Программы для качественной съёмки

Здесь мы можем порекомендовать приложение «Night Camera+» от разработчика Almalence. Оно стоит 30 рублей, но позволяет облегчить ночную фотосъёмку, самостоятельно подбирая оптимальные режимы. В приложение уже заложены все необходимые настройки, работая с которыми фотограф научится понимать процесс создания фото и начнёт «чувствовать» фотоаппарат (в нашем случае это камера смартфона). Аналогичным образом работают многие другие приложения. Владельцы iPhone (кстати, у этих смартфонов довольно чуткие и малошумящие матрицы) могут воспользоваться приложением «Cortex Camera».

Научиться фотографировать ночью буквально за несколько минут не получится. Но мы можем дать вам несколько советов, которые позволят довольно быстро овладеть данным искусством:

  • Экспериментируйте – ставьте эксперименты со светом, работайте с настройками, изучайте поведение камеры.
  • Снимайте постоянно – не только ночью, но и днём. На каком-то этапе вы начнёте понимать, как работает камера и что нужно для получения эффектных ночных снимков.
  • Забудьте про авторежим – он может «накосячить» даже днём, не говоря уже про ночь.

Первые снимки будут ужасными, но уже через недельку-другую (при условии ежедневной практики) вы сможете добиться приемлемых результатов. Главное, не забрасывать это занятие и не опускать руки.

Ссылка на основную публикацию