Фотосъемка морского пейзажа | Foto-kadr.ru

Фотосъемка морского пейзажа

Морской пейзаж. Советы по фотосъемке

Море представляет собой излюбленный объект для съемки многих фотографов по всему миру. В зависимости от погоды и времени года море может быть совершенно разным, а значит способно передавать различные эмоции и чувства. Морская съемка может занимать очень много времени, так как зачастую фотографу приходится долго ждать интересного сюжета, правильного освещения и определенного настроение в кадре.

Ожидание момента

При съемке морского пейзажа вам как никогда потребуется терпение. Фотографируя море, мастер находится в вечном поиске требуемых изменений в погоде, цвете и атмосфере. Важное место в съемке морского пейзажа занимает естественный свет и солнце. У света есть три основных качества — интенсивность, направление и цвет, и все они зависят от времени суток. Фотографирование пейзажа и то, какой в итоге будет фотография, полностью зависит от времени съемки. Не забудьте защитить свое оборудование от воздействия морской воды и песка, для этого используйте со своим объективом защитный фильтр, а для самой камеры можете использовать специальный защитный бокс.

Используйте широкоугольный объектив

Не каждое изображение моря должно передавать грохот волн и шторм, спокойная морская гладь так же может быть примером прекрасной фотографии. Используйте широкоугольный объектив, что бы захватить пространство вокруг шире. Снимая на пляже, найдите для себя точку интереса, которая и станет основой для вашей фотографии. Что бы максимальная область снимка была четкой, используйте малую апертуру f/16-f/32, при фотографировании с такой малой диафрагмой вам обязательно понадобится штатив, особенно если съемка проходит утром, или вечером.

Используйте высокую скорость затвора

Фотографировать волны можно по-разному, кто-то стремится создавать эффект туманной воды, фотографируя при длинных выдержках, но можно сделать кадр, который покажет волну четкой и резкой. Для того, что бы передать волну во всей её красе, фотографируйте при высокой скорости затвора. При фотографировании воды можете использовать телескопический объектив. Если ваша камера обладает погодным уплотнителем, и намокания ей не страшны, в момент съемки вы можете даже находиться в воде.

Захват движения

Как уже было сказано выше, часто фотографы предпочитают создавать фотографии, в которых вода кажется очень мягкой и светлой, как будто молоко. Для того, что бы сфотографировать воду таким образом, вам необходимо установить длинную выдержку. В данном случае, выдержка должна быть больше секунды, разумеется, что при такой скорости затвора вам понадобится штатив, иначе кадр выйдет смазанным.

Драматичные образы

На рассвете у вас есть шанс создавать по-настоящему атмосферные и драматичные кадры. Обычно, летним утром, спокойная безветренная погода, и в такой момент, у вас есть возможность запечатлеть красивые отражения первых солнечных лучей в воде. Мокрый пляж, так же представляет собой прекрасную зеркальную поверхность, и это тоже можно использовать в своих кадрах для передачи большей глубины и содержательности фотографии. Если в момент съемки по пляжу бежит спортсмен, вышедший на утреннюю пробежку, или кто-то прогуливается со своей собакой, это только вам на руку, обязательно используйте эти фигуры в своих фотографиях. Что касается настроек, то для большей четкости по всей поверхности кадра установите диафрагму на значения f/8-f/32.

Линии в кадре

Линии в кадре играют важную роль, они направляют взгляд зрителя и делают фотографии интереснее. Если вам выпала удача фотографировать на пляже где есть пирс, мост, или другая конструкция, обязательно включите её в несколько своих снимков, есть все основания полагать, что линии в кадре сделают ваши работы интереснее.

Фотографируйте маяки

Маяки на фотографиях морских пейзажей всегда делают их интереснее. Помните, что для того что бы красиво сфотографировать маяк вам необходимо создать красивую композицию кадра. Используйте широкоугольный объектив и разместите маяк в дальнем левом или правом углу. Использование медленной скорости затвора сделает свет в кадре очень мягким и приятным. Установите апертуру на значение около f/16 и поместите камеру на штатив, чтобы избежать дрожания во время фотосъемки.

Время суток

Если вы снимаете ранним утром, на ваших фотографиях может быть красный оттенок, затем, со временем, когда солнце подымится выше, цвет света будет становиться все желтее. Ранним утром, тени будут длинными, по мере приближения к полудню, тени будут исчезать. Ближе к вечеру, солнце снова будет создавать оригинальные оттенки красно-розовых тонов.

Рекомендуемые настройки

В зависимости от того, какой эффект в своей фотографии, вы хотите создать, вам стоит использовать те или иные значения выдержки. Если вы стремитесь передать мягкий, «пушистый» эффект красивого размытия воды, то выдержка должна быть больше секунды, если хотите передать действительность четкой, то выдержка должна быть большой. В любом случае, лучше поэкспериментировать и поснимать по-разному.

Рекомендуемое оборудование

Чистая ткань: Даже если вы снимаете в спокойный день, неожиданный порыв ветра, или капельки воды могут сыграть злую шутку с вашей камерой, поэтому возьмите с собой чистую ткань и в случае чего, сразу же протрите фотоаппарат.
Фильтр для объектива: Держите камеру в сумке, если вы временно не фотографируете, это защитит её от воды, соли и песка. Желательно иметь при себе защитный фильтр объектива, который предотвратит появление царапин на линзе вашей оптики.
Комплект для чистки объектива: Средства для очистки линз лучше иметь при себе всегда, но особенно они пригодятся вам во время фотографирования морского пейзажа. Что бы предотвратить загрязнения объектива, всегда надевайте крышечку, пока не фотографируете.

Заключение

Морской пейзаж всегда разный, приходить на море для съемки можно чуть ли не каждый день, и постоянно оно будет удивлять вас новыми сюжетами и образами. Море, каким бы оно ни было – спокойным, или штормовым, утренним, или дневным – всегда прекрасно, и всегда может служить для фотографа источником вдохновения и местом, где вы сможете создать прекрасные фотографии. Если у вас есть возможность по фотографировать морской пейзаж, обязательно воспользуйтесь ею!

8 советов для съемки морской фотографии

На закате, в шторм или же в утренней тишине море — тот объект съемки, который может подарить огромное удовольствие. Есть некоторые хитрости, которые облегчают жизнь и работу фотографа, их полезно изучить или вспомнить тем, кто не единожды проводил уже свои фотосессии на морском берегу.

Подготовьтесь при помощи цифрового скаутинга

Ни для кого не секрет, что благодаря доступным технологиям мы можем исследовать самые разнообразные места, просто сидя на стуле. Особенно хорошая идея — использовать Google Earth, чтобы исследовать берега, на которых хотелось бы или планируется провести съемку. Таким образом, используя спутниковые снимки, мы легко можем осматривать интересующие бухты и скалы, а также пляжи, подходящие для использования, например, широкоугольных объективов.

Воспользуйтесь также преимуществом трехмерной визуализации: таким образом, вы сможете хорошо изучить ландшафт и впоследствии использовать знания об его орографии в своей композиции.

Проверьте прогноз погоды

В морской съемке знать погодные условия в нужной локации поистине важно. Мы, как фотографы, не только должны знать, будет ли у нас чистое небо или, наоборот, проливные дожди, но еще более важно, каким будет само море. Это позволит лучше подобрать фотооборудование, которое следует взять с собой, а еще определиться с самим местом съемки. Например, в штормовом море лучше предпочесть съемку телеобъективом, так как откроется возможность делать снимки волн, разбивающихся о дальний маяк или скалы. Или же не придется тащить с собой ширик для съемки пляжей. Какие пляжи в дождь?

Используйте приложения, доступные для вашего смартфона, особое внимание обращайте на те, при помощи которых вы сможете просматривать спутниковые снимки. Точно зная, что у вас над головой, вы сможете сделать правильный выбор наиболее подходящего места съемки.

Будьте в курсе приливов

Один из самых недооцененных аспектов морской фотографии — это приливы. Если вы привыкли фотографировать в Средиземном море, вы будете удивлены, узнав, что в других местах уровень моря может варьироваться до 7 или 8 метров. Как вы можете легко представить, это приводит к ряду последствий.

Прежде всего, важно изучить приливы в предполагаемом месте для съемки из соображений безопасности. Если вы идете по пляжу или достигаете небольшого полуострова, не зная, что в этот момент прилив уже находится в низшей своей точке, а значит скоро уровень воды будет расти, вы можете вскоре просто оказаться в опасном месте на берегу моря без возможности вернуться назад.

Кроме того, с точки зрения фотографии, приливы могут полностью изменить ваш пейзаж, поскольку тот широкий залив, который вы хотели запечатлеть, может просто-напросто превратиться в полосу сухих камней.

Несмотря на то, что при помощи различных служб можно заранее узнать, где, какой прилив ожидается, все равно бывает трудно выбрать тот, который станет лучшим объектом съемки.

Исходя из практического опыта, можно сказать, что если планируется съемка с высокой точки, то и высокий прилив можно считать оптимальным. Если же снимаете с пляжа, то вероятно, захотите работать в условиях отлива или, во всяком случае, уменьшающегося прилива, по соображениям безопасности, а также для того, чтобы запечатлеть камни на берегу или лужицы морской воды, которыми сможете воспользоваться в создании композиции.

Диафрагма и ISO для морской фотографии

Для того чтобы снять хороший морской пейзаж, не требуются особые настройки камеры. Единственные рекомендации, кроме универсального (и порой даже немного избитого) совета насчет съемки в формате RAW, очевидно, связаны со значением ISO и диафрагмы.

Что касается ISO, всегда начинайте с использования стандартного значения своей камеры. На многих камерах это ISO100. На самом деле, не важно, какое вы выберете значение, важно, что вы используете нативное (по крайней мере, в начале). Это гарантирует датчику оптимальное соотношение сигнал/шум, поскольку при этом информация о свете, попадающем на датчик, не подвергается какому-либо ослаблению или усилению.

Что касается диафрагмы, старайтесь держать ее около f/11, чтобы максимизировать глубину резкости, избегая при этом влияния дифракции. Если ваш передний план находится не слишком близко, вы можете даже добраться до f/8, от чего выиграет резкость.

Скорость затвора для морской фотографии

Выбор правильной скорости затвора абсолютно необходим для получения хорошего снимка. В зависимости от эффекта, который вы хотите получить на фото, а также от погодных условий, разные скорости затвора позволят нам создать разное впечатление у зрителя от фотографии.

Если вы находитесь на утесе и хотите сделать море в кадре особенно бархатным, вам следует снимать, по крайней мере, с двухминутной выдержкой. Однако скорость затвора также должна учитывать скорость движения облаков, потому что, если они плывут слишком быстро, при двухминутной выдержке вы рискуете получить чересчур тусклое и ровное небо, потерять четкость в изображении облаков.

В таких случаях может быть целесообразнее уменьшить выдержку до одной минуты. Если вы снимаете на пляже и хотите запечатлеть движение волн и их полосы на песке, следует делать снимки с выдержкой около половины секунды. Обратите внимание: чтобы максимизировать эффект полос, начните снимать, когда волна только начинает отступать, а не когда она втягивается!

Если вы снимаете достаточно сильные волны, разбивающиеся о скалы, и хотите заморозить их в кадре, придется использовать быстрое срабатывание затвора. Чтобы выйти за пределы возможностей даже собственной камеры и выбрать необходимые значения для скорости затвора, вам понадобятся фильтры для объективов (в частности, фильтры нейтральной плотности).

Используйте фильтры

Использование фильтров, безусловно, помогает создавать неповторимые снимки, естественным образом увеличивая их ценность для зрителей. При этом фотограф не прибегает к сложным действиям при постобработке.

Среди всех доступных на рынке фильтров рекомендуем использовать три.

  • Первыми являются фильтры GND или градуированные фильтры нейтральной плотности (Graduated Neutral Density). Они позволят компенсировать ограниченный динамический диапазон датчика фотокамеры, и вы сможете снимать изображения даже в сложных условиях освещения, например, на закате с фронтальным светом.
  • Второе семейство — это фильтры ND, фильтры нейтральной плотности (Neutral Density), при помощи которых вы сможете лучше всего управлять скоростью затвора камеры.
  • Наконец, фильтр, который всегда должен быть в вашем рюкзаке, — это поляризатор, благодаря которому можно буквально контролировать отражения на поверхности моря.

Хорошая композиция — ключ к успеху

Старайтесь всегда приходить на место съемки немного раньше запланированного времени, поскольку вам понадобится предварительно изучить композицию. Определившись с пропорцией между небом и морем на вашем изображении, попробуйте придать окончательную форму композиции, используя преимущества природных элементов, которые вас окружают.

Используйте направляющие линии в ландшафте (линии побережья или пляжа), и не недооценивайте передний план, особенно если вы используете широкоугольный объектив: то, что находится близко к вам, на изображении будет визуально казаться еще ближе!

Не забывайте экспериментировать!

Один из самых прекрасных аспектов, связанных с пейзажной фотографией (и, в частности, с морским пейзажем), заключается в том, что вы никогда не найдете двух ситуаций, которые в точности похожи друг на друга, даже если вы посещаете одно и то же место десятки и десятки раз. Приливы и отливы, движения волн, свет и погода каждый раз будут «танцевать» по-новому. Вот почему единственное действенное правило заключается в том, что не существует никаких правил.

Всегда помните: истинная добыча — это не фотография, которую вы принесете с собой домой, а эмоции, которые испытаете, когда будете снимать этот самый кадр.

Видеоканал Фотогора

Как фотографировать морские пейзажи

Съемка моря и волн – одновременно трудное и интересное занятие. Люди часто спрашивают меня о том, какие «правильные настройки» нужно устанавливать при съемке движущейся воды, поэтому я решил написать небольшое руководство на эту тему. Есть множество вариантов, выбор которых зависит от результата, которого вы пытаетесь добиться. Используя несколько своих примеров, я объясню процесс съемки морских пейзажей.

Обычно я выделяю 3 варианта: Обычная съемка с короткой выдержкой (мы не будем ее обсуждать в рамках статьи, поскольку в таком случае вы просто нажимаете на кнопку спуска затвора и всё), съемка с более длинной выдержкой, равной примерно 0.5-2 с., и применение очень долгой выдержки, которая создает эффект шелковистой и плавной поверхности воды.

Вид и ощущения

Я люблю придавать своим фотографиям ощущение «жизни». Мне нравится делать их динамичными, поэтому я зачастую устанавливаю выдержку 1-2 с. Почему? Потому что в таком случае я получаю нужный «эффект картины», но при этом сохраняется движение воды. Течение, за счет которого создается динамика фотографии, играет очень важную роль. Также его можно использовать при работе с композицией.

Съемка с короткой выдержкой – далеко не мой любимый вид съемки (кроме редких случаев, когда море очень драматичное) просто потому, что море зачатую слишком бурное и без длинной выдержки не получается создать нужный мне художественный эффект. Конечно, это во многом зависит от личных предпочтений, я просто описываю свой стиль. В некоторых случаях можно даже попробовать уж очень длинную выдержку (30 секунд и больше), чтобы создать эффект полностью гладкой водной поверхности. Если на переднем плане есть какие-либо объекты (камни, например), можно добиться особого «туманного» вида.

Бурное море в итальянском Телларо, запечатленное с выдержкой 1.3 с, которая позволила передать его динамику.

Параметры

Как я упоминал ранее, при съемке волн и воды я обычно использую выдержку, равную примерно 0.5-2 с. в зависимости от того, насколько быстро двигаются волны. Я перевожу камеру в режим приоритета диафрагмы, устанавливая значение около f/14. Мне нужно достаточно узкое относительное отверстие, которое обеспечивает большую фокусную плоскость. Я хочу, чтобы предметы на переднем и заднем плане были одинаково резкими. Узкая диафрагма также позволяет установить более длинную выдержку.

Используйте минимальный ISO, поддерживаемый вашей камерой. Если в дневное время в кадре будет яркий свет, вы не сможете установить нужную выдержку просто сузив диафрагму – понадобятся фильтры. Когда вода становится темной и угрюмой, фильтр можно снять, поскольку света в кадре уже меньше. Если вы хотите устанавливать длинную выдержку днем, всегда имейте при себе фильтр нейтральной плотности.

4-минутная экспозиция во время заката с 10-стопным фильтром нейтральной плотности.

Фильтры

Есть множество различных фильтров. Чтобы иметь возможность устанавливать долгую выдержку, понадобится фильтр нейтральной плотности (ND). При съемке днем я обычно использую 4 или 6-стопный фильтр, чтобы получить выдержку, которой достаточно для создания эффекта мягких волн. Если же вы хотите работать с очень длинной выдержкой, потребуется 10-стопный фильтр. Стопы определяют, какое количество света пропускает фильтр. Чем меньше света, тем дольше выдержка.

Эти фильтры можно сравнить с солнцезащитными очками разной силы. А также существуют нейтральные градиентные фильтры. Они затемняют только верхнюю часть кадра (небо), позволяя сбалансировать экспозицию. Наибольшую популярность получил 3-стопный фильтр (его часто обозначают 1.2 grad). Я часто использую нейтральный градиентный фильтр в связке с полноценным ND (4-6 стопов или 10 для очень длинной выдержки).

Еще один полезный фильтр при съемке воды и морских пейзажей – циркулярный поляризационный фильтр (CPL). С ним можно избавиться от отражений и бликов на воде. Иногда они очень мешают добиться желаемого эффекта и нужно от них как-то избавиться. И здесь на выручку приходит циркулярный поляризатор. Поворачивая его, можно регулировать количество отражений на воде.

Очень длинная выдержка (3 минуты) при съемке морского пейзажа в Нидерландах. Прямые линии облаков указывают на направление ветра.

То же место, но на этот раз снимок сделан с другим балансом белого, оттенком и параметрами экспонирования. Выдержка, равная одной секунде, позволила получить «рисованные» волны, но сама фотография не потеряла динамику и драматичность. Мне нравятся обе версии даже несмотря на то, что они совершенно разные.

Расчет времени

Разобравшись с настройками, можем переходить к съемке! При фотографировании волн очень важно правильно рассчитать время. Волны накатываются и отступают, поэтому нужно щелкнуть затвором в подходящий момент. Лучше всего использовать внешнюю кнопку спуска, чтобы не касаться камеры при работе с долгой выдержкой и не получить размытый снимок.

Мне нравится самому решать, когда спускать затвор, но есть еще один вариант – снимать в скоростном/непрерывном режиме. Вы можете просто наделать кучу снимков и надеяться, что некоторые из них выйдут удачными. Недостаток такого метода в том, что после съемки нужно просматривать очень много фотографий. Помимо этого, вы не можете контролировать время спуска затвора.

Теперь позвольте мне объяснить, как я фотографирую волны в действии. Я выбираю композицию и устанавливаю настройки камеры. В зависимости от окружающего пейзажа, я жду подходящего момента и спускаю затвор. Лучше делать снимок, когда вода отступает, а не накатывает. В таком случае получается запечатлеть морскую пену, которая превращается в прекрасные направляющие линии.

Если на переднем плане есть камни, и вы хотите запечатлеть момент, когда вода разбивается о них, фотографируйте, когда она накатывает. Однако, часто нужно подождать пока вода не отступит и потом только спускать затвор. Я делаю это пока не получу снимок, который меня устраивает. Затем я перехожу к другой композиции. А также можно попробовать разную выдержку, варьирующуюся от 0.5 до 2 секунд в зависимости от волнения воды. Просто не бойтесь экспериментировать.

Композиции

Вот несколько советов, касательно выбора композиции:

  • Используйте поток воды как направляющую линию, идущую через центр или края кадра.
  • Опустите камеру как можно ниже, чтобы быть близко к происходящему. Однако, будьте очень осторожны, поскольку сильные волны могут задеть камеру. Соленая вода для нее зачастую равна смерти.
  • При работе с очень долгой выдержкой используйте предметы на переднем плане, чтобы придать снимку ощущение глубины.
  • Когда найдете подходящую композицию, попробуйте разную выдержку. Очень короткую, 0.5-2 с и 30 с, а затем посмотрите, какая подходит лучше всего.
  • Обратите внимание на такие объекты, как камни на переднем плане, о которые разбиваются волны.

Всегда можно просто использовать волны, чтобы создать фотографию из ничего. Иногда волна выглядит потрясающе сама по себе. Продолжайте снимать и сможете запечатлеть идеальный кадр.

Отступающая волна вместе с закрученными растениями создали в кадре отличную направляющую линию. Sony A7RIII, 16мм, f/18, 0.8с, ISO 50, циркулярный поляризатор и 3-стопный фильтр нейтральной плотности.

Снимок с 2-секундной выдержкой, сделанный почти в режимное время возле моста Золотые Ворота в Сан-Франциско. Мне не понадобились фильтры, поскольку уже было достаточно темно.

Экспериментируйте, но осторожно!

Фотографировать морские пейзажи очень интересно. Я могу потратить несколько часов в одном месте, просто пытаясь запечатлеть в кадре идеальную волну. Не забудьте надеть резиновые сапоги и водонепроницаемые штаны, если планируете заходить в воду. Будьте осторожны, когда море становится бурным. Также не позволяйте воде попасть на камеру. Соленая вода – это очень плохо! Есть весьма недорогие чехлы, которые можно использовать, чтобы защитить камеру. Я не раз был свидетелем того, как камеры гибли в море (и одна из смертей на моей совести). Будьте осторожны!

Учимся съемке морских пейзажей

Введение

Водная стихия, море, океан… Думаю, все согласятся, что смотреть на эти чудеса природы можно бесконечно долго. Ну а если под рукой есть фотокамера, то процесс созерцания можно разбавить гораздо более интересным и творческим занятием — съемкой. Море радостно делится с творческими натурами своей красотой, нужно только найти с ним общий язык. Кстати сказать, море — самый настоящий полиглот. С людьми пишущими оно говорит на языке слов, предложений и рифм, художникам подсказывает нужные краски, а с фотографами разговаривает на языке времени. Да, да! Морской и прибрежный фотопейзаж — снимок, хранящий в себе временной промежуток, динамику; главное — говорить с морем на его языке. Об этом, собственно, и пойдет речь.

Выбор места и композиция

Было бы большим заблуждением считать, будто единственным художником, создающим морской пейзаж, является фотограф: это абсолютно неверно — главный художник, конечно же, море. Тысячи лет оно шлифует и передвигает глубоководные камни, вытесывает из береговых скал причудливые формы и фигуры. Прибрежный пейзаж прекрасен тем, что на одном и том же, казалось бы, знакомом месте можно сделать совершенно разные по настроению и содержанию фотографии. Сегодня тут штиль, но завтра все может измениться — это дает фотографу шанс сделать уникальный кадр, даже если место известное и «зафотографированное до дыр».

Планируя фотосъемку моря, первым делом нужно определиться с местом. Идеальным вариантом будет скалистая бухта с фактурными камнями, непригодная для комфортного отдыха — дикие места всегда выигрышнее смотрятся в кадре, к тому же в малоизвестном пространстве шансы встретить другого фотографа существенно снижаются. В диком месте вам не помешает случайный турист, расположившийся прямо в вашем кадре или испортивший идеальную ритмичную текстуру песка своими следами. Также вы будете застрахованы от банок, пластиковых бутылок, фантиков и прочих «подарков» цивилизации.

Если с дикими местами не складывается, унывать не стоит: хорошим выходом из положения окажется поездка и в известные, но не в сезон. Правда, нужно будет потратить какое-то время на исследование ближайших бухт. Снимать прибрежный пейзаж на облагороженных пляжах, конечно, можно, однако найти там по-настоящему хороший кадр проблематично. Не пренебрегайте возможностями Интернета — всегда просматривайте фотографии мест, которые собираетесь увековечить. Поисковые системы, фотосайты и Google Earth идеально подойдут для этих целей. Вы сможете оценить потенциал местности, тем самым сократив время на поиски нужной локации уже после приезда на место.

О композиции морского пейзажа

Часто возникают вопросы, как строить кадр, какая ориентация будет оптимальной, есть ли отличия от основных композиционных законов, принятых в традиционном, земном пейзаже. Я обычно избегаю прямых ответов на подобные вопросы, так как считаю, что композицию нужно чувствовать изнутри. Во время построения кадра что-то екает — и вот тогда-то ты понимаешь, что все сделал правильно. Тем не менее перевести опыт съемки в конкретные рекомендации все-таки можно.

Основное настроение и характер снимка диктуют, конечно же, место и погода. Тем не менее всегда будьте внимательны к деталям, которые чаще всего и делают кадр. Характерным композиционным приемом, который часто используется в прибрежном пейзаже, является съемка широкоугольным объективом с включением на передний план либо интересной текстуры, либо ритмично расположенной группы камней. Это могут быть и отдельные яркие элементы, задающие тон всему снимку. В таких фотографиях часто основную часть кадра занимает передний план и море. Совершенно не обязательно следовать правилу третей и располагать линию горизонта в прописанном по учебнику месте. Не бойтесь экспериментировать!

Всегда обращайте внимание на игру света. Отражения в прибрежных лужицах и ямках около камней могут послужить отличным сюжетом для кадра. Старайтесь сосредоточиваться не только на крупных формах: морской пейзаж полон удивительных деталей, главное — подмечать их. Если же говорить об ориентации кадра, то тут каких-то особых правил нет. Можно просто руководствоваться следующей нехитрой формулой: вертикальный кадр лучше всего передает глубину, а горизонтальный — ширину и масштаб. Так как в морском пейзаже очень часто встречаются на первый взгляд хаотично расположенные группы объектов (тех же камней, например), очень важно уметь построить кадр так, чтобы в нем чувствовался ритм. Также не забывайте находить ландшафтные линии. Ритм и диагонали — вот основные композиционные инструменты фотографа, снимающего прибрежный пейзаж.

Техника

Внимательный читатель наверняка заметил: в самом начале статьи говорилось, что снимок морского пейзажа хранит в себе время. Это действительно так. Снимки с участием моря — царство длинных выдержек. Идеальное время для съемки прибрежного пейзажа — сумерки: примерно за час до восхода солнца первые отблески солнечных лучей лишь намекают о своем существовании за горизонтом. Режимное время утром длится всего пару часов, после чего остается только ждать вечера. Закат и еще какое-то время после него — опять же, классический вариант для съемки моря.

Длительные экспозиции позволяют как бы приручить водную стихию; есть в этом процессе и нечто мистическое. Результат, как правило, получается не менее загадочный. Выдержки длиной от нескольких десятков секунд до нескольких минут фиксируют жизнь моря в динамике, превращая даже самые большие волны в туман. Работать с длинными выдержками очень интересно. Конечно, можно просто открыть затвор камеры и ждать, пока автоматика отработает заданное время, однако в этот процесс можно привнести дополнительную творческую составляющую. Например, можно управлять тем, что попадет на светочувствительный слой, в нужный момент закрывая объектив специальной маской, вырезанной из черного картона (можно использовать и обычную шляпу). Делая один из кадров в сильный шторм, я замерил экспозицию, перевел камеру в режим Bulb и выборочно экспонировал только те моменты, когда вода накатывала и накрывала камни на переднем плане, открывая и прикрывая объектив в нужный момент панамой от солнца.

Как и в классическом пейзаже, при работе с морем нужно всегда контролировать глубину резкости. Для этого необходимо работать с максимально закрытыми диафрагмами, однако надо учитывать оптические особенности своих объективов. Очень часто бывает так, что при выборе диафрагмы примерно от 1/16 оптика начинает слегка «подмыливать». С другой стороны, чем больше вы закрываете диафрагму, тем больше глубина резкости, поэтому всегда старайтесь найти компромиссный вариант. Для контроля глубины резкости используйте ручной режим фокусировки и всегда наводитесь на гиперфокальное расстояние объектива. При этом в зону резкости будет попадать все, от бесконечности до половины гиперфокального расстояния. Например, если вы снимаете объективом с фокусным расстоянием 20 мм на диафрагме 1/16, то для этих параметров гиперфокальное расстояние будет равно 0,7 м. Следовательно, все, что находится в зоне от 0,35 м до бесконечности, будет резким. Узнать гиперфокальное расстояние для объектива при заданной диафрагме можно либо по шкале на самом объективе, либо вычислив его по формуле F2/(f*c), где F — фокусное расстояние, f — диафрагма, c — константа, равная 0,036 для узкой пленки
и 0,2 — для зеркалок с кропнутой матрицей.

Комплект оборудования для съемки морского пейзажа может быть самым разным, однако основные, классические вещи можно перечислить. В первую очередь, это широкоугольный зум-объектив или набор фиксов, закрывающих диапазон фокусных расстояний от 10-12 до 35 мм для цифровых камер с кропнутой матрицей или от 20 до 50 мм для полнокадровых и пленочных 35-миллиметровых камер. Возможно, диапазон несколько избыточен и для большинства задач хватит зума 12–24 мм (20–35 мм для полного кадра). Тут уж каждый фотограф должен сам для себя выбрать оптимальное соотношение качества и количества объективов и суммарного веса фоторюкзака.

Стоит ли говорить, что для работы с длинными выдержками вам понадобится хороший тяжелый штатив с мощными ногами и возможностью дополнительно повышать его устойчивость утяжеляющим грузом? Для выдержек длиной в несколько минут неподвижность камеры выходит на первый план. Штатив следует выбирать высокий — не пугайтесь того, что ноги могут быть выше вас! В любом случае можно без особых проблем отыскать на месте съемки пенек или камушек, который поможет вам дотянуться до видоискателя. А вот поднять и зафиксировать камеру в верхней точке без длинных ног штатива будет проблематично. Также обратите внимание на минимальную высоту, с которой позволяет снимать штатив. Лучше выбирайте модели без центральной штанги, чтобы снимать можно было буквально с уровня земли.

Светофильтры

У любого уважающего себя пейзажиста имеется в рюкзаке набор светофильтров. Для работы с морским берегом джентльменским набором фотографа будет поляризационный фильтр, позволяющий в некоторых ситуациях избавиться от лишних отражений на поверхности моря, а также бороться с бликами на воде днем; не помешает и нейтральный серый фильтр — с его помощью можно приглушить световой поток, идущий на пленку или матрицу, тем самым увеличив длину экспозиции. Применение градиентных фильтров при съемке морского пейзажа — вопрос вкуса. Скажем лишь то, что успешно снимать можно как с градиентниками, так и без них.

Заключение

Хочется вернуться к тому, с чего мы начали: смотреть на море можно бесконечно долго, снимать его — еще дольше. Главное — не забывать о сохранности аппаратуры и собственной безопасности. Всегда контролируйте погоду, защищайте технику от осадков и соленой воды. После каждой съемки тщательно просушивайте и протирайте все, что намокло. Особое внимание уделяйте оптике. Во избежание порчи линз тщательно удаляйте капельки соли. Носите в кармане фонарик, который поможет вам найти в темноте дорогу. Все эти нехитрые меры предосторожности позволят вам получить максимальное удовольствие от процесса съемки.

В объективе море. Советы по фотосъемке морского пейзажа

Многие фотографы любят снимать море. Да и не только фотографы, но и все, кто берет в руки даже самый простенький фотоаппарат и оказывается на морском берегу один на один с этим безграничным простором. Море не бывает одинаковым. Оно каждый день разное. Оно меняется в зависимости от погодных условий, от времени года, от времени суток… Море – как хорошая поэзия, как хорошая музыка умет передавать эмоции, чувства, настроение. Море – живое. Море как человек. У него свой мир.

Фотографирование моря может отнять у фотографа очень много времени. Ведь ему часто приходится, в прямом смысле слова, ждать у моря погоды. То есть, проще говоря, ждать такого его состояния, которое нужно, которое хочется запечатлеть. Ждать именно то освещение, те волны, которые нужны фотографу-художнику. Иногда подолгу приходится искать нужное место, нужный сюжет, выстраивать композицию кадра. Всё это необходимо для того, чтобы зритель, взглянув на снимок, почувствовал настроение моря, ощутил его свежесть, услышал его шум… Чтобы представил себя стоящим на морском берегу.

Фотографированию моря и будет посвящена наша сегодняшняя статья.

1. Момент

Как мы уже сказали выше, для того, чтобы создать хороший морской пейзаж, вам потребуется огромное терпение. Пожалуй, иметь такое терпение не нужно ни в каком другом жанре фотоискусства. При съемке моря фотограф постоянно находится в состоянии поиска. Поиска цвета, света, сюжета, необходимого состояния моря.

Огромное значение при фотографировании моря играют свет, а также солнце. Следует знать, что у естественного солнечного света (про искусственный свет тут и речи идти не может) есть три главных качества: направление, цвет и интенсивность. В основном все три этих фактора зависят от времени суток, в которое производится съемка. Отсюда легко можно сделать простой вывод: качество и настроение морского пейзажа главным образом зависит от того времени, в которое фотограф пришли на берег моря чтобы сделать снимки.

Стоит напомнить вам вот еще о чем. Перед тем, как собраться на фотографирование моря, позаботьтесь о своей аппаратуре. Дело в том, что на морском берегу всегда повышенная влажность, в воздухе парят мельчайшие капельки воды, а ветер поднимает с земли мелкие частички песка и земли. Для того, чтобы защитить от всего этого переднюю линзу объектива вашей фотокамеры, оденьте на него защитный фильтр. А саму фотокамеру совсем не лишним будет поместить в специальный бокс, защищающий ее от воздействия пыли и капелек воды.

2. Снимайте широкоугольником!

Не нужно думать, что изображать на фотографиях нужно только море во время шторма или сильного волнения. Те, кто так считает, глубоко ошибаются. Спокойное море тоже очень хорошо выглядит на фотографиях. Для того, чтобы снимать море в таком состоянии, рекомендуем использовать широкоугольный объектив. Он позволит вам захватить в кадр не только огромное пространство морской глади, но и значительную часть берега. Если вы снимаете на пляже, хорошо будет найти на нем какую-нибудь точку, объект, который будет смысловым центром вашего снимка.

Для того, чтобы получить на снимке максимальную глубину резко изображаемого пространства, снимать нужно на маленькой диафрагме, например на f-16 или даже на f-32. При этом не забывайте, что при съемке на такой диафрагме, особенно если вы фотографируете вечером, при плохом освещении, то вам придется увеличивать выдержку, что может привести к смазыванию изображения. Стало быть, для того, чтобы фотокамера была более устойчивой, вам придется снимать со штатива. Так что позаботьтесь и об этом аксессуаре.

3. Длинная выдержка!

Каждый фотограф морские волны фотографирует по-своему. Один, например, стремясь создать на снимке эффект «туманной воды», снимает на длинных выдержках. Другой — фотографирует на высоких скоростях затвора, чем добивается на фотографии четкого и резкого изображения бушующей волны. Как лучше – не скажет никто. Хорош и первый подход, и второй.

При съемке моря можно использовать телескопический объектив. И если ваша фотокамера защищена специальным водо- и пыленепроницаемым боксом, о котором мы говорили чуть выше, то можно снимать и непосредственно из воды, зайдя прямо в море.

4. При съемке захватывайте движение!

На некоторых фотографиях моря вода кажется теплой, мягкой, светлой, как будто это не вода, а густое парное молоко. Для того, чтобы получить на снимке подобный эффект, нужно фотографировать на длинной выдержке. Вплоть до нескольких секунд. Но в этом случае. Сами понимаете, никак не обойтись без штатива. Если вы будете снимать с рук, то всё изображение непременно окажется смазанным.

5. Ищите драматические образы!

Это тоже важно. Старайтесь в своих снимках передать весь драматизм морского пейзажа, атмосферу, дух, настроение моря. Например, ранним летним утром, в безветренную погоду вы можете создать снимок, на котором в морской глади отражаются лучи восходящего солнца. Да и сам пляж, который обычно ранним утром бывает мокрым, может стать для вас как для фотографа очень интересным объектом съемки. Он в это время выглядит почти зеркальной поверхностью. Этот момент также можно обыграть в сюжете снимка тем или иным образом. Может быть, в этот ранний рассветный час вам удастся застать прогуливающуюся по берегу грустную девушку, или старушку с собакой. Очень хорошо! Используйте эти детали, эти «реперные точки» сюжета! Снимать в таком случае лучше всего опят же на узком отверстии диафрагмы – f-8 — f-32.

6. В композиции кадра используйте линии

Линии в композиции любого изображения на плоскости, пусть то фотография, графический рисунок или живопись, и даже кино, имеют огромное значение. Линии, введенные автором в границы кадра, позволяют ему направить взгляд зрителя именно в ту точку, на которой он хочет сделать смысловой или композиционный акцент, сосредоточить зрителя на этой точке. Такие фотографии смотрятся намного интереснее. Если на морском берегу, на котором вы оказались, есть пирс, мост, или какая-либо другая рукотворная линейная конструкция, обязательно включайте ее в кадр! Это очень украсит ваш снимок!

7. Фотографируйте маяки!

Маяки – сами по себе очень красивые и интересные сооружения. И если у вас есть такая возможность — обязательно их фотографируйте! Но в композицию кадра их нужно вписывать очень умело. Нужно научиться правильно организовывать пространство, заключенное в границы кадра. Тут вам опять на помощь придет широкоугольный объектив. Сам маяк лучше всего разместить не в центре кадра, а ближе к правой или к левой его границе. А можно и в дальнем углу кадра.

Морские пейзажи с маяком хорошо снимать на длинных выдержках. Это позволит вам свет от маяка сделать мягким, нежным, теплым и приятным. Диафрагму тоже сделайте поуже, примерно f-16. Чтобы избежать вибрации фотокамеры, снимайте, естественно, со штатива.

8. Время суток

При съемке ранним утром, сразу после восхода солнца, в ваших морских пейзажах будут преобладать красные оттенки. Затем, постепенно, когда солнце будет подниматься всё выше и выше над линией горизонта, оттенок изображения моря будет меняться. Он станет тепло-желтым. Плюс ко всему, из-за того что солнце по утрам стоит на небе достаточно низко, тени, отбрасываемые всеми предметами, будут длинными и насыщенно-красивыми. Даже камешки или песок на морском пляже на фотогрфии, сделанной при низком солнце, будут очень фактурными. Ближе к полудню, когда солнце приближается к зениту, своей высшей точке на небе, тени практически пропадают и свет становится сильным и грубым. Изображение в этом случае будет чересчур контрастным. Ну, а по мере снижения солнца, ближе к вечеру, оттенок фотографии опять станет теплым, красно-розовым.

9. Рекомендуемые при съемке настройки фотокамеры

Настройки фотокамеры при съемке морского пейзажа напрямую зависят от того, какие снимки вы хотите поучить, какого эффекта добиться. Если вы поставили перед собой цель показать на снимке мягкость морской глади, передать ее теплоту и «пушистость», то снимать нужно на длинных, в несколько секунд, выдержках. Если вам нужна «звенящая», или, как еще говорят, «бритвенная» резкость бушующей морской волны — снимайте на коротких выдержках. Но, впрочем, попробуйте снимать и так, и так. Благо, сейчас нет нужды экономить фотопленку…

10. Что вам потребуется при съемке моря

Первым делом позаботьтесь о наличии в вашей сумке мягкой и чистой тряпочки. Она потребуется вам для того, чтобы сразу же протереть аппаратуру, если сильный порыв ветра или просто высокая волна неожиданно плеснет на нее. В случае такого происшествия, действовать нужно незамедлительно.

Так же вам потребуются защитные фильтры на все ваши объективы. А вообще добрый вам совет: во время пауз в съемке не позволяйте фотокамере беспечно висеть на вашей шее, обязательно прячьте ее в сумку или хотя бы просто под одежду. Это позволит вам защитить ее от брызг морской воды, соли, содержащейся в ней, а так же от мельчайших песчинок и другой пыли. В крайнем случае, хотя бы объектив не забывайте закрывать крышечкой.

Хорошо, если у вас будет при себе и специальный комплект для чистки объектива. Такой комплект любому фотографу нужно всегда носить с собой в сумке. А при съемке в таких экстремальных условиях, как морское побережье, этот совет становится особенно актуальным.

Несколько мыслей в завершении разговора.

Морской пейзаж каждый день, каждую минуту — разный. Море меняется постоянно. Море не бывает одинаковым. Оно не мертвое, оно – живое. Как человек, как какой-то живой, непрерывно развивающийся и совершенствующийся организм. Вот поэтому, каждый раз приходя на его берег, вы будете видеть очередную новую картину, новый, совершенно не похожий на вчерашний, сюжет. Море способно удивить любого из нас. Но несмотря ни на что, море прекрасно и красиво всегда: и в шторм, и в тихую погоду, и ночью, и утром, и ясным днем, и зимой, и летом… Море для художника, поэта, музыканта всегда служило и служит источником вдохновения. Так же и вы, фотограф, фотохудожник, черпайте у моря это вдохновение полными горстями! Купайтесь в этом вдохновении! Создавайте всё новые и новые произведения!

Если у вас есть возможность фотографировать море — не теряйте эту возможность! Берите от моря всё сполна, всё, что можно взять! Радуйтесь, и постарайтесь научиться эту свою радость передавать зрителям.

Фотосъемка морского пейзажа

ФОТОСЪЁМКА МОРСКИХ ПЕЙЗАЖЕЙ

Андрей КОПТЕЛОВ


Каждый год в отпуске мы стараемся приехать на море, чтобы отдохнуть, искупаться и полежать на пляже, поэтому море для городского жителя всегда ассоциируется с отдыхом и расслаблением. Однако после возвращения назад, приятно оказаться не просто один на один со своими воспоминаниями, а с чем-нибудь более существенным, например фотографиями, которые можно не только рассматривать самому, но и показывать другим. Долгими зимними вечерами очень приятно вспомнить каким красивым было море или каким оно было суровым во время шторма.

Несмотря на то, что большинство из нас живет в центральной России, редко кто хоть раз в жизни не побывал возле моря. И, наверное, каждый пытался фотографировать море, потрясённый его величием и красотой. Но чаще всего – безуспешно. В большинстве случаев это вязано с тем, что во время отдыха, и в тех местах, где мы отдыхаем проще сделать портрет или снимок в жанре гламур, чем морской пейзаж. Пляжи заполнены отдыхающими, а солнце на фоне чистого голубого неба не представляет интереса с точки зрения композиции снимка. И как не странно наиболее приемлемое время для съемки моря не тогда когда оно застыло под палящим солнцем, а тогда когда оно волнуется или буйствует под небом заполненным тучами, через которые пробиваются редкие лучи солнца. Что может быть банальнее моря и корабля на горизонте, но состояние природы может сделать этот кадр достаточно эффектным и незабываемым.


Бухта под Новороссийском

Поймать настроение моря не так-то просто. Его нужно любить, уметь смотреть на него и понимать. Для того, что бы вырваться из суеты прибрежного обитания лучшим способом является плавание на корабле, а еще лучше на яхте. Тогда в тишине можно наслаждаться красотой моря и неспешно жать того состояния, которое позволит сделать незабываемый кадр. С точки зрения композиции очень важным является присутствие переднего плана. На примере фотографий 1,2 можно видеть, что волны на воде могут прекрасно смотреться на переднем плане и притягивать внимание зрителя.


Ладожское озеро

Если благодаря прогнозу погоды вы услышали, что приближается шторм, после чего отдыхающие потянулись с пляжа, это значит, что наступает ваше время. Нужно спешить, поскольку наиболее красиво бывает при смене погоды, а не под проливным дождем. В данном случае вам пригодится достаточно простой набор оборудования: поляризационный фильтр, который уберет блики и сделает небо глубоким и защитный фильтр, который позволит защитить объектив от брызг. И главное, фотоаппарат с широкоугольным объективом, который позволить унести с собой часть впечатлений от разбушевавшегося моря.


Приближение шторма

Если есть возможность включить в кадр прибрежную полосу или еще лучше – горы, то такую возможность упускать нельзя. И главное в данном случае следить за тем, чтобы ваш фотоаппарат не унесло в море, поскольку наиболее эффективно будет снимать с точки прибоя, максимально приблизив фотоаппарат к земле.


Вид на долину Сукко

Море — оно живое, и каким вы его увидите в этот раз, вы никогда не знаете, тут можно только догадываться. Поэтому отдых фотографа у моря не похож на отдых стандартного отдыхающего. Ни один километр нужно пройти, и ни один час нужно просидеть на берегу, для того чтобы увезти с собой город десяток кадров, которые будут греть вас зимой.

Ночью море приобретает совершенно другой смысл. Ночью море поглощает все вокруг и кажется что ты внутри него, особенно если уплыть на лодке далеко от берега. Однако съемку ночью лучше и безопаснее вести с твердой земли и с использованием штатива. Если море будет волноваться, то на фотографии при длительной выдержке оно получится призрачным и туманным, что сделает фотографию необычной. Однако если луны нет, и освещение берега почти не помогает, то необходимо будет ставить выдержки намного длиннее одной минуты, что может привести к непредсказуемому результату и достаточно сложной процедуре получения фотографии.


Ночной пейзаж в районе поселка Утриш на Черном море

Ученые совсем недавно обнаружили, что вода может хранить информацию – возможно море это наша память и кто первый научиться ее читать тот поймет смысл нашей жизни. Фотограф пытается понять море по-своему, передавая это в фотографии. Однако при съемке морских пейзажей небу уделяется не меньше внимания. Попробуйте поймать состояние природы, когда погода меняется в худшую сторону. В этот момент солнце еще есть, но, в тоже время, надвигающиеся тучи уже придают снимку напряженность предгрозового состояния.


Гроза надвигается

Иногда на небе из облаков складываются причудливые формы, которые могут ассоциироваться с различными образами. В основе хорошей фотографии лежат в первую очередь наблюдательность фотографа, которая позволяет выделить из окружающего мира наиболее красивое и необычное, что и делает фотографию интересной для зрителей.


Небесные богатыри

Для съемки морского пейзажа очень важна цветовая гамма фотоснимка. Цвета должны быть насыщенными и яркими как в солнечную, так и в хмурую погоду. И конечно же в кадре должна быть волна, которая придает фотоснимку динамику и вызывает положительные ассоциации, поскольку каждый из нас помнит как приятно находиться в зоне прибоя при небольшом волнении.

Важным элементом морского пейзажа, конечно же, являются корабли. Присутствие яхты в кадре делает кадр романтичным и оживляет ровную гладь моря. Очень часто перед крупным портом скапливается множество кораблей. в России такое очень часто происходит перед Новороссийском и тогда, когда солнце близится к закату, можно сделать очень красивую фотографию. Однако конечно нужно иметь возможность приблизиться к ним достаточно близко, что требует присутствия какого-нибудь плавсредства, водоизмещением «несколько больше» надувного матраса.


В ожидании…

Солнце в кадре может очень разнообразить фотографический пейзаж. Причем иногда можно, нарушая правила, применить центральную композицию. Я думаю, в фотографии главное не слепо выполнять правила композиции, а делать такие кадры, которые с вашей точки зрения отражают настроение данного момента наиболее выразительно. Включение в кадр солнца наполняет снимок теплыми тонами, однако, в данном случае присутствие в кадре туч может сделать снимок несколько тревожным.


Солнце над морем

В морском пейзаже, как правило, сочетаются три стихии: земля, вода и воздух. Именно состояние трех стихий во взаимном взаимодействии, делают морской пейзаж фактически бесконечным объектом фотографирования, который всегда новый и всегда непохожий сам на себя. Возвращаясь несколько раз на одно место, море всегда преподносит тебе сюрприз и выглядит совсем не так как в прошлый раз и совершенно на так как ты ожидал или предполагал.


Три стихии…

Фотограф, фотографирующий море, находится в более выигрышном положении, чем фотограф в средней полове, поскольку «море – это всегда море», и вызывает оно у зрителей положительные эмоции почти всегда. Однако и период фотосъемки ограничивается для «среднестатистического» фотографа лишь отпуском, который составляет не больше месяца. Поэтому старайтесь провести отпуск так, чтобы потом не было мучительно больно, за бесцельно проведенный отпуск. Путешествия вдоль берега, покорение прибрежных вершин, хождение на яхте – все это не только разнообразит Ваш отдых, но и позволит сделать множество интереснейших кадров, которые будут греть вас всю нашу долгую зиму.

В качестве заключения хочется дать несколько рекомендаций: фотографируйте море в любое время, половина удачи в морском пейзаже заключается в состоянии погоды и взаимодействии трех «стихий», широкоугольные объективы не окажутся лишними, да и не бойтесь экспериментировать.

2013 &#169 Андрей Коптелов, фотографии автора

Материалы по фотосъемке и другим темам

Статьи по фотосъемке

Основы фотосъемки морских пейзажей

Море всегда было одним из излюбленных объектов съемки для многих фотографов. Чтобы вы ни снимали — динамичные волны или безмятежную водную гладь — море позволяет передать на фотографии настроение и драматизм. Фотографируя на природе, вы, как правило, не можете влиять на условия съемки. Однако при съемке морских пейзажей у вас на самом деле есть возможность контролировать то, как волны будут выглядеть на фотографиях. Также большое значение имеют такие качества, как наблюдательность и терпение, поскольку умение дождаться удачного момента, как правило, позволяет добиться отличных результатов.

Nikon D810, f/6,3, 6 с, ISO 64, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

ПРИМИТЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

При съемке морских пейзажей помните, что временами море может становиться весьма бурным, поэтому следите за происходящим вокруг. Обеспечьте надежную защиту оборудования от соленой воды, песка и неблагоприятных погодных условий. Закрывайте объектив фильтром. Он поможет защитить объектив от песка, который может оставить царапины. Перед вылазкой на побережье узнайте о величине морского прилива, поскольку изменения его высоты могут повлиять на движение воды и волнение моря. Обязательно ознакомьтесь с прогнозом погоды, чтобы не попасть в шторм или сильный ветер. Если вы собираетесь снимать после наступления темноты, захватите с собой налобный или какой-нибудь другой фонарик, чтобы найти обратную дорогу.

Nikon D700, f/13, 300 с, ISO 100, AF-S Zoom-Nikkor 17-35mm f/2.8D IF-ED

Nikon D800, f/11, 1/4 с, ISO 400, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Nikon D810, f/8, 2,5 с, ISO 640, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Nikon D800, f/11, 30 с, ISO 50, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Nikon D600, f/14, 1/4 c, ISO 100, AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

СОВЕТЫ ПО ФОТОСЪЕМКЕ МОРСКИХ ПЕЙЗАЖЕЙ

Хорошая компоновка кадра имеет решающее значение для снимка. Как и при обычной пейзажной съемке, включение в кадр интересных деталей на переднем плане, таких как скалы, пирс или даже отражения в воде, позволяет добиться контраста.

Не бойтесь замочить или запачкать ноги. Иногда кадр, снятый с необычной точки зрения или под нестандартным углом, может оказаться более интересным. Чтобы наилучшим образом запечатлеть открывающийся перед вами вид, рекомендуется использовать широкоугольный объектив, например AF-S NIKKOR 24mm f/1.8G ED или AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. Малое фокусное расстояние поможет передать величественность и великолепие морского пейзажа.

Существует много способов съемки моря. Используя различные выдержки, можно изменять фактуру воды на снимках. Например, использование короткой выдержки, такой как 1/500 с, позволяет «остановить» движение и запечатлеть энергию моря. Чтобы передать ощущение движения и показать поток воды, используйте длинную выдержку, такую как 1/2 с. Использование выдержки в 1 секунду или более длинной позволяет достичь эффекта «белой воды» или тумана. Таким образом можно добиться передачи ощущения покоя и безмятежности на изображении.

При съемке побережья вы наверняка захотите, чтобы все детали были в фокусе. Использование диафрагмы f/8 или меньшей поможет добиться резкости объектов и на переднем, и на заднем плане.

Если вы фотографируете морской пейзаж с длинными выдержками или после заката, обязательно устанавливайте фотокамеру на штатив. Резкость имеет огромное значение, а штатив может обеспечить устойчивость и уменьшить вероятность получения смазанных снимков. Устанавливая штатив на берегу, убедитесь, что он твердо стоит на земле, чтобы набежавшие волны не сдвинули и не опрокинули его. Сделав снимок, обязательно проверьте, нет ли на нем непреднамеренного смазывания.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЛЬТРОВ

Фильтры могут не только защитить передний элемент объектива, но и повысить качество отснятых изображений.

При фотосъемке наземных и морских пейзажей чаще всего используются два типа фильтров: градиентные нейтральные фильтры (GND) и нейтральные фильтры (ND). Фильтры GND, как правило, используются в условиях высокой контрастности, например, когда небо намного ярче, чем передний план. Они помогают устранить разность освещенности и обеспечить сбалансированную экспозицию. Фильтры ND служат для уменьшения количества света, попадающего в фотокамеру, что позволяет устанавливать более длинное время экспонирования. Это также дает возможность использовать большие диафрагмы, чтобы добиться меньшей глубины резко изображаемого пространства.

Не существует одного-единственного способа съемки морских пейзажей. Экспериментируйте с компоновкой кадра, настройками и просто ловите момент.

Ссылка на основную публикацию