Фотоэкспозиция, экспопара, диафрагма | Foto-kadr.ru

Фотоэкспозиция, экспопара, диафрагма

Экспозиция в фотографии.Основные понятия.

Рассмотрим понятие экспозиция в фотографии – что это такое.

Когда я начинал фотографировать своим простеньким фотоаппаратом “Смена” на черно-белую пленку, то первое, с чего начиналось обучение этому делу, было определение выдержки и диафрагмы при съемке и наведение на резкость. Тогда это было не так уж и просто. Усторойств для определения экспозиции не было. Печатали лишь довольно условные таблицы, где понятия об условиях съемки сводились к некоторым довольно простым категориям: ясно, солнечно, пасмурно, в тени, в помещении и т.д. Фотографы определяли экспозицию больше интуитивно, исходя из свей практики.

Затем появились приборы – экспонометры, которые уже довольно точно определяли параметры экспозиции. Но и их использование не гарантировало от ошибок.

В наше время цифровые фотоаппараты как правило оснащены устройствами автоматического определения экспозиции и наводки на резкость. И вот возникает эйфория, что ничего делать не надо, аппарат все сделает сам. И, надо сказать часто действительно получаются вполне качественные снимки. Но, все-таки порой чего-то не хватает… Может не всегда нужно передоверять такую важную функцию, как определение фотоэкспозиции автомату? Фотоаппарат только средство в руках фотографа, человек отражает с его помощью действительность.

Итак, давайте для начала разберемся, что такое экспозиция в фотографии, для чего она нужна. Фотоэкспозиция определяет количество света, попадающего на фотопленку или чувствительную матрицу цифрового фотоаппарата. Фотопленке или чувствительной матрице необходимо определенное количество света для получения нормального снимка. Его должно быть не много и не мало, а ровно столько, сколько необходимо.

Количество света, падающего на фотоприемник (пленку или матрицу) регулируется в фотоаппарате двумя устройствами: фотозатвором и диафрагмой объектива.

Затвор лишь на некоторое время открывает фотоприемник для света. Этим временем и определяется выдержка в фотографии. Обозначается она обычно обратными величинами, т.е. число “100” обозначает 1/100 сек., а число “200” – 1/200 сек. Чем больше число, тем короче выдержка, тем меньше света попадает на фотоприемник.

Диафрагма в фотографии изменяет диаметр входного отверстия объектива. Это отверстие устанавливается с помощью специального устройства, типа лепестков, которые сходятся к центру и перекрывают частично входное отверстие объектива. Когда эти лепестки раздвигаются, отверстие расширяется. Такое устройство называется ирисовой диафрагмой. По свойствам оптики диафрагма, стоящая перед линзой не обрезает изображение (т.е. объект изображается всегда полностью), но влияет на количество проходящего света. Величина входного отверстия измеряется в относительных единицах – отношении диаметра отверствия к фокусному расстоянию объектива (относительного отверствия), и обозначается обратными величинами, т.е.” диафрагма”8″ обозначает 1/8, а – “11” – 1/11. Чем больше величина, обозначающая диафрагму, тем меньше диаметр входного отверствия, и при этом меньше света попадает на фотоприемник.

Два параметра – выдержка и диафрагма входят в понятие экспозиция в фотографии. Они действуют в паре, их еще называют экспопарой, т.к. они вместе, одновременно влияют на световой поток, падающий на фотоприемник. При этом каждому значению выдержки для получения нормально экспонированного снимка должна соответствовать определенная величина диафрагмы. Экспозицию измеряют автоматические приборы – экспонометры.

Нужно учитывать, что экспонометр – это прибор, он не обладает интеллектуальными способностями. Он может быть настроен в различных режимах работы – для измерения экспозициии в точке либо по всей поверхности кадра – усредненный интегральный.

А Вы знаете что такое средняя температура по больнице…

В любом случае он не может определить идеальную экспозицию для всех участков кадра. В реальности различия в яркости отдельных объектов или частей одного объекта могут достигать весьма значительных величин ( в тысячи и даже десятки тысяч раз). Только человеческий глаз способен воспринимать весь этот интервал яркоятей из-за его уникального строения и спосбности гибко перестраиваться под любую яркость. Все же искусственные фотоприемники ( фотопленки, матрицы фотоаппаратов, приборы ночного видения и др.) могут воспринимать лишь ограниченный интервал яркостей. Этот интервал называют фотографической широтой. И он будет передаваться пропорционально, т.е. адекватно. Те яркости, которые попадают за переделы этого интервала уже не будут передаваться пропорционально и при этом различия между более яркими и менее яркими частями будут скрадываться и детали снимка становятся неразличимы. При слишком большом количестве света, падающем на фотоприемник, эта область непропорциональной передачи яркостей называется переэкспонированной или передержанной, а при малом – недоэкспонированной недодержанной. Далее понятие фотографической широты рассмотрено более подробно.

Так вот, у каждого фотоприемника свой интервал адекватно передаваемого перепада яркостей объекта, и он является основой для определения такого параметра, как экспозиция в фотографии. И хотя сам интервал пропорционально передаваемых яркостей на данном фотоаппарате, данном фотоприемнике не изменить, но этот интервал можно сдвигать либо в сторону больших яркостей снимаемых объектов , либо меньших. Это и есть основа регулирования экспозиции.

Следует отметить, что фотографическая широта у таких фотоприемников, как фотопленка, фотобумага может изменяться путем подбора обрабатывающих растворов и режимов проявления, но пределы таких изменений невелики. Для цифровой фотографии появилась возможность влиять на величину фотографической широты, применяя технологию HDR-фотографии. Но при этом в создании такой фотографии уже участвуют не один снимок, а два, три и более.

Следует знать фотолюбителям, что фотоаппарат автоматически определяет некую усредненную фотоэкспозицию для данных условий освещения.

При этом, конечно, часть интервала яркостей неизбежно попадет в области передержки или недодержки. К примеру, при фотографировании пейзажей всегда желательно, чтобы в кадр попадало небо, особенно, если на нем есть живописные облака. В реальности различия яркостей неба и земли очень велики. Если ровно половина кадра занята земной поверхностью, а половина – небом, то усредненное измерение экспозиции, может дать результат, который окажется недостаточно хорош ни для неба, ни для земли. Из-за большего вклада яркостей неба перекос измеренной экспозиции будет в сторону больших яркостей. Но темные места на земле влияют на измерения, увеличивая значение экспозиции. Результат может оказаться таким, что яркие части неба окажутся в области передержек, а темные места на земле – в области недодержек. Небо на снимке будет светлым, белесым, на нем будут слабо просматриваться облака, или совсем не просматриваться. А земля будет темнее, чем хотелось бы.

Как же нужно снимать? Приходится внедряться в автоматические измерения, и производить регулировку экспозиции вручную. При этом фотограф руководствуется своими интересами, своим желанием, как он хочет отразить реальную картину.

К примеру, выдержка в фотографии. Не всегда приемлемо следовать тем значениям, которые дает фотоэкспонометр . В некоторых случаях длительная выдержка может сослужить плохую службу. Например при съемке быстро передвигающихся объектов может привести к смазыванию изображения, т.к. за то время, пока затвор оказывается открытым, объект успевает сместиться.

К примеру – спортивная съемка, как на фото:

Здесь нужна очень короткая выдержка, т.к. иначе изображение коня будет размазанным из-за движения. В данном случае фотограф применил т.н. “проводку”, т.е. он следил за всадником, вел фотоаппарат параллельно его движению, что позволило держать нпездника в поле резкости, а фон размазать. Это подчеркивает движение, создает динамичный рисунок .

Другая неприятность, возникает, когда при слабых освещенностях фотоэкспонометр дает величитну выдержки довольно большую, тогда при съемке с рук может произойти смазывание из-за дрожания рук. На практике при выдержках уже 1/10 и более необходимо применение фотоштатива.

А как диафрагма в фотографии влияет на изображние? Эта величина в значительной степени определяет глубину резко изображаемого пространства. Далеко не всегда нужно стремиться к максимальной резкости для всех объектов съемки как бы далеко они не находились. Ранее я писал, что для выделения композиционного центра снимка необходимо отделить его от других , менее важных деталей. Для этого часто служит глубина резкости. Увеличение относительного отверствия, т.е. уменьшение цифрового значения диафрагмы приводит к тому, что только наиболее важная деталь находится в поле резкости, а остальное становится размытым и не мешает восприятию. Чем больше величина относительного отверствия, тем меньше глубина резкости. Посмотрим на снимок:

Если бы все предметы, которые попали в кадр изображались одинаково резко, то изображение пестрило бы множеством ненужных деталей, и саму веточку рассмотреть было бы трудно. Малая глубина резкости приводит к тому, что задний план не входит в резко изображаемое пространство и оказывается размытым. И это способствует четкому выделению переднего плана – веточки, яркому, объемному ее изображению. В данном случае малая глубина резкости служит решению изобразительной задачи. А этому способствует большее открытие диафрагмы. Все эти примеры говорят о том, что экспозицией необходимо управлять. Об этом разговор далее.

Таким образом экспозиция в фотографии является действенным инструментом в руках фотографа.

Что такое экспозиция? Параметры экспозиции

Слово «экспозиция» до знакомства с фотографией у меня ассоциировалось с выставкой в каком-нибудь музее. Т.е. что-то что хотят мне показать. То же можно перенести и на фотографию.

В фотографии экспозицией называется результат процесса попадания света на светочувствительный элемент (сенсор камеры или пленку) за определенный промежуток времени. Если снимок получился таким же или почти таким же как и реальная сцена, которую мы снимали, значит экспозиция была верной и снимок в таком случае экспонирован правильно.

Если снимок получился темнее, чем реальная сцена съемки, снимок получился недоэкспонированным. И наоборот, если снимок светлее реальной сцены, значит он переэкспонирован.

Давайте рассмотрим, факторы, которые влияют на экспозицию.

Диафрагма, выдержка и ИСО — ключевые параметры экспозиции

Классически считается, что экспозиция регулируется двумя параметрами — диафрагмой и выдержкой. Диафрагмой мы регулируем подачу количества света на матрицу, а выдержкой — количества времени попадания этого света. Оба эти параметра взаимозаменяемы, это значит что одну и ту же экспозицию мы можем получить меняя либо один и этих параметров, либо оба одновременно.

Например, можем влиять на экспозицию только изменением выдержки.

Выше приведены фотографии, снятые на диафрагме f/ 8, экспозиция меняется за счет изменения выдержки.

Или наоборот, можно регулировать экспозицию только изменением диафрагмы.

Эти фото сняты при постоянной выдержке 1/250 с. экспозиция меняется с изменением диафрагмы.

А можно регулировать оба эти параметра одновременно.

На этих фото экспозиция одинаковая, а диафрагма и выдержка разные.

Отсюда и походит название экспопара — пара связанных параметров экспозиции.

Почему только два параметра? Потому что в пленочную эпоху мы не могли изменять третий — светочувствительность пленки, она была постоянной и зависела от типа пленки, заряженной в фотоаппарат.

В цифровую же эпоху, мы можем менять светочувствительность (ИСО) и выбирать для каждого кадра свою.

Таким образом на экспозицию в равной степени влияет диафрагма, выдержка и ИСО.

Можно ли сказать, что меняя какой-то один из этих параметров, будь то диафрагму, выдержку или ИСО мы получим одинаковый снимок? Нет, так сказать нельзя. При изменении одного из параметров или одновременно меняя все сразу, всегда будут получатся разные результаты, но освещенность (экспозиция) у них будет одинаковая.

Значение диафрагмы влияет на изменение резкости и глубины резко изображаемого пространства (ГРИП). Чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше ГРИП, и наоборот.

Выше показан пример того, как при изменении диафрагмы меняется ГРИП. Чем сильнее открыта диафрагма, тем фон размытее.

Выдержка влияет на фиксацию объекта съемки во времени. Если объект статический, например пейзаж, то выдержкой можно пренебречь. Но если в сцене присутствуют движущиеся предметы (водопады, люди, автомобили), то выдержка будет влиять на конечный результат. Чем короче выдержка тем четче будет фиксация момента, и наоборот чрезмерно большая выдержка даст смазы на фотографии.

На этой фотографии выдержка слишком длинная, поэтому движущаяся машина получилась смазанной.

На что влияет изменение ИСО? В идеале при разном ИСО в целом фотография не должна меняться. Но в реальных условиях, чем меньшее ИСО выставлено на фотоаппарате, тем лучше. Поскольку с увеличением ИСО появляются шумы и меняется цветопередача снимка.

Рассмотрим как высокие ИСО влияют на качество фото. Ниже приведена фото с цветами.

Теперь рассмотрим фрагмент 100% увеличения этой же сцены на фото при разных ИСО.

Как видно из примера, чем выше ИСО, тем хуже качество фотографии, поскольку проявляются шумы, которые вносят лишнюю «грязь» в фото.

Выводы:
Экспозиция это одно из ключевых понятий в фотографии и если вы решили серьезно заниматься фотографией и снимать не только в автоматическом режиме, вам обязательно необходимо понимать как регулировать экспозицию при фотографировании с помощью диафрагмы, выдержки и ИСО.

Экспозиция

Экспозиция – это количество света, которое достигает светочувствительного элемента за определенный промежуток времени.

Основной задачей является установление таких значений выдержки и диафрагмы, при которых на светочувствительном материале или матрице с определенной светочувствительностью ISO получится необходимый диапазон яркостей.

Экспозиция регулируется двумя параллельными способами (рис. 1):

  • изменение значения диафрагмы;
  • изменение значения выдержки.

Рис. 1 — Изменение одного из параметров экспозиции

Экспопара

Сочетание параметров диафрагмы и выдержки называют экспопарой.
Суть регулировки экспозиции заключается в подборе правильной экспопары. Разные значения экспопар могут соответствовать одной и той же экспозиции (рис. 2) по закону взаимозаменяемости (закон Бунзена-Роско), суть которого состоит в том, что длительная выдержка при большом значении диафрагмы эквивалентна короткой выдержке при малом значении диафрагмы:

Рис. 2 — Одинаковая экспозиция при различных экспопарах

Необходимая экспозиция

Выбор необходимой экспопары определяется целью, которая поставлена перед результатом – должен он быть смазанным для достижения плавности или резким для того, чтоб «остановить мгновение», необходима большая или маленькая глубина резкости и т.д.

Необходимая экспозиция определяется экспозамером – измерение интенсивности света, на основе которого подбираются правильные экспозиционные параметры. Экспозамер производится с помощью фотоэкспонометра, который может быть либо встроенным в фотоаппарат, либо ручным. В случае, когда в автоматическом режиме экспозиция определяется не правильно, вводиться поправка экспозиции.

Экспозиция в ассоциациях

Для визуализации явления экспозиции, можно представить себе кувшин, который наполняют водой. Причем, размер кувшина – чувствительность ISO, время наливания воды – выдержка, напор воды – интенсивность освещения, а количество воды, которое необходимое для заполнения кувшина — экспозиция. При этом каждый фактор сочетается со всеми остальными, для достижения необходимого результата.

Exposure Value (EV)

Очень часто можно услышать аббревиатуру EV (англ. Exposure Value (значение экспозиции)) – условное число, выражающее экспозицию, которая необходима для получения изображения нормальной яркости при определенном ISO и освещенности объекта съемки. Так же означает сочетание возможных комбинаций выдержки и диафрагмы, при которых сохраняется одинаковая экспозиция. Значение EV 0 достигается при выдержке 1 с и диафрагме 1 (табл. 1). В таблице приведены значения экспозиции от -6 до 20.

Цифры в таблице – это значение выдержки в секундах (или их долях) и минутах (ʺ), цифры в строках таблицы – это значения экспозиции, в столбиках – ступени диафрагмы.

Таблица 1 — Значения экспозиции для разных экспопар

EV Значение диафрагмы f
1.0 1.4 2.0 2.8 4.0 5.6 8.0 11 16 22 32
−6 60 (1ʺ) 2 ʺ 4 ʺ 8 ʺ 16 ʺ 32 ʺ 64 ʺ 128 ʺ 256 ʺ 512 ʺ 1024 ʺ
−5 30 60 (1ʺ) 2 ʺ 4 ʺ 8 ʺ 16 ʺ 32 ʺ 64 ʺ 128 ʺ 256 ʺ 512 ʺ
−4 15 30 60 (1ʺ) 2 ʺ 4 ʺ 8 ʺ 16 ʺ 32 ʺ 64 ʺ 128 ʺ 256 ʺ
−3 8 15 30 60 (1ʺ) 2 ʺ 4 ʺ 8 ʺ 16 ʺ 32 ʺ 64 ʺ 128 ʺ
−2 4 8 15 30 60 (1ʺ) 2 ʺ 4 ʺ 8 ʺ 16 ʺ 32 ʺ 64 ʺ
−1 2 4 8 15 30 60 (1ʺ) 2 ʺ 4 ʺ 8 ʺ 16 ʺ 32 ʺ
0 1 2 4 8 15 30 60 (1ʺ) 2 ʺ 4 ʺ 8 ʺ 16 ʺ
1 1/2 1 2 4 8 15 30 60 (1ʺ) 2 ʺ 4 ʺ 8 ʺ
2 1/4 1/2 1 2 4 8 15 30 60 (1ʺ) 2 ʺ 4 ʺ
3 1/8 1/4 1/2 1 2 4 8 15 30 60 (1ʺ) 2 ʺ
4 1/15 1/8 1/4 1/2 1 2 4 8 15 30 60 (1ʺ)
5 1/30 1/15 1/8 1/4 1/2 1 2 4 8 15 30
6 1/60 1/30 1/15 1/8 1/4 1/2 1 2 4 8 15
7 1/125 1/60 1/30 1/15 1/8 1/4 1/2 1 2 4 8
8 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15 1/8 1/4 1/2 1 2 4
9 1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15 1/8 1/4 1/2 1 2
10 1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15 1/8 1/4 1/2 1
11 1/2000 1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15 1/8 1/4 1/2
12 1/4000 1/2000 1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15 1/8 1/4
13 1/8000 1/4000 1/2000 1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15 1/8
14 1/8000 1/4000 1/2000 1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15
15 1/8000 1/4000 1/2000 1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60 1/30
16 1/8000 1/4000 1/2000 1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60
17 1/8000 1/4000 1/2000 1/1000 1/500 1/250 1/125
18 1/8000 1/4000 1/2000 1/1000 1/500 1/250
19 1/8000 1/4000 1/2000 1/1000 1/500
20 1/8000 1/4000 1/2000 1/1000

При условии неизменной экспозиции, экспопара заменяется на другую, при которой освещение не меняется, по закону взаимозаменяемости.

Таблица наглядно иллюстрирует, что уменьшение EV на одно деление соответствует удваиванию количества освещения светочувствительного материала или матрицы.

Что такое экспозиция в фотоаппарате

Понятие экспозиции играет большую роль в фотографии. Правильное понимание этого термина и умение настроить её при съемке поможет любому фотографу получить качественные снимки. Так все-таки что такое экспозиция в фотоаппарате?

При недостаточном количестве света (малая экспозиция) снимок получается слишком темным, а при слишком большом количестве света (большая экспозиция) фото получится слишком светлым. В обоих случаях теряются какие-то тона, полутона и фотография получается некачественной. То есть экспозиция в фотоаппарате отвечает только за яркость снимка. Цвет и резкость не зависят от этого параметра, их нужно настраивать отдельно.

То, что экспозиция это важный параметр в настройках фотокамеры понятно теперь, а почему её настройке уделяется так много внимания?

И если в автоматических режимах камера сама подбирает величину экспозиции, то в ручных настройках нужно уметь самому устанавливать правильную экспозицию.

Автоматические режимы подойдут фотографам любителям для съемки неподвижных объектов при хорошем освещении. А вот если эти условия не соблюдаются или вы хотите делать творческие снимки, тогда и нужны ручные настройки.

От чего зависит экспозиция

Выдержка измеряется в секундах и определяет то время в течении которого свет проникает через объектив на матрицу. Может принимать значение от десятков секунд и до миллисекунд.

Диафрагма – это регулируемое отверстие в объективе, через которое и проходит свет на матрицу.

Регулируя в отдельности эти два параметра можно изменять то количество света, которое попадает на матрицу. То есть мы изменяем экспозицию, ведь экспозиция — это и есть то количество света, которое доходит до матрицы.

Но от выдержки и диафрагмы зависят и творческие параметры снимка. Диафрагма влияет на резкость фона на снимке за объектом, что важно при съемке, например, портрета или пейзажа. А точность настройки выдержки необходима при съемке динамических сцен. Вот изменяя эти параметры в зависимости от сюжета и нужно их подбирать для получения нужной экспозиции.

Если один из параметров (выдержка или диафрагма) выбирается для получения нужного эффекта на фотоснимке, то второй подбирается для получения нужной экспозиции, что бы яркость на снимке получилась нормальной.

В числовом выражении значения выдержки отличается на шкале фотоаппарата от предыдущего в два раза и обозначаются в секундах, сколько времени происходит фиксация объекта:
1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, и т.д. (в секундах).

При этом значения диафрагмы друг от друга отличаются в 1,4 раза (в числителе может стоять буква f):
1/0,7; 1/1; 1/1,4; 1/2; 1/2,8; 1/4; 1/5,6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/64.

На экране камеры может быть показан ряд чисел из знаменателя, но обозначает он ту же диафрагму.

Такие числа обусловлены изменением экспозиции в два раза при любых изменениях выдержки или диафрагмы на одно значение. То есть, выбирая соседние значения либо диафрагмы, либо выдержки мы изменяем экспозицию в два раза, а по-другому изменяем количество света, попадающего на матрицу, в два раза. И если соседние величины выдержки действительно отличаются в два раза, то значения диафрагмы отличаются в 1,4 раза. Это вытекает из формулы площади круга. По ней площадь круга пропорциональна квадрату диаметра. А корень квадратный из 2 и есть 1,4. Поэтому уменьшая диаметр отверстия диафрагмы в 1,4 раза, площадь этого отверстия изменяется в два раза и количество света (экспозиция) так же изменяется в два раза.

При использовании современной электроники в фотоаппаратах возможно изменение экспозиции в 1/2 или 1/3 ступени, а в некоторых моделях возможно почти бесступенчатое изменение экспозиции.

В таблице представлены значения экспопары, по которым можно настроить экспозицию. По диагонали расположены ячейки одного цвета, это означает одну и ту же экспозицию. Изменив диафрагму или выдержку, другой параметр экспопары находим на прересечении рядов и столбцов, но при пересечении цвет ячейки должен сохранятся. Например, для правильной экспозиции по условиям освещения подбираем выдержку 1/15 сек., а диафрагму 8,0. На их пересечении находится синяя ячейка. Но пришлось изменить выдержку до значения 1/60 сек., для съемки спортивных состязаний. Для сохранения экспозиции нужно подобрать диафрагму по пересечению выдержки 1/60 и синей ячейки. Получается 4,0.

Но если не хватает выдержки и диафрагмы для точной настройки экспозиции, то можно использовать и чувствительность матрицы . Светочувствительность матрицы измеряется в единицах ISO и показывает способность матрицы к преобразованию светового сигнала в электрический для формирования снимка.

Сильное увеличение ISO может привести к появлению шумов на фотографии в виде зернистости. Обычно устанавливают чувствительность на минимальные значения (100-200 единиц), для исключения шумов.

Но вот если не получается регулировкой выдержки и диафрагмы получить нужную экспозицию, тогда можно увеличить чувствительность и снова попробовать настроить выдержку и диафрагму для получения нужной яркости снимка.

Ступени изменения экспозиции

Изменение экспозиции удобно измерять в ступенях. Одна ступень равняется сокращению или увеличению количества света, дошедшего до матрицы, вдвое.

Одна ступень экспозиции соответствует:

  • — двукратному изменению выдержки;
  • — двукратному изменению чувствительности (например с ISO 200 до ISO 400);
  • — изменению диафрагмы с одного на другое фиксированное значение из ряда чисел: 2; 2,8; 4; 5,6; 8 и т.д.

Нетрудно сделать вывод, что для сокращения выдержки в четыре раза достаточно на две ступени открыть диафрагму. Именно по этой причине профессионалы так любят светосильную оптику, позволяющую открывать диафрагму до F2,8 для зум объективов и F1,2 для фикс объективов. В плохих условиях освещения такие объективы позволяют снимать с намного более короткими выдержками, чем китовые объективы, светосила которых начинается от 3,5-5,6.

Экспозицию нужно устанавливать для каждого снимка отдельно.

Экспозиция и качество фотоизображения

С техниче­ской точки зрения правильная тоно и цветопередача означает максимально точный подбор выдержки, диафрагмы и светочувствительности для каждого конкретного кадра. Следует учитывать главное – фотокамера не может «видеть» также хорошо, как и человеческий глаз. Умение воспринимать информа­цию в определенном диапазоне яркостей – фотографическая широта, — это «узкое место» любого светочувствительного элемента в фотографии – будь то пленка или матрица. Фотографическая широта «восприятия» фотокамеры примерно на 2–3 порядка ниже (т.е. в 100‑1000 раз), чем обыкновенное челове­ческое зрение. Получается, что при фотосъемке главной экспозиционной проблемой будет «укладка» всего многообразия воспринимаемой нами информа­ции в более узкие рамки светового диапазона камеры. Опытный фотограф «на глазок» видит будущий кадр с учетом того, что в нем будет передано пра­вильно, а что будет «провалено» в светах и тенях.

Так, портрет, сделанный на ярком солнечном свете, наверняка будет содержать «провалы в светах», т.е. слишком светлые («высвеченные») зоны лица, которые не поддаются дальнейшей обработке. С другой стороны, этот же портрет, скорее всего, окажется слишком контрастным из-за того, что даже самые незначительные теневые элементы лица (например, морщинки, веки, губные складки) окажутся слишком темными и резкими, т.к. перепад яркостей между тенями и светами при солнечном освещении будет слишком большим.

Таким образом, правильное определение экспозиции – первое обязательное условие фотосъемки. Кроме того, каждый из трёх экспозиционных параметров (выдержка, диафрагма и светочувствительность) оказывают непосредственное влияние на качество фотоизображения. Рассмотрим их по порядку.

Диапазон выдержек современной фотокамеры колеблется от 1/8000 сек до 30 сек. Кроме этого в распоряжении фотографа есть так называемая постоян­ная выдержка («bulb»). Какую же выбирать выдержку в каждом конкретном случае? Само собой разумеется, что выдержка, будучи скоростным режимом, должна соответствовать скорости движения, перемещения, изменения объекта – быстро движущийся объект требует более коротких выдержек, в против­ном случае возникает «шевеленка» (от слова «шевелить», «шевеление»), т.е. специфическая «размазанность» снятого объекта. Если выдержка недоста­точно мала, в зону шевеленки попадает или сам быстродвижущийся объект (он становится нерезким, размытым), или, если фотографу удалось –таки «удер­жать» снимаемый объект, двигаясь вместе с ним, или слегка перемещая по ходу его движения камеру, размытой окажется окружающая объект обста­новка. На этом приеме основана так называемая «проводка» быстродвижущегося объекта, когда создается специфический эффект размытия в движении. Практика показывает, что в обычных бытовых условиях (например, съемка движущихся автомобилей на улице) выдержка для хорошего художественного эффекта «проводки объекта» находится в диапазоне где-то 1/30 – 1/125 сек.

Вторым моментом, при котором слишком длинная выдержка влияет на качество изображения, является наличие эффекта шевеленки «от камеры», т.е. ее сотрясение в ходе съемки. Как правило, это сотрясение незаметно самому фотографу в процессе съемки, но в последующем мы с неудовольствием обнару­живаем на изображении специфическую «размыленность», нечеткость (похожую в чем-то на эффект расфокусированности), незаслуженно досадуя при этом нередко на качество оптики или камеры. На самом деле, чтобы избежать эффекта «шевеленки от камеры» следует придерживаться простых правил:

В самом общем случае выдержка при съемке с рук должна быть не длиннее 1/60 сек; разумеется, при съемке фотограф должен держать камеру в руках твердо, а нажатие на спусковую кнопку производить плавно.

Если вы используете объективы с большим фокусным расстоянием, то выдержка должна соответствовать этому расстоянию — например, при съемке с фокусным расстоянием 200 мм выдержка должна бать не длиннее 1/200 сек, при фокусном расстоянии 500 мм – 1/500 сек. и т.д., т.к. эффект «шеве­ленки от камеры» многократно возрастает по мере визуального приближения отдаленного объекта.

Общий вывод прост – при сокращении выдержки фотоизображение «замораживается», становится более четким, а значит и качественным.

Однако, не все так просто. Укорачивание выдержки приводит к другому эффекту – плохой проработки деталей в тенях, особенно, если в кадре содержатся как ярко освещенные, так и темные участи. Причина проста – светочувствительные элементы не успевают проработать темные детали, т.к. все (краткое) отпущенное выдержкой время уходит на проработку ярких сцен, дающих больший световой поток. Сказывается недостаточная фотографическая широта матрицы современной фотокамеры. Отличная проработка деталей в ярко освещенных участках кадра на коротких выдержках сочетается с практически пол­ным отсутствием деталей в глубоких тенях. Не считая трудоемких технологий HDR-съемки, нужно признать, что наиболее оптимальной оказывается поэтому съемка со штатива, позволяющая использовать максимально длительную выдержку. Поэтому мы так часто видим профессионалов, снимающих со штатива даже днем. Чем темнее объекты, которые нужно зафиксировать, тем большая нужна выдержка. Ночью она может достигать нескольких минут. Съемка со штатива позволят деть это, сочетая процесс с минимальными значениями диафрагмы и светочувствительности.

При отработке выдержки ее длительность определяется положением шторок затвора и расстояния между ними. Получается так, что полное открытие кад­рового окна (матрицы) происходит на выдержке не короче 1/125 сек (в современных камерах), или длиннее. Естественно, чем дольше открыто кадровое окно, тем проработка деталей будет лучше за счет времени экспонирования изображения.

Остановимся на второй составляющей экспопары – на диафрагме. Диафрагма характеризует величину относительного отверстия объектива, т.е. его свето­силу. Относительное отверстие в привычных нам объективах колеблется от 1:1,2 до 1:22, покрывая тем самым 9 экспозиционных ступеней. Все хорошо знают, что, когда количества света недостаточно, диафрагма приоткрывается, обеспечивая больший световой поток к светочувствительным элементам, и наоборот, большое количество света делает необходимым соответствующее закрытие диафрагмы. Известно также, что от диафрагмы, в первую очередь, зависит глубина резко-изображаемого пространства. Однако, следует помнить, что и само качество изображения также зависит от установленной диафрагмы.

Оптимальные результаты получаются при использовании относительных отверстий 1:8 – 1:11. В этом диапазоне наилучшей будут – четкость, контраст­ность, передача мелких деталей. Наименее выраженными окажутся хроматические аберрации, шумность изображения, разного рода искажения, вносимые качеством используемой оптики (типа «несведения точки резкости» и оптической комы). Теперь начнем приоткрывать относительное отверстие объектива. Мы обнаружим, что изображение становится более «мягким», рисунок менее строгим. Так, при использовании диафрагмы со значениями 1,4–1,2 изображе­ние на некоторых объективах может стать похожим на то, которое выдает объектив типа «монокль» — слегка размытым и со световыми ореолами. Это, конечно, можно использовать как художественный прием, наряду с размытием заднего фона.

Если мы начинаем закрывать диафрагму до более низких значений (1/16–1/22 и далее), то также замечаем падение резкости, нарастание аберраций и ухуд­шение изображения по краям кадра. Причина – в дифракции света, проходящего сквозь малое отверстие диафрагмы. Слишком малое отверстие приводит к рассеянию светового потока на краях диафрагменного отверстия.

Таким образом, практика качественной съемки определяет диапазон оптимальных значений диафрагмы. Экспопара выдержка-диафрагма дает нам следую­щие результаты по качеству изображения.

Открытая диафрагма(F= 1,2–2,0)
Средняя диафрагма(F=5.6–11.0)
Закрытая диафрагма(F=16.0–32.0)

Короткая выдердка (1/250–1/4000 с). Четкое, но мягкое изображение с размытым задним планом (опти­мально для портрета на улице). Четкое контрастное изображе­ние с легким размытием зад­него плана (оптимально для дневного пей­зажа и репортажной съемки на улице). Четкое, но слегка смягченное изображение с большой глуби­ной резкости (оптимально для макросъемки).

Средняя выдержка (1/30–1/125 с) Мягкое изображение (подходит для условий плохого освещения). Четкое изображение (подходит для студийной съемки с импульс­ным светом). В меру четкое изображение (хорошо подходит для создания эффекта проводки движущихся объектов).

Длинная выдержка (длиннее 1/15 с). Мягкое изображение с хорошей проработкой деталей в тенях (обязательно используется штатив). Четкое изображение с хорошей проработкой теневых зон (подхо­дит для ночной съемки и съемки со штатива). Достаточно четкое изображение с отличной проработкой деталей в тенях (ночная съемка со штативом).

Светочувствительность также сильно виляет на качество изображения. Повышение светочувствительности приводит к нарастанию зернистости и «шумно­сти» фотоизображения. Особенно становится заметен этот эффект на значениях свыше 800 ISO, хотя многие современные камеры высокого класса позво­ляют вести нормальную съемку и на более высоких значениях. При увеличении ISO шумность и зернистость изображения ведут себя нелинейно. Так, шум становится наиболее выраженным в темных тональных участках, а также в зоне цветов, находящихся у «краев» воспринимаемого глазом цветового диапа­зона (красные, синие, фиолетовые цвета). Кроме того, менее контрастные объекты также становятся более шумными с ростом ISO.

Наименее шумным будет стандартное значение ISO 100, что рекомендуется для портретной и пейзажной съемки, там, где требуется хорошая проработка деталей объекта – а она тем выше, чем ниже значение ISO. Но предел детализации определяется также разрешающей способностью светочувствитель­ного элемента (матрицы, пленки) и используемыми объективами. Снижение ISO ниже 100 единиц, как показывают тесты, поэтому не приведет к дальней­шему росту детализации изображения, во всяком случае, в настоящий момент развития фототехники. Кроме того, следует учитывать еще два фактора, вли­яющие на качество фотоизображения по мере изменения значений ISO – это контрастность и плавность светотональных переходов. Контрастность фото­изображения растет по мере уменьшения светочувствительности. Где-то на уровне ISO 10 контрастность достигает предельных значений, и изображение превращается целиком в графичное – состоящее из предельно черных и максимально белых элементов, без полутонов. Соответствующие изменения проис­ходят и с цветом – остаются лишь монотонно-однотипные цвета, без градиентных переходов.

С ростом же ISO количество полутонов возрастает, более плавными становятся и градиентные переходы, что имеет определенных художественный эффект, даже несмотря на увеличение шумов.

С учетом всего сказанного, и исходя из накопленной фотографической практики, мы можем установить примерный «золотой экспозиционный стандарт», т.е. оптимальное значение всех трех параметров с учетом получения фотоизображения наилучшего качества:

T=1/125 сек., F=1/8.0, ISO=100.

Именно под такие экспозиционные параметры откалиброваны и студийные источники света, позволяющие получать наилучшие результаты съемки.

Автор: Петров Николай Михайлович, преподаватель Фотошколы ФотоКласс, Москва

Экспозиция, диафрагма и выдержка что это такое

Текст: Леонид Клепов

Термин «Экспозиция» означает количество света, попадающего на светочувствительный фотоматериал за определенный промежуток времени. Три основных параметра, влияющие на экспозицию, — это чувствительность выдержка и диафрагма. Большинство современных камер, будь то аналоговые или цифровые, автоматически контролируют эти три параметра. Некоторые компактные камеры имеют функции ручного контроля, и все зеркальные камеры предоставляют фотографу возможность полного ручного контроля над всеми параметрами, функциями и настройками.

Каким образом фотоаппарат определяет величину выдержки, диафрагмы и чувствительности? Если ответ на этот вопрос для вас не столь очевиден, то не беспокойтесь, мы сможем разобраться с этим вместе. Многие начинающие фотографы считают вопрос об экспозиции слишком сложным для понимания. Но стоит лишь разобраться с терминами, и все становится ясным и простым. Поняв суть определения правильных экспопар, вы сможете объяснить себе причины появления смазанных, темных или слишком светлых снимков, которые так расстраивают новичков. Вы также поймете, на что способна ваша фотокамера в различных ситуациях.

Диафрагма
Для контроля количества света, пропускаемого через объектив, используется диафрагма. С помощью диафрагмы вы регулируете величину отверстия, создаваемого ее лепестками в межлинзовом пространстве объектива. Чем шире отверстие диафрагмы, тем сильнее световой поток, проходящий через объектив, и тем лучше фотоаппарат подготовлен к сложным ситуациям с недостаточным освещением. Значение диафрагмы (f/) всегда представляется десятичным числом, которое уменьшается при увеличении диаметра диафрагмы. К примеру, диаметр диафрагмы при значении f/2.0 больше, чем при значении f/2.8.

Различные диаметры диафрагмы в первую очередь влияют на глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). При малых диаметрах ГРИП растет, и все объекты, попавшие в кадр, изображаются одинаково резко. При больших значениях весь окружающий мир становится размытым, увеличивая акцент на главном объекте, попавшем в фокус.

Влияние диафрагмы на ГРИП: f/22
( Глубина резкости при диафрагме f/22 )

Влияние диафрагмы на ГРИП: f/5
( Глубина резкости при диафрагме f/5 )

Камера с меньшим значением диафрагмы (большим относительным диаметром) предпочтительнее для работы в темноте и сумерках при невозможности или недопустимости использования дополнительного искусственного освещения. Штатив, несомненно, необходимый инструмент для сумеречных и ночных съемок.

Выдержка (время экспонирования
Итак, мы разобрались, что, изменяя диафрагму, можно ограничить величину входного светового потока. Но фотокамера также контролирует и временную продолжительность светового потока для правильной экспозиции, т. е. определяет количество секунд, необходимое при неком значении диафрагмы и определенной чувствительности. При короткой выдержке затвор будет открыт для экспонирования сотые доли секунды, что позволит камере «заморозить» движение объекта съемки. А при длительности в секунду все движущиеся объекты оставят шлейф в кадре, что может быть использовано как технический прием, подчеркивающий динамику происходящего. Выдержки, как правило, имеют дискретные значения: например, при диапазоне от 15с до 1/2000с эти значения составят ряд: 15с — 8с — 4с — 2с — 1с — 1/2 с — 1/4с — 1/8с — 1/16с — 1/30с — 1/45с — 1/90с — 1/160с — 1/320 с — 1/500с — 1/1000с — 1/2000с. Однако некоторые камеры могут плавно изменять значения выдержек и способны более точно устанавливать параметры работы камеры для правильной экспозиции.

При одном и том же значении экспозиции количество сочетаний выдержки и диафрагмы может быть больше десятка. Если ваше изображение смазано, нечетко или размыто, значит, при съемке была выбрана экпопара с длинной выдержкой. Чтобы избавиться от подобной нечеткости, нужно установить более короткую выдержку или раскрыть диафрагму.

Светочувствительность (ISO)
Третьим параметром в определении правильной экспозиции является светочувствительность фотоэлемента (пленки или сенсора). Значение светочувствительности характеризует способность фотоэлемента воспринимать световой поток. Различные значения ISO предполагают: для высокой чувствительности (ISO 400 и более единиц) — короткое экспонирования фотоэлемента, для малой светочувствительности (ISO 100 единиц и меньше) — длительные выдержки, при неизменном значении диафрагма. В большинстве цифровых камер высокое значение ISO всегда связано с сильными цифровыми шумами, аналогом пленочной зернистости, а порой и со снижением точной цветопередачи. Это заставляет более тщательно выбирать правильную светочувствительность.

Съемка портрета, предметное фото, расчет экспозиции, диафрагма, внешняя вспышка

Статья о том, как вычислить оптимальную экспозицию при положении головки внешней фотовспышки в потолок. Используя отраженный свет от потолка или стены, ваши фотографии будут выглядеть более профессионально. Как правильно использовать возможности внешней фотовспышки фотокамеры, подробности читайте в этой статье.

Статья о том, как использовать встроенную фотовспышку в качестве ведущей, а также, как самому изготовить рассеиватель для встроенной фотовспышки. Если вам необходим дешевый источник поджога студийных вспышек — используйте встроенную фотовспышку камеры. Как это применить на практике узнаете из материала данной статьи.

Статья о том, как высчитывать диафрагменное число, как рассчитывать экспозицию. В материале приведена формула вычисления экспозиции. Имея под рукой обыкновенный калькулятор, при помощи простой формулы, можно быстро вычислить нужную экспозицию используя в фотостудии несколько источников импульсного освещения

Статья о том, как научиться снимать качественный портрет. Раскрываются важные моменты фотосъемки в студии и на натуре. Если вы увлекаетесь фотосъемкой портретов, данная статья поможет вам избежать многих распространенных ошибок начинающих фотографов. Используя на практике советы из этой статьи, вы сможете поднять ваши фотографии на новый уровень.

В этой статье идет речь о фотосъемке рассветов и закатов. Приведены примеры снимков, которые сняты на разных этапах рассветов / закатов. Также в данной статье рассказывается о настройках цифровой фотокамеры и использовании специальных режимов съемки. Также здесь рассказано о том, какое фотооборудование необходимо использовать в данной фотосъемке.

Если у вас есть интернет-магазин, естественно, вы желаете наполнить его исключительно качественным контентом, то есть уникальными картинками и текстами чтобы повысить эффективность рекламы монетизируя вложенные усилия.
В данной статье речь идет о методах определения качества фото-контента, а также о том, какой фон для предметных фотографий выбирать при различных цветовых решениях дизайна веб-страниц вашего ИМ.

Чтобы ваш интернет-магазин заметно выделялся на фоне сотен тысяч подобных ему ресурсов, нужно использовать довольно нестандартные, креативные решения для представления его содержимого, то есть необычных фотографий рекламируемых предметов.
Из данной статьи вы узнаете о некоторых простых но эффективных способах создания продающих изображений ваших товаров. Если вам говорят что малейшее отражение товара недопустимо в предметной фотографии, очевидно этот человек лжет, либо он просто не в теме современной предметки.

Создание качественных фотографий товара для интернет-магазина, как правило, отнимает много времени и требует немалых ресурсов. Однако, есть возможность создать высококачественные фотографии предметов при минимальных финансовых затратах.
Что для этого нужно? — Световая кисть. В этой статье все подробно описано: как и чем снимать интересные предметные фотографии.

Осень — прекрасная пора для пейзажного фотографа. Ни одно время года не может похвастаться таким же изобилием красок. Но, к сожалению, не всегда мы можем передать на снимке ту красоту, которую мы наблюдаем вживую вокруг нас, от которой порой перехватывает дыхание.
Чтобы передать все краски осени на фотографии, сделать унылый осенний пейзаж более интересным, можно воспользоваться графическим редактором, и немного добавить жизни в тусклые осенние картинки.

Прогуливаясь осенним лесом, нам хочется снять красивый пейзаж, где есть роскошная палитра осенних красок, и обязательно красивое небо с выразительными облаками. Но, как часто бывает, если есть одно, нет другого.
Чтобы создать интересный пейзаж, можно при помощи фотошопа свести воедино две эти составляющие, используя разные фотографии. В результате, вы получите именно то, что так долго искали — замечательный осенний пейзаж с красивым небом и красочной листвой. Честно говоря, это уже будет не фотография, а .

Ссылка на основную публикацию