Фотографируем туман | Foto-kadr.ru

Фотографируем туман

Как фотографировать туман

Фотографирование тумана — всегда вызов, как для начинающих фотографов, так и для профессионалов своего дела. Может показаться, что такое сложное природное явление можно запечатлеть только с помощью профессиональной техники, но нет, мы готовы развеять это заблуждение и пояснить, как правильно использовать камеру своего смартфона для получения идеальных снимков тумана.
Не смотря на то, что затронутая нами тема довольно специфична, мы надеемся, что она будет интересна нашим читателям.

Для начала

Не поленитесь прихватить штатив и защитить свою технику от конденсата. Тренога пригодится в том случае, если вам захочется делать снимки с длинной выдержкой (об этом мы поговорим позже) или если имеющаяся у вас техника очень чувствительна к недостатку освещения. Последнее будет особенно актуально для смартфонов двух-трехлетней давности, где светочувствительность ниже, чем у современных флагманов, и аппаратов среднего ценового сегмента.
Что до конденсата, он неизбежно возникнет и если смартфон лишен хотя бы минимальной влагозащиты, это может стать проблемой. А ведь кроме смартфона у вас с собой, скорее всего будет компактная вспышка или пульт для удаленного спуска затвора, а они защитой от пыли и влаги не обладают вовсе. Чтобы избежать проблем, достаточно соблюдать простое правило: перемещая любую технику из холода в тепло, просто не включайте устройство сразу, выделите на адаптацию хотя бы пару минут. Еще можно заранее завернуть технику в полиэтиленовый пакет и доставать её только тогда, когда температура сравняется. Также запаситесь салфетками — они помогут избавиться от нежелательных капелек влаги уже в процессе съемки.

Настройки камеры

Первым делом, придется постоянно следить за экспозицией и даже искусственно поднимать это значение. В автоматическом режиме ваша камера может “ошибиться”, из-за высоких отражающих свойств тумана.
Могут быть проблемы и с фокусировкой: низкая контрастность снимаемой сцены может вводить автоматику в заблуждение, поэтому настраивайте фокус вручную.
Экспериментируйте с выдержкой: короткие значения помогут передать “рваную” структуру дымки, тогда как длинная создаст ощущение сплошной пелены. Если остановите свой выбор на коротких значениях, не забудьте увеличить значение ISO — это поможет компенсировать недостаток освещения.

Композиция

Что же снимать в тумане, если вокруг нет ничего, кроме сплошной белой пелены?
Ищите яркие объекты, которые сможете расположить на переднем плане. Это могут быть силуэты людей, цветы на клумбе, можно даже захватить из дома любимую игрушку.
Кроме того, утренняя дымка способна подарить фотографу немало загадочных силуэтов, будь то деревья или здания. Даже самые избитые объекты, за которые ваш взгляд вообще не цепляется, способны заиграть новыми красками в тумане. Дымка будет минимизировать особенности фоновых объектов, как бы отдаляя их, акцентируя при этом внимание зрителя на основном объекте снимка.
Интересным композиционным решением может стать выход из тумана и попытка взглянуть на него со стороны. Для этого потребуется возвышенность, ведь, как мы знаем, туман всегда стелется над землей.
Еще один безотказный сюжет — снопы света, пробивающие туман. Проявляется этот эффект благодаря мельчайшим частицам воды, рассеянным в воздухе. Для запечатления этого эффекта нужен близкий источник света (можно захватить с собой фонарик). Также в поиске снопов света нелишним будет прогуляться в ближайший парк: солнечные лучи в дополнительной подсветке не нуждаются и всегда красиво пробиваются через ветви деревьев. Тут даже не приходится особо задумываться о композиции.

Постобработка

Мобильная фотография давно уже переросла избитое “шел мимо — достал телефон — щелкнул”. Сейчас это полноценное искусство, со своими героями и премиями. Разумная обработка снимков не считается при этом чем-то зазорным, нужно лишь научиться пользоваться возможностями имеющегося на смартфоне редактора.
Первым делом, не забываем о композиции и, при необходимости, отрезаем то, что не вписывается в желаемый сюжет.
Далее обращаем внимание на цвета имеющегося снимка. Они могут показаться вам тусклыми. Чтобы не потерять очарование туманного утра, повысьте насыщенность первого плана, оставляя мутным и неярким фон.
Если вы хотели заснять силуэты, повышайте контрастность снимка.
Есть также смысл поиграть с балансом белого: уход в холодную или, наоборот, теплую гамму поможет снимку заиграть новыми красками.
Главное правило — умеренность. Перестаравшись вы не только потеряете атмосферность снимка, но и получите цифровой шум. Вашей целью явно было не это.

Как видите, все наши советы просты в исполнении и не требуют применения какой-либо сложной техники. Надеемся, они были полезны нашим читателям, ну а если остались вопросы или пожелания по поводу новых фото-советов — пишите в комментариях.

Как фотографировать туман ночью

Поделитесь с друзьями!

Фотографировать туман ночью не труднее, чем что-либо другое. Но есть тонкости.

Техника и настройки

Вкратце про фотоаппарат, объективы и оборудование. Я доказал, что ночью можно фотографировать на всё, что есть под рукой, даже на смартфон. Туман ничего не меняет: вы точно так же можете использовать любой фотоаппарат. Берите для ночной съёмки любимый объектив. Удобно задействовать штатив (или придётся искать на месте какую-то опору, выдержка-то большая).

Ваш объектив может быть решительно любого фокусного расстояния. Приведённые ниже фотографии сделаны на Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM. А ведь это по сути городские пейзажи по всем канонам мои 200 мм не кашерны. Однако, мне было удобно снимать им. Я бы мог взять любой из своих объективов и найти хороший ракурс. Так что, выбор объектива роли не играет.

Фотоаппарат у меня на ISO 50 для удаления даже намёка на шум матрицы, режим ручной, чтобы контролировать экспозицию, баланс белого ручной и порой выкручен радикально (ориентируйтесь на свой вкус).

Что фотографировать

Я долго шёл к пониманию, что объект съёмки стократ важнее того, как вы его сфотографируете. Другими словами, ЧТО фотографировать важнее, чем КАК фотографировать. Главное — сюжет!

Я задействовал две знаковых для Волгограда локации. Первая — Центральная Набережная. Это место знакомо каждому волгоградцу с младенчества, каждый куст, каждый фонарь. Но туман ночью добавляет ту самую перчинку, которая делает из хороших фотографий волшебные.

Такие необычные условия съёмки не снимают ответственности с фотографа: нужно, всё-таки, отыскать интересный объект или необычный ракурс, чтобы на фотографии было ещё что-то, помимо тумана) Давайте посмотрим, какие объекты я нашел на свой ночной прогулке с фотоаппаратом.

Здесь кусочек аллеи, по которой катаются велосипедисты. Центральным объектом съёмки я выбрал необычно стриженный куст, добавил диагонали (дорожка фонарей, перспектива тротуара) и обрамил фото с левого угла ветвистыми корягами акаций.

На снимке получились декорации для «Собаки Баскервилей» и выглядит это место совсем непохоже на то, что там обычно днём. Туман, рассеянный свет уходящих в темноту фонарей добавляет фотографии тот самый шарм, который мне требовался для полноты картины.

200 мм объектива сжали перспективу и картинка выглядит «логичнее» и «собраннее», чем на самом деле расположены объекты в парке.

Фонтан «Искусство» — туристический объект Волгограда. На его фоне фотографируются все гости города, да и жители не отстают. Придумать с ним что-то свежее чертовски трудно. Но туман творит чудеса!

Скульптура фонтана освещена направленными узкими лучами прожекторов. В обычных условиях они жёстко освещают статую с двух сторон и это выглядит довольно отталкивающе. А в тумане свет прожектора приобрёл синий оттенок, бросил многогранную тень на взвесь тумана позади скульптуры и преобразил всё вокруг. Мне осталось только выбрать ракурс и запечатлеть это для вас.

Этот сюжет с кустарником-зонтиком и фонарём на просвет я увидел случайно. Что-то щёлкнуло в мозгу и я закружил вокруг, пытаясь воспроизвести физически свою фантазию. Мне нужно было увидеть свечение вокруг этого исполинского «одуванчика» и я нашёл-таки его.

Это упражнение на композицию полезно ещё и тем, как нужно отсекать лишнее. Вокруг было столько визуального мусора, что мне пришлось поломать голову. Представляю, каково мои потуги выглядели со стороны: фотоаппарат почти на земле, я прыгаю вокруг него и недовольно поругиваюсь сам с собой… Хорошо, что ночью нет зрителей.

Фотография тонирована в редакторе, не знаю, зачем я это сделал, просто мне нравится такой цвет.

Если Набережная Волгограда исхожена фотографами вдоль и поперёк, то эта локация — диковинка и я пока не натыкался на её фотографии. Это освещение музей «Россия — моя история», который открылся нынешней осенью.

Место само по себе удивительное, нет слов, чтобы описать его. А ночью его территорию освещают такими необычными светильниками. Их много, они вертикальные и хаотично расставлены. В тумане, ко всему прочему, они начинают рассеивать свет, будто в дым-машинах на сцене крутого концерта.

Фотографировать там не только интересно, но и полезно. Превосходное упражнение на композицию, я не уверен, что справился. Фонарей много, они беспорядочны и фантазия зашкаливает, когда я пытаюсь скомпоновать кадр.

Я ещё много раз буду туда ездить и фотографировать там. Пока глаз не привык и не замылился, как это обычно происходит в привычных местах.

В заключении кусочек туманного леса, который, на самом деле — парк на Центральной Набережной Волгограда. Фото примечательно тем, что я опять увидел картинку в голове, а потом реализовал на практике.

Объект съёмки — живописная горизонтальная ветвь, но большую роль играет фон. На фоне размытые и приглушённые туманом ритмы деревьев. Стволы освещены и дают необходимый контраст для ветви. Если бы не было такого интересного фона, композиция рассыпалась бы. В таком виде я добился сбалансированной иллюстрации, которую можно повесить на стену.

Чтобы изображение на снимках получалось резким, закрепите фотоаппарат. Тогда длинная выдержка не вызовет «шевелёнки». Не используйте экстремально длинные выдержки, при 5-10 секундах даже слабый ветерок потревожит листву и смажет изображение.

Если объект съёмки статичен, то можно зажимать диафрагму как заблагорассудится и фотографировать хоть по 20 минут.

Поиграйте с балансом белого. Иногда уход в холодные тона даёт удивительный результат и делает снимок необычным.

Я использовал для съёмки Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и Canon EOS-1D X Mark II. Фотоаппарат безупречен в таких условиях, автофокус цепляется практически в темноте, шума на снимках не наблюдаю. Объектив не испытывает никаких проблем, ночью он фокусируется на сложных объектах вроде листвы также уверенно, как и ярким днем. С рук я делаю фотографии без видимой шевелёнки на выдержке 1/5, когда мне лень раскладывать штатив.

Приятно, когда техника тебя не ограничивает и можно сконцентрироваться на съёмке.

Фотографируем туман

В съемке пейзажей туман играет особую роль. Он может с легкостью превратить обычный снимок во что-то экстраординарное, наполненное тайной и загадками. Но достигнуть нужной атмосферы не так-то просто. Создавать композицию в таких условиях нужно осторожно, внимательно следя за всеми деталями. Неправильный подход может сделать кадр плоским, а объект съемки просто может затеряться в тумане.

Когда и где фотографировать туман

Туман наблюдается во все времена года, но наиболее часто он появляется осенью. Именно осенью происходят сильные перепады температур между днем и ночью. Это приводит к образованию в воздухе мелких капелек воды.

Туман появляется чаще всего рано утром, поэтому для того, чтобы заснять это явление, нужно заранее запланировать место съемки и прийти туда как можно раньше. Туман развеивается довольно быстро. но дымка может оставаться на протяжении дня в безветренную и пасмурную погоду. Для съемки тумана лучше всего подойдут долины рек, озер, прудов и побережье моря. Также туман часто образовывается вокруг возвышенностей и над влажным грунтом. В качестве места съемки отлично подойдет возвышенность, с которой открывается вид на стелющийся внизу туман. Он может скрывать элементы рельефа или леса и подчеркивать некоторые детали. Отличные кадры получаются при съемке в гуще самого тумана. Основной объект съемки будет четко виден, а все остальные элементы поглотит туман, и они будут не настолько значимы.

Интенсивность света

Ни для кого не секрет, что туман ухудшает видимость. Он работает как огромный софтбокс, смягчая проходящий через него свет.

В таких условиях все цвета становятся менее насыщенными, а детализация объектов менее интенсивной. Можно считать, что для фотографии это плохо, но при правильном подходе такие условия можно использовать в свою пользу. Фотографии, сделанные в тумане, выглядят более монотонными и более изящными. Туман позволяет создавать простые композиции, выделяя лишь сильные фигуры и приглушая менее значимые, которые находятся на заднем плане. Условия освещения в тумане часто приводят к неправильному определению экспозиции камерой. Снимки могут получиться слишком темными. В таком случае следует пользоваться ручными настройками или компенсацией экспозиции. Для правильной корректировки экспозиции можно воспользоваться гистограммой. Она должна смещаться к правому краю, но следует внимательно следить за появлением пересветов. Их быть не должно.

Советы для туманных фотографов

Для получения большего эффекта от съемки тумана следует придерживаться некоторых правил:

Следите за прогнозом погоды. Стоит замечать моменты, когда теплый день сменяется холодной ночью или наоборот. Контраст температур и влажность — это основные моменты, влияющие на появление тумана. Чтобы застать туман и успеть вдоволь пофотографировать следует вставать еще до восхода солнца.

Пользуйтесь штативом. В тумане освещение не слишком интенсивное, поэтому придется фотографировать на длительной выдержке. Именно поэтому для получения резких кадров придется пользоваться штативом.

Правильная экспозиция. Для фотографирования тумана следует пользоваться режимами Av или M. Компенсацию экспозиции следует поставить на +1. Для того, чтобы кадр наверняка получился нормально проэкспонирован, можно пользоваться брекетингом экспозиции со значениями 0, +1, +2.

Различные объективы. В зависимости от условий съемки будет определяться объектив, подходящий для данного вида фотографии. Широкоугольные объективы отлично подходят для общих планов, а телеобъектив позволит запечатлеть конкретные детали в тумане.

Ранняя съемка. Чаще всего туман рассеивается с появлением солнца. Поэтому начинать съемку нужно как можно раньше утром, до восхода солнца. Отличные фотографии получаются в момент спада тумана, когда солнце начинает заливать своим светом окрестности, а туман отступает, раскрывая элементы ландшафта.

Перемещение вслед за туманом. Туман может перемещаться, поэтому следует быть готовым к переходу на новое место съемки. Если дымка слишком густая, фотографировать лучше с возвышенности, или найти место, в котором туман заканчивается и идти вдоль гряды, в поисках подходящего места для съемки.

Конденсация влаги. Следует постоянно следить за передним стеклом объектива. При съемке в густом тумане на оптике могут образовываться капли воды. Их следует вытирать бумажной салфеткой или специальной тканью. Также следует заботиться о поверхности фильтров.

Восход солнца и туман

Фотографируя со стороны восходящего солнца можно придать туману оранжевую подсветку и немного драматизма. Для того, чтобы заснять, как первые лучи солнца освещают капли воды, застывшие в воздухе, туман должен быть не слишком густым.

Для создания такой фотографии следует найти место для съемки на возвышенности и приступить к фотографированию сразу после того, как первые лучи осветят туман. Наиболее интенсивный цвет держится в течении десяти минут после восхода солнца. Заметив в тумане интересный элемент, можно сфотографировать его крупным планом, используя компенсацию экспозиции не -2 или -3 для получения силуэта.

Как фотографировать в туман, или Романтика легкой дымки.

Фотография в туман, самого тумана или даже дымки может оказаться очень капризной. Нередко так получается, что после проведенной фотосессии, при разглядывании готовых результатов на большом экране монитора, фотограф понимает – атмосфера не ответила взаимностью, и фотографии получились размытыми и плоскими. Давайте рассмотрим некоторые методы, использование которых поможет получить достойное качество при таких уникальных условиях съемки, как туман.

Туман обычно формируется при высокой влажности и резком охлаждении воздуха, что часто происходит весной и осенью, сразу после заката. Этот туман может оставаться вплоть до утра, пока солнце не прогреет землю и воздух. Велика вероятность того, что вы найдете туман где-то близ воды в низине. Поверхность воды, как правило, немного теплее окружающего воздуха, что и способствует образованию тумана. Мы говорим о фотографии в туман, но подразумевается также и такое фотографическое понятие как дымка.

Фотографирование в тумане отличается от съемки в ясную погоду. Окружающая действительность, архитектура, деревья и даже люди плохо видны, не имеют четких контуров и часто изображение лишено контрастности и насыщенности цветов. И это как раз и нужно использовать в при этом красивейшем погодном «спецэффекте».

В сущности туман можно сравнить с большим рассеивающим свет софтбоксом, который распространяет свет на большую поверхность.

Композиционная составляющая в тумане, как правило, слабо освещена, что требует больше времени экспозиции. Кроме этого, туман делает воздух более светоотражающим, и несомненно, введет в заблуждение любой встроенный экспонометр камеры, которая посчитает экспозицию при таком свете меньше, чем необходимо. Точно также, как фотографирование снега, фото в туман требует положительную экспозиционную коррекцию.

В обмен на все эти потенциальные недостатки туман может стать мощным и полезным инструментом для подчеркивания глубины, освещения и формы предметов. Фотографии в туман могут стать таинственными и сказочными, что, несомненно и делает их такими популярными среди номинантов на премии в различных фотоконкурсах. Зная, как использовать эти уникальные свойства туманной фотографии, без труда можно получить снимки, которые.

. великолепно подчеркнут глубину

Чем дальше объект находится от камеры в туманную погоду, тем он хуже виден, при этом теряется контраст и иногда довольно резко. Это и хорошо, и плохо одновременно. Размытие в дымке заднего плана придает объем всему снимку за счет того, что детали изображения хуже угадываются и появляется световая и воздушная перспектива. Но за счет этого же возникает трудность в фотографировании объектов заднего плана. С каждый последующим метром насыщенность, контрастность и резкость может падать, не всегда в нужном для фотографе диапазоне.

©Across The Gate

И хотя нет никаких твердых правил для фотографии в тумане, очень часто бывает полезным включать в композицию объект, который находится на достаточно близком расстоянии от объектива, чтобы быть хорошо прорисованным. Такое расположение добавляет некоторое тональное разнообразие и создает соответствующее восприятие той части фотографии, которая будет выглядеть более светлой из-за дымки.

. великолепно отразят свет

Капли воды, которыми насыщен воздух в туман делают свет рассеянным. Это в значительной степени смягчает его и заставляет проявляться светлые полосы от концентрированного или направленного источника света. Классическим примером может служить фото в лесу в раннем утреннем свете, когда снимок сделан в направлении этого светового луча.

Иногда достаточно лишь сдвинуть камеру, чтобы исчезли эти солнечные “снопы”, а поэтому будьте внимательны.

Подобные приемы слишком хороши, чтобы от них отказываться.

Лучи света будут наиболее хорошо прорисованными, если вы находитесь достаточно близко к источнику света. Такое положение гарантирует, что при рассеянном свете четкий солнечный луч будет выделяться на общем фоне.

С другой стороны, если туман очень плотный или источник света очень сконцентрирован, то лучи света в любом случае будут четко видны, независимо от того, с какого угла фотограф производит съемку.

. эффектно подчеркнут формы и силуэты

Туман может подчеркнуть форму предметов, потому что за счет него будет уменьшена текстура и контраст объекта. Часто может наблюдаться даже не полная прорисовка силуэта.

Необходимо обратить особое внимание на взаимное расположение объектов в композиции, иначе контур одного объекта или границы могут пересекаться с другим объектом и создавать невнятный хаос в фотографии.

Фотографируйте со стороны

Наверняка вы сталкивались с тем, что фотографы сетуют на трудность съемки внутри леса. Трудность эта выражается в том, что сложно “простой констатации факта наличия деревьев”, нужно попробовать сфотографировать непосредственно за пределами области расположения. Выходите из леса, пересекайте его границы, наблюдайте за деревьями со стороны. Туман или дымка могут сослужить хорошую службу для данной методики съемки.

На дальнем расстоянии туман выглядит не более, чем низкий слой белых облаков, но способствует гармоничной передаче световой перспективы.

Синхронизируйте фотосессию с изменениями в природе

Помните о том, что туман и дымка постоянно меняют свое положение. Они могут выглядеть и как ровное распределение светлого тона по всей поверхности, какую может охватить глаза, а могут висеть белыми малопрозрачными клочками. В зависимости от типа туман может перемещаться быстрее или медленней, иногда даже не заметно для глаз, потому что человеческие глаза умеют приспосабливаться к разным видам освещения.

Обратите внимание на тот факт, что туман не сможет удерживать текстуру окружающего пространства, если время экспозиции не достаточно короткое. При длинной выдержке затвора вы получите на своих снимках сглаженность и плавное перетекание белого света разной концентрации из одной точки снимка в другую. Тем не менее, длинные выдержки пригодятся в том случае, когда туман движется медленно и плавно, практически незаметно для глаз.

Хотя короткая экспозиция, как правило, делает намного лучше работу по замораживанию движения тумана, она также оказывает существенное влияние на количество шумов на изображении при просмотре на 100%. Такая проблема обычна и типична. Поэтому “замораживать туман” – не вариант, если фотограф хочет избежать шума.

Выпадения конденсата. Защита фототехники

Основная проблема для фототехники – капли воды конденсации из воздуха. Будьте уверены – эти же капли, что “висят” в воздухе также могут конденсироваться на поверхности объектива или внутри камеры. Если камера находилась в соответственной окружающему пространству температуре воздуха, а туман не слишком плотный, то вы можете не заметить конденсат вообще. И в обязательном порядке конденсат появится, если камера находилась при температуре существенно выше чем та, в которой вы снимаете дымку.

К счастью для фотографов и их фототехники есть простой способ свести к минимуму конденсацию влаги, вызванную переходом из помещения на улицу.

Прежде, чем выйти из дома, упакуйте камеру полностью в полиэтиленовый герметичный пакет и не открывайте его на открытом воздухе, пока пакет не станет такой же температуры, как окружающее пространство.

К сожалению, иногда появление немного конденсата неизбежно. Просто не забудьте протирать объектив и камеру сухой тканью.

Видеоканал Фотогора

Как снимать «туманные пейзажи»: 6 советов профессионалов

Фотографировать туманные пейзажи — не такая простая задача, как кажется.

Наши советы помогут вам создать удивительные по красоте снимки природы.

1. Как запечатлеть и лучи солнца, и сам туман

Туман чаще всего образуется около водоемов, по вечерам и ранним утром. Встаньте с фотоаппаратом таким образом, чтобы можно было снимать в контровом свете восходящего солнца. Лучше всего находиться недалеко от места, с которого солнце видно напрямую. Оттуда у вас получится запечатлеть и лучи солнца, и интереснейшие цветовые эффекты, вызванные самим туманом. Наш совет: встаньте пораньше, утром свет обычно больше благоприятствует фотосъемке.

2. Как придать изображению глубину

В тумане контрастность видимых объектов значительно снижается, что затрудняет фокусировку. Выберите для своего сюжета деревья, уличные фонари, столбы или другие предметы, расположенные на разном расстоянии от вас. Это придаст изображению глубину. Наш совет: объект на краю кадра должен находиться недалеко от камеры. Если автофокус со своей задачей не справляется, отключите его и сфокусируйтесь вручную.

3. Как избежать серого оттенка

Советуем вам отключить автоматическую экспозицию и вспышку. Установите значение экспозиции выше, чем советует ваш экспонометр, потому что он часто «обманывается» световыми бликами в тумане. Половина или даже целая ступень выше помогут вам избежать появления на фотографии серого оттенка.

4. Что делать, чтобы не было размытого снимка

На съемку мы вам настоятельно рекомендуем взять штатив. Можно положить фотоаппарат на что-то неподвижное, например на стену. Съемка при рассеянном свете в условиях тумана требует более длительных экспозиций, иначе можно получить размытый снимок. Нажимайте кнопку спуска затвора медленно и спокойно. Поэкспериментируйте со временем, потому что слишком медленно — тоже не лучший вариант, иначе можно получить снимок с густым туманом и неясными очертаниями объектов. Используя скоростную серийную съемку, вы можете «поймать» колыхающиеся волны тумана, который быстро меняет свои границы.

5. Секрет — в максимально естественных цветах

Отрегулируйте баланс белого вручную. Это позволит вам получить более естественные цвета. Здесь тоже есть место для экспериментирования, ведь баланс белого ¬ это весьма мощный инструмент, с помощью которого вы можете улучшить свои фотографии. Настоятельный совет: используйте брекетинг. Установите камеру на штатив и сделайте три снимка: «недодержанный», «нормальный» и «передержанный». Затем можете свести все три снимка в один, например, с помощью программы Lightroom. Эта техника называется HDR (High Dynamic Range), она серьезно увеличивает динамический диапазон ваших снимков.

6. Джокер в рукаве

Если вам никак не удаются туманные фотографии, вы можете добавить туман с помощью Photoshop. Кто умеет обращаться с этой программой, создает классные «туманные» снимки. Правда, на фотовыставку их не возьмут, но на Facebook они, наверняка, наберут немало лайков.

Как снимать туманный пейзаж?

Кадры с туманом неизменно привлекают внимание зрителей: они загадочные, необычные, атмосферные. Как снимать кадры с туманом? Как вообще застать это необычное природное явление? В этой статье я поделюсь своим опытом…

Для успешной съемки важно спрогнозировать появление тумана, чтобы вовремя выехать на место. К сожалению, синоптики не всегда могут предсказать появление тумана, и ориентироваться на них я не советую. Да и мало какие сервисы прогноза погоды вообще говорят что-либо о тумане.

Лучше здесь ориентироваться на свой опыт. Туман, как правило, явление не такое уж частое и не слишком предсказуемое. В разных областях нашей страны он выпадает с разной частотой, и многое зависит от конкретной местности. Понаблюдайте за природой в своем регионе. Однако, общие рекомендации по поиску тумана дать можно.

Чаще всего его можно застать ранним утром: перед восходом солнца и сразу после. Это обусловлено переменой температуры: от холодной ночи к теплому утру. Чем больше перепад температур между ночной и дневной, тем с большей вероятностью появится туман. А если прошлым днем прошел дождь, то вероятность появления тумана сильно возрастает. Чаще всего туман можно застать в низинах, около водоемов и болот.

Представленный в статье снимок был сделан на заболоченном берегу пруда. Накануне вечером прошёл дождик, а ночная температура была довольно низкой. Поэтому я решил выдвинуться на съемку в одно из заранее намеченных мест. Если вы собираетесь снимать пейзажи, обязательно составляйте некий список красивых мест, точек съемок, ходите на фоторазведку. Это поможет на самой съёмке работать быстрее и продуктивнее.

В тумане многие, казавшиеся раньше обыкновенными места, смотрятся необычными, сказочными. Туман отлично подчёркивает объём, воздушную перспективу в кадре.

В тумане многие, казавшиеся раньше обыкновенными места, смотрятся необычными, сказочными. Туман отлично подчёркивает объём, воздушную перспективу в кадре.

Итак, вы пришли туманным утром на место съёмки. Надеюсь, вы не забыли штатив? Ведь освещение утром не такое уж интенсивное, и без штатива придётся снимать либо на высоком ISO и получать кадры, испорченные цифровым шумом, либо снимать с рук на слишком длинных выдержках и получать кадры, испорченные “шевеленкой”.

Чтобы получить резкий пейзажный снимок, в подавляющем большинстве случаев стоит использовать штатив.

Чтобы получить резкий пейзажный снимок, в подавляющем большинстве случаев стоит использовать штатив.

Подытожим. Чтобы сделать качественный снимок, необходимо:

Установить камеру на штатив.

Настроить минимальное ISO. Для большинства фотоаппаратов, это ISO100.

Чтобы весь кадр был резким, стоит снимать при диафрагме, закрытой до f/8. Так мы добьемся большей глубины резкости. Кроме того, именно на f/8 большинство объективов демонстрирует максимальное качество изображения.

Разумеется, все эти манипуляции можно сделать только в режимах М или А. Я снимаю пейзажи только в режиме М, чтобы автоматика камеры не вмешивалась в моё творчество. Если вы пока не знаете, как снимать в ручных режимах, советую поскорее научиться это делать. А пока, можно использовать сюжетную программу “пейзаж”, которая есть во всех любительских фотоаппаратах.

Я при фотографировании использовал фотоаппарат Nikon D810 с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Для пейзажной съемки можно порекомендовать именно широкоугольные объективы. Ими пейзажисты пользуются чаще всего. Из интересных широкоугольных объективов на полный кадр кроме упомянутого Nikkor 18-35, можно посоветовать шикарный Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED Nikkor, обладающий не только прекрасной резкостью, но и высокой светосилой. Или же Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor, обладающий стабилизатором изображения. Для камер формата APS-C (Nikon D3200, Nikon D3300, Nikon D5300), существуют разработанные специально для них объективы, дающие даже с учетом кроп-фактора широкий угол обзора. Среди такой оптики можно выделить Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. Ну а если же вы собираетесь снимать пейзаж первый раз, то вполне будет достаточно китового объектива с фокусными расстояниями 18-55 мм.

Уроки фотографии: съемка в тумане

Фотографии, сделанные в туманную погоду, очень атмосферны. Однако и сделать хорошую фотографию в таких условиях достаточно сложно.

Туман обычно образуется поздно вечером и сохраняется до раннего утра. Также чаще всего его можно встретить возле водоема, чья температура немного выше, чем воздуха.

Съемка в туман отличается от обычной съемки в обычный день. Перед вами больше не четкая контрастная насыщенная картинка.

Туман рассеивает свет. В сравнение с освещением от уличного фонаря или от солнца в ясный день контрастности будет недостаточно:

Но, несмотря на эти недостатки, туман – это инструмент, который делает объект вашей съемки более объемным и интересным, придает особое настроение. Главное знать, как создать это настроение.

Акцент на глубине

Объекты в кадре находятся визуально дальше, также они становятся меньше и менее контрастными. И это может быть либо проклятием, либо благословением. Проблема в том, что расстояние между близкими и отдаленными объектами преувеличивается, и то, что находится дальше очень трудно фотографировать.

Например, на фотографии выше мы видим примерно 4 «слоя» деревьев перед мостом. Заметьте, как насыщенность цветов и контрастность постепенно спадает.

И хотя нет четко определенных правил съемки в тумане, лучше, чтобы хотя бы несколько объектов было вблизи от камеры. Так хотя бы часть снимка будет контрастной и насыщенной.

Освещение

Вода в тумане рассеивает и смягчает свет. Но свет от направленного или яркого источника может мерцать. Классический пример – кадр в лесу ранним утром: если фотография сделана по направлению света, лучи полосами «расходятся» от деревьев и рассеиваются в тяжелом утреннем воздухе.

На примере выше, свет из открытого окна видно четко, но лампа около моста частично закрыта деревьями. Но если отойти на несколько шагов назад и лучей света из окна тоже не будет видно.

Другими словами, лучи света лучше всего видны, если вы расположены близко к их источнику.

Но с другой стороны, если туман очень густой, а свет яркий, то лучи света будет видно из любой точки.

Формы и силуэты

В туманную погоду можно интересно обыграть формы любых предметов. Иногда объект съемки может просто превратиться в силуэт. На фотографии с лебедем мы видим пример того как выделяется силуэт на фоне тумана.

Секрет в том, чтобы выстраивать экспозицию по туману, а не по объекту. Также не забывайте о расположении вашего объекта съемки по отношению ко всему, что его окружает. Иначе его силуэт может пересечься с чем-то другим и вы не получите желаемого результата.

На фотографии выше, например, резные ворота выделяются сильнее, чем ветви деревьев.

Съемка снаружи тумана

Вы скорее всего скажите: «Но снимать лес снаружи очень сложно». Потому что на самом деле сложно передать объем картинки, когда в кадре просто много деревьев. Вам нужно отойти от леса так далеко, чтобы вы смогли видеть его границы. Этот же совет подходит и для съемки тумана. Так вы и захватите прекрасное природное явление, и избежите всех его недостатков.

Время

В данной съемке время очень важно, т.к. туман, как и любое природное явление, весьма не предсказуем, и в зависимости от времени суток, у вас будет разное освещение. Он может быть очень густым, а потом постепенно начнет рассеиваться и станет похож на тонкое одеяло. Однако мы не всегда можем заметить, как происходит это изменение. Ниже вы видите фотографии сделанные в течение 6 минут:

Ссылка на основную публикацию