Фотография жанровая и репортажная | Foto-kadr.ru

Фотография жанровая и репортажная

Фотография жанровая и репортажная

Сегодня нам хочется поговорить с вами о двух самых, пожалуй, интересных направлениях в искусстве фотографии – о фотографии жанровой и фотографии репортажной. Как правило, пейзажными снимками, портретами или натюрмортами зритель только любуется и наслаждается. А вот жанр и репортаж заставляет рассматривающего снимки еще и задуматься. Задуматься, порой, о достаточно серьезных проблемах.

Автор фото: Alex

Автор фото: Bruce Davidson

Давайте, прежде всего, определимся с понятиями: что же такое есть жанровая фотография и фотография репортажная? Чем они отличаются друг от друга и что между ними общего?

Фоторепортаж – это в первую очередь отчет фотографа о каком-то мероприятии, событии, на котором он побывал. Но в то же время это и некая метафора, которая должна привлечь внимание зрителя, призвать зрителя к размышлениям о том, что изображено на снимках, заставить его выработать свое отношение к происходящему событию, о котором рассказано в репортаже.

Автор фото: Bruce Davidson

Автор фото: Bruno Barbey

Работа над фоторепортажем требует от его автора определенного опыта работы. Так просто репортаж не снимешь. Для этого нужно развивать в себе умение видеть сюжет, владеть знаниями о том, что снимаешь. Например, снимая репортаж с футбольного матча нужно как минимум знать правила игры в футбол. Для съемки репортажа о театральной премьере нужно знать хотя бы основы театрального искусства… Конечно же, для работы в этом жанре нужно в совершенстве владеть техникой фотосъемки.

Фотограф, занимающийся репортажной съемкой, обязан не забывать о логике происходящих вокруг него событий, знать эти события, грамотно отслеживать и показывать зрителю взаимосвязь его элементов, этапов. Опытный мастер фоторепортажа вроде бы, казалось, совершенно незначимое, пустяковое событие способен преподнести нам с вами как завораживающую, фантастическую историю. Если уж вы решили посвятить свое творчество фоторепортажу, то качества интересного рассказчика вам надо обязательно в себе развивать. Но не забывайте при работе над репортажем и об авторском видении происходящего, об авторском субъективизме. Ведь любой репортажный снимок отражает не только собственно факт изображенного события, но и отношение к нему автора фоторепортажа. Проще говоря, фотограф как бы склоняет зрителя к своей точке зрения, только делает он это не обычными словами, а языком фотографии. Таким образом, он, сам того не замечая, занимается пропагандой той ситуации, того события, которое развертывается перед объективом его фотоаппарата. Впрочем, делать это можно и осознанно, целенаправленно. Но это уже, что называется, высший пилотаж.

Автор фото: Bruno Barbey

Автор фото: Bruno Barbey

Таким образом, легко можно придти к простому умозаключению: фоторепортаж, или даже всего лишь одна репортажная фотография по сути своей всего лишь интерпретация. Но она должна быть честной. Без всяческих подтасовок и обмана зрителя. Это тут просто недопустимо.

А вот жанровая фотография, в отличие от репортажной, изображает сцены, происходящие вокруг нас в повседневной жизни. Показывает нам образы людей, находящихся вокруг нас. Тут для фотографа важно уметь увидеть и вовремя зафиксировать необычные, яркие моменты будничной жизни. Работа над жанровой фотографией позволяет фотографу в своем творчестве быть интересным, подвижным, в чем-то даже и необычным, чутко реагировать на происходящее. Жанровые фотографии можно смело назвать уникальными. Ведь сюжеты, запечатленные на них, никогда уже больше не повторятся.

Автор фото: Bruno Barbey

Автор фото: Bruno Barbey

Что важно знать и уметь фотографу, занимающемуся жанровой фотографией?

Главное, научиться не только видеть происходящее, замечать вокруг себя всё интересное и необычное, неординарное, но и четко понимать, что именно сейчас происходит перед объективом фотокамеры. Важно уметь выбрать нужную точку съемки, сделать снимок с выгодного ракурса, моментально, еще в процессе съемки, успеть поработать над композицией кадра, мысленно прокрутить в свой голове сюжет и многое другое. Всё это приходит с опытом, с навыком. Для того, чтобы этот навык в себе выработать, фотограф должен очень много работать. И этот труд будет вознагражден. Вы научитесь снимать как бы не думая, на интуитивном уровне.

Непосвященному или новичку в фотографии может показаться, что фоторепортаж и жанровая фотография очень похожи друг на друга по своей сути. Но это расхожее заблуждение.

Автор фото: Bruno Barbey

Автор фото: Burt Glinn

Основное, что отличает жанровый снимок от репортажного – это то, что человек показан на нем крупным планом. Крупным планом не в композиционном смысле, не лицо в полный кадр, а в его смысловом значении. Человек должен быть показан во всех своих переживаниях, эмоциях, настроении. На жанровой фотографии человек должен быть как бы выхвачен взглядом фотографа, щелчком фотокамеры, из общего потока происходящих событий современной будничной жизни. Человек со всеми своими сложностями, со своим внутренним миром – вот что главное в жанровой фотографии. Вот что важно научиться передавать зрителю.

Еще один признак, отличительная черта жанра в фотографии – это теплота интонаций, некая лиричность, мягкость, проникновенность. Хорошая, мастерски сделанная жанровая фотография – это, можно сказать, целый спектакль со своей драматургией. Зритель должен ощущать, как бы видеть то, что было до того, как фотограф нажал на спусковую кнопку фотоаппарата. И что будет через минуту, через час и даже на следующий день…

Репортажная фотография

Очень часто каждому из нас доводится быть участником чего-то. Свадьба друзей, корпоративная вечеринка, общественная деятельность, коммерческая презентация, погодная аномалия, дорожно-транспортное происшествие и остальные явления общественной или личной жизни объединены одним понятием: событие — то, что имеет место быть, происходит, наступает или в произвольной точке пространства-времени (природные катаклизмы или аномалии, чрезвычайные происшествия и т.д.), или в определённой точке пространства-времени (митинг недовольных или презентация нового товара в супермаркете и т.д.).

При этом мы можем быть как непосредственным участником события и идти в колонне митингующих, так и наблюдать за происходящим со стороны. Так вот: фотография, полученная с места какого-либо события, называется репортажной, а фотограф, работающий в этом жанре — фоторепортёр или фотожурналист. Сегодня, когда мобилография как разновидность фотоискусства стала очень популярна, практически каждый из нас является фотожурналистом. При этом у каждого есть возможность зафиксировать событие как со стороны, в качестве наблюдателя, так и «изнутри» в качестве участника (селфи). Достаточно иметь при себе мобильный телефон со встроенной фотокамерой, и селфи палку.

Давайте попробуем разобраться, чем репортажная фотография отличается от уличной или документальной. Итак: первое отличие — повествовательность. Или объём информации на каждый условный квадратный сантиметр фотографии. Чем больше информации о событии, изображённом на снимке, сможет получить зритель, тем лучше. Если художественная фотография или уличная фотография могут в своём содержании допускать элемент недосказанности, завуалированности, то репортажная фотография должна максимально информативно рассказать зрителю о том, что увидел фотограф. Крупный план букета цветов в руке вряд ли поможет рассказать зрителю, что это: возложение цветов на могилу, вручение цветов на первом свидании или продавец цветов с букетом в руке.

Последний звонок в школе

Тот же последний звонок

Из повествовательности вытекает второе отличие — объективность. Если по каким-то причинам (неправильная точка съёмки , неудачный ракурс или несоответствующий съёмочный план ) фотография дополняется другими информативными элементами (название фото, заголовок статьи и т.д.), представление о сути события не должно быть перевёрнуто «с ног на голову».

Футболиста, плачущего на футбольном поле, можно представить зрителю как автора гола со слезами счастья на глазах, а можно представить как виновника гола, пропущенного его командой.

«Юноша спас жизнь пенсионеру по время пожара. «

А на самом деле студенты-медики практикуются на макете

Если фоторепортёр с места события делает фотохронику (систематизация события посредством нескольких фотографий), в этом случае последовательность снимков, представленных на суд зрителя, должна соответствовать хронологии развития событий — это третье отличие.

В том случае, когда все три вышеперечисленные условия выполнены, репортажная фотография может считаться беспристрастной.

Вторая мировая война породила не только всплеск спроса и предложения на рынке качественной репортажной фотографии, но и стимулировала производителей фотооборудования к разработке и внедрению более быстрых и компактных фотоаппаратов. И уже начиная с 1970-х годов именно благодаря технологическому прорыву в фотосъёмке и фотообработке репортажная фотография начинает обретать коммерческий окрас и всё больше и больше экспонируется в художественных галереях.

Наиболее удачным примером использования коммерческого потенциала репортажной фотографии является свадебная фотосъёмка. Всё, что свадебный фотограф фиксирует без применения дублей и постановочных эпизодов — свадебная репортажная фотография — жанр, набирающий сумасшедшую популярность в наши дни.

Статьи по теме:

© Студия Бекар . Все права защищены.

Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.

Про фото PRO

Особенности жанровой фотографии

Жанровую фотографию без лишних преувеличений можно назвать самой сложной и субъективной категорией. Спорить о жанровости отдельно взятого снимка неблагодарная затея. Исторически сложилось, что жанровой считается фотография демонстрирующая событие, человека в какой-либо ситуации, действии. Все это атрибуты документальной фотографии, где нет места постановке. Но в истории фотографии известны случаи, когда жанровая фотография целиком продумана и постановочна.

Каждый сам для себя должен решить, где заканчивается жанровость и начинается постановочное фото. По правде говоря, в природе отсутствует не постановочная фотография. Даже полностью случайный кадр не может существовать без вмешательства фотографа, что по сути и является ничем иным как постановкой. Представим другую ситуацию: фотограф скомпоновал кадр и выжидает нужную ситуацию для того чтобы своевременно нажать кнопку спуска затвора. Это классика жанровой фотографии, но как видим не без элементов постановки.

Любопытно сравнение репортажной фотографии и жанровой. При всей внешней схожести у них достаточно и различий. Репортажные портреты политиков, деятелей культуры, гражданских активистов или просто обычных людей остаются всего лишь сканированием реальности без всякого намёка на жанровость. Но стоит поместить кого-либо из вышеперечисленных людей в определённую ситуацию с ярко выраженным действием, историей или даже взаимодействием объекта съёмки с окружением – этот снимок в тот же час смело причисляем к жанровому.

В мире все относительно и фотография не исключение. Глупо разделять жанры фотографии по чётким канонам. А как же быть с пейзажем, где присутствует человек. Это портрет или пейзаж? Кстати говоря, только лишь классическому пейзажу, да натюрморту невозможно причислить жанровость. Даже съёмку моделей для глянцевых журналов при желании можно наделить и жанровостью, и репортажностью при этом не отнимая постановочности. Другой вопрос будет ли это востребовано в печатных изданиях. Здесь дело скорее в готовности изданий эволюционировать.

Портретная фотография уже начала своё стремительное движение к жанровой категории. Все чаще можно увидеть правдоподобные портреты документального стиля с продуманным светом и заранее обозначенной темой. Да, это не чистая жанровая фотография, но её присутствия нельзя отрицать. Фотография не может стоять на месте, эта взаимосвязь жанров и дальше будет усиливаться.

Статья написана специально для сайта Про фото PRO

Особенности жанровой фотографии.
Взгляд Сергея Шандина

29 мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер состоялся мастер-класс Сергея Шандина, посвящённый жанровой фотографии. Вместе с участниками он попытался попытался найти отличия жанровой фотографии от журналистики и других видов фотографии.

По мнению Сергея Шандина, жанровой фотографии присущи три главных критерия:

Документальность, наличие истории и сюжета (то есть – что показано?), форма и композиция (как показано?). На каждой составляющей жанровой фотографии Сергей остановился подробнее. Приводим фрагменты его выступления.

О документальности жанровой фотографии

Когда мы говорим о делении фотографии на жанры, мы должны понимать, что есть определенные условности, — рассказал Сергей Шандин. — У фотографии есть характерная черта, которая отличает ее от других видов искусства, от живописи, например. Авторская манера, выбор композиции и цветовой гаммы, — всё это свойственно и живописи. Но почему человек берт в руки не кисть и краски, а именно фотоаппарат?

Главные составляющие жанровой фотографии: документальность, наличие истории и правильная композиция. Фото Сергея Шандина

В жанровой фотографии главное то, что все эти элементы можно обобщить. Фотографии свойственна документальность. Глядя на фотографию, мы можем сказать: «Да, это было». Остановленное время, актуальность, истинность момента – вот те черты, которые отличают фотографию от других видов искусства.

Жанровая фотография: возможна ли постановка?

Фотография может не обладать документальностью, если фотограф сделал постановочный снимок. В качестве примера можно привести работы Робера Дуано. Он часто прибегал к постановке, приглашал актеров и друзей, которые играли определенную сценку. Если мы не называем фотографию документом, то, по большому счету, нет разницы: постановочная фотография или нет. Если же фотограф просто создает ситуацию, не претендуя на документальность, то постановка возможна.

Робер Дуано часто прибегал к постановочной фотографии, заранее договариваясь с актерами и прохожими. Такая фотография тоже является жанровой, но лишена документальности.

Также, фотография может не содержать в себе события или истории. Она может не обладать сюжетной и композиционной фотографией. Если же все эти черты есть, мы можем назвать фотографию жанровой.

Фотограф выбирает сюжет, чтобы представить его зрителям

В фотожурналистике фотограф исследует некое явление и пропускает его через себя. Это понятие гораздо шире, ем жанровая фотография. Для жанровой фотографии важно наличие сюжета. Кстати, фотография может создавать сюжет, которого нет. Если сюжет возникает в фотографии, хотя в жизни его не было, возникает история. Фотография в таких случаях создает реальность, которой не было. Перед фотографом развёрнут целый мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Он должен так выбрать элементы и героев, которых хочет показать в кадре, чтобы фотография представляла собой историю. Поэтому так важна композиция. Она должна быть хорошей, потому что она определяет восприятие кадра. Если композиция не очень удачная, зрители не поймут сюжетную часть фотографии.

Взгляду фотографа предстаёт весь мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Фото Сергея Шандина

Гораздо важнее границы между тем, документ это или нет. В любой фотографии всегда присутствует сам фотограф. Он определенным образом влияет на ситуацию. Уже одно его появление влияет на ситуацию и определяет поведение людей, попадающих в кадр. Поэтому ни одна фотография не может быть на сто процентов объективной и документальной. Уже только своим присутствием фотограф привносит элемент поставки.

В жанровой фотографии всегда есть история

Важно не только что показано, но и как то показано. Любое событие можно показать интересно, а можно показать не интересно. Критерии интересной фотографии довольно субъективны. Для понимания одних работ нужно знать историю искусств, для других –нет. Померить линейкой степень красоты невозможно. Андре Кертеш, к примеру, преуспел в создании и сюжетной фотографии, и той фотографии, в которой важна форма.

Одна из важнейших составляющих жанровой фотографии – форма. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Мы смотрим на кадр и говорим, что это красиво. Фотограф Трент Парк снимает самые обыкновенные сюжеты, но подмечает сочетание удивительных элементов.

Часто в таких работах может быть очень слабо обозначен и выражен сюжет. Зато богатство форм – мы смотрим на фотографию и просто говорим, что это красиво. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Сложение элементов в некую фигуру, абстрактную. Форма определяет в этом случае возникновение сюжета.

Фотография тоже пытается искать новые выразительные средства. С течением времени выразительные средства менялись несколько раз.

Ещё один интересный фотограф – Трент Парк. Он снимает, по большей части, самые обыкновенные сюжеты, но показывает их так, что мы удивляемся.

Где искать сюжеты?

Большинство хороших фотографов, известных мне, используют одну тактику. Они заранее решают, что хотят снять. Фотограф должен идти на прогулку с определенным намерением поснимать что-либо.

В жанровой фотографии важно уметь «рассчитать» картинку и дождаться нужного момента. Фото Анри Картье Брессона

Истории можно найти везде. Ваше намерение определяет соответствующее оборудование, которое вам нужно взять с собой. Важно знать места, в которых вы можете снять то, что задумали. Можно найти место, в котором возникает ситуация, «предвидеть» интересный кадр и ждать подходящего момента. Съёмка «из засады» — один из методов жанровой фотографии.

Жанровая фотография: в чём отличия от репортажа?

Репортаж – это когда вы чётко знаете, что будет событие и снимаете его. Если вы снимаете бегущую через дорогу бабушку – это не репортаж, это жанровая фотография, или стрит-фотография. Спортивная фотография – это тоже репортаж.

Выводы

Лучший способ для создания жанровый фотографий – вжиться в ситуацию, в событие, в лица и наладить прочный эмоциональный контакт с героями. Нужно время, чтобы прочувствовать ситуацию. Идеально, если у вас есть достаточно времени для того, чтобы дождаться такого настроения.

Фотография показывает простые вещи так, что нам на них интересно смотреть. Во время съёмок фотографы зачастую не понимают, что делают. Важно потом, из отснятого материала выбрать одну картинку из сотни. Можно в любом изображении найти подстрочник. Фотография должна говорить со зрителем на простом понятном визуальном языке. Сколько смотрящих, столько и ассоциаций. Не нужно мешать зрителю увидеть что-то своё.

Важно заранее «просчитать» картинку. Увидеть и понять, что тут может сложиться картинка, а потом дождаться момента – появления человека в кадре.

Фотография жанровая и репортажная

Войти

Что есть что: жанровая фотография, репортажная, социальная.

На ФотоДеле иногда попадаются хорошие статьи.
Для начала банальность: если зритель задержался на фотографии хотя бы на пять секунд- это хорошая фотография (с) — А. К-Брессон. А что может задержать вечно спешащего зрителя? — Что-то необычное, что он не видел. Новые экзотические места или неожиданная рифмовка в обыденном; что-то привычное с неожиданного ракурса или непривычно освещенное. Очевидно? — Абсолютно. Но пока сформулируешь..)

Репортажная фотография — это фотографический отчет о событии, из которого зрителю понятно, что произошло, где, когда и с кем. Однако хороший репортаж вовсе не является сухой констатацией факта. Он должен содержать обобщение, образ, метафору, то есть отвечать еще и на вопрос «почему», а значит, быть авторским высказыванием. Это довольно трудная задача. Решение ее требует не только высокого технического мастерства, но и немалого культурного багажа. На известном снимке блестящего отечественного репортера Сергея Максимишина, сделанном в психоневрологическом интернате, изображено чаепитие пациентов. Люди весьма характерного вида сидят за столом перед самоваром, о чем-то разговаривают. А над головой у них висит икона Спасителя. А еще выше — часы. И каждый, кто хоть что-то в своей жизни прочитал, понимает: интернат интернатом, но на фотографии — тайная вечеря. Согласитесь, сопоставление не тривиально, и тут есть над чем подумать. В принципе, возможны два подхода. Я показал, как все было, а вы, зрители, решайте, как к этому относиться. И второй: было так, и вот что я об этом думаю; зрители вправе соглашаться или не соглашаться с моей оценкой. В споре о том, должен ли репортер быть беспристрастным, я на стороне интерпретаторов, не только рассказывающих о событии, но и анализирующих его, выражающих свое к нему отношение. Потому что хороший рассказчик сам должен быть интересной личностью. Потому что бывают события, на которые, если ты порядочный человек, смотреть беспристрастно невозможно. Понятно, что интерпретация должна быть абсолютно честной, не допускающей вранья и подтасовок.

Под жанровой фотографией понимается изображение сцен и образов повседневной жизни. Как правило, в ней прочитывается та или иная история, имеется действие. Хороший фотограф, вопреки распространенному мнению, должен не столько уметь «видеть», сколько уметь понимать, что именно он видит. В той немыслимой мозаике, которую жизнь постоянно раскладывает перед нашими глазами, нужно успеть мгновенно прочитать сюжет (если и когда он вдруг сложится), разглядеть ядро ситуации там, где большинство людей просто пройдет мимо. Фотография ценна тем, что позволяет остановить мгновение. Но каждое ли мгновение «прекрасно»? Каждое ли нужно останавливать?

К сожалению, мы живем в несовершенном мире. Проблемы бездомных, наркоманов, детей-инвалидов и стариков — те темы, которые до последнего времени было неприлично обсуждать. Однако, общество, к счастью, меняется, и наконец-то люди повернулись лицом к тем, кого судьба больно ударила. Каждый борется с проблемами, как может. Фотографию, которая открывает глаза на эту боль общества называют социальной. Социальная тема является одной из самых пронзительных в фотографии. Оно и понятно — неприкрытая правда больно бьет по глазам. Социальные проекты — дело некоммерческое и затратное. Но, несмотря на это, они приобретают все большую популярность, поскольку имеют огромное значение в формировании личности современных молодых людей. Формы и масштабы социальных проектов бывают самые разные: государственные и частные, большие и маленькие.

Семья через призму камеры
На счету Владимира Мишукова более десяти выставок и многочисленные призы международных конкурсов. Из мастеров, представленных в этой статье, Мишуков «социален» более чем кто-либо другой. Он работает на стыке жанра, репортажа и социальной фотографии. Сложно сказать, какой из проектов Владимира является наиболее известным. Первым его проектом была серия работ «Люди-людям», включавшая в себя снимки, сделанные в Бутырской тюрьме. Особый общественный резонанс вызвали его совместные работы с режиссером Звягинцевым на съемках «Изгнания» и «Возвращения». Тут проявился именно этот стык, момент слияния жанра и репортажа с острым социальным проектом. Две выставки — «Предчувствие» и «Возвращение» долго были одними из самых обсуждаемых событий культурной жизни Москвы. Кстати, очень славные фильмы.
Мишуков, обладатель трех «Серебряных камер», считает себя любителем, но любителем от слова «любить». Значит, человек делает то, что ему любится, нравится. Пусть он еще не умеет правильно выставлять экспозицию, композиционно мыслить, но при взгляде на что-то у него екает сердце, он останавливается и начинает это снимать. Тратит много времени, сил, пленки, но находит «свой» кадр. Для него фотография — путь познания мира, но никак не самоцель.

Мастер репортажа
Сергей Максимишин — один их наиболее известных в России фотографов. Его работы постоянно публикуются в российской и западной деловой прессе. Сергей не раз был удостоен профессиональных премий как в России, так и за рубежом.
На его счету несколько крупных социальных проектов, в которых он принял самое непосредственное участие. Фотофильм «Последняя империя» — это работа, в которую вошли лучшие кадры из его репортерских поездок по России и бывшим советским республикам — осколкам великой империи. Работа над серией началась в 1994 году, и по мере накопления снимков, Сергею понадобилось как-то систематизировать их, однако, в отличие от классического варианта — книги-альбома, Максимишин выбрал форму фотофильма, сопровождаемого музыкой военных маршей ХХ века. Невеселая история, на которой основана серия, вызывает не только негативные эмоции, но и осуществляет полное погружение в историю. В сентябре этого года в Винзаводе прошла его выставка «10 Лет».

Случилось так, что становление фотографа Максимишина пришлось на период между двумя тысячелетиями, двумя экономическими катаклизмами, и по его снимкам и фотоисториям люди смогут судить, как все было до глобального экономического кризиса.<> Мы вошли в новый виток развития человеческого общества. Каким оно будет через следующее десятилетие? Как изменится мир? Надеюсь и верю, что мы сможем это узнать, в том числе и благодаря блестящему фотожурналисту, великолепному рассказчику Сергею Максимишину.

С верой по жизни

В числе заслуг Андрея Радкевича не только преданная работа в качестве социального корреспондента. Он получил первое место во II международном журналистском конкурсе «Евразия. Социальный портрет». Конкурс проводился Международной конфедерацией журналистских союзов, «Евразия Медиа-Центром» и Международной академией телевидения и радио под патронажем ЮНЕСКО. Присланные на конкурс 1012 фотографий отражали социальные проблемы наших дней: богатство и бедность, проблемы трудных подростков, беспризорников, наркомании, страшные последствия военных конфликтов и другие острые социальные темы. Первое место досталось Андрею Радкевичу за фото под названием «Бедность детству не помеха».

Избранные фотографии Геннадия Бодрова поразительно умны, они всегда о смысле жизни, а не о странностях вчерашней погоды. Ему не удавались фотокартины, это не его жанр, он не художник-дизайнер, он фотограф, но фотограф от Бога. Его фотографии — это не фотоохота за интересными событиями или сюжетами, способными поразить или удивить, это фотографии-исследования, прозрение смысла. Есть в России фотографии, более совершенные по пластике или извечной фотографической игре света и тени, есть прекрасные журналистские находки, есть у нас хорошие фотографии, но таких умных, поэтически тонких и подлинно философских очень мало.

Не умение видеть, а умение понимать увиденное, разъединять его на части и подробности, а потом, наоборот, объединять их в такие сочетания, которые обладают смыслом, заряжены энергией идеи, умного и глубокого содержания.

Жанровая фотография в России: что стоит знать

Игорь Мухин, без названия, 2006г. © Igor Moukhin

История жанровой фотографии в России уходит корнями в конец XIX века, когда первопроходцы уже достаточно отшлифовали свое мастерство на студийных портретах и немало потрудились в лабораториях для усовершенствования технической стороны фотопроцесса.

Стоит отметить, что на ранних этапах развития жанровая фотография в России представлена в основном репортажными сериями и вызывает больше документальный интерес, нежели нравственно-эстетический. Ярчайшим представителем дореволюционной школы фоторепортажа является Карл Карлович Булла, чья жизнь и профессиональная деятельность заслуживают отдельного внимания, ведь он прошел путь от простого курьера в фирме по продаже фотопринадлежностей «Дюнант» до фотографа Министерства императорского двора и Управления санкт-петербургского градоначальника.

Однако в данной статье нас интересует его участие в развитии репортажной и жанровой фотографии в России, поэтому первой важной датой в биографии Карла Буллы будем считать 1886 год, когда Министерство внутренних дел выдает фотографу «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга».

Карл Булла, Посетители в первой женской аптеке А.Б.Лесневской. Невский пр.32, 1908 г. Источник: [www.agentru.spb.ru] (http://www.agentru.spb.ru/)

Карл Булла, Автопортрет. Источник: www.ogoniok.com

Будучи к тому времени владельцем самого модного и дорогого фотоателье в центре Петербурга, Карл Булла не спешит воспользоваться данным разрешением — он слишком загружен работой и увлечен коммерческой съемкой, у него нет ни времени, ни желания снимать для себя и для искусства. Все меняет 1894 год, когда становятся официально разрешены бланки открытых писем (проще говоря, открыток) частного изготовления в стандарте Всемирного почтового союза. Карл Карлович не упускает возможность лишний раз заявить о себе на международном уровне, он с особым усердием и трудолюбием берется фотографировать то, что может быть интересно не только узкому кругу людей, но и привлечет внимание общественности. Невозможно перечислить все темы его фоторепортажей: это и светская хроника, и освещение всех значимых исторических событий, и бытовые сцены из жизни петербуржцев, и снимки, сделанные в производственных цехах, и сцены из церковной жизни, и многое другое. Фотограф интересовался всем и брался за любую работу.

Рекламное объявление 1912 года гласило: «Старейший фотограф-иллюстратор К. К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время при искусственном свете». Это говорит о его небывалой энергии и полной отдаче своей профессии, именно эти качества позволили фотографу добиться такого успеха.

Александр Родченко, Лестница, 1930г. Источник: [www.left.ru] (/http://left.ru/)

Александр Родченко, Фабрика — кухня, 1932г. Источник: [www.sujet.ru] (http://www.sujet.ru/)

Карл Булла оставил уникальный фотоархив. Это богатейшее документальное наследие, по которому вполне можно изучать историю отечества начала XIX века. Однако эти фотографии сложно назвать жанровыми. Да, они ярко характеризуют особенности того времени, да они повествуют о жизни разных социальных слоев, да, они дают некоторое представление о традициях и духовных ценностях наших предков, однако в большинстве своем они лишены эмоциональной составляющей и не приносят эстетического наслаждения, не вызывают каких-либо чувств и не дают пищи для размышлений. Они носят познавательный характер и по праву называются репортажными. Репортаж — это уже история, но еще не жанр.

Советский период подарил нам величайшего мастера репортажной и жанровой фотографии, изобретателя новых совершенно немыслимых ракурсов, человека, вдохнувшего новую жизнь в документальную репортажную съемку, — Александра Родченко. Родченко, отдаляясь от бытовых тем, старается придумать новый способ донести до окружающих важные исторические и социальные моменты. Его сюжеты полностью осмыслены, они несут в себе некоторую задумку и заставляют зрителя совершенно по-иному подойти к их восприятию, фотографии Родченко необходимо не только смотреть, но и понимать.

Александр Родченко, Беломоро-Балтийский канал. Работа под оркестр. 1933. Источник: [www.sujet.ru] (http://www.sujet.ru/)

«Когда мы стали сканировать не отпечатанные прежде пленки, стало видно, что Родченко снимает фотографию, а в уме у него кино», — говорит автор-составитель монографии «Александр Родченко. Фотография — искусство» Александр Лаврентьев. Любопытно отметить, что восприятие фотографий Родченко в советское время и сейчас может сильно различаться в первую очередь по идейным соображениям.

Взять, к примеру, фотографию 1934 года «Два поколения», она как бы состоит из двух частей: на переднем плане мальчишки расположились на траве и общаются между собой, совершенно не обращая внимания на стройных, подтянутых парней-спортсменов, которые выстроились в шеренгу на заднем плане. Вот как «расшифрован» замысел фотографа в статье, опубликованной в 1986 году в журнале «Советское фото» №6: «Физкультурники, ладные парни в майках и трусах, показаны на заднем плане — они как бы служат напоминанием об излюбленной теме репортера, который в 1930-е годы не раз обращался к этому сюжету. А на переднем плане мы видим трех мальчишек: они оживленно беседуют о чем-то и не очень-то реагируют на происходящее. Намеренное снижение темы, ее обытовление вкупе со снайперски найденным названием снимка передают мысль фотографа: сегодняшние беззаботные мальчишки завтра станут такими же стройными, подтянутыми, сильными юношами».

Виктор Ахломов, Сокольники, 1991г. © Viktor Akhlomov. Источник: www.mdf.ru

Виктор Ахломов, Кирилл, 1978г. © Viktor Akhlomov. Источник: [www.mdf.ru] (http://www.mdf.ru/)

Игорь Мухин, без названия (снято в Нижнем Новгороде) © Igor Moukhin

Казалось бы, странная интерпретация, если снижение темы, то мысль должна идти в противоположную сторону, то есть от спортсменов к мальчишкам — например, что спортсмены устали стоять в шеренге и хотят точно так же поваляться на газоне и поболтать на отвлеченные темы в свое удовольствие. Однако советская идеология никогда не позволила бы интерпретировать фотографию таким образом, и похожее идеалистическое описание сопровождало многие советские жанровые снимки.

В довоенное время были также популярны бытовые фотоочерки о жизни рабочих и колхозников. В погоне за интересным и нужным сюжетом фотографы шли на всякого рода ухищрения, вплоть до фальсификации реальных событий, и прибегали к постановочной репортажной съемке. В 1950-е и 1960-е годы резко возрастает интерес к жанровой фотографии, вместе с тем быстро развивается советское производство камер, оптики и фотоматериалов, что делает фотографию доступной для широких масс. На пленку фиксируется все, всегда и везде, фотолюбители выходят на охоту за интересными сюжетами, стараются подловить нужный момент, застать событие в своей кульминации.

Юрий Рыбчинский, Ветер, 1985г. © Yuriy Ribchinskiy. Источник: [www.mdf.ru] (http://www.mdf.ru/)

Юрий Рыбчинский, Девочка в переулке, 1985г. © Yuriy Ribchinskiy. Источник: [www.mdf.ru] (http://www.mdf.ru/)

Репортажная часть потихоньку отходит на второй план, вперед вырывается эмоционально окрашенная и динамичная жанровая составляющая. Фотография становится большой площадкой для творческой самореализации, появляются понятия «фотоискусство» («советское фотоискусство») и «фотохудожник». Открываются многочисленные фотокружки и фотообщества, на базе которых проводятся выставки, устраиваются лекции и семинары, печатаются фотожурналы и тематические сборники фотографий. Среди представителей советской и постсоветской жанровой школы можно выделить таких замечательных фотохудожников, как Игорь Мухин, Александр Лапин, Юрий Рыбчинский, Виктор Ахломов и еще много имен, чьи фотографии могут вызвать улыбку или заставить поморщиться, разбудить чувство жалости или спровоцировать на спор — одним словом, окатить волной эмоций, что, собственно, и требуется от жанровой фотографии.

Современная жанровая фотография Дмитрий Станякин, Пятое измерение © Dmitry Stanyakin

Сергей Румянцев, Из серии «Дети Арбата» © Sergey Roumyancev. Источник: [www.mdf.ru] (http://www.mdf.ru/)

В современную эпоху технического прогресса, когда цифровая фототехника открывает новые горизонты и на жесткие диски компьютеров гигабайтами сыплются фотоизображения любой тематики, сделанные со всех мыслимых и немыслимых ракурсов, способные проиллюстрировать событие в самых подробных деталях; когда кажется, что все уже снято и переснято по многу раз, а то, что еще не снято, непременно воссоздается искусственным путем в фотостудиях и на выездных костюмированных фотосессиях…, жанровая и репортажная фотография в России выходит на совершенно иной уровень. На этом уровне нельзя забывать ни о единой детали, все должно быть идеально: ракурс, композиция, свет, резкость, сюжет, настроение — иначе кадр не оценят или оценят, но не запомнят. А для жанрового фотографа положительная оценка массового зрителя является тем стимулом, который позволяет жанровой фотографии не стоять на месте, а двигаться вперед и выходить на новые занимательные этапы развития.

Почему репортажная съемка — лучший жанр свадебной фотографии?

Свадебный репортаж — жанр, набирающий все большую популярность как среди фотографов, так и среди молодоженов. Мы спросили наших лучших фотографов о том, что такое репортажная съемка и чем она так хороша.

  • Фото и видео
  • рекомендации
  • Galleries

Сегодня каждый свадебный организатор на первой встрече вам скажет, что фотограф — первый специалист, которого вы должны найти для вашей свадьбы. Нет ничего странного, ведь от него зависят не много, не мало воспоминания о празднике, которые останутся с вами на всю жизнь. Но прежде, чем выбрать конкретного фотографа, вам нужно понять, какой стиль вам ближе, какой жанр вам импонирует больше всего. Сегодня одним из самых популярных жанров свадебной фотографии является репортаж. Не стоит заблуждаться, думая, что это лишь «фоторегистрация» того, что происходит! Мы спросили наших лучших фотографов о том, что такое репортажная съемка и чем она так хороша.

Татьяна Малышева считает репортаж потрясающим жанром за его противоречивость: «С одной стороны это сложная форма с четкими правилами — не вмешивайся, не режиссируй, не фотошопь. С другой он очень гибок, так как я могу снимать постановку, но тут у невесты слетает фата или прохожие неожиданно поздравляют пару или собака зашла в кадр, и вот я уже снимаю реакцию ребят, действие, никак мной не поставленное».

При этом надо отметить, что свадебный репортаж отличается от событийного тем, что перемешивается с другими жанрами — натюрмортом или художественной съемкой: «Я переключаюсь с постановки на момент, с момента на кольца и снова на постановку».

Репортаж в силу своих особенностей очень требователен к фотографу, как профессионалу, продолжает Татьяна, отмечая, что для съемки свадебного репортажа нужно иметь знания, опыт, владеть техникой фотосъемки, планировать и предвидеть. По сути, знать правила игры «свадьба».

Если с точки зрения фотографа репортаж — жанр, который бросает некий вызов, то чем же он может быть интересен именно молодоженам? Александр Нестеров рассказывает: «Очень часто на встрече с заказчиками слышу от них, что они не умеют позировать, а уж женихи так вообще просят снимать их поменьше, так как и не умеют, и не хотят, и не любят фотографироваться. И тут я ребятам рассказываю про плюсы репортажной съемки, а также легкой репортажной постановки, и после этого понятие свадебной съемки у ребят конкретно меняется, настроение улучшается и боязнь попасть в мой объектив совсем улетучивается!»

Все наши фотографы отмечают, что главный плюс репортажной съемки — искренность, которая играет здесь главную роль. Поэтому от пары — то есть, от вас, если вы сейчас планируете свадьбу, – не требуется ничего кроме того, чтобы быть самими собой. «Ведь когда просишь ребят позировать, то лица становятся немного напряженными, та искорка в их глазах куда-то прячется и так далее. Совсем другое дело, когда неожиданно ловишь, даже можно сказать подлавливаешь, искренний момент и щелк… Я снял настоящую эмоцию! Я очень часто просто отпускаю молодоженов погулять, побыть собой. а сам в этот момент наворачиваю круги вокруг них, делая кадры в тот момент, когда они увлечены друг другом и не обращают на меня никакого внимания». Конечно, самым любимым моментом на свадьбе с точки зрения репортажа является банкет — вот уж где эмоции бьют ключом!

Антон Метельцев также отмечает, что те эмоции, на которые нацелен свадебный репортаж, – уникальны, ведь их невозможно будет переживать заново: первая встреча жениха и невесты, слезы счастья матери или трогательные тосты на банкете. Достигается это, казалось бы, нехитрым приемом: «Фотограф как бы вливается в свадебный день, становится частью праздника, становится гостем. Просматривая после съемки репортажную свадебную серию, можно заново пережить этот замечательный день, моменты, когда жених вытирает слезу невесты, когда ветер унёс внезапно фату, когда летящий букет невесты попал в торт». Именно в этом и кроется секрет репортажа, это же является самым сложным.

«При этом репортажный кадр всегда интересен, – продолжает Татьяна Малышева, – о чем-то рассказывает зрителю, и намного ценнее – для меня, чем даже самая красивая постановка. Ценнее во всех смыслах: эмоциональном, фактическом (пойманный момент), профессиональном».

Фотограф Анна Евграфова добавляет: «Бывает, что глядя на фотографию, вспоминаешь звуки и запахи, так что изображение является как бы якорем, цепляясь за который, всплывает целый пласт воспоминаний. На парадные портреты ты бросаешь взгляд – да, красиво, но взгляд не держится долго. А репортажные фотографии заставляют себя разглядывать, рассматривать мельчайшие детали, и именно поэтому я стараюсь ловить как можно больше таких отдельных моментов, которые помогут сохранить этот день в памяти». Моменты, которые подобно насекомым в янтаре застывают на фотографиях – смешные, серьезные, трогательные частички бытия, которые неизбежно забудутся, потому что память несовершенна. Те люди, которые были рядом, та погода, тот день, тот момент.

Сегодня свадебный репортаж — жанр, набирающий все большую популярность как среди фотографов, так и среди молодоженов. Вопреки заголовку статьи мы, конечно, не утверждаем, что репортаж – лучший жанр для фотографии, потому что каждый выбирает для себя сам. Нам лишь хотелось рассказать о нем поподробнее и надеемся, что нам совместно с нашими профессионалами удалось пролить свет на это стиль и на то, в чем его главные преимущества.

Ссылка на основную публикацию