Фотография вне правил | Foto-kadr.ru

Фотография вне правил

Фотография вне правил

Несмотря на существование многочисленных законов и правил, внушительное число величайших произведений искусства были созданы вопреки общепризнанным стандартам. И, следуя этой логике, может возникнуть вполне справедливый вопрос: «а зачем изучать правила и нужны ли они вообще, если и без них все получается замечательно».

Эта статья посвящена не обсуждению вопросов о плохих и хороших правилах. В ней мы попробуем всего лишь дать объективную оценку правилам, касающимся композиции фотографии. Сразу же отметим, что знание любого правила важно для фотографа тем, что позволяет легко и умело обойти его и тем самым подчеркнуть интересные детали или получить необычный кадр. Но для начала поговорим о другом: о рисовании.

Как правильно рисовать глаза?

Любой, даже начинающий художник, знает, как и где правильно располагать глаза. А располагаться они должны в центре головы. Многих такое правило пугает, ведь сперва кажется, что глаза расположены слишком уж низко. Но это правило едино для всех.

Однако, в реальности оказывает, что далеко не у каждого человека глаза расположены именно в средней части лица. Но все же центральная его часть является хорошей отправной точкой, приятной нашему глазу и соответствующая ожиданиям.

Именно благодаря правилу, у художников портреты получаются наиболее правдоподобными, нежели у непрофессионалов и детей. Но, в зависимости от желаемого результата, глаза можно расположить и ниже, и выше середины, как это делается, скажем, на карикатурах, или для достижения эффекта того, что это рисовал маленький ребенок.

Вы все еще не понимаете, к чему мы клоним? Дело в том, что это правило является хорошим примером конкретной инструкции: от нас требуют нарисовать глаза строго по центру. Если же говорить о фотографии, то правила для них более абстрактные. Для начинающего фотографа фраза «сделайте ассиметричную композицию» будет говорить о немногом, если вообще будет о чем-то говорить.

Но если начать обучение новичка с разъяснения правила третей, это поможет ему понять пространство и избежать многих из возможных ошибок.

Где лежат истоки правил?

Действительно, откуда же взялись все эти многочисленные правила? Одни из правил являются результатом долгих наблюдений людей за теми или иными явлениями, это логичный вывод, являющийся результатом работы человека. Правило расположения глаз, описанное выше, относится именно к таковым, сюда же можно отнести общеизвестное понятие о «заваленном горизонте».

Другие же правила являются искусственными, симметрия, яркость и баланс, все это – понятия субъективные. Так, правило третей направлено на создание комфортного для человеческого глаза баланса между предметами на фотографии, и оно тоже является субъективным.

Отступление от художественных правил

Возможность нарушить правила всегда будет неким соблазном, возвышающимся над самим законом. Что касается правил композиции, то все они носят больше рекомендательный, чем обязательный характер. Благодаря им можно показать конкретику в абстрактных композициях, их эффективность в практической работе. А любое их искажение может стать прекрасным креативным решением и новаторством. Для примера вновь обратимся к правилу третей.

Целью данного правила является исключение возможности такой композиции, которая была бы построена в центре кадра. Но вместо деления на 3 части, ведь можно разделить его, скажем, на 5 частей, или вовсе делить его не линиями, а кругами. Подобные модификации правил содержат в себе креативные решения. Представьте, что фотография – это джазовое представление: в ваших руках и мелодия, и ритм, вам остается лишь начать импровизировать.

10 правил, которые вы должны нарушать в уличной фотографии

На днях я пошел на фотопрогулку с другом, который в основном снимает различные мероприятия и делает работу, ориентированную на клиента. Большую часть времени мы просто говорили о внештатной работе, но время от времени мы замечали интересную сцену и снимали ее. Мы оба снимали с зум-объективами, но, когда он показал мне свои снимки, я не мог не заметить, насколько они увеличены.

Каждый снимок был сделан с сильным зумом. Я заметил это после второго снимка, а на третьем сказал: «Эй, ты не должен изменять масштаб изображения — это противоречит правилам!».

Он понятия не имел, о чем я говорю. Он ответил: «Это правила?». Я хлопнул себя по лбу и продолжил перечислять правила и запреты уличной фотографии. После нашего короткого разговора я заметил, что он больше не фотографирует. И в тот момент я понял, что эти правила сдерживают многих из нас.

Стоит знать, что правила в фотографии нужно учитывать, но никто не запрещает их нарушать при необходимости. Чтобы прогрессировать, мы должны время от времени идти против правил.

В этой статье я хочу рассмотреть 10 правил, которые, по моему мнению, должны нарушать все. Опять же, я не говорю вам нарушать их каждый раз, когда вы выходите на съёмку, но вы должны быть открыты для новых вещей…

Правило № 1 Снимайте только в ручном режиме

Многие из этих правил я попрошу вас нарушить, просто чтобы нестандартно подходить к съёмке, но это первое правило, которое я хочу, чтобы вы нарушали каждый раз, когда вы выходите на охоту. Если вы снимаете в ручном режиме, вы просто усложняете себе жизнь. Неужели вы готовы изменять настройки для каждого снимка? Если вы находитесь в темном месте, вам нужно отрегулировать ISO, если освещение яркое, вам нужно работать с выдержкой и диафрагмой. Это слишком много параметров, о которых нужно беспокоиться.

Для уличной фотографии лучше всего подходит режим P (программа) или приоритет диафрагмы (мой личный фаворит). Я установил для своей камеры значение f/8, минимальное значение ISO — 400, и скорость затвора работает сама по себе. Мне никогда не нужно беспокоиться о своей камере. Если я вижу интересную сцену, я просто снимаю.

Правило № 2 Не снимайте сзади

Люди будут все время говорить вам, чтобы вы не фотографировали со спины, они связывают это со страхом смотреть в глаза снимаемому объекту, или некоторые просто думают, что это не позволяет рассказать историю… Я не согласен, все фотографии могут рассказать историю, не имеет значения каким образом вы получите снимок. Главное, чтобы он был интересен.

Дайте каждому моменту шанс. Если вы видите что-то интересное, просто сделайте эту фотографию.

Правило № 3 Не снимайте от бедра

Всякий раз, когда вы видите другого уличного фотографа за работой, он, вероятно, держит камеру на уровне лица. Именно так делаются почти все фотографии, но важно попытаться получить разные ракурсы, и для этого нужно отвести камеру от глаз. Опускайте камеру вниз, поднимайте её над головой, снимайте от бедра не потому, что вы боитесь быть замеченным, а потому, что это более интересная перспектива.

Правило № 4 Быть невидимым

Все хотят быть невидимыми. Мы не все живем в Нью-Йорке, некоторые из нас живут в небольших городах… Независимо от того, где я стою, если я фотографирую вас с 28-миллиметровым или 35-миллиметровым объективом, вы меня увидите! На улицах почти невозможно быть невидимым.

Если ваш субъект видит вас, ну и что? Это может противоречить правилам поведения в обществе, но это делает работу более простой и откровенной.

Правило № 5 Не обрезайте

Это правило было создано в эру плёночной фотографии. Тогда требовалось много усилий, чтобы кадрировать снимок во время постобработки… Сейчас нет этой проблемы. Обрезка очень проста, и вы можете сохранить соотношение сторон. Если фотография выглядит лучше обрезанной, то обрежьте ее!

Правило № 6 Снимай широко

Я не собираюсь лгать, если вы спросите меня, с каким фокусным расстоянием снимать, я скажу вам 28mm. Но кто я такой, чтобы ограничивать вас? 35mm – это идеальное фокусное расстояние для уличной фотографии. Так же, как и 50mm. Вы можете снимать и с оптикой 70mm, если хотите. Я попробовал.

Когда я говорю «нарушай правила», я имею в виду просто пробовать разные конфигурации. Вам не нужно снимать исключительно на 70mm, но почему бы не попробовать и посмотреть, подходит ли это вам? Может быть, вы обнаружите, что вам нравится такая оптика, может быть, дополнительное сжатие перспективы придаст вашим фотографиям уникальный вид.

Я всегда снимаю на 28mm, но я тоже не против 200mm.

Правило № 7 Снимать на фиксы

Когда я купил свою первую камеру, я не делал никаких снимков в течение 2 месяцев, потому что я читал, что зум-объективы не принято использовать в уличной фотографии. Я продал свой XF 18-55 и купил XF 18mm и ненавидел это фокусное расстояние. Позже я купил XF 35mm, и мне он тоже не очень понравился. Я терял хорошие кадры, потому что мне не хватало ширины обзора. Ни одно из этих фокусных расстояний не подошло мне, поэтому я просто продолжал продавать и покупать объективы, теряя около $150 каждый раз.

Позже я узнал, что 35mm был хорошим объективом, после того, как купил Fujifilm X100T. Мне действительно нравилось фотографировать с помощью этой камеры, но я потратил почти год, пытаясь найти идеальное фокусное расстояние, идеальный объектив, просто потому, что кто-то сказал мне, что мне нужно сделать это, чтобы меня воспринимали всерьез.

Если бы я использовал зум-объектив, у меня была бы возможность протестировать все эти фокусные расстояния, и, вероятно, я обнаружил бы, что предпочел 35mm. Сегодня я снимаю все мои уличные фотографии на зум. Я просто использую широкий конец (для меня это 28mm), и я счастлив.

Иногда вам нужно разобраться и выяснить, что лучше подходит вам, я думаю, что зум-объектив делает этот процесс намного проще. Особенно если вы не любите тратить деньги.

Правило № 8 Правило третей

Люди всегда говорят о композиции, когда критикуют уличные фотографии. Я понял, композиция важна, но давайте не будем действовать так, как будто мы не фотографируем совершенно незнакомых людей. Я не могу сказать «эй, этот кадр выглядел бы круче, если бы вы стояли немного правее». Я имею в виду, что мог бы, но это, вероятно, было бы не так здорово, как спонтанный снимок.

Посмотрим правде в глаза: когда вы запечатлеваете момент, многое из того, что происходит, находится вне вашего контроля. Вы можете перемещать камеру, делать кадры как можно лучше, но людям нужно прекратить вести себя так, как будто у нас есть неограниченное пространство и возможность снимать.

Когда люди критикуют вашу композицию, они не знают, что еще происходит в этом кадре, может быть, позади вас здание или оно справа от вас. Возможно, у вас есть только 6 секунд, чтобы сделать снимок, прежде чем этот человек войдет в магазин или вытащит свой телефон. Мы контролируем только одну вещь, и это чертовски сложно. Твоя задача — сделать снимок, и если ты успел – отлично!

Одно из моих самых любимых изображений плохо построено. В нём есть пожилая женщина прямо в центре кадра, а на заднем плане большой логотип Verizon, который очень отвлекает. Тем не менее, объект съёмки показывает мне средний палец, и да, никто никогда не упоминал, насколько плохую композицию имеет этот кадр. Если вы запечатлели интересный момент, правила становятся не так важны. Опять же, композиция важна, но никогда не жертвуйте сюжетом просто потому, что композиция неправильная.

Правило № 9 Крупный план

Есть кое-что волнующее в фотографировании человека с небольшого расстояния, что добавляет мне дополнительный элемент возбуждения, но недавно я использовал телеобъектив и смог запечатлеть несколько довольно интимных моментов. Вам не нужно быть лицом к лицу с объектом съёмки, чтобы сделать отличную фотографию, и, если кто-то скажет вам обратное, дайте им прочесть эту статью.

Правило № 10 Портреты – это не уличная фотография

Я снимаю много уличных портретов и часто документирую этот процесс. Обычно я подхожу к кому-то, здороваюсь и затем прошу разрешения сфотографировать его. Я получаю много положительных отзывов за эти снимки, но время от времени кто-то комментирует и говорит мне, что уличные портреты — это не то же самое, что уличная фотография.

Сейчас я здесь не для того, чтобы обсуждать это, но я думаю, что этот тип съёмки так же важен. Необходимо создавать уличные портреты этого поколения, мир быстро меняется, и важно, чтобы мы отражали его текущее состояние… Люди могут показаться не интересными сейчас, но через 30 лет, когда мы будем жить в мире виртуальной реальности, всё может измениться. Не позволяйте другим мнениям удерживать вас от съёмки того, что вам интересно. Нет ничего плохого в том, чтобы получить разрешение сфотографировать кого-то, иногда это даже позволяет получить более хороший кадр.

Автор — Keenan Hastings, фотограф и блогер из Детройта, штат Мичиган. Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно автору. Вы можете найти больше его работ на его сайте. Эта статья впервые была опубликована здесь .

Ещё больше интересных статей: Facebook, Вконтакте и Telegram

Фотография не по правилам: 9 способов пойти наперекор стандартам съемки

Еще никто не достиг ничего выдающегося, строго придерживаясь правил. Разница между любителем и профессионалом заключается в том, что любитель боится пробовать новое и экспериментировать, в то время как профессионал выходит за рамки условностей, чтобы создать что-то необычное. Каждый профессиональный фотограф делал это хотя бы раз. Конечно, в необычной композиции есть риск провала, но не для тех, у кого наметан глаз.. Раньше мы говорили с вами о базовых правилах композиции в фотографии , а сегодня рассмотрим способы, с помощью которых фотографы могут нарушать правила композиции и правила стандартной фотографии, и при этом показывать настоящее мастерство. Оспариваем правило третей Правило третей гласит, что вам нужно мысленно разделить экран на трети и поместить объект съемки на пересечении линий — так глаз будет лучше воспринимать фотографию, а сам снимок будет более эстетически привлекательным. Знаете что? Вы можете поместить ваш объект ровно посередине или сместить его в сторону вместе с остальными окружающими элементами, и у вас получится отличный снимок. Заполняем рамку не так, как надо Вставляя объект в рамку вы, по идее, избавляетесь от отвлекающих элементов и помещаете свой объект в фокус снимка. Чтобы нарушить это правило, заполняйте рамку не так, как вас учили на курсах фотографии. Если в кадре есть элементы заднего или переднего плана, которые не перетягивают внимание с вашего объекта, смело их используйте! Простой фон, негативное пространство и другие элементы тоже могут эффектно выделить объект. Снимайте против света Одно из первых правил фотографии, которое вы выучите, говорит о том, что источник света всегда должен быть у вас за спиной: так вы добьетесь оптимального освещения объекта съемки. Вы угадали, все не обязательно должно быть прямо уж так идеально. Попробуйте снимать против света — и получите обратный эффект. Если запечатлеть силуэт на интересном фоне, у вас может выйти очень эффектный снимок. Необычный наклон Еще одно важное правило — держать фотоаппарат горизонтально по отношению к объекту. Особенно это касается пейзажной фотографии. Не соблазняйтесь безупречным кадром, лучше наклоните камеру и добавьте сюжету немного драматичности! Это хороший способ показать зрителям неожиданный ракурс — и пусть недоумевают, зачем вообще фотографы следуют каким-то правилам. Явная смазанность движения В фотографии дрожание камеры находится под строжайшим запретом. Но если двигать камерой намеренно, с четкой целью, можно создать удивительный кадр, вызывающий ощущение движения. Чтобы специально смазать изображение, снимайте на длительной выдержке. Фишка в том, чтобы оставить одну область снимка резкой, чтобы он не выглядел, как одно смазанное пятно. А будет кто-то допытываться — говорите, что это абстракционизм. Воспользуйтесь полуденным солнцем Вы, наверное, слышали, что лучшее время для съемки — ранее утро или часы перед закатом. Следуя правилу “золотого часа”, вы получаете более мягкие, приятные для глаз оттенки и длинные тени. Но на самом деле, если снимать днем, когда солнце стоит высоко, можно получить по-настоящему резкие тени и интересное освещение. Идеальное отражение Вы наверняка слышали о том, как опасно разбивать кадр на две одинаковые половинки. Не упускайте возможность запечатлеть эти чудесные отражения. Смело делите снимки надвое; с помощью этой техники некоторые фотографы раскрывают перед зрителем иные миры. Благодаря своей простоте такая фотография производит невероятное впечатление. Кроме того, вы можете отредактировать снимки, как на нашем примере внизу: Ограничения ручного режима Причина, по которой фотографы отдают предпочтение режиму ручной съемки, проста: ручная съемка дает вам полный контроль над освещением, глубиной поля резкости и другими немаловажными деталями. Полный контроль над настройками позволяет вам получать более качественные кадры. Так и есть, но это не является обязательным условием для хороших фотографий. Иногда время не терпит. В таких случаях переключайтесь на авторежим и снимайте в формате RAW, ведь отредактировать снимки вы сможете и позже. Снимки всегда можно отредактировать позже (а может, и нет) И последнее, очень популярное правило в фотографии говорит нам, что снимки можно редактировать потом. Избавьтесь от этой установки — лучше поставьте себе цель снять идеальный кадр прямо сейчас. Несомненно, постобработка является лучшим оружием фотографа, но от этой зависимости нужно избавляться. Такой настрой мешает вам принять правильное решение во время съемки. Если возьмете себе за правило делать удачные снимки без мысли «подправить» их позже, то обнаружите, что весь ваш подход к работе изменится в одночасье. Мы не собираемся бунтовать. Ведь правила в фотографии приносят новичкам большую пользу: они призваны помочь вам обучиться приемам композиции и освоить главные принципы фотографии. Но иногда стоит пойти наперекор некоторым правилам и начать снимать настоящие шедевры. Сначала основательно проштудируйте основы фотографии, а потом смело экспериментируйте — чтобы нарушать их, как профессионал!

Еще никто не достиг ничего выдающегося, строго придерживаясь правил. Разница между любителем и профессионалом заключается в том, что любитель боится пробовать новое и экспериментировать, в то время как профессионал выходит за рамки условностей, чтобы создать что-то необычное. Каждый профессиональный фотограф делал это хотя бы раз. Конечно, в необычной композиции есть риск провала, но не для тех, у кого наметан глаз..

Раньше мы говорили с вами о базовых правилах композиции в фотографии , а сегодня рассмотрим способы, с помощью которых фотографы могут нарушать правила композиции и правила стандартной фотографии, и при этом показывать настоящее мастерство.

Оспариваем правило третей

Правило третей гласит, что вам нужно мысленно разделить экран на трети и поместить объект съемки на пересечении линий — так глаз будет лучше воспринимать фотографию, а сам снимок будет более эстетически привлекательным. Знаете что? Вы можете поместить ваш объект ровно посередине или сместить его в сторону вместе с остальными окружающими элементами, и у вас получится отличный снимок.

Заполняем рамку не так, как надо

Вставляя объект в рамку вы, по идее, избавляетесь от отвлекающих элементов и помещаете свой объект в фокус снимка. Чтобы нарушить это правило, заполняйте рамку не так, как вас учили на курсах фотографии. Если в кадре есть элементы заднего или переднего плана, которые не перетягивают внимание с вашего объекта, смело их используйте! Простой фон, негативное пространство и другие элементы тоже могут эффектно выделить объект.

Снимайте против света

Одно из первых правил фотографии, которое вы выучите, говорит о том, что источник света всегда должен быть у вас за спиной: так вы добьетесь оптимального освещения объекта съемки. Вы угадали, все не обязательно должно быть прямо уж так идеально. Попробуйте снимать против света — и получите обратный эффект. Если запечатлеть силуэт на интересном фоне, у вас может выйти очень эффектный снимок.

Необычный наклон

Еще одно важное правило — держать фотоаппарат горизонтально по отношению к объекту. Особенно это касается пейзажной фотографии. Не соблазняйтесь безупречным кадром, лучше наклоните камеру и добавьте сюжету немного драматичности! Это хороший способ показать зрителям неожиданный ракурс — и пусть недоумевают, зачем вообще фотографы следуют каким-то правилам.

Явная смазанность движения

В фотографии дрожание камеры находится под строжайшим запретом. Но если двигать камерой намеренно, с четкой целью, можно создать удивительный кадр, вызывающий ощущение движения. Чтобы специально смазать изображение, снимайте на длительной выдержке. Фишка в том, чтобы оставить одну область снимка резкой, чтобы он не выглядел, как одно смазанное пятно. А будет кто-то допытываться — говорите, что это абстракционизм.

Воспользуйтесь полуденным солнцем

Вы, наверное, слышали, что лучшее время для съемки — ранее утро или часы перед закатом. Следуя правилу “золотого часа”, вы получаете более мягкие, приятные для глаз оттенки и длинные тени. Но на самом деле, если снимать днем, когда солнце стоит высоко, можно получить по-настоящему резкие тени и интересное освещение.

Идеальное отражение

Вы наверняка слышали о том, как опасно разбивать кадр на две одинаковые половинки. Не упускайте возможность запечатлеть эти чудесные отражения. Смело делите снимки надвое; с помощью этой техники некоторые фотографы раскрывают перед зрителем иные миры. Благодаря своей простоте такая фотография производит невероятное впечатление. Кроме того, вы можете отредактировать снимки, как на нашем примере внизу:

Ограничения ручного режима

Причина, по которой фотографы отдают предпочтение режиму ручной съемки, проста: ручная съемка дает вам полный контроль над освещением, глубиной поля резкости и другими немаловажными деталями. Полный контроль над настройками позволяет вам получать более качественные кадры. Так и есть, но это не является обязательным условием для хороших фотографий. Иногда время не терпит. В таких случаях переключайтесь на авторежим и снимайте в формате RAW, ведь отредактировать снимки вы сможете и позже.

Снимки всегда можно отредактировать позже (а может, и нет)

И последнее, очень популярное правило в фотографии говорит нам, что снимки можно редактировать потом. Избавьтесь от этой установки — лучше поставьте себе цель снять идеальный кадр прямо сейчас. Несомненно, постобработка является лучшим оружием фотографа, но от этой зависимости нужно избавляться. Такой настрой мешает вам принять правильное решение во время съемки. Если возьмете себе за правило делать удачные снимки без мысли «подправить» их позже, то обнаружите, что весь ваш подход к работе изменится в одночасье.

Мы не собираемся бунтовать. Ведь правила в фотографии приносят новичкам большую пользу: они призваны помочь вам обучиться приемам композиции и освоить главные принципы фотографии. Но иногда стоит пойти наперекор некоторым правилам и начать снимать настоящие шедевры. Сначала основательно проштудируйте основы фотографии, а потом смело экспериментируйте — чтобы нарушать их, как профессионал!

АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОН: ФОТОГРАФ, КОТОРЫЙ НАРУШАЛ ПРАВИЛА

Фотография прошла множество этапов своего развития. Изначально она почти ничем не отличалась от живописи. Затем произошел значительный сдвиг в связи с изобретением фотографических пластин. Потом появилась плёнка и моментальная фотография. А в конце XX века вышел и первый цифровой фотоаппарат. Фотография обзавелась своими канонами и правилами, но Анри Картье-Брессон не из тех, кто решил их соблюдать.

Несмотря на свою относительную молодость, фотография уже успела обрасти своими правилами и законами. Любой практикующий фотограф обязательно расскажет вам, что он придерживается правил третий, не заваливает горизонт, строит правильную композицию и так далее. Правила же нужны для того, чтобы их нарушать. Нарушать, кстати, тоже нужно уметь.

Одной из самых грубых ошибок считается заваленный горизонт. Но эта ошибка будет грубой при съемке, например, пейзажа – фотография потеряет свою притягательность и будет выглядеть неаккуратно. Нарушив этот закон, скажем, фотографируя прыгающих людей, можно получить снимок, в котором горизонт сыграет важную роль. Добавится энергия, движение и действие.

Фотографируя объект, который движется, необходимо оставлять свободное место перед ним, а не за ним. В таком случае у зрителя появится интерес, куда объект движется. Соблюдение и нарушение этого правила дает различные результаты.

Умышленно размазанные фотографии или сделанные вне фокуса придадут снимку ощущение художественности и энергии.

Великие фотографы тоже не раз прибегали к нарушению правил фотографии. Например, французский фотограф XX века Анри Картье-Брессон на своей известной фотографии, где мальчик несёт бутылки, «подрезает» ему ноги, и чуть заваливает горизонт. С точки зрения правил фотографии, это грубые ошибки. Но изображение говорит нам об обратном. Этот прием только добавил движения и динамики снимку.

Знаменитый Анри Картье-Брессон действительно заслуживает отдельного внимания. Его по праву называют отцом фоторепортажа и фотожурналистики, мастером реалистичной фотографии. Он родился 22 августа 1908 года в Шантлу неподалеку от Парижа в семье Марты Ле Вердьер и Андре Картье-Брессона. Его дядя Луи, будучи живописцем, значительно повлиял на его становления как художника и графика. Впоследствии Анри учился в ателье художника Андрэ Лота. Мастер на занятиях часто повторял, что зритель должен без труда ответить на два вопроса, когда смотрит на картину: кто объект и какой фон? И если хотя бы один из ответов вызывает затруднение, значит что-то не так. Все заложенные художественные знания во многом помогли Картье-Брессону в становлении великого фотографа.

На занятие фотографией на Картье-Брессона сильно повлиял и снимок Мартина Мункачи «Три мальчика на озере Танганьика»

«Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени. И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него».

Но становления Картье-Брессона именно как фотографа произошло в период Второй мировой войны. После захвата нацистами Франции, он попал в фашистский плен, откуда бежал, чтобы вернуться в Париж и участвовать в Сопротивлении. Для того, чтобы фиксировать военную хронику, от фотографа требовалось большое мужество. Помимо того Анри Картье-Брессон открыл себя как фотограф-репортер и организовал французских фотожурналистов для съемок во время оккупации и отступления фашистов. В 1945 году Анри проявил себя и в кинематографе, создав фильм «Возвращение» об освобождении французских военнопленных.

В 1947 году Анри Картье-Брессон стал одним из основателей международного фотоагенства «Magnum Photos», целью которого было распространение репортажных снимков в печати.

После путешествия Анри Картье-Брессона в Азию его репортажные снимки о борьбе народа за независимость получили большой успех, и он стал фотографом мирового уровня. В 1954 году он стал первым западным фотографом, посетившим СССР после смерти Сталина. Фотографии, сделанные им во время поездки, вошли в альбом под названием «Москвичи». Повторное путешествие в СССР в 1972 году позволило запечатлеть изменения и получить материал для книги «О России».

С начала 70-х Картье-Брессон создал большое количество художественных произведений, среди которых фотографий, увы, было не так много. Он стал редко вынимать камеру.

Как говорил сам Анри Картье-Брессон:

«Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь «кухней». Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать — ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции… Единственный момент творчества — это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается».

Великий фотограф скончался 2 августа 2004 года в небольшом городке на юге Франции в возрасте 95 лет.

Фотографии Анри Картье-Брессона, хоть и снимались для фоторепортажа, но были наделены большим художественным подтекстом. Он очень тонко чувствовал «решающий момент», то есть старался снимать любую сцену в самый пик его наивысшего напряжения.

В объектив фотографа попадали как и простые люди, так и знаменитости XX века: Мэрилин Монро, Коко Шанель, Анри Матисс, Поль Валери, Ролан Барт и многие другие. И всегда он показывал их настоящими.

Картье-Брессон всегда выделял эмоции и движения людей. Его фотографии наделены притягательностью и душой. Он останавливал время, хватал нужный момент и создавал эффект присутствия.

Живые, яркие и чувственные снимки. По его фотографиям, идеям и произведениям до сих пор учат молодых фотографов. Так почему же Анри Картье-Брессон считается гением фотографии? Ответ прост. Его интересовала сама жизнь.

10 советов от Анри Картье-Брессона

1. Фокусируйтесь на геометрии, продумывайте центр и границы кадра

Старайтесь правильно выстраивать свой кадр. Чувствуйте гармонию и соединяйте в одно геометрию пространства, линии и фигуры. «Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать её только интуитивно», — не уставал повторять фотограф.

2. Будьте терпеливы, работайте мягко

«Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу», — говорил Анри Картье-Брессон. «Иногда бывает так, что проходящих мимо человек делает снимок законченным. Можно ждать какого-то момента, но так и не дождешься без этого человека в кадре».

3. Путешествуйте, познавайте мир

Одним из главных источников вдохновения фотограф считал путешествия. Он много путешествовал и проникался атмосферой, знакомясь с местными жителями.

4. Используйте для съемки один объектив

Большее предпочтение он отдавал объективу с фокусным расстоянием 50 мм. Он называл объектив «естественным продолжением глаз фотографа».

5. Фотографируйте детей

Картье-Брессон очень любил фотографировать детей, которые на его снимках выглядели очень естественно.

6. Оставайтесь незаметными, не будьте назойливым

Некоторые блестящие части фотоаппарата он специально заклеивал черной изолентой и почти никогда не выделялся из толпы.

7. Воспринимайте мир как художник

«Зритель рассматривает фотографию, как законченную картину, картину с композицией, которая постоянно должна притягивать внимание», — говорил он.

8. Не кадрируйте фото

Великий фотограф никогда не воспринимал обрезку готовой фотографии, он считал что композиция должна быть построена правильно во время съемки.

9. Стремитесь к новым вершинам

Его фраза «твои первые 10 000 снимков – худшие» стала для многих правилом.

10. Не стремитесь сделать как можно большее количество фотографий.

«Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И, тем не менее, стоит не забывать, что для того, чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока», — говорил Анри Картье-Брессон.

Творите своё искусство, а не подражайте другим. МОСТ — интернет-журнал про культуру и искусство.

Фото «Вне правил.»

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи, необходимо выполнить вход.

  • комментарии: 16
  • рейтинг: 0 (0 оценок)
  • плюсы: 71
  • просмотры: 1288
  • в избранном: 4
  • пн 22 янв 2007 03:33
  • позиция (день): 23
  • позиция (неделя): 134
  • позиция (месяц): 619
  • постоянная ссылка

creative ! good light,
regards)

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

Yes, so creative, excellent done!

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

good idea, nice presentation; regards

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

Интересный светофор получился!

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

excellent.
out of rules.. i like that

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

Ну вот ! Уже кое что . Есть над чем подумать шоферам и ГАИшникам

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

yes! privet from Bristol!

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

A zdes’ (v England) po4emu-to vse ezdyat naoborot :0)

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

А ! Понял ! Это у них светофоры такие ! Если ездят наоборот.

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

different, and appealing, i like the abstract type feel here
regards

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод
  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

I like the idea. Very creative.
Well done, my friend!

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

Interesting capture and title, nice colours combination and light!

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

Interesting shot.Good work

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

Интересный сфетофорчик получился!

  • ответить
  • все.
  • другие.
  • реком.
  • перевод

Программирование, дизайн, верстка, поддержка: © Обухов Николай
Все фотографии принадлежат авторам, любое использование — только с авторского разрешения.
текущее время: ср 20 ноя 2019 18:18 (мск, UTC+04:00)

Правила фотографии

Как хочется «вписать» творческий процесс в какие-то определенные рамки, найти учебник с четко изложенными попунктно правилами получения идеальной фотографии! Творчество не вписывается в рамки и редко подчиняется правилам.

Тем не менее, существует некоторое количество правил-подсказок, если не указывающих путь, так хотя бы помогающих обойти ямы и ловушки. На этой страничке я попробую собрать некий «Свод фотографических правил».

Основное правило, оно же Правило № 0.

The always rule (Правило «всегда»). Банально: ВСЕГДА носите с собой фотоаппарат и ВСЕГДА будьте готовы к съемке. Без комментариев.

Правило №1.

F/8 and be there (Ставь восьмерку и будь на месте): пользующееся популярностью среди фотографов-репортеров правило, авторство которого приписывают Аллену Хопкинсу (Allen Hopkins). Говорит о том, что если Вы не уверены, то на репортаже ставьте диафрагму на 8, но главное — окажитесь там, где есть что «репортировать».

Правило №2.

Expose for the Highlights (Экспонируйте по светам). Для цифровых фотографов рекомендуется экспонировать «по светам». Считается, что «выбитые» белые участки смотрятся значительно уродливее полностью черных, да и в фоторедакторах «тени» тянутся легче, чем света.

При съемке на негативную пленку наоборот — экспонируйтесь по теням.

Правило №3

Rule of Thirds (Правило третей). Многие источники утверждают, что это «переиначивание» правила «Золотого сечения» применительно к фотографии. Считается, что, мысленно разделив кадр на 9 равных участков двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями и разместив смысловой центр на одно из пересечений этих линий, а значимые предметы — вдоль них, можно добиться сбалансированной и динамичной композиции.

Правило №4.

Less is More (Меньше — на самом деле Больше). Правило относится к портретной фотографии: сконцентрируйте акцент снимка на модели. Меньше антуража, меньше окружающей обстановки, ничего не отвлекает от объекта — делает портрет значительнее. Убирайте лишнее.

Правило №5.

Sunny 16 rule (Солнечно — 16). Правило, облегчающее выбор правильной экспозиции в зависимости от освещения. Состоит в том, что в яркий солнечный день значению диафрагмы f/16 будет соответствовать выдержка равная чуствительности пленки (или выставленному в цифровом фотоаппарате ISO). Например, при ISO 100 и диафрагме f/16 нужно использовать выдержку 1/125 сек (ближайшая к 1/100). При ISO 200: f/16 и выдержка 1/250 сек.

Существует также мнение, что для центральной полосы России правило должно звучать «Солнечно — f/11).

Правило № 6.

Dynamic symmetry rule (правило динамической симметрии). Еще одно правило построения композиции кадра и размещения смыслового центра. Проведите диагональ от угла кадра к углу, а затем еще одну линию, перпендикулярно первой к 3му углу. Точка их пересечения — удачное место размещения смыслового центра снимка.

Правило № 7.

Times three tripod rule (Правило трехкратной «грузоподъемности» штатива). Состоит в утверждении о том, что заявленная допустимая максимальная нагрузка штатива и штативной головки должна минимум в три раза превышать вес самого тяжелого комплекта оборудования, планируемого к установке на штатив.

Правило № 8

Короче выдержка — прямее руки. Не ставьте выдержки длинее чем 1/фокусное расстояние объектива, чтобы избежать нерезких фотографий. Соответственно, для объектива с фокусным расстоянием 100мм рекомендуются выдержки 1/100 и короче.

Снимая на зеркальный цифровой фотоаппарат, не забывайте вносить поправку на кроп-фактор — укорачивать выдержку еще на величину кроп-фактора.

Если объект съемки движется — делайте выдержку еще в два раза короче (для примера с объективом 100 мм рекомендуемая выдержка будет 1/250).

Если движетесь Вы (например, фотографируя с плывущей лодки), делайте выдержку в три раза короче рекомендуемой.

Правило № 9.

Moony 11 rule (Полная луна — 11). Правило, облегчающее выбор правильной экспозиции при съемке Луны. Состоит в том, что при ясно видимой полной луне значению диафрагмы f/11 будет соответствовать выдержка равная 1/чуствительности пленки (или выставленному в цифровом фотоаппарате ISO). Например, при ISO 100 и диафрагме f/11 нужно использовать выдержку 1/125 сек (ближайшая к 1/100). При ISO 200: f/11 и выдержка 1/250 сек. В зависимости от фазы Луны правило меняется: f/8 — при половинке Луны, f/5.6 — при четверти.

Правило № 10.

DOF rule (Правило одной трети). Состоит в том, что нужно фокусироваться на одной трети поля, которое Вы хотите получить резким. Объясняется тем, что РИП («резко изображаемое пространство») позади точки фокусировки в 2 раза больше, чем перед ней.

Правило № 11.

Правило среднесерой ладони. Нет серой карты? – меряйте экспозицию по тыльной стороне ладони и снимайте, открыв диафрагму на 1 ступень.

Правило № 12.

«Два и белое-черное». Чтобы белое было белым вводите положительную коррекцию на 2 1/3 стопа, а черное – черным – отрицательную на 2 2/3 стопа. Правило помогает передать белое — белым, а черное — черным, если важна передача именно этих цветов.

Правило № 13. (частный случай Правила « 12)

«Плюс/минус зима». Много снега в кадре – положительная экспокоррекция; мало – отрицательная.

Правило № 14.

«Правило ближнего репортажного боя». Для репортажа в гуще событий нужны 24мм, f/5.6, 1/250 с.

Правило № 15.

Солнце нету или есть — диафрагма пять и шесть.

Правило № 16.

«Закатное» (Sunset Rule). Снимая закат, экспонируйтесь по области прямо над Солнцем (не включая само светило). Потом перекадрируйтесь. Прикройте диафрагму на одну ступень, если хотите, чтобы фотография выглядела сделанной «на час позже».

Правило № 17.

«Солнце за плечом» (Sun Over Yr Shoulder Rule). Снимая портрет в солнечный день, располагайтесь так, чтобы Солнце находилось у Вас за спиной по диагонали («за плечом»). Если фотографируете с заполняющей вспышкой, то — по диагонали за спиной фотографируемого.

Правило № 18.

600 без звезд ( The Rule of «600»). При съемке звездного неба самая длинная возможная выдержка, позволяющая сделать снимок без появления следов от движения звезд, рассчитывается делением 600 на фокусное расстояние используемого объектива (правило для 35 мм формата). Например, для объектива с фокусным расстоянием 24 мм на полнокадровом фотоаппарате максимальная выдержка, при которой звезды останутся «точками», составляет 25 секунд (600/24=25).

Правило заключительное.

Любое правило можно и должно нарушать, если знать ЧТО нарушаешь и ЗАЧЕМ.

Нарушаем правила фотографии и получаем замечательные снимки!

Представленные ниже советы будут особенно актуальны тем любителям искусства фотографии, которые уже усвоили основные правила отличных снимков и теперь без зазрения совести могут их нарушать. Итак, рассмотрим несколько советов, как можно нарушать правила фотографии и при этом получать замечательные снимки:

1. Камера под углом. Одно из главных правил фотографий есть то, что все объекты съемки должны находиться строго по горизонтали и вертикали. При большинстве ситуаций так оно и есть – фотографируя пейзажи, например, нужно следить за ровной линией горизонта. Но, если нарушить это правило, то можно получить очень интересные снимки с присутствующей энергией, драмой или настроением радости и веселья. Чтобы достичь такого эффекта, нужно основательно нарушить это правило, т.е. наклонять фотокамеру под очень большим углом. Так, чтобы в результате было понятно, что камеру наклоняли под таким углом намеренно, а не случайным образом.

2. Не соблюдаем правило третей. Для композиционного плана правило третей является очень удачным. Но, если вы уже хорошо его знаете, то можно начать нарушать это правило. Можно поэкспериментировать с объектом съемки и поместить его по центру кадра. С одним и тем же местом или объектом можно получить разные по смысловому значению фотографии, если использовать правило третей и не соблюдать его.

3. Игнорирование активного пространства. Одним из композиционных правил является создание правильного активного пространства перед движущимся предметом съемки, т.е. необходимо оставлять как можно больше свободного места перед движущимся объектом, а не позади него. Это дает эффект ожидания для зрителя, ему будет интересно узнать, куда же направляется объект. Нарушение такого правила позволит добиться обратного эффекта – зрителю будет известно, где объект находился, а не куда он теперь движется.

4. Умышленно смазанные кадры. Все знают, что при съемке фотокамера должна быть неподвижной. Если же целенаправленно сделать дрожание камеры, то может получиться очень интересный снимок. Такая размытость придаст фотографии энергичного движения. Такой эффект может получиться при меньшей выдержке, чем применяется обычно или при движении камеры во время экспозиции.

5. Высокое значение ISO для зернистых фотографий. Немаловажным правилом является получение снимков с максимальной четкостью и без шумов. Это достигается установлением минимального ISO для различных степеней освещенности. Если вы уже хорошо этим владеете, то можно начать экспериментировать и нарушать правило – делать ISO более высоким, чем это необходимо. Зернистые снимки с шумом выглядят особенно необычно и оригинально.

6. Фотографии «вне фокуса». Четкие изображения с явными деталями – главная цель фотографа. Однако, снимая объекты не в фокусе, можно создать фотографии с неуловимыми, мечтательными сюжетами. Получить такие фотографии можно двумя способами:
— фокусироваться на второстепенном предмете съемки;
— фокусироваться на дальнем расстоянии перед объектом или за ним (не пользоваться автофокусом).

Ссылка на основную публикацию