Фотография и естественное освещение | Foto-kadr.ru

Фотография и естественное освещение

Вспышка и естественное освещение

Еще в колледже мне говорили, что существует два основных способа искусственного освещения объекта съемки: с помощью обычной вспышки и с помощью импульсного осветителя (строба). Играя со светом, вы можете сделать его частью сюжета фотографии. И напротив, используя разную светотехнику, можете добиться абсолютной естественности света. В обоих случаях довольно трудно достичь желаемого результата, но надеюсь, что после изучения этого урока у вас появится представление о том, как создавать естественный свет, используя вспышку.

За два последних десятилетия в области освещения произошел существенный прогресс. Техника стала менее габаритная и более мобильная. Первоклассные фотографы открывают новые горизонты, делая поистине впечатляющие снимки, они подходят творчески к созданию освещения.

Освещение на этой фотографии выглядит нереалистично. В сюжете этого изображения свет сам по себе является действующим лицом.

Естественное освещение неконтролируемо. Там, где нам нужно солнце, появляется тень и наоборот. В помещении, где нам необходимо окно для нормального освещения, есть только настольная лампа и так далее. Вы должны знать, как можно решить подобные проблемы и при этом сохранить естественность освещения.

В рамках этого урока под термином “естественный свет” мы понимаем любой свет, который может существовать в пространстве. Бесспорно, солнечный свет является естественным, но я также расскажу, как достичь натуральности освещения, снимая в помещении. Поэтому свет от лампы, окна, люминесцентных ламп и других средств освещения мы будем также называть “естественным”.

Естественный источник света не всегда дает мягкий свет

Солнце – маленькая точка в небе. Лампочки по размеру не больше вашей руки. Естественные источники света не дают мягкого света – это факт. Однако просматривая в журналах обычные фотографии, снятые в стиле lifestyle, мы не видим резких, драматических теней. Существует три фактора, влияющие на мягкость света.

Окружающее пространство

Мягкий свет исходит из окружающего пространства. В помещении свет отражается от стен и падает на объект съемки. Находясь в комнате с четырьмя белыми стенами, белым потолком, светлым полом, по сути, вы пребываете в пространстве, полностью заполненном светом.

На этой фотографии только один естественный источник света – окно. Но свет мягкий, потому что девочка находится в комнате с белыми стенами, прекрасно отражающими свет.

Направленность

От природных источников свет распределяется во всех направлениях, а от стробов и вспышек свет исходит только в одном направлении. Большинство других искусственных источников распределяют свет не линейно, а более равномерно и по всему пространству. Используя такую светотехнику в помещении со светлыми светоотражающими стенами, вы можете добиться желаемой мягкости света.

Как правило, в большинстве помещений существует несколько источников света, вы можете пользоваться сразу несколькими из них. Например, светом от лампы и светом, пропускаемым через окно.

Расстояние

Искусственные источники света располагаются ближе к объекту, чем естественные. Внутри помещения такие источники, как окна и потолочные лампы расположены настолько отдаленно от фотографируемого объекта, насколько это возможно. Вы наверняка знаете, что чем дальше источник света расположен, тем жестче становится свет, резче тени. Это правда, но большее расстояние дает свету возможность распространиться на большую площадь.

Расстояние также тесно связано с законом обратных квадратов. Чем дальше источник света находится от объекта, тем меньше света на него попадает. Если источник света, расположенный в пяти метрах от объекта, мы отодвинем на семь метров, то интенсивность освещения уменьшится в два раза. Но в то же время, если мы аналогично отдалим объект, находящийся на расстоянии пятнадцати метров от источника света, еще на два метра, т.е. на семнадцать метров, то разницы не будет почти никакой.

Иллюстрация закона обратных квадратов. Обратите внимание, что на расстоянии от 1 метра до 2 интенсивность света уменьшается на 75%, а от 4 до 10 метров лишь на 5%.

Естественное освещение и экспозиция

Факторы, перечисленные выше, влияют не только на мягкость света, но и на экспозицию. Когда мы используем искусственные источники света, нами движет желание выделить объект на фоне других предметов, сделать его максимально освещенным, что невозможно при условии естественного освещения.

Обе фотографии хорошо освещены, но фото слева выглядит не совсем естественно из-за сильного контраста между темным фоном и объектом. На фотографии справа свет распределен по всему кадру, и это делает изображение более естественным.

Как достичь естественности освещения на улице

Теперь, когда мы имеем представление о свойствах и особенностях естественного света, можно поговорить и об искусственном освещении. Для съемки на улице часто предпочтение отдается осветительному оборудованию, создающему мягкий свет. Я использую 36-дюймовый зонт и вспышку.

Разбираем частный случай: Портретная съемка

Давайте взглянем на два изображения, представленные ниже. Мне нравятся оба варианта, но свет на второй фотографии выглядит более натурально.

Делая этот снимок, я использовал тот же тип освещения, что и для предыдущей фотографии. В результате мы получили хорошо освещенный объект, но свет получился довольно резкий и неестественный. Кроме того, сильно разнится освещенность объекта и фона.

Кто-то может сказать, что первое изображение смотрится куда лучше, но ведь спору нет, что второе выглядит естественнее, а в этом уроке наша главная цель – естественность.

Просто изменив выдержку, я смог поднять экспозицию для фона, сделав его светлее.

Угол падения естественного света

Возможно, когда-нибудь вы захотите найти угол падения света, но в большинстве случаев это невозможно. Если свет изначально падает на объект под определенным углом, то использование осветительного оборудования будет лишним.

Чаще всего для съемки я выбираю пространства, находящиеся в тени, тогда угол падения солнечных лучей менее заметен.

Следующее фото – пример того, что не стоит делать, если вы хотите добиться естественности на фотографии. Это фото было сделано в условии солнечного освещения. Я использовал осветительное оборудование, чтобы слегка подсветить модель, но свечение пространства на фоне говорит о том, что изображение и так было освещено.

Как достичь естественности света, снимая в помещении

Съемка в внутри помещения несколько сложнее из-за того, что свет, как правило, более тусклый. Решить эту проблему чаще всего можно с помощью вспышки почти любой мощности. Также, снимая в помещении, вы можете столкнуться с проблемой цветовой температуры. В условиях домашнего освещения баланс белого требует разных настроек, используя в качестве источника света вспышку, вы с такой проблемой не столкнетесь.

Чтобы создать в помещении естественное освещение, лучше всего использоваться подручные средства, как просто это бы не звучало. На мой взгляд, самое лучшее освещение — это свет, разливающийся из окна и отражающийся о стены комнаты.

Вот простой пример. Этот маленький по площади чердак было совсем несложно заполнить светом. На снимке так много мелких деталей, что я не хотел, чтобы свет отвлекал от содержания. Освещение здесь выглядит вполне естественным.

Снимаем портрет

Пара моих хороших приятелей попросила меня снять их портрет в качестве подарка для родителей. У них не было никаких идей для фотосессии, поэтому я решил сделать классические, естественные снимки.

Давайте рассмотрим основные действия, необходимые для создания такого снимка. Для съемки этого портрета я использовал внешнюю вспышку, которую расположил слева относительно пары и направил ее прямо от окна, в результате свет распределился по всей комнате. Направив свет таким образом, мы создали угол, при котором свет распределяется очень естественно. Окно находилось на расстоянии 12 футов от фотографируемой пары, это позволило осветить объект равномерно.

Расстояние от левого окна до моей пары было довольно большим, и моя вспышка недостаточно хорошо осветила объект съемки с правой стороны, поэтому мне пришлось добавить еще одну вспышку, чтобы подсветить правую сторону, оставшуюся в тени. Вторую вспышку я направил в потолок, в результате я немного осветил теневые участки лиц и создал в комнате заполняющий свет.

У меня была небольшая возможность использовать естественный свет, и я сделал фотографию, которая представлена ниже, чтобы показать исходные условия освещения, выставив необходимую экспозицию.

В конечном итоге я закрыл жалюзи на окнах, но для меня было важно сохранить на полу игру бликов и теней.

Закончив с подготовкой, я включил вспышки и отрегулировал их мощность, чтобы заполнить светом оставшееся пространство.

В этом снимке все внимание сконцентрировано на влюбленных, нет ничего, что могло бы зрителя отвлечь от главных героев этой фотографии.

Подведем итоги

Чтобы создавать естественное освещение, важно запомнить всего несколько правил. Когда вы фотографируете на улице, смягчайте свет совсем немного. Также выбирайте для съемки места, где направление естественного света не особо заметно.

Действительно важно при съемке на улице правильно сбалансировать естественный свет и свет от вспышки. Мы склонны недоэкспонировать естественный свет, чтобы сфокусировать все внимание на объекте съемки, что и правда прекрасно работает в некоторых случаях. Однако, для того, чтобы освещение в кадре выглядело натуральным, необходимо достаточно освещать и фоновую часть кадра, концентрируя внимание на объекте съемке при помощи композиции.

Фотографируя в помещении, не забывайте наполнять комнату светом. Проще всего это сделать, используя вспышку. Свет должен распространяться по всем направлениям. Не забывайте о важной роли стен, они являются прекрасным светоотражателем.

Освещение в фотографии — естественный свет

Природное или естественное освещение в фотографии – это солнечный свет, который прямо падает на объект съемки или отражается от различных поверхностей и предметов. На первый взгляд, кажется, что фотографировать при естественном освещении проще всего. Действительно, съемка при свете дня в условиях открытого пространства, как правило, дает возможность получить качественные фотографии, причем независимо от того, используете ли Вы обычную «мыльницу» или профессиональную зеркальную камеру. Но на самом деле солнечный свет отличается сложностью и изменчивостью. Поэтому без понимания особенностей природного освещения невозможно добиться оригинальных художественных эффектов и достичь вершин профессионального мастерства в фотографии.

Естественное освещение характеризуется главным образом тем, что солнечный свет изменяется в очень широких пределах в зависимости от времени года и суток, характера облачности и погоды. Причем на характеристики природного освещения влияет и отражающее окружение в виде снега, песка или моря. Различные отражатели ослабляют контрасты и глубину теней, одновременно изменяя окраску предметов. Использовать разнообразные качества солнечного света в свою пользу и является главной задачей фотографа.

Природное освещение помогает выявить цвет, форму и фактуру снимаемого объекта. Солнечный свет может преобразить любое изображение и художественный мотив, внести в фотографию ощущение воздушности или объемно подчеркнуть предметы. Существенное значение здесь приобретает направление солнечного света по отношению к фотокамере и освещаемому предмету. Понятно, что солнце не должно прямо светить в объектив, иначе это просто испортит снимок.

В тоже время правильное местоположение фотографа с камерой позволяет в некоторых случаях использовать встречный солнечный свет для прорисовывания силуэтов объектов, чтобы создать вокруг них настоящие святящиеся ореолы. Прямой свет, если солнце расположено прямо позади фотоаппарата, дает возможность избавиться от теней, но при этом делает пространство более плоским.

Наиболее часто используется боковое естественное освещение, когда солнце находится позади фотокамеры, но при этом несколько в стороне, чтобы тени от предметов встречались с направлением оптической оси объектива под углом примерно в 45 градусов. Такое освещение помогает подчеркнуть фактуру и объемность предметов, поэтому оно широко применяется в пейзажной, архитектурной или портретной съемке.

Для создания интересных художественных эффектов и получения качественных изображений любой фотограф, безусловно, должен знать особенности поведения природного освещения в разное время суток. Таким образом, для съемки того или иного сюжета должно выбираться свое собственное время с характерным естественным освещением.

На рассвете и восходе солнца выпадает роса, а все объекты покрываются влагой или даже изморозью. Характеристики света в это время суток стремительно меняются, но зачастую естественное освещение на рассвете способно придать изображению приятный, голубой оттенок. Низко стелящийся туман или перистые облака обеспечивают более рассеянный свет, размывающий тени. Такие условия освещенности хорошо подходят для съемок открытых пейзажей, водных поверхностей или архитектурных сооружений, позволяя добиться интересных художественных решений.

Кроме того, в условиях города на рассвете воздух словно очищается от пыли и становится более прозрачным. Природное освещение в это время суток способствует выделению различных предметов с блестящей, глянцевой поверхностью, на снимках они начинают смотреться более эффектно.

Утренние часы после восхода солнца сопровождаются дымкой, в результате чего солнечный свет немного размывает предметы, делая их светлее. В лучах утреннего солнца зачастую хорошо смотрятся объекты, которые в другое время суток выглядят не очень интересно и непривлекательно. Естественное освещение в утренние часы может быть использовано для передачи третьего измерения в фотографии. Именно в этот период времени хорошо снимать и портреты, поскольку утром кожа человека начинает выглядеть более гладкой и свежей.

Съемка в полуденные часы используется не часто, поскольку раскаленное над головой солнце буквально «убивает» окружающие предметы и не создает никаких интересных для фотографа художественных эффектов. Впрочем, в это время суток можно получить яркие и контрастные изображения тех областей, куда в другие часы солнечные лучи просто не попадают.

Вечернее время характеризуется легкой голубоватой дымкой из капель воды и пыли, через которую пробивается солнечный свет. Такая дымка может немного «приглушить» свет, придав окружающим предметам более унылый и сумрачный вид. В тоже время благодаря изменению цветовой температуры света и рассеиванию синих лучей на снимках могут проявляться оригинальные эффекты. Во время заката солнца свет приобретает более теплую окраску и может сопровождаться интересным сочетанием цветов. Перед самым закатом в ясную погоду можно наблюдать красные лучи света, придающие окружающим объектам розовый оттенок. Верхняя же часть неба в это же самое время остается синей. В результате, получается эффектная световая картина с тонкими и плавными переходами тонов.

В художественной фотографии нередко применяется прием, в основе которого лежит контраст между розовыми оттенками нижней части неба и холодным голубым светом от верхней части, который наблюдается во время заката. Сумеречный свет также достаточно часто используется в фотографии, поскольку он хорошо гармонирует с искусственным освещением в виде уличных фонарей, ярких витрин магазинов или света от проезжающих автомобилей. Сумеречный свет способен сделать изображение более насыщенным. В ночное время можно попробовать использовать эффект лунного освещения, которое является ничем иным как просто отраженным солнечным светом с темно-голубым или сине-зеленым оттенком.

При использовании природного освещения для придания изображению определенных художественных эффектов не стоит забывать о влиянии на распределение солнечного света естественных отражателей. Например, обычный песок способен рассеивать свет и придавать ему более теплую окраску. В свою очередь, свет голубого неба, отраженный от снежных поверхностей, может придать изображению более голубоватый оттенок. Гладкая поверхность воды также прекрасно отражает солнечный свет и, соответственно, любое возмущение на водной глади может совершенно неожиданно поменять распределение отраженного света. Темная земля, большие камни и хвойные деревья могут выступать в роли «поглотителей» естественного освещения.

Таким образом, на характер природного освещения оказывают влияние погодные и климатические условия, время суток и года, а также множество других факторов. Благодаря этому перед фотографом открываются огромные возможности для художественной передачи сюжета и приданию изображению оригинальных эффектов.

Источник: Фотокомок.ру – изучаем основы фотографии (при копировании или цитировании активная ссылка обязательна)

Что понимается под естественным и искусственным источником света: преимущества и недостатки?

Приветствую вас на своем блоге вновь. С вами на связи, Тимур Мустаев. Хочу поздравить всех мусульман со священным праздником Курбан Байрам, пожелать чистого неба над головой, искренней любви и здоровья! Берегите близких вам людей!

Сегодня мы рассмотрим искусственные и естественные источники света. Поскольку важным аспектом фотографии является освещение, без которого съемка вообще невозможна. Приступим к разбору понятий.

Источники подразделяются на два вида:

Естественное освещение

Источники естественного освещения:

  • Солнце;
  • Луна замещает солнце ночью;
  • Биолюминесценция – свечение живых организмов;
  • Атмосферные электрические заряды, например, гроза.

Первые два источника являются обыденными и постоянными, два последующих могут служить фотографу только в особых условиях.

Естественное освещение является менее контролируемым, поскольку зависит от многих факторов:

1. Погода

  • Солнечная

Все знают, что в солнечный день не стоит фотографировать, так как в результате фотографии будут иметь жесткие тени и четко очерченные контуры, которые будут не в пользу фотографа. В солнечный день, лучше фотографировать в глубокой тени, куда не попадают лучи солнца, например, тень большого здания, беседки и прочее.

Облачная погода является самой предпочтительной для съемок, поскольку облака дают мягкое освещение и изображение построено так, что цвета плавно вливаются один в другой по тону.

К сожалению, не всегда облачность может быть равномерной, а зачастую плотность ее колеблется, что влияет на интенсивность света.

  • Другие необычные погодные условия

Можно ли фотографировать в необычных условиях? При урагане, грозе и шторме черное небо внесет в вашу фотографию драматичности.

Съемка в тумане поможет зрителю лучше почувствовать глубину изображения и выстроить хорошую перспективу.

2. Время суток

Чтобы получить идеальный результат при портретной или пейзажной съемке, то выбирайте рассвет или закат. 30 минут до заката и после рассвета, считается золотым временем для фотосъемки. Преимуществом является то, что освещение быстро меняется. Это позволяет получить целый ряд уникальных разнообразных снимков.

Единственный недостаток – возможность упустить идеальный момент съемки. На закате тени удлиняются и становятся менее яркими, а утром все с точностью наоборот.

3. Географическое положение

По географическому закону, чем дальше от экватора, тем продолжительность рассвета и заката больше.

4. Загрязнение воздуха

Загрязненные частицы рассеивают лучи света, делая его мягче и менее ярким.

Преимущества:

  1. Бесплатный источник;
  2. Цветопередача отлична, поскольку солнечный спектр непрерывен во всем диапазоне видимости.

Недостатки:

  1. Невозможно использование в темное время суток;
  2. Непостоянная температура цвета, что требует частых изменений настройки баланса белого;
  3. Трудность применения для построения сложных схем освещения;
  4. Малая яркость требует длительную выдержку, которую нельзя получить при съемке с рук.

Искусственное освещение

Все иначе обстоит с контролем искусственного света. Фотограф становится властным хозяином освещения и регулирует все параметры:

  • Количество;
  • Угол;
  • Расположение;
  • Интенсивность;
  • Жесткость;
  • Температуру цвета;
  • Баланс белого.

Зачем нужно выставление баланса белого? Чтобы цветопередача не имела искажений или имела лишь минимальные погрешности.

Цветовая температура

Остановимся подробнее на этом параметре. Что это такое? Ну, если опираться на теорию, то это характеристика, определяющая температуру черного предмета, который излучает свой цвет. Измеряется данная характеристика в Кельвинах (К).

Постоянное освещение

Что может являться примером источников постоянного освещения? Самый распространенный – галогенные лампы, а также натриевая лампа, лампы дневного холодного света и накаливания. Все они имеют разные параметры цветовой температуры.

К примеру, если взять вольфрамовые лампы, то они излучают красноватый оттенок, а галогенные – холодный голубой свет.

Преимущества использования:

  1. Умеренная цена;
  2. Полный контроль над светом;
  3. Можно выстраивать необходимые световые схемы по своему вкусу, получая различные светотеневые рисунки.

Недостатки:

  1. Большое потребление электроэнергии, соответственно, большие финансовые затраты;
  2. При съемке нужна длинная выдержка (не во всех случаях);
  3. Большая теплоотдача нагревает воздух и объекты съемки в помещении, что может сказаться на их деформации.

Импульсивное освещение

Что относится к источникам импульсивного цвета? Встроенные и внешние вспышки, моноблоки и генераторные системы.

Как происходит процесс съемки? В студиях, кроме импульсивной лампы установлен пилотный свет, то есть постоянный источник. Он выступает в виде вспомогательного параметра и помогает правильно построить светотеневой рисунок композиции. Когда фотограф нажимает кнопку спуска затвора, вспышка срабатывает и в тот же момент пилотный свет гаснет и загорается после завершения работы вспышки.

Преимущества:

  1. Потребление энергии меньше, чем у постоянных искусственных источников;
  2. Теплоотдача низкая;
  3. Дают при съемке использовать эффект «замораживания объектов», например, брызги или падающие капли;
  4. Можно придумывать сложные световые схемы, что поможет поднять ваши работы на более высокий уровень.

Недостатки:

  1. Дороговизна приобретения;
  2. Если пилотный свет отсутствует, то придется искать «золотой» кадр среди пробников;
  3. Требуется соединение с фотокамерой, поэтому может замедлить съемку в случае фотографирования несколькими камерами.

Какой источник света выбрать?

Если вы производите портретную съемку или фотографируете предметы, то используйте искусственное освещение, чтобы регулировать все параметры.

Если вы фотографируете пейзажи или дикую природу, то там выбора нет. Только естественное освещение.

До начала съемок подберите подходящее настроение и чувства, которые вы хотите передать в вашей фотографии. После этого подберите нужную схему освещения.

Напоследок, изучите видео курс « Цифровая зеркалка для новичка 2.0 » или « Моя первая ЗЕРКАЛКА ». Он поможет вам разобраться в основах фотографии и станет незаменимым помощникам в ваших начинаниях в качестве фотографа.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для сторонников зеркалки CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для сторонников зеркалки NIKON.

На этом наш курс по типам источников света подошел к концу. Можно сочетать все источники вместе, если это нужно для воплощения творческой идеи. Нужно лишь учитывать различную температуру, которая влияет на цветопередачу. Например, фотографирование человека на закате, не обойтись без искусственного освещения, если вы хотите получить освещенное лицо модели и красивый закат.

Так же данная комбинация характерна при съемке черно-белой фотографии. Делитесь статьей со своими друзьями в социальных сетях и подписывайтесь на блог, чтобы стать профессионалом в деле фотографии.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ

В продолжение темы СВЕТ , давайте определимся, сколько источников света вам нужно для съемки? Прежде чем бежать в магазин фототехники в поисках огромного софт-бокса, обратите внимание на окна в своем доме.

В девяти из десяти случаев, свет, который пропускается через окна, это все, что вам нужно для создания красивого рассеянного освещения. Подсвечивая объект сзади или сбоку, вы создадите объем и подчеркнете текстуру продуктов.

Безусловно, фуд-фотография представляет собой одно из тех направлений, о которых справедливо сказать: чем меньше источников света, тем лучше. К примеру, снимая портреты, автомобили или архитектуру интерьера, мы можем добавлять и добавлять всё новые источники света, пока не получим идеально очерченные формы. То мы увеличиваем количество заполняющего света, то направляем свет, а то выставляем тени. Но чтобы сделать первоклассную фуд-фотографию, следует подобрать только один большой источник рассеянного света и отражаетль.

Первичным источником естественного (дневного) света является Солнце. Эта энергия достигает поверхности Земли в виде прямого или рассеянного (диффузного) света.

Солнце не способно выдавать мягкий свет — это факт, от солнца только жесткий с резкими тенями. Но просматривая конкурсные фотографии в инстаграм мы видим, что многим фотографам удается избежать резких теней от солнца, как это происходит, чем можно смягчить свет из окна или непосредственно от солнца, особенно, если съемка происходит на улице.

Мягкий свет рождается из отражения света от окружающих объектов. Внутри помещения он отражается от стен, потолка и пола, и если все это будет преобладать в белом цвете, по сути вы будете находится в пространстве наполненным мягким светом. Если речь о съемке на улице, все то же самое, нам нужен не прямой солнечный свет, а отраженный от предметов, т.е. тень или свет от солнца на просвет через рассеиватель.

Максимально используйте возможности естественного света. Натуральный свет из окна, рисующий прекрасные мягкие тени, идеально подходит для большинства случаев съемки. При этом в съемке могут быть использованы любые углы падения. Свет из окна даст прекрасный заполняющий свет, если использовать при этом белый или серебряный отражатель, чтобы смягчить тени, можно сделать прекрасный снимок.

Помните, что освещение должно быть равномерным. Старайтесь избегать теней особенно на переднем плане и прямых солнечных лучей, если окно расположено на южную сторону здания. Обращайте внимание на блики, есть предметы с матовой поверхностью, есть с глянцевой — одни поглощают свет, другие наоборот — отражают, не редко встречается такое явление, как рефлексы (отражение цвета от предметов). Так же высота, на которой относительно окна находится объект съемки получит более длинные или наименьшие по длине тени, если вы снимаете на полу.

Освещенность помещений естественным светом зависит от светового климата данной местности, ориентации окон, качества и содержания оконных стекол (тонированные или нет), окраски стен помещения, затемняющих или отражающих свет предметов, расположенных внутри и вне помещения.

Особенность фуд-фотографии – максимально естественное освещение. При взгляде на фотографию мы не должны замечать свет. Это одна из причин, по которой стоит использовать естественный дневной свет.

Также использование естественного освещения подразумевает тени, образованные естественным путем. Если вам кажется, что тени слишком глубокие, рекомендую пользоваться отражателем в роли которого может выступать как чистый лист белой бумаги, так и профессиональный отражатель, многие используют строительный пенопласт или матовый строительный пластик в виде листа (всегда к ним пригодятся строительные зажимы, которые помогут вам придержать их в вертикальном положении).

Еду в домашних условиях удобнее всего снимать на кухне или в помещениях, расположенных не далеко от нее, причины понятны. Вам нужно найти на своей кухне место, где дневной свет проявляет себя лучшим образом. Для разных ситуаций придется менять это место, подходить ближе к окну, если на улице облачно, либо отходить дальше, в случае, если солнце бьет прямо в окно и ваша тюль не спасает вас.

Чтобы понять какой свет является лучшим в том или ином случае вам нужно научиться анализировать светотеневой рисунок не только на своих фотографиях, но и на чужих фотографиях, желательно, что бы это были известные люди с профессиональными навыками, к примеру таких известных мастеров как Мэтт Армендариз, Элен Дюжарден, Дэвид Лофтус. Изучение творчества людей, которые вызывают ваши восторги, доказывает, что не существует готовых схем, гарантировано позволяющих получить шедевр.

Все самое лучшее рождается в процессе поиска, пробуйте, снимайте и сравнивайте собственные снимки, смотрите как падает свет на ваших фото и на снимках профессионалов. Задавайте вопросы, никогда не стесняйтесь спросить, как снят тот или иной кадр, с какой стороны источник, камера, отражатель и т.п., тем более, если вы до сих пор не в состоянии оценить это по фото, спрашивайте все, что вас интересует. Конечно, в России мало кто из фуд фотографов хочет делиться своим опытом, но поверьте, среди них много, кто делится.

Располагая одним лишь окном, мы можем управлять контрастом сцены. Важно понимать, что изменяя расстояние от окна до сцены, мы меняем только размер источника света и уровень освещенности.

В результате чего мы можем:

  • получать разную раскладку света и теней,
  • менять форму бликов, делая их либо более явными и выразительными, либо растушеванными,
  • менять колорит сцены, окрашивая ее рефлексами помещения.

Расположение источника света относительно объекта съемки.

1. Боковой свет: основной источник света расположен сбоку от вашего объекта (см рис и фото ниже).

Такой тип освещения достаточно универсален, хорошо показывает объем, не дает глубоких теней спереди.

2. Задний боковой свет, мой любимый. Этот вариант освещения прекрасно подсвечивает зелень, великолепно подходит для напитков, придает красивое свечение, хорошо «отделяет» объект от фона. Разумеется подходит не для всех объектов, часто требует компенсации глубоких теней спереди, в этом мне помогает отражатель, размер которого чем больше, тем лучше или второй источник света. Схема и фото ниже.

3. Передний боковой свет: данный тип освещения лишает фото загадочности, свечения и объема, поэтому к нему следует прибегать в крайнем случае. См схему ниже.

Данная схема очень редко используется фотографами, т.к. очень похожа на съемку со вспышкой (в лоб), картинка становится более плоская и не красивая.

Для работы с естественным светом вам понадобятся:

  • штатив ( для фуд-съемки это крайне необходимо, будет гораздо меньше брака по резкости), хотя надо признать, что при ИО гораздо проще снимать без штатива, нежели при ЕО (естественном освещении), по этому снимая у окна, вам все же лучше вооружиться этим устройством, тогда ваше творчество обретет совершенно новый виток и раскроет перед вам новые возможности (о штативах подробно я напишу в другой статье). Не забывайте о том, что со штативом, у вас выдастся редкая возможность изменить ваш глубину резкости и закрыть диафрагму до нужного вам значения, а не снимать на максимально раскрытой диафрагме (1,4 — 2,8). Любителям по шире раскрыть диафрагму хочется сказать, что на столько редкие кадры, где нужна большая глубина резкости, не стоит злоупотреблять и размывать все «ВХЛАМ», это своего рода моветон и привычка дилетантов сделать кадр посветлее за счет большой дырки объектива и отсутствия возможности зафиксировать камеру (сужу исключительно по себе). Запомните, редкий кадр требует раскрытия диафрагмы до значения 2,8, не говоря уже о 1,4, а уж тем более 1,2, это как далеко нужно отойти от объекта съемки, что б большая его часть была в фокусе, а мы снимаем еду, на минуточку, предметная съемка, преимущественно с макро объективов, а значит короткое фокусное расстояние.
  • отражатели (обычно вместо отражателя я использую всякие разные гаджеты, если не хочу раскрывать свой огромный 120х90см, отражатель должен быть белым или серебристым ( хотя на мой вкус покупной серебряный, слишком отбрасывает обратную тень и создает эффект неестественности в некоторых случаях или второй вспышки и не очень натурально смотрится, но это иногда, при прямых солнечных лучах), золотой будет давать желтые блики, черный поглотит излишний яркий солнечный свет.
  • для еще более сильного рассеивания света можно использовать специальные рассеиватели из полупрозрачной ткани, ставятся они прямо перед окном, также их удобно использовать для съемок «на просвет на улице или у окна, где прямые солнечные лучи не дают возможности снимать с мягким светом ( чем больше размер рассеиваетеля тем лучше и удобнее, у меня 0,9 на 1.2 метра, он же отражатель 5 в 1)

Для разных объектов, сюжетов, композиций нужно подбирать индивидуальную схему освещения. Нет универсальной и 100% удачной схемы, для каждого объекта, кадра все будет индивидуально. Методом проб и длительных съемок вы найдете свои ракурсы, любимые световые схемы и скорее всего, это и определит ваш творческий стиль.

10 советов по съемке отличных портретов при естественном освещении

Научиться эффективно пользоваться светом — важная ступень для каждого фотографа, ничто не заменит понимания того, как работает свет и как использовать его в интересах своей работы. При съемке портретов я всегда предпочитаю естественное освещении, даже если снимаю в закрытом помещении. Работа с естественным светом не так проста, есть множество аспектов, которые необходимо понять, чтобы не допустить ошибок.

1. Чего ради вы снимаете.

Прежде, чем взяться за камеру, вы должны определиться, какой кадр вам нужен. Есть ли у съемки какая-то цель?

Может быть, это актерская или бизнес-съемка, может быть, фэшн, семейный портрет, съемка для интернет-продвижения или просто для друга. Хорошенько подумайте о настройке и стиле съемки в зависимости от ее целей. Понадобится ли вам дополнительная одежда, макияж и время для стилизации? Каков должен быть антураж — для портрета, изображающего человека в знакомой обстановке, возможно, на работе или дома?

2. Место, место, и еще раз место.

Как только Вы определились с целью съемки, Вам будет гораздо легче выбрать подходящее для нее место. Подумайте, что могло бы соответствовать общему стилю съемки, например, какая-нибудь живописная местность с широкими пространствами, берега реки, озера, холмы или парк?

Может быть, Вы хотите представить объект съемки в русле шумного города среди современной архитектуры, непрерывного движения и толпы? Также можно использовать комнату в помещении. Более просторные комнаты, как правило, ярче (за счет того, что в них обычно несколько окон) и дадут Вам ощущение относительной свободы для работы. Комнаты поменьше и потемнее подойдут для съемки, которая требует глубоких теней и мрачной атмосферы. Не забывайте использовать то, что вокруг Вас, особенно в помещениях, это касается дверных проемов, окон, лестниц, колонн, все может создать необходимую поддержку общей композиции в кадре.

3. Определить качество света.

Одна из самых важных вещей, которую необходимо учесть при съемке на открытом воздухе, это время суток, в которое Вы снимаете. Я советую работать в середине дня, потому что прямой солнечный свет, его яркие лучи, только затруднят Вашу работу и будет непросто избежать пересвета в кадре.

Лучше всего снимать немного раньше или позже, вплоть до полудня или после полудня, так у Вас будет достаточно света для работы, и этот свет не будет слишком сильным. Кроме того, можно попробовать снимать в пасмурную или облачную погоду. Может прозвучать, как плохая идея, однако на самом деле облака действуют как диффузор, и Вы можете работать в течение всего дня с постоянным источником света.

Помните об основах светотени. Резкий или жесткий свет создает драматические тени. Если это не есть Ваша цель, Вы можете сделать так, чтобы прямой свет падал на весь объект сразу. Мягкий свет может сделать предметы более плоскими на вид, но зато позволяет меньше волноваться о потере деталей в ярко освещенных или, наоборот, темных пространствах.

Если Вы работаете в помещении, Вы можете впустить в комнату столько света, сколько Вам нужно. Зная Ваше местоположение, Вы можете легко определить, какое время суток предлагает лучшее освещение, это зависит от того, в какую сторону выходят окна (север, юг, восток или запад).

4. Правильная позиция.

Одним из основных преимуществ искусственного света в студии — это свобода передвижения и регулирования высоты и наклона источника света в соответствии с Вашими требованиями и желаниями. Это, очевидно, невозможно, когда речь заходит о естественном освещении, поэтому Вам и карты в руки, чтобы Вы, как фотограф, смогли использовать свет, который находится в Вашем распоряжении, как можно лучше. Когда Вы находитесь на месте съемки, необходимо решить, где именно будет Ваша модель, и каково положение солнца в небе на данный момент. Важно, чтобы модель не смотрела прямо на солнца, иначе ее взгляд будет перекошен, а глаза на мокром месте! Начните с того, чтобы солнце было в стороне, и работайте с той точки. Хороший совет: повернуть модель на все 360 градусов, и следить за тем, как в определенной точке солнечный свет ложится на нее. Таким образом, Вы будете иметь возможность наблюдать, как меняется освещение, а значит, сможете выбрать наилучшую позицию.

5. Использовать свет в собственных интересах.

Есть несколько методов, с помощью которых Вы можете получить набиольшее количество света. Всякий раз, когда я использую естественное освещение, я ношу с собой отражатель. Это может быть чрезвычайно полезно для съемки портретов, так как Вы можете отражать свет, выделяя ключевые особенности лиц, не ослепляя их и не заставляя смотреть на солнце.

В погожие, светлые дни стоит попробовать прием с солнцем за объектом съемки. Опять же пригодится отражатель, когда Вы попытаетесь достичь теплого свечения вокруг фигруы Вашей модели, с помощью отражателя лицо не будет затемнено.

Помните, что у вас есть возможность использовать различные тени. Например, тенистое место под деревом может быть интересно, когда прямой солнечный свет слишком яркий, но в этом случае не забудьте проверить, равномерно ли распределяется тень, чтобы избежать слишком глубоких теней.

Тени являются отличным способом подчеркнуть особенности объекта, это может быть легко достигнуто при наличии источника света, направленного непосредственно в сторону объекта. Просто убедитесь в том, что тени не скрывают ключевых особенностей.

6. Окна.

Используя солнечный свет, проникающий через окно, можно снять отличный кадр с драматическим эффектом, это мой излюбленный метод. Мягкий свет через окно — это идеальный момент для сильной съемки, он работает особенно хорошо, если свет выделяет лишь одну сторону лица, оставляя другую в тени.

Основное правило заключается в том, что чем ближе Вы к окну, тем с большим количеством света придется работать, а значит, контраст между светом и тенью будет сильнее. Кроме того, если свет, проникающий через окно, слишком яркий, у Вас всегда есть возможность использовать шторы или жалюзи, чтобы немного рассеять его.

7. Настройки камеры.

Как и в любом портретной работе, здесь есть несколько приемов, которые помогут Вам получить желаемый результат. Во-первых, фокусировка на глазах. Когда мы смотрим на фото, первое, что мы замечаем, за что цепляемся взглядом, это глаза. Убедитесь, что глаза являются центром кадра и используйте ручную фокусировку, чтобы не бояться, что автофокус Вас подведет!

Еще одна хорошая идея — это большие значения диафрагмы (малое f-число), это размоет фон, чтобы ничто не отвлекало от объекта съемки.

8. Контакт играет ключевую роль.

Крайне важно — то, как Вы взаимодействуете с моделью. Убедитесь в том, что между Вами есть контакт, прежде, чем начинать съемку. Разговоры, обсуждение идей съемки — это должно обеспечить взаимопонимание, без которого цель не может быть достигнута.

Когда Вы снимаете, не думайте, что Ваша модель обладает сверхъестественными способностями и читает Ваши мысли. Она не будет знать, что Вы хотите, как себе представляете и что ждете от нее, если Вы не скажете об этом. Если Вы хотите запечатлеть какую-то особую форму, не стесняйтесь демонстрировать модели пример позы.

Некоторые практические рекомендации действительно помогают, хотя бывают и такие объекты, которые не выносят, когда им указывают, как делать их работу! Кроме того, помните, модель работает на съемках больше, чем Вы, и устает тоже больше. Делайте перерывы.

9. Тип света.

Не надейтесь, что все ситуации, в которых Вы используете естественный свет, будут одинаковыми. Качество и цвет света будет меняться в зависимости от времени суток, времени года и погоды. Через несколько дней у Вас будет желтый и теплый свет, хотя сейчас, допустим, на фото преобладают холодные голубые оттенки.

Здесь вступает в игру баланс белого. Вы можете менять настройки камеры, чтобы адаптироваться к новым условиям света, все равно достигая нужного Вам результата. Я предпочитаю снимать в RAW и редактировать баланс белого во время последующей обработки, но и варианты настроек непосредственно во время съемки тоже очень неплохо справляются с этой задачей.

10. Попробуйте сами.

Так, на этом в общем-то все! Надеемся, что эти несколько простых советов по поводу света просветили Вас (каламбур), и Вы готовы теперь к съемкам в естественном освещении. Наиболее сложный урок предоставит Вам личный опыт.

Не бойтесь просить семью или друзей о помощи. Это даст Вам отличную возможность попрактиковаться в методах съемки и заодно научит снимать кое-какие темы (это зависит, конечно, от того, кого Вы выберете «мишенью» своей тренировки). Всегда говорите им обо всем, что они должны делать, даже если это сводится к простому — «Стой там и улыбайся»!

Лучшие курсы по фотографии для новичка. Научитесь «выжимать» из своей фотокамеры ВСЕ.

«Цифровая «Зеркалка» для новичка, или как делать отличные фотографии. Уровень I

Секреты креативных фотографий для новичка. Приемы и хитрости фотосъемки. Уровень II

Фотография и естественное освещение

Естественное освещение – один из важнейших и при этом бесплатных инструментов для любой фотосъемки. Когда фотографу неизвестны принципы работы с ним, не поможет даже покупка дорогих вспышек. И если вы все еще считаете, что сможете обойтись зеркальной камерой и хорошим объективом, чтобы добиться качественных фотографий – не читайте дальше. Эта статья для тех, кто уже осознал, что без понимания света невозможно быть хорошим фотографом.

А теперь о принципах.

1. Следите за тем, как меняется естественный свет

Естественный свет постоянно меняется в течение дня. Обратите внимание на фотографии выше. Фотография слева снята в сумерках, кадр посередине – на восходе, а справа – в полдень. Если вам непонятны эти изменения, более подробно о характеристиках света вы можете прочитать в другой статье о солнечном свете. Фотографу понимание этих свойств дает возможность угадать, в какое время дня та или иная сцена будет выглядеть более привлекательно и вернуться туда в то время, когда освещение при фотосъемке будет его устраивать.

2. «Плохого» или «хорошего» света не бывает

Многие фотографы считают свет «хорошим» только в режимное время (до заката или после восхода) и предпочитают снимать только с использованием такого света. Дневной свет солнца в полдень они считают жестким и неподходящим для съемки. На самом деле, такой подход очень ограничивает творческие возможности.

Благодаря золотому оттенку и мягким переходам режимное время очень ценят в пейзаже или в сюжетах, когда нужно передать красоту места съемки или человека. Но не все сюжеты несут такой смысл. Фотография ниже – яркий тому пример.

Фотограф хотел передать тяжесть ручного труда под палящим солнцем. Если бы этот сюжет был снят в режимное время, он бы выглядел неправдиво и романтично.

3. Наблюдайте за светом

  • Наблюдайте за светом каждый день, вне зависимости от того, под рукой ли фотоаппарат.
  • Наблюдайте за тем, как освещение взаимодействует с окружающими вас предметами: частицами пыли, водой и т.д.
  • Обратите внимание, как меняется светотень, когда вы перемещаетесь из одного места в другое.
  • Следите за тем, как используют освещение в своих работах знаменитые фотографы или просто авторы, которые вам нравятся.

Чем больше вы наблюдаете, тем легче вам будет узнать тот или иной вид освещения в процессе фотосъемки и использовать его. Фотография выше получилась только потому, что фотограф знал о свойствах света в таких условиях. Он знал, что под этим углом узконаправленный свет в сочетании с дымом дает живописные лучи. Узконаправленный свет падал через дверной проем, и фотограф акцентировал его еще сильнее, попросив приятеля прикрыть дверь, чтобы луч стал еще более узким.

4. Экспериментируйте. Если вас заинтересовала сцена или освещение, сфотографируйте ее, пусть даже для того, чтобы увидеть, какой она будет на фотографии

Вне зависимости от того, как часто вы наблюдаете за светом и как много вы о нем узнаете из полезных статей, чтобы понять, как он работает, нужно фотографировать. Не ожидайте шедевров от своих экспериментов – вам нужно просто понять, как ведет себя свет на практике. Так получилась фотография ниже: автор увидел контровой свет и одновременно заметил, что свет также падает у него из-за спины, освещая лица людей. Он сделал несколько кадров с разной экспозицией и получил хороший результат:

5. Выбирайте экспозицию с учетом последующей обработки на компьютере

Какой бы дорогой не была камера, далеко не все сцены умещаются в ее динамический диапазон. Фотографу все время приходится чем-то жертвовать – либо светами, либо тенями. Чаще всего такие жертвы при съемке можно легко компенсировать при последующей обработке, поэтому при съемке думайте о том, что вы сможете скорректировать в Photoshop или Lightroom, а что – нет.

Например, оригинал фотографии выше явно недоэкспонирован – лица и фигуры людей очень темные. Однако если бы фотограф выставил экспозицию по людям, то небо оказалось бы пересвеченным, чего в графическом редакторе не восстановить. Напротив, недоэкспонированный кадр удалось легко оживить с помощью обычной команды «Света/Тени» в Lightroom, высветлив темные области.

6. Дождитесь нужного освещения

Самый простой и самый затратный по времени способ контролировать естественный свет – дождаться нужного освещения. Ждать можно несколько минут (например, чтобы солнце вышло из-за облаков), несколько часов (например, рассвета или заката) и даже несколько недель (например, чтобы сменились погодные условия).

Фотография выше получилась только потому, что фотограф наблюдал за природным явлением в этом регионе и на съемку приехал уже подготовленным. В это время года утро часто бывало туманным до восхода, но как только солнце всходило, туман рассеивался, поэтому самый выразительный кадр мог получиться только в первую минуту восхода. Именно этого момента и дождался фотограф.

7. Используйте рассеянный свет

Самостоятельно рассеять естественное освещение невозможно, поскольку его источник – это солнце. Именно поэтому самый простой способ добиться рассеянного света – контролировать положение камеры и объектов съемки относительно солнца. Например, можно попросить модель зайти в тень (или переставить объект съемки в тень) – в тени свет хорошо рассеивается. Фотография выше снята в яркий солнечный день. Прямой свет солнца был очень жестким и не подходил для сюжета, поэтому фотограф попросил моделей зайти в тень дома.

Свет можно рассеивать с помощью отражателей и рассеивателей. Эффект будет таким же, и, к тому же, отражатель может быть всегда под рукой. Чтобы рассеять солнечный свет в комнате, можно просто задернуть занавески.

Конечно, невозможно рассеять свет для больших объектов, таких как высокие здания и горы. В этом случае остается только ждать природного рассеивания – например, облаков или заката.

8. Учитывайте направление света

Похожим образом можно контролировать направление естественного освещения при фотосъемке – перемещаться относительно источника света (солнца или, например, окна в комнате) и располагать моделей так, чтобы свет ложился ровно.

Вот яркий пример такого контроля – чтобы создать силуэт, фотограф встал напротив источника света, так, чтобы модели находились между камерой и солнцем. Таким образом, он получил контровой свет.

Но приятнее всего то, что способов направить свет – огромное количество, и все они зависят от положения фотографа и, конечно же, положения модели. Фотография ниже – еще один хороший пример наблюдательности фотографа. Обратите внимание, какой яркий ореол создал свет вокруг пожилой женщины и коровы. Чтобы получить такое интересное свечение, фотограф снимал под особым углом – так, чтобы солнце освещало объекты сзади и немного сбоку. Именно в таком направлении ему удалось создать интересную подсветку.

Следующий кадр иллюстрирует контроль фотографа над направлением света в помещении. Самый простой способ создать такую схему – расположить объект съемки ближе к источнику света, в данном случае, дверному проему. Результат может быть очень выразительным, особенно если в комнате не очень светло. В таких условиях освещения наблюдается интересный переход тонов от светлых к темным, что придает фотографии дополнительный объем.

Конечно, в отличие от людей, горы и другие природные объекты двигаться не могут. Поэтому, как и с рассеиванием света, нужное направление придется ждать.

9. Старайтесь отразить свет

Свет отражается от различных поверхностей. Самый простой способ отразить его направленно – использовать отражатель (лайт-диск), как это сделано на фотографии выше. Рассеянный свет был слишком плоским и блеклым, и чтобы оживить изображение, фотограф задействовал лайт-диск.

Солнечные лучи отражаются от поверхности лайт-диска на объект съемки. Сильнее всего эффект отражателя заметен, если модель находится в тени, где свет рассеян. В данном случае фотографу помог друг, который встал на расстоянии 5 метров от модели и расположил лайт-диск так, чтобы на него попадали прямые солнечные лучи. Затем диск был развернут в сторону модели, и отраженные лучи солнца подсветили его лицо.

Отражатель может быть и природным. Почти все ровные поверхности в той или иной степени отражают свет. Особенно сильный эффект отражателя дают вода, снег и даже песок. В условиях города лайт-диском становятся стены домов и асфальт.

10. Ищите несколько источников света

Такие условия обычно возникают в закрытых пространствах. Источниками света служат дверные проемы или окна, если их несколько.

На фотографии выше мужчина освещен контровым светом (об этом говорит ореол), и одновременно хорошо видны черты его лица. Все потому, что один источник света (окно) находится сзади мужчины, а другой – спереди (дверной проем, к которому он идет – нет в кадре).

В похожих условиях снята и следующая фотография. Основной источник света здесь – окно в левой части кадра. Оно создает переход от светлых тонов к темным, отчего модели смотрятся объемно. Второй источник света – еще одно окно, которое находится прямо за спиной фотографа. Поскольку окно занавешено, свет рассеивается и играет роль заполняющего освещения (слегка подсвечивает тени).

Заключение

В завершение статьи хочется напомнить, что естественное освещение – это всего лишь инструмент. Не нужно делать из него самоцель и фотографировать только ради «красивого» света. Свет должен быть лишь основой для творческих сюжетов. И, конечно же, лучшее, что вы можете сделать для повышения своего профессионального уровня – как можно больше фотографировать. Все описанные выше приемы нужно обязательно применить на практике.

Автор статьи и фотографий: фотограф Митчелл Канашкевич (Mitchell Kanashkevich)
Перевод Екатерины Симаченко

Фотография и естественное освещение

Фотосъемка при естественном освещении

Фотосъемка при естественном освещении обычно производится на фотопленках типа ДС. Они сбалансированы к среднему дневному свету (Т=5500 К). Спектральный состав дневного света при прямом солнечном освещении отличается от его состава в пасмурную погоду, в тени, в утренние или вечерние часы. Поэтому при съемке на фотопленке типа ДС в различное время дня и при изменяющейся погоде получают различные результаты.

Наиболее правильная цветопередача получается при солнечном освещении в ясную или малооблачную погоду при высоте солнца от 22 до 46° над горизонтом (рис. 57). Летом это соответствует времени от 7 до 10-11 ч и от 15 до 18-19 ч (на широте Киева зенитное освещение летом приходится на 11-13 ч). В остальные периоды года (зимой, ранней весной, поздней осенью) можно снимать в течение всего дня.


Рис. 57. Фотосъемка на фотопленку ДС при высоте солнца 22-46° над горизонтом: а — пейзаж, б — архитектура

При высоте солнца менее 22° над горизонтом в спектральном составе света преобладают длинноволновые излучения, и при фотосъемке в этот период изображение на отпечатке получается с желтовато-красным оттенком (рис. 58). Преобладание длинноволновых излучений в этот период может быть использовано фотографом для получения определенного фотографического эффекта при фотосъемке пейзажа. Период эффектного освещения начинается при восходе солнца тогда, когда оно находится еще за горизонтом, но лучи его, преломляясь в атмосфере, уже освещают облака и наземные предметы. По мере того как солнце поднимается над горизонтом, естественное освещение постепенно изменяется от красного к белому, а при закате — наоборот. Выразительными получаются пейзажные фотоснимки, полученные при восходе или закате солнца с контровым освещением, особенно с солнцем в кадре, а также пейзажи с туманом в лесу или на воде.


Рис. 58. Фотосъемка при высоте солнца менее 22° над горизонтом: а — восход, б — закат

Солнце, находясь на высоте более 46° над горизонтом, приближается к зениту, свет его приобретает заметный синеватый оттенок. В этот период на отпечатке получается также синеватый оттенок.

При фотосъемке в тени, особенно при безоблачном небе, объект освещается рассеянным светом с большим преобладанием синих лучей и на отпечатке получается с синим оттенком (рис. 59). Поскольку цветная фотопленка является объективным регистратором цвета, можно получить неправдоподобные результаты (синий снег, синие лошадь, собака и т. д.). При сплошной облачности в спектральном составе дневного света также преобладают коротковолновые излучения и на фотоотпечатке получаются цветовые искажения. В пасмурную погоду снижаются яркость и контраст объекта (рис. 60). Однако фотоснимки, полученные в ненастную погоду, могут быть очень выразительными благодаря воспроизведению погоды (туман, дождь, гроза, снегопад). В этот период съемки выразительность снимка могут подчеркнуть блеск, блики и рефлексы, создаваемые мокрыми объектами съемки.


Рис. 59. Фотосъемка в тени


Рис. 60. Фотосъемка в пасмурную погоду

При фотосъемке на цветных фотопленках для восстановления баланса в условиях изменившейся цветовой температуры источников света применяют конверсионные светофильтры.

При естественном освещении для передачи глубины пространства на фотоотпечатке необходимо правильно использовать так называемые «наступающие» и «отступающие» цвета. Благодаря физиологическим особенностям цветного зрения теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) кажутся расположенными ближе, а холодные (сине-фиолетовый, синий, голубой, зеленый)- дальше (рис. 61).


Рис. 61. Передача глубины пространства на цветных фотоснимках: а — задний план теплого цвета, б — передний план теплого, а задний — холодного цвета

Чтобы усилить передачу глубины пространства на цветном изображении, на переднем плане помещают предметы желтого, оранжевого и красного цветов, а на дальнем — голубого, синего. Передаче глубины пространства способствует и голубая воздушная дымка, благодаря которой предметы, расположенные на дальних планах, становятся менее контрастными и в голубом тоне.

Фотографируя на цветных фотопленках типа ЦНЛ и ЦНД в сумерках и ночью, получают очень выразительный ночной эффект. При фотосъемке на фотопленке ЦНЛ огни ламп накаливания получаются белыми, а естественный рассеянный свет передается интенсивно-голубым (рис. 62). При фотосъемке на фотопленке ЦНД огни ламп накаливания передаются желтым цветом, а общий тон изображения — нейтральным (рис. 63).


Рис. 62. Ночной снимок, полученный на фотопленке ЦНЛ


Рис. 63. Ночной снимок, полученный на фотопленке ЦНД

При фотосъемке портрета при естественном освещении главное внимание должно быть сосредоточено на передаче цвета лица портретируемого. С этой целью необходимо учитывать все описанные выше особенности фотосъемки при естественном освещении.

При естественном освещении почти на всех фотоснимках присутствует небо. Цвет неба не является постоянным. В очень хорошую безоблачную погоду цвет неба — голубой. Над водоемами (морем, большими озерами) и лесными массивами небо имеет белесоватый, менее насыщенный голубой оттенок вследствие наличия в атмосфере большого количества водяных паров. В горах цвет неба темнее и чище. Наличие больших равнинных поверхностей в сухую погоду приводит к тому, что небо у горизонта приобретает пепельно-серый, а иногда и желтоватый оттенок. Все эти цветовые оттенки неба могут быть использованы при фотосъемке для получения выразительных цветовых эффектов.

При фотосъемке водных поверхностей также необходимо учитывать непостоянный цвет воды. Чистая вода неизбирательно отражает лучи света (т. е. излучения различных длин волн отражает одинаково). Синий оттенок больших водных поверхностей объясняется тем, что вода отражает значительную часть лучей голубого неба (рис. 64).


Рис. 64. Фотоснимки водной поверхности

В естественных условиях, как правило, вода не бывает чистой и приобретает оттенок биологических образований, растворенных солей, песчаного дна или дна, поросшего водорослями, цвет и яркость отраженных предметов. Задачей фотографа при фотосъемке водных поверхностей является необходимость выявить, подчеркнуть особенности цвета воды как выразительного элемента снимка.

На цветных фотоснимках хорошо воспроизводятся зимние пейзажи со снежным покровом. Снег, как и вода, отражает одинаково все видимые лучи спектра, поэтому цвет его определяется цветом освещающего света. Снежный покров может иметь белый, светло-розовый и сине-голубой цвета в зависимости от характера освещения. На участках, освещенных прямым солнечным светом, снег приобретает светло-розовый оттенок, а в тени — от голубого до темно-синего в зависимости от глубины теней (рис. 65). Присущие снегу оттенки придают ему особенную выразительность на цветных фотоснимках.


Рис. 65. Зимний пейзаж

При фотосъемке на цветных фотопленках экспозицию необходимо определять более точно, чем при фотосъемке на черно-белых фотопленках. Отклонения от правильной экспозиции на черно-белых фотопленках приводят только к изменению плотности негативного изображения, а на цветных — и к искажению цветопередачи (рис. 66).


Рис. 66. Фотоснимки, полученные при различной экспозиции (диафрагма объектива изменилась на одно деление)


Рис. 66 в. Фотоснимки, полученные при различной экспозиции (диафрагма объектива изменилась на одно деление)

Более высокая точность определения экспозиции при фотосъемке на цветных фотопленках вызвана их небольшой фотографической широтой. Лучшие по цветопередаче результаты получаются, если негативное изображение строится на прямолинейных участках характеристических кривых. При использовании областей недодержки и передержки, вследствие несовпадения криволинейных участков характеристических кривых трех светочувствительных слоев, возникают неисправимые искажения цвета.

Экспозиция при фотосъемке определяется с помощью фотоэлектрических экспонометров. Если в кадре большую площадь занимают светлые предметы (снег, песок), то диафрагму уменьшают на 1 /2 деления, а если темные (лес) — увеличивают на 1 /2 — 1 деление.

Ссылка на основную публикацию