Фотографическое видение | Foto-kadr.ru

Фотографическое видение

Фотографическое видение

Нью-Йоркский институт фотографии (NYIP) – достаточно серьезное учебное заведение, он считается старейшим и крупнейшим в мире в своем профиле. NYIP основан в 1910 году, за более чем столетие своего существования его специалисты наработали массу методик обучения искусству фотографии. Сегодня мы расскажем о том, как по советам педагогов NYIP развить фотографическое видение.

Что такое «Фотографическое видение» Практически каждый из нас видел в журналах множество замечательных и красивых фотографий. Многие, рассматривая эти фотографии, наверняка думали: «Вот бы и мне научиться так фотографировать!». Но, к сожалению, только рассматривая работы мастеров фотографии, вы сами вряд ли научитесь хорошо снимать. Почему происходит такое? Причина проста: вы не знаете КАК и НА ЧТО смотреть… Например, увидев красивую фотографию, вы интуитивно чувствуете, что это замечательная работа. Но объяснить – почему она хороша, вы не можете. Вы не можете понять и сказать, что конкретно сделал автор работы, чтобы создать эту фотографию. Иногда в журналах рядом с именем автора указывают, какой камерой, объективом сделана опубликованная работа, изредка даже описываются условия съемки, выдержка, диафрагма и пр. Но всё это не поможет вам. Представьте, если бы вы, например, узнали, где А.С. Пушкин покупал бумагу и чернила и чьего все это было производства. Это не приблизило бы вас к раскрытию тайны его поэзии.

Постепенно, осваивая эти рекомендации на практике, всё глубже и глубже вникая в то, на что нужно обращать внимание, и вы можете развить у себя чувство фотографического видения. То есть научиться видеть в окружающем нас с вами реальном мире те самые «красивые картинки». Можно начать делать это прямо сейчас. Давайте посмотрим на хорошие фотографии не просто так, а ТАК КАК НАДО это делать профессионалу.

Основные рекомендации: на что обратить особое внимание Начнем с самых главных принципов.

  1. У любого хорошей фотоработы должна быть тема. Тема – это то, о чем говорит фотография. Та история, о которой она рассказывает. Тема сообщает зрителю главную идею снимка, передает некие эмоции. Хороший снимок — это не простое изображение пейзажа, предметов, людей, говорящее о чём-то только вам или близкому вам кругу лиц. Это не просто фотография вашего любимого кота или вашего дома, на котором объект съемки всего лишь узнаваем. По настоящему хорошая фотография должна быть понятна всем, она должна вызывать определенное настроение, эмоции не только у вас, но и у всех других зрителей. Она должна быть посвящена общечеловеческой, универсальной теме.
  2. Хороший снимок должен обращать внимание зрителя на самые важные элементы композиции. Эти элементы должны однозначно и как можно полнее раскрывать заявленную автором тему.
  3. Хорошая фотография – это та фотография, на которой минимум или вообще нет ничего лишнего. Она должна содержать только «говорящие», работающие на тему элементы композиционного построения, которые важны для её раскрытия. Второстепенные элементы композиции и всё то, что отвлекает от главной темы, должно служить фоном для основного события, отступать на второй план или попросту удалено.

Усвоив эти азы рассматривания фотографии, вы наверняка почувствуете в себе некоторые перемены.

Фотографическое видение

В тот ноябрьский вечер я открыла для себя фотографию, и она уже 7 лет остается для меня непостижимым волшебством форм и эмоций.

Хотите мой самый важный рецепт развития фотографического видения?

Ни одна книга, ни один учебник, ни одна красивая картинка не смогла бы открыть мне всего смысла, как один человек.

Мой первый учитель фотографии. Первый, потому что есть еще два человека, которые сильно на меня повлияли, но его я считаю главным. Это спина, за которой я прячусь. Впечатления, которые я вспоминаю, когда мне одиноко, и опускаются руки… Это и запах больших черно-белых отпечатков его фотографий, которые он показал при знакомстве. И старенький телевизор, на котором мы смотрели мои первые фотографические попытки, пока у него не было компьютера.

Мой учитель — Михаил Блонштейн. Он — ученик Александра Иосифовича Лапина, самого известного в России исследователя фотографии. Подборки его советских фотографий разлетелись по интернету. Загляните на ADME.ru — и там вы найдете его имя.

Очень общительный, он заряжает своей любовью к фотографии всех, кто к нему приходит. А еще он категоричный и прямой. За эту прямоту его многие не любят. Но зато, когда он честно критикует мои фотографии, это приносит мне больше пользы, чем 100 хвалебных отзывов.

Мы знакомы уже 7 лет. За эти годы я узнала от него, что самое важное в фотографии — быть собой. Ниже я поделюсь тремя истинами, которые достались моему учителю от его звездных друзей, классиков неофициальной советской фотографии. Конечно, они не заменят общения с ним. Но, надеюсь, зарядят вас мотивацией искать свой собственный путь.

1. Любите фотографию в себе, а не себя в фотографии. Эта фраза очень многогранна и подходит фотографу любого уровня. Начинающему она поможет не расстраиваться, когда критикуют его портреты-как-на-паспорт, цветочки и котов. Любителю она поможет не гордиться слишком сильно тем, как круто он освоил приемы композиции и работы со светом, а двигаться дальше. Профессионалу она поможет найти новые способы реализовать свои представления о жизни, а не зацикливаться на том, что он уже хорошо освоил.

Каждый раз, когда вы слишком прилепились к тому, что уже сняли, вспоминайте эту фразу. Если вы будете любить фотографию в себе, а не себя в фотографии, вы никогда не будете останавливаться на достигнутом.

Запишите себе эту фразу, и, может быть, через пять лет вы будете вкладывать в нее совершенно иной смысл, чем сейчас.

2. Я — любитель фотографии. Я любитель фотографии потому, что я люблю фотографировать. Прежде чем вы поймете смысл этой фразы, я расскажу вам одну историю от моего учителя.

Однажды он присутствовал на встрече известных советских фотографов, где был его учитель А.И. Лапин, а также классик советской документальной фотографии — Владимир Семин. Каждый на этой встрече пытался приукрасить свой статус, называя все возможные титулы и победы. Когда очередь дошла до Владимира Семина, он поднялся и представился. Думаете, он перечислил весь перечень своих многочисленных наград? Нет. Он сказал очень прямо и коротко: «Владимир Семин. Фотограф».

Эта истина вытекает из предыдущей. И она поможет вам помнить о том, что не стоит слишком зацикливаться на статусах.

3. Фотография — это отношение. Об индивидуальном стиле создают длинные переписки на форумах и спрашивают в интервью. Его все время ищут, он в голове у каждого фотографа, который решил выйти за пределы любительских снимков в туристических поездках и в семейном кругу.

Но эта истина говорит о том, как развить ваш стиль, больше, чем какая-либо другая. Вы никогда не сможете прыгнуть выше собственной головы и за неделю стать гением. Но вы можете быть самим собой, просто выражая ваше отношение к тому, что вы фотографируете. Если вы сняли кадр, который понравился бы другим, но не нравится вам самому, если этот кадр противоречит вашим ценностям — не публикуйте его.

На вашем диске могут быть гигабайты безличных кадров. Но только те кадры имеют ценность для вас, как фотографа, которые выражают ваше отношение к тому, что вы сфотографировали. Глядя на фотографию, спросите себя — как вы относитесь к тому, что вы сняли? Вы оставили эту фотографию как дань фотографическим трюкам, или все-таки вкладываете в нее какой-то смысл?

Возможно, кому-то из вас эти фразы покажутся слишком пафосными. Так и есть — ведь я видела лицо своего учителя, слышала интонацию, с которой он их говорил. Я чувствовала каждую крупицу этого вдохновения в его голосе.

Я вкладываю в эти слова гораздо больше смысла, чем в обычные слова. Мне бы очень хотелось донести этот смысл. Но если моя попытка была не такой успешной, то, последняя 4 истина, которую я могу вам открыть — ничто так не укрепит ваш внутренний стержень, как ваш учитель.

Ваш любитель фотографии,

Напишите ваши мысли и чувства в комментариях! Я вложила душу в эту статью, и очень хотела бы услышать ваш отклик.

Пейзаж в кадре

В своих заметках и книжках я часто рассуждаю о такой штуке, как фотографическое видение. Мне нравится подумать, что это такое, откуда оно берется. И мне всегда интересно читать об этом в эссе других фотографов. И покуда речь идет о чистой философии все получается красиво. Однако, есть один вопрос, который, после всех этих складных рассуждений, может поставить в ступор: “А что же я? В чем же мое фотографическое видение?”.

Несмотря на всю кажущуюся сложность, разобраться в чем заключается ваше фотографическое видение не так уж трудно. Для этого нужно иметь уже сложившееся портфолио хотя бы из сотни-другой фотографий, который вам действительно нравятся, про которые вы точно знаете, что все эти работы можно с гордостью показывать другим людям. У меня такие фотографии были. Разложив перед собой все эти картинки я попытался найти в них общие черты. Как я люблю строить композицию, где люблю снимать, какой свет я люблю ловить, какое настроение и какие символы я использую в своих работах. Общие черты проявились довольно быстро. Записав все увиденное на листочек, я без труда смог разбросать фотографии по стопочкам со сходными подходами к съемке. И тогда я понял, что все мои решения по выбору сюжетов с нарочитым передним планом, все эти витиеватые “коряжки”, моя любовь к контровому свету, порой подчеркнутому минимализму и графичности и еще куча всяких мелочей – все это вместе и есть мое фотографическое видение. Снимая интуитивно, меня все время тянуло к тем решениям, которые соответствуют моему видению. И оттого неудивительно, что основные вещи на которых стоит мое видение, явно просматривается во всем моем портфолио.

Каждый фотограф ищет свое видение, свой почерк в первую очередь для того, чтобы лучше узнать самого себя. Понимание своего видения приближает меня к тому, о чем я написал одну из своих электронных книг – к осознанной съемке пейзажа. Когда ты понимаешь, что именно ты хочешь от окружающей локации, какие элементы и условия близки лично тебе. Все это дает лишнюю точку опоры для того, чтобы начать искать свои кадры, и дополнительную степень свободы во время этих поисков. Знание своего видения также делает тебя полностью защищенным от давления извне. Когда мне говорят, что мои коряги (моя любовь к размытию моря в туман, мой частый выбор центральной композиции, мой контровый свет с лучиками солнца и т.д.) уже надоели, и что пора бы мне снимать что-нибудь другое, я понимаю, что на самом деле мне предлагают изменить себе и сделать так, как считает правильным кто-то другой, что для меня абсурдно. В то время, как несколько лет назад я бы, наверное, расстраивался.

Искать свое видение бессмысленно, потому что оно всегда с вами. Оно руководит вашими решениями во время съемки, и найти его не сложно, потому что оно оставляет свой след в каждой вашей удачной фотографии. Когда таких работ становится много, все на чем стоит ваше собственное видение, проявляется в них очень явно. Вот тут и возникает момент, когда можно с ним познакомиться и лучше узнать самого себя.

Целостное видение композиции

Для фотографа целостное видение композиции является важнейшим навыком, который необходимо развивать на протяжении всей жизни. Невозможно получить качественный снимок в отсутствии целостного видения и незнания основных законов построения композиции.

Я уже отмечал, что для овладения построения гармоничных композиций фотографу следует использовать в своей работе геометрические схемы и стараться заранее продумывать будущие сюжеты.

Целостное видение в примерах

Рассмотрим на примерах как создать целостность композиции, используя различные технические приемы фотографии. Посмотрите на изображения ниже. Они отличаются друг от друга высотой и расстоянием точки съемки до фотографируемого объекта.

На первых двух снимках представлен средний и общий план с нормальной точки съемки, а на третьем снимок сделан с верхней точки. Общим для представленных снимков является равномерное распределение элементов композиции в кадре.

Представленные ниже снимки можно отнести к центральной композиции. Если на первом снимке центральным элементом, определяющим всю композицию, является памятник, то на втором снимке данный изобразительный прием передается скалой на переднем плане.

На снимках ниже используется другой прием для придания равновесия и целостного видения композиции кадра.

На представленных снимках применен принцип уравновешивания композиции за счет размещения двух элементов композиции в противоположных частях кадра. На первом снимке морской пейзаж балансируется участком берега слева и более светлым тоном морской воды у побережья.

На втором снимке прослеживается симметрия вертикалей в композиции, образованных осветительными столбами.

Общие приемы построения целостной композиции

Каждому человеку свойственно целостное восприятие мира. Фотографу необходимо постоянно развивать и использовать данное качество в своем творчестве. В качестве хорошей тренировки может послужить работа над натюрмортом. Добавление форм объемов, дополнительных цветов, требуют от фотографа постоянного осмысления композиции, как целого и, что очевидно, более точного кадрирования.

В качестве простейших приемов достижения целостного видения композиции и ее уравновешивания можно использовать:

  1. расположить по центру главный элемент композиции;
  2. построить симметричный кадр;
  3. равномерно заполнить кадр объектами съемки;
  4. расположить два элемента композиции в противоположных частях кадра при обязательном условии сохранения между ними смысловой связи;
  5. применение падающих теней, отражений, световых и тональных пятен в качестве элементов композиции.

Слепо, не обдуманно следовать приведенным рекомендациям нельзя, так как они не являются гарантией на 100% получения высокохудожественного снимка. Скорее данные рекомендации нужно рассматривать как некую отправную точку, как базу, от которой следует начать движение.

Ошибки в целостности снимка

В то же время нарушение целостности и единства снимка может произойти в следующих случаях:

  1. границы кадра выбраны необоснованно (перегруженность отдельных частей кадра элементами композиции, неоправданные пустоты);
  2. вблизи осей симметрии находятся вертикальные и горизонтальные линии (деление кадра на две равных части);
  3. нарушение тоновой целостности композиции;
  4. неоправданная детализация несущественных элементов композиции.

Анализ практических работ показывает всю важность понимания основных законов композиции и умение целостного видения. Практическая работа, чередуемая с анализом фоторабот и живописи, позволяет освоить на глубоком уровне искусство построения целостной композиции снимка.

«В горнице моей светло…»

Блог Софии Никитиной

О фотографическом видении.

Мир, в котором мы живём, раскрывается нам как действие, происходящее в пространстве и во времени.

Фотография останавливает время, фиксируя единственное мгновение, и ограничивает пространство границами кадра.

И если то событие, которое успела поймать фотокамера, уже ни коим образом не сдвинешь ни на одну секунду ни вперёд ни назад, то границы кадра можно ещё откорректировать уже после того, как снимок сделан. И этот способ называется кадрированием.

Границы кадра ограничивают видимую нами действительность, вмещая детали мира, предметы, объекты, формы, линии, цветовые пятна, формируя тем самым свой фотографический мир – мир кадра.

Каждая фотография что-то показывает. Какой-то кусочек действительности. Но вот что интересно, если два человека в одно и то же время будут фотографировать один и тот же процесс или один и тот же объект, фотографии их могут рассказывать совсем о разном.

Фото №1 про то, как некий фотограф снимает собаку.

Фото №2, (фото Анатолия Никитина), про то, как остальные фотографы снимают то, как работает этот некий фотограф.

Фото №3 про то, что действительно хотел снять этот “некий фотограф”. Просто это достаточно известный на Камчатке фотограф. Многие знают его фотографические пристрастия и стиль работы.

Смею предположить, что он хотел снять крестный ход так, чтобы на переднем плане оказался сидящий на обочине человек, поникший и слегка помятый. И тогда это не просто крестный ход, а крестный ход, идущий мимо сидящего на обочине человека. Согласитесь, что содержанию кадра в этом случае можно придать некий особый смысл.

Но вот беда… собачка не дала сделать кадр. Да и женщина тут не во время шла рядом. Обидно и досадно “некому фотографу”. Зато остальным присутствующим здесь фотографам, был дан великолепный наглядный пример, того, как этот ревнитель “объективной реальности в репортажной съёмке” субъективно режиссирует кадр.

(К этому примеру мы ещё обязательно вернёмся, когда будем говорить о том, насколько объективна фотография как таковая)

Итак, фотография всегда про что-то рассказывает. Фотограф, это человек, который понимает, каким образом строится этот рассказ. Т.е. существует особый фотографический язык (или средства выразительности). Но прежде, чем мы начнём говорить об этих средствах выразительности (или о том, каким образом строится фотографический рассказ), мне хочется сделать акцент на самом, по-моему, главном – на фотографическом видении . У фотографа особый взгляд. В чём его суть? –

1. В мире , помимо целого, фотограф видит и фрагменты, и кадры, и части . (Просто человек не видит «кадр», он видит текущее событие)

2. В фотографии видит то целое , которое отображено в кадре. (Просто человек, помнит событие и своё состояние его переживания и часто приписывает кадру то, чего в нём попросту нет. Или же не видит всех линий, деталей и объектов кадра как единого целого)

Поэтому, первое условие для развития фотографического умения – тренировка и развитие фотографического видения . Сначала на фото. Потом – в жизни. Это становится особенно понятно, когда начинается обмен впечатлениями о сделанном кадре.

Если хотите, чтобы Ваше фото было рассмотрено членами фотоклуба “Перспектива”, и высказано о нём мнение, т.е. сделан “перспективный разбор”, присылайте фотографии в нашу фотогалерею, выставляйте в раздел “разное” с припиской – “для разбора”. Если появится необходимость, сделаем для этого отдельную папку. Только обязательно припишите, что именно вы хотели снять, или почему оставили этот кадр среди своей коллекции. Что Вас в нём, как говорят фотографы, “зацепило”.

Если Вы – фотограф, подключайтесь к разборам. Если Вы имеете своё мнение, отличное от моего, присоединяйтесь к разговору, с удовольствием выслушаю… и, может быть, соглашусь! 🙂

О фотографическом видении. : 18 комментариев

Очень поучительно. Мне больше всего понравилась собака, позирующая фотографу. 🙂
Ей было наплевать на фотографа, на тех кто снимает фотографа и на то, что хотел снять фотограф.
Лучше всего все снял тот, кто снял ВСЕ. Собака позировала тому кто снимал фотографа и тех, кто снимал, как фотограф снимает. (мне так показалось) 🙂

спасибо за замечательную статью! Читая про фотографическое видение, с удивлением узнала себя. Недавно я тоже стала за собой замечать мысленное построение кадра в разных ситуациях. С нетерпением буду ждать продолжения.

А что плохого в “субъективном режиссировании кадра”?

Таисия – 🙂
Я рада тебя видеть в нашей фото-мастерской!
“Лучше всего все снял тот, кто снял ВСЕ.” –
Фотография…такая простая и такая сложная штука… в ней “лучше снять” можно лишь в том случае, если перед фотографами поставлена одна задача (про ЧТО снимать) . Часто бывает, что, кадр “про ВСЁ”… это – “кадр ни о чём”

Alexandra –
И Вам – здравствования! 🙂
Тренировка фотографического видения, это на самом деле – тренировка и внимания, и глубины восприятия. “Человек с фотоаппаратом” рано или поздно начинает осознавать, что видимый нами мир… – это мир текстов… которые можно прочесть…а иногда и понять… (правда понимание в фотографическом мире очень субъективно, впрочем как и во всём…что связано с человеческим сознанием…)
А если он так или иначе не прикоснётся к этому, то он и не состоится как фотограф!
(Всё, что я говорю и ещё намерена говорить о фотографическом искусстве, есть во многом моё личное, а стало быть субъективное мнение. Можете с ним не соглашаться. Можете возражать. Интересно будет послушать. Можно и подискутировать.)

свящ.Роман Никитин – 🙂
“А что плохого в “субъективном режиссировании кадра”? –

Совершенно ничего плохого, на мой взгляд. (Если речь не идёт об осознанном искажении действительности или намеренной манипуляции субъектом-объектом съёмки)
Более того, я считаю, что вообще нет какого-то “объективного кадра”, особенно, когда речь идёт о репортажной съёмке. Но тот фотограф, о котором шла речь, считает иначе. И эти фотографии доказывают, что человек с фотоаппаратом во многом – режиссёр, который субъективно формирует в кадре эту объективно-существующую реальность. (Вот как и этот фотограф тоже)
Мы обязательно к этому ещё вернёмся. Это очень важная тема.

а можно поинтересоваться, как добавлять свои фотографии на блоги?

Ирина Бакалова – 🙂
Здравствуйте, Ирина. С прибытием в фотомастерскую! 🙂
На блоги выставлять фоторафии может только хозяин блога (администратор). Если Вы хотите поучаствовать в работе фотомастерской, можете выставить своё фото в разделе – “разное”, отметив, что это – для фотомастерской (возможно, мы сделаем для этого отдельный раздел ) И напишите, с какой целью выставляете работу:
1. Получить на неё рецензию (разбор)
2. Задать конкретный вопрос по фото
3. Проиллюстрировать что-то
4. Какая-то иная цель.
Если Вы хотите открыть свой блог, читайте условия – гл.страничка Многоголосия, раздел “Как завести свой блог”
Бог в помощь!
🙂

А можно “ретро” – из домашних архивов? Которые не сама делала?

Творческое видение объекта

Многие начинающие фотолюбители ошибочно полагают, что достаточно приобрести хороший фотоаппарат, ценою подороже, с разнообразной оптикой и принадлежностями, научить­ся грамотно обращаться с аппаратурой — и получе­ние произведений фотографического искусства обеспечено.

Это далеко не так. Обычно критически настро­енный начинающий фотолюбитель, получив пер­вый отпечаток, испытывает глубокое разочарова­ние. Снимок оказался не таким, как хотелось фото­графу: в одном случае второстепенные детали вы­ступили на передний план, заслонив главное в кад­ре; в другом — соотношение света и теней не по­лучилось таким, каким оно казалось в действитель­ности; в третьем — предметы как бы налезли один на другой и, образовав какой-то беспорядок, за­труднили восприятие кадра. Словом, на снимке изображено совсем не то, что ожидал увидеть автор.

Основная причина таких неудач — отсутствие мастерства, неумение владеть специфическими изо­бразительными средствами фотографического ис­кусства. Начинающий фотограф предварительно не сумел увидеть основное содержание и форму фото­графируемого объекта, недостаточно вдумчиво по­дошел к выполнению своей задачи. Одним из мо­ментов, сопутствующих приобретению такого ма­стерства, является умение видеть объект съемки по-фотографически. Об атом мы и хотим поговорить с фотолюбителями, поде­литься своим опытом.

Нельзя согласиться с мнением тех художников- живописцев, которые считают, что равнодушное «смотрение» на жизнь является специфической особенностью фотографии. Так говорил, например, И. Серебряный в своем докладе на Первом Все­союзном съезде советских художников. Авторы та­ких высказываний, очевидно, не знают того, что от мастера фотографического искусства требуется, быть может, даже более внимательное всматрива­ние в окружающую его природу и жизнь, чем от художннка-жнвописца. И вот почему.

Нельзя согласиться с мнением тех художников- живописцев, которые считают, что равнодушное «смотрение» на жизнь является специфической особенностью фотографии.
© Фотограф: Карпин Антон.

В противоположность живописцу, который мо­жет компоновать свои картины постепенно, по ста­диям, исподволь, продумывая и переживая каж­дый свой следующий творческий шаг, фотограф в своей работе ограничен многими специфическими возможностями фотографии:

а) объектив фотоаппарата точно запечатлевает на снимке все то, что находилось перед ним;

б) снимок получается не в результате стадий­ного и постепенного, а в результате мгновенного и однократного отображения действительности;

в) в монохромной (черно-белой) фотографии оттенки окраски предметов передаются условно, а в цветной — часто просто не точно;

г) наконец — этот момент общий для всех изо­бразительных искусств на плоскости — непосред­ственная передача пространства исключена.

Наравне с другими деятелями изобразительных искусств, фотолюбитель должен самым вниматель­ным образом всматриваться в окружающий его мир. Он должен помнить, что ближайшей причиной мно­гих его творческих неудач является как раз неуме­ние «видеть объект», то есть рассматривать его с необходимой сосредоточенностью, критически, учи­тывая и характер сюжета, и возможное построение кадра, и условия освещения, и наличие у фотографа технических средств. Если фотограф, прежде чем он нажмет рычажок затвора, не проявит такого внимательного отношения к объекту, который он собирается фотографировать, то результаты обычно оказываются в большей или меньшей степени не­удачными, разочаровывающими и автора и зри­телей.

Что же нужно иметь в виду любителю, на что ему следует обращать внимание, чтобы научиться правильно «видеть» фотографируемый объект?

Прежде всего следует помнить, что «умение видеть» теснейшим образом связано с композицией кадра, с умением построить его так, чтобы он наи­более выразительно раскрывал сюжет, основную идею. Поэтому фотограф, намеревающийся с помощью своих специфических средств создавать картины высокого смысла и художественного со­держания, раньше чем приступать к съемке интере­сующего его объекта, должен постараться как следует рассмотреть его в целом и деталях. Он должен увидеть, что именно в данном сюжете яв­ляется главным, а что — второстепенным, менее существенным, и что, наконец, является лишним, ме­шающим или противоречащим ему, отвлекающим внимание от основного в содержании кадра. При­ступая к такому внимательному и критическому рассматриванию объекта, фотограф начинает, в сущ­ности, работу по компоновке своей будущей кар­тины.

Такому зрительному анализу сюжета, выявле­нию основного в нем, его внутренних связей и про­тиворечий помогает, во-первых, рассматрива­ние и оценка фотографируемого объекта с разных точек съемки: ближе или дальше, правее или левее, выше или ниже. При одних поло­жениях фотографа главные сюжетно важные эле­менты могут отчетливо выделиться в кадре, при других — они скрываются за второстепенными де­талями кадра, заслоняющими главное содержание данного снимка.

Во-вторых, из всего пространства, которое на­ходится перед ним, фотограф должен уметь «вы­резать», то есть выделить определенную его часть, ограниченную горизонтальным или вертикальным прямоугольником кадра, на которой впоследствии должно сосредоточиться внимание зрителя.

Вычленению такого кадра существенно помо­гает рассматривание объекта съемки через видоиска­тель камеры, либо по матовому стеклу, либо через специальный искатель.

Фотограф должен считаться с реальной воз­можностью запечатлеть при помощи своей камеры лишь некоторый «вырез» из окружающего нас мира; все остальное остается за кадром и не дол­жно отвлекать внимание фотографа. Поэтому он, выделяя из находящегося перед ним мира какой-то «кадр», должен заранее поставить себя в положе­ние зрителя, рассматривающего будущую работу, и компоновать ее, в отношении содержания и объема, в соответствии с техническими средствами, имею­щимися в его распоряжении.

В третих, нужно обратить особое внимание фотографа на один из существеннейших моментов, обусловливающих разницу в том, как мы воспри­нимаем природу и плоскую фотографическую (и всякую другую) картину. Нормально окружающую нас природу мы воспринимаем «бинокулярно», то есть двумя глазами одновременно. Такое восприя­тие дает нам возможность видеть окружающие нас предметы в трех измерениях и таким образом непо­средственно ощущать пространство, которое окру­жает эти предметы, воспринимать их телесные фор­мы и фактуру, непосредственно осознавать и до некоторой степени оценивать их удаление от места наблюдения и пространственные связи между собой.

Иное получается, когда проекции предметов с помощью объектива перенесены на плоскость кар­тины. Здесь в значительной степени выпадают не­посредственные ощущения телесности и взаиморас­положения в пространстве изображаемых предме­тов. Только на основании ряда косвенных призна­ков и ассоциаций мы можем в большей или мень­шей степени представить себе при рассматривании плоской картины ее пространственное построение и глубину, то есть ее третье измерение.

Разница между бинокулярным восприятием окружающего нас мира и восприятием и передачей его объективом фотокамеры часто недооценивает­ся или упускается из виду. Сплошь и рядом даже опытные фотографы, с восхищением рассматрива­ющие многоплановый пространственный объект, сфотографировав его, испытывают огорчение. Мно­жественность предметов в разных планах, налеза­ющих друг на друга в плоскости картины, создает впечатление пестроты, в особенности если формы и тональная передача предметов мало отличают их друг от друга.

Чтобы избежать последующих разочарований в этом направлении, фотограф должен пред­варительно посмотреть на интересу­ющий его объект одним глазом. Впе­чатление пространственности при этом исчезает и получается возможность оценить и проверить, как отдельные предметы и планы спроецируются на плоскость будущей фотографической картины. Ви­доискатель и тут существенно помогает делу, по­скольку рассматривание через него ведется обычно одним глазом.

Все перечисленные выше моменты фотографу всегда следует иметь в виду, если он желает на­учиться видеть окружающую его природу и жизнь по-фотографически, то есть с точки зрения полу­чения выразительного фотографического изображе­ния.

© П. ЗИМИН, кандидат искусствоведения, Советское Фото №5 1958

Надеюсь, что наши фотоуроки помогут Вам усовершенствовать Ваше творческое видение 🙂

Талант фотографа – это не дар от рождения, его можно развить

Очень часто в разговорах на форумах и встречах, посвященных фотографии, я слышу лестные отзывы о своих коллегах: «Это талант!», «Ему дано от природы!», «Ну, конечно же, это опыт и стаж!».

Безусловно, все это верные высказывания, однако я готов утверждать, что талант – это не дар от рождения и его можно в себе развить. На это могут уйти годы упорного труда, но секрет освоения искусства художественной фотографии действительно существует и раскрыть его под силу обычному смертному, было бы желание.

Итак, вот он «философский камень» фотографии: «виденье фотографа». Обычный человек в силу своих иллюзий относительно устройства собственных органов зрения многого просто не понимает. Опытный фотограф, наоборот, создает свои работы, опираясь в первую очередь на знания о человеческом зрении и на те отличия, которые он вынужденно получит, используя оптику и матрицу (или пленку) камеры. Давайте разберемся со всем по порядку.

Как видит человек

Один из мифов, тщательно культивируемых в литературе и на просторах интернета, что человеческий взгляд идентичен углу поля зрения 35 мм или 50 мм объектива. Это абсолютно неверное представление. Дело в том, что наш зрачок вообще не может видеть углом поля зрения более чем 2 градуса. Все остальное воспринимается нами периферийной нерезкой зоной зрения, а объектив, обладая значительным углом поля изображения, представляет нам картинку полностью резкой. В реальности мы видим не глазом, а сознанием, т.к. зрачок только собирает информацию, а сознание записывает и представляет нам образ, который воспринимается человеком, как обобщенный продукт зрения.

Мы можем разглядывать маленький объект на большом расстоянии, игнорируя информацию периферийного нерезкого зрения, и тогда глаз выполняет роль мощного телеобъектива (например, аналог 200 или даже 300 мм объектива). А можем оглядываться и совмещать образы, полученные от периферийного зрения и отдельно взятые резкие картинки от бегающих по области внимания зрачков. Тогда глаза превращаются в фишай со 180-градусным углом поля зрения, и мы реально думаем, что видим все пространство одновременно и абсолютно резко.

И это только в первом приближении, а ведь каждый человек еще по-своему воспринимает контраст и цветность. При контрастном полуденном освещении радужки глаз работают, как регулятор яркости (аналог диафрагмы объектива). Человек посмотрел на свет и его зрачки сузились, посмотрел в тень, и они расширились, позволяя рассмотреть и запомнить детали на свету и в тенях.

Наше сознание показывает общую картину, сшитую из множества маленьких картинок, и в таком свете мы представляем себе окружающее нас освещение не столь и контрастным. У объектива же на все получаемое изображение только одна диафрагма, и полученный снимок кажется нам не естественно контрастным по сравнению с нашим восприятием.

Цвета, воспринимаемые человеком, тоже нередко искажены собственным сознанием. Например, вы читаете письмо, написанное синими чернилами на белой бумаге, при этом в качестве основного освещения используете напольный торшер с вкрученной в него лампой накаливания. Такой источник света дает желтое освещение, что превращает белую бумагу в желтую, а синие чернила в зеленые, однако мы продолжаем видеть белую бумагу и натуральный цвет чернил.

Мозг, обладая информацией о том, что эта бумага белая, вносит коррективы в восприятие – что-то типа автоматического баланса белого, и мы даже не замечаем, что это произошло. Камера не обладает интеллектом и не может анализировать самостоятельно окружающую ее обстановку, с учетом того, что матрица камеры подготовлена по своему цветовому балансу для правильного восприятия в первую очередь дневного света, ей необходимо помогать. Фотограф вынужден пользоваться функцией баланса белого камеры, корректируя ее цветовосприятие для получения правильной цветопередачи (соответствующей восприятию человека), учитывая цветность окружающего освещения.

Ну и напоследок, самая критичная ошибка, совершаемая начинающим фотографом, – это использование функции зуммирования объектива для визуального «приближения и удаления» объекта съемки в кадре. Конечно, это удобно, зачем бегать взад и вперед, сбивая ноги, когда можно повернуть кольцо зума и сделать кадр с нужным тебе масштабом. Разве не для этого отдают деньги за хороший десятикратный зумм? Не все так просто, как хотелось бы.

Дело в том, что зуммируя, вы в первую очередь меняете угол обзора объектива, а именно от этой характеристики зависит такой параметр изображения, создаваемого на плоскости как линейная перспектива.

Линейная перспектива – это уменьшение видимых размеров объекта наблюдения (съемки) по мере увеличения дистанции до этого объекта. Чем меньше фокусное расстояние, которое устанавливается на зумм-объективе, тем шире угол обзора объектива (вы как бы больше видите, но объекты становятся меньше размером: удаляются от вас), вместе с этим сильно возрастает влияние линейной перспективы. В таком случае на получаемом изображении мы хорошо чувствуем дистанцию между объектами (объекты переднего плана становятся значительно больше идентичных объектов заднего плана).

Выбирая большее фокусное расстояние, мы визуально приближаем снимаемый объект, но при этом полностью исчезнувшая линейная перспектива приводит к созданию плоского (необъемного) изображения, объекты как бы липнут друг к другу.

Получается, что для съемки качественного изображения, соответствующего вашему восприятию окружающей обстановки, необходимо сначала установить самое подходящее фокусное расстояние. А вопрос масштаба снимаемого изображения приходится уже решать путем перемещения камеры относительно объекта съемки. Если вам кажется, что здание, которое вы хотите снять, достаточно высокое, то для передачи этого ощущения на снимке необходимо будет установить самый короткофокусный объектив, в таком случае линейная перспектива максимально уменьшит крышу здания, подсознательно удаляя ее от зрителя.

Итак, давайте подведем итог. Для того, чтобы создать «реалистичное и красивое» изображение, необходимо учитывать:

  1. разный угол поля зрения (а значит и степень линейной перспективы на получаемом изображении) человеческого глаза и объектива;
  2. разность восприятия контраста снимаемого изображения человеческим сознанием, использующим целый поток трансформируемой визуально информации (практически HDR-эффект) и кадром камеры, обладающим чрезвычайно малым динамическим диапазоном восприятия яркости;
  3. разность цветовой температуры различного освещения и возможность зрения беспрепятственно адаптироваться, незаметно для человека.

Перечисленные выше факторы – только начало для построения совершенного плоского изображения, это основы фотографического видения, позволяющие вам перейти на новый уровень мастерства и «создать свой талант светописца».

Для любого художника не секрет, что существует целый свод правил, посвященных композиции изображения в изобразительной плоскости. Именно в этом и кроется последняя ошибка начинающих фотографов на пути к званию талантливого профессионала. Многие «творческие личности» считают, что правила композиции слишком расчетливы и однозначны, они мешают и ограничивают гений настоящего таланта. Это не так.

Правила композиции – это психофизические особенности восприятия плоского изображения человеческим сознанием.

Другими словами, правила композиции – это научно обоснованный визуальный язык, позволяющий передавать нужную вам информацию даже неподготовленному зрителю.

В доказательство всего вышесказанного, я призываю вас задуматься над тем фактом, что в музыке всего семь нот (музыкальная грамота – аналогия визуального языка композиции), но использование нотной грамоты никак не ограничивало гения Вивальди, Бетховена, Штрауса и подобных им выдающихся композиторов.

Учитесь, и вы станете талантливым фотографом. Удачи вам в творческих поисках.

Илья Лукьянов, профессиональный фотограф, преподаватель, автор курсов по композиции, пейзажной и портретной фотографии, эксперт по студийному осветительному оборудованию Hensel

Илья Лукьянов приглашает желающих посетить тренинг портфолио-ревю «Фотографическое видение», который будет проходить 8 августа 2017 г., с 19:00 до 23:00 в студии-мастерской «Облако16», по адресу г. Москва, ул. Верейская, д. 41.

Этот тренинг нужен тем, кто хочет найти свой талант, стать фотографом, видящим и чувствующим кадр. Формат встречи предполагается в виде семинара, включающего в себя портфолио-ревю, т.е. разбор снимков всех участников.

Вопросы, которые будут рассмотрены во время семинара

  • В чем идея кадра.
  • Как научится видеть кадр.
  • Как в реальной съемке применить известные всем правила композиции.
  • Что значит «сделать кадр».
  • Как стать талантливым фотографом.
  • Что такое почерк фотографа.

Практическая часть семинара

  • Разбор работ участников семинара.
  • Какое выбрать дополнительное оборудования для натурной съемки.
  • Использование оптики, как инструмента композиции.

Внимание! Запись производится при 100% предоплате. Количество участников портфолио-ревю ограничено (10 человек по 20 снимков). По вопросам записи и предоплаты обращаться на почту [email protected] или по телефону 8-919-969-24-07 с 10:00 до 20:00, без выходных.

Видеоканал Фотогора

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]