Fisheye или особый взгляд на фото | Foto-kadr.ru

Fisheye или особый взгляд на фото

Фотоблог 365

22 июля 2016 г.

7 причин пользоваться объективом «рыбий глаз»

Фотограф из Амстердама Альберт Дрос поделился своими идеями по использованию фишай-объектива.

Многие профессиональные фотографы, которые снимают городские пейзажи категорически не хотят пользоваться фишай-объективами, считая их просто маркетинговым выкидышем. Часто можно слышать жалобы на «эти уродливые искажения».

Нужно признать, что с этими объективами не все так просто, но после использования Samyang 12mm f/2.8 мое отношение к подобном оптике стало изменятся в сторону большой любви. Есть очень много возможностей для использования этих объективов. И, самое главное, их очень весело использовать.

Присоедините «рыбий глаз» к камере и посмотрите в видоискатель. Вы найдете много интересных форм и необычных композиций, которые можно использовать, и которые скорее всего пропустили бы, используя обычную оптику. Этот объектив представляет массу возможностей для творчества. И это еще не все. Фишай может быть очень полезен для получения снимков, которые сделать иначе будет крайне трудно или даже невозможно с использованием обычных широкоугольных объективов. Подумайте о сумасшедших головокружительных снимках сделанных на высоких крышах или фотографиях, в которых искаженные линии придают смысл изображению.

Мой объектив «рыбий глаз» стал инструментом для многих интересных кадров, и теперь этот одна из любимых моих линз.

Поэтому я хочу перечислить несколько причин, почему вам нужен такой объектив. А если он у вас есть, вы сможете получить от него максимальную отдачу.

1. Искажение

Искажения могут раздражать. Но это не обязательно. Сделайте искажения фишайного объектива полезными. Найдите сцены, в которых эффект «рыбьего глаза» добавляет что-то новое. При правильном использовании такой объектив может оказаться предпочтительней обычного широкоугольного. Попробуйте использовать искаженные линии как способ привести зрителя в ваше изображение.

В этом классическом снимке Гонконга, слегка искаженные здания хорошо работают в сочетании с изогнутыми линиями дорог.

2. «Дефишизация»

Иногда объектив «рыбий глаз» можно использовать вместо экстремально широкоугольного объектива. Поместив линию горизонта по центру, можно сделать ее полностью прямой. С помощью программных инструментов остальную часть изогнутого изображения можно будет выпрямить, чтобы получить супер-широкоугольную фотографию.

3. Круглые формы

«Рыбий глаз» делает из прямых линий кривые. Если вы фотографируете таким объективом изначально круглые формы, то их искривления становится менее заметными. Попробуйте сделать снимки винтовых лестниц, круговых перекрестков или внутреннего пространства закругленных залов и тоннелей.

Этот головокружительный снимок отлично показывает возможности фишай-объектива при съемке скругленного здания, которое «огибает» кадр. Изогнутый горизонт завершает картину, создав полный круг.

4. Посмотрите вверх

С фишаем можно получить безумные линии, если снимать строго снизу вверх, или даже при частичном появлении земли в кадре.

В этом кадре «рыбий глаз» был использован, чтобы получить супер-широкий угол. Округлое здание справа помогает в этом кадре так сильно, что можно не заметить использование объектива «рыбий глаз».

5. Фишай отличное решение для бэк-стейджа

6. Можно использовать для портретов

Попробуйте сделать селфи с помощью фишай-объектива. Не размещайте основной объект слишком близко к краю кадра, чтобы не получить слишком много искажений. Думаю, результат должен быть интересным.

7. Креатив

В правильных руках объектив «рыбий глаз» поможет создать некоторые интересные кадры, которые были бы невозможно с обычной оптикой. Старайтесь использовать фишай в максимуме случаев и держите его, по возможности, на камере. Вы будете поражены как много интересного можно увидеть через камеру по сравнению с тем, что вы видите собственными глазами.

Этот кадр сделан в жилом комплексе с уровня средних этажей, а затем повернут на 90 градусов при обработке для получения необычной перспективы.

Использование фишайного объектива открывает целый мир возможностей. Проявите творческий подход!

Чтобы познакомится с другими работами Альберта Дроса можно посетить его сайт, фейсбук, твиттер, инстаграм и flickr.

Съемка пейзажей на фиш-ай:
что нужно знать?

Среди множества фотообъективов, пожалуй, одним из самых необычных является объектив фиш-ай (англ. — fish eye), или «рыбий глаз». Такое название ему дал в начале XX века американский физик-экспериментатор Роберт Уильямс Вуд, разработавший этот тип оптической системы по аналогии с устройством глаза рыбы. Как использовать фиш-ай в съемке природы — рассказывает участник клуба «Российское фото» Игорь Горшков.

Что же такое объектив фиш-ай?

Фиш-ай — это сверхширокоугольный объектив с не выправленными оптическими искажениями, так называемой бочкообразной дисторсией, в результате чего все изображение имеет характерный сферический вид. Угол зрения фиш-аев составляет 180 о и может быть даже больше. В этом случае шутят, что при съемке с таким объективом в кадр попадут уши фотографа.

Есть два вида фиш-аев — циркулярные и диагональные

Циркулярный фиш-ай — это объектив, который формирует изображение в виде круга и имеет обзор по всем направлениям 180 о или больше. Размер изображения с такого объектива соответствует короткой стороне кадра, если говорить о классическом прямоугольном кадре. Этот объектив крайне специфичен и применяется в основном в научных и исследовательских целях — с его помощью можно, например, получить снимок всей небесной сферы, что важно для метеорологов или астрономов. Ко всему прочему, некоторые модели имеют внушительные габариты и массу.

Объектив циркулярный фиш-ай Nikkor 6 mm f/2.8 с углом обзора 220 о

Ночной снимок небесной полусферы, European Southern Observatory, ALMA Fish-Eye

Диагональный фиш-ай — это объектив, который дает изображение на весь кадр и представляет собой, по сути, вырезку из круга изображения, создаваемого циркулярным фиш-аем. В этом случае угол обзора 180 о имеется только по диагонали кадра, из-за чего объектив и был назван диагональным. Он дает более привычную картинку и весьма активно применяется фотографами. Собственно, говоря о фиш-аях, в подавляющем большинстве случаев имеют в виду именно диагональные объективы. Практически все фирмы, выпускающие фототехнику, производят фиш-аи, а то и несколько: с разными фокусными расстояниями, максимальным значением относительного отверстия (диафрагмы) и для разных типов матриц — полнокадровых и кроп-матриц (APS-C и m4/3). Существуют даже фиш-ай-зумы, они более универсальны в использовании, но, как правило, имеют несколько худшие оптические характеристики, например, меньшую светосильность.

Достоинства и недостатки фиш-аев

К достоинствам фиш-аев можно отнести сверхширокий угол зрения, большую глубину резкости и достаточно компактные для сверхширокоугольника размеры. Также фиш-аи не искажают углы, в сравнении с обычными выправленными сверхширокоугольными объективами, которые делают углы и объекты, попавшие в них, вытянутыми. Особенно это актуально при съемке с активным и близким передним планом.

Единственным, но существенным недостатком фиш-аев можно считать сильные искажения изображения на удалении от центра кадра: все прямые линии при этом становятся изогнутыми и картинка в целом имеет сферический вид.

Зная о достоинствах и недостатках фиш-аев, можно активно использовать их при съемках, например, пейзажей и красот природы. Вот несколько простых приемов.

Расположение горизонта по центру

Зная, что при удалении от центра все прямые линии начинают становиться дугами, в частности, линия горизонта становится или выпуклой, или вогнутой, в зависимости от того, смотрит камера вверх или вниз, можно просто расположить горизонт по центру, нарушая любимое многими правило одной трети и выстраивая композицию на сочетании фактур и объектов на переднем плане, с одной стороны, и небесных объектов — красивых облаков, туч и прочего — с другой. Очень хорошо этот прием работает при съемке красивого неба с отражением в водной зеркальной глади морских и озерных пейзажей, когда хочется показать огромное пространство неба и воды. В конце концов, можно потом в фоторедакторе кадрировать изображение и расположить линию горизонта в третях. В результате мы получаем фотографию со сверхшироким углом и ровной линией горизонта. Это наиболее часто применяемый способ фотографирования с фиш-аем.

Утро на Валдайском озере. Объектив Tokina mm, fisheye, Игорь Горшков

De l’ombre à la lumière. Объектив Samyang 8 mm, Girolamo Cracchiolo, 500px.com

Использование неявной линии горизонта

Этот прием хорошо использовать в местности со сложным рельефом — горы, холмы, скалы. Когда мы не видим явно ровную линию горизонта, ничто не мешает располагать ее где угодно, поскольку ее изгиб будет скрываться горами или холмами. Также этот прием можно использовать и при съемке с близким крупным передним планом, заслоняющим горизонт, например при съемке с нижней точки растительности или других природных объектов.

Высокогорное озеро Peyto Lake в Скалистых горах, Канада. Объектив Sigma fish-eye 15 mm, Владимир Медведев Siriu Lake. Ovidiu Caragea, 500px.com

Полностью убрать линию горизонта из кадра

В этом случае наше восприятие не цепляется за форму линии горизонта, и искажения практически незаметны. Можно или опустить камеру вниз, показав какой-нибудь красивый уголок природы, или, наоборот, сильно поднять вверх, оставив только красивое небо или крону дерева. Вообще-то ради красивого неба можно и оставить искаженную вогнутую линию горизонта, потому что это уже второстепенный элемент изображения, не влияющий на производимое впечатление, а лишь усиливающий впечатление огромного неба.

Частным случаем можно считать съемку в тумане, когда дальние планы и горизонт скрыты за ним. В этом случае появляется практически полная свобода творчества, поскольку можно снимать в любых направлениях, не опасаясь изогнутой линии горизонта.

Красная Поляна, Сочи. Объектив Samyang 7.5 mm fish-eye MFT, Екатерина Елизарова

Cherry Blossoms. Объектив Nikkor 15 mm fish-eye, Lynn Wiezycki, 500px.com

Сделать основной частью изображения какой-нибудь объект

Например, сложно изогнутое дерево, ветки или стебли травы, интенсивно заполняющие кадр. Также это может быть живописная груда камней или снежных и ледяных глыб. В этом случае достаточно важно поймать красивое сочетание этих элементов, чтобы они образовали красивый рисунок благодаря дополнительному изгибу от искажений фиш-ая.

Лед на Байкале. Объектив Canon 15 mm fisheye, Андрей Нарчук

Обрамление изображения

Красивые фотографии получаются, если не пытаться выправить изогнутые стволы деревьев или стебли травы по краям кадра, а использовать это для обрамления пейзажного вида. Интересной получается съемка из зарослей травы и деревьев, грота, пещеры, особенно если они имеют на стенах какие-то необычные природные элементы — растительность, красивые камни, сталактиты, сосульки и прочее.

Туман на Караул-Оба, Новый Свет, Крым. Объектив «Зенитар-М» 16 мм fish-eye, Сергей Ершов

Утро в Измайловском парке. Объектив Tokina 10–17 mm fisheye, Игорь Горшков

Круглая земля

А можно, наоборот, не пытаться выправить изогнутый горизонт, а показать, что наша планета круглая. Для этого желательно иметь какие-то интересные и красивые передний и средний планы, и совсем хорошо находиться немного на возвышении, чтобы оказалось включено как можно больше пространства земли.

Ледяное царство. Озеро Байкал, грот острова Харанцы. Объектив Pentax 10–17 mm fish-eye, Екатерина Васягина

Orbit. Объектив «Зенитар-М» 16 мм, Andris Barbans, 500 px

Расположить близко красивый и интересный передний план

Это, можно сказать, беспроигрышный вариант использования фиш-ая. Практически все фиш-ай-объективы имеют небольшую минимальную дистанцию фокусировки и позволяют использовать их для съемки достаточно крупных передних планов, практически макро. Получается и природный объект крупно, и видно его окружение, место, где он обитает.

Цветок крупного трихоцереуса на острове Инкахуаси, Боливия. Дмитрий Смольников

Крым. Объектив Samyang 7.5 mm fish-eye MFT, Екатерина Елизарова Грибы в лесу. Объектив Olympus ED 8 mm f/1.8 Pro Fish-eye MFT. Дмитрий Новак

Как можно заметить из приведенных примеров, многие из этих приемов можно использовать в сочетании друг с другом, что превращает съемку фиш-аем в интересный творческий процесс.

Таким образом, творчески используя объективы фиш-ай, можно делать интересные и красивые пейзажные и природные фотографии, как усиливая впечатление от интересных мест, так и показывая свежий, новый взгляд на места привычные и, казалось бы, обыденные и скучные.

Пять причин, чтобы купить фишай-объектив

Cреди сверхширокоугольной оптики выделяется особый класс — так называемые фишай-объективы. Такое название происходит от английского fish eye (рыбий глаз) и метко определяет их особенность. Ведь если обычный широкоугольный объектив разрабатывается так, чтобы предметы на фото передавались без геометрических искажений, то с фишаями всё наоборот: в них дисторсия никак не исправляется.

При этом получается достичь большего угла обзора по сравнению с обычными объективами при тех же фокусных расстояниях. В линейке объективов Nikon фишаи представлены несколькими моделями.

Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor — фишай для полнокадровых фотоаппаратов

Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor — фишай для фотокамер с матрицей формата DX

Фотографии для этой статьи подготовлены с помощью Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E.

Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E

Причина 1: угол обзора

Фишай-объективы делятся на два типа. Циркулярные фишаи дают в кадре круглое изображение с углом обзора 180 градусов. Диагональные фишаи заполняют изображением весь прямоугольник кадра и дают угол обзора в 180 градусов по его диагонали.

Столь широкий угол позволит включить множество объектов в кадр, эффективно работать с многоплановой композицией, делать панорамные виды, а также снимать с очень близкой дистанции, что важно в тёмных помещениях, когда нельзя отойти от объекта съёмки.

Угол обзора диагонального фишая — 180 градусов по диагонали.

Пример кадра, сделанного на Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E при минимальном фокусном расстоянии. На минимальном зуме данный объектив — циркулярный фишай с углом обзора 180 градусов во всех направлениях.

Разумеется, под кроп-аппараты с матрицей формата DX нужны фишаи с меньшим фокусным расстоянием. При установке на такие камеры угол обзора обрезается, а значит и весь смысл фишай-объектива теряется. При использовании на кропе полнокадровый диагональный фишай превратится просто в невыразительный широкоугольник с умеренной дисторсией.

Особняком здесь стоит объектив AF-S Fisheye Nikkor 8-15mm F3.5-4.5E ED. Это тот редкий случай, когда фишай имеет зум. Он будет эффективен как на кропе, так и на полном кадре. На полном кадре этот объектив работает на минимальном фокусном расстоянии как циркулярный, а с 14 мм — как диагональный фишай. На кропе его также можно использовать без проблем. На шкале зума есть метка, при установке на которую объектив будет диагональным фишаем на кропе с углом зрения 180 градусов.

На шкале фокусных расстояний объектив имеет особую метку между 10 и 12 мм. Установленный на этой метке объектив покрывает весь кадр на матрице формата DX, являясь диагональным фишаем для кропа.

Объектив поставляется в комплекте с блендой. Она полезна не только для защиты от бликов, но и для физической защиты выпуклой передней линзы. Бленда имеет надёжное байонетное крепление с защёлкой. Однако для работы с минимальными фокусными расстояниями и использования Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E как циркулярного фишая, бленду придётся снять. Иначе её края будут попадать в кадр.

Из-за выпуклой передней линзы (свойство всех фишаев) Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E комплектуется специальной защитной крышкой, которая крепится на бленде.

Причина 2: дисторсия

Дисторсия объектива устроена так, что предметы начинают изгибаться по мере приближения к краям кадра. Поэтому, чтобы показать предмет на фото без всяких деформаций, достаточно поместить его в центре кадра. Это же правило действует и в отношении линии горизонта.

Чем ближе к границам кадра, тем заметнее дисторсия. Посмотрите, как изогнулся изначально прямой парапет набережной.

При съёмке природных объектов дисторсия может быть не столь заметна, ведь мы имеем дело со сложными природными формами.

В случае же съёмки в городе дисторсия, скорее всего, будет достаточно сильной. Но при этом необычные искажения помогут взглянуть на привычные сюжеты по-новому. Съёмка на фишай — очень интересная практика для развития навыков композиции!

Поскольку крест расположен в центре кадра, дисторсия на нём практически не сказалась.

Кстати, от дисторсии можно избавится при обработке, вернув изображению прямолинейный вид. Так, в Adobe Lightroom Classic геометрические искажения можно убрать одним кликом, поставив галочку активации профиля объектива. Правда, в жертву при этом мы принесём угол обзора, да и качество снимка снизится по краям по причине их растяжения.

Снимок с исправленной дисторсией в Adobe Lightroom Classic

В любом случае фишай поможет сделать весьма эффектные и необычные кадры, недоступные при использовании другой оптики. Мощные передние планы, ярко выраженная перспектива — это всё козыри съёмки на фишай.

Причина 3: перспективные искажения

Надо сказать, что заметные перспективные искажения свойственны всей короткофокусной оптике. Но за счёт широкого угла обзора особенно ярко они проявляются именно у фишай-объективов.

Чем ближе к нам объект, тем он крупнее относительно заднего плана. Это свойство линейной перспективы доведено в фишаях до настоящего гротеска.

За счёт искажения перспективы можно изменять объекты, увеличивать передние планы и уменьшать задние. Хотите сделать человеку большой нос и голову — разместите его лицо ближе к камере, а чтобы удлинить ноги — снимайте снизу. Эффект ярко выраженной перспективы позволит делать интересные кадры, главное — научится использовать перспективные искажения на благо сюжету, а не во вред.

Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E можно использовать на беззеркалках Nikon Z 7 и Nikon Z 6 через адаптер FTZ без каких-либо ограничений.

Причина 4: всё будет резким

За счёт короткого фокусного расстояния объективы этого класса обеспечивают очень большую глубину резкости. Это упрощает работу с экстремально близкими передними планами. Кроме того, в некоторых ситуациях на фишай можно снимать буквально «наотмашь», не глядя в видоискатель, поднимая камеру над головой или беря ракурсы от земли. Достаточно просто настроить объектив на гиперфокальное расстояние. А гиперфокал у короткофокусных объективов всегда очень близко. Так, при фокусном 15 мм и f/8 дистанция гиперфокала составит 1 м. То есть, установив фокус на эту дистанцию, мы будем иметь резкость от полуметра до бесконечности. Кстати, современные фишай-объективы типа AF-S Fisheye Nikkor 8-15mm F3.5-4.5E ED к тому же дают хорошее разрешение по всей площади кадра.

Причина 5: фишай можно использовать во всех направлениях съёмки

Фишай — объектив очень специфический. Вряд ли он станет вашим основным творческим инструментом в распространённых направлениях съемки. Однако на роль вспомогательного объектива с изюминкой фишай подойдёт практически в любом направлении фотографии.

Так, фишай используется в подводной съёмке. Поскольку далеко в воде не видно, то необходимо снимать на минимальной дистанции, но при этом иметь достаточный угол обзора. Фишай пригодится и при создании панорам, как простых, так и 3D. Ведь в панораме чем шире угол обзора объектива, тем меньше надо кадров, чтобы создать сферу с изображением.

Пейзаж и съёмка архитектуры, портрет, свадебная и репортажная съёмка — вот неполный список жанров, в которых многие фотографы используют фишай-объективы.

Не воспринимайте фишай как баловство — в таком случае вы действительно поиграете с ним, он вам быстро наскучит и вы так и не научитесь им снимать. Ставьте перед собой серьёзные и осознанные задачи, думайте, в каких сюжетах такая картинка будет наиболее уместна. Как и к прочим видам оптики, к фишаю надо привыкнуть, прочувствовать это фокусное расстояние. Тогда вы сможете раскрыть свой собственный потенциал как фотографа и сделать отличные кадры.

Что такое объектив «Рыбий глаз» (fish-eye)

В фотографической технике применяются разные виды объективов. Одна оптика позволяет увидеть отдалённые предметы так, как будто они находятся рядом. Другие объективы имеют необычайно большой угол зрения. В них используются линзы большой кривизны, поэтому прямые линии на фотографиях сильно искажаются. Поскольку с точки зрения биологов именно так видят надводное пространство рыбы, объектив с зоной захвата от 90° получил название «рыбий глаз». Что такое объектив рыбий глаз (fish-eye), его преимущества и недостатки и для каких фотосъёмок он используется – тема данной статьи.

Конструкция сверхширокоугольного объектива

Объектив «Рыбий глаз» или в русской транскрипции английского названия «фишай», представляет собой короткофокусную оптику, которая обладает естественной дисторсией, поэтому его можно назвать «дисторсирующим». На фотографии присутствуют сильные геометрические искажения, связанные с искривлением прямых линий. Схема объектива «рыбий глаз» включает в себя вогнутый мениск и линзы с положительными диоптриями в задней части оптики. Для увеличения угла обзора в передней части могут быть установлены до трёх отрицательных менисков. Такая схема используется в семействе отечественных короткофокусников «Зодиак» и «Руссар». Оригинальная оптическая схема «рыбий глаз», отличающаяся от ортоскопической оптики, предполагает определённые достоинства и некоторые недостатки.

Сверхширокоугольники позволяют вместить на изображение больше информации, чем обычная оптика. Например, получить на одной фотографии панораму небольшого помещения возможно только применив «рыбий глаз». Оптика с очень большим углом захвата допускает съёмку широкого плана без необходимости удаления от объекта съёмки. Короткофокусники с изменяемым фокусом намного расширяют возможности фотографа и позволяют получить уникальные панорамные фотографии с близкого расстояния. Fish-eye обладает следующими недостатками:

При фотосъёмке с использованием сверхширокоугольной оптики избежать сильной дисторсии на изображении невозможно. Фотографии с искривлением прямых линий могут использоваться в рекламных целях, в прикладной съёмке и как специальное наглядное пособие. Если дисторсия нарушает творческий замысел фотографа, то её можно исправить в фоторедакторе. Для этого открывается раздел «Фильтр» и вызывается пункт «Исправление дисторсии». Виньетирование так же можно убрать в редакторе фотографий. Кроме того большой диаметр передней линзы делает невозможным процесс установки светофильтров и солнечных бленд. Оптические фильтры устанавливаются за задней линзой, что делает очень сложной оперативную смену фильтров. Применение специальных оптических фильтров исключает их вращение, которое требуется для получения нужного эффекта. Некоторые модели fish-eye оборудованы встроенной солнечной блендой, но она обычно малоэффективна.

Разновидности объективов «рыбий глаз»

Короткофокусная оптика включает в себя две разновидности объективов «рыбий глаз»:

Первый тип проецирует на светочувствительный материал круг, который заполняет поле кадра только частично. Он даёт угол зрения 180° по всем направлениям. Фокус составляет 6-8 мм и при нормальном освещении, за счёт гиперфокального эффекта, он обеспечивает резкое изображение на всю глубину изображения. При необходимости фотографию можно обрезать в фоторедакторе, чтобы убрать нежелательное виньетирование. Циркулярные объективы «рыбий глаз» имеют очень большой размер передней линзы, поэтому оптика такого типа редко применяется в любительской фотографии. Основная область их применения – это метеорология и аэрофотосъёмка. Они позволяют получить на одном снимке всю видимую картину неба и облаков, что необходимо для составления карт погоды. Для того, чтобы при панорамной аэрофотосъёмке получить неискажённое изображение большой площади, снимок выводят на экран или фотобумагу через объектив с обратно пропорциональной дисторсией.

Диагональный fish-eye называют полнокадровым, так как картинка, полученная через эту оптику, занимает всё поле кадра. Эта конструкция обеспечивает горизонтальный угол около 150° и вертикальный угол немного больше 90°. Такой fish-eye является наиболее востребованным в любительской и профессиональной съёмке.

Применение дисторсирующих объективов

История создания объективов «рыбий глаз» насчитывает более 100 лет. Тогда впервые были изготовлены наборы линз, создающие сильную геометрическую аберрацию. Практическое применение началось в середине 20-х годов прошлого века. Тогда возникла необходимость получить на фотографии изображение всего небесного свода из одной точки. Сейчас такая оптика широко применяется во многих сферах деятельности:

  • Метеорологическая съёмка;
  • Аэрофотосъёмка;
  • Панорамные изображения из космоса;
  • Фоторепортаж;
  • Рекламные изображения;
  • Охранные системы.

В метеорологии, аэрофотосъёмке и с космических аппаратов очень важно получить на одной фотографии как можно большую площадь. Такие изображения можно получить специальным панорамным фотоаппаратом с поворотным объективом или склейкой отдельных изображений в одно целое, но это более сложный и дорогостоящий процесс. Если фоторепортёру потребуются фотографии важного совещания, которое происходит в небольшом помещении, то помочь может «рыбий глаз». Дисторсия впоследствии исправляется и фотография готова к печати. Применение fish-eye в рекламных целях позволяет получать гротескные и гипертрофированные изображения рекламируемого предмета, что может привлечь к нему повышенное внимание. Дверные глазки в домашних охранных системах используют схему «рыбий глаз». Благодаря большому углу зрения они позволяют увидеть всю зону перед входной дверью. Кроме того, fish-eye используются в планетариях для проецирования картины звёздного неба и в тренажёрах для подготовки лётчиков и космонавтов.

В фотолюбительской практике диагональный «рыбий глаз» применяется для самых различных целей. Если при съёмке линия горизонта будет проходить через центр, то в результате получаются хорошие пейзажные фотографии. Чтобы попасть в «золотое сечение», изображение можно обрезать снизу или сверху. Интересные фотографии получаются при съёмке архитектурных объектов. При этом следует помнить, что максимальные искривления приходятся на периферическую зону кадра. Предметная съёмка позволяет снимать большие объекты с очень близкого расстояния. Если объектив фотоаппарата будет нацелен точно в зенит, то на фотографии получится изображение неба, обрамлённое по краям кадра домами или деревьями. С помощью такой оптики можно снимать дружеские шаржи близких и знакомых.

Фиксы, зумы, рыбий глаз: выбираем объектив для зеркалки

Зеркальная камера — лучший инструмент для создания снимков. Но если композицию делает фотограф, то за качество картинки отвечает оптика. О комплектном «ките» и речи не идёт — полностью раскрыть возможности зеркалки способен лишь специализированный объектив. Разбираемся, как собрать правильную коллекцию стёкол.

Кривое зеркало

Казалось бы, с несложной функцией фокусировки собранного света на матрицу зеркалки справится любая линза. Но количество искажений при таком подходе сведёт на нет все усилия по получению качественной картинки. Для борьбы с многочисленными аберрациями производители используют дополнительные линзы, выравнивая характеристики до эталонных значений. Общее количество элементов получившейся оптической системы порой измеряется десятками.

На линзах конструкция современного объектива не заканчивается: его корпус включает в себя целый ряд сложных механизмов. Оптическая стабилизация, регулировка диафрагмы, смена фокусного расстояния — за всё это отвечает не сам фотоаппарат, а прикрепляемый к нему объектив. В его особенностях перед покупкой стоит разобраться не менее подробно, чем при выборе самой камеры.

Фокусное расстояние

Именно этот параметр, измеряемый в миллиметрах, определяет угол зрения объектива и то, насколько он приближает или отдаляет объект в кадре. В зависимости от конструкции фокусное расстояние может быть фиксированным или переменным. В обиходе такие модели называют «фикс» или «зум».

Условно оптика для зеркалки делится на несколько типов в соответствии с фокусным расстоянием (и углом обзора): сверхширокоугольные, широкоугольные, стандартные и телеобъективы. Для полнокадровой зеркалки сверхширокоугольным считается объектив с фокусным расстоянием от 7 до 24 мм, широкоугольным — от 24 до 35 мм, а стандартным — от 35 до 70 мм. Теледиапазон стартует с 85 мм, а фокусное расстояние специализированных телевиков может достигать 300 и даже 700 мм.

В зависимости от типа фотоаппарата (полный кадр или кроп) угол обзора выбранного стекла изменится в соответствии с кроп-фактором «тушки». 35-миллиметровый широкоугольник Canon 35mm f/2 EF IS USM, установленный на кропнутую зеркалку, обрежет угол обзора до своего 56-миллиметрового аналога. Проще говоря, применять кроп-объективы с полнокадровым аппаратом можно, но с потерями площади кадра. Чтобы не мучиться с вычислениями, стоит воспользоваться специальным симулятором, который переведёт сложные цифры в наглядную картинку.

Главное достоинство зум-объектива — универсальность. Независимо от сюжета такая оптика позволяет на лету регулировать фокусное расстояние до нужного значения. Но следует помнить, что расплатой за «всеядность» становится качество картинки, уступающее профильным стёклам. При пейзажной съёмке часть объектов может оказаться искривлённой, а края кадра — замыленными. При большом приближении, напротив, можно получить крупный план с недостаточным размытием фона.

На одном и том же кадре, снятом на широкоугольное стекло вблизи и на портретник с расстояния, объект будет занимать одинаковое пространство, но фон окажется разным. Телевик сделает его плоским и отдалит от модели, а ширик объединит планы композиции в единое пространство, при этом на фоне будет больше отвлекающих внимание деталей.

Чем выше разность фокусных расстояний у зума, тем более «средними» получатся снимки во всём диапазоне. Попытки же сэкономить на оптике, пользуясь единственным универсальным решением, поставят крест на карьере фотографа. В целом 24-70mm f/4L EF IS USM пригодится как «запаска» для прогулок и путешествий, позволяя быстро запечатлеть нужный кадр в любых условиях, пусть и ценой качества фотографии. В отдельных случаях выручит крепкий середнячок 24-105 мм, а вот реализовать возможности модели с фокусным расстоянием 18-105 мм, не испортив картинку, не получится при всём желании.

Когда речь заходит о тематической фотосессии, оптимальный выбор — соответствующий сюжету фикс, заточенный под одну определённую задачу. Скажем, широкоугольник с фокусным расстоянием 24 мм подойдёт для пейзажной съёмки, 50-миллиметровые модели — для ростовой портретной, а специальные макрообъективы — чтобы почувствовать себя журналистом Discovery. Можно использовать такой объектив и как штатный: хватило бы времени и желания самостоятельно приближаться к объекту вместе с камерой (и отдаляться от него).

Отдельного упоминания заслуживает так называемый фишай (англ. fisheye), или «рыбий глаз». В силу особенностей конструкции эти модели стёкол искажают перспективу, отдаляя задний план и выпячивая центр. Форма предметов на снимке искривляется, да и освещённость по краям кадра может оказаться недостаточной. Но и угол обзора такого объектива даст фору любому другому широкоугольнику, достигая порой рекордных 180 градусов.

Когда необходимо на короткой дистанции поймать в кадр и сам объект, и его окружение, «рыбий глаз» незаменим. Там, где для создания 3D-панорамы стандартному зуму потребуется несколько десятков кадров, фишай обойдётся всего тремя-восемью. Используется он и при съёмке крупных архитектурных объектов. Различают два типа фишаев — циркулярный и диагональный.

В первом варианте готовый снимок занимает не весь кадр, а только вписанный в него круг с углом обзора почти 180 градусов. Фокусное расстояние циркулярок — до 8 мм (около 4,5 мм для кропнутой матрицы). Когда же получившийся кадр занят картинкой целиком, но 180-градусный угол зрения соответствует только его части, фишай называют диагональным. Фокусное расстояние в этом случае увеличивается до 15-16 мм (или от 8 до 10,5 мм для «обрезанной» зеркалки).

Светосила

Эта характеристика, которую ещё называют диафрагменным числом, указывает на освещённость матрицы при прохождении света через объектив. Чем меньше цифра, тем больше света пропускает оптика. Значение диафрагмы (отношение фокусного расстояния к размеру отверстия) называют числом f и включают в название модели стекла — например, Nikon 50mm f/1.4 Nikkor AF-S. Чем больше света попадает на матрицу при прочих равных условиях, тем короче становится выдержка для получения чёткого снимка. А снижение глубины резкости позволяет размыть изображение по краям объекта, на котором сфокусирован кадр.

Условно к светосильным принято относить объективы с диафрагменным числом f/3.2-2.0 (оптика с f/1.8 и меньше нередко называется сверхсветосильной). Стёкла с f/3.5 и больше называют слабосветосильными («тёмными»). В зарубежных мануалах могут фигурировать аналогичные по значению термины fast lens и slow lens (короткая или длинная выдержка при большой и малой светосиле соответственно).

В одинаковых условиях съёмки объектив с высокой светосилой будет предпочтительнее. Уменьшить количество света, попадающего на матрицу, несложно (достаточно закрыть диафрагму), а вот увеличить никак не получится. Единственный минус таких моделей — ощутимо высокий в сравнении с «тёмными» аналогами ценник, растущий намного быстрее, чем максимальное значение диафрагмы.

Глубина резкости

Она же — глубина резко изображаемого пространства, или просто ГРИП. Проще говоря — область, при нахождении в которой объект в кадре будет выглядеть максимально резким. Фон при этом размывается, чтобы сфокусировать внимание на ключевом элементе композиции, скажем, лице модели. Собственного значения у этой характеристики нет, её формируют сразу несколько нюансов. Чтобы не вычислять мудрёные комбинации из диафрагменного числа, кроп-фактора и расстояния до объекта съёмки, даже существуют специальные калькуляторы.

Впрочем, добиться нужной ГРИП можно и без предварительных вычислений. Для увеличения глубины резкости необходимо прикрыть диафрагму, уменьшить фокусное расстояние или отойти от объекта подальше. Те же методы работают и в противоположную сторону: открытие диафрагмы, увеличение фокусного расстояния и приближение к объекту позволяют лучше размыть фон в кадре.

Оптическая стабилизация

Полезность такой функции трудно переоценить, особенно если штатива под рукой не оказалось. Оптический стабилизатор — это целый комплекс, состоящий из ряда взаимосвязанных компонентов: подвижной линзы объектива, нескольких датчиков угловой скорости и приводов, которые отвечают за перемещение оптического элемента. За управление всей системой ответственен специальный чип, координирующий сдвиг оптики при смещении фотоаппарата.

В отличие от цифровой стабилизации, оптическая менее требовательна к фокусному расстоянию объектива. Чем больше этот показатель, тем сложнее матрице с ограниченной в силу конструкции подвижностью подстраиваться под тряску стекла при ручной съёмке. Встроенный же в объектив стабилизатор такого недостатка лишён. Он нивелирует естественное дрожание рук гораздо эффективнее.

Впрочем, панацеей от всех дефектов изображения эту опцию считать не стоит. Недочёты фокусировки, нехватку ГРИП и сверхдлинную (больше одной секунды) выдержку никакая оптика не скомпенсирует. В последнем случае разумнее применить штатив, иначе максимум, на что можно рассчитывать — на плохой кадр вместо отвратительного. Показания к использованию оптического стабилизатора — выдержка в диапазоне от 1/4 до 1/500 с. Длиннее — пострадает резкость, а короче — и без всякой стабилизации выйдет неплохо.

Байонет

Этот механический элемент обеспечивает не только крепление объектива к «тушке». Специальные контакты, замыкающиеся при фиксации стекла, служат для обмена данными между зеркалкой и её оптикой. Управление диафрагмой, стабилизацией и даже автофокусировкой осуществляется при помощи специальных приводов, команды которым поступают через интерфейсные разъёмы байонета. Не стоит забывать, что форма такого крепления для каждого производителя фототехники уникальна: перебросить портретник Sony на недавно купленный аппарат Nikon попросту не выйдет. Да и наоборот тоже.

Подводя итоги

Конечно, даже наполненный объективами под завязку кофр не гарантирует, что снимки получатся идеальными — результат фотосессии зависит всё же от мастерства фотографа. Но подходящая коллекция стёкол поможет набить руку гораздо быстрее, особенно после близкого знакомства с терминами «диафрагма» и «светосила». Остальное — дело техники. Вернее, оптики.

Всех ли бесит фишай?

Вот хороший пример когда понять, что фотография сделана с помощью широкоугольного фотоаппарата достаточно трудно, но это так.

Заметил, что многих буквально бесит когда в обзоре появляются фотографии с искаженными краями, кто-то даже упрекает меня, что я зря применяю фильтр закругления, это ещё один довод, что не все понимают, что такое широкоугольный объектив и для чего он вообще нужен.

Вот для этого я и постараюсь вкратце объяснить вам зачем я это делаю. Первым делом я признаюсь, что не считаю себя профессиональным фотографом, мой уровень далеко ниже среднего. Да и не парюсь я по этому поводу, в своих обзорах ставлю основной целью передать атмосферу и показать обстановку которая меня окружает.

Существуют моменты, когда я не могу захватить в обычный объектив цельную картинку происходящего и тогда на помощь приходит фишай.

Чтобы снять эту башню целиком нужно отойти очень далеко или воспользоваться шириком.

Не только показать объект , но и сделать привязку к местности.

Показать широту размаха, непосредственно из гущи событий.

Показать, что в действительности видно человеческому глазу, ведь угол обзора обычного объектива очень маленький.

Снимать в крохотных помещениях и передавать атмосферу.

Вот как по другому показать эту кухню?

Даже в замках не все комнаты позволяют сделать фотографию.

Тут мне нужно было показать, что в комнате три стены имеют остекление.

Салон маленького автомобиля.

Да и не маленького автомобиля тоже.

У фишая хорошая светосила, так что к широкому углу ещё добавляется качество прорисовки объектов в тёмное время суток, вот эта фотография не подвергалась редактуре.

А в таких ситуациях сделать «захват» всего воздушного судна без ширика просто не возможно.

А показать салон самолёта,, пространства то там мало.

А так всё видно на одном снимке.

Художественной ценности такая фотография конечно не имеет, но с технической стороной справляется на все сто.

Вот как без фишая самому сделать такой кадр?

Есть места где нет физической возможности отойти подальше.

Или показать всё и сразу.

Передать атмосферу мероприятия.

Не думаю, что чтобы понять как делают виски обязательно иметь прямые края у фотографии.

Есть конечно и свои сложности, мой объектив не имеет функции автофокуса, приходится на глаз выставлять расстояние до объекта, но в этом есть и свои плюсы, я пользуюсь мыльницей у которой очень медленная фокусировка, так что производительность из-за её отсутствия вырастает в разы.

А что вас раздражает в фотографиях сделанных объективом с широким углом?

Fisheye или особый взгляд на фото

Объектив «рыбий глаз» (он же «фишай», от английского fisheye), также известный как «ультраширокий» объектив, представляет собой широкоугольный объектив, способный охватить угол поля зрения до 180 градусов. Изображения получаются сильно искажёнными, но часто это лишь придаёт им ощущение динамики.

Многие профессиональные фотографы-пейзажисты скептически относятся к объективам «рыбий глаз», а «портретники» и вовсе считают его использование дурным тоном. Однако этот объектив вошёл в моду с ростом популярности экшн-камер и экстремальной съёмки.

Объективы «рыбий глаз» используются преимущественно для создания фотографий широких панорам ландшафтов и неба, а также для съёмки архитектуры. Ими стали снабжать экшн-камеры и использовать для съёмки видов спорта, таких как скейтбординг, сноубординг и сёрфинг. Фотографы, обладающие особым художественным видением, используют такой объектив для создания необычных портретных снимков.

Вот несколько примеров из топа Шаттерстока. Эти фотографии успешно продаются на микростоке и приносят стабильный доход своим авторам:


Что же такое фишай и как правильно его выбрать?

1. Виды объективов «фишай»

Существует два вида «рыбьего глаза»: циркулярный и диагональный (также известный как «полнокадровый»). Каждый из них производит совершенно разный эффект.

Отличительной чертой циркулярного объектива является угол поля зрения, который составляет 180° во всех направлениях. В этом случае круг поля изображения не заполняет кадр целиком, образуя чёрную окантовку по бокам фотографии. Поскольку данный эффект очень специфический и необратимый, такой объектив используется очень редко.

Диагональный объектив «рыбий глаз» охватывает только 180-градусный угол зрения по диагонали. Горизонтальная и вертикальная стороны изображения образуют менее 180 градусов (обычно около 150 градусов по горизонтали и 100 градусов по вертикали).

Хотя они не охватывают самый широкий угол зрения, фотографии, сделанные с использованием диагонального объектива «фишай», имеют прямоугольную форму без чёрных краёв. Это делает объектив более практичным и пригодным для фотографии пейзажей и интерьеров.

2. Фокусное расстояние

Обычный циркулярный «рыбий глаз», установленный на камеру с 35-миллиметровым сенсором или плёнкой, может иметь фокусное расстояние от 8 до 10 мм. Полнокадровые объективы обеспечивают более длинные фокусные расстояния: от 15 до 16 мм.

3. Кроп-фактор

Фокусное расстояние увеличивается для камер с сенсором меньше 35 мм, что справедливо для всех объективов. Чтобы найти эквивалентное фокусное расстояние объектива, вам необходимо умножить его фокусное расстояние на кроп-фактор камеры. Например, 10 мм объектив «фишай» на камере с кроп-фактором 1,5 будет иметь эффективное фокусное расстояние 15 мм. Это сузит поле обзора.

Многие производители выпускают объективы «фишай», предназначенные специально для камер с меньшими сенсорами. Они имеют ещё более короткие фокусные расстояния, иногда равные 1 мм, что позволяет создать изображение с полными 180 градусами.

4. Углы обзора

«Настоящими» объективами «рыбий глаз» считаются те, которые способны охватить 180 градусов в самой широкой точке. Однако некоторые производители создают модели, охватывающие до 220 градусов. Такие объективы очень большие, тяжёлые и дорогие, поэтому традиционно используются только редкими техническими специалистами.

Если вы хотите охватить более 180 градусов, можно соединить несколько снимков, используя графический редактор Photoshop. Это позволяет создавать интересные абстрактные композиции, покрывающие до 360 градусов.

5. Дисторсия

Объектив «рыбий глаз» известен своей отрицательной дисторсией, именуемой «бочкой», которая используется целенаправленно для создания художественного эффекта. В обычных широкоугольных объективах этот дефект перспективы можно исправить, но «фишай» создаёт слишком экстремальный угол зрения для такого типа коррекции.

6. Глубина резкости

«Рыбий глаз» имеет очень большую видимую глубину резкости. Это означает, что все объекты на снимке будут в фокусе, поэтому появляется необходимость следить за происходящим как на переднем, так и на заднем плане. С одной стороны, можно создать картину с интересным сюжетом, с другой – объекты на переднем плане невозможно изолировать от объектов на заднем плане.

7. Как выбрать «рыбий глаз»?

Такие объективы производят чуть ли не все существующие производители оптики для фотоаппаратуры: Canon, Nikon, Olympus, Leika, Sony и другие. Вы без труда найдёте «фишай», совместимый с вашим фотоаппаратом. Однако будьте осторожны: объектив должен соответствовать размеру сенсора вашего фотоаппарата. Обладатели полнокадровых фотоаппаратов не смогут полноценно использовать объектив без обрезания изображения. При выборе обратите внимание на тип объектива: некоторым нравится циркулярный «фишай», другим – диагональный, что зависит исключительно от личных предпочтений.

Надеемся, что наши советы были вам полезны и вы сможете добиться головокружительных эффектов в фотографии.

Ссылка на основную публикацию