Естественный свет против искусственного: с каким вы предпочитаете работать? | Foto-kadr.ru

Естественный свет против искусственного: с каким вы предпочитаете работать?

Освещение. — совмещенное – естественное + искусственное

— совмещенное – естественное + искусственное.

Естественное освещение создается за счет прямого, рассеянного и отраженного от окружающих предметов солнечного света. Оно обязательно предусматривается во всех помещениях, предназначенных для длительного пребывания людей.

Естественная освещенность зависит от:

1. светового климата. Световой климат различных районов страны имеет существенные отличия. Он определяется:

— высотой стояния Солнца над горизонтом. Она зависит от географической широты местности, времени года и суток;

— степенью прозрачности атмосферы. Прозрачность зависит от степени содержания в воздухе водяных и пылевых частиц (запыленность, загазованность, облачность снижают интенсивность солнечного излучения);

— отражающей способностью окружающей среды. Лучше отражает солнечный свет снег – 85% (освещение увеличивается на 20-30%).

2. ориентации помещений. Спальни необходимо ориентировать на север, детская комната ориентируется на юг. Гостиная, рабочий кабинет должны иметь южную ориентацию. Кухню лучше ориентировать на север.

Ориентация определяет инсоляционный режим помещений. Инсоляция – это освещение помещения прямыми солнечными лучами. Гигиенические нормативы инсоляции дифференцированы по широте местности. С этой целью территория страны разделена на 3 зоны: северную – севернее 58 0 северной широты, центральную – 58 0 -48 0 северной широты и южную – южнее 48 0 северной широты. Нормативы – для северной зоны – 2,5 ч, центральной зоны – не менее 2 ч, южной зоны – не менее 1,5 ч. Данные нормативы должны соблюдаться не менее чем в 1 комнате 1-3-комнатных квартир и в 2 комнатах 4-комнатных и более квартир.

3. расстояния между зданиями, их высоты и близости зеленых насаждений. Рядом расположенные здания и зеленые насаждения затеняют помещение. Поэтому расстояние между зданиями должно быть равно не менее 2,5 высот противоположно стоящего здания.

4. окраски потолка, пола, стен, мебели в помещении. Темные цвета поглощают большое количество световых лучей, поэтому окраска помещений и мебели должна быть светлой. Белый цвет и светлые тона обеспечивают отражение световых лучей на 70-90%, голубой — на 25%, светло-коричневый – на 15%, синий и фиолетовый – на 10 — 11%.

5. качества и чистоты стекол, затененности окон шторами, наличия цветов на подоконнике.

Шторы, замерзшие окна задерживают до 80% солнечных лучей. Тюль, загрязненные стекла, цветы снижают уровень освещенности.

6. форма окон, их число, размеры, конструкция переплетов.

Верхний край окна должен быть на расстоянии 15-30 см от потолка, нижний край окна на 0,75 – 0,9 м над уровнем пола. Площадь переплетов должна быть не более 25% от общей площади окна. Ширина простенков между окнами должна не превышать 1,5 ширины окна.

Уровни освещенности естественным светом оцениваются с помощью:

— показателя КЕО, который отражает отношение освещенности внутри помещения к одновременно замеренной освещенности снаружи, умноженное на 100. КЕО показывает, какой процент от наружной освещенности составляет освещенность внутри помещения. В норме для жилых помещений он должен быть равен 0,5%.

— СК (светового коэффициента). Это отношение площади светопроемов к площади пола. В жилых помещениях – 1/8.

— угол падения показывает, под каким углом лучи света падают на горизонтальную рабочую поверхность. Он должен быть равен не менее 27 0 . Угол падения образуется исходящими из точки измерения (рабочего места) двумя линиями, одна из которых направлена к окну вдоль горизонтальной рабочей поверхности, другая к верхнему краю окна.

— угол отверстия характеризует затемнение окон противоположно стоящими зданиями и дает представление о величине видимой части небосвода, освещающего рабочее место. Он должен быть равен не менее 5 0 . Угол отверстия образуется исходящими из точки измерения двумя линиями, одна из которых направлена к верхнему краю окна, другая – к верхнему краю противоположно стоящего здания.

— коэффициент заглубления – это отношение расстояния от пола до верхнего края окна к глубине помещения, т.е. к расстоянию от светонесущей до противоположной стены. Коэффициент заглубления не должен превышать 2,5.

Естественное освещение может быть боковым односторонним и двухсторонним, верхним и комбинированным.

— общее. Световые элементы располагаются под потолком;

— комбинированное = общее + местное.

Типы источников ламп:

Основными недостатками освещения, создаваемого лампами накаливания, являются слепящее действие и создание резких теней.

Преимущества люминесцентных ламп заключаются в том, что они создают рассеянный свет, не дающий резких теней, характеризуются малой яркостью, не обладают слепящим действием.

При использовании ламп накаливания рекомендуется использовать осветительную арматуру. Осветительные приборы состоят из источника света и осветительной арматуры. Арматура перераспределяет световой поток в необходимом направлении и защищает глаза от слепящего действия источника света. Она может быть прямого, отраженного и рассеянного (молочный шар) света. По способу установки: подвесные, потолочные, настенные (бра) и напольные (торшеры).

Уровень искусственного освещения зависит от назначения помещения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10076 — | 7519 — или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Естественный или искусственный свет? Какой лучше?

Практически любой фотограф в какой-то момент задается вопросом – какой свет лучше использовать для снимков, искусственный или естественный? И у первого, и у второго варианта есть свои ярые сторонники, поэтому не будем настаивать на каком-то одном выборе – в этой статье рассмотрим, в чем отличие между этими двумя типами освещения, а также их преимущества и недостатки.

Что такое естественный свет что такое и искусственный свет?

Если не вдаваться в излишние детали, то естественный свет – это тот, который есть сам по себе, то есть свет солнца или свет луны (который, в общем-то, тоже свет солнца, только отраженный).

Искусственный свет – это свет от источников, созданных человеком: от вспышки, стробоскопического оборудования, ламп, встроенной вспышки камеры, или даже от обычного уличного фонаря.

Чем хорош естественный свет?

Конечно, самые главные преимущества естественного света – он бесплатный, его много и часто он «просто есть». Чтобы сделать отличные снимки, не обязательно закупаться осветительным оборудованием – часто хватит и естественного света.

Есть и «апгрейды» для естественного света, если вы захотите сделать с ним что-то необычное – это отражатели и рассеиватели, которые помогают каким-то нужным нам образом модифицировать свет.

Именно из-за такой доступности естественного света, начинающим фотографам рекомендуют начинать свое обучение, фотографируя с этим типом света – экспериментируя и постепенно понимая, как работает свет на фотографии.

Недостатки фотографирования с естественным светом

Хотя естественного света много, одна из проблем для фотографа состоит в том, что он часто и быстро меняется. В зависимости от сезона, места, времени дня, погоды, естественный свет дает очень разные картинки.

Это отражается и на цветах на фотографии, и на контрастности. Например, солнце в полдень дает нейтральный белые цвета и сильный контраст, а в «золотой час» цвета будут очень теплыми, а контраст – умеренным. И, получается, что в зависимости от картинки, которую вы хотите получить, вам нужно выбирать время и погодные условия, а также запастись отражателями, фильтрами и другой необходимой техникой, когда вы идете на съемку.

Чем хорош искусственный свет?

Если вам нравится все контролировать, управлять каждой мелочью во время фотосъемки, то вам понравится использовать искусственный свет. Так как он имеет искусственное происхождение, он доступен всегда, в любое время дня, вне зависимости от погоды и времени года, вне зависимости от того, ясно на улице или небо затянули облака.

Если нужно, то вы можете создать картинку, которая будет похожа на свет солнца или свет луны – так что вы получите кадры, выглядящие как снятые с естественным светом.

Обычно считается, что искусственный свет – очень дорогой и сложный, но на самом деле есть различные решения, от совсем простых до профессиональных наборов стробиста. У многих искусственных источников света действительно нетривиальные настройки, но есть и такие, какие сможет освоить даже начинающий фотограф (например, простые источники постоянного света).

Недостатки искусственного света

Больше контроля означает и больше затрат на создание нужной вам атмосферы. Это и денежные затраты на дополнительное оборудование, и дополнительное время, которые нужно, чтобы выставить нужную вам световую схему. Кроме собственно источников света, нужны еще и дополнительные насадки – зонты, софтбоксы, стрипы, портретные тарелки и прочие.

Очень часто одного источника искусственного света недостаточно, чтобы создать ту атмосферу, которую вы хотите видеть в кадре. И это требует дополнительной практики, опыта обращения с несколькими источниками.

Что же выбрать?

Ответ зависит от ваших личных предпочтений, а также от вашего бюджета (куда уж без этого!), и от того, какие съемки вы проводите. Работу с естественным светом освоить легче, а вот фотографирование с искусственным требует какого-то времени на обучение.

В общем и целом (хотя есть и исключения), естественный свет чаще используется в документальной фотографии, стрит-фотографии, когда у вас нет времени на то, чтобы постепенно выстроить кадр – все происходит прямо сейчас и момент просто будет упущен.

Искусственный свет чаще используют в коммерческих съемках, в фешн-фотографии, когда есть и соответствующий бюджет, и другие ресурсы для создания нужного снимка.

А какой свет вы предпочитаете?

Как уже было написано выше, есть сторонники и противники того и другого света. А что вы предпочитаете, чем чаще пользуетесь? Почему именно так? Мы будем рады узнать ваше мнение – напишите его в комментариях к статье.

Автор: Suzi Pratt, профессиональный фотограф из Сиэттал. Она специализируется на репортажной и архитектурной фотографии.

Такой разный естественный свет

Введение

Естественный свет часто воспринимается как некое единое понятие. Я, мол, предпочитаю работать с естественным светом. — Я тоже, а вы с каким именно? — Ну как, с естественным. А он что, разный бывает?

Тут уже была небольшая статья с перечислением видов естественного освещения, но я бы хотела остановиться поподробнее на основных из них, обсудить их характерные черты, преимущества и недостатки, а также техники проведения съемки в тех или иных условиях.

Дабы избежать путаницы, предлагаю определить, что источники света делятся по своему направлению и положению относительно объекта и фотографа (контровой, боковой, фронтальный) и по состоянию источника света (рассеянный, направленный, комбинированный).

Рассеянный свет

Данный тип освещения мы можем наблюдать, например, в облачную погоду или в сумерках. В случае работы в помещении естественный рассеянный свет дарят нам окошки с несолнечной стороны, ну и плотные занавески, если солнце все же пытается к нам пробиться.

С рассеянным светом в большинстве случаев проще всего работать. У вас не возникает сложностей с настройкой экспозиции, замеры можно производить практически по любой освещенной точке. Он позволяет равномерно осветить объект, сформировать мягкие тени, минимизировать потери детализации в тенях. Сказка, в общем, а не свет, преимущества налицо.

В качестве недостатков многие отмечают, что в определенных случаях объект при таком освещении выглядит плосковато ввиду низкой контрастности картинки, особенно это касается пейзажей. На самом деле, все всегда зависит от основной цели съемки и настроения, которое вы хотите передать. Рассеянный свет хорошо работает, когда вам нужны кадры без излишнего драматизма и с тщательной проработкой деталей.

При съемке на улице контролировать его сложнее, чем в помещении. Если вы фотографируете у окна, например, вы можете работать как с фронтальным освещением, так и с мягким боковым. Для контровой подсветки данный тип подходит хуже, тем не менее, его тоже можно использовать, если хочется создать мягкий кадр с неочевидным контуром.

Если говорить о технических моментах, ввиду того, что нет сильных перепадов между светами и тенями, можно смело работать на ISO 400, при правильном экспонировании шумы не раздражающие.

Это я четырехлетней давности, всем привет! Я стою напротив балкона, свет рассеянный, в данном случае использован как фронтальный. Как вы можете видеть, освещение очень мягкое и ровное, тени практически отсутствуют.

Также рассеянный свет из окна, которое находилось у меня за спиной во время съемки.

Еще одно преимущество естественного освещения из окна – он очень хорошо подходит для съемки в интерьере, если, конечно, размер окна сопоставим с размерами комнаты или той ее части, которую вы планируете фотографировать. С искусственным светом такой равномерной освещенности и мягких теней добиться гораздо тяжелее.

Жесткий солнечный свет

Для начала определим круг понятий. Под жестким солнечным светом я подразумеваю освещение, возникающее, когда солнце находится в зените или близко к нему, то есть источник света расположен сверху или сверху и немного сбоку. Практически в каждой статье, которую я читала, авторы поразительно единодушны в своем отношении к полуденному солнечному свету. Не снимайте, мол, в полдень да в ясный денек, добры молодцы и красны девицы, что хотите делайте, но не снимайте. Посмею не согласиться.

Конечно, с данным типом естественного освещения работать очень не просто. Он жесткий, создает резкие тени, в которых полностью теряются детали, а если солнце в зените – так это же вообще страшный сон любого фотографа-портретиста: тени на глазах моделей и под носом такие, что попробуй их вытяни еще. К тому же непонятно, как его мерить: по светам? Чревато теми самыми черными провалами в тенях. По теням? Пересветы неизбежны.

Да, конечно, все это так. Но, тем не менее, у всего есть свои преимущества, и данный пример – не исключение. Во-первых, те самые жесткие тени помогают в ряде случаев придать кадру дополнительный объем и разделить его визуально на слои. Во-вторых, с их помощью можно получить очень интересные эффекты: например, если поместить объект съемки приблизительно в одной плоскости с фоном, кадр выйдет подчеркнуто «плоским» и очень графичным, будто нарисованным на бумаге карандашом. Подобное освещение может помочь создать очень стильные, контрастные фэшн-кадры.

Для примера: та же знаменитая студийная «бабочка», используемая для съемки «гламура» — это источник света, расположенных выше головы модели, за камерой. Чем солнце хуже, кроме невозможности изменить его положение сподручными средствами? Резкие тени, например, очень хорошо подчеркнут скулы и линии подбородка в портретной съемке. Можно также при желании увести в тень все лишние детали, правильно расположив объект съемки.

Пару советов по принципам работы с жестким солнечным светом. Я советую производить замеры по светам, если вы не используете его в качестве контровой подсветки (об этом в далее). Это позволит вам подчеркнуть тени и сохранить информацию в светлых зонах. Съемка в данном случае всегда ведется на коротких выдержках и низких значениях ISO. Позволить себе использовать широкую диафрагму тоже получится далеко не всегда, если у вас только нет возможности снимать на ISO 50 и ниже и на выдержке короче 1/1000 секунды.

Для того чтобы скорректировать негативные стороны данного вида освещения, можно при съемке использовать отражатель для подсветки теней. Чем больше отражатель, тем более эффективно он справится с данной задачей. Если тени необходимо вытянуть на небольшой площади, отражателя диаметром 50-60см будет более чем достаточно.

Также есть простая народная метода: если вы снимаете портрет и хотите убрать тени под глазами, можно попросить модель поднять голову вверх, к источнику света. Данное правило применимо, кстати, не только в условиях жесткого полуденного света. Даже при рассеянном освещении вы можете заметить, что если модель опускает голову вниз, а поверхность под ней имеет низкую отражающую способность, под глазами появятся тени. На ярком солнце, правда, возникает одна проблема, что с отражателем, что с подниманием лица к солнцу.

Довольно у большого количества людей глаза очень чувствительны, мало кто может смотреть прямо на солнце, не щурясь и не истекая слезами. Поэтому обычно я прошу модель закрыть глаза, поднять голову, выбираю ракурс, навожусь, фокусируюсь, а потом на счет «раз-два-три» модель открывает глаза, и я снимаю. Не всегда получается сотворить этот фокус с первого раза, но тем не менее получается.

Возможность получить забавные тени – один из плюсов жесткого солнечного света.

Солнечный свет на закате/рассвете

Это любимый тип освещения большинства фотографов. Наблюдать его можно примерно через час после восхода и за час до заката. Солнце низко над горизонтом, цвет света очень теплый, оранжево-золотистый, оттенки в кадре выглядят яркими и насыщенными. Тени в таком случае получаются длинные, что можно очень выгодно обыграть, они мягче и ложатся более красиво, чем в околополуденное время. Данный тип освещения позволяет создавать яркие, теплые и объемные снимки. Какие же в данном случае могут быть недостатки?

Я бы сказала, что он подходит не под все цели, но, как известно, универсальных инструментов в принципе не бывает, и посему данный пункт можно опустить, это очевидно. Иногда с данным типом света бывает тяжело работать в плане замера экспозиции, поскольку также могут появиться пересветы. Я в данном случае обычно произвожу замер по теням, потом по светам и выбираю нечто среднее. Зона, по которой вы будете замерять экспозицию, зависит от того, что вы хотите получить в итоге: глубокие тени или проработку деталей в них? Такое освещение позволяет вам по-прежнему выбирать низкие значения ISO, но при этом вы уже можете чуть расширить диафрагму, что вполне уместно, если вы снимаете портрет.

Используется подобный свет обычно либо как боковой, чтобы сделать акцент на тенях, либо как контровой (о нем мы поговорим отдельно в следующем пункте).

Мягкий, теплый закатный свет позволяет проработать детали в тенях, при этом не получая жестких пересветов.

Пара слов о контровом свете

Контровое освещение возникает, когда источник света находится позади объекта и напротив камеры. Например, если модель стоит спиной к солнцу, а вы снимаете ее лицо. Для получения данного освещения в кадре работают с источником направленного света, иначе говоря, когда свет рассеянный, контровое освещение получить не удастся. Ну разве что мягкую заднюю подсветку (насколько это вообще можно назвать контровым светом), если вы снимаете напротив окна в затененном помещении, как в случае с изображением ниже.

Данный тип освещения очень интересен, основные его преимущества я вижу в возможности создать «кадры с настроением», нежные, романтичные, веселые, поиграть с бликами и отражениями. Возможно, фотографии получатся довольно странными, но назвать их «пресными» будет действительно сложно.

Работать с контровым светом достаточно тяжело, особенно в плане подбора экспопары. Вам нужно изначально понимать, какой эффект вы хотите получить. Если вам нужен белый пересвеченный фон, замеряйте экспозицию по стороне объекта, повернутой к вам. Если вы стремитесь, напротив, показать силуэт на ярком фоне – производите замер по фону, как в случае со съемкой заката. Пытаетесь воспроизвести солнечную дымку и поиграть с бликами, как на примере выше?

Сделайте так, чтобы источник света был спрятан за вашей моделью или за каким-либо объектом в кадре (например, за листвой деревьев), минимизируйте количество фона и настраивайте экспозицию по лицу модели. Поиграйте с ракурсами, это влияет на распределение бликов в кадре. Впрочем, зачастую блики являются как раз нежелательным побочным эффектом, вкупе со снижением контрастности снимка, и тогда эти факторы можно отнести к недостаткам контрового освещения.

Заключение

Я надеюсь, что эта статья была для вас полезной и помогла чуть больше понять о свойствах естественного света и принципах работы с ним. Я всегда говорила, и буду говорить, что с естественным освещением никакое искусственное, как бы хорошо оно ни было настроено, не сравнится.

У искусственного освещения есть свое определенное назначение, и оно отрабатывает лучше в тех ситуациях, когда нам нужен жесткий контроль над направлением и мощностью света, как в случае с предметной и фэшн-съемкой. Но естественный свет гораздо лучше позволяет передать то или иное настроение, и потому нужно уметь извлекать выгоду из любых его состояний, и корректировать время и стилистику съемки в зависимости от изначальной идеи и поставленных задач. Впрочем, это лишь мое мнение. Любите ли вы естественный свет так, как люблю его я?

Естественный свет против искусственного: с каким вы предпочитаете работать?

Многие фотографы в тот или иной момент сталкиваются с этим вопросом; какой свет лучше использовать для фотосъемки – естественный или искусственный? Однозначного ответа нет, и вы, как фотограф, наверняка имеете свое мнение на этот счет. В этой статье мы рассмотрим ключевые отличия между источниками натурального и искусственного света, а также преимущества и недостатки их использования.

Определение естественного и искусственного света

Для начала давайте проясним, что же такое натуральный свет и искусственный. Чтобы не усложнять, под естественным светом подразумевается доступный свет, производимый солнцем или луной. Искусственный свет производится с помощью других источников, таких как студийная вспышка, LED, встроенная накамерная вспышка или даже уличный фонарь или лампа.

Преимущества использования естественного света

Самым большим преимуществом естественного света является то, что он бесплатный, присутствует в изобилии и его легко найти. Нет необходимости делать большие вложения в осветительное оборудование, чтобы найти прекрасный естественный свет и сделать блестящие снимки. Все, что вам нужно, это камера и немного солнечного или лунного света, и вы можете немедленно приступить к фотографированию! Если вы однажды решите обновить ваш подход к использованию натурального света, то необходимые инструменты также будут недорогими, так как в основном это отражатели и рассеиватели для перенаправления или манипулирования доступным светом. Из-за простоты использования и легкости освоения, как правило, начинающим фотографам рекомендуется начать экспериментировать с естественным светом прежде, чем знакомится с искусственным, для лучшего понимания, как он работает.

Недостатки использования естественного света

В то время, как естественный свет доступен в обилии и его легко задействовать в фотографии, сложность может состоять в том, что он значительно варьируется. В зависимости от места, времени года, погоды и времени суток естественный свет может создавать разный цвет и контрастность в ваших снимках. Например, полуденное солнце, как правило, дает нейтральный белый цвет и чрезвычайно высокий контраст. А в золотые часы рассвета и заката дает очень мягкие цвета и средний контраст. Таким образом, изображение, которое вы хотите получить, будет определяться временем и местом вашей съемки, если вы не используете такие дополнительные инструменты, как отражатели, рассеиватели и фильтры.

Преимущества использования искусственного света

Если вы предпочитаете управлять и контролировать каждый аспект фотосъемки, искусственный свет вам больше подойдет. Так как искусственный свет не имеет ничего общего с натуральным, это непрерывный источник света, который доступен в любое время суток, а это означает, что вам не обязательно планировать фотосъемку в зависимости от погоды или доступности солнечного света. В зависимости от того, какой тип искусственного света вы выбрали, вы можете имитировать солнечный или лунный свет, и создавать изображения, которые выглядят, как снятые при естественном свете, но в удобное для вас время.

Искусственный свет имеет репутацию сложного и дорогого, но существует широкий ряд осветительных приборов для фотографов; он начинается с дешевых самодельных решений и заканчивается топовыми вспышками профессионального уровня со множеством вариантов между ними. Некоторые приборы имеют сложные настройки, но многие из них относительно простые, особенно это касается непрерывных источников света, таких как LED лампы, которые имеют простые переключатели.

Недостатки использования искусственного света

Даже если источник искусственного света предлагает вам больше контроля над фотосъемкой, это сопровождается необходимостью иметь больше оборудования и времени для его установки. В отличие от солнца, искусственный свет стоит денег, даже если вы остановились на таких простых решениях, как свечи или настольная лампа. Искусственные источники света профессионального уровня должны быть установлены на специальные стойки, возможно даже оснащены зонтиками, портретными тарелками и софт боксами.

В зависимости от того, какое фото вы задумали, вам может понадобится несколько источников искусственного света, чтобы сбалансировать снимок. Будут нужны такие аксессуары, как аккумуляторы или кабеля и разъемы, а также отдельная студия или место, где вы установите оборудование. Короче говоря, искусственное освещение может добавить множество дополнительных частей, которые стоят времени и денег, не говоря уже о необходимой практике.

Когда использовать естественный и искусственный свет?

Какой тип освещения использовать, в конечном счете, будет зависеть от ваших личных предпочтений и опыта в качестве фотографа, а также вашего бюджета и изображения, которое вы хотите создать. Искусственный свет обычно требует некоторого времени и практики, чтобы научаться использовать его правильно; в то время, как естественное освещение является более простым, чтобы начать. Конечно, есть исключения из этих правил, но в целом естественный свет легко использовать в репортажной, уличной съемке или технике «run-and-gun», когда у вас нет времени на создание управляемой фотосессии. С другой стороны, искусственный свет предпочтителен для коммерческой, предметной и fashion-фотографии, когда есть и бюджет, и широкие ресурсы для создания фотографии.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИЛИ ИСКУССТВЕННЫЙ СВЕТ? ЧЬЯ КАРТИНКА ЛУЧШЕ? КАКОЙ СВЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ И НУЖЕН ЛИ ВАМ КОМПЛЕКТ ИО?

Сегодня хочу затронуть интересную для многих тему искусственного и естественного освещения. Не ждите никаких терминов и определений что есть что, это было в другой статье (кому интересно, читаем тут ), здесь же я хочу провести небольшое сравнение одного источника света и второго между собой и дать вам возможность самим сделать соответсвующие выводы и возможно даже принять решение, нужно ли тратиться на комплект искусственного освещения или нет.

Я часто слышу вопросы от своих читателей по этой теме и наконец-то решила осветить ее тут на сайте, что б раз и навсегда развеять ваши сомнения по поводу источника света в принципе.

Для начала хочу обратить внимание на два кадра, что находятся выше. Один из них снят с импульсным светом (искусственное освещение-вспышка, далее — ИО, про него писала тут ), второй с естественным светом ( свет из окна, рассеян легкой занавеской тюль, далее ЕО, про него читаем тут ). Оба кадра я снимала без штатива, намеренно сделала это на 100 mm объектив без стабилизатора (это значит что объектив очень сильно реагирует на естественное дрожание рук «чувствителен к шевеленке»), что бы показать вам разницу в качестве картинок при разных настройках выдержки, диафрагмы и iso во первых(!) и во вторых(!), хотела показать, что можно снять отличную картинку без штатива(!) с большой потерей в качестве при печати, но не такой уж заметной потерей качества, при просмотре в цифровом формате на планшете или смартфоне в социальных сетях, ведь там изначально не высокие требования к разрешению картинки и столь разительная разница в качестве на маленьком экране не так сильно заметна, а зачастую выглядит как творческая задумка. Присмотритесь, одна картинка более четкая и резкая, вторая с снятая с естественным светом более мягкая как по резкости на всей поверхности кадра, так и по освещению. Хочу отметить, что дело не только в освещении но и в параметрах, которые я выставляла, для сохранения освещенности композиции в условиях съемки без штатива. Итак смотрим, что нам дало такие картинки по пунктам и как ИО и ЕО дает нам возможность изменить тот или иной параметр:

СЪЕМКА БЕЗ ШТАТИВА СРАВНИВАЕМ ИО И ЕО:

(оба кадра сняты с абсолютно разными параметрами)

  • РАЗНОE ДИАФРАГМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИО-9 и ЕО-5

1. значение диафрагмы 9 при ИО — дает большую глубину резкости и картинка более четкая по всей поверхности кадра, чем в случае с ЕО (я, кстати тут могла выставить как большее, так и меньшее число диафрагмы при съемке и кадр был бы таким же размытым, как на фото снятом с ЕО или более четким без эффекта бокэ, по всему периметру)

2. значение диафрагмы 5 при ЕО — дало размытый фон (так сильно любимый начинающими свой путь в фотографии, эффект бокэ), размытую доску, тарелку и декор позволило показать более четкими, т.е. все что находится на одном уровне с местом фокусировки (я фокусировалась на звездочках) осталось резким.

Если в случае с ИО я могла менять параметры диафрагмы без потери качества картинки в большую сторону, то в случае с ЕО без штатива такие фокусы не возможны. Мы же с вами знаем, что увеличение значения диафрагмы, делает кадр более темным, значит нужно компенсировать чем-то выдержкой или параметром iso (об этом как раз ниже).

Какой параметр диафрагмы выбрать для съемки того или иного кадра решать вам, его я выставляю первым, потому что я как автор решаю, буду ли я размывать задний план на фото или нет, считаю что этот параметр в первую очередь создан для творчества, а не для осветления или затемнения кадра, хотя в некоторых случаях, конечно, он позволяет компенсировать плохие условия освещенности как в данном случае.

Съемка под углом 90 градусов не предполагает большего раскрытия диафрагмы, чем на 5-5,6, в другой композиции при ЕО, я наверно бы позволила себе размыть фон еще больше компенсируя плохие условия освещенности при ЕО и это было бы уместно. В моем кадре, конечно хочется прикрыть диафрагму и сделать кард более четким на всей поверхности одинаково резким, но у окна слишком темно и приходится оставить максимально возможное значение диафрагмы 5.

  • РАЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЫДЕРЖКИ ИО-1/125 и ЕО-1/80

1. выдержка 1/125 при съемке с ИО — тут все понятно, любая выдержка превышающая значение 1/80 или 1/100 дает даже при ЕО приличную картинку без смаза, а тут у нас ИО и яркий импульс света от вспышки, однозначно получается четкая картинка, с любыми параметрами диафрагмы.

2. выдержка 1/80 при съемке с ЕО — это на моей камере одно из возможных значений выдержки, которое я могу позволить при съемке с рук, 1/60 дало бы возможность увеличить значение диафрагмы до 5,6, что дало бы меньшее боке и большую глубину резкости (картинка была бы более резкая на большей части кадра, скорее всего резкой стала бы уже и доска, на которой стоит чашка), но при съемке без штатива выдержка 1/60 улавливает дрожание рук и однозначно смажет картинку, по этому я ставлю 1/80, а лучше 1/100, что б уж наверняка зафиксировать шевеленку рук.

Если присмотреться, то звездочки не такие уж и резкие на кадре с ЕО. Причина как раз таки в том, что руки дрожат и параметр выдержки 1/80 недостаточно, нужно было выставить выдержку 1/100, но на дисплее моего фотоаппарата было не возможно рассмотреть, что звезды не очень резкие, на маленьких экранах кажется все одинаково резким и достаточно красивым, такие уж бонусы маленьких экранов (телефонов в том числе) и одновременно подводные камни (это к слову, если вы снимаете на результат, которого полноценно не увидите на маленьком экране, а только лишь на компьютере).

  • РАЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАПАМЕТРА И-ISO 100 и ЕО-2500

1. iso 100 — минимальное значение этого параметра дает максимально качественную картинку, такое значение iso возможно выставить только при очень хороших условиях освещенности, ИО как раз таким и является, т.е. этот параметр тут всегда возможен и выставлять значение выше, не вижу смысла

2. iso 2500 — при ЕО в данном случае мера вынужденная, этот параметр я выставляю в последнюю очередь при съемке с ЕО. Дело в том, что сначала надо по максимуму использовать возможности выдержки и диафрагмы и выставить такие, которые в условиях съемки без штатива позволят зафиксировать четкий кадр без смаза, хорошо экспонированный (хорошо освещенный) и уже потом выравнивать освещенность вашего кадра изменяя параметр iso в большую или меньшую сторону.

Итак, параметр iso 2500, соответственно минимальное качество фотографии, появляется сильное зерно на фотографии, отчего и без того не четкая картинка приобретает еще большую размытость и наименьшее качество.

ПОДВЕДЕМ ИТОГ СЪЕМКИ БЕЗ ШТАТИВА С ИО И ЕО:

Фото снятое с ЕО годится только для демонстрации в социальных сетях и на гаджетах с небольшим экраном, где все погрешности, выставляемых параметров на максимально допустимые значения, граничащие с потерей качества, воспринимаются прилично и почти не заметны глазу. Такое качество картинки вполне допускаю для WEB, хотя на сайт такое фото уже не разместить, не говоря уже о печати.

Фото снятое с ИО конечно выигрывает и съемка без штатива никак не сказалась на качестве. Такое фото можно использовать как для сайтов, так и в печать. Тут больше возможностей в плане творчества и изменения любого из параметров, кроме выдержки.

С ИО при съемке с рук, параметр выдержки возможен на моем комплекте ИО от 1/80-1/125, если я выставляю параметр 1/160, то на кадре уже появляется черная полоса, а если выставляю 1/60, то уже улавливается «шевелека» руки.

Про выдержку и диафрагму подробно и понятно писала ТУТ .

Сейчас мы рассматривали кадры, сделанные при довольно разных условиях и конечно можно приготовить яйца или помидоры, что бы закидать меня, в желании спорить, мол, ну конечно, опять она снимала с рук и настройки сделала разные, кадры то абсолютно не похожи, а потому не можем оценить прелестей ни ИО, ни ЕО.

Картинки то разные и видно, что при ИО картинка лучше, да, так и есть, но не торопитесь, приготовила другой вариант съемки, где вы не отличите где естественный, где искусственный.

ПРОВЕРИМ? предлагаю попробовать найти где ЕО и где ИО (проверьте себя, не смотрите фотографии с настройками камеры), отличите и распознаете искусственный свет и свет из окна? В отличии от первой пары фотографий, где очевидно, где какое освещение, тут сложно разобрать, во всяком случае я б не нашла, честно.

ИТАК, КАДРЫ СНЯТЫ ПРАКТИЧЕСКИ С ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ НАСТРОЙКАМИ КАМЕРЫ СО ШТАТИВА

Эти кадры идентичны, на обоих я воссоздала одни и те же условия съемки, Сняты они в разных местах помещения, один у окна с ЕО, другой на столе под лампой, которая располагается с той же стороны, где и окно. Так что не надо искать трех отличий в расположении предметов съемки, ищите отличия по свету, тут как раз это важнее.

Влияние освещенности на организм

Информация, которую обрабатывает мозг, поступает к нему через глаза. Но итоговое влияние света на организм не ограничивается органами зрения, так через них излучаемый спектр в той или иной степени воздействует на все процессы, происходящие в организме человека. Поэтому важно выбирать безопасные и комфортные источники освещения для дома, мест отдыха и рабочих помещений.

Сложности с выбором светильников?

Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО — еще до покупки и заключения договора, вы сможете оценить:
«Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?», «Сколько будет наматывать счетчик?».

Общее влияние света на работу организма человека

Органы зрения

Включенные искусственные лампы оказывают прямое воздействие на сетчатку. Эти приборы вызывают у человека усталость, приводят к переутомлению и головным болям в том случае, если не сбалансировано соотношение яркостей или имеет место слепящее действие.

Общее состояние здоровья

От выбора освещения будет зависеть общее самочувствие и здоровье, сон, иммунитет, работа внутренних органов, нервной и дыхательной систем.

Трудоспособность

Интенсивность, температура и тип осветительных приборов в офисах и производственных помещениях оказывают влияние на человека, выполняющего профессиональные обязанности. От этих параметров зависит то, как быстро рабочие будут утомляться, насколько лучше концентрироваться и как часто делать ошибки.

Какой свет лучше – естественный или искусственный

Сравнительная оценка естественного и искусственного света, полученная в ходе исследований, показывает явное преимущество первого. Причина кроется в спектральном составе излучения и динамичности естественного света, которая влияет на циркадные ритмы. Но полагаться только на естественное освещение невозможно – человеку нужен свет на 4-8 часов дольше, чем длится световой день, плюс около 20 % рабочих в промышленно развитых регионах трудятся посменно, в том числе в ночные часы.

Оптимальный уровень яркости освещенности для человека в среднем составляет 1000-1500 лк. Если дневной свет не способен обеспечить эти показатели, необходимо дополнить его искусственным. Он может быть общим или локальным, рассчитанным на определенную зону работы или отдыха.

Вред от некачественного освещения

Первыми страдают от некорректно организованного освещения органы зрения человека. Прямое попадание лучей света на сетчатку не является желательным, но представляет опасность только при длительном (в течение нескольких часов) прямом воздействии и избытке доли синего цвета, который приводит к фотохимическим изменениям. Лучше выбирать лампы с рассеивателем – он снижает риск повреждения сетчатки.

Ожоги, полученные в результате случайного касания человека к источнику светового излучения – еще один повод расстаться с традиционными лампами накаливания. После 10 минут работы температура на поверхности колбы повышается до 110-120 °С, у люминесцентных ламп этот показатель в два раза ниже. В этом отношении безопасны светодиодные лампы. Они выделяют небольшое количество тепла, но уже не могут обжечь человека при случайном касании, так как почти вся тепловая энергия поглощается радиаторами, которые служат для отвода тепла от платы с LED-элементами.

Люминесцентные лампы небезопасны при нарушении их целостности – они выделяют пары ртути, которые имеют выраженное негативное воздействие: вызывают тошноту, головокружение, угнетают функцию почек, нервной и дыхательной систем. Разбить LED-лампы сложнее благодаря наличию в них рассеивателя из прочных материалов – матированного поликарбоната, прозрачного или полупрозрачного пластика. Такие приборы легко переносят падение с высоты 1-2 метров. Даже если светодиодная лампа разобьется, ее содержимое не будет представлять угрозы для здоровья человека.

Вред организму наносят мигания, характерные для всех ламп. Они незаметны органам зрения, но не ускользают от мозга. Мерцание вызывает усталость, головную боль, расстройство нервной системы. Негативное влияние объясняется изменение ритмической активности нервных элементов мозга, который вынужден перестраиваться под воздействие световых пульсаций. У лампы накаливания коэффициент пульсации достигает 15-18 %, а у светодиодных светильников, оснащенных драйверами, не превышает 4 %.

Искусственный свет «холодных» оттенков – с длиной волны 440-500 нм и температурой более 3500 Кельвинов – угнетает у человека выработку мелатонина, что приводит к ухудшению сна и снижению иммунитета. Однако такое его влияние на организм в рабочих условиях оправдано с экономической точки зрения.

Как организовать правильное освещение

Чтобы организовать правильное освещение дома, в офисе или в производственных помещениях придерживаются нескольких принципов, которые частично нейтрализуют вред искусственного освещения для здоровья человека.

Равномерное рассеивание

Видимые глазу человека перепады интенсивности света приводят к ухудшению адаптации и снижают видимость, что провоцирует потенциально опасные ситуации, вызванные ошибочной оценкой окружающей обстановки. Это важно для организации работы в ночные смены, когда на 20 % увеличивается количество несчастных случаев и на 10-20 % снижается базовая работоспособность.

Комфортная яркость

По санитарным нормам освещенность рабочих кабинетов и помещений учебных заведений составляет 300 лк, детской комнаты ребенка до 7 лет – 200 лк, гостиной и кухни – 150 лк, спальни – 100 лк, санузла, коридора и подсобных помещений – 50 лк.

Оптимальная мощность

На 1 м2 комнаты приходится от 10 до 20 Вт (от приглушенного до яркого) в эквиваленте мощности лампы накаливания. Для среднего по яркости света (14 Вт на 1 м2) в комнате площадью 12 м2 понадобятся осветительные элементы суммарной мощностью 15х12=168 Вт. В случае со светодиодными лампами это значение делят на 7 (усредненный коэффициент) и получают рекомендуемую мощность, равную 24 Вт.

Осветительные приборы с драйверами

Они способны уменьшить видимое мерцание лампы и то, которое воспринимается на уровне мозга человека. Драйвер – электротехническое устройство внутри LED-лампы, которое преобразовывает переменный ток в постоянный. Драйвер выпрямляет, сглаживает и стабилизирует напряжение, используемое для питания светодиодов.

Тепловая температура

Определяет комфортность и безопасность человека, находящегося в сфере действия искусственного света. Чем выше тепловая температура, выраженная в Кельвинах (К), тем белый будет визуально холоднее. Для дома это 2700-3000 К или «теплый белый свет», приятный для глаз. Для рабочего кабинета и производственных помещений рекомендуемое значение тепловой температуры составляет 3500-4000 К. В таких условиях человек чувствует себя бодрее, растет производительность его труда за счет снижения интенсивности выработки мелатонина.

Оптимальный выбор для дома, лечебных и учебных заведений, административных учреждений, офисов и производственных помещений – LED-лампы. Они безопасны (не содержат хрупких и токсичных компонентов), с энергопотреблением в 2 и 7 раз ниже, чем у люминесцентных и традиционных ламп накаливания соответственно, и увеличенным в 5-50 раз сроком службы. Выбирая LED-лампу, оцените прочность и точность изготовления пластикового корпуса, колбы и алюминиевой пластины, фиксацию цоколя, тип используемого драйвера.

Для того, чтобы узнать больше о преимуществах светодиодного освещения, рекомендуем Вам прочитать статью: «Светодиодное освещение от А до Я».

Разница между естественным и искусственным светом 👍 — Главное хаки Ноябрь 2019)

Главное хаки: (Ноябрь 2019)

Источники света могут быть естественными или искусственными. Солнце является основным источником естественного света, а лампочки или лампы — искусственные источники. Свет — это форма электромагнитной энергии, которая в случае естественного света исходит от солнца как источника, а в случае искусственного света — через энергию из другого источника. Независимо от того, что источник, свет оказывает влияние на жизнь на земле в целом.

Солнце является самым мощным источником света.

Свойства естественного света

Полный спектр света лучше всего подходит для растений.

Естественный свет является самогенерированным и имеет широкий спектр цветов — видимые цвета лучей, которые мы испытываем. Цветовой спектр содержит свет с более короткой длиной волны вблизи фиолетового на одном конце и свет с более высокой длиной волны около красного. Названные ультрафиолетовым и инфракрасным лучами соответственно, эти лучи нам не видны. Полный спектр света из природного источника идеален для жизни растений и животных на Земле. Растения и животные процветают на естественном свете. Тьма, которая следит за фотоактивностью в организмах, помогает омолаживать и восстанавливать жизненные формы на клеточном уровне. Умеренное количество воздействия солнечного света на здоровье приносит пользу людям, поскольку оно увеличивает энергию и обмен веществ, повышает иммунную систему и помогает строить витамин D — все это имеет важное значение для организма. С другой стороны, чрезмерное воздействие оказывает вредное воздействие на живой организм. Пагубные ультрафиолетовые лучи могут вызывать такие состояния, как рак кожи и катаракта, а также повреждать текстуру кожи. Для растений потребность в светлых и темных периодах помогает сбалансировать активность клеток с точки зрения роста и ремонта. Солнечный свет также вреден, поскольку мы не можем его изменить или контролировать в соответствии с нашим условием.

Свойства искусственного света

В искусственном освещении растения не работают.

Искусственный свет — это искусственный свет, генерируемый другим источником энергии. Большая часть нашей деятельности остановится, если у нас не будет альтернативного источника света. Преимущество этого света заключается в том, что мы можем контролировать его по своей воле. Мы можем контролировать интенсивность, количество и качество света в соответствии с каждой ситуацией. Искусственный свет не имеет такого широкого спектра цветов и длин волн, как естественный свет; следовательно, это не так полезно. Поскольку свет имеет сравнительно низкое качество, его влияние на жизнь растений и животных также не так полезно. Растения и животные, подвергающиеся воздействию длительных периодов искусственного света, как правило, приводят к ухудшению качества жизни в растениях и вызывают клеточную дегенерацию или смерть у живых существ.

Различия между естественным и искусственным светом

Все живые существа нуждаются в естественном освещении. Искусственный используется для освещения во время темноты.

Естественный свет состоит из электромагнитной энергии, генерируемой из источника; он содержит здоровый спектр цветов и длин волн, хорошо подходящих для жизни на Земле. Искусственный свет использует другой источник энергии для создания света, который не так универсален, как естественный свет, и оказывает вредное воздействие на жизнь растений и животных при экспонировании в течение длительного времени. Умеренное воздействие всех аспектов естественного света идеально подходит для большинства людей на Земле; то же самое не касается искусственного света, который обычно служит цели освещения во время темноты.

Преимущества естественного света

Дневные и ночные циклы помогают клеточному повторному увлажнению у растений и животных.

Естественный свет излучает идеальное сочетание цветов. Достаточное количество воздействия невидимых лучей также является здоровым способом для роста растений и животных. Интенсивность и диапазон излучения, которые образуются в естественных условиях, трудно подражать искусственной обстановке. В чередующихся циклах дневной и ночной помощи растения и животные выполняют клеточное омоложение и ремонт, что необходимо для надлежащей функциональности.

Ссылка на основную публикацию